Диего Родригес де Сильва-и-Веласкес — испанский художник, крупнейший представитель мадридской школы времён золотого века испанской живописи, придворный живописец короля Филиппа IV. За пятидесятилетнюю карьеру живописца, Диего Веласкес создал около 170 картин. Диего Родригес де Сильва-и-Веласкес (исп. Один из друзей Диего Веласкеса писал: «каждый мазок — сама правда», настолько художник обладал мастерством колорита, яркой передачей характеров людей, передачей светотеней и это все поражало современников. Диего Родригес де Сильва-и-Веласкес (исп. Diego Rodrguez de Silva y Velzquez, 6 июня 1599, Севилья— 6 августа 1660, Мадрид)— испанский художник, величайший представитель золотого века испанской живописи.
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Диего Веласкес. В статье «Диего Веласкес: биография и творчество, видео» краткая биография художника и описание нескольких его картин. Шедевры Диего Веласкеса – Вакх, Триумф Вакха, Кузница Вулкана, Сдача Бреды, Менины, Пряхи, Венера с зеркалом, Старая кухарка, Завтрак, Завтрак двух юношей, Служанка-мулатка, Музыканты, Водонос. Диего Родригес де Сильва-и-Веласкес (исп. Diego Rodrguez de Silva y Velzquez 6 июня 1599, Севилья— 6 августа 1660, Мадрид)— испанский художник, представитель золотого века испанской живописи.
В 1631 г. Диего Веласкесу поручено оформление внутренних интерьеров в недавно возведенном величественном дворце в Буэн Ретиро. Диего Веласкес появился на свет летом 1599 г. в испанской Севилье, в семье эмигрантов из Португалии. Умер Диего Веласкес 6 августа 1660 года в Мадриде. Диего Родригес де Сильва-и-Веласкес родился 6 июня 1599 года в испанском городе Севилье в семье знатной, но небогатой. Веласкес, РОДРИГЕС ДИЕГО ДЕ СИЛЬВА-И-ВЕЛАСКЕС (1599–1660) – величайший испанский художник-реалист, заложивший основы психологического портрета в искусстве Европы.
Диего Веласкес стал выразителем нового стиля. Являясь придворным живописцем, Диего Веласкес создает самые главные свои работы. 6 августа 1660 г. Диего Веласкес отошел в мир иной. Диего Веласкеса в 1617 году приняли в местную гильдию художников, обеспечив тем самым его работой и заработком. Диего Веласкес ушел из жизни 6 августа 1660 года, оставив после себя колоссальное творческое наследие, в котором черпали вдохновение многие поколения живописцев, представители романтизма и импрессионизма.
Диего Родригас де Сильва Веласкес – самый замечательный художник золотого испанского века, мастер реалистической живописи, автор правдивых портретов, картин придворной жизни исторических и мифологических сюжетов. Если спросить образованного человека в любой стране мира, кого из испанских художников он знает, то, вероятно, прозвучит имя Диего Веласкеса, придворного живописца короля Филиппа IV. Вскоре отцу Веласкеса стали очевидны способности сына к искусству и он отвел десятилетнего Диего в мастерскую известного испанского художника Ф. Эрреры.
Творчество Диего Веласкеса — вершина испанского искусства эпохи расцвета. Довольно трудно определить жанр, в котором написана картина Диего Веласкеса «Менины». Диего Веласкес приобрёл ошеломляющий успех, признаком дурного тона являлось отсутствие портрета его работы.
Милостью короля он в 1659, после долгой проверки «чистоты» крови и отсутствия торговой деятельности, получает платье кавалера св. Стойный лес копий (отсюда второе название картины Копья) создает впечатление численного превосходства и мощи испанского отряда. Одетые в черные доспехи, с розовым шарфом через плечо теснятся испанцы. Главные полотна Веласкеса позднего периода – крупномасштабные композиции Менины (юные фрейлины) (1656) и Пряхи (1657). Его картина «Менины» оказала влияние на последующее создание картин бытового жанра. Веласкес задумал передать на холсте внутренний мир понтифика.
Но всадник далек от реальной войны, да и думает ли он о ней. Веласкес скромно изобразил себя в полутени, погруженным в работу.
Эти хрупкие и несколько невыразительные создания, облаченные в свои наряды, трактованы Ве-ласкесом словно красочные «гармонии»: бледно-розовые и серебристо-серые украшения сочетаются с кармином занавесей и приглушенным золотом консолей и зеркал. Стойный лес копий (отсюда второе название картины «Копья») создает впечатление численного превосходства и мощи испанского отряда. Они настояли на том, чтобы был устроен конкурс. По словам историка Хулиана Гальего (исп. )русск., молодой художник понимал ограниченность возможностей художественных школ Севильи и изучение королевской коллекции, особенно Тициана, оказало решающее воздействие на стилистическую эволюцию Веласкеса, который переместил акцент со строгого натурализма его севильской эпохи и от суровых землистых спектров до яркости серебристо-серого и прозрачности синего цветов к зрелому возрасту. Быстрая карьера Веласкеса вызвала негодование и зависть среди соперников— художников Винсенсо Кардуччи и Эухенио Кахеса (исп. )русск., которые обвиняли Веласкеса в том, что тот способен правильно нарисовать только голову.
Осажденная испанцами голландская крепость Бреда пала. В этих портретах, становящихся все более «нематериальными», кисть живописца обретает легкость изображая темы в определенном отношении менее возвышенные, но в то же время более элегантные и социально значительные. Картина «Пряхи» словно продолжает тему ранних мифологических полотен Веласкеса, где происходит поразительный синтез мифологической мистики и современных художнику реалий. 1625 год. В 1657 была создана картина Пряхи или Миф об Арахне (1657, Мадрид, Прадо) – изображение мастерской, где реставрировались и ткались ковры для украшения дворцовых залов.
"Кузница Вулкана" (1630, Прадо) полна ощущения реальной жизни благодаря колориту, близкому к натуре и естественности поведения её несколько простодушных героев. Отныне почти все его работы предназначались для королев- ской семьи они находятся ныне в Прадо и создают уникальную картину его творческой эволюции, несмотря на то, что ряд знаменитых полотен погиб в пожаре Алькасара в 1734 (например, большая картина «Изгнание морисков Филиппом III», которая на памятном конкурсе в 1627 продемонстрировала превосходство Веласкеса над другими королевскими живописцами старшего поколения). Однако своим положением Ве-ласкес пользовался только несколько месяцев. Согласно установочному принципу учителя все искусство живописца в рисунке, Диего много рисует.
В салоне Рейнос во дворце Ретиро он исполнил конные портреты Филиппа III, Филиппа IV инфанта Бальтасара Карлоса, написанные в стиле, близком Рубенсу, но с гористым и лесным пейзажем на дальнем плане, а также картину «Сдача Бреды» (все королевские художники тогда создали картины, посвященные последним испанским победам), которая является шедевром ритмизованной композиции и отмечена благородством в изображении побежденных голландцев. Однако, популярность Веласкеса вызывала не только поклонение, но и зависть. Луки. Они утвержали, что Веласкес не обладает талантом. Пейзаж в этих портретах становится не только фоном, но и вносит нотки настроения. Веласкес посетил Венецию, Феррару, Рим, Неаполь.
В них, проявление человеческих эмоций выглядело естественнее. Более 50 полотен Веласкеса хранятся в Прадо. Эти поиски синтезируются в двух больших картинах: «Менины» (1656, Мадрид, Прадо), где отражена будничная жизнь королевской семьи, маленькой инфанты, ее гувернанток и карлиц и «Пряхи» (там же), где миф об Арахне, ткачихе, наказанной Афиной изображен на ковре, висящем в глубине королевской ткацкой мастерской. Он успешно работает в разных жанрах живописи. К пятидесятым годам относится один из самых сложных портретов мастера – портрет Филиппа IV (1654).
Веласкес родился 6 июня 1599 года в городе Севилья в Испании, в семье португальских евреев, принявших христианство. «Менин» часто называют «картиной создания картины». На протяжении 1630-1640-х годов Веласкес создал серию портретов карликов и шутов. Комендант Бреды Юстин Нассауский вручает ключи от крепости испанскому полководцу Спиноле.
Монументальный характер трактовки этой темы был необычным для той среды, где жил Веласкес. Художник изобразил свою мастерскую в королевском дворце и себя, слева, с кистью в руке. Филипп IV возводит художника на высшую в государстве должность – гофмаршала. Порой В. вводит в бытовую сцену религиозный сюжет как самостоятельный мотив ("Христос в доме Марфы и Марии", около 1622, Национальная галерея, Лондон).
Как и положено, Диего проявил способности к изобразительному искусству уже в детстве. Веласкес пробовал себя во всех стилях живописи, которые существовали на тот момент. На втором показана мастерская художника.
Портреты по-прежнему преобладают в творчестве Веласкеса. Больше половины картин Веласкеса (около 50) находится в музее Прадо в Мадриде. В середине 1623 В. переехал в Мадрид и в том же году стал королевским живописцем.
Сюжет «Менин» – это не просто групповой портрет особ королевского двора. О высоком творческом подъеме Веласкеса свидетельствует его картина «Сдача Бреды» (Копья 1634—1635, Мадрид, Прадо), запечатлевшая падение в 1625 году голландской крепости Бреда — одну из немногих крупных побед испанского оружия в неудачной для абсолютистской Испании войне с демократическими Нидерландами.
Другой севильянец, камердинер кардинала-инфанта Фердинанда (королевского брата), отнёс его во дворец и показал хозяину. Приор Франсиско де лос Сантос писал в 1681 году, что испанский королевский дворец, который по собранию картин является «выдающимся среди других дворцов монархов мира», обязан этим «заботам Веласкеса». Полотно названо Менины – так именовали фрейлин, которые с детства служили у принцесс. Особенно часто изображалась инфанта Маргарита, королевская дочь. Крайне интересна и содержательная сторона портретов мастера. В Мадриде начинается новый этап его творческой карьеры.
Рядом с инфантой многочисленные фрейлины. Особенно часто дочь Филиппа инфанту Маргариту. Художник задерживается в Италии и лишь приказ короля принуждает его вернуться в Испанию.
Полагают, что здесь воспроизведен обряд посвящения в братство Вакха, пишет Л. Л. Жизнь города, его типы и нравы по-прежнему интересовали Веласкеса. Эта работа, в которой он тонко уловил и натурально и бескомпромиссно изобразил горечь, присутствовавшую в лице позировавшего поэта, способствовала укреплению репутации Веласкеса среди столичной знати как умелого портретиста. Произведения эти не имеют себе равных в мировой живописи. В 1656 Веласкес создает знаменитые Менины (Фрейлины) (1656, Мадрид, Прадо) – полотно высотой более трех метров с фигурами в натуральную величину. В октябре он стал «живописцем короля» и его личным портретистом, Филипп IV любил наблюдать за его работой во дворце.
Не так просто объяснить воздействие, связанное с ощущением присутствия внутри нее. Своеобразный завораживающий эффект при просмотре работ мастера сохраняется и сегодня. Среди подобных портретов этого периода надо отметить Графа Оливареса (1625) и Шута Калаба-Сильяса (1626-1627). Местом действия выбрана королевская мастерская ковров. В портретах придворных, друзей, учеников Веласкес накапливал и синтезировал свои наблюдения, отбирал необходимые изобразительные средства.
До 1623 Веласкес работал в Севилье. Художник пишет портрет молодого короля Филиппа IV имевший большой успех и вскоре получает звание придворного живописца. К этому периоду относятся женские и детские портреты членов королевского двора: королевы Марианны Австрийской инфанты Марии Терезы инфанты Маргариты инфанта Филиппа Просперо, портрет стареющего Филиппа IV. С 1622 года он возглавил правительство. Художник был избран членом Римской академии, на него посыпалось множество других заказов, однако художник был вынужден вернуться в Мадрид, так как король торопил его с возвращением.
Они становятся значительно разнообразнее по композиции и живописному решению. Рядом с ним любимица Маргариты – карлица с одутлватым лицом. В картинах Вакх (Пьяницы, до 1630) и Кузница Вулкана (1630 обе картины в музее Прадо, Мадрид) художник объединил мифологические образы богов с грубоватыми, нарочито приземленными образами людей, наделил их реальными психологическими характерами. Частный эпизод придворного быта предстаёт здесь как один из моментов общего течения жизни со всей сложностью её взаимосвязанных и изменчивых проявлений. Художник показывает свою мастерскую, расположенную во дворце.
Именно портреты, созданные Веласкесом в этот период, принесли ему заслуженную славу мастера этого жанра. Учился в Севилье у Ф. де Эрреры Старшего и у Ф. Пачеко (1610—16). Следуя традиции, он исполнял заказанные ему портреты шутов, карликов, уродцев. «В свете подобного толкования, – пишет В. И.
За работой этой пряхи наблюдает другая женщина. Как и многих других мальчиков, его отдали в монастырскую латинскую школу. Творчество Веласкеса не было очень обильным.
Мифологические сюжеты он трактует в очень современном иногда ироничном духе: «Кузница Вулкана», «Марс» и «Венера перед зеркалом», мадридская вариация на ре-нессансную или античную тему. Жизнь запечатлена здесь в удивительном богатстве смысловых оттенков и сопоставлений, в сложной диалектике низведения официального величия и возвышения реального. Он почти не пишет аксессуаров, редко изображает жесты, движение. На картине первый министр испанского короля Филиппа IV, герцога Оливареса. Родился Диего в 1599 году 6 июня в семье помещика. Осажденная испанцами голландская крепость Бреда пала.
Как все его сюжетные картины, полотно необычно по замыслу. Веласкес посетил Венецию, Феррару, Рим, Неаполь. Самое крупное произведение Веласкеса 1630-х – историческая картина Сдача Бреды (1634–1635, Мадрид, Прадо). В 1634-1635 годах Веласкес написал свое единственное батальное полотно Сдача Бреды, где его мастерство предстает во всем блеске.
В последние годы жизни В. написал две самые знаменитые свои картины: "Лас Менинас" ("Фрейлины", 1656) и "Пряхи" (первоначальное название — "Миф об Арахне", 1657) — обе в Прадо. Примеры работ: Эль Примо, Менипп, Барбаросса. Когда во время второй поездки в Италию он изображает главу церкви папу Иннокентия X, он настолько мастерски отображает внутреннюю жесткость и коварство своего героя, вместе с тем реалистически описывая роскошную обстановку, окружающую его, что папа имел все основания для своего знаменитого комментария: «Слишком правдиво». Иннокентий Х был некрасив и Веласкес не стремился облагородить его внешность. В последние годы жизни Диего Веласкес написал две самые знаменитые свои картины.
Первые работы юноши были выполнены в жанре бодегонес (bodegn — трактир (исп. ) и представляли собой бытовые сценки из народной жизни, в изображении которых Диего показал себя великолепным наблюдателем. Образ жизни Веласкеса, однако, не изменился. Вообще отношения между королем и Веласкесом складывались очень дружеские. Молодой художник приобрёл в Севилье уже достаточно хорошую репутацию. В Италии он открыл для себя «большой стиль», смягчивший его рисунок и обостривший его видение. Сам же папа, увидев портрет, воскликнул «Слишком правдиво. » и наградил художника золотой цепью и папской медалью.
В 1627 году Веласкес написал большую историческую картину Изгнание морисков. В 1634-1635 годах Веласкес написал свое единственное батальное полотно «Сдача Бреды», где его живописное мастерство предстает во всем блеске. гал. Портрет Филиппа IV в охотничьем костюме (1634, Мадрид, Прадо). Диего Родригес де Сильва Веласкес родился 6 июня в 1599 году, в городе Севилья (Испаня).
Там же (или вскоре по возвращении в Испанию) В. исполнил "Венеру с зеркалом" (1651, Национальная галерея, Лондон). Филипп IV повторил ему обещание Александра Македонского, адресованное Апеллесу: «Никто, кроме тебя, писать меня больше не будет».
Кардинал-инфант пришёл в восторг и сразу заказал Веласкесу свой портрет. На «одном дыхании» написана и другая прославленная картина «Пряхи», столь же сложная и многоплановая по своему замыслу. Это также одна из последних картин, написанная Веласкесом. Каждый образ на редкость красноречив.
Несмотря на отсутствие в них жестов и движений, они необычайно реалистичны и естественны. Существует несколько версий, противоречащих друг другу. С неё было сразу же сделано несколько копий.
Одновременно с королевскими заказами Веласкес пишет ряд «официальных» портретов – герцога Оливареса (1638, там же), герцога Модены во время его посещения Мадрида (Модена, пинакотека Эстенсе), графа Бенавенте (Мадрид, Прадо), а также более лиричных, в которых проявляется влияние венецианцев и Эль Греко (портреты жены Хуаны Пачеко, скульптора Монтаньеса, «Дама с веером», Лондон, собрание Уол-лес). Портрет на долгие годы становится его основным жанром. Диего Веласкес (Diego Velasquez) – великий испанский художник 17 века. Веласкес Диего, великий испанский художник.
Существует предположение, что живописцу позировала для этой работы известная итальянская художница Фламиния Тривио. Сам король и его дети многократно были написаны в творениях художника. К пятидесятым годам относится один из самых сложных портретов мастера — портрет Филиппа IV (1654).
Но не успел он пробыть дома и двух месяцев (1623), как его догнало письмо от севильянца, служившего королевским капелланом. Художник организует пространство картины при помощи особой работы со светом. В. И. Картина хранится в Риме, в галерее Дориа-Памфили.
На первом изображена мастерская, где происходит работа. В 1623 году Веласкес переехал в Мадрид и стал королевским живописцем. К этому же периоду относятся Венера перед зеркалом (около 1650, Национальная галерея, Лондон), в которой необычный композиционный прием (лицо Венеры видно только в зеркале) придает особую свежесть и остроту изображению гибкого, стройного, полного жизненного обаяния обнаженного женского тела, а также два пейзажа Вилла Медичи (1650–1651, Прадо, Мадрид по другому мнению – около 1630), в необычайно для своего времени широкой живописной манере воссоздающие целостные образы природы.
Веласкес сдал экзамен на звание мастера 14 марта 1617 года и по поручительству Пачеко был принят в гильдию живописцев Севильи, где получил лицензию для работы в качестве художника-живописца и право «практиковать своё искусство в королевстве иметь мастерскую и нанимать подмастерьев»5. Художественный талант Веласкеса открылся в раннем возрасте. Как и многих других мальчиков, его отдали в монастырскую латинскую школу.
Портрет главы римской церкви стал самым знаменитым созданием Веласкеса вне Испании. Есть в них и удаль и бесшабашность и веселье и горечь. Веласкес скончался, достигнув вершины своего искусства. В 1619 и 1621 годах у четы Веласкесов родились две дочери. Первая серия из шести картин отличается подчеркнутой официальностью.
«Вид Сарагоссы», 1647, Мадрид, Прадо) он же создал многие реплики с портретов мастера. Они созданы в жанре «бодегонес», распространенном в первой половине 17 в. в Испании, на них изображались трактиры и харчевни (по исп. Так, до сих пор идут споры о сюжете и смысле «Менин».
Знакомство с творениями великих итальянских художников оказало заметное влияние на живописца: его стиль стал более свободным и блестящим, колорит— менее тёмным в тенях и передающим натуру в ярком освещении. Античный сюжет позволил художнику порвать с традицией интерьерной бытовой сцены. В 1922 году Веласкес перезжает работать в Мадрид. Впоследствии оно только увеличивалось. Всё пронизано трепетным движением серебристого воздуха.
Согласно установочному принципу учителя «все искусство живописца в рисунке», Диего много рисует. Особое место в творчестве живописца занимает его единственное монуменальное полотно в жанре исторической живописи – «Сдача Бреды». После того, как в 1629 он написал «Вакха» (Мадрид, Прадо), в котором сопоставлены несколько диссонирующие образы Вакха и андалузских крестьян, мастер получает отпуск и отправляется сначала в Венецию, где он знакомится «со всем лучшим, что есть в живописи», затем в Фер-рару и Рим, где благодаря кардиналу Барберини он свободно и в полном одиночестве изучает Ватиканские Станци и живет на вилле Медичи (несмотря на мнение некоторых современных исследователей, маловероятно, что два пейзажа, предвосхищающие Коро, – «Сады виллы Медичи», Мадрид, Прадо, – датируются этим временем). Картиной "Сдача Бреды" (1634, Прадо) В. закладывает основы всей европейской исторической живописи на тему современной действительности.
Примером этому может послужить полотно «Христос в доме Марии и Марфы» (около 1620 г., Национальная галерея, Лондон), представляющее собой «картину в картине» и наполненное более глубоким смыслом, чем прочие работы этого периода. Живопись и творчество Диего Веласкеса Примечание. В доме учителя Диего познакомился со своей будущей женой.
При всём этом следует отметить, что не возникает сомнений в жизненности и достоверности изображённых образов и сцен. 1657, обе — Мадрид, Прадо), великолепные придворные портреты. Как пример можно привести произведения тридцатых годов – охотничьи и конные портреты Филиппа IV и членов его семьи (1630-е). Первые работы юноши были выполнены в жанре бодегонес (bodegn — трактир (исп. ) и представляли собой бытовые сценки из народной жизни, в изображении которых Диего показал себя великолепным наблюдателем.
Особенностью в портретах Веласкеса можно выделить отсутствие излишних аксессуаров, жестов. Автор изобразил момент получения Вулканом (богом огня) от Апполона вести об измене жены (Венеры). По возвращении в Мадрид, он оставался здесь на протяжении восемнадцать лет, совершив лишь одно путешествие в Арагон во время кампании против восставших каталонцев (1644).
Знакомство с творениями великих итальянских художников оказало влияние на стиль живописца— он сделался более свободным и блестящим, колорит менее тёмным в тенях и передающим натуру в ярком освещении. Эрмитаж) или картины на священные сюжеты («Христос в Эммау-се», Чикаго, Художественный институт «Христос в доме Марфы и Марии», Лондон, Нац. Он скуп в выборе изобразительных средств, предельно сдержан в выражении эмоций.
Иакова, беспримерная честь для художника. Обстоятельства обучения не были задокументированы, но известно, что в октябре 1611 года Хуан Родригес подписал «договор на обучение» своего сына Диего с художником Франсиско Пачеко, на шесть лет, начиная с декабря 161110. Тонко и точно разработанная гамма красных и розовых оттенков – эмоциональный ключ к пониманию жестко-правдивого образа папы Иннокентия Х (1650, Галерея Дориа-Памфили, Рим), портрет которого Веласкес написал во время второй поездки в Италию в конце 1648 – середине 1651 годов. Осенью 1623 года Веласкес вместе со своим тестем приехал в Мадрид. Картины пропитаны большим психологическим смыслом. В семнадцать лет Веласкес получил звание мастера. Осажденная испанцами голландская крепость Бреда пала.
Раздольская, – особое значение приобретает в ней автопортрет художника. Картина, над которой художник проработал три месяца, в результате ошеломила весь Рим. Веласкесу несказанно повезло. В эти годы художник пишет первые портреты, в которых определяются особенности Веласкеса-портретиста – остро схваченное сходство, яркость выявления индивидуальности: Портрет монахини Херонимы де ла Фуенте (1620, Лондон, Национальная галерея).
В мадридский период мастерство художника совершенствуется. Но здоровье Веласкеса было подорвано. Найденные для каждого портрета неповторимые сочетания оттенков серебристо-серого, оливкового, серо-коричневого цветов при общей сдержанности гаммы создают индивидуальный строй образов (портреты: Хуана Матеоса, около 1632, Картинная галерея, Дрезден графа-герцога Оливареса, около 1638, Эрмитаж, Санкт-Петербург Дама с веером, около 1648, собрание Уоллес, Лондон серия портретов инфант, Лувр, Прадо).
Веласкес Диего, картины которого необычны для отечественных традиций, к тридцатилетнему возрасту завершает работу над таким шедевром на античный сюжет, как «Пьяницы» или «Вакх». Теперь Веласкес, наконец, получил полную независимость.
Школа живописи Пачеко, носящая название «Academia Sevillana», отражала академический, официальный взгляд на изложение религиозных сюжетов и образов. Каждая из них не только является прекрасно изображённым эпизодом из жизни, но и наполнена глубоким подтекстом благодаря многим деталям, позам фигур их расположению, освещению. Впав в уныние, Веласкес вернулся в Севилью. Всё это позволило говорить о загадках в позднем творчестве Веласкеса.
Раздольская пишет «Веласкес изобразил его сидящим в кресле, в спокойной, но исполненной скрытого напряжения позе. По совету учителя Диего оттачивает владение рисунком, позволяющее точно воспроизводить натуру, в живописи на бытовые темы, по-испански – бодегонес. Собственно, Диего Родригес де Сильва Веласкес (Diego Rodriguez de Silva Velazquez).
Он обращается к редким для испанской живописи античным сюжетам, стремясь трактовать их по-своему, без оглядки на предшествующие традиции («Триумф Вакха или Пьяницы», 1628—1629, «Кузница Вулкана», 1630), а также историческим— «Сдача Бреды» (1634). В этих полотнах обычно отсутствуют аксессуары, жесты, движение. Особенно часто – дочь Филиппа инфанту Маргариту. Их позы и жесты живые, естественные.
В. писал без предварительных набросков, прямо на холсте, сливая воедино непосредственные впечатления от натуры, строгую продуманность композиции, свободу кисти и органичность всей живописной системы, достигая впечатления, казалось бы, вольной импровизации и вместе с тем широкого обобщения. Эти произведения позднего Веласкеса, поэтическому миру которых придан несколько таинственный характер, предвосхищают искусство импрессионистов Моне и Уистлера, непосредственные предшественники которых видели в нем реалиста, снимающего с глаз пелену (Мане назвал его «живописцем живописцев»). Веласкес много раз писал короля Филиппа и его детей.
А также его ранние религиозные картины: «Христос в доме Марфы и Марии», «Поклонение волхвов». В картине Менины (Фрейлины, 1657, Прадо, Мадрид) частный эпизод придворного быта (на первом плане – инфанта Маргарита в окружении фрейлин и карликов, рядом – сам художник за исполнением портрета испанской королевской четы, отраженной в зеркале в глубине зала) изображенный в смелом пространственном развороте, предстает как один из моментов общего течения жизни во всей сложности ее взаимосвязанных и изменчивых проявлений. Севильское землячество при королевском дворе в Мадриде обладало большим весом, чему немало способствовала деятельность Гаспара де Гусмана Оливареса имевшего обширные поместья в Севилье и бывшего с 1615 года камер-юнкером инфанта, будущего короля Филиппа IV. Впав в уныние от неудачи в Мадриде, в 1623году Веласкес вернулся в Севилью. Более того, сам процесс творчества стал сюжетом картины. У её босых ног лежит кошка. Но не успел он пробыть дома и двух месяцев, как его догнало письмо от Хуана де Фонсеки (исп. )русск. В отличие от неподвижных контуров фигур, эти цветовые пятна словно вибрируют, придавая реальности какой-то «магический» вид, скорее представленный, нежели выраженный (портреты королевы Марианны инфанты Маргариты, Мадрид, Прадо инфанты Маргариты инфанта Филиппа Проспера, Вена, Музей истории искусств).
Но в целом художник с уважением относится к оптимизму и жизнестойкости своего народа. В 1649 Веласкес получает разрешение отправиться в Италию для покупки антиков и картин. Существует большое количество копий и имитаций оригинальных полотен мастера.
Она предназначалась для королевского загородного дворца Буэн-Ретиро и должна была украшать «Зал королей». Этот портрет был написан В. во время его второй поездки в Италию (конец 1648 — середина 1651).
Согласно установочному принципу учителя «все искусство живописца в рисунке», Диего много рисует. По третьей, «Пряхи» — это своеобразный, наполненный глубоким смыслом, эмоциями и переживаниями портрет (по образцу «Менин») двух любимых художником женщин в образе античных богинь: Хуаны Миранды в виде пожилой пряхи и Фламинии Тривио в виде молодой изображённой спиной к зрителю. 1625 год.
«Полагают, что здесь воспроизведен обряд посвящения в братство Вакха, – пишет Л. Л. Когда Иннокентий Х увидел свой портрет, он воскликнул «Чересчур правдиво. » За свою работу Веласкес получил в дар нагрудную золотую цепь с миниатюрой папы в медальоне – а слава о талантливом испанском живописце прокатилась по всей Италии, породив множество подражателей. Показан момент войны между Голландией и Испанией и взятие голландской крепости Бреда. Эта картина, над которой художник проработал три месяца, в результате ошеломила весь Рим. Обстоятельства обучения не были задокументированы, но известно, что в октябре 1611 года Хуан Родригес подписал «договор на обучение» своего сына Диего с художником Франсиско Пачеко, на шесть лет, начиная с декабря 16114.
У Эрреры Диего проучился недолго они не сошлись характерами. Вместе с тем картина наполнена движением пространственных планов, воздуха, света. 1620, Лондон, собрание Веллингтона).
Произведения Веласкеса того периода, особенно его натюрморты, оказали большое влияние на современных ему севильских художников. Но в целом художник отдает должное жизнестойкости и оптимизму своего народа. В последних двух Диего Веласкес объединяет мифологических богов с грубым образом людей. Единственной дочери Пачеко – Хуане Миранде – на тот момент было почти шестнадцать лет.
Как описывает художник Хусепе Мартинес (исп. )русск., это привело в 1627 году к конкурсному соревнованию между Веласкесом и ещё тремя художниками: Кардуччо, Кахесом и Анхело Нарди (исп. )русск. По третьей, «Пряхи» — это своеобразный, наполненный глубоким смыслом, эмоциями и переживаниями портрет (по образцу «Менин») двух любимых художником женщин в образе античных богинь: Хуаны Миранды в виде пожилой пряхи и Фламинии Тривио в виде молодой изображённой спиной к зрителю. Ключ от неё имел у себя и сам монарх, каждый день любивший наблюдать за работой творца. На заднем плане, за отодвинутой красной тяжёлой занавесью, видны готовые гобелены, сложенные стопкой.
Здесь ему оказывает покровительство премьер-министр Оливарес. Между образами огрубленных жизнью бродяг и античного божества нет непреодолимой дистанции. Мудрая непредвзятость и человечность Веласкеса воплотились в его портретах королевских шутов и карликов (Эль Бобо из Кории, Эль Примо, так называемого Хуана Австрийского, Себастьяна Мора и других, все – 1631–1648, Прадо, Мадрид).
Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. е. среди зрителей) и смутно отражаясь в зеркале на противоположной стороне зала. Дама, подающая инфанте кувшин в глубоком реверансе, это донья Мария Сармиенто, за малышкой стоит донья Иабелла де Веласко. В охотничьем павильоне Торре де ла Парада, где Рубене создал большой мифологический цикл, Веласкес написал охотничьи портреты короля, его брата и его сына, в сопровождении собак, а также величавые «философские» портреты – «Эзоп» и «Менипп». С 1568 по 1648 год Испанская империя боролась за сохранения владычества Габсбургов над Испанскими Нидерландами (так называемая Восьмидесятилетняя война) – сражение под Бредой было важным с политической точки зрения, победа должна была поднять дух испанских воинов и показать всю тщетность сопротивление голландцев.
До 1623 Веласкес работал в Севилье. Веласкес много раз писал короля Филиппа и его детей. Это одна из 12 балатльных картин во славу военных побед короля Филиппа IV. Людей с физическими уродствами расценивали как «утварь», они служили для увеселения знати и помогали им чувствовать себя более красивыми и уверенными в себе.
Картина украшала Эскориал до пожара, случившегося в сочельник 1734 года. Первое путешествие в Италию. В центре картины – инфанта (принцесса) Маргарита, окруженная придворными. Кардинал-инфант пришёл в восторг и сразу заказал Веласкесу свой портрет.
Пребывание Веласкеса на вилле Медичи дает жизнь чудесному пейзажу «Сад виллы Медичи», где эта великолепная архитектурная постройка и окружающая её природа отображена в золотистых красках близящегося заката. Веласкес, собственно Родригес де Сильва Веласкес (Rodrguez de Silva Velsquez) Диего (4 или 5. 6. 1599, Севилья, — 6. 8. 1660, Мадрид) испанский художник.
Глубину изображения подчеркивает черная рама зеркала, в которое любуется собой Венера – по данным искусствоведов, «родная» рама картины также была черной играя на перспективу. В эти годы Веласкес получает возможность изучения сокровищницы собрания живописи короля имеет возможность общаться с испанской культурной элитой, впервые едет в Италию, что способствует расширению его художественного кругозора. К этому же периоду относятся и два пейзажа В. (оба — "Вилла Медичи", 1650—51, Прадо), в которых художник при необычных для того времени свежести и кажущейся этюдности письма создал целостные образы природы. И в этом особенный трагизм. Следующей весной по случаю свадьбы инфанты МарииТерезы с Людовиком XIV он совершает утомительное путешествие на границу, чтобы приготовить жилье для Двора.
Родители будущего художника поженились в севильской Церкви святого Петра (исп. )русск. «Для своего времени эта картина была откровением по правдивости изображения исторического события и новизне художественного решения», – пишет Л. Л. Эти произведения создавались с 1632 по 1649.
В той или иной форме, его влияние испытали английские художники XVIII века, Ф. Гойя, французские импрессионисты (начиная с Э. Мане), художники из России и многие другие. Веласкес изобразил на своем полотне сцену передачи ключей от города губернатором Юстином Нассауским главнокомандующему испанских войск Амброзио Спиноле 5 июня 1625 года. Он писал портреты короля в рост и поясные, в военной аммуниции и в парадном одеянии, а также портреты его брата инфанта дона Карлоса (1625- 1628, Мадрид, Прадо). Известно, что он написал несколько портретов короля, его жены и графа-герцога. Справа мальчик-карлик пытается ногой растолкать огромную собаку, растянувшуюся на полу.
Гостеприимный дом Пачеко современники называли «академией образованных людей не только Севильи, но и всей Испании». дворец «Голова оленя», Мадрид, Дворец Риофрио).
В левой части картины побежденные голландцы, они представлены с тем же чувством достоинства, что и победители – испанцы, более плотной массой сгруппированные в правой части композиции, на фоне рядов копий (отчего картина имеет второе название Копья). Потребовались доказательства его аристократического происхождения и многочисленные свидетельства того, что он занимался живописью только «ради своего удовольствия и по повелению короля», картин своих не продавал, а жалование получал лишь по занимаемым придворным должностям. 1625 год. Веласкес Диего Картины и биография Диего Веласкеса Веласкес Диего (1599–1660), великий испанский художник.
Одновременно с картинами В. написал много портретов, составивших необычайно разнообразную галерею представителей испанского общества: конные парадные портреты (герцога Оливареса инфанта Бальтасара Карлоса оба — 1634—35, Прадо), поясные или погрудные изображения придворных, друзей, учеников (Хуана Матеоса, около 1632, Картинная галерея, Дрезден герцога Оливареса, около 1638, Эрмитаж дамы с веером, около 1648, собрание Уоллес, Лондон Хуана Парехи, 1650, собрание Раднор, Солсбери), серия портретов инфант (Художественно-исторический музей, Вена Прадо Лувр, Париж). Менин часто называют картиной создания картины. С присущим ему безупречным вкусом сам он пополнял художественные коллекции Алькасара.
К наиболее известным полотнам этого периода относятся картины «Завтрак», «Старая кухарка», «Завтрак двух юношей», «Водонос». Их объединяют общая атмосфера приподнятости, близость к силам природы. Там в 1623 году король Филипп IV приглашает его работать во дворец. Главные полотна Веласкеса позднего периода – крупномасштабные композиции «Менины (юные фрейлины)» (1656) и «Пряхи» (1657). «Кузница Вулкана» была написана им в столице Италии.
Веласкес обнаруживает мир внутренних переживаний в степенном, одиноко печальном умном карлике Эль Примо, в растерянном, забившемся в угол дурачке (Эль Бобо) из Кории, в уродце Себастьяно Морра, устремившем на зрителя взгляд, полный укора и мрачного отчаяния (все — Мадрид, Прадо). Недоброжелательность местной аристократии, возможно, слегка и задевала художника— но не более того, поскольку главную цель своего путешествия он заранее определил как «совершенствование профессионального мастерства».
Рисует он опять же портреты. Это и члены королевской семьи (королева Марианна Австрийская инфанта Маргарита инфант Филипп Просперо). Приехав в Мадрид, он вскоре почувствовал приступ возвратной лихорадки. В это период на творчество Диего оказывает влияние работы Рубенса и Тициана.
Одетые в черные доспехи, с розовым шарфом через плечо теснятся испанцы. Собственно, Диего Родригес де Сильва Веласкес (Diego Rodriguez de Silva Velazquez). Получив должность «aposentador», Веласкес берет на себя административные обязанности.
Но за кажущимся внешним бесстрастием В. таится глубоко человечное отношение к окружающему. Существует несколько версий, противоречащих друг другу. Филипп хотел, чтоб его портреты писал только Диего. Она была очень успешна. Примером этому может послужить полотно «Христос в доме Марии и Марфы» (около 1620 г., Национальная галерея, Лондон), представляющее собой «картину в картине» и наполненное более глубоким смыслом, чем прочие работы этого периода.
Как пример можно привести произведения тридцатых годов охотничьи и конные портреты Филиппа IV и членов его семьи (1630-е). Написанный же в 1650 году портрет римского Папы Иннокентия X (Рим, галерея Дориа-Памфили), невиданный по откровенности образа, буквально покорил итальянцев.
Существует большое количество копий и имитаций оригинальных полотен мастера. Да, одна хорошенькая, а вторая вызывает содрогание, но у обеих очень умные лица.
Он начинает писать работы жанре бодегонов (от исп. Его жена пережила его лишь на неделю. Сам же папа, увидев портрет, воскликнул «Слишком правдиво. » и наградил художника золотой цепью и папской медалью. В 1617 получил звание мастера. Иннокентий Х был некрасив и Веласкес не стремился облагородить его внешность.
И в картинах на религиозную тематику Веласкеса прослеживаются традиции бодегонес: Поклонение волхвов (1619, Мадрид, Прадо), Христос у Марфы и Марии (1618, Лондон, Национальная галерея). С этой точки зрения «Венера перед зеркалом» — очень чувственный эротический портрет возлюбленной, аналога которому на тот момент в живописи ещё не было, созданный Веласкесом себе на память. Его учитель Пачеко, а также друзья и земляки старались помочь его карьере. Ему понравилось настолько, что он приказал брату уступить очередь позирования.
У Эрреры Диего проучился недолго они не сошлись характерами. В картине "Вакх" (до 1630, Прадо, Мадрид) В. изобразил на фоне пейзажа бродяг, пирующих в обществе Вакха и фавнов. Ильдефонсу», Севилья, Архиепископский дворец «Поклонение волхвов», 1619, Мадрид, Прадо). Придворные дамы в глубине ярко освещенной комнаты любуются ковром изображающим миф об Арахне — ткачихе, превзошедшей в мастерстве богиню Афину.
Они настояли на том, чтобы был устроен конкурс. Художник не только руководил работами, но и сам принимал активное участие в оформлении дворца. Перед нами скорее умный и энергичный светский государь, а не духовное лицо. Школа живописи Пачеко, носящая название «Academia Sevillana», отражала академический, официальный взгляд на изложение религиозных сюжетов и образов.
В наивысшей степени это удалось ему в серии портретов придворных шутов (Los truhanes), которых, по некоторым сведениям, при дворе Филиппа IV имелось более сотни. Их изображение созвучно древнегреческому мифу об Арахне искусной мастерице, дерзнувшей соперничать с самой богиней Афиной. Веласкес при дворе.
Здесь ему оказывает покровительство премьер-министр Оливарес. Лица обеих групп реальны.
(«Триумф Вакха»). В их портретах он не высмеивает ни их профессию, ни их самих. В 1627 году Веласкес написал большую историческую картину Изгнание морисков. Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять. Узнав о талантливом художнике из Севильи, он призывает его к себе. Красота народа, его созидательная сила — лейтмотив картины.
Как описывает художник Хусепе Мартинес, это привело в 1627 году к конкурсному соревнованию между Веласкесом и ещё тремя художниками: Кардуччо, Кахесом и Анхело Нарди (исп. )русск. Недоброжелательность местной аристократии, возможно, слегка и задевала художника, но не более того, поскольку главную цель своего путешествия он заранее определил как «совершенствование профессионального мастерства» и желание поработать с пейзажами. 1650, Лондон, Национальная галерея), «Лас Менинас» (1656), «Пряхи» (ок. Молодой монарх, который был на шесть лет моложе Веласкеса и сам брал уроки рисования у фра Хуана Баутисты Майно (исп. )русск., сразу понял и оценил степень художественного дарования Диего.
Некоторые из них— например, два конных портрета— в мае 1627 года были отправлены герцогу Гонзаге в Мантую его мадридским посланником, а некоторые погибли при пожаре 1734 года. Так Ве-ласкес, оказав влияние на развитие мадридской школы (Карреньо, Клаудио Коэльо) и освободив раннего Гойю от академизма, стал важным источником и проводником для создателей современной живописи от импрес- сионистов до Н. де Сталя. Филипп IV возводит художника на высшую в государстве должность гофмаршала. Они рассматривают гобелен изображающий миф об Арахне, простой девушке, вздумавшей превзойти своим искусством Афину, которая и покарала ее за это, превратив в паука. Отсюда появилось большое количество завистников.
Учился в родном городе у живописцев Франсиско де Эрреры Старшего и Франсиско Пачеко (1610–1616), в 1617 получил звание мастера. – харчевня или трактир). И все больше усилий ему приходилось прилагать, чтобы работать за мольбертом. В мадридский период мастерство художника совершенствуется. Основной пафос картины – несомненно, великодушие.
Здесь Веласкес овладел навыками и представлениями о шедеврах живописи в мировом масштабе. «После пяти лет обучения и образования я отдал за него замуж свою дочь, побуждаемый его добродетелью, чистотой и другими хорошими качествами, а также в надежде на его природный и великий гений» — пишет в своей книге «Искусство живописи» Пачеко. Картина хранится в мадридском музее Прадо. Ему отвели парадные апартаменты в одном из крыльев королевского дворца и не менее просторную мастерскую в одном из пригородных замков. Наиболее значительной из этой серии является картина «Сдача Бреды» (1634—1635, Прадо, Мадрид), в которой художник не только запечатлел историческое событие (сдачу осаждённого голландского города испанской армии 2 июня 1625 года), но и с помощью многочисленных красноречивых деталей выразил своё отношение к этому событию и его участникам.
«Менины» часто называют картиной создания картины. Живопись плотным слоем непросвечивающих красок, контрастное освещение фигур, придвинутых к переднему плану композиции интерес к точной фиксации внешних особенностей натуры сближают эти работы с традициями М. Караваджо. все — 1631—48, Прадо). Веласкес сдал экзамен на звание мастера 14 марта 1617 года и по поручительству Пачеко был принят в гильдию живописцев Севильи, где получил лицензию для работы в качестве художника-живописца и право «практиковать своё искусство в королевстве иметь мастерскую и нанимать подмастерьев»11.
Особо отмечают портрет уже стареющего Филиппа IV. Своей особой философией дышит и природа произведения. В этих портретах, становящихся все более нематериальными, кисть живописца обретает легкость изображая темы в определенном отношении менее возвышенные, но в то же время более элегантные и социально значительные. В композиции картины находятся две самостоятельные сцены. 1617, С. -Петербург, Эрмитаж), Старая кухарка (1618, Эдинбург, Национальная галерея), Водонос (ок. Сейчас бы это назвали «бэкстейдж» – на картине изображен художник, работающий над портретом короля Филиппа IV и королевы Марианны.
Не меньше споров вызывают и «Пряхи». В этот период создаются крайне необычные для испанской живописи «античные» полотна: «Вакх или пьяницы», «Кузница Вулкана», с характерной для них ироничностью и жизненной достоверностью. Сначала это были «бодегоны», – яйца, рыбы, кружки, бутылки, как правило, с крупными фигурами, – подобные Артсену и Бекелару («Продавец воды в Севилье», Лондон, Эпсли Хаус «Старая женщина, жарящая яичницу», Эдинбург, Нац. Главным источником вдохновения раннего периода творчества Веласкеса был быт простых людей.
Апогей славы. Комендант Бреды Юстин Нассауский вручает ключи от крепости испанскому полководцу Спиноле. А сдав успешно экзамен – получил звание мастера. Точная дата создания этой картины неизвестна, однако очевидно, художник работал над ней в Италии, ведь в Испании писать обнаженное тело запрещалось инквизицией. Учился в родном городе у живописцев Франсиско де Эрреры Старшего и Франсиско Пачеко (1610–1616), в 1617 получил звание мастера. Группа горделивых испанцев стоит под лесом стройных копий.
В возрасте двадцати одного года Диего Веласкес открыл собственную мастерскую. «Сдача Бреды» рассказывает о завершении десятимесячной осады испанцами голландского города Бреда. Увидев портрет, римский Папа, как известно, воскликнул: «Слишком правдиво. », — но принял его благосклонно и художника наградил золотой цепью.
В Риме, после портрета Хуана Парехи (НьюЙорк, музей Метрополитен), он пишет портрет папы Иннокентия Х (Рим, гал. В доме учителя Диего познакомился со своей женой. Посетив галерею Дориа-Памфили, В. И. В это время Веласкес достигает вершин своего мастерства. В картине присутствуют два плана.
В 1618 году он женился на дочери Пачеко Хуане Миранде. Каганэ. Осенью 1623 года Веласкес вместе со своим тестем приехал в Мадрид. х, кто имел арабское происхождение. Здесь ему оказывает покровительство премьер-министр Оливарес.
Звание мастера он получил в 1617 году. К числу самых известных картин раннего Веласкеса относятся «Двое юношей у стола» (около 1618 года, Музей Веллингтона, Лондон), «Старуха, жарящая яйца» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Завтрак» (около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой художник демонстрирует своё мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры, «Водонос» («Продавец воды из Севильи») (около 1622 года, Музей Веллингтона, Лондон), знаменитое своими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды. У Эрреры, Диего проучился недолго они не сошлись характерами. «Пряхи» Веласкеса – гимн повседневному труду, поэзия, которая творится руками простых людей.
По второй версии, картина представляет собой вариацию на темы сразу трёх античных мифов — о мойрах (богинях судьбы в древнегреческой мифологии), об Арахне и о похищении Европы — в оригинальной авторской трактовке. Даже дремлющему крупному псу отведена отнюдь не второстепенная роль. Однако популярность Веласкеса вызывала не только поклонение, но и зависть.
Среди подобных портретов этого периода надо отметить «Графа Оливареса» (1625) и «Шута Калаба-Сильяса» (1626-1627).
Кроме уже привычных портретов членов королевской семьи, в этот период были созданы две картины, считающиеся вершиной творчества великого художника— «Менины» (1656, Прадо, Мадрид) и «Пряхи» («Миф об Арахне») (около 1657г., Прадо, Мадрид). Там его избрали членом римской Академии св. Учился он у мастеров этого дела Ф. Эрреры и Ф. Пачеко. И, конечно, самые знаменитые полотна Диего Веласкеса «Менины» и «Пряхи». Веласкес посещает Северную Италию, Рим и Неаполь, где его принимают как знаменитость.
гал. К тому времени изображение каноника уже увидел и сам король Филипп IV. Глубоким психологизмом отмечен самый поздний портрет стареющего Филиппа IV (1655—1660, Мадрид, Прадо), в котором привычная величавая невозмутимость испанского монарха не может скрыть того, что он не только обрюзг и устал, но и душевно подавлен, одинок в его обычно вялом и холодном взгляде угадывается что-то скорбное. К несчастью, художник в то время был уже тяжело болен. Дориа-Памфили), который был выставлен в Пантеоне и вызвал единодушное восхищение.
Картины, которые он создал в Риме, принесли ему еще большую славу. Второе путешествие в Италию и позднее творчество.
Суриков писал: «Для меня все галереи Рима — этот Веласкеса портрет. Согласно мифу, Афина превратила Арахну в паука, в чьем обличье она и продолжила ткачество.
Узнав о талантливом художнике из Севильи, он призывает его к себе. – Жизнь города, его типы и нравы по-прежнему интересовали Веласкеса. «После пяти лет обучения и образования, — писал Пачеко, — я отдал за него замуж свою дочь, побуждаемый его добродетелью, чистотой и другими качествами, а также в надежде на его природный и высокий гений». Узнав о талантливом художнике из Севильи, он призывает его к себе.
К тому времени изображение Гонгоры уже увидел и сам король Филипп IV. Несмотря на отсутствие в них жестов и движений, они необычайно реалистичны и естественны. Необычным в ней было всё — от темы (до Веласкеса никто подобных полотен в испанской живописи не создавал) до её воплощения и даже смысла. Далее. Художник никогда не имел организованной мастерской, его главным помощником был Хуан Мартинес дель Масо, который в 1631 стал его зятем и исполнил портрет семейства Веласкес в интерьере (Вена, Музей истории искусств).
Картины, которые художник создал в Риме, принесли ему еще большую славу. с известием о смерти придворного живописца Родриго де Вильяндрандо (исп. )русск. Диего Веласкес родился 6 июня 1599 года (в некоторых источниках эта дата указывается как дата крещения) в Севилье (Испания) в семье местных уроженцев Хуана Родригеса де Сильва и Иеронимы Веласкес, чьи предки переехали в Испанию из Португалии1. По обычаю, широко распространённому в Андалусии, Диего и его брат Хуан, также ставший художником, взяли себе фамилию матери, но сохранились образцы подписей художника, где он использовал и вторую фамилию «Сильва Веласкес»3.
«бодегон»). Каганэ. С неё было сразу же сделано немало копий.
В 1620 году Диего открыл собственную мастерскую. Но портреты Веласкеса запомнятся потомкам не только изображением королевской семьи и придворной знати, но и портретами «сирых и обиженных» – королевских карликов и шутов. 25 мая 1651 года художник покинул Италию.
Быстрая карьера Веласкеса вызвала негодование и зависть среди соперников— художников Винсенсо Кардуччи и Эухенио Кахеса (исп. )русск., которые обвиняли Веласкеса в том, что тот способен правильно нарисовать только голову. Вместе с тем мастер с уважением и симпатией изображает побежденных голландцев. Однако, в отличие от итальянцев, Венера кисти испанца целомудренно изображена со спины. Луки и общества виртуозов Пантеона.
В левой части картины изображен сам художник. В последнее десятилетие своей жизни Веласкес создал свои знаменитые картины «Венера перед зеркалом» (ок. Теперь Веласкес, наконец, получил полную независимость.
Именно на нее смотрит королевская чета, позирующая художнику. В основном это представители простого народа, в отображении которых уже виден столь характерный для Веласкеса реализм изображения. Ве-ласкес завершил свое путешествие в Неаполе, где он посетил своего знаменитого старшего современника Риберу и написал портрет королевы Марии Венгерской, сестры короля Филиппа IV (Мадрид, Прадо).
Главной героиней является пятилетняя инфанта Маргарита, застывшая в чопорной позе знатной дамы. Шотландии «Музыканты», Берлин-Далем, музей «Завтрак», Санкт-Петербург, Гос. А безупречное мастерство Веласкеса подтвердило правомерность его замысла. Художник передает ее мягкие, детские черты лица.
Благодаря этому портрету Веласкеса в 1650 принимают в Академию св. В течение трёх первых лет брака у молодой четы родилось две дочери. Кроме уже привычных портретов членов королевской семьи, в этот период были созданы две картины, считающиеся вершиной творчества великого художника— «Менины» (1656, Прадо, Мадрид) и «Пряхи» («Миф об Арахне») (около 1657г., Прадо, Мадрид). К этому же времени относится создание Веласкесом своей самой, пожалуй, необычной картины «Венера перед зеркалом». Солнечный свет заливает весь второй план картины. Одетые в черные доспехи, с розовым шарфом через плечо теснятся испанцы.
Вместе с тем и взгляд В. на мир становился всё более проницательным. Необычайно тонко и точно разработанная цветовая гамма красных и розовых оттенков в портрете папы Иннокентия Х (1650, Галерея Дориа-Памфили, Рим) — эмоциональный ключ образа, жестокой правдивости которого устрашился сам папа. Трактовка мифологического сюжета здесь весьма оригинальна. Перед нами скорее умный, жестокий, энергичный светский государь, а не духовное лицо. Картина украшала Эскориал до пожара, случившегося в сочельник 1734 года.
Он садится на корабль в Малаге, вместе с испанской миссией, которая отправляется в Тренто за принцессой Марианной Австрийской (овдовевший Филипп IV намеревается жениться на ней вторым браком). Кроме того, Веласкес исполнил своеобразные «портреты» животных, в которых воплотились его качества анималиста («Белый конь», Мадрид, Кор. bodegon – трактир, харчевня). Деог был старшим из восьмерых детей в семье. На протяжении 1630-1640-х годов Веласкес создал серию портретов карликов и шутов.
Для исторических картин существовала определенная схема: произведение должно было прославлять победу полководца или монарха в центре картины изображался главный герой в окружении свиты вводились аллегорические элементы (олицетворение добродетелей, фигуры трубящих слав и др. ), часто вся картина представляла собой аллегорию. В 1619 и 1621 годах у четы Веласкесов родились две дочери. Справа находится другая пряха, она сматывает в тугой клубок сделанную из шерсти нитку. Среди подобных портретов этого периода надо отметить Графа Оливареса (1625) и Шута Калаба-Сильяса (1626-1627). Совершенствованию мастерства В. во многом содействовали знакомство с королевскими собраниями, богатыми итальянской живописью (в частности, картинами Тициана), а также встречи с прибывшим в Испанию П. П. Рубенсом (конец 1628 — начало 1629) и поездка по Италии (конец 1629 — начало 1631).
В 1620 году Диего открыл собственную мастерскую. Масо, очень хороший художник, является, в большой степени, соавтором некоторых панорам с многочисленными персонажами («Королевская охота в Аранхуэсе», Лондон, Нац. Так, до сих пор идут споры о сюжете и смысле «Менин». По второй версии, картина представляет собой вариацию на темы сразу трёх античных мифов — о мойрах (богинях судьбы в древнегреческой мифологии), об Арахне и о похищении Европы — в оригинальной авторской трактовке.
Согласно биографу Антонио Паломино, по исполнении 10 лет, в 1610 году, Диего определили на учёбу в мастерскую известного севильского художника Франсиско Эрреры Старшего. Они становятся значительно разнообразнее по композиции и живописному решению. За группой переднего плана — фигуры придворной дамы и кавалера.
Третья группа произведений – это портреты в рост («Дон Хуан Австрийский») или сидя («Себастьян де Морра») в придворной пышной, но безвкусной одежде. В раннем творчестве художника заметен интерес к представителям простого народа. При этом портреты Веласкеса эмоционально очень сдержанны.
Так Веласкес наконец получил возможность показать себя. Сын небогатого дворянина. Как и многих других мальчиков, его отдали в монастырскую латинскую школу. В наивысшей степени это удалось ему в серии портретов придворных шутов (Los truhanes), которых, по некоторым сведениям, при дворе Филиппа IV имелось более сотни. Не меньше споров вызывают и «Пряхи».
После возвращения художник много работает, тридцатые годы стали самым плодотворным периодом его творчества. В то же время он искал пути к созданию полотен широкого обобщающего смысла. Веласкес также имел право принимать частные заказы, но после переезда в Мадрид ему было рекомендовано писать только влиятельных персон королевского двора. Полотна этого периода созданы в жанребодегонов (в переводе с исп. Не вызывает сомнений и то, что это чрезвычайно умный человек.
Каганэ. Ввиду исполнения обязанностей главного художника при королевском дворе, большинство его работ стали известны значительно позднее времени своего создания. В 1629 году художник завершает необычную для испанской традиции картину на античный сюжет – Вакх или Пьяницы (1628-1629).
Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. 25 мая 1651 года художник покинул Италию. И вот на картине герцог гарцует на коне и указывает рукой туда, где идет бой, где видны далекие дымы пожарищ. Он обращается к редким для испанской живописи античным сюжетам, стремясь трактовать их по-своему, без оглядки на предшествующие традиции («Триумф Вакха», 1628—1629 «Кузница Вулкана», 1630), а также историческим— «Сдача Бреды» (1634).
Художественный талант Веласкеса открылся в раннем возрасте. и о наличии вакансии на это место. На переднем плане – несколько работниц. Это произошло 6 августа 1660 года. Ведь именно его кисти принадлежит портрет обнаженной женщины в картине «Венера с зеркалом», – неслыханная во времена суровой инквизиции дерзость, редчайшее в истории испанской живописи изображение обнажённой натуры. Знакомство с королевским собранием картин, встречи с Петером Паулем Рубенсом, посетившим Испанию в конце 1628 – начале 1629 и поездка в Италию (конец 1629 – начало 1631) содействовали совершенствованию его мастерства.
Франсиско Пачеко хотел использовать эту возможность для представления своего талантливого зятя ко двору, установив соответствующие контакты, вот таким образом Веласкес был в первый раз отправлен в Мадрид под предлогом знакомства с коллекцией живописи Эскориала. В 1617–1622 им создаются произведения: Завтрак (ок. Полотно хранится в мадридском музее Прадо. Картина изображает обряд посвящения в братство этого бога.
Их обручение должно было состояться на острове Фазанов на испанской границе. В центре изображены король и королева, отраженные в зеркале на заднем плане.
Так Веласкес наконец получил возможность показать себя. Необычный композиционный приём (лицо Венеры видно только в зеркале) придаёт особую свежесть и остроту изображению обнажённого женского тела — гибкого, стройного, полного прелести и жизненного обаяния. Подлинную творческую свободу Веласкесу удалось проявить в портретах шутов. Комендант Бреды Юстин Нассауский вручает ключи от крепости испанскому полководцу Спиноле.
Осенью 1623 года Веласкес вместе со своим тестем приехал в Мадрид. Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом.
В этот период очень плодотворно трудится Диего Веласкес. Для своих исторических картин, которых пишет все меньше, Веласкес часто использует чужие гравюры или античные статуи: два «Распятия» (Мадрид, Прадо меньшая картина изображающая сцену на фоне пейзажа, датируется 1631 вторая, большая, переданная монастырю Сан-Пласидо за «грехи короля», восходит, быть может, к картине Сурбарана), «Коронование Марии» и «Отшельники» (композиция заимствована из гравюр Дюрера).
Полотно хранится в музее Прадо в Риме. Известно, что он написал несколько портретов короля, его жены и графа-герцога. К числу самых известных картин раннего Веласкеса относятся «Двое юношей у стола» (около 1618 года, Музей Веллингтона, Лондон), «Старая кухарка» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Завтрак» (около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой художник демонстрирует своё мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры, «Водонос» («Продавец воды из Севильи») (около 1622 года, Музей Веллингтона, Лондон), знаменитое своими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды.
Стройный лес копий (отсюда второе название картины Копья) создает впечатление численного превосходства и мощи испанского отряда. Диего Родригес де Сильва Веласкесродился 6 июня 1599 года в Севилье, в семье марранов (евреев, принявших христианство). На полотне изображена мастерская художника в королевском дворце в Мадриде.
Единственной дочери Пачеко Хуане Миранде, на тот момент было почти шестнадцать лет. До 1623 работал в Севилье, писал "бодегонес" (испанский bodegn — харчевня) — сцены из народного быта ("Завтрак", около 1617, Эрмитаж, Ленинград "Водонос", около 1620, Музей Уэллингтона, Лондон). Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом.
Художник очень жалеет юных принцесс, которые часто лишены детства.