Картина Диего Веласкеса Пряхи (миф об Арахне): описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. За спиной художника (это сам Веласкес) мы видим (точнее, не видим из-за плохого качества иллюстрации), две картины Рубенса и Иорданса – "Афина и Арахна" и "Аполлон и Марсий".
В картине Менины (Фрейлины, 1657, Прадо, Мадрид) частный эпизод придворного быта (на первом плане – инфанта Маргарита в окружении фрейлин и карликов, рядом – сам художник за исполнением портрета испанской королевской четы, отраженной в зеркале в глубине зала) изображенный в смелом пространственном развороте, предстает как один из моментов общего течения жизни во всей сложности ее взаимосвязанных и изменчивых проявлений. Ясность пропорций рождает у зрителя чувство гармонии. Но здоровье Веласкеса было подорвано.
И действительно, с 17 века у картины было второе название «Familia – «Семья». Его книга «Метаморфозы» была хорошо известна европейскому читателю 17 столетия. А хотел – и сумел – Веласкес сказать очень мно-гое: правду. Для чего же собралась в мастерской придворного живописца королевская семья.
Сквозь пролет арки видны вечернее южное небо, гористый склон и густая листва деревьев. Веласкес картины писал в особенной манере. Триумф Вакха Веласкес написал в период между осенью 1628 и летом 1629 года. Портрет этот выставлен в Пантеоне 19 марта 1650 года и при-нес настоящий триумф Веласкесу. Он не хочет, чтобы они чувствовали себя скованными неудобной одеждой моды тех лет.
Он благодарно смотрит на Вакха, подняв стакан с красноватым вином. Правда, элементы рабовладения были и раньше, но это было относительно редкое явление. Менее богатые вообще обходились без рабов. Группа горделивых испанцев стоит под лесом стройных копий. Не случайно в интерьере Менин такую важную роль играют картины.
Даже не так. «Пряхи» (описание картины заслуживает большого внимания, так как на ней изображены только женщины) – это портрет трёх любимых женщин художника. – спрашивает Веласкес и сама написанная им картина отвечает на эти вопросы.
С ними античный бог вина Вакх и фавны. Что за картину пишет Веласкес и кто ему позирует. Растерянный Эль Бобо из Корин (ок.
Cправа за раму наискось уходит толстый ствол дерева. Веласкес дважды совершил путешествие в Италию. Братья Навсикаи распрягали мулов.
Молодой солдат в желтой куртке, с портупеей и с навахой за поясом. Последний рубеж XVI века. Вот по улице прогромыхала высоченная повозка, груженная цветами. Вот таким образом мудрые предводители всегда обращались к ней за советом. На переднем плане женщины прядут и разматывают нити.
Это единственный достоверный дошедший до нас автопортрет Веласкеса. Веласкес – изумитель-ный портретист, раскрывший новые черты современного ему чело-века. Только при таком, совершенно художественном осуществлении своего намерения Веласкес мог приняться за дерзкое соревнование с самой реальностью. Качества новой свободной живописи Веласкеса, его интерес к изо-бражению пейзажной среды (два небольших пейзажа виллы Медичи и Прадо были написаны им на открытом воздухе при естественном свете), стремление наполнить жизнью схемы парадных изображений отличают его работы после его возвращения из Италии – так называ-емые конные (1634-35гг. ) и охотничьи (1634-36гг. ) портреты короля, его семьи, премьер-министра Оливареса для дворцов Буэм-Ремиро и Торре де ла Парадо (все в Прадо). Ведь цветы — товар не долговечный, повянут. И, наконец, передний план, где находится инфанта со своими фрейлинами и карлицей снова хорошо освещен из двери справа, ведущей в соседнее светлое помещение.
Веласкес скромно изобразил себя в полутени, погруженным в работу. Но портреты Веласкеса запомнятся потомкам не только изображением королевской семьи и придворной знати, но и портретами «сирых и обиженных» – королевских карликов и шутов. В 488 до н. э.
Веласкес приобщился к демократическим устремлениям общественной мысли того времени. Он написал большую картину на современную историческую тему —«Сдача Бреды» (1634—1635, Мадрид, Прадо). Это слово (кстати, португальское) можно перевести как «придворные дамы» или «фрейлины». Картина была написана для дона Педро де Арче, егермейстера Филиппа IV3. Эту суетливую работу он проводил в своей голове.
Особенно важной для творчества художника была первая поездка (1629-1631годов), когда он соприкоснулся с итальянским Ренессансом. Веласкес оттачивает мастерсто, копируя Леонардо, Микеланджело и великих венецианцев. Подлинную творческую свободу Веласкесу удалось проявить в портретах шутов.
К этому же периоду относятся Венера перед зеркалом (около 1650, Национальная галерея, Лондон), в которой необычный композиционный прием (лицо Венеры видно только в зеркале) придает особую свежесть и остроту изображению гибкого, стройного, полного жизненного обаяния обнаженного женского тела, а также два пейзажа Вилла Медичи (1650–1651, Прадо, Мадрид по другому мнению – около 1630), в необычайно для своего времени широкой живописной манере воссоздающие целостные образы природы. Одна из них – Мария Сармиенто, преклонив колено, подает ей на серебряном подносе маленький кув-шинчик из красной ароматизированной глины, наполненный водой. Как возникла у Веласкеса идея изобразить на полотне отражение в зеркале. В парных картинках Менипп и Эзоп (1639 – 40 гг., Прадо), представлены образы людей, опустившихся нищих бродяг и отвергнутых обществом, но обретших внутреннюю свободу от сковывающих личность условностей.
Здесь не только противопоставление тяжелого труда и его результата. Веласкес побуждает зрителя сопоставлять их как реально существующие, живые с те-ми, которые написаны на плоскости картин (фигуры Афины, Апол-лона, Арахны, Марсия) и с теми, которые отражаются на плоскости зеркала (Филиппа и Марианны).
Тонко и точно разработанная гамма красных и розовых оттенков – эмоциональный ключ к пониманию жестко-правдивого образа папы Иннокентия Х (1650, Галерея Дориа-Памфили, Рим), портрет которого Веласкес написал во время второй поездки в Италию в конце 1648 – середине 1651 годов. Его картина «Менины» оказала влияние на последующее создание картин бытового жанра. Афина символизирует также триумф разума («Афина побеждает невежество» Б. Спрангера, «Царство Афины» А. Эльсхаймера), добродетели и целомудрия («Паллада и кентавр» С. Боттичелли, «Победа добродетели над грехом» А. Мантеньи), мира («Афина и Аид» Я. Тинторетто, П. Веронезе и др. ).
Горькая ирония судьбы. Даже дремлющему крупному псу отведена отнюдь не второстепенная роль. В ней нет совсем черноты на гребнях складки светло-розо-вые, серебристые, в углублениях красные, темно-алые. многофигурных композициях «Парнас», к которым примыкают сцены «Афина среди муз» (картины Н. Пуссена, К. Лоррена и др. ), Афина предстаёт олицетворением мудрости.
Слабая промышленность не могла соперничать с промышленностью других стран. Она не предчувствует, что грозит ей скорая гибель. Он сохраняет ее спокойствие и этим он обя-зан своим пониманием жизни.
«Так пусть же рождается у Испании побольше сынов, озаренных гением таланта, — думал старик. — Может, они сумеют то, чего не судилось отцам. » Он еще ниже склонил голову над прерванной записью. Бытовой жанр приобретает новое звучание. В мирные дни она не носила оружия, а когда нуждалась в нем, то брала его у Зевса.
Его замысел становится очевиден только после завершения работы. Каждое из трех больших произведений Ве-ласкеса открыло пути новым направлениям в реалистическом искус-стве. Замечателен находящийся в центре картины образ бродяги в старой измятой шляпе.
Что ж, это интересное толкование картины-головоломки, как иногда называют «Менины». В них можно разбираться бесконечно долго – слишком много смыслов в них спрятано. Есть в Андалузии в долине Гвадалквивира прекрасный город — Севилья. В них мягко вписываются розовое платье инфанты, ее хорошенькое, с трепетно-нежными очертаниями надменное лицо с живыми глазами, в обрамлении золотистых волос, кораллово-красные и голубые цвета лент на платьях и в волосах инфанты и фрейлин, световые блики на потолке комнаты, «Это не картина, а сама жизнь», — писал о «Менинах» французский писатель Теофиль Готье. Однако по мере развития общественных отношений ситуация стала меняться.
Этот взгляд оп-ределил и роль мифа об Арахне, процитированного в картине Пряхи. Веласкес родился в 1599-м, а умер в 1660 году.
Здесь Веласкес использует еще приемы тенебро-со. Это также одна из последних картин, написанная Веласкесом. Ничего не поделаешь, трудные времена наступили для всех. Арахна вызывает саму Афину на соревнование в искусстве ткачихи. То время стало достоянием хроник, наступила новая эра.
Встречаются изображения Афины на помпейских фресках. Нидерландские солдаты — мужественные люди из народа. Петра. С ней беседует гвардадамас – придворный, обязанный повсюду сопровождать инфанту. Даже царица богов, сама божественная Гера, обслуживала себя самостоятельно. Наивысшего мастерства в трактовке пластических форм и цвето-вых отношений, воздуха и освещения Веласкес достиг в Менинах и в Пряхах.
И, конечно, самые знаменитые полотна Диего Веласкеса «Менины» и «Пряхи».
Он двумя руками держит перед собой чашу, до краев наполненную молодым вином. В его портретах обычно отсутствуют аксессуары, жест, движение, преобладает строгая темная гамма, оживленная богатством изысканных оттенков, особенно серого тона. Вот таким образом у многих складывалось впечатление, что он и не напрягается вовсе. Глубокой психологической характеристи-кой отмечен портрет стареющего Филиппа IY (1655-56 гг., Прадо, авторское повторение в национальной галерее в Лондоне).
Он не мог его подрисовать ни до присвоения, ни после. Веласкес, вероятно, слышал восторженные отзывы Рубенса о его ученике. У ног ин-фанта сидит охотничья собака рыжей масти.
Каждый образ на редкость красноречив. В свою очередь, ко-ралловый бант у запястья Маргариты дает ярко – розовую вспышку на серебряном подносе, подаваемом ей донье Агостиной. Сюжет «Менин» – это не просто групповой портрет особ королевского двора. Ему дорого их здоровье и самочувствие. О высоком творческом подъеме Веласкеса свидетельствует его картина «Сдача Бреды» (Копья 1634—1635, Мадрид, Прадо), запечатлевшая падение в 1625 году голландской крепости Бреда — одну из немногих крупных побед испанского оружия в неудачной для абсолютистской Испании войне с демократическими Нидерландами.
Напротив, способы наложения краски – от неж-ных незаметных касаний кисти до энергичных ударов и свободных бравурных мазков – у Веласкеса очень многообразны и также участ-вуют в реалистическом воспроизведении всего пластического и цве-тового богатства окружающего мира. До 1623 Веласкес работал в Севилье. Сдача Бреды стоит у истоков развития исторической живо-писи.
В центре картины – инфанта (принцесса) Маргарита, окруженная придворными. В этот период создаются крайне необычные для испанской живописи «античные» полотна: «Вакх или пьяницы», «Кузница Вулкана», с характерной для них ироничностью и жизненной достоверностью. Природа щедро оделила Андалузию.
Мальчик из Вальескоса, ок. 1644 г. Хуан Австрийский, начало 1650 – х. гг. - все Прадо). Портретируя короля, сановников, при-дворных, друзей, учеников, Веласкес изображает человека таким, ка-ков он есть, в слиянии самых разноречивых черт характера, будь то жестокий временьщик Оливарес (ок. 1633г., Эрмитаж), хмурый вель-можа Хуан Матеос (ок. 1632г., картинная галерея, Дрезден) итальян-ский кардинал Камило Асталии (1949-50гг., Музей Испанского об-щества в Америке, Нью-Йорк), полный внутренней энергии неизвес-тный кабальеро (возможно Алонсо Камо, 30-е гг., музей Веллингтон, Лондон), погруженный в свою работу скульптор Х. Мартинес Мон-танвес (1635-38 гг., Прадо) или овеянная благородным изяществом Дама с веером (ок. 1648г., галерея Уоллес, Лондон). Древние греки очень любили и уважали Афину.
1599 год. Солнечный свет заливает весь второй план картины. На горизонте, за госо-горами, синеет скалистая вершина.
Следуя традиции, он исполнял заказанные ему портреты шутов, карликов, уродцев. Полотна этого периода созданы в жанребодегонов (в переводе с исп. Как все его сюжетные картины, полотно необычно по замыслу. Интеллектуальная содоржательность сатирика Мениппа выражена в его ироническом, недобром отношении к миру, в образе баснописца Эзопа – грустное безразличие и мудрость человека изведавшего истинную цену жиз-ни. Когда во время второй поездки в Италию он изображает главу церкви папу Иннокентия X, он настолько мастерски отображает внутреннюю жесткость и коварство своего героя, вместе с тем реалистически описывая роскошную обстановку, окружающую его, что папа имел все основания для своего знаменитого комментария: «Слишком правдиво».
Действие происходит среди руин. Зеркальное отражение лица фиксирует самосозерцание, в которое погружена молодая женщина. Началось состязание.
Похоже, что художник посмеялся над неким грандом, выставив его напоказ в роли человека, занимающегося трудом живописца, что позорно для дворянина. Их обручение должно было состояться на острове Фазанов на испанской границе. («Триумф Вакха»). В портрете Филиппа IV (1628, Мадрид, Пра-до) передано анемичное холодное лицо с бесстрастным взглядом и тяжелой челюстью но данная в рост стройная фигура удлиненных пропорций с широким разворотом плеч и небольшой головой импозантна. Вместе с тем мастер с уважением и симпатией изображает побежденных голландцев. Для афинян девственность их богини была символом неприступности их города и вот таким образом они меняли древние мифы, повествовавшие о насилии над ней Посейдона и Борея они отрицали также, что Эрихтоний, Аполлон и Лихнос («светильник») были ее сыновьями от Гефеста.
На «одном дыхании» написана и другая прославленная картина «Пряхи», столь же сложная и многоплановая по своему замыслу. Найденные для каждого портрета неповторимые сочетания оттенков серебристо-серого, оливкового, серо-коричневого цветов при общей сдержанности гаммы создают индивидуальный строй образов (портреты: Хуана Матеоса, около 1632, Картинная галерея, Дрезден графа-герцога Оливареса, около 1638, Эрмитаж, Санкт-Петербург Дама с веером, около 1648, собрание Уоллес, Лондон серия портретов инфант, Лувр, Прадо). Но сыны Испании вместо плуга взялись за мечи — грабили чужие народы. Посетив галерею Дориа-Памфили, В. И.
Боги присудили победу Афине, признав ее дар Аттике более ценным. Так как Диего Веласкес был придворным живописцем, то за свою жизнь он написал огромное количество портретных работ. Границы империи простирались далеко за пределы одного материка. Андромаха кормила коней.
Тем самым живопись в Менинах становится не только средством изображения определенного сюжета и предметов но де-монстрацией своих возможностей. Композиционно картина делится на две части: верхнюю — свободную, нижнюю — занятую фигурми. Несмотря на общий темный тон, картину отличают от корич-нево-серой гаммы бодегонов поиски ярких и разнообразных цветов. И держава-колосс стала постепенно умирать. Веласкес был принят хорошо.
В январе 1649 года путешественники отплыли из Малаги и прибыли в Геную 11 марта. А может, он станет великим поэтом. " Афина не захотела признать свое поражение и превратила Арахну в паука.
Она вызвала на состязание Афину. На первом плане ковра вытканы две женские фигуры в античных одеждах.
Гордые испанские гранды с утонченными лицами, строгой выправкой образуют компактную группу, над которой победоносно высится лес копий. Оттуда Веласкес продолжал поездку самостоя-тельно, отправившись в Венецию. Возле ее босых ног уютно приютилась кошка. Прелестная светловолосая девочка в центре комнаты – их пятилетняя дочь инфанта Маргарита.
Слева висит картина Питера Пауэла Рубенса «Афина и Арахна», справа – полотно Якоба Йорданса "Аполлон и Марсий" (возможно, копии). Чем добрым помянуть этот уходящий в прошлое век. Две ступень-ки ведут в соседнюю комнату, расположенную несколько выше, в глубине картины. Овидий восклицает: "сочтешь настоящим быка, настоящим и море.
Присутствующие на сеансе инфанта Маргарита, менины и карлики в церемониальных позах готовятся приветствовать царственных особ. Гостеприимный дом Пачеко современники называли «академией образованных людей не только Севильи, но и всей Испании». Она чуть повернула лицо, наклони-ла голову и повела рукой в сторону в сторону своей грозной собе-седницы.
Потребовались доказательства его аристократического происхождения и многочисленные свидетельства того, что он занимался живописью только «ради своего удовольствия и по повелению короля», картин своих не продавал, а жалование получал лишь по занимаемым придворным должностям. Пребывание Веласкеса на вилле Медичи дает жизнь чудесному пейзажу «Сад виллы Медичи», где эта великолепная архитектурная постройка и окружающая её природа отображена в золотистых красках близящегося заката. Кем бы ни вырос он — пусть будет человеком.
Став на колени, он вытянул шею, подставляя голову под венок. Их позы и жесты живые, естественные.
Произведения эти не имеют себе равных в мировой живописи.
Эль Бобо дель Кория, ок. «Словно своей земли было мало, — с горечью думал старик. — Напоить бы ее досыта. Казалось бы, все атрибуты налицо, но образ лишен величия, благородства и красоты. Справа мальчик-карлик пытается ногой растолкать огромную собаку, растянувшуюся на полу. В последнее десятилетие своей жизни Веласкес создал свои знаменитые картины «Венера перед зеркалом» (ок. Веласкес обнаруживает мир внутренних переживаний в степенном, одиноко печальном умном карлике Эль Примо, в растерянном, забившемся в угол дурачке (Эль Бобо) из Кории, в уродце Себастьяно Морра, устремившем на зрителя взгляд, полный укора и мрачного отчаяния (все — Мадрид, Прадо). Превосходно написан большой очаг в глубине кузницы.
Действующих лиц мы можем перечислить поименно. В картине с глубокой чело-вечностью охарактеризована каждая из враждующих сторон. Арахна славилась как вышивальщица и ткачиха.
Сдача Бреды – единственная историческая картина, которую Веласкес нам оставил. Испанским послом в Риме был граф Монтеррей, зять Оливареса.
Обласкать руками хлебопашца. Этой чести она удостоена потому, что ей удалось победить самого Посейдона. В картине «Венера с зеркалом» (ок. Черты лица слегка намечены и расплывчаты. Веласкес (Родригес де Сильва Веласкес) был одним из самых известных живописцев Испании.
Это период, когда Испания правила миром. Придворный художник Филиппа IV (с 1623 года) писал картины на религиозные, мифологические (Вакх, около 1628-1629 г. ) исторические (Сдача Бреды, 1634 г. ) сюжеты, сцены из народной жизни ( Завтрак, около 1617-1618 г. ), острохарактерные портреты (Иннокентий X, 1650 г. ), групповой портрет ( Менины, 1656 г. ), правдивые и поэтические сцены труда (Пряхи, 1657 г. ).
– харчевня или трактир). Но в коричневую гамму Ве-ласкес вводит и холодные, голубовато-серые оттенки, они связаны с серо-голубым небом и ландшафтом, с зеленовато-голубыми лаврами на венке Аполлона и с бело-желтым сиянием его нимба. Обе картины написаны на сюжеты греческих мифов в изложении древнеримского поэта Овидия. Закрывались мастерские, мануфактуры. Все мы, смотрящие на картину, словно становимся участниками вечно длящегося сеанса и в то же время, благодаря отражению в зеркале, мы видим фрагмент будущего произведения, над которым работает художник.
В левой части картины побежденные голландцы, они представлены с тем же чувством достоинства, что и победители – испанцы, более плотной массой сгруппированные в правой части композиции, на фоне рядов копий (отчего картина имеет второе название Копья). А слева от нас возвышается огромная античная статуя. К наиболее известным полотнам этого периода относятся картины «Завтрак», «Старая кухарка», «Завтрак двух юношей», «Водонос». Но зритель видит ее только в зеркальном отражении позади художника.
«После пяти лет обучения и образования, — писал Пачеко, — я отдал за него замуж свою дочь, побуждаемый его добродетелью, чистотой и другими качествами, а также в надежде на его природный и высокий гений». Подобно тому, как алым светом загорается ранним утром небосклон, когда взлетает на небо на своих сверкающих крыльях розоперстая Заря-Эос, так зарделось краской гнева лицо Афины. На первый взгляд Аполлон выглядит очень тор-жественно и нарядно. 1650, Лондон, Национальная галерея), «Лас Менинас» (1656), «Пряхи» (ок.
На первом плане полутемная комната ковровой мастер-ской, которой работают простые, бедно одетые пряхи.
Портрет главы римской церкви стал самым знаменитым созданием Веласкеса вне Испании. Другие народы стали пользоваться рабами позднее.
Новый период исканий Веласкеса в первую очередь сказался в портрете и бытовом жанре. Художник изобразил свою мастерскую в королевском дворце и себя, слева, с кистью в руке. Образ жизни Веласкеса, однако, не изменился. Казалось, что нищенская сума стала в Испании модной. Все это скорее напоминает не бога Олимпа, а какого-то молодого повесу.
Для формирования Веласкеса-живописца большое значение имела поездка в Италию (1629—1631), знакомство с произведениями великих мастеров Возрождения. Сокровища протекали сквозь страну подобно реке среди дюн — не принося плодородия. Суриков писал: «Для меня все галереи Рима — этот Веласкеса портрет. Справа виднеется группа: на спине бе-лого быка-Юпитера сидит Европа. И это несмотря на то, что жест, движение и отдельные аксессуары в его портретах отсутствуют.
А позади, в тени, благодаря отодвинутому тяжелому красному занавесу, видны сложенные стопкой уже готовые гобелены (один из видовдекоративно-прикладного искусства, стенной односторонний безворсовый ковёр с сюжетной или орнаментальной композицией). Лучший об-раз Веласкеса – пряха справа. В 1623 году Веласкес переехал в Мадрид и стал королевским живописцем. Рабы еще были предметом роскоши (красивая рабыня стоила от 4 до 20 быков). Золото уже не дождем, а рекою текло в страну. Приехав в Мадрид, он вскоре почувствовал приступ возвратной лихорадки.
В глубине, в нише, залитой лучами солнца, нарядные дамы стоят возле огромного ковра. Ровный свет отражается и на воротнике из тонкого белого полотна. Красная скатерть стола мягко вписывается в серый фон, оживляя его.
В быту королевского дворца ковры играли очень большую роль. С присущим ему безупречным вкусом сам он пополнял художественные коллекции Алькасара. Здесь Веласкес провел нес-колько дней, осматривая коллекции картин во дворцах. В высших слоях испанского общества «семьей» в те времена называли не только близких родственников, но и всех домочадцев, включая прислугу. Гордилась она, что нет ей равной на свете в искусстве ткать.
Размер картины 64 x 58 см, холст, масло. На груди художника алеет крест рыцарского ордена Сант-Яго. arachne — паук), в греческой мифологии и согласно «Метаморфозам» Овидия лидийская девушка, дочь красильщика пурпуром искусная ткачиха и рукодельница, дерзнувшая вызвать Афину на состязание в ткачестве.
Также не сохранился знаменитый автопортрет Веласкеса. Ему 57 лет. Мастер композиции не мог допустить подобной оплошности. С немощным телом Эль Примо (1644, Мадрид, Прадо) контрастирует его умное сосредоточенное лицо, сдержанно-печальное, полное душевной красоты и значительности. Композиционно полотно состоит из двух частей. В ряде сцен, в т. ч. в чрезвычайно популярных в 15-17 вв.
Замечательна архитектурв виллы. В бродягах, овеянных вольным духом полей, с их удалью и широтой характеров подмечено что-то стихийное, природное, значительное — граница между возвышенным и низменным художником как бы стирается. Близость с испанской культурной элитой, встречи с посетившим в 1628 году Мадрид Рубенсом, первая поездка в Италию (1629 – 1631 гг. ) со-действовали расширению его художественного кругозора и совер-шенствованию мастерства.
Многообразны приемы техники Веласкеса. Одиссей самолично и не без удовольствия, мастерил стулья, ложе и седла. Мудрая непредвзятость и человечность Веласкеса воплотились в его портретах королевских шутов и карликов (Эль Бобо из Кории, Эль Примо, так называемого Хуана Австрийского, Себастьяна Мора и других, все – 1631–1648, Прадо, Мадрид).
Эль Примо, 1644г. Именно это неожиданное введение в ало-сиреневую ма-цетту у ее нижнего края киновари усиливает ощущение световоз-душной среды, пронизанной рефлексами. В последние годы жизни Диего Веласкес написал две самые знаменитые свои картины.
Менины повлияли на создание картин бытового жанра. Увидев портрет, римский Папа, как известно, воскликнул: «Слишком правдиво. », — но принял его благосклонно и художника наградил золотой цепью. Агамемнон и Ахиллес сами все готовили для пира и приема гостей. управляющий дворцом (должность почетная, однако хлопотная и к искусству отношения не имеющая). В настоящее время картина экспонируется в оригинальном размере, а добавленные секции закрыты специальной рамкой.
«Хиосцы первые из эллинов (после фессалийцев и лакедемонян), – писал историк, – начали пользоваться рабами. Совершенна композиция картины, основанная на равновесии фигур и архитектурных, форм. Они разве-шены на обеих видимых зрителю стенах ателье, над дверями, в прос-тенках между окнами и подчеркнуто выделены прямоугольниками черных рам. А почему в мастерской находится инфанта.
Ведь именно его кисти принадлежит портрет обнаженной женщины в картине «Венера с зеркалом», – неслыханная во времена суровой инквизиции дерзость, редчайшее в истории испанской живописи изображение обнажённой натуры. В Аттике Афина – главное божество страны. В августе 1629 года художник через Барселону выехал в Италию. Полотно принадлежит к числу самых значительных произведений европейской исторической живописи.
Черные его кудри от быстрой ходьбы развевались, открывая высокий лоб. Фердинанд обращается с ружьем, как будто бы это нежнейший музыкальный инструмент.
Веласкес часто ставит искусствоведов в тупик. Как достичь совершенства, как сделать картину зеркальным отражением жизни. Вероятно. И нет этому конца и нет покоя. Собственно, Диего Родригес де Сильва Веласкес (Diego Rodriguez de Silva Velazquez). Итак, время действия – 1656 год. В семнадцать лет Веласкес получил звание мастера.
Но всадник далек от реальной войны, да и думает ли он о ней. е. среди зрителей) и смутно отражаясь в зеркале на противоположной стороне зала. И это при том, что ему удалось достичь величайшей правдивости в своих произведениях, не льстя никому, даже самым могущественным особам этого мира.
К тому же периоду, по-видимому, относится его шедевр Венера с зеркалом (до 1651 г., Национальная галерея, Лондон), редчайшее в истории испанской живописи изображение обнаженного женского тела, сюжет, запрещаемый инквизицией.
Пламя пожара теряется в вечном хо-ре голосов окружающей природы и деревья, равнодушные к битве, почти скрывают всю ее суматоху. Далеко за пределами могучей Испании знают этот торговый порт — гордость великой державы. Они могущественнее богов, так как привели его к вершине славы и карьеры.
В этих полотнах обычно отсутствуют аксессуары, жесты, движение. Рядом с ней находится другая женщина, наблюдающая за работой. Знакомство с королевским собранием картин, встречи с Петером Паулем Рубенсом, посетившим Испанию в конце 1628 – начале 1629 и поездка в Италию (конец 1629 – начало 1631) содействовали совершенствованию его мастерства.
На это указывает отражение в зеркале. Это лишь одна из трактовок сюжета картины, которую написал за три года до смерти Веласкес. Своей особой философией дышит и природа произведения. Он скоптро-вал также Христа с апостолами Тинторетто.
Они изображены на переднем плане, в центре картины. Кем он станет, тот мальчик, крещенный сегодня. В то же время персонажи на втором плане, включая Афину и Арахну изображены чётко и объёмно (фигура Арахны даже отбрасывает тень). Картина испанского живописца Диего Веласкеса «Арахна».
Но он не мог согласиться дра-матизировать природу. В 1618 году он женился на дочери Пачеко Хуане Миранде. Рабы у древних греков вначале почти ничем не отличались от остальных людей. Ее привели для развлечения королевской четы во время утомительных сеансов.
Аполлон, победив Марсия, содрал с него кожу. Написанный же в 1650 году портрет римского Папы Иннокентия X (Рим, галерея Дориа-Памфили), невиданный по откровенности образа, буквально покорил итальянцев.
До – это неэтично, после – невозможно, так как картина ему уже не принадлежала. Вакха окружила группа бедняков-любителей выпить. Однако в Поклонении волхвов есть свои живописные особен-ности.
В Коринфе широко применялся труд покупных рабов (в VII в. до н. э). В свою очередь каждая половина имеет свои внутренние деления. В портретах Веласкеса обычно от-сутствуют аксессуары, жест, движение.
Римские художники избрали Ве-ласкеса членом двух академий. Пере-дача испанцам ключей от нидерландской крепости Бреда – смысло-вой узел композиции, утверждающей за побежденным право на ува-жение, а за победителем – на великодушие. Возвращается к мольберту и делает несколько уверенных мазков. Сюжетом для картины Кузница Вулкана послужил один из ми-фов. Правая – Арахна. За группой переднего плана — фигуры придворной дамы и кавалера.
Решение Веласкесом образа Аполлона идет вразрез с установив-шийся традицией. Каждое из них является вершиной искусства и обладает абсолютной художественной фор-мой. В Ри-ме Веласкес пишет портрет своего спутника и помощника Хуана Па-рехи. Приор Франсиско де лос Сантос писал в 1681 году, что испанский королевский дворец, который по собранию картин является «выдающимся среди других дворцов монархов мира», обязан этим «заботам Веласкеса». Колористическое богатство и свободный пастозный мазок отличают одну из самых знаменитых картин Веласкеса «пряхи». В основе этого произведения лежит миф о состязании между Афиной-Паладой, которая дает мудрость и знание, учит людей искусствам и ремеслам, и гордой пряхой Арахной, которая дерзнула утверждать, что в ткацком искусстве она превосходит богиню.
В цветовой связанности фи-гур друг с другом большую роль играют рефлексы. Выше говорилось об общинном характере жизни раннего общества. Веласкес Диего, великий испанский художник.
Но прежде всего Веласкес – художник. Стоит на своем решении Арахна, по-прежнему страстно желает она состязаться с Афиной. Картина отличается от полотен классицизма на эту тему своим народным характером.
Но не только привозные сокровища составляют славу этой андалузской жемчужины. Вместе с тем картина наполнена движением пространственных планов, воздуха, света. Неужели ради очаровательных фрейлин инфанты был написан этот огромный холст. Глаза счастливо смеялись.
Картина «Менины» написана с удивительной смелостью, легкостью и свежестью. Веласкес усложнил психологическое содержание своей карти-ны избрав сюжетом момент мифа, повествующий о появлении Апо-ллона и эффект, произведенный его сообщением на присутствую-щих. 1634-44 гг. Описывая вытканную Арахной сцену похищения Европы Зевсом, принявшим образ быка, Овидий в восторге восклицает: "сочтешь настоящим быка, настоящим и море. Веласкесу несказанно повезло.
Благодаря легкому повороту его фигура обращена к зрителю. Постоит, посмотрит, походит, попьёт воды. Веласкес скончался, достигнув вершины своего искусства. В картине «Менины» или «Фрейлины» (1656, Мадрид, Прадо), художник тонко улавливает внутреннюю подвижность и изменчивость жизни, ее контрастные аспекты.
Полная обаяния молодая испанка запечатлена на ложе в случайной непринужденной позе. Она посвящена взятию в 1625 г. голландской крепости испанскими войсками. Из земли выросла священная олива. Он практически не делал лишний мазков, прорисовок, эскизов.
Глубоким психологизмом отмечен самый поздний портрет стареющего Филиппа IV (1655—1660, Мадрид, Прадо), в котором привычная величавая невозмутимость испанского монарха не может скрыть того, что он не только обрюзг и устал, но и душевно подавлен, одинок в его обычно вялом и холодном взгляде угадывается что-то скорбное.
Арахна (греч. Веласкес превосходно видит игру меняющегося освеще-ния на предметах. Себастьяно дель Морра, ок.
Историки искусства считают, что художник вдохновлялся картиной Ван Эйка «Чета Арнольфини» (1434 г. ), которая находилась во времена Веласкеса в собрании испанского монарха. 1648 г., Мадрид, Прадо) забился в угол. На дальнем плане, словно на залитой лучами сцене, к которой ведет освещенные светотени изображены две придворные дамы, рассматривающие висящие на стене ковры.
Бывало даже, что царь с царицей попадали в рабство. Кардинал Барберини кроме желания покровительствовать деятелям искусства имел специальные мотивы хорошо встретить художника, рекомендованного испанским королевским двором. Ничуть не бывало.
Его картины очень многоплановы. Вдохновенным оптимизмом, смелостью живописных находок отмечены поздние женские и детские портреты особ королевского дома (королева Марианна Австрийская, около 1649, Прадо инфанта Мария Тереза, 1651, собрание Леман Нью – Йорк 1653, Музей истории искусства, Вена инфанта Маргарита, 1653 1659, там же 1656, Лувр 1660, Прадо инфант Филипп Просперо, 1659, Музей истории искусства, Вена). В это время Веласкес достигает вершин своего мастерства. Лица обеих групп реальны. Далее этот свет скользит и дробится в изломах складок пелерины – мацетты.
А виртуозность художника стано-виться составной частью самого содержания этой картины.
Громадное количество новых денег вызвало вздорожание всех товаров. Заметим, что миф об Арахне, очевидно, был для Велескеса особенно важен: в написанной примерно через год после «Менин» картине «Пряхи» художник изобразил большой ковер со сценой состязания Афины и Арахны. Русского художника Ивана Крамского, автора знаменитой «Незнакомки», не отягощала необходимость «объяснять» чудо Веласкеса, вот таким образом его простые искренние слова о великом собрате по профессии говорят нам больше, чем страницы глубокомысленных рассуждений: «Смотрю на него и чувствую всеми нервами своего существа: этого не достигнешь, это неповторимо. Сохранились многочисленные статуэтки богини (напр., «Афина, выпускающая из рук сову»). К этим римским пейзажам относятся два вида парка виллы Медичи.
Картины, размещенные над зеркалом, свидетельствуют о том, что и автор «Менин», подобно героям «Метаморфоз», бросает вызов природе. Богиня Афина сказала Арахне :- «Послушайся моего совета : стремись превзойти лишь смертных своим искусством. Не вызывай богиню на состязание» Арахна проиграла состязание и Афина превратила её в паука-Арахну. Обратимся к сюжету Прях.
Художник очень жалеет юных принцесс, которые часто лишены детства. На голове Вакха пышный венок из крупных виноградных листьев-темно-зеленых и золотис-тых.
Перед образами, вызываемыми художником, непосредственно испытывается чувство не внешней, поверхностной связи явлений, а чувство связи реальной испытывается чувство непрерывной цепи, которая соединяет живущее существо с произведением художника, несмотря на пространство и время. Одна лишь Арахна молчала. Чуть откинув голову, Веласкес смотрит вперед с тем особым выражением, которое превосходно передает самое трудное и самое драгоценное – взгяд жвописца в момент творческого вдохновения, взгляд не только рассматривающий, но и проникающий в суть моде-ли, оценивающий ее.
Особенно выразительно положение ружья. Особое место в творчестве живописца занимает его единственное монуменальное полотно в жанре исторической живописи – «Сдача Бреды».
Воздала бы земля сторицей за праведные труды». Отечественные изделия на рынке покупать вовсе перестали: заморские оказались дешевле. Такая досада.
Рядом с ним, преклонив колено перед Вакхом, стоит седой, загорелый старик. На заднем плане, в светлом помещении висит необыкновенно кра-сивый ковер. Филипп согласился.
Через Модену в июне 1651 года художник возв-ратился в Испанию. " Афина не захотела признать свое поражение и превратила Арахну в паука. В картине «Вакх» («Пьяницы», 1628—1629, Мадрид, Прадо) он обратился к мифологической теме, но интерпретировал ее в бытовом аспекте.
Картина «Пряхи» словно продолжает тему ранних мифологических полотен Веласкеса, где происходит поразительный синтез мифологической мистики и современных художнику реалий. А Афина в шлеме, с щитом и в эгиде потрясла своим копьем и глубоко вонзила его в землю. Общий тон картины – зеленовато-серо-оливковый – необыкновен-но красив. За окнами тем временем уже шумела Севилья.
Выступает Афина и как покровительница ткачества и как олицетворение месяца марта (традиция, унаследованная от римлян) в изображениях времён года. Во время пребывания в Риме Веласкесом были написаны картины Кузница Вулкана и Туника Иосифа и два пейзажных этюда виллы Медичи.
Особенно интересен образ Марии. Может быть, он забыл о работе. В картинах Вакх (Пьяницы, до 1630) и Кузница Вулкана (1630 обе картины в музее Прадо, Мадрид) художник объединил мифологические образы богов с грубоватыми, нарочито приземленными образами людей, наделил их реальными психологическими характерами. 1650-е годы – время самых высоких творческих свершений Велас-кеса. был заложен Афинский Парфенон, чтобы отблагодарить Афину за победу над персами в Марафоне.
Веласкес смело расширил границы бытового жанра, насыщая его содержательностью. Был написан ху-дожником портрет жены графа Монтеррея, заказанный по совету Оливарес, но не сохранившийся. На картине первый министр испанского короля Филиппа IV, герцога Оливареса. Мягкие черты растворяются в потоке света, обостряя выражение взволнованности. Две пряхи по краям стоят полусогнувшись: одна, в бе-лой кофте, отдергивает красный занавес, другая, в красной кофте, держит корзину с белой тканью.
Она очень мила. При этом портреты Веласкеса эмоционально очень сдержанны. Рядом с ним любимица Маргариты – карлица с одутлватым лицом.
Вот таким образом границу между реальным и вымышленным пространством полотна трудно определить. А также его ранние религиозные картины: «Христос в доме Марфы и Марии», «Поклонение волхвов». 1637-39гг. Ключи на его поясе свидетельствуют о том, что Веласкес – к тому же и апосентадор, т. е.
Учился в родном городе у живописцев Франсиско де Эрреры Старшего и Франсиско Пачеко (1610–1616), в 1617 получил звание мастера.
Считается, что именно она подарила людям многие свои изобретения – флейту, трубу, керамический горшок, плуг, грабли, ярмо для волов, уздечки для лошадей, колесницу и корабль. 1657, обе — Мадрид, Прадо), великолепные придворные портреты. 19 сентября эскадра прибыла в Геную.
Полная юной прелести босоногая пряха составляет как бы поэтическую параллель образу античной Арахны. Разумеется, нет. Заметим, если раннее греческое общество было совсем не чуждо трудовой и общинной демократии, то вскоре, вместе с военными победами, греки вкусили и всю «прелесть рабской силы».
В центре, опустившись на одно колено, молодая работница подбирает с пола мотки шерсти. Картины, созданные им, содержат великое множество загадок, но в них заложены и ответы на них. Сосед, ухватившись за его плечо, учавствует в этом приглашении. Крайне интересна и содержательная сторона портретов мастера.