Балет Бориса Эйфмана «Роден, ее вечный идол» посвящен судьбе и творчеству великих скульпторов Огюста Родена и его ученицы, возлюбленной и музы Камиллы Клодель. Спектакль «Роден, ее вечный идол» – это размышление о непомерной цене, которую приходится платить гениям за создание бессмертных шедевров. Спектакль «Роден, ее вечный идол» – это размышление о непомерной цене, которую приходится платить гениям за создание бессмертных шедевров.
Английская королева исполнилась жалостью и вымолила у супруга прощение для них. Ваятель отлил представленную бронзовую работу с совсем молоденькой девушки. Произведению надлежало вызывать сочувствие всех зрителей. Роден говорил о «Мыслителе»: «Мой Мыслитель думает не только мозгом, с нахмуренными бровями, расширяющимися ноздрями и сжатыми губами, но каждым мускулом своих рук, спины и ног, со сжатым кулаком и сжатыми пальцами ног»67.
Это смелый шаг ваятеля навстречу публике.
Но не стоит забывать, что все классическое искусство – от античности до XIX столетия – основано на идее копирования (идеальных математических пропорций, античного образца, канона в иконописи, гравюр европейских мастеров). Формы искусства, считал Роден, «служат лишь предлогом для бесконечного развития чувства». Родену присуща искренность. Фигуры, по замыслу Родена, утопают в пропасти ада их образы словно выплывают из небытия.
Не отвечавший требованиям и канонам академической красоты подход шокировал публику.
«Природа – всегда прекрасна», не бывает невыразительных характеров. Все это заключено в творении Родена, – писал о произведении Райнер Мария Рильке. Все проникнуто атмосферой размеренной крестьянской жизни и мирного труда.
Тело всегда выражает дух, оболочкой которого оно является. Скорее всего, перед зрителем – чисто анатомическая штудия, Роден изваял «когтистую руку» – так называют сжатые подобным образом пальцы анатомы. Ежедневно, после школы и до самого закрытия Лувра, Огюст рисовал античную скульптуру.
Скульптор мечтал поймать и запечатлеть мгновения истины и красоты. Тут, как в огромном игорном доме, выигрывается и проигрывается состояние – имя ему сила. Обнаженный титан сидит, подперев подбородок рукой. Его возлюбленная с ним, И холодность теряет мрамор.
Его увлечения были недолгими, за исключением романа с маркизой (позднее— герцогиней) де Шуазель, американкой французского происхождения. Российский хореограф Борис Эйфман создает скульптуры из тел. В 1881 году Роден в знак благодарности изваял бюст Каррье-Беллёза19. Представленная небольшая работа очень лирична. Спасибо за чудесную подборку-это так близко мне.
Мастер сообщал: «По правде сказать, если сюжет достаточно известен, художник может интерпретировать его, не боясь быть непонятым Вместо того, чтобы иллюстрировать сцены из поэм, можно прибегнуть к прозрачным символам, вовсе не подразумевающим письменного текста». Обратить застывший в камне миг в безудержный, эмоционально насыщенный поток телодвижений – вот к чему стремился я, сочиняя новый балет. Спектакль «Роден» – это размышление о непомерной цене, которую приходится платить гениям за создание бессмертных шедевров.
Как писал сам Роден: «Я сразу подумал об Иоанне Крестителе, другими словами, о дитяти природы, боговдохновенном, верующем, Предтече Того, Кто более велик, чем он сам»18. Представленная работа такого рода. Одна мраморная, в частности, хранится в музее д39Орсе (Париж). Скульптор не уложился в оговорённый заказчиком срок, к 1885 году, Музей так и не был создан, но Роден продолжал работать над скульптурой, получившей название Врата ада, в итоге оставив её незавершённой: «Врата ада» были впервые отлиты в бронзе после смерти мастера14.
От названия храма, который был посвящен им (мусейон) и произошло слово «музей». Роден впервые выставил гипсовую скульптуру под названием «Побеждённый» с копьём в левой руке в 1877 году в Бельгии, представив её как памятник мужеству французских солдат, а на следующий год отправил её в Салон. Музей Родена находится в Отель Бирон, в котором Роден жил последние годы.
Его сопровождала труппа танцоров, давшая представления в Париже и Марселе. С середины 1880-х характерной чертой скульптур Родена стало намеренно создаваемое впечатление незавершённости: фигура, «выплывавшая» из глыбы мрамора, словно олицетворяла метафизический процесс рождения формы из аморфной материи1. Открывая свое тело и свои желания для себя самих, они открывали их для художника.
Его раздумья невеселы, они согнули мощную спину, сделали печальным лицо. Здесь не изображение светской дамы или типичный образ француженки конца XIX века. Она состоится 16 и 17 июля в рамках Открытого фестиваля искусств «Черешневый лес». Вот где понятно-искусство принадлежит народу.
«Шагающий» (шагающая фигура без головы и рук) был этюдом ко второй скульптуре. Известно, что при жизни скульптора только одна литейная мастерская изготовила 231 копию «Вечного идола» и 319 копий «Поцелуя»63. Ученик Родена Э. А. Бурдель сказал о «Поцелуе»: «Не было и не будет мастера, способного вложить в глину, бронзу и мрамор порыв плоти более проникновенно и напряженно, чем это сделал Роден». Это портрет страдающей души.
Сегодня она расположена в Ливерпуле, но ее часто берут в аренду английские музеи. «Мыслитель», ставший наиболее известным произведением Родена и одним из самых узнаваемых скульптурных образов в мировой истории, создавался как портрет Данте— автора картин ада из которых Роден черпал образы для своего произведения и теперь наблюдавшего порождения собственного воображения. Начинающему скульптору предстояло еще на протяжении 20-ти лет работать подмастерьем декораторов и на общественных работах.
восторг ума. Очевидный эротизм этой работы вызвал множество дискуссий. Этот исторический (то есть предположительный, выдуманный) портрет Пьера Виссана, одного из граждан Кале, обладает художественной самостоятельностью, гамма чувств изображенная мастером, впечатляет. Во время заморозков хранившийся в скудных условиях конюшни бюст треснул, от него осталась только маска, но это не помешало Родену отправить «Человека со сломанным носом» в парижский Салон. Полюбив друг друга за чтением истории Ланселота и Гвиневры, Франческа и младший брат её мужа (на скульптуре можно видеть, как он держит в руке книгу), были убиты ревнивым супругом.
Постановка, посвященная царевичу Павлу, будущему российскому императору Павлу I, станет шестой работой Бориса Эйфмана, которую его труппа показывает в Москве в содружестве с фестивалем. Отметим, что Большой театр сыграл особую роль в многолетней истории «Русского Гамлета». Не отвечавший требованиям и канонам академической красоты подход шокировал публику. Роден познакомился с Матиасом Морхардтом в 1888 и с тех пор молодой швейцарский критик стал самым страстным почитателем и защитником таланта ваятеля. История их страсти трагична. Скульпторы получили от правительства целый список людей, которым необходимо было изготовить памятники и бюсты.
Героиня словно балансирует на камне, ее поза нестабильна. Другой французский музей Родена был создан в 1930 году в Мёдоне, где находилась вилла Родена и где он был похоронен. Но если в 1864 году работу отклоняют, то в 1875 году, после второй попытки Родена представить свое творение публике, «Человек со сломанным носом» торжественно становится участником Салона.
Тема страсти мужчины и женщины волновала Родена всегда.
Необязательно знать биографию художницы (которой в музее посвящен особый раздел), чтобы увидеть, как в облике отражаются тоска, тяжелая задумчивость, даже уныние. В 1904 году моделью и ученицей Родена была британская художница Гвен Джон (она также стала одной из многих любовниц скульптора)51. Роден и Клодель познакомились в 1883 году, когда он преподавал скульптуру ей и её друзьям. В этой работе использован его излюбленный мотив – поцелуй и объятия любовников.
Эта работа выбивается из ряда произведений, которые рассматриваются в альбоме. Это музеи во Франции – в Отель Бирон и в Мёдоне (в одном городе он жил, другом городе похоронен), а также музей в Филадельфии. Что ждёт их Там Уже не важно. Музей был учреждён 22 декабря 1916 года (ещё при жизни скульптора) и открыт для публики в 1919 году. Перед зрителем – портрет легендарной возлюбленной и коллеги Родена Камиллы Клодель.
Он убрал копьё и дал скульптуре название «Бронзовый век» (среди других названий, которые рассматривал Роден, были «Пробуждение весны» и «Доисторический человек»). Полузабытая, оградившаяся от мира, прозябающая в нищете, Клодель сходит с ума. Сегодня существуют и официальные копии скульптуры, сделанные художником на заказ. В 1870-х во Франции начался период политического оживления. 15 лет Роден и Клодель составляли одно чувственное и творческое целое. Когда супруг узнал, что она вступила в любовную связь с его младшим братом Паоло, он убил их.
И к устам Уста прильнули, к телу – тело. Перед зрителем – портрет коллеги мастера по ремеслу Жюля Далу. Манера Родена в этой работе узнаваема.
Проект так и не был завершен мастером, так как его эскиз вызвал скандал. Выставка позволила Родену продать в музеи по всему миру скульптуры на сумму около 200000 франков (правда, 60000 франков стоило изготовление бронзовых и мраморных копий)44. Кардинально переработав свой собственный спектакль «Карамазовы» 1995 года, также поставленный по бессмертному произведению русской литературы и снискавший всемирное признание, Борис Эйфман создал эмоционально и интеллектуально насыщенную балетную психодраму. Балет «По ту сторону греха» – попытка исследования истоков нравственной катастрофы Карамазовых, обращение к глубинной сущности «широкой» человеческой натуры, к тайнам жизни людских сердец, где «дьявол с Богом борется», – отмечает Борис Эйфман. Брак не был оформлен, вот таким образом сын получил фамилию матери5. Некоторые считают, что для занятий искусством техническая сноровка куда важнее, чем интеллект.
В настоящее время существует три музея, которые посвящены творчеству великого скульптора. В 1864 году Роден познакомился и начал жить со швеёй Розой Бёре. В 1897—1899 годах ученицей Родена была русский скульптор Анна Голубкина50. Он считал, что искренность и чувства составляют истинный смысл существования художника. Он запечатлел в своих литературных произведениях образы революционеров. Рука его пока несмело Касается её бедра.
Это увлечение было приобретено сначала случайно, как следствие отсутствия денег на краски и холст, но со временем скульптура настолько захватила Родена, что стала для него самым главным видом искусства. Брат Поль сыграл драматическую роль в судьбе Камиллы Клодель. Работы Шумова хранятся в Музее Родена76 и агентстве «Роже-Виолле» («Roger-Viollet»)7778. Отношения и трагический конец персонажей запечатлел и великий Данте в своей «Божественной комедии».
И тот и другой – искусные мастера своего дела и хотя их стили разнятся, оба художника создают незабываемые образы красоты и совершенства». Автор представил двойственный, трагический образ придуманной им женщины-кентавра. Изредка он раскрашивал рисунки акварелью или дорабатывал мелом. Мастер показан грузно сидящим, настоящим работягой с мощными, натруженными руками. Отныне искусство монументальной скульптуры будто отрекалось от сословных иерархий. В своем спектакле Эйфман соединил классику и современность.
По возвращении из Италии Роден около 18 месяцев работал над скульптурой, которая сейчас известна как «Бронзовый век». Как распорядились бы сегодня своей судьбой герои романа. Это требование было исполнено. Английская королева исполнилась жалостью и вымолила у супруга прощение для них. Такая работа стоит целой биографии». Работам Огюста Родена посвящены три музея.
Спиралевидное движение героя впечатляет внутренней сдержанностью. Премьера состоялась в 2011 году. Гершвина, Ф. Шуберта и А. Берга – квинтэссенция психоаналитических изысканий хореографа. Метод работы Родена был прост: он много и упорно трудился. В 1880 году Роден выставил Иоанна Крестителя в Салоне и получил за него третью премию. Скульптор убрал копьё и дал своему творению новое название – Бронзовый век. Зная первоисточник, понятно, что прикованная к камням героиня вжалась в них от ужаса. Она, богиня радуги и дождя, – посланница богов. Когда об этом узнал Каррье-Беллёз, он сразу уволил Родена.
Торс без рук и головы также похож на кусок древнего камня, которому поклонялись как идолу. три хореографические миниатюры Леонида Якобсона – ожившие скульптуры Родена: "Вечная весна", "Поцелуй" и "Вечный идол" (все три представлены и в этой подборке). Фигура Адама стала основой для «Трёх теней»— венчавшей «Врата ада» композиции из трёх одинаковых фигур изображённых с разных ракурсов24.
В работе над скульптурой Родену помогала Камилла Клодель, о роли которой историки спорят. Норвежец Эдвард Мунк – один из самых знаменитых и влиятельных художников XX века. Вероятно, мастеру позировала профессиональная спортсменка или танцовщица. Данный пейзаж был создан в июне 1888. Роден решает показать в Салоне (главном выставочном пространстве Парижа в XIX веке) скульптуру «Человек со сломанным носом», выполненную с простого местного жителя по имени Биби.
Четвертый сжимает руками голову, плача о своей семье. Ведь миф рассказывает о скульпторе, создавшем прекрасную статую, которая ожила по велению богов. В своем спектакле Борис Эйфман сосредотачивается на любовном треугольнике «Анна – Вронский – Каренин» и создает блестящий образец сценического психоанализа, являя трагическую хронику страшного внутреннего перерождения женщины, одержимой «основным инстинктом». Спектакль отмечен престижными театральными премиями «Золотая Маска» и «Золотой Софит». В романе «Анна Каренина» есть не только погружение в психологический мир героини, но и настоящее психоэротическое осмысление ее личности.
Еще три скульптуры купил музей дОрсе. Ещё одной особенностью скульптуры Родена является её эмоциональность. Это изваяние «обыгрывает» древние руины, обломки, которые обнаруживали европейцы во время археологических раскопок в Греции. Огюст Роден родился в Париже в семье служащих и увлекся рисованием с раннего детства. На протяжении многих лет Поль помогал сестре материально. После расставания с Роденом Клодель погружается во мрак безумия. В солнечной дымке проступает сизый силуэт городка.
Таким образом изначально принятая «в штыки» композиция получила все-таки общественное признание после смерти автора. Брат Камиллы обвинял Родена в гибели сестры. Его сила и грация порождают самые различные образы». Фигура может напомнить зрителю «Мыслителя». Трактовать данную статуэтку можно по-разному.
И, конечно же, о тех муках и таинствах творчества, что всегда будут волновать художника. В скульптуре запечатлены порыв, энергия, которые ощущаются даже через данную фотографию. Попытки французов прорвать блокаду провалились. Всякому шедевру присуща таинственность, от которой слегка кружится голова». Роден её из адских врат Изъял.
Тем не менее Роден никак не укладывался в сроки. Скульптор похож на ветхозаветного пророка. Выросшие доходы Родена позволили Розе переехать из Парижа в Иксель.
Тела, однако, уравновешены прикосновением голов. Обращают на себя внимание удивительная свобода лепки, абсолютная точность перспективных сокращений. После знакомства с Розой Бёре Роден приобрёл собственную мастерскую— бывшую конюшню.
В 1866 году у пары родился сын Огюст. Роман начался в 1904 году и продолжался до 1912 года. Фигура Персея, который держит голову Медузы, вытянута. Существо, кажется, всецело принадлежит к земному миру.
Последние годы жизни Родена и созданные им работы увековечены русско-французским фотохудожником Петром Шумовым (Choumoff 1872—1936), тесно сотрудничавшим с Роденом в 1912—1917 годах, выполнившим около 150 снимков его работ и около 60 портретов и сцен из жизни скульптора (работа в мастерской, свадьба c многолетней спутницей жизни Роз Бёре, состоявшаяся за две недели до её смерти, похороны мадам Огюст Роден, скульптор на смертном одре) и позднее ставшим первым фотографом Музея Родена в Париже7475. Среди них видное место занимал Виктор Гюго. Этой теме посвящено множество работ мастера.
Скульптурная группа Вечная весна была задумана Роденом как часть композиции главных дверей Музея декоративно-прикладного искусства в Париже, заказ на оформление которых мастер получил от французского правительства в 1880 г. Названные Вратами Ада, они стали величайшим творением Родена, над которым он работал долгие годы. Но с течением времени Роден переработал скульптуру в сторону универсального вневременного образа поэта, философа и творца, «физическая мощь которого воплощала мощь интеллектуальную»22. Она погружается во мрак безумия. И она тоже по-своему развивалась.
Впоследствии у Камиллы Клодель появились признаки психического расстройства. Их счастье не было безоблачным: Роден так и не оставил свою гражданскую жену, с которой прожил более 20 лет, ради Камиллы, а она не хотела довольствоваться ролью любовницы. Роден говорил, что «наиболее характерное в Природе – это человеческое тело. За тридцать лет заточения Поль не навестил ее. Полузабытая, оградившаяся от мира, прозябающая в нищете, Клодель сходит с ума.
Третья копия находится в Копенгагене. Даже в работе, посвященной смерти, видны легкость и порыв. Другая – женщина, погруженная в мир страстей», – говорит хореограф. Скульптор был подавлен, однако от экспериментов в творчестве не отказался. Представленная голова – поздний бронзовый отлив.
Кроме того, Роден старше девушки на 26 лет и фактически он живет на две семьи. Фигуры очень пластичны, они буквально «льются», словно сделаны одним движением, невероятно свободно. В этой работе соединены две отдельные фигуры, которые маэстро создал для «Врат Ада», вот таким образом название дано ей не автором.
Видны еще несформировавшиеся формы, подростковые, вытянутые, немного неуклюжие пропорции. И напротив, он не работал с профессиональными натурщиками, которые просто воспроизводили традиционные позы античных статуй64. Р. -М. Руки были самой хрупкой частью произведений, они легко ломались. Смысловое пространство спектакля, заключенное между двумя разнонаправленными векторами сюжета (деградация молодого талантливого врача и восхождение его жены и пациентки), превращено в поле сюрреалистических экспериментов.
«Врата ада» должны были обрамлять гигантские статуи Адама и Евы— первых грешников, но, недовольный своими скульптурами, Роден постоянно их переделывал и в итоге отказался от первоначального замысла. В том же году Хенли стал редактором влиятельного журнала Magazine of Art и опубликовал там несколько статей о творчестве Родена, а в следующем году «Бюст Иоанна Крестителя» (одна из версий статуи, ранее приобретённой французским правительством) с успехом был выставлен в Королевской академии художеств25. По этой причине в настоящее время собрания авторизованных копий роденовских скульптур есть во многих музеях мира, включая Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург), Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (Москва), Национальную галерею искусства (Вашингтон), Метрополитен-музей (Нью-Йорк), Новую глиптотеку Карлсберга (Копенгаген). В зрелом возрасте Роден раскрылся как блестящий рисовальщик и график. В 1916 году она попадает в психиатрическую больницу, где умирает в 1943 году. С началом работы над «Вратами ада» Роден получил от государства новую мастерскую— ему были выделены две студии в здании на Рю лЮниверсите, в котором было оборудовано двенадцать студий, предоставленных скульпторам и художникам, занятым работой над важными проектами26. Кроме того, Роден много работал с фотографиями.
Поражает разнообразие типов, героев, сюжетов, которых выбрал мастер для композиции. Наиболее известны среди этих работ «Поцелуй» и «Вечный идол»3113. Позже, Роден выставлял это произведение под названием «Маска Микеланджело». Вторая империя сменилась Третьей республикой, снова, как и во времена Великой французской революции (1789 – 1799), были провозглашены «свобода, равенство и братство». Для скульптора важен именно триумф человеческого сознания. Камилла Клодель посещала частную студию Коллароси в Париже. Сам Роден не относил себя к какому-либо течению.
Эрмитажный вариант был исполнен в начале 20 в. "Вечный идол". 1889г Париж. музей Родена. Это контраст инертной массы и одухотворенности, мертвой материи и души. Поль Клодель, брат Камиллы, поэт и дипломат, обвинял Родена в трагедии сестры30.
Именно в этот период Роден создает свои самые чувственные произведения: «Поцелуй», «Вечный идол» и другие. Роден получил поддержку многих деятелей искусства и был оправдан16. Данная скульптура совсем небольшая по размеру, но по своему духу она монументальна. Камилла пытается найти спасение в творчестве, однако критика не принимает ее. Всего на этой выставке были представлены 36 скульптур Родена и 70 полотен Моне34.
В последние годы он получал заказы от самых богатых людей Франции. Родену было за 40, он успел утратить связь со своими живыми истоками. Он представил на суд жюри статую, сейчас известную как «Призыв к оружию». «Поцелуй» первоначально был изображением Паоло Малатесты и Франчески да Римини— персонажей «Божественной комедии», влюблённых, застигнутых и убитых мужем Франчески и ставших символом вечной любви23. Гастроли начнутся с московской премьеры новой хореографической версии балета «Русский Гамлет». Она держит комок глины из которой Творец лепит свой главный шедевр – Адама и Еву. И для того, кто умеет видеть, в наготе открывается наиболее глубокий смысл».
Одной из самых известных работ Родена стала скульптурная группа «Граждане Кале» (завершена в 1888 году). Шестой, самый юный, еще не понял, что происходит, его взгляд тревожен, он весь напряжен.
Эту мраморную копию работы французского маэстро выполнил в его мастерской ученик – русский скульптор Серафим Судьбинин. Для Родена каждый полученный заказ был очень значимым событием в жизни. Изваяния создавались им по мотивам дантовского «Ада» : фигуры грешников в манере скульптур и живописи Микеланджело, языческие боги Античности (например, эти сирены), аллегорические фигуры («Мыслитель»), персонажи самого поэта (Уголино и его дети), библейские герои (Адам и Ева) и многие другие.
Клодель стала его музой, коллегой, возлюбленной и другом. В то время как академическая традиция диктовала, что голова скульптуры должна располагаться прямо или выравниваться по линии опорной ноги, Роден, работая над «Иоанном Крестителем», поместил голову скульптуры посередине между двумя ногами. Роза обладала привлекательной деревенской внешностью и позировала для некоторых ранних произведений Родена: бюстов «Девушка в шляпке с цветами» (1865—1870) и «Миньон» (1870) и скульптуры «Вакханка» последняя не сохранилась, разбившись при очередном переезде6. Роден сумел поразить Хенли и тот сообщил о нём в лондонском артистическом кругу. Полузабытая, оградившаяся от мира, прозябающая в нищете, Клодель сходит с ума.
Бронзовая копия Поцелуя высотой 74 сантиметра была послана на Всемирную выставку 1893 года в Чикаго, где её сочли неприемлемой для всеобщего обозрения и переместили в отдельную маленькую комнату, с доступом по личному заявлению. Сам по себе он продолжал бы двигаться в сторону Микеланджело, пытаясь осовременить его и тем самым огрубляя. Например, персонажи одного из символов отечественной скульптуры, произведения «Рабочий и колхозница» Веры Мухиной, также были «одеты» в окончательном проекте (1937). Французский ваятель оказал влияние на развитие пластики XX века. Необходимо подчеркнуть, что «одевание» героев монументальных изваяний часто практиковалось в истории европейского искусства.
На протяжении XX века мастера прибегали к мотиву руин. Однажды к Родену пришёл итальянский крестьянин, желавший позировать. Произведениям мастера были присущи порыв, динамика, стремление оторваться от бренной материи. В 1880 году эта же скульптура, отлитая в бронзе, была выставлена в Салоне ещё раз14.
Скульптура создавалась под явным влиянием «Умирающего раба» Микеланджело: можно обнаружить сходство в положении тела и закинутой назад руки, в закрытых глазах фигуры15. Мастера занимало «странное томление души, заключенное в телесную оболочку». «Даже в самом незначительном лице, – утверждал маэстро, – есть трепет жизни, великолепная мощь, неиссякаемый материал для создания шедевров».
Рай – на Земле. Достоевского «Братья Карамазовы». Скульптор решил использовать случайную составляющую и несмотря ни на что выставить работу, однако салон дважды отверг её. Роденовский памятник был установлен в Париже только в 1939 году41. История их страсти трагична. В 1906 году король Камбоджи Сисоват совершил визит во Францию. Примерно на рубеже веков, в самом начале XX столетия, стали очень популярны авторские танцы: танец-серпантин, танец огня, где важным элементом были струящиеся юбки или вуали, которые обыгрывали и дополняли движения исполнительниц, наиболее прославленные из которых – обосновавшаяся в Париже американка Лои Фуллер и Айседора Дункан.
То же самое можно сказать о младенце, сидящем у нее на коленях. Он любит и любим. Это было.
В результате он сделал две скульптуры: «Шагающий» (1877) и «Иоанн Креститель» (1878). Данная работа выделяется из ряда рассмотренных в альбоме изваяний Родена своей необузданной экспрессией, мощью, драматической трактовкой бронзы. У Родена была своя манера рисовать.
Сюжет о Пигмалионе и Галатее – безусловно, один из самых любимых у ваятелей многих веков. Название работы и образы можно трактовать двояко. Любовники не касаются друг друга губами, как бы намекая на то, что они были убиты, не совершив греха. 15 лет Роден и Клодель составляли одно чувственное и творческое целое. Семиметровые «Врата ада» вмещают 186 фигур, многие из которых, в том числе «Мимолётная любовь», «Поцелуй», а также исключённые из композиции «Адам» и «Ева», обрели самостоятельную жизнь как отдельные скульптуры, увеличенные, доработанные и отлитые в бронзе или высеченные в мраморе.
Роден задумал этот памятник по аналогии с театральной сценографией: перед зрителем на низком постаменте разворачивается драма обреченности и мужества. В 1880 году отлитая в бронзе скульптура была выставлена в Салоне ещё раз. Особое внимание Роден уделял ежедневной практике даже после того, как достиг всемирной славы, признания и стал пользоваться непререкаемым авторитетом среди многочисленных учеников. Любви мы видим панораму.
В 1875 году Роден снова представил в Салон «Человека со сломанным носом»— на этот раз мраморный бюст и он был принят12. Именно здесь в 2000 году прошла российская премьера этого балета. Очевидный эротизм этой работы вызвал множество дискуссий. Пожертвовав анатомической достоверностью, скульптор добился создания иллюзии движения65. Интересно, как Роден трактует персонажей.
Добившись известности, он долгое время был противоречивой, даже скандальной фигурой, «бунтарём», шокировавшим консервативный истеблишмент своим подходом к скульптуре. Перед зрителем – небольшая бронзовая модель одного из вариантов памятника Виктору Гюго. Во время одного из припадков в 1905 Камилла уничтожила большую часть своих произведений. Роден в мужчине зрит себя, Ваяет женщину, любя Как нежную свою Камиллу.
Болезненная идея о направленном против неёзаговоре, главной фигурой в котором Камилле видится Роден, непрестанно терзает ослабленный психическим расстройством рассудок женщины. Это требование было исполнено.
Значимым в его эстетике является своеобразное «просвечивание» идей, вечных идеалов сквозь искусно обработанную поверхность материала. Смысл памятника и события, которому он посвящен, запечатлен в лицах, мимике и движениях. На этой работе, приносившей хороший заработок, Роден оставался до 1882 года. После упорной работы Клодель познала успех публики и добилась признания коллег. Вернувшись к скульптуре, Роден много работал оформителем и декоратором.
Великий ваятель ценил дар Далу, считал, что тот мог бы оставить после себя одни шедевры, «не питай он слабости к официальным почестям». Графика приобретала сложную визуальную фактуру, она пластична, является поистине графикой скульптора. Альбом разошёлся мгновенно45. В апреле 2016 года солисты Театра Любовь Андреева и Олег Габышев стали лауреатами Национальной театральной премии «Золотая Маска», получив награды за лучшие женскую и мужскую роли в балете и современном танце за исполнение главных партий (Николь Уоррен и Дика Дайвера) в спектакле «Up Down».
Постановка с огромным успехом представлялась на ведущих театральных площадках Нью-Йорка, Вашингтона, Лос-Анджелеса, Парижа, Лондона, Берлина, Вены, Мадрида, Будапешта, Москвы и многих других городов. Балет отмечен премиями «Золотая Маска» и «Золотой Софит». Авторитетный британский балетный обозреватель Маргарет Уиллис писала о спектакле: «Французский художник Огюст Роден творил из глины. Эротический смысл скульптурной группы выражен в их томных изящных движениях. СКУЛЬПТУРА «ПОЦЕЛУЙ» РОДЕНА Роден. Известно, что Роден работал над оформлением фойе театра Гаитэ и фасада театра Гоблен в Париже (здание театра Гоблен в настоящее время является кинотеатром).
Французский мастер считал, что итальянец как никто другой мог оживить камень. Корни его творчества лежали в реализме и романтизме153. Таким современники считали самого Родена. В своём роде он был настоящим новатором.
Жесты и движение наполнены пафосом. В результате он сделал две скульптуры: Шагающий (эскиз без головы, 1877) и Иоанн Креститель (1878).
До самой старости он восхищался красотой женского тела, силой чувственного притяжения. Во-первых, образ отражает интерес к доисторическому и примитивному искусству (Киклад и стран Африки), когда первобытный человек изготавливал таких истуканов в ритуальных, магических целях. Фигура, очень похожая на предыдущую, названа «Андромедой». Оценка Родена менялась с течением времени. Ошибочное название было дано работе к выставке 1900 и закрепилось в научной литературе.
В каждой статуе присутствует «устремленность духа к мечте вопреки тяжеловесной и вялой плоти». Во время этой поездки Роден познакомился с поэтом и критиком Уильямом Эрнестом Хенли. Достаточно взглянуть на хороший бюст, чтобы убедиться в ошибочности этого мнения. Эта скульптура принадлежит к ряду символистских произведений Родена. Сюжет из «Ада» Данте взят, Но воплощён Родена взгляд.
Ее ранние произведения пронизаны влиянием Огюста Родена. Он спотыкается». Это не прихоть мастера, а устойчивый образ в искусстве того времени. Фигура обнаженного мужчины олицетворяет заботы творца как в художественном, так и в философском смысле, ведь первоначально она называлась «Поэт». По данному бюсту Родена видно самобытное дарование Клодель.
Заказ на памятник Гюго Роден получил в 1886 году. Пластика тела будто подвижна, бронза переливается на свету. По словам самого скульптора, на его работы надо смотреть сквозь слёзы эмоций64. Согласно Британнике, «главным достижением Родена было возвращение западной скульптуре того, что всегда было её главным достоинством, — знания и великолепного изображения человеческого тела»13.
Перед представлением скульптуры французской публике Роден изменил подразумеваемый «смысл» своей работы таким образом, чтобы в ней увидели пробуждение, а не страдание человека. История их страсти трагична. Бюст писателя был закончен в 1883 году и в следующем году выставлен в Салоне2829. Антики являлись основой обучения в академиях по всей Европе в XVIII – XIX веках.
В основе балета «Роден. » – не столько жизнь знаменитого скульптора, чьи работы воспевали красоту движущегося человеческого тела, сколько его сложным взаимоотношениям с возлюбленной. Второй, с ключом в руках, горюет о капитуляции Кале.
Мотив танцующей девушки с вуалью неслучаен. Однако произошедший между художниками разрыв нанес роковой удар по душевному здоровью Камиллы, стал началом ее гибели. Обнажённая фигура казалась неуместной в усыпальнице и в итоге проект был отклонён37. Роден позднее отзывался о де Шуазель как о «злом гении», на которого он «потратил семь лет своей жизни»54.
Предстоящая смерть ужасает его.
И такой является она в творении Родена. Роден выставил «Иоанна Крестителя» в Салоне 1880 года, где скульптура получила третью премию. Линч должен был быть изображён на коне и конная статуя была давней мечтой Родена. В 1887 году критики переименовали скульптуру.
Он оставил прекрасную книгу о творчестве маэстро. Эйфман изображает распад сознания героев извлекая на поверхность их кошмары и мании. Взлеты и падения персонажей происходят на фоне блистательного Века Джаза – безудержного праздника жизни, эпохи свободы, чувственности и гедонизма, виртуозно воссоздаваемой хореографом и его артистами. Борис Эйфман об «Up Down»: «Этот спектакль – трагическая и одновременно ослепительно яркая хроника духовной гибели человека. Хочу поделиться своим первым впечатлением от скульптур Родена. Его открыли для меня. Легендарное чудище Минотавр хватает свою очередную жертву – невинную девушку.
Известно, что ваятель находился под впечатлением от пасторального античного романа II века «Дафнис и Хлоя». Премьера балета Эйфмана «Евгений Онегин», поставленного на музыку П. И. Чайковского и А. Ситковецкого, прошла в 2009 году. Конечно, как свойственно мастеру, образ наделен чувственностью, граничащей с эротикой. Для этого изваяния Родену позировала спутница всей его жизни Роза Бёре.
Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять. Там художник гостил у доктора Макса Линде, ценителя и знатока искусства. Эта скульптура характерна для творчества мастера. Мастер считал, что основное в скульптуре – это динамика и искреннее чувство.
Памятник Гюго в 1909 году был установлен в саду у Пале-Рояль38.
Эксперимент этот мне был необходим для того, чтобы ответить на волнующий меня вопрос – что есть русская душа сегодня. Сохранила ли она свою самобытность, свою тайну, свою притягательность. Возможно, данное упражнение нужно было мастеру, чтобы основательно изучить движение и натянутость сухожилий для таких произведений, как «Рука Бога» (1896), оно представлено в музее.
Любовники не касаются друг друга губами, как бы намекая на то, что они были убиты, не совершив греха. Показан самый главный момент истории – статуя медленно оживает, героиня будто просыпается ото сна. В 1887 году критики переименовали скульптуру. Резец любви являет силу. Перед зрителем – аллегория чувственной любви и влечения.
Что в «энциклопедии русской жизни» было печатью времени, а что стало знаком судьбы многих поколений моих сограждан. ». Когда его студию посетили представители заказчика, они остались крайне разочарованы проектом, который охарактеризовали как «бесформенную массу»40. Он, по мысли Родена, не только Бог, но и Ваятель. Первая находится в музее Родена и была создана по заказу правительства Франции за 20 тысяч франков. Микеланджело говорил, что «хороши только те скульптуры, у которых, если их спустить с вершины горы, ничто не будет отбито, а если что-то и отколется, значит, это было лишним». Как уже говорилось, «Мыслителя» нужно воспринимать в контексте главной работы Родена – монументальных «Врат Ада».
Перед зрителем – символ, который можно «прочитать» по-разному. 15 лет Роден и Клодель составляли одно чувственное и творческое целое. Статуя символизирует тяжелые думы о себе, человечестве, мире.
Роден считал искусство портрета одной из самых важных и сложных задач для ваятеля. Идея увековечить память выдающихся земляков обсуждалась в Кале с середины XIX века. Скульптор был подавлен, однако от экспериментов в творчестве не отказался.
Она передает пафос рождения как человека, так и произведения в творчестве художника. Роден делился своими наблюдениями о женском теле: оно «может уподобиться декоративной вазе», оно – «зеркало души и источник величайшей красоты». В 1895 году Роден приобрёл поместье Вилла Брийан в Мёдоне под Парижем. В этом творении Роден изобразил персонажа произведения Иоганна Вольфганга Гёте «Годы учения Вильгельма Мейстера» (1795).
Балет Бориса Эйфмана на музыку С. В. Рахманинова, Р. Вагнера, М. П. Мусоргского (премьера состоялась в 2013 году) – новое пластическое прочтение хореографом романа Ф. М. Поставленный в 2005 году на музыку П. И. Скульптура «Поцелуй» Родена Зовуща, горяча, нетленна.
Роден видел во всем и лепил в каждом своем произведении частичку Природы и знаки вечного круговорота бытия (юность – старость, жизнь – смерть). Скульптура была установлена в Кале в 1895 году.
Так, страсть мужчины в «Поцелуе» видна во всём его теле: в напряжённой спине, в руках, вплоть до пальцев ног, впившихся в мраморный постамент23. «Великий художник во всем слышит отклик духа Вселенной на призыв собственного духа», – говорил маэстро. Роден намеренно не вылепил их, воспроизводя «образ» античной скульптуры, привычной современникам. Основное в ней – жест интимная атмосфера общения матери и дитя.
Он особенно любил и почитал творчество великого Микеланджело. Константин Бранкузи работал в мастерской Родена два месяца, но ушёл оттуда, считая, что «под большим деревом ничего не вырастет»52. Рука, почти метр в высоту, символизирует руку Создателя. Однако работа Родена, когда она была окончена, не соответствовала ожиданиям заказчиков. По Данте, ей назначен ад.
Памятник планировалось установить в Пантеоне, где писатель был похоронен за год до того. Обычно скульпторы выбирали для натурщиков определенное положение и лепили фигуры. Мастер с радостью погружался в мир интимных отношений как в жизни, так и в творчестве.
Зритель уже убедился, что Огюст Роден – настоящий певец любви и страсти. Здесь мастер уделяет внимание нескольким аспектам.
В 1889 году «Граждане Кале» стали главным событием совместной выставки Родена и Клода Моне в галерее Жоржа Пети. Благодаря появившимся доходам Роден смог посвятить себя коллекционированию предметов искусства с течением времени он приобрёл и поместил в Вилле Брийан множество египетских, греческих и римских скульптур, персидских миниатюр и картин современных ему французских художников, в том числе «Портрет Папаши Танги» Ван Гога43. Ей не исполнилось еще 20 лет – возраст гения, по Рембо. Стилистически произведение относится к периоду, когда Роден трудился над «Вратами Рая». В порыве отчаяния Клодель уничтожает свои работы. Во втором круге Ада герой видит неразлучные тени Франчески да Римини и Паоло Малатесты.
Чедвик душевно стремится вернуться к тем, по-своему грандиозным временам. Их отношения продолжались девять лет, при этом Роден не порвал связей и с Розой, которая знала о своей роли «другой женщины»30. По названному принципу и сделана представленная статуя.
Роден создал символ двойственного положения человека, а также отразил собственные взгляды. Франсуа Огюст Рене Роден (1840 год, Париж – 1917 года, Мёдон) – знаменитый французский скульптор. Зритель будто слышит плач отчаяния. Ее скованные, подростковые плечи контрастируют с животной динамикой получеловека-полубыка.
Полюбив друг друга за чтением истории Ланселота и Гвиневры, Франческа и младший брат её мужа (на скульптуре можно видеть, как он держит в руке книгу), были убиты ревнивым супругом. Попытки французов прорвать блокаду провалились. Бронзовая копия Поцелуя высотой 74 сантиметра была послана на Всемирную выставку 1893 года в Чикаго, где её сочли неприемлемой для всеобщего обозрения и переместили в отдельную маленькую комнату, с доступом по личному заявлению. По впечатлениям современников, которые видели данную работу в мастерской Родена, это «образ возвышенной души, чьи высокие порывы увязают в тине плоти». Этот слепок торса назван в честь одного из лучших друзей маэстро.
Перед зрителем – вариант статуи главного героя памятника «Граждане Кале» в натуральную величину. Бронзовый портрет становится живым и энергичным по настроению. Данное изваяние – прекрасный пример преобразования холодного камня в человеческую фигуру, аллегорию, живой образ.
Данный рельеф – прекрасное выражение творческих идей мастера. В экспозиции музея представлены работы Камиллы Клодель. В контексте «Врат Ада», она – о трудностях, которые разлучают влюбленных, неумолимости рока, об изменчивости чувства и о тех травмах, которые оно несет. Балет Бориса Эйфмана «Up Down» по роману Ф. С. Фицджеральда «Ночь нежна» на музыкуДж.
Он словно вобрал в себя все солнце приветливого французского Арля, крестьянских полей их Винсент Ван Гог рисовал с особой страстью и упорством. Скульптор мастерски распределяет нагрузку фигур. Эта работа интересна своей трактовкой. Роден вдохновлялся бронзовыми воротами флорентийского баптистерия Лоренцо Гиберти и черпал идеи для сюжетов из «Божественной комедии» Данте, «Страшного суда» Микеланджело, «Цветов зла» Шарля Бодлера, образов порталов готических соборов2113. «И Бог создал женщину» и создал ее загадочной Поэт и муза. 1900г. Он получил заказ только на памятник дАламберу на фасаде Отель-де-Виль.
Для выставки, которая стала ретроспективой творчества скульптора начиная с «Человека со сломанным носом», было отобрано 136 скульптур и 14 незаконченных работ, среди которых были демонстрировавшиеся впервые «Врата ада». Мастер изображает прекрасную девушку, слитую со скалой. Такова трагическая история любви Паоло и Франчески. Так, Малер становится Моцартом, человек XVIII столетия – современником XX века.
В 1890 году Роден переработал первоначальный замысел, удалив фигуры муз. Роден в старости стал падок на женскую красоту.