Оформить репродукцию Брюллова Ивана «Вечерня» можно на подрамнике или в багетной раме или без оформления. В 1925 году Карл Брюллов пишет плотно «Вечерня».
Карл просил оправдать его перед ее величеством незнанием придворного этикета. В дальнейшем Карл получил золотую медаль по классу исторической живописи. Утомленный необходимостью принимать посещения незнакомых особ и самому посещать вечера, созываемые в его честь, Карл поспешил оставить Англию.
После распада «братии», после того, как он разошелся с Глинкой и Кукольником, после трагической истории со скоропалительной женитьбой и почти тотчас последовавшим разводом с Эмилией Тимм он убедился, что любовь и дружба не принесли ему ничего, кроме боли. Его просьба была удовлетворена. Группы насильственно вписапы в треугольники. Одним из таких талантливейших живописцев был Карл Павлович Брюллов. Наконец все было размещено на холсте — и осаждавшие и защитники, воины, горожане, женщины, дети, старики, монахи, духовенство в белых одеждах, теперь нужно было освободиться от напряжения, от горячки, его будоражившей, обрести ровное дыхание, заново «поставить глаз» (как говорится между художниками) Карл отложил кисти, вытер потные ладони о полы зеленой куртки, вышел во двор, выкурил сигарку, сидя на холодных каменных ступенях крыльца, — он вдруг вспомнил, как мальчики-академисты играли здесь в свайку или в мяч и только теперь заметил, до чего же выросли, раздались вширь деревья в саду.
Он нередко обращается и к батальной живописи Осада Пскова Стефаном Баторием и религиозно-церковной истории, вошедшей в моду античности Спящая Юнона и парка с младенцем Геркулесом. Отец, убежденный масон, не признающий праздность, занимался воспитанием детей с особым пристрастием. «Итальянский полдень» («Итальянка, снимающая виноград) (1827)4. Именно в его мастерскую отправлялись русские пенсионеры. Одна из значительных исторических картин Камуччини «Смерть Юлия Цезаря», созданная в 1807 году, уже спустя неполных два десятилетия должна была показаться молодым русским художникам безнадежно устаревшей. Сергею Григорьевичу присылали вино из королевских погребов.
Из-за своей тематики эти работы носили название «итальянский жанр», поскольку чаще всего заказывались аристократами в качестве сувенира из Италии и призваны были служить развлекательным и декоративным целям. Обратившись по предложению императора Николая I к русской истории, Брюллов пишет Осаду Пскова Стефаном Баторием (1836–1843, Третьяковская галерея), не сумев, однако же, добиться (несмотря на ряд ярких живописных находок в эскизах) эпической цельности своего итальянского шедевра. Автопортрет (1848)7.
В стремлении познавать новое Карл Брюллов освоил самые различные изобразительные техники. Ему, Брюллову Карлу, не позволяет.
По возвращении из плавания вино ценилось особенно дорого. В ответ на критику Брюллов в 1829 году разорвал отношения с ОПХ. А перед нами просто женщина, в королевском наряде, но без маски. Лучшим из здешних вин считалась сладкая, ликерной крепости мальвазия, тонкий, душистый ее букет не ведал соперников.
Вместе с Щедриным и Басиным, в сопровождении Гальберга и брата Александра, он совершил путешествие по албанским и тускуланским горам, где его привела в восхищение красота озер «Лаго ди Гастелли» и «Неми», прозванного в древности «Зеркалом Дианы». Он избрал тот момент, когда утром, на рассвете, привлеченная звуками свирели, Эрминия набрела на пастухов. Умер Карл Брюллов 23 июня 1852 года в местечке Мандзиана, близ Рима. Он приказал немедленно отправить образа в Академию художеств, дабы совет заключил, «хорошо ли сии образа написаны как в отношении рисовки и пропорций, так и колорита» и «заслуживает ли писавший те образа звания профессора».
И чем явственнее чувствовал он падение славы, тем больше охладевало его сердце к знаменитым друзьям «братство», «братия» оказывались не нужны, как плащ, цилиндр и прочие приметы, отличавшие Нестора Васильевича в общей толпе. К числу наиболее удачных и известных работ этого жанра относятся портреты Н. В. Кукольника (1836, Государственная Третьяковская галерея, Москва), В. А. Жуковского (1837-38), И. А. Крылова (1839, Государственная Третьяковская галерея, Москва), Ю. П. Самойловой с воспитанницей (другое название картины «Маскарад») (1839, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), писателя А. Н. Струговщикова (1840, Государственная Третьяковская галерея, Москва), брата А. П. Брюллова (1841, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург) и многие другие к этому же времени относится и создание знаменитого «Автопортрета» (1848, Государственная Третьяковская галерея, Москва). В 1821 году Брюллов закончил Академию и в качестве выпускной работы написал картину «Явление Аврааму трёх ангелов у дуба Мамврийского», за которую получил большую золотую медаль и право на пенсионерскую поездку за границей. В 1830 году Брюллов приступил к работе над большой картиной с историческим сюжетом – «Последний день Помпеи» (1830-1833), заказанной ему Анатолием Николаевичем Демидовым.
В это время художник познакомился с соратником Гарибальди А. Титтони, в доме которого он практически и прожил последние годы своей жизни. Среди зубчатых утесов застряли белые клочья облаков. Каммучини родился в 1773 году, он старше Брюллова почти на целое поколение. Ему было предложено расписать плафон большого купола фигурами апостолов, евангелистов и серией картин на тему «Страсти Христовы».
С 1836 года по 1849 год Брюллов жил и работал в Петербурге. Однако на родине далеко не все по достоинству оценили творчество живописца. И слава с каждым годом развеивалась, как дым. Его пристальный серьезный взгляд полон грусти и ожидания.
Он печатался в журналах, альманахах и отдельными изданиями. Художник с большим интересом приступил к работе над эскизами. После создания в 1821 году в Петербурге Общества поощрения художников Карл Брюллов и его брат Александр были удостоены высокой чести стать первыми молодыми живописцами, отправленными за счет общественных средств в Европу. Мы будем благодарны вам, если вы оставите свой отзыв или комментарий в Гостевой книге.
Пьесы его игрались на сцене казенных театров. Ломоносов знал Пушкина с детства, был однокашником его по Царскосельскому лицею. Основные «сражения» шли в Париже (атака Давида и его ученика Энгра молодыми живописцами под руководством Делакруа). В своем центральном произведении «Последний день Помпеи» (1830-1833) Брюллов соединил драматизм действия, романтические эффекты освещения и скульптурную, классически совершенную пластику фигур. Эти монахи на конях, летящие в гущу битвы и были молния, которую он высматривал в книгах и собственном воображении. Итальянские картины Брюллова проникнуты чувственной эротичностью (Итальянский полдень, 1827, Русский музей, Санкт-Петербург Вирсавия, 1832, Третьяковская галерея) в этот период окончательно формируется и его дар рисовальщика.
Его монументальное историческое полотно «Последний день Помпеи», находящееся в Русском музее Санкт-Петербурга, по-прежнему потрясает все новые поколения зрителей своей масштабностью, мастерством исполнения и драматичностью сюжета. Мастерство живописца заметно росло. Брюллов, признаться и сам не ожидал, что имя его столь известно в Европе.
От эпизодических сцен, посвященных узкой теме личных переживаний, Брюллов перешел к более широкому показу жизни народа. А счастья не было. «Портрет графини Ю. П. Самойловой, удаляющейся с бала с приемной дочерью Амацилией Пачини» (1839-1840) Биография К. П. Брюллова Карл Павлович Брюллов родился в Петербурге в 1799 году.
Академия гордилась Егоровым, отечество им гордилось, все, кто собран в этом зале, чтобы осудить Егорова, либо товарищи его, либо ученики. Но есть личности, не вписывающиеся в общепринятые каноны, выходящие за их рамки, разрушающие сложившиеся стереотипы. Он позирует без всякого желания и удовольствия. Помимо больших полотен жанровой живописи, в 1827 году художник увлёкся созданием акварелей – небольших по размеру произведений, ставших для мастера удачной возможностью для передачи жизненных наблюдений. Прекрасная всадница возвращается с прогулки в преддверии приближающейся грозы.
Карл сказал Липину, что решил начинать сначала и просил срочно доставить от торговца Довициелли новый холст в размер старого, — впрочем (он быстро прикинул в уме), на два аршина шире. Позволяет ли достоинство назвать своего учителя негодным профессором. Увидев её в Петербурге, современники были поражены оригинальной трактовкой сюжета и свежестью письма, а император Николай I, после того, как ОПХ подарило ему эту картину, пожаловал Брюллову бриллиантовый перстень и поручил написать парную к ней картину. К этому же времени относится его знакомство с Ю. П. Самойловой, аристократкой из рода Скавронских, родственников императрицы Екатерины I. Знаменитые портреты «Юлия Самойлова с воспитанницей и арапчонком» и «Всадница» (1832, Государственная Третьяковская галерея, Москва), а также незаконченная картина «Вирсавия» (1832, Государственная Третьяковская галерея, Москва), которой художник подводил итог своим творческим исканиям, также связаны с этим этапом жизни Брюллова.
«Идем в большую мастерскую, на осаду Пскова, — торжественно объявил Карл. — Недели на две». Именно в этот период Брюллов и начал этот портрет. Наконец в 1836 году через Одессу и Москву Брюллов вернулся в Петербург. Его отец, художник-миниатюрист, Павел Иванович Брюлло был потомком одного из французских гугенотов, которые бежали из Франции в период преследований протестантов после указа об отмене Нантского эдикта Людовиком XIV.
Однако в образе Юлия Цезаря нет и намека на трагическое предощущение гибели. Заказ императора на написание исторической картины «Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием в 1581 году» остался невыполненным. Вскоре после пышной встречи волна славословий схлынула и начались трудности. Уже в ранних произведениях Брюллов стремился отойти от условности академического художественного языка, добиться естественности в изображении обнаженного тела и эффектов освещения изученных на натуре (Итальянский полдень, 1827, ГРМ). В портретной живописи Брюллов создал отдельное направление, названное впоследствии «романтическим портретом», в котором весьма существенную роль играл цвет, помогавший выразительнее и ярче передать настроение и характер персонажей. «Всадница» (1832)5. В этом же году Брюллов окончательно вернулся в Италию.
В 1834 году картина, показанная в парижском Салоне вместе с «Алжирскими женщинами» Делакруа и с «Мученичеством св. Сохраненное в бутылках тридцать или сорок лет, оно становится произведением искусства. Но чем больше всматривался Брюллов в натуру, чем глубже изучал окружающую жизнь, тем правдивее и проще становились его приемы акварелиста. Судьба К. П. Брюллова была предопределена фактом рождения в семье художника. До семи лет Карл часто болел и практически лежал в постели.
Ломоносов был прежде посланником в Бразилии. Струговщиков приносил Карлу журналы со статьями Белинского. Сразу по возвращении в столицу ему было присвоено звание младшего (второй степени) профессора Академии художеств, поручено руководство историческим классом Академии и предложено написать большую картину на тему из русской истории, утверждённую Академией и одобренной императором, для получения звания старшего профессора.
На одном из таких вечеров художник познакомился с А. С. Пушкиным. Некоторые акварели были сугубо пейзажными («Итомская долина перед грозой», 1835, Государственный музей изобразительных искусств им. Слегка наклоненная вперед поза писателя в какой-то степени временная. Художник говорил, что он хотел показать маскарад жизни.
Полным хозяином своих образов Брюллов выступает в портретах. С выставления картины в Петербургской Академии художеств началось настоящее паломничество. Главное развлечение на Мадейре – прогулки в горы.
Маленького Карла заставляли ежедневно рисовать определенное число рисунков. Даже выбор фона вносит определенный смысл в понимание его характера. Но подлинная жизнь ускользала из этих портретов: лица прекрасные, но бездушные, красивы, как красивы шелка, меха, бархат, жемчуг, каменья, штофная ткань на стенах, узоры ковра на полу, хрусталь вазы, цветы в ней Как далеко ушли брюлловские петербуржцы с их мечтой и тревогой, с их печалью, усталостью и все же с надеждой в этих неподвижно высматривающих что-то в дальней дали глазах, — как далеко ушли они от погруженных в «золотой век» оригиналов итальянской поры.
И неудивительно. Даже в заказных вещах (вроде портрета Графини Юлии Самойловой, удаляющейся с бала с приемной дочерью Паччини, около 1842, Русский музей) феерическая пышность колорита и мизансцен выглядит в первую очередь как триумф искусства. 27 января 1839 года они поженились, однако, уже спустя месяц супруги расстались навсегда.
Это подсказывает романтическую натуру молодого человека. В Петербурге упрочилась слава Брюллова как виртуозного модного портретиста. Брюллов стоял по правую сторону картины, чуть склонив голову, покорно слушал.
Буквально сразу после прибытия в Рим художник получил от ОПХ задание выполнить копию с фрески Рафаэля «Афинская школа», ставшей последней ученической работой живописца. Его первые работы были малофигурны и главным образом передавали личные переживания героев («Прерванное свидание», 1827, Государственная Третьяковская галерея, Москва) впоследствии они стали включать в себя всё большее количество людей («Гулянье в Альбано», 1830-1833, Государственная Третьяковская галерея, Москва), не последнюю роль в них стал играть пейзаж.
27 апреля 1849 года по настоянию врачей Брюллов покинул Россию и через Польшу, Пруссию, Бельгию, Англию и Португалию направился лечиться на остров Мадейра. На родину в 1835 художник возвращается уже как живой классик. Жизнь души не менее отличает человека, чем красота его лица. Его отец старательно развивал в детях умение рисовать и ценить прекрасное. За невыполнение задания сына оставляли без еды.
А я домой пойду», — и невиданно вялой походкой вышел из зала совета. Италия была конечной целью большого путешествия. Его перу этого периода принадлежат многочисленные парадные портреты русской знати и т. н. «интимно-камерные портреты» выдающихся людей своего времени, отличавшиеся более глубокой и осмысленной трактовкой образа модели. В числе его учителей был А. И. Иванов.
Да убрать (чтоб не напугали. ) гипсовые слепки конских голов и ног, сделанные для него Клодтом в натуральную величину.
Еще мгновение — и смертельный удар будет нанесен. Глинка говорил, что Карл по привычке любит итальянскую музыку: каждое слово, Глинкой произнесенное, всегда имело мотив и инструментовку — «итальянская музыка» звучало пренебрежительно, «привычка» — с сожалением и обидно. Член многих академий Европы, он числился вольным общинном и Академии петербургской. Он, как и все его четверо братьев, учился в Академии художеств, где преподавал отец. Большинство из них воспевало Италию с её прекрасной природой и представляло итальянцев народом, генетически сохранившем античную красоту своих предков, наделённым врождённой пластикой и грацией движений и поз и живущим по законам красоты и эстетики. Портрет был коньком Карла Павловича, кажется, что никто не переплюнет его на этом поприще.
На Мадейре он поселился было в гостинице, дорогой, зато удобной и живописной, но, как повсюду здесь хозяйничали англичане – на море вокруг английский флот, в торговых домах английские компании, в банках английские фунты, – так и в гостинице господствовал английский этикет, обязательный для всех прочих иностранцев и для местного «света». Он тотчас понял, что на холсте не то что одного монаха довольно, а непременно должен быть только один монах и непременно в центре, все остальные фигуры, группы, нужно потеснить в сторону, первый взгляд при подходе к холсту должен схватывать монаха, «путеводителя» и последний взгляд при расставании с картиной должен задержаться на монахе. Карл согласился и вместе со своим братом Александром 16 августа 1822 года отбыл в Италию.
Карл Павлович Брюллов — русский художник, представитель академизма. Число пылких поклонников сильно поубавилось (почему-то долее других задержались подле него офицеры), оставался, правда, у Нестора добротный читатель в среднем сословии, здесь любили его исторические романы с продолжениями о дальних странах и дальних эпохах, переползавшие из одной книжки журнала в другую, но этот читатель сидел себе дома, за каменными стенами, шевелил губами под уютной лампой, покрытой зеленым абажуром, а Нестору толпа была нужна, нужно было пророчить и витийствовать, — но наступило время — слушать особенно-то и некому. Монах на коне — вот ключ картины и поразительный эффект ее. Картина Последний день Помпеи Брюллова (завершенная в 1833 и хранящаяся в Русском музее) производит сенсацию как в России (где о ней восторженно пишут А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, А. И. Герцен и другие писатели), так и за рубежом, где это произведение живописца приветствуют как первый большой международный успех русской живописной школы. В Лондоне, когда вошел он в собрание художников, его ожидавших, все встали. Первой удачной работой в этом жанре стала картина «Итальянское утро» (1823, Кунстхалле, Киль).
Тарас писал картину на сюжет «гадающая цыганка» — рисунок был весьма точен, хотя своеобразен, лица, пожалуй, несколько идеализированы и не вполне выразительны, краски ярки и сочны: Карл Павлович подумал, что работа кое-где отдает Брюлловым, но смолчал, быстро сделал несколько технических замечаний, присовокупив, что серьезно говорить о целом пока рано и нетерпеливо позвал: «Теперь пойдем смотреть мою программу». Участие Брюллова в этой борьбе было косвенным. «Последний день Помпеи» (1830-1833)8. Просьба Брюллова о замене учителя была отклонена.
Результатом этого предложения стали две картины Брюллова «Эдип и Антигона» (1821, Тюменский краеведческий музей) и «Раскаяние Полинека» (1821, местонахождение неизвестно), после которых ему было предложено поехать за границу для совершенствования своего мастерства. Опера «Руслан и Людмила» поначалу была принята холодно она завоевывала слушателей с бою, ломая их косную привычку, пробуждая в них новое понимание музыки, помогая им протягивать руку будущему. Еще мгновение и быстрый конь оказывается прямо у ее ног. В России славился таковым умением завод Зызыкиных, что в городе Кашине Тверской губернии.
Выдающийся мастер как парадного, так и камерного портрета, Брюллов совершил в своём творчестве показательную для эпохи романтизма эволюцию – от радостного приятия жизни ранних произведений («Всадница», 1832) до усложнённого психологизма поздних («Автопортрет», 1848), предвосхитив достижения мастеров второй половины века, например, таких как И. Е. Репин («Портрет М. П. Мусоргского», 1881). Бурлящая вокруг жизнь все сильнее притягивала живописца своим многообразием и яркостью. Выбросил вперед-вверх руку, как бы приглашая войска следовать за собой, но тут же спохватился, почесал затылок и прибавил уже буднично: «Присылай мне, пожалуйста, по две чашки кофе в день, по два яйца и по тарелке супу». Биография К. П. Брюллова2. Безукоризненпо точный рисунок ограничивает плоскости локального, условного цвета.
Однако, кроме присутствия на приёмах и посещения тропининского дома, Брюллов продолжал работать над новыми произведениями, создав портреты поэта А. К. Толстого, его дяди А. А. Перовского (писателя Антония Погорельского) и очень поэтичную и романтическую картину «Гадающая Светлана» (1836, Нижегородский художественный музей), навеянную одноимённой балладой В. А. Жуковского. В этот вечер предстояло профессорам российской Академии художеств не только отнять у Алексея Егоровича титул «знаменитый», казалось навеки ему присвоенный, но и объявить старика непригодным к делу, которому он отдал жизнь. Портрет писателя Н. В. Кукольника (1836)6.
Через его картины, как через машину времени, мы можем взглянуть на быт минувшего прошлого. Но главным достижением живописца современники признали его поистине монументальное историческое полотно «Последний день Помпеи». Оленин захлопотал, погнал рассыльных по профессорским квартирам, надел парадный со всеми регалиями мундир и помчался в академию. Раз-другой пройдясь в халате и красных сафьяновых шлепанцах с загнутыми носами под неблагосклонными взглядами малообщительных господ в белых чопорных манишках, Карл перебрался в небольшой домик, высокопарно называвшийся «Виллой роз» : от крыльца до калитки тянулась аллея – розы чайные, белые, розовые розы (и нежданно – тяжелый, громкий, как выстрел, как трубный звук, слегка качающий ветку ярко-красный цветок), воздух над садом был густой от разлитого в нем запаха.
Глаза девочки горят от восторга и радости. Картина «Последний день Помпеи» была завершена в 1833 году и произвела настоящую сенсацию в Европе и России. Брюллов слушал оперу, которая на его глазах, а вернее будет сказать — «на его ушах», родилась, пленялся красотой и живописностью каждого номера, каждой мелодии, ощущал величие общего — смелого, как поворот головы Микеланджелова Моисея, — однако же не мог схватить, как прекрасные частности сцепляются в могучее общее, какого-то привкуса ему недоставало, как в неперебродившем пиве. Королевскую мальвазию Сергей Григорьевич приказал откупорить в честь знаменитого гостя. Такой картиной должна была стать «Осада Пскова польским королём Стефаном Баторием в 1581 году» (1839-1843, Государственная Третьяковская галерея, Москва).
«Осада Пскова» государыне понравилась, она только просила Брюллова объяснить сюжет объяснения ей тоже понравились, она протянула Брюллову руку, он не понял, внимательно посмотрел на протянутую руку, государыня быстро опустила ее приехавший с императрицей Михаил Юрьевич Виельгорский в сенях тихо отругал Карла — следовало стать на колено и поцеловать руку. Портретная живопись3. Триумф и слава обрушились на мастера.
Многие считали за честь быть запечатлёнными прославленным мастером. Тогда Карл отказался от пенсионерской поездки. Собака, высунув голову на улицу, взволнованно и ревниво смотрит на свою маленькую хозяйку. После смерти Кановы единственным «живым классиком», пользовавшимся широкой известностью, остался Випченцо Камуччини. Автор изображает кульминационный момент: Цезарь, касаясь рукою одежд Брута, словно произносит знаменитую фразу: «И ты, Брут»Тот прячет лицо, отводит взгляд, но рука с кинжалом уже занесена. Его интересовало все – масло и акварель, сепия и рисунок.
Веселая игра солнечных пятен вносила оживление и радость в жанровые сцены художника. Ранним летним утром Карл Павлович Брюллов в просторной зеленой куртке важно шествовал по прошитому ветром коридору Академии художеств следом тащился тихий «сынишка» Липин, нагруженный разного рода живописными принадлежностями. Симфориона» Энгра, получает Большую золотую медаль. «К его меню я прибавлял всякий раз жареного цыпленка, который ни разу не оставался лишним», — шутил после Струговщиков. Ею стала работа «Итальянский полдень (Итальянка, снимающая виноград)» (1827, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), однако она не понравилась ни императору, ни ОПХ из-за неподобающего, по общему мнению, сюжета с точки зрения высокого искусства.
Эти годы становятся этапом становления оригинального художника. А. С. Пушкина, Москва). И пусть среди господ офицеров мелькала шуточка, пущенная великим князем Михаилом Павловичем: «Смотри не попадись в чем-нибудь, а то пошлют Руслана слушать» (великий князь впрямь посылал своих гвардейцев слушать «Руслана» в наказание взамен гауптвахты), пусть и доброжелатели не враз умели открыть, понять и принять все, что было заложено в опере, снова и снова спешили в театр и опять покидали его убежденные, что главные открытия ждут их впереди, пусть Глинка говорил про себя: «Поймут Мишу, когда его не будет, а Руслана через сто лет», — творение его (и в том отличие подлинно великих творений), едва появившись, зажило собственной жизнью, вне чьих-либо требований, симпатий, вкусов, стало миром в мире, для всех открытым, распространяющим вокруг свои лучи и силу своего притяжения и вместе цельным, неколебимым, навсегда завоевавшим место в пространстве. Внезапное появление царевны вызвало на лицах пастухов неподдельное изумление. Слева — войско, схватившееся с неприятелем, справа — горожане с топорами да рогатинами идущие на подмогу, в центре Шуйский, зовущий народ к бою, сзади — приближающийся крестный ход и три монаха — «путеводители», как отметил для себя Брюллов: высокий дух, приложенный к высокой земной заботе, под черной рясой — мускулистые тела бойцов, в каждом пастырь и воин, вдохновение свыше сливается с бойцовским порывом как, смешавшись, колышутся на фоне неба хоругви и копья, так летящие по холсту монахи соединяют крестный ход с боевыми порядками. У Карла перехватило горло, руки похолодели.
Однако, помимо заказных акварелей, Брюллов писал и вполне самостоятельные работы в этом жанре. И тут встрепенулись все, поглядели друг другу в глаза — как же мы этак-то, куда забрели. Нестор все более чувствовал, что слава его позади, что все более становится он (да и стал, пожалуй) рядовым читаемым литератором, что не нужны более ни черный плащ, ни шарф, ни цилиндр, ни трость, на него перестали показывать пальцем, его перестали узнавать в толпе имя «Кукольник» превращалось лишь в слово на обложке или на журнальной полосе, теряло приметы живой личности и покажись он, Кукольник, на Невском не в черном романтическом платье, а в мундире военного ведомства, по которому служит, никто не удивится, не обратит внимания. Помянули Пушкина посланник говорил о нем живо, но без фамильярности.
Отпер мастерскую, прошел вперед и растворился где-то в углу, откуда тотчас забренчал хор из «Гугенотов» Тарас с порога увидел изнанку темного, натянутого на раму холста, обошел его, отступил несколько, уперся взглядом в бледного монаха с исступленным лицом — монах в черной рясе, верхом на гнедой неоседланной крестьянской лошади, вздымая крест, возвышался посреди полотна — и замер: чудо абсолютное. Сжатые пальцы руки отражают внутренние сомнения героя. Картина принесла художнику огромную известность как в России, так и в Европе. На эту работу ушло шесть лет. Содержание1. Еще более непринужденны, психологически-задушевны по краскам и светотени образы людей искусства (поэта Н. В. Кукольника, 1836 скульптора И. П. Витали, 1837 баснописца И. А. Крылова, 1839 писателя и критика А. Н. Струговщикова, 1840 все работы в Третьяковской галерее), в том числе известный меланхолический автопортрет (1848, там же).
Потомок прадеда, прибывшего в Россию из Франции, сын живописца-миниатюриста, академика орнаментной скульптуры, Карл Брюллов с первых дней своей жизни находился в атмосфере искренней и глубокой любви к искусству. Часть фона занимает вечерний пейзаж. К 1848 году они были завершены и Брюллов приступил к самой живописи.
Одновременно с Щедриным и Басиным у Брюллова появился интерес к свету, воздушной перспективе, к высветлению палитры. Обширнейшее творческое наследие гениального мастера кисти входит в «золотой фонд» во многих музеях и частных коллекциях мира. Ах, странная эта жизнь: сочиняют музыку, пишут стихи, картины рисуют, на досуге размышляют о вопросах важных, а уж если накатит повеселиться, то веселятся напропалую, от всей души, все они при деле, в почете и даже в славе, дни, конечно, уходят, но редко о каком можно пожалеть, что пропал впустую, — а все кажется, что настоящая жизнь еще не началась (да и начнется ли когда), все кажется, что мчится эта настоящая жизнь стороною, как с шумом и грохотом мчится мимо поезд первой в России железной дороги, соединившей Петербург с Царским Селом, кажется, что нет им места в могучем чудище, что не захватит, не понесет их эта грохочущая лавина движения, что судьба их стоять на обочине со своею музыкой, стихами, картинами и чувствовать, как перегорает в них великая сила, заложенная природой, сила творческая и сила жизненная, которой отпущено им во сто крат больше, нежели пошло на то, что ими создано и прожито, — так в могучем нутре паровоза жарко пылает огонь, бурля, кипит вода, но лишь три сотых части полученного пара толкают колеса, девяносто семь исчезают в никуда. За шесть суток пароход «Монтрозе» перебросил Брюллова со спутниками из Саутгемптона в Лиссабон. Брюллов, оклеветанный, по его словам, женой и её родными, стал изгоем. Амацилия стоит на самом краю балкона.
В Риме Брюллов проводит больше 12 лет. Открыть душу оригинала есть первый способ передать красоту его и добиться сходства. Кажется, что герою не терпится поскорее оставить это неприятное занятие.
А как раз новое поколение русских пенсионеров — Гальберг, Брюллов, Иванов, приехавший в Италию в 1831 году, — отнеслось к творчеству маэстро настороженно и недоверчиво.