Небо на картине Лоррена выглядит настолько потрясающим и естественным, что остается только поражаться, как живописцу удалось передать все эти призрачно-легкие и в тоже время насыщенные оттенки, переходы цветов в вечернем небе и живость природы, нестатичность движущегося на картине воздуха.
Их любовь символизирует пара белых голубей, которыми управляет маленький амур. В пейзажах много света, воздуха, простора, безмятежного покоя. Виртуозность и своеобразие манеры этого мастера проявляются, прежде всего, в изобилии мотивов.
Рано остался сиротой. Она спешит к своему возлюбленному — прекрасному юноше Ацису, сыну лесного бога Пана.
Голландия. Даниэль. Влюбленные убежали, а Полифем в гневе убил Ациса, метнув в него огромный валун. 81. Именно так изобразил в своё время эту сцену итальянский художника Аннибале Карраччи.
На переднем плане, олицетворяя покой, разлитый в природе, лежит пастух, пасущий овец. Искусство XVII века : Италия. О его детстве известно немного.
По ясному небу плывут лёгкие, прозрачные облака. Панорама залита нежным, объединяющим всё вокруг, розовато-голубым светом. Некоторые эпохи и страны представлены у нас с достаточной полнотой. Кисть живописца воспроизводит красоту зарождающегося дня с той же трепетной любовью, с какой его герой встречает юную Рахиль.
Его улавливают в игре света, состоянии природы и человеческой души. Возродилась наука и дерзость ее исследования, а вместе с тем вспомнились забытые учителя, древние философы, поэты и художники. – Москва : Искусство, 1964. Он полагал, что знаменитый современник Клода сумел своими произведениями глубже вторгнуться в интимный мир человеческой души, пробудив ее к сопереживанию особой красоты итальянских ландшафтов. Особенно хороша картина «Утро».
16). «Картина классической эпохи: Проблемы композиции в западноевропейской живописи XVII в» /С. М. Торопятся кончать улов рыбари, торопится пастух гнать в село свое стадо.
начала 1640-х гг. Императорский Эрмитаж нельзя рассматривать (подобно Берлинскому музею) как систематическое пособие к изучению истории искусства. Однако последние только тогда не мешают настроению, когда их совсем не рассматриваешь. – 196 с: ил.
Великие переживания искусства известные под названиями: Возрождение, барокко, классицизм, реализм и т. д., были явлениями общими для всей европейской жизни последних шести веков и принимали, сообразно с условиями местностей, лишь различные оттенки.
Натурные зарисовки Лоррена (перо, бистр, тушь) отличаются свежестью восприятия различных состояний природы, они ещё более живописны и эмоциональны, чем его живописные работы, в них с исключительной яркостью сказалось присущее Лоррену эмоциональное и непосредственное чувство природы, они отличаются поразительной широтой и свободой живописной манеры, умением простыми средствами достичь сильных эффектов. В центре картины мы видим сияющее бескрайнее пространство, обрамленное двумя архитектурными массивами (в данном случае классические постройки выполняют ту же роль, что и деревья в неморских работах художника). Лоррен исполнил сам сорок шесть гравюр со своих картин. Урсулы», 1646, Национальная галерея, Лондон: «Изгнание Агари», 1668, Старая пинакотека, Мюнхен). Это заставляет вспомнить об Эльсхаймере, оказавшем воздействие на творчество Лоррена.
"Пейзаж со сценой борьбы Иакова с ангелом" ("Ночь") традиционно относится к серии "Четыре времени суток". Длительная осада Ла-Рошели королевскими войсками, как известно, закончилась падением этого последнего форпоста гугенотов, а битва при Па-де-Сюз принесла Людовику XIII историческую победу над герцогом Сауди.
Леса и луга Лоррена всегда населены мирным пастушьим племенем.
Я мыслю, следовательно, я существую, -- утверждал один из основоположников этого учения Рене Декарт (1596--1650).
Но если эрмитажная фреска фра Беато — прекрасный пример того одухотворения благодатью, той любовной смиренности, которыми ознаменована первая эпоха Возрождения, то для характеристики того десятилетия, в которое она написана (около 1425), она уже не годится.
Так, композиция Осады Ла-Рошели. Галатея превратила своего возлюбленного в прозрачную речку.
Лоррен перенимает концепцию пейзажа, выработанную Карраччи. Погребение Серафины в каменном саркофаге изображено в сумраке переднего плана. В этих картинах наряду с гениальным разрешением задач светотени и пленэра (следует обратить внимание на рефлексы в зданиях, на их прозрачность, на градацию света в небе и на блеск воды, наконец, на мягкие отношения силуэтов к светлому фону), особенно замечательна их торжественная печаль, настроение какой-то идеальной оперы, в которой не было бы ни фальши, ни глупости лицедейства. Все детали композиции – деревья, постройки, фигуры – расположены против источника света.
Среди заросших кустарником мрачноватых скал прячется Полифем. он отправился вместе с одним из своих родственников в Италию. Он использует один из своих любимых приемов: свет идущий из глубины пространства. Только по прибытии на остров девушка узнает, что она была похищена самим Зевсом.
Работая слугой в доме художника-пейзажиста, усвоил некоторые технические приёмы и навыки. Композиции с принципом кулис (пышные деревья с прозрачными кронами, античные здания и руины, корабли с мачтами и снастями) и тщательно выписанным передним планом безупречно построены подчас картины варьируют схожие мотивы. Создаётся образ природы идеально прекрасной, очищенной от всего случайного.
Он настолько детально изучил законы живописных соотношений природы, что мог создавать свои пейзажи с любыми сочетаниями деревьев, вод, строений, неба. Его обнаружили служанки дочери фараона, которая направлялась купаться в реке. Он использует один из своих любимых приемов: свет идущий из глубины пространства. 11).
Изображение Святого Семейства на пути в Египет пользовалось большой популярностью в живописи XVII века. Франция : Исторические очерки / Н. А. Лившиц, Л. Л. Каганэ, Н. С. Прийменко. Это позволяет рассматривать 17 век как новый этап в истории искусства. С 1617 по 1621 год Лоррен жил в Неаполе, учился перспективе и архитектуре у и совершенствовался в пейзажной живописи под руководством Агостино Тасси, одного из учеников П. Бриля, в Риме, где после этого прошла вся жизнь Лоррена, за исключением двух лет (1625—27), когда Лоррен вернулся на родину и жил в Нанси. Это и река и мосты и туманная линия горизонта.
8 Если мастера Возрождения считали себя прямыми преемниками и продолжателями древних традиций, то в XVII веке античная культура превратилась в прекрасный недосягаемый идеал, приобщение к которому только сильнее показывало несовершенство современной жизни. Страницы истории, подробно и полно освещающей проблематику пейзажа как такового, его места в искусстве и истории, целей и особенностей восприятия.
Чаще всего он обращался к более утончённой сепии или отдавал предпочтение лавису. Лоррен Клод создал свой вариант классицистического «идеального» пейзажа, где единство пространства достигается за счёт тончайшей разработки свето-воздушной среды он особенно любит эффекты рассеянного (утреннего или вечернего) света, тающего в золотистой дымке («Отплытие св. Жизнь замирает и отходит на покой.
Лёгкими и светлыми красками художник пишет небо и деревья, холмы и полуразрушенное здание. Затем наступает апофеоз солнца после трудного дневного пути. Испания, Фландрия. Лоррен, тем не менее, получил признание и жил в достатке.
"Утро в гавани" является авторским повторением картины "Морская гавань" (Лондон, Королевское собрание) исполненной художником в 1637 г. для канцлера Перошеля. Солнце скрыто за горизонтом и лишь освещенный край облака говорит о скором его появлении. Перед нами царь и жрец Делоса Алий приветствуют Энея, его отца Анхиса и сына Аскания.
(Ил. Фра Беато поступил в орден св. Присутствию на светских вечеринках он предпочитал одиночество. Библейские, мифологические или пасторальные сюжетные мотивы в картинах Лоррен Клод неизменно подчинены общему мечтательно-элегическому настроению, разлитому в природе, а фигуры носят чисто стаффажный характер (например, в цикле пейзажей «Утро», «Полдень», «Вечер», «Ночь» все — 1651—72, Эрмитаж, Ленинград). Композиция картины делилась на чёткие планы.
Натурные зарисовки Лоррен Клод (перо, бистр, тушь) отличаются свежестью восприятия различных состояний природы, а офорты — виртуозной светотеневой нюансировкой. Фигуры, которыми постарался подчеркнуть это настроение Лаури (в группе Иакова, борющегося с ангелом), не вносят существенного диссонанса, но во всяком случае гораздо внятнее и убедительнее говорят о намерении художника застывшие силуэты деревьев и круглого разрушенного храма на холме, еще прощающегося с лучами потухающей зари. – Л. : Искусство, 1986. – 17 н. э. ). Лоррен целиком и полностью поглощён воспеванием одухотворённого и величественного идиллически-мирного пейзажа, только лишь изображение фигур на картине он доверяет своему единомышленнику Филиппе Лаури.
И все же, коль скоро есть сюжет, он должен быть понят. Характер коллекции отражает скорее личные вкусы русских государей или тех коллекционеров, собрания которых целиком вошли в состав Эрмитажа. Теория классицизма обосновывает разделение на высокие и низкие жанры. – 408 с., 6 л. ил. Художественный образ строится как единство ряда поэтических ассоциаций: встреча Иакова и Рахили и встреча с солнцем, пробуждение любви и пробуждение природы, событие легендарной истории и мгновение настоящего времени.
Одним из ее главных выразителей явился вернейший сын церкви св. Клод Лоррен ввел практику рисования пейзажа с натуры пером и акварелью.
Он полон творческих сил и честолюбивых замыслов. В подготовке данной работы так же было полезно знакомство с книгой К. Богемской Пейзаж. В этом шедевре Лоррен создает идеальный мир, полный тонких световых эффектов, драматичных контрастов и глубоко продуманного движения. Солнце ушло и вместе с ним ушли пурпур, золото, жара и суета. Возвращаясь к начальному этапу карьеры французского художника, следует также отметить, что сильное влияние на формирование его стиля оказали не только венецианские мастера, но и Аннибале Карраччи.
Солнце скрыто за горизонтом и лишь освещенный край облака говорит о скором его появлении. Смелее и удачнее решен художником пейзаж Погребения Святой Серафины.
Луки (то есть художественной академии). К тому же, он был одним из первых, кто очень точно передал небесную сферу. илл.
Стр. Мы обладаем двенадцатью произведениями этого чудесного художника и четыре среди них, Моменты дня, принадлежат вообще к лучшему из того, что создано им, хотя и относятся к последнему периоду его творчества (к 1651, 1666 и 1670), когда признанный всеми, знаменитый на весь свет художник был завален заказами и уже не творил с той непосредственностью, какой отличаются произведения его молодости. Согласно греческому мифу, Полифем подстерег Ациса и сбросил на него скалу.
По заказу епископа Лоррен исполнит ещё шесть картин.
Аллегри и Н. Колонбеля.
Фра Беато последний из великих чисто церковных художников, последний святой художник, но он и дитя своего времени, цветущей роскошной Флоренции. 8). Интересен созданный на данном этапе творчества пандан – пара работ Осада Ла-Рошели и Наступление на Па-де-Сюз (Илл 4 и 5). Луки (т. е. художественной академии). В 1627 году Желле принимает окончательное решение переехать в Вечный Город.
Сюжетом картины послужила история из книги Бытия, которая повествует о том, как, возвращаясь на свою родину в Ханаан, Иаков испугался мести старшего брата Исава и разделил свои стада и людей со словами: "Если Исав нападет на один стан и побьет его, то остальной стан может спастись" (Бытие 32, 8). Тонкие тональные переходы создавались им именно таким способом – рукой, а не кистью. В левом углу картины Галатея подплывает в ладье к берегу, в центре картины изображена радостная встреча влюбленных. Представление о его целостности сочетается с ощущением изменчивости мира. Композиционно шедевр Лоррена исполнен в манере, характерной для его лучших работ. По прибытии в Рим Клод Желле нанимается слугой к итальянскому пейзажисту Агостино Тасси (1580-1644).
В основу сюжета легла история, как Эней разыскивал оракула Аполлона на священном острове Делос на пути из Трои. Картина хранится в Лондонской Национальной галерее.
Смерть настигнет великого художника в процессе работы: Пейзаж с Асканием, убивающим оленя Сильвии (Илл. 10) так и останется незаконченным. 6 и 7). Ему великолепно удавалось создавать иллюзию огромной протяжённости пространства, возникающую от тесного сопоставления ближнего и дальнего планов.
В сумрачную тень еще погружены античные руины, вносящие оттенок грусти в ясный и тихий пейзаж. Работая слугой в доме художника-пейзажиста Агостино Тасси, усвоил некоторые технические приёмы и навыки. rationalis -- разумный), которое признавало основой познания разум человека. Так, по примеру венецианцев, Лоррен отдает предпочтение картинам мифологической тематики, а вслед за Карраччи, считавшим, что «несколько архитектонических элементов и пара деревьев исполнены большей поэзии, чем огромные замки и густые рощи», французский художник упорядочивает композицию своих пейзажей «освобождая» их от нагромождения мотивов.
Образование художника должно было проходить в стенах академии. Кроза, Брюль, Вальполь, Екатерина II и Николай I каждый привнесли свою часть для создания того, что сделалось главным музеем Российского государства. Некоторые персонажи напоминают изображения крестьян в "Пейзаже с сельским танцем" (1637, Уффици, Флоренция). В самом фра Беато боролись два начала: светское и монастырское. Строгое здание храма из белого камня, отдалённо напоминающее римский Замок Святого Ангела.
Отлично владея гравировальной иглой, в 1630—1662гг. Дрезденская картина обладает всеми теми же чертами, что и его Пейзаж с бегством в Египет. Но они не играют той важной роли, что у Пуссена.
Отражение в живописи первых лучей Возрождения почти не представлено в Эрмитаже. 19). Мотивы рисунков очень разнообразны: то это пейзаж панорамного характера, где несколькими смелыми мазками кисти создается впечатление бескрайней широты, то густая аллея и лучи солнца, пробиваясь сквозь листву деревьев, падают на дорогу, то просто заросший мхом камень на берегу реки, то, наконец, законченный рисунок величественного Здания, окруженного прекрасным парком (Илл 17).
На это указывают как одинаковые размеры и форма картин (овальная в обоих случаях), так и общая тема: и одна и другая работы посвящены важнейшим событиям военной истории Франции периода правления короля Людовика XIII (1610-1643). Слабая позднейшая копия с фрески Кавалини (XIII век), ряд строгих, внушительных икон сиенской и флорентийской школ (частью переданных из бывшего Музея христианских древностей), две ремесленные картины начала XV века (недавно еще без основания приписывавшиеся великому Андреа дель Кастаньо) говорят так слабо об одной из самых громких страниц истории, что напрягать своего внимания на изучение их людям, не интересующимся специально данной эпохой, не стоит. В эпоху барокко пейзаж считался второстепенным жанром. Тихая, слегка грустная нежность струится от этого монастырского образа (вывезенного в 1882 из доминиканского монастыря в Фиезоле), в особенности из несказанно доброго и чистого лика Пресвятой Девы и из серых, однотонных красок.
Этот сборник был впоследствии (в 1774) издан в гравюрах-факсимиле Р. Ирломом. Но величайшему английскому пейзажисту Джону Констеблу ближе оказался Клод Лоррен. Однако нельзя не заметить, что в ранних картинах Лоррена персонажи сюжетов всегда играют лишь роль стаффажа (сценки обычно располагаются на переднем плане и нередко их написание художник поручает своим ассистентам или ученикам). Франциском, к сущности которого он был так близок.
Парные вертикальные композиции изображают «Нахождение Моисея» и «Погребение Святой Серафины» (обе — 1637—1639, Мадрид, Прадо). Движимый желанием оставить у себя воспоминание о картинах, вышедших из его мастерской или, быть может, с целью иметь документы для обличения множества спекулянтов, воровавших его сюжеты и подделывавших его манеру живописи, Лоррен воспроизвел большинство своих пейзажей в рисунках, начерченных пером и пройденных бистром и составил из таких эскизов сборник, под заглавием: «Liber veritatis»— «Книга истины» (200 рисунков находится у герцога Девонширского, в Англии). Не менее интересен формат работ. Рано остался сиротой. Так, лорреновские живописные определения ассоциируются с украшающими эпитетами (солнце светлое, рощи кудрявые и т. п. ). На основе этих представлений сформировался новый стиль в искусстве -- классицизм.
Лоррен никогда не работал в технике акварели или пастели. С последним мастера объединял интерес к проблеме освещения. Восприятие природы Лорреном становится все более эмоциональным, его интересуют ее изменения в зависимости от времени дня.
Этот сборник был впоследствии (в 1774) издан в гравюрах-факсимиле Р. Ирломом. Наверняка одной из главных причин, по которым Лоррен предпочел жить и работать на чужбине, являлась любовь к итальянской природе, красота и богатство которой потрясли его воображение еще в юности. Он – певец идиллии и всеобщей гармонии. Возрождение началось не в 1453 году (когда пал Константинополь) и не тогда, когда стали впервые откапывать античные статуи, а когда жизнерадостное миропонимание, свойственное античной культуре, стало снова близким, когда человечество снова познало себя и обрадовалось своему знанию.
Прекрасная картина Дрезденской галереи посвящена любви Галатеи и Ациса (1657). Романтики увидели искренность чувства Клод Лоррена в видении природы, особую «музыкальность» цветовых сочетаний, тонкость передачи многообразных впечатлений от натуры. Это и время сложения французской национальной школы в изобразительном искусстве, формирования классицистического направления, родиной которого по праву считается Франция. Вытравленные таким образом углубления заполняются чёрной или коричневой тушью и дают на бумаге удивительно выразительные оттиски.
Однако юный Желле недолго пребывает во Фрайбурге. Стоит отметить, что мастер очень любил работать на пленэре. Герои классицизма подчиняют свои чувства контролю разума, они сдержанны и величавы. Лоррен исполнил сам 46 гравюр со своих картин. Франциск Ассизский (1182 — 1226), заставивший Европу забыть о давящем кошмаре церковного порабощения и вспомнить о благословенной прелести жизни, о широкой воле, о милых радостях. Доминика и не пожелал идти следом за св.
Собрание рисунков, созданных в 1648—1675 годах и воспроизводящих живописные пейзажи Лоррена, составили Liber veritatis (Истинная книга Лондон, Британский музей), объединяющую около двухсот произведений художника ее появление было вызвано опасением подражаний и фальсификаций его картин. С 1617 по 1621 год Лоррен жил в Неаполе, учился перспективе и архитектуре у Готфрида Вельса и совершенствовался в пейзажной живописи под руководством Агостино Тасси, одного из учеников П. Бриля, в Риме, где после этого прошла вся жизнь Лоррена, за исключением двух лет (1625—27), когда Лоррен вернулся на родину и жил в Нанси. Ещё эффектней смотрится лавис на разноцветной бумаге (Лоррен чаще всего останавливал свой выбор на голубой бумаге).
Если выстроить картины Лоррена в ряд, мы увидели бы, что эта линия находится на одном и том же уровне (с незначительными колебаниями), являясь как бы сквозной осью полотен. Однако было бы трудно ориентироваться в Музее, размещенном по так называемым школам (или иначе говоря, по странам и народам), если бы мы выбрали строго исторический способ изложения. Лоррен (Lorrain собственно Желле, Gelle) Клод (1600, Шамань, близ Миркура, Лотарингия, — 23. 11. 1682, Рим), французский художник. Офорты Лоррена поражают виртуозной светотеневой нюансировкой (Ил 18).
Он снимает большой, трёхэтажный дом в центре столицы, неподалёку от площади Испании (с 1650) с 1634 он— член Академии св. В отличие от Пуссена, воспринимавшего природу в героическом плане, Лоррен прежде всего лирик. Как раз флорентийские доминиканцы (и среди них такой крупный церковный деятель, как Дж. Поэтичный пейзаж кажется несколько многословным. В данном случае выбор основы для живописи является уникальным: художник работает маслом на медной пластине, покрытой тонким слоем серебряного напыления.
В начале XVII века независимое герцогство Лотарингия соседствует с Францией, Нидерландами и германскими землями, находящимися под властью испанской короны. Это создает удивительный эффект: зритель словно присутствует в картине, наблюдая начало нового дня. Несомненно, что ему принадлежал общий замысел этих изображений, благодаря которому природа и люди находились в определенной образной взаимосвязи, а фигуры не превращались в простой стаффаж. Все детали композиции – деревья, постройки, фигуры – расположены против источника света.
В "Пейзаже с Аполлоном и Сивиллой Кумской" фигуры написаны Филиппо Лаури. Во II веке она была умерщвлена.
12). С 1634 года он -- член Академии св. Основой концепции пейзажа Лоррена является изображение заходящего или восходящего солнца, а приоритетной проблемой – представление световоздушной среды, сопутствующей этому явлению (Мария Репинская). Лоррен, тем не менее, получает признание и живёт в достатке.
Здесь все окутано серебристо-голубой дымкой начинающегося рассвета. Адам Эльсхаймер был дружен с Рубенсом и Паулем Брилем. Один из римских приятелей Клода, немецкий художник Иоахим фон Зандрарт (1606-1688) утверждает, что Тасси свалил на юного слугу слишком много обязанностей, в число которых входили стирка, уборка, приготовление завтраков и ужинов, а также мытьё кистей и палитры. Клод Лоррен родился в 1600году в независимом в ту эпоху герцогстве Лотарингия (Lorrain) в крестьянской семье.
Рядом с именем Пуссена всегда стоит имя Клода Желлэ (1600 — 1682), прозванного Лорреном по его родине — Лотарингии. Чтобы избежать подделок, Лоррен исполнял копии своих живописных полотен в технике рисунка, сепии или гравюры и размещал их в специальном альбоме под названием Книга истины – Liber Veritatis (195 авторских копий в настоящее время находится в Британском музее). В эпоху барокко пейзаж считался второстепенным жанром. В своих первых итальянских картинах он отдаёт предпочтение деревенским пейзажам в стиле Пауля Бриля (1554-1626) – фламандского живописца, на протяжении всей жизни работавшего в Риме и, по некоторым сведениям, являвшегося учителем Агостино Тасси.
Название классицизм (оплат. Ничто не предвещает трагической развязки.
В основе искусства классицизма лежит рациональное начало. В это время сложилось новое философское направление -- рационализм (от лат. Испанским королем Филиппом IV мастеру была заказана серия из четырех больших пейзажей. Отсутствуют итальянские прерафаэлиты, малочисленны старые нидерландцы XV и англичане XVIII века, наконец, даже в богатом собрании голландцев и фламандцев недостает таких мастеров, как Вермеер, Гоббема, К. Фабрициус, П. Брейгель старший, Троост и другие. Он постигал новый язык выражения эмоций, слова которого находил в естественной среде. Отдельного рассмотрения заслуживают графические работы мастера.
Однако, национальное своеобразие не исключало общих черт. С 1617 по 1621 Лоррен жил в Неаполе учился перспективе и архитектуре у Готфрида Вельса и совершенствовался в пейзажной живописи под руководством Агостино Тасси, одного из учеников П. Бриля, в Риме, где после этого прошла вся жизнь Лоррена, за исключением двух лет (1625-27), когда Лоррен возвращается на родину и живёт в Нанси. Не Чимабуе (XIII в. ) один и первый нарушил сковывавшие традиции византизма, но сотни и сотни требований, сотни и сотни вдохновений, выразившихся как в картинах, фресках, миниатюрах, так и в целых сооружениях.
Следствием этих размышлений явилась мода на изображение руин некогда прекрасных античных зданий, которые считались символом разрушительной силы времени. Эжена Делакруа, правда, в большей степени увлекло дарование Никола Пуссена. В зрелый период творчества мастера происходит ещё одна немаловажная вещь. Лоррен включает в свои пейзажи эпизоды из легендарных сказаний. Семнадцатый век имел особое значение для формирования национальных культур нового времени.
И Клод представлен в Эрмитаже с исключительной полнотой. Зардевшись, оно спускается в гуще туманов по-прежнему оно величественно, грозно и царственно, но пурпур его не слепит, жар не жжет. У Валса юный художник учится перспективе и архитектуре. Световая дорожка, бегущая по воде, уводит взгляд зрителя в безбрежную даль.
Скорее всего, каждая из пары этих картин задумывалась автором как пандан (pendant (фр. ) – в дополнение) по отношению к другой. Клод Лоррен родился в 1600году в независимом в ту эпоху герцогстве Лотарингия (Lorrain) в крестьянской семье. Либо движимый желанием оставить у себя воспоминание о картинах, вышедших из его мастерской или, быть может, с целью иметь документы для обличения множества спекулянтов, воровавших его сюжеты и подделывавших его манеру живописи, Лоррен воспроизвёл большинство своих пейзажей в рисунках, начерченных пером и пройденных бистром и составил из таких эскизов сборник, под заглавием «Liber veritatis» («Книга истины», 200 рисунков находился у герцога Девонширского, в Англии).
Эрмитажная картина "Утро в гавани" написана в 1634 г., т. к. Храм Аполлона изображен в виде величественного древнего здания Рима -- Пантеона.
Но разница между Пуссеном и Клодом все же большая. Обратите внимание, насколько мастерски передано смятение чувств, охватившее Европу: одной рукой она ухватилась за рог быка (даже не подозревая о том, кто принял его облик), а другой судорожно поправляет развевающуюся на ветру накидку.
Сюжетом картины послужила история из книги Бытия, которая повествует о том, как, возвращаясь на свою родину в Ханаан, Иаков испугался мести старшего брата Исава и разделил свои стада и людей со словами: Если Исав нападет на один стан и побьет его, то остальной стан может спастись (Бытие 32, 8). Здесь он декорировал свод церкви и писал архитектурные фоны в заказных работах Клода Дерюэ, придворного живописца герцога Лотарингского. В шести лекциях о пейзажной живописи, прочитанных им в 1836 году в Королевском институте в Вустере, он уделил много внимания «Клоду», как назвали его англичане. При этом взгляд зрителя как бы отбрасывается назад, к горизонту.
В начале своей карьеры, в период с 1634 по 1644 г., Лоррен создал более 25 "гаваней". Отлично владея гравировальной иглой, в 1630—1662 гг. На светлеющем небе выделяется прозрачный силуэт большого темного дерева. Исключительное место занимает теперь наблюдение, передача и обыгрывание движения.
Знаменитая фраза короля Людовика XIV (1643--1715 гг. ) Государство -- это я имела под собой весомое основание: преданность монарху считалась верхом патриотизма. Лоррен сделал свет основным живописно-композиционным фактором. Даниэль С. М. Не считая нескольких исключений, можно утверждать, что на всех картинах зрелого периода его творчества представлены пейзажи, волею художника, силой его воображения и мастерства, «сложенные» в единое целое из фрагментов натуральных зарисовок.
Аний указывает на оливковое дерево и пальму в центре картины, за которые цеплялась Лето (Латона), рожая близнецов Аполлона и Диану (Артемиду). Пара картин Осада Ла-Рошели войсками Людовика XIII и Наступление на Па-да-Сюз (Ил. Стр. Они позволили Клоду решить поставленную им задачу с небывалой, подчас наивной открытостью.
В 1618 году, вместе со своим мастером, Клод Желле выезжает в Неаполь. Картина является повторением более раннего "Пейзажа с сельским танцем" (1637) из собрания графа Ярбороу (Англия), отличаясь от него лишь в деталях. Наконец, наступила ночь.
Так, по примеру венецианцев, Лоррен отдаёт предпочтение картинам мифологической тематики, а вслед за Карраччи, считавшим, что несколько архитектонических элементов и пара деревьев исполнены большей поэзии, чем огромные замки и густые рощи, Лоррен упорядочивает композицию своих пейзажей, освобождая их от нагромождения мотивов.
Только нужно оговориться: можно (и даже следует) рассматривать историю искусства как одно большое целое для всех стран имевших однородную культуру. Картину Клода Лоррена Утро можно смело назвать самым лирическим и тонким среди его полотен (Ил. 14). Тёплые, осенние цвета растительности и светлый цвет неба над равниной в Осаде.
Можно провести параллель между его картиной Диана обнаруживает беременность Каллисто и Пейзажем с купцами Лоррена, последняя композиционным и колористическим решением цитирует работу Бриля (Илл 2 и 3).