Луку, св. В отдельности все или почти все в его рассказе верно в совокупности это рассказ о небывшем событии. И, наконец, в следующей комнате – рождение Геркулеса и все его подвиги. Архитектуре и скульптуре Вазари будет учиться у пятидесятилетнего Микеланджело. Оно лишено литературной цельности «Vite» 1550 года.
Это относится столько же к тому, что внес он сам, сколько к тому, что нанесли ему другие. В 1563 г. в Пистойе возвел купол церкви Мадонна дель Умильта. Новое рождение, в свою очередь, подразделяет на три этапа: детство (XIV век), юность (XV век) и зрелые годы (XVI век). Он занимается написанием картин, преподает архитектуру и декоративное искусство. Книгу открывает биография и творчество Джотто, а заканчивает – Микеланджело.
Марфу, св. Описывая его жизнь, Вазари расскажет о сварливой жене своего учителя, которая хорошо отравляла жизнь и ему и его ученикам. Уникальность Вазари была в быстроте исполнения его работ. Это ноше издание «Vite» ввело в обиход длинный ряд впервые названных имен художников, неизвестных ранее произведений, атрибуций, хронологических и локальных данных. 6), перестроенное из старого здания.
Введение металлических связей в овод галерей позволило сделать минимальным сечение опор, более воздушными и светлыми самые галереи, которые Буркхардт назвал красивейшими в Италии. 1908) «Von einem durchgebildeteri System bei Vasari selbstverstandlich nicht die Rede sein kann» – «о какой-либо продуманной системе у Вазари не может быть речи», – резюмирует Шлоссер (Die Kunstliteratur». Первому периоду посвящена первая часть «Жизнеописаний».
«Жизнеописания» представляют собой живое и наглядное изображение ведущих художников, скульпторов и архитекторов Италии. 1897) «man darf die theoretischen und kunsttheoretischen Anschauungen Vasaris nicht als ein System betrachten» – «не следует рассматривать эстетические и художественно-теоретические взгляды Вазари как некую систему», – вторит Каллаб («Vasaristudien». Его «Жизнеописания» служили, служат и всегда будут служить настольной книгой для всякого любителя и исследователя итальянского искусства эпохи Возрождения как замечательный исторический документ, являющийся не только богатейшей сокровищницей фактического материала, но и полноценным художественным произведением, воссоздающим яркую и живую картину художественной жизни Италии на протяжении двух столетий.
Вот таким образом в его глазах внешние признаки «немецкой» манеры у итальянских мастеров XIV века сами по себе нисколько не умаляют их прогрессивного значения. Наиболее значительным из ранних произведений Вазари был его собственный дом в Ареццо (рис. Всего их опубликовано около двухсот.
Материалы к рукописи собирались частями. XXVI.
Весьма остроумные анекдоты из жизни великих художников выставляют некоторых из них в абсолютно новом свете. Как бы то ни было, но я вложил в эту вещь (я смело могу это утверждать) и знания свои и свое усердие.
По традиционной схеме второй этаж, главный, выше остальных. В 17 лет Джорджо в поисках работы отправился путешествовать по Италии. Рост будущего художника происходил на фоне постоянных войн в Италии. Доната и св.
Кроме того, кардинал снабдил меня письмами, предъявив которые я был бы принят во Флоренции герцогом Алессандро, в случае если бы мне этим летом захотелось избежать римского климата. Вазари все также продолжал хотеть «разом развлекать и поучать» – «di giovare e insiemente dilettare», как выразился он в заключении ко второму изданию.
Это были все те же литературные элементы повествования. Этими словами Вазари формулирует глубочайшую сущность последнего и высшего этапа развития «современной манеры». Итак, во всех историях – деяния папы Павла III, а в каждой – его портрет с натуры. Леонардо да Винчи, биографией которого и открывается третья часть «Жизнеописаний», подвел итог всей аналитической работе своих предшественников и в то же время вдохнул дыхание живой жизни в искусство XV века. Отсюда и анекдоты и беллетристика в материалах жизнеописаний. Вазари ни разу не отказался от него там, где действительно события и факты могли сколько-нибудь существенно поколебать его художественную концепцию.
Ее законы для него более сильны, чем непреложности исторических фактов. Петра, которое он, видимо, очень близко принимал к сердцу. Подобные учителя для Вазари определите льны.
Одним из самых поздних произведений Вазари была лоджия в Ареццо (рис. Свод был разбит на три части: первая посвящена Вере, вторая – Религии, третья – Вечности. В начальном плане Вазари ставит ого у последней хронологической границы биографии, так что своей осязательной близостью к еще здравствующим мастерам он сообщает убедительность и выпуклым жизнеописаниям тех, кого уже нет в живых. Один из основателей Академии рисунка (1563 год).
Иоанном и Марией Магдалиной. При такой занятости его интерес к переделке первого издания «Vite» был больше платоническим, чем деятельным. Но, узнав, что полотно и есть произведение соперника, «уступил пальму первенства искренне стыдясь, оттого что сам он ввел в заблуждение птиц, а Паррасий – его, художника». Здесь он получает заказы на роспись фресками и картины. Предлагаемый фильм является частью фильма "Gli Uffizi. Здание Уффици во Флоренции (рис.
Он вернулся в Ареццо, где родился. Даже неискушенному человеку, не говоря о специалисте, бросается в глаза непримиримый конфликт между художником-портретистом и ученым-исследователем.
Так из «Жизнеописаний» стало известно, что в XIII веке. Уже его повествование в автобиографии «Descrizione dolle орете di Giorgio Vasari» о том, как возникли "Vite", в этом смысле требует внимания. Волосы полностью с ним сливаются, не хватает мягких переходов теней.
Он упоминает имена тогда, когда они художественно формируют его рассказ. Всю историю в целом венчает герб Карла V, поддерживаемый фигурами Победы и Ликования. Небо в глубине картины, скорее, сероватое, закрытое угрюмыми тучами. Оптимизм Вазари был оправдан.
Он полагал, что Андреа не хватало вдохновения, чтобы создавать великие творения. Все эти восемь лет вокруг Вазари и на Вазари работал аппарат, подготовленный за пустое десятилетие. Он и его соредакторы исправляли отдельные даты, названия имена – и перечень таких корректур немал, а для отдельных «Жизнеописаний» даже решителен (quasi rifatte vi nuovo) это особенно заметно у мастеров треченто, а равно не флорентийских художников. Для Вазари история ценна своей направленностью в будущее. Анны, св.
То, что он сделал больше, нежели собирался, он понял лишь после выхода «Vite». Ранее подобных сведений, собранных воедино, не было, они отбирались из тщательно подобранных источников (автобиографий, писем, воспоминаний приближенных).
Снова вернувшись в Рим в 1544 году, помимо многих картин, выполненных мною для разных друзей, перечислять которых по имени не стоит, я по рисунку Микеланджело написал Венеру для мессера Биндо Альтовити, взявшего меня в свой дом, а для флорентийского купца Галеотто да Джироне маслом на доске – Снятие со Креста, каковое было установлено в его капелле в римской церкви Сант Агостино. Однако, дабы не повторять того, что сделал Буонарроти в капелле Паолине, я изобразил, как оного св. План его компактен, прямоуголен. Странствования и обучение у разных мастеров дали молодому Вазари довольно основательное образование.
Его конструкторский талант поборол его литературное модничание. Крупный деятель в области художественного образования, основатель флорентийской Академии художеств (1563 г. ), создавший Академию рисунка, Вазари дает реалистическое толкование задач изобразительного искусства. Екатериной, девой и мученицей и двух других святых.
Как рассказывает Плиний, Зевксис написал виноград так удачно, «что на сцену стали прилетать птицы» и «возгордившись судом птиц», попросил Паррасия убрать со своей картины полотно и показать ее наконец.
Эта картина и теперь находится в Болонье. Лишь в ноябре 1549 года была напечатана теоретическая часть, которой начиналось произведение, – «Введение в три искусства».
И германцы и испанцы и французы. XXXIII. Здесь он работает под покровительством Алессандро Медичи и в 1534 году пишет его портрет. И что же его ждет.
пер. : Лпц., 1864. Иероним, а на другой – Оплакивание, обе же они были отосланы во Францию. 1924). Во вступлении к третьей части «Жизнеописаний» Вазари говорит о том, что хорошая манера достигается «привычкой к частому изображению самых красивых вещей и самых красивых сочетаний рук, голов, туловищ или ног и к умению сделать фигуру, состоящую из возможно большего количества этих красот».
1924) и знал много больше, нежели то может показаться, если ограничиться розысками одних лишь непосредственных источник – «Жизнеописаний». Энциклопедия в первой редакции отражала вкусы и взгляды самого Вазари и не отличалась беспристрастностью – большая часть текста была посвящена флорентийскому искусству основные заслуги также приписывались флорентийским мастерам (в ущерб венецианским художникам, да и всем остальным европейцам). Он обладал прекрасным чувством цвета и колорита и чрезвычайно умело работал со светотенью. Вот таким образом Вазари широко пользуется стилистическим анализом не только для атрибуции и для установления подлинности в случаях отсутствия другого свидетельства, но и для познания сущности смены одной «манеры» другой или эволюции в пределах данной манеры.
Обращаемся к его теоретическому трактату, служащему введением к «Жизнеописаниям» и излагающему основы всех трех искусств «рисунка», то есть архитектуры, скульптуры и живописи. Он прежде всего практик и профессионал и лишь затем – эстетик и историк. В постройке был применен очень прочный и дорогой камень «пьетра ди фаччата» (его употребление разрешалось только специальным указом).
Он готовил книгу развлечений, а она вышла книгой истории.
Однако делом всей жизни Вазари стала работа над первой энциклопедией по искусствознанию. Эти «анкеты» многочисленны. Ее стилизованность откровенна.
Позднее монах Маттео Фаэтано имевший литературное образование, по поручению Вазари «подшлифовал» слог. Вазари заменил первый, третий и пятый купола цилиндрическим сводом, создав по главному нефу ритмический ряд сменяющихся сводов и куполов. Обязательно указываются все произведения творца.
Сигизмунда. И потому здесь перед папой склонили колени фигуры, олицетворяющие Живопись, Скульптуру и Архитектуру, которые, развернув перед ним рисунок плана этого собора, принимают от него распоряжения по исполнению и завершению этого сооружения.
Словом, я довел эту вещь до конца, положив на нее все свои силы и знания и, хотя я рукой и кистью и не сравнялся с великим моим желанием и волей к достижению совершенства в своей работе, тем не менее живопись эта многим понравилась. Перед изданием второй редакции своего труда Вазари посетил Венецию и внес кое-какие корректировки и дополнения в Жизнеописания. Все лица этой картины – портреты современников Вазари, все они указаны в его книге. Шутки, ссоры, соленые словца выведенных в «Vite» лиц являются вершиной вазариевского искусства.
В той же церкви для превосходного магистра Андреа Паскуале, врача синьора герцога, я написал в одном обрамлении Воскресение Иисуса Христа так, как вдохновил меня Господь в угоду магистру Андреа, любезнейшему моему другу. Конечно, принятая Вазари схема биографии нередко стесняет свободу автора, в особенности в тех случаях, когда он стремится втиснуть в нее объемистый каталог произведений того или другого художника, включая в него анализ отдельных произведений конечно, он отводит место и таким мастерам, о которых без него история и не вспомнила бы и, наоборот, лишь бегло касается таких художников и не замечает таких памятников, которые с тех пор завоевали себе всеобщее признание и все же мы имеем в лице Вазари замечательного портретиста, не уступающего в своих биографиях великим итальянским художникам-портретистам от Пизанелло до Тинторетто. Максимальнополный расцвет искусства Вазари видел в трудахсвоего современника Микеланджело.
А то, что не умещалось на плафонах, было написано на фризах каждой комнаты или же изображено на аррасских шпалерах, вытканных по приказу герцога по моим картонам для каждой из комнат и согласованных с росписями в верхней части стены. XLVIII. Если это и не означало еще «ricercare di nuovo tutta lItalia», как похваляется Вазари, то, во всяком случае, это составило уже внушительный перечень мест Пиза, Лукка, Пистойя, Сиена, Сан-Джимаииано, Вольтесара, Перуджа, Ассизи, Равенна, Анкона, Римини, Монтоливетто, Болсена, Прато, Эмполи, Каррара, Кортона, Венеция, может быть – Феррара, Мантуя, Верона, Падуя и так далее. Тут были и новоиспользованные чужие труды, в первую голову – флорентийская историческая хроника Джованни и Маттео Виллани, лангобардская хроника Павла Диакона, «Istorie fiorentine» Макиавелли, «Жизнеописание папы Николая V» Манетти, хроники сиенские и венецианские, – но также и то, чем он гордился, о чем, в противоположность остальному, любил упоминать и, что особенно свидетельствовало о пробудившемся вкусе к историзму – извлечения из монастырских архивов: Санта-Мария Новелла, Сан-Марко во Флоренции, Сан-Доменико в Прато и так далее. Но этого мало.
Рассматривая композицию «Снятия с креста» из церкви св. Каллаб говорит даже, что Вазари делает это «mit der Kuhnheit eines bewussten Falschers» – «с отвагой заведомого фальсификатора». Правда иногда он прибегал к помощи молодых помощников, но, справедливости ради, нужно сказать, что о них он впоследствии не забыл упомянуть в своем труде «Жизнеописание».
Иоанна, причем абсолютно иначе, чем это обычно делается (я пометил его 1553 годом), я совсем уже было собрался вернуться во Флоренцию, но был вынужден, не имея возможности отказаться, отделать для мессера Биндо Альтовити две очень большие лоджии лепниной и фресками. XLVII. И вот, дописывая в Ареццо названный алтарный образ вместе с его обрамлением на стене церкви Сан Рокко, я уже готовился к отъезду в Рим, как вдруг через посредство мессера Джованни Полластры (к стопам которого я всегда припадал и которому я считаю и всегда считал себя обязанным за все лучшее, что я имел в жизни) меня, по воле Божьей, вызвали в Камальдоли святые отцы этой пустыни, возглавляющей всю камальдульскую общину, с тем чтобы я осмотрел все то, что они намеревались осуществить в своей церкви. Наибольшую ценность для потомков составили у Вазари Джорджо книги.
Фактицизм вступил в борьбу с новеллистикой. Этим принципом Дж. Лоджия в Ареццо — большая градостроительная удача Вазари: «бесконечная» перспектива лоджии, сквозь арки которой раскрывается панорама площади и церкви, органично связана с жизнью и архитектурой города.
Напечатано в 1550 году, в расширенном виде – в 1568 году. Первая фреска посвящена состязанию Зевксиса и Парассия. Художник рассказа сплошь да рядом по-прежнему берет верх над собирателем фактов.
Обычно Вазари ограничивается тремя данными: указанием местонахождения, описанием сюжета и подчеркиванием технических качеств или пороков произведения он применяет тут критерии и термины человека, который сам работает в искусстве до известной степени ему нравится даже пускать в ход профессиональный жаргон (типичный пример – многостраничное описание дверей Гиберти), который, видимо, вызывал упреки у высоко – родных читателей его книги из герцогской или папской челяди, – недаром в заключительном обращении Вазари счел нужным оправдать эти «vocaboli proprie delle nostre Arti». Рассматривая основные принципы творчества Дж. Произведение разрасталось и в круг вошли также жизнеописания мастеров прошлого.
В 1537 году Александр Медичи был убит и Вазари снова остался без покровителя. Живопись Вазари представляет собой яркий образец тосканского маньеризма.
Но не успел я закончить эти вещи, как в Камальдоли появился мессер Биндо Альтовити, чтобы из кельи Святого Альбериго (то есть из обители тамошних монахов) сплавить вниз по течению Тибра до самого Рима партию огромных елей для строительства собора Св. История проектирования Уффици (известен начальный вариант проекта Вазари) позволяет уловить основную тенденцию развития архитектурных идей в композиции сооружения.
Как можно использовать «уроки фортуны» и «дары природы» данные мастеру, как усовершенствовать свою манеру и заслужить славу, как держать себя с коллегами и заказчиками. Нарочитость этой XXXVIII главы автобиографии аретинца очевидна. Не иначе как острейшим побуждением была для меня и жажда славы и вид того, что многие преуспели, достигнув исключительнейшего положения и высших ступеней почета.
Для генерала же названного ордена я на большом холсте изобразил Христа, который, явившись апостолам во время кораблекрушения, берет за руку св. Здесь Вазари, как и в Уффици, подлинный мастер градостроительного ансамбля. И прав был один из лучших знатоков итальянского искусства (Беренсон), спрашивавший себя, «не принадлежат ли «Жизнеописания» Вазари как таковые и сами по себе к величайшим творениям тосканского гения. ». Не считая низкого цокольного, дом имеет два этажа: высокий первый — главный. Новеллистическая обработка исторического материала наиболее определенно выражена в первом издании «Vite» В сущности, «Жизнеописания 1550 года есть собрание биографических рассказов.
Настоящее издание является выборкой из Жизнеописаний Вазари. Еще творил великий Микеланджело. В 1550 году выходит книга, ставшая одним из самых значимых трудов Джорджо Вазари. А на другом холсте я написал для аббата Капеччо Воскресение. Точно так же и в верхних комнатах (их всего четыре), расписанных для синьоры герцогини Элеоноры изображены деяния знаменитых женщин – греческих, европейских, латинских и тосканских, по одной в каждой комнате. И вот, решив доставить ему это удовольствие, я стал раздумывать о том, что бы написать для него такое, что выходило бы за пределы обычного и в конце концов мы вместе с этим добрым монахом остановились на свадьбе царевны Эсфири с царем Ассуром, с тем чтобы все это было изображено маслом на одной большой доске длиной в пятнадцать локтей, но чтобы доска эта была предварительно помещена на предназначенное ей место и лишь после этого там расписана.
После падения античного мира наступает резкий упадок искусства и утрата «хорошей античной манеры», вызванные общим одичанием и непрерывными опустошительными набегами и войнами. Сигизмунде, намекая на имя названного завещателя. Вазари тоже был «учеником и художником» (Schlosser, Die Kunstlitcratur. 1908) противопоставляет повествованию Вазари, аретинец может и не принять.
Всю жизнь автор «Жизнеописаний» представлялся как «Джорджо Вазари из Ареццо». Но и тогда Вазари не был доволен ею и продолжал собирать дополнительные сведения из жизни и творчества художников-современников. В 1561 г. сделал проект (модель) перестройки палаццо Кавальери ди Сан Стефано в Пизе. И вот, вскоре после того, как я от него ушел, он тайком явился туда, где я работал, все осмотрел и отчасти убедился в зависти и коварстве тех, кто, не имея к тому никаких оснований, на меня нападал.
Понравился же он ему настолько, что он мне сказал, чтобы я, закончив свои дела в Риме, непременно переехал к нему на службу во Флоренцию, где мне будет указано, что я должен делать. Фра Анджелико, «ангелоподобный брат», никогда не брал в руки кисть, не сотворив молитву. Хотя Вазари не слишком утруждал себя проверкой дат в архивах (и современное искусствоведение внесло поправки в его датировки), за малым исключением его эстетические суждения отличаются острой наблюдательностью, вкусом и объективностью. Это второе издание украшено портретами художников.
Вазари строил крытый переход между палаццо Синьории и палаццо Питти в 1567 г. — лоджию на Меркато Веккио во Флоренции. Нечто подобное мы узнаем о Донателло, который не принял в подарокот семейства Медичи роскошного одеяния, так как старое казалось ему более удобным. Уже были созданы шедевры Леонардо да Винчи и Рафаэля. XIV.
Художник был не только народным любимцем, но в значительной степени и национальным «героем».
Так, для Джотто и Чимабуэ ему понадобились терцины Данте: «Credete Cimabue nella pitjra – Tener lo campo, ed ora ha Giotto il grido – Si che la fama i colui oscura» для жизнеописания Симоне Мартини – сонеты Петрарки «Per mirar Policleto a prova fiso» и «Quando junse a Simon lalto concetto» для Джотто же и Буффальнакко – ссылки на пятую новеллу шестого дня и третью и девятую новеллы восьмого дня «Декамерона» для Джованни Беллини – стансы Ариосто я сонет Бембо для Доссо – нот же Ариосто для Микеланджело его сонеты и так далее в особенности обилен ворох стихотворных эпитафий, рукописаных с надгробий или заимствованных у книг, у рукописей и у общественной памяти. Палаццо с главного фасада имеет три этажа, не считая цокольного полуэтажа. Фон, на котором изображена фигура, однородно темен.
Такими были художники треченто такими могли еще быть первые кватрочентисты. Однако важнее всего то, что после Джотто в этом столь именитом и большом городе до сих пор еще не бывало таких мастеров, которые создали бы в живописи что-нибудь значительное, хотя извне туда и было завезено кое-что работы Перуджино и Рафаэля, вот таким образом-то я всячески изощрялся писать так, чтобы мне в меру моего скудного умения все же удалось разбудить местные таланты, направив их на создание больших и достойных вещей. Понтормо описан в книге Вазари как эгоист, эксцентричная натура и мизантроп. Этот прием был достаточно устойчив, чтобы и через десять лет после смерти Вазари можно было обнаружить его применение у Рафаэле Боргини, выпустившего в 1584 году книгу «Il Riposo», отправным пунктом которой служит художественно-критическая дискуссия в загородном доме флорентийского дворянина Бернардо Веккитти – между хозяином и его гостями, Баччо Валори и Джиоламо Микелоцци.
Конечно, Вазари не мог единолично справиться с такой задачей. Границ поновлениям нет. Первое издание опубликовано во Флоренции в 1550 году.
Но именно этот сюжет наиболее ярко и убедительно отражает идею сочетания интеллектуальной и технической составляющих творчества, необходимость художнику знаний, трудолюбия, стремления к идеалу и высочайшему качеству работы, то есть, тех качеств, благодаря которым, как считал Вазари, он сам добился успеха. Винченции в Прато и изображающий наверху – Венчанную Богоматерь, уже вознесшуюся на небо, а внизу – апостолов, обступивших гробницу. Павла.
II. На получение этой рельефности направлены все писательские усилия Вазари. Второй элемент повествования, зато блистательно жив и свеж. Он был создан Вазари в невероятно короткий срок (5 месяцев). Когда Карл V (1531) восстановил власть Медичи во Флоренции, Вазари вернулся туда к герцогу Александру, большому почитателю живописи.
XXIII. В каждой статье имеется портрет иногда выполненный самим Вазари.
XIX. Около 1550 г. в Риме выполнил ряд работ для папы Юлия III. Такое «бурление» в стране сказалось на становлении молодого человека, жадно впитывавшего все новейшие веяния, появлявшиеся в стране и дух свободолюбия.
Основное внимание в планировке обращено на удобство жилья. Ярче всего сияют латы. Построенные Вазари новые здания отличаются своеобразной красотой и оригинальностью. К тому же нельзя не вспомнить, что художник – один из любимых героев всей итальянской новеллистики эпохи Возрождения: от грубоватых шутников и балагуров в новеллах Саккетти или Боккаччо вплоть до величавой, но глубоко человечной фигуры «божественного» Микеланджело в новеллах XVI века.
Его учителями были не невесть кто, а ученые гуманисты. Но довериться им – значит обмануть себя. Вверху в овальных нишах поставлены бюсты Медичи (исполненные по рисункам Вазари), пластика которых оттенена общим графическим рисунком фасада. Наоборот и это столько же характерно, работы художественного порядка, как историко-бнографичсские, так и технологические, взяты скупо, можно сказать, неохотно, обычно приемом умолчания, ради исправления какой-нибудь ошибки или подкрепления какого-нибудь умозаключения так проходят «Trattato dellArchitettura» Филарети, «Биография Микеланджело» Кондиви, «Трактат о живописи» Ченнини, «Падуанские древности» Скардеоне, «Веронские древности» Торелла Сараино и другие.
В силу громадного объёма перепечатывается главным образом в извлечениях. С наружной стороны на них изображены пять святых, покровителей этого города, а с внутренней – Рождество Христово с пастухами и царем Давидом, распевающим под звуки цитры следующие слова: «Dominus sixit ad me» «Глаголет мне Господь» (Псалтырь). А для монахинь Св. В 16 лет отправился во Флоренцию, где стал вхож в круг живописца Андреа дель Сарто. Эта граница обеспечивает ему право на вымысел, Современники связывают, они слишком негибки своей действительной действительностью, как сама она излишне противоречива пестротой фактов Вазари же нужно единство жизненного образа.
К тому же времени относится сделанная им органная трибуна для собора в Ареццо. После чего в качестве награды и помимо больших знамен для замка и для крепости мне был также заказан, как я уже говорил, фасад в виде триумфальной арки вышиной в сорок локтей и шириной в двадцать, которая была воздвигнута на площади церкви Сан Феличе, а затем и обрамление городских ворот около церкви Сан Пьеро Гаттолини. Для их репрезентации тут же находят (или придумывают) множество примеров из истории. 3—5) — главное и лучшее произведение Вазари-зодчего.
Также на середине подъема лестницы в названном монастыре я написал фреской св. Нужда в деньгах заставляет его покинуть Ареццо, направиться в Пизу и далее скитаться по Италии в поисках работы.
XXXVIII. Среди приемов Вазари есть типические, которые он не боится повторять. Модель этой сакристии мною уже сделана по его вкусу и в соответствии с указаниями, которые я от него получил и когда эта модель будет осуществлена, сакристия будет новым Мавзолеем, великолепнейшим и поистине царственным. Значительно пополнился также и список привлекаемых источников.
Жизнеописатель старался проследить связь каждого художника с народом. И это мне удалось ибо за немного дней я увидел в Модене и в Парме произведения Корреджо, в Мантуе росписи Джулио Романо, а в Вероне ее древности. И если бы мои возможности не отставали от моего желания из меня скоро вышел бы толковый художник, настолько ревностно я трудился и изучал все, что касалось моего искусства.
Подобный коридор (только без картин) есть в Риме между Ватиканом и Замком Ангела и его можно увидеть в фильме "Ангелы и демоны". В этой работе Вазари впервые был предложен термин «Возрождение» (Rinascita) недооценка им как критиком периода средневековья проистекала из общей концепции искусства того времени, в к-ром главной ценностью являлось совершенствование технических приемов (прямая перспектива, объемная трактовка) для передачи реальной картины мира, чему отдавалось предпочтение в сравнении с символическим, условным ее изображением. Анекдотика идет уже вторым планом в сравнении с насыщением фактами.
XVIII. Ибо в портретах Вазари все проникнуто той же безграничной любовью к человеку и тем же неослабным вниманием к малейшему его проявлению, которые мы так любим и ценим в произведениях его моделей. Краткое жизнеописание Якопо Тинторетто спрятано в биографии Баттисты Франко. В 1565 г. сделал модель Бадьи в Ареццо, перестраивал церковь Санта Фьоре э Лучилла. Цилиндрический овод, закрытый фасадной стеной, восходит к Брунеллеско (капелла Пацци) окна в этой стене для освещения свода — к Перуцци (двор палаццо Массими).
Вот таким образом среди ста тридцати трех имен, вошедших в первую редакцию «Vite», только одно принадлежит мастеру, который еще жил и творил и которого Вазари знал лично. Тем не менее, то ли оттого, что доверие этого синьора или его удачливость, во всем ему сопутствовавшая, заставили меня превзойти самого себя, то ли оттого, что заманчивость и своевременность столь прекрасной задачи значительно мне ее облегчили, то ли, наконец (и это я должен был предпослать всему остальному), Господня благодать даровала мне нужные для этого силы, – тем не менее я за эту работу взялся и все видели, что вопреки ожиданию многих я ее завершил в срок значительно меньший не только мною обещанного и достойного этой задачи, но и того, на который когда-либо рассчитывал я и рассчитывал Его Светлейшее Превосходительство.
В 1559 г. создал проект нового здания для герцогской администрации — Уффици. Недаром к каждой из старых «Vite» он подмешал долю исторических сведений недаром также, в отличие от прежнего издания, он решился присоединить целую серию биографий своих современников и выразительно назвал их уже не «Vite», a «Descrizione delle opere» – «Описанием произведений». XXV.
XXVII. Делал же я ее, будучи еще юношей, думавшим только о том, как бы угодить своему синьору, который хотел, чтобы она, в угоду ему, была закончена именно в этот срок. Успех Вазари в архитектуре был переменчив. Встречи со многими выдающимися художниками побудили немецкого художника XVII века Иоахима Зандрарта к описанию жизнеописаний художников-современников в книге «Немецкая академия».
Способствовали этому и переиздания произведения в Англии, Франции, в самой Италии. А потом заказы следовали один за другим. Со всеми этими картинами и узорами согласуется и богатая резьба панелей. Словом, я смело могу утверждать, что я имел возможность изобразить на этом плафоне без малого все то, что человек может помыслить или себе представить: всевозможные тела, лица, одежды, наряды, шлемы, каски, панцири, головные уборы, лошади, сбруи, попоны, все виды артиллерийских орудий, корабли, дожди, снегопады и столько всего другого, что я и не припомню. Это огромный пятитомный труд. И вот, в одном из этих каменных обрамлений, выполненных по моему проекту, я написал для монсиньора Алессандро Строцци, епископа Вольтерры, моего старого покровителя, распятого Христа по видению св.
В картинах преобладает холодная цветовая гамма и темные оттенки. Таким образом, произведение имело коллективное авторство ради соответствия тогдашним стандартам и требованиям к литературному произведению. Или о мухе, которую юный Джотто нарисовал на носу одной из фигур Чимабуэ и которую его учитель тщетно пытался отогнать. Значительной работой Вазари была перестройка бадьи в Ареццо (церковь Санта Фьоре э Лучилла). Подражая природе, следует не только воспроизводить ее видимые качества, форму, цвет, фактуру, но и как пишет Вазари перед второй частью «Жизнеописаний», стремиться к «богатству замысла», к «тщательной продуманности» поставленной перед собой задачи. – «Значит, добавил кардинал, обратившись ко мне в ответ на просьбы Джовио, Каро, Толомеи и других, – значит, вы могли бы дать краткий обзор и толковые справки, расположенные во временной последовательности, обо всех этих художниках и об их произведениях, а таким образом и вы принесете этим пользу вашим искусствам».
Как бы то ни было, если в нем и есть что-либо хорошее, то это было божьим даром. Однако в течение этих темных столетий правдивые художественные традиции не совсем умирают, но кое-где и кое в чем проявляются, как, например, в отдельных выдающихся произведениях зодчества и в ранних образцах «греческой», то есть византийской, манеры, которая еще связана с античной традицией. В 1536 г. создавались приготовления для приема Карла V, в которых участвовал и Вазари. В «Vite del piu ecceleiiti pittori, scultori e archittcti» упоминаний о других трудах немного. XXII.
Определенным статьям соответствуют гравюрные портреты. Этими приемами постоянно пользуется Вазари Джорджо. Правда, цитирует он эти источники весьма вольно и часто небрежно. Здесь Вазари проявляет себя превосходным, нередко – первоклассным мастером рассказа.
XL. Однако сам Вазари, овладев рисунком, не сможет воспринять от своего учителя умение пользоваться цветом. Арочный вход и широкая прямая лестница в правой части дома ведут в расположенный в центре зал (42 м2), к которому примыкают остальные комнаты. Количество биографий дошло до 161, против 133 первого издания. Однако этот строгий научно-аналитический подход к задачам изображения накладывает на все искусство этого периода отпечаток некоторой сухости, мелочной дробности и как бы скованности ибо, обладая «правилом», художники XV века еще не знают «той свободы, которая, не будучи правилом, сама подчиняется правилу». Вот таким образом книга была окончена только в 1550году.
IV. А в небе, то есть в самой верхней части картины, – два путта, держащие в руках некие грамотки, на которых начертаны нижеследующие слова: «Quos Evae culpa damnavit, Mariae gratia solvit». Однако он ни одолел, ни подчинился. Это соответствует собственным тяготениям Вазари.
Но с другой стороны, это прагматическое насыщение второго издания резко отразилось на художественной цельности «Vite». Вазари не смог тягаться в монументальной архитектуре с титанами того времени. Между тем, в то время как под покровительством герцога Алессандро я уже был на пути к тому, чтобы приобрести честь, славу и богатство, этот несчастный синьор был зверски убит, я же лишился всякой надежды на то, что я через его милостивое посредничество рассчитывал получить от судьбы. Одной из основных и, по-видимому, первоначальной задачей, поставленной и разрешенной автором «Жизнеописаний», было прославление и увековечение памяти итальянских художников их личностей и произведений в помощь, в пример и в назидание молодым художникам, современным и будущим.
Божественный Микеланджело представляет собой сверкающий апофеоз творения. В 1542 г. построил в Ареццо собственный дом. XLIV. Для Филиппе Сальвиати я не так давно закончил образ, предназначенный сестрам св.
Чимабуэ первым начал писать картины на досках, а Мазаччо «был скромным, приветливым, добродушным человеком, равнодушным к одежде, еде и прочим радостям мира сего». «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» стали первой в своем роде книгой, вобравшей в себя подробную историю жизни и описание работ известнейших итальянских художников ренессанса, в том числе и его собственные. Я так и не знаю, подтрунивал ли он надо мною, когда он мне это говорил (думаю, что да, так как он был твердо уверен, что я откажусь), но что он еще при жизни дождется завершения этой росписи или же у него были другие тайные мысли и мудрейшие соображения – а таковы были все его соображения, – словом, получилось так, что он мне поручил поднять ферму и кровлю на тринадцать локтей выше прежнего, заказать деревянный потолок, его позолотить и сплошь расписать историями, выполненными масляной краской, – задача величайшая, ответственнейшая и превышавшая если не мою смелость, то, во всяком случае, мои силы. Первую часть автор подготовил весной 1548 года (ему было тогда 37 лет).
Перед домом фонтан работы Вазари. То, что он сделал больше, нежели собирался, он понял лишь после выхода «Vite». Скажу только, что я в это вложил все знания, труды и старания, какие были только доступны моим возможностям и моему умению. Эти фрески были созданы в 1548 году, в разгар работы мастера над «Жизнеописаниями наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих Италии», первое издание которых вышло в свет в 1550 году. Каждая биография излагается по определенному шаблону, от которого автор не отступает.
Петра, бежавшего к нему по воде и боявшегося утонуть. Непреходящая слава и значение личности Джорджо Вазари (1511–1574) для истории искусства основаны, прежде всего, на его литературном труде «Жизнеописания крупнейших художников, скульпторов и архитекторов». Петра. Когда в душе своей я принял это решение, ни тогда в Риме, ни после во Флоренции и в других городах, где я бывал, не осталось ни одного хоть сколько-нибудь значительного произведения, которое я не зарисовал бы и не только живописи, но и скульптуры и архитектуры, как древней, так и новой и, не говоря о тех плодах, которые я пожинал, зарисовывая свод и капеллу Микеланджело, не осталось ни одного творения Рафаэля, Полидоро и Бальдассаре, сиенца, которое я точно так же не зарисовал бы совместно с Франческо Сальвиати, как уже говорилось в его жизнеописании. Голубовато-серый тон камня красиво сочетается с белыми оштукатуренными стенами. Я готов утверждать как истинную правду, что эта возможность и тогдашние мои занятия и были моими настоящими и главными учителями этого искусства, хотя они и в дальнейшем приносили мне немалую пользу и сердце мое всегда было преисполнено пламенного желания учиться и неустанного стремления рисовать и денно и нощно.
Вазари называет воспитательную задачу истории ее «душой» и неустанно повторяет, что он пишет прежде всего для художников, которым он и посвящает свой труд. И тем не менее создание «Жизнеописаний» трудно назвать иначе, как героическим подвигом трудолюбия и научного энтузиазма, особенно если принять во внимание всю творческую и административную нагрузку Вазари, заваленного живописными и архитектурными заказами и в то же время исполнявшего обязанности постоянного личного консультанта по делам искусств при особе великого герцога Козимо I, консультанта, принимавшего непосредственное и активное участие в создании и руководстве Академии художеств. Можно сказать, какая-то площадная, простонародная, крепкая струя бьет и играет в житейских сценках «Vite». Екатерины, эпической поэмы «Polindea», латинских и итальянских стихов, другой – составитель целой энциклопедии аллегоризма в искусстве, от Гомера до отцов церкви. В Ареццо Вазари получал заказы и писал фрески. короля Сигизмунда, а именно когда его, жену и двух сыновей сбрасывают в колодезь по велению другого короля, вернее тирана. Ему же принадлежит комплекс зданий, составляющих Дворец рыцарей св.
VII. Они изобилуют воспоминаниями современников и житейскими подробностями.
В Лувре хранится рисунок, сделанный Вазари с композиции «Сон Иакова» из ватиканских лоджий, предположительно в 1538 году. Когда Карл V в 1531 году восстановил власть Медичи во Флоренции, Вазари вернулся туда к герцогу Александру, большому почитателю живописи. Ужин у кардинала Фарнезе построен, в этом смысле, по традиционной рецептуре, которая еще двести лет назад связала сто новелл «Декамерона тем же композиционным способом – «беседой друзей» так же связаны между собой сто пятьдесят новелл Серкамби. Картины у современников имеют популярность.
XXXII. Когда, например, Вазари пытается раскрыть сущность «рисунка» как основной категории, объясняющей не только чисто подражательные, но и обобщающие и типизирующие функции изображения как художественного образа, он обращается к терминологии школьной философии, которая не могла дать ему иного ключа для разрешения этой трудной проблемы. Значение главных получали глубинные, по существу дворовые фасады. Он ничего не упустил, а только присоединил к старому новое.
XLVI. Переходя ко второй части, охватывающей деятельность мастеров XV века, Вазари характеризует этот второй, как он выражается, юношеский возраст в созревании «современной манеры» как время осознания тех общих закономерностей, тех «правил», которые лежат в основе реалистического творческого метода.
Как, например известные истории о музыкантах, которые услаждали слух Джоконды, пока Леонардо да Винчи писал её портрет. XXXVII. Августина и св. Ведь они состояли из мяса и костей абсолютно так же, как и я». На базе новеллы, уже хорошо знакомой читателю-современнику, Вазари пишет биографии деятелей искусства, представляющих гордость итальянской нации.
В этих рисунках в числе других вещей я изобразил все области и города, где мне приходилось работать, как бы приносящими дань (в знак того, что я в каждом из них заработал) моему дому.
Первоначально мастер обратился к традиционной форме палаццо — замкнутому прямоугольному объему с фасадом, обращенным на площадь и с внутренним двором, через который намечался сквозной проход к набережной (по трассе пролегавшей здесь ранее улочки). Именно в этой части Вазари разместил и собственное жизнеописание. После чего в качестве награды и помимо больших знамен для замка и крепостей мне был заказан фасад в виде триумфальной арки вышиной в сорок локтей и шириной в двадцать, которая была воздвигнута на площади церкви Сан Феличе, а затем и обрамление городских ворот около церкви Сан Пьеро Гаттолини».
Это новые произведения новые мастера, новый размер всей книги. А так как гора эта целиком состоит из серых скал и камней, да и сам св. Идея создания «Жизнеописаний» принадлежала кардиналу Алессандро Фарнезе и историку Паоло Джовио.
Именно такими «героями» и жили в народном сознании всем понятные и всеми любимые Джотто, Брунеллеско, Альберти, Леонардо, Рафаэль или Микеланджело. На мне лежала забота о строительстве дворца и церкви рыцарей ордена св. Это второе издание украшено портретами художников. XXXVI.
Помимо этого, как явствует из «Жизнеописаний», он не мог без слез писать сцену Распятия Христа. Следующие годы становятся более плодотворными в жизни Вазари как художника. Вот таким образом мотив пастушонка, ставшего великим художником, мы встречаем в «Жизнеописаниях» Джотто, Мантеньи, Кастаньо, Бекафуми, Сансовино более того, в четырех случаях из пяти бытовая обстановка тождественна: те, кому впоследствии суждено стать их учителями, встречают где-нибудь в глубине страны подпаска, который, сторожа стадо, чертит на камнях животных и людей. С 2001 года в переход, где выставлено около 700 картин, в том числе тицианова «Венера Урбинская», а также работы Джотто, Паоло Уччелло, Пьеро делла Франческа, Леонардо да Винчи, зрителей пускают маленькими группами и только по предварительной записи. Там, отложив свои ювелирные занятия в сторону, я расписал фреской арку над дверью старого флорентийского сообщества и написал несколько картин маслом, которые были мне заказаны через посредство дона Миньято Питти, тогдашнего аббата Аньяно, обители в окрестностях Пизы и Луиджи Гвиччардини, находившегося в то время в Пизе.
Клары в Ареццо картину «Благовещение». Нарочитость этой XXXVIII главы автобиографии аретинца очевидна. Иоанна Крестителя и св.
Собственные же картины выходят из-под пера художника гораздо реже. В продольных фасадах Уффици в качестве главного членения выделен антаблемент галерей. Вазари поступает так же он рассказывает, а не доказывает.
XXI. Они войдут в его «Жизнеописания». Джорджо Вазари (1511—1574 гг. ) родился в Ареццо в семье горшечников (вазари).
Но все эти переделки не посягнули на основной новеллистический материал первой редакции «Vite». Ему понадобилось два десятилетия, чтобы приспособиться к новому положению. А пока доделывалось остальное, я, применяя богатейшую, по-разному расчлененную лепную отделку, закончил первые восемь новых комнат, находящихся на уровне Большой залы, наряду с гостиными, комнатами и капеллой, украсив их разнообразными росписями и многочисленными портретами с натуры, включенными мною в истории, начиная с Козимо Старшего и называя каждую комнату по имени кого-нибудь из его великих и славных потомков.
Дж. Рисунок великолепен, виртуозен, но он имеет самодовлеющее значение.
И недолго прожил я в Венеции, как уже по просьбе Аретино мне пришлось для синьоров сообщества Кальца изготовить убранство для их праздника, причем работал я над этим совместно с Баттистой Кунджи, с Кристофано Герарди из Борго Сан Сеполькро и с аретинцем Бастьяно Флори, мастерами весьма стоящими и опытными, как о том уже достаточно было рассказано в другом месте, а также написал девять картин во дворце мессера Джованни Корнаро, а именно на плафоне одной из комнат этого дворца, находящегося в приходе Сан Бенедетто. Ведь для культуры итальянского Возрождения в высшей степени характерны, с одной стороны, та ведущая роль, которая принадлежала в этой культуре изобразительным искусствам и архитектуре, «искусствам рисунка», согласно терминологии Вазари, а с другой стороны – то обстоятельство, что эта роль глубоко осознавалась всеми без исключения и в первую очередь приписывалась выдающимся личностям. Вазари точно выразился, говоря, что он мог «не столько исправлять, сколько прибавлять» – «non tanto ho potuto corrigere, quanto accescere tante cose». Агату, св. В 1565—1566 гг.
В Пистойе Вазари возвел купол церкви Мадонна дель Умильта он представляет собой интерпретацию куполов Брунеллеско и Микеланджело, но меньше подъемом и пролетом (19, 8 м в свету). Роха и св. Именно в этом портрете видна колористическая слабость живописца. Иоанна Крестителя, которые, поскольку жить мне долее в Неаполе надоело, я взял, чтобы их дописать, с собою в Рим, откуда я отослал их в законченном виде обратно в Неаполь. Его осведомленность выросла географически, хронологически и объемно. То, о чем он говорит, видимо, разом и было и не было.
Из архитектуры или скульптуры я не оставил ничего, что я не зарисовал бы и не обмерил. Согласно Дж. Петра этого города, а именно в их трапезной. Вазари и его принципы приобретают, таким образом, новое звучание в эпоху постмодернизма ХХ века. Но и теперь это не значило, что он расстался с тем, ради чего двадцать восемь лет назад, около 1540 года, он принялся за сочинение «Жизнеописаний».
Один из первых случаев выказать свой талант представился ему при торжественном въезде Карла V в Рим (1536), когда нужно было сочинить разные декоративные постройки. Для каждой новеллы писатель тщательно собирал мельчайшие факты из жизни художника. Действительно, читая «Описания произведений» современников Вазари и его самого, просто не верится, как он мог не видеть, что вся художественная продукция середины XVI века, в особенности в Риме и во Флоренции, сохраняла в лучшем случае лишь внешнее сходство с творениями великих мастеров начала века и уж никак не могла претендовать на их «красоту» и «совершенство», не верится, что его тонкое критическое чутье изменяло ему настолько, чтобы восхвалять таких ярко выраженных маньеристов, как Бронзино, Челлини или Пармиджанино в тех же выражениях, в каких он восхвалял великих классиков, не верится, наконец, как мог Вазари-художник не замечать, что под его кистью трагические гиперболы Микеланджело, его гениального учителя, превращаются в манерную и галантную риторику. В эти годы он пишет картину «Благовещение» для монастыря св.
То, к чему пришел Вазари, было принципиально новым. По сюжету и по исполнению она считается одной из лучших. В это время Вазари написал для монастыря св. После осады Флоренции переехал в Пизу с 1531 года жил в различных городах Италии, выполняя многочисленные заказы, дважды посетил Рим (1532, 1538 годы), где копировал произведения мастеров Возрождения (копии в Лувре, Париж) в 1555 году вернулся во Флоренцию. Часть портретов — выдумки, часть отсутствует, оставлена лишь роскошная графическая рамка (отделка) в стиле маньеризма. Это – добавки по жизнеописаниям и добавки по хронологии.
Все же можно наблюдать пробуждение критического отношения к источнику, поскольку, например, автор, цитируя устную традицию, чаще считает своим долгом это оговаривать в таких выражениях, как «я слышал», «мне говорили», то есть как будто начинает понимать, что устная традиция имеет меньшую степень достоверности, чем любой подлинный документ. Вазари вернулся в Ареццо, где получил несколько заказов и даже писал фрески. Вазари, следует отметить их актуальность для современной ситуации в изобразительном искусстве. В ней существовали города-государства, а на ее земли кто только не претендовал. Меньше всего он – «ремесленник во славу красоты», ограниченный профессионал кисти и циркуля, художественный человек из простонародья, то есть мастер – в живописи и зодчестве и самоучка – в чтении и письме.
Но и этого оказалось мало. Между тем, так как мне пришлось в 1550 году по другим делам целых два раза съездить во Флоренцию, я в первый приезд закончил образ св.
Одно и другое просто сосуществуют. И он не ошибся в своем предвидении. Цецилию, св.
Однако такое впечатление представляется нам обманчивым. Но для того чтобы поднять ферму и кровлю, требовалось много времени, почему я посоветовал сделать расчлененный потолок в раме, сколоченной из брусьев, с большими кессонами в два с половиной локтя между прогонами и с отвесно поставленными филенками, образующими над прогонами фриз высотой примерно в два локтя. Он ничего не упустил, а только присоединил к старому новое.
XVII. Отец Вазари, Антонио, работал гончаром. Его картины написаны в холодной цветовой гамме. В 1535 г. он строил укрепления для герцога Алессандро Медичи. Жизнеописания были впервые изданы в 1550 году. Он поступил как писатель использующий архивный материал.
Новым было и конструктивное решение галерей Уффици. С 1532 г. в Риме Вазари начал изучать строительное искусство, «измерил и перерисовал все здания и статуи». Однако не в собирании материала главная заслуга Вазари.
1) — один из немногих сохранившихся от того времени жилых домов состоятельных горожан. Этот труд мессира Вазари на многие столетия определил пути искусствоведения как науки. Вазари был талантлив в декоре, но мирился с неудачами в монументальной архитектуре. Гвидона-отшельника. Инфляция материалов дала двойственный итог: один – для исторической значимости «Vite», другой – для литературной.
Это подчеркивало значительность арочного раскрытия улицы к реке и ее необычную для Флоренции ширину (18 м). Иеронима, св. В собственном жизнеописании он описывал все свои работы в самых мелких подробностях. Книга стала своеобразным зарождением науки искусствознания имела научную ценность и была переведена на французский и немецкий языки. 5 т. ).
XII. Каждый, кто был во Флоренции, посещал галерею Уффици. Ее стилизованность откровенна. Пусть беседа эта происходила не в 1546 году, а раньше ибо первое издание «Жизнеописаний» вышло уже в 1550 году, пусть даже весь эпизод – не более как одна из новелл, которыми автор придает художественное правдоподобие своему повествованию, несомненно одно, что в основе «Жизнеописаний» лежит замысел панегирический, педагогический и, по существу, глубоко патриотический, гордость итальянца, в данном случае – флорентинца, ясно сознающего все значение и величие того искусства, которое на протяжении двух столетий создавалось из поколения в поколение лучшими людьми народа, его художниками. Вазари был идеологом строгого, академического направления в архитектуре, стремился сохранить классические традиции итальянского искусства начала века. XV. Сильвестра.
Они были носителями того фактицизма, который стал отличительной чертой нового издания Основной прием переработки «Vite» 1568 года – прежде всего расширение материала. Более того, сегодняшняя ценность «Vite» прямо пропорциональна частностям и обратно пропорциональна обобщениям. В 1555 г. перестраивал интерьеры палаццо Синьории во Флоренции. Художник, прежде всего, создатель идей, композиций, рисунков, а только после этого мастер. Внутренняя планировка Уффици носила чисто деловой характер.
Верно, что в конце 1540-х годов он был сочленом, младшим и еще наименее заметным, художественной свиты кардинала Фарнезе верно, что монологи и риторические состязания Джовио и Каро, Гандольфо и Толомеи перед хозяином, авторитетно подводившим итоги словесным турнирам своих клевретов, затрагивали также темы искусства верно, что Вазари был среди спорщиков единственным художником-профессионалом верно, что красноречивые рассуждения Джовио о мастерах кисти и резца усиливали у Вазари влечение к собственным и притом давно начатым опытам в том же направлении, а путаница и ошибки Джовио давали ему сознание своего профессионального превосходства верно и то, что первую редакцию книги он дал перед печатью на просмотр кое-кому из участников трапезы и в частности Аннибале Каро: этого требовали приличия иерархия, а кроме того, до некоторой степени, это предохраняло от неприятностей, как нынешних кандидатов Французской Академии – их традиционные визиты к академикам для испрашивания голосов. Первая дошедшая до нас картина Вазари— «Погребение Иисуса» (1532 год, дом-музей Вазари в Ареццо). По правилу же, он предпочитает пользоваться неопределенностями: «si dice» – и «говорят», «рассказывают, «передают».
Григория». Вообще же о моих портретах, которых все же немало, я вовсе упоминать не буду, чтобы не наскучить, да и, по правде говоря, от писания портретов я, по возможности, всегда отказывался. XXXIX.
Вазари станет биографом и другом великого художника. К залу примыкает также обращенная на улицу парадная спальня, а по внутренней стене — темная капелла (под вторым узким маршем лестницы). В том же году, когда кардинал Фарнезе решил расписать залу канцелярии во дворце Сан Джорджо, монсиньор Джовио, которому хотелось, чтобы это было выполнено моею рукою, заказал мне много рисунков с различными замыслами, каковые, однако, осуществлены не были.
Основная часть итальянских маньеристов представлена в пятой части. Когда Джовио кончил, кардинал, обращаясь ко мне, сказал: «Что вы об этом скажете, Джорджо.
Это относятся и к историческим материалам. Весь фильм не выкладываю, т. к. На способного тринадцатилетнего подростка обратили внимание. В высокой нише, отделяющей одну историю от другой, – Христианская религия, над которой две Победы держат бюст Нумы Помпилия, герб же над этой историей – это герб кардинала Сан Джорджо, некогда построившего этот дворец. Не существенно, сам ли Вазари рылся в «хронологической пыли бытописания земли» или только использовав присланное и готовое, – важно укрепление документального фундамента второго издания, которое он ревностно проводил.
В. принадлежит большое число религиозных произведений, среди которыхрых росписи церкви монастыря Камальдоли близ Ареццо (1537 год) и трапезной монастыря Сан-Микеле ин Боско в Болонье (1539 год), работа «Непорочное зачатие» для церкви Санти-Апостоли во Флоренции (1541 год) и др. VI. Духа на апостолов. Известны и соавторы Вазари при работе над произведением. 4 т. М., 1993-1994.
А в главном портале я изобразил группу солдат, связывающих св. Одна – у вступительных абзацев отдельной биографии излагающих нравоучительную основу последующего изложения другая – у бытовой новеллистики, разукрашивающей «Жизнеописания» анекдотическими забавностями третья – у историко-фактического материала. Франциска, приемлющего стигматы на горе Верниа, написанной мной с натуры. Вазари был к этому подготовлен и своим воспитанием и кругом, в котором вращался.
Книга разделена на 3 части, каждая представляет определенный «возраст» развития итальянского искусства: от его становления (Чимабуэ – конец Треченто), возрастания или «юношества» (Якопо делла Кверча – конец Кватроченто), до «зрелости» (Чинквеченто), восходя, таким образом, к вершине развития – творчеству Микеланджело. Двери сделаны вблизи стыка стен для наиболее удобного использования помещений. с прил. Позднее же, когда он стал аббатом монастыря Св.
В Лувре находится картина Вазари с аналогичным сюжетом (La salutation angelique), возможно, это и есть «Благовещение» из Ареццо. То обстоятельство, что он уже лет пять-шесть, по меньшей мере, писал «Vite» и к 1546 году изготовил изрядное количество материала, было с его точки зрения и тех, к кому он обращался, менее существенно и убедительно, нежели композиция обстоятельств, составившая сцену кардинальского ужина, где якобы решалась судьба первой истории искусства. Оно начинается с посвящения великому герцогу тосканскому Козимо I Медичи. Обучался (около 1522 года) в Ареццо у французского художника-витражиста Гийома де Марсилья с 1524 года во Флоренции занимался в мастерских Андреа дель Сарто и Микеланджело.
Готика для Вазари прежде всего проявление необузданного произвола, нечто чуждое тому стремлению к правде и красоте, которое, несмотря ни на что, властно пробуждается в господствующей в XIV веке «манере Джотто» и его школы. В 1544 г. в Кортоне построил церковь Санта Мария Нуова. Особенно важную роль сыграло ученичество и работа у Микеланджело. Петра на Ватиканском холме. Отец умер, надо заботиться о семье, о младших братьях и сестрах.
Счастье улыбнулось молодому художнику – он встретил Ипполито Медичи, одного из своих покровителей во Флоренции и герцог взял Вазари вместе с собой в Рим. Трудолюбие и несомненный талант Вазари не остались незамеченными и он получил свой первый крупный заказ – написать картину «Венера и Грации».
Пер. В это же время, по милости Его Святейшества, который с бесконечной ко мне любезностью и благорасположением дал безвозмездно соответствующее свое распоряжение, я получил право построения капеллы и звание декана приходской церкви в Ареццо, с тем чтобы я и моя семья владели этой капеллой, то есть главной капеллой этой церкви и чтобы она была собственноручно мною расписана и посвящена божественному милосердию в знак признательности (хотя и недостаточной) за те бесчисленные милости и дары, коими я обязан его великодушию и коими он соблаговолил меня почтить. Эта копия, мною сделанная, находится ныне в доме наследников этого синьора, который, когда я уезжал в Рим, вручил мне вексель на сто скудо на имя Джовамбаттисты Пуччини, обязанного мне их выплатить при первом моем требовании и сказал мне: «Пользуйся ими, чтобы обеспечить себе возможность учиться, а при случае сможешь их вернуть по желанию либо своими работами, либо наличными». Если автор в первом издании ограничивается очень немногими известными нам сочинениями по истории итальянского искусства, как то: «Комментарии» Гиберти, анонимная биография Брунеллеско, путеводитель Альбертини и так называемая «Книга Антонио Билли», не говоря о некотором количестве приводимых надписей, эпитафии и т. п., то во втором издании он широко использует историков, в особенности хроники флорентийских летописцев братьев Виллани и многие другие подлинные документы, как, например, монастырские и цеховые книги, в которые заносились контракты и расходы, связанные со строительными и художественными заказами, а также и другие историко-художественные документы, возникшие за пределами Флоренции и Рима, как, например, трактат Филарете для Милана, записки Микьеля для Венеции, хроника Скардеоне для Падуи и др. Она переросла его намерения. Скажу только одно (а я действительно могу это утверждать как сущую правду) – я всегда выполнял свои картины, замыслы и рисунки, каковы бы они ни были, не скажу чтобы с исключительной быстротой, но, во всяком случае, с невероятной легкостью и без всякого усилия и да послужит мне тому порукой (как я уже говорил в другом месте) огромнейшее полотно, которое я в 1542 году всего лишь за шесть дней расписал во флорентийской церкви Сан Джованни по случаю крещения синьора дона Франческо деи Медичи, ныне князя Флоренции и Сиены.
В Лувре находится картина Вазари с аналогичным сюжетом (La salutation angelique), возможно, это и есть «Благовещение» из Ареццо. Клары в Ареццо картину «Благовещение». Иеронима, так как оба они были пустынниками и жили в зарослях и лесах, я покинул пустынь и спустился до аббатства в Камальдоли, где, быстро сделав рисунок, который им понравился, я начал писать образ и за два месяца полностью его закончил и поместил на предназначенное ему место, к великому удовлетворению святых отцов (насколько можно было судить по их виду) и меня самого испытавшего за эти два месяца, насколько сладостный покой и честное одиночество более способствуют работе, чем шум площадей и придворной жизни, убедившегося, говорю я, насколько я ошибался, что до сих пор возлагал свои надежды на людей и на те издевательства и интриги, на которых стоит свет. Внутренняя поверхность купола плоско кессонирована подобно сводам галереи Уффици.
Иоанна и Марии Магдалины. Firenze, 1550 2-е изд. К тому же я не хотел заключать с ними твердых денежных условий, но сказал им, что если моя работа им понравится, пусть они, как только она будет закончена, заплатят за нее по своему усмотрению, а если не понравится, пусть они мне ее возвратят ибо я весьма охотно оставлю ее у себя.
Общеисторическая композиция книги взнуздала и объединила биографическую анекдотику. Я же между тем написал образ для ее капеллы, на котором я изобразил обращение св. Вазари вернулся в Ареццо, где получил несколько заказов и даже писал фрески.
О картине этой говорить не стоит, так как это была работа мальчика, да я о ней и не упоминал бы, если бы не испытывал удовлетворения, вспоминая и об этих первых моих шагах и тех радостях, которые на первых порах нам сулят искусства. В те же годы Вазари работал и в других городах.
Это – основной литературный метод «Жизнеописаний. Можно сказать, что в XXXVIII главе «Описания им произведений Джорджа Вазари» была создана художественная новелла на жизненном материале. В этой книге Вазари первый вводит понятие «Ренессанс», а также «Раннее, Среднее и Высокое Возрождение» и их истоки – «Античность, Средневековье».
Вазари глубоко почитал авторитет великих мастеров «Золотого века», в особенности Микеланджело, а также Брунеллеско. Потолки всех комнат, а в зале и стены, покрыты росписью. Таким образом идеалистические экскурсы в вазариевской эстетике никак не могут служить доказательством наличия кризиса в его реалистическом понимании задач изобразительных искусств, понимании, которым насквозь пропитаны его «Жизнеописания». 7), длинная монументальная аркада крупного масштаба. Они разнообразнее и обширнее, нежели то, что выглядывает на поверхность из словесной стихии «Vite».
XXVIII. Клары в Ареццо. Эпоху Вазари можно было бы условно назвать «постмодернизмом XVI века», благодаря ее особенному месту «после» «авангардного» Возрождения, в период осмысления этого «авангарда» и поисков его продолжения или преодоления. Но и теперь это не значило, что он расстался с тем, ради чего двадцать восемь лет назад, около 1540 года, он принялся за сочинение «Жизнеописаний». Уже его повествование в автобиографии «Descrizione dolle орете di Giorgio Vasari» о том, как возникли Vite, в этом смысле требует внимания.
«Жизнеописания прославленных живописцев, скульпторов и архитекторов» (Le Vite depiu eccelenti Pittori, Scultori e Architetti) – собрание 178 биографий художников Италии эпохи Возрождения (с описанием некоторых их произведений), подготовленное художником Джорджо Вазари с группой помощников. XXIV.
Вот почему, памятуя о бесчисленных проявлениях его любви к моей особе, я никогда не премину признаваться в том, чем я обязан этому синьору. Но эту бухгалтерию, которую холодно и дотошно новейший критицизм типа Kallaba («Vasaristudion». Уже за двести лет до рождения Джорджо Вазари Италия воспитывалась на идеалах гуманизма. Он поступил как писатель использующий архивный материал.
Эта основная идея определила и характер изложения: ряд биографий-портретов в форме новелл. Что касается архитектуры, то успех на этом поприще был гораздо скромнее, чем в живописи. Иоанна, проповедующего толпе, а с другой – его же, крестящего Спасителя. Во втором – автор добавил тридцать четыре новых очерка, посвященных его современникам и озаглавленных им «Описание творений» того или иного мастера или группы мастеров, включая подробную автобиографию. Наиболее значительным сооружением было палаццо деи Кавальери ди Сан Стефано в Пизе (рис.
Но истрия не буквально отражает жизнь или пересказывает, что случилось с тем или иным государем, а служит «для того, чтобы предупреждать суждения людей их намерения, решения и поступки, которые в свою очередь могут явиться причиной счастливых или несчастных событий». Нет сомнений, что произведение итальянца повлияло на замысел и появление аналогичного произведения, созданного на севере Европы Карелом ван Мандером (Het Schilderboeck, 1604). В творчестве этих мастеров и пробиваются первые ростки «Возрождения» искусств. Он лег рядом с ней целыми пластами самостоятельного значения.
Он также отмечает, что концепция и замысел не менее важны, чем высокое качество исполнения. Выполнение камнетесных работ в Уффици особенно тщательно, все каменные части отполированы. Архивно-историческая документация «Vite» возросла до меньшей степени, чем зрительный материал, но и она возросла значительно.
Анны ордена Монте Оливето в сиенской области, он меня вызвал и я исполнил несколько картин и других живописных работ для него и для Альбенги, генерала этого ордена. Был близким другом Микеланджело, чье влияние отразилось на собственном живописном стиле Вазари. Затем, так как сияние это не могло проникнуть за пределы хижины, я над ней и вокруг нее ввел дополнительный свет исходящий от сияния ангелов, поющих в небесах: «Слава в вышних Богу». Один из первых случаев выказать свой талант представился ему при торжественном въезде Карла V в Рим (1536), когда нужно было сочинить разные декоративные постройки. То, о чем он говорит, видимо, разом и было и не было.
Эта галерея исторических литературных портретов охватывает период времени от середины XIII и до середины XVI века, то есть начиная от основоположников реалистического искусства – Чимабуэ и Никколо Пизано – и кончая самим автором и его современниками во главе с его кумиром – «божественным» Микеланджело. Картина эта, которую увидел знаменитейший художник Россо, побывавший в эти дни в Ареццо, послужила поводом к тому, что Россо, усмотревший в ней кое-что хорошее, подмеченное мною в натуре, пожелал со мною познакомиться, а впоследствии помог мне и рисунками и советами.
Его критериями оценки являются «inventione» (находка изобретение идея) и «disegno» (рисунок, линия) — два признака, которые он называет отцом и матерью всех искусств. Закончив их, я вернулся в тишину и прохладу Камальдоли для написания помянутого выше образа главного алтаря, на котором я изобразил Снятие со креста, потратив на это все знания и все силы, какими я только располагал, а так как в ходе работы и с течением времени мне стало казаться, что я кое в чем добился успеха и так как первый набросок меня уже больше не удовлетворял, я весь образ перегрунтовал и заново его написал таким, каким мы его теперь и видим. Насколько все это мне удалось, предоставляю судить другим. Он показывает хрониста историка, к тем же основаниям, что и автора сонета или новеллы.
Традиционный мотив периметральной лоджии двора стал элементом улицы, получившей, в сочетании с галереями, «трехнефную» пространственную композицию. В этот период вошел в круг семейства Медичи, его покровителями впоследствии стали кардинал Ипполито и герцог Алессандро (в 30-е годы состоял у него на службе). Идеи Дж. Второе издание Жизнеописаний было опубликовано в 1568 году.
Таков первый, еще младенческий период, период исканий и пока лишь единичных удач и побед в ходе упорной борьбы с варварской, отживающей свой век «греческой манерой» и с не менее варварской, занесенной с севера «немецкой», то есть готической манерой. Новым приемом для обработки второго издания «Vite» имеются запросы, которые Вазари рассылал в разные углы Италии местным людям, художникам их родственникам их наследникам, владельцам их произведений. XXXI. Ему понадобилось два десятилетия, чтобы приспособиться к новому положению.
Так как Джорджо Вазари сам художник, то, выступая как искусствовед, он со знанием дела анализирует рисунок, школу, манеру исполнения. В качестве примера можно рассмотреть работы самого Джорджо Вазари. У его «Vite» – тосканский стиль Он реставраторски заполняет стершиеся или выдавшие куски. Среди его наиболее известных работ – фрески в Палаццо Веккьо во Флоренции (с 1555 года) и Зале Реджа в Ватикане (1571-1573 годы), ансамбль Уффици во Флоренции (1560-1585 годы совместно с Б. Буонталенти).
Вазари Джорджо позже будет критиковать своего учителя. III. После многих поездок он в 1540 работал в Болонье над картиной «Трапеза св.
Сделал я также для Антонио деНобили, главного казначея Его Превосходительства и человека весьма мною любимого, не только его портрет (писать мне не хотелось), но и голову Христа соответственно тому, что Лентул пишет о его лике, однако и то и другое я сделал добросовестно. XLIX. С 1553 г. Вазари на службе у Козимо Медичи работал во Флоренции и в других городах Тосканы. Ведь, как заметил Лоренцо Валла, «человек по натуре высокомерен и горд ибо хоть и не считает достойным выслушивать «голое» назидание пусть даже от более мудрого человека, но внемлет неявному поучению, деликатно поданному в форме примеров. «Книга о художниках» Мандера носит компилятивный характер и является переводом легенд, воспоминаний и фактов из различных источников, не всегда достоверных. Обращаясь к античным авторам и их переводчикам гуманистам, Вазари выделяет основную задачу истории – служить «зеркалом человеческой жизни».
Однако, помимо других Причин, она была необходима для того, чтобы привязать к ней (как это и было сделано) большой коридор, который через реку соединяет герцогский дворец с дворцом и садом семейства Питти. Вазари родился 30 июля 1511 года в Ареццо (Тоскана). Исследователи единодушны: «Vasaris Kunstanschauungen erscheinen nicht als ein geschlossenes System» – «взгляды Вазари на искусство не представляют собой целостной системы», – говорит Оберниц («Vasaris allgemeine Kunstanschauungen».
Зандрарт в XVII веке стал наследником и немецким продолжателем дела итальянского искусствоведа Джорджо Вазари. Написал я для этого первосвященника и другой образ в одной из капелл его дворца. Но именно так видит своего покровителя художник. Стефана в Пизе и многое другое. Первоначально церковь была задумана Джулиано да Майяно (1480 г. ) в виде базилики с пятью большими куполами по среднему нефу и с двойным числом куполов по боковым.
Купол очень красив и господствует в силуэте города. Георгия», на котором изображены портреты его современников. XLII. Рисуя с других, мастер, прежде всего, должен думать о том, как можно использовать тот или иной удачный ракурс или деталь или сочетание фигур в своем замысле, в своей композиции.
Все это и определило оптимистический характер «Жизнеописаний». XI.
Этим была создана стилистическая пестрота второго издания. Во втором издании прославившегося труда он уже обставил свое невольно приобретенное звание первого историка искусства материалами и положениями, подобающими ученому специалисту. В нем три словесных стихии. В это время Вазари написал для монастыря св.
Также он расскажет, что дель Сарто умрет во время эпидемии чумы. XLV.
XLI. Вот таким образом книга была окончена только в 1550г. Таким признаком служит стиль или, как он выражается, «манера» эпохи, школы, мастера, которая не что иное, как совокупность технических приемов, тех или иных изобразительных и выразительных средств. Вазари последователен даже в отношении своих современников, которых застал в детстве живыми, например, Франчабиджо, Альбертинелли, Андреа да Фьезоле, Граначчи, получивших в третьей части «Vite» 1550 года биографии изложенные, как огорченно констатирует Каллаб, «mit grosster Sorglosigkeit» – «с величайшей беспечностью», хотя истинные факты собрать было куда как нетрудно.
Даров, так как она открыта в сторону и того и другого алтаря и украшена историями из Ветхого и Нового Заветов, каждая из которых имеет отношение к этому таинству, как о том частично упоминалось в другом месте. Последняя работа Вазари — Лоджия в Ареццо (1573 г. ). Франциска и св. Его источники чрезвычайно разрослись.
Эта радость оставляется потомкам исследователям. А так как образ для Камальдоли и фреска на стене капеллы (где я попробовал примешать масляную краску к фресковой, что мне весьма ловко удалось сделать) были уже закончены, я приехал во Флоренцию и написал помянутый выше образ. Тут опять-таки в руки дается немногое – несколько упоминаний и ссылок но у этих торчащих обломков есть еще, так сказать, подводная, формообразующая часть, – группа жизнеописаний и хроник, придавая структуре Vite внутренний костяк, традиционную оправу, образцы, на которые опирался Вазари: от замолчанных им, но ходовых биографий знаменитых людей вроде «Liber de viribus illustribus» Бартоломео Фацио у которого Вазари прямо кое-что позаимствовал (см. : Karl Frey, примечания к. 1 тому «Vite» издания 1911, с. 121) или Vite dei uomini illustri Веспасиано Биетаччи до упомянутых характеристик Паоло Джовио и от молчаливо подразумеваемых историографий и археологических описаний типа «Roma illustrata» Флавио Биондо до названных у Вазари хроник Виллани. Он способен простовато нанизывать одно название на другое, беря соединительными звеньями лишь слова: «кроме того», «вслед за этим он написал», «а еще сделал он» и так далее. Договорившись с ним, я отправился во Флоренцию повидать мессера Оттавиано.
Художники высокого Возрождения, как правило, применяли три цвета – алый, синий, золотой (желтый). Сигизмунда, который герцог как-то увидел в доме мессера Оттавиано деи Медичи, где я над ним работал. Изобразив на середине картины древо первородного греха, я у его корней написал обнаженных и прикованных Адама и Еву, как первых нарушителей Божьей заповеди, а далее одного за другим прикованных к следующим его ветвям Авраама, Исаака, Иакова, Моисея, Аарона, Иисуса Навина, Давида и всех остальных царей в той последовательности, в какой они один после другого правили, всех до одного, говорю я, прикованных за обе руки, кроме Самуила и св. Ему нравится, например, поднимать своих героев из ничтожнейшего состояния. Себастьяна. Дух кватроченто — в строгой и элегантной росписи сводов над гладкими стенами комнат, традиции Рафаэля и Микеланджело — в богатой настенной живописи зала. Закончив его, я написал две большие картины маслом для павийского епископа монсиньора деРосси из графов Сан Секондо, на одной из которых – св.
Вазари изобразил в парадном зале своего дома в Ареццо. Правда, это было меньше подготовлено им самим, чем славой, сопутствовавшей первому изданию «Vite».
Последнее, то есть Сошествие св. Посредине же стоит сень, отлично приспособленная для Св. портретов художников и автобиографией там же, 1568 год рус. Уффици, здание правительственной администрации Козимо I Медичи, в плане в виде узкой, очень вытянутой буквы П, своей открытой стороной примыкает к площади Синьории, а двумя продольными сторонами образует улицу (длина 142 м), ведущую к набережной Арно, куда раскрывается сквозная лоджия поперечного корпуса.
Эта греческая манера постепенно перерождается в застывший и омертвелый канон, в «грубую» греческую манеру, которую преодолевают или, вернее изнутри взрывают, великие зачинатели второй половины XIII века, а именно – пизанские скульпторы и плеяда тосканских и римских живописцев, работавших в Ассизи. Рассказывая этот сюжет, Плиний отмечает «тщательность» Зевксиса, то есть подготовку художника к созданию будущего произведения, размышление о том, как сделать его лучше. Его архитектурное дарование раскрылось в двух зданиях – для папы Юлия III в Риме и Уффици во Флоренции, которое сейчас известно как «Коридор Вазари» (Corridoio Vasariano). Выросшим опытом он понял, что они лишь крепят друг друга.
XX. На протяжении веков – основной (а подчас и единственный) источник информации о величайших художниках Ренессанса.
В 1539 – 1540 годах Вазари создает образы для Камальдольского монастыря. Он ищет четкости, уверенности и ровного света, как в той живописи, которая его формировала.