Картина Питера Брейгеля-Старшего «Вавилонская башня» не единственная в своем роде. «вавилонская башня» — известная картина художника Питера Брейгеля. «вавилонская башня»— известная картина художника Питера Брейгеля. Вавилонская башня, картина Питера Брейгеля Старшего, стала одним из самых ярких и запоминающихся образов за всю историю изобразительных искусств.
Картина «Вавилонская башня» наполнена десятками важных исторических фрагментов, которые лаконично изобразил Питер Брейгель-Старший. «вавилонская башня» (нидерл. De Toren van Babel)— известная картина художника Питера Брейгеля. Многими исследователями древней истории было замечено, что Вавилонская башня, картина Питера Брейгеля, во многом навеяна реальной архитектурой Месопотамии.
По замыслу людей, она должна была стать символом человеческого единства: «сделаем себе знамение, дабы не рассеялись мы по лицу всей земли». Сама башня уже достала облака – того и гляди заденет бога за пятку. Сооружение выглядит как нагромождение уровней и элементов. Картина «Вавилонская башня» отображает бурлящую жизнь тех времен. Как тут не вспомнить библейский сюжет. Да и даже не одна. Навуходоносор был не только жестоким завоевателем, но и великим строителем: при нем в столице страны Вавилоне было возведено много замечательных зданий и среди них – зиккурат Этеменанки («Дом основания неба и земли»), посвященный верховному богу города Мардуку. Легенда о башне словно притягивала художника: он посвятил ей три работы.
Например, Антверпен (который изображен на полотне Брейгеля) был наводнен иностранцами. Мало того, что бог устроил языковой хаос, он еще и рассеял людей по миру. Была еще миниатюра на слоновой кости, но она не сохранилась. Башня окружена большим и массивным каменным ограждением. Эта история выглядит в библейском тексте, как вставная новелла. Но нет гармонии и в самой башне.
Так существовала ли в действительности Вавилонская башня. Она попирает своими объемами соразмерность земного уклада, нарушает божественную гармонию. В трактовке Брейгеля, Господне наказание – смешение языков – настигло людей не в одночасье непонимание с самого начала было присуще строителям, но все же не мешало работе, пока не достигло какого-то критического предела. 4. Художник намекает на Карла V, отличавшегося деспотизмом. Реальность происходящего подчёркивают люди, работающие на строительстве.
Возможно, воспоминания об этой «лестнице в небо» надолго сохранились в памяти евреев-кочевников и легли в основу древнего сказания. Спустя много столетий после того как Фарра и его родичи покинули Ур и отправились в землю Ханаанскую, далеким потомкам Авраама суждено было не только увидеть зиккураты, но и участвовать в их строительстве. Но нет гармонии и в самой башне. А чтобы лучше это понять, напрягите немного зрение и вглядитесь в детали, которые выписаны меленько-меленько (кстати, здесь каждый из элементов показан подробно). В 10-й главе книги «Бытие» подробно излагается родословная потомков Ноя, от которых «распространились народы по земле после потопа». У кого-то разбиты огороды, кто-то вспахивает землю, а кто-то занимается детьми.
Но была ли миниатюра создана именно в этот период по заказу Кловио. По сути, город был той самой разноязыкой Вавилонской башней. Да и даже не одна. С первого взгляда оценить масштаб города — невозможно. 1.
Башня «главою до небес» возносится выше облаков и в сравнении с окружающим пейзажем – городом, гаванью, холмами – представляется какой-то кощунственно огромной. Брейгель же был не так прост. Так существовала ли в действительности Вавилонская башня.
1. Читая далее главу 11 книги «Бытие», мы узнаем, что Фарра, отец Авраама, жил в Уре, крупнейшем городе Месопотамии. Самая ранняя из них не сохранилась. «Вавилонская башня» – одна из самых знаменитых картин великого нидерландского художника Питера Брейгеля Старшего (1525-1569).
В настоящее время находится в Музее истории искусств в Вене. На переднем плане можно наблюдать правителя Вавилона Нимрода со свитой. Башня построена уже так высоко, что достигает облаков. Картина очень реалистична и повествовательна.
Здесь, в плодородной долине рек Тигра и Евфрата, в конце 3-го тысячелетия до н. э. существовало мощное царство Шумера и Аккада (кстати, библейское название «Сеннаар» ученые расшифровывают как «Шумер»). Вокруг Вавилонской башни расположен целый город с многочисленными домами (одно- и двухэтажными), реками, мостами и огромными полями, площадями. В качестве фона художник явно изобразил свою родную Голландию.
Вспомним библейское сказание. Она имела мистический смысл и ритуальное значение – по ней люди поднимались к небесам. Реконструкция. Как и на малой картине, слева от башни раскинулся город, справа – порт. Навуходоносор был не только жестоким завоевателем, но и великим строителем: при нем в столице страны Вавилоне было возведено много замечательных зданий и среди них – зиккурат Этеменанки («Дом основания неба и земли»), посвященный верховному богу города Мардуку.
Вся скрупулёзная проработка мельчайших деталей строго подчинена общему замыслу. В центре картины – все тот же ступенчатый конус со множеством входов. По одной из версий, таким образом Брейгель показал развитие строительной техники. Судя по картине, такой «забор» не менее 3 – 5 метров высоту, может и больше. К их вершине ведёт такая же спиральная эстакада вдоль внешней стены. Друг художника, географ Абрахам Ортелиус, сказал о Брейгеле: «он написал много такого, о чем считалось, что это невозможно передать». Потомки Ноя, которые говорили на одном языке, расселились в земле Сеннаар (Шинар) и решили построить город и башню высотою до небес.
Однако после 1500 года ситуа ция изменилась. Вот уж где действительно было смешение языков: в первой половине XVI века, при Карле V, в габсбургскую империю входили земли Австрии, Богемии (Чехии), Венгрии, Германии, Италии, Испании и Нидерландов. Кстати, образ Колизея использован не случайно. Башня представляет единый яркий архитектурный образ, предельно дерзкий по своему замыслу и убедительный по инженерному воплощению на практике.
Башня выглядит огромной до неприличия. На картине можно увидеть каменщиков, которые вытесывают ровные блоки для строительства, грузчиков, которые возводят эти самые блоки на носилках. Глава 11 начинается с рассказа о башне, однако с 10-го стиха возобновляется прерванная тема родословной: «вот родословие Сима». Драматичная, полная концентрированной динамики легенда о вавилонском столпотворении словно разрывает спокойное эпическое повествование, кажется более современной, чем последующий и предшествующий ей текст. Известно лишь, что это была миниатюра на слоновой кости (ценнейшем материале. ), принадлежавшая прославленному римскому миниатюристу Джулио Кловио.
Здесь, в плодородной долине рек Тигра и Евфрата, в конце 3-го тысячелетия до н. э. существовало мощное царство Шумера и Аккада (кстати, библейское название «Сеннаар» ученые расшифровывают как «Шумер»). Но картина Брейгля является, пожалуй, самым известным визуальным воплощением. Сохранилось две его картины на эту тему – малая (хранится в Роттердаме) и большая (о которой идет речь в этом тексте, хранится в Вене). Башня окружена строительными бараками, кранами, подъёмниками использовавшимися в те времена, лестницами и строительными лесами. 3.
лет назад. И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. 2. Идея эта подкрепляется еще одним образом – замком Святого Ангела в Риме. В образе Вавилонской башни он зашифровал свое представление о судьбе Габсбургов. При Карле V в габсбургскую империю входили земли Австрии, Богемии (Чехии), Венгрии, Германии, Италии, Испании и Нидерландов. Но они расположены в той же самой местности, что описана в Ветхом завете.
Башня «главою до небес» возносится выше облаков и в сравнении с окружающим пейзажем – городом, гаванью, холмами – представляется какой-то кощунственно огромной. Картина «Вавилонская башня» отображает бурлящую жизнь тех времен.
Бог, увидев город и башню, рассудил: «теперь не будет для них ничего невозможного». Она попирает своими объемами соразмерность земного уклада, нарушает божественную гармонию. Этот вопрос остается без ответа, равно как и вопрос о том, какая из двух следующих картин была написана раньше – малая (60х74см), хранящаяся в Роттердамском музее Бойманса ван Беннингена или большая (114х155см), самая знаменитая из Картинной галереи Художественно-исторического музея в Вене. Внезапно люди утратили возможность коммуницировать. Одна из возможных причин – экономический расцвет Голландии и урбанизация.
Обратимся теперь к большой «Вавилонской башне». 3. Картина Питера Брейгеля Старшего в полной мере охватывает грандиозность задумки человека. 6 в. до н. э.
Полотно было написано в 1563 году (дерево, масло). Тем самым Брейгель показывает, считает Кирилл Чупрак, «не грандиозное, масштабно развернутое строительство, а тщетные попытки людей завершить превысившую определенный лимит размера постройку», уподобляя работу архитекторов работе политиков. Принцип их построения идентичен башне с картины Брейгеля. Это совпадение не может быть случайным. Читая далее главу 11 книги «Бытие», мы узнаем, что Фарра, отец Авраама, жил в Уре, крупнейшем городе Месопотамии.
Ее эксплуатируют кто во что горазд: в кино, театре, живописи, литературе. С первого взгляда оценить масштаб города – невозможно. В зрелой юности его буквально огорошил Босх.
Зиккурат Этеменанки. Похожая на него постройка находится внутри Вавилонской башни.
Однако в 1556 году Карл отрекся от короны и это огромное государство под собственным весом начало распадаться. Украшением Антверпена были многочисленные церкви с колокольнями и монастыри. Рядом раскинулся город, а на строительстве работает большое количество людей. Именно этот деятель считался архитектором и руководителем строительства Вавилонской башни. 2.
Особенно увлеклись этим сюжетом нидерландские мастера. Судя по картине, такой «забор» не менее 3–5 метров высоту, может и больше. Оба варианта произведения были написаны масляными красками на деревянной основе. Вавилонская башня – один из самых популярных библейских образов в искусстве. Второй вариант почти вдвое меньше первого. Возможно, воспоминания об этой «лестнице в небо» надолго сохранились в памяти евреев-кочевников и легли в основу древнего сказания.
Теперь величественная башня уже не подавляет людей – строителей, снующих по ступеням. Однако в 1556 году Карл отрекся и это огромное государство, не выдержав собственной поликультурности и полиэтничности, начало распадаться на отдельные земли (Испания и Нидерланды достались сыну Карла V Филиппу II Габсбургу).
«он написал много такого, о чем считалось, что это невозможно передать». Маленькие рабочие, которые трудятся на постройке, больше похожи на муравьёв, которые вознамерились построить самый большой в мире муравейник и не для того, чтобы в нём жить, а для того, чтобы потешить собственную гордыню и показать своё исключительное превосходство. «Трудолюбивые муравьи» вступают в гонку со временем, возводя новые и новые уровни, в то время как нижние этажи уже начинают подвергаться разрушению. Башня окружена большим и массивным каменным ограждением. В строениях и пейзаже угадываются современные художнику Нидерланды. Его жители возводили в честь своих богов храмы-зиккураты – ступенчатые кирпичные пирамиды со святилищем на вершине.
Нимрод был жесток и горд. Семь этажей башни уже так или иначе построены, возводится восьмой этаж. А на заоблачной вершине царит полный хаос. лет назад. Контекст Брейгель очень любил легенду о Вавилонской башне.
Именно её у искусствоведов принято считать первым из двух авторских вариантов этой работы. До XVI века тема Вавилонской башни почти не привлекала внимания европейских художников. Однако после 1500 года ситуация изменилась. Однако эта башня вполне соразмерна пейзажу. Равнина, море, постройки вокруг башни напоминают больше его родные Нидерланды.
Особенно увлеклись этим сюжетом нидерландские мастера. Возможно, художник написал ее еще на родине и привез в Рим как образец своего мастерства. Чувство суеты, незащищенности и тревоги охватило несчастных жителей Нидерландов. До XVI века тема Вавилонской башни почти не привлекала внимания европейских художников. По мнению Марины Аграновской искусствоведа из немецкого города Эммендинген, «похоже, что на картине Брейгеля строители говорили друг с другом на разных языках уже с самого начала работы: иначе почему они возводили арки и окна над ними кто во что горазд. » Также интересно, что у Брейгеля разрушает постройку не Бог, а время и ошибки самих строителей: ярусы положены неровно, нижние этажи или недостроены или уже рушатся, а само здание кренится.
Но не тут-то было. Вокруг Вавилонской башни расположен целый город с многочисленными домами (одно- и двухэтажными), реками, мостами и огромными полями, площадями. 4.
У подножия башни расположился город с оживлённым портом. У кого-то разбиты огороды, кто-то вспахивает землю, а кто-то занимается детьми. В искусстве этого живописца существует большое количество шедевров мирового значения, но вот «Вавилонская башня» пользуется особым почётом.