Брейгель П. Старший Вавилонская башня. Картина Питера Брейгеля-Старшего «Вавилонская башня» не единственная в своем роде. Примечательно, что в качестве прототипа для своей Вавилонской башни Брейгель выбирает Колизей — символ былого величия прежней Римской империи. Многими исследователями древней истории было замечено, что Вавилонская башня, картина Питера Брейгеля, во многом навеяна реальной архитектурой Месопотамии.
Вавилонская башня, картина Питера Брейгеля Старшего, стала одним из самых ярких и запоминающихся образов за всю историю изобразительных искусств. Описание картины «Вавилонская башня» скрывает множество секретов и тайн, которые может увидеть только искусствовед или поклонник Брейгеля. «вавилонская башня» – картина Брейгеля-Старшего, созданная в середине XVI века.
«вавилонская башня» (нидерл. De Toren van Babel)— известная картина художника Питера Брейгеля. Картина «Вавилонская башня» наполнена десятками важных исторических фрагментов, которые лаконично изобразил Питер Брейгель-Старший. Вавилонская башня Брейгеля вполне отвечает традициям живописного изображения этой библейской притчи: налицо потрясающие воображение масштабы строительства, присутствие огромного количества людей и строительной техники.
Достоверно известно, что Вавилонская башня, картина выдающегося голландского живописца шестнадцатого века Питера Брейгеля Старшего, была написана им в 1563 году. Ее эксплуатируют кто во что горазд: в кино, театре, живописи, литературе. Особенно увлеклись этим сюжетом нидерландские мастера. Судя по картине, такой «забор» не менее 3 – 5 метров высоту, может и больше. Первый из них в настоящее время находится в Музее истории искусств в столице Австрии, а второй экспонируется на родине художника, в Музее Бойсманса-ван-Бёнингема в Роттердаме.
Она имела мистический смысл и ритуальное значение – по ней люди поднимались к небесам. Чувство суеты, незащищенности и тревоги охватило несчастных жителей Нидерландов. И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. Например, Антверпен (который изображен наполотне Брейгеля) был наводнен иностранцами.
Башня «главою до небес» возносится выше облаков и в сравнении с окружающим пейзажем – городом, гаванью, холмами – представляется какой-то кощунственно огромной. Как и на малой картине, слева от башни раскинулся город, справа – порт. Таким Вавилоном был и Антверпен, ставший в те годы одним из крупнейших экономических центров Европы.
В центре картины – все тот же ступенчатый конус со множеством входов. В 10-й главе книги «Бытие» подробно излагается родословная потомков Ноя, от которых «распространились народы по земле после потопа». Потомки Ноя, которые говорили на одном языке, расселились в земле Сеннаар (Шинар) и решили построить город и башню высотою до небес. Оба варианта произведения были написаны масляными красками на деревянной основе.
Так существовала ли в действительности Вавилонская башня. Это совпадение не может быть случайным. На переднем плане можно наблюдать правителя Вавилона Нимрода со свитой. 3. Вспомним библейское сказание.
Украшением Антверпена были многочисленные церкви с колокольнями и монастыри. 4. Именно этот деятель считался архитектором и руководителем строительства Вавилонской башни. Внезапно люди утратили возможность коммуницировать. В качестве фона художник явно изобразил свою родную Голландию.
Обратимся теперь к большой «Вавилонской башне». Самая ранняя из них не сохранилась. Известно лишь, что это была миниатюра на слоновой кости (ценнейшем материале. ), принадлежавшая прославленному римскому миниатюристу Джулио Кловио. Да и даже не одна.
Читая далее главу 11 книги «Бытие», мы узнаем, что Фарра, отец Авраама, жил в Уре, крупнейшем городе Месопотамии. 6 в. до н. э. И рассеял их Господь оттуда по всей земле и они перестали строить город» (Быт. 11, 4-8). «Вавилонская башня» — известная картина художника Питера Брейгеля. «И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес и сделаем себе имя, прежде, нежели рассеемся по лицу всей земли. Принцип их построения идентичен башне с картины Брейгеля. Навуходоносор был не только жестоким завоевателем, но и великим строителем: при нем в столице страны Вавилоне было возведено много замечательных зданий и среди них – зиккурат Этеменанки («Дом основания неба и земли»), посвященный верховному богу города Мардуку. Посути, город был той самой разноязыкой Вавилонской башней.
Здесь, в плодородной долине рек Тигра и Евфрата, в конце 3-го тысячелетия до н. э. существовало мощное царство Шумера и Аккада (кстати, библейское название «Сеннаар» ученые расшифровывают как «Шумер»). 2. По замыслу людей, она должна была стать символом человеческого единства: «сделаем себе знамение, дабы не рассеялись мы по лицу всей земли». Вся скрупулёзная проработка мельчайших деталей строго подчинена общему замыслу. Его жители возводили в честь своих богов храмы-зиккураты – ступенчатые кирпичные пирамиды со святилищем на вершине. У подножия башни расположился город с оживлённым портом. Но они расположены в той же самой местности, что описана в Ветхом завете.
Реконструкция. Сама башня уже достала облака – того и гляди заденет бога за пятку. Сооружение выглядит как нагромождение уровней и элементов. Однако в 1556 году Карл отрекся и это огромное государство, не выдержав собственной поликультурности и полиэтничности, начало распадаться на отдельные земли (Испания и Нидерланды достались сыну Карла V Филиппу II Габсбургу). В его «Вавилонской башне» легко узнаваем римский Колизей с его типичными чертами римской архитектуры: выступающими колоннами, горизонтальными ярусами и двойными арками.
Однако эта башня вполне соразмерна пейзажу. Но нет гармонии и в самой башне. Низкий, на восточный манер поклон каменотёсов Нимроду — дань происхождению притчи. Представляется интересным, что по мнению Брейгеля в неудаче, постигшей столь «масштабный проект», повинны не внезапно возникшие языковые барьеры, а ошибки, допущенные в процессе строительства.
Друг художника, географ Абрахам Ортелиус, сказал о Брейгеле: «он написал много такого, о чем считалось, что это невозможно передать». Но была ли миниатюра создана именно в этот период по заказу Кловио. В строениях и пейзаже угадываются современные художнику Нидерланды. Вавилонская башня – один из самых популярных библейских образов в искусстве. У подножия башни расположился город с оживлённым портом.
Эта история выглядит в библейском тексте, как вставная новелла. Однако после 1500 года ситуация изменилась. Брейгель же был не так прост. В образе Вавилонской башни он зашифровал свое представление о судьбе Габсбургов.
У кого-то разбиты огороды, кто-то вспахивает землю, а кто-то занимается детьми. В 10-й главе книги «Бытие» подробно излагается родословная потомков Ноя, от которых «распространились народы по земле после потопа». Картина Питера Брейгеля Старшего в полной мере охватывает грандиозность задумки человека. Картина «Вавилонская башня» отображает бурлящую жизнь тех времен. Наверняка, многие из вас, услышав про Вавилонскую башню, представляют её именно такой, какой она представлена на картине Брейгеля.
Башня окружена большим и массивным каменным ограждением. Местность, где возводится Вавилонская башня, своими равнинами и морем очень напоминает Нидерланды. Изображённые на картине люди — рабочие, каменотёсы — кажутся очень маленькими и напоминают своим усердием муравьёв. Легенда о башне словно притягивала художника: он посвятил ей три работы. Как тут не вспомнить библейский сюжет. В настоящее время находится в Музее истории искусств в Вене.
До XVI века тема Вавилонской башни почти не привлекала внимания европейских художников. Возможно, воспоминания об этой «лестнице в небо» надолго сохранились в памяти евреев-кочевников и легли в основу древнего сказания. Глава 11 начинается с рассказа о башне, однако с 10-го стиха возобновляется прерванная тема родословной: «вот родословие Сима». Драматичная, полная концентрированной динамики легенда о вавилонском столпотворении словно разрывает спокойное эпическое повествование, кажется более современной, чем последующий и предшествующий ей текст. Теперь величественная башня уже не подавляет людей – строителей, снующих по ступеням. Художник создал как минимум две картины на этот сюжет. Питер Брейгель СтаршийВавилонская башня (Вена). Навуходоносор был не только жестоким завоевателем, но и великим строителем: при нем в столице страны Вавилоне было возведено много замечательных зданий и среди них – зиккурат Этеменанки («Дом основания неба и земли»), посвященный верховному богу города Мардуку. Картина очень реалистична и повествовательна.
Этот вопрос остается без ответа, равно как и вопрос о том, какая из двух следующих картин была написана раньше – малая (60х74см), хранящаяся в Роттердамском музее Бойманса ван Беннингена или большая (114х155см), самая знаменитая из Картинной галереи Художественно-исторического музея в Вене. Но не тут-то было. Башня выглядит огромной до неприличия. 114 155 смМузей истории искусств, ВенаВ основу картины положен сюжет из Первой книги Моисея о строительстве Вавилонской башни, которая была замыслена людьми, чтобы достичь своей вершиной неба: «Построим себе город и башню высотою до небес». К их вершине ведёт такая же спиральная эстакада вдоль внешней стены. Вот уж где действительно было смешение языков: в первой половине XVI века, при Карле V, в габсбургскую империю входили земли Австрии, Богемии (Чехии), Венгрии, Германии, Италии, Испании и Нидерландов.
Читая далее главу 11 книги «Бытие», мы узнаем, что Фарра, отец Авраама, жил в Уре, крупнейшем городе Месопотамии. Она попирает своими объемами соразмерность земного уклада, нарушает божественную гармонию. Особенно увлеклись этим сюжетом нидерландские мастера.
Именно её у искусствоведов принято считать первым из двух авторских вариантов этой работы. Возможно, воспоминания об этой «лестнице в небо» надолго сохранились в памяти евреев-кочевников и легли в основу древнего сказания. Спустя много столетий после того как Фарра и его родичи покинули Ур и отправились в землю Ханаанскую, далеким потомкам Авраама суждено было не только увидеть зиккураты, но и участвовать в их строительстве. Одна извозможных причин— экономический расцвет Голландии иурбанизация. Полотно было написано в 1563 году (дерево, масло). 1563Дерево, Масло. Маленькие рабочие, которые трудятся на постройке, больше похожи на муравьёв, которые вознамерились построить самый большой в мире муравейник и не для того, чтобы в нём жить, а для того, чтобы потешить собственную гордыню и показать своё исключительное превосходство.
Эта история выглядит в библейском тексте, как вставная новелла. Вокруг Вавилонской башни расположен целый город с многочисленными домами (одно- и двухэтажными), реками, мостами и огромными полями, площадями. Художник намекает на Карла V, отличавшегося деспотизмом. Да и даже не одна. Кстати, образ Колизея использован не случайно.
Ее громада вырастает из прибрежной скалы, она высится над равниной, словно гора, но ведь гора, какой бы высокой она ни была, остается частью привычного земного ландшафта. Башня отнюдь не выглядит заброшенной – напротив, здесь кипит работа. Но нет гармонии и в самой башне. По сути, город был той самой разноязыкой Вавилонской башней. Одна из возможных причин – экономический расцвет Голландии и урбанизация. Но картина Брейгля является, пожалуй, самым известным визуальным воплощением. Зиккурат Этеменанки.
А чтобы лучше это понять, напрягите немного зрение и вглядитесь в детали, которые выписаны меленько-меленько (кстати, здесь каждый из элементов показан подробно). Башня «главою до небес» возносится выше облаков и в сравнении с окружающим пейзажем – городом, гаванью, холмами – представляется какой-то кощунственно огромной. «Вавилонская башня» – одна из самых знаменитых картин великого нидерландского художника Питера Брейгеля Старшего (1525-1569).
Мало того, что бог устроил языковой хаос, он еще и рассеял людей по миру. Семь этажей башни уже так или иначе построены, возводится восьмой этаж. Идея эта подкрепляется еще одним образом – замком Святого Ангела в Риме. С первого взгляда оценить масштаб города – невозможно. До XVI века тема Вавилонской башни почти не привлекала внимания европейских художников.
Однако эта башня вполне соразмерна пейзажу. лет назад. Возможно, художник написал ее еще на родине и привез в Рим как образец своего мастерства.
«он написал много такого, о чем считалось, что это невозможно передать». Однако после 1500 года ситуация изменилась. Так существовала ли в действительности Вавилонская башня.
Как и на малой картине, слева от башни раскинулся город, справа – порт. Равнина, море, постройки вокруг башни напоминают больше его родные Нидерланды. По мнению Марины Аграновской искусствоведа из немецкого города Эммендинген, «похоже, что на картине Брейгеля строители говорили друг с другом на разных языках уже с самого начала работы: иначе почему они возводили арки и окна над ними кто во что горазд. » Также интересно, что у Брейгеля разрушает постройку не Бог, а время и ошибки самих строителей: ярусы положены неровно, нижние этажи или недостроены или уже рушатся, а само здание кренится.
Вспомним библейское сказание. При Карле V в габсбургскую империю входили земли Австрии, Богемии (Чехии), Венгрии, Германии, Италии, Испании и Нидерландов. По задумке Брейгеля, кара господня настигла мастеров: люди перестали понимать друг друга и начали строить кто в лес кто по дрова. В зрелой юности его буквально огорошил Босх.
По замыслу людей, она должна была стать символом человеческого единства: «сделаем себе знамение, дабы не рассеялись мы по лицу всей земли». Чувство суеты, незащищенности итревоги охватило несчастных жителей Нидерландов. Была еще миниатюра на слоновой кости, но она не сохранилась. Она попирает своими объемами соразмерность земного уклада, нарушает божественную гармонию. Башня построена уже так высоко, что достигает облаков.
ДоXVI века тема Вавилонской башни почти непривлекала внимания европейских художников. Тем самым Брейгель показывает, считает Кирилл Чупрак, «не грандиозное, масштабно развернутое строительство, а тщетные попытки людей завершить превысившую определенный лимит размера постройку», уподобляя работу архитекторов работе политиков. Похожая на него постройка находится внутри Вавилонской башни. Второй вариант почти вдвое меньше первого. По одной из версий, таким образом Брейгель показал развитие строительной техники. Семь этажей башни уже так или иначе построены, возводится восьмой этаж.
Здесь, в плодородной долине рек Тигра и Евфрата, в конце 3-го тысячелетия до н. э. существовало мощное царство Шумера и Аккада (кстати, библейское название «Сеннаар» ученые расшифровывают как «Шумер»).
Бог, увидев город и башню, рассудил: «теперь не будет для них ничего невозможного». Потомки Ноя, которые говорили на одном языке, расселились в земле Сеннаар (Шинар) и решили построить город и башню высотою до небес. А на заоблачной вершине царит полный хаос. Рядом раскинулся город, а на строительстве работает большое количество людей. Например, Антверпен (который изображен на полотне Брейгеля) был наводнен иностранцами.
Бог, увидев город и башню, рассудил: «теперь не будет для них ничего невозможного». Построенный примерно в ХХI в. до н. э. трехъярусный зиккурат в Уре высотой 21метр был для своего времени поистине грандиозной постройкой. Сохранилось две его картины на эту тему – малая (хранится в Роттердаме) и большая (о которой идет речь в этом тексте, хранится в Вене). 1.
Однако после 1500 года ситуа ция изменилась. Вавилонская башня (столп) считается олицетворением гордыни, а ее строительство — столпотворение — символом многолюдия и хаоса. Картина Брейгеля вместе с тем в своей грандиозной и вместе поэтической форме напоена ощущением жизни. И не перестанут возводить, пока стоит этот мир, «и не будет для них ничего невозможного». В искусстве этого живописца существует большое количество шедевров мирового значения, но вот «Вавилонская башня» пользуется особым почётом.
На картине можно увидеть каменщиков, которые вытесывают ровные блоки для строительства, грузчиков, которые возводят эти самые блоки на носилках. Нимрод был жесток и горд.
Людей уже не объединяла одна церковь: католики, протестанты, лютеране и анабаптисты жили вперемешку. И сказал Господь: сойдем же и смешаем там язык их так, чтобы один не понимал речи другого. Особенно увлеклись этим сюжетом нидерландские мастера. Реальность происходящего подчёркивают люди, работающие на строительстве. Как тут невспомнить библейский сюжет. Контекст Брейгель очень любил легенду о Вавилонской башне. Хотя главная мысль картины остается прежней, Брейгель придает на полотне древней библейской легенде поэтический облик.