В результате получилась вывеска-картина, которой суждено было пережить и саму лавку и Жерсена и Ватто, навсегда войдя в мировой фонд изобразительного искусства.
Наполненный поэзией и грезами мир его картин дышит глубокой меланхолией и печалью. Буше. Ярким представителем его зрелой поры был Франсуа Буше (1703—1770).
Жан-Антуан Ватто родился в провинции в бедной семье. Выдающийся колорист, Ватто был неутомимым рисовальщиком и выработал свой особенный графический стиль.
О происхождении матери художника— Мишель Ларденуа (1653—1727), сведений не сохранилось. В начале 1721 года Ватто был ещё на ногах: переехавшая недавно в Париж по приглашению Пьера Кроз художница Розальба Каррьера отмечала в дневнике, что 9 февраля была у Ватто «с ответным визитом». Искусству ампира и академизма оказались чужды и жанр «галантных сцен» и утонченный колоризм камерной живописи Ватто. В пору зрелости он достиг классической ясности композиции скупо отбирал предметы, стремился в каждом выявить существенное — его структуру, форму, материальную характерность («Натюрморт с зайцем», до 1741 г., Стокгольм, Национальный музей). Они регулируют отношения типа «культурное – природное» (врата города), «священное – мирское» (врата или двери храма), «общественное – личное» (двери дома) и т. п.
В 1712 году Ватто предпринял попытку вступления в Королевскую академию художеств и, по свидетельству Жерсена, Лафосс способствовал принятию его в число «причисленных»комм. Другие авторы находят связь между картиной и пьесой «Венецианка» де ла Мотта. Ватто впервые воссоздал в искусстве мир тончайших душевных состояний («Капризница», «Затруднительное предложение»), нередко окрашенных иронией и горечью.
В «низких», с точки зрения Академии художеств, жанрах Шарден достиг такого совершенства, что был принят в ее члены (1728). Антуан был вторым из четырёх сыновей в семье. «Первый художник» короля Людовика XV, любимец аристократии, директор Академии, Буше оформлял книги исполнял декоративные панно для интерьеров, картины для шпалер, возглавлял ткацкие мануфактуры, создавал декорации и костюмы для Парижской оперы и т. д. В своих живописных работах Буше обращался к мифологии, аллегории и пасторали, в трактовке которых подчас проявлялись черты сентиментальности, слащавости. Одна из них, «Капризница», была куплена в Лондоне и долгое время служила украшением коллекции семьи Уолполовкомм. Произведения Ватто были чрезвычайно популярны у современников.
Здесь, на пороге дверей, можно наглядно убедиться в том, что выражение «язык пространства» не является только метафорой. Но вовсе не это мешает встрече с Ватто. 11. Часто Шарден, не смешивая краски на палитре, накладывал их раздельными мазками на холст. Центральная тема Шардена — натюрморт. Она надула губки и уже подбирает пышную юбку. Ватто отличался очень независимым нравом, особенно по отношению к заказчикам. Важную роль в творческом методе Ватто играло поэтическое воображение.
Это последний шедевр, который Ватто писал холодеющими пальцами. К этому времени талант и редкостное трудолюбие Ватто настолько отшлифовали его рисунок и живопись, что Одран, по словам Жерсена, оценивший «легкость и проворство кисти юного живописца, создал ему лучшие условия, в соответствии с той прибылью, которую он извлекал из его труда»4. Это было последнее временное улучшение.
В той же поэтической манере «галантных сцен» исполнил Жан-Антуан Ватто картины с названиями: «Затруднительное положение» и «Капризница» (ГЭ), «Урок любви», «Вид между деревьями», «Общество в парке», «Любовная песня», Венецианский праздник». Весной Ватто стало хуже. Изображение «галантных празднеств» – модно и богато одетых молодых мужчин и женщин среди прекрасной природы, охваченных романтическими мечтами, занятых музицированием, фривольными беседами, флиртом – становится главной темой художника. Вновь интерес к произведениям Ватто пробудился во второй трети XIX века, но сперва не у художников, а у французских поэтов: образам Ватто посвящены стихотворения Готье «Ватто» (из сборника «Комедия смерти», 1838), Бодлера «Поездка на Киферу» (из сборника «Цветы Зла», 1857) и сборник Верлена «Галантные празднества» (1869).
Вдохновленный живописью Ватто, композитор К. Дебюсси создал фортепианную пьесу по мотивам картины мастера «Паломничество на остров Киферу». В статье «Философия Ватто», позднее включенной в первый том сборника «Искусство XVIII века»42комм. В уютных интерьерах художник изображает скромных матерей исполненных забот о детях и хозяйстве, усердных деловых служанок, сосредоточенно-тихих детей, готовящих уроки, собирающихся в школу играющих («Карточный домик», 1735, Флоренция, Уффици). В жанровой галантной сцене «Капризница» ничто не отвлекает внимания от двух персонажей: молоденькой девушки и ее опытного в любви спутника.
С раннего детства он пристрастился к рисованию и отец отдал его в ученики местному живописцу Жаку-Альберу Жерену (1640—1702), мастеру незначительного дарования. «По возвращению в Париж в 1721 году, когда я ещё только начинал своё дело, – повествует Жерсен, – Ватто пришёл ко мне и спросил, соглашусь ли я поселить его у себя и позволить ему, как он выразился, «размять руки» и написать вывеску, чтобы я мог повесить её над входом в арку. Дама оборачивается назад и с сожалением смотрит на место, где она была счастлива.
Он был также актером Комеди Франсез, прославившимся своим участием в пьесе Мольера «Мизантроп». В тридцать три года Ватто становится популярнейшим живописцем Парижа. Здесь царят здоровые нравственные устои. Ему посвятит стихотворение Т. Готье. В конце 1719 года он уезжает в Англию (по приглашению своего поклонника и подражателя Филиппа Мерсье) в надежде справиться с туберкулезом с помощью известного лондонского врача Ричарда Мида и берет с собой несколько картин.
Антуан-Жан будет особо цениться Бодлером, Верленом. Это нечто едва уловимое, что кажется улыбкой черт, душой форм, духовным лицом материи». Ватто задумал картину как вывеску, чтобы поместить её над входом в лавку.
Становление Ватто как художника относится к 26 годам, а расцвет творчества – к 32-м. При посредничестве Сируакомм. В следующей паре нетерпеливый спутник подает руки даме, которая неподвижно сидит на земле. Несколько лет ученичества у Жилло сыграли важную роль в становлении Ватто.
Братья Гонкур будут считать, что картины Ватто Антуан писал, создавая образцы поэзии и мечты. Жан-Антуан Ватто картины наполняет не только поэзий, а также тонким проникновением в душевный мир своих героев. Внутренние стены антикварной лавки сплошь завешаны картинами, на переднем плане слева слуги укладывают в ящик портрет «покидающего сцену великого монарха»— недавно умершего Людовика XIV. Де Ларок (1672—1744), литератор и будущий редактор «Французского Меркурия»15 вскоре становится одним из близких друзей художника. Находящиеся на улице слуги упаковывают покупки, среди них портрет «короля-солнца», как бы символизирующий уходящую в прошлое эпоху.
Он вкладывал в них глубину, которая позже была недоступна его последователям. Остальные картины на стенах представляют натюрморты, пейзажи, мифологические сцены. При этом у него развивается серьезная болезнь, туберкулезкомм. «Посмертная судьба» Ватто была переменчива. Великий реалист 18 в. Жан-Батист Симеон Шарден (1699—1779) своим происхождением, образом жизни и искусством был связан с ремесленной средой, с патриархальным бытом и традициями цехового строя. У ног ее спутника стоит собачка, которая олицетворяет верность. Возможно, его побегу в Париж способствовало знакомство в Валансьене с художником-декоратором Метейекомм.
Работа с натуры была основой его творчества. Третья пара стоит.
Но картина удалась сегодня она считается лучшей работой художника, его "лебединой песней". Высоко поднятые волосы открывают изящную шейку модели. Три стены сверху донизу увешаны картинами разных размеров.
Жанр картины был официально зарегистрирован как «галантное празднество». При этом у Ватто было немаловажное преимущество: академики не стали давать ему конкретный сюжет (что было обычным правилом для вступающих), а оставили выбор на усмотрение художника. 9.
Персонажи картин Ватто – постоянно повторяющиеся типы, но за их галантной игрой кроется бесконечное многообразие оттенков поэтического чувства ("Венецианский праздник"). По другим сведениям, пребывание в мастерской Жерена продолжалось недолго из-за того, что через некоторое время отец отказался оплачивать обучение сына5. Антуан-Жан вызывал у них восторг.
Современники не просто ценили картины Ватто. Около 1704 года Ватто обрел первых покровителей в лице Пьера Мариэтта (1630—1716) и его сына Жана, граверов и коллекционеров, владельцев крупной фирмы, торговавшей гравюрами и картинами. Продолжателем колористических традиций Ватто стал Шарден, а Фрагонар дал жанру галантных сцен новое лицо, «не столь богатое оттенками чувств, как у Ватто, но более подвижное»41. 15. Мне не хотелось принимать это предложение, я предпочитал занять его чем-нибудь более основательным, но, заметив, что работа доставит ему удовольствие, я согласился.
В 1707 или 1708 году Ватто, у которого довольно рано стал проявляться ранимый и неуживчивый характер, ушел от Жилло и перешел в ученики и помощники к известному художнику-декоратору Клоду Одрану (1658—1734), хранителю художественной коллекции Люксембургского дворца.
Эта серия, как и подавляющее большинство произведений Ватто, не имеет авторских датировок и определяется специалистами периодом 1710—1715 годов. Пройдет время и его работы будут надолго забыты. Второй вариант «Паломничества на остров Киферу», «Вывеска лавки Жерсена» и немало других картин Ватто были приобретены для художественного собрания короля Пруссии Фридриха Великого, большого почитателя его искусства. Праздник любви (1717), как и другие картины Ватто, содержит в себе богатую гамму эмоциональных оттенков, которым вторит лирическое звучание пейзажного фона.
Отец Антуана— Жан Филипп Ватто (1660—1720), потомственный кровельщик, выбившийся в подрядчики, отличался грубым нравом, за что не раз бывал под судом3. Полотно изображает просторную лавку, увешенную с потолка картинами в тяжёлых рамах. Портрет его родственника, короля Испании Филиппа IV, висит высоко в левом углу. (Когда её купили, то разрезали пополам.
Отсюда принципиальная значимость семантики двери и порога. В доме Сируа Ватто знакомится с его зятем Эдм-Франсуа Жерсеном (1694—1750), торговцем произведениями искусства, вскоре ставшим близким другом художника. 5 и при этом имел возможность без всяких ограничений изучать художественные коллекции Люксембургского дворца. В ранних натюрмортах Шарден увлекался декоративными эффектами («Скат», 1728, Париж, Лувр). Ватто множество раз механически копировал одни и те же популярные картины (например «Старушку» Герарда Доу7), а все свободное время отдавал рисованию с натуры, что свидетельствовало о его исключительном трудолюбии.
В 1720 г., за год до смерти, Ватто создал большую картину, которая должна была служить вывеской антикварной лавки, — «Вывеска лавки Жерсена». 18 в. складывается стиль рококо, достигающий расцвета в 40-е гг. 18 июля 1721 года Антуан Ватто скончался в возрасте 36 лет. 7. Пробыв в Валансьене менее года, Ватто возвращается с ученикомкомм.
Натюрморт Шардена — мир домашних вещей, ставших частью сферы чувств и мыслей. 20 Братья Гонкур писали о художнике: «Ватто— великий поэт восемнадцатого века. В повседневной жизни простых людей он обретает гармонию («Прачка», ок. 1737 г. «Молитва перед обедом», 1744, обе — Ленинград, Эрмитаж). Такой широкий успех следует отнести к тому, что художник иначе посмотрел на «галантные сцены», которые к этому времени были известны.
Центр решен в розово-золотистых тонах, которые выделяются на фоне пышной парковой зелени. В течение этих пяти лет он несколько раз просил отсрочки и был неоднократно вызываем в Академию «для дачи объяснений о причинах запоздания»22.
1710. Чуть заметно шуршит её праздничное платье.
Это единственная работа автора, где действие происходит в интерьере, а не на фоне пейзажа. И почти все дома в нём выстроены заново. ГМИИ им. Местоположение, формообразование и оформление (символы изображения, надписи и т. д. ) врат и дверей означают определенные условия пространственной коммуникации. Он обрел в нем полную творческую самостоятельность, достиг значительности и содержательности, которых не знали его предшественники. 12, Ватто получил возможность общения с шедеврами его знаменитой коллекции и, по словам Жерсена, «жадно набросился на них и не знал иных радостей, как только без конца рассматривать и даже копировать рисунки великих мастеров»20.
Как правило, он пользовался сангиной и сочетал её со свинцовым или итальянским карандашом (черным мелом), что позволяло и в рисунке добиться живописных эффектов (сангина дает теплый тон, а карандаш— холодный) и особо трепетной фактуры в сочетаниях тонкой силуэтной линии и подчеркнуто рельефной растушевки. В 1717 г. художник стал членом Королевской Академии, представив на конкурс для получения академического звания свой шедевр «Отплытие на остров Киферу». Шарден не получил академического образования. Произведения Ватто уже привлекли внимание любителей искусства.
13. Ватто принимал участие в выполнении декоративных заказов Одранакомм. Передняя стена «снята» художником и зритель видит, что происходит в бутике и также брусчатую парижскую мостовую. Он учитывал их воздействие друг на друга при рассмотрении с некоторого расстояния.
Это работа с интерьером магазина, а не с природой. Надо помнить, что уже через 4 года его жизнь оборвет болезнь. Живопись Рубенса оказывает решающее влияние на его стиль и на формирование иконографии «галантных празднеств» в его творчестве.
А. С. Пушкина)13. Изысканность и рафинированность отличают «Паломничество», которое было создано в 1717 году. Художник предан ей, ведь только ему она поведала свои тайны.
Загадку для исследователей составляет, возвращение это с острова или отплытие на него. 3, владелец которой организовал серийное изготовление дешевых копий картин в «простонародном вкусе» для оптовых покупателей6. но вскоре вновь попросил о помощи— в Париже ему было трудно дышать. Из записок Жерсена известно, что первую из своих батальных сцен «Выступление войск» Ватто писал не на заказ и решил продать её, чтобы ехать в Валансьен не с пустыми руками. В таком случае, это переложение на «галантный» язык XVIII века принятой в Древней Греции градации любовных отношений: peitho, himeros, pothos.
Искусство быть приятным в обществе запечатлел художник на упомянутом выше произведении. Поэты XIX века откроют картины Ватто. С развитием стиля рококо во французской живописи связано творчество Франсуа Буше. Он покинул дом Жерсена.
«Вывеска для антикварной лавки Жерсена» — не только своеобразная хроника Парижа 18 в., она раскрывает неиссякаемую любовь художника к искусству, к красоте, которую он умел подметить в повседневной жизни. Центральное место здесь занимал знаменитый цикл из 24 монументальных полотен Рубенса «Жизнь Марии Медичи». 1733 г., Париж, Лувр).
Некоторые историки искусства связывают самое прославленное произведение Ватто с интермедией из известной в то время пьесы «Три кузины» комедиографа, которого часто рассматривают как основоположника современного водевиля, Флорена Картона, прозванного Данкуром. У этих и последующих картин серии нет единой сквозной фабулы, «это разные вариации одной и той же темы, объединенные, пожалуй, лишь отсутствием собственно военного сюжета— никто не стреляет, не бежит в атаку и не размахивает саблями»14. 2.
Связывая композиции с решением интерьеров рококо, художник предпочитал светлый колорит, строившийся на розово-красных, белых и нежно-голубых тонах. Это произведение занимает особое место в творчестве Ватто – ни в одной другой картине он не изображал человеческую фигуру во весь рост, в полном масштабе и с точки зрения снизу вверх. Картины Ватто Антуан-Жан писал не просто как праздник искусств и любви. 1740-е гг. — время расцвета жанровой живописи Шардена. Тонкие изысканные формы, лирически нежный колорит, очаровательная грациозность, даже жеманность движений, миловидные лица и мягкие улыбки персонажей в его работах порой напоминают «галантные сцены» Антуана Ватто. Ватто написал картину-вывеску на двух отдельных и затем вставленных в единую раму холстах. В добротности простых, бывших в употреблении вещей проступает культ домашнего очага («Медный бак», ок.
Боги любви Химерос и Потос являются братьями Эроса, так называемыми эротами. Ко времени написания «Лавки» правление Людовика XIV уже закончилось и на престол взошёл его сын. Неожиданно для художника картина на военную тематику не только была успешно реализована, но и последовал заказ на следующую, её Ватто написал уже по приезде в Валансьен («Бивуак». При этом Ватто не преминул перекинуть смысловой мостик от названия лавки – «Великий монарх» к самому изображению.
Воздействие Рубенса на «галантные празднества» Ватто весьма значительно и прежде всего проявляется в том живописном подходе, который охарактеризовал В. Н. Лазарев, описывая эскизы Рубенса: «Художнику достаточно двух-трех едва заметных прикосновений кисти к поверхности загрунтованного холста, чтобы вызвать из небытия нужную форму. В 20—30-е гг. Как и не волнуют их остальные персонажи второго плана.
31 августа был оглашен результат, согласно которому первую премию и право на длительную поездку в Рим Ватто не получил, его картина получила второе местокомм. Ее спутник вальяжно расположился за ее спиной и совсем не стремится уговорить ее остаться.
Существенно бльшая по размерам, чем другие произведения мастера, «Вывеска лавки Жерсена» отличается от них ещё и тем, что действие в ней перенесено из пейзажа в интерьер. 14, а доктору Миду достались «Итальянские актеры»комм. 16.
Впрочем, зрителю дается возможность увидеть этот интерьер непосредственно с улицы, «сквозь стену»комм. Здоровье Ватто ухудшалось. Однако, в конце XVIII— первой трети XIX века в эпоху Давида и Энгра Ватто был почти забыт. Посетители рассматривают полотна, антикварные изделия, делают покупки, беседуют с продавцами, Ватто удивительно точно и полно представил стили и художественные вкусы эпохи: в первой части картины изображены холодные, напыщенные классицистические произведения, во второй — игривые «галантные сцены» и жанровая живопись.