Рисунки Ватто, выполненные обычно тремя карандашами на тонированной бумаге, выдают в нем сдерживающий поэтическую фантазию обостренный интерес к реальности (Этюды, Париж, Лувр Женские головки, Париж, собрание Бордо-Гру). К 1718 году относится великолепная картина Ватто – "Капризница", чрезвычайно показательная для мастера утонченной эмоциональностью образа, точным и изысканным рисунком, гармонией колорита. Ha рисунке Ватто с изображением одной из богинь тело и детали акцентированы черным контуром.
Искусству ампира и академизма оказались чужды и жанр «галантных сцен» и утонченный колоризм камерной живописи Ватто. Она была близка ему по духу. Отец Антуана— Жан Филипп Ватто (1660—1720), потомственный кровельщик, выбившийся в подрядчики, отличался грубым нравом, за что не раз бывал под судом3. Произведения Ватто уже привлекли внимание любителей искусства.
Здоровье Ватто ухудшалось. Приобретена картина для Екатерины II, вероятно, на распродаже собрания г-жи Жюльен в 1778 г. Военный роздых (Les delasse ments de la guerre) написана в пару к Тягостям войны.
Учение закончилось довольно скоро и было абсолютно бесполезным. В 1707 или 1708 году Ватто, у которого довольно рано стал проявляться ранимый и неуживчивый характер, ушел от Жилло и перешел в ученики и помощники к известному художнику-декоратору Клоду Одрану (1658—1734), хранителю художественной коллекции Люксембургского дворца. У этих и последующих картин серии нет единой сквозной фабулы, «это разные вариации одной и той же темы, объединенные, пожалуй, лишь отсутствием собственно военного сюжета — никто не стреляет, не бежит в атаку и не размахивает саблями». При этом у Ватто было немаловажное преимущество: академики не стали давать ему конкретный сюжет (что было обычным правилом для вступающих), а оставили выбор на усмотрение художника. – "Тягости войны" и "Военный роздых" относятся к числу лучших картин этой серии.
20 Братья Гонкур писали о художнике: «Ватто— великий поэт восемнадцатого века. Критик Антуан де ла Рок, много писавший о Ватто в газете Французский Меркурий, запечатлен в пейзаже среди мифологических персонажей, в сцене, напоминающей эпизод из театральной постановки. Это нечто едва уловимое, что кажется улыбкой черт, душой форм, духовным лицом материи». Весной Ватто стало хуже.
А. С. Пушкина)13. 1712, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Это нечто едва уловимое, что кажется улыбкой черт, душой форм, духовным лицом материи". Продолжателем колористических традиций Ватто стал Шарден, а Фрагонар дал жанру галантных сцен новое лицо, «не столь богатое оттенками чувств, как у Ватто, но более подвижное». К. Жилло предпочитал писать сельские сюжеты, театральные сцены, деревенские праздники. 1710. Элемент театральности привносят в «галантные праздники» парковые скульптуры нимф и Венер, трактованные, порой, гротескно и напоминающие фигуры живых людей, наблюдающих за происходящим.
Здоровье Ватто ухудшалось. Разве хитоны и хламиды могли бы для Ватто заменить те мелкоскладочные, переливчатые шелки, которые как струи сбегают по формам, которые на ощупь столь же «зажигательны», как само теплое тело, которые манят к касанию и сулят особенное живое наслаждение1. Несколько лет ученичества у Жилло сыграли важную роль в становлении Ватто. Это также подчас следы страдания, дающие глубину и биение пульса. Ватто написал картину-вывеску на двух отдельных и затем вставленных в единую раму холстах.
но вскоре вновь попросил о помощи — в Париже ему было трудно дышать. Внутренние стены антикварной лавки сплошь завешаны картинами, на переднем плане слева слуги укладывают в ящик потрет «покидающего сцену великого монарха» — недавно умершего Людовика XIV. но вскоре вновь попросил о помощи— в Париже ему было трудно дышать. Но вслед за прочной постройкой остова начинается у Ватто как бы «одевание» фигур и вот формы округляются мягкими, трепещущими мускулами, нежным шелковистым телом, а своего предельного великолепия рисунок достигает в головах, в нервно вздрагивающих ноздрях, в тонкой усмешке, обвевающей губы, в искрах зажигающихся вниманием глаз. Среди близких друзей художника в 1700—1710-е годы были критик А. де Ла Рок, маршаны и коллекционеры Сируа, Жерсен, П. Кроза издатель его офортов Ж. де Жюльен, музыканты, актеры, художник фламандского происхождения Н. Флейгельс. Наконец и обе разобранные нами картины в отношении техники — бесподобные жемчужины.
Патера, тоже уроженца Валансьенна. У него мы находим меткое выражение: «La sanguine de Watteau cest du sang.
Из записок Жерсена известно, что первую из своих батальных сцен «Выступление войск» Ватто писал не на заказ и решил продать её, чтобы ехать в Валансьен не с пустыми руками. Произведения Ватто уже привлекли внимание любителей искусства. Само его искусство опровергает эту мысль. В кротком сиянии покоится земля.
Но все это не любовь, а игра в любовь, театр. Как персонажи театра и реальности одновременно смотрятся горожане в аристократических париках и корсетах, простых платьях и фетровых шляпах. 14, а доктору Миду достались «Итальянские актеры»комм. В тридцать три года Ватто становится популярнейшим живописцем Парижа.
А. С. Пушкина). У Мариэттов Ватто получил возможность познакомиться с гравюрами Рембрандта, рисунками Тициана, эстампами Рубенса и впервые погрузился в атмосферу подлинного профессионализма. В начале 1721 года Ватто был еще на ногах: переехавшая недавно в Париж по приглашению Пьера Кроз художница Розальба Каррьера отмечала в дневнике, что 9 февраля была у Ватто «с ответным визитом». «Посмертная судьба» Ватто была переменчива. Второй вариант «Паломничества на остров Киферу», «Вывеска лавки Жерсена» и немало других картин Ватто были приобретены для художественного собрания короля Пруссии Фридриха Великого, большого почитателя его искусства.
Об его любовных делах ничего не известно, но едва ли был он в них удачником. Существенно бльшая по размерам, чем другие произведения мастера, «Вывеска лавки Жерсена» отличается от них ещё и тем, что действие в ней перенесено из пейзажа в интерьер. В первой из них можно оценить мастерство художника в передаче состояния природы, внезапного вихря, гонящего клочья облаков, сгибающего деревья и раздувающего плащи всадников. Одна из них, «Капризница», была куплена в Лондоне и долгое время служила украшением коллекции семьи Уолполов, а доктору Миду достались «Итальянские актеры». По словам Жана де Жюльена, одного из друзей и первых биографов художника, «Ватто, которому в то время было лет десять-одиннадцать, учился с таким увлечением, что через несколько лет наставник уже перестал ему быть полезен ибо не мог должным образом руководить им». В начале 1721 года Ватто был ещё на ногах: переехавшая недавно в Париж по приглашению Пьера Кроз художница Розальба Каррьера отмечала в дневнике, что 9 февраля была у Ватто «с ответным визитом». музей изобразительных искусств им. ).
Внутренние стены антикварной лавки сплошь завешаны картинами, на переднем плане слева слуги укладывают в ящик портрет «покидающего сцену великого монарха»— недавно умершего Людовика XIV. Вновь интерес к произведениям Ватто пробудился во второй трети XIX века, но сперва не у художников, а у французских поэтов: образам Ватто посвящены стихотворения Готье «Ватто» (из сборника «Комедия смерти», 1838), Бодлера «Поездка на Киферу» (из сборника «Цветы Зла», 1857) и сборник Верлена «Галантные празднества» (1869). В течение этих пяти лет он несколько раз просил отсрочки и был неоднократно вызываем в Академию «для дачи объяснений о причинах запоздания»22. Отец Антуана — Жан Филипп Ватто (1620—1720), потомственный кровельщик, выбившийся в подрядчики, отличался грубым нравом, за что не раз бывал под судом. 13.
1712 Купание Дианы, 1716 Суд Париса, 1720 все — Париж, Лувр). Антуан Ватто прожил короткую жизнь— её полноценный творческий период охватывает лишь 10—12 лет. С раннего детства он пристрастился к рисованию и отец отдал его в ученики местному живописцу Жаку-Альберу Жерену (1640—1702), мастеру незначительного дарования. До чего же могло доходить ослепление академической рутины, если перед всей этой красотой Кэлюс мог вспоминать о «благородных драпировках».
Свободно отдается на волю чувства и фантазии. французский художник, рисовальщик и гравер. Здоровье Ватто ухудшалось. Ученики и продолжатели занялись затем распространением этого нового рода.
Ватто словно вновь возрождает красоту. музей изобразительных искусств им. Он просто один и все.
В книге «Искусство XVIII века» Братья Гонкур писали о художнике: «Ватто — великий поэт восемнадцатого века. С раннего детства он пристрастился к рисованию и отец отдал его в ученики местному живописцу Жаку-Альберу Жерену (1640—1702), мастеру незначительного дарования. Ни один знаток анатомии так не «прикреплял» руку к плечу, не «сажал» голову на шею, не передавал с такой меткостью упругую стойкость ступни — все труднейшие задачи. Мысль стать другим в тягость мучает его.
Круг известных Ватто людей, возможно, запечатлен им и в «галантных праздниках». Еще выше, нежели картины Ватто, приходится поставить его рисунки. Они рождают радость, ощущаемую и самим художником и зрителем, которому она передается. Второй вариант «Паломничества на остров Киферу», «Вывеска лавки Жерсена» и немало других картин Ватто были приобретены для художественного собрания короля Пруссии Фридриха Великого, большого почитателя его искусства.
Четвертый ребенок в небогатой семье, Жан Антуан мог и не проявить своих талантов. Виды Люксембургского парка не могли не послужить визуальным материалом для последующей живописи Ватто. Впрочем, зрителю дается возможность увидеть этот интерьер непосредственно с улицы, «сквозь стену»комм.
Его коллекция голландской живописи поразила Ватто. С раннего детства он пристрастился к рисованию и отец отдал его в ученики местному живописцу Жаку-Альберу Жерену (1640—1702), мастеру незначительного дарования. Ватто располагает их, как на подиуме сцены в полотнах Любовь в итальянском театре, (после 1716, Берлин, Государственные музеи), Актеры французского театра (ок. Здесь он вплотную столкнулся с тематикой, которая впоследствии стала одной из основ его творчества и получил возможность увидеть театральную жизнь изнутри.
Dessins peints: cest le mot.
Впрочем, зрителю дается возможность увидеть этот интерьер непосредственно с улицы, «сквозь стену». Немилова. Ватто множество раз механически копировал одни и те же популярные картины (например «Старушку» Герарда Доу7), а все свободное время отдавал рисованию с натуры, что свидетельствовало о его исключительном трудолюбии. Очевидно, что этот жанр не отвечал дарованию Ватто, в них не заключено то очарование, которое рождают его сценки биваков и «галантных праздников» изображения актеров французской и итальянской комедий, жанровые портреты.
Существенно бльшая по размерам, чем другие произведения мастера, «Вывеска лавки Жерсена» отличается от них ещё и тем, что действие в ней перенесено из пейзажа в интерьер. В тридцать три года Ватто становится популярнейшим живописцем Парижа. В конце 1719 года он уезжает в Англию (по приглашению своего поклонника и подражателя Филиппа Мерсье) в надежде сся с туберкулезом с помощью известного лондонского врача Ричарда Мида и берет с собой несколько картин. Центральное место здесь занимал знаменитый цикл из 24 монументальных полотен Рубенса «Жизнь Марии Медичи». Сам жанр «галантных праздников» мог быть навеян работами фламандцев XVII столетия, но они переданы кистью французского художника, тонко чувствующего «шарм» реальной французской жизни начала XVIII столетия. Как отмечает Н. Л.
При этом у него развивается серьезная болезнь, туберкулезкомм. Нежно любимый друзьями, он был отвергнут в середине XVIII в. официальной художественной критикой за недостаток нравоучительности и героического духа. 11. 18 июля 1721 года Антуан Ватто скончался в возрасте 36 лет. Но вовсе не это мешает встрече с Ватто. Вновь интерес к произведениям Ватто пробудился во второй трети XIX века, но сперва не у художников, а у французских поэтов: образам Ватто посвящены стихотворения Готье «Ватто» (из сборника «Комедия смерти», 1838), Бодлера «Поездка на Киферу» (из сборника «Цветы Зла», 1857) и сборник Верлена «Галантные празднества» (1869).
Он покинул дом Жерсена.
7. О происхождении матери художника— Мишель Ларденуа (1653—1727), сведений не сохранилось. Но вскоре выяснилось, что склонности и вкусы Жилло и Ватто во многом не совпадали. 16. 3, владелец которой организовал серийное изготовление дешевых копий картин в «простонародном вкусе» для оптовых покупателей6.
В 1712 году Ватто предпринял попытку вступления в Королевскую академию художеств и, по свидетельству Жерсена, Лафосс способствовал принятию его в число «причисленных». В доме Сируа Ватто знакомится с его зятем Эдм-Франсуа Жерсеном (1894—1750), торговцем произведениями искусства, вскоре ставшим близким другом художника. Антуан был вторым из четырёх сыновей в семье. В конце 1719 года он уезжает в Англию (по приглашению своего поклонника и подражателя Филиппа Мерсье) в надежде справиться с туберкулезом с помощью известного лондонского врача Ричарда Мида и берет с собой несколько картин.
lis existent reellement, se meuvent sous loeil». Но, глядя на небольшие полотна Ватто, со всей полнотой чувствуешь магию искусства XVIII века с присущей ему тонкостью ощущений «шарма жизни» (именно так назвал один из «галантных праздников» художник) и, одновременно, каких-то печальных ее нюансов. Все было сказкой для него. Из записок Жерсена известно, что первую из своих батальных сцен «Выступление войск» Ватто писал не на заказ и решил продать её, чтобы ехать в Валансьен не с пустыми руками.
Де Ларок (1672—1744), литератор и будущий редактор «Французского Меркурия» вскоре становится одним из близких друзей художника. Но дам он изображал такими, какими он их заставал в обыденной обстановке, в тех широких халатообразных робах, фасон которых ныне обозначается его именем4. 1710.
«То была прекрасная эпоха», — хочется сказать, глядя на них, словами Шарля Бодлера, наряду с братьями Гонкур по достоинству оценившего искусство забытого художника, предвосхитившего эстетические искания XIX столетия. В течение этих пяти лет он несколько раз просил отсрочки и был неоднократно вызываем в Академию «для дачи объяснений о причинах запоздания». Щемящий меланхолический мотив звучит в картине Жиль.
Иногда он изображает прямо уличные типы, но и в таких случаях он никогда не кокетничает и не жеманничает, как это делали впоследствии Буше и Грёз, а изображает бедняков без всяких прикрас, просто, сильно, с каким-то «уважением» к их личности и к их труду5. Мягкое освещение летнего дня подчеркивает спокойствие обстановки". Друг художника Н. Флейгельс изображен в полотнах «Шарм жизни» (Лондон, Коллекция Уоллес) в образе гитариста и «Венецианский праздник» (1717, Эдинбург, Национальная галерея Шотландии) — танцора. Под его началом Ватто сделал первые шаги в работе над полюбившимися ему сельскими видами, театральными и так называемыми галантными сюжетами. Его глаза не выразительны, руки красные и костлявые. Сюжетные ситуации и переживания героев даются в органической связи с природой.
Бедный сын кровельщика наблюдает за сутолкой элегантной толпы из высоких окон дворца. В статье «Философия Ватто», позднее включенной в первый том сборника «Искусство XVIII века»42комм. 18 июля 1721 года Антуан Ватто скончался в возрасте 36 лет.
Одно из самых больших своих произведений. Неожиданно для художника картина на военную тематику не только была успешно реализована, но и последовал заказ на следующую, её Ватто написал уже по приезде в Валансьен («Бивуак». Центральное место здесь занимал знаменитый цикл из 24 монументальных полотен Рубенса «Жизнь Марии Медичи». Они воплощают в осязательной форме грезы целого поколения. Я часто присутствовал при его вспышках досады на самого себя за то, что ему не удавалось в живописи сохранить то остроумие (esprit) и ту правду, которые были заключены в его карандаше». Ватто принимал участие в выполнении декоративных заказов Одранакомм.
В 1718 художник представляет в Академию «Паломничество на остров Киферу» (ныне — Париж, Лувр), его принимают как "живописца галантных праздников", т. е. не слишком выдающегося представителя не слишком уважаемого жанра. В доме Сируа Ватто знакомится с его зятем Эдм-Франсуа Жерсеном (1694—1750), торговцем произведениями искусства, вскоре ставшим близким другом художника. Жест руки с открытой ладонью, принятый в этикете столетия, указывает на размышление, которому он предается на лоне природы. И хотя Ватто не прошел академической школы — не рисовал мраморов и гипсов, не изучал античных декоративных композиций — он на ходу усваивал принципы прихотливо-изысканной одрановской орнаментики и под руководством нового учителя сочинял сцены для стенных росписей. Ватто написал картину-вывеску на двух отдельных и затем вставленных в единую раму холстах. Пробыв в Валансьене менее года, Ватто возвращается с ученикомкомм. Историческая живопись, занимавшая высшее положение в иерархии жанров, не увлекала Ватто. Он покинул дом Жерсена.
Беспокойство пронизывает всю картину. В доме Сируа Ватто знакомится с его зятем Эдм-Франсуа Жерсеном (1694—1750), торговцем произведениями искусства, вскоре ставшим близким другом художника. К этому времени талант и редкостное трудолюбие Ватто настолько отшлифовали его рисунок и живопись, что Одран, по словам Жерсена, оценивший «легкость и проворство кисти юного живописца, создал ему лучшие условия, в соответствии с той прибылью, которую он извлекал из его труда»4. Жосс в своих остроумных догадках доходит в данном случае до ненужного ухищрения, предполагая, что эта горничная была до поступления к Ватто мелкой актрисой. 5 Примером уличных этюдов Ватто может служить «Савойяр с сурком» в Эрмитаже.
Написанная в 1720 «Вывеска Жерсена» (Берлин, Гос. Антуан был вторым из четырех сыновей в семье. В 1712 году Ватто предпринял попытку вступления в Королевскую академию художеств и, по свидетельству Жерсена, Лафосс способствовал принятию его в число «причисленных»комм. Более традиционен образ скульптора А. Патера (1709, Валансьенн, Музей изящных искусств), отца ученика Ватто Ж. -Б.
Неожиданно для художника картина на военную тематику не только была успешно реализована, но и последовал заказ на следующую, её Ватто написал уже по приезде в Валансьен («Бивуак». Воздействие Рубенса на «галантные празднества» Ватто весьма значительно и прежде всего проявляется в том живописном подходе, который охарактеризовал В. Н. Лазарев, описывая эскизы Рубенса: «Художнику достаточно двух-трех едва заметных прикосновений кисти к поверхности загрунтованного холста, чтобы вызвать из небытия нужную форму. Одна из них, «Капризница», была куплена в Лондоне и долгое время служила украшением коллекции семьи Уолполовкомм.
Только сто с лишним лет спустя, благодаря усилиям братьев Гонкур, Бодлера и Верлена, занял подобающее ему место сначала в коллекции Уоллес, затем в Лувре (в 1869 там находилось 8 его картин) и, наконец, в истории искусств. Известно, что художники в дальнейшем старались даже не упоминать имен друг друга. По словам Жана де Жюльена, одного из друзей и первых биографов художника, «Ватто, которому в то время было лет десять-одиннадцать, учился с таким увлечением, что через несколько лет наставник уже перестал ему быть полезен ибо не мог должным образом руководить им». О происхождении матери художника — Мишель Ларденуа (1653—1727), сведений не сохранилось.
«Посмертная судьба» Ватто была переменчива. Там же, в гостях у Мариэтта, Жан Антуан встретил своего наставника Клода Жилло.
Среди его близких друзей — литератор и редактор Французского Меркурия Антуан де ла Рок, торговцы картинами, рамами и стеклом Жерсен и Сируа, актеры итальянской комедии, поэты и музыканты. Искусству ампира и академизма оказались чужды и жанр «галантных сцен» и утонченный колоризм камерной живописи Ватто. На полотнах «Перспектива» (1715, Бостон, Музей изящных искусств), «Елисейские поля» (Лондон, Коллекция Уоллес), «Общество в парке» (Берлин, Государственные музеи) вряд ли изображены статисты, как утверждал один из биографов художника. Антуан Ватто.
В тридцать три года Ватто становится популярнейшим живописцем Парижа. Ватто стал его учеником. Наиболее эффектен образ золотоволосой Цереры, олицетворяющей Лето (1717—1718, Вашингтон, Национальная галерея искусства) из серии полотен на сюжеты Времен года исполненных по заказу П. Кроза.
14, а доктору Миду достались «Итальянские актеры»комм. В статье «Философия Ватто», позднее включенной в первый том сборника «Искусство XVIII века» Братья Гонкур писали о художнике: «Ватто— великий поэт восемнадцатого века. Картина эта принадлежала другу Ватто — Жюльену и на распродаже коллекции последнего в 1767 г. была оставлена за собой его вдовой (Жюльен женился незадолго до возвращения Ватто). Впрочем, вот как отзывается о рисунках мастера Жерсен: «Что касается рисунков Ватто, его рисунков хорошего времени, т. е. исполненных с того момента, когда он покинул г. Кроза, то нет ничего выше в этом роде: тонкость, грация, легкость, правильность, сноровка (facilite), выразительность наконец, в них ничего не оставляет желать большего и он всегда останется одним из величайших и лучших рисовальщиков, данных Францией». Остро и твердо схватывает мастер общий характер изображаемого.
Это было последнее временное улучшение. " (ок.
Несколько лет ученичества у Жилло сыграли важную роль в становлении Ватто. Как правило, он пользовался сангиной и сочетал её со свинцовым или итальянским карандашом (черным мелом), что позволяло и в рисунке добиться живописных эффектов (сангина дает теплый тон, а карандаш— холодный) и особо трепетной фактуры в сочетаниях тонкой силуэтной линии и подчеркнуто рельефной растушевки. Дрожат верхушки деревьев, в солнечном закате все покрыто серебристой дымкой. Неожиданно для художника картина на военную тематику не только была успешно реализована, но и последовал заказ на следующую, её Ватто написал уже по приезде в Валансьен («Бивуак».
Он любит создавать костюмированные портреты, как в картине В костюме «Меццетена» (Лондон, Коллекция Уоллес), на которой изображен Сируа в окружении супруги и хорошеньких дочерей, головки которых часто встречаются рисунках Ватто, особенно Марии Луизы, ставшей супругой Жерсена — автора первого каталога произведений Ватто (1736). Неизлечимый недуг сделал его необщительным мизантропом. Особенным спросом пользовались изображения Николая Чудотворца. 18 июля 1721 года Антуан Ватто скончался в возрасте 36 лет. Он не любит работать на заказ, предпочитая свободу замысла и игру воображения.
Живописные полотна Ватто создавал без этюдов, пользуясь лишь рисунками. И почти все дома в нём выстроены заново. В доме Кроз Ватто жил по соседству с академиком живописи Шарлем де Лафоссом, которому банкир также оказывал покровительство и с которым молодого художника связывали добрые отношения. В роздыхе все носит еще характер веселого фламандского кермесса (сам Ватто был наполовину фламандец, будучи родом из Валенсиена, лишь к концу XVII века доставшегося французам) веселость и непринужденность царят на этой крошечной картинке изображающей обедающих под открытым шатром солдат.
Для художника важно акцентировать в данной сцене какое-то одно чувство, подчинить его выражению «игру» всех персонажей. Между его искусством и жизнью явное противоречие, он не был ни французом, ни любителем граций. Ему принадлежит ряд полотен на религиозные (Святое Семейство, 1716—1717, Париж, Лувр) и мифологические сюжеты (Юпитер и Антиопа, ок. Воздействие Рубенса на «галантные празднества» Ватто весьма значительно и прежде всего проявляется в том живописном подходе, который охарактеризовал В. Н. Лазарев, описывая эскизы Рубенса: «Художнику достаточно двух-трех едва заметных прикосновений кисти к поверхности загрунтованного холста, чтобы вызвать из небытия нужную форму.
Он смотрел на нее восторженными глазами деревенского парня, пришедшего в большой город. В то же время именно подготовительные рисунки Ватто дают возможность понять, насколько каждый жест, поворот головы, складка одежды персонажей его картин становились плодом аналитического поиска наиболее выразительной композиции. «В аккуратном сквере сегодняшнего Валансьена почти всегда безлюдно, можно долго и спокойно разглядывать памятник Ватто. Де Ларок (1672—1744), литератор и будущий редактор Французского Меркурия вскоре становится одним из близких друзей художника.
Однако искусство Ватто в самом начале века выразило главную направленность эстетики Просвещения — соотнесение реальности и идеала, видение реальности сквозь эти идеальные образы прекрасного. Трудно сказать, что именно завораживает зрителя в картинах художника, будь то «Паломничество на остров Киферу», «Общество в парке» или «Жиль» (все — Париж, Лувр): изумительная живопись, трепетная и нежная тончайшая гамма мимолетных настроений в сочетании с длительными душевными состояниями (лукавая недоверчивость, отрешенная мечтательность, печаль и одиночество среди общего праздника) или виртуозное композиционное мастерство, мастерство режиссера, внезапно остановившего превосходно продуманное действие в важный момент драматического развития взаимоотношений и характеров персонажей. Жан Антуан Ватто (Jean Antoine Watteau), гг. Около 1704 года Ватто обрел первых покровителей в лице Пьера Мариэтта (1630—1716) и его сына Жана, граверов и коллекционеров, владельцев крупной фирмы, торговавшей гравюрами и картинами.
15. Воздействие Рубенса на «галантные празднества» Ватто весьма значительно и прежде всего проявляется в том живописном подходе, который охарактеризовал В. Н. Лазарев, описывая эскизы Рубенса: «Художнику достаточно двух-трех едва заметных прикосновений кисти к поверхности загрунтованного холста, чтобы вызвать из небытия нужную форму. Существенно бльшая по размерам, чем другие произведения мастера, «Вывеска лавки Жерсена» отличается от них еще и тем, что действие в ней перенесено из пейзажа в интерьер.
Ватто овладел этой тематикой в совершенстве и впоследствии часто придерживался ее. Далекий от патетики, Ватто также далеко ушел и от сонной тишины голландцев, в его картинах на фоне праздничной красоты костюмов и парков всегда ощущается движение времени, сложное переживание и назревающее действие. Ватто много страдал». 2 ДАрженвилль рассказывает: «Этот художник рисовал постоянно даже его прогулки и отдых были использованы для этого упражнения». 3 У Ватто был целый гардероб таких театральных тряпок. 4 Возможно, что зачастую в рисунках Ватто попадаются изображения его служанки, которая, согласно дАрженвиллю, отличалась красотой и позировала ему.
Классицизм сдавал свои позиции, с ним уходили в прошлое тенденции и мода. Как ни странно, первым тягу отпрыска к прекрасному обнаружил его отец, Жан Филипп. При этом у него развивается серьезная болезнь, туберкулез. Вяло опущен рот.
Внутренние стены антикварной лавки сплошь завешаны картинами, на переднем плане слева слуги укладывают в ящик портрет «покидающего сцену великого монарха»— недавно умершего Людовика XIV. Де Ларок (1672—1744), литератор и будущий редактор «Французского Меркурия»15 вскоре становится одним из близких друзей художника. Впрочем, зрителю дается возможность увидеть этот интерьер непосредственно с улицы, «сквозь стену». Его первым учителем был, возможно, Ж. А.
Это сказано не то в шутку, не то всерьез. К этому времени талант и редкостное трудолюбие Ватто настолько отшлифовали его рисунок и живопись, что Одран, по словам Жерсена, оценивший «легкость и проворство кисти юного живописца, создал ему лучшие условия, в соответствии с той прибылью, которую он извлекал из его труда». И какая живопись. Он находил больше удовольствия в рисовании, нежели в живописи.
И утонченную роскошь и красивейших женщин он увидит потом у богатого финансиста Кроза. Он пригласил к себе своего бывшего ученика Жана-Батиста Патера и предложил ему работать в своем присутствии. И это привело к разрыву их отношений.
Единственный секрет —это схваченная и запечатленная жизнь. Весной Ватто стало хуже. Антуан был вторым из четырёх сыновей в семье.
Полотно изображает просторную лавку, превращенную по воле художника в открытую сцену, выходящую прямо на парижскую мостовую. Около 1704 года Ватто обрел первых покровителей в лице Пьера Мариэтта (1630—1716) и его сына Жана, граверов и коллекционеров, владельцев крупной фирмы, торговавшей гравюрами и картинами. Это нечто едва уловимое, что кажется улыбкой черт, душой форм, духовным лицом материи».
А. С. Пушкина). Весной Ватто стало хуже. Ватто множество раз механически копировал одни и те же популярные картины (например «Старушку» Герарда Доу), а все свободное время отдавал рисованию с натуры, что свидетельствовало о его исключительном трудолюбии. Вновь интерес к произведениям Ватто пробудился во второй трети XIX века, но сперва не у художников, а у французских поэтов: образам Ватто посвящены стихотворения Готье «Ватто» (из сборника «Комедия смерти», 1838), Бодлера «Поездка на Киферу» (из сборника «Цветы Зла», 1857) и сборник Верлена «Галантные празднества» (1869).
15. В 1707 или 1708 году Ватто, у которого довольно рано стал проявляться ранимый и неуживчивый характер, ушел от Жилло и перешел в ученики и помощники к известному художнику-декоратору Клоду Одрану (1658—1734), хранителю художественной коллекции Люксембургского дворца. При посредничестве Сируакомм. Продолжателем колористических традиций Ватто стал Шарден, а Фрагонар дал жанру галантных сцен новое лицо, «не столь богатое оттенками чувств, как у Ватто, но более подвижное»41.
В начале 1721 года Ватто был ещё на ногах: переехавшая недавно в Париж по приглашению Пьера Кроз художница Розальба Каррьера отмечала в дневнике, что 9 февраля была у Ватто «с ответным визитом». В 1702 году Ватто отправился в Париж, открывший перед молодым провинциалом большие возможности самосовершенствования. Второй вариант «Паломничества на остров Киферу», «Вывеска лавки Жерсена» и немало других картин Ватто были приобретены для художественного собрания короля Пруссии Фридриха Великого, большого почитателя его искусства. В картинах угадывается увлечение Рубенсом и венецианцами («Бивуак», Москва, Гос. Однако, в конце XVIII— первой трети XIX века в эпоху Давида и Энгра Ватто был почти забыт.
Достоверно известно лишь то, что вскоре после прибытия в Париж Ватто, не имея денег на существование, нанимается в живописную мастерскую на мосту Нотр-Дам, владелец которой организовал серийное изготовление дешевых копий картин в «простонародном вкусе» для оптовых покупателей. но вскоре вновь попросил о помощи— в Париже ему было трудно дышать., где картина называется «Сатира на врачей»). Он покинул дом Жерсена. Искусству ампира и академизма оказались чужды и жанр «галантных сцен» и утонченный колоризм камерной живописи Ватто.
2. Ватто написал картину-вывеску на двух отдельных и затем вставленных в единую раму холстах. Люксембургский – сад место свиданий светского бомонда. Они суховаты и по живописному исполнению.
В 1714 году, приняв предложение Кроз поселиться в его только что отстроенном парижском особняке, Ватто получил возможность общения с шедеврами его знаменитой коллекции и, по словам Жерсена, «жадно набросился на них и не знал иных радостей, как только без конца рассматривать и даже копировать рисунки великих мастеров». ГМИИ им.
Из записок Жерсена известно, что первую из своих батальных сцен «Выступление войск» Ватто писал не на заказ и решил продать её, чтобы ехать в Валансьен не с пустыми руками. К этому времени талант и редкостное трудолюбие Ватто настолько отшлифовали его рисунок и живопись, что Одран, по словам Жерсена, оценивший «легкость и проворство кисти юного живописца, создал ему лучшие условия, в соответствии с той прибылью, которую он извлекал из его труда».
ГМИИ им. Отец Антуана— Жан Филипп Ватто (1660—1720), потомственный кровельщик, выбившийся в подрядчики, отличался грубым нравом, за что не раз бывал под судом. Знаменитые братья Гонкуры писали о художнике в 1856 году: "Ватто – великий поэт восемнадцатого века. Ватто открыл художественную ценность хрупких нюансов, чувств, едва уловимо сменяющих друг друга.
Продолжателем колористических традиций Ватто стал Шарден, а Фрагонар дал жанру галантных сцен новое лицо, «не столь богатое оттенками чувств, как у Ватто, но более подвижное». «Посмертная судьба» Ватто была переменчива. 1710. В Париж Жан Антуан прибыл в 1700 году и в первые месяцы балансировал на грани нищеты.
Жерен, автор алтарных образов в местных церквях. Небольшие фигурки людей как будто не могут противостоять непогоде. В некоторых из них сказалось увлечение фламандской живописью, знание работ французских мастеров «большого стиля».
Вместо двух лет, положенных на создание обязательной картины для вступления в Академию, Ватто потребовалось пять лет. Это нечто едва уловимое, что кажется улыбкой черт, душой форм, духовным лицом материи». В конце 1719 года он уезжает в Англию (по приглашению своего поклонника и подражателя Филиппа Мерсье) в надежде справиться с туберкулезом с помощью известного лондонского врача Ричарда Мида и берет с собой несколько картин. Около 1704 года Ватто обрел первых покровителей в лице Пьера Мариэтта (1630–1716) и его сына Жана, граверов и коллекционеров, владельцев крупной фирмы, торговавшей гравюрами и картинами.
Первый художник рококо, первый изобразитель элегантного парижского света. ГМИИ им. Это было последнее временное улучшение. В 1714 году, приняв предложение Кроз поселиться в его только что отстроенном парижском особняке, Ватто получил возможность общения с шедеврами его знаменитой коллекции и, по словам Жерсена, «жадно набросился на них и не знал иных радостей, как только без конца рассматривать и даже копировать рисунки великих мастеров». Как правило, он пользовался сангиной и сочетал её со свинцовым или итальянским карандашом (черным мелом), что позволяло и в рисунке добиться живописных эффектов (сангина дает теплый тон, а карандаш — холодный) и особо трепетной фактуры в сочетаниях тонкой силуэтной линии и подчеркнуто рельефной растушевки.
В рисунках Ватто почти всегда «реалист» — ведь это преимущественно этюды с натуры, с позировавших для него приятелей и знакомых дам, лишь изредка с профессиональных моделей2. Это было последнее временное улучшение. На известной высоте искусства уже нет секретов. При этом у Ватто было немаловажное преимущество: академики не стали давать ему конкретный сюжет (что было обычным правилом для вступающих), а оставили выбор на усмотрение художника.
В доме Кроз Ватто жил по соседству с академиком живописи Шарлем де Лафоссом, которому банкир также оказывал покровительство и с которым молодого художника связывали добрые отношения. Несколько лет ученичества у Жилло сыграли важную роль в становлении Ватто. 1708, Москва, Гос.
Возможно, что учёба у Жилло и не оказала решающего влияния на живописное формирование Ватто, но она существенно обогатила художественный вкус недавнего провинциала и привела его к осознанию собственной индивидуальности. С именем Ватто (1684 — 1721) связано представление о каких-то прогулках, о маскарадах, об играх, танцах, комедиях, о какой-то сказочной беспечности. В 1707 или 1708 году Ватто, у которого довольно рано стал проявляться ранимый и неуживчивый характер, ушел от Жилло и перешел в ученики и помощники к известному художнику-декоратору Клоду Одрану (1658—1734), хранителю художественной коллекции Люксембургского дворца. Летом 1709 года Ватто участвовал в конкурсе Королевской академии художеств на соискание Римской премии. Человек он был не красивый и озлобленный. Работы Ватто, созданные в Париже, были отражением эпохи.
Дух театрального перевоплощения присущ и портретам Ватто. Не видно, что он от этого страдает. У этих и последующих картин серии нет единой сквозной фабулы, «это разные вариации одной и той же темы, объединенные, пожалуй, лишь отсутствием собственно военного сюжета— никто не стреляет, не бежит в атаку и не размахивает саблями». У этих и последующих картин серии нет единой сквозной фабулы, «это разные вариации одной и той же темы, объединенные, пожалуй, лишь отсутствием собственно военного сюжета— никто не стреляет, не бежит в атаку и не размахивает саблями»14. He менее ярко характеризует рисунок Ватто Жосс. Окружающий мир был утопией, он смотрел на него глазами мечтателя.
О происхождении матери художника— Мишель Ларденуа (1653—1727), сведений не сохранилось. 12, Ватто получил возможность общения с шедеврами его знаменитой коллекции и, по словам Жерсена, «жадно набросился на них и не знал иных радостей, как только без конца рассматривать и даже копировать рисунки великих мастеров»20. Созданный Ватто жанр «галантных праздников» с изображением легких и пластичных, напоминающих изящные танагрские статуэтки фигурок дам и кавалеров на фоне зелени парижских парков, действительно, мало отвечал официальным вкусам уже в середине века. Однако, в конце XVIII— первой трети XIX века в эпоху Давида и Энгра Ватто был почти забыт.
Одна из них, «Капризница», была куплена в Лондоне и долгое время служила украшением коллекции семьи Уолполовкомм. В его рисунках исполненных сангиной или в технике «трех карандашей» (сангина, уголь и мел) или бистром с размывкой кистью, чувствуется утонченная культура рисовальщика XVIII столетия. Ватто принадлежит к числу самых любимых художников в мировой истории искусства. 9.
Летом 1709 года Ватто участвовал в конкурсе Королевской академии художеств на соискание Римской премии.