Васнецов Виктор Михайлович (Viktor Mikhailovich Vasnetsov), великий русский художник, один из основоположников русского модерна в его национально-романтическом варианте. По материалам газеты «Пантелеимоновский Благовест», приходского вестника храма во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона в Жуковском, 06 (171) июнь 2013 г. Виктор Михайлович Васнецов— великий русский художник-живописец и архитектор, мастер исторической и фольклорной живописи. Васнецов-художник в 1917 году полностью переключился на русский народный эпос, его картины-сказки Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем, написанная в 1918 году и Кощей Бессмертный 1926 года стали последними работами великого художника.
Когда-то в далекой вятской глуши в крестьянской избе при свете и треске заслушивался русскими сказками будущий великий художник Виктор Васнецов.
1885. Изобразительный ритм картины приближен к эпическому звучанию Слова о полку Игореве. Среди зловещих тёмных гор, на фоне яркого оранжевого заката красавицы застыли, как изваяния.
АХ (в 1905 от звания отказался). В данном произведении переплетаются фольклорная «фантастика» и реалистические детали. «С квартиры на квартиру» (1876), «Военная телеграмма» (1878), «Книжная лавочка» (1876), «Балаганы в Париже», все эти картины являются ярким примером темы быта в творчестве художника. 1885-1896.
Впоследствии Виктор получил работу по иллюстрированию книг и журналов. Холст, масло. А возвратившись домой, часто говорил: «Сколько я чудес видел. » Перед собором Василия Блаженного не мог сдержать слез. 303 x 408. В Вятке юноша начал серьезно заниматься художеством. При торжественности и некоторой патетичности, соответствующих значительности сцен, во всех трех случаях образ князя Владимира наделен ярко выраженными индивидуализированными чертами.
Многие видели в нем начало нового истинно национального направления в русской живописи. 53 x 67. Третий богатырь – Добрыня Никитич – в соответствии с былинами представителен и величав.
1914. 1883. 1909. 221 x 136.
средневековья, к историческим, былинным и сказочным образам. 134 x 249. Чернышева. Расставаться с ней было очень трудно и грустно.
Интересна история создания «Витязя на распутье» (1882, первый вариант – 1878г. ): Васнецов считал эту картину автобиографической, так как «на распутье» в это время стоял он сам, думая, как ему дальше работать, по какому пути идти. 1880 После побоища Игоря Святославича с половцами. ц. св. Дочь Татьяна и внук Андрей Владимирович стали художниками, сын Васнецова Владимир Викторович – зоологом, профессором Московского университета. Художник и его семья жили трудно, продажи картин не было, но помогали специальные пайки – академический, от Комитета улучшения быта ученых (КУБУ) и американский – от Американской организации продовольственной помощи нуждающимся странам. В связи с семидесятилетием со дня рождения Васнецов получил поздравление (адрес – от Союза русских художников), написанное шрифтом Остромирова Евангелия, под адресом – много подписей, среди них – брата, Апполинария Михайловича, В. П. Бычкова, А. В. Средина и других. Известную сказку Шарля Перро художник перенес в Древнюю Русь.
Он иллюстрировал детские сказки, азбуку, книги Е. Н. Водовозовой «Жизнь европейских народов», делал рисунки для журнала «Пчела». Так, например, в одной из статей говорилось, что картина «После побоища» написана «превосходно», что художник «обнаружил много вкуса и известную фантазию», а в «панно «Ковер-самолет» хорошо написан летящий ковер». Всё убранство завершает барельеф – герб Москвы изображающий св. После переезда в Петербург и поступления в Академию Художеств, Виктор Михайлович стал учиться у другого не менее известного художника И. Н. Крамского. Слава художника пришла к нему практически сразу.
Могучая рука Ильи Муромца легко держит палицу. 1889 Иван-царевич на сером волке. И вот началась подготовка к картине.
1885-1896. Картон для росписи барабана главного купола Владимирского собора в Киеве. Погружен в глубокую думу остановившийся перед ним витязь (идею начертать на дремучем камне былинную надпись подал Васнецову Стасов). Очень скоро, благодаря стараниям Васнецова, в «Абрамцево» сложился дружный кружок, который состоял из молодых художников, музыкантов, артистов, литераторов, которые видели истоки своего творчества в русской культуре, в её истоках и её уникальности. Эскизы росписи Владимирского собора в Киеве. Вся история человечества есть борьба человека зверя с человеком духовным.
1901. Государственный Литературный музей, Москва, Россия. Картина сразу же была приобретена П. М. Третьяковым. Васнецов стал завсегдатаем музыкальных вечеров в доме Третьяковых. «Отечествие» изображает Бога-Отца, юного Иисуса Христа и Святого Духа в виде голубя, т. е. «Троицу».
Они величавы и возвышенно героичны. В семинарии будущий художник увлекся изучением летописных сводов, древнерусской литературы, русской старины. Картина изображает не саму битву, а её завершение. В критике отмечалось, что «художник высказался как крупный колорист-бытописатель». «велика по своему значению для русской живописи проникновенность Васнецова в серую красоту русской природы, важно для нас создание Алёнушки, – писал художник Н. К. Рерих, – и дорого мне было однажды слышать от самого Виктора Михайловича, что для него Алёнушка – одна из самых задушевных вещей. Именно такими задушевными вещами и проторил В. Васнецов великий русский путь, которым теперь идут многие художники».
84 x 66, 3. Надписи на камне вещуне взяты художником в Публичной библиотеке. Третьяковская Галерея, Москва, Россия. О душевном состоянии художника в эти годы может дать представление его письмо Елене Адриановне Праховой от 4 мая 1918 года, где он пишет о «тяжком времени», о «великом хаосе, который царит у нас вовсю и сменяется владычество за владычеством: украинцы, немцы, большевики, немцы – великая социал-пугачевщина. ». О последних годах жизни художника мы знаем из его писем сыну, Михаилу Викторовичу, эмигрировавшему в Прагу. Васнецову поручили создание эскизов костюмов и сами декорации. Холст, масло Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве. Революцию художник Васнецов так и не принял.
Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в ее глазах. Третьяковская Галерея, Москва, Россия. Благодаря Репину Васнецов по приезде в Париж тотчас был вовлечен в изучение и уяснение насыщенной, наполненной острой борьбой художественной жизни французской столицы. Государственный Русский Музей, Санкт Петербург, Россия. Красиво подобранная цветовая гамма с преобладающими в ней синими, пурпурными с серебристо-белыми тонами дана крупными планами, что придаёт изображению необходимое декоративное единство с архитектурой.
По проторенному пути жанриста или по той дороге, которую художник уже открыл для себя. 1900-1926. В 1878 году написан первый вариант картины «Витязь», который открывает серию фольклорных произведений Васнецова. Третьяковская Галерея, Москва, Россия. 1885-1896 Фрагмент росписи Владимирского собора в Киеве.
Он писал только близких ему людей. 133 x 250. Александра Невского в 1908 – 1912-х годах. Его первая картина из цикла о жизни Сергия Радонежского «Видение отроку Варфоломею», в которой станковая живопись включает в себя элементы иконописи, вызвала у критиков массу вопросов. Золотое сияние вокруг головысхимника породило споры не только среди зрителей, увидевших картину на очередной выставке передвижников, но и среди коллег-художников, некоторые из которых назвали картину «вредной».
Версий масса, но «Незнакомка» по-прежнему незнакомка. Васнецов же придает одной из птиц трагический смысл. Васнецову удалось выразить тяжесть палицы и громадную физическую силу Ильи.
На поле лежат тела убитых русских витязей, лежат половцы. В 1876 году Виктор Васнецов по совету своих друзей уезжает за границу. 1907. Однако эти рисунки были опубликованы только в 1912 году в альбоме под названием «Русские пословицы и поговорки в рисунках В. М. Благодаря своему таланту и любви к родине, Васнецов стал поистине народным художником.
преподавал пейзажную живопись в МУЖВЗ в 1923-1930 гг. - в Техникуме кустарной промышленности (ТКП). Холст, масло. В живописном отношении картина решена подчеркнуто декоративно.
Именно в этом жанре Васнецовым были созданы его главные шедевры: Богатыри (1898 год), Царь Иван Васильевич Грозный (1897 год), Иван-Царевич на Сером Волке (1889 год), Аленушка (1881 год), Витязь на распутье (1882 год), После побоища Игоря Святославовича с половцами (1880 год). На этом полотне художник изобразил события из истории Древней Руси. Затем вся семья переезжает в село Рябово, где и проходит детство будущего художника. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» Олег у костей коня. напевом.
Профессора живописи Виктора Васнецова, со всем нисходящим его потомством, Всемилостивейше возводим в потомственное дворянское Российской Империи достоинство. Правительствующий Сенат к исполнению сего не оставит учинить надлежащее распоряжение. На подлинное Собственною Его Императорского Величества Рукою начертано: «Николай» и г. Управляющим Министерством Юстиции написано: «На рейде и яхте «Штандарт» 9 июля 1912 г». 1884 Портрет Татьяны Анатольевны Мамонтовой. Художник изобразил сумеречную степь, поле былой битвы с разбросанными по нему костями. Эскиз росписи главного купола Владимирского собора в Киеве.
Член (с 1878) и экспонент художественных объединений: Товарищество передвижных художественных выставок (1874-1889, 1897), абрамцевский кружок (80-90-е гг. 1899. Холст, масло. 1877. Государственный Русский Музей, Санкт Петербург, Россия.
вязью. 1883—1885. К прочувствованной теме единения слушателя и рассказчика он потом не раз возвращался в своем творчестве, начиная с первой жанровой картины Нищие певцы (1873) до большого позднего полотна Баян (1910), где сказитель и слушающие его песни воины охвачены общим эмоциональным порывом. Государственный Русский Музей, Санкт Петербург, Россия. Бабушка Ольга Александровна в молодости увлекалась живописью.
Пушкина. Третьяковская Галерея, Москва, Россия. Дом-музей В. М. Васнецова, Москва, Россия. Зорко, сурово смотрит он вдаль, приглядывается, нет ли где врага. Третьяковская Галерея, Москва, Россия. Тогда же выяснилось, что он почти разорён»). Георгиевская церковь в Гусь-Хрустальном строилась до 1904 года и в течение этого времени Васнецов создал эскиз мозаики «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь» (для главного алтаря) и четыре композиции на холстах для этой церкви: «Страшный суд» (на западной стене), «Евхаристия» (в апсиде главного алтаря), «Сошествие во ад» (в правом приделе) и «Распятие» (в левом приделе).
Нестеров. Картон для росписи барабана главного купола Владимирского собора в Киеве. Монументальный город на Неве не производил на него особого впечатления. Государственный Исторический музей, Москва, Россия. Художники и архитекторы В. А. Гартман и И. П. Ропет строили в парке сказочные «баню» и «теремок», Врубель – скамью, а Васнецов «избушку на курьих ножках» и церковь, над убранством которой работали Антокольский, Поленов, Репин, Неврев и сам Васнецов.
Третьяковская Галерея, Москва, Россия. Преподобный Сергий Радонежский. м стен. Дагестанский художественный музей, Махачкала, Россия.
Бумага, акварель. Но главное их внимание сосредоточилось на галерее Павла Третьякова. У седла висят гусли-самогуды. 1898.
Художник-передвижник Иван Крамской, автор картины «Христос в пустыне», создал одну из самых загадочных картин – «Неизвестную», которую также часто называют «Незнакомкой». 1879, ГТГ). Виктор Михайлович Васнецов родился в далеком вятском селе Лопьял. Портрет Татьяны Викторовны Васнецовой, дочери художника. Виктор Михайлович Васнецов родился 3/15 мая 1848 года в селе Лопьял Вятской губернии. Воин, богатырь, защитник Русской земли – любимый образ былин.
Холст, масло. 1885-1896. С. И. Мамонтов играл Царя Берендея, а Васнецову досталась роль Деда Мороза. блгв.
1899 Встреча Олега с кудесником. («Нечаев-Мальцев умер через сорок дней после смерти Цветаева. Она стала лейтмотивом его картины. центров иконописания, напр. Государственный Русский Музей, Санкт Петербург, Россия.
Тёмная стена деревьев отгораживает её от мира и защищает. Мать, Аполлинария Ивановна, происходила из старинного рода Вятичей. Коленопреклоненный Архангел Михаил. Эскиз мозаики собора Воскресения Христова (Спас на Крови) в Санкт Петербурге. Царевна-лягушка.
Невольно возникает ассоциация с бедным Евгением в «Медном всаднике» А. С. Пушкина. Мозаики выполнялись в петербургской мастерской В. А. Фролова. В центре Петербурга возвышается великолепный Воскресенский храм, построенный архитектором А. А. Парландом в неорусском направлении модерна (1883-1907). Буфеты работы Аркадия Васнецова можно видеть в доме-музее В. М. Васнецова в Москве. В 1886 декорации к Снегурочке в Русской частной опере Саввы Мамонтова.
Третьяковская Галерея, Москва, Россия. Художник показал жизнь маленьких людей на фоне исторических памятников архитектуры города. Бодр, остроумен и красив старческой благородной красотой». Васнецов умер внезапно. Она была настолько необычна, что единого мнения о ней и быть не могло.
Бумага на холсте, гуашь, акварель, тушь, белила, бронза. 1884. Блаженство рая.
Эти картины, как и «Ковер-самолёт», должны были напомнить о событиях, происходивших в далеком прошлом на тех землях, где ныне шли поезда. Необходимость защиты родной земли – основная идея былин. Лишь переплетённые тела русского воина и половца говорят о недавнем свирепом бое. Особое значение для всей культурной жизни России имело создание домашнего театра, который стал основой для «Русской оперы» С. И. Мамонтова в Москве. Художники, работавшие в Абрамцеве, стремились вызвать в обществе интерес к народному искусству, сами работали над утварью и другими предметами быта, стремясь внести в них красоту и фантазию. Андрей Мамонтов – сын Саввы Ивановича и М. А. Врубель организовали гончарную мастерскую. 1880.
В доме Васнецовых соседствовали уклады деревенской и городской жизни. Самая заветная мечта преследовала Виктора Михайловича Васнецова – поведать людям красоту русского народного эпоса. Птицы сказочные притаились на ветвях деревьев. 1883—1885. В 1882 г. для церкви в Абрамцеве выполнил эскиз иконы «Богоматерь с младенцем», послужившей впосл.
Виктор Михайлович Васнецов был рожден 15 мая 1848 года в маленьком селе Лопьял. Но определяющим основу художественного поиска стало обращение к искусству и эстетике рус. Третьяковская Галерея, Москва, Россия. Революционные движения в начале ХХ века затронули и великого художника. «Алёнушка» (1881).
Благодаря своему таланту и любви к родине, Васнецов стал поистине народным художником. Холст, масло. Не завершив учебу, Васнецов покинул стены Академии. искусства в России в кон.
1881 Битва русских со скифами. Сивка Бурка. Жесты и эмоции подобно сложному музыкальному произведению передают огромную гамму чувств на зрителя. Соответствует Слову и характер живописных образов, воссозданных Васнецовым. Всё это моё родное, хорошее.
Картину приобрёл Третьяков. Он познакомил Виктора с епископом Адамом Красинским, который привлек губернатора Кампанейщикова и оба они оказали помощь в проведении лотереи – продажи жанровых картинок Васнецова «Жница» и «Молочница». Богоматерь идущую по облакам с Младенцем, он написал в апсиде алтаря. И. Э. Грабарь писал в газете «Красная Нива», что «история, несомненно, отметит значительность этого явления». Интересен долгое время остававшийся неизвестным факт: в 1923 году, ещё при жизни Васнецова, готовился к печати сборник о «Мире искусства» издание которого осуществлено не было.
Боярышня (Портрет В. С. Мамонтовой) 1884. Этот новый вариант был не последним, но стал общепризнанным.
До этого, в 1898 году, С. П. Дягилев вел переписку с Васнецовым и поместил фотографии с его работ в журнале «Мир искусства». 209 x 88. Бумага, акварель.
Нижегородский художественный музей, Нижний Новгород, Россия. Важную декоративную роль играют надписи слав. Постепенно Васнецов охладевал к учению в академических стенах.
Входил в Абрамцевский кружок с 1883 г. принимал участие в выставках, с 1888 г. член Товарищества передвижных художественных выставок, позднее участник художественных объединений «Мир искусства», один из организаторов Союза русских художников (1903) и др. Дух древней русской иконы оказался во много раз выше, чем я думал. Другом и советчиком Васнецова стал Иван Крамской.
Холст, масло. В росписи Владимирского собора он следовал иконографическим традициям древнерус. 1885-1893. Западная стена Владимирского собора в Киеве.
Крещение князя Владимира. Крещение Руси. Третьяковская Галерея, Москва, Россия. В «сюите сказок» художник прославляет русских богатырей – Ивана Царевича и Добрыню Никитича – победителей чудовищ, любуется красавицей, ожидающей своего жениха, который освободит ее от страшного Кощея, погружает зрителя в веселый праздник, где грациозно танцует Царевна-Лягушка. 1914 Скачущий витязь (Богатырский скок). Как правило, он рисует жизнь рабочих, крестьян.
В картинах реально изображены сказочные персонажи, погружающие зрителя в иной, волшебный мир, в «золотой век», где есть, однако, свои тревоги и страхи («Баба-Яга») и тоска по недосягаемого счастью («Несмеяна Царевна»). Известные произведения ВаснецоваВиктор Михайлович являлся членом «Товарищества передвижников». Пушкина «Песнь о вещем Олеге» Гусляры. Особенно не понимание картины В. В.
Холст, масло. В 1880-1886 гг. Вчера после Лувра делали большую прогулку в St. Были представлены три картины – «Страшный суд», «Распятие» и «Сошествие во ад». 1897.
Это райские птицы, они возвещали «Радость и жизнь бесконечную». В апреле 1898 года законченную картину купил П. Третьяков, «Богатыри» стали одним из последних его приобретений. В 1878 году Васнецов переехал из Петербурга в Москву.
Самая крупная и значительная работа «БОГАТЫРИ» (1898, Государственная Третьяковская галерея) создавалась более 20 лет. Оказалось, однако, что я глубоко заблуждался. Письма.
Лицо, поза, сцепленные пальцы выразительно отображают глубокую печаль девушки. В это время художник рисовал иллюстрации к сказкам и литературно-педагогическим трудам Николая Столпянского — «Народная азбука», «Солдатская азбука». Тихо.
1919-1926. Искушение. С 1893 г. действительный член имп. Выставка покорила всех: Репина, Блока, Чехова, самые разные слои общества. 1877 Балаганы (На празднике в окрестностях Парижа).
В 1878 году Васнецов возвращается на родину. 1909 Варяги. В Рябово в той же губернии прошло детство художника вместе с пятью его братьями. Активно использованы тексты и надписи. 1898 Богатыри (Три богатыря). Так именно и была названа статья С. К. Маковского, появившаяся в 1909 году.
Георгия Победоносца. Сколько тяжести в богатырях. На основе этой мастерской через некоторое время в Москве был основан гончарный завод. Первым учителем Васнецова стал Н. Г. Чернышёв.
Васнецов «по мотивам» «Слова о полку Игореве» написал картину «После побоища Игоря Святославича с половцами» в 1880 году. В 1901-1918 гг. С семьей Мамонтова Васнецов познакомился в 1879 году, вскоре после приезда в Москву. Страшный Суд.
Картина «АЛНУШКА» (1881, Государственная Третьяковская галерея) В. М. Ангел с лампой. Эскиз алтарной мозаики церкви Марии Магдалины в Дармштадте. Боголюбова, где часто собирались русские художники. Третьяковская Галерея, Москва, Россия. Конь у него огромный, выгнул шею колесом, сверкает раскалённым глазом.
Всё стихотворение мы здесь приводить не будем, но вот одна строфа:Я стою на распутье с великой тоской, Как твой витязь на белом коне. То прошедшее грозно встает предо мной, То грядущее грезится мне. Впоследствии Васнецов писал А. В. Кривошеину: «думается, что Витязь, поэт и художник не ошиблись – избрали путь прямой, прямоезжий, не убоялись зловещего карканья воронья, угрожающих на пути страхов и ужасов». Преддверие рая. Первые наброски были сделаны художником в 1870-х годах.
В детстве эти нищие вызывали в нем какое-то щемящее, тоскливое чувство. Она оплакивает тех, кто не попал в рай, в то время как другая поёт песнь радости в честь праведников. На XXV выставке Товарищества передвижников в 1897 году Васнецов представил картину «Царь Иван Васильевич Грозный», в которой сильно декоративное начало. Государственный художественный музей, Абрамцево, Россия. 1885-1896. Холст, масло.
Интересно отметить, что если на появление картин «многообещающего жанриста» (как называли Васнецова в 1870-е годы) обычно откликалось шесть-семь газет, то картина «После побоища» произвела впечатление разорвавшейся бомбы. Работы можно видеть на экспозиции Русского музея. Их первая встреча произошла в 1870 году. Холст, масло. Взгляды героев направлены в ту сторону, откуда исходит опасность.
– «Твой Иван-царевич на волке» привёл меня в восторг, я всё кругом забыл, я ушёл в этот лес, я надышался этого воздуха, нанюхался этих цветов. 1885-1896. Александра Невского, прп. Произведение было не просто иллюстрацией религиозного сюжета.
В 1867-1868 гг. Отец благословил сына, а тот выручил деньги на аукционе за две свои картины – «Молочница» и «Жница» – получил уже деньги, будучи в Петербурге. 1896 Сирин и Алконост. Дом-музей В. М. Васнецова, Москва, Россия. Герои погибли в бою за родную землю, они спокойны и прекрасны. Былины – русские народные песни.
1899. Арх. Радость праведных о Господе. 1879., писал художник.
Чуть позже Михаил Нестеров писал: «Десятки русских выдающихся художников берут свое начало из национального источника – таланта Виктора Васнецова». 1917. Холст, масло.
Деталь фриза. Васнецовские женские образы пленительны. Триптих. Государственный Русский Музей, Санкт Петербург, Россия.
Фрески и иконы Владимирского собора оказали большое влияние на развитие религ. В области архитектуры и дизайна мастер развивал принципы «русского стиля» используя традиции древнерус. На очень скромный доход отцу Васнецова приходилось кормить и учить шестерых детей. Холст, масло.
Родом из семьи священнослужителей. Одежды царевен сверкают драгоценными камнями и узорными тканями. 1899.
Споры, жаркие дебаты, затеянные на выставках, переносились в мастерскую А. П. Синтез декоративности и монументальности был новым словом в искусстве. Значительное время создавал иллюстрации, на что его толкала постоянная нужда в заработке. Спектакль был сыгран на домашней сцене 6 января 1882 года. Вот эту изумительную связь переживаний человека с природой, эту общность образов народной поэзии чутко воспринял и тонко передал художник.
1880. Эта картина считается лучшей из произведений Васнецова, выполненных в жанровом стиле. В дальнейшем он спроектировал и осуществил немало построек: собственный дом и мастерскую в 3-м Троицком переулке (ныне Васнецова), галерею Цветкова на Пречистенской набережной, фасад главного здания Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке и т. д. по рисункам художника был выполнен фасад Третьяковской галереи, а также ряда частных домов. 1873 Автопортрет.
Последний в письме к Васнецову писал: «Таким далеким, таким грандиозным и по-своему самобытым русским духом пахнуло на меня, что просто загрустил: я, дoпeтрoвский чудак, позавидовал Вам. » Несмотря на непризнание картины большинством критиков, Васнецов не оставил выбранного им пути и к 1882г. Холст, картон, масло. Особое признание получила картина «С квартиры на квартиру», репродукции с неё можно было видеть в витринах петербургских магазинов.
Художник болезненно осознавал несоответствие своих сил грандиозности задачи:. 1885 Заречная слободка Берендеевка. Омский областной музей изобразительных искусств им. 1899. Александра Невского в Софии (Болгария. Картина «С квартиры на квартиру» написана в 1876 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Книжная лавочка.
1870, ГРМ) получил большую серебряную медаль. Холст, масло. Отец его, Михаил Васильевич Васнецов и мать, Апполинария Ивановна (урождённая Кибардина), происходили из духовной среды. Все предки Васнецова по отцовской линии имели и художественные склонности, отец его хорошо рисовал, а бабушка, Ольга Александровна (урождённая Вечтомова), была художником – акварелистом. Я просто ожил. Его называли истинным богатырем русской живописи. XIX в. в Вятской ДС.
Оригинал для мозаики православного собора в Варшаве. С кем только её ни соотносили. Однако картина не встретила единодушного одобрения. Начал летом в Ахтырке под Абрамцевом, а закончил зимой в Москве. Сергея Александровича в Московском Кремле (1905, уничтожен весной 1918, воссоздан в 1998 по благословению Патриарха Алексия II на территории Новоспасского московского мон-ря) разработал проекты дома И. Е. Цветкова, фасада Третьяковской галереи (1906).
Палеха, Мстёры, Холуя и даже для старообрядческой иконы. Холст, масло. 58. Налево от Ильи – на золотистом коне – самый младший богатырь, Алеша Попович. С таким не пропадёшь: «С горы на гору перескакивает, с холмы на холму перемахивает». Третьяковская Галерея, Москва, Россия. в семье читали научные журналы, рисовали, писали акварелью.
71. Через Поленова Репин и Васнецов получили доступ в художественные коллекции Козьмы Солдатенкова, Дмитрия Боткина, Алексея Хлудова, в которых были собраны памятники прошлой и современной художественной культуры. Третьяковская Галерея, Москва, Россия. Вот мы и расстались, – позднее объяснял он. Каким-то особым русским духом веяло от нее. В Париже в 1876 году – эскиз, сделанный в парижской мастерской Поленова.
На фасаде этого храма, богато украшенного мозаиками, можно видеть четыре большие работы Васнецова: «Несение креста», «Распятие», «Снятие с креста» и «Сошествие во ад», все они расположены в небольших треугольных фронтонах. Губы девочки полуоткрыты, она напевает грустную песню о своей судьбе. 1890. Прототипы героев для своих картин Васнецов искал в реальной действительности. Примером может служить следующее живописное произведение. Начались мытарства: почти без денег, в поисках угла и хоть какой-нибудь работы. Фреска Владимирского собора в Киеве.
Здесь он быстро подружился с Репиным, Максимовым, Антокольским. Царевна-Несмеяна. Тонкими ноздрями внюхиваются в воздух, напрягли уши – готовы к бою. А в 1915-м стал активным членом Общества возрождения Руси, которое объединило многих художников того времени. Фрагмент росписи Владимирского собора в Киеве. По эскизам художника были сделаны майоликовый фриз и мозаика для рус.
Холст, масло. 1881. Отец Михаил не мог оплатить учёбу сына в живописи. 400 эскизов и картонов.
Государственный Русский Музей, Санкт Петербург, Россия. 1870-е. Мать умерла рано.
Некоторые из картин последующего периода, московского, были задуманы мною еще в петербургский период. Такая приверженность говорит о каких-то твердых основах народного понимания прекрасного. Ковер-самолет. Бумага, акварель.
Шестьдесят рублей и небольшая сумма, данная отцом, составили весь «солидный» капитал будущего художника. Три царевны подземного царства. Доска, масло. В годы первой мировой войны Васнецов вновь обращается к образам богатырей. Васнецов – основоположник особого «русского стиля» внутри общеевропейского символизма и модерна.
Аленушка. На экспозиции музея привлекает внимание также большая композиция в красно-белых тонах «Отечествие», – одна из четырех работ, выполненных художником для Варшавского православного собора св. Третьяковская Галерея, Москва, Россия. Дом-музей В. М. Васнецова, Москва, Россия. 1896.
Холст, масло. Это наложило сильный отпечаток на все его последующее творчество. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве. 1919-1926. XX в. Произведения мастера несли в себе черты стиля модерн, к-рые получили распространение в иконописи, сменив барокко и академизм. Худенькая, хрупкая девочка с ласковым русским именем Аленушка тоскует над речкой. Тем сильнее чувствуется одиночество и горе Алёнушки.
Направо от двери за столом сидит группа крестьян, по-видимому это артель плотников, приехавшая в Петербург на заработки. Цветовое решение картины создавало тревожное настроение. И Васнецов окунулся в московскую жизнь. Картина «Витязь на распутье» (1882).
Фрагменты картин воспроизведены в указанной выше книге «Васнецов. 1885-1896. 1876. Мы с удовольствием их опубликуем. Имеет значение то обстоятельство, что статья о Васнецове должна была появиться в сборнике, посвященном художникам «Мира искусства».
Оно и теперь там находится. Третьяковская Галерея, Москва, Россия. Крамского. В 1876-77 годах Васнецов жил во Франции.
Признание пришло к «Алёнушке» лишь в начале XX века, в статьях Н. К. Рериха и И. Э. Грабаря, которые называли эту картину в числе лучших творений художника. 1878. 1869 Портрет художника Куинджи 1869.
1885-1896. Насторожились и повернули головы вправо кони – они чуют врага. Третьяковская Галерея, Москва, Россия. С таким конем не пропадешь: С горы на гору он перескакивает, с холмы на холму перемахивает. Крупный промышленник и предприниматель, Мамонтов, сумел объединить вокруг себя крупнейших русских художников в содружество, названное впоследствии Абрамцевским кружком.
Тесное дружеское общение с ними имело большое значение для развития молодого художника. Сдав экзамен по рисунку, он решил всё же поступать в следующем году, чтобы основательно подготовиться по общеобразовательным предметам. Из того же письма: Сегодня всей компанией были в салон.
Ковер-самолет. В иконостасе храма находятся две мозаичные иконы работы Васнецова – «Христос» и «Богоматерь», оригиналы для этих мозаик можно видеть в Русском музее. На выставке впервые Васнецов показал «Богатырей», над которыми работал в течение многих лет.
Собор святителей Вселенской церкви. Васнецов будучи человеком застенчивым (или просто с заниженной самооценкой)болезненно воспринимал критику, переживал.
Его считали родоначальником русского модерна. Образование Васнецов получил в Духовной семинарии. Во время жизни в Петербурге Виктор Васнецов создавал полотна бытового жанра — «Нищие певцы», «С квартиры на квартиру», «Рабочие с тачками». Алипий-художник.
Акробаты (На празднике в окрестностях Парижа). Государственный музей истории религии, Санкт Петербург, Россия. Но вскоре оказалось, что достаточно было предъявить семинарский аттестат. Холст, масло.
Зиму 1867-1868 годов он занимался в Школе Общества поощрения художеств, где преподавал Иван Крамской, ставший впоследствии его другом и советчиком. Врубеля, Омск, Россия. Сам Виктор Михайлович должен был, согласно семейной традиции, стать священником. 1883—1885 Каменный век. Кроме того, в начале 1900-х годов была открыта подлинная древнерусская живопись и это обстоятельство также способствовало критическому отношению к религиозным (и не только) работам Васнецова.
Время, однако, было упущено и Васнецов поступил работать. Они отдыхают после работы. Это было ещё одно пристанище для его души в эпоху потрясений и революций. Налево от Ильи Алёша Попович.
Третьяковская Галерея, Москва, Россия. Виктор Михайлович Васнецов – замечательный русский художник. Государственный Русский Музей, Санкт Петербург, Россия.
В центре – Илья Муромец. М. В. Васнецов – астроном, впоследствии священник (1884 – 1972) остальные дети остались в Москве (Татьяна, 1879 – 1961 Борис, 1880 – 1919 Алексей, 1882 – 1949, Владимир 1889 – 1953). Позднее он говорил: «Я всегда только Русью жил». Здесь, на этих посиделках, художник впервые. 1878 Военная телеграмма.
Картины экспонировались на передвижных выставках и получили высокую оценку критики за правдивость и «разнообразие типов». Особые споры возникли после выхода первого номера журнала «Мир искусство» в 1898 году, где также было представлено творчество Васнецова. В следующем, 1869 г., за работу «Христос и Пилат перед народом», Васнецов получил еще одну серебряную медаль. Занятия живописью увлекли молодого Васнецова, что он решил поступать в Академию художеств.
Его называли первопроходцем. Холст, масло. Воины Апокалипсиса. 249 x 187. Его «Витязь на распутье», «Царь Иван Васильевич Грозный», «Богатыри», многие другие картины воспевали поэтическую красоту русского народного фольклора, подчеркивали значимость национальной истории. Виктор Михайлович Васнецов оставил глубокий след не только в области графики и живописи. Васнецов показывает в богатырях главное – преданность родине, готовность служить ей.
С разрешения и благословения отца он ушёл с предпоследнего курса семинарии. Первым создал произведения на темы сказок, проникнутые глубоким чувством, фантазией и любовью. Хотелось бы закончить очерк словами М. В. Нестерова: «Не фраза – Васнецова Россия будет помнить как лучшего из своих сынов, её любившего горячо, трогательно, нежно». Холст, масло. Холст, масло. 165 x 297. Баба Яга.
Третьяковская Галерея, Москва, Россия. Вскоре, в марте 1878 года, Васнецов переехал в Москву. Третьяковская Галерея, Москва, Россия. Радость праведных о Господе. В Академии Васнецов подружился с такими художниками, как Репин, Антокольский, Крамский. Холст, масло.
Посередине на вороном коне – атаман большой Илья Муромец, крестьянский сын. О ней в народе была сложена легенда, её вес 90 пудов: «Как махнёт ею Илья прямо – проложит улицу, махнёт ею налево – проложит переулочек». 1876, ГТГ «Военная телеграмма». Государственный Исторический музей, Москва, Россия. Вариант росписи алтарной апсиды Владимирского собора в Киеве.
На IX передвижной выставке в 1881 году были представлены ещё две картины, написанные Васнецовым по заказу С. И. Мамонтова для кабинета правления Донецкой железной дороги – «Бой скифов со славянами» и «Три царевны подземного царства». Во всех работах неуклонно следуя традициям русского искусства. Холст, масло. В 1866—67 годах, Васнецов выполнил семьдесят пять рисунков для «Собрания русских пословиц» этнографа Николая Трапицина. Он бесстрашно преодолевает все преграды и выходит победителем. Во время обучения одаренный юноша стал брать уроки рисования у гимназического учителя Н. Г. Достаточно точно выполнено лишь вооружение витязя.
1914-1915. Центральная часть. Богатырь справа, самый младший, напуском смелый – Алеша Попович. В настоящее время при церкви св.
В картинах 1914 года «Богатырский скок» и «Один в поле воин» художник стремится к монументальности, но достижение её лишь укрупненными фигурами не представляется достаточно убедительным. Васнецов принял активное участие в благотворительной программе: в сентябре 1914 года он пожертвовал 3000 рублей в пользу раненых и их семей, участвовал в благотворительных выставках, рисовал плакаты различных учреждений также в пользу раненых. Дом-музей В. М. Васнецова, Москва, Россия. собора во имя св.
С 30 марта и в апреле 1904 года была открыта выставка картин «Страшный суд» в Историческом музее в Москве, а в сентябре-октябре 1905 года в залах Академии Художеств – выставка религиозной живописи Васнецова для церкви в Гусь-Хрустальном. преимущественно как иллюстратор работал для журналов «Всемирная иллюстрация», «Живописное обозрение» и др. Третьяковская Галерея, Москва, Россия.
Чай пьют медленно, степенно. Государственный Литературный музей, Москва, Россия. Холст, масло. Зорко, сурово смотрит вдаль, приглядывается, нет ли где врага.
Икона для церкви в Абрамцеве. Таково неотразимое действие истинного и искреннего творчества». Холст, масло. «Никогда еще фантазия не заходила так далеко и так глубоко в воссоздании архитектурных форм и орнаментики Древней Руси, сказочной, легендарной, былинной», — отзывался о его работе Владимир Стасов. Холст, масло. композиций, посвященных принятию христианства на Руси: «Крещение кн. Казалось, они слышали, как шумит лес, как шуршат листья под ногами волка.
Посещая выставки французских художников, Васнецов глубоко задумался о месте русского искусства в европейской культуре, о самобытных его чертах, а также о том, чему, по его мнению, следовало бы поучиться, т. е. техническому мастерству. Дом-музей В. М. Васнецова, Москва, Россия. Это знакомство сыграло немалую роль в жизни Васнецова.
Государственный Русский Музей, Санкт Петербург, Россия. Третьяковская Галерея, Москва, Россия. 58. Васнецов рисовал, делал наброски, писал этюды. Юрий Степанович Нечаев-Мальцев был большой патриот.
В природе вокруг все уныло, сочувствует героине. Преддверие рая. Деталь фриза. На берегу темного омута сидит девушка, горестно склонив голову на руки. Они защищали Русскую землю, побеждали несметные полчища врагов, преодолевали любые препятствия.
1888-1901. Портрет Натальи Анатольевны Мамонтовой. Я не знаю, не могу писать, так как слов нет. Царь Иван Васильевич Грозный. 1917–1928. Владимира, кнг. Александра Невского в Варшаве (1906-1911, ГРМ).
Выписанные череп и кости дополняют фабулу картины. Марии Магдалины в Дармштадте (1899-1901, ГРМ), росписи ц. Воскресения Христова («Спас на крови») в С. -Петербурге (1883-1901 эскизы в ГРМ, ГТГ, Саратовском художественном музее), правосл. Художник говорил: «Нет на Руси для русского художника святее и плодотворнее дела, как украшение храма». От всей этой старины «веяло на душу родным, незабвенным». Но всё же появились и благожелательные отзывы.
жизни, отражавшие искания реализма. 1896. Так что горе потери смешивалось с духовной красотою покойного и чувств общих к нему. Андрея Боголюбского, кн.
Первый вариант. Так в 1867 году Васнецов приехал в Петербург практически без средств на существование. «Ковер-самолет» олицетворял средство передвижения в сказочные времена, мечту людей о полётах, «Бой скифов со славянами» – сражение, которое могло происходить когда-то на степных просторах, а «Три царевны подземного царства» олицетворяли сокровища, скрытые в недрах земли.
XIX – нач. Картон, акварель, гуашь. Конь у него огромный, выгнул шею колесом, сверкает раскаленным глазом. Музей Русского Искусства, Киев, Украина.
На камне написано: – «Как прямо ехати –живу не бывати – нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетаемому». Предлагавшийся сборник содержал статьи о художниках этого объединения. В семье Васнецовых было семеро детей – шесть сыновей и дочь, которая умерла в детстве.
1882. На старческих лицах застыло выражение смирения и покорности судьбе. С творчеством Васнецова знакомы, наверное, все, по крайней мере – в России. Им были иллюстрированы сказки Конек-Горбунок, Жар-птица и другие.
В ней художник хотел торжественно-печально и поэтично воспеть героизм русских воинов, как это сделал создатель «Слова о полку Игореве». Главное направление его творчества можно назвать былинно-историческим жанром. Художник был возмущен неуважением к искусству, проявленным учениками и вышел из состава членов Академии. В феврале-апреле 1910 года в Историческом музее состоялась выставка всех пяти произведений Васнецова для церкви в Гусь-Хрустальном («Страшный суд», «Распятие», «Сошествие во ад», «Евхаристия» и «О Тебе радуется, Благодатная», а также Плащаница для церкви в Абрамцеве (1901) и «Голова Христа» для Семёновской церкви в Петербурге. Холст, масло. Фрагмент росписи алтаря Владимирского собора в Киеве. Ольги, князей Бориса и Глеба, летописца Нестора, кн.
кн. Весной 1876 года художник принял участие в парижском Салоне двумя картинами: «Чаепитие в трактире», ранее выставленной на Передвижной выставке и «Акробаты». Холст, масло. Над этой картиной художник работал почти тридцать лет (первый набросок был сделан в 1871 году).
Да что уж говорить если сама фамилия Васнецов звучит сказочно. В лето 1880 года художник жил в деревне Ахтырка, в нескольких местах от Абрамцева. По словам Васнецова «Богатыри» были его творческим долгом, обязательством перед родным народом. В 1861 году В. И. Даль издал «Пословицы русского народа», в том же году вышли в свет «Исторические очерки русской народной словесности и искусства» Ф. И. Буслаева, а в 1865-м – книги А. Н. Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу».
Картины бытового характера с реальными персонажами сменялись полотнами со сказочными сюжетами. Васнецов знакомится с семьёй Павла Третьякова, бывает на музыкальных вечерах в их доме. 46 x 36. Васнецов отправился в Санкт-Петербург в 1867 году.
Он переживает смерть отца, печется о брате Аполлинарии, будущем художнике, который приезжает из Вятки, много работает ради заработка. М. Ф. Андриолли (1870-1872), до 1875 г. жил в С. -Петербурге, продолжал занятия рисованием, пользуясь советами Поленова, Репина и И. И. Шишкина. Здесь Васнецов передал переживания человека через природу. Сын художника, Михаил Викторович, стал профессиональным астрономом, автором книги «Солнечное затмение 8 августа 1914 г». (с перерывами) – в имп.
Третьяковская Галерея, Москва, Россия. 175 x 174. Декоративное чутье художника сказалось в великолепии драгоценных нарядов царевны и царевича, сверкающих самоцветными каменьями и узорами. Всеобщее признание значения художника подтвердила его персональная выставка 1899 года, состоявшаяся в залах Академии художеств.
Картины Васнецова – это сама русская культура, русский дух. 1885. Лучшие полотна этого художника несут на себе след уверенной и точной руки. Васнецов хотел видеть свою страну, свой народ такими, какими он показал богатырей. Эскиз фрески Владимирского собора в Киеве. 1885-1896 Фрагмент росписи Владимирского собора в Киеве. Молодой красавец, полный отваги и смелости, он душа-парень, большой выдумщик, певец и гусляр, в руках у него лук с копьем, а к седлу прикреплены гусли.
Цветовые отношения распределены крупными планами. Он создавал картины используя противоположные жанры иногда несовместимые друг с другом. В 1870 году умер его отец. Картон для росписи барабана главного купола Владимирского собора в Киеве. Тем не менее, творчество В. М. В 1912 году художник был введен во дворянство Российской Империи.
Она отразила состояние идейно-художественной борьбы в то время и продемонстрировала активную роль в ней этого известного критика, чьи симпатии склонялись к новым художественным явлениям. Художник работал над росписью Собора более десяти лет. Поисками типа национальной красоты характеризуются многие портреты художника 1880-1890-х годов: Даши, горничной в доме Мамонтовых – В костюме скомороха (1882), Наталии Анатольевны Мамонтовой (1883), Татьяны Анатольевны Мамонтовой (1884), Бориса Васнецова, сына художника (1889), Елены Адриановны Праховой (1894), Веры Саввишны Мамонтовой (1896), Татьяны Васнецовой, дочери художника (1897) и другие. 1883 Дубовая роща в Абрамцеве. Третьяковская Галерея, Москва, Россия. Холст, масло. Васнецов называл роспись храма главной работой своей жизни — он посвятил ей около 11 лет.
Третьяковская Галерея, Москва, Россия. Так, в начале 1900-х гг. Михаил Нестеров – выдающийся русский художник.
Собор сохранился. Первая картина, написанная Васнецовым в Петербурге, была Нищие-певцы. Отец тоже дал согласие, правда, предупредив, что материально помогать не сможет.
Бумага, акварель. Он был передвижником и по началу рисовал жанровые сцены из жизни простых людей. 1885-1896. Оказавшись в этой старой русской столице, он был покорён красотой её древних храмов.
Роспись свода Владимирского собора в Киеве. В Вятке проявилось его страстное увлечение искусством и народным эпосом. Случайно повстречав брата своего вятского учителя Красовского, Васнецов обрел надежду: тот помог ему устроиться рисовальщиком в картографическое заведение. Систематического художественного образования не получил. В этих прогулках, по словам живописца, он «набирался московского духа». В соответствии с былинными образами Васнецов разработал характеры своих персонажей. Их нельзя потревожить, окликнуть иначе может исчезнуть очарование.
Третьяковская Галерея, Москва, Россия. Дом-музей В. М. Васнецова, Москва, Россия. Васнецов учился в крестьянской художественной школе в то время, когда шла партийная борьба против священнослужителей. Радость праведных о Господе. Гонарова не раз сталкивалась с непониманием и жесткой цензурой, на которую она реагировала философски: «Если у меня и происходят столкновения с обществом, так только из-за непонимания последним основ искусства вообще, а не из-за моих индивидуальных особенностей, понимать которые никто не обязан». Здесь нет академизма, вместо которого изображены огромные недостатки общества.
Выдающийся представитель передвижничества (в начале своего творческого пути), он вышел за пределы этого направления, положил начало новому явлению в русской живописи – монументально-декоративному творчеству, первым обратился к проблеме синтеза искусств. В академии Васнецов получил две малые серебряные медали за учебные работы, а через два года ему вручили Большую серебряную медаль за картину «Христос и Пилат перед народом». Строго выдержанная цветогамма картины создавала впечатление монументальности. 72.
Разыграв в лотерею две свои небольшие картины, он в августе 1867 года уехал в столицу. 1877. «Каким-то особым русским духом веяло от неё» – рассказывал Васнецов. Вятская губерния имела много местных художников. Идеальный женский образ получил наконец свое завершение. В 1880 году Васнецов написал картину «После побоища Игоря Святославича с половцами».
Здесь он изучал летописные своды, хронографы, жития святых, притчи. Стилизация визант., новгородского и московского искусства, тонкая рафинированность линии, усложненность формы иконной доски, декоративная звучность цвета, орнаментальность – все эти особенности отвечали требованиям времени и стали характерными как для столичных мастеров, так и для традиц. Государственный Русский Музей, Санкт Петербург, Россия. В этом же году художник работал над тремя другими, не менее известными полотнами: «Битва скифов со славянами», «Ковер-самолет», «Три царевны подземного царства». Атмосфера этой прелестной, поэтичной сказки полна красоты и очарования.
В связи с войной на Балканах Васнецов написал в типичном для него в то время жанре картины «Военная телеграмма» и «Известие о взятии Карса» (обе 1878) и в 1879 – «Преферанс». Художник обратился к традициям народного, кустарного творчества, стилизуя предметы в стиле модерн: утилитарная простота форм обогащается в его рисунках выразительным и разнообразным декором: плоскорельефной резьбой с нарочито изломанными линиями и растительным орнаментом. Поиски Васнецовым новой художественной формы, декоративности, были современны и связаны «с преодолением обыденности, словом, со всеми особенностями, которые достигались благодаря использованию метода стилизации». Собственный дом Васнецова может считаться настоящим произведением искусства, памятником неорусского направления модерна, где интерьеры, мебель, вся утварь выдержаны в едином стиле. Алипия иконописца и монаха Киево-Печерского мон-ря. Он находил живой отклик у своих современников. На степь ложится сумрак.
Свои полотна, хотя на них и был спрос, Филонов никогда не продавал. Новый, XX век, начался для Васнецова работой для церквей. Третьяковская Галерея, Москва, Россия. По его эскизам были созданы ц. в честь Нерукотворного образа Спасителя в Абрамцеве (1881-1882), павильон Всемирной выставки в Париже (1898), памятный крест на месте убийства вел.
Выйдя из состава Товарищества передвижников в 1891 году, он всё же принял участие в юбилейной, 25-й выставке Товарищества картиной «Царь Иван Васильевич Грозный» (1897). Богоматерь с младенцем. Преддверие рая. На этой же выставке экспонировалась и «Алёнушка». Все работы выполнены в мозаике также в петербургской мастерской.
Снегурочка. Герой былины, как уже говорилось, богатырь. (3. 05. 1848, с. Лопьял Уржумского у. Вятской губ. - 23. 07. 1926, Москва), художник, график, архитектор, театральный художник.
И с 1871 г., сначала по причине болезни, а потом из-за недостатка времени, регулярность посещения аккадемии нарушилась. 1885-1893. Илья Муромец – «атаман большой, крестьянский сын». «Витязь на распутье» – первая картина Васнецова на былинную тему и в ней уже заметно стремление к обобщённому образу, в отличие от конкретных бытовых персонажей с индивидуальными характеристиками, отличавшими жанровую живопись. Акварель, гуашь, золото, бумага. Третьяковская Галерея, Москва, Россия. Васнецов писал эту картину на сюжет русской сказки.
каменного и деревянного зодчества. 1881. (1901) и др. С ранних лет проникался Виктор Васнецов поэзией народных преданий, более того, он узнавал их из первых рук: «Я жил в селе среди мужиков и баб и любил их попросту, как своих друзей и приятелей, слушал их песни и сказки, заслушивался, сидя на печи при свете и треске лучины».
Богоматерь Одигитрия. Лица их преисполнены страданием, в глазах отчаяние и растерянность. 1900-1928 Спящая царевна.
Гуашь, бронзовая краска, графитный карандаш. Дом-музей В. М. Васнецова, Москва, Россия. Новое произведение вызвало многочисленные отклики в прессе, преимущественно восторженные. Здесь были задуманы и осуществлены полностью или частично многие произведения художника. Картину купил Третьяков и с тех пор она висит там, в васнецовском зале, почти напротив «АЛНУШКИ». Третьяковская Галерея, Москва, Россия.
Сын сельского священника, Виктор Васнецов рос в российской глубинке среди крестьянских детей, всей душой впитывая красоту и поэзию русских народных былин и сказок. Древнерусская литература, её поэтика направляли интерес юноши к русской старине. Её работы стали первыми «настоящими» картинами, которые видел в детстве Виктор Васнецов.
Её достоинства оценили прежде всего художники – Крамской, П. П. Чистяков, Репин, Суриков. Васнецов исполнил костюмы и декорации для постановок в театре Мамонтова, в 1881 году вместе с В. Поленовым построил церковь в «русском стиле» в Абрамцеве. Темой картины было избрано поле после сражения и гибели полков Игоря Святославича, ставших богатырской заставой на рубежах родной земли, когда пали стяги Игоревы и полегли русичи на поле незнаемом. Стервятники символизируют бесов, рвущих души людей. Былины явились источником вдохновения не только художников (Васнецова), но и композиторов, режиссёров и т. д. После революции Васнецов продолжал работать над сказочными сюжетами. Васнецов, которому всегда была близка жизнь и история русского народа, обратился к национально-романтической теме, увидев в ней новые возможности для решения идейных и художественных задач. Столь же ярко и зрелищно, с прекрасным знанием исторического материала, выполнены иллюстрациями к «Песне о Вещем Олеге» издание которого было приурочено к столетнему юбилею со дня рождения А. С. 1914-1915 Архангел Михаил повергает дьявола.
Северная земля. В картине «Преферанс» он несколько иронично показал игроков, засидевшихся за картами до рассвета. Вот почему он изобразил не ужасы битвы, а величие смерти за родину.
Это произведение пронизывает достоевское звучание сюжета. Все эти работы выполнены декоративно, в «русском» стиле, где мы видим св. Необыкновенно сильный, мужественный, смелый, огромного роста богатырь всегда выходит победителем. Вот, широко разметав руки, спит вечным сном русский богатырь. 1901 Спаситель.
И всегда выбирает путь, ведущий через опасности. 1888-1901 Снятие с креста. Олицетворение русской женской доли, а может быть и самой России. Время это для Васнецова очень трудное. 209 x 89. 1882.
Необходимость зарабатывать на жизнь стала еще более насущной, так как Васнецов взял в Петербург шестнадцатилетнего брата Аполлинария, впоследствии известного художника. Собор святителей Русской церкви. Триптих.
Картина попала в галерею уже после смерти Третьякова. У «Алёнушки» был долгий путь к признанию. Холст, масло. Виктор Васнецов родился в Вятском крае 15 мая (по новому стилю) 1848 года в семье сельского священника Михаила Васильевича Васнецова. В 1912 году Васнецов создал ещё два образа для иконостаса собора св. Столь масштабной работы не было в русской живописи XIX века.
Рядом с ним прекрасный светловолосый юноша, сраженный стрелой, – он кажется спящим. Вслед за старшим братом Николаем (впоследствии учителем) его поместили в вятскую духовную семинарию, где он проучился в течение нескольких лет (с 1862 по 1867 гг. ). В галерее был выстроен Васнецовский зал, в котором повесили полотно. При написании картин он изучал историю эпохи в историческом музее, в Оружейной палате.
Таким путем Васнецов пришел к решению принципиально новых задач, центральной из которых была задача создания единого, охватывающего разные виды искусства, стиля, основанного на национальных традициях. Наготове держит нагайку, чтобы хлестнуть коня. 1897. 1885-1896. Учился он старательно и проявил, как сообщалось в его характеристике, «хорошие успехи в живописи, за что награжден двумя малыми и одною большою серебряными медалями».
Её образ сложился у Васнецова под впечатлением случайной встречи с простой девочкой–крестьянкой, которая поразила его выражением «чисто русской печали». Догорает вечерняя заря. Кончалось девятнадцатое столетие, Россия вступала в новый век. Они – олицетворение Родины, России.
XIX в. ), «Мир искусства» (1900), «36 художников» (1902), Союз русских художников (1903-1923 (с перерывами). В годы жизни в Петербурге молодой Васнецов создал около двухсот иллюстраций к «Народной азбуке», к «Русской азбуке для детей» иллюстрации к книгам и т. д Он много читает по русской истории и истории культуры, знакомится с памятниками древнерусской литературы, народной поэзии и эпоса. Но зритель понимает, какой путь выберет витязь, «не убоявшийся» страхов и угроз. Васнецов вспоминал, что в доме Саввы Ивановича часто собирались родственники семьи Мамонтовых и их друзья – художники. Художник в своем творчестве отражал жизнь и быт простых русских людей, знати. Начав в следующем году учебу в Академии, Васнецов познакомился с Репиным, общение с которым переросло и крепкую дружбу, сблизился с Архипом Куинджи, Василием Максимовым, Василием Поленовым, Василием Суриковым, Марком Антокольским, братьями Праховыми. Третьяковская Галерея, Москва, Россия.
В 1878 г. Васнецов начал писать картину «После побоища Игоря Святославича с половцами», ставшую одной из первых в историко-былинном цикле. Интересно, что именно в Париже он написал первый эскиз маслом к «Богатырям». Дверь в чайную раскрыта. Интересно отметить, что даже славянофильская газета «Русь» дала категорически отрицательный отзыв всем трём картинам Васнецова, показанным на IX передвижной выставке. В 1910 году он завершил большую картину «Баян», над которой работал ещё в 1890-е годы. Былины рассказывают о событиях далёкого прошлого. Глубокая печаль разлита по всей русской земле.
Холст, масло. подвижников благочестия: кн. Всё так неожиданно произошло.
На переднем плане слева орел чистит перья. Тяжёлая ноша для коня, но богатырские лошади сильны, быстры, так же, как и их витязи. У Васнецова была особенность, не раз удивлявшая окружавших его людей. Мать, Аполлинария Ивановна, родила шестерых сыновей из которых Виктор был вторым. Иллюстрации к поэме А. С. Третьяковская Галерея, Москва, Россия.
а у седла висят гусли-самогуды. Пермский художественный музей, Пермь, Россия. 70 x 138. 1916-1926. Эскиз мозаики церкви Марии Магдалины в Дармштадте. 1885-1896 Бог Саваоф.
1901. В. М. также написал неск. В 1874 году художник получил бронзовую медаль на Всемирной выставке в Лондоне за картины «Книжная лавка» и «Мальчик с бутылкой вина». 1883.
1913-1918. По своим убеждениям он был монархист и просветитель. Вся «сюита сказок» написана на темы русского фольклора, кроме картины «Спящая царевна». Праховой. В них он просто и точно отобразил черты деревенского быта Вятского края.
Такую бедняжку-девочку можно было часто увидеть в былое время. Всё это показывает умиротворённость картины. Тем больше недоумения и даже возмущения вызвала в прессе картина 1880 года «После побоища Игоря Святославича с половцами», написанная на тему «Слова о полку Игореве». Cloud (Полен, Васнец, Крамск и я, – рассказывал Репин Стасову. Триптих.
Васнецова». Серафим. В начале августа 1867 года Васнецов отправился в Петербург. Как в жесткий надежный футляр, фигура царя облачена в тяжелую, глухо застегнутую, тканую золотую одежду (ферязь), в узорчатые рукавицы и чоботы, унизанные жемчугом. Щит, шлем, доспехи – нелёгкая одежда, а ещё орудия: меч, щит, лук, палица.
В них изображаются сражения с врагами Русской земли. Занимался живописью у старшего брата, затем у худож. Марии Магдалины работает центр декоративно-прикладного искусства. Именно вот таким образом художник оставил Академию художеств и примкнул к передвижничеству. 1907 Отечествие (Отечество).
В костюме скомороха. Это его и погубило. Богоматерь с младенцем. 1879 Преферанс. Картина была экспонирована на VIII Выставке Товарищества передвижников и приобретена Третьяковым. Последняя выставка Союза русских художников состоялась в мае – июне 1923 года.
1878. Главное направление его творчества можно назвать былинно-историческим жанром. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» Прощание Олега с конем.
Третьяковская Галерея, Москва, Россия. Картину можно увидеть в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. И хотя картину многие хвалили, сам Васнецов видел уже все ее недостатки.
Бумага, акварель, гуашь. Новые материалы». Два огромных холста «Мария Магдалина» и «Богоматерь с младенцем на троне» представляют собой оригиналы для мозаик – первый для украшения фасада церкви, второй – для алтаря. Дом-музей В. М. Васнецова, Москва, Россия. Не сохранился). Образы трактованы в стиле модерн.
Нестор-летописец. Одновременно с картиной «После побоища» на 8-й передвижной выставке Васнецов представил «Ковёр-самолёт»: Иван-царевич на летящем ковре держит большую клетку с Жар-птицей. В 1880 г. в Третьяковской галерее была выставлена его первая историческая картина «После побоища Игоря Святославича с половцами». С 1868 года по 1875 год Виктор Васнецов учился в Академии.
Вот мы и расстались». Л. Н. Бенуа. «Сирин и Алконост» – также символическая картина, образам которой художник придал особый смысл.
Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве. Эти песни славили богатырей их подвиги. Картон плащаницы главного престола Владимирского собора в Киеве, вышитой Е. А. По его рисункам была сделана мебель в его доме и разнообразная утварь. Начал заниматься рисованием в 60-х гг. Если сказку рассказывали, то былину пели.
кн. 200 x 150. 1897 Гамаюн, птица вещая. Холст, масло. Третьяковская Галерея, Москва, Россия.
Читали по ролям пьесы известных классиков. В 1868 году В. В. Стасов опубликовал в нескольких томах «Вестника Европы» своё исследование «Происхождение русских былин». Все они были задуманы и писались в ощущениях музыки.
Всё это заложило нравственно-духовные основы личности будущего художника. В течение многолетней работы художником было создано ок. 1876 С квартиры на квартиру.
1918. 1870-е Богатырь. По рисункам Васнецова построены церковь и Избушка на курьих ножках в Абрамцеве (1883), фасад Третьяковской галереи в Москве. Как они могли сохраниться на протяжении столетий. Все в семье рисовали: дед, бабушка, братья. Художник всегда был желанным гостем и в загородном доме и в знаменитой усадьбе «Абрамцево».
Так в десять лет мальчик поступает в Вятское духовное училище, затем в четырнадцать – в Вятскую духовную семинарию. Портрет художника Аполлинария Михайловича Васнецова. В семье читали научные журналы, рисовали, писали акварелью. Третьяковская Галерея, Москва, Россия. Покоем веет от тел павших.
Холст, масло. Неприятное лицо царя нарушает декоративную гармонию произведения, но, видимо, этот контраст нужен был художнику для полноты характеристики Грозного. Из числа графических произведений Васнецова, выполненных в 1890-е годы, можно вспомнить «Меню» для торжественных обедов по случаю коронования императора Александра III, грамоту об избрании Московской городской Думой П. М. Третьякова почетным гражданином Москвы (1896) и многое другое. (25. 07. 1856, с. Рябово Вятского у. и губ. - 23. 01. 1933, Москва), художник, график, театральный художник. Холст, масло. Об этом после появления «Витязя» написал в стихах молодой друг Васнецова (будущий министр земледелия) Александр Васильевич Кривошеин 6 января 1882 года.
Другие надписи («Направу ехати – женату бытии налеву ехати – богату бытии») Васнецов частично стёр или спрятал подо мхом. Добро и зло в картине олицетворено в персонажах из русской и христианской истории. Поэтическими строфами Слова о гибели мужественного Изяслава навеян образ покоящегося рядом богатыря – воплощение доблести и величия русского воинства. На VIII передвижной выставке 1880 года о показанной картине И. Крамской сказал: «Это вещь удивительная, которая нескоро будет понята по-настоящему».
Бумага, акварель, гуашь, карандаш. Дом-музей В. М. Васнецова, Москва, Россия. В это время Васнецов уже становился известен своими жанровыми картинами: «Нищие певцы» (1873), «Чаепитие в трактире» (1874), «Книжная лавочка» (1876), «С квартиры на квартиру» (1879).
В 1880 году, получив многомиллионное наследство от своего дяди, стал благотворителем. Завершенное Васнецовым во Франции полотно Акробаты (На празднике в окрестностях Парижа) (1877) носило еще жанровый характер. Некоторые из этих произведений (Три царевны подземного царства, 1881, там же) представляют уже типичные для модерна декоративные картины-панно, переносящие зрителя в мир грез. Дом-музей В. М. Васнецова, Москва, Россия. 152, 7 х 165, 2.
Религиозная тематика наследия Васнецова отразилась в образцах стенной живописи во Владимирском соборе в Киеве, храме Воскресения (Спаса-На-Крови) в Санкт-Петербурге, храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне. Неслучайно эта картина определена критиком как «панно». Талант Виктора Васнецова проявился во многих сферах искусства. Иллюстрации к поэме А. С.
Левая часть. Кто не знает его «Богатырей», «Ивана Царевича на Сером Волке» и «Алёнушку». 1878, ГТГ «Преферанс». 1889. Он происходил из большой семьи деревенского священника. 1889.
Владимира» и «Крещение Руси». И. С. Боголюбов, 1904 – 1913), – «Богоматерь на престоле» и «Спас на престоле». Главное дело его жизни – помощь в создании московского Музея изящных искусств имени императора Александра III (ныне Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина). Холст, масло. В 1885 году Васнецов получает от А. В. Третьяковская Галерея, Москва, Россия.
Во время учебы Виктор Васнецов много рисовал с гравюр, фотографий, делал и этюды с натуры. Христос-Вседержитель. Писал этюд для Елены Прекрасной с племянницы Мамонтова юной Наталии Мамонтовой. Царевны производят сильное впечатление своей загадочностью. Создана картина Васнецовым по сюжету былины «Илья Муромец и разбойники».
Даже картины в его мастерской – знаменитая сюита сказок – сохраняет этот синтез. Кончилась битва медленно встает из-за туч луна. Слава художника пришла к нему практически сразу. 1876. Дом-музей В. М. Васнецова, Москва, Россия.
Искусство Васнецова порождало острые дискуссии. Когда Васнецов обратился за советом к Андриоли, тот думал недолго. Когда картина появилась на выставке, зрители подолгу стояли перед ней. Он «избегал изображать сильные страсти», отдавая предпочтение тихому пейзажу и человеку, «живущему внутренней жизнью». В 1878 г. переехал в Москву.
1885-1893. 173 x 295. Он начинает писать пейзажный этюды, передающие грустное состояние природы. 1913-1918 Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем.
Картина Васнецова В. М. Дом-музей В. М. Васнецова, Москва, Россия. Но будущий художник бросил учёбу в Академии.
В 1882 году русский художник пишет для С. Мамонтова второй вариант, больший по размерам, обладающий монументальностью живописи. 1879. 1873. Владимира 4-й степени и ежегодную аренду (пенсию) в размере 1500 рублей, в январе 1914 года чин Действительного Статского Советника (что было равнозначно генеральскому чину), а ещё ранее, в феврале 1902 года, он получил от французского правительства орден Почетного легиона. создал «Витязя на распутье».
Он отличается необыкновенной силой, мужеством и смелостью, огромным ростом (вымысел). Бумага на холсте, гуашь, акварель, тушь, белила, бронза. 116 х 80. Костюмы были, наконец, готовы, роли распределены.
В них В. создал выразительные образы-типы из рус. 1901. Художник переехал жить в Москву, его новые знакомые – С. Мамонтов и П. Третьяков. Образ Христа Вседержителя (плафон главного купола) традиционен. Бумага на холсте, гуашь, акварель, тушь, белила, бронза.
Кащей Бессмертный. В нём воплощается мощь русского народа, защитника Русской земли. Отец Михаил Васильевич Васнецов, как и дед и прадед был священником. В 1900 г. удостоен звания академика за исторические пейзажи Москвы.
К парижскому периоду относится также и картина «Акробаты» (1877) (первый вариант 1876 г. – «Балаганы в окрестностях Парижа»), которую можно видеть в Русском музее. В мае 1877 года он возвратился в Петербург и в ноябре того же года женился на своей землячке Александре Владимировне Рязанцевой. Финансировал известный журнал «Художественные сокровища России». В этом же году Васнецов организовал персональную выставку, на которой «Богатыри» были главным произведением. Она была врачом, выпускницей медицинских женских курсов.
1910. Лето он проводил в Ахтырке, недалеко от имения Мамонтовых Абрамцево. В этой картине он, несомненно, воплотил свою мечту о России будущего. В них он просто и точно отобразил черты деревенского быта Вятского края. Самыми замечательными являются образ Богоматери с Младенцем и ряд икон для главного иконостаса собора (большая часть эскизов хранится в ГТГ, ГРМ, в КМРИ). Полностью перейдя к историческим и сказочным сюжетам, художник Васнецов создал новое, «национальное» направление в современной ему российской живописи.
Официальные заказы на росписи церквей не определяли сам факт обращения к этому виду работы. Он останавливается возле Парижа, здесь он много работает. Иллюстрации к поэме А. С. Фасад был выстроен по его замыслу. 1885-1896. Он почувствовал себя дома.
Холст, масло. 1882. Таких еще не бывало в русской школе1. Фреска Владимирского собора в Киеве. 1899.
Но Стасов ни словом не отозвался о ней в печати, настолько «многообещающий жанрист» его разочаровал. 1885-1896. Холст, масло. Лицо павшего богатыря выражает спокойствие, в нём нет злобы.
Иван Грозный, oдeтый в парчовый опашень, в шапочке с образками, в шитых рукавицах, спускался по крутой лестнице. Однажды декламировали «Снегурочку» А. Н. Островского. Васнецова стала одним из самых трогательных и поэтических его созданий.
Холст, масло. Предостерегающе стоит на перекрестке трех дорог камень-вещун. Холст, масло. Многие из них явно «графичны», «иллюстративны» по манере исполнения. Этот факт примечателен.
А за спиной у мальчика новый посетитель, похожий на подвыпившего мастерового. Виктор не стал, как хотел его отец, священником. Эта картина представляет собой не взгляд в прошлое, а из прошлого в настоящее. Однако, ведущие критики того времени – Александр Бенуа и Сергей Маковский – признавали, что Васнецов «первый обратился к украшению жизни» и был новатором, открывшим новые пути в искусстве.
Она была любимым его детищем, к ней «всегда влеклось сердце и тянулась рука». Дом-музей В. М. Васнецова, Москва, Россия. Государственный Русский Музей, Санкт Петербург, Россия. Чудесный памятник по себе оставит Васнецов русским людям, – писал М. В. В свою очередь Васнецов, зайдя однажды в парижскую мастерскую Поленова, быстро написал знаменитый эскиз Богатырей (1876), выплеснув как вполне зрелое и сложившееся свою грезу об эпической русской истории.
1884. мастерами в 1885-1896 гг. В Париже также родилась идея создания знаменитой картины «Богатыри»: Васнецов однажды зашел в парижскую мастерскую Поленова и быстро написал эскиз, реализовав свою давнюю мечту об эпической русской истории. Увиденное и пережитое вызрело в картину «Царь Иван Васильевич Грозный», задуманную на рубеже 1880-х гг., а исполненную в 1897 г. Фигура царя занимала почти все полотно. 1910 Баян.
Победой русского воина заканчивается любая битва. Однако картины его подвергались критике за "кадаверизм" (от слова кадаверин – трупный яд)- увлечению изображений трупов. Указ императора гласил: «Правительствующему Сенату.
Позже он писал: «Решительный и сознательный переход из жанра совершился в Москве златоглавой, конечно. Параллельно с ней он углубился в сказочный мир. Портрет Бориса Васнецова, сына художника. Единородный сын Слово Божие (Единородный Сыне и Словесе Божий).
Каменный век. Холст, масло. Произошла «переоценка Васнецова». Холст, масло. Холст, масло. – Они будут знать в лицо своих святых, угодников и мучеников, всех тех, на кого они хотели бы походить и что есть их заветный идеал. А в Москве страсть к старине возникла ещё больше.
Правая часть. Парижское полотно Репина Садко в подводном царстве (1876), где Васнецов позировал для Садко, хоть и осталось у него единичным в этой тематике, ясно говорило о возможных путях национальных исканий. В 1870 г. за эскиз «Христос и Пилат перед народом» (картина «Пилат умывает руки». Как я стал из жанриста историком (несколько на фантастический лад), – писал он, – точно ответить не сумею. «Всеобщий пeдaгoг», как называл его Владимир Стасов, (у Чистякова учились Пoлeнов и Серов, Суриков и Врубель) сумел понять особенности таланта своего ученика и не стал принуждать его к «классичности», помогая ему развиваться сообразно своему дарованию.
Сразу почувствовали «главное» в картине только Репин и Чистяков. Для знаменитой пьесы «Снегурочка» Васнецов готовил декорации и костюм главной героини. Хотя книжка не вышла, Васнецов бережно сохранил рисунки. (Собор построен арх.
84 x 136. Его первыми картинами были – «Чаепитие», «Нищие», «Старуха кормит кур», » Рабочий с тачкой», «Дети разоряют гнезда» – их показали на выставке в 1872-1874 годах Общество поощрения художеств. 1887. Это реальное.
Изгиб ковра напоминает крылья птицы, чувствуется его легкое движение в воздухе. 1897. М. А. Тем не менее такая выставка состоялась в февоале 1904 года в Историческом музее в Москве.
После окончания этой выставки Васнецов пожертвовал тысячу рублей «на нужды музея и приобретения памятников древней русской культуры не поздней конца XVII века». Помимо персональных выставок, художник принимал участие во Всемирной выставке в Париже 1900 года, в выставках Союза русских художников (членом этого объединения он стал в 1918 году), в Международной выставке – в Риме (1911), русского искусства в Мальме (1914) и Берлине (1922), Америке (1924 – 1925), в благотворительных «Художники – товарищам воинам» (1914 – 1915) и других. 1882 Витязь на распутье. Образ, созданный им прост и естественен. Он ставит на лотерею две свои картины – «Жница» и «Молочница» (1867) – и на полученные деньги уезжает в Петербург, где сначала занимается в школе Общества поощрения художеств, затем поступает в Академию художеств.
Полотно Васнецова «Богатыри» стало одним из первых обращений к былинному сюжету в истории русской живописи. Витязь на коне. Он мог одновременно выполнять самые разнообразные, несовместимые на первый взгляд задания. 1885-1896. Картина подчёркнуто декоративна.
Третьяковская Галерея, Москва, Россия. Так наряду с жёстким отображением жизни (реализмом) возник интерес к истокам народной культуры, к фольклору. Породистые лошади сильны, на них могучие наездники.
1885-1896. Свое ощущение захватывающей таинственности, состояние сопереживания он выразил в рисунках Бабушкины сказки (1871) и Сказки деда (1870). Стасовым. Его архитектурные работы положили начало новому стилю, к-рый вошел в историю архитектуры как «неорусский стиль».
С творчеством Васнецова знакомы, наверное, все, по крайней мере – в России. Птицы Радости и Печали (Песнь Радости и Печали). Холст, масло. Третьяковская Галерея, Москва, Россия. По мотивам сказок и былин было написано много картин, например, «Витязь на распутье» (1878 год), «После побоища Игоря Святославовича с половцами» (1880), «Аленушка» (1881), «Три богатыря» (1898), «Три царевны подземного царства» (1881), «Иван Царевич на Сером Волке» (1889). 1899.
В том же году он был принят в члены Товарищества передвижных художественных выставок. Третьяковская Галерея, Москва, Россия. Распятый Иисус Христос. 292, 2 x 129. 205 x 390.
Творческие принципы В. М. формировались в среде художников-передвижников для раннего периода характерны также жанровые произведения («С квартиры на квартиру». В богатыре воплощается мощь русского народа, он идеальный герой. В 1872 г. окончил семинарию. 1899. Холст, масло. Их образам придана торжественность и монументальность.
Мария Магдалина. 13 июля 1912 г. Васнецову было отправлено из Академии Художеств извещение об этом событии. Бумага, акварель. Холст, масло. Савва Иванович был замечательно интересный и талантливый человек.
Общество художников-передвижников повлияло на становление самого Васнецова. Бенуа. Тёмная вода омута притягивает Алёнушку. И Виктор решил испытать судьбу, он решил уйти с предпоследнего курса семинарии.
Вся картина полна единого настроения скорби, выражает любовь и сострадание к несчастной. Умело вводя в картины реальный, но вместе с тем окрашенный определенный настроением пейзаж (встающая над полем боя кроваво-красная луна, никнущие травы, лесные дебри и т. д. ) он затрагивал глубиные душевные струны, заставляя зрителя сопереживать изображаемому. Положение во гроб (Плащаница). В то время он посещал музыкальные вечера Третьяковых, где слушал Баха, Моцарта, Бетховена. Впоследствии попытка Васнецова выразить национальные представления о добре и красоте будет основываться именно на этом детском восприятии крепких основ крестьянской жизни с их вековыми художественными традициями. На ней экспонировались оригиналы для мозаик, предназначенные для церквей: в Гусь-Хрустальном – «О Тебе радуется, Благодатная», Дармштадте и Воскресенском в Петербурге, а также мозаик, выполненных для других церквей по оригиналам Васнецова.
В картине «После побоища Игоря Святославича с половцами» художник трактует исторический сюжет возвышенно, как эпическое, величавое действо. Синими тучами закрыт горизонт, красная, как бы омытая в крови, луна повисла над степью. Три царевны подземного царства. Мамонтова, одним из организаторов которого и активным участником он был в 1880-х годах. Васнецов с тяжелым чувством переживал события, происходившие в России. Люди защищали рубежи родины сообща именно в те далёкие времена появилась пословица: «Один в поле не воин».
395x219. В огромной композиции (700 х 690 см), посвященной теме последнего судилища, он воплотил рожденное его могучей фантазией представление о вселенной и человечестве. Среди этих живописных былин и сказок Васнецова – картины Витязь на распутье (1878, Русский музей, Санкт-Петербург), После побоища Игоря Святославича с половцами (по мотивам сказания Слово о полку Игореве, 1880), Аленушка (1881), Три богатыря (1898), Царь Иван Васильевич Грозный (1897 все картины – в Третьяковской галерее). Холст, масло. На поле битвы раскинулись тела не мертвых воинов, но, как в русском фольклоре, вечно уснувших.