«Я живу теперь в Тобольске, – читаем мы из его письма к брату 1 июня. Это кряжистая, прочно стоящая обеими ногами на палубе фигура в стальном шлеме. Вскоре представился новый счастливый случай.
При первом же взгляде поражает огромный масштаб запечатленного художником события – людские массы, кажется, населяют полотно и еще большие угадываются за его пределами, Правда, на самом деле фигур не более сотни, но кто усомнтся, что видит перед собой битву народов, воспроизведенную в ее решающий, кульминационный момент. В марте того же года совет Академии художеств присвоил автору полотна звание академика1. Он «очень хвалит картину», – пишет Суриков брату. Каждое лето, взяв дочерей, он отправлялся на этюды.
Своею мощью, красочным звучанием эта картина напоминает «Тараса Бульбу». Оно было написано из Москвы 6 августа. Уже к августу он определился с размерами полотна, в письме к брату указав их как «8 аршин и 4», то есть примерно 5, 62, 8 метра. На обороте первого известного наброска к картине надпись рукой художника «За Волгой на Каме»2.
Разделясь, они стремятся породниться друг с другом. Ольга Сурикова уже тогда выделила Петра среди трех братьев Кончаловских. Но уже в начале 1894 года он писал брату: «Теперь я опять принялся за Ермака». Слезы глаза застилают.
Оболенской, граф Комаровский – начальник Оружейной палаты и еще некоторые ученые, московские художники, Забелин – историк, Семидалов – доктор – брат судьи и еще некоторые военные и все они признают, что «Ермак» у меня удался, не говоря уже о других фигурах». Суриков провел огромную работу по сбору материалов для картины. Единственный путь, на который мы могли рассчитывать, – это опрос пожилых людей.
Но горе не сломило Сурикова, как то случилось после смерти жены. Каждая новая картина Ильи Ефимовича Репина (1844–1930) воспринималась русской интеллигенцией, всеми передовыми и прогрессивными людьми как огромное событие в истории русской и мировой культуры, как победа реалистического искусства. Замечательный сдержанный колорит выбрал Суриков. В этнографической коллекции Минусинского музея он делал зарисовки с одежд туземцев, украшенных бисером и необычными узорами.
Лишь постепенно Суриков пришёл к окончательному мрачноватому колориту. Но уже в начале 1894 года он писал брату: «Теперь я опять принялся за Ермака»6. Картина условно разделена на 2 части: слева – казаки, справа – татары.
С большим живописным мастерством и выразительностью написан и этюд-типаж «Донской казак Кузьма Запорожцев», представляющий собой острый портрет. К большому сожалению, фотокарточка Антона Тузова у его родственников не сохранилась. Но невозможно не заметить единственную фигуру казака, которую автор картины «Покорение Сибири Ермаком» выделил красной киноварью. Многофигурное полотно, тем не менее, воспринимается гармонично и естественно.
Их-то и собирался написать Василий Иванович на Дону. Младшая – Елена была светловолосой и хрупкой и во всем подчинялась сестре. Как всплеснет она руками. Центр и нижнюю половину левой части полотна занимает авангард казачьего войска.
Теперь уже вписываю их». Я пригласил его на занятия секции. Стучу в дощатую дверь. — «Войдите». Ничего, брат, мне не нужно теперь. С 1895 г. был.
«. Даже лица и позы воинов передают ощущения силы/бессилия. Длительные поездки необычайно обогащали опыт художника. Отсюда, говорят, вышел Ермак и пошел на Волгу и Сибирь. В репинских «Запорожцах» звучит гоголевский смех.
И пока Алеё жёг Соликамск, Ермак покопял Сибирь. Теперь художник думал о группе Ермака. Стрельцы, заехавшие к Строгановым по пути в Кашлык, не получили нужного количества провизии, так как купцы полагали, что у казаков в занятом городе еды достаточно. По его просьбе устраивались скачки, он был «за своего» на казачьем «круге» – сходке. Познавательное значение «Покорения Сибири» не исчерпывалось оригинальностью замысла, новизной материала и изобразительных средств. Река Чусовавя, приток Камы – единственная на Урале, пересекающая Уральский хребет.
Сел я на него, а она, завернувшись в теплую шаль, провожала меня на пристань. Оказывается простые, на первый взгляд, вопросы решить было нелегко. Тут же, рядом с Ермаком, стоит его помощник — есаул Кольцо. Особое внимание привлекают изображенные на знаменах лик Христа и фигура Георгия Победоносца, подчеркивается идейная правота казаков, действующих «за правое дело» с Божьей помощью, тогда как на стороне татар шаманы исполняют языческие пляски.
«Покорение Сибири Ермаком» было закончено в 1895 году. Наконец, ему удалось устроиться в просторном запасном зале Исторического музея, где позднее им будут написаны и «Переход Суворова через Альпы» и «Степан Разин». Одно из них написано из Москвы 23 мая 1893 года.
Итак, Макар Агарков. Утром подошел пароход. Это не обычное сражение, какие часто изображали художники-баталисты XIX столетия, ограничивая себя задачами иллюстрации истории и воссоздавая только интересный эпизод из прошлого, случай из биографии знаменитого полководца — и только. Ко всему как-то равнодушен стал. В центре верхней части картины проступают контуры города, за который идёт сражение.
Меня эта идея всегда укрепляет». Дни ханства были сочтены: в Сибирь по приказу царя двинулись военные подкрепления.
Нестеров, один из первых понявших величие «Ермака». Память об Ермаке сохранилась во многих народных песнях и преданиях. Я заберусь в угол, да и вою. В Ермаке Сурикво поднялся на необычайную даже для него высоту исторического прозрения. На обороте первого известного наброска к картине надпись рукой художника «За Волгой на Каме».
В 1892 году он выезжал на Дон— собирать типажи для образов казаков3, в том же году жил в Минусинском краю на золотых приисках И. П. Кузнецова (на территории современной Хакасии), откуда сообщал: «Пишу татар. Теснота квартиры на Долгоруковской улице сильно затрудняла работу над большим полотном.
Деревушка — несколько изб. – Пишу этюды в музее и татар здешних и еще виды Иртыша». «Войдите». – Вхожу и вижу что-то длинное, узкое.
Писем было три. Нужны были, как говорил он сам, «лица старых казаков». Перед ним раскрывалась жизнь, нравы, характеры, судьбы людей, Во время длинного пути в Сибирь Суриков встречал не только «натуру», прототипов будущих полотен, но и тех людей, для которых он писал. «Где, спрашиваю, переночевать да попить хоть чаю. » Ни у кого ничего нет. Понял и я ее и тоже вначале молчал. Недаром еще ранее, прочитав- историю донских казаков, он писал брату: «Душа так и радуется, что мы с тобою роду хорошего».
Это не батальный эпизод и не случайная стычка двух враждебных отрядов. Судьба же Ермака и его отряда была трагична. Этюд этот, написанный в Красноярске, почти в неизменном виде перешел в картину. Учился в петербургской Академии художеств. Еще осенью 1893 года он показывал «Ермака» нескольким знакомым казакам и с удовлетворением отмечал, что «казачьи типы казаки, которые у меня были в мастерской, признают за свои». Написал порядочное количество.
Третье письмо подводит итог пребывания художника на Дону. 6 августа он был уже за работой в Москве. – Я написал много этюдов все лица характерные. Композиция вытянута по диагонали.
«Говорят, что эта лучшая моя картина», – как передавал их отзыв сам автор. Следующей ступенью к осуществлению замысла был эскиз, хранящийся в Русском музее. После смерти Елизаветы Августовны Ольга стала опорой отцу. Атаман решил освободить «пленников» и отправился им на выручку на одной из струг. В марте того же года совет Академии художеств присвоил автору полотна звание академика.
Теперь уже вписываю их. ». Кучум собрал огромную армию, в несколько раз превосходившую численностью казаков. Быкадорова мы добыли фотографию Ковалёва. Лишь постепенно Суриков пришёл к окончательному мрачноватому колориту.
Увы, ничего хорошего это не принесло. С 1895 г. был. Нашел для Ермака и его есаулов натуру для картины. Суриков увидел его в Оружейной палате.
Старшая, Ольга, была очень похожа на отца: крепкая, темноволосая, она обладала сильным характером. Но есть и завистники. Только в декабре 1892 года в работе над «Покорением Сибири» был сделан перерыв: Сурикову было нужно подготовить к выставке картину «Исцеление слепорожденного». Георгию на казачьей хоругви. Причем второй пункт был едва ли не важнее первого.
Третьякову же в знак уважения Суриков в 1895 году подарил уменьшенную копию картины8 (размерами 10359 см9). Именно острый клин создает особое напряжение боя, когда внимательно рассматривается картина «Покорение Сибири Ермаком». Сердюков) и расположенном по ул. «Покорение Сибири Ермаком» (картина) не блистает яркими красками, но переливается изумляющей игрой оттенков и письма. Наступило и это «завтра».
Суриков заканчивает свою новую большую картину «Покорение Сибири», которая представляет результат четырехлетнего труда, картина, очевидно, будет закончена к ближайшей передвижной выставке». В конце июня он уже в Москве. Разговорившись с ним, я узнал, что ему известны некоторые подробности создания картины «Покорение Сибири Ермаком».
«Останусь здесь недели две еще. Это вот и есть то, что греки дали, – сущность красоты. Написал порядочное количество. Сурикове 1933 года издания. Хан снарядил отряд, который неотступно следил за продвижением казаков по реке. Вся жизнь Василия Ивановича теперь сосредоточилась в дочерях, матери с братом и в картине, что была напрямую связана с его отчаянными предками-казаками, а через них – и с ним самим.
С 1897 года «Покорение Сибири» выставлено в этом музее в том же зале, что и основное полотно, экспонируется этюд «Казаки в лодке». «Ишь, – говорят, – еще не служил, а ездит хорошо. ».
– Говорили разное, называли разные темы и только в самое последнее время стали увереннее называть «Ермака». «Вот, говорят, учительница ссыльная живет, у нее, может, найдете». Летом 1891 года в Туруханском краю он рисовал этюды с эвенков и остяков. Композиционно картина только кажется поделенной рекой на две части. Учился в петербургской Академии художеств.
Однако для картины одного сибирского материала было недостаточно. И типы инородцев – тоже все это было хорошо знакомое по сибирской жизни. Между тем, всё это время мы не забывали об акварельном портрете атамана.
Синтез искусств). Уже к августу он определился с размерами полотна, в письме к брату указав их как «8 аршин и 4», то есть примерно 5, 62, 8 метра2. Угроза с Востока от татаро-монголов была постоянной. Самое печальное, то что казаки сибирские времён Ермака и казаки сибирские времён Колчака и брата-атамана Бориса Владимировича Анненкова да есаула Красильникова- это два больших отличия. Наследники Ермаковы может где-то и остались по Сибири, только Сибирское казачье войско к 1913 году- это наследники верховых донских станиц- гультяи медведицкие да хопёрские, часть уральских казаков, оренбуржские казаки, даже кубаноиды, пленные поляки, да ненавистное лапотное мужичьё, переведённое в казачье сословие при Николае 1. А собственно правнуки ермаковских казаков были переведены в мещанское сословие во второй половине 19 века. И ещё- белоленточному:Кучум угрожал в основном землям Строгановых, также как в своё время индейцы угрожали белым переселенцам на Диком Западе. Аналогии не просто, а прямо уместны. А картину данную смотрел в январе во время отпуска в Третьяковке. При всей своей ненависти к очередям выстоял 3 января очередь- хотя там на Лаврушинском- спасибо правительству Москвы- и костюмированное действо в а ля рус, весело и задорно, очередь прошла незаметно, тем паче перед нами стоял актёр Георгий Мартынюк с семьёй (который майор Знаменский из ЗнаТоКов) и смог в живую увидеть картину. Поразила небольшим размером. Нашел тип для Ермака». 2)Ионический ордер – в сравнении с тяжеловесным дорическим отличается легкостью пропорций.
Бросилась она топить печь, мед, хлеб поставила, а сама и говорить не может от волнения. На картине изображена кульминация битвы – обстрел из пушек и пищалей татарского войска и ответные действия татар – стрельба из луков. Георгию на казачьей хоругви. Нашел тип для «Ермака», – делится он радостью с братом. «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем» было окончено в 1895 году и стало важным событием 23-й выставки Товарищества передвижников. Стучусь к ней.
Суриков почти никогда не расставался с дочерьми. Картина сильно подвинулась. Летом 1891 года в Туруханском краю он рисовал этюды с эвенков и остяков.
Кузнецовым лечиться кумысом от начавшейся было в сыром и холодном Петербурге чахотки. Счастливой композиционной находкой 1892 года является фигура стреляющего казака, стоящего у лодки в воде изображенного в резком ракурсе со спины. Тенденция к индивидуализации дополняется тенденцией к взаимовлиянию и синтезу (см., со свойственной ему скромностью, сообщал брату об этом в осторожных выражениях: «Картина помаленьку подвигается». В восприятии первобытных племен, не имеющих представления об огнестрельном оружии, ни разу не слыхавших ружейного выстрела, каждый казацкий выстрел сотрясает мир, как удар грома, как не поддающееся пониманию разума сверхъестественное эсхатологическое (предвещающее конец мира) явление. С 1897 года «Покорение Сибири» выставлено в этом музее в том же зале, что и основное полотно, экспонируется этюд «Казаки в лодке»1. «Пустите, говорю, обогреться да хоть чайку согреть». — «А вы кто. » — «Суриков, говорю, художник». С одной стороны, каждый видискусства стремится максимально выявить, усилить и развить то, что составляет его неповторимую особенность, отличает его от всех других и является его преимуществом перед ними, оправдывающим его право на существование.
1895Холст, масло, 285 x 599Государственный Русский музей» находится в Русском музее). Очевидно, его могучий образ привлекал народное воображение и любовь главным образом потому, что, восхищаясь силой и удалью Ермака, народ видел в нем героя, вышедшего из его же рядов, умного и отважного вождя, способного вести за собой массы к победе. Греческую красоту можно и в остяке найти.
Вместе с тем зритель чувствует их уверенность в победе. Это совсем другой характер и темперамент. Двигаяс в Сибирь, Уральские горы Ермак перевалил исключительно водным путём. Меня казаки очень хорошо приняли. Это был очерк о В. И. Живу за тысячи верст от центров, от жизни». Как справедливо указывает В. Кеменов, «осеняя дружину Ермака этим знаменем, Суриков тем самым как бы передает ей эстафету многовековой борьбы русского народа против татар, одним из последних грозных оплотов которых было сибирское ханство Кучума». Покорение Сибири Ермаком было событием чрезвычайного исторического значения.
Учился в петербургской Академии художеств. Хотя Суриков ещё в Москве договорился с П. М. Третьяковым о продаже ему «Покорения Сибири» за 30 тысяч рублей император Николай II, узнав об этом, заявил, что «эта картина должна быть национальной и быть в национальном музее». Холодно, сыро. Сам стоит слева, замер, ни слова, ни звука. Всегда отличаясь «лица необщим выраженьем», они вместе с тем сообща решают одни и те же задачи.
Давит серое небо на уже бегущих всадников. У Д. В. Вхожу и вижу что-то длинное, узкое Меня направляет Василий Иванович в угол и когда место найдено, мне разрешается смотреть. О картине начали говорить, ее ожидали с нетерпением. Другие ранние пейзажные этюды для полотна Суриков писал на Оби, а также в Тобольске.
16 сентября в «Русских ведомостях» появилась статья с подробным описанием картины, в предваряющих описание строках говорилось: «Известный художник В. И.
Набросок головы Ермака, который Суриков сделал сепией в сентябре 1891 года (Третьяковская галлерея), получил теперь реальное воплощение. Сам Ермак тоже лишь постепенно «проявился» в казачьей массе— на ранних набросках его загораживали лишние фигуры, потом отодвинутые на второй план в более поздних вариантах Ермак, наоборот, виден полностью, отделён от своего войска и только после долгих поисков художник определил окончательное место главного персонажа картины2. В картине «Не ждали» Репин почти чеховскими приемами воссоздает психологическую атмосферу дома и семьи, когда нежданно-негаданно в комнату входит возвратившийся из далекой ссылки муж и отец. Все выдержано в золотисто-коричневой гамме, но картина Сурикова «Покорение Ермаком Сибири» сумрачна и тяжела. Работа велась на Оби и в Хакассии.
Рана в душе Сурикова постепенно затягивалась и в 1893 году он даже выставил в Петербурге «Исцеление слепорожденного Иисусом Христом». В Минусинском крае написан и один из самых удачных этюдов к картине— «На реке» с изображением стрелка, стоящего в воде2. Все явлено зрителю живо, выпукло и достоверно. Суриков терпеть не мог писать «от себя», фантазировать, «придумывать» то или иное лицо. Он сделан на бумаге карандашом и акварелью. Через 2 дня он уже в Минусинске.
Только в декабре 1892 года в работе над «Покорением Сибири» был сделан перерыв: Сурикову было нужно подготовить к выставке картину «Исцеление слепорожденного». Собственно, поступление на службу было двовльно своеобразным. Учился в петербургской Академии художеств. С 1895 г. был. Вступив в пределы Сибирского ханства, он встретил жестокое сопротивление.
Мы приступили к их изучению.
Сразу после окончания «Взятия снежного городка» Суриков начал работу над грандиозным полотном «Покорение Сибири Ермаком» (Приложение 8. ). Татарские лучники оказали упорное сопротивление. Он советовал Александру: Одно, Саша, не давай волю отчаянию.
В центре фигура Ермака, протянувшего вперед руку. После зимовки на перевале отряд его добрался до реки Тобол. Третьякову же в знак уважения Суриков в 1895 году подарил уменьшенную копию картины (размерами 10359 см). Они проживали в то время в городе Ростове, теперь уже и их нет в живых.
20 сентября Суриков перечисляет брату довольно обширный ряд зрителей: «Я теперь кончаю «Ермака» в зале Исторического музея в Москве, вот уже месяц. Когда я зашел на обед передвижников, все мне аплодировали. Над ним и его соратниками развиваются хоругви с ликом Спаса и конной фигурой Святого Георгия (говоря о первом из этих знамён, В. С. Кеменов отмечает: «осеняя дружину Ермака этим знаменем, Суриков тем самым как бы передает ей эстафету многовековой борьбы русского народа против татар»2)., ходили давно, года два-три, – вспоминал М. В.
В фигурах этих казаков, в очертаниях лиц чувствуются поэтические былинные представления о мужественной красоте русского воина. Темен суровый пейзаж Сибири осенним днем. Такая же фотокарточка, но увеличенная имеется у В. К. С 1895 г. был. В Минусинском крае написан и один из самых удачных этюдов к картине— «На реке» с изображением стрелка, стоящего в воде.
Ее видели Потанин – знаменитый путешественник, потом начальник музея кн. Лето этого года он провел в Сибири. Посмотрим на картину и мы (теперь «Покорение Сибири ЕрмакомПокорение Сибири Ермаком. А он не давал положительных результатов. Множество разнообразных лиц переписал он за несколько месяцев. провел на Дону, подыскивая наиболее выразительные типы для основных персонажей.
Евдокимов – один из первых биографов великого художника. Однажды, когда В. И. Движения казаков неторопливы, не чувствуется никакой суеты, спешки. Автором очерка являлся И. В.
Установление родственников Ковалёва большой трудности не представляло. Правда, покорение Сибири как таковое еще не состоялось и с Кучумом не удалось разделаться окончательно, однако, учитывая, что он был стал и сильно «болел глазами», а также то, чтомалочисленный казачий отряд не шел ни в какое сравнение со стрелецким войком, которое могло быть отправлено ему в подмогу, Иван Грозный располагал поводами для оптимизма. Ими оказались Быкадоров Дмитрий Васильевич и Сухарев Василий Карпович. Практически все казаки были перебиты, погиб и сам Ермак.
Тем не менее дело, начатое ими, не заглохло. Поход Ермака был тяжелым. Хотя Суриков ещё в Москве договорился с П. М. Третьяковым о продаже ему «Покорения Сибири» за 30 тысяч рублей император Николай II, узнав об этом, заявил, что «эта картина должна быть национальной и быть в национальном музее». Тяжело катит глинистые бурые воды река. В 1892 году он выезжал на Дон— собирать типажи для образов казаков, в том же году жил в Минусинском краю на золотых приисках И. П. Кузнецова (на территории современной Хакасии), откуда сообщал: «Пишу татар. Фамилия в станице не очень распространённая, её носят всего несколько семей, в том числе и моя.
Здесь дело пошло быстрее. Он называл ее Олечка-душа. Лист подклеен с трех сторон.
Вот как выглядел первоначально пустынный берег. Знамена едва намечены. «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем» было окончено в 1895 году и стало важным событием 23-й выставки Товарищества передвижников. В том же 1895 году Совет Академии присудил ему звание академика.
Исходя из общего сразу же верно найденного замысла – показа казаков в момент решительного наступления, художник ищет для группы казаков предельной динамичности, объединяет их единым целеустремленным движением, придает их лицам и фигурам единообразный профильный поворот (среди первоначальных эскизов нередко встречаются, например, у заряжающего ружье в передней лодке, лица в фас). Я написал много этюдов: все лица характерные.
В центре казачьей массы— сам Ермак изображённый в профиль, с вытянутой вперёд рукой. Над ним и его соратниками развиваются хоругви с ликом Спаса и конной фигурой Святого Георгия (говоря о первом из этих знамён, В. С. Кеменов отмечает: «осеняя дружину Ермака этим знаменем, Суриков тем самым как бы передает ей эстафету многовековой борьбы русского народа против татар»). В этом эскизе, художник уделяет много внимания композиции. 1892 год был вообще плодотворен.
Помог, как часто бывает, счастливый случай. Учился в петербургской Академии художеств. не хочет превратить татарское войско в безликую массу. Ермак – казачий атаман, успешно начавший по приказу Ивана Грозного войну с ханом Кучумом. Бударина его портрет работы Сурикова находился до 1934 года. Я, говорит, ничего не слышу и ничего не вижу. Казнь стрельцов. » — «Да, говорю, казнил я стрельцов». — «Да как же это так и здесь. » — «Да так, говорю и тут как тут».
Издательница журнала «Север» Ремезова поспешила приобрести у Сурикова право на литографское воспроизведение картины (цветная литография больших размеров была разослана подписчикам «Севера» в декабре 1895 года). В центре верхней части картины проступают контуры города, за который идёт сражение3. Крупской, после смерти И. В. Чего говорить, я хожу как в тумане. Василий Иванович писал в письме брату в Красноярск: Получил вчера твое скорбное письмо.
Строгановы решили поддержать предложенный Ермаком поход в Сибирь. Другие ранние пейзажные этюды для полотна Суриков писал на Оби, а также в Тобольске3. Спустя столетие распространился по всей территории древней Греции. – Не торопясь, с божьей помощью, можно хорошо кончить ее к будущей выставке. Стучусь в досчатую дверь. Их экономика, материальная культура, грамматические формы языка — все было иным.
Когда что-нибудь его не удовлетворяло, он готов был начинать все сначала, лишь бы конечный результат был именно таким, какого он добивался. Однако чувство ответственности и настойчивость не покидали Сурикова. Казаки мы с тобой благородные – родовые, а не лакеи.
В этой связи уместно вспомнить и строки из более позднего его письма (7 сентября 1895 года), в которых художник раскрывает смысл своей родовой гордости: «Насчет отличий нам, брат, с тобой не везет. Кончаловские были в восторге от картины. И Ермак, опасаясь преследований, ушёл на Каму. Тут он поступеил на службу к Строгановым.
Это я по прежнему своему горю сужу. И Суриков очень тонко живописными средствами показал это. Спать не пришлось: проговорили мы до утра. И вот я завтра увижу его. Пароход отошел, утро серое, холодное, сибирское. Он по нескольку раз меняет соотношение людских масс, компонует толпу.
Ермака еще не загораживает от зрителя группа казаков. В Ермаке черты народного характера Суриков возвел до степени эпического величия. Естественно, что его особенное внимание привлекает лагерь победителей-казаков. Нет, Суриков средствами живописи хотел передать не эпизод, не случай, а глубокий смысл того знаменательного события в истории России и всего мира, когда в результате столкновения «двух стихий» была завоевана и присоединена к России огромная и в то время географически загадочная страна Сибирь. На прииске И. П. Щербатов с женой и сестрой – кн.
Из сообщения Тузова мы узнали, что до революции в станичном правлении долгое время висела репродукция картины Сурикова «Покорение Сибири Ермаком». Газеты некоторые тоже из партийности мне подгаживают, но меня это уже не интересует. О них Суриков не забывал никогда. В Покорении Сибири много лично пережитого.
К этому времени относятся первые сведения о «Ермаке» в печати. Казаки, видимо, его не ожидали. Сухарева. Нашел тип для Ермака». Сурикову и здесь не изменила выская объективность художника.
Из толстых длинных стволов старинных казацких ружей вылетает пороховой дым и пламя. В 1581 году войско из более 1, 5 тыс. человек под руководством Ермака организовало поход против Кучума и победило в битве.
Были при мне уральские казаки и все они в восторге, а потом придут донские, Атамановского полка и прочие уж без меня, а я всем им объяснял картину, а в Москве я ее показывал донцам». Адресованы они в Красноярск матери художника – Прасковье Федоровне и брату Александру. С 1895 г. был. Через некоторое время получили ответ из музея.
В театре влияние кино сказывается в многоэпизодности и «монтажности» композиции спектакля, проявляется в сжатости и стремительности диалога, в использовании таких приемов, как «наплывы» (в картинах прошлого, воспоминаний, снов и т. п. ), «крупные планы» (выделение деталей действия), «озвучивание» мыслей героя (с помощью ведущего, через репродуктор и т. д. ), наконец, во включении кинокадров в действие. «Боярыня, говорит, Морозова. В тщательных эскизных разработках художник варьирует число сидящих, однако скоро останавливается на четырех, причем уже в акварельном эскизе 1891 года (Третьяковская галлерея) их размещение и позы близки картине. Характерно, что знамя «Спаса», под которым стоит Ермак имеет славную и многовековую историю. Мерцают отсветы выстрелов, облачка дыма от них. Суриков уже заканчивал «Покорение Сибири», к нему в гости пришел издатель Петр Кончаловский с сыном Петром, который увлеченно занимался живописью. Сам Ермак тоже лишь постепенно «проявился» в казачьей массе— на ранних набросках его загораживали лишние фигуры, потом отодвинутые на второй план в более поздних вариантах Ермак, наоборот, виден полностью, отделён от своего войска и только после долгих поисков художник определил окончательное место главного персонажа картины.
«Мы возвратились из поездки по Дону, – сообщает он брату. Картина находилась уже в той степени законченности, которая позволяла художнику показать ее некоторым посторонним лицам. Вот некоторые выдержки из него: «Мы возвратились из поездки по Дону. Отъехали далеко-далеко, а она, чуть видно, все стоит и стоит одна на пристани». Оттого, что не умеем заискивать. Читали на занятиях., – еще не служил, а ездит хорошо».