Василий Шухаев работал в качестве книжного иллюстратора, журнального карикатуриста и художника кино, расписывал особняки, соборы, рисовал портреты. Шухаев, ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ (1887–1973), русский художник, живописец и график, один из самобытных представителей неоклассики в духе «Мира искусства».
Идея этого автопортрета у них возникла под впечатлением от спектакля В. Э. Мейерхольда Шарф Коломбины, поставленного в 1911 г. в Доме интермедий в Петербурге оба художника принимали участие в постановке. В 1940 был переведен в Магадан, где оформил Дом культуры имени А. М. Горького. Наступил новый этап в творчестве художника. Рано потерял родителей, но, благодаря небольшому наследству, смог закончить Строгановское училище по классу чеканки (1897–1906). Сам художник путешествует в основном по Франции, только в 1930 году совершает поездку в Марокко, через всю Испанию на специально купленном для этого автомобиле. Педагог.
С 1922 – 1930е годы он создает для парижского издательства «Плеяда» иллюстрации к произведениям Пушкина, Гоголя, Достоевского, Лескова, Чехова, Гейне, Мюссе. В 1966 создал цикл картин по мотивам абхазского народного эпоса. Шухаева, 1936г. (крайнее левое фото на заставке). Особый интерес Шухаева к искусству старых мастеров, стремление понять тайны этого искусства и возродить некоторые его технические приемы придали его творчеству в целом черты известной ретроспективности. К середине 1930-х ни во Франции, ни в других западных странах не знали, что это были последние годы перед окончательной «закруткой гаек» уже со второй половины 1930-х годов многие эмигранты признавались «врагами народа» со всеми вытекающими последствиями. Его портреты аналитические, проницательные: «Портрет С. Н. Андрониковой в красных чулках», «Портрет Ф. Шаляпина», «Портрет Н. Л. Слонимского», «Портрет Анна Павловой», «Портрет Прокофьева».
Готовясь к этому произведению, он создал множество эскизов – выразительных портретов персонажей картины с пояснениями на полях в технике сангины, угля и белил. Оформлял спектакли в Ленинградском государственном театре оперы и балета им. Дипломная работа художника «Вакханалия» (1912г. ) встретила непонимание со стороны академического начальства. Он опять возвращался в прошлое, но на этот раз в свое собственное.
Преподавание станет важной частью его жизни в последние 25 лет. Требовалось знание анатомическое. Дипломная работа художника Вакханалия (1912) встретила непонимание со стороны академического начальства. Выбор Магадана для предлагаемого выставочного проекта оказался не случаен. Дальше дороги беженцев разошлись.
Вскоре к нему присоединился Яковлев. В США был экономический кризис и люди бросились на заработки. В 1935г. Особое место в творчестве В. Шухаева занял пейзаж.
Без права проживания в 16крупнейших городах страны («минус 16»). Театрализованным символом их дружбы – и в то же время одним из ярких манифестов неоклассики – явился их двойной автопортрет в образах Арлекина и Пьеро (1914, Русский музей). Луки» – детище В. Шухаева, А. Яковлева и Д. Н. Кардовского. Верди «Луиза Миллер» в Ленинградском государственном театре оперы и балета им. Еще перед революцией, он, в то время модный художник, женился на весьма модной актрисе Бэле Шеншевой известной под псевдонимом Казароза, прославившейся исполнением эстрадных песен. Шухаев еще сделает несколько попыток «быть нужным» стране Советов: примет участие в праздничном оформлении Петрограда, выполнит эскизы декораций и костюмов для театра.
В 1949 работал над картиной «И. В конце 1916 года Шухаева пригласили преподавать рисунок на Женские курсы высших архитектурных знаний. – профессор кафедры рисунка Тбилисской академии художеств.
В 1914 – 1915 годах архитектор А. В. Щусев (в ту пору еще молодой, но уже признанный мастер) предложил неразлучным друзьям сделать роспись православной церкви Николая Мирликийского в Бари (Италия). Свою картину он задумал как портрет своего поколения, построив «хоровую композицию». Художник очень наблюдателен и объективен в передаче характеров и душевных состояний. В 1921 году В. Шухаев уехал во Францию. В Париже Шухаев не оставлял и собственных занятий искусством: он создал портреты А. Е. Яковлева (1927), С. С. Прокофьева (1932), Ф. И. Шаляпина (1934) и других, оформлял спектакли театра Н. Ф. Балиева, труппы И. Л. Рубинштейн писал натюрморты, жанровые картины, пейзажи.
В 1932–1933 рисовал для журнала «Vanity Fair» карикатуры на политических деятелей и писателей: Кемаль-пашу, Гинденбурга, Гитлера, Папена, М. Горького, Б. Шоу, Г. ДАннунцио. Названное в честь итальянских художественных гильдий эпохи Возрождения, оно было призвано возродить профессиональные традиции старых мастеров и развить идеи неоклассицизма Общество прекратило существование в 1918 году. А. О. Таманян). В Италии Шухаев собирал материал для своей картины «Поклонение волхвов», писал и другие картины на библейские сюжеты. Годы учебы в Академии были наполнены поисками своего пути в искусстве: уже постигнув азы художественной грамоты в Строгановском училище, Шухаев продолжает упорно заниматься, чтобы достигнуть вершин мастерства. Луки». В 1897—1906гг.
Однако за начинающего художника заступился А. Н. Бенуа, тут же работа В. Шухаева была признана удачной, а ему самому присвоено звание художника, а за особые заслуги и старание он награждался двухлетней поездкой в Италию от «Русского общества в Риме». После этого в 1924 году его пригласили участвовать еще в одном издании— к иллюстрированию трагедии «Борис Годунов». Продолжил обучение в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств, дипломная работа — «Вакханалия» (1912) была неоднозначно воспринята профессорами. он жил в Париже.
жил в Париже. В. Шухаев родился в семье сапожника, рано стал сиротой. Путешествовал по югу Франции, Корсике и в Марокко (1928–1930).
Главное, нужно познакомиться с письмом ликов (так говорят иконописцы), с тем проникновением, которое наблюдается в написании. Молодого художника одинаково не привлекали как живописные эксперименты импрессионистов и абстракционистов, так и традиционные взгляды «передвижников». Он изображал С. Т. Рихтера (1951), С. Ф. Нейгауз (1967), деятелей грузинской культуры. обучался в императорском Строгановском художественно-промышленном училище под руководством К. А. Коровина и И. И. Нивинского (среди других педагогов: И. В. Жолтовский, С. В. Ноаковский), которое закончил в 1906 году и сразу поступил в Высшее художественное училище при Петербургской Академии Художеств, педагог Д. Н. Кардовский. «На педагогических советах шла непрерывная война между сторонниками академических традиций и молодыми художниками искавшими новых путей».
Помог близкий друг художник Александр Яковлев. Под его влиянием увлекся искусством старых мастеров. Выходец из крестьянской семьи, рано остался без родителей. Художник обратился к этой теме во время пребывания в Финляндии, где он жил в 1920 году.
Портрет построен на контрастах цвета и характеров, проникнут духом театральности и напоминает о распространенной в предреволюционные годы в искусстве теме маскарада, маски игры, защищающей от жестокостей и противоречий жизни (работы художников Мир искусства, Балаганчик Блока, ранние спектакли Мейерхольда, в одном из которых — пантомиме Шарф Коломбины Шухаев и Яковлев выступали именно как Арлекин и Пьеро). В феврале 1935 года он приехал в Ленинград. В 1947-48 гг. Участник выставок Нового общества художников, Мира искусства (1918, 1921, 1927). Шухаев был великолепным рисовальщиком, блестяще владел всеми техниками графики.
Одной из главных особенностей выставки являются театральные эскизы, созданные В. И. Верди «Луиза Миллер» в Ленинградском государственном театре оперы и балета им.
Эти годы учебы (1906—1912) стали определяющими в дальнейшей жизни— и творческой и личной. Дело в том, что до нас не дошли ранние итальянские работы Шухаева. Он пытался проникнуть во внутренний мир природы. Его работы имеются также в Государственном литературном музее (исполненный в стиле неоклассицизма Портрет Ларисы Рейснер, 1915). В. И. Ленина, создал эскизы панно для гостиницы Моссовета.
В 1947-1973 гг. В этот период сформировалось окончательно неоклассическое кредо художника. По предложению архитектора А. В. Щусева оба работали над росписями православной церкви Святителя Николая в Бари (Италия) и зала ожидания Казанского вокзала в Москве (не осуществлено), в ноябре 1916 – над росписью плафона на тему «Девять муз» для особняка В. И. Фирсановой на Пречистенке в Москве (арх. В 1935 вернулся на родину.
В дипломной работе Шухаева «Вакханалия» (1912) прослеживаются многие черты, характерные для старых мастеров и особенно заметно влияние Рубенса. 29апреля 1945 года художник и его жена были освобождены «по отбытии срока наказания». Сохранилась переписка В. И. Шухаева с Дмитрием Николаевичем Кардовским и его женой, художницей Ольгой Людвиговной Делла-Вос-Кардовской, датируемая 1913–1914годами (годы пенсионерской поездки Шухаева в Италию) эти теплые письма говорят об огромной духовной близости Кардовских и Шухаева, который, не выбирая слов и не боясь быть непонятым, делится мыслями и взглядами, рассказывает о событиях и впечатлениях.
Дипломная работа студента «Вакханалия» (1912) заслужила положительную оценку А. Н. Работа с регионами – одно из приоритетных направлений деятельности музея. Реализованным оказался другой замысел – роспись плафона в особняке Фирсановых в Москве (1916). После революции Шухаев вместе с другими художниками участвовал в праздничном оформлении Петрограда к первой годовщине октябрьских событий. Неразлучные друзья, Шухаев и Яковлев и в искусстве стали единомышленниками. Идея этого двойного автопортрета у них возникла под впечатлением от спектакля В. Э. Мейерхольда «Шарф Коломбины», поставленного в 1911г. Но подготовительные рисунки сангиной к ней не менее выразительны и лаконичны.
Он был в творческом поиске «убедительной образности» в живописи и поездка в Вечный город к великим мастерам эпохи Возрождения была как нельзя кстати. В 1935—1937— преподаватель рисунка и акварели Института повышения квалификации архитекторов при Академии архитектуры СССР (Москва). Из эмиграции не всегда было видно то, что происходило в советской России. В числе последних работ – наброски иллюстраций к повести И. С. Тургенева «Ася» (1973). Шухаева от 4 сентября 1937 г» было пересмотрено и с 4 сентября 1956 года прекращено. Во время учебы Шухаев подружился с другим учащимся— Александром Яковлевым.
Работы отличаются классической композицией и цветовой гаммой, которая в некоторых работах переходит в так называемый «музейный колорит». Шухаевой, 1917 Натюрморт. Андреева и других, с 1906 по 1912 г. – в Академии художеств у Д. Н. художник уехал из советской России и через Финляндию перебрался во Францию. В эти годы Шухаев участвует во многих международных выставках, приобретает известность. Василий Шухаев уехал на два года в Италию как пенсионер «Русского общества в Риме» (то есть с полной оплатой проживания и учебы) для изучения работ старых мастеров.
Сама картина, представляющая собой большой групповой портрет, не была завершена. У него уже имелся опыт педагогической работы: ранее преподавал на женских высших архитектурных курсах Е. Ф. Богаевой, в ЦУТР (1917 – 1918) и в петроградских ГСХМ (1918 – 1920). Интерес к возрождению традиций старых мастеров отличал и «Цех живописцев святого Луки», который в 1917 г. он организовал вместе с А. Е. Яковлевым и Д. Кардовским.
Н. Шухаева, Лариса Рейснер, Саломея Андроникова). Кардовского. В них Шухаев использовал почти позабытую в то время технику живописи восковыми красками, приемы работы по золоту. Не забыл Александр Яковлев и про близкого друга. По возвращении из ссылки Шухаев поселился в Тбилиси.
К 1920 – 1930 – м годам относятся и, мастерски выполненные, жанровые картины «Моющаяся женщина», «Купальщицы», «Шляпа и зонтик», «Контрабас Амати», «Иосиф и жена Пантефрия». Наибольшую известность снискали его портреты. Кирова.
Работали мы тут и над пейзажем, над скалами и выполняли давно нами задуманный и разрабатывавшийся портрет, собственно, двойной автопортрет. » Образы комедии дель арте, которые выбрали для себя авторы, по-видимому имеют основой не только влияние места, но и собственный актерский опыт: в конце 1910— начале 1912 года Яковлев и Шухаев участвовали в поставленных В. Э. Мейерхольдом пантомимах «Шарф Коломбины» (Дом Интермедий), «Влюбленные» (дом адвоката Н. П. Карабчевского) и «Арлекин— ходатай свадеб» (Дворянское собрание). Применительно к творчеству Василия Шухаева картина «Арлекин и Пьеро» обладает дополнительной ценностью. С. М. Кирова исполнил эскизы к пьесе К. А. Тренева «Пугачевщина» для Киевского русского драматического театра и к пьесе М. Метерлинка «Синяя птица» для Киевского театра юного зрителя. Ученик К. А. В Москве американцев стало столько, что открылись англоязычные школы для детей, газеты на английском языке (именно тогда появилась газета «Московские новости» на английском языке: The Moscow News) и даже целых две бейсбольные команды. Грузии стала для него, скитавшегося всю жизнь, второй родиной.
В Италии они изучали работы старых мастеров, много рисовали с натуры. Вот таким образом он мог свободно заниматься преподавательской деятельностью и заниматься живописью. М. Горького.
У него уже имелся опыт педагогической работы: ранее преподавал на женских архитектурных курсах, в ЦУТР и в петроградских ГСХМ. В Париже Шухаев не оставлял и собственных занятий искусством: он создал портреты А. Е. Яковлева (1927), С. С. Прокофьева (1932), Ф. И. Шаляпина (1934) и других, оформлял спектакли театра Н. Ф. Балиева, труппы И. Л. Рубинштейн писал натюрморты, жанровые картины, пейзажи. Принципиальный и непреклонный как педагог Шухаев, стремился передать ученикам «все знания, умение и мастерство, которым он владел в совершенстве». Нормандия, 1925, все – в ГРМ). Париж в те годы «жил очень полной художественной жизнью: Дягилев поставил лучшие свои балеты, выступления Рахманинова, Шаляпина, Кусевицкого со своим оркестром, Анна Павлова со своей труппой, Ида Рубинштенй».
В 1935 г. Шухаев вернулся на родину. В январе 1920-го, спасаясь от новой власти, Василий Шухаев вместе с женой Верой (в августе 1919-го он женился вторично— на художнице Вере Фёдоровне Гвоздевой (1895–1979), с которой познакомился еще в Италии в 1914-м) и в компании И. А. Пуни и его жены К. Л. Богуславской по льду Финского залива перешел на территорию Финляндии, где находилось имение отца Пуни. " Статья эта не открылась по причине "403 Forbidden" (запрета). З. Палиашвили. Но Сергей Анатольевич, мягко говоря, поостыл.
В начале 1930-х годах огромная группа американцев и европейцев уехала в Советскую Россию. Ленина и санатория Наркомтяжпрома в Сочи, эскизы театральных декораций к Пиковой даме и Каменному гостю (не осуществлены), к опере Верди Луиза Миллер (ГАБТ им. Излюбленной техникой Шухаева была сангина.
С 1941 – главный художник Магаданского областного музыкально-драматического театра (с 1945 – в качестве вольнонаемного). В конце 1910 – начале 1912 участвовал в качестве актера в поставленных В. Э. Мейерхольдом пантомимах «Шарф Коломбины» (Дом Интермедий), «Влюбленные» (дом адвоката Н. П. Карабчевского) и «Арлекин – ходатай свадеб» (Дворянское собрание). Шухаевы же пребывали в неизвестности, куда двигаться дальше.
К тому же свое дело делала советская пропаганда. В апреле 1937 года вместе с женой, художницей В. Ф. Шухаевой, он был арестован по обвинению в шпионаже и осужден на 8 (по другим источникам, 10) лет ссылки. Хоть немного в Италии писать что-либо специфически русское. Последний штрих в автопортрете он поставил лишь через много лет, в 1962году.
Над серией «Марокко» художник будет работать вплоть до 1961 года. В. Шухаев писал много пейзажей, отличавшихся панорамными видами. Однако у заключенного не было возможности заниматься станковой живописью. Творческой вершиной Шухаева в книжной графике являются 18 иллюстраций к трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов» (1925).
И лишь случай, когда начальник колонии обнаружил в его переписке автопортрет, выполненный художником для жены (та писала ему, что не видела его уже так долго, что стала забывать его лицо), помог ему вновь обрести свою профессию. Много и плодотворно работал, нередко варьируя прежние (в частности, марокканские) мотивы, был политически реабилитирован (его творческая реабилитация началась с персональной выставки 1954), преподавал в тбилисской Академии художеств. Руководил мастерской живописи, преподавал рисунок в архитектурном классе Академии художеств. А тогда могло казаться, что всё упорядочилось. Портрет Ларисы Рейснер (1915) напоминает работы мастеров Возрождения портрет Е. Н. Шухаевой (1917) – старинные парадные портреты. Здесь художника ждала работа в театре и в монументальном искусстве, преподавание в ИЖСА.
Неразлучные друзья, Шухаев и Яковлев и в искусстве стали единомышленниками. В 1932 г. художник предпринял поездку в Марокко. Не получив признания от АХ, Шухаев уехал в Италию как пенсионер «Русского общества в Риме». Оформил оперу Дж. Здесь, в Петрограде, Шухаев показал на 9-й выставке Нового общества художников (1915) 67 своих работ, здесь же началась его деятельность педагога.
«Неоклассик» Шухаев остается верен себе даже в атмосфере насаждаемого искусства соцреализма. Тем не менее, наследство его еще долгое время спасало и Василий Шухаев смог учиться. Пушкин в портретах". В 1941году он даже стал главным художником Магаданского областного музыкально-драматического театра (с 1945— в качестве вольнонаемного). Родился Василий Иванович Шухаев в семье бывшего крестьянина, ставшего сапожником.
С 1958 – 1968 годы состоялось 4 персональных выставки мастера. Именно в Грузии, после долгих лет забвения, художнику предложили создать эскизы декораций для оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин» в Тбилисском Государственном театре оперы и балета им. Только на третьем году обучения, попав в мастерскую Кардовского, Шухаев в совершенстве овладевает мастерством графики благодаря открытию для себя такой техники как сангина (карандаш интенсивно коричневого цвета, с чуть красноватым оттенком).
Пропитанные и вдохновленные классическим итальянским искусством, закадычные друзья вместе работали над знаменитым двойным автопортретом «Арлекин и Пьеро». Эти принципы Шухаев пронес через все свое творчество – художественное и педагогическое. Тема русской истории неоднократно появляется в творчестве Шухаева в эмиграции: помимо иллюстраций, он выполняет стенную роспись на темы сказок Пушкина в концертном зале Парижа, создает декорации к театральной миниатюре «Степан Разин». Он продолжал обучать рисунку студентов Центрального училища технического рисования барона Штиглица, реорганизованного к 1918 году в Высшее училище декоративных искусств. В конце 1950-х создавал портреты в технике энкаустики.
В психологической характеристике портретируемых, в композиционном решении (фигуры изображены в рост, на первом плане, на фоне старинного интерьера), в живописно-пластическом методе – во всем чувствуется влияние столь любимой ими старой живописи – итальянской, фламандской, голландской. Вскоре «Цех» распался. В 1932 г. он предпринял поездку в Марокко. работал в Грузинском государственном драматическом театре имени К. Марджанишвили.
С. М. Кирова исполнил эскизы к пьесе К. А. Тренева «Пугачевщина» для Киевского русского драматического театра и к пьесе М. Метерлинка «Синяя птица» для Киевского театра юного зрителя. Театральность и ретроспективизм этих произведений были близки художественным принципам мастеров «Мира искусства» и «Нового общества художников», в выставках которого он принимал участие. В дореволюционные годы Шухаев и Яковлев попробовали силы и в монументальной живописи.
Родился в Москве. Василий Шухаев с женой Верой Федоровной вернулся в СССР. Он пишет также ряд портретов, среди которых портрет Ларисы Рейснер (1915) в духе леонардовской Моны Лизы, со скалами и водами на фоне и обрамлением, завершающимся полукружием два портрета, оставшихся в числе самых лучших его работ, — Е. Н. Шухаевой и С. Н. Андрониковой и три портретных рисунка А. М. Горького, очень живых и похожих (все 1917 года). В. И. Тогда же он начинает работать над картиной Полк на позициях (1915 — 1916).
Коровина, Н. А. В 1917 году в жизни Шухаева произошло сразу несколько важных событий: он вошел в состав общества «Мир искусства» (в следующем году 70его работ были представлены на выставке общества) в апреле 1917-го Шухаев, Кардовский и Яковлев организовали художественное объединение «Цех живописцев св. 8октября 1928года Шухаев писал Кардовским, что лето у него «вышло средним, не очень удачным и не совсем бесплодным» и что он «сделал штук 20пейзажей маслом».
Писал стилизованные под старину портреты (Л. М. Рейснер изображенная в облике некой «Моны Лизы 20 века» 1915, Государственный литературный музей, Москва) Е. Н. Шухаева, 1917, Русский музей), а также пейзажи, натюрморты, мифологические и жанровые сцены.
В пушкинской «Пиковой даме» стилизованные под старинную гравюру черно-белые иллюстрации чередуются с цветными декоративными «вставками» из игральных карт. В июле 1911 женился на студентке живописно-скульптурного отделения АХ Елене Николаевне Ежовой. Шухаев Василий Иванович родился в семье сапожника, рано осиротел.
За это время прошло множество выставок его произведений. Хлеба.
После освобождения обосновался в Тбилиси (1947). Самой значительной работой, выполненной в неоклассическом стиле, стала картина «Полк на позициях» (1917). Ныне картина «Арлекин и Пьеро» находится в коллекции Русского музея.
А. М. Горького им были оформлены многие спектакли. Это позволило ему продолжить учебу и Шухаев поступает в Академию Художеств в Петербурге. В Италии художники изучали работы старых мастеров, много рисовали с натуры. Общение с Кардовским не прекратилось с окончанием учебы в Академии Художеств (1912). Традиции средневековой живописи он берет за основу своих работ. В 1925 вместе с Яковлевым исполнил фрески на тему «Сказки Пушкина в музыке» для концертного зала на улице Pergolese, оформил афишу выставки декоративного искусства русских эмигрантов «Китеж».
Начало первой мировой войны заставило Шухаева и Яковлева спешно вернуться на родину. В дальнейшем писал пейзажи Грузии, натюрморты, жанровые картины («Сдача чайного листа», 1954 «Утренний туалет», 1956 «Портрет дамы в парчовом платье», 1957) исполнил портреты ряда деятелей культуры (С. И это только— цифры по США, а еще были— эмигранты из Германии, Англии. Преподавал в различных заведениях. Сапожницкое дело в ту пору вполне сносно кормило. На 9-й выставке «Нового общества художников» в Петрограде в 1915 году он выставляет 67 работ, причем 47 из них – это рисунки к картине «Поклонение волхвов», 17 – зарисовки и акварели из цикла «Италия», 3-живописные портреты (Т. С. Стахевич, В. Н. Мешкова, Е. Н. Шухаевой).
После возращения В. И. Получив академическое пенсионерство (1912), вместе с ним путешествовал по Италии (1913–1914). В 1936 провел в Ленинграде и Москве ретроспективную выставку. Еще учась в АХ, Шухаев начал участвовать в выставках.
В 1922 году В. И. Шухаев создал иллюстрации для парижского издания пушкинской «Пиковой дамы», которое вышло на французском языке тиражом всего 340 экземпляров и сразу заявил о себе как один из лучших иллюстраторов творчества А. С. Пушкина. Портрет дамы в парчовом платье (1956) словно возрождает на новом этапе интерес художника к старинной живописи. Вот таким образом он вместе со своими единомышленниками Кардовским и Яковлевым создает «Цех святого Луки». В 1920 г. он уехал из России и через Финляндию перебрался во Францию.
Но революция принимала все более затяжной характер и в 1919 году Александр Евгеньевич Яковлев направился прямо из Шанхая в Париж, куда затем вызвал мать и сестру (сестра— оперная певица Александра Евгеньевна Яковлева), а потом и племянниц (племянница Татьяна Яковлевна, которой В. В. Маяковский посвящал в пылу любовного увлечения ею свои стихи). Вот таким образом в истории искусства его называют «неоклассиком». В 1914–1917 писал портреты, стилизованные в духе эпохи Возрождения (Е. Осуществлению обеих этих работ помешала начавшаяся первая мировая война. – пенсионер Общества поощрения художеств в Риме.
Шухаев поселился в Тбилиси, не имея права жить в крупных городах. В годы учебы познакомился с А. Е. Яковлевым, дружба с которым продолжалась всю жизнь.
" Как мы далее читаем в Википедии, Военной Коллегией Верховного Суда СССР «дело В. И. В 1917 году был одним из организаторов Цеха живописцев святого Луки». Кардовского, который и предопределил направление творческих поисков молодого художника. Открыл собственную школу живописи и рисования, а также работал в художественной школе «Русская академия». Здесь он открыл собственную школу живописи и рисования, а также работал в художественной школе Т. Л. Сухотиной-Толстой («Русская академия»).
В те годы была начата их совместная работа, получившаяся впоследствии большую известность: картина-автопортрет «Арлекин и Пьеро», где Яковлев изобразил себя в образе Арлекина, а Шухаев себя— в виде Пьеро. Яковлевым Портрет Е. Н. В 1950- 1960-е годы художник пишет жанровые картины на тему жизни грузинского народа. Родился в Москве 12 (24) января 1887.
Сангинные портреты, как, например, портрет С. Н. Андронниковой (1917), относятся к лучшим образцам портретного искусства. Дипломная работа художника «Вакханалия» (1912г. ) встретила непонимание со стороны начальства Академии Художеств. Но в запросе поисковика остался анонс той статьи, где значится, что "В апреле 1937г. Обращение к наследию древности и к искусству старых мастеров в поисках истинной гармонии было определяющим критерием их стиля.
В дореволюционные годы Шухаев и Яковлев попробовали силы и в монументальной живописи. Так хочется посмотреть их.
В. Сталин в Крцанисском ущелье». Художник стал восприниматься как иллюстратор пушкинских произведений и в 1935 году был приглашен для оформления спектаклей «Пиковая дама» и «Каменный гость» Русской драматической труппы. Шухаев родился 12 (24) января 1887 года в Москве в семье бывшего крестьянина Ивана Яковлевича Шухаева, обосновавшегося в Москве и работавшего в сапожной мастерской. Вскоре к нему присоединился верный друг Александр Яковлев.
В 1937 году Шухаева арестовали во дворе Академии по ложному донесению в шпионаже. И стал профессором Тбилисской АХ, занимался живописью. Учился в Строгановском училище (1897-1905) у К. А. В 1914 году на острове Капри Шухаев и Яковлев пишут картину -двойной автопортрет «Арлекин и Пьеро» : смуглый с нарисованным румянцем в ярком костюме Арлекин – Александр Яковлев и бледный в светлом воздушном одеянии Пьеро – Василий Шухаев.
Художник и жена получили по 8 (10. ) лет лагерей. Получив два заказа на роспись гостиницы в Рабате и дома паши в Касабланке, Шухаев проезжает по селениям Северной Африки, с интересом наблюдая за необычным образом жизни коренного населения. Василий Иванович Шухаев и его жена Вера Фёдоровна Шухаева были арестованы «по обвинению в шпионаже».
В Тбилиси он прожил больше четверти века, до самой смерти. В 1921 – 1935 гг. В годы учебы познакомился и творчески сблизился с А. Е. Яковлевым.
Кирова) и ряду других постановок.
Коровина. Всё это свидетельствовало о нормализации быта и жизни в СССР. Общение с Кардовским не прекратилось и с окончанием учебы в Академии Художеств. В 1912-1914 гг. В 1937 был арестован «по подозрению в шпионаже» и 10 лет провел в ссылке в Магадане оформлял спектакли и концерты местного Музыкально-драматического театра.
В 1920-х гг. Портреты офицеров, виртуозно исполненные Шухаевым, являются «документальными» свидетелями воинской доблести, чести и славы армии России. Написал эскизы монументальных росписей для строящейся Библиотеки им. Лето 1911 провел на практике в селе Бармино Нижегородской губернии.
В ноябре 1912 получил звание художника и двухлетнее заграничное пенсионерство от Кружка поощрения молодых художников в Риме за картину «Вакханалия», о которой положительно отозвался А. Н. Бенуа. В Магаданском музыкально-драматическом театре им. Остроумно-сатирические изображения в гоголевском «Носе» (нос идет, нос открывается) соседствуют с точно найденным образом Петербурга. Не входя в число долголетних участников экспозиций «Мира искусства» (он выставил там свои работы лишь в 1918), Шухаев, тем не менее, последовательно продолжал характерно-«мирискусническую» историко-ретроспективную линию, неизменно стремясь к искусству в духе старых мастеров, – хотя и включающему иронические или тревожные чувства современника.
Занимался книжной графикой и сценографией.
Его пригласили преподавать живопись и рисунок в Тбилисскую Академию художеств, где он с успехом преподавал и передавал свое уникальное мастерство молодому поколению художников. Сергей Маковский в журнале «Аполлон» писал: «Иным критикам, утомленным головокружительной сменой измов, померещился в творчестве Яковлева и Шухаева спасительный поворот к искусству уравновешенному и ясному (Игорь Грабарь еще раньше прорицал эру нео-классики, о том же говорил Серов). В 1921-35 гг. После освобождения в 1947 году Шухаевы уезжают в Тбилиси.
Излюбленной техникой Шухаева была сангина. Он сразу окунулся в театральную жизнь— оформлял спектакли: оперу Дж. Помощь пришла из Парижа, где в то время жил Яковлев. Однако родители рано умерли, оставив мальчика сиротой. Главный итог поездки, кроме собранных впечатлений, питавших его искусство всю жизнь, — двойной автопортрет Арлекин и Пьеро (1914), написанный совместно с А. Е. Яковлевым, товарищем по мастерской Кардовского, на острове Капри (каждый из них писал самого себя).
Вскоре Шухаев вновь едет в армию – в четвертый гусарский лейб-гвардии Мариупольский полк, где создает цикл из 54 рисунков и эскизов к картине «Полк на позициях». В 1932 году предпринял поездку в Марокко. Но я загорелась любопытством от созерцания работы В. Шухаева в 2-томнике. Во время Первой мировой войны работал над композицией Полк на позициях. Создал эскизы декораций и костюмов к опере Р. Вагнера «Золото Рейна» для Народного театра в Петрограде, к комедии К. Миклашевского «Четыре сердцееда» для Малого драматического театра в Петрограде. Шухаев немедленно выезжает в Россию.
В 1962 ему присваивают звание заслуженного деятеля Грузинской ССР. Здесь Шухаев открыл собственную школу живописи и рисования, а также работал в художественной школе Т. Л. Сухотиной-Толстой (Русская академия). Так что все складывалось удачно— и личная жизнь и дружба и творчество.
Побывал в Кабардино-Балкарии, где собирал материал для картины из жизни колхозников. Он получил хорошую ремесленную и художественную подготовку у блестящих мастеров своего времени: живописца К. А. Коровина, скульптора Н. А. Андреева, архитектора И. В. Жолтовского. В те годы в Институте преподавали художники самых разных педагогических принципов – от И. И. Бродского до А. А. Осмеркина – и студенты сами могли выбирать себе учителя.
В 1920–1930-е писал жанровые картины, натюрморты, пейзажи: «Купальщицы» (1920), «Моющаяся женщина» (1922), «Иосиф и жена Пантефрия» (1923), «Шляпа и зонтик» (1925), «Контрабас Амати» (1934) создавал портреты сангиной: Н. Л. Слонимского, Я. С. Шифрина, А. Е. Яковлева, Н. Ф. Балиева, двойной портрет пианиста А. К. Боровского и виолончелиста Е. Я. Белоусова, портреты маслом: издателя Л. Вожеля (1925), композиторов С. С. Прокофьева (1932) и И. Ф. Стравинского (1934), Ф. И. Шаляпина (1934). Путешествие по Италии еще более усилило интерес к классическому искусству. В. И. Ленина в Москве, создал эскизы панно для гостиницы Моссовета (1935), плафона для санатория Наркомтяжпрома в Сочи и фресок для ЦПКиО имени А. М. Горького в Москве (1936). Он проявил себя и на театральных подмостках, создав эскизы декораций и костюмов к опере Р. Вагнера Золото Рейна для Народного театра в Петрограде (1918, не осуществлена), к комедии К. Миклашевского Четыре сердцееда для Малого драматического театра в Петрограде (1919, не осуществлена).
29 апреля 1945 освобожден «по отбытии срока наказания». С 1920 по 1935 г. жил за рубежом. Кардовский, сам предпочитающий работать углем и карандашом, не одобрял работу сангиной. Шесть лет (19061912) он постигает сложное мастерство живописца из них четыре года в мастерской профессора Д. Н. Кардовского. В числе последних работ художника— серия картин по мотивам абхазского эпоса, наброски иллюстраций к повести И. С. Тургенева «Ася» (1973). Много работал сангиной, а также в технике фрески: росписи храма Николая Угодника в итальянском городе Бари (архитектор А. В. Щусев, 1910–1913) и др., выступал как сценограф.
В 1928 начал работать над серией французских пейзажей. в «Доме интермедий» в Петербурге оба художника принимали участие в постановке. Затем продолжил образование в Высшем художественном училище при Петербургской А. Х. (19061912гг. ), в мастерской Д. Н. Кардовского, где учился и его ровесник А. Е. Яковлев. Шухаев Василий Иванович (1887 – 1973) – талантливый русский художник, график иллюстратор, педагог, член общества «Мир искусства», профессор живописи, рисунка и декоративного искусства. В 1918 – 1920 годах художника пригласили оформить оперу «Золото Рейна» и спектакль «Четыре сердцееда» в театре Народный дом. Он не идеализирует человека, а раскрывает сущность его внутреннего состояния.