Василий Шухаев работал в качестве книжного иллюстратора, журнального карикатуриста и художника кино, расписывал особняки, соборы, рисовал портреты. Его хорошо знал и описал литератор Варлам Шаламов, который упоминал и Василия Шухаева в рассказе «Галстук» из «Колымских рассказов». Василий Иванович Шухаев прожил долгую, сложную и яркую жизнь, в полной мере отразившую все драматические коллизии отечественной истории ХХ века.
Василий Шухаев. Увлекшись театром, Василий Шухаев в конце 1910— начале 1912 участвовал в качестве актера в поставленных В. Э. Мейерхольдом пантомимах «Шарф Коломбины» (Дом Интермедий), «Влюбленные» (дом адвоката Н. П. Карабчевского) и «Арлекин— ходатай свадеб» (Дворянское собрание). Василий Иванович Шухаев и его жена Вера Фёдоровна Шухаева были арестованы «по обвинению в шпионаже». Василий Шухаев (1887–1973).
Елена Ахвледиани и Василий Шухаев. Московский музей современного искусства представляет масштабную ретроспективу художника ХХ века, мастера рисунка и живописи Василия Ивановича Шухаева (1887-1973).
В 1947 был освобожден и вынужденно поселился в Тбилиси, где вернулся к станковой живописи (портреты грузинских и русских деятелей культуры, пейзажи, жанровые картины), оформил несколько спектаклей в тбилисских театрах, преподавал в тбилисской Академии художеств. В числе последних работ – наброски иллюстраций к повести И. С. Тургенева «Ася» (1973). В 1921-35 гг. Путешествие по Италии еще более усилило интерес к классическому искусству. А тогда могло казаться, что всё упорядочилось.
Осуществлению обеих этих работ помешала начавшаяся первая мировая война. В Москве американцев стало столько, что открылись англоязычные школы для детей, газеты на английском языке (именно тогда появилась газета «Московские новости» на английском языке: The Moscow News) и даже целых две бейсбольные команды. Дело в том, что до нас не дошли ранние итальянские работы Шухаева. Над серией «Марокко» художник будет работать вплоть до 1961 года. В 1920-х гг.
В этот период сформировалось окончательно неоклассическое кредо художника. В 1949 работал над картиной «И. Не получив признания от АХ, Шухаев уехал в Италию как пенсионер «Русского общества в Риме». Из эмиграции не всегда было видно то, что происходило в советской России.
За ней последовала Франция. Излюбленной техникой Шухаева была сангина. И это только— цифры по США, а еще были— эмигранты из Германии, Англии. В 1920–1930-е писал жанровые картины, натюрморты, пейзажи: «Купальщицы» (1920), «Моющаяся женщина» (1922), «Иосиф и жена Пантефрия» (1923), «Шляпа и зонтик» (1925), «Контрабас Амати» (1934) создавал портреты сангиной: Н. Л. Слонимского, Я. С. Шифрина, А. Е. Яковлева, Н. Ф. Балиева, двойной портрет пианиста А. К. Боровского и виолончелиста Е. Я. Белоусова, портреты маслом: издателя Л. Вожеля (1925), композиторов С. С. Прокофьева (1932) и И. Ф. Стравинского (1934), Ф. И. Шаляпина (1934).
Занимался росписью и декорированием интерьеров в Париже, Ницце, Касабланке. Сразу оказался в среде русской и французской художественной интеллигенции. В 1960-е писал картины по эскизам, выполненным во время марокканского путешествия, переписывал в новой гамме некоторые свои французские пейзажи 1930-х годов. В дореволюционные годы Шухаев и Яковлев попробовали силы и в монументальной живописи. Портрет дамы в парчовом платье (1956) словно возрождает на новом этапе интерес художника к старинной живописи. Вскоре выдающемуся художнику пришлось расписывать не дворцы, а дом культуры на Колыме.
До Шухаева художники использовали сангину главным образом в подготовительных рисунках как карандаш, рисующий штрихом. Преподавание станет важной частью его жизни в последние 25 лет. Открыл собственную школу живописи и рисования, а также работал в художественной школе Т. Л. Сухотиной-Толстой («Русская академия»). В 1947-48 гг.
После 14 лет пребывания в этой стране художник вернулся на родину, прожив два счастливых и плодотворных года, в 1937 был арестован по 58 статье (Об ответственности за контрреволюционную деятельность) и отправлен в ссылку на Колыму. На 9-й выставке «Нового общества художников» в Петрограде в 1915 году он выставляет 67 работ, причем 47 из них – это рисунки к картине «Поклонение волхвов», 17 – зарисовки и акварели из цикла «Италия», 3-живописные портреты (Т. С. Стахевич, В. Н. Мешкова, Е. Н. Шухаевой). К числу программных произведений относится их двойной автопортрет, названный Арлекин и Пьеро. Хлеба. Европейская критика поставила Ш. в один ряд с выдающимися русскими и французскими художниками-современниками, причем подчеркивалась его верность русской теме в книжной графике и сценографии ею проникнуты и фрески внутренних росписей концертного зала частного дома на улице Перголез в Париже (1925 совм. Он был в творческом поиске «убедительной образности» в живописи и поездка в Вечный город к великим мастерам эпохи Возрождения была как нельзя кстати. С. М. Кирова исполнил эскизы к пьесе К. А. Тренева «Пугачевщина» для Киевского русского драматического театра и к пьесе М. Метерлинка «Синяя птица» для Киевского театра юного зрителя.
В 1914–1917 писал портреты, стилизованные в духе эпохи Возрождения (Е. Сохранилась переписка В. И. Шухаева с Дмитрием Николаевичем Кардовским и его женой, художницей Ольгой Людвиговной Делла-Вос-Кардовской, датируемая 1913–1914годами (годы пенсионерской поездки Шухаева в Италию) эти теплые письма говорят об огромной духовной близости Кардовских и Шухаева, который, не выбирая слов и не боясь быть непонятым, делится мыслями и взглядами, рассказывает о событиях и впечатлениях. Главное, нужно познакомиться с письмом ликов (так говорят иконописцы), с тем проникновением, которое наблюдается в написании. В свое время Александр Бенуа написал о 20-летнем выпускнике Петербургской академии, что Шухаев «призван расписывать стены каких-то общественных дворцов, предназначенных для эффектных празднеств это художник, чуждающийся всякой интимности, рвущийся к декоративному творчеству». Тема русской истории неоднократно появляется в творчестве Шухаева в эмиграции: помимо иллюстраций, он выполняет стенную роспись на темы сказок Пушкина в концертном зале Парижа, создает декорации к театральной миниатюре «Степан Разин».
– пенсионер Общества поощрения художеств в Риме. Вскоре к нему присоединился Яковлев. Менее близкие, но достаточно хорошо знакомые дочь Вожеля Мари-Клод (жена писателя Вайяна-Кутюрье), художники Сомов, Добужинский, композиторы Прокофьев и Стравинский, а также Эренбург, Марина Цветаева, Мейерхольд, Шаляпин, Маяковский, князь Дмитрий Святополк-Мирский». Дипломная работа— «Вакханалия» (1912) была неоднозначно воспринята профессорами.
Применительно к творчеству Василия Шухаева картина «Арлекин и Пьеро» обладает дополнительной ценностью. Однако за начинающего художника заступился А. Н. Бенуа, тут же работа В. Шухаева была признана удачной, а ему самому присвоено звание художника, а за особые заслуги и старание он награждался двухлетней поездкой в Италию от «Русского общества в Риме». Персональные выставки Ш. состоялись в Тбилиси (1954, 1962, 1971), Москве (1958), Ленинграде (1962, 1968, 1988). Сама картина, представляющая собой большой групповой портрет, не была завершена.
Но подготовительные рисунки сангиной к ней не менее выразительны и лаконичны. Тем не менее, наследство его еще долгое время спасало и Василий Шухаев смог учиться. В дальнейшем писал пейзажи Грузии, натюрморты, жанровые картины («Сдача чайного листа», 1954 «Утренний туалет», 1956 «Портрет дамы в парчовом платье», 1957) исполнил портреты ряда деятелей культуры (С. Поначалу все действительно складывалось удачно: он получил персональную мастерскую в ленинградской Академии художеств, участвовал в оформлении интерьеров московской Библиотеки им. Лето 1911 провел на практике в селе Бармино Нижегородской губернии.
Сергей Маковский в журнале «Аполлон» писал: «Иным критикам, утомленным головокружительной сменой измов, померещился в творчестве Яковлева и Шухаева спасительный поворот к искусству уравновешенному и ясному (Игорь Грабарь еще раньше прорицал эру нео-классики, о том же говорил Серов). Вместе с Александром Евгеньевичем Яковлевым, был приверженцем классицизма. Работали мы тут и над пейзажем, над скалами и выполняли давно нами задуманный и разрабатывавшийся портрет, собственно, двойной автопортрет. » Образы комедии дель арте, которые выбрали для себя авторы, по-видимому имеют основой не только влияние места, но и собственный актерский опыт: в конце 1910— начале 1912 года Яковлев и Шухаев участвовали в поставленных В. Э. Мейерхольдом пантомимах «Шарф Коломбины» (Дом Интермедий), «Влюбленные» (дом адвоката Н. П. Карабчевского) и «Арлекин— ходатай свадеб» (Дворянское собрание). Находясь в заключении, оформлял спектакли и концерты магаданского Музыкальнодраматического театра (часть эскизов находится сейчас в местном художественном музее).
В. И. Ленина, создал эскизы панно для гостиницы Моссовета. В Тбилиси он прожил больше четверти века, до самой смерти. Педагог. Продолжил обучение в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств, дипломная работа — «Вакханалия» (1912) была неоднозначно воспринята профессорами. Андреева и других, с 1906 по 1912 г. – в Академии художеств у Д. Н.
В 1926 исполнил эскизы декораций и костюмов для кинофильмов «Кармен» и «Песнь торжествующей любви». В пушкинской «Пиковой даме» стилизованные под старинную гравюру черно-белые иллюстрации чередуются с цветными декоративными «вставками» из игральных карт. С 1920 по 1935 г. жил за рубежом. Родился в Москве.
Занимался книжной графикой и сценографией. В психологической характеристике портретируемых, в композиционном решении (фигуры изображены в рост, на первом плане, на фоне старинного интерьера), в живописно-пластическом методе – во всем чувствуется влияние столь любимой ими старой живописи – итальянской, фламандской, голландской. Здесь, в Петрограде, Шухаев показал на 9-й выставке Нового общества художников (1915) 67 своих работ, здесь же началась его деятельность педагога. Идея этого двойного автопортрета у них возникла под впечатлением от спектакля В. Э. Мейерхольда «Шарф Коломбины», поставленного в 1911г. Без права проживания в 16крупнейших городах страны («минус 16»).
В 1962 ему присваивают звание заслуженного деятеля Грузинской ССР. Реализованным оказался другой замысел – роспись плафона в особняке Фирсановых в Москве (1916). После революции Шухаев вместе с другими художниками участвовал в праздничном оформлении Петрограда к первой годовщине октябрьских событий. С 1958 – 1968 годы состоялось 4 персональных выставки мастера. С 1922 – 1930е годы он создает для парижского издательства «Плеяда» иллюстрации к произведениям Пушкина, Гоголя, Достоевского, Лескова, Чехова, Гейне, Мюссе.
Финляндия 1920 года стала первой страной эмиграции Шухаева. Луки». Оформил оперу Дж. преподавал также в Высшем училище декоративных искусств. А. О. Таманян). В 1914 – 1915 годах архитектор А. В. Щусев (в ту пору еще молодой, но уже признанный мастер) предложил неразлучным друзьям сделать роспись православной церкви Николая Мирликийского в Бари (Италия).
Верди «Луиза Миллер» в Ленинградском государственном театре оперы и балета им. С 1949 – 1951 годы Шухаев создает серию графических портретов деятелей грузинской культуры, вновь подтверждая свое мастерство блестящего рисовальщика. Всё это свидетельствовало о нормализации быта и жизни в СССР. По возвращении из ссылки Шухаев поселился в Тбилиси.
Портреты офицеров, виртуозно исполненные Шухаевым, являются «документальными» свидетелями воинской доблести, чести и славы армии России. В самом бездействии Пьеро, нескладной позе, необычных пропорциях фигуры, в сосредоточенном, почти угрюмом взгляде глубоко посаженных глаз есть упорство и сила. Экспозицию выставки пополнят уникальные парижские издания произведений А. С.
Учился в Строгановском училище в Москве, в Петербургской академии художеств. Пушкина «Пиковая дама» (1922) и «Борис Годунов» (1924) иллюстрированных Шухаевым и сопровождающие их оригинальные листы иллюстраций из музейных фондов. Остроумно-сатирические изображения в гоголевском «Носе» (нос идет, нос открывается) соседствуют с точно найденным образом Петербурга. «Неоклассик» Шухаев остается верен себе даже в атмосфере насаждаемого искусства соцреализма.
Потом объявленных врагами народа арестовывали и расстреливали, школы для англоязычных детей объявили рассадниками шпионов и закрыли, с педагогами поступали соответственно— как со шпионами. Он пишет также ряд портретов, среди которых портрет Ларисы Рейснер (1915) в духе леонардовской Моны Лизы, со скалами и водами на фоне и обрамлением, завершающимся полукружием два портрета, оставшихся в числе самых лучших его работ, — Е. Н. Шухаевой и С. Н. Андрониковой и три портретных рисунка А. М. Горького, очень живых и похожих (все 1917 года). В. И. Шухаев (1887–14. 04. 1973), художник, график, театральный художник, заслуженный деятель искусств Грузинской ССР. Шухаев получил звание художника, но без права на пенсионерскую поездку.
Одни были близкими друзьями, с которыми мы виделись каждый день, другие менее близкие. Интересно, что Яковлев закончил свою часть автопортрета еще в Италии, Шухаев же неоднократно возвращался к своей— что-то изменял, дописывал. Именно в Грузии, после долгих лет забвения, художнику предложили создать эскизы декораций для оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин» в Тбилисском Государственном театре оперы и балета им.
До февраля 1939 работал на лесоповале близ поселка Кинжал на Колыме, затем – в ремонтном цехе 4-й Автобазы близ лагпункта Стрелка в бухте Нагаева и там же – художником-оформителем. Шухаевой, 1917 Натюрморт. В 1962 заслуженный деятель искусств Грузинской ССР. В январе 1920-го, спасаясь от новой власти, Василий Шухаев вместе с женой Верой (в августе 1919-го он женился вторично— на художнице Вере Фёдоровне Гвоздевой (1895–1979), с которой познакомился еще в Италии в 1914-м) и в компании И. А. Пуни и его жены К. Л. Богуславской по льду Финского залива перешел на территорию Финляндии, где находилось имение отца Пуни. Грузии стала для него, скитавшегося всю жизнь, второй родиной.
У него уже имелся опыт педагогической работы: ранее преподавал на женских архитектурных курсах, в ЦУТР и в петроградских ГСХМ. В Париже Шухаев не оставлял и собственных занятий искусством: он создал портреты А. Е. Яковлева (1927), С. С. Прокофьева (1932), Ф. И. Шаляпина (1934) и других, оформлял спектакли театра Н. Ф. Балиева, труппы И. Л. Рубинштейн писал натюрморты, жанровые картины, пейзажи. К середине 1930-х ни во Франции, ни в других западных странах не знали, что это были последние годы перед окончательной «закруткой гаек» уже со второй половины 1930-х годов многие эмигранты признавались «врагами народа» со всеми вытекающими последствиями. С. М. Кирова исполнил эскизы к пьесе К. А. Тренева «Пугачевщина» для Киевского русского драматического театра и к пьесе М. Метерлинка «Синяя птица» для Киевского театра юного зрителя.
Во время Первой мировой войны работал над композицией Полк на позициях. В 1935—1937— преподаватель рисунка и акварели Института повышения квалификации архитекторов при Академии архитектуры СССР (Москва).
В 1936 провел в Ленинграде и Москве ретроспективную выставку. В числе последних работ художника— серия картин по мотивам абхазского эпоса, наброски иллюстраций к повести И. С. Тургенева «Ася» (1973). Однако родители рано умерли, оставив мальчика сиротой. В начале 1930-х годах огромная группа американцев и европейцев уехала в Советскую Россию. В 19 36 в Ленинграде и Москве состоялась большая ретроспективная выставка работ III, на которой были выставлены работы эмигрантского периода и написанные по возвращении.
Шухаев Василий Иванович родился в семье сапожника, рано осиротел. Под его влиянием увлекся искусством старых мастеров. Иллюстрации к «Пиковой даме» вошли в золотой фонд графической пушкинианы.
Занимался книжной графикой и сценографией. Не забыл Александр Яковлев и про близкого друга. Успешно окончив Строгановку по классу чеканки, Шухаев сумел продолжить образование в Академии художеств в Петербурге. Так что все складывалось удачно— и личная жизнь и дружба и творчество.
Вот таким образом в истории искусства его называют «неоклассиком». «На педагогических советах шла непрерывная война между сторонниками академических традиций и молодыми художниками искавшими новых путей». При этом полная свобода поисков и экспериментов сочеталась со строгим анализом и логическим обоснованием поставленных художественных задач. После этого в 1924 году его пригласили участвовать еще в одном издании— к иллюстрированию трагедии «Борис Годунов». А. М. Горького им были оформлены многие спектакли.
Оформлял спектакли в Ленинградском государственном театре оперы и балета им. В 1941году он даже стал главным художником Магаданского областного музыкально-драматического театра (с 1945— в качестве вольнонаемного). – профессор кафедры рисунка Тбилисской академии художеств.
Ныне картина «Арлекин и Пьеро» находится в коллекции Русского музея. Родился Василий Иванович Шухаев в семье бывшего крестьянина, ставшего сапожником. Из Финляндии уехал в Париж, где жил до 1935 года. с Яковлевым использована тема «Сказки Пушкина в музыке»).
В 1935 г. В. Шухаев вернулся на родину. Шесть лет (19061912) он постигает сложное мастерство живописца из них четыре года в мастерской профессора Д. Н. Кардовского. За это время прошло множество выставок его произведений. Эти принципы Шухаев пронес через все свое творчество – художественное и педагогическое. в «Доме интермедий» в Петербурге оба художника принимали участие в постановке.
В 1932-33 для американского журнала «Vanity Fair» сделал серию карикатур на известных политических деятелей и писателей. В 1912-1914 гг. Хоть немного в Италии писать что-либо специфически русское. Интерес зрителей вызовут карикатуры на известных деятелей политики и литературы начала 1930-х годов, созданные художником по заказу американского журнала «Vanity fair».
Принимал участие в оформлении здания театра. Молодого художника одинаково не привлекали как живописные эксперименты импрессионистов и абстракционистов, так и традиционные взгляды «передвижников». В. И. Портрет построен на контрастах цвета и характеров, проникнут духом театральности и напоминает о распространенной в предреволюционные годы в искусстве теме маскарада, маски игры, защищающей от жестокостей и противоречий жизни (работы художников Мир искусства, Балаганчик Блока, ранние спектакли Мейерхольда, в одном из которых — пантомиме Шарф Коломбины Шухаев и Яковлев выступали именно как Арлекин и Пьеро). Дипломная работа художника «Вакханалия» (1912г. ) встретила непонимание со стороны начальства Академии Художеств. Портрет Ларисы Рейснер (1915) напоминает работы мастеров Возрождения портрет Е. Н. Шухаевой (1917) – старинные парадные портреты.
«Ш. Здесь художник расширяет свой творческий диапазон, впервые начал работать в жанре пейзажа.
Последний штрих в автопортрете он поставил лишь через много лет, в 1962году. И стал профессором Тбилисской АХ, занимался живописью. 29 апреля 1945 освобожден «по отбытии срока наказания». Шухаев поселился в Тбилиси, не имея права жить в крупных городах. После освобождения в 1947 году Шухаевы уезжают в Тбилиси. Финляндия 1920 года стала первой страной эмиграции Шухаева.
От персонажей итальянской народной комедии дель арте, возродившихся в этом автопортрете, от изящных ряженых в картинах художников Мир искусства, шухаевских героев отличают необычная значительность, монументальность. Шухаев еще сделает несколько попыток «быть нужным» стране Советов: примет участие в праздничном оформлении Петрограда, выполнит эскизы декораций и костюмов для театра. Финляндия 1920 года стала первой страной эмиграции Шухаева. Париж в те годы «жил очень полной художественной жизнью: Дягилев поставил лучшие свои балеты, выступления Рахманинова, Шаляпина, Кусевицкого со своим оркестром, Анна Павлова со своей труппой, Ида Рубинштенй».
В 1920-30-е создал множество работ на библейские темы, жанровые полотна, натюрморты, портреты (в том числе А. Бриана, С. Прокофьева, И. Стравинского, Ф. Шаляпина, Н. Слонимского и др. ). В дипломной работе Шухаева «Вакханалия» (1912) прослеживаются многие черты, характерные для старых мастеров и особенно заметно влияние Рубенса. Творческой вершиной Шухаева в книжной графике являются 18 иллюстраций к трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов» (1925). Тогда же он начинает работать над картиной Полк на позициях (1915 — 1916). В 1937 Ш. вместе с женой был арестован и выслан в Магадан. Московский музей современного искусства представляет масштабную ретроспективу мастера рисунка и живописи Василия Ивановича Шухаева (1887-1973).
Вскоре «Цех» распался. В 1917 году в жизни Шухаева произошло сразу несколько важных событий: он вошел в состав общества «Мир искусства» (в следующем году 70его работ были представлены на выставке общества) в апреле 1917-го Шухаев, Кардовский и Яковлев организовали художественное объединение «Цех живописцев св. Художник очень наблюдателен и объективен в передаче характеров и душевных состояний. Вскоре Шухаев вновь едет в армию – в четвертый гусарский лейб-гвардии Мариупольский полк, где создает цикл из 54 рисунков и эскизов к картине «Полк на позициях».
Но революция принимала все более затяжной характер и в 1919 году Александр Евгеньевич Яковлев направился прямо из Шанхая в Париж, куда затем вызвал мать и сестру (сестра— оперная певица Александра Евгеньевна Яковлева), а потом и племянниц (племянница Татьяна Яковлевна, которой В. В. Маяковский посвящал в пылу любовного увлечения ею свои стихи). В 1917 году был одним из организаторов Цеха живописцев святого Луки». Сапожницкое дело в ту пору вполне сносно кормило. В эти годы Шухаев участвует во многих международных выставках, приобретает известность. В июле-августе 1916 вместе с Яковлевым совершил поездку в Ферапонтов монастырь с целью копирования фресок Дионисия.
В 1932 году предпринял поездку в Марокко. Родился в Москве. Выставка работ Ш. из частных собраний прошла в выставочном зале журнала «Наше наследие» (1994), Работы Ш. представлены в Третьяковской галерее, Русском музее, в Бруклинском музее в Нью-Йорке, в Люксембургском музее в Париже, в музеях Великобритании, Бельгии, Чехии, Франции, Австралии, в музеях городов России.
В том же 1918 вместе с Кардовским и Яковлевым («мастера») организовал недолго просуществовавший союз художников «Цех Святого Луки» («подмастерья» Б. Коварский, В, Мешков, Н. Радлов, Н. Ремизов, М. Фохт). Дальше дороги беженцев разошлись. В годы учебы познакомился с А. Е. Яковлевым, дружба с которым продолжалась всю жизнь. После 14 лет пребывания в этой стране художник вернулся на родину, прожив два счастливых и плодотворных года, в 1937 был арестован по 58 статье (Об ответственности за контрреволюционную деятельность) и отправлен в ссылку на Колыму.
В 1925 вместе с Яковлевым исполнил фрески на тему «Сказки Пушкина в музыке» для концертного зала на улице Pergolese, оформил афишу выставки декоративного искусства русских эмигрантов «Китеж». Шухаев родился 12 (24) января 1887 года в Москве в семье бывшего крестьянина Ивана Яковлевича Шухаева, обосновавшегося в Москве и работавшего в сапожной мастерской. В 1950- 1960-е годы художник пишет жанровые картины на тему жизни грузинского народа. Нормандия, 1925, все – в ГРМ). 29апреля 1945 года художник и его жена были освобождены «по отбытии срока наказания». Верди «Луиза Миллер» в Ленинградском государственном театре оперы и балета им. В 1947 году Шухаев приглашен в Грузию дли постановки Евгения Онегина и преподавания в Тбилисской Академии художеств.
Однако у заключенного не было возможности заниматься станковой живописью. Живопись и графика из фондов музея»: эскизы театральных декораций, костюмов, портреты. После 14 лет пребывания в этой стране художник вернулся на родину, прожив два счастливых и плодотворных года, в 1937 был арестован по 58 статье (Об ответственности за контрреволюционную деятельность) и отправлен в ссылку на Колыму. В 1966 создал цикл картин по мотивам абхазского народного эпоса.
Оформлял спектакли: оперу Джузеппе Верди «Луиза Миллер» в Ленинградском государственном театре оперы и балета имени С. М. Кирова исполнил эскизы к пьесе К. А. Тренева «Пугачевщина» для Киевского русского драматического театра и к пьесе М. Метерлинка «Синяя птица» для Киевского театра юного зрителя. Имея за классные работы по живописи только отличные оценки, а по композиции – хорошие и отличные, молодой художник получал за рисунок не выше трех баллов. Вот таким образом он вместе со своими единомышленниками Кардовским и Яковлевым создает «Цех святого Луки». Здесь художника ждала работа в театре и в монументальном искусстве, преподавание в ИЖСА.
Рано потерял родителей, но, благодаря небольшому наследству, смог закончить Строгановское училище по классу чеканки (1897–1906). За ней последовала Франция. Персональные выставки Ш. В 1929-30 путешествовал по югу Франции и Корсике, в 1930-по Испании и Марокко, сделав сотни зарисовок, которые легли в основу больших жанровых картин (часть из них создана по этим рисункам на родине через 30 лет). В 1928 начал работать над серией французских пейзажей. В 1906, после подготовительных занятий в частной студии С. М. Дудина и Н. Н. Герардова, поступил в АХ, в 1908 – принят в мастерскую Д. Н. Кардовского.
работал в Грузинском государственном драматическом театре имени К. Марджанишвили. В конце 1950-х создавал портреты в технике энкаустики. Здесь Шухаев открыл собственную школу живописи и рисования, а также работал в художественной школе Т. Л. Сухотиной-Толстой (Русская академия). В те годы была начата их совместная работа, получившаяся впоследствии большую известность: картина-автопортрет «Арлекин и Пьеро», где Яковлев изобразил себя в образе Арлекина, а Шухаев себя— в виде Пьеро. В этот период сформировалось окончательно «неоклассическое» кредо художника.
По предложению архитектора А. В. Щусева оба работали над росписями православной церкви Святителя Николая в Бари (Италия) и зала ожидания Казанского вокзала в Москве (не осуществлено), в ноябре 1916 – над росписью плафона на тему «Девять муз» для особняка В. И. Фирсановой на Пречистенке в Москве (арх. На это решение повлияло становление в СССР стиля сталинского ампира, прямого наследника неоклассики. Неожиданно художник узнает о завещании деда, по которому ему полагается определенная сумма денег. коренной русский и, несмотря на долголетнюю работу в Париже, он остается таковым. В конце 1910 – начале 1912 участвовал в качестве актера в поставленных В. Э. Мейерхольдом пантомимах «Шарф Коломбины» (Дом Интермедий), «Влюбленные» (дом адвоката Н. П. Карабчевского) и «Арлекин – ходатай свадеб» (Дворянское собрание).
В 1921 переехал в Париж. Он опять возвращался в прошлое, но на этот раз в свое собственное. Только на третьем году обучения, попав в мастерскую Кардовского, Шухаев в совершенстве овладевает мастерством графики благодаря открытию для себя такой техники как сангина (карандаш интенсивно коричневого цвета, с чуть красноватым оттенком). В 1897—1906гг. Дипломная работа художника Вакханалия (1912) встретила непонимание со стороны академического начальства.
Вот таким образом он мог свободно заниматься преподавательской деятельностью и заниматься живописью. В. И. Ленина в Москве, создал эскизы панно для гостиницы Моссовета (1935), плафона для санатория Наркомтяжпрома в Сочи и фресок для ЦПКиО имени А. М. Горького в Москве (1936). В. Шухаев родился в семье сапожника, рано стал сиротой. Василий Шухаев с женой Верой Федоровной вернулся в СССР. Преподавал в 1915 в Новой художественной мастерской, в 1916-17 -на архитектурных курсах Багаевой в Петрограде и в Центральном училище технического рисования барона Штиглица, в 1917-19 в Академии художеств (профессор-руководитель, вел две мастерские). Ленина и санатория Наркомтяжпрома в Сочи, эскизы театральных декораций к Пиковой даме и Каменному гостю (не осуществлены), к опере Верди Луиза Миллер (ГАБТ им.
Н. Шухаева, Лариса Рейснер, Саломея Андроникова). В апреле 1937 г. В. И. Шухаев был арестован и осужден «по подозрению в шпионаже» на восемь лет ИТЛ. М. Горького, среди которых «Царь Федор Иоаннович» А. Толстого, «Великий государь» В. Соловьева, «Отелло» У. Шекспира, «Травиата» Д. Верди, «Стакан воды» Э. Скриба, «На бойком месте» А. Островского и др.
В 1922-30 много занимался книжной графикой: для парижского издательства «Плеяды» оформил книги: «Флорентийские ночи» Г. Гейне (1925) и «Две любовницы» А. де Мюссе (1928) иллюстрировал произведения Пушкина, Гоголя, Достоевского, Лескова, Тургенева, Чехова. Кардовский, сам предпочитающий работать углем и карандашом, не одобрял работу сангиной. В апреле 1937 года вместе с женой, художницей В. Ф. Шухаевой, он был арестован по обвинению в шпионаже и осужден на 8 (по другим источникам, 10) лет ссылки.
Он не идеализирует человека, а раскрывает сущность его внутреннего состояния. Это позволило ему продолжить учебу и Шухаев поступает в Академию Художеств в Петербурге. Сангинные портреты, как, например, портрет С. Н. Андронниковой (1917), относятся к лучшим образцам портретного искусства.
В июле 1911 женился на студентке живописно-скульптурного отделения АХ Елене Николаевне Ежовой. Создал эскизы декораций и костюмов к опере Р. Вагнера «Золото Рейна» для Народного театра в Петрограде, к комедии К. Миклашевского «Четыре сердцееда» для Малого драматического театра в Петрограде. Интерес зрителей вызовут карикатуры на известных деятелей политики и литературы начала 1930-х годов, созданные художником по заказу американского журнала «Vanity fair».
Он убежденный русский, не подчеркивая этого. Пушкина «Пиковая дама» (1922) и «Борис Годунов» (1924) иллюстрированных Шухаевым и сопровождающие их оригинальные листы иллюстраций из музейных фондов. Помощь пришла из Парижа, где в то время жил Яковлев. Он проявил себя и на театральных подмостках, создав эскизы декораций и костюмов к опере Р. Вагнера Золото Рейна для Народного театра в Петрограде (1918, не осуществлена), к комедии К. Миклашевского Четыре сердцееда для Малого драматического театра в Петрограде (1919, не осуществлена). Происхождение вел из самого простого сословия: был сыном бывшего крестьянина деревни Мишуковой Короваевской волости Дмитровского уезда Московской губернии, который вместе с женой уехал в Москву и работал закройщиком в сапожной мастерской своего отца.
Он сразу окунулся в театральную жизнь— оформлял спектакли: оперу Дж. 8октября 1928года Шухаев писал Кардовским, что лето у него «вышло средним, не очень удачным и не совсем бесплодным» и что он «сделал штук 20пейзажей маслом». Кирова. Помог близкий друг художник Александр Яковлев. Открыл собственную школу живописи и рисования, а также работал в художественной школе «Русская академия».
Привезен в Магадан на пароходе «Джурма». Наступил новый этап в творчестве художника.
В январе 1920 года В. И. Шухаев и его жена вместе с семьей художников И. А. Пуни и К. Л. Богуславской по льду Финского залива перешли границу с Финляндией— в отделившейся от революционной России Финляндии находилось имение отца Ивана Пуни, куда и направились обе семейные пары, — бежав от советской власти потом несколько месяцев провели в поселках Райвола и Мустамяки. Работы Ш. монументальны в истинном и лучшем смысле слова», писал немецкий критик П. Бархан. И лишь случай, когда начальник колонии обнаружил в его переписке автопортрет, выполненный художником для жены (та писала ему, что не видела его уже так долго, что стала забывать его лицо), помог ему вновь обрести свою профессию. Учился в Строгановском училище (1897-1905) у К. А. Яковлев закончил свою часть автопортрета еще в Италии, а работа Шухаева затянулась на долгие годы и была окончательно завершена через много лет, в 1962г. Сблизился с художниками, членами объединения «Мир искусства» ив 1918 на их выставке в Академии художеств показал 70 своих работ.
Затем продолжил образование в Высшем художественном училище при Петербургской А. Х. (19061912гг. ), в мастерской Д. Н. Кардовского, где учился и его ровесник А. Е. Яковлев. М. Горького. В. Сталин в Крцанисском ущелье». Он, возможно, единственный из работающих в Париже иностранных художников, кто совершенно ничего не перенял от французских живописных школ, направлений и традиций. В 1940 был переведен в Магадан, где оформил Дом культуры имени А. М. Горького.
Неразлучные друзья, Шухаев и Яковлев и в искусстве стали единомышленниками. Коровина, Н. А. Работы В. Шухаева, в том числе эскизы костюмов и декораций для магаданского театра, переданы в дар Магаданскому отделению Российского фонда культуры, московскому обществу «Мемориал». В 1947-1973 гг.
обучался в императорском Строгановском художественно-промышленном училище под руководством К. А. Коровина и И. И. Нивинского (среди других педагогов: И. В. Жолтовский, С. В. Ноаковский), которое закончил в 1906 году и сразу поступил в Высшее художественное училище при Петербургской Академии Художеств, педагог Д. Н. Кардовский. В 1917 г. его избрали профессором Петроградской академии художеств, в 1917–1918 гг. становился модным портретистом, вот таким образом большая часть написанного в эмиграции находится в частных собраниях: выставлялся на международных выставках в Риме (1924), в Нью-Йорке (1925, здесь был выставлен один из лучших портретов балерины Анны Павловой), в Питсбурге (ежегодно с 1924 по 1928), в Дрездене (1926), Мюнхене (1926), Белграде (1930), Праге (1935), в парижских салонах (ежегодно), в Москве (1928, на выставке «Современного французского искусства»). В 1920 г. В. Шухаев нелегально выехал в Финляндию, а оттуда во Францию.
В Магаданском музыкально-драматическом театре им. Искусный рисовальщик делает массу зарисовок с натуры: жанровые сцены с участием торговцев, детей, нищих, воинов, цирюльников, гадалок. он жил в Париже.
Реабилитирован в 1957 г. В 1958 г. за большие заслуги в творчестве и педагогической деятельности награждён орденом «Знак Почёта». Василий Шухаев уехал на два года в Италию как пенсионер «Русского общества в Риме» (то есть с полной оплатой проживания и учебы) для изучения работ старых мастеров. В Италии художники изучали работы старых мастеров, много рисовали с натуры. Главный итог поездки, кроме собранных впечатлений, питавших его искусство всю жизнь, — двойной автопортрет Арлекин и Пьеро (1914), написанный совместно с А. Е. Яковлевым, товарищем по мастерской Кардовского, на острове Капри (каждый из них писал самого себя). Участник выставок Нового общества художников, Мира искусства (1918, 1921, 1927).
Дипломная работа художника «Вакханалия» (1912г. ) встретила непонимание со стороны академического начальства. С 1935 Ш. преподавал в персональной мастерской в Институте живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской Академии художеств (у него начинали учиться С. Петров, В. Суворов, П. Ивановский и др. ). В 1937 году Шухаева арестовали во дворе Академии по ложному донесению в шпионаже. Его работы имеются также в Государственном литературном музее (исполненный в стиле неоклассицизма Портрет Ларисы Рейснер, 1915). В 1-ю годовщину Октябрьской революции создал проект оформления Николаевского моста. Эти годы учебы (1906—1912) стали определяющими в дальнейшей жизни— и творческой и личной.
За ней последовала Франция. Так хочется посмотреть их. Преподавал в различных заведениях. Шухаевы же пребывали в неизвестности, куда двигаться дальше. С 1941 – главный художник Магаданского областного музыкально-драматического театра (с 1945 – в качестве вольнонаемного).
Побывал в Кабардино-Балкарии, где собирал материал для картины из жизни колхозников. В феврале 1935 года он приехал в Ленинград. З. Палиашвили. Написал эскизы монументальных росписей для строящейся Библиотеки им. В США был экономический кризис и люди бросились на заработки.
Искусство действительно умеет возвращаться назад, чтобы, прикоснувшись к прошлому, запастись новыми силами для грядущих завоеваний». 9 октября 1947 г. уехал в Грузию. В 1914 году на острове Капри Шухаев и Яковлев пишут картину -двойной автопортрет «Арлекин и Пьеро» : смуглый с нарисованным румянцем в ярком костюме Арлекин – Александр Яковлев и бледный в светлом воздушном одеянии Пьеро – Василий Шухаев. Экспозицию выставки пополнят уникальные парижские издания произведений А. С.
Во время учебы Шухаев подружился с другим учащимся— Александром Яковлевым. С 1924 оформлял спектакли театра-кабаре «Летучая мышь» Н. Балиева (хореографические миниатюры «Степан Разин», «Король приказал барабанить», «Тай Пу», балет «Пастораль»), для труппы Иды Рубинштейн создал декорации к балету «Семирамида» (1934). В 1922 году В. И. Шухаев создал иллюстрации для парижского издания пушкинской «Пиковой дамы», которое вышло на французском языке тиражом всего 340 экземпляров и сразу заявил о себе как один из лучших иллюстраторов творчества А. С. Пушкина. В 192030-е годы картины Шухаева экспонируются на многих международных выставках: в Нью-Йорке, Мюнхене, Брюсселе, Копенгагене. Наибольшую известность снискали его портреты.
К тому же свое дело делала советская пропаганда. Продолжил обучение в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств (ИАХ) (1906—1912), в мастерской Д. Н. Кардовского. В 1935 г. Шухаев вернулся на родину. В 1935 вернулся на родину. Еще учась в АХ, Шухаев начал участвовать в выставках. В апреле 1937 вместе с женой, художницей В. Ф. Шухаевой, был арестован по вымышленному обвинению в шпионаже и осужден на 8 лет лагерей.
Вскоре к нему присоединился верный друг Александр Яковлев. Художник стал восприниматься как иллюстратор пушкинских произведений и в 1935 году был приглашен для оформления спектаклей «Пиковая дама» и «Каменный гость» Русской драматической труппы.
В 1935году вернулся на родину. художник уехал из советской России и через Финляндию перебрался во Францию. Кардовского. В 1932–1933 рисовал для журнала «Vanity Fair» карикатуры на политических деятелей и писателей: Кемаль-пашу, Гинденбурга, Гитлера, Папена, М. Горького, Б. Шоу, Г. ДАннунцио.
В 1932 г. художник предпринял поездку в Марокко. Принципиальный и непреклонный как педагог Шухаев, стремился передать ученикам «все знания, умение и мастерство, которым он владел в совершенстве». Шухаев немедленно выезжает в Россию. В 1935г. Кирова) и ряду других постановок.
Требовалось знание анатомическое. В ноябре 1912 получил звание художника и двухлетнее заграничное пенсионерство от Кружка поощрения молодых художников в Риме за картину «Вакханалия», о которой положительно отозвался А. Н. Бенуа. Он изображал С. Т. Рихтера (1951), С. Ф. Нейгауз (1967), деятелей грузинской культуры. Яковлевым Портрет Е. Н.
Начало первой мировой войны заставило Шухаева и Яковлева спешно вернуться на родину.