Теперь художник думал о группе Ермака. Такая же фотокарточка, но увеличенная имеется у В. К. Евдокимов – один из первых биографов великого художника.
Крупской, после смерти И. В. На обороте первого известного наброска к картине надпись рукой художника «За Волгой на Каме»2. Мы приступили к их изучению. Я заберусь в угол, да и вою.
Строгановым дано было право призывать в свои земли свободных людей, творить суд над поселенцами, которые на двадцать лет избавлялись от всяких податей и повинностей потом дано право строить укрепления и держать вооруженные отряды для обороны от нападений соседних народцев (остяков, черемисы, ногаев и др. ). Третьякову же в знак уважения Суриков в 1895 году подарил уменьшенную копию картины (размерами 10359 см). В марте того же года совет Академии художеств присвоил автору полотна звание академика.
Дело становилось горячим. Это был удалец богатырской силы, притом очень ловкий, сметливый. На обороте первого известного наброска к картине надпись рукой художника «За Волгой на Каме». Ветер бушевал на реке. Нашел тип для Ермака».
Ничего, брат, мне не нужно теперь. На рассвете, 23 октября, казаки Ермака двинулись на засеку. В Минусинском крае написан и один из самых удачных этюдов к картине— «На реке» с изображением стрелка, стоящего в воде2. Я, говорит, ничего не слышу и ничего не вижу. Суриков увидел его в Оружейной палате.
Только в декабре 1892 года в работе над «Покорением Сибири» был сделан перерыв: Сурикову было нужно подготовить к выставке картину «Исцеление слепорожденного». И Ермак, опасаясь преследований, ушёл на Каму. Тут он поступеил на службу к Строгановым. Они тогда подтвердили, что в их раздорском доме, сохранившемся до настоящего времени (сейчас в нём живёт учитель местной школы А. Н.
Городок Епанчи был разорен казаками. Собрались казаки в круг и стали толковать, как быть: вперед ли идти или назад вернуться. В величавом спокойствии сидят в середине крайней лодки два казака: один заряжает пищаль, другой сдержанно подымает ружье, словно выбирая цель. Чего говорить, я хожу как в тумане. Тяжело катит глинистые бурые воды река. Скоро пришлось им и другую толпу татар разогнать пальбой. коренных народов, насильно собранных им в 1582 году для отражения казацкого вторжения.
А он не давал положительных результатов. Изображая Ермака и его соратников, Суриков ставил своей целью изображение вовсе не исторической баталии. Каждая новая картина Ильи Ефимовича Репина (1844–1930) воспринималась русской интеллигенцией, всеми передовыми и прогрессивными людьми как огромное событие в истории русской и мировой культуры, как победа реалистического искусства. Он советовал Александру: Одно, Саша, не давай волю отчаянию. И пока Алеё жёг Соликамск, Ермак покопял Сибирь. Нос ладьи Ермака врезается в плотную татарскую массу, подчёркивая, что она уже в смятении и готова обратиться в бегство.
Установление родственников Ковалёва большой трудности не представляло. Это случилось уже по смерти Грозного. Целый день казаки поджидали караван, при впадении реки Вагая в Иртыш но ни купцы, ни хищники не показывались. В центре фигура Ермака, протянувшего вперед руку.
Суриков провел огромную работу по сбору материалов для картины. Он встретил их на берегу Тобола, при урочище Бабасан, завязал битву, но не мог осилить их. Этюды для этой своей картины Суриков писал на реке Оби.
Это обусловило ненадежность отрядов вогулов (манси), остяков (хантов) и пр. Когда я зашел на обед передвижников, все мне аплодировали. Автором очерка являлся И. В. Это было в 1574 году. Ночь была бурная. Над ним и его соратниками развиваются хоругви с ликом Спаса и конной фигурой Святого Георгия (говоря о первом из этих знамён, В. С. Кеменов отмечает: «осеняя дружину Ермака этим знаменем, Суриков тем самым как бы передает ей эстафету многовековой борьбы русского народа против татар»).
«Боярыня, говорит, Морозова.
Тут же, рядом с Ермаком, стоит его помощник — есаул Кольцо. Нашел для Ермака и его есаулов натуру для картины.
У Д. В. В том же 1895 году Совет Академии присудил ему звание академика. Написал порядочное количество. Летом 1891 года в Туруханском краю он рисовал этюды с эвенков и остяков.
Но невозможно не заметить единственную фигуру казака, которую автор картины «Покорение Сибири Ермаком» выделил красной киноварью. Каждое лето, взяв дочерей, он отправлялся на этюды. Следующей ступенью к осуществлению замысла был эскиз, хранящийся в Русском музее. Именно батареец Арсений Иванович Ковалёв послужил прототипом для окончательного образа Ермака, а Макар Агарков— для образа есаула Ивана Кольца5.
Бударина его портрет работы Сурикова находился до 1934 года. Походили на них и остальные товарищи Ермака. Сам Ермак тоже лишь постепенно «проявился» в казачьей массе— на ранних набросках его загораживали лишние фигуры, потом отодвинутые на второй план в более поздних вариантах Ермак, наоборот, виден полностью, отделён от своего войска и только после долгих поисков художник определил окончательное место главного персонажа картины2. Писем было три.
Длительные поездки необычайно обогащали опыт художника. Понял и я ее и тоже вначале молчал. Ермака еще не загораживает от зрителя группа казаков.
Суриков уже заканчивал «Покорение Сибири», к нему в гости пришел издатель Петр Кончаловский с сыном Петром, который увлеченно занимался живописью. Собрал он все свое войско. Сердюков) и расположенном по ул. Из толстых длинных стволов старинных казацких ружей вылетает пороховой дым и пламя. Темен суровый пейзаж Сибири осенним днем. Но есть и завистники. Единственный путь, на который мы могли рассчитывать, – это опрос пожилых людей.
Все выдержано в золотисто-коричневой гамме, но картина Сурикова «Покорение Ермаком Сибири» сумрачна и тяжела. После смерти Елизаветы Августовны Ольга стала опорой отцу. И Суриков очень тонко живописными средствами показал это. Сел я на него, а она, завернувшись в теплую шаль, провожала меня на пристань. Самое печальное, то что казаки сибирские времён Ермака и казаки сибирские времён Колчака и брата-атамана Бориса Владимировича Анненкова да есаула Красильникова- это два больших отличия. Наследники Ермаковы может где-то и остались по Сибири, только Сибирское казачье войско к 1913 году- это наследники верховых донских станиц- гультяи медведицкие да хопёрские, часть уральских казаков, оренбуржские казаки, даже кубаноиды, пленные поляки, да ненавистное лапотное мужичьё, переведённое в казачье сословие при Николае 1. А собственно правнуки ермаковских казаков были переведены в мещанское сословие во второй половине 19 века. И ещё- белоленточному:Кучум угрожал в основном землям Строгановых, также как в своё время индейцы угрожали белым переселенцам на Диком Западе. Аналогии не просто, а прямо уместны. А картину данную смотрел в январе во время отпуска в Третьяковке. При всей своей ненависти к очередям выстоял 3 января очередь- хотя там на Лаврушинском- спасибо правительству Москвы- и костюмированное действо в а ля рус, весело и задорно, очередь прошла незаметно, тем паче перед нами стоял актёр Георгий Мартынюк с семьёй (который майор Знаменский из ЗнаТоКов) и смог в живую увидеть картину. Поразила небольшим размером.
Они дали залп из ружей. Но горе не сломило Сурикова, как то случилось после смерти жены. Георгию на казачьей хоругви. Уже к августу он определился с размерами полотна, в письме к брату указав их как «8 аршин и 4», то есть примерно 5, 62, 8 метра2.
Композиция вытянута по диагонали. Однажды, когда В. И. Я написал много этюдов: все лица характерные. Две стихии встречаются – так определил суть картины сам автор.
Знамена едва намечены. Строгановы решили поддержать предложенный Ермаком поход в Сибирь. Ко всему как-то равнодушен стал. Это совсем другой характер и темперамент.
Татары, верно, разглядели, что врагов не слишком-то много и всеми силами налегли на них. Угроза с Востока от татаро-монголов была постоянной. Одни стали говорить, что надо вернуться другие и сам Ермак иначе рассуждали. Скоро затем погиб и сам Ермак. «Ишь, – говорят, – еще не служил, а ездит хорошо. ».
Махмет-Кул был отправлен в Москву, где поступил на службу царю но Кучум все-таки успел оправиться и войти в силу. Он по нескольку раз меняет соотношение людских масс, компонует толпу. В центре казачьей массы— сам Ермак изображённый в профиль, с вытянутой вперёд рукой. Они проживали в то время в городе Ростове, теперь уже и их нет в живых. «Покорение Сибири Ермаком» было закончено в 1895 году. При рассмотрении её мы обратили внимание на то, что она сделана с портрета, выполненного – акварелью. Между тем, всё это время мы не забывали об акварельном портрете атамана.
Нет, Суриков средствами живописи хотел передать не эпизод, не случай, а глубокий смысл того знаменательного события в истории России и всего мира, когда в результате столкновения «двух стихий» была завоевана и присоединена к России огромная и в то время географически загадочная страна Сибирь. Замечательный сдержанный колорит выбрал Суриков. Именно острый клин создает особое напряжение боя, когда внимательно рассматривается картина «Покорение Сибири Ермаком». Таких-то людей, готовых на все и надо было Строгановым.
Вот некоторые выдержки из него: «Мы возвратились из поездки по Дону. Так погиб Иван Кольцо с несколькими товарищами. Казнь стрельцов. » — «Да, говорю, казнил я стрельцов». — «Да как же это так и здесь. » — «Да так, говорю и тут как тут». Ими оказались Быкадоров Дмитрий Васильевич и Сухарев Василий Карпович.
Истомленные казаки расположились отдохнуть на берегу и скоро заснули как убитые. А в Сибири весть о смерти вождя привела русских в такое отчаяние, что они уже не пытались и бороться с Кучумом, покинули Сибирь, чтобы вернуться к себе на родину. Татарские лучники оказали упорное сопротивление. В центре верхней части картины проступают контуры города, за который идёт сражение3. Это я по прежнему своему горю сужу.
«Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем» было окончено в 1895 году и стало важным событием 23-й выставки Товарищества передвижников. Газеты некоторые тоже из партийности мне подгаживают, но меня это уже не интересует. Сурикове 1933 года издания. Река Чусовавя, приток Камы – единственная на Урале, пересекающая Уральский хребет. Их лица выражают тревогу, смятение, страх. Характерно, что знамя «Спаса», под которым стоит Ермак имеет славную и многовековую историю. Итак, Макар Агарков.
Для этого решено было напасть на Кучума в его собственной Сибири. Оказывается простые, на первый взгляд, вопросы решить было нелегко. Воевода, присланный царем, умер от болезни.
Один спасся и принес в Сибирь ужасную весть об избиении отряда, а другой – сам Ермак, услышав стоны, вскочил, успел своей саблей отбить убийц, кинувшихся на него, бросился с берега в Иртыш, думая спастись вплавь, но утонул от тяжести своих железных доспехов (5 августа 1584 г. ). Хотя Суриков ещё в Москве договорился с П. М. Третьяковым о продаже ему «Покорения Сибири» за 30 тысяч рублей император Николай II, узнав об этом, заявил, что «эта картина должна быть национальной и быть в национальном музее». Он сделан на бумаге карандашом и акварелью.
Рана в душе Сурикова постепенно затягивалась и в 1893 году он даже выставил в Петербурге «Исцеление слепорожденного Иисусом Христом». Теперь уже вписываю их. ». Мерцают отсветы выстрелов, облачка дыма от них. Здесь впервые встретили городок (теперь город Туринск), где властвовал сибирский князек Епанча.
Третьякову же в знак уважения Суриков в 1895 году подарил уменьшенную копию картины8 (размерами 10359 см9). Нашел тип для Ермака». «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем» было окончено в 1895 году и стало важным событием 23-й выставки Товарищества передвижников. Холодно, сыро. Строгановы снабдили их всем нужным: съестными припасами, ружьями, даже небольшими пушками. Кончаловские были в восторге от картины.
Отсюда, говорят, вышел Ермак и пошел на Волгу и Сибирь. В 1892 году он выезжал на Дон— собирать типажи для образов казаков3, в том же году жил в Минусинском краю на золотых приисках И. П. Кузнецова (на территории современной Хакасии), откуда сообщал: «Пишу татар. Через некоторое время получили ответ из музея. Сухарева. О них Суриков не забывал никогда.
Двигаяс в Сибирь, Уральские горы Ермак перевалил исключительно водным путём. Именно батареец Арсений Иванович Ковалёв послужил прототипом для окончательного образа Ермака, а Макар Агарков— для образа есаула Ивана Кольца. Как справедливо указывает В. Кеменов, «осеняя дружину Ермака этим знаменем, Суриков тем самым как бы передает ей эстафету многовековой борьбы русского народа против татар, одним из последних грозных оплотов которых было сибирское ханство Кучума».
Читали на занятиях. Над ним и его соратниками развиваются хоругви с ликом Спаса и конной фигурой Святого Георгия (говоря о первом из этих знамён, В. С. Кеменов отмечает: «осеняя дружину Ермака этим знаменем, Суриков тем самым как бы передает ей эстафету многовековой борьбы русского народа против татар»2). Царь позволил.
И типы инородцев – тоже все это было хорошо знакомое по сибирской жизни. Быкадорова мы добыли фотографию Ковалёва. Меня казаки очень хорошо приняли. Тут уж ружья не помогали: приходилось рубиться мечами или схватываться прямо руками. Помог, как часто бывает, счастливый случай.
Спать не пришлось: проговорили мы до утра. Живу за тысячи верст от центров, от жизни». И вновь гениальным чутьем угадал художник самую суть событий далекой старины.
Познавательное значение «Покорения Сибири» не исчерпывалось оригинальностью замысла, новизной материала и изобразительных средств. Только в декабре 1892 года в работе над «Покорением Сибири» был сделан перерыв: Сурикову было нужно подготовить к выставке картину «Исцеление слепорожденного». И особенно радостно было Сурикову познакомиться с людьми, которые знали и ценили его картины, в пути, вдали от культурных центров, где-нибудь в глуши. Ольга Сурикова уже тогда выделила Петра среди трех братьев Кончаловских.
Другие ранние пейзажные этюды для полотна Суриков писал на Оби, а также в Тобольске. Лишь постепенно Суриков пришёл к окончательному мрачноватому колориту. «Покорение Сибири Ермаком» (картина) не блистает яркими красками, но переливается изумляющей игрой оттенков и письма. Плен этого храброго и ретивого татарского витязя был ударом для Кучума. Перед ним раскрывалась жизнь, нравы, характеры, судьбы людей, Во время длинного пути в Сибирь Суриков встречал не только «натуру», прототипов будущих полотен, но и тех людей, для которых он писал. Третье письмо подводит итог пребывания художника на Дону.
Вместе с тем зритель чувствует их уверенность в победе. Отъехали далеко-далеко, а она, чуть видно, все стоит и стоит одна на пристани». В 1892 году он выезжал на Дон— собирать типажи для образов казаков, в том же году жил в Минусинском краю на золотых приисках И. П. Кузнецова (на территории современной Хакасии), откуда сообщал: «Пишу татар. Это кряжистая, прочно стоящая обеими ногами на палубе фигура в стальном шлеме.
Но уже в начале 1894 года он писал брату: «Теперь я опять принялся за Ермака». Строгановы уведомили об этом Ивана Грозного и челом ему били позволить им укрепиться за Уралом, держать для обороны и там огненный наряд (артиллерию) и на свой счет набирать добровольцев для борьбы с ханами Сибири. Оно было написано из Москвы 6 августа. «Где, спрашиваю, переночевать да попить хоть чаю. » Ни у кого ничего нет. Пароход отошел, утро серое, холодное, сибирское. Художник, как всегда, выбрал решающий момент, апогей битвы, что дало возможность автору с максимальным драматизмом и напряженностью показать исторический момент.
Слезы глаза застилают. Он называл ее Олечка-душа. Главными помощниками Ермака были Иван Кольцо, за свои разбои осужденный на смерть, но не пойманный, Никита Пан и Василий Мещеряк, – все это были молодцы, прошедшие, как говорится, огонь и воду, не знавшие страха. «Вот, говорят, учительница ссыльная живет, у нее, может, найдете». В Минусинском крае написан и один из самых удачных этюдов к картине— «На реке» с изображением стрелка, стоящего в воде.
Однако для картины одного сибирского материала было недостаточно.
Одно из них написано из Москвы 23 мая 1893 года. Все явлено зрителю живо, выпукло и достоверно. Раньше сибирские ханы искали покровительства московского царя, одно время платили ему даже ясак (дань) мехами, но последний хан Кучум выказал вражду к Москве, бил и брал в плен остяков, плативших ей дань а царевич сибирский Махмет-Кул ходил с войском на реку Чусовую проведывать пути к строгановским городкам, причем побил здесь много московских данников, жен и детей их забрал в плен. Лишь постепенно Суриков пришёл к окончательному мрачноватому колориту.
Надо было выбить Кучума из его засеки и овладеть столицей. Начался страшный рукопашный бой. Сразу после окончания «Взятия снежного городка» Суриков начал работу над грандиозным полотном «Покорение Сибири Ермаком» (Приложение 8. ). По реке Туре пошло люднее.
При впадении Тобола в Иртыш татары снова настигли казаков и осыпали их стрелами. Движения казаков неторопливы, не чувствуется никакой суеты, спешки.
Василий Иванович писал в письме брату в Красноярск: Получил вчера твое скорбное письмо. Григория и Якова Строгановых уже не было в живых. Из сообщения Тузова мы узнали, что до революции в станичном правлении долгое время висела репродукция картины Сурикова «Покорение Сибири Ермаком».
Сам расположился станом на берегу Иртыша, близ устья Тобола (неподалеку от нынешнего города Тобольска), на горе Чувашево, устроил здесь новую засеку на всякий случай, а царевича Махмет-Кула отрядил с большим войском вперед, навстречу казакам Ермака. Собственно, поступление на службу было двовльно своеобразным. Пушки и ружья сослужили теперь им свою службу. Их экономика, материальная культура, грамматические формы языка — все было иным.
Суриков почти никогда не расставался с дочерьми. Это предприятие, сулившее и добычу хорошую и славу воинскую, пришлось очень по душе Ермаку и его молодцам. Разговорившись с ним, я узнал, что ему известны некоторые подробности создания картины «Покорение Сибири Ермаком». Дождь лил ливмя. Память об Ермаке сохранилась во многих народных песнях и преданиях.
Летом 1891 года в Туруханском краю он рисовал этюды с эвенков и остяков. Уже к августу он определился с размерами полотна, в письме к брату указав их как «8 аршин и 4», то есть примерно 5, 62, 8 метра. Понятно, как обрадовался этому Кучум, как торжествовали гибель Ермака все враги его.
В марте того же года совет Академии художеств присвоил автору полотна звание академика1. С 1897 года «Покорение Сибири» выставлено в этом музее в том же зале, что и основное полотно, экспонируется этюд «Казаки в лодке». Это был очерк о В. И. Стучу в дощатую дверь. — «Войдите».
Сам Ермак тоже лишь постепенно «проявился» в казачьей массе— на ранних набросках его загораживали лишние фигуры, потом отодвинутые на второй план в более поздних вариантах Ермак, наоборот, виден полностью, отделён от своего войска и только после долгих поисков художник определил окончательное место главного персонажа картины. Вскоре представился новый счастливый случай.
Это кряжистая, прочно стоящая обеими ногами на палубе фигура в стальном шлеме. Кучум бежал сначала в свою столицу Сибирь, захватил здесь свои пожитки и бежал дальше.
Очень уж немного удальцов оставалось под рукою Ермака и трудно ему было бы удержать свое завоевание без помоги. Кузнецовым лечиться кумысом от начавшейся было в сыром и холодном Петербурге чахотки. В центре верхней части картины проступают контуры города, за который идёт сражение. В Покорении Сибири много лично пережитого. Их-то и собирался написать Василий Иванович на Дону. Лист подклеен с трех сторон.
Написал порядочное количество. Как всплеснет она руками. Труден был этот путь, в иных местах по мелководью приходилось плыть на плотах. Но в 1563 году Кучум совершил переворот, убив Едигера и его брата Бекбулата. Нужны были, как говорил он сам, «лица старых казаков». К большому сожалению, фотокарточка Антона Тузова у его родственников не сохранилась.
Дела Кучума были совсем плохи. Своею мощью, красочным звучанием эта картина напоминает «Тараса Бульбу». Георгию на казачьей хоругви.
В этом эскизе, художник уделяет много внимания композиции. С 1897 года «Покорение Сибири» выставлено в этом музее в том же зале, что и основное полотно, экспонируется этюд «Казаки в лодке»1. Казаки плыли вниз по Тоболу и не раз приходилось им разгонять выстрелами толпы туземцев. Эти частые набеги причиняли большие разрушения, множество русских людей угонялось в рабство. В восприятии первобытных племен, не имеющих представления об огнестрельном оружии, ни разу не слыхавших ружейного выстрела, каждый казацкий выстрел сотрясает мир, как удар грома, как не поддающееся пониманию разума сверхъестественное эсхатологическое (предвещающее конец мира) явление.
Я пригласил его на занятия секции. Деревушка — несколько изб. Проведал он, что Кучум собирается перехватить на пути бухарский караван, шедший в Сибирь.
Вот как выглядел первоначально пустынный берег. В репинских «Запорожцах» звучит гоголевский смех. «Пустите, говорю, обогреться да хоть чайку согреть». — «А вы кто. » — «Суриков, говорю, художник». Сам стоит слева, замер, ни слова, ни звука. В картине «Не ждали» Репин почти чеховскими приемами воссоздает психологическую атмосферу дома и семьи, когда нежданно-негаданно в комнату входит возвратившийся из далекой ссылки муж и отец.
Но уже в начале 1894 года он писал брату: «Теперь я опять принялся за Ермака»6. Другие ранние пейзажные этюды для полотна Суриков писал на Оби, а также в Тобольске3. Композиционно картина только кажется поделенной рекой на две части. Бросилась она топить печь, мед, хлеб поставила, а сама и говорить не может от волнения. Центр и нижнюю половину левой части полотна занимает авангард казачьего войска. Хотя Суриков ещё в Москве договорился с П. М. Третьяковым о продаже ему «Покорения Сибири» за 30 тысяч рублей император Николай II, узнав об этом, заявил, что «эта картина должна быть национальной и быть в национальном музее».
Дело продолжали их младший брат Семен и дети: Максим, сын Якова и Никита, сын Григория. Работа велась на Оби и в Хакассии. И до прокладки сухопутных путей сообщения была, пожалуй, единственным торговым путём через Урал. И ещё, по поводу картины. А неприятель был очень близок: с другой стороны реки подстерегал казаков. Младшая – Елена была светловолосой и хрупкой и во всем подчинялась сестре. Стучусь к ней. Казаки, видимо, его не ожидали.
Давит серое небо на уже бегущих всадников. Утром подошел пароход. Адресованы они в Красноярск матери художника – Прасковье Федоровне и брату Александру. Ермак обошелся с ним очень приветливо.
.