Впервые картину показали в 1883 году на XI выставке Товарищества передвижников. На XV Передвижной выставке работа Сурикова вызвала неоднозначные оценки. Через год после этого он женился на Елизавете Шаре, внучке декабриста Свистунова. Учился В. И. Суриков успешно, получал медали, премии и стипендии. Работа над этой картиной растянулась на несколько лет. За годы обучения Суриков получил несколько денежных премий и четыре серебряные медали.
Однажды Суриков нарисовал на одном из официальных документов муху. В 1881 году Суриков сделал первый эскиз «Боярыни Морозовой», в 1884 году начал работать над картиной. А. Жукова пишет: «Хмурый на головном струге сидит Разин. Впервые о боярыне Морозовой Василий Иванович услышал от своей тётки Ольги Матвеевны Дурандиной, у которой он жил в Красноярске во время учёбы в уездном училище. В то время Спиридонову было 82 года. Начались месяцы скучной канцелярской работы. Но проявил сибирский характер и не сдался.
Они убегали на окраины России, скрывались в глухих лесах, в болотах. Закоурцев позировал Сурикову для этюда «Смеющийся священник» в Красноярске ещё в 1873 году. В последующие годы художник написал еще несколько масштабных полотен — «Покорение Сибири Ермаком» (1895), написанное с убедительностью очевидца, озорной и дерзкий «Переход Суворова через Альпы» (1899), былинный и напевный «Степан Разин» (1910). Летом 1897 года Суриков посещает Швейцарию, где пишет этюды. После этой работы о Сурикове заговорили как о живописце-историке.
Картина «Утро стрелецкой казни» была создана в 1881 году и хранится она в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Талант «художника» был оценен.
Вот таким образом он не смог поехать за границу и стал расписывать храм Христа Спасителя фресками на тему Вселенских соборов. Юноша устроился канцелярским писцом в Енисейское общее губернское управление, об этом времени он вспоминал: «Очень я по искусству тосковал». Своими белыми рубахами и огоньками свечей они резко выделяются из всей массы народа.
В. Суриков. Близко к отцу сидит и сын, с болезненным лицом, на котором застыло выражение недетской горечи и печали о несбывшихся надеждах. Картина выставлялась в Санкт-Петербурге, Москве и была приобретена императором. Художественный критик Владимир Стасов расчувствовался перед полотном. Вот нищенка, соболезнующая страданиям Морозовой, преклонила перед ней колени. Разбита на Каспии флотилия персидского шаха.
Среди наиболее известных картин художника: «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове», «Боярыня Морозова», «Взятие снежного городка», «Покорение Сибири Ермаком», «Переход Суворова через Альпы», «Степан Разин» и др. Отец Сурикова умер, когда художник был ещё ребёнком. Прототипами героев полотна послужили родственники Сурикова и другие жители Красноярска. Но его преследовали сердечные расстройства.
Показанная на IX выставке Товарищества передвижных художественных выставок, картина Сурикова была тепло встречена публикой и прессой. Работа была завершена в 1881 году. Обреченными выглядят в этой избушке дети Меншикова.
Этот шедевр поразил современников живописи того времени. Сумятица, царящая в их рядах, не мешает им с ожесточенным упорством сражаться с казаками. Закоурцев позировал Сурикову для этюда «Смеющийся священник» в Красноярске ещё в 1873 году. Всерьез озабочен атаман и его настроение тоже сумел передать художник. Биография Сурикова и будет представлена ниже. В середине декабря 1868 года Суриков отправился из Красноярска в Петербург. Дым выстрелов разграничивает толпу сражающихся на два лагеря. Он подумал о сильном человеке, взлетевшем на вершину власти и все утратившем.
Поп-никоннанец, смеющейся над барыней. Многих такой подход шокировал. дай хоть корочку, не мне – сестре, видишь – помирает.
Суриков проявил себя как великий колорист и изящный «композитор» (так его прозвали соученики Академии). После смерти отца мальчик подрабатывал писарем в канцелярии, но рисовал в часы досуга. Биография Сурикова как художника решилась в этот момент. Тут и остяки и вогулы и сами татары. Картина «Меншиков в Берёзове» (1883).
В то время Спиридонову было 82 года. Казалось, Меншиков достиг вершин могущества. А струг величаво плывет по широкой Волге, «добрыми молодцами изусаженный». В. И. Сурикова. В 1861 Василий Суриков окончил Красноярское уездное училище с похвальным листом.
Тяжкую думу думает атаман. Картина отличается от других произведений Сурикова тем, что в ней не изображён народ. Но обстоятельства оказались сильнее его.
В 1874 году Суриков написал первую историческую картину — «Княжий суд», а год спустя дипломное полотно «Апостол Павел объясняет догмат веры в присутствии царя Агриппы и сестры его Береники», выдержанные в академических канонах. Благодаря незаурядности своей натуры поднялся до высот управления государством. Работа над картиной «Переход Суворова через Альпы» завершилась в 1899 году — в 100-летие итальянского похода Суворова. В холоде, в голоде, в язвах и паразитах, рубищами прикрытые. Нападающие должны были верхом ворваться в ворота крепости – городка и разрушить на взлете верхнюю перекладину.
Дед— Василий Иванович Суриков (умер в 1854 году), двоюродный брат деда— Александр Степанович Суриков (1794—1854), был атаманом Енисейского Казачьего полка. Художник оставил занятия живописью и отправился на родину, в Сибирь, где прожил целый год. И такой прием тоже приносит свои результаты. В академических кругах Сурикова долгое время критиковали за скученность композиций, за «кашу» из лиц персонажей, презрительно называли его полотна «парчовыми коврами». Суриков никогда не брал заказов на портреты, но часто отправлялся от портретного образа в своей дальнейшей, чисто творческой работе. В октябре 1895 года, будучи в Красноярске, Суриков задумал картину «Переход Суворова через Альпы». В виде смеющегося купца слева на картине «Боярыня Морозова» изображён бывший дьяк Сухобузимской Троицкой церкви Варсанофий Семёнович Закоурцев.
И вся эта лавина людей неудержимо летит вниз по обрыву. Помог поступить в Академию художеств юному живописцу красноярский губернатор П. Замятин, отправивший в Петербург ходатайство (вместе с рисунками). Он ехал с обозом Кузнецова, вот таким образом дорога заняла два месяца.
В 1888 Елизавета Августовна умерла, что стало для Василия Ивановича тяжелейшим ударом. Он для них непререкаемый авторитет, главный военноначальник. Яркий сверкающий пейзаж перекликается с образом народа, полного здоровья и силы. Боярышня со скрещенными руками потрясена чувством жалости к раскольнице. Работа над картиной «Переход Суворова через Альпы» завершилась в 1899 году— в 100-летие итальянского похода Суворова.
Сюжет картины относится к эпохе царя Алексея Михайловича. Картина выставлялась в Санкт-Петербурге, Москве и была приобретена императором. Кузнецову. Дед Василий Иванович Торгошин служил сотником в Туруханске. Рисовать он не перестал.
Но неясны пути крестьянской революции. Еще одно большое историческое полотно. Восторженной улыбкой встречает его слова молодой солдат. Её муж, Степан Фёдорович изображён на картине «Утро стрелецкой казни» — стрелец с чёрной бородой. В 1881 году Суриков сделал первый эскиз «Боярыни Морозовой», в 1884 году начал работать над картиной.
В невесёлые думы погружён сын Меншикова – Александр. Низкая бревенчатая изба. Так, для написания картины «Переход Суворова через Альпы» Суриков посетил Швейцарию. Знамя это – подлинно историческое оно писалось Суриковым с экспоната Оружейной палаты. П. Третьяков купил картину за 8000 рублей. — Художник Сергей Маковский о Сурикове: «Он действительно видит прошлое, варварское, кровавое, жуткое прошлое России и рассказывает свои видения так выпукло-ярко, словно не знает различия между сном и явью. Дело Петра он пытался продолжать и после его смерти. Когда об этом стало известно царю, ог приказал послать к ней увещателей.
Он пошел учиться в Художественную школу, которую окончил за три месяца. Рыжебородый стрелец, отличающийся таким горячим нравом, полный такой бешеной ярости, что его, единственного из всех, привезли на площадь закованным в колодки, со связанными веревкой руками. Он знаменит также своими портретами.
Это известная с семнадцатого века семья. – так рассказывала Сурикову в детстве его тетка Ольга Матвеевна. Рука боярыни Морозовой вскинута вверх в призывном жесте. В 1888 году великий русский художник испытал одно из своих самых тяжёлых потрясений. Однако противникам его удалось взять верх.
И абсолютно случайно приехала с Урала начетчица Анастасия Михайловна. Но твердо стояли на своем – защищали старые обряды, не принимали ничего нового иноземного, по их понятиям. С 1877 В. И. Суриков жил в Москве. На первом из них имеется авторская надпись: «Многоуважаемому Федору Федоровичу Пелецкому. Биография Сурикова говорит нам о том, что его учителями были как не слишком одаренные художники (зато неплохие педагоги), как Павел Чистяков, так и известные мастера, как Врубель и Серов.
Его работы видели сотрудники. Среди первых картин художника были и портреты его благодетелей.
Однако они продолжали превозносить своего атамана. Сидят они в яме, цепями прикованные. В трагизме воскрешенной эпохи раскрывается загадочная, трагичная глубина народной души». Места эти царь Иван Грозный пожаловал крупным промышленникам – купцам Строгановым. В 1887 году художника постигло большое личное горе — он потерял жену. Все это виртуозно сочетается с красочной выразительностью деталей.
Тут же написан и юродивый. Но именно так навсегда вошел в историю искусства этот художник. Проникнутая атмосферой праздника, эта картина стала исключением в творчестве Сурикова. Прекрасно и подробно расписана разномастная толпа зрителей. В картине Суриков добился исключительной экспрессии и значительности лица Морозовой.
А вот горестно задумалась старуха в узорном платке. Княжну, завернутую в шубу, он рисовал с собственной жены, которая в это время сильно заболела. В октябре 1895 года, будучи в Красноярске, Суриков задумал картину «Переход Суворова через Альпы».
Именно в это время Василий Иванович Суриков создает одну из своих самых значительных картин – «Утро стрелецкой казни». Суриков был похоронен рядом с женой на Ваганьковском кладбище. Разбежалось Кучумово войско, а Кучум скрылся в Барабинской степи. В то время Спиридонову было 82 года. Похоронен В. И. Суриков в Москве на Ваганьковском кладбище. Суриковы же являлись старожилами Красноярска.
Суриков писал ее кусками, выискивая натурщиков и нужные предметы. Иногда персонаж находился случайно. В. Суриков. Как-то брат посоветовал ему написать картину Взятие снежного городка.
Это был его родной дед. Мать с сыном и остальными детьми возвращается в Красноярск. Картина «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем» стала результатом поездок Сурикова в Сибирь. К таким картинам относятся «Степан Разин», «Переход Суворова через Альпы».
А в 1869 году вновь попробовал стать студентом Академии. С лета 1889 до осени 1890 он жил с дочерьми в Красноярске. — Илья Ефимович Репин о художнике:«С Суриковым мне всегда было интересно и весело. В 1899—1900 годах исполнил два графических портрета Ф. Ф. Пелецкого.
Г. Н. Смирнов также имел белую лошадь, которую Суриков изобразил на картине под Суворовым. Немало добрых казаков полегло у Ермака в пути и в битвах. Однако поступить в Академию Суриков не смог.
Играющие делились на две партии: нападающие на крепость и защитники. Она тоже была родом из казачьей станицы. Выделяются они и своим душевным состоянием. Участвовал в росписи фресок в храме Христа Спасителя.
Лучшие люди крестьянской России идут за Разиным бить бояр, дворян и приказных, «учинив так, чтобы всяк всякому был равен», уже песни о Разине поют. На картине изображён странник, который как бы взыскивает к истине происходящего. Там он внезапно задумался о ссылке князя Меньшикова. Цветовое оформление по-прежнему остается важнейшей составляющей мастерства Сурикова. Воспитатель Остерман сумел восстановить молодого императора против Меншикова. Он давал ему копировать работы старых мастеров. Он был поставлен вровень с другими известными художниками.
Затем были работы – Покорение Сибири Ермаком, Степан Разин. Московский период жизни сделался поворотным в жизни живописца. Дорога продолжалась два месяца. Вместо пышных театрализованных сцен на зрителя взирала беспощадная реальность прошлого. Однако живопись – это вид искусства, который требует многократного преувеличения. Пелецкий Федор Федорович (1853—1916)— известный московский гитарист, выступал вместе со своим братом Пелецким Дмитрием Федоровичем. Летом 1897 года Суриков посещает Швейцарию, где пишет этюды.
В мае-июле 1869 усиленно занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художников и в августе 1869 все же стал вольнослушателем Академии (в августе 1870 был принят в число действительных слушателей). Ф. Ф. Спиридонов составлял родословную для Сурикова. В 1910 году художник путешествует по Испании.
Любовь к жизни выражена лишь в образе младшей дочери Меншикова, читающей книгу. Писал его прямо на снегу, напоив его водкой и дав ему три рубя. Однажды его работы увидел П. Н. Замятнин. Был он силы непомерной.
Но никак не удавался главный образ – самой боярыни. Работа над картиной «Переход Суворова через Альпы» завершилась в 1899 году— в 100-летие итальянского похода Суворова. Боярыня Федосья Прокопьевна Морозова была ярой последовательницей протопопа Аввакума. В честь двоюродного деда живописца был назван Атаманский остров на Енисее.
Полотно «Меншиков в Березове» приобрел Павел Третьяков — так у Сурикова появились деньги для поездки в Европу. Кроме того, его имя присвоено художественному музею и художественному училищу в Красноярске, а также Московскому государственному академическому художественному институту. Пришел ответ, что его могут зачислить без выплаты стипендии. В Академии Сурикова прозвали «композитором»: в своих работах он считал главным композицию. В дождливые дни он находился с семьей у станции Люблино.
Его предки пришли в Сибирь вместе с ее первым покорителем, Ермаком. Вот боярыня и просит его:Миленький. Свой собственный стиль Суриков обрел лишь после переезда в Москву в 1876 году. Сохранился этюд для картины «А. И. В семье Суриковых было четверо детей: Елизавета (дочь Ивана Васильевича от первого брака), Екатерина, Василий и Александр.
Перепелкина. Крещён 13 января во Всех-Святской церкви. Екатерина I, жена Петра, царствовала всего лишь полтора года. По возвращении на родину Суриков приступил к созданию нового исторического полотна «Боярыня Морозова», посвященного трагическому эпизоду русской истории — расколу русской Церкви в середине XVII века.
Правда исторической панорамы становится откровением. Глава направления А. Н. Бенуа хвалил Сурикова за всё что есть в его живописи не западного, сугубо национального, за то, что «он рядом с Васнецовым внял заветам древнерусских художников, разгадал их прелесть, сумел снова найти их изумительную, странную и чарующую гамму, не имеющую ничего похожего в западной живописи». Действие разворачивается на фоне сурового сибирского пейзажа. Суриков в шубе».
Приготовления к казни закончены. Нельзя было поверить, что в этой бедной квартирке писались такие глубокие по полноте замыслов картины, с таким богатым колоритом». Долгое время Суриков не мог найти типажа для боярыни. Около Суворова немолодой солдат – в походе он всегда рядом со своим полководцем. На первом из них имеется авторская надпись: «Многоуважаемому Федору Федоровичу Пелецкому. Однако «Мир искусства» увидел в этих так называемых пороках именно достоинства суриковской живописи.
Не раз за долгую историю под знаменем Спаса ходили в бой русские полки (в частности, в битве на Куликовом поле). Государственная Третьяковская галерея. В 1859 умирает отец Сурикова и семья возвращается в Красноярск. Суриков чувствует себя здесь очень уютно, восхищается архитектурой города. Брак принес ему небольшое состояние, что позволило живописцу не работать по заказам, а сделаться вольным художником. После смерти жены Суриков уезжает с дочерьми в свой родной город, где создает картину «Взятие снежного городка». К таинственной затворнической жизни аристократок высшего сословия художник обращается в «Посещении царевной женского монастыря».
Кидаешься ты на врагов, как лев». Ф. Ф. Спиридонов составлял родословную для Сурикова. Патриарх Никон тогда провел церковные реформы, которые привели к расколу в церкви. Однако «Мир искусства» увидел в этих так называемых пороках именно достоинства суриковской живописи.
По ледяным скатам, подобно лавине, низвергаются в пропасть суворовские чудо-богатыри. В октябре 1895 года, будучи в Красноярске, Суриков задумал картину «Переход Суворова через Альпы». В 1864 он поступил на службу писцом в Енисейское губернское управление. Моделью для написания образа Марии Меншиковой, недавней невесты царя Петра II, послужила жена Сурикова, болевшая в то время. Эта картина написана с натуры – друзья живописца инсценировали специально для него полный «вариант» игры в селе Лодейки. Со стороны отца и матери он принадлежал к старинным казачьим семьям. Он так и не смог исцелиться и умер в Москве в марте 1916 года.
И движение струга, как движение самой русской истории, завораживает зрителя». В 1914-15 годах художник начал болеть и переехал на лечение в Крым. Их предавали анафеме – церковному проклятию, ссылали, сжигали на кострах. С первого раза поступить в Академию в апреле 1869 он не сумел. Окрыленный успехом, художник немедленно приступил к работе над новой картиной — «Меншиков в Березове» (1883). Некоторые получились сразу, а некоторых художник искал долго, переписывал и снова искал.
Жизнь в Москве стала особенным периодом жизни художника. В итоге прототипом боярыни Морозовой стала Авдотья Торгошина — тетка художника. Раскольников стали преследовать. Г. Н. Смирнов также имел белую лошадь, которую Суриков изобразил на картине под Суворовым.
Но этот намеренно сниженный художником образ суть символ полного равнодушия к делам веры при великом неравнодушии к благам жизни. Художник Михаил Нестеров называл ее своей «самой любимой картиной Сурикова». Некоторые сравнивали картину с пестрым персидским ковром. Гармонирует картина с пейзажем, светом и архитектурными деталями. Пелецкий Федор Федорович (1853—1916) — известный московский гитарист, выступал вместе со своим братом Пелецким Дмитрием Федоровичем.
В 1858 Василий Суриков начал обучение в уездном училище. Последний согласился заплатить за обучение Сурикова в Академии художеств. Эта ненависть и привела их к бунту и до сих пор они находятся во власти этих чувств. Картина Степан Разин раскрывает поклонение простых ратников своему командиру.
В 1891 году Суриков пишет картину «Взятие снежного городка», находится она в Государственном Русском музее, в Санкт-Петербурге. Несколько позднее были созданы картины «Меньшиков в Берёзове», «Боярыня Морозова». Там Василий оканчивает приходскую школу и поступает в уездное училище.
Стрельцы погружены в себя, будто окаменели. В его честь назван остров Атаманский на Енисее. Г. Н. Смирнов также имел белую лошадь, которую Суриков изобразил на картине под Суворовым.
1899г» Рисунок хранится в Третьяковской галерее. Следующая картина была написана только в 1891 году, это была Взятие снежного городка. Прототипом Морозовой стала тётка Сурикова— Авдотья Васильевна Торгошина. Суриков изобразил в картине момент перед казнью. На эту идею его натолкнула тесная крестьянская изба. Мы смотрим на них, подчиняясь внушениям художника и бред его кажется вещим.
Он часто покупал картины мастера. В настоящее время – это детская художественная школа им. Первое большое историческое полотно Сурикова. Василий Иванович Суриков не относился к людям, которые привыкли отступать.
Его Суриков писал с настоящего, найдённого на толкучке. В академических кругах Сурикова долгое время критиковали за скученность композиций, за «кашу» из лиц персонажей, презрительно называли его полотна «парчовыми коврами». Смысл жеста раскрывается в двуперстии – одном из формальных «пунктов» расхождений церковных реформаторов во главе с патриархом Никоном, постановивших отныне осенять себя трёхперстным знамением и хранителей «древнего благочестия» во главе с протопопом Аввакума. Трижды (в 1893, 1901 и 1907 годах) Суриков отказывался от преподавания в Академии и Московском училище живописи, зодчества и ваяния, предпочитая творческую свободу. Картины Василия Сурикова этого периода тоже относятся к исторической тематике. Великий русский художник Василий Иванович Суриков (1848-1916) родился в Красноярске в семье губернского регистратора Ивана Васильевича Сурикова.
Биография Сурикова неотъемлема от истории России. В 1878 он женился на петербурженке Елизавете Августовне Шаре, отец которой был французом. Церковь раскололась. Результатом стало полотно «Утро стрелецкой казни».
Он рисует такую сильную личность, как Емельян Пугачев, перед казнью, в клетке. Однако «Мир искусства» увидел в этих так называемых пороках именно достоинства суриковской живописи. Защитники, с трещотками, хворостинами, метлами в руках, отгоняли, пугали лошадей. В 1887 году Суриков завершил работу над одним из самых известных своих произведений — «Боярыня Морозова». В 1899—1900 годах исполнил два графических портрета Ф. Ф. Пелецкого.
пенятся холодные воды Иртыша, приняв в себя месиво человеческих тел. Суриков родился 12 (24)января1848 года в Красноярске, он принадлежал к роду казаков, которые пришли в Сибирь с Дона с Ермаком ещё в 16 веке. Это вызвало ряд стрелецких бунтов, жестоко подавленных Петром. Хворостинами приветствуется победитель игры, вокруг смех и веселье.
Они также попались на глаза губернатору края – Замятину. Национальные интересы России были принесены в жертву честолюбивым планам сменявших друг друга временщиков. Картина выставлялась в Санкт-Петербурге, Москве и была приобретена императором.
Его похоронили рядом с женой на Ваганьковском кладбище. Страж-то корку-то бросить боится – царь не велел их кормить. Таково было его желание правды, а не виртуозной фантастики. Исследователи биография Сурикова пишут о том, что он в 1877 году переехал жить в Москву. В 1854 И. В. Сурикова перевели на службу в акцизное управление в с. Сухой Бузим (в настоящее время – с. Сухобузимское Красноярского края расположено в 70 км к северо-востоку от Красноярска). В академических кругах Сурикова долгое время критиковали за скученность композиций, за «кашу» из лиц персонажей, презрительно называли его полотна «парчовыми коврами».
Другая боярышня в голубой шубке с печальным и строгим лицом низко кланяется Морозовой. Ф. Ф. Спиридонов составлял родословную для Сурикова. Другой предок Сурикова служил сотником в Туруханске. 1899 г» Рисунок хранится в Третьяковской галерее. Работа продолжалась около двух лет. Суриков подхватил эту мысль.
У них родились две дочери: Ольга и Елена. Глава направления А. Н. Бенуа хвалил Сурикова за всё что есть в его живописи не западного, сугубо национального, за то, что «он рядом с Васнецовым внял заветам древнерусских художников, разгадал их прелесть, сумел снова найти их изумительную, странную и чарующую гамму, не имеющую ничего похожего в западной живописи»3. Обеими руками он схватился за шапку и не выпускает из рук ружья. И уже двое преображенцев, подхватив под руки, повели к виселице первого стрельца.
Много раз бросались татары в бой с казаками и много раз терпели поражение. Народная толпа шумит, волнуется, громко выражая свои чувства, свое глубокое горе. И получилось именно то, что он хотел. Завязалась битва великая и в этой битве атаман Ермак победил хана Кучума.
И все это происходит на фоне могучего и зловещего пейзажа Москвы. Огромный, небритый, со спутанными волосами, в овчинном тулупе и с драгоценным перстнем на сжатой в кулак руке, тяжело лежащей на колене, он погружен в глубокую думу. Её муж, Степан Фёдорович изображён на картине «Утро стрелецкой казни»— стрелец с чёрной бородой. Но консервативным преподавателям она не понравилась и золотой медали Суриков не получил. Выступив с этой картиной на 9 передвижнической выставке, Суриков стал знаменитостью.
Судорожно порывается стащить с головы шапку при виде несчастной страдалицы истовый старик. Летом 1897 года Суриков посещает Швейцарию, где пишет этюды. А возле ямы страж ходит. Василий Суриков (1848-1916) – русский художник известный своими выдающимися картинами исторического жанра.
К петровским временам художник Василий Суриков обращается и в 1881 году. Позже Суриков написал картину «Меншиков в Березове». В этом городе родился будущий художник. Но буквально через год отец художника скоропостижно умирает от туберкулеза. Суриков глянул на нее и понял, что сейчас все получится. Жил он у своей двоюродной тети и крестной О. М. Дурандиной.
На этот раз его попытка завершилась успешно. Регулярно приезжал он и в родные места. Одновременно с «Меньшиковым в Березове» художник начал делать эскизы «Боярыни Морозовой». – допрашивали ее увещатели.
Слюдяное заиндевелое оконце. Скупо пробивается свет. Каждый из них в последние минуты жизни полон внутренней серьезности, собранности, думает свою большую думу. Страсти разгорались. Остальные стрельцы ожидают своей очереди. Спокойно лежит на барабане рука барабанщика. Меншиков сидит у стола. Значительное внимание он уделял композиции, за что приобрел от товарищей прозвище «Композитор». Солдатам, кажется, нет конца.
С падением Меншикова иностранцы захватили при дворе небывалую власть. А. Д. Меншиков был одним из наиболее близких сподвижников Петра I. Его судьба характерна для петровского царствования. Этот статус он сохранял за собой до конца жизни. С детства Федосья Прокопьевна была набожна и придерживалась старой веры. Како крестишься и како молитву творишь.
В 1875 В. И. Суриков окончил Академию, получив звание классного художника первой степени. Тогда все сбивалось в кучу. Известно, что художник происходил из казачьего рода. В 1891 году он написал новую большую картину, на этот раз не на исторический, а на современный сюжет — «Взятие снежного городка».
Направо, на переднем плане, стремительно летит вниз солдат. Еле уговорил позировать, сидя на снегу. Все это обливалось водой. Глава направления А. Н. Бенуа хвалил Сурикова за всё что есть в его живописи не западного, сугубо национального, за то, что «он рядом с Васнецовым внял заветам древнерусских художников, разгадал их прелесть, сумел снова найти их изумительную, странную и чарующую гамму, не имеющую ничего похожего в западной живописи». В углу иконы, зажженные лампады.
Как и в прошлых картинах, все образы здесь написаны с натуры. Чиновник подал прошение в Императорскую Академию художеств о принятии юноши. У ворот ставили снеговые пушки, позади ворот – угощение из снега.
В виде смеющегося купца слева на картине «Боярыня Морозова» изображён бывший дьяк Сухобузимской Троицкой церкви Варсанофий Семёнович Закоурцев. Трещали трещотки, кричали люди иногда стреляли из ружей холостыми зарядами. После того как на передвижной выставке 1883 года полотно приобрел для своей галереи Третьяков, Суриков на полученные средства совершил путешествие за границу: он побывал в Германии, Италии, Франции, Австрии, видел коллекцию Дрезденской галереи, собрание Лувра, познакомился с творениями итальянских и испанских мастеров. Прототипом Морозовой стала тётка Сурикова — Авдотья Васильевна Торгошина.
Долгое время Суриков не мог найти типажа для боярыни. Страж, глядючи на нее, сам-то плачет да и отвечает:Не приказано, боярыня-матушка. Для этого он много путешествовал по России и европейским странам. Вся семья сгрудилась вокруг стола в трагической безысходности. Первого стрельца вывели на плаху, а на заднем плане видно лицо молодого царя, готового убивать. С ранних лет он имел тягу к рисованию. Поднятые весла за его спиной – как крылья.
Хотя проблема «власти и народа» читается в картине. Все получалось не то, не так. Пленный перс тоскует напротив атамана. Без всякого заказа и чьей-либо материальной помощи Суриков приступил к созданию большого исторического полотна «Утро стрелецкой казни» (1881), ставшего первым в ряду картин, прославивших его имя и определившим основное направление его дальнейшего творчества: изображение русского народа в драматические минуты его истории.
6 марта 1916 года великого русского художника не стало. И защитники и нападающие бросались в погоню за победителем и с криком стаскивали его с коня, валяли, мыли в снегу. Городок – старинная народная игра. Суриков был человеком твёрдого характера и несгибаемой воли, так что он умел отказывать.