Перов Василий Григорьевич – один из самых известных русских живописцев 19-го века, художник-жанрист, мастер портретной и исторической живописи. Художник Василий Григорьевич Перов умер 29 мая 1882 года от туберкулеза. Василий Григорьевич Перов (21декабря1833 (2января1834)— 29мая (10июня)1882)— русский живописец, один из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок. Перов Василий Григорьевич краткая биография и интересные факты из жизни художника изложены в этой статье.
Василий Григорьевич Перов родился 23 декабря 1833 (4 января 1834) года в городе Тобольске. Василий Григорьевич Перов (1833/1834—1882) — русский живописец, один из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок. В 1871 году Василий Григорьевич Перов уже имея должность профессора преподает в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. 29 мая 1882 года художник Василий Григорьевич Перов скончался от чахотки.
Василий Григорьевич Перов сыграл значительную роль в организации Товарищества передвижных выставок. Среди художников-передвижников, отдавших свой талант служению музе гнева и печали, особое место занимает Василий Григорьевич Перов.
От эпохи романского стиля и готики средневековья до современности. Большие картины остаются незаконченными. Любовь к анекдоту сохраняется у Перова и позже (картина «Приезд гувернантки в купеческий дом», 1866, Третьяковская галерея, Москва). Перов исполнял обязанности казначея опять же бескорыстно. Персонажи Перова, — в том числе крестьянин «Фомушка-сыч» (1868) или купец И. С. Камынин (1872 оба — там же), полны особой внутренней значительности вне зависимости от своего социального и культурного статуса яркая индивидуальность порой сочетается в них с беспрецедентной (для русской портретной традиции тех лет) напряженностью духовной жизни иногда на грани мучительного трагизма (как в портрете Ф. М. Достоевского).
Сурок с выпавшей шерсткой на шее и голове — тоже от голода — приткнулся к его плечу. И. Даль», «М. Борисовского, В. В. — Возьмите, сударь, возвратите его господину благодетелю. Перов много работает в мастерской никому не показывая свои новые картины, не понятый товарищами, списанный с «корабля современности» Крамским и другими критиками.
Картины, выполненные им в эти годы, показывают быт парижских низов, уличных бродячих музыкантов, нищих, тряпичников, простых парижан. Василий Григорьевич Перов был незаконнорождённым сыном губернского прокурора барона Георгия (Григория) Карловича Криденера и уроженки Тобольска А. И. Ивановой. Тема города еще сильнее прозвучала в картине Утопленница. Он умер от чахотки в с. Кузминках, неподалеку от Москвы, 29 мая 1882 года.
Первым этапом неудач была смерть его жены в 1869 году, позднее он похоронил 2-х старших его детей. Впоследствии местный дьяк, обучавший парня грамоте, заметил усердие ученика во время занятия каллиграфией и прозвал его «Перовым», что затем преобразовалось в фамилию и было закреплено на официальном уровне. В 1861 году, уже сложившимся мастером бытовой живописи, Перов заканчивает Училище и получает Большую золотую медаль за картину Проповедь в селе (ГТГ), принесшую ему известность.
П. Погодин», оба — 1872 все — Третьяковская галерея). Чтобы оправдаться, он за свой счет нанял бухгалтера. У входа в кабак Расставание понуро стоят две лошади, запряженные в крестьянские дровни. Картины с успехом экспонировались Всемирной художественной выставке в Париже. Нанем изображен сытый ленивый священник заполуденным чаем идвое истощенных нищих, которых прогоняет отстола прислуга.
Он завел со старушкой разговор, спросил, между прочим: откуда они и куда идут. В. Г. Перов родилу него один за ся в Тобольске 23 декабря 1833 года. Были мы с вами у него и вы изволили видеть, что это за благодетель и что за человек. Запокупку «бездуховного» полотна ему грозило неодобрение Священного Синода, аПерову— ссылкой вСоловецкий монастырь. На мальчике рваная одежда, стоптанные башмаки. 1862-1864 годы художник проводит за границей. Н. Островский», 1871 «В.
Глубоко личное переживание Евангелия находит выражение в двух пронзительно эмоциональных работах: «Христос в Гефсиманском саду» и «Снятие с креста». Он обращается к евангельским сюжетам, к фольклору. Париж Перова- это народные гулянья, балаганы на Монмартре, бродячие музыканты, нищие и бездомные. Прянишниковым, с которым ему приходилось по очереди носить одну шубу.
Любовь к анекдоту сохраняется у Перова и позже (картина «Приезд гувернантки в купеческий дом», 1866, Третьяковская галерея, Москва). Он побывал во многих музеях Берлина, Дрездена, Парижа изучал полотна старых мастеров.
Однако не каждый мог себе это позволить, а кто мог – предпочитал заниматься живописью. В простой домашней обстановке изображен А. Н. Островский (1871, ГТГ). несколько, не лишенных занимательности, рассказов из быта художников и свои воспоминания.
Колорит Перова обрел новую, более острую, тональную выразительность в таких картинах, как «Проводы покойника» (1865) и «Тройка. Спасибо за Перова. Перов сначала посещает Германию, а затем Францию. Жил в Москве. Подошел ближе к мальчику и невольно был поражен тем типом, который искал. Совет, полностью не разобравшись в его содержании, утвердил эскиз.
Несколько лет спустя после картины Проводы покойника Перов написал Последний кабак у заставы. В окончательном варианте осталось две фигуры – тело утопленницы и равнодушный ко всему полицейский. Василий Григорьевич написал об этом несколько картин и стал настойчиво просить высшее академическое начальство «уволить от чужих краев», разрешить вернуться домой. Старушка ничего не поняла, но все-таки согласилась посмотреть мастерскую художника.
Перов выступил здесь подлинным поэтом скорби, как назвал его художник М. В. Нестеров. Однако художника мнение критиков несмущало ив1862 году оннаписал следующее социальное полотно «Чаепитие вМытищах». Что за прелесть. Лучшие в их числе – портреты А. А.
Портреты Перова отличаются удивительной простотой искренностью и правдивостью. Суровые краски зимнего пейзажа усиливают безотрадное впечатление от картины. Лучший из крестьянских портретов-типов Перова — «Странник».
Парижские художники, скульпторы, архитекторы, мастера гравюры. Сразу видно, что жизнь здесь ей предстоит нелегкая, полная унижений. Продолжая развивать эту же тему, он завершает картину Сельский крестный ход на Пасхе (1861, ГТГ) – одно из наиболее обличительных и смелых полотен в русской живописи. Годы учения оказались трудными для Перова, негде было жить, не было средств к существованию. Тем не менее занятие живописью юноша не бросил.
Фамилия «Перов» возникла как прозвище, данное мальчику его учителем грамоты, заштатным дьячком, который этим прозвищем отметил своего ученика за усердие и умелое владение пером для письма. Учился в Арзамасской школе живописи (1846 – 1849) и Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1853 – 1861), где одним из его наставников был С. К. Зарянко. Здесь, в Европе, он убедился, что бедным живется нисколько не лучше, чем в России.
Взять хотя бы картину Василия Перова «Приезд гувернантки в купеческий дом», которая, как и многие другие картины живописца, висит в одном из залов Третьяковской галереи. — Барский полез за пазуху, вынул письмо Щукина и отдал Перову.
Одним изсамых известных портретов стало полотно сФедором Достоевским. – Ср.
Рубинштейнов, М. П. Не думаю, чтобы поняли, например, Перова Охотников. Среди жанровых работ, представленных Василием Григорьевичем Перовым на Первой передвижной выставке, наибольший успех имели «Охотники на привале». Погодина, Ф. М.
Мокрицкий и С. К. Почти год её бескорыстно сопровождали Василий Перов и Григорий Мясоедов. Аскетичная серо-коричневая гамма добавляет портрету драматичности— картину оживляют лишь красные крапинки начерном галстуке писателя. Жизнь на чужбине тяготила Перова, его тянуло на родину. Перов Василий Григорьевич (1833/1834 – 1882), русский художник. Поздняя религиозная живопись (Христос в Гефсиманском саду, 1878) и театральные фантазии мастера (цикл эскизов Снегурочка, 1870-е годы) свидетельствует о близости к модерну.
Опыты исторического жанра (Никита Пустосвят. На ярмарках, в гостиницах, на шумных торговых улицах мальчики из горной Савойи — департамента на юго- востоке Франции — попрошайничали, пели играли на дудочках или водили на поводке дрессированных сурков, которые умели вынимать из коробки «счастливый билетик» и танцевать. В ней художник продолжает тему обличения духовенства. Петербургское отделение в обход московского наняло сопровождающего.
Стала отказываться, ссылаясь на то, что им некогда, что «списывать с человека» — это великий грех, а, кроме того, она слыхала, что от этого люди не только чахнут, но даже и умирают. Однако законченные исторические картины Перова («Суд Пугачева», 1875, Исторический музей, Москва, вариант — 1879, Русский музей «Никита Пустосвят. В русской живописи она одна из самых драматичных. Василий Перов родился в городе Тобольске 10 июня в 1834 году, в семье барона Георгия Криденера.
Художник вызвался показать им место ночлега. Спор о вере, 1880 – 1881) не принадлежат к числу шедевров Перова. Однако кисти Перова принадлежат нетолько социальные работы, ноцелая портретная галерея икартины наисторические сюжеты. Кто же не помнит чеховскую «Попрыгунью», где автор вывел Кувшинникова под фамилией Дымов. Был незаконным сыном местного прокурора, барона Г. К. Криденера, фамилию же «Перов» дал будущему художнику в виде прозвища его учитель грамоты, заштатный дьячок. Он едва не бросил Училище и не уехал из Москвы, но счастливый случай спас художника.
В картине «Проповедь в селе», созданной в год отмены крепостного права, когда не утихали споры о взаимоотношениях крестьян и помещиков, Перов изобразил сцену в сельской церкви. Родился в Тобольске 21 или 23 декабря 1833 (2 или 4 января 1834). Художник создал образы ряда известных деятелей русской культуры («А. Скончался Василий Григорьевич Перов 29 мая (10 июня) 1882 года в селе Кузьминки (ныне Москва). Здесь не только останавливались по пути на богомолье, но и приезжали любители «самоварной утехи», чтобы отведать изумительный по вкусу чай.
Хозяин-купец оглядывает девушку, как будто приобретает товар для своей лавки. Картина «Тройка» написана в 1866 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. В Париже раскрылся Перов-лирик и Перов-психолог, о чем свидетельствуют такие работы, как «Савояр», «Слепой музыкант», «Парижские тряпичники». В поисках новой службы Григорий Карлович объехал множество мест и наконец обосновался с семьей под Арзамасом. Не придумав ничего лучше, предложил денег.
Перова привлекают переломные моменты русской истории, выявляющие суть национального характера. В образе рассказчика художник вывел Дмитрия Павловича Кувшинникова. Василий Григорьевич Перов краткая биография.
Первое её название – «Ученики мастеровые везут воду». Фамилия «Перов» возникла как прозвище, данное мальчику его учителем грамоты, заштатным дьячком, который этим прозвищем отметил своего ученика за усердие и умелое владение пером для письма. Василий, так был назван при крещении ребенок, не мог носить фамилию отца. Зарянко. Ссутулившись иобхватив руками колено, писатель отрешенно смотрит вугол комнаты.
Перов будучи казначеем московского отделения допустил копеечную неточность в отчете. Тяжело придется бедной девушке в этой сытой, но бездушной семье. Среди лучших произведений этого периода – картины «Проводы покойника» (1865), «Утопленница» (1867), «Последний кабак у заставы» (1868), «Тройка» («Ученики-мастеровые везут воду», 1866), «Приезд гувернантки в купеческий дом» (1866). Через некоторое время полотно сняли свыставки идаже запретили демонстрировать вРоссии.
Художник был поражен, насколько мальчик подходил по своему типу для его картины. В трудную минуту ему помог Егор Яковлевич Васильев. В 1862 году Перов пишет картину «Чаепитие в Мытищах». Вот и на этой картине художник изобразил важного служителя церкви, который наслаждается мытищинским родниковым чаем в тени развесистого дерева.
Был одним из членов-учредителей «Товарищества передвижников» (1870). После долгих уговоров она согласилась.
Начинается тихое раннее утро. Перов задумывает триптих о Емельяне Пугачеве: «Восстание», «Помещики и крестьяне», «Суд Пугачева» — замысел беспримерный для русского искусства ХIХ века из которого удалось осуществить только последнюю часть. Недаром портрет Ф. М. Достоевского (1872) по праву считается лучшим в иконографии великого писателя. Популярные жанровые картины 1870-х годов, напротив, проникнуты добродушным юмором (Птицеловы, 1870 Охотники на привале, 1871 Рыболов, 1871 Голубятник, 1874). А. С-в. Но подлинной вершиной портретного творчества является портрет Федора Михайловича Достоевского (1872, ГТГ). Русский художник Василий Григорьевич Перов родился в Тобольске 23 декабря 1833 года. Однако Совет отверг его, причиной своего решения указав «непристойность изображения особ духовного сословия».
Колорит Перова обрел новую, более острую, тональную выразительность в таких картинах, как «Проводы покойника» (1865) и «Тройка. Д. Ровинского и Н. Собко "Василий Григорьевич Петров, его жизнь и произведения" (Санкт-Петербург, 1892). Перов тяготился заграничной жизнью истрастно желал вернуться домой.
Вдокументах ончислился как Васильев— пофамилии крестного. Перов ответил, что посмотреть она может и велел явиться на другой день. Несмотря на все трудности, Перов продолжал усердно учиться. Это прежде всего крестьянские портреты. Старушка пришла в недоумение и не решалась брать.
Дети испытывали в те времена голод и холод. Шел я к нему с любовью и надеждой, а вышел с тоской и отчаянием. У самой заставы Перов заметил старушку с мальчиком.
Были и другие обиды и разногласия. На следующий год, В. Г. Перова назначают преподавателем училища живописи и ваяния. Ее строгий, скромный костюм контрастирует с безвкусной обстановкой комнаты. Несмотря на то, что вскоре после рождения мальчика его родители обвенчались, Василий не имел прав на фамилию и титул отца. Левее стоят крестьяне в рваных одеждах.
В этом сообществе художник состоял шесть лет и покинул его в 1877. За «Портрет В. В. Безсонова» он был награждён первой премией МОЛХ по заказу П. М. Третьякова написал «Портрет писателя А. Ф. Писемского». Закоченевшими руками дети водворили бочку на место и вновь направились к проруби.
Василий Григорьевич Перов был незаконнорождённым сыном барона Георгия Карловича Криденера. Отправились вместе. Наряду с портретами в 70-е годы Перов пишет такие картины, как «Охотники на привале», «Птицелов», «Рыболов», «Голубятник». Втомже году Перов написал еще одну картину сосхожим сюжетом— «Сельский крестный ход наПасхе». За полтора года, проведенных в Париже, художник пишет небольшие этюды, наиболее характерный из которых — «Слепой музыкант» (1864).
В последнем получил серебряную медаль за этюд головы мальчика. рядом упала шляпа. Я его молил о помощи, а он насмехался надо мной.
Ступина. В картине нет ничего лишнего: продуманна композиция, огромное значение имеют ритмические повторы линий, придающие особую печальную напевность. Ее в упор рассматривают купеческая семья. Рядом со столом стоит нищий солдат-калека.
Здесь он делал этюды с натуры и написал несколько картин изображающих местные типы и сцены уличной жизни ("Продавец статуэток", "Савояр", "Шарманщик", "Нищие на бульваре", "Музыканты и зеваки", "Тряпичники" и пр. ), но вскоре убедился, что воспроизведение незнакомых, чужеземных нравов не дается ему столь же успешно, как изображение родного, русского быта и возвратился в Россию до окончания срока своего пенсионерства. «Плач Ярославны», «Тающая снегурочка», «Иван-царевич на сером волке» — примеры обращения Перова к народному эпосу, не всегда убедительные по форме, но чрезвычайно интересные как первооткрытие этой темы в русском искусстве. Писемского, А. Г. и Н. Г. Васильев, А. Н. Трактуя о делах и днях «маленьких людей», художник поэтически воспевает эти мирки увлечений и грез, но в то же время подчеркивает их иллюзорность (контраст горячей болтовни «охотников» и мрачного осеннего поля, покрытого первой порошей).
Осмотрев музеи Германии, Перов обосновывается в Париже. Голытьба уважала его и любила. Ученики мастеровые везут воду» (1866 обе — там же) крестьянские похороны в первом случае и эпизод из жизни обездоленных детей-подмастерьев во втором предстают уже не просто социальной сатирой, но драмой об «униженных и оскорбленных», по смыслу своему общечеловеческой. Удачей было для крестьянской семьи отдать ребёнка в город в подмастерье к ремесленнику.
И что я узрел вчера. Рассматривают гувернантку и любопытные слуги, но отношение к ней уже другое, не хозяйское. Интерес к живописи возник у Перова в возрасте девяти лет. Знаменательным становится 1870 год: Академия художеств удостаивает званием профессора (работы «Странник», «Птицелов») вступает в Товарищество передвижных художественных выставок. Произведения Перова носят остросатирический обличительный характер.
Здесь впоследствии часто бывали Репин, Левитан, Чехов. Для конкурса на Большую золотую медаль художник в Совет Академии представил эскиз картины «Сельский крестный ход на Пасхе». Таков Фомушка-сыч (1868, ГТГ).
Среди зимнего поля лошадка понуро тянет дровни с дощатым гробом, прикрытым рогожей. Как-то в весенний солнечный день художник оказался у Тверской заставы. Преподавателями Перова в училище были также М. И. Скотти, А. Н. Мокрицкий, Н. А. Рамазанов оканчивал училище Василий Перов под руководством С. К. Зарянко. Живя в деревне, молодой художник пишет картину «Распятие», которую он подарил ближайшему селу.
Возложенные обязанности исполнялись им со всей добросовестностью, до самой его кончины. Шишкиным и выдающимся жанристом И. М. Маленького Василия мать научила читать и писать очень рано. 1870-е годы – период расцвета творчества Перова. Голова мальчика слишком большая для его тела, что говорит о постоянном недоедании. Любовь к искусству проявилась у мальчика очень рано.
Перов внес также большой вклад в искусство портрета. Некоторое время он был записан на фамилию «Васильев», полученную от имени крёстного отца. Они не потребовали возмещения даже стоимости железнодорожных билетов. Сила символико-психологического обобщения — и соответственно параллели с прозой Достоевского, — еще более значительны в «Утопленнице» и в особенности в картине «Последний кабак у заставы» (обе — 1868, там же). В. Г. Перов был признанным вождём московской живописной школы, являвшейся в 60-х годах Х1Х века авангардом русского реалистического искусства.
Художник посчитал, что не может писать идейные картины, не зная жизни страны. Лет семьдесят я гнул спину и претерпевал всякого рода несправедливость и оскорбления. Мальчик сидел спокойно Перов писал горячо, быстро, а старушка, которая оказалась при ближайшем рассмотрении гораздо моложе, тихо рассказывала о том, как похоронила мужа, детей и остался у нее только единственный сын Васенька, единственная ее радость. В официальных документах долгое время указывалась фамилия «Васильев», данная по имени крёстного отца. Тогда уже по необходимости, он сразу высказал ей, что хочет написать с мальчика портрет. «Охотники» полюбились совершенному большинству зрителей своим добродушием и строгой поэзией осеннего пейзажа (в изображении которого принял участие А. К. Саврасов).
Через некоторое время художник заканчивает работу над задуманной ранее картине «Сельский крестный ход на Пасхе» (1861). Созерцая простых обывателей с их отнюдь не героической, но все же «человечкиной» душой, Перов здесь —если говорить о литературных параллелях — приближается к Н. С. Лескову. В мастерской Перов показал ей картину, растолковал, в чем дело, но старушка перепугалась.
К его шинели приколота медаль и солдат униженно тянет руку за подаянием. В1870-е годы остросоциальных работ уВасилия Перова стало меньше. Столпившиеся за его спиной домочадцы каждый по-своему смотрит и оценивает приезжую. Здравствуйте. Они, почёсывая затылки, огорченно и недоверчиво слушают священника, видимо внушающего, что всякая власть от Бога. » Я хотел изобразить одну из проповедей Иоанна Златоуста, причём старался показать степень её действия на разные характеры, на юность и старость, на бедность и богатство», - так объяснял художник замысел полотна.
Достоевского и купца Камынина. Картина была написана. В 1864 году Перов досрочно возвращается в Москву из заграничной командировки. Портрет Ф. М. Достоевского кисти Перова (1872, там же) считается лучшим живописным изображением писателя.
Однажды у Тверской заставы он увидел усталых пешеходов – старушку с мальчиком. Вэтот период онписал полотна сосценками изжизни русской провинции— «Птицелов», «Охотники напривале», «Ботаник»— ипортреты. Власти сняли картину с постоянной экспозиции, запретили воспроизводить в печати. Как известно, Перов запечатлел этого мальчика на своей картине (в середине) и через некоторое время мальчик умер.
Такие идеалы были найдены в среде русской интеллигенции. Мимо шли богомольцы на поклонение московским чудотворцам: в весеннюю пору народ во множестве тянулся к монастырям, отыскивая помощи или ответа на свои сомнения. Искусство Франции. В официальных документах долгое время указывалась фамилия «Васильев», данная по имени крёстного отца. В начале 1863 года Василий Григорьевич отправляется в заграничную командировку.
В последний путь провожает семья родного человека – мужа, отца, кормильца. Молодая девушка, потупив взор, стоит посреди комнаты и вытаскивает из сумки рекомендательное письмо. В кругах интеллигенции его даже называли «Папа московский», тем самым подчеркивая, что подобно тому, как Папа Римский диктует из Ватикана законы всему католическому миру, Перов из Москвы диктовал законы всему русскому художественному миру.
Еще глубже по психологической характеристике портрет Странника (1870, ГТГ). Кисть набирала уверенность и Перов решил поступать в Московское Училище живописи.
Одиноко стоит в центре комнаты сама молодая девушка. Будучи незаконно рожденным сыном Криденера, в то же время Перов носил фамилию Васильев, унаследованную им от имени крестного отца. Он закрыл глаза и даже не хочет смотреть на нищих. Родился в Тобольске, где Криденер служил прокурором.
В эти годы рождается Перов — исторический художник. Художник повествует о нелёгком труде детей из бедных семей. После окончания училища в 1862 году Перов написал картину «Чаепитие в Мытищах», композиция которой была построена на противопоставлении (контрастном сопоставлении) тучного монаха-чревоугодника и хромого слепца инвалида войны, с мальчиком-поводырем. Только спустя сорок четыре года полотно вновь стало доступно широкой публике. Обобщенно-символичны и лучшие портреты работы мастера (А. Н. Островский, 1871 В. И. Даль, А. Н. Майков, М. П. Погодин, все портреты – 1872), достигающие беспрецедентной для русской живописи духовной напряженности. На темном фоне рельефно выделяется бледное лицо Достоевского. В. Г.
Разразился скандал. Ему принадлежит ряд рассказов, таких, как Тетушка Марья, Под крестом, На натуре. Но прежде всего его интересовала жизнь простого народа.
Заметил, что старушка думала так же, хотя и не говорила. Тогда старушка стала просить, нельзя ли хоть посмотреть на нее. Впереди важно стоит с тупым выражением лица хозяин дома и нагло рассматривает товар.
Все его работы являются отражением реальной жизни того времени. История зарубежного искусства. Все сюжеты для своих произведений Перов брал из жизни, наблюдая ее со всех сторон. Мягкой юмористической разрядкой на этом фоне кажутся жанровые композиции 1870-х годов («Птицелов», 1870 «Охотники на привале», 1871 «Рыболов», 1871 все — Третьяковская галерея). Перов сам был свидетелем изображенной трагедии. Впоследствии это прозвище было принято художником как фамилия.
Картина Проводы покойника пользовалась и пользуется большой популярностью. Он сумел воплотить в художественных образах подлинно народные типы. Родители Василия поощряли его увлечение. Они естественны по композиции, строги и скупы по колориту. В 1851 году Перов пишет автопортрет, портреты родителей. Однако Павел Третьяков приобрел картину для своей галереи.
Бессонова, А. Ф. Перова привлекают люди с яркой индивидуальностью, богатым внутренним миром. — Мне, сударь, как вам известно, восемьдесят четыре года. ВойтиПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиМузеиПерсоныХудожникПерсонаВасилий Перов Годы жизни: 02 января 1833 — 29 мая 1882Страна рождения: РоссияСфера деятельности: ХудожникВасилия Перова один изего учеников называл «подлинным певцом скорби».
Драматизм образов и талант обобщения достигают предельной остроты в Утопленнице и особенно в Последнем кабаке у заставы (обе картины – 1868), где город представлен как подобие тусклого, тревожно мерцающего земного ада, безжалостного к своим жертвам. Среди учеников Перова (когда он преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества в 1871-1882 годах) были Н. А. Касаткин, С. А. Коровин, М. В. Нестеров, А. П. То и дело на глаза попадались голодные люди. В своих портретах Перов сумел обозначить новые, для портретного искусства, социально-психологические перспективы он стремился воссоздать на холсте человека не только в его материальной конкретности, но и в неисчерпаемости его духовного мира: «Что ни тип, что ни лицо, что ни характер, то особенность выражения всякого чувства.
В его фигуре – надломленность и внутренняя сила: ссутулившаяся спина, втянутая в плечи голова и крепкие большие нервные руки, цепко обхватившие колени. Жизнь в Европе стала его тяготить. Ученики мастеровые везут воду» (1866 обе — там же) крестьянские похороны в первом случае и эпизод из жизни обездоленных детей-подмастерьев во втором предстают уже не просто социальной сатирой, но драмой об «униженных и оскорбленных», по смыслу своему общечеловеческой. Старушка шла медленно, немного прихрамывая. Во многих семьях дети трудились наравне со взрослыми.
В 1871 г. состоялась первая выставка художников-передвижников. Мальчика настолько захватил процесс работы художника, что он увлекся рисованием. Василий Григорьевич Перов (фамилия, данная при рождении — Васильев 21 декабря 1833, Тобольск — 29 мая 1882, с. Кузьминки, ныне в черте г. Москвы) — русский художник, один из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок. Онбыл внебрачным сыном губернского прокурора, барона Георгия Криндера— просвещенного, свободомыслящего человека, который принимал усебя вдоме ссыльных декабристов. Получив в 1871 году место профессора в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и примкнув около того же времени, к товариществу передвижных художественных выставок, Петров в первые, следовавшие затем годы, продолжал писать портреты и жанровые картины в прежнем роде, которые надо признать вообще уступающими его предшествовавшим работам чем далее, тем все сильнее и сильнее увлекался он более возвышенными, по его мнению, задачами – пытался быть живописцем религиозных и аллегорических сюжетов ("Христос в Гефсиманском саду", "Снятие со креста", "Распятие", "Весна" и другие) и, наконец, пристрастился к темам из отечественной истории ("Плач Ярославны", "Первые русские христиане", "Поволжские хищники", "Пугачевцы", "Никита Пустосвят").
С удивительной тонкостью и особой проникновенностью написаны художником портреты видных деятелей: доктора В. В. Бессонова (1869, ГТГ), поэта А. Н. Майкова (1872, ГТГ), писателей И. С. Тургенева (1872, ГТГ) и В. И. Даля (1872, ГТГ). Предполагалось, что сопровождающими будут поочередно члены Товарищества. В это время П. М. Третьяков начинает заказывать портреты лидеров русской культуры. Однако жить было не на что и негде молодой художник из-за нужды хотел даже оставить учёбу, но в трудную минуту ему оказал помощь его училищный учитель, Е. Я. Васильев— «строгий даже немного рутинный классик», который поселил Перова у себя и отечески заботился о нём.
Но дальше этюдов работа не двигается. Василий Перов родился в1834 году всибирском городе Тобольске. Спор о вере» (1880-1881 гг. ). В январе 1862 года Перов на средства Академии художеств был отправлен за границу.
Такого мальчика Василий Григорьевич изобразил на картине «Савояр». Дата рождения точно неизвестна: 21-23 декабря 1833 (2 или 4 января 1834) года. С карандашом и красками он не расставался. Рябушкин и другие художники. Я уверен, что если бы г-н Перов (и он наверно бы смог это сделать) изобразил французских или немецких охотников (конечно, по-другому и в других лицах), то мы, русские, поняли бы и немецкое и французское вранье, со всеми тонкостями, со всеми национальными отличиями и слог и тему вранья, угадали бы всё только смотря на картину.
Василий Григорьевич обдумывал, как бы начать с ней объяснение. Тогда Перов представляет эскиз другого сюжета — «Проповедь в селе». Камынин (1872 оба — там же), полны особой внутренней значительности вне зависимости от своего социального и культурного статуса яркая индивидуальность порой сочетается в них с беспрецедентной (для русской портретной традиции тех лет) напряженностью духовной жизни иногда на грани мучительного трагизма (как в портрете Ф. М. Достоевского). Живопись этого художника – это жизнь и быт обычных крестьян, купцов. Все три героя картины — известные московские врачи, страстные охотники и друзья Перова.
Снова нужно вступать в это рабство, видеть и слышать, как издеваются над полумертвым. Подмосковные Мытищи, которые располагаются по дороге в Троице-Сергиеву лавру, когда-то славились своей родниковой водой. В иконостас «лучших людей русских» включаются и портреты крестьян.