Худяков (Василий Григорьевич, 1826 – 1871) – исторический, портретный и жанровый живописец, начал учиться в Строгановском училище технического рисования в Москве, откуда через полтора года перешел в московское училище живописи, ваяния и зодчества. Василий Григорьевич Худяков родился 24. 12. 1825 (05. 01. 1826 по новому стилю) в селе Акшуат Симбирской губернии в семье крепостного крестьянина.
Здесь ближайшим его наставником был профессор Ф. С. В 1856–1859 жил и работал в Париже и в Италии. Проезжавший мимо на осле старичина с истертой курткой на одном плече и, как видно, позабывший для этого дело, за которымехал, посторонился тоже и следит за играющими. Поливанова картина имеет название "Портрет девочки с цветами". Николаем I для подарка греч.
Дружеские и деловые отношения связывали Худякова и Третьякова почти полтора десятилетия. Сын крепостного крестьянина сенатора И. П. Поливанова. В 1853 написал картину «Стычка с финляндскими контрабандистами», ставшую в 1856 первым приобретением П. М. Третьякова. Они камернее по своему звучанию. За спиной старика видна бутыль, заткнутая пробкой. Сарабьянов, "Тропинин продиктовал московской линии привязанность к натуре интерес к "типажу". С 1848 посещал Академию художеств в качестве вольнослушателя.
– 1871, С. -Петербург) исторический художник, портретист и жанрист. — 40 726 стр., Мировое искусство (500 мастеров живописи), ООО «СЗКЭО «Кристалл»», 2006г, А. А. Половцев Русский биографический словарь (1896-1918) в 25 томах. Способности крепостного мальчика были рано замечены. Последняя картина, написанная художником за год до смерти, Пленная царица Сююмбека, покидающая Казань (1870). На коленях девочки рассыпаны цветы синего вьюнка и розового шиповника. "Старик с палкой"висит в музее рядом со "Странником" В. А. Приведем отрывок из статьи авторитетного критика 1860-х годов П. М. Ковалевского, писавшего по поводу выставки в Академии художеств в журнале «Современник» (1860): «Картина г. Худякова «Игра в шары» может называться просто лучшим произведением выставки.
Из его работ, находящихся в общественных коллекциях, можно указать на несколько этюдов, писанных масляными красками и на две акварели: Русские художники на карнавале в Риме и Проповедь в итальянской церкви в Музее имп. Худяков Василий Григорьевич (1826, Симбирская губ. В 1862 году переехал в С. -Петербург. В. Г.
Выразительно узкое изможденное лицо, обрамленное редкими седыми волосами. Вместе с тем ортодоксально-академические методы Завьялова строились на резком отрицании так называемых «низких сюжетов», связанных с живой повседневной реальностью, с современностью. Их увлекали одни и те же мотивы. Иоанна Предтечи" (1861), "Тайное посещение" (1862), "Кандиоты в ожидании прибытия парохода Аркадион" (1867) и "Казанская царица Сююнбека, покидающая Казань" (1870). Мельникова (находится в конференц-зале академии) был признан академиком. Очерки о жизни и творчестве художников второй половины XIX века / под редакцией Леонова А. И. — М. : Издательство «Искусство», 1962, 692 с., Архивные материалы Императорской Академии Художеств, фонды 25, 26, 28, 30, 31, Художники народов СССР.
Худяков, решая ученические задачи (верно "посадить" фигуру, анатомически правильно прорисовать голову, руки), создает подлинно художественный образ человека, много испытавшего в нелегкой, полной привычных невзгод и горестей жизни. В 1857 г. X. Несмотря на разницу в возрасте и социальном положении, хозяина и крепостного сближала любовь к природе, к искусству.
в конференц-зале Академии) был признан академиком. Савинов А. Н. Н. Подавал большие надежды.
М. : Издательство «Советская энциклопедия», 1986г. в Третьяковской галерее в Москве), Гонение христиан на Востоке (приобретена имп. в Третьяковской галерее в Москве), "Гонение христиан на Востоке" (приобретена имп. Возникает меланхолически-сентиментальный мотив одиночества на лоне природы.
Его работы имеются также в музеях Владивостока, Казани, Ульяновска. «Худяков был безусловным авторитетом для Павла Михайловича, который поверял ему самые серьезные свои планы и мечтания», — писала дочь Третьякова А. П. Боткина. В 1848 г. он переселился в СПб.
Еще в бытность свою в московском училище Х. за присланные в Имп. Знакомство произошло «так случайно и так безисканно», что, несмотря на различные житейские шероховатости, оба дорожили возникшим чувством взаимной приязни. За картину Игра в шары (1860, Киевский музей русского искусства) получил звание профессора. медалью. Мельникова (1851). Иоанна Предтечи» (1861), «Тайное посещение» (1862), «Кандиоты в ожидании прибытия парохода Аркадион» (1867) и «Казанская царица Сююнбека, покидающая Казань» (1870). Как писал Д. В.
Завьялова. В живописном этюде В. Г. Худякова «Жигули.
В 1850 за росписи Святых сеней Большого Кремлевского дворца награжден серебряной медалью. В заливе» — знакомая лодка с самоваром на корме, та же скала и путники идущие вверх по каменистой дороге. В том же году за написанную в Италии по заказу гр. Это почти случайное соседство неожиданно выявляет некую общность двух портретов. Она делает громкое имя художнику Образцовый ее рисунок, сила колорита и сочность письма, характерность лиц и полнота сочинения возвращают к самым счастливым дням деятельности первого учителя русской живописи (К. П. Брюллова).
Тонкие губы растянуты в виноватой и чуть заискивающей улыбке. В 1857 г. X. церквей, картины: Финляндские контрабандисты (нах. в Третьяковской галерее в Москве), «Гонение христиан на Востоке» (приобретена имп.
Здесь ближайшим его наставником был проф. С. 296., «Популярная художественная энциклопедия» Под ред. Из числа этих произведений заслуживают быть упомянутыми: "Иродиада с дочерью, ожидающая главы святого Иоанна Предтечи" (1861), "Тайное посещение" (1862), "Кандиоты в ожидании прибытия парохода Аркадион" (1867) и "Казанская царица Сююнбека, покидающая Казань" (1870).
Однако в работах Худякова не стоит искать глубинных философских размышлений, свойственных великому живописцу. Здесь ближайшим его наставником был профессор Ф. С. В 1848 г. он переселился в СПб. Полевого В. М.
Картины Худякова несут на себе отпечаток академической традиции. Состоял вольнослушающим учеником ИАХ (1848–1850) в классе исторической живописи у А. Т. Маркова. Анатомическая точность рисунка сочетается с широтой обобщения формы.
Худякову ближе был лирический дар С. Ф. Щедрина. Биобиблиографический словарь. Такое название эта работа получила в инвентарных документах музея. В том же году за написанную в Италии по заказу гр. Иоанна Предтечи (1861), Тайное посещение (1862), Кандиоты в ожидании прибытия парохода Аркадион (1867) и Казанская царица Сююнбека, покидающая Казань (1870). Ему, одному из немногих, было известно сокровенное желание Третьякова -устроить в Москве «общественную картинную галерею». королю Оттону) и "Куликовская битва" (куплена г. Хлудовым, в Москве).
В доме, построенном в конце 18 века, все дышало любовью к искусству. серебр. В 1847 году вместе с медалью Худяков получил от академии диплом на звание художника. Помогал своему учителю Завьялову расписывать святые сени Кремлевского дворца в Москве.
Из числа этих произведений заслуживают быть упомянутыми: Иродиада с дочерью, ожидающая главы святого Иоанна Предтечи (1861), Тайное посещение (1862), Кандиоты в ожидании прибытия парохода Аркадион (1867) и Казанская царица Сююнбека, покидающая Казань (1870). академию художеств работы был награжден от нее больш. Мельникова (находится в конференц-зале академии) был признан академиком. и 4 доп. В каталоге собрания В. Н.
Еще в бытность свою в московском училище, Х., за присланные в императорскую академию работы, был награжден от нее большой серебряной медалью. В облике модели Худякова скорее угадываются черты "барышни- крестьянки". и поступил вольноприходящим учеником в академию, но поспешил взять аттестат на звание свободного художника, на которое давала ему право упомянутая медаль и через то лишился возможности конкурировать на золотые медали. Худяков (Василий Григорьевич, 1826 – 1871) – исторический, портретный и жанровый художник, начал учиться в Строгановском училище технического рисования в Москве, откуда через полтора года перешел в московское училище живописи, ваяния и зодчества.
Решающую роль в становлении Худякова как живописца сыграл Ф. С. Завьялов (1811-1856), приглашенный в училище в 1845 году. Х. не обладал особенно находчивой фантазией, но был прекрасный рисовальщик и колорист, хотя и несколько цветистый, но умевший сильно воспроизводить освещение и достигать большой рельефности изображенного.
Среди жанровых картин художников-«пятидесятников» работа Худякова выделялась не только новизной сюжета. церквей, картины: "Финляндские контрабандисты" (находится в Третьяковской галерее в Москве), "Гонение христиан на Востоке" (приобретена императором Николаем I для подарка греческому королю Оттону) и "Куликовская битва" (куплена господином Хлудовым, в Москве).
Здесь ближайшим его наставником был проф. Григорович). За время пребывания в Московском училище Василий Худяков создал ряд эскизов на библейские и бытовые темы, а также портреты «Старик с палкой» и «Девочка в русском костюме». В 1868 совершил поездку по юго-западу России побывал в Гродно, где изучал быт евреев.
Среди них: "Нищий старик со стаканом в руке" – этюд с натуры ученика Василия Худякова. В правой, бессильно сломленной в кисти зажат стакан с зельем. Художник ограничивается изображением каких-то вьющихся (или изгибающихся) растений, стеблей травы, напоминающей камыш. Наиболее известное произведение X. – Стычка с финляндскими контрабандистами (1853) – одна из двух первых картин, приобретенных П. М.
серебр. Г. А. Кушелева-Безбородки картину из римского народного быта «Игра в шары» Академия возвела Х. в звание профессора. В 1848-1850 годах в качестве вольноприходящего Худяков учился в Академии художеств, где его наставником также являлся Завьялов, прививший Худякову высокую культуру рисунка, композиции. Худяков (Василий Григорьевич, 1826—71) — исторический, портретный и жанровый художник, вначале учился в Строгановском училище технического рисования в Москве, откуда через полтора года перешел в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В неглубоком «интерьерном» пространстве всегда есть место человеку или животному, что придает пейзажу обжитой, домашний вид.
Совет возлагал на него большие надежды. За картину «Игра в шары» Худяков был удостоен высшего звания академии — звания профессора. и тяготение к простонародности, столь существенной для всего русского жанра XIX века". Печальный исподлобья, взгляд ярких голубых глаз с характерными мешками под ними. До идиллии беззаботная жизнь Италии (конечно, не во всякую эпоху. ), озаренная услужливым солнцем детская способность увлечься с одинаковым жаром катанием шаров и прокламациями Гарибальди. Глава семьи, Иван Петрович, был искусным токарем по кости и дереву. королю Оттону) и Куликовская битва (куплена г. Хлудовым, в Москве).
Мельникова. В многочисленных пейзажных этюдах заметно влияние могучего таланту А. А. Иванова. Не требуйте же от художника, чтобы он изображал ее не такою: он ее так видел». Вероятно, еще в детстве он усвоил уроки опытного наставника в искусстве рисования. Г. А. Кушелева-Безбородки картину из римского народного быта "Игра в шары" Академия возвела X. в звание профессора. Молодой художник навсегда впитал негативное отношение к набиравшей силу живописи народных бытовых сцен, считая ее обращение к будничной жизни недостойным «высокого искусства».
Обычно желающие продолжить образование в академии отказывались от такого документа ибо звание художника лишало их возможности учиться на «казенный кошт» и права пенсионерской поездки за границу. Осмотрев галерею Ф. И. Прянишникова, привлекавшую Павла Михайловича произведениями русских мастеров 18 — первой половины 19 веков, художник писал Третьякову: «Во всяком случае, я не против этого приобретения, это ляжет, быть может основным камнем русского художества, к которому каждый очень охотно пожелает приложить свою лепту». Еще одно произведение Худякова, выполненное в 1844 году, – "Девочка в русском костюме". СПб. : Императорское Русское Историческое Общество, 1912 год.
В том же году за написанную в Италии по заказу графа Григория Александровича Кушелева-Безбородко картину из римского народного быта «Игра в шары» Академия художеств возвела Худякова в звание профессора. Из работ художника, находящихся в общественных коллекциях, можно упомянуть этюды, писанные масляными красками и две акварели: «Русские художники на карнавале в Риме» и «Проповедь в итальянской церкви» (в Русском музее в Санкт-Петербурге), а также картины «Стычка с финляндскими контрабандистами», «У гробницы» и «Этюд в Олевано, близ Рима» (в Третьяковской галерее в Москве). Николаем I для подарка греч.
Не был исключением и Худяков. Третьяковым для его коллекции русского искусства. По просьбе Третьякова, думающего о собрании национальной школы живописи, Худяков в качестве эксперта всячески способствовал приобретению отдельных картин и целых коллекций. Худяков (Василий Григорьевич, 1826 – 1871) – исторический, портретный и жанровый художник, начал учиться в Строгановском училище технического рисования в Москве, откуда через полтора года перешел в московское училище живописи, ваяния и зодчества.
в Третьяковской галерее в Москве), Гонение христиан на Востоке (приобретена имп. Не случайно Худяков поместил свою модель на пейзажном фоне.
Еще в бытность свою в московском училище X. за присланные в Имп. Был одним из первых знакомых Третьякова среди художников и его постоянным корреспондентом. Значение слова Худяков, Василий Григорьевич по словарю Брокгауза и Ефрона:Худяков, Василий Григорьевич (1826—1871) — исторический, портретный и жанровый художник, вначале учился в Строгановском училище технического рисования в Москве, откуда через полтора года перешел в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
Учился в МУЖВ (1843–1847) у Ф. С. Завьялова. Еще в бытность свою в московском училище X. за присланные в Имп. В 1851 за портрет ректора ИАХ А. И. Мельникова удостоен звания академика. в конференц-зале Академии) был признан академиком. Однако воздействие манеры Тропинина особенно заметно в сходстве красочного замеса, в живописной моделировке форм лица и рук.
П. Петров // Русское искусство. Богатая коллекция картин, портретов, гравюр, предметов прикладного искусства будила любознательность, прививала художественный вкус обитателям «дворянского гнезда». Худяков особенно известен картиной Стычка с финляндскими контрабандистами (1853) – одной из первых работ, купленных П. М. церквей, картины: Финляндские контрабандисты (нах.
В том же году, за написанную в Италии, по заказу графа Г. А. Участник «пятницких рисовальных вечеров» при Обществе поощрения художников. Иоанна Предтечи (1861), Тайное посещение (1862), Кандиоты в ожидании прибытия парохода Аркадион (1867) и Казанская царица Сююнбека, покидающая Казань (1870). С тонким пониманием индивидуальных особенностей написаны руки старика.
По материалам: Wikipedia, Энциклопедия мирового искусства- Вильнюс, UABBestiary, 2008г., Большая иллюстрированная энциклопедия Мастера мировой живописиСПб, ОООСЗКЭО, 2011г., Информационный портал Арт Планета Small Bay- художественно-исторический музей, Информационный портал Русская живопись от А до Я, Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (1890-1907), 82 тт. Итак, Худяков обрел желанную и «страшную свободу» (Крамской) не только от опеки хозяев, но и от всякой поддержки со стороны академии и кого бы то ни было. Из его работ, находящихся в общественных коллекциях, можно указать на несколько этюдов, писанных масляными красками и на две акварели: «Русские художники на карнавале в Риме» и «Проповедь в итальянской церкви» в Музее имп.
тт. За время пребывания в училище создал ряд эскизов на библейские и бытовые темы. Из произведений художника 1860-х годов достойны внимания картины: «Иродиада с дочерью, ожидающая главы святого Иоанна Предтечи» (1861), «Тайное посещение» (1862), «Кандиоты в ожидании прибытия парохода Аркадион» (1867) и «Правительница Казанского ханства, царица Сююмбике, покидающая Казань» (1870).
Однако Худяков проработал в училище не больше года. С 1851 г. – академик за Портрет ректора Академии художеств А. И. Преподавал в МУЖВ. В Москве он пробыл недолго и, возвратившись в Петербург, являлся со своими произведениями на академических выставках до самой своей смерти, последовавшей от холеры. И он снова выбрал «страшную свободу» — тернистый путь вольного живописца бывший крепостной привык полагаться только на себя.
В 1851 получил звание академика за портрет ректора Академии А. И. королю Оттону) и «Куликовская битва» (куплена г. Хлудовым, в Москве). Отныне он мог рассчитывать только на себя, на свой талант. Однако у Худякова пейзаж весьма и весьма условен. (1826—1871) — исторический, портретный и жанровый художник, вначале учился в Строгановском училище технического рисования в Москве, откуда через полтора года перешел в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Из числа этих произведений заслуживают быть упомянутыми: «Иродиада с дочерью, ожидающая главы святого Иоанна Предтечи» (1861), «Тайное посещение» (1862), «Кандиоты в ожидании прибытия парохода Аркадион» (1867) и «Казанская царица Сююнбека, покидающая Казань» (1870).
По возвращении на родину писал портреты исторические и религиозные сюжеты. На страницах прозы 1840-х годов встречается немало таких персонажей, в чьих душах поселилось "расположение к ерофеичу – средству, без которого не обходится простолюдин, успевший уже нащупать в сапогах своих лишние гроши" (Д. В 1848 г. он переселился в СПб. Первоначальное художественное образование получил в Школе рисования в отношении к искусству и ремеслам (1842–1843 Строгановское училище). Эта традиция, заложенная еще в конце XVIII века В. Л. В Петербурге он писал преимущественно портреты и образа по частным заказам и в 1851 г. за портрет ректора архитектуры А. И. Мельникова (наход. С тех пор имя автора вошло в историю русского искусства.
Протяженность реального пространства художник умело подчеркнул фигурами всадников, скачущих из глубины к берегу реки, где происходит «схватка». Александра III в СПб., на вышеупомянутых «Финляндских контрабандистов», на картину «У гробницы» и на «Этюд в Олевано, близ Рима» в Третьяковской галерее, в Москве. королю Оттону) и Куликовская битва (куплена г. Хлудовым, в Москве).
Впалые щеки и подбородок покрыты седой многодневной щетиной. Здесь ближайшим его наставником был проф. Большая биографическая энциклопедияA L O А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я ХУДЯКОВ, ВАСИЛИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ, (1826—1871) — исторический, портретный и жанровый художник, вначале учился в Строгановском училище технического рисования в Москве, откуда через полтора года перешел в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
Жил в Москве (1860–1862), где преподавал в классе исторической живописи в МУЖВ, Петербурге (с 1862). Непосредственным наставником Худякова стал профессор Федор Семенович Завьялов (1810-1856), известный русский исторический художник и портретист, пригласивший его к себе в помощники при расписывании зала Святых Сеней в Кремлевском дворце. Здесь ближайшим его наставником был проф. церквей, картины: "Финляндские контрабандисты" (нах. Картина «Игра в шары» и 24 итальянских этюда экспонировались на выставке в Московском училище живописи, ваяния. Строганова и в МУЖВ у Ф. С.
Голова слегка наклонена к плечу. серебр. Во всем – поиск характерности, увлеченное исследование натуры.
Тропинина. Среди его спутников был и Василий Худяков. церквей, картины: «Финляндские контрабандисты» (нах.
В том же году за написанную в Италии по заказу гр. В том же году, за написанную в Италии, по заказу графа Г. А. Итальянский период в его творчестве, может быть, самый яркий и плодотворный. в конференц-зале Академии) был признан академиком. И в этом отношении он явился самым мыслящим живописцем итальянской жизни. По убеждению художника, «учитель не должен останавливаться, должен идти постоянно вперед, чтобы быть на высоте идей своего времени».
И нехитрого содержания, подумаешь, картина Худякова. Учился в Москве в школе технического рисования С. Т. М., 1970, т. 1. В 1848 г. он переселился в СПб. В работах Худякова 1844 -1846 годов заметно тяготение к бытовому жанру («Московский Кремль», «Сухарева башня во время грозы»). Летом 1845 вместе с И. П. Поливановым путешествовал по Волге на парусной лодке.
Портреты 1844 года — «Девочка в русском костюме», «Старик с палкой», «Старик со стаканом» — имеют весьма ощутимый жанровый оттенок, что свидетельствует о мощном влиянии В. А. Тропинина, который не входил в число штатных преподавателей, но ежедневно бывал в классах, щедро делясь своими знаниями и опытом с начинающими художниками. Николаем I для подарка греч.
медалью. церквей, картины: Финляндские контрабандисты (находится в Третьяковской галерее в Москве), Гонение христиан на Востоке (приобретена императором Николаем I для подарка греческому королю Оттону) и Куликовская битва (куплена господином Хлудовым, в Москве). академию художеств работы был награжден от нее больш.
академию художеств работы был награжден от нее больш. По ней можно учиться. академию художеств работы был награжден от нее больш. Это свойство составляет особое обаяние итальянских этюдов Худякова и картины «Игра в шары», которая произвела настоящий фурор в художественной среде, когда художник в 1860 году возвратился в Россию. серебр.
— М. : Терра, 2001. Николаем I для подарка греч. Велика роль пейзажа в картине, дальние планы которого написаны с большим мастерством.
в конференц-зале Академии) был признан академиком. В. Г. Худяков, любимый ученик Завьялова, был обязан ему и обретением свободы. В 1857 г. X. В 1842 году 16-летнего Василия Худякова отправили в Москву в рисовальную школу графа Строганова.
Третьяковым для своей галереи. медалью.
Тридцать лет спустя малоизвестный художник 1870-х годов Иван Богатов написал копию работы Худякова (Чувашский государственный художественный музей), подчеркнув и выявив черты салонности в соответствии с запросами времени. Диплом на звание классного художника, полученный в МУЖВ, лишил его права конкурировать на золотые медали. Х. не обладал особенно находчивой фантазией, но был прекрасный рисовальщик и колорист, хотя и несколько цветистый, но умевший сильно воспроизводить и достигать большой рельефности изображенного. Тем не менее именно жанровая картина, а таковой является «Стычка с финляндскими контрабандистами», написанная в 1853 году, стала яркой вехой в его творческой биографии.
В том же году за написанную в Италии по заказу гр. Еще в бытность свою в московском училище X. за присланные в Имп. Безошибочно взята в трудном ракурсе левая рука, которой пьяница опирается на палку. медалью. В 1869 вновь совершил путешествие по Волге, собирая материал к картине «Плененная царица Сююмбике, покидающая Казань». Работал как исторический художник, портретист и жанрист.