Тропинин Василий Андреевич своим творчеством оказал огромное влияние на формирование московской школы живописи, способствовал развитию реалистических тенденций в русском художественном искусстве. Василий Андреевич Тропинин (19 (30 марта) 1776, с. Корпово Новгородской губернии— 3 (15) мая 1857, Москва)— русский живописец, мастер романтического и реалистического портретов. Василий Андреевич Тропинин (1930марта1776, с. Корпово, Новгородская губерния— 315мая1857, Москва)— русский живописец, мастер романтического и реалистического портретов. Василий Андреевич Тропинин (19 (30 марта) 1776, с. Корпово Новгородской губернии — 3 (15) мая 1857, Москва) — русский живописец, мастер романтического и реалистического портретов.
Василий Андреевич Тропинин прожил долгую творческую жизнь. Тропинин Василий Андреевич (1776 г. – 1857 г. ) – выдающийся русский художник золотого века, мастер портретной живописи. В 1807 году под руководством Василия Андреевича Тропинина было закончено строительство Кукавской церкви.
Василий Андреевич Тропинин (19 марта 1776, с. Карпово, Новгородская губерния — 3 мая 1857, Москва) — русский живописец, мастер романтического и реалистического портретов.
В 1798 году Тропинин тайком стал посещать бесплатные занятия в Академии художеств. Происходит как бы освобождение от эстетических представлений XVIII века, где занавес (завеса), скрывая, приоткрывал некую символически составленную сцену или пейзаж, пояснявшие идею произведения. Караччи, с рисунков А. П. Лосенко, холстов А. Е. Егорова и неоклассициста Р. Менгса. Тропининский портрет А. В. Каратыгина далеко отстоит от такого, например, прекрасного произведения, как портрет А. Ф. Кокоринова (1769-1770) Левицкого, хотя оба художника изображали лучших людей своего времени, творческих деятелей.
Сохранилось довольно много небольших, выполненных маслом этюдов Тропинина украинских крестьян. Тропинин создает яркий образ человека незаурядного ума и мощного темперамента. Линии намечают основные формы фигуры, тени прокладываются легкой штриховкой. Появляются работы Розальбы Каррьеры, Анджелики Кауфман. После окончания войны Тропинин пишет А. И. Лазарева (1810-е гг. ), П. И. Багратиона (1816). Только в 1823 году Морков, наконец, решился дать ему «вольную» в это время Тропинину было уже 47 лет. Это одна из лучших работ художника.
Пусть они видят его и помнят в счастливую эпоху жизни, – говорил он. Не просто бытовой мотив, но нечто гораздо большее звучит в этом произведении. Тропинин изобразил Пушкина другом каждого из нас, прикоснулся к чему-то личному. Портреты 1820-х годов – Н. А. Оболенского (1840-е гг. ) схема романтического портрета и сугубо романтического образа разбойника практически исчерпали себя, придя в резкое столкновение с натурно-реалистической трактовкой изображенного. музее) и этюд «Старик-нищий» но совет, заподозрив, что они исполнены несамостоятельно, отказал их автору в просимом им отличии.
Щукина заинтересовался учеником и Г. И. От него в 1788 году к Щукину перешло руководство портретным классом петербургской Академии художеств. Так, незаметно, за работой и проходила жизнь художника Тропинина.
Ранние произведения Тропинина сдержанны по цветовой гамме и классицистически статичны по композиции (семейные портреты Морковых, 1813 и 1815 обе работы – в Третьяковской галерее, Москва). На рисунке образ женщины сильно отличается от того, каким он станет в картине здесь это немолодая грузная женщина, лишенная обаяния и поэтической прелести «Кружевницы». Вид с берега реки И. И. Подчаского, 1818 Михаиловское.
Родился в селе Карповка (Новгородская губерния) 19 (30) марта 1776 в семье крепостных графа А. С. Миниха позднее был отправлен в распоряжение графа И. И. Моркова в качестве приданого за дочерью Миниха. С этим интересно сопоставить выводы Л. Н. Целищевой исследовавшей живопись Щукина. Несомненна связь детских портретов Тропинина с традициями XVIII века, с сентименталистски-просветительским направлением в философии. Лицо и руки Самарина активно выделяются, разрушая тональную живописную систему работы.
Первый автопортрет относится к 1824 году. Наконец, Академия располагала великолепным собранием рисунков Греза, составлявшим примерно треть его графического наследия (ныне – в Государственном Эрмитаже). Реалистическое начало упрочивает и характер живописи большинства портретов: пластически-объемная моделировка форм (портреты Н. А. Майкова и К. Г. Равича), тщательная, тяготеющая к живописной системе XVIII века передача материальных фактур (Портрет молодого человека в зеленом халате). в домашнем его халате, растрепанного». Зубова (конец 1830-х) композицией почти в точности повторяет Портрет А. Перовского, написанный Брюлловым в 1836 году в Москве.
Кружевница выполнена в изысканной гамме голубовато-сероватых тонов, в Золотошвейке (1826) цветовое решение более активно. музее и в Академии худ. ) имп. По-прежнему сохраняются две основные линии: мужские и женские образы. Романтики полагали тьмо-свет одним из важнейших выразительных средств живописи. Как и у Щукина, это придает естественную теплоту колориту тропининских работ. Портрет Моркова (первая половина 1820-х гг. ).
Этот портрет Тропинин не только знал, но и копировал в графике. Тропинин продолжает и линию типажного портрета, в частности в знаменитой Кружевнице (1823, там же), подкупающей своим сентиментально-поэтичным обликом. Левицкий – учитель Щукина. Обращаясь к жанровому, «безымянному» образу (Гитарист, 1823, там же и многие другие), он обычно, закрепляя успех, повторяет композицию в нескольких вариантах.
Его авторитет среди молодых художников был чрезвычайно высок. Зато хорошо промоделированная голова освещена открытым сильным светом источник которого неясен, как это часто бывает у Тропинина. Кружевница (1823) – одно из самых популярных произведений Тропинина. В этот период мастер создает также выразительные местные, малороссийские образы-типажи (Украинец, 1810-е годы, Русский музей, Петербург). А. Маркова, впоследствии отпустившим его на волю. При этом тропининской манере неизменно присущ специфически интимный, домашний колорит.
Строгий погрудный портрет написан с большой любовью. Этим отличается Портрет А. А. Изысканный колорит построен на сочетании золотисто-коричневатых тонов. Сохраняя некоторый оттенок представительности, портреты кисти Тропинина приобрели более бытовой характер.
В 1840-е годы Тропинин все чаще размышляет о закате жизни. Двух лет не дожила она до их золотой свадьбы. Автопортрет был написан по заказу Общества. В 1821 году Тропинин вместе с Морковыми переселился в Москву.
Он написал также портреты знаменитых актеров Малого театра М. С. Напротив, образу Равича придана сугубо бытовая трактовка. 1813 г. ), где представлена все та же семья.
Использование подобного приема заметно в образе Саваофа из Кукавской церкви, простонародным обликом схожего со Стариком, пьющим воду из ковша (1818. ). В том, что Тропинин выбрал Москву, сыграло свою роль несколько немаловажных факторов.
Пронзительно-щемящее чувство рождает образ старухи с курицей (1856). др. Среди работ этого периода сохранился групповой портрет семьи Морковых (1813), этюды с украинских парубков и пожилых крестьян изображение сельской свадьбы. Тропинин писал парные портреты на протяжении всего московского периода творчества. Карамзин был привлечен Новиковым к участию в журнале Детское чтение для сердца и разума (1785-1789), носившем определенную просветительско-сентименталистскую окраску. Особенно привлекательны подготовительные этюды с членов семьи Морковых, созданные для семейного портрета 1813 года (Третьяковская галерея), они написаны очень свободно, с использованием полутонов, образы подкупают своей интимной простотой.
Тропининский цикл непосредственно предшествует венециановскому. Лучшим примером может служить Автопортрет с кистями и палитрой 1846 (там же), где художник представил себя на фоне окна с эффектным видом на Кремль. Тему развивает глубокий и как бы все более поглощаемый тенями цвет. Щепкина, П. С. С. И. Гагарина, Портрет писательницы Л. Н. Кожиной, оба 1836 г. ).
Автор, в отличие от романтических портретистов, старался подчеркнуть типичность героев. Важная роль в семантике образа принадлежит распустившимся в цветочном горшке розам. Это самый удачный образ из серии картин Тропинина «трудовых девушек». Однако он оказал неоспоримое, стойкое влияние на формирование московской живописной школы. Халат написан торжественно, напоминает античную тогу, ниспадает с плеч, подчёркивая гордую осанку великого поэта.
В 1840-1850-е годы число женских портретов заметно уменьшается, меняется и сам их характер. Такие же отношения покровительства и почтительной дружбы связывали художника с А. А. У русских художников пейзажный мотив за окном звучит согласно с настроениями изображенных или служит своеобразным указателем места, вводит в атмосферу, где разворачивается действие. В 1804 году на ученической выставке его «Мальчик, тоскующий об умершей своей птичке» понравился многим, в том числе президенту Академии А. С.
Картина сильно пострадала. Жену, крепостную крестьянку, художник изобразил в костюме, сходном с костюмом графини Ростопчиной, как бы подчеркнув душевное благородство своей модели. Все это пытался показать зрителю, создавая портрет Пушкина, Тропинин.
Дальнейшее развитие оно получило в русле реалистического искусства XIX века. Со временем в его полотнах, начиная с трепетно-задушевного Портрета сына (ок. Считается, что при создании таких картин Тропинин шёл по стопам двух художников – француза Жана Батиста Грёза (1725-1805), прославившийся своими жанровыми композициями из жизни третьего сословия и женскими «головками» и итальянца Петро Ротари (1707-1762).
Будучи изображением конкретного лица (в ряде случаев известного), они тем не менее остаются девочками с куклой или птичкой, мальчиками с игрушкой, книгой и т. д. Такая мера соотношения индивидуального и общего характерна для искусства XVIII века, как и набор атрибутов – изображений животных и особенно птиц, распространенных у сентименталистов. Среди современных художнику работ свое классическое воплощение она получила в Портрете Бертена Старшего Энгра (1832). Правда, это относится не ко всем подобным изображениям. В этом нетрудно убедиться, посмотрев работы Боровиковского, Греза и других мастеров.
Портрет Левицкой-Волконской столь же гармоничен. Наряду с подобными сугубо учебными работами, Тропинин копировал и Корреджо, С. Розу. Однако маленькая деталь – ржаные колосья в головном уборе, представляющем вариант модного романтического тюрбана, заставляют вспомнить XVIII век с его аллегориями Флоры, Артемиды, Венеры. Часто он пользуется одними линиями, но уже не в плане академизма. Пейзаж в портрете Зубова тоже неопределенен, хотя прорисован более четко. Портрет принадлежит к серии «детских» портретов русского художника.
Лучшие жанровые эскизы художника — «Жницы» и «У мирового судьи». Портрет М. А. Оболенского (. ), 1810-е гг. Наиболее распространены у Тропинина портреты в интерьере с окном. Постепенно она сделалась противоположностью чиновному бюрократическому Петербургу.
Свиньин, Н. А. Тучковым. Здесь он занимался уС. С. Щукина.
Щукиным. Именно просветители начинают придавать столь большое внимание раннему возрасту, объявляя ум ребенка tabula raza (чистой доской) и объясняя многие пороки современного им общества отсутствием разумной системы воспитания. Рунге) или носить утилитарный характер, помогая раскрыть личность изображенного (Портрет Фердинанда Вегенера Ю. Шоппе, 1830-е гг. ) – функция, восходящая к репрезентативным портретам XVIII века. В ней Тропинин задался целью через изображение чрезвычайно сложного освещения передать драматическое состояние в природе. После его обучения кондитерскому делу двоюродный брат графа Моркова убедил отдать имеющего прирождённый талант и склонность к рисованию юношу вольнослушателем в петербургскую Академию художеств.
Иными словами, Россия начала XIX века переживает некоторое сходство общественных отношений (выражение Г. В. Плеханова) с теми, что существовали в Голландии XVII столетия. Под впечатлением от живописи Брюллова написан также портрет известного славянофила Ю. Ф. Тропинин сначала сделал ряд портретных набросков с Брюллова карандашом это, пожалуй, наиболее точные изображения (Исторический музей). Каратыгина.
Но холодный чиновничий Петербург и перспектива официальной службы не привлекали художника. В 1840-1850-е годы Тропинин чаще, чем ранее изображает и повторяет изображения старых женщин – Старуха, стригущая ногти (1850), За починкой белья (1852), Старуха с курицей (1856). более чем через 20 лет (Третьяковская галерея).
Однако влияния распространялись и опосредованно. (1780—1857) — художник-портретист, родился крепостным человеком гр. относятся к «портрету-типу». В имении своих хозяев Кукавка Тропинин прожил почти двадцать лет.
Повышенная материальность изображения фигуры художника достигнута за счет сопоставления с пейзажем, переданным в утренней дымке, скрадывающей очертания и уплощающей объемы. Пейзаж за окном, рядом с которым изображен Перовский, написан обобщенно и создает настроение, раскрывающее внутренний мир портретируемого. Именно эта работа Тропинина более других сродни идеалам бидермейера.
Образ женщины за прошивками – иной. И здесь обнаруживаются прочные связи художника с искусством XVIII века.
У него сложился широкий и разнообразный круг заказчиков. С. И. Гагарина и нек.
Панорама Кремля, напротив, взята сверху, отсюда – широта охвата пейзажа. Другой портрет Боцигетти-дочери, написанный маслом в начале 1800-х годов, близок к раннему романтическому портрету польской школы рубежа XVIII-XIX веков. В середине 1810-х годов ему позировал издатель П. П. Таков диапазон женских образов Тропинина. Соболевским, которому хотелось сохранить для себя образ Пушкина «как он есть, .
В данном случае эволюция еще ощутимее. Позой подчеркнута уникальность, гордая независимость человеческой личности. После пожара в Москве сгорел и дом Моркова.
Тучков – генерал, герой 1812 года и коллекционер, П. П. Раннее творчество Тропинина весьма неровно. Одна из первых русских психологических повестей связана с именем Н. М. Карамзина. Эти наброски показывают растущий интерес Тропинина к бытовому жанру. Пожалуй, ни у одного современного Тропинину портретиста нет такого количества живописных изображений друзей-художников.
Минимальными средствами художник создает образ сильной, уверенной в себе женщины. Замечательно выполнен натюрморт, уточняющий производственный фон портрета. Вибрирующий мазок рождает ощущение особой светоносной глубины пространства. Самые поздние – портреты М. Ф. и Е. П. Протасьевых относятся к 1847 году.
Щукин сообщил графу Моркову об успехе его крепостного. Отсюда их интерес к мастерам прошлых эпох, добивавшихся особого светотеневого эффекта. Портреты современников составляют большую часть художественного наследия Тропинина. М. А. Венецианова, жена художника, рубеж 1810-1820-х гг. ).
Можно вспомнить хотя бы такие работы, как Портрет неизвестной в русском головном уборе из собрания Государственного Русского музея, Портрет крестьянки И. П. Аргунова, Портрет торжковской крестьянки Христиньи Боровиковского, наконец, знаменитые головки Ротари. Именно Метсю, более простой и бесхитростный сравнительно с Вермеером, а также вещественно-осязательный в передаче аксессуаров, мог заинтересовать Тропинина. Пушкин после опубликования в 1829 году Полтавы задумал написать Историю Украины.
У него не раз повторяется одна и та же схема композиции, становится беднее палитра. Все здесь монументально и гармонично излишеству плоти соответствуют излишества туалета. Высокого достоинства кисть Тропинина не оставляет в небрежении последнего аспекта поля. Известны два тропининских изображения гитаристок, относящиеся к рубежу 1830-1840-х годов.
Подчеркнуто-внимательным становится Тропинин и к реальным аксессуарам при сохранении идеализированного типажа – особенность, характерная для искусства того времени. В 1821 году он с семейством графа снова в Москве.
Этот прием часто использовал П. А. Федотов (Портрет Е. Г. Флуга, 1840 Офицер и денщик, 1850 (. ) Анкор, еще анкор. Второй автопортрет был написан только в 1846 году, т. е. Пространство интерьера не включено в образную структуру произведений. На 1830-1840-е годы приходится наибольшее количество портретов, написанных Тропининым. Он первым исполнил алябьевского «соловья».
По сути это несколько доработанный натурный этюд. Двадцатые годы представляют лучшую пору в творчестве Тропинина. Этот отказ заставил Т. в следующем году явиться в СПб.
К отдельным картинам, в частности к Кружевнице, сохранились натурные эскизы, выполненные карандашом. Художник любуется мастерицей. Подобных работ Тропинина не сохранилось. Оба они глубоко интересовались украинской историей. Кушникова (1828) – бывшего военного губернатора Москвы, члена совета Московского воспитательного дома и Портрет С. М. Пушкин заказал этот портрет для своего друга С. Соболевского. Они часто встречаются в современной Тропинину живописи: Автопортрет в бархатном берете, с рейсфедером А. Г. Варнека, принадлежащие неизвестным авторам Портрет молодого художника с палитрой и кистью в руках (1820-е гг. ), Портрет молодого художника (1830-е гг. ) и целый ряд других. Здесь до 1812 года он женился у него появился сын — Арсений.
Самые цветовые оттенки обретают большую определенность. С рассмотренными выше портретами Тропинина любопытно сопоставить детские портреты его товарища по петербургской Академии художеств А. Г. Варнека (Мальчик с болонкой, портреты Ф. А., Н. А. и А. А. Томиловых в детстве, все 1825 г. ).
Права А. М. Амшинская, считающая, что работа создана под влиянием О. А. Кипренского (его Портрета Е. П. Ростопчиной) и принадлежит новому, прогрессивному направлению в русской портретной живописи начала XIX века, которое отличали естественность и повышенное внимание к духовной сфере человеческого бытия. До 1812 года Тропинин выполнял обязанности лакея, кондитера и крепостного живописца. Девяти лет от роду был определен своим господином в воспитанники Имп.
Давида. Тропинин подал просьбу об избрании его в «назначенные» и в 1823 году прислал в Академию портрет гравера Е. О. Сквозь красочный слой и лессировки просвечивает розоватая тональность грунта и подмалевка. Его взгляд прикован к чему-то, очень его заинтересовавшему. Сын Тропинина -подневольный человек, он не получил вольную, в отличие от отца. Можно, конечно, указать и на такую работу, как Портрет петербургского почт-директора К. Я. Булгакова (1830) кисти обрусевшего итальянца В. И. Бриоски, где картинка за окном носит характер врезки изображающей почтовые тройки и дилижанс. Пушкина (1827, Всероссийский музей А. С.
Блестящим мастером группового портрета был Карл Брюллов. У этого портрета была странная судьба. Хорошо найденное быстрое движение придает портрету большую жизненность. В популярной Женщине в окне (по мотивам поэмы М. Ю. Лермонтова Казначейша, 1841, там же) эта непринужденная задушевность обретает эротический привкус. На особую высоту поднимают тему Пушкин и Гоголь.
Однако оно очевидно и в мужских портретах. Эта особенность, образующая диссонанс со скрупулезным изображением костюмов и всех деталей обстановки, нарушает цельность художественной структуры произведений. Портрет Л. К. Маковской дает интересный аналог брюлловскому портрету Е. И. Дурновой. Поверхность холста сохраняет трепетные движения кисти. В этих портретах Тропинин особенно внимателен к предметному миру. Матвеев же учился в Голландии, первоначально у знаменитого портретиста Арнольда Боонена, чья мастерская считалась одним из последних очагов школы Рембрандта, а затем во Фландрии.
Итогом развития натурных изображений украинцев стали жанровые полуфигуры – Украинец с палкой (1820-е гг. ) и Пряха (1820-е гг. ). Непосредственным преемником Тропинина стал здесь В. Г. Перов. Её подлинность была подтверждена Тропининым.
В данном случае Тропинин создал самоценный образ, близкий Страннику с палкой (1847), написанному с того же натурщика и в том же ракурсе. Здесь он много рисовал людей из народа, а также крепостных – товарищей по несчастью. Г. Левицкий) и его последующие модификации (Н. Самые ранние из них (не считая миниатюрных свадебных изображений самого художника и его жены) датированы 1826 годом – это портреты А. П. и П. И. Сапожниковых.
Правая рука с двумя перстнями на пальцах лежит на столике, рядом с раскрытой книгой. В течение своей долгой жизни Тропинин писал себя самого, по-видимому, всего два раза (не считая повторений своих портретов). Николая I (1825, в Московском архиве м-ва иностр. В 1843 году он получил официальное признание – Московское художественное общество избрало его своим почетным членом за ревностное содействие к пользе и процветанию Общества и училища, при нем состоящего.
В первое время занятия живописью носили характер нелегальный (с 1798 года Тропинин посещал бесплатные классы рисования в Академии художеств) и лишь в 1799году помещик определил его в Академию художеств «посторонним учеником» (в качестве штатных учеников крепостных в Академию не принимали). Его знали не только в столице: к нему приезжали «писаться» и из провинции. Таковы же и задуманные, но неосуществленные композиции, о которых можно судить на основании живописных этюдов, – Сплетница, Гадалка, Покупка яблок у разносчика, Сбитенщик (конец 1820-х – начало 1830-х г. ), Кройка, Сматывание шерсти (1840-е гг. ). Здесь он занимался у С. С. Щукина.
Профессора также отметили успехи ученика – Тропинин получил две медали. Леберехта», Тропинин получил звание академика. Слава принесла ему множество заказов, которые он продолжал выполнять за минимальную плату. В данном случае очевидно решающее влияние общих характеристик творчества двух художников. Образ Зубовой словно прославляет раблезианское начало в человеке. Более других использовал его самый романтический русский портретист Кипренский (Портрет Е. С. Авдулиной, 1822 Читатели газет в Неаполе, 1831 Портрет М. А. Потоцкой, сестры ее С. А. Шуваловой и эфиопянки, середина 1830-х гг. ).
Со временем в его полотнах, начиная с трепетно-задушевного Портрета сына (ок. С этим интересно сопоставить выводы Л. Н. Целищевой исследовавшей живопись Щукина. Вместе с тем трактовка образа сближает этот портрет с некоторыми ранними работами О. А. Кипренского (портреты И. В. Кусова, 1808 А. И. Кусова, В. Д. Давыдова, оба 1809 г. ). Вообще удивительная созвучность литературе своего времени является одной из определяющих особенностей искусства Тропинина. Князь Голицын любил Тропинина и покровительствовал ему. В образном строе произведения вулкан является романтической метафорой, соотносящейся с личностью Брюллова, о котором Тропинин говорил: Да и сам-то он настоящий Везувий.
В 30-х годах он начинает широко пользоваться стандартными привычными приемами. Они разнятся не только творческим темпераментом, манерой письма (несомненно живописной у Тропинина и более жесткой, с преобладанием графического начала у Варнека), но самим отношением к людям, в конечном счете обусловливающим и принадлежность портрета к определенному художественному направлению. В свое время она пошла за крепостного, будучи свободной. Академия художеств обладала значительным собранием картин западноевропейских мастеров. Каждый типический образ художника заключает повесть целой человеческой жизни. Здесь отразилось увлечение высшего общества стилем la rus (псевдорусским), получившим официальную поддержку.
Тип двойного портрета, впервые появившийся в русской живописи в Автопортрете с женой А. Матвеева (1729), получает особенное распространение в искусстве сентиментализма, где наряду с двойными появляются также тройные и групповые изображения. Во многом это достигается живописным решением.
Развитием этого образа является картина «За прошивками» (после 1835 года, Новгородский музей), новый вариант которой относится к 1840 годам (Владимирский областной краеведческий музей). Сходство налицо. Несколько иной поворот получила тема в работе Девушка с горшком роз. Во второй половине 1830-х-1840-е годы Тропинин пишет ряд групповых портретов. 1833 К. П. Брюллов, 1836 оба портрета в Третьяковской галерее и др. ).
Для Тропинина не характерны двух-фигурные семейные и групповые портреты. И в этом процессе Голова мальчика (Портрет А. В. Тропинина) является настоящим художественным открытием. С этими образами связаны размышления Тропинина о старости, быстротекущей жизни. Мазуриной (1844), решенный просто, без каких-либо аксессуаров на нейтральном фоне.
Воейкова с дочерью и гувернанткой мисс Сорок (1842) представляют собой жанровые сцены из трех фигур изображенных в условно переданном интерьере с окном Общее решение портретов восходит к репрезентативному портрету XVIII века. В творчестве Тропинина портрет ребенка — редкий эпизод. Известный оперный певец Пётр Александрович Булахов был хорошим другом Тропинина. Любопытное развитие в творчестве Тропинина получили парные портреты.
Особенно объемно вылеплены девичьи лица и красивые по форме обнаженные руки. Портретному мастерству Тропинин обучался у С. С. Иными словами, гармония портрета Левицкой-Волконской воплощает красоту широкого и основательного московского уклада, получившего у Тропинина сугубо национальную окраску. Булахов одет по-домашнему, в халате. И если сентименталистская ориентация, определенно сказавшаяся в раннем творчестве Тропинина, сближает его с Боровиковским, то другой – сильный реалистический поток его творчества, все более крепнущий с годами, в числе прочих истоков имеет живопись Д. Г. Левицкого (через Левицкого Тропинин глубже воспринял и колористические традиции фламандцев).
В портретах преобладает тот же настрой, что и в типических женских образах Тропинина. Его «золотистый» тенор восхищал слушателей. 1809 г. ) О. А. Кипренского и испытать его влияние. Ученики академии копировали также с картин, находившихся в Императорском Эрмитаже. Грёз, П. -А. Однако знакомые с подобными работами, русские художники восприняли эту традицию в несколько трансформированном варианте через образы сентиментально-добродетельных героинь Греза или кокетливо-игривых девушек Ротари. др.
Для выполнения заказов его приглашали Общество любителей сельского хозяйства, Скаковое общество. Художник изображал Ю. Ф. Самарина, Е. В. Киреевскую, И. В. (П. Просматривается и сходная двойственная трактовка образов: при общем романтическом замысле оба художника строго правдиво изображают портретируемых. Многократно варьирует он и свои автопортреты.
Копия картины Ж. -Б. В 1821 году Тропинин навсегда распрощался с Кукавкой. Такая система освещения известная со времен искусства Итальянского Возрождения, широко применялась в живописи XVIII века и очень характерна для Левицкого.
Дальнейшее развитие этот тип изображений получил в натурном этюде Украинка в намитке (1820). Творчество портретиста В. А.
Обаятельную простоту и скромность замещает активное женское начало, выраженное чертами расцветшей красоты, скульптурной пластикой развитых форм (Портрет неизвестной в плаще, 1840-е гг. ). Достаточно посмотреть, как с помощью рефлексов приведен к цветовому единству костюм. Новая фаза развития жанровых полуфигур Тропинина связана со следующим периодом его творчества, охватывающим 1840-1850-е годы. Но особой популярностью пользуется Грез. В масле жанровых этюдов сравнительно немного – эскиз под названием «Гадалка», беглые наброски сцен: «Покупка яблок», «Сбитенщик» (оба наброска сделаны, вероятно, непосредственно из окна квартиры Тропинина).
Интересны также живописные портреты штабс-капитана артиллерии И. В. Алымова (1819), С. Г. Волконского (1824), Л. Я. Неклюдова (1825. ), по типу сходные с мемориальными портретами Галереи 1812 года в Зимнем дворце. Небольшую по размерам работу отличает живописная свобода исполнения.
Алексеева, А. П. Также Тропинин выполнял копии с картин известных западноевропейских и русских художников, расписывал местную церковь, писал для нее иконы. Много произведений, посвященных Украине, печаталось в 1820-е годы. Здесь он занимался у С. С. Щукина. Николая I (1825, в Московском архиве м-ва иностр. Девяти лет от роду был определен своим господином в воспитанники Имп. в произведениях Тропинина появляются новые черты – отчётливая и детальная характеристика модели интенсивная красочная гамма иногда скульптурная чёткость объёмов (портреты П. А. Булахова, 1823, К. Г. Равича, 1825 А. С. Пушкина, 1827, Всесоюзный музей А. С. Пушкина, г. Пушкин). В них чувствуется сильное влияние романтического военного портрета, в частности, Портрета Е. В. Давыдова (1809) кисти О. А. Кипренского.
В расписанной им церкви, в 1807 году Тропинина обвенчали с Анной Ивановной Катиной. Образ человека раскрывается через предметную среду, вещи, которые его окружают. Но, пожалуй, ничто так не способствовало оживлению интереса к Украине, как появление в самом начале 1830-х годов повестей Гоголя, составивших знаменитые Вечера на хуторе близ Диканьки. усиливаются жанровые черты, усложняется композиция, повышается роль деталей, что позволило Тропинину во многих работах создать типические острохарактерные образы современников (портрет В. А. Зубовой, 1834). Сам тип двухфигурного изображения вошел в русскую живопись вместе с сентиментализмом. Трудно проследить, как окрепли в Тропинине подобные убеждения.
Морковский обоз с имуществом, который возглавляет Тропинин, отправляется вслед за ним. Этого живописца Тропинин копировал и цитировал всю жизнь. Портрет не удался Тропинину. Живописная фактура приобретает плотность.
Взгляд Пушкина вдохновленно устремлён вдаль. Правдивость передачи облика художника подтверждает сохранившийся в воспоминаниях Т. А. Астраковой его словесный портрет: Передо мною стоял пожилой человек (так мне тогда казалось), среднего роста, с умною, открытою физиономией, в очках, с добродушною улыбкою, в халате, с палитрой в руке. В 1820-1830-е годы мастерство Тропинина развилось в полной мере. По времени ближе всех к Тропинину стоят В. Л. Боровиковский и Д. Г. Левицкий.
Рядом с естественно переданным, внутренне раскованным, эмоциональным образом Перовского портрет Зубова напряжен и сухо статичен. Если, например, Нищий старик еще всецело отвечает сентименталистски-просветительской эстетике Н. М. Карамзина и его школы, то изображения слуги со штофом, странников, старых солдат (1840-е гг. ) сродни образам сложившейся тогда же натуральной школы – критического (или отрицательного) направления в русской литературе. Спустя год, за картину «Портрет медальера К. А. И это в полной мере согласуется с эстетикой XVIII века, с диалектикой соотношения общего и единичного в решении портретного образа ибо XVIII век в России не знал развитых представлений об индивидуальности. Лучшим ранним портретом художника является изображение А. И. Тропининой (1809).
Очевидно влияние на эту работу написанного Брюлловым портрета А. А. Перовского (1836). Иной характер носит Портрет И. Л. Лазарева (для него сохранился превосходный карандашный эскиз). Показательно, что в 1810-х годах в портретном классе Щукина ученикам и пенсионерам задавались следующие темы: Возвращение ратника к своему семейству, Русская крестьянская свадьба, Русская крестьянская пляска и Ворожба на картах. На правой руке поэта, лежащей на бумагах, видны два перстня. В тропининском портрете П. Н. Зубова (1830-1840-е гг. ) окно и занавес существуют абсолютно обособленно, а в 1840-1850-е годы художник все чаще изображает в интерьере широкий оконный проем.
С этой точки зрения интересен завершенный этюд Девушка в белом платье и красной шали (конец 1830-х – начало 1840-х гг. ), который проясняет взаимосвязи двух основных областей творчества художника. Колорит картины соответствует этому скромному и даже застенчивому образу. Не один раз случалось, что, приглашенный на роскошный обед аристократа, Брюллов изменял данному слову и приходил разделить за столом Василия Андреевича простые щи и кашу. Тропинин создал его в тот знаменательный для себя год, когда получил звание академика и стал полноправным, свободным художником. Разумеется, это не дает оснований считать Тропинина славянофилом – вряд ли художник углублялся в сложную философскую систему движения. Особенно хлопотали за Тропинина А. А. Этот дом и пришлось восстанавливать Тропинину.
В 1799 году становится «посторонним учеником» Академии. Это миниатюры, выполненные на бумаге акварелью и гуашью. Может быть, назначение Москвы состоит в удержании национального начала и в противоборстве иноземному влиянию, – писал в середине 1840-х годов В. Г. Белинский. Это произошло только в 1823 году. Основатель Лазаревского института восточных языков в Москве, он держит лист с изображением здания института – несомненная связь образной трактовки с парадным портретом XVIII века (например, с портретами А. Ф. Кокоринова и П. А. Демидова, написанными Левицким в конце 1760-х – начале 1770-х годов).
До 1823 крепостной. Отказавшись от профессорства, русский художник возвращается в Москву. «Кружевница» сохраняет живую человечность. Пушкин написан совсем по домашнему, образ его наделён теплотой. По глубине замысла, строгости и ясности идеи тропининская работа предвосхищает психологические образы передвижников, которые часто использовали композицию поколенного изображения: например, принадлежащие кисти И. Н. Крамского портреты И. И. Шишкина (1880) и А. С. Суворина (1881), написанный Н. Н. Ге портрет П. А. Костычева (1892). Его уважали лучшие ученики: Кипренский, Варнек, Скотников. По типу это разные произведения: скромные поясные на нейтральном или близком к нейтральному фону (портреты Е. О. Скотникова, 1821 П. Ф. Соколова, 1833 И. К. Айвазовского, 1853).
Характером, а отчасти и композиционным решением, портрет Самарина напоминает брюлловское изображение Н. В. Кукольника (1836). Брюллов высоко оценил искусство и человеческое обаяние первого московского портретиста. В 1909 году картина была куплена Третьяковской галереей. Багратиона.
К этому времени о его таланте уже заговорили в московском обществе. Выдающимся созданием Тропинина стал портрет А. С. Картина «Портрет Булахова» написана в 1823 году, хранится она в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Василий Тропинин родился 19 (30) марта 1776 года в селе Карпово в семье крепостного, Андрея Ивановича, принадлежавшего графу Антону Сергеевичу Миниху. Здесь он занимался у С. С. Щукина.
Этот этюд, шедевр Тропинина, стоит особняком в его творчестве. Позднее вошло в традицию противопоставлять «домашнюю» поэтику полотен Тропинина – как особую черту московской романтической школы в целом – «чопорности» Петербурга.
Многократно варьирует он и свои автопортреты. Среди тропининских автопортретов (1810-е, 1824, 1830-е) наиболее символичен Автопортрет с кистями и палитрой на фоне окна с видом на Кремль (1844). Всё на мгновение застыло, когда девушка взглянула на вошедшего, даже булавка в её руке. Последующие выезды с графом в Москву были для Тропинина как глоток свежего воздуха.
Такие работы художника, как «Кружевница», «Гитарист» и др. Но это оказалось для юноши роковым: опасаясь потерять «своего человека», Морков отозвал Тропинина из Академии. Этот призыв находил живой отклик, в частности, у учителя Тропинина Щукина.
Пластическая моделировка форм усиливается, приближаясь к иллюзионистическому эффекту. Портрет довольно точно передает стиль времени – тяжеловесный, эклектично-помпезный. Кроме того Василий Андреевич создал галерею семейных портретов Морковых. Его еще молодое лицо полно ясного спокойствия.
Юноша делал быстрые успехи. Ему благоволили профессора Академии. Самарина – в костюме охотника, на фоне пейзажа с грозовым небом и клубящимися тучами (1846). Василий Андреевич изобразил себя в рабочем халате, с кистями и палитрой.
Майков. музее и в Академии худ. ) имп. Истоки подобных портретов Тропинина восходят к изображению Н. А. Майкова. Добавим, что общие черты с отдельными персонажами Записок охотника еще нагляднее обнаруживает Охотник в окрестностях Москвы (1840-е гг. ). Семейные портреты в первой четверти XIX века широко бытовали и в живописи и в графике. Законченные групповые портреты семьи Морковых (1813 и 1815, оба в Третьяковской галерее) исполненные в натуральную величину, значительно слабее этюдов.
В созданных одновременно с картиной этюдах Портрет графини Натальи Ираклиевны Морковой (1813) и Портрет Николая Ирклиевича и Ираклия Ираклиевича Морковых (1810-е) художник не ставил перед собой сложных композиционных задач. Особенно интересна была «Кружевница» (1823, Третьяковская галерея) родоначальница целого ряда аналогичных картин Тропинина. В этом портрете нет статичности, характерной работам Тропинина. В начале 1827 года Пушкин заказал Тропинину портрет для подарка своему другу Соболевскому.
Тропининский Портрет Ф. С. Облик Мосолова (мечтательное выражение лица, непринужденно-барственная поза, неторопливые жесты, домашний, свободного кроя костюм) к тому же обнаруживает скорее просвещенного вельможу екатериненских времен, чем энергичного, делового человека XIX столетия. В 1825 году Тропинин делает аналогичное изображение «Золотошвейки» (Республиканский художественный музей республики Коми, Сыктывкар), также повторенное в 1826 году. Всего Тропинин создал более трёх тысяч портретов. В Москве в 1969 открыт музей Тропинина и московских художников его времени (филиал Останкинского дворца-музея творчества крепостных). Портретист. Им присуща высокая степень обобщения.
Энгр (Семья Форестье, 1806 Семья Люсьена Бонапарта, 1815 наконец, признанный шедевр художника – Семья Стамати, 1818). Общий вид усадьбы О. Клодта, 1822 и другие). Здесь Н. М. Карамзин предстает как великий современник: облик его очищен, дух успокоен. Урусова, Ф. И. К тому времени русскому читающему обществу было известно об Украине из Истории государства Российского Н. М. Карамзина и Истории Малой России Д. Н. Бантыш-Каменского (новое ее издание вышло в свет в 1830 году).
Вот и поэтизированный образ «кружевницы» очищенный от повседневных трудностей, тягот и забот вызывает симпатию. 1823: кроме портрета А. С. Пушкина, все упомянутые выше произведения – в ГТГ). Это одна из интереснейших работ мастера, обнаруживающая наслоения разных художественных систем. Краски положены прозрачными слоями так, что во многих местах просвечивает холст.
Пушкина), заказанный другом поэта С. А. Равича (1825, Третьяковская галерея). Обычно портреты Тропинина поясные или поколенные, художник в эти годы редко писал целые фигуры, которые более подходили для парадных композиций, а их Тропинин не любил и создавал не часто. 1818). С этой работой в творчестве Тропинина появляются романтические нотки.
Но замечательно, что при всей этой оконченности всей обстановки ракурс Тропинина таков, что главный предмет не перестает господствовать над картиной и вместе с тем отделяется от рамы, не выглядывая из нее как из отворенного окна, – писал Москвитянин в 1849 году. Пушкин всегда относился к этому перстню как к талисману. и звучат почти открыто под скользящим прикосновением кисти, выявляющей детали. Н. И. Новиков и Н. М. Карамзин стоят и у истоков национальной литературы для детей.
Купчиха изображена в стилизованном русском костюме и кокошнике. Оно поступило от президента И. И. Бецкого. Около 1818 года возникло одно из самых значительных и обаятельных произведений Тропинина погрудный портрет сына (Третьяковская галерея). Среди них можно выделить Портрет С. С.
В русской живописи, современной Тропинину, мотив окна в интерьере присутствует нечасто и, как правило, в работах романтически окрашенных (упомянутый выше Портрет А. А. Перовского К. П. Брюллова, Портрет О. В. Васиной П. В. Васина). Рукодельницы свидетельствуют об эволюции художественной манеры Тропинина. Однако при сходстве общей схемы решения портретов (поясные, небольшие по размерам, где дети представлены с атрибутами чувствительной души), а иногда и при прямом повторении композиций французского мастера (Девочка с яблоком, Девочка с собакой) тропининские образы обладают художественной самостоятельностью. Этюдный портрет Натальи – одна из самых романтических работ Тропинина.
Попытка не удалась художнику, создавшему в целом довольно эклектичные произведения. Среди этих работ стоит выделить Мальчика с книгой (1825) и особенно Юного художника (1820-е гг. ), в котором также предполагается портрет Арсения.
Зубовой (1834, Третьяковская галерея), создающий поистине типический образ. Позднее творчество В. А. Среди множества изображений всадников, встречавшихся в то время на дорогах и жанровых сцен (женщина, склонившаяся к солдату молодцеватый гусар подле разгоряченного коня и другие) здесь имеются карандашные, подцвеченные сангиной, эскизы портретов, поколенных или в рост. Дмитриев. Полнокровность натуры хорошо выявляет открытый красный цвет халата.
Ранние работы Тропинина написаны в соответствии с «доромантической» стилистикой. Отсюда – определенное сходство палитр художников. По внутреннему состоянию брюлловским портретам второй половины 1830-х годов ближе изображение Ю. Ф. Самарина (1844). В духе элегической поэзии Жуковского написан Мальчик со свирелью Портрет Ираклия Моркова (1810-е).
В 1823 году граф Морков дал своему крепостному художнику вольную. С 1821 постоянно жил в Москве. В 1836 году Тропинину довелось написать портрет своего знаменитого современника – К. П. Портрет не сохранился в первоначальном виде. Маковский же и привел Брюллова в мастерскую Тропинина.
Сердечная тоска определяет эмоциональную доминанту образа, созданного Тропининым. Вальдмюллер (портреты Жозефины Шаумбург, 1834 графини Кинской, 1840). Художник не только безвыездно прожил в ней с 1824 года до самой своей смерти в 1857 году (т. е. Вместе с тем завершенные работы являются собирательными образами, воплотившими представления Тропинина о лучших качествах женщины – приветливости, мягкости, домовитости. Колорит картины соответствует ее содержанию.
Василий Андреевич Тропинин родился в 1776 году в Новгородской губернии. Один из самых обаятельных – портрет сестры Тропинина – сродни образам Венецианова (графиня Н. П. Строганова (. ), 1810-е гг. Зато другие персонажи (особенно тот, к кому обращается Мосолов) представляют собой резко очерченные типы чиновников, характерные для русской жизни 1830-1850-х годов. Во время эпохи синтементализма люди научились любить душу человека. За спиной художника открывается вид на Кремль.
Портрет выполнен с предельной простотой. 1818, там же), утверждается чисто романтическое чувство подвижной стихии жизни. В отличие от этих приподнято героических холстов, варьирующих известную схему военного парадного портрета первой половины XIX века, большая жизненность присуща карандашным изображениям военачальников – А. С. Фигнера, А. П. Урусова, Ф. И. Талызина (все 1810-е гг. ).
Протасьева и Левицкая-Волконская изображены на фоне Кремля. Причем вводит ряд аксессуаров, сообщающих образам жанризованный характер. Идеализированный образ «кружевницы» связывают с образом «Бедной Лизы» Карамзина, появившейся в 1792 году. Мотив окна часто присутствует в голландской живописи XVII века, в частности, у Вермеера. Несомненна связь детских портретов Тропинина с традициями XVIII века, с сентименталистски-просветительским направлением в философии. Это обстоятельство следует иметь в виду, говоря о графике Тропинина. Также типичен Портрет Е. В.
Кто же любит в жизни смотреть на сердитые, пасмурные лица. В этом же году за картины «Кружевница», «Портрет художника О. Скотникова» и «Нищий старик» был утверждён в звании «назначенного» академика (то есть кандидата в академики). Несколько особняком стоит в творчестве Тропинина Портрет супругов Н. И. и Н. М. Бер (1850). Воздействие последнего представляется особенно вероятным и в силу повышенного интереса Тропинина к фламандской живописи и в силу того, что на портрете Н. А. Майкова изображен художник (так же, как в Автопортретах Ван Дейка и Брюллова). Они хорошо известны. Говоря о романтических реминисценциях в творчестве Тропинина, надо указать на акварельный оплечный Портрет Боцигетти-дочери (1810-е гг. ).
Это натурно-пластическое направление тропининской живописи становится господствующим в 1840-1850-е годы, однако уже в предшествующем десятилетии оно дает своего рода классические образы в портрет Н. А. Зубовой (1834) и А. Ф. Мазуриной (1839). Оболенский, которого Тропинин писал, когда тот был еще ребенком. Наиболее интересна гуашь Гроза над деревней. Поэт сидит, его поза естественна и непринужденна. В1823 годув возрасте 47 лет художник наконец получает свободу. Тропинин очень любил «жанровый портрет».
Во многом оно порождено громом пушек на Сенатской площади. Портрет Е. И. Ее лицо, выхваченное прямым светом, вылеплено очень энергично. Композиция явно восходит к излюбленному Тропининым типу декоративных полуфигур. Изредка он встречался со старыми товарищами, в частности, с Орестом Кипренским.
Когда же был организован музей А. С. Тропинин писал портреты членов купеческих династий Киселевых, Карзинкиных, Мазуриных, Сапожниковых. Он пишет портреты героев Отечественной войны – генералов И. И. Торжественно выглядят стоящие, поколенно срезанные фигуры (например, Портрет А. В. Каратыгина, 1842). Зубова).
В 1824 году за Портрет медальера К. А. Тропининский цикл непосредственно предшествует венециановскому. Портрет Е. И. Карзинкиной в русском костюме (1838) на первый взгляд можно связать с сентиментально-идеализированными представлениями о чистоте и цельности народных характеров, породившими в свое время в обществе моду на русский народный костюм.
Самостоятельную группу составляют мужские типические портреты. Теперь мы располагаем лишь единичными его пейзажами. Пейзаж, как это часто бывает в романтической поэзии, поясняет внутреннее состояние героя. На тот момент Тропинину было уже 44 года. Русскому зрителю импонировала сентиментальная чувственность его произведений.
Уникален для Тропинина большой холст – Портрет А. И. Барышникова (1829), сохранился хорошо разработанный эскиз маслом. А. Маркова, впоследствии отпустившим его на волю. Своего рода классические образцы произведений этого типа оставил Ж. -О. -Д. Сохранился первоначальный рисунок Тропинина к этой картине (Третьяковская галерея), в котором уже зафиксированы поза, жест рук, наклон головы намечены и все детали, относящиеся к плетению кружев.
Этот основополагающий принцип его искусства стал составной частью принятой в классе методики преподавания. Оба художника используют систему освещения, не связанную с рассеянным светом в природе. По эмоциональной атмосфере – сопоставление сходных, а не противоположных характеров – и по композиции портрет братьев Морковых близок портрету супругов Митрофановых А. Г. Левицкого (1790-е гг. ).
и другие). К 1820-м годам относится большое количество рисунков Тропинина. На Украине по существу произошло рождение Тропинина как художника. Да и вряд ли был бы таким легким и даже беззаботным ее взгляд. Жизнь на Украине Тропинин тоже считал своеобразной академией. Зимний пейзаж воспринимается как аллегория заката жизни.
Карзинкиной (после 1839) решен как парадный. Следовательно, Тропинин имел возможность общения с ним. Талызина, П. И. Обе являются попыткой найти новый тип группового портрета. Про художника говорили, что он переписал буквально всю Москву.
Все это свидетельствует о подвижности изобразительной системы художника. В то же время у обоих живописцев романтическое решение не идет далее аксессуаров. Он был крепостным графа Миниха, но затем в качестве «приданого» за дочерью последнего перешел во владение графа И. И. Искусство в России всегда было делом государственным.
Жена и сын Тропинина Арсений оставались в крепостной зависимости еще пять лет. Один из которых – подарок Е. К. На портрете мальчику около десяти лет. В 1823 г. представил Академии, для получения степени академика, три свои произведения: портрет гравера Е. С. Скотникова, картину «Кружевница» (находится в Московском публ.
Своего рода отрицательный результат, к которому приходит Тропинин на пути развития нового реалистического образа в рамках портрета романтического типа, дает изображение А. А. Сапожникова (1852). В 1804 году граф Морков отзывает Тропинина из Петербурга на Украину, в село Кукавка Подольской губернии, дав отказ на ходатайства освободить Тропинина (о чём просил даже президент Академии). Появление его в Москве после европейских триумфов, конечно, поразило Тропинина и внушило ему почти обожание прославленного художника, ему хотелось отразить сказочную славу автора «Гибели Помпеи». отозвал Тропинина из Академии. Однако ни одно из этих повторений не может сравниться с первоначальной «Кружевницей», все дальнейшие изображения кружевниц и золотошвеек уже более манерны: они несут на себе печать невзыскательных вкусов публики.
Однако уже в повторениях Кружевницы (1824) и Золотошвейки (1826) цветовые отношения взяты более активно и определенно. Нейтральный фон портрета по цвету почти сливается с фигурой. В России процесс капитализации начался на рубеже XVIII-XIX веков.
Портрет П. Н. Именно Сережа Багров, хрупкий и болезненно-впечатлительный, весь распахнутый навстречу стремительно расширяющемуся миру, духовно наиболее близок Арсению. Здесь, в своей мастерской, он и написал знаменитый портрет А. С. В Москве с ее консервативностью дольше сохранялись традиционные художественные формы. (В то же время Портрет А. А. Венчались они еще на Украине, в поместье графа Моркова, в новопостроенной церкви.
Детские портреты Тропинина можно (конечно, с определенной долей условности) подразделить на две основные группы. Не случайно именно на него ориентируется Тропинин в своих первых живописных опытах. Таков Ямщик, опирающийся на кнутовище (1820-е гг. ) – образ, который проходит через русскую литературу, песенную лирику и фольклор.
Таков и незримо-зримо погруженный в творческую стихию, как бы внимающий музе А. С. Пушкин в знаменитом портрете 1823 (Всероссийский музей Пушкина, Пушкин). Существует мнение, что и мальчик в серой курточке изображает маленького сына Тропинина. Постепенно круг заказчиков Тропинина расширяется. Жизненная правда автопортрета на фоне Кремля утверждается и его колористическим решением.
Бекетов, задумавший серию гравированных портретов известных русских деятелей. В европейском искусстве нового времени изображение женщины (как правило из средних слоев общества), занятой повседневным делом – хозяйством, рукоделием, чтением письма, музицированием, примериванием украшений, – впервые обретает статус одной из многих разновидностей бытового жанра в Голландии середины XVII века. Типологическое начало в большей степени присуще женским образам художника, что отчетливо видно, например, в работе Головка девушки-украинки (1810-е – начало 1820-х гг. ), являющейся фрагментом некогда большого полотна. К объемно-пластической трактовке тяготеют и некоторые полотна учителя Энгра Давида: парные портреты четы Пекуль (1784), портреты г-жи дОрвийе и г-жи Сорси-Телюссон (оба 1790 г. ), г-жи Вернинак (1799), Купера Пенроза (1802) и другие. Девочка с куклой, 1840), книгами (Мальчик с книгой, 1810-е гг. ), а также костюмированные портреты.
В конце 1830-х – начале 1840-х годов Тропинин написал групповые портреты: Ф. С. Мосолова со служащими коннозаводства (1830-е гг. ) и Д. П. Воейкова с дочерью и англичанкой мисс Сорок (1842). Выразительные произведения подобного плана создал австриец Ф. -Г. Василий Андреевич показывал блестящие успехи в учебе и вскоре получил серебряную и золотую медали. Как отмечалось выше, его работы сродни кокетливо грациозным женским полуфигурам итальянской и французской школ XVIII века.
Картина «Портрет Арсения Тропинина, сына художника» написан около 1818 года, его можно увидеть в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Вместе с тем сугубо партикулярная одежда, соотнесенная с атмосферой времени (все возрастающей дворянской оппозицией первой половины 1820-х годов и наступлением правительственной реакции – во второй), дает основание ассоциировать костюм со свободным образом мыслей изображенных. Здесь до 1812 года он женился у него появился сын— Арсений. До 1821 года жил, в основном, на Украине, где много писал с натуры, затем переселился в Москву вместе с семейством Морковых. К работам этого круга следует отнести и великолепную в живописном отношении, свободно выполненную Голову старика (1825).
Василий Андреевич Тропинин родился (30) марта 1776 год в селе Карпово Новгородской губернии в семье крепостного, Андрея Ивановича, принадлежавшего графу Антону Сергеевичу Миниху. Художник создал здесь одно из самых вдохновенных своих произведений. При дворе Николая I устраивались балы в русском стиле. Подобная традиция в 1820-е годы сохраняется и у А. Г. Венецианова (Старик с овцой, 1827).
Изображения крестьян, бытовых народных сцен известны и в XVIII веке. Прием этот противоположен такому принятому в романтическом портрете подходу, когда душевное благородство (и шире – духовное начало изображенного) передавалось через пренебрежительное отношение к условностям моды. Об одежде следует сказать особо. Грёз был тогда в России очень популярен.
Тропинин получил азы художественного мастерства у известного портретиста С. Щукина. Тематический диапазон этого первого периода его творчества широк: многочисленные портреты (интимные, репрезентативные, групповые) перемежаются с религиозной живописью (убранство церкви в Кукавке), пейзажами, разработками жанровых сцен. Ничего равного ему художник не создал, хотя продолжал писать детей и подростков. Пушкина в Ленинграде (1937 год), её передали в музей.
Он повторил «Кружевницу» уже в 1824 году (Горьковский художественный музей) и затем еще раз несколько позже (Саратовский художественный музей). Возвращение в Москву было для него радостным. Целый ряд работ Тропинин посвящает коллегам-художникам изображенным в работе или в созерцании (И. П. Витали, ок. Изображения крестьян, бытовых народных сцен известны и в XVIII веке. Фридриха).
Но уже здесь видна, как и в остальных «детских» работах, стилистика эпохи Просвещения. Он писал людей в добром расположении духа, в лучшие минуты их жизни.
С годами роль духовной атмосферы, «ауры» образа – выраженной фоном, значимыми деталями, – лишь возрастает. К. П. Брюллова, 1836). Ему предписывалось ехать на Украину, в Подолье – в новое имение Морковых. Характером образа, выражающего прежде всего женское начало (это подчеркивает аллегорический плод в ее руке), казначейше наиболее близка Девушка с яблоком. Тропинин считал себя коренным москвичом и потому Кремль был для него символом Москвы, символом родины. Недостаточность академического образования Тропинин преодолевал долгие годы.
Лишь в XIX столетии на основе крестьянской тематики начинает утверждаться постоянное, развивающееся направление русского искусства. Слабость композиции понятна у художника, не завершившего академическое образование. Холст с изображением Е. В. Киреевской вызывает в памяти работы Кипренского. Густо замешанная, почти тональная живопись строится на нюансированных отношениях оливково-охристых – рембрандтовских – тонов с ударом красного на шарфе и в твердом очерке губ Яковлева.
Художник Василий Андреевич Тропинин биография. В лице поэта отражена глубокая мысль. Тогда же свой портрет Тропинину заказывает самый известный в Москве поэт И. И. Из прогулок по Москве Тропинин никогда не возвращался без новых впечатлений. Образ Барышникова отмечен явными чертами своего времени. Это направление развилось во второй половине XIX века в творчестве передвижников.
Произведение получило много лесных отзывов у современников. Здесь преемственность прямая и непосредственная. Описание картины лишний раз доказывает, что ему это удалось.
В это время Тропинин больше не прислуживает, а всё больше занимается живописью. Тропинин прекрасно передает на полотне возрастные особенности модели. Как и у Щукина, это придает естественную теплоту колориту тропининских работ. В нем нет и следа приниженности искательства, подобострастия. Привязанность Тропинина к Москве была глубоко оправданна. Постепенно известность Тропинина становится очень широкой.
Этот опыт еще не совсем удачен. Юный художник относится к типу изображений, хорошо известному в истории искусства. 1831 годом датирован Портрет В. И. Ершовой с дочерью – один из лучших у художника. При сравнении тропининского образа Пушкина с написанным в том же 1827 году портретом кисти Кипренского стало почти традицией противопоставлять бытовую трактовку Тропинина романтическому решению Кипренского. Угрюмов. Колорит выполнен в сближенных тонах. Скотникова (1821), «Старика-нищего» (Русский музей) и знаменитую впоследствии «Кружевницу».
Тропинин (Василий Андреевич, 1780—1857) — художник-портретист, родился крепостным человеком гр. Майкова, П. А. Портрет воспринимается почти как гротеск, как развенчание романтического героя. Тучкова (1843). Однако граф Морков не спешил давать вольную своему крепостному живописцу, талант и человеческие качества которого он очень ценил.
В портрете самого Брюллова (1836) артистическую незаурядность художника Тропинин подчеркивает пышным фоном античными развалинами, увитыми виноградными лозами, дымящимся Везувием. Щукин сообщил графу Моркову об успехе его крепостного и тот. В портрете Карзинкиной художник выразил свойственное ему чувственное восприятие мира. Он изображает детей с животными, птицами игрушками, музыкальными инструментами. Пряха дает классический для Тропинина тип жанровой полуфигуры.
Когда Морков узнал об этом, то после многочисленных просьб, согласился официально определить юношу в Академию «посторонним», вольноприходящим, учеником, что не возбранялось и крепостным. С переходом портретного класса к Щукину подобные задания становятся основными. музее) и этюд Старик-нищий но совет, заподозрив, что они исполнены несамостоятельно, отказал их автору в просимом им отличии.
Пушкина. Тропинин действительно написал Пушкина за письменным столом, в небрежно запахнутом халате и с непринужденно повязанным шейным платком, но «домашнего» впечатления портрет не производит. К 1830-м годам Тропинин был уже знаменитым портретистом. При этом пейзаж за окном решается довольно условно и носит символический характер. В этой манере выполнены многие наброски портретов, хорошо передающие свободную непринужденность образов, например рисунок изображающий немолодую женщину в чепце (Государственный Исторический музей). В ряде своих рисунков Тропинин продолжает пользоваться и живописными приемами, пятнами растушевки.
На академической выставке 1804 года была представлена его картина «Мальчик, тоскующий об умершей своей птичке», которая была отмечена императрицей. Художник всегда доброжелательно относился к своим моделям. Здесь уместно вспомнить изображение Левицким дочери Агаши (1785).
На нем просторный домашний халат с синим воротником, на шее – длинный голубой шарф. Известно, что, кроме Свадьбы в селе Кукавке, Тропинин написал еще ряд видов поместья И. И. Моркова, к сожалению, утраченных. В 1762 году в Париже был опубликован педагогический роман-трактат Ж. -Ж. В 1856 году умирает горячо любимая жена, Анна Ивановна.
Мочалова, актера петербургской Александринки В. А. Аналогичных картин Тропинин написал много. Художник свободно владеет в это время разнообразными приемами рисования. Особенно выразителен Украинец средних лет – работа, неоднократно повторенная художником. Сколько старинных вельможеских домов перешло теперь в собственность купечества. Сходство налицо. Начало ряду одноименных работ положил Гитарист в косоворотке.
За время учебы в Академии Тропинин приобрел дружественное расположение и уважение лучших учеников: Кипренского, Варнека, Скотникова. Сравнительно, например, с более ранней работой А. Г. Венецианова Старая крестьянка с клюкой (1830-е гг. ), представляющей в сущности натурный этюд, тропининские образы воспринимаются типическим портретом старости. Картина написана в 1823 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Вместе с тем по своей идее тропининская Женщина в окне (Казначейша) сродни Итальянке, снимающей виноград (Итальянский полдень) К. П. Брюллова и, возможно, вдохновлена этой работой.
Греза, 1820-1830-е гг. ), птицами (Девочка с канарейкой, Девочка с попугаем, оба 1810-е гг. Окно в мир впервые широко вводится в живопись мастерами Возрождения. С него было сделано несколько копий, а сам оригинал пропал и появился лишь много лет спустя. Лишь к середине столетия в образах Николеньки Иртеньева (Детство Л. Н. Толстого) и Сережи Багрова (Детские годы Багрова-внука С. Т. Аксакова) русская литература придет к такой глубине передачи внутреннего мира ребенка, какой достиг Тропинин в портрете сына.
Однако психологически его вполне объясняют обстоятельства жизни Тропинина. В руке девушка держит коклюши. ТРОПИНИН, ВАСИЛИЙ АНДРЕЕВИЧ (1776–1857), русский художник, представитель романтизма в русском изобразительном искусстве, мастер портретной живописи. В портретах 30-40-х гг.
Особенно наглядно такого рода связь проявляется в образе Нищего старика (для сравнения можно посмотреть, например, одноименную работу В. К. Шебуева 1808 года). Воронцовой. Его председателем стал московский генерал-губернатор князь Д. В. Генезис этой небольшой работы довольно сложен. Около 1798 начал учиться в петербургской АХ, но в 1804 был отозван своим помещиком.
Сохранились убедительные свидетельства о связях Тропинина с кругом славянофилов. Переезд в Петербург имел для Тропинина огромное значение. А это, в сущности, тот же сюжет, что разрабатывался впоследствии Тропининым в образах рукодельниц.
Они формируют эмоциональную атмосферу Гитаристки (1839), Женщины в окне (Казначейши) (1841) изображений девушек – с яблоком, с горшком роз, со свечой и кофейником (все 1850-е гг. ). Брюллова (Третьяковская галерея). В портрете главенствует настроение меланхолического раздумья.
Это повести О. Сомова, И. Кулжинского, романы В. Нарежного, поэмы К. Рылеева и другие. Многие уговаривали Моркова отпустить художника на волю, но хозяин был упрям и не хотел расставаться со «своим» живописцем. Этим приемом (надо полагать, сознательно) Тропинин не только закрепляет социальную принадлежность изображенной, но и поэтизирует ее. Но теперь это гармония того подчеркнуто русского начала, которое воспевал Тропинин. Мужской образ знаком по Портрету пожилого украинца, только теперь он окрашен иным, благодушным настроением и изображен в зеркальном повороте.
Художник переходит к простому, сдержанному реализму. Таковы портреты Булахова (1823, Третьяковская галерея), К. Г. По замыслу художника одежда должна приближать героя портрета к зрителю. Тишбейном, Семейство Всеволожских в парке кисти француза Буальи, другие подобные работы. Таков и незримо-зримо погруженный в творческую стихию, как бы внимающий музе А. С. Пушкин в знаменитом портрете 1823 (Всероссийский музей Пушкина, Пушкин). В 1830-1840-е годы русский народный костюм был в большой моде.
Обращаясь к жанровому, «безымянному» образу (Гитарист, 1823, там же и многие другие), он обычно, закрепляя успех, повторяет композицию в нескольких вариантах. Тропинин считал свое пребывание на Украине заменой пенсионерства в Италии. Здесь он занимался у С. С. Щукина.
Тщательно и с любовью написан натюрморт – кружева, коклюшки, ящик для рукоделия. Однако несколько произведений такого рода все же написаны им в зрелый период творчества. Современники стали наперебой говорить о поразительном сходстве портрета с оригиналом.
Однако ряд более конкретных его положений находили в Тропинине своего сторонника (кроме любовного отношения к национальным традициям Тропинина, например, необычайно привлекало резкое неприятие славянофилами крепостного рабства). Мосолова со служащими конного завода (конец 1830-х) и Портрет Д. П. Тропинин знал и самого Левицкого и его работы. Правда, он не создал собственной школы, подобно Венецианову, не породил волны подражательства, подобно Брюллову.
В созданных Тропининым изображениях купцов и членов их семей, с одной стороны, получил развитие традиционный тип купеческого портрета, сложившийся в XVIII веке (Д. Напряженная игра света и тени придает портрету ощущение таинственности и романтичности. С этой же целью Тропинин пытался не показывать явную социальную принадлежность людей. После 1821 года чета графа Моркова переезжает в Москву вместе со своими поданными. Образ иной, сильной и сложной натуры создан в портрете сибирского купца В. М. Яковлева. Таковы изображение «Пожилого украинского крестьянина», «Парубок» (оба в Третьяковской галерее), «Портрет пожилого человека» (Киевский музей украинского искусства). Голицын.
Подобные работы есть у О. А. Кипренского (Ворожея со свечой, Читающий у свечи, обе 1830 г. ), К. П. Брюллова (Гадающая Светлана, 1840-е гг. ). Тонированный грунт и та первоначальная гризайльная проработка, которая большинством художников рассматривалась как подготовительный этап к последующей основной работе и почти полностью скрывалась под красочным слоем и лессировками, у Щукина постоянно играют активную роль в живописной структуре холста. Колорит этих работ мягкий, приглушенный – преобладают сероватые, охристые, зеленые тона.
Между ними были выполнены изображения четы Киселевых (начало 1830-х годов), Мазуриных (1839), Тутолминых (рубеж 1830-1840-х гг. ), Егоровых (1840), других Киселевых (1841) и еще целый ряд подобных портретов. Идеология такова, что каждый ребёнок – это «чистый лист бумаги», неиспорченный цивилизацией и неправильным воспитанием. Другую группу составляют работы с более или менее развитым жанровым началом (портреты Н. И. Уткина, 1824 Л. С. Бороздны перед мольбертом, 1831 И. П. Витали, 183 (3). В 20-х годах Тропинин продолжает разрабатывать свои полужанровые картины типа «Кружевницы» имевшей большой успех на академической выставке.
Причем мотив окна – он может быть трактован символически (окна в мир Ф. -О. Отсюда повышенная пластически объемная моделировка крупной женской фигуры (уже знакомая изобразительная метафора, уподобляющая расцветшую красоту пышному букету) и возвращение к аксессуарам XVIII века: колоннаде, бархатному занавесу, глубокому креслу. Интерес к народным типам влечет художника и к созданию произведений бытового жанра. С. И. Гагарина и нек. В портрете Тропинина А. С.
Там художника назначили на должность кондитера и лакея. Боровиковский, которого высоко ценил Щукин, часто бывал в его доме и мастерской. дел), Д. П. Татищева (в Академии худ. ), И. И. Дмитриева (в Академии наук), Н. Карамзина, А. Пушкина, Н. Гоголя, К. Брюллова, Н. Уткина (все пять — в Третьяковской гал., в Москве), А. Е. Лазарева, кн. В Портрете писательницы В. И. Лизогуб (1847) богатый костюм и обилие драгоценных украшений уже не выдерживают пробу на чистоту национального стиля.
Голицына (после 1828) – последнего московского вельможи, попечителя московского учебного округа, председателя опекунского совета. Единство этих качеств и обеспечило работам успех во всех слоях общества. Эти этюды напоминают некоторые образы из произведений Гоголя. Постепенно из едва намеченного пейзажного задника, приоткрытого за тяжелой драпировкой (портреты И. Л. Лазарева, Н. А. Майкова), выкристаллизовывается прямоугольник окна, переданного условно, в виде проема в стене (Портрет неизвестной с книгой, 1837). И чисто личный – в Москве жила семья его бывшего владельца графа И. Моркова, крепостными которого оставались жена и сын художника и явно ощущаемое Тропининым чувство свободы, которое дарила ему московская жизнь, а также новое для художественной жизни России стремление художника обеспечить себе независимое профессиональное положение.
Написав ряд так называемых халатных портретов (Булакова, 1823 Ф. П. Крашенинникова, 1824 П. Ф. Соколова, 1838 молодого человека в зеленом халате), Тропинин через достоверную бытовую деталь показал характер московской жизни, ее размеренность и неспешность. Таким образом, Тропинин мог досконально изучать манеру чтимого им художника. Встречается подобная композиция и у Рембрандта (Девочка у окна. Моркова. И Тропинин был в восторге от своего знаменитого собрата по ремеслу.
Из произведений этого периода сохранились групповой портрет семьи Морковых (1813), этюды с украинских парубков и пожилых крестьян изображение сельской свадьбы, картины «Украинская девушка с Подолья» (1800-е), «Мальчик с жалейкой» (1810-е), «Украинец с палкой», «Пряха» (обе 1820-е). Совет Академии художеств предлагал ему остаться в Петербурге и принять должность профессора.
Музей Дульвич). Птицам, часто голубям, сообщался смысл идущий еще от трансформированной христианской символики, связывающей с голубем представление о невинной душе. 1820-30-е годы – время творческого расцвета Тропинина. О Тропинине заговорили как о русском Грёзе.
Граф же считал, что раз учился – то должен уметь всё. Француз Ж. -Б. Многие пейзажные окна Тропинина прямо соотносятся с настроением изображенных, усиливают или проясняют его (портреты старших Морковых, Самарина, Селивановской).
Щукин. Аксессуары портрета вполне укладываются в стилистику романтического образа. Это достигнуто прежде всего точно рассчитанным соотношением фигуры и пейзажа.
Голова мальчика (Портрет А. В. Тропинина) – высшее достижение Тропинина в сфере детского портрета. Этот отказ заставил Т. в следующем году явиться в СПб. Портрет неизвестного с трубкой (1840-1850) – одно из лучших поздних произведений художника. Благодаря этой картине и ещё двум работам Тропинин попал в Академию художеств. В Москве Тропинин поселился в доме Писаревой на Ленивке, близ Большого Каменного моста. Несмотря на домашний образ, Пушкин остаётся здесь поэтом романтиком, сосредоточенным на своём призвании.
Портрете кн. Портрет полно передает и внешность и духовную сущность поэта. Ожидавший большего художник не унывает и снова находясь в поисках новых живописных решений и обладая уже набравшимся опытом и смекалкой художника пишет портрет Леберехта Карла Александровича. Первой мыслью, овладевшей им после освобождения, было «приютить себя к какому-либо классу людей».
Вот почему академическая и ранняя графика Тропинина включает множество копий с антиков, редкие анатомические штудии, а более всего – копии с произведений Рафаэля, Гвидо Рени, Ан. дел), Д. П. Татищева (в Академии худ. ), И. И. Дмитриева (в Академии наук), Н. Карамзина, А. Пушкина, Н. Гоголя, К. Брюллова, Н. Уткина (все пять — в Третьяковской гал., в Москве), А. Е. Лазарева, кн. В 20-х – первой половине 30-х гг. Этим работам принадлежит важное место в демократическом потоке русского искусства.
1818, там же), утверждается чисто романтическое чувство подвижной стихии жизни (Булаков, 1823 К. Г. Равич, 1823 оба портрета в Третьяковской галерее). Плотная кладка сплавленных мазков сообщает им фарфоровый характер. Леберехта Тропинин был признан академиком портретной живописи. Когда в 1836 году Москву посетил К. Брюллов, он отказывался писать здесь портреты, говоря: «У вас, в Москве, есть свой превосходный художник». Просветители считали ум ребенка tabula raza (чистой доской), объясняя многие пороки общества отсутствием разумной системы воспитания. Большая часть детских портретов имеет жанровую завязку. Примером могут служить Кружевницы Тропинина и Я. Вермеера Дельфтского (в данном случае мы сознательно упрощаем вопрос, не принимая во внимание возможного символического значения живописи Вермеера).
Живописно изломанная ткань, мастерски написанная художником, позволяет ему подчеркнуть эффектное освещение. Строганову и императрице., 1850-1851 Игроки, 1852). (Начиная с середины 1810-х годов большой интерес к изображению рук проявляет в своих работах О. А. Кипренский. ) Поиск параллелей в прошлом приводит к итальянской традиции (Леонардо, Рафаэль, Корреджо, Пармиджанино) и творчеству Ван Дейка. Несколько необычна для Тропинина композиция портрета П. Н. Зубова: довольно глубокое пространство интерьера (уплощенное в последующих работах) окно, расположенное сбоку, а не за спиной изображенного (что в дальнейшем станет обязательным). По цвету оба групповых портрета много суше и жестче, чем этюды. Детские образы были для него особенно привлекательны.
Мелкие, плотно положенные мазки делают картины похожими на миниатюры в технике эмали. Он был гол, как сокол, зато наконец-то свободен. Индивидуальность подчиняет аксессуары, раскрываясь через них все новыми гранями. Годы с 1813 по 1818-й были очень плодотворными для художника. Таковы, к примеру, «халатные портреты», с моделями, подчеркнуто облаченными, подобно Равичу, в непарадное платье. «Коклюшка – точёная палочка, с утолщением к одному концу и шейкой с пуговкой на другом, для намотки ниток и плетенья поясков и кружев». Дальнейшее развитие оно получило в русле реалистического искусства XIX века.
В пользу такого предположения свидетельствуют и преклонный возраст персонажа (известен интерес Рембрандта к изображению стариков) и примененная в работе система контрастной светотени, напоминающая систему великого голландца. Перед Тропининым встала задача восстановить живописное убранство дома По окончании войны он написал два больших групповых портрета семейства Морковых и несколько этюдов к ним.
Тропинин Василий Андреевич (1776-1857), русский художник. Внизу веден фрагмент тонких кружев. Как правило, моделью для этих картин служила жена художника Анна Ивановна.
Романтизм был чужд Тропинину, художнику более трезвому, стремившемуся к жизненно бытовому истолкованию человеческого образа. Тропинин продолжает и линию типажного портрета, в частности в знаменитой Кружевнице (1823, там же), подкупающей своим сентиментально-поэтичным обликом. Ее улыбка и лукавая и чуть-чуть печальная сочетается с открытым умным взором. По коротко остриженным ногтям можно определить принадлежность девушки к профессии. Красоту национального малороссийского типа запечатлел он, несколько идеализированно, в картинах Украинская девушка с Подолья (1800-е), Мальчик с жалейкой (1810-е), Украинец с палкой, Пряха (обе 1820-е) и др.
В Разбойнике.