Картины Федора Васильева представлены в Русском музее, Третьяковской галерее, в музеях Ялты и Одессы. Такой картиной в творчестве Федора Васильева стало полотно Оттепель, написанное в 1871 году, за два года до смерти. Картины Федора Васильева сохраняют для потомков собирательный образ родной природы.
Шишкин был мужем сестры Васильева и он часто ходил с ним на этюды и многому у Шишкина научился. У него возникает познавательный интерес к различным явлениям природы. Однако художник тяжело переживал своё «двойственное» состояние, ведь с другой стороны по происхождению он был сыном мелкого чиновника, в паспорте которого не был записан в дети. В этот период тон в русской живописи задавала знаменитая «Артель художников» Ивана Николаевича Крамского, который был преподавателем Васильева. Любопытно, что среди живописцев с академическим образованием он не выглядел дилетантом.
Благодаря успешным валаамским наброскам Васильев на равных вошел в Артель художников. Фёдор Васильев обладал искромётной способностью к импровизациям в рисунке, неиссякаемым остроумием поражал товарищей на вечерах Артели. А уж намерений, планов и надежд у молодого живописца было безгранично много.
Разница в возрасте у них была 12 лет. В 1867 году он заканчивает обучение. Кто смолоду похворает, под старость крепче бывает. И, что важнее всего для пейзажиста, приглашал погостить в своих обширных имениях. Картина «Заброшенная мельница» написана Фёдором Васильевым в 1872 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Чем бы тут особенно огорчаться.
Отец часто пил, а деньги, которые не успевал пропить, проигрывал в карты. С ранних лет он проявил интерес к рисованию, однако нужда, в которой постоянно жила семья, не давала ему возможности всерьез заниматься творчеством. Произошло это при прямом воздействии многих передовых художников и в первую очередь Крамского и возглавлявшейся им знаменитой Артели петербургских художников, которая в середине 60-х годов находилась в расцвете своей популярности. Дружба Крамского и Васильева принимала такие трогательные формы, что И. Н. Крамской, человек сдержанный, признавался Васильеву: «Жизнь моя не была бы такая богатая, гордость моя не была бы так основательна, если бы я не встретился с Вами в жизни» Вы – точно часть меня самого и часть очень дорогая, Ваше развитие – мое развитие. Заброшенность видна в окружающей обстановке. По вечерам он ходит в Рисовальную школу, открытую при Обществе поощрения художников. Эта картина глубоко взволновала Крамского. Федор Александрович Васильев родился 10 февраля 1850 года в Гатчине.
Деньги, вырученные за картины, были отданы Обществу поощрения художеств в погашение долга Васильева, часть – Третьякову также за долги, а все, что осталось, было отдано матери пейзажиста. Но есть и несколько крымских работ, превосходно выполненных художником. «Проживите Вы еще сто лет, работайте неослабно, не падая, а все идя вперед и тогда такое место в картине, как верхняя половина, будет достойна самого большого мастера». Произведениям этой поры присуще возвышенное представление о бытии горного мира.
Возможно именно в тот приезд на Украину он увидел где-то на тихой речке старую мельницу. Родители художника жили в невенчанном браке. Стоящие посреди реки, они придают пейзажу некое уныние.
Великий князь Александр Александрович (вскоре он станет императором Александром III) заказал художнику повтор этого полотна. Его лучшей валаамской работой считается этюд На острове Валааме. В Крыму Васильева навестил Айвазовский, бывший в тот период на вершине славы. Вечерами он еще работал в реставрационной мастерской П. К. Соколова. Большую роль в его воспитании как художника сыграли Шишкин и Крамской. Он совершил вместе с Васильевым путешествие по приволжским землям.
Все картины с этой выставки были раскуплены. «Положение мое самое тяжелое, самое безвыходное, — писал он в Москву вскоре по приезде в Ялту в 1871 году. Произведениям этой поры присуще возвышенное представление о бытии горного мира. С тех пор всю жизнь Крамской был другом Васильева, его наставником и учителем.
Весёлый и бесшабашный художник безрассудно распоряжался свалившимися на него деньгами. Федору удивительно везло на хороших людей. Наиболее значимым произведением этого периода творчества является полотно «В Крымских горах». Естественно, что вскоре молодой художник тоже влился в артель.
Сближается с И. И. Не обладая крепким здоровьем, художник едва выдерживал подобный ритм, со свойственным ему легкомыслием, не обращая внимание на «маленький сухой кашель», уже несколько лет по временам напоминавший о себе.
Он тоскует по бескрайним русским полям и трепещущим на ветру березам. Картины его раскупали лучше, чем картины его товарищей. Чёрная лодка на глади пруда напоминает о малороссийских приданиях, связанных с мельницами, мельничными прудами (в которых девушки топились из-за несчастной любви) и о мельниках колдунах.
Последняя законченная работа Васильева — В крымских горах (1873) — отличается тонкостью цветовых отношений, объединённых общим серовато-коричневым тоном образ природы приобретает в ней оттенок героического величия. Скорее всего зима в период оттепели, но, возможно и ранняя весна. Эта картина появилась в 1870 году после путешествия с Макаровым и Репиным по Волге. Друзья художники даже иногда в шутку называли его «графом», хотя чаще величали «гениальным мальчиком». Камни.
Изучение природы, творений русских и французских пейзажистов (барбизонской школы), советы и опека старших (И. Н. Валаам. Любопытно, что вторую премию получил за «Печорский монастырь» Саврасов, бывший уже признанным пейзажистом. Изучение природы, творений русских и французских пейзажистов (барбизонской школы), советы и опека старших (И. Н. Барки» (1870), «Волжские лагуны» (1870) и др.
В эти годы Васильев созрел уже и как мыслящая личность. – Я один в чужом городе, без денег и больной. Другое замечательное полотно художника Мокрый луг написано в 1872 году в Крыму, куда художник вынужден был переехать из-за неизлечимой формы чахотки (по нынешнему — туберкулеза). Позднее Илья Репин вспоминал: «К этому счастливцу всех тянуло и сам он зорко и быстро схватывал все явления кругом». Стройные сосны имеют в своём облике нечто северное (крымские сосны, как правило, несколько ниже и разлапистей), что, возможно и пленило тосковавшего по России художника. Третьяков назначил цену картины тысячу рублей (такую цену назначил автор) и выкупил её у князя. Итогом этой поездки стало несколько картин, но наибольший восторг товарищей по профессии и зрителей вызывала «Вид на Волге.
Образ природы, запечатленный Васильевым, таит в себе сложную гамму чувств, переживаний художника. Какое время года отражено в полотне. Несмотря на благоприятные условия жизни у Строганова, здоровья своего Васильев не поправил. Нынешние поколения — не исключение. Барки».
Рисовать он мог только вечерами и по воскресеньям. На следующий год в Лондоне «Оттепель» была представлена на Всемирной выставке, получив премию и восторженные отзывы в прессе. Важно было, чтобы квартира не только отвечала состоянию его здоровья, но чтобы в ней возможно было устроить хотя бы небольшую мастерскую с хорошим освещением. Помощь в жизненно важном прорыве пришла совсем неожиданно. Кроме множества рисунков, он написал две картины: Болото и Крымский вид, за которые ему в 1872 году была присуждена премия от Общества поощрения художеств. У Федора рано проявилась способность рисовать.
Они поразили его одухотворенным восприятием природы изображенной в простых сюжетах. Крамского), совместная работа на природе с великим И. И. Что-то художник успел написать («В Крымских горах», 1873). фон Мекка, крупного инженера известного строителя железных дорог. Предвестников весны вышли встречать старик и девочка.
В 1871 году Васильев пишет картину, привлекшую широкое внимание общественности, — «Оттепель», копию которой, несмотря на ее пессимистическую тональность, художнику заказали для императорской семьи. А позже еще часть полотен приобрел у наследников. Сохранилось целых 63 письма их переписки – целый том.
Буйная южная природа не произвела на него впечатления. Однако в картине есть удивительный «эффект присутствия» – одной только силой мысли и своего творческого воображения художник переносится в болотистый и берёзовый край. Крымские пейзажи были впереди. Васильев много писал писем в Москву.
Детство провел в Петербурге. Картина эта глубоко взволновала Крамского. Думается, здесь и приохотился Васильев к изображению огромных пространств неба, воды и земли. В Крыму по этим этюдам и воспоминаниям он написал одну из лучших своих картин – широкое эпическое полотно Мокрый луг (1872).
Друзья не доумевали, когда у него было время работать и работать много. В 1856 году начинает работать учеником реставратора Академии художеств. И тут же предложил Федору вместе рвануть на Волгу.
В пейзажах юный Репин старался рабски подражать восхищавшему его Васильеву. Получал 3 рубля и отдавал их матери. На другой берег только что прилетели грачи-разведчики. не вполне хорошо, даже местами плохо, но это – гениально». Большие кисти художник не признавал.
Но южная яркая природа не вдохновляет художника, он пишет картины по старым эскизам и зарисовкам. Ваш преданный П. Третьяков». Совсем не хочу сказать, что обучение не нужно.
Не раз он вынужден был прибегать к помощи Третьякова. На крыше еще лежит снег. По свидетельству Крамского, первые успехи Федора Васильева связаны с рисунком. Он тоскует по бескрайним русским полям и трепещущим на ветру березам. Позднее уже в Крыму он напишет одну из самых поэтичных своих картин «Заброшенная мельница». Наряду с картиной Саврасова «Грачи прилетели», написанной в том же году, васильевская «Оттепель», несомненно, внесла в русскую пейзажную живопись новую и абсолютно особую интонацию – глубокую поэтически и одновременно окрашенную социальным переживанием.
Вскоре семья перебралась в столицу, но жизнь её от этого лучше не стала. Они купаются и проворно бродят в поисках корма. В брате своем Федор что называется, души не чаял – крепко и нежно любил.
Эта работа дала дополнительные возможности обучения на практике. Источник света как бы изнутри, сквозь небеса, освещает землю, постепенно перемещая свет. Крымские пейзажи были впереди. Картину купил для своей галереи П. М.
В 1871 году Васильев пишет удивительную картину «Оттепель». Лестница, приставленная к крыше, покосилась. Васильев не успел выполнить его просьбу и 20 февраля попавшей прямиком на выставку «Мокрый луг» увидел Крамской, пришедший в восторг. Нет, не могу. ». Зимой 1871 года, разгорячённый катанием на коньках, Васильев наелся снега.
Картина «В Крымских горах» сразу же, очевидно, поразила Крамского своей непохожестью на все окружающее его в петербургской пейзажной живописи, а, может быть, даже самой новизной принятого Васильевым ее живописного решения. В какой мере смог Васильев достигнуть поставленной цели и пластично выразить в живописи идею произведения, лучше всего, пожалуй, передает нам подробный разбор ее исполнения Крамским, на имя которого оконченная картина «В Крымских горах» и была отправлена в Петербург.
Великий князь Александр Александрович (вскоре он станет императором Александром III) заказал художнику повтор этого полотна. Великая русская река и необъятные просторы центральной России покорили художника. Вся изрыта, вся завалена камнями, лесом известью дома растут в неделю, да какие дома. Третьяков.
Единственным верным спасением от «всего ялтинского яда» была работа, в которую он погружался полностью (когда болезнь не так досаждала ему). В ней есть что-то сказочное. В это же время устроился на работу к реставратору Академии художеств П. К. В Крыму по этим этюдам и воспоминаниям он написал одну из лучших своих картин — широкое эпическое полотно Мокрый луг (1872). А еще с непривычной ялтинской жизнью примиряла художника природа – «вечно прекрасная, вечно юная и – холодная».
Свой скромный заработок отец проигрывал в карты или пропивал. Этому природному дарованию не требовалась, очевидно, шлифовка в Академии художеств. Ключевое слово здесь ЖЕЛАНИЕ писать, рисовать картины, лепить, сочинять. Лето следующего года Васильев провел с Репиным на Волге.
Требовалось срочное лечение и смена климата. Это было в конце мая.
Краски насыщены, картины лиричны, одухотворенны. Любопытно, что вторую премию получил за «Печорский монастырь» Саврасов, бывший уже признанным пейзажистом.
Отец, Александр Васильевич Васильев был бедным чиновником. Другое замечательное полотно художника «Мокрый луг» написано в 1872 году в Крыму, куда художник вынужден был переехать из-за неизлечимой формы чахотки (по нынешнему — туберкулеза). Васильев (прикованный болезнью к Ялте) почуял родство на расстоянии: Тут и Боголюбов и Клодт и Шишкин, но душа только в Грачах.
(1868). К сожалению, во время работы над картиной «Оттепель», художник простудился и врачи диагностировали у него туберкулез. Даже ей стало скользко. Третьяков.
Репин, являясь мастером бытового жанра, был и очень хорошим пейзажистом. Как хорош ясный солнечный день короткого северного лета. «Болото» Васильев написал в Крыму по привезённым из России наброскам.
– воскликнул он. Позднее уже в Крыму он напишет одну из самых поэтичных своих картин «Заброшенная мельница».
В этот период тон в русской живописи задавала знаменитая «Артель художников» Ивана Николаевича Крамского, который был преподавателем Васильева. Естественно, что вскоре молодой художник тоже влился в артель. По вечерам он ходит в Рисовальную школу, открытую при Обществе поощрения художников. Барки».
Позднее Илья Репин вспоминал: «К этому счастливцу всех тянуло и сам он зорко и быстро схватывал все явления кругом». Из трубы криво стелется уходящий в небо белый дым. Этой картиной, закрывшей крымский цикл Васильева, стала работа В крымских горах.
На Украине Васильев оставался недолго, по настоянию врачей он переехал в Крым. Русский художник, пейзажист Федор Александрович Васильев родился 10 февраля 1850 г. в Петербурге, в семье мелкого почтамтского чиновника. Самая лучшая из них – картина «В Крымских горах», одна из последних картин Васильева. Национальное своеобразие его картин волновало все последующие поколения россиян. Лето следующего года Васильев провел с Репиным на Волге. Ему несколько раз приходилось менять квартиры.
Существует также версия, что Васильев был побочным сыном графа Павла Сергеевича Строгонова, но серьёзных подтверждений эта гипотеза не имеет. Родился в Гатчине (Ленинградская область) 10 февраля 1850 года. В его отношение к инструментарию живописца было немало от подхода рисовальщика. В картине очевидны украинские черты.
Сам же Васильев, весьма ограниченный в средствах (ежемесячное пособие от Общества поощрения художников составляло не так много — 100 рублей), нанимал весьма скромное жилье, к тому же мало приспособленное для работы. Пышные кроны деревьев отбрасывают на зеленую траву прозрачные подвижные тени.
Барки» (1870), «Волжские лагуны» (1870) и др. Его работы, выражавшие трепет юной души от соприкосновения с живущей природой, порождают и у современных зрителей, зачастую потерявших какой-либо контакт с ней (с природой), щемящее чувство близкого, родного, но уже навсегда утерянного. Беспокойно клубящиеся облака отбрасывают на равнину глубокие тени. Когда мальчику исполнилось 12 лет, отец пристроил его на службу в главный почтамт. Это увлечение в последствии определило его судьбу. Картина «В Крымских горах» написана в 1873 году, хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Национальное своеобразие его картин волновало все последующие поколения россиян. Мать, Ольга Емельяновна Польнцева – мещанка.
И тогда все получится. Однако, «мельница» не была озвучена в письмах автора. Поступает в рисовальную школу Общества поощрения художеств. Безусловно, Россия со своими лесостепными ландшафтами была основным источником вдохновения для художника.
Друзей поражало то, как Фёдор Васильев умел держать себя. В первую зиму 1871-72 годов, проведённую в Крыму Васильев в написал эту картину. В ней автор смотрит на Крым по новому, хотя и ищет русские черты.
В 1871 году Васильев пишет удивительную картину «Оттепель». «Вечер в Крыму», «Крымские горы зимой», «В Крыму после дождя» — вот первые его сюжеты. Федор Александрович Васильев родился в Гатчине, в семье бедного почтового чиновника. Возможно именно в тот приезд на Украину он увидел где-то на тихой речке старую мельницу.
В Крыму Васильева навестил Айвазовский, бывший в тот период на вершине славы. У самого берега реки примостилась избушка со слепым окошком. Чуть позже легкая простуда переросла в серьезную болезнь. Любопытно, что среди живописцев с академическим образованием он не выглядел дилетантом. Мне необходимо 700 рублей». С детства любил рисовать и проявлял к этому немалый интерес. Эти неудобства, естественно, приносили огорчения и раздражали, но самым тягостным для живописца было отсутствие в Ялте так необходимой ему «художнической среды» Эта невозможность общения с кругом профессиональных живописцев очень угнетала Федора Васильева.
Четырехмесячная поездка вместе с молодыми И. Репиным и Е. Макаровым по великой реке рождает волжскую тему в его творчестве: «Вид на Волге. Материальное положение семьи Ф. Васильева было таково, что будущий художник вынужден был самостоятельно зарабатывать с двенадцати лет. Идея поехать на Волгу принадлежала Васильеву, которому было известно о том, что Репин собирает материал по «бурлацкой теме». В этот период Васильев активно общается с И. Н.
Но настоящий успех и признание принесла Федору Васильеву его картина «Оттепель», написанная в 1871 году и также получившая первую премию (тоже приобретенная Третьяковым). Далеко внизу мы видим ещё одну группу высоких сосен, звучащую как бы эхом сосен переднего плана. Крамским, И. И.
Однако на этот раз опасения Васильева были напрасны. Оформились его основные эстетические воззрения. Общество поощрения художеств присудило картине первую премию. Им стал князь Николай Константинович (в 1874 году его объявили сумасшедшим и выслали из Петербурга сначала на Урал, а потом – в Ташкент).
Друзья художники даже иногда в шутку называли его «графом», хотя чаще величали «гениальным мальчиком». В ней есть что-то сказочное. К этому моменту Васильев уже вошел в среду художников.
Он начинает картину В крымских горах, работает над полотном Прибой в Ялте. Шишкиным делают Федора Васильева известным художником уже в 1868 году: «Деревенская улица», «Возвращение стада», «После грозы». Известны такие картины этого периода: Раннее утро, После дождя, Вечер, Деревня и др. Лёгкая простуда перешла в серьёзную болезнь лёгких и горла.
Художник хотел обновить живопись, освободить ее от условности приемов. Такой родной всем нам пейзаж. Сразу после зимней прогулки художник почувствовал недомогание. Одно время он жил в доме Бейкман, затем на даче Цабель.
Покупал невообразимые наряды себе, гостинцы матери, дорогие игрушки младшему брату. Напряженно звучит цвет его зелени. Луг, по сравнению с подвижным небом, словно замер, омытый ливнем.
«Тоскую по России и не верю Крыму», – жалуется он в письме Крамскому. На следующий год в Лондоне «Оттепель» была представлена на Всемирной выставке, получив премию и восторженные отзывы в прессе. Небо, занимающее больше половины изображения. Крамского), совместная работа на природе с великим И. И. Отчего же холодная.
Разница в шестнадцать лет нисколько не мешала их дружбе. И. Крамской. Задний план несколько затуманен низко опустившимися облаками – это придаёт картине величественность и одновременно указывает на то, что перед нами именно высокие горы.
Картина отличается от других картин не броскими красками, спокойствием и величавостью. Крамского), совместная работа на природе с великим И. И. Однако настоящая известность пришла к художнику благодаря работе «Вид на Волге.
На Украине Васильев оставался недолго, по настоянию врачей он переехал в Крым. На Всемирной выставке в Лондоне она получила блестящие отзывы. Весной врачи обнаружили у него чахотку и порекомендовали лечиться на юге. Так уж он привык – работать сразу над несколькими вещами, переходя от холста к холсту. Вместе с Шишкиным он часто работает на природе, с ним же отправляется на Валаам. Зимой 1870 Фёдор Васильев простудился, у него обнаружилось сильное заболевание легких, а с наступлением весны болезнь обострилась и перешла в туберкулез.
А с Крамским познакомился на его знаменитых четвергах Артели, куда его ввел Шишкин. «Тоскую по России и не верю Крыму», – жалуется он в письме Крамскому. Однако уже в десять лет Васильев начинает писать картины маслом. Барки». Но серьезного, систематического образования так и не получил. Работы Васильева выдерживали сравнение с работами прославленного мастера. Этому природному дарованию не требовалась, очевидно, шлифовка в Академии художеств.
Художник Васильев Федор Александрович родился 10 февраля 1850 года в Гатчине. Картину купил для своей галереи П. М. Великая русская река и необъятные просторы центральной России покорили художника.
Но левый верхний угол слегка светлее. При этом самая верхняя часть полотна – небо – освещена целиком. С горечью в одном из писем он сетовал, что «причудливые световые рефлексы из окна», падающие на картину, делают ее похожей «на сторублевую ассигнацию». И птицы и животные чувствуют себя здесь привольно, мельница давно «необитаема». Его многочисленные рисунки составляют ценность в художественном наследии России.
Летящий навстречу зрителю грач с расправленными крыльями, подтаявшая река как бы оживляют картину, подтверждая приближение долгожданной весны. По вечерам посещал Рисовальную школу. В 1856 году начинает работать учеником реставратора Академии художеств. Федору удивительно везло на хороших людей. Кое-кто даже в шутку называл этот остров русским Барбизоном. Соколову.
Вот-вот сядет на землю показавшаяся вдали большая стая грачей. Вряд ли добрейший Иван Иванович тогда предполагал, что уже завтра Федор станет серьезнейшим его соперником.
Осень», «Заброшенная мельница», «Мокрый луг», «Утро». Однако уже в десять лет Васильев начинает писать картины маслом. Шишкиным, который становится авторитетным наставником начинающего художника.
Изучение природы, творений русских и французских пейзажистов (барбизонской школы), советы и опека старших (И. Н. Общество поощрения художеств дало ему средства ехать в Крым. При этом столь родной для художника пейзаж среднерусской полосы выполнен по зарисовкам.
Уже двенадцатилетним ребенком Федор Александрович был отдан на службу на главный почтамт. Он страстно любил рисовать, но времени для любимого занятия катастрофически не хватало. Позже, уже незадолго до смерти, — в доме К. Ф. Несмотря на благоприятные условия жизни у Строганова, его здоровье не поправилось. В Артели он познакомился с И. Е. Репиным, тогда студентом Академии художеств.
Шишкиным. В живописи он оставался больше рисовальщиком, работая небольшими кистями (по его мнению, маленькими колонковыми кистями «хорошо лепить и рисовать формочки»). Общество поощрения художеств присудило картине первую премию.
Федор Александрович Васильев – великий русский художник, пейзажист. Васильев был зачислен вольноопределяющимся учеником Академии художеств, ему присвоили звание художника 1-й степени с условием выдержать экзамен. Васильев был признан профессиональным художником. Последняя законченная работа Васильева – В крымских горах (1873) – отличается тонкостью цветовых отношений, объединённых серовато-коричневым тоном природы приобретает оттенок героического величия. А затем художник сделал с нее копию по заказу царского двора.
Такую живую поэтическую натуру при прекрасном сложении имел разве что Пушкин. Меньше трех этажей и дешевле 50тыс. А финансовые дела Васильева были действительно крайне сложны, ведь кроме денег на лечение, нужно было содержать и себя и своих близких. Спустя время оба друга совершат совместное путешествие на Волгу. Эту картинуа Крамской признал гениальной. При этом столь родной для художника пейзаж среднерусской полосы выполнен по зарисовкам.
Едва намеченные цапли на переднем плане, кажется, перелетели сюда из «Заброшенной мельницы». Современники отмечали, что можно пересказать словами все, что изображено на полотне, но передать словами его своеобразное очарование – невозможно. Нынешние поколения — не исключение. Ему покровительствовал граф Строгонов, приглашая его жить в своих обширных имениях – на Тамбовщине и под Сумами.
Над эскизами Васильев работал в имении графа Строгонова, а закончил картину в Крыму. Другое замечательное полотно художника «Мокрый луг» написано в 1872 году в Крыму, куда художник вынужден был переехать из-за неизлечимой формы чахотки (по нынешнему — туберкулеза). Так что, прибыв в этот «крымский Неаполь», художник оказался свидетелем грандиозного строительства дорогих домов, гостиниц, дач.
Не предвещая дождя, неторопливо плывут по небу легкие облака, причудливо меняя свои формы. Васильев постоянно находится в творческом поиске. Для исследователей его творчества это не заменимый источник сведений о его картинах. Шишкиным делают Федора Васильева известным художником уже в 1868 году: «Деревенская улица», «Возвращение стада», «После грозы». Буйная южная природа не произвела на него впечатления.
Требовалось срочное лечение и смена климата. В рисунке он показал себя талантливым мастером. И он свидетельствует не только о дружбе, но и полном взаимопонимании двух художников.
Образ природы, запечатленный Васильевым, таит в себе сложную гамму чувств, передавая переживания самого художника.
По какой причине, неизвестно. Этому природному дарованию не требовалась, очевидно, шлифовка в Академии художеств. Что-то художник успел написать (В Крымских горах, 1873). На Валааме художник сближается с петербургскими пейзажистами.
Появляются картины «Возвращение стада», «После грозы», «Перед дождем». Точнее, он был внебрачным сыном, так как в то время его родители еще не обвенчались. Между тем Мокрый луг – единственный достойный соперник Сосновому бору Шишкина на предстоящем конкурсе Академии художеств. Уже в 12 лет Фёдор Васильев вынужден был пойти работать на почту. Учебу он совмещал с работой у известного реставратора П. Соколова.
Общество поощрения художеств дало Васильеву средства на поездку в Крым. Эта картина сразу была замечена критиками и зрителями на выставке в Петербурге. Создается ощущение движения светового поля и кажется, что вот-вот светом озарится все, что написал автор. Четырехмесячная поездка вместе с молодыми И. Репиным и Е. Макаровым по великой реке рождает волжскую тему в его творчестве: «Вид на Волге.
Особенно же впечатляющим показался ему самый мотив одиноких сосен и все, что за ними выше. Свои карандашные работы, обведенные рамками, он готовил, как наброски для будущих картин. Весь свет носился с Фёдором Васильевым. В 1871 году Ф. Васильев пишет картину, привлекшую широкое внимание общественности, — «Оттепель», копию которой, несмотря на ее пессимистическую тональность, художнику заказали для императорской семьи.