Шишкина на выставке Общества поощрения художников был показан и этюд Васильева «Валаам. В 1872 представил на очередной конкурс ОПХ картину «Мокрый луг».
Излюбленными мотивами его картин становились «пограничные» состояния природы: перед грозой и после дождя, рассветы, закаты. Кажется, что по ночам к этому заросшему камышом и осокой берегу приплывают русалки, а в зарослях ивняка живет леший. Как хорош ясный солнечный день короткого северного лета. Это не способствовало выздоровлению и привело к трагическому концу.
Но стремительно растущему художнику уже тесно в каменной клетке столицы. В Крыму Васильева навестил Айвазовский, бывший в тот период на вершине славы. Но есть и несколько крымских работ, превосходно выполненных художником.
Позднее Илья Репин вспоминал: «К этому счастливцу всех тянуло и сам он зорко и быстро схватывал все явления кругом». В ней автор смотрит на Крым по новому, хотя и ищет русские черты. «Гениальный мальчик» – такое определение чаще других встречается в оценке творчества Федора Васильева.
Васильев очень дорожил советами Крамского, делился с ним своими планами и сомнениями. Буйная южная природа не произвела на него впечатления. Дорого стоящая жизнь с непрерывным лечением и забота о семье (матери и маленьком брате) требовали больших денежных средств, понуждавших художника писать картины на продажу. На следующий год в Лондоне «Оттепель» была представлена на Всемирной выставке, получив премию и восторженные отзывы в прессе. Чёрная лодка на глади пруда напоминает о малороссийских приданиях, связанных с мельницами, мельничными прудами (в которых девушки топились из-за несчастной любви) и о мельниках колдунах.
Реже встречаются городские виды: «Заря в Петербурге», «Иллюминация в Петербурге» (обе — 1869) и солнечные, умиротворенные пейзажи, проникнутые гармоничным мироощущением и равновесием: «Вид в Парголово» (1868) «Летний жаркий день», «Деревня» (обе — 1869). Произведениям этой поры присуще возвышенное представление о бытии горного мира. У борта барки на песке отдыхают несколько измученных бурлаков. При этом для него характерно бесконечное разнообразие пластических решений.
Еще ребенком Фёдор Александрович начал интересоваться художественным искусством.
И пятнадцатилетний мальчик фактически стал главой семьи. Именно благодаря этому и была открыта Рисовальная школа, среди основателей которой числились Крамской и Шишкин.
всюду так, что не знающие полагали, что он, по крайней мере, граф по крови». Оформились его основные эстетические воззрения. Федор Васильев — выдающийся русский художник, блестящий мастер лирического пейзажа. Художник Васильев Федор Александрович родился 10 февраля 1850 года в Гатчине. Художник работал много и напряжённо, порой в ущерб лечению.
Эта картина появилась в 1870 году после путешествия с Макаровым и Репиным по Волге. Стоящие посреди реки, они придают пейзажу некое уныние. Они написаны насыщенными красками, одухотворены и романтически взволнованы (Перед дождём, 1868-69, ГТГ). В 1856 году начинает работать учеником реставратора Академии художеств.
Картина буквально обволакивает зрителей полуденным покоем, одновременно передавая раздолье мощной реки, покорившейся человеку, вынужденному тяжелым бурлацким трудом зарабатывать свой хлеб. Картина «В Крымских горах» написана в 1873 году, хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Шишкиным. Естественно, что вскоре молодой художник тоже влился в артель. Зимой 1871 года на московской выставке Общества поощрения художников встретились Грачи прилетели Саврасова и васильевская Оттепель.
В этом пробуждении нет радости. Он тоскует по бескрайним русским полям и трепещущим на ветру березам.
Барки» (1870) — важнейший итог этой поездки. Большие кисти художник не признавал. В первую зиму 1871-72 годов, проведённую в Крыму Васильев в написал эту картину. Васильев работал у реставратора Академии художеств П. К. Соколова и продолжал свои занятия искусством. На Валааме художник сближается с петербургскими пейзажистами.
Скорее всего зима в период оттепели, но, возможно и ранняя весна. Барки» и «Волжские лагуны». Но оно не исключает, а даже оттеняет своеобразную красоту пейзажа.
В живописи он оставался больше рисовальщиком, работая небольшими кистями (по его мнению, маленькими колонковыми кистями «хорошо лепить и рисовать формочки»). Общество поощрения художеств выписало ему деньги для поездки на Крымский полуостров. Проселок» (все — начало 1870-х) «Мокрый луг» (1872).
В ней есть что-то сказочное. В период подготовки к созданию Товарищества передвижных художественных выставок Васильев поставил свою подпись под письмом московских художников об организации первой передвижной выставки (1869).
Впрочем, Васильев вошел в Артель не робким учеником. Эта картина сразу была замечена критиками и зрителями на выставке в Петербурге. Ранней весной представил на конкурс ОПХ картину «Оттепель», которая снова была удостоена первой премии. В Артели он познакомился с И. Е. Репиным, тогда студентом Академии художеств. И птицы и животные чувствуют себя здесь привольно, мельница давно «необитаема». Однако через несколько месяцев здоровье его настолько ухудшается, что врачи настаивают на переезде в Крым.
Уже двенадцатилетним ребенком Федор Александрович был отдан на службу на главный почтамт. В 1869 году состоялась поездка Васильева в Тамбовскую губернию, в имение графа П. С. Строганова село Знаменское (летом) и на Украину, тоже в имение П. С. Строганова, село Хотень (осенью). В этом же году исполнен и пейзаж "После дождя" (1867, ГТГ), живопись которого отмечена уже не просто технической грамотностью, но тонкостью и свежестью, стремлением художника к адекватной передаче эмоционального восприятия природы (Заброшенная мельница). В 1871 году Васильев пишет удивительную картину «Оттепель». Васильев Фёдор Александрович (1850-1873), русский художник.
Камни. Он страстно любил рисовать, но времени для любимого занятия катастрофически не хватало. Отец часто пил, а деньги, которые не успевал пропить, проигрывал в карты.
Уже двенадцатилетним ребенком Федор Александрович был отдан на службу на главный почтамт. Крамским, И. И. Делая из-за болезни вынужденные перерывы в работе исполняя заказанные ему картины, отнимавшие большее количество времени, весной 1872 года художник осваивает мотивы крымской природы. Получал 3 рубля и отдавал их матери. Он начинает картину В крымских горах, работает над полотном Прибой в Ялте.
Третьяков. Осень» (1873), «Мокрый луг» (1872, Третьяковская галерея). Во время работы над картиной «Оттепель», зимой 1870года, Васильев сильно простудился, у него обнаружился туберкулёз. Летом 1870 года он вместе с И. Е. Репин, являясь мастером бытового жанра, был и очень хорошим пейзажистом.
Такую живую поэтическую натуру при прекрасном сложении имел неужели что Пушкин. не вполне хорошо, даже местами плохо, но это – гениально». Свои карандашные работы, обведенные рамками, он готовил, как наброски для будущих картин. Чиновник департамента сельского хозяйства Александр Васильевич Васильев, живший вне церковного брака с Ольгой Емельяновной Полынцевой, считался poдcтвeнниками «человеком несостоятельным».
Картина эта глубоко взволновала Крамского. Васильев (прикованный болезнью к Ялте) почуял родство на расстоянии: Тут и Боголюбов и Клодт и Шишкин, но душа только в Грачах. К этому времени в семье было уже четверо детей: помимо старшей сестры Евгении (1847 г. ) и самого Федора – два младших братишки, Александр (1854 г. ) и Роман (1862 г. ), родившиеся после венчания родителей.
Его лучшей валаамской работой считается этюд На острове Валааме. Источник света как бы изнутри, сквозь небеса, освещает землю, постепенно перемещая свет. Дальнейшее творчество Васильева оказывается свободным от каких-либо влияний, вместе с накоплением опыта у художника созревает своя концепция искусства.
Однако настоящая известность пришла к художнику благодаря работе «Вид на Волге. В 1863–1867 посещал вечерние классы Рисовальной школы Общества поощрения художников (ОПХ), где преподавали А. И. Корзухин, А. И. Морозов, И. Н. Крамской, А. Г. Горавский. Лестница, приставленная к крыше, покосилась. он был для нас превосходным учителем. Появляются картины «Возвращение стада», «После грозы», «Перед дождем». Зимой 1871 года, разгорячённый катанием на коньках, Васильев наелся снега.
Весной 1873 года занятия живописью продолжались. Репин вспоминал, что когда он впервые пришел в мастерскую Васильева, то удивился до полной сконфуженности, не ожидая от самоуверенного юноши (Васильеву было двадцать лет) столь совершенных и зрелых работ. Вместе с Шишкиным он часто работает на природе, с ним же отправляется на Валаам. У Федора рано проявилась способность рисовать.
Подросток определяется в ученики к реставратору Академии художеств Петру Соколову. В 1870 году совместно с живописцами Репиным и Макаровым он совершает круиз по Волге и создает полотна «Оттепель», «Вид на Волге» и «Зимний пейзаж», которые сразу сделали его знаменитым. Последняя законченная работа Васильева — В крымских горах (1873) — отличается тонкостью цветовых отношений, объединённых общим серовато-коричневым тоном образ природы приобретает в ней оттенок героического величия.
Покупал невообразимые наряды себе, гостинцы матери, дорогие игрушки младшему брату. В 1865 г. в Обуховской больнице скончался отец, оставив семье безденежье. Макаровым совершил путешествие по Волге (Ствол старого дуба). Это умение всему удивляться в значительной мере характеризует личность художника.
На Валааме художник сближается с петербургскими пейзажистами. Этой картиной, закрывшей крымский цикл Васильева, стала работа В крымских горах. Молодой пейзажист не заботился о «пpaвильном» архитектурнoм рисунке, зато сумел передать и характер петербургских домов и простор улиц и влажность воздуха над невидимой, явно близкой Невой и будничную жизнь города. Привезенные с Валаама этюды говорили о зрелости и сложившемся собственном мировоззрении юного живописца. в Лондоне.
В рисунке он показал себя талантливым мастером. Любопытно, что вторую премию получил за «Печорский монастырь» Саврасов, бывший уже признанным пейзажистом. Родился в семье мелкого чиновника, в возрасте пятнадцати лет осиротел.
Проселок" (1869, ГРМ). Барки" (1870, ГРМ) – произведение, обобщающее впечатления художника от великой русской реки. В этом светлом, блещущем красками и отражениями мире жизнь человека нелегка. Картина получила высокую оценку.
«Болото» Васильев написал в Крыму по привезённым из России наброскам. Его отец был петербуржцем и работал простым служащим на почте. Возможно именно в тот приезд на Украину он увидел где-то на тихой речке старую мельницу.
На первом году жизни он переехал с родителями в Петербург. Посылая в столицу картину-воспоминание «Мокрый луг», в котором одних зеленых тонов чуть не дюжина, Васильев пламенно заверяет Крамского: Не думайте, что это настоящее, – нет, настоящее-то впереди, а это только приготовления. Художник изобразил омытый дождём мокрый луг под огромным небом, набухшие влагой облака, несколько деревьев вдали да бегущие по влажной траве тени гонимых ветром туч. Друзей поражало то, как Фёдор Васильев умел держать себя.
Лето следующего года Васильев провел с Репиным на Волге. Все картины с этой выставки были раскуплены. Известны такие картины этого периода: Раннее утро, После дождя, Вечер, Деревня и др.
Кое-кто даже в шутку называл этот остров русским Барбизоном. С наступлением весны болезнь обострилась и перешла в туберкулез. Когда Васильеву исполнилось 12, его отправили служить в центральное почтовое отделение. Ободренный успехами, Федор, словно играючи, обретает весьма широкие знакомства.
Такой родной всем нам пейзаж.
Фёдор родился 22 февраля 1850 года в небольшом городке Гатчина под Петербургом в семье мелкого чиновника Александра Васильева. Они наполнены то тревожным настроением, то легкой грустью или созерцательностью. На Украине Васильев оставался недолго, по настоянию врачей он переехал в Крым.
Друзья художники даже иногда в шутку называли его «графом», хотя чаще величали «гениальным мальчиком». Картину купил для своей галереи П. М. Тогда же у художника начал развиваться туберкулез.
Вы – точно часть меня самого и часть очень дорогая. У борта барки на песке отдыхают несколько измученных бурлаков. Луг, по сравнению с подвижным небом, словно замер, омытый ливнем. Барки (1870) – важнейший итог этой поездки.
Произошло это при прямом воздействии многих передовых художников и в первую очередь Крамского и возглавлявшейся им знаменитой Артели петербургских художников, которая в середине 60-х годов находилась в расцвете своей популярности. Дружба Крамского и Васильева принимала такие трогательные формы, что И. Н. Крамской, человек сдержанный, признавался Васильеву: «Жизнь моя не была бы такая богатая, гордость моя не была бы так основательна, если бы я не встретился с Вами в жизни» Вы – точно часть меня самого и часть очень дорогая, Ваше развитие – мое развитие. В этих картинах больше действия, чем настроения художник лишь начинает свое открытие мира. Произведениям этой поры присуще возвышенное представление о бытии горного мира.
Спустя время оба друга совершат совместное путешествие на Волгу. Не обладая крепким здоровьем, художник едва выдерживал подобный ритм, со свойственным ему легкомыслием, не обращая внимание на «маленький сухой кашель», уже несколько лет по временам напоминавший о себе. Но серьезного, систематического образования так и не получил.
Он очень много рисовал, поражая спутников совершенством своих работ. Так уж он привык – работать сразу над несколькими вещами, переходя от холста к холсту. Васильев не успел выполнить его просьбу и 20 февраля попавшей прямиком на выставку «Мокрый луг» увидел Крамской, пришедший в восторг. Какое время года отражено в полотне.
В наиболее зрелых произведениях (Оттепель, 1871, Мокрый луг, 1872, – оба в ГТГ) пейзаж приобретает эпический характер или оттенок героического величия (В крымских горах, 1873, ГТГ), наполняется социальным содержанием. Центральное произведение о крымской природе— большая картина «В Крымских горах» (1873г., Третьяковская галерея). У него возникает познавательный интерес к различным явлениям природы. Однако, «мельница» не была озвучена в письмах автора. – Он привез много рисунков, этюдов, начатых картин и еще больше планов.
В этот период тон в русской живописи задавала знаменитая «Артель художников» Ивана Николаевича Крамского, который был преподавателем Васильева. Великая русская река и необъятные просторы центральной России покорили художника. Множество первоклассных рисунков, вызвавших восхищение Репина, – результат этой поездки. Весёлый и бесшабашный художник безрассудно распоряжался свалившимися на него деньгами. Волга стала для Васильева неиссякаемым источником впечатлений.
Она проявлялась во всем – в быстроте и легкости, с которой воспринимались им профессиональные навыки и накапливались знания из самых разных областей. Обнаружились первые грозные признаки туберкулеза. Лёгкая простуда перешла в серьёзную болезнь лёгких и горла.
«Проживите Вы еще сто лет, работайте неослабно, не падая, а все идя вперед и тогда такое место в картине, как верхняя половина, будет достойна самого большого мастера». Общество поощрения художеств дало ему средства для поездки в Крым (ещё до отъезда Васильев был зачислен вольноопределяющимся учеником Академии художеств и получил звание художника первой степени с условием выдержать экзамен из научного курса). Однако уже в десять лет Васильев начинает писать картины маслом.
Проступало в этом «маленьком человеке» что-то «человечески ценное, но погубленное жизнью». Камни. Помощь в жизненно важном прорыве пришла совсем неожиданно. Но левый верхний угол слегка светлее.
Валаам. В какой мере смог Васильев достигнуть поставленной цели и пластично выразить в живописи идею произведения, лучше всего, пожалуй, передает нам подробный разбор ее исполнения Крамским, на имя которого оконченная картина «В Крымских горах» и была отправлена в Петербург. Успехи его в это время были громадны, – вспоминал впоследствии Крамской. Чем бы тут особенно огорчаться.
В мимолетной жанровой зарисовке, включенной Шишкиным в пейзаж, можно вполне угадать юную беззаботность, артистизм натуры, что свойственны были Васильеву, несмотря на тяготы, в большом количестве отпущенные ему в жизни. В вышине перед глазами зрителя развертывается величественная картина жизни стихийных сил природы, уже связанных не только с горами, но с облаками и небом. Особенно же впечатляющим показался ему самый мотив одиноких сосен и все, что за ними выше. Картина сразу стала событием русской художественной жизни. В эти годы Васильев созрел уже и как мыслящая личность. Васильев (прикованный болезнью к Ялте) почуял родство на расстоянии: Тут и Боголюбов и Клодт и Шишкин, но личность только в Грачах.
Эти поездки сыграли благоприятную роль в развитии самобытного таланта художника. Благодаря успешным валаамским наброскам Васильев на равных вошел в Артель художников. В обоих случаях мотив оттепели или наступающей весны кажется надеждой художника на выздоровление или на светлый путь в неизвестную пока еще даль. Васильев Федор Александрович (1850-1873) Русский художник, пейзажист Федор Александрович Васильев родился 10 февраля 1850 г. в Петербурге, в семье мелкого почтамтского чиновника. В 1867 под руководством И. И. Шишкина работал на острове Валаам.
Отец, Александр Васильевич Васильев был бедным чиновником. я увидел, как надо писать». Немаловажно, что у Строганова он мог общаться с элитой российского общества, впитывая светский лоск и манеры поведения., М., 1977.
Заброшенная мельница представляет собой лучший пример такого живописного решения, о котором мечтал художник. Казалось бы, все места заняты, каждая отрасль имеет своего представителя, да иногда и не одного но искусство беспредельно, приходит новый незнакомец и спокойно занимает свое место, никого не тревожа, ни у кого не отымая значения и, если ему есть что сказать, он найдет слушателей. Учился в Рисовальной школе ОПХ в Петербурге, пользовался советами И. И. Шишкина (1866-67), а затем учился в АХ (1871). Известны такие картины этого периода: Раннее утро, После дождя, Вечер, Деревня и др.
Заброшенность видна в окружающей обстановке. Он работал много и вдумчиво. Художник хотел обновить живопись, освободить ее от условности приемов. Однако, самой поразительной работой этого года стал этюд «После дождя» изображающий петербургскую улицу, омытую летним дождём. Федору удивительно везло на хороших людей. Требовалось срочное лечение и смена климата.
Стройные сосны имеют в своём облике нечто северное (крымские сосны, как правило, несколько ниже и разлапистей), что, возможно и пленило тосковавшего по России художника. Увидев это полотно, Крамской был потрясен. В 1867 году он заканчивает обучение. Ваша жизнь – отзывается в моей. Общество поощрения художеств дало ему средства ехать в Крым.
У самого берега реки примостилась избушка со слепым окошком. К этому моменту Васильев уже вошел в среду художников. Ради заработка подрабатывал на почтамте. Шишкин научил Васильева видеть разнообразие форм природы, различать конструкцию, характер деревьев и листьев.
Чем бы тут в особенности огорчаться. Картины были приобретены людьми, близко стоявшим к кругу передового искусства. Раскрытый этюдник с красками, складной стул и зонт от солнца — непременные атрибуты художнического труда — давно ждут, когда же снова их хозяин примется за свою работу. Наблюдая за работой Васильева, Шишкин вносил в свои этюды большую живописную мягкость и свободу.
По вечерам посещал Рисовальную школу. Общество поощрения художеств присудило картине первую премию. И тут же предложил Федору совместно рвануть на Волгу. Иматра – шумный водопад в Финляндии, среди гранитных голых скал и заснеженных лесов. Едва намеченные цапли на переднем плане, кажется, перелетели сюда из «Заброшенной мельницы». С 1865 некоторое время состоял помощником реставратора П. К. Соколова в ИАХ.
Однако на этот раз опасения Васильева были напрасны. В мае 1871 для поправки здоровья отправился в Хотень. Мать, Ольга Емельяновна Польнцева – мещанка. Свой скромный заработок отец проигрывал в карты или пропивал. Kамни». Позднее уже в Крыму он напишет одну из самых поэтичных своих картин «Заброшенная мельница».
Васильев – человек гораздо более сложный, чем казалось на первый взгляд. Картина «В Крымских горах» сразу же, очевидно, поразила Крамского своей непохожестью на все окружающее его в петербургской пейзажной живописи, а, может быть, даже самой новизной принятого Васильевым ее живописного решения. Все оставшиеся после выставки произведения, большею частью неоконченные, были раскуплены.
А с Крамским познакомился на его знаменитых четвергах Артели, куда его ввел Шишкин. Он появился на свет в Гатчине, нынешней Ленинградской области 10 (22) февраля. Федор Васильев выработал к этому времени и свой живописно-пластический язык. Картины его раскупали лучше, чем картины его товарищей. С детства любил рисовать и проявлял к этому немалый интерес.
Картина «Вид на Волге. На конкурсе «Мокрый луг» полчил вторую премию. В Крыму Васильев провёл последние два года своей жизни. И, что важнее всего для пейзажиста, приглашал погостить в своих обширных имениях.
С тех пор всю жизнь Крамской был другом Васильева, его наставником и учителем. Рисовать он мог только вечерами и по воскресеньям.
Необычайное дарование уравнивало его со старшими членами Артели. Осень, Заброшенная мельница частично не закончены. Но для художника природа — прежде всего обитель людей.
В последних работах художника, в рисунках карандашом или сепией, в этюдах маслом присутствует стремление к созданию ясного и величественного образа природы. Друзья не доумевали, когда у него было время работать и работать много.
По вечерам он ходит в Рисовальную школу, открытую при Обществе поощрения художников. В картине очевидны украинские черты. Нас с Вами сам черт веревочкой связал. Однако уже в десять лет Васильев начинает писать картины маслом. Самая лучшая из них – картина «В Крымских горах», одна из последних картин Васильева.
Предвестников весны вышли встречать старик и девочка. Там он продолжал работать. К окончанию учёбы Васильев вошёл в среду известных художников, особенно сблизился с Крамским и Шишкиным. Вечерами он еще работал в реставрационной мастерской П. К. Соколова.
У него возникает познавательный интерес к различным явлениям природы. Весной врачи обнаружили у него чахотку и порекомендовали лечиться на юге.
Картина Вид на Волге. Пышные кроны деревьев отбрасывают на зеленую траву прозрачные подвижные тени. Барки» и «Волжские лагуны». ваша теперешняя картина меня раздавила окончательно.
Васильев много писал писем в Москву. Небо, занимающее больше половины изображения.
– воскликнул он. Краски насыщены, картины лиричны, одухотворенны. Соколову. Он старался на практике проверить выношенное им понимание колорита.
Прислушиваясь к советам Шишкина будущий пейзажист одновременно расширяет круг выбираемых мотивов и приемов их изображения. Для исследователей его творчества это не заменимый источник сведений о его картинах. Шишкиным, ставшим его истинным учителем.
Они были выполнены тщательно, но поверхностно. Баржи, Волжские лагуны, Зимний пейзаж, Приближение грозы, Перед грозой и др. Таковы работы «После грозы», «Перед грозой» (обе — 1868) «После дождя», «Вечер», «Раннее утро» (все — 1869), «Перед дождем» (1870) «Закат на пруду», «Волжские лагуны», «После дождя. По предложению графа П. С. Строганова художник провёл лето 1871 года в его имениях в Харьковской и Воронежской губерниях, но так и не вылечился. Даже ей стало скользко. Любопытно, что среди живописцев с академическим образованием он не выглядел дилетантом. По свидетельству Крамского, первые успехи Федора Васильева связаны с рисунком.
По возвращении из поездки Васильев создаёт «Оттепель». – воскликнул он.
Мы взапуски рабски подражали Васильеву и верили ему. В это же время устроился на работу к реставратору Академии художеств П. К.
Два альбома художника были приобретены императрицей Марией Александровной. Поездка на Валаам под руководством Шишкина была необычайно плодотворной для молодого художника, она закрепила и расширила полученные Васильевым знания. В 1867 году Шишкин и Васильев выставили свои валаамские произведения в Обществе поощрения художников. Федор Александрович Васильев родился в Гатчине, в семье бедного почтового чиновника. Итогом этих исканий стала последняя большая работа Васильева В крымских горах. Барки». Его многочисленные рисунки составляют ценность в художественном наследии России. Помощь в жизненно важном прорыве пришла окончательно вдруг. (1868). Образы природы приобрели в живописи художника одухотворённость, особую поэтичность, романтизм и глубину чувств.
Картина «Заброшенная мельница» написана Фёдором Васильевым в 1872 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Хорошо лежать на прогретой солнцем земле и, отдавшись блаженному состоянию отдыха, ощущать ласковое тепло солнца, запах травы, слышать сквозь дрему шелест листвы и погружаться взглядом в опрокинутое над тобой бездонное небо.
Васильев был признан профессиональным художником. По какой причине, неизвестно. Лит. : Ф. Васильев.
Великий князь Александр Александрович (вскоре он станет императором Александром III) заказал художнику повтор этого полотна. На конкурсе, устроенном Обществом поощрения художников, картина получила первую премию.
В Крыму Васильев написал и значительные картины, посвящённые природе севера: «Утро», «Заброшенная мельница», «Болото в лесу. На крыше еще лежит снег. При этом самая верхняя часть полотна – небо – освещена целиком.
В Крыму по этим этюдам и воспоминаниям он написал одну из лучших своих картин — широкое эпическое полотно Мокрый луг (1872). Такую живую поэтическую натуру при прекрасном сложении имел разве что Пушкин. В графике Васильева наиболее выразительны рисунки сепией. Третьяков назначил цену картины тысячу рублей (такую цену назначил автор) и выкупил её у князя. Благотворным для молодого художника было и знакомство с И. И.
Чуть позже легкая простуда переросла в серьезную болезнь. Над эскизами Васильев работал в имении графа Строгонова, а закончил картину в Крыму. Давыдов, Ф. А. Васильев, М., 1955 Ю. Ф. Дюженко, Ф. А. Васильев, Л., 1973, Ф. А. Васильев.
Во время работы над картиной «Оттепель», зимой 1870 года, Васильев сильно простудился, у него обнаружился туберкулёз. По вечерам он ходит в Рисовальную школу, открытую при Обществе поощрения художников. при их внешней сдержанности и бездейственности, они будут вносить в содержание волнующую душевную интонацию.
Репиным и художником Е. К. По его словам, всё в Васильеве «говорило о художнике, необыкновенно чутком к шуму и музыке природы» и способном не только передавать увиденное, но и улавливать «общий смысл предметов их разговор между собой и их действительное значение в духовной жизни человека». Им стал князь Николай Константинович (в 1874 году его объявили сумасшедшим и выслали из Петербурга сначала на Урал, а потом – в Ташкент).
Все отмечали удивительное мастерство, с которым художник изобразил небо, занимающее более половины полотна. Уже в 12 лет Фёдор Васильев вынужден был пойти работать на почту. (1868).
Эта работа дала дополнительные возможности обучения на практике. Работы Васильева выдерживали сравнение с работами прославленного мастера. Двадцать один год – излюбленный возраст этой болезни. "Вид на Волге. Тогда же начал принимать участие в выставках ОПХ, в 1868 за картину «Возвращение стада» получил первую премию по ландшафту на конкурсе Общества.
Его лучшей валаамской работой считается этюд На острове Валааме. Картина отличается от других картин не броскими красками, спокойствием и величавостью. На другой берег только что прилетели грачи-разведчики. Художник хотел обновить живопись, освободить ее от условности приемов.
Весь свет носился с Фёдором Васильевым. В 1856 году начинает работать учеником реставратора Академии художеств. Из трубы криво стелется уходящий в небо белый дым. зимой 1867 г. вместе с работами И. И. Я всем наслаждался, всему сочувствовал и удивлялся, все было ново, – писал он в одном из писем. Федор родился в Гатчине. Сравнение с графом, возможно, связано и с таинственным покровительством начинающему, но многообещающему дарованию графа Павла Сергеевича Строганова.
Первые рисунки исполненные в школе, были перерисовками с так называемых «оригиналов». Последняя законченная работа Васильева — В крымских горах (1873) — отличается тонкостью цветовых отношений, объединённых общим серовато-коричневым тоном образ природы приобретает в ней оттенок героического величия. Федор Александрович Васильев родился 10 февраля 1850 года в Гатчине.
Но для художника природа – прежде всего обитель людей., М., 1937 Федоров-А. Это было в конце мая.
Это давало и хлеб и серьезное приобщение к самой кухне художнического ремесла. Оттепель была увидена, запечатлена, но на здоровье внимания он не обращал. Вскоре Федора oдoлeл кашель, но заняться собой было некогда: наступала пора оттепели, а он должен был подглядеть ее всю – день за днем, шаг за шагом. Так уж он привык – вкалывать безотложно над несколькими вещами, переходя от холста к холсту.
Крымские пейзажи художника были проникнуты печальным раздумьем и чрезвычайно далеки от традиционных представлений о «южных красотах». Репиным, начавшим работу над "Бурлаками", его младшим братом В. Е. Чуть колышущаяся, почти зеркальная вода, низкий песчаный берег, открытый горизонт. В ноябре 1852 г. отец был определен на службу в почтамт, где и прослужил 12 лет.
То, что делал Васильев в последний год своей жизни (1873), было поисками нового пути. В этом светлом, блещущем красками и отражениями мире жизнь человека нелегка. Чуть колышущаяся, почти зеркальная вода, низкий песчаный берег, открытый горизонт. Вот-вот сядет на землю показавшаяся вдали большая стая грачей. Барки».
Был близок с И. Н. Крамским. Общество поощрения художеств дало ему средства для поездки в Крым (ещё до отъезда Васильев был зачислен вольноопределяющимся учеником Академии художеств и получил звание художника первой степени с условием выдержать экзамен из научного курса). не вполне хорошо, даже местами плохо, но это – гениально.
Он совершил вместе с Васильевым путешествие по приволжским землям. Окружающие поражались его феноменальной одаренности. Сразу после зимней прогулки художник почувствовал недомогание. Родители художника жили в невенчанном браке. Беспокойно клубящиеся облака отбрасывают на равнину глубокие тени.
В начале 1871 зачислен вольнослушателем в ИАХ, но занятий не посещал. В пейзажах юный Репин старался рабски подражать восхищавшему его Васильеву. Вскоре семья перебралась в столицу, но жизнь её от этого лучше не стала. В этих картинах живописная манера характеризуется звучными акцентами цветовых пятен, динамичностью свободного мазка.
В Крыму по этим этюдам и воспоминаниям он написал одну из лучших своих картин — широкое эпическое полотно Мокрый луг (1872). К восемнадцати годам Федор имел все основания назвать себя пейзажистом. Они купаются и проворно бродят в поисках корма. Напряженно звучит цвет его зелени.
Думается, это было не так. В Крыму Васильев провёл последние два года своей жизни. Идея поехать на Волгу принадлежала Васильеву, которому было известно о том, что Репин собирает материал по «бурлацкой теме». Однако художник тяжело переживал своё «двойственное» состояние, ведь с другой стороны по происхождению он был сыном мелкого чиновника, в паспорте которого не был записан в дети. Точнее, он был внебрачным сыном, так как в то время его родители еще не обвенчались.
Родился в Гатчине (Ленинградская область) 10 февраля 1850 года. В его отношение к инструментарию живописца было немало от подхода рисовальщика. Васильев – частый посетитель организованной Крамским Петербургской артели художников. Но созданные им картины свидетельствуют о рано наступившей зрелости и позволяют считать его выдающимся художником. Иван Крамской постоянно восхищался необыкновенной талантливостью юноши, сравнивая его с «баснословным богачом, который при этом щедр сказочно и бросает свои сокровища пoлнoй горстью направо, налево, не считая и даже не ценя их».
А Крамской сказал: «. В этот период Васильев активно общается с И. Н.
Картина сразу стала событием русской художественной жизни. Появляется в высшем свете и одновременно ныряет с головой в разгул столичной богемы. «Тоскую по России и не верю Крыму», – жалуется он в письме Крамскому. Детство провел в Петербурге. Федор Александрович Васильев – великий русский художник, пейзажист.
И, что важнее всего для пейзажиста, приглашал погостить в своих обширных имениях. В этот период он создаёт множество рисунков (карандаш, акварель, сепия) и картин. Общество поощрения художеств дало ему средства ехать в Крым.
А позже еще часть полотен приобрел у наследников. По возвращении из поездки Васильев создаёт «Оттепель». Природа нехотя просыпается от зимнего сна.
в Лондоне. Итогом совместной поездки на Волгу с И. Е. Репиным (1870) стали рисунки и живописные произведения (Вид на Волге. Однако в картине есть удивительный «эффект присутствия» – одной только силой мысли и своего творческого воображения художник переносится в болотистый и берёзовый край.
Не предвещая дождя, неторопливо плывут по небу легкие облака, причудливо меняя свои формы. И тут же предложил Федору вместе рвануть на Волгу. Большую роль в его воспитании как художника сыграли Шишкин и Крамской.
По валаамским впечатлениям написана, в частности, картина "В церковной ограде" (1867, ГРМ). В юношеских работах заметна тяга к романтическому восприятию природы. С тринадцати лет нанялся помощником писца в Адмиралтействе за три рубля.
К этому периоду относятся картины "Деревня" (ГРМ) – наиболее социальная по содержанию в творчестве Васильева этих лет – и "После дождя. Это увлечение в последствии определило его судьбу.