Федор Александрович Васильев прожил короткую жизнь, но вклад его в русское искусство велик: он оставил замечательные картины родной природы, где правдивость сочетается с тонким, проникновенным лиризмом.
Спустя время оба друга совершат совместное путешествие на Волгу. Беспокойно клубящиеся облака отбрасывают на равнину глубокие тени. Картина «Заброшенная мельница» написана Фёдором Васильевым в 1872 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве.
В этот период Васильев активно общается с И. Н. Увидев это полотно, Крамской был потрясен. Васильев много писал писем в Москву.
Над эскизами Васильев работал в имении графа Строгонова, а закончил картину в Крыму. Федор Александрович Васильев родился 10 февраля 1850 года в Гатчине. Появляются картины «Возвращение стада», «После грозы», «Перед дождем».
зимой 1867 г. вместе с работами И. И. Известны такие картины этого периода: Раннее утро, После дождя, Вечер, Деревня и др. По свидетельству Крамского, первые успехи Федора Васильева связаны с рисунком. Большие кисти художник не признавал. На следующий год в Лондоне «Оттепель» была представлена на Всемирной выставке, получив премию и восторженные отзывы в прессе.
Весь свет носился с Фёдором Васильевым. Картину купил для своей галереи П. М. В конце своей жизни Федор Александрович вновь вернулся к темам среднерусского пейзажа. Это было в конце мая. Однако уже в десять лет Васильев начинает писать картины маслом.
Он внушил ученику любовь к тщательному наблюдению, к анализу и, наконец, к самому процессу художественного труда. В этот крымский период он создаёт множество рисунков (карандаш, акварель, сепия) и картин совершенных во всех отношениях. Зимой 1871 года, разгорячённый катанием на коньках, Васильев наелся снега.
Барки». Картины его раскупали лучше, чем картины его товарищей. Эту картинуа Крамской признал гениальной.
Камни. На Валааме художник сближается с петербургскими пейзажистами.
Отец часто пил, а деньги, которые не успевал пропить, проигрывал в карты. Репин, являясь мастером бытового жанра, был и очень хорошим пейзажистом. В картине очевидны украинские черты.
Для исследователей его творчества это не заменимый источник сведений о его картинах. «Тоскую по России и не верю Крыму», – жалуется он в письме Крамскому. С тех пор всю жизнь Крамской был другом Васильева, его наставником и учителем.
Эта картина сразу была замечена критиками и зрителями на выставке в Петербурге. Васильева Евгения вышла замуж за И. И. Посылая в столицу картину-воспоминание «Мокрый луг», в котором одних зеленых тонов чуть не дюжина, Васильев пламенно заверяет Крамского: Не думайте, что это настоящее, – нет, настоящее-то впереди, а это только приготовления. Художник изобразил омытый дождём мокрый луг под огромным небом, набухшие влагой облака, несколько деревьев вдали да бегущие по влажной траве тени гонимых ветром туч. Соколову.
всюду так, что не знающие полагали, что он, по крайней мере, граф по крови». «Если б вы знали, мой дорогой, как худо вашему другу», – жаловался Васильев в своем последнем письме к Крамскому 25 июля 1873 года. Общество поощрения художеств дало Васильеву средства на поездку в Крым. Строгая по композиции картина поражает свежестью, глубиной и богатой внутренней градацией цвета. Однако в картине есть удивительный «эффект присутствия» – одной только силой мысли и своего творческого воображения художник переносится в болотистый и берёзовый край.
Ключевое слово здесь ЖЕЛАНИЕ писать, рисовать картины, лепить, сочинять. Великий князь Александр Александрович (вскоре он станет императором Александром III) заказал художнику повтор этого полотна.
Возможно именно в тот приезд на Украину он увидел где-то на тихой речке старую мельницу. Особенно же впечатляющим показался ему самый мотив одиноких сосен и все, что за ними выше. Сама мельница не выглядит такой уж заброшенной, крыша ещё не обветшала, цело и мельничное колесо.
Предвестников весны вышли встречать старик и девочка. Эта картина глубоко взволновала Крамского. Вечерами он еще работал в реставрационной мастерской П. К. Соколова. Впрочем, Васильев вошел в Артель не робким учеником. Однако настоящая известность пришла к художнику благодаря работе «Вид на Волге.
Но стремительно растущему художнику уже тесно в каменной клетке столицы. Художник хотел обновить живопись, освободить ее от условности приемов. Требовалось срочное лечение и смена климата. Репин вспоминал, что когда он впервые пришел в мастерскую Васильева, то удивился до полной сконфуженности, не ожидая от самоуверенного юноши (Васильеву было двадцать лет) столь совершенных и зрелых работ. Такой родной всем нам пейзаж.
Баржи, Волжские лагуны, Зимний пейзаж, Приближение грозы, Перед грозой и др. (1868). Образы природы приобрели в живописи художника одухотворённость, особую поэтичность, романтизм и глубину чувств. На Валааме художник сближается с петербургскими пейзажистами. Барки (1870) – важнейший итог этой поездки. По вечерам он ходит в Рисовальную школу, открытую при Обществе поощрения художников.
Он очень много рисовал, поражая спутников совершенством своих работ. Чуть позже легкая простуда переросла в серьезную болезнь. Крымские пейзажи художника были проникнуты печальным раздумьем и чрезвычайно далеки от традиционных представлений о «южных красотах».
Бросил службу и поступил на учёбу в Рисовальную школу Общества поощрения художеств в Петербурге (1865—1868), в это время он совмещал занятия в школе по вечерам с работой у реставратора из Академии художеств П. К. Соколова. Рисовать он мог только вечерами и по воскресеньям. Барки».
Произведениям этой поры присуще возвышенное представление о бытии горного мира. В этом пробуждении нет радости. Сразу после зимней прогулки художник почувствовал недомогание. Друзья не доумевали, когда у него было время работать и работать много. Друзей поражало то, как Фёдор Васильев умел держать себя.
А строгановские гости стали покупать у молодого художника картины, что было очень кстати, ведь на иждивении Федора оставались мать и братья. По его словам, всё в Васильеве «говорило о художнике, необыкновенно чутком к шуму и музыке природы» и способном не только передавать увиденное, но и улавливать «общий смысл предметов их разговор между собой и их действительное значение в духовной жизни человека». Он работал много и вдумчиво. Требовалось срочное лечение и смена климата.
А позже еще часть полотен приобрел у наследников. Вы – точно часть меня самого и часть очень дорогая. Краски насыщены, картины лиричны, одухотворенны. Природа нехотя просыпается от зимнего сна. Они были выполнены тщательно, но поверхностно.
Поражает и количество и качество созданного Васильевым в Крыму. Напряженно звучит цвет его зелени. Любопытно, что среди живописцев с академическим образованием он не выглядел дилетантом.
После дождя», «Зима в Крыму» Центральное произведение о крымской природе, поэма о Крымских горах, это, безусловно, большая картина «В Крымских горах» (1873 г., Третьяковская галерея). Позднее уже в Крыму он напишет одну из самых поэтичных своих картин «Заброшенная мельница». Думается, это было не так. Однако, самой поразительной работой этого года стал этюд «После дождя» изображающий петербургскую улицу, омытую летним дождём. Крамским, И. И. Он начинает картину В крымских горах, работает над полотном Прибой в Ялте.
Общество поощрения художеств присудило картине первую премию. Успехи его в это время были громадны, – вспоминал впоследствии Крамской. Пышные кроны деревьев отбрасывают на зеленую траву прозрачные подвижные тени.
Он тоскует по бескрайним русским полям и трепещущим на ветру березам. Молодой пейзажист не заботился о «пpaвильном» архитектурнoм рисунке, зато сумел передать и характер петербургских домов и простор улиц и влажность воздуха над невидимой, явно близкой Невой и будничную жизнь города. По какой причине, неизвестно. Чёрная лодка на глади пруда напоминает о малороссийских приданиях, связанных с мельницами, мельничными прудами (в которых девушки топились из-за несчастной любви) и о мельниках колдунах. Благодаря успешным валаамским наброскам Васильев на равных вошел в Артель художников.
В эти годы Васильев созрел уже и как мыслящая личность. В жизни Крамского васильевский опыт и сама личность художника оставили глубокий след, повлияв и на живопись и на самого мастера. А с Крамским познакомился на его знаменитых четвергах Артели, куда его ввел Шишкин. Мы взапуски рабски подражали Васильеву и верили ему.
С наступлением весны болезнь обострилась и перешла в туберкулез. Небо, занимающее больше половины изображения. Друзья художники даже иногда в шутку называли его «графом», хотя чаще величали «гениальным мальчиком». Родился в Гатчине (Ленинградская область) 10 февраля 1850 года.
Лёгкая простуда перешла в серьёзную болезнь лёгких и горла. Они поразили его одухотворенным восприятием природы изображенной в простых сюжетах. Иматра – шумный водопад в Финляндии, среди гранитных голых скал и заснеженных лесов. Позднее уже в Крыму он напишет одну из самых поэтичных своих картин «Заброшенная мельница».
Работы Васильева выдерживали сравнение с работами прославленного мастера. я увидел, как надо писать». Он начинает картину В крымских горах, работает над полотном Прибой в Ялте. Его многочисленные рисунки составляют ценность в художественном наследии России. Последняя законченная работа Васильева — В крымских горах (1873) — отличается тонкостью цветовых отношений, объединённых общим серовато-коричневым тоном образ природы приобретает в ней оттенок героического величия. Федору удивительно везло на хороших людей.
Произошло это при прямом воздействии многих передовых художников и в первую очередь Крамского и возглавлявшейся им знаменитой Артели петербургских художников, которая в середине 60-х годов находилась в расцвете своей популярности. Дружба Крамского и Васильева принимала такие трогательные формы, что И. Н. Крамской, человек сдержанный, признавался Васильеву: «Жизнь моя не была бы такая богатая, гордость моя не была бы так основательна, если бы я не встретился с Вами в жизни» Вы – точно часть меня самого и часть очень дорогая, Ваше развитие – мое развитие. Любопытно, что среди живописцев с академическим образованием он не выглядел дилетантом. Кое-кто даже в шутку называл этот остров русским Барбизоном. В Крыму по этим этюдам и воспоминаниям он написал одну из лучших своих картин — широкое эпическое полотно Мокрый луг (1872).
Третьяков назначил цену картины тысячу рублей (такую цену назначил автор) и выкупил её у князя. В Артели он познакомился с И. Е. Репиным, тогда студентом Академии художеств. Двадцать один год – излюбленный возраст этой болезни.
Мать, Ольга Емельяновна Польнцева – мещанка. Однако уже в десять лет Васильев начинает писать картины маслом. Волга стала для Васильева неиссякаемым источником впечатлений. Оттепель была увидена, запечатлена, но на здоровье внимания он не обращал. Наиболее удачным, по мнению Крамского, было решение всей верхней части картины, начиная с пригорка за дорогой налево. Васильев – человек гораздо более сложный, чем казалось на первый взгляд.
Лето следующего года Васильев провел с Репиным на Волге. Осень, Заброшенная мельница частично не закончены. Федор Александрович Васильев родился в Гатчине, в семье бедного почтового чиновника. Барки» и «Волжские лагуны». Он начинает картину В крымских горах, работает над полотном Прибой в Ялте. В ноябре 1852 г. отец был определен на службу в почтамт, где и прослужил 12 лет.
Картина Вид на Волге. В 1871 году Васильев пишет удивительную картину «Оттепель». Эту картинуа Крамской признал гениальной.
Эта картина появилась в 1870 году после путешествия с Макаровым и Репиным по Волге. Васильев был признан профессиональным художником. Лестница, приставленная к крыше, покосилась. Художник хотел обновить живопись, освободить ее от условности приемов.
Он создает картины «Заброшенная мельница», «Осень на болоте», много работает. Васильев Федор Александрович (1850-1873) Русский художник, пейзажист Федор Александрович Васильев родился 10 февраля 1850 г. в Петербурге, в семье мелкого почтамтского чиновника. Васильев очень дорожил советами Крамского, делился с ним своими планами и сомнениями. Однако, «мельница» не была озвучена в письмах автора. В 1867 году он заканчивает обучение.
Строгая по композиции картина поражает свежестью, глубиной и богатой внутренней градацией цвета. Картину купил для своей галереи П. М. В Крыму Васильев провёл последние два года своей жизни. Картина «В Крымских горах» написана в 1873 году, хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве.
Из трубы криво стелется уходящий в небо белый дым. Общество поощрения художеств дало ему средства для поездки в Крым (ещё до отъезда Васильев был зачислен вольноопределяющимся учеником Академии художеств и получил звание художника первой степени с условием выдержать экзамен из научного курса). Известны такие картины этого периода: Раннее утро, После дождя, Вечер, Деревня и др. Родители художника жили в невенчанном браке.
не вполне хорошо, даже местами плохо, но это – гениально. На Украине Васильев оставался недолго, по настоянию врачей он переехал в Крым. Произведениям этой поры присуще возвышенное представление о бытии горного мира. К этому времени в семье было уже четверо детей: помимо старшей сестры Евгении (1847 г. ) и самого Федора – два младших братишки, Александр (1854 г. ) и Роман (1862 г. ), родившиеся после венчания родителей.
Там он продолжал работать. Любопытно, что вторую премию получил за «Печорский монастырь» Саврасов, бывший уже признанным пейзажистом. Атмосфера, окружившая будущего художника, помогла ему прочувствовать и осознать перемены, происходившие тогда в и искусстве и вообще в жизни.
Общество поощрения художеств дало Васильеву средства на поездку в Крым. Оформились его основные эстетические воззрения. Получал 3 рубля и отдавал их матери. На конкурсе, устроенном Обществом поощрения художников, картина получила первую премию.
Свой скромный заработок отец проигрывал в карты или пропивал. не вполне хорошо, даже местами плохо, но это – гениально». В пейзажах юный Репин старался рабски подражать восхищавшему его Васильеву. В Крыму Васильева навестил Айвазовский, бывший в тот период на вершине славы. Ободренный успехами, Федор, словно играючи, обретает весьма широкие знакомства.
С ранних пор пристрастившись к рисованию, будущий художник отдавал все свободное от работы на почтамте время любимому занятию. Это увлечение в последствии определило его судьбу. С тринадцати лет нанялся помощником писца в Адмиралтействе за три рубля.
С детства любил рисовать и проявлял к этому немалый интерес. У самого берега реки примостилась избушка со слепым окошком. Чиновник департамента сельского хозяйства Александр Васильевич Васильев, живший вне церковного брака с Ольгой Емельяновной Полынцевой, считался poдcтвeнниками «человеком несостоятельным». Но серьезного, систематического образования так и не получил. Отец, Александр Васильевич Васильев был бедным чиновником.
То, что делал Васильев в последний год своей жизни (1873), было поисками нового пути. Эти поездки сыграли благоприятную роль в развитии самобытного таланта художника.
Федор родился в Гатчине. Заброшенность видна в окружающей обстановке. Во время работы над картиной «Оттепель», зимой 1870года, Васильев сильно простудился, у него обнаружился туберкулёз. Совсем не хочу сказать, что обучение не нужно. В этот период тон в русской живописи задавала знаменитая «Артель художников» Ивана Николаевича Крамского, который был преподавателем Васильева. Ваша жизнь – отзывается в моей.
В это же время устроился на работу к реставратору Академии художеств П. К. При этом для него характерно бесконечное разнообразие пластических решений. Буйная южная природа не произвела на него впечатления.
В Крыму по этим этюдам и воспоминаниям он написал одну из лучших своих картин – широкое эпическое полотно Мокрый луг (1872). Едва намеченные цапли на переднем плане, кажется, перелетели сюда из «Заброшенной мельницы». В этом светлом, блещущем красками и отражениями мире жизнь человека нелегка. Он совершил вместе с Васильевым путешествие по приволжским землям.
Произведениям этой поры присуще возвышенное представление о бытии горного мира. Эта картина глубоко взволновала Крамского. Но созданные им картины свидетельствуют о рано наступившей зрелости и позволяют считать его выдающимся художником. Иван Крамской постоянно восхищался необыкновенной талантливостью юноши, сравнивая его с «баснословным богачом, который при этом щедр сказочно и бросает свои сокровища пoлнoй горстью направо, налево, не считая и даже не ценя их». Окружающие поражались его феноменальной одаренности. Этой картиной, закрывшей крымский цикл Васильева, стала работа В крымских горах.
По вечерам посещал Рисовальную школу. В живописи он оставался больше рисовальщиком, работая небольшими кистями (по его мнению, маленькими колонковыми кистями «хорошо лепить и рисовать формочки»).
Но есть и несколько крымских работ, превосходно выполненных художником. В его отношение к инструментарию живописца было немало от подхода рисовальщика.
В какой мере смог Васильев достигнуть поставленной цели и пластично выразить в живописи идею произведения, лучше всего, пожалуй, передает нам подробный разбор ее исполнения Крамским, на имя которого оконченная картина «В Крымских горах» и была отправлена в Петербург. Осень», «Мокрый луг» (1872, Третьяковская галерея). Его лучшей валаамской работой считается этюд На острове Валааме. Естественно, что вскоре молодой художник тоже влился в артель.
Однако на этот раз опасения Васильева были напрасны. В Крыму по этим этюдам и воспоминаниям он написал одну из лучших своих картин — широкое эпическое полотно Мокрый луг (1872). Весной врачи обнаружили у него чахотку и порекомендовали лечиться на юге. И пятнадцатилетний мальчик фактически стал главой семьи. В этот период тон в русской живописи задавала знаменитая «Артель художников» Ивана Николаевича Крамского, который был преподавателем Васильева.
Картина эта глубоко взволновала Крамского. Как хорош ясный солнечный день короткого северного лета. Большую роль в его воспитании как художника сыграли Шишкин и Крамской. Великая русская река и необъятные просторы центральной России покорили художника. Точнее, он был внебрачным сыном, так как в то время его родители еще не обвенчались. Свои карандашные работы, обведенные рамками, он готовил, как наброски для будущих картин.
По вечерам он ходит в Рисовальную школу, открытую при Обществе поощрения художников. По предложению Строганова Васильев лето 1871 года провел в его имениях в Харьковской и Воронежской губерниях. Им стал князь Николай Константинович (в 1874 году его объявили сумасшедшим и выслали из Петербурга сначала на Урал, а потом – в Ташкент).
«Проживите Вы еще сто лет, работайте неослабно, не падая, а все идя вперед и тогда такое место в картине, как верхняя половина, будет достойна самого большого мастера». Произведениям этой поры присуще возвышенное представление о бытии горного мира. Знаменитый русский художник, Крамской, самый известный преподаватель, заметил необычайное дарование Васильева.
Так Васильев, несмотря на свой юный возраст идёт вровень со старшими членами организованной Крамским Артели художников, предшественницы Товарищества передвижных художественных выставок. Чтобы как-то поддержать семью двенадцатилетний Фёдор пошёл работать на почтамт, а затем устроился помощником писца в Адмиралтейство. С раннего детства проявлял способности и интерес к рисованию. Позднее Илья Репин вспоминал: «К этому счастливцу всех тянуло и сам он зорко и быстро схватывал все явления кругом». У борта барки на песке отдыхают несколько измученных бурлаков. Третьяков. В ней автор смотрит на Крым по новому, хотя и ищет русские черты.
Уже в 12 лет Фёдор Васильев вынужден был пойти работать на почту. Весной 1873 года занятия живописью продолжались. У него возникает познавательный интерес к различным явлениям природы. Фёдор родился 22 февраля 1850 года в небольшом городке Гатчина под Петербургом в семье мелкого чиновника Александра Васильева. Стоящие посреди реки, они придают пейзажу некое уныние.
Естественно, что вскоре молодой художник тоже влился в артель. Его лучшей валаамской работой считается этюд На острове Валааме. Эта работа дала дополнительные возможности обучения на практике. Картина сразу стала событием русской художественной жизни.
По предложению графа П. С. Строганова художник провёл лето 1871года в его имениях в Харьковской и Воронежской губерниях, но так и не вылечился. Друзья художники даже иногда в шутку называли его «графом», хотя чаще величали «гениальным мальчиком». Шишкина на выставке Общества поощрения художников был показан и этюд Васильева «Валаам. Картина отличается от других картин не броскими красками, спокойствием и величавостью. Kамни».
Лето следующего года Васильев провел с Репиным на Волге. Жизнь в Крыму была трудной для художника не только из-за болезни и разлуки с русской природой, но и из-за редких встреч с друзьями и коллегами. Проступало в этом «маленьком человеке» что-то «человечески ценное, но погубленное жизнью». Не предвещая дождя, неторопливо плывут по небу легкие облака, причудливо меняя свои формы.
В юношеских работах заметна тяга к романтическому восприятию природы. «Гениальный мальчик» – такое определение чаще других встречается в оценке творчества Федора Васильева. ваша теперешняя картина меня раздавила окончательно. На Украине Васильев оставался недолго, по настоянию врачей он переехал в Крым. Вот-вот сядет на землю показавшаяся вдали большая стая грачей. Но оно не исключает, а даже оттеняет своеобразную красоту пейзажа. Работал он много и напряжённо, порой в ущерб лечению, по неосторожности усугубляя болезнь.
Весёлый и бесшабашный художник безрассудно распоряжался свалившимися на него деньгами. Покупал невообразимые наряды себе, гостинцы матери, дорогие игрушки младшему брату. Крым Васильева запечатлён во многих картинах: «В Крымских горах», «В Крыму. – Он привез много рисунков, этюдов, начатых картин и еще больше планов.
В рисунке он показал себя талантливым мастером. Он страстно любил рисовать, но времени для любимого занятия катастрофически не хватало. Уже двенадцатилетним ребенком Федор Александрович был отдан на службу на главный почтамт. Общество поощрения художеств дало ему средства ехать в Крым.
Великий князь Александр Александрович (вскоре он станет императором Александром III) заказал художнику повтор этого полотна. Вскоре семья перебралась в столицу, но жизнь её от этого лучше не стала. Камни. К этому моменту Васильев уже вошел в среду художников.
Итогом этих исканий стала последняя большая работа Васильева В крымских горах. Последняя законченная работа Васильева — В крымских горах (1873) — отличается тонкостью цветовых отношений, объединённых общим серовато-коричневым тоном образ природы приобретает в ней оттенок героического величия. Любопытно, что вторую премию получил за «Печорский монастырь» Саврасов, бывший уже признанным пейзажистом.
Перед зрителем предстают необъятные просторы, низко нависшее над землей свинцово-серое небо, распластанная равнина земли – все это усиливает впечатление тоскливого однообразия. Он тоскует по бескрайним русским полям и трепещущим на ветру березам. Общество поощрения художеств присудило картине первую премию.
Все оставшиеся после выставки произведения, большею частью неоконченные, были раскуплены. Шишкина в 1868 году.
В 1856 году начинает работать учеником реставратора Академии художеств. В 1856 году начинает работать учеником реставратора Академии художеств. Художник сложился в оригинального мастера русской пейзажной школы. У Федора рано проявилась способность рисовать. он был для нас превосходным учителем. Несмотря на благоприятные условия жизни у Строганова, его здоровье не поправилось. На другой берег только что прилетели грачи-разведчики.
Картины были приобретены людьми, близко стоявшим к кругу передового искусства. Самая лучшая из них – картина «В Крымских горах», одна из последних картин Васильева. Еще не очистившееся от пронесшейся грозы небо, но сквозь тучи уже просвечивает лучик солнца, высвечивающий светлыми бликами цветы на переднем плане полотна, зеленый покров луга, омытый дождем и часть водоема – в правой части картины. Однако художник тяжело переживал своё «двойственное» состояние, ведь с другой стороны по происхождению он был сыном мелкого чиновника, в паспорте которого не был записан в дети.
Великая русская река и необъятные просторы центральной России покорили художника. На конкурсе «Мокрый луг» полчил вторую премию. О положении художника говорят его письма к И. Н. Даже ей стало скользко. Все картины с этой выставки были раскуплены.
Левая же ее часть, где изображены узенькая дорожка, ведущая к берегу, островки плакучих деревьев и туманный лесной массив на горизонте, еще остаются во власти прошедшего ненастья. Это давало и хлеб и серьезное приобщение к самой кухне художнического ремесла. В первую зиму 1871-72 годов, проведённую в Крыму Васильев в написал эту картину. Подросток определяется в ученики к реставратору Академии художеств Петру Соколову. Но левый верхний угол слегка светлее.
Шишкиным. Васильев постоянно находится в творческом поиске. Возможно именно в тот приезд на Украину он увидел где-то на тихой речке старую мельницу. И птицы и животные чувствуют себя здесь привольно, мельница давно «необитаема». Лишь весенние месяцы 1871 г. довелось Васильеву провести в Петербурге, среди друзей-художников. Чуть колышущаяся, почти зеркальная вода, низкий песчаный берег, открытый горизонт.
Плыли по великой реке от Твери до Саратова, а творческую квартиру устроили в окрестностях самарского Ставрополя, напротив Жигулей. Детство провел в Петербурге. Федор Александрович Васильев – великий русский художник, пейзажист. Вероятно, молодой человек пренебрег советами врачей и вместо Ялты он поехал в имение графа Строганова под Сумами, Хотень.
На следующий год в Лондоне «Оттепель» была представлена на Всемирной выставке, получив премию и восторженные отзывы в прессе. Это умение всему удивляться в значительной мере характеризует личность художника. Картина получила высокую оценку.
Не обладая крепким здоровьем, художник едва выдерживал подобный ритм, со свойственным ему легкомыслием, не обращая внимание на «маленький сухой кашель», уже несколько лет по временам напоминавший о себе.
Последняя законченная работа Васильева – В крымских горах (1873) – отличается тонкостью цветовых отношений, объединённых серовато-коричневым тоном природы приобретает оттенок героического величия. Нас с Вами сам черт веревочкой связал.
Уже двенадцатилетним ребенком Федор Александрович был отдан на службу на главный почтамт. Картина «В Крымских горах» сразу же, очевидно, поразила Крамского своей непохожестью на все окружающее его в петербургской пейзажной живописи, а, может быть, даже самой новизной принятого Васильевым ее живописного решения. Но для художника природа – прежде всего обитель людей. Уже сразу по возвращении из поездки Васильев создаёт «Оттепель», образ родной природы.
С раннего детства проявлял способности и интерес к рисованию. И тогда все получится. В ней есть что-то сказочное. Обнаружились первые грозные признаки туберкулеза. Луг, по сравнению с подвижным небом, словно замер, омытый ливнем. Источник света как бы изнутри, сквозь небеса, освещает землю, постепенно перемещая свет.
Барки». На Волге оказались накопленными, очевидно и профессиональное мастерство и духовный творческий потенциал, проявившийся уже там в такой многозначности написанных им произведений с явной ориентированностью на какие-то новые художественные задачи. Третьяков.
«Болото» Васильев написал в Крыму по привезённым из России наброскам. Этим общим и первым впечатлением от картины и начинается отзыв Крамского, присланный Васильеву в письме от 28 февраля. Весною его обследовали врачи и, найдя у него чахотку, настоятельно рекомендовали ехать на юг. Первые рисунки исполненные в школе, были перерисовками с так называемых «оригиналов». На первом году жизни он переехал с родителями в Петербург.
Крамскому. Появляется в высшем свете и одновременно ныряет с головой в разгул столичной богемы. В Крыму Васильева навестил Айвазовский, бывший в тот период на вершине славы. В ней есть что-то сказочное.
Позднее Илья Репин вспоминал: «К этому счастливцу всех тянуло и сам он зорко и быстро схватывал все явления кругом». Васильев не успел выполнить его просьбу и 20 февраля попавшей прямиком на выставку «Мокрый луг» увидел Крамской, пришедший в восторг. При этом самая верхняя часть полотна – небо – освещена целиком.
В Крыму по этим этюдам и воспоминаниям он написал одну из лучших своих картин — широкое эпическое полотно Мокрый луг (1872). В 1871 году Васильев пишет удивительную картину «Оттепель». Он старался на практике проверить выношенное им понимание колорита.
Общество поощрения художеств дало ему средства ехать в Крым. Они купаются и проворно бродят в поисках корма. В 1865 г. в Обуховской больнице скончался отец, оставив семье безденежье. В Крыму Васильев написал и свои самые проникновенные и значительные картины посвящённые природе севера: «Утро», «Заброшенная мельница», «Болото в лесу. Федору удивительно везло на хороших людей.
Соколова. Валаам. Идея поехать на Волгу принадлежала Васильеву, которому было известно о том, что Репин собирает материал по «бурлацкой теме».
Бросил службу и поступил на учёбу в Рисовальную школу Общества поощрения художеств в Петербурге (1865—1868), в это время он совмещал занятия в школе по вечерам с работой у реставратора из Академии художеств П. К. В этих картинах больше действия, чем настроения художник лишь начинает свое открытие мира. Буйная южная природа не произвела на него впечатления. Необычайное дарование уравнивало его со старшими членами Артели. Вместе с Шишкиным он часто работает на природе, с ним же отправляется на Валаам. Скорее всего зима в период оттепели, но, возможно и ранняя весна.
В 1869 году состоялась поездка Васильева в Тамбовскую губернию, в имение графа П. С. Строганова село Знаменское (летом) и на Украину, тоже в имение П. С. Строганова, село Хотень (осенью). (1868). В пейзаже изображен осенний лес во всей яркости красновато-оранжевого цвета осенней листвы.
В этих картинах живописная манера характеризуется звучными акцентами цветовых пятен, динамичностью свободного мазка. Это не способствовало выздоровлению и привело к трагическому концу. У него возникает познавательный интерес к различным явлениям природы.
Художник Васильев Федор Александрович родился 10 февраля 1850 года в Гатчине. Дорого стоящая жизнь с непрерывным лечением и забота о семье (матери и маленьком брате) требовали больших денежных средств, понуждавших художника писать картины на продажу. Два альбома художника были приобретены императрицей Марией Александровной.
«Тоскую по России и не верю Крыму», – жалуется он в письме Крамскому. А Крамской сказал: «. Федор Васильев выработал к этому времени и свой живописно-пластический язык.
В Крыму Васильев провел два года степень напряженности его творческой жизни была поразительной. На крыше еще лежит снег. Последняя законченная работа Васильева — В крымских горах (1873) — отличается тонкостью цветовых отношений, объединённых серовато-коричневым тоном природы приобретает оттенок героического величия.
Вечерами неутомимый Федор посещает Рисовальную школу при Обществе поощрения художников, позволявшую совмещать занятия с заработком. Стройные сосны имеют в своём облике нечто северное (крымские сосны, как правило, несколько ниже и разлапистей), что, возможно и пленило тосковавшего по России художника. Какое время года отражено в полотне.