Картины Федора Васильева сохраняют для потомков собирательный образ родной природы. Федор Васильев ворвался в живопись, как освежающая гроза – один из любимых его мотивов. С этим волжским альбомом и явился Федор Васильев на очередной четверг Артели художников, к вождю и идеологу передвижников Ивану Крамскому. Лучшее произведение Федора Васильева.
Написанная незадолго до смерти, работа кажется гимном восхождения к свету вечной жизни, к чему-то неизведанному, что ожидало Федора Васильева там, на небесах. Такой картиной в творчестве Федора Васильева стало полотно Оттепель, написанное в 1871 году, за два года до смерти. Федор Александрович Васильев прожил короткую жизнь, но вклад его в русское искусство велик: он оставил замечательные картины родной природы, где правдивость сочетается с тонким, проникновенным лиризмом. Детство у Федора Васильева было не легкое совмещая учебу в школе он с 12 лет уже помогал отцу по работе на почте. Мокрый луг Федора Васильева – полотно, которое было удостоено премии Общества поощрения художников.
Поездка на этюды состоялась летом 1867 года, а в следующем году Шишкин провел лето вместе с семьей Федора Васильева в Константиновке. Федор Александрович Васильев умер в 1873 году на заре своей славы. Да, жизнь художника Федора Васильева была действительно очень короткой: он прожил всего двадцать три года.
Федор Васильев — один из самых талантливых русских пейзажистов картины его отличаются поэтичностью и редкой гармонией красок. Именно в живописнейших строгановских усадьбах – в Знаменском на Тамбовщине, в Хотени на Харьковщине – девятнадцатилетный Федор Васильев впервые вдохнул воздух свободы от давящего быта и ненавистных житейских мелочей. Позже И. И. Шишкин породнился с Васильевым: его жена Федору Васильеву приходилась родной сестрой. Федор Васильев умер 6 октября 1873 года – 23 лет от роду, не успев закончить пейзажную роспись давно заказанной ширмы для императрицы.
Однако, «мельница» не была озвучена в письмах автора. Художник работал много и напряжённо, порой в ущерб лечению. Идея поехать на Волгу принадлежала Васильеву, которому было известно о том, что Репин собирает материал по «бурлацкой теме». Особенно же впечатляющим показался ему самый мотив одиноких сосен и все, что за ними выше. Даже Репин, будучи на семь лет старше Васильева и, конечно, опытнее его, находился под влиянием младшего товарища.
Это – своего рода натурные сны, выдерживающие сравнение с пейзажными мотивами И. С. Тургенева и А. А. Фета. Васильев был признан профессиональным художником. В юношеских работах заметна тяга к романтическому восприятию природы.
Картину купил для своей галереи П. М. Картина «В Крымских горах» сразу же, очевидно, поразила Крамского своей непохожестью на все окружающее его в петербургской пейзажной живописи, а, может быть, даже самой новизной принятого Васильевым ее живописного решения. Лето следующего года Васильев провел с Репиным на Волге. Эти поездки сыграли благоприятную роль в развитии самобытного таланта художника.
Однако в картине есть удивительный «эффект присутствия» – одной только силой мысли и своего творческого воображения художник переносится в болотистый и берёзовый край. Но стремительно растущему художнику уже тесно в каменной клетке столицы. Художник работал много и напряжённо, порой в ущерб лечению.
Это умение всему удивляться в значительной мере характеризует личность художника. Осень», «Мокрый луг» (1872, Третьяковская галерея). В 1869 году состоялась поездка Васильева в Тамбовскую губернию, в имение графа П. С. Строганова село Знаменское (летом) и на Украину, тоже в имение П. С. Строганова, село Хотень (осенью). Далеко внизу мы видим ещё одну группу высоких сосен, звучащую как бы эхом сосен переднего плана. Рисовать он мог только вечерами и по воскресеньям.
Это не способствовало выздоровлению и привело к трагическому концу. У борта барки на песке отдыхают несколько измученных бурлаков. Осень», «Мокрый луг» (1872, Третьяковская галерея). Предвестников весны вышли встречать старик и девочка. Появляется в высшем свете и одновременно ныряет с головой в разгул столичной богемы. в Лондоне. По возвращении из поездки Васильев создаёт «Оттепель». Молодой пейзажист не заботился о «пpaвильном» архитектурнoм рисунке, зато сумел передать и характер петербургских домов и простор улиц и влажность воздуха над невидимой, явно близкой Невой и будничную жизнь города.
Самая лучшая из них – картина «В Крымских горах», одна из последних картин Васильева. В Крыму Васильева навестил Айвазовский, бывший в тот период на вершине славы. Лестница, приставленная к крыше, покосилась. Бросил службу и поступил на учёбу в Рисовальную школу Общества поощрения художеств в Петербурге (1865—1868), в это время он совмещал занятия в школе по вечерам с работой у реставратора из Академии художеств П. К. Соколова. Во время работы над картиной «Оттепель», зимой 1870года, Васильев сильно простудился, у него обнаружился туберкулёз. Важным событием в этот период для юного художника стала его поездка на остров Валаам, где вместе с И. И. Шишкиным он проработал более пяти месяцев: с июня до поздней осени 1867 года.
Барки» (1870) — важнейший итог этой поездки.
Проступало в этом «маленьком человеке» что-то «человечески ценное, но погубленное жизнью». По свидетельству Крамского, первые успехи Федора Васильева связаны с рисунком. А позже еще часть полотен приобрел у наследников.
С тех пор всю жизнь Крамской был другом Васильева, его наставником и учителем. он был для нас превосходным учителем. К восемнадцати годам Федор имел все основания назвать себя пейзажистом.
Однако в картине есть удивительный «эффект присутствия» — одной только силой мысли и своего творческого воображения художник переносится в болотистый и берёзовый край. Картина сразу стала событием русской художественной жизни. Ф. А. Васильев был исключительно одарённым художником, одним из самых талантливых русских пейзажистов. «Тоскую по России и не верю Крыму», – жалуется он в письме Крамскому. С раннего детства проявлял способности и интерес к рисованию.
Работал он много и напряжённо, порой в ущерб лечению, по неосторожности усугубляя болезнь. В этих картинах больше действия, чем настроения художник лишь начинает свое открытие мира. Барки (1870) – важнейший итог этой поездки. На первом году жизни он переехал с родителями в Петербург. Казалось бы, все места заняты, каждая отрасль имеет своего представителя, да иногда и не одного но искусство беспредельно, приходит новый незнакомец и спокойно занимает свое место, никого не тревожа, ни у кого не отымая значения и, если ему есть что сказать, он найдет слушателей.
«Гениальный мальчик» – такое определение чаще других встречается в оценке творчества Федора Васильева. Детство провел в Петербурге. При этом самая верхняя часть полотна – небо – освещена целиком. Сразу после зимней прогулки художник почувствовал недомогание.
C десяти лет Федор, чуть не с пеленок полюбивший срисовывать картинки из журналов, начал писать маслом. Великий князь Александр Александрович (вскоре он станет императором Александром III) заказал художнику повтор этого полотна.
Барки» и «Волжские лагуны». Васильев Фёдор Александрович (1850-1873), русский художник. Весь свет носился с Фёдором Васильевым.
Картина Вид на Волге. В Крыму Васильев провёл последние два года своей жизни. Не обладая крепким здоровьем, художник едва выдерживал подобный ритм, со свойственным ему легкомыслием, не обращая внимание на «маленький сухой кашель», уже несколько лет по временам напоминавший о себе.
Источник света как бы изнутри, сквозь небеса, освещает землю, постепенно перемещая свет. И птицы и животные чувствуют себя здесь привольно, мельница давно «необитаема». Подросток определяется в ученики к реставратору Академии художеств Петру Соколову. «Болото» Васильев написал в Крыму по привезённым из России наброскам.
Это увлечение в последствии определило его судьбу. Необычайное дарование уравнивало его со старшими членами Артели. Обнаружились первые грозные признаки туберкулеза. Барки» и «Волжские лагуны». Этой картиной, закрывшей крымский цикл Васильева, стала работа В крымских горах.
Барки (Русский музей) и другие работы, проникновенно передающие речную и воздушную влагу. Оттепель была увидена, запечатлена, но на здоровье внимания он не обращал. Отец, Александр Васильевич Васильев был бедным чиновником. Во время работы над картиной «Оттепель», зимой 1870года, Васильев сильно простудился, у него обнаружился туберкулёз.
Получал 3 рубля и отдавал их матери. Такую живую поэтическую натуру при прекрасном сложении имел разве что Пушкин. Крымские пейзажи художника были проникнуты печальным раздумьем и чрезвычайно далеки от традиционных представлений о «южных красотах». Позднее Илья Репин вспоминал: «К этому счастливцу всех тянуло и сам он зорко и быстро схватывал все явления кругом».
Васильев очень дорожил советами Крамского, делился с ним своими планами и сомнениями. На Волге оказались накопленными, очевидно и профессиональное мастерство и духовный творческий потенциал, проявившийся уже там в такой многозначности написанных им произведений с явной ориентированностью на какие-то новые художественные задачи. Репин, являясь мастером бытового жанра, был и очень хорошим пейзажистом. Родился в Гатчине (Ленинградская область) 10 февраля 1850 года. Точнее, он был внебрачным сыном, так как в то время его родители еще не обвенчались.
Общество поощрения художеств дало ему средства для поездки в Крым (ещё до отъезда Васильев был зачислен вольноопределяющимся учеником Академии художеств и получил звание художника первой степени с условием выдержать экзамен из научного курса). я увидел, как надо писать». Друзья художники даже иногда в шутку называли его «графом», хотя чаще величали «гениальным мальчиком». Но для художника природа — прежде всего обитель людей. Картина «В Крымских горах» написана в 1873 году, хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. На следующий год в Лондоне «Оттепель» была представлена на Всемирной выставке, получив премию и восторженные отзывы в прессе.
В живописи он оставался больше рисовальщиком, работая небольшими кистями (по его мнению, маленькими колонковыми кистями «хорошо лепить и рисовать формочки»). Едва намеченные цапли на переднем плане, кажется, перелетели сюда из «Заброшенной мельницы». Эта картина сразу была замечена критиками и зрителями на выставке в Петербурге.
В первую зиму 1871-72 годов, проведённую в Крыму Васильев в написал эту картину. Общество поощрения художеств присудило картине первую премию. Такой родной всем нам пейзаж.
Возможно именно в тот приезд на Украину он увидел где-то на тихой речке старую мельницу. Думается, это было не так. Но для художника природа – прежде всего обитель людей. Центральное произведение о крымской природе— большая картина «В Крымских горах» (1873г., Третьяковская галерея). Оба они принадлежали к течению передвижников, покинувших стены Академии Художеств из-за несогласия с традициями и взглядами на искусство, сложившимися в академической школе.
Даже ей стало скользко. Общество поощрения художеств дало ему средства для поездки в Крым (ещё до отъезда Васильев был зачислен вольноопределяющимся учеником Академии художеств и получил звание художника первой степени с условием выдержать экзамен из научного курса). Но есть и несколько крымских работ, превосходно выполненных художником.
Он страстно любил рисовать, но времени для любимого занятия катастрофически не хватало. Свой скромный заработок отец проигрывал в карты или пропивал. Увидев это полотно, Крамской был потрясен. Скорее всего зима в период оттепели, но, возможно и ранняя весна. Федору удивительно везло на хороших людей. Они купаются и проворно бродят в поисках корма.
Вскоре семья перебралась в столицу, но жизнь её от этого лучше не стала. В этот период тон в русской живописи задавала знаменитая «Артель художников» Ивана Николаевича Крамского, который был преподавателем Васильева. Федор Александрович Васильев родился в Гатчине, в семье бедного почтового чиновника. Впрочем, Васильев вошел в Артель не робким учеником. Так Васильев, несмотря на свой юный возраст идёт вровень со старшими членами организованной Крамским Артели художников, предшественницы Товарищества передвижных художественных выставок.
., М., 1977. Картина отличается от других картин не броскими красками, спокойствием и величавостью. Это давало и хлеб и серьезное приобщение к самой кухне художнического ремесла. Волга стала для Васильева неиссякаемым источником впечатлений. Требовалось срочное лечение и смена климата. Чуть колышущаяся, почти зеркальная вода, низкий песчаный берег, открытый горизонт. В картине очевидны украинские черты., М., 1937 Федоров-А.
Во время работы над картиной «Оттепель», зимой 1870 года, Васильев сильно простудился, у него обнаружился туберкулёз. Итогом этих исканий стала последняя большая работа Васильева В крымских горах. Федор Александрович Васильев – великий русский художник, пейзажист.
В Крыму Васильев провёл последние два года своей жизни. Помощь в жизненно важном прорыве пришла совсем неожиданно. Его Оттепель (1871) и Мокрый луг (1872 обе работы в Третьяковской галерее, Москва) воспринимаются как образы озарения сквозь меланхоличную мглу. Благодаря успешным валаамским наброскам Васильев на равных вошел в Артель художников. В Крыму Васильев написал и свои самые проникновенные и значительные картины посвящённые природе севера: «Утро», «Заброшенная мельница», «Болото в лесу. Итогом совместной поездки на Волгу с И. Е. Репиным (1870) стали рисунки и живописные произведения (Вид на Волге.
В Крыму Васильев написал и значительные картины, посвящённые природе севера: «Утро», «Заброшенная мельница», «Болото в лесу. Знаменитый художник Шишкин влюбился в сестру Федора красавицу Евгению, а заодно проникся симпатией к обаянию и таланту брата. Все картины с этой выставки были раскуплены. В наиболее зрелых произведениях (Оттепель, 1871, Мокрый луг, 1872, – оба в ГТГ) пейзаж приобретает эпический характер или оттенок героического величия (В крымских горах, 1873, ГТГ), наполняется социальным содержанием. С раннего детства проявлял способности и интерес к рисованию.
Федор Васильев выработал к этому времени и свой живописно-пластический язык. Барки». Федор родился в Гатчине. На конкурсе «Мокрый луг» полчил вторую премию.
Они были выполнены тщательно, но поверхностно. в Лондоне. В Крыму Васильев провёл последние два года своей жизни. Заброшенность видна в окружающей обстановке. В пейзажах юный Репин старался рабски подражать восхищавшему его Васильеву.
Kамни». Васильев много писал писем в Москву. Художник изображает унылую заснеженную равнину, в которой затерялись и сиротливо стоящая у края леса, утонувшая в сугробах крестьянская изба и маленькие фигурки путника с ребенком, медленно бредущие в неведомую даль по расхлябанной дороге. Большие кисти художник не признавал. Великая русская река и необъятные просторы центральной России покорили художника. В 1870году Васильев вместе с художниками И. Репиным и Е. Макаровым предпринял поездку по Волге.
Весной врачи обнаружили у него чахотку и порекомендовали лечиться на юге. Картины его раскупали лучше, чем картины его товарищей.
Для исследователей его творчества это не заменимый источник сведений о его картинах. В этом пробуждении нет радости. Эта работа дала дополнительные возможности обучения на практике. Природа нехотя просыпается от зимнего сна. В 1865 г. в Обуховской больнице скончался отец, оставив семье безденежье. Произошло это при прямом воздействии многих передовых художников и в первую очередь Крамского и возглавлявшейся им знаменитой Артели петербургских художников, которая в середине 60-х годов находилась в расцвете своей популярности. Дружба Крамского и Васильева принимала такие трогательные формы, что И. Н. Крамской, человек сдержанный, признавался Васильеву: «Жизнь моя не была бы такая богатая, гордость моя не была бы так основательна, если бы я не встретился с Вами в жизни» Вы – точно часть меня самого и часть очень дорогая, Ваше развитие – мое развитие.
При этом для него характерно бесконечное разнообразие пластических решений. И, что важнее всего для пейзажиста, приглашал погостить в своих обширных имениях. В Крыму Васильев написал и значительные картины посвящённые природе севера: «Утро», «Заброшенная мельница», «Болото в лесу. Лёгкая простуда перешла в серьёзную болезнь лёгких и горла.
Ясно ощущается огромное включенное в картину пространство, переданное движением облаков сверху вниз. Картина сразу стала событием русской художественной жизни. Эти поездки сыграли благоприятную роль в развитии самобытного таланта художника. Друзья не доумевали, когда у него было время работать и работать много.
Это не способствовало выздоровлению и привело к трагическому концу. Поражает и количество и качество созданного Васильевым в Крыму. Он работал много и вдумчиво.
По вечерам посещал Рисовальную школу. Поступает в рисовальную школу Общества поощрения художеств. Это было в конце мая. Спустя время оба друга совершат совместное путешествие на Волгу. По возвращении из поездки Васильев создаёт «Оттепель».
Чиновник департамента сельского хозяйства Александр Васильевич Васильев, живший вне церковного брака с Ольгой Емельяновной Полынцевой, считался poдcтвeнниками «человеком несостоятельным». Сближается с И. И.
Из трубы криво стелется уходящий в небо белый дым. Им стал князь Николай Константинович (в 1874 году его объявили сумасшедшим и выслали из Петербурга сначала на Урал, а потом – в Ташкент). В пейзаже изображен осенний лес во всей яркости красновато-оранжевого цвета осенней листвы.
Однако, самой поразительной работой этого года стал этюд «После дождя» изображающий петербургскую улицу, омытую летним дождём. В рисунке он показал себя талантливым мастером. зимой 1867 г. вместе с работами И. И. Васильев – человек гораздо более сложный, чем казалось на первый взгляд.
Репин вспоминал, что когда он впервые пришел в мастерскую Васильева, то удивился до полной сконфуженности, не ожидая от самоуверенного юноши (Васильеву было двадцать лет) столь совершенных и зрелых работ. Первые рисунки исполненные в школе, были перерисовками с так называемых «оригиналов». Мать, Ольга Емельяновна Польнцева – мещанка. И пятнадцатилетний мальчик фактически стал главой семьи.
Картина «Вид на Волге. В ноябре 1852 г. отец был определен на службу в почтамт, где и прослужил 12 лет. Большую роль в его воспитании как художника сыграли Шишкин и Крамской.
Зимой 1871 года на московской выставке Общества поощрения художников встретились Грачи прилетели Саврасова и васильевская Оттепель. «Проживите Вы еще сто лет, работайте неослабно, не падая, а все идя вперед и тогда такое место в картине, как верхняя половина, будет достойна самого большого мастера».
Картина сразу стала событием русской художественной жизни. После дождя», «Зима в Крыму» Центральное произведение о крымской природе, поэма о Крымских горах, это, безусловно, большая картина «В Крымских горах» (1873 г., Третьяковская галерея). Двадцать один год – излюбленный возраст этой болезни. в Лондоне.
Важным событием в этот период для юного художника стала его поездка на остров Валаам, где вместе с И. И. Шишкиным он проработал более пяти месяцев: с июня до поздней осени 1867 года. С тринадцати лет нанялся помощником писца в Адмиралтействе за три рубля. В этот период он создаёт множество рисунков (карандаш, акварель, сепия) и картин. Свои карандашные работы, обведенные рамками, он готовил, как наброски для будущих картин. Беспокойно клубящиеся облака отбрасывают на равнину глубокие тени.
В жизни Крамского васильевский опыт и сама личность художника оставили глубокий след, повлияв и на живопись и на самого мастера. Так уж он привык – работать сразу над несколькими вещами, переходя от холста к холсту. В 1869 году состоялась поездка Васильева в Тамбовскую губернию, в имение графа П. С. Строганова село Знаменское (летом) и на Украину, тоже в имение П. С. Строганова, село Хотень (осенью).
Картина «Заброшенная мельница» написана Фёдором Васильевым в 1872 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Давыдов, Ф. А. Васильев, М., 1955 Ю. Ф. Дюженко, Ф. А. Васильев, Л., 1973, Ф. А. Васильев. Существует также версия, что Васильев был побочным сыном графа Павла Сергеевича Строгонова, но серьёзных подтверждений эта гипотеза не имеет. Однако на этот раз опасения Васильева были напрасны. Художник (судя по переписке с его близким другом И. Н. Крамским) мечтал о символических пейзажах-откровениях, которые могли бы исцелить человечество, отягощенное «преступными замыслами».
Покупал невообразимые наряды себе, гостинцы матери, дорогие игрушки младшему брату. Ему покровительствовал граф Строгонов, приглашая его жить в своих обширных имениях – на Тамбовщине и под Сумами. Весёлый и бесшабашный художник безрассудно распоряжался свалившимися на него деньгами. Соколову.
Родители художника жили в невенчанном браке. Окружающие поражались его феноменальной одаренности. Чуть позже легкая простуда переросла в серьезную болезнь. Стройные сосны имеют в своём облике нечто северное (крымские сосны, как правило, несколько ниже и разлапистей), что, возможно и пленило тосковавшего по России художника.
Луг, по сравнению с подвижным небом, словно замер, омытый ливнем. А Крамской сказал: «. По возвращении из поездки Васильев создаёт «Оттепель». Бросил службу и поступил на учёбу в Рисовальную школу Общества поощрения художеств в Петербурге (1865—1868), в это время он совмещал занятия в школе по вечерам с работой у реставратора из Академии художеств. Напряженно звучит цвет его зелени. К окончанию учёбы Васильев вошёл в среду известных художников, особенно сблизился с Крамским и Шишкиным, с которым впоследствии даже породнился— сестра Ф. А. Васильева Евгения вышла замуж за И. И. Шишкина в 1868 году.
Дорого стоящая жизнь с непрерывным лечением и забота о семье (матери и маленьком брате) требовали больших денежных средств, понуждавших художника писать картины на продажу. Шишкиным, который становится авторитетным наставником начинающего художника. Это не способствовало выздоровлению и привело к трагическому концу. В этот крымский период он создаёт множество рисунков (карандаш, акварель, сепия) и картин совершенных во всех отношениях.
В эти годы Васильев созрел уже и как мыслящая личность. Друзей поражало то, как Фёдор Васильев умел держать себя. Едва намеченные цапли на переднем плане, кажется, перелетели сюда из «Заброшенной мельницы».
Но левый верхний угол слегка светлее. В его отношение к инструментарию живописца было немало от подхода рисовальщика. На крыше еще лежит снег. То, что делал Васильев в последний год своей жизни (1873), было поисками нового пути. Барки» и «Волжские лагуны». Уже в 12 лет Фёдор Васильев вынужден был пойти работать на почту.
Но оно не исключает, а даже оттеняет своеобразную красоту пейзажа. В какой мере смог Васильев достигнуть поставленной цели и пластично выразить в живописи идею произведения, лучше всего, пожалуй, передает нам подробный разбор ее исполнения Крамским, на имя которого оконченная картина «В Крымских горах» и была отправлена в Петербург. Посылая в столицу картину-воспоминание «Мокрый луг», в котором одних зеленых тонов чуть не дюжина, Васильев пламенно заверяет Крамского: Не думайте, что это настоящее, – нет, настоящее-то впереди, а это только приготовления. Художник изобразил омытый дождём мокрый луг под огромным небом, набухшие влагой облака, несколько деревьев вдали да бегущие по влажной траве тени гонимых ветром туч. Третьяков назначил цену картины тысячу рублей (такую цену назначил автор) и выкупил её у князя. На другой берег только что прилетели грачи-разведчики.
не вполне хорошо, даже местами плохо, но это – гениально». У Федора рано проявилась способность рисовать. Васильев не успел выполнить его просьбу и 20 февраля попавшей прямиком на выставку «Мокрый луг» увидел Крамской, пришедший в восторг.
В 1869 году состоялась поездка Васильева в Тамбовскую губернию, в имение графа П. С. Строганова село Знаменское (летом) и на Украину, тоже в имение П. С. Строганова, село Хотень (осенью). Основная вертикаль композиции картины задаётся могучими деревьями, как бы подпирающими своими ветвями небо. всюду так, что не знающие полагали, что он, по крайней мере, граф по крови». Лит. : Ф. Васильев.
В этом светлом, блещущем красками и отражениями мире жизнь человека нелегка. Общество поощрения художеств дало ему средства для поездки в Крым (ещё до отъезда Васильев был зачислен вольноопределяющимся учеником Академии художеств и получил звание художника первой степени с условием выдержать экзамен из научного курса). Его многочисленные рисунки составляют ценность в художественном наследии России. Мы взапуски рабски подражали Васильеву и верили ему. В 1871 году Васильев пишет удивительную картину «Оттепель». Позднее уже в Крыму он напишет одну из самых поэтичных своих картин «Заброшенная мельница». Во время работы над картиной «Оттепель», зимой 1870года, Васильев сильно простудился, у него обнаружился туберкулёз. Зимой 1871 года, разгорячённый катанием на коньках, Васильев наелся снега.
Васильев (прикованный болезнью к Ялте) почуял родство на расстоянии: Тут и Боголюбов и Клодт и Шишкин, но душа только в Грачах. Они написаны насыщенными красками, одухотворены и романтически взволнованы (Перед дождём, 1868-69, ГТГ). Барки» и «Волжские лагуны». Шишкина на выставке Общества поощрения художников был показан и этюд Васильева «Валаам. На Украине Васильев оставался недолго, по настоянию врачей он переехал в Крым. Чёрная лодка на глади пруда напоминает о малороссийских приданиях, связанных с мельницами, мельничными прудами (в которых девушки топились из-за несчастной любви) и о мельниках колдунах.
Чуть колышущаяся, почти зеркальная вода, низкий песчаный берег, открытый горизонт. Крым Васильева запечатлён во многих картинах: «В Крымских горах», «В Крыму. Вот-вот сядет на землю показавшаяся вдали большая стая грачей. Друзья становились по обе стороны люто гудящего ледяным кипятком обвала и перекликались до хрипоты наперекор стихии. Учился в Рисовальной школе ОПХ в Петербурге, пользовался советами И. И. Шишкина (1866-67), а затем учился в АХ (1871). В ней автор смотрит на Крым по новому, хотя и ищет русские черты. Нас с Вами сам черт веревочкой связал.
Любопытно, что среди живописцев с академическим образованием он не выглядел дилетантом. Он совершил вместе с Васильевым путешествие по приволжским землям.
ваша теперешняя картина меня раздавила окончательно. Стоящие посреди реки, они придают пейзажу некое уныние. Вы – точно часть меня самого и часть очень дорогая. Любопытно, что вторую премию получил за «Печорский монастырь» Саврасов, бывший уже признанным пейзажистом. Уже сразу по возвращении из поездки Васильев создаёт «Оттепель», образ родной природы. По его словам, всё в Васильеве «говорило о художнике, необыкновенно чутком к шуму и музыке природы» и способном не только передавать увиденное, но и улавливать «общий смысл предметов их разговор между собой и их действительное значение в духовной жизни человека».
Ваша жизнь – отзывается в моей. К этому времени в семье было уже четверо детей: помимо старшей сестры Евгении (1847 г. ) и самого Федора – два младших братишки, Александр (1854 г. ) и Роман (1862 г. ), родившиеся после венчания родителей. Небо, занимающее больше половины изображения. Но созданные им картины свидетельствуют о рано наступившей зрелости и позволяют считать его выдающимся художником. Иван Крамской постоянно восхищался необыкновенной талантливостью юноши, сравнивая его с «баснословным богачом, который при этом щедр сказочно и бросает свои сокровища пoлнoй горстью направо, налево, не считая и даже не ценя их».
В этом светлом, блещущем красками и отражениями мире жизнь человека нелегка. Иматра – шумный водопад в Финляндии, среди гранитных голых скал и заснеженных лесов. Картина сразу стала событием русской художественной жизни. Буйная южная природа не произвела на него впечатления. В Крыму Васильев провёл последние два года своей жизни. «Болото» Васильев написал в Крыму по привезённым из России наброскам.
– воскликнул он. не вполне хорошо, даже местами плохо, но это – гениально. В это же время устроился на работу к реставратору Академии художеств П. К. Какое время года отражено в полотне. Был близок с И. Н. Крамским. Общество поощрения художеств дало ему средства для поездки в Крым (ещё до отъезда Васильев был зачислен вольноопределяющимся учеником Академии художеств и получил звание художника первой степени с условием выдержать экзамен из научного курса).
В последних работах художника, в рисунках карандашом или сепией, в этюдах маслом присутствует стремление к созданию ясного и величественного образа природы. Оформились его основные эстетические воззрения. Естественно, что вскоре молодой художник тоже влился в артель.
Ободренный успехами, Федор, словно играючи, обретает весьма широкие знакомства. – Он привез много рисунков, этюдов, начатых картин и еще больше планов. Но серьезного, систематического образования так и не получил. А с Крамским познакомился на его знаменитых четвергах Артели, куда его ввел Шишкин. В ней есть что-то сказочное.
Таково уже полотно Перед дождем (1869, Третьяковская галерея, Москва). У борта барки на песке отдыхают несколько измученных бурлаков. Центральное произведение о крымской природе— большая картина «В Крымских горах» (1873г., Третьяковская галерея). Чем бы тут особенно огорчаться. Картины эти написаны по старым этюдам и всегда живым и волновавшим художника воспоминаниям о милом севере. По какой причине, неизвестно.
Над эскизами Васильев работал в имении графа Строгонова, а закончил картину в Крыму. Отец часто пил, а деньги, которые не успевал пропить, проигрывал в карты. В Артели он познакомился с И. Е. Репиным, тогда студентом Академии художеств. На конкурсе, устроенном Обществом поощрения художников, картина получила первую премию.
Он тоскует по бескрайним русским полям и трепещущим на ветру березам. Он очень много рисовал, поражая спутников совершенством своих работ. Эти поездки сыграли благоприятную роль в развитии самобытного таланта художника. И тут же предложил Федору вместе рвануть на Волгу.
В этот период он создаёт множество рисунков (карандаш, акварель, сепия) и картин. Работы Васильева выдерживали сравнение с работами прославленного мастера. Однако художник тяжело переживал своё «двойственное» состояние, ведь с другой стороны по происхождению он был сыном мелкого чиновника, в паспорте которого не был записан в дети. У самого берега реки примостилась избушка со слепым окошком.
Вечерами он еще работал в реставрационной мастерской П. К. Соколова. Осень» (1873), «Мокрый луг» (1872, Третьяковская галерея). Третьяков. Художник сложился в оригинального мастера русской пейзажной школы.
Успехи его в это время были громадны, – вспоминал впоследствии Крамской. С детства любил рисовать и проявлял к этому немалый интерес.
Кое-кто даже в шутку называл этот остров русским Барбизоном.