Шишкин научил Васильева видеть разнообразие форм природы, различать конструкцию, характер деревьев и листьев. Федор Александрович Васильев прожил короткую жизнь, но вклад его в русское искусство велик: он оставил замечательные картины родной природы, где правдивость сочетается с тонким, проникновенным лиризмом. Фёдор Александрович Васильев (10 (22) февраля 1850, Гатчина, Российская империя — 24сентября (6 октября) 1873, Ялта) — русский живописец-пейзажист. Окончена она была к сроку и 20 февраля в руках Крамского оказалось присланное Васильевым одно из лучших его произведений, внешне уже ничем не похожее на прежние работы художника и известное теперь под названием Мокрый луг (1872).
Картины Федора Васильева сохраняют для потомков собирательный образ родной природы. К документальным данным следует причислить статьи и воспоминания людей, лично знавших Ф. Васильева. Позже И. И. Шишкин породнился с Васильевым: его жена Федору Васильеву приходилась родной сестрой. Фёдор Александрович Васильев (22 февраля (6)марта/10 (22)февраля1850, Гатчина, Российская империя— 24сентября 1873, Ялта)— русский живописец-пейзажист. Васильева навсегда осталось феноменом редкого таланта, ранней одаренности – удивительной загадки природы.
Чтобы не говорить, Фёдор Васильев использовал «разговорные тетради». Фёдора Васильева называли гениальным мальчиком. Ф. а. васильев скончался 24сентября (6октября)1873 года в Ялте. Фёдор Александрович Васильев (10 (22)февраля1850, Гатчина, Российская империя — 24сентября 1873, Ялта) — русский живописец-пейзажист. Фёдор Васильев родился 10 февраля 1850 года в городе Гатчине (ныне Ленинградская область) в семье мелкого почтового чиновника из Петербурга.
Поездка на этюды состоялась летом 1867 года, а в следующем году Шишкин провел лето вместе с семьей Федора Васильева в Константиновке. Фёдор Васильев родился 10 (22) февраля 1850 года в городе Гатчина (ныне Ленинградская область) в семье мелкого почтового чиновника из Петербурга. Написанная незадолго до смерти, работа кажется гимном восхождения к свету вечной жизни, к чему-то неизведанному, что ожидало Федора Васильева там, на небесах.
Ф. а. васильев скончался 24сентября (6октября)1873 года в Ялте. Васильев родился неподалеку от Петербурга, в маленьком городке Гатчина 10 февраля 1850 года. На основании данных первых биографов Васильева принято считать (хотя документов о месте и дате рождения Ф. А. Васильева не обнаружено), что он родился 10 (22)февраля1850 года в Гатчине (ныне Ленинградская область) в семье мелкого почтового чиновника из Петербурга.
Детство у Федора Васильева было не легкое совмещая учебу в школе он с 12 лет уже помогал отцу по работе на почте. Фёдор Васильев родился 10февраля (по другим данным 22 февраля (6)марта) 1850 года в городе Гатчине (ныне Ленинградская область) в семье мелкого почтового чиновника из Петербурга. Фёдор Васильев не отнёсся серьёзно к рекомендациям врачей.
Отсюда понятен усиленный интерес к биографии Васильева, так как без нее невозможна хотя бы приблизительная хронологическая расстановка его произведений. Если в ранних работах мы видим явное влияние Шишкина, стремление сфотографировать природу, то позднее Васильев стал писать по-своему, так, как только он видел и понимал русскую природу. На исходе тихого крымского сентября 1873 года Фёдор Васильев тихо угас на руках матери.
Федор Васильев — один из самых талантливых русских пейзажистов картины его отличаются поэтичностью и редкой гармонией красок. Федор Александрович Васильев умер в 1873 году на заре своей славы. Фёдор Васильев родился 10февраля1850 года в городе Гатчине (ныне Ленинградская область) в семье мелкого почтового чиновника из Петербурга.
Фёдор Александрович Васильев (10 февраля 1850, Гатчина, Российская империя — 24 сентября 1873, Ялта) — русский живописец-пейзажист. Ф. а. васильев скончался 24сентября (6 октября) 1873 года в Ялте. Несмотря на то, что Васильев прожил всего 23 года, составить его биографию довольно проблематично, поскольку сведения, представленные его современниками, зачастую весьма противоречивы. Ф. а. васильев скончался 24 сентября (6 октября) 1873 года в Ялте. Однако, говоря о том большом росте, которым отмечено творчество Васильева под воздействием Шишкина, нельзя не отметить оригинальности творческого мышления Ф. Васильева.
6 октября 1873 года Фёдор Александрович Васильев умер. Лучшее произведение Федора Васильева. Да, жизнь художника Федора Васильева была действительно очень короткой: он прожил всего двадцать три года. Мокрый луг Федора Васильева – полотно, которое было удостоено премии Общества поощрения художников.
Он купил одну из картин Ф. Васильева, написанную на Валааме. Русское изобразительное искусство навсегда потеряло гениального художника того времени, В своей непродолжительной жизненной биографии Васильев написал немало пейзажных шедевров покорившие своим лиризмом весь мир. Такой картиной в творчестве Федора Васильева стало полотно Оттепель, написанное в 1871 году, за два года до смерти.
Поражает и количество и качество созданного Васильевым в Крыму. Волга стала для Васильева неиссякаемым источником впечатлений. Васильев писал природу в разных ее состояниях.
Получал 3 рубля и отдавал их матери. Самая лучшая из них – картина «В Крымских горах», одна из последних картин Васильева. Животные идут в горы медленно, через силу, татарин слез с повозки, чтобы облегчить их учесть.
На Украине Васильев оставался недолго, по настоянию врачей он переехал в Крым. Эта картина сразу была замечена критиками и зрителями на выставке в Петербурге. Барки (1870) – важнейший итог этой поездки. Не обладая крепким здоровьем, художник едва выдерживал подобный ритм, со свойственным ему легкомыслием, не обращая внимание на «маленький сухой кашель», уже несколько лет по временам напоминавший о себе. Беспокойно клубящиеся облака отбрасывают на равнину глубокие тени. В это же время устроился на работу к реставратору Академии художеств П. К.
В этом пробуждении нет радости. Эти поездки сыграли благоприятную роль в развитии самобытного таланта художника. Работал он много и напряжённо, порой в ущерб лечению, по неосторожности усугубляя болезнь. Репин, являясь мастером бытового жанра, был и очень хорошим пейзажистом. Предвестников весны вышли встречать старик и девочка. После дождя», «Зима в Крыму» Центральное произведение о крымской природе, поэма о Крымских горах, это, безусловно, большая картина «В Крымских горах» (1873 г., Третьяковская галерея).
Он страстно любил рисовать, но времени для любимого занятия катастрофически не хватало. Это увлечение в последствии определило его судьбу. Художник работал много и напряжённо, порой в ущерб лечению. В Крыму Васильев написал и свои самые проникновенные и значительные картины посвящённые природе севера: «Утро», «Заброшенная мельница», «Болото в лесу. не вполне хорошо, даже местами плохо, но это – гениально». В 1869 году состоялась поездка Васильева в Тамбовскую губернию, в имение графа П. С. Строганова село Знаменское (летом) и на Украину, тоже в имение П. С. Строганова, село Хотень (осенью). По возвращении из поездки Васильев создаёт «Оттепель».
Родился в Гатчине (Ленинградская область) 10 февраля 1850 года. Окружающие поражались его феноменальной одаренности. Барки» и «Волжские лагуны». В наиболее зрелых произведениях (Оттепель, 1871, Мокрый луг, 1872, – оба в ГТГ) пейзаж приобретает эпический характер или оттенок героического величия (В крымских горах, 1873, ГТГ), наполняется социальным содержанием. Она была воспринята современниками как символ пореформенной России и принесла Васильеву громкую известность, поставив его в первый ряд ведущих русских пейзажистов, наравне с А. К. Саврасовым и И. И. Шишкиным.
Барки» и «Волжские лагуны». Такой родной всем нам пейзаж. То, что делал Васильев в последний год своей жизни (1873), было поисками нового пути. Васильев не успел выполнить его просьбу и 20 февраля попавшей прямиком на выставку «Мокрый луг» увидел Крамской, пришедший в восторг.
В пейзажах юный Репин старался рабски подражать восхищавшему его Васильеву. В ней есть что-то сказочное. Картина была топ-лотом, стартовой ценой её была сумма в 150 тысяч долларов. В этот крымский период он создаёт множество рисунков (карандаш, акварель, сепия) и картин совершенных во всех отношениях. У борта барки на песке отдыхают несколько измученных бурлаков. Любопытно, что среди живописцев с академическим образованием он не выглядел дилетантом.
Едва намеченные цапли на переднем плане, кажется, перелетели сюда из «Заброшенной мельницы». В Крыму Васильев провёл последние два года своей жизни. Появляются картины «Возвращение стада», «После грозы», «Перед дождем». Во время работы над картиной «Оттепель», зимой 1870года, Васильев сильно простудился, у него обнаружился туберкулёз.
Всеми средствами он старался выразить основное впечатление во всей его полноте: неоглядная даль, раздолье, покой. Благодаря успешным валаамским наброскам Васильев на равных вошел в Артель художников. Он совершил вместе с Васильевым путешествие по приволжским землям. Отец часто пил, а деньги, которые не успевал пропить, проигрывал в карты.
В 1856 году начинает работать учеником реставратора Академии художеств. В этот период тон в русской живописи задавала знаменитая «Артель художников» Ивана Николаевича Крамского, который был преподавателем Васильева. В Крыму Васильев провёл последние два года своей жизни. Во время работы над картиной «Оттепель», зимой 1870года, Васильев сильно простудился, у него обнаружился туберкулёз. С детства любил рисовать и проявлял к этому немалый интерес.
После дождя», «Зима в Крыму» Центральное произведение о крымской природе, поэма о Крымских горах, это, безусловно, большая картина «В Крымских горах» (1873г., Третьяковская галерея). Картина отличается от других картин не броскими красками, спокойствием и величавостью. Дорого стоящая жизнь с непрерывным лечением и забота о семье (матери и маленьком брате) требовали больших денежных средств, понуждавших художника писать картины на продажу. Это не способствовало выздоровлению и привело к трагическому концу.
в Лондоне. Покупал невообразимые наряды себе, гостинцы матери, дорогие игрушки младшему брату. Чуть позже легкая простуда переросла в серьезную болезнь. Его полотна хранятся, в основном, в музеях. Во время работы над картиной «Оттепель», зимой 1870 года, Васильев сильно простудился, у него обнаружился туберкулёз.
Осень», «Мокрый луг» (1872, Третьяковская галерея). Барки» и «Волжские лагуны». Картины его раскупали лучше, чем картины его товарищей. Таково уже полотно Перед дождем (1869, Третьяковская галерея, Москва). Он тоскует по бескрайним русским полям и трепещущим на ветру березам. Вот-вот сядет на землю показавшаяся вдали большая стая грачей. При этом для него характерно бесконечное разнообразие пластических решений.
Весной врачи обнаружили у него чахотку и порекомендовали лечиться на юге. Триумфом художника явился пейзаж Оттепель (1871). Успехи его в это время были громадны, – вспоминал впоследствии Крамской. Эта поездка открыла период его зрелого творчества., М., 1937 Федоров-А. Весь свет носился с Фёдором Васильевым.
Прожив весьма короткую жизнь (он умер от туберкулеза), В. сумел внести поэзию при натуральности исполнения в свои лучшие картины (Перед дождем, 1870 Мокрый луг, 1872, обе – в ГТГ). Окончив ее, Васильев скоро вырос в замечательного мастера пейзажной живописи. Это не способствовало выздоровлению и привело к трагическому концу. Требовалось срочное лечение и смена климата. Из трубы криво стелется уходящий в небо белый дым.
Васильев Фёдор Александрович (1850-1873), русский художник. Его Оттепель (1871) и Мокрый луг (1872 обе работы в Третьяковской галерее, Москва) воспринимаются как образы озарения сквозь меланхоличную мглу. Крамского и И. И. Выбор был сделан и Васильев четко излагает в письме Крамскому содержание и замысел своих будущих русских картин, над которыми он будет работать до конца жизни, стремясь выразить в них ту высокую гармонию природы, которая, видимо, в натуре поразила его. Баржи (1870), в которой прекрасно выражено состояние природы перед дождем. По какой причине, неизвестно.
Большие кисти художник не признавал. Третьяков назначил цену картины тысячу рублей (такую цену назначил автор) и выкупил её у князя. Но серьезного, систематического образования так и не получил.
В Крыму Васильев провёл последние два года своей жизни. Когда Федору Васильеву (1850-1873) было девятнадцать лет, Илья Ефимович Репин, посмотрев его работы, признался, что никогда еще не видывал так дивно вылепленных облаков и как они освещены. Позднее уже в Крыму он напишет одну из самых поэтичных своих картин «Заброшенная мельница». Она дала ему большой опыт в работе над натурой.
В Крыму Васильев провёл последние два года своей жизни. Репин с удивлением отмечал, что этот юноша, не учившийся в Академии, манерой своей работы подсказывает ему такие ясные и верные композиционные и живописные решения, которые не приходили в голову ему, уже окончившему Академию художеств. Кроме Соколова на творческое становление художника оказали влияние такие мастера живописи как Иван Николаевич Крамской и Иван Иванович Шишкин, преподававшие в рисовальной школе.
Художник изображает унылую заснеженную равнину, в которой затерялись и сиротливо стоящая у края леса, утонувшая в сугробах крестьянская изба и маленькие фигурки путника с ребенком, медленно бредущие в неведомую даль по расхлябанной дороге. Осень», «Мокрый луг» (1872, Третьяковская галерея). Картину купил для своей галереи П. М. Общество поощрения художеств дало ему средства для поездки в Крым (ещё до отъезда Васильев был зачислен вольноопределяющимся учеником Академии художеств и получил звание художника первой степени с условием выдержать экзамен из научного курса). В этом светлом, блещущем красками и отражениями мире жизнь человека нелегка.
Васильев был признан профессиональным художником. Картина сразу стала событием русской художественной жизни. На крыше еще лежит снег.
Лёгкая простуда перешла в серьёзную болезнь лёгких и горла. Васильев очень дорожил советами Крамского, делился с ним своими планами и сомнениями. Весёлый и бесшабашный художник безрассудно распоряжался свалившимися на него деньгами. Шишкина. – Он привез много рисунков, этюдов, начатых картин и еще больше планов.
Федор Васильев выработал к этому времени и свой живописно-пластический язык. Его многочисленные рисунки составляют ценность в художественном наследии России. не вполне хорошо, даже местами плохо, но это – гениально. Свои карандашные работы, обведенные рамками, он готовил, как наброски для будущих картин.
Картина сразу стала событием русской художественной жизни. Картина сразу стала событием русской художественной жизни. «Болото» Васильев написал в Крыму по привезённым из России наброскам. С раннего детства проявлял способности и интерес к рисованию.
Эти поездки сыграли благоприятную роль в развитии самобытного таланта художника. Уже сразу по возвращению с поездки Васильев создаёт «Оттепель», образ родной природы перед которым невольно вспоминается пушкинское «Как много в нём для сердца русского слилось».
Крамским, И. И. Федор Александрович Васильев – великий русский художник, пейзажист. Буйная южная природа не произвела на него впечатления. И птицы и животные чувствуют себя здесь привольно, мельница давно «необитаема». По свидетельству Крамского, первые успехи Федора Васильева связаны с рисунком. Бросил службу и поступил на учёбу в Рисовальную школу Общества поощрения художеств в Петербурге (1865—1868), в это время он совмещал занятия в школе по вечерам с работой у реставратора из Академии художеств.
Во время работы над картиной «Оттепель», зимой 1870года, Васильев сильно простудился, у него обнаружился туберкулёз. По предложению графа П. С. Строганова художник провёл лето 1871года в его имениях в Харьковской и Воронежской губерниях, но так и не вылечился. По вечерам посещал Рисовальную школу. Картина «В Крымских горах» сразу же, очевидно, поразила Крамского своей непохожестью на все окружающее его в петербургской пейзажной живописи, а, может быть, даже самой новизной принятого Васильевым ее живописного решения. Но для художника природа – прежде всего обитель людей. Это не способствовало выздоровлению и привело к трагическому концу. Шишкиным. Однако, «мельница» не была озвучена в письмах автора.
Сразу после зимней прогулки художник почувствовал недомогание. Заброшенность видна в окружающей обстановке. В его отношение к инструментарию живописца было немало от подхода рисовальщика. Барки (Русский музей) и другие работы, проникновенно передающие речную и воздушную влагу. Осень», «Мокрый луг» (1872, Третьяковская галерея).
Еще большую трудность представляет собой его творческая биография. Общество поощрения художеств дало ему средства для поездки в Крым (ещё до отъезда Васильев был зачислен вольноопределяющимся учеником Академии художеств и получил звание художника первой степени с условием выдержать экзамен из научного курса). Вместе с Шишкиным он часто работает на природе, с ним же отправляется на Валаам. Общество поощрения художеств присудило картине первую премию. По воспоминаниям родственников, Васильев начал рисовать очень рано.
Репин вспоминал, что когда он впервые пришел в мастерскую Васильева, то удивился до полной сконфуженности, не ожидая от самоуверенного юноши (Васильеву было двадцать лет) столь совершенных и зрелых работ. Зимой 1871 года, разгорячённый катанием на коньках, Васильев наелся снега. Общество поощрения художеств дало ему средства для поездки в Крым (ещё до отъезда Васильев был зачислен вольноопределяющимся учеником Академии художеств и получил звание художника первой степени с условием выдержать экзамен из научного курса). Какое время года отражено в полотне.
При этом самая верхняя часть полотна – небо – освещена целиком. Крым Васильева запечатлён во многих картинах: «В Крымских горах», «В Крыму. Мать, Ольга Емельяновна Польнцева – мещанка. Федор Александрович Васильев родился 10 февраля 1850 года в Гатчине.
Оформились его основные эстетические воззрения. Федор Александрович Васильев родился в Гатчине, в семье бедного почтового чиновника. «Тоскую по России и не верю Крыму», – жалуется он в письме Крамскому. Художник работал много и напряжённо, порой в ущерб лечению. В Крыму Васильев провёл последние два года своей жизни. Картины эти написаны по старым этюдам и всегда живым и волновавшим художника воспоминаниям о милом севере. Небо, занимающее больше половины изображения.
в Лондоне. Был близок с И. Н. Крамским. Плыли по великой реке от Твери до Саратова, а творческую квартиру устроили в окрестностях самарского Ставрополя, напротив Жигулей2. В этот период он создаёт множество рисунков (карандаш, акварель, сепия) и картин. Бросил службу и поступил на учёбу в Рисовальную школу Общества поощрения художеств в Петербурге (1865—1868), в это время он совмещал занятия в школе по вечерам с работой у реставратора из Академии художеств П. К. Соколова.
Точнее, он был внебрачным сыном, так как в то время его родители еще не обвенчались. Они написаны насыщенными красками, одухотворены и романтически взволнованы (Перед дождём, 1868-69, ГТГ). Родители художника жили в невенчанном браке.
В Артели он познакомился с И. Е. Репиным, тогда студентом Академии художеств. Им стал князь Николай Константинович (в 1874 году его объявили сумасшедшим и выслали из Петербурга сначала на Урал, а потом – в Ташкент). Во время работы над картиной «Оттепель», зимой 1870года, Васильев сильно простудился, у него обнаружился туберкулёз. Краски насыщены, картины лиричны, одухотворенны.
К этому моменту Васильев уже вошел в среду художников. В ней автор смотрит на Крым по новому, хотя и ищет русские черты. В Крыму Васильева навестил Айвазовский, бывший в тот период на вершине славы. Учился в Рисовальной школе ОПХ в Петербурге, пользовался советами И. И. Шишкина (1866-67), а затем учился в АХ (1871). На следующий год в Лондоне «Оттепель» была представлена на Всемирной выставке, получив премию и восторженные отзывы в прессе.
Друзья художники даже иногда в шутку называли его «графом», хотя чаще величали «гениальным мальчиком». Эти поездки сыграли благоприятную роль в развитии самобытного таланта художника. Но левый верхний угол слегка светлее. В рисунке он показал себя талантливым мастером.
Барки» и «Волжские лагуны». У борта барки на песке отдыхают несколько измученных бурлаков. Эта поездка закрепила и расширила полученные Васильевым знания.
Рынок антиквариата редко может похвастаться появлением на аукционах его картин. После смерти отца мальчику пришлось работать почтальоном. Давыдов, Ф. А. Васильев, М., 1955 Ю. Ф. Дюженко, Ф. А. Васильев, Л., 1973, Ф. А. Васильев. Его творчество оказало огромное влияние на развитие русской пейзажной живописи. На нем было выставлено на продажу полотно Ф. А. Васильева «На берегу моря».
Детство провел в Петербурге. Одинокая избушка смотрит на путников своим крошечным оконцем. В 1867 году он заканчивает обучение. Бросил службу и поступил на учёбу в Рисовальную школу Общества поощрения художеств в Петербурге (1865—1868), в это время он совмещал занятия в школе по вечерам с работой у реставратора из Академии художеств П. К. Соколова.
Однако уже в десять лет Васильев начинает писать картины маслом. Федору удивительно везло на хороших людей. По вечерам он ходит в Рисовальную школу, открытую при Обществе поощрения художников. Это умение всему удивляться в значительной мере характеризует личность художника. Чуть колышущаяся, почти зеркальная вода, низкий песчаный берег, открытый горизонт. Художник сложился в оригинального мастера русской пейзажной школы.
С тех пор всю жизнь Крамской был другом Васильева, его наставником и учителем. Однако настоящая известность пришла к художнику благодаря работе «Вид на Волге. Ряд вопросов освещен Крамским несколько субъективно и не вполне оправданно.
В Крыму Васильев написал и свои самые проникновенные и значительные картины посвящённые природе севера: «Утро», «Заброшенная мельница», «Болото в лесу. В Крыму Васильев написал и значительные картины, посвящённые природе севера: «Утро», «Заброшенная мельница», «Болото в лесу. Этой картиной, закрывшей крымский цикл Васильева, стала работа В крымских горах.
В 1869 году состоялась поездка Васильева в Тамбовскую губернию, в имение графа П. С. Строганова село Знаменское (летом) и на Украину, тоже в имение П. С. Строганова, село Хотень (осенью). Произошло это при прямом воздействии многих передовых художников и в первую очередь Крамского и возглавлявшейся им знаменитой Артели петербургских художников, которая в середине 60-х годов находилась в расцвете своей популярности. Дружба Крамского и Васильева принимала такие трогательные формы, что И. Н. Крамской, человек сдержанный, признавался Васильеву: «Жизнь моя не была бы такая богатая, гордость моя не была бы так основательна, если бы я не встретился с Вами в жизни» Вы – точно часть меня самого и часть очень дорогая, Ваше развитие – мое развитие. В этих картинах больше действия, чем настроения художник лишь начинает свое открытие мира.
Вечерами он еще работал в реставрационной мастерской П. К. Соколова. Они купаются и проворно бродят в поисках корма. Он очень много рисовал, поражая спутников совершенством своих работ.
В своих воспоминаниях он даже называл его учителем, которому стремились подражать все участники поездки. Отец, Александр Васильевич Васильев был бедным чиновником. Важным событием в этот период для юного художника стала его поездка на остров Валаам, где вместе с И. И. Шишкиным он проработал более пяти месяцев: с июня до поздней осени 1867 года. Художник дал в ней глубоко прочувствованный образ убогой и бедной русской деревни. Едва намеченные цапли на переднем плане, кажется, перелетели сюда из «Заброшенной мельницы».
В эти годы Васильев созрел уже и как мыслящая личность. Луг, по сравнению с подвижным небом, словно замер, омытый ливнем. Чёрная лодка на глади пруда напоминает о малороссийских приданиях, связанных с мельницами, мельничными прудами (в которых девушки топились из-за несчастной любви) и о мельниках колдунах. Позднее Илья Репин вспоминал: «К этому счастливцу всех тянуло и сам он зорко и быстро схватывал все явления кругом». Любопытно, что вторую премию получил за «Печорский монастырь» Саврасов, бывший уже признанным пейзажистом.
В живописи он оставался больше рисовальщиком, работая небольшими кистями (по его мнению, маленькими колонковыми кистями «хорошо лепить и рисовать формочки»). Напряженно звучит цвет его зелени. Но для художника природа — прежде всего обитель людей. Центральное произведение о крымской природе— большая картина «В Крымских горах» (1873г., Третьяковская галерея). Большую роль в его воспитании как художника сыграли Шишкин и Крамской. Родился Васильев в Гатчине в семье почтового чиновника.
А позже еще часть полотен приобрел у наследников. Однако в картине есть удивительный «эффект присутствия» — одной только силой мысли и своего творческого воображения художник переносится в болотистый и берёзовый край. Крым Васильева запечатлён во многих картинах: «В Крымских горах», «В Крыму. Осень» (1873), «Мокрый луг» (1872, Третьяковская галерея).
Однако художник тяжело переживал своё «двойственное» состояние, ведь с другой стороны по происхождению он был сыном мелкого чиновника, в паспорте которого не был записан в дети.
Срок близившегося конкурса в Петербурге в Обществе поощрения художников и необходимость участвовать в нем помогли, очевидно, конкретизировать возникшую идею и выбрать что-то более доступное ему из множества сохранившихся и волновавших его душу воспоминаний. В этом светлом, блещущем красками и отражениями мире жизнь человека нелегка. Уже в 12 лет Фёдор Васильев вынужден был пойти работать на почту. В картине очевидны украинские черты. «Проживите Вы еще сто лет, работайте неослабно, не падая, а все идя вперед и тогда такое место в картине, как верхняя половина, будет достойна самого большого мастера». Картина «Заброшенная мельница» написана Фёдором Васильевым в 1872 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве.
На другой берег только что прилетели грачи-разведчики. Эта картина появилась в 1870 году после путешествия с Макаровым и Репиным по Волге.
«Болото» Васильев написал в Крыму по привезённым из России наброскам. Однако на этот раз опасения Васильева были напрасны. Друзей поражало то, как Фёдор Васильев умел держать себя., М., 1977.
Друзья не доумевали, когда у него было время работать и работать много. Работы Васильева выдерживали сравнение с работами прославленного мастера. В Крыму Васильев написал и значительные картины посвящённые природе севера: «Утро», «Заброшенная мельница», «Болото в лесу. Но есть и несколько крымских работ, превосходно выполненных художником.
Уже сразу по возвращении из поездки Васильев создаёт «Оттепель», образ родной природы. Великий князь Александр Александрович (вскоре он станет императором Александром III) заказал художнику повтор этого полотна. В 1870 году Васильев вместе с Репиным и Макаровым побывал на Волге. Эта работа дала дополнительные возможности обучения на практике.
Однако проработал там недолго, бросил службу и начал обучение в Рисовальной школе Общества поощрения художеств. Еще не очистившееся от пронесшейся грозы небо, но сквозь тучи уже просвечивает лучик солнца, высвечивающий светлыми бликами цветы на переднем плане полотна, зеленый покров луга, омытый дождем и часть водоема – в правой части картины. Кое-кто даже в шутку называл этот остров русским Барбизоном. Поражает и количество и качество созданного Васильевым в Крыму.
Однако в картине есть удивительный «эффект присутствия» – одной только силой мысли и своего творческого воображения художник переносится в болотистый и берёзовый край. Естественно, что вскоре молодой художник тоже влился в артель. Итогом совместной поездки на Волгу с И. Е. Репиным (1870) стали рисунки и живописные произведения (Вид на Волге. Это было в конце мая.
С раннего детства проявлял способности и интерес к рисованию. Соколову. Летом 1871 года тяжелая болезнь заставила Васильева срочно уехать в Крым. Вскоре семья перебралась в столицу, но жизнь её от этого лучше не стала. Особенно же впечатляющим показался ему самый мотив одиноких сосен и все, что за ними выше. Широкие бескрайние заснеженные просторы. Природа нехотя просыпается от зимнего сна.
Его картины и этюды проникнуты таким живым, лирическим переживанием природы, что и сейчас они доставляют большое наслаждение. В этот период Васильев активно общается с И. Н. Васильев много писал писем в Москву. Общество поощрения художеств дало ему средства для поездки в Крым (ещё до отъезда Васильев был зачислен вольноопределяющимся учеником Академии художеств и получил звание художника первой степени с условием выдержать экзамен из научного курса).
Общество поощрения художеств дало ему средства для поездки в Крым (ещё до отъезда Васильев был зачислен вольноопределяющимся учеником Академии художеств и получил звание художника первой степени с условием выдержать экзамен из научного курса). В этот период он создаёт множество рисунков (карандаш, акварель, сепия) и картин. Возможно именно в тот приезд на Украину он увидел где-то на тихой речке старую мельницу.
Одним из таких редких случаев был аукцион антиквариата 2004 года, организованный торговым домом «Гелос», специализирующийся на покупке и продаже старинных картин, живописи старых русских мастеров. В какой мере смог Васильев достигнуть поставленной цели и пластично выразить в живописи идею произведения, лучше всего, пожалуй, передает нам подробный разбор ее исполнения Крамским, на имя которого оконченная картина «В Крымских горах» и была отправлена в Петербург.
Картина «Вид на Волге. В юношеских работах заметна тяга к романтическому восприятию природы. в Лондоне.
Учился в Рисовальной школе Общества поощрения художников в Петербурге (1865-1868), был вольнослушателем Академии художеств (1871) – Как художник сформировался под влиянием И. Н. Свой скромный заработок отец проигрывал в карты или пропивал. Благодаря, казалось бы, чисто техническим приемам и, главное, тому, что жизнь света на холсте передается сгармонизированностью тонов в соотношениях земли и небес, каждая его новая картина становилась своеобразной живописной поэмой со своей эмоциональной атмосферой. Картину также хотел заполучить П. Третьяков, которому Васильев в то время был должен тысячу рублей, он просил мастера прислать ему работу ещё до выставки в Петербурге. Идея поехать на Волгу принадлежала Васильеву, которому было известно о том, что Репин собирает материал по «бурлацкой теме».
Лит. : Ф. Васильев. Небо в его пейзажах было то взволнованным, то тяжелым и мрачным, то легким, словно тающим. Скорее всего зима в период оттепели, но, возможно и ранняя весна. Художник (судя по переписке с его близким другом И. Н. Крамским) мечтал о символических пейзажах-откровениях, которые могли бы исцелить человечество, отягощенное «преступными замыслами». В первую зиму 1871-72 годов, проведённую в Крыму Васильев в написал эту картину. В 1871 году Васильев пишет удивительную картину «Оттепель».
Центральное произведение о крымской природе— большая картина «В Крымских горах» (1873г., Третьяковская галерея). Барки». Рисовать он мог только вечерами и по воскресеньям. Но оно не исключает, а даже оттеняет своеобразную красоту пейзажа.
Свинцовые тучи нависли в небе, но через них уже пробивается свет солнца. Третьяков. По возвращении из поездки Васильев создаёт «Оттепель». Итогом этих исканий стала последняя большая работа Васильева В крымских горах.
Стоящие посреди реки, они придают пейзажу некое уныние. Ярким подтверждением этому служит картина Васильева Вид на Волге. Картина сразу стала событием русской художественной жизни. Работал он много и напряжённо, порой в ущерб лечению, по неосторожности усугубляя болезнь. Все картины с этой выставки были раскуплены.
В 1869 году состоялась поездка Васильева в Тамбовскую губернию, в имение графа П. С. Строганова село Знаменское (летом) и на Украину, тоже в имение П. С. Строганова, село Хотень (осенью). Это не способствовало выздоровлению и привело к трагическому концу. он был для нас превосходным учителем. Он работал много и вдумчиво. А с Крамским познакомился на его знаменитых четвергах Артели, куда его ввел Шишкин. Впрочем, Васильев вошел в Артель не робким учеником.
Лестница, приставленная к крыше, покосилась. Уже в 1868 году художник исполнил вполне зрелые свои картины Деревенская улица, После грозы, Возвращение стада, в которых отчетливо проступало тяготение художника к лирическому восприятию природы и более красочной, чем до сих пор, ее передаче.
Великая русская река и необъятные просторы центральной России покорили художника. Даже в самом первом рисунке Валаамского альбома «Пейзаж с монастырем», очень сложном, по разнообразному мотиву, видно большое умение и чувствуется более или менее оформившийся индивидуальный почерк художника. Необычайное дарование уравнивало его со старшими членами Артели.
В этот крымский период он создаёт множество рисунков (карандаш, акварель, сепия) и картин совершенных во всех отношениях. Художник сложился в оригинального мастера русской пейзажной школы. Мы взапуски рабски подражали Васильеву и верили ему. Спустя время оба друга совершат совместное путешествие на Волгу.
Барки» (1870) — важнейший итог этой поездки. Картина Вид на Волге. Васильев – человек гораздо более сложный, чем казалось на первый взгляд. Барки». Картина «В Крымских горах» написана в 1873 году, хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. У Федора рано проявилась способность рисовать.
Федор Александрович Васильев ушел из жизни очень рано, ему было всего лишь двадцать три года. Чуть колышущаяся, почти зеркальная вода, низкий песчаный берег, открытый горизонт. Стройные сосны имеют в своём облике нечто северное (крымские сосны, как правило, несколько ниже и разлапистей), что, возможно и пленило тосковавшего по России художника. У самого берега реки примостилась избушка со слепым окошком.
Лето следующего года Васильев провел с Репиным на Волге. Исключительное дарование художника сказалось уже в ранних его произведениях (Деревенская улица, 1868 Летний жаркий день, 1869 После дождя, 1869).
Над эскизами Васильев работал в имении графа Строгонова, а закончил картину в Крыму. Для исследователей его творчества это не заменимый источник сведений о его картинах. Даже ей стало скользко. Источник света как бы изнутри, сквозь небеса, освещает землю, постепенно перемещая свет.
Атмосфера товарищества, споры, горячие обсуждения всех новых явлений искусства и жизни и, главное, повседневная напряженная работа – все это увлекло молодого художника.