В 1427 году Ван дер Вейден поступил учеником в мастерскую Робера Кампена. Рогир ван дер Вейден (1399/1400, Турне — 18 июня 1464, Брюссель) — нидерландский живописец, наряду с Яном ван Эйком считается одним из основоположников и наиболее влиятельных мастеров ранненидерландской живописи. На марке номиналом 28 центов картина Рогира ван дер Вейдена «Полиптих с Рождеством».
Ван дер Вейден был также блестящим портретистом, умевшим с большой тонкостью передать малейшие нюансы душевных чувств. Рогир ван дер Вейден родился в 1399 или 1400 году в городе Турнэ, Бельгия. Картина ван дер Вейдена «Снятие» с креста (1438, Мадрид, Прадо) считается одним из величайших произведений мирового искусства. Двое сыновей Ван дер Вейдена, Ян и Питер, также стали художниками: первый избрал профессию ювелира, второй — живописца. «снятие с креста» — единственное произведение, о котором точно известно, что оно принадлежит Рогиру ван дер Вейдену.
На одной из марок «Портрет Филиппа Доброго» работы Рогира ван дер Вейдена. Триптих «Семь таинств» является одним из наиболее спиритуалистических созданий Рогира ван дер Вейдена, но вместе с тем и более философски значительных. Некоторые исследователи выделяют группу произведений, относящихся к раннему периоду творчества Рогира ван дер Вейдена (Алтарь Мероде из музея Метрополитен и др. ). Она свидетельствует еще иотом, что в1450-х годах слава Рогира ван дер Вейдена достигла Италии.
Рогир ван дер Вейден (Rogier van der Weyden) (ок. На одной марке «Портрет дамы» Рогира ван дер Вейдена. Есть немного определенных фактов жизни ван дер Вейдена. На одной из марок картина Рогира ван дер Вейдена.
Ван дер Вейден нарушает каноны, придавая телу Девы необычное, однако, чрезвычайно эмоционально насыщенное положение, как бы рифмующееся с положением тела ее Сына. На марках номиналом 40 и 60 сентаво, 2 сукре картины Рогира ван дер Вейдена. Обе марки с картинами Рогира ван дер Вейдена (но на одной он назван своим именем, на другой – Рогер де ла Пастуре).
Относительно немного работ приписаны относительно долгой карьере ван дер Вейдена, но это не означает, что он был непродуктивным, больше что вероятно, что многие были потеряны. Рогир ван дер Вейден стал создателем особого типа портрета в нидерландском искусстве. На одной из марок картина Рогира ван дер Вейдена. Ван-дер-вейден, Рогир (1400—64), живописец нидерландской школы, последователь Ван-Эйков (см. ). В алтарных композициях Рогира ван дер Вейдена нет того светлого и радостного чувства, которое пронизывает работы Яна ван Эйка.
Нидерландский живописец Рогир ван дер Вейден (настоящее его имя – Роже де ла Пастюр) родился в Турне, в семье резчика по дереву. Она свидетельствует еще и о том, что в 1450-х годах слава Рогира ван дер Вейдена достигла Италии. Рогир ван дер Вейден (нидерл. Rogier van der Weyden, 1399/1400, Турне — 18 июня 1464, Брюссель) — нидерландский живописец, наряду с Яном ван Эйком считается одним из основоположников и наиболее влиятельных мастеров ранненидерландской живописи.
Когда Ван дер Вейден решил стать живописцем, он выбрал для обучения мастерскую самого известного тогда в Турнэ художника Робера Кампена. Рогир ван дер Вейден (нидерл. В 1427 году Рогир ван дер Вейден начал обучаться в мастерской Робера Кампена.
Кроме того, один из первых историков «фламандских примитивов» Карел ван Мандер утверждал, что Рогир являлся учеником и подражателем ван Эйка. Благодаря такой «реконструкции» творческого наследия перед нами предстает художник величайшей утонченности, способный передать самое глубокое чувство и мельчайшие нюансы в портретах. Так, рассказывают, будто в 1815году Иоганн Вольфганг Гете увидел «Алтарь церкви Св. Религиозные композиции Рогира пользовались большим успехом. Более всего поражал зрителей, съезжавшихся со всей Европы, чтобы увидеть эти панели, «живой» автопортрет Рогира, вписанный им в композицию одной из них. Ученик настолько усвоил кампеновское стремление насытить библейские сцены уютными подробностями домашнего быта, что различить их работы начала 1430-х практически невозможно (оба художника не подписывали свои произведения). Помянутая картина Св. 1378 – 1444) не вызывает у исследователей сомнений.
Алтарный образ был выполнен позаказу гильдии стрелков г. Лувена. Мастер Флемаля в самых значительных своих картинах (Флемальский алтарь во Франкфурте), оставил золотой и узорчатый фон примитивов. Художники не сошлись характерами и очень скоро поссорились. Существует гипотеза, что именно Рогир в молодости создал произведения, приписываемые т. н. Флемальскому мастеру (более вероятный кандидат на их авторство – его наставник Робер Кампен). Темную одежду оттеняет золотая цепь на шее и золотистая же кайма на воротнике и рукавах.
Лука, рисующий мадонну", ГЭ иМузей изящных искусств, Бостон). Показательна в этом отношении правая створка небольшого «Триптиха семейства Брак» (1450-е, Париж, Лувр). Примерно вэто время Брюссель доверяет художнику серьезный заказ. и исп. Рогир создает свои лучшие алтарные композиции: триптих «Алтарь Бладелина» (центральная часть) триптих «Алтарь Св.
1457), упомянувшего о ней в своем сочинении «О знаменитых людях». Существует предположение, согласно которому данное противоречие объясняется тем, что Рогир получил ученое звание Мастера (соответственно, в области, отличной от живописи) перед тем, как стать художником. По размаху замысла и мастерству исполнения «Страшный Суд» — это свой собственный Гентский алтарь Рогира. времени смог так глубоко понять одухотворенность готического собора, как это сделал Рогир.
Р. ван дер В. – выдающийся портретист своего времени. Онбыл уже слишком стар, чтобы быть суетным, даипохвалы аристократов были ему невновинку. Фрагмент лондонской Национальной галереи Чтение Magdalen был описан Кэмпбеллом как «один из больших шедевров искусства пятнадцатого века и среди самых важных ранних работ Рогира». Художники несошлись характерами иочень скоро поссорились. Положение рук Христа и его матери (новых Адама и Евы) направляет взгляд зрителя на череп Адама иллюстрируя тем самым идею и сущность искупительной жертвы, принесенной Господом во имя падшего человечества. С 1435 работал в Брюсселе, где руководил мастерской.
Колумбы» триптих «Алтарь Св. Кроме того, не следует забывать, что Рогир в зените своей прижизненной славы стоял во главе огромной коммерческой мастерской, поставившей производство работ «под Мастера» на поток. Зарегистрированным лучшим является Снятие с креста в музее Прадо, Мадрид.
Мастер пишет ее ослабевшей и почти теряющей сознание от горя. Как отмечает выдающийся знаток «фламандских примитивов» Эрвин Панофский, Рогир представляет собой принципиально новый, неведанный доселе тип буржуазного гения: обласканного властью успешного художника, щедрого бенефактора, честного семьянина и горожанина. в 1432) и двое младших сыновей — Питер и Ян. илл. Показателен портрет Франческо дЭсте.
В противоположную сторону направляются спасшиеся. Так, рассказывают, будто в 1815 году Иоганн Вольфганг Гете увидел «Алтарь церкви Св. Именно этим числом датирован документ, свидетельствующий о том, что «некто Роже де ля Пастюр поступил учеником к мастеру Роберу Кампену».
В. не подписывал своих картин, но иногда ставил начальные буквы на рамах. Лука, рисующий Мадонну (С. -Петербург, Эрмитаж), полиптих Страшный Суд (Бон (Бургундия), капелла Госпиталя, 1446-1451), Алтарь Бладелена (Берлин – Далем), Молодая женщина в белом головном уборе (Берлин – Далем) и Филипп де Круа (Антверпен, Музей изящных искусств). 1460, Мюнхен, Старая пинакотека), показано Поклонение волхвов. На картинах же XV ст. Трон символизирует ее будущую роль Царицы Небесной.
Так, к примеру, сохранилось множество портретов бургундского герцога и членов его семьи (Карла Смелого, Антуана Бургундского и других), принадлежащих кисти ван дер Вейдена. Его гамма также преимущественно холодна, светла, его техника жестка и отчетлива. 1435, Прадо, Мадрид см.
идеи Р. ван дер В. по-своему воплотил К. Массейс творчество мастера оказало значит. В 1445 году Иоанн (Хуан) Иоанн II Кастильский преподносит запрестольный образ, написанный Рогиром, монастырю Мирафлорес. У Рогира и Элизабет, помимо Корнелиуса, еще было трое детей: дочь Маргарита (флам.
Не свойствен его ранним работам и особый интерес к пространственной глубине картины. Но все его картины – духовное завещание, которое он писал долгие годы. Рогир должен был написать для городской ратуши четыре панели натему правосудия.
Впрочем, эта книга всегда считалась серьезным, заслуживающим доверия источником. 1460, Брюссель, Королевские музеи изящных искусств), безымянные женские портреты.
Период творческого становления Рогира (к которому, видимо, принадлежит луврское «Благовещение») также плохо освещён источниками. Cornelius). 1 Прототипом этих церковных interieuroв Роже (Семь Таинств в Брюсселе) может считаться вся насквозь светлая картина Яна ван Эйка (известная только в копиях) Мадонна в готическом соборе (лучший экземпляр в Берлине). Известно, что к 1427 году относится упоминание о Рогире, как о «Мастере Роже де ля Пастюре» (фр. Maistre Rogier de le Pasture), что позволяет выдвинуть предположение о наличии у него университетского образования.
Не так в варианте Роже. Все наблюденное им подчиняется выражению духовной эмоциональной жизни. Известны слова, сказанные монархом охудожнике: «Великий фламандец». 1455, Старая пинакотека, Мюнхен).
В., впрочем, уступает Эйкам в отношении гармоничности тонов и тонкости письма. На левой створке изображены таинства (слева направо): Крещение, Конфирмация (обряд приема в церковную общину подростков, достигших определенного возраста), Исповедь. На переднем плане зритель видит Богородицу с младенцем Иоанном Крестителем на руках и праведного Захарию, отца святого Иоанна, пишущего на бумажке имя, которым нужно назвать мальчика (Захария онемел, усомнившись в том, что у него, никогда не имевшего детей, почти уже старца, может родиться сын и вновь обрел дар речи только после того, как нарек ребенка Иоанном). Предполагают, что в образе Святого Луки Рогир изобразил самого себя. Период творческого становления Рогира (к которому, видимо, принадлежит луврское «Благовещение») также плохо освещён источниками.
Период творческого становления Рогира (к которому, видимо, принадлежит луврское «Благовещение») также плохо освещён источниками. С 1970-х эта живопись была связана с двумя маленькими головами в коллекции Музея Calouste Gulbenkian (Лиссабон) Святой Кэтрин и Св. благочестивые диптихи, где на одной створке изображён заказчик (донатор), а на другой– Мадонна с Младенцем или святой покровитель. Известно лишь, что в 1426 году Рогир (или, точнее, Роже – именно так следует произносить имя художника, данное ему при рождении, на среднефранцузском, родном языке Мастера) продает дом недавно скончавшегося отца в Турне (нынешняя Бельгия).
О снятии с креста Иисуса (в связи с положением во гроб) упоминают все евангелисты, однако ни одна из книг Священного Писания не свидетельствует о том, что в снятии участвовали Богородица, жены-мироносицы, Иоанн Богослов, обыкновенно изображаемые в произведениях на эту тему. Идейный центр композиции — мертвый Христос и Дева Мария, упавшая в обморок. Эти произведения были: «Страшный суд», написанный на 8 створках, «Рождество Спасителя» (ныне в Берлинском музее) на 3 створках (триптих), «Поклонение волхвов» (ныне в Мюнхенской пинакотеке)— одно из последних по времени произведений Вейдена. Тон неба, далей и города слегка розоватый и сумерки уже окутывают лоджию первого плана. Теперь мыможем составить понятие оних только покопиям, сохранившимся ввиде гобеленов. Существует предположение, согласно которому данное противоречие объясняется тем, что Рогир получил ученое звание Мастера (соответственно, в области, отличной от живописи) перед тем, как стать художником.
Эта, одна из самых знаменитых его картин, выполнена Рогиром около 1438 г. по заказу гильдии стрелков г. Лувена. Идентифицировать его с Жаком Даре (деятельность которого известна по документам с 1432 по 1468 гг. ) нельзя, по несходству произведений, объединенных именем Флемаля, с достоверными произведениями Даре – художника, в свое время хотя и знаменитого, но далеко уступающего Мастеру Флемаля. Особенностью является, в противоположность Боутсу известный индифферентизм к пейзажу. В 1446—1452 гг. Колумбы», ок.
В том же 1460 году герцогиня Миланская Бьянка Мария Сфорца (1425-1468) послала своего придворного художника Дзенетто Бугатто в Брюссель, учиться у Рогира ван дер Вейдена. Один из крупнейших мастеров раннего нидерландского Возрождения. В левой створке за сценой крещения следует конфирмация, где можно заметить епископа Шевро, далее— осуществление таинства исповеди. Глубокая связь живописи со скульптурой заметна и в стремлении имитировать статуи на внешних створках живописных алтарей («Страшный суд», ок. Достоверных сведений о детстве и юности будущего мастера практически не сохранилось. Ноги Христа поддерживает Никодим, тайный ученик Иисуса. Заспиной св. Луки, впросвете приоткрытой двери, виднеются бык икнига— традиционные атрибуты евангелиста.
1440 «Алтарь св. В 1432 году был принят в гильдию живописцев Турне, позднее, с 1435 года, работал в Брюсселе, где завел большую мастерскую, выполнял самые разнообразные заказы и имел много учеников.
Боковые створки триптиха несохранились. Надо всем высится фигура Судии-Христа. художник. В том же году Рогир женится на дочери брюссельского сапожника Элизабет Гоффэртс (нидерл. В 1435 переехал в Брюссель, где занял ведущее положение, получил звание гор. Рогир ван дер Вейден или Роже де ла Пастюр (1399 или 1400 – 18 июня 1464) был Ранним голландским живописцем. К этому времени художник уже успел жениться на дочери зажиточного сапожника и обзавестись сыном (о нем известно, что он стал монахом и умер в 1473 году).
39Распятие на кресте39, теперь во Дворце Escorial, было пожертвовано Rogier Картезианскому монастырю Scheut за пределами Брюсселя. Онвосседает нарадуге, как напрестоле.
Не слишком ли много берем мы на себя. наз. Он пренебрег единым масштабом для того, чтобы выделить центральную группу. Творческим успехам сопутствовал успех материальный.
Будущий классик Северного Возрождения родился в 1399 или в 1400 в Турне (герцогство Бургундия) в семье ножовщика (фр. Более всего поражал зрителей, съезжавшихся совсей Европы, чтобы увидеть эти панели, «живой» автопортрет Рогира, вписанный имвкомпозицию одной изних. Крайняя справа – Мария Магдалина.
Художник исходил из представления, что поклонение волхвов предшествовало представлению Господа в храме (или – на языке того времени – очищению блаженной Девы Марии). По-видимому, мастер избрал его, чтобы ничто не отвлекало зрителя от основного сюжета. Весы определят ихпосмертную судьбу: либо вечное блаженство, либо вечные муки. Мастер Флемальского алтаря в своем отношении к свету и по своей красочности подходит к Роже.
Свинцовые небеса озарены сполохами адского пламени. В глубине у алтаря церкви священник совершает таинство евхаристии. В более поздних произведениях художник изображает вместо нейтрального фона интерьер («Алтарь семи таинств», 1445–50, Королевский музей изящных искусств, Антверпен см. элементами («Алтарь Бладелена», 1445–50, КГ, Берлин «Алтарь св. Колумба» (хранится в Старой Пинакотеке в Мюнхене), триптих изображающий Благовещение, Поклонение волхвов и внесение младенца-Христа во храм и заявил, что половина его литературного наследия не выдерживает никакого сравнения с гениальностью алтарной композиции. Мастер Флемаля в самых значительных своих картинах (Флемальский алтарь во Франкфурте), оставил золотой и узорчатый фон примитивов.
В1443году онприобретает два больших дома водном изсамых фешенебельных районов города. Он избегает густых теней, контрастных сопоставлений. В 1444—1447г.
После его ученичества он был сделан владельцем Гильдии Турнея Св. мастеров, среди которых– Д. Баутс, Х. ван дер Гус, Х. Мемлинг. В противоположную сторону направляются спасшиеся.
Итал. В художественном воплощении каждого отдельного образа огромную роль начинает играть линеарно пластическая структурная схема, приобретающая характер отточенной графической формулы. Иоанна Крестителя», 1455–60, КГ, Берлин). В 1463 Рогир ван дер Вейден получил письмо от Бьянки Сфорца, герцогини Милана, в котором она выражала мастеру благодарность за то, что он принял ее протеже к себе в ученики.
Позже он поселился в Брюсселе, которым тогда управлял Филипп Добрый. теперь в Гравенорской гал., в Лондоне). 1460, Метрополитен-музей, Нью-Йорк), «Портрет пожилого мужчины» (1455–60, Собрание Тиссена-Борнемисы, Мадрид), «Портрет молодой женщины» (ок.
Ранние произведения Рогира ван дер Вейдена не сохранились (отдельныеисследователи считают ими работы Р. Кампена). Этот смелый и необычный ход как бы символизирует идею преданности Богоматери Богочеловеку. Рогир ван дер Вейден (нидерл. Выстраданной – да, пролитой через себя (как воду проливают через уголья, чтобы очистить), но не вымученной. У Рогира и Элизабет, помимо Корнелиуса, ещё было трое детей: дочь Маргарита (флам. Как бы то ни было, в 1432 году Рогир становится членом городской гильдии живописцев Турне. Возможно, что это письмо герцогини – простая дань приличиям.
В конце жизни, по словам БСЭ, «отказывается от универсализма художественного мировосприятия ван Эйка и концентрирует всё внимание на внутреннем мире человека». Крайняя справа— Мария Магдалина. Если раньше среди его заказчиков преобладали богатые бюргеры, то теперь к мастеру все чаще обращаются представители аристократии. В центральной части большого триптиха известного под названием «Алтарь Святой Коломбы» (ок.
До него каждому таинству обыкновенно посвящалась отдельная картина. Удивляет одно – в 1427 году Рогир был уже довольно взрослым человеком. 1457), упомянувшего о ней в своем сочинении О знаменитых людях. Некоторые историки искусства считают, что художник отлучился из Брюсселя в связи с поездкой в Рим. И, скорее всего, «уважаемый и любимый мастер» не обратил на письмо герцогини большого внимания. Края картины Рогир оформляет в виде резной деревянной рамы, включая в композицию арбалет.
Важную роль в алтарных композициях Рогира ван дер Вейдена начал играть пейзажный фон (триптих «Алтарь Колумбы», ок. Ученик настолько усвоил кампеновское стремление насытить библейские сцены реалистичными подробностями домашнего быта, что различить их работы начала 1430-х практически невозможно (оба художника не подписывали свои произведения).
Такова находящаяся в петербургской Эрмитаже картина «Святой Лука, рисующий Мадонну». Лука, рисующий Мадонну (С. -Петербург, Эрмитаж), полиптих Страшный Суд (Бон (Бургундия), капелля Госпиталя, 1446–1451), Алтарь Бладелена (Берлин – Далем), Молодая женщина в белом головном уборе (Берлин – Далем) и Филипп де Круа (Антверпен, Музей изящных искусств). Вполне возможно, что ученичество уКампена было для художнмка своеобразным «фиктивным браком». Факт ученичества Рогира уРобера Кампена (ок. 1378-1444) невызывает уисследователей сомнений. Этот смелый и необычный ход как бы символизирует идею преданности Богоматери Богочеловеку. Художник чаще обращается к лирическим мотивам и образам Евангелия.
Свинцовые небеса озарены сполохами адского пламени. Характерна хотя бы следующая несообразность: на правой створке св. Надо всем высится фигура Судии-Христа. Положение рук Христа и его матери (новых Адама и Евы) направляет взгляд зрителя на череп Адама иллюстрируя тем самым идею и сущность искупительной жертвы, принесенной Господом во имя падшего человечества. Теперь картины мастера стали менее мрачными, в них появилось больше света и воздуха.
В глубине извивается измокшая дорога, засаженная по краям оголенными деревьями. Замечательна также и работа "Святой Лука, рисующий Мадонну", 1435-40 (вверху). Добавим еще, что Рогир был очень набожен (известно, что он не один раз жертвовал монастырям и церквям крупные суммы, а в 1462 году даже стал членом братства Святого Креста) и потому сомневаться в его «паломничестве» в Рим у нас нет оснований. Книга Фацио ценна не только известием о посещении живописцем Рима.
С 1435 работал в Брюсселе, где руководил мастерской. Огромная часть работ Мастера, львиная доля которых — на светские сюжеты, к настоящему времени утеряна. Алтарь словно воспроизводит ср. -век. Впрочем, эта книга всегда считалась серьезным, заслуживающим доверия источником. Впечатление этюда с натуры производит жалкий низкий хлев, на пороге которого стоит одетая в белое (с голубыми тенями) Богоматерь, погруженная в молитву перед раскинувшимся на земле только что родившимся Христом. Сцены семи образов совершения таинств располагаются в нефах готического собора. Слева – таинства крещения, конфирмации исповеди.
В 1427 году вписан в цех художников св. В 1445 году Иоанн (Хуан) Иоанн II Кастильский преподносит запрестольный образ, написанный Рогиром, монастырю Мирафлорес. Ноги Христа поддерживает Никодим, тайный ученик Иисуса. Может быть и слишком. Выполненные Рогиром ван дер Вейденом портреты отличаютсялаконизмом, острым выявлением характерных особенностей модели ("Портрет женщины", Картиннаягалерея, Берлин-Далем "Франческо дЭсте", Метрополитен-музей), выразительностью образов.
Будущий классик Северного Возрождения родился в 1399 или в 1400 в Турне (герцогство Бургундия) в семье ножовщика (фр. Известно лишь, что в 1426 году Рогир (или, точнее, Роже— именно так следует произносить имя художника, данное ему при рождении, на среднефранцузском, родном языке Мастера) продает дом недавно скончавшегося отца в Турне (нынешняя Бельгия). Колумбы» триптих «Алтарь Св. Краем платка Мария утирает текущие из ее глаз слезы.
Впечатление этюда с натуры производит жалкий низкий хлев, на пороге которого стоит одетая в белое (с голубыми тенями) Богоматерь, погруженная в молитву перед раскинувшимся на земле только что родившимся Христом. Характерна хотя бы следующая несообразность: на правой створке св. Кроме того известно, что Рогир выполнил заказ на роспись городской ратуши (главного здания любого средневекового города) Брюсселя (соответствующие фрески, живописующие торжественные картины отправления правосудия, однако, к настоящему времени утрачены). Рядом с ней стоит Миро, последователь Христа (держит в руке сосуд с маслом). В. произвел много работ, которые доставили ему широкую известность.
Этот алтарный образ, как и другие картины мастера (например, «Святой Лука, рисующий Мадонну»), породил огромное число подражаний и копий. Лишь о нескольких работах Рогира ван дер Вейдена – в частности, о «Снятии со креста», хранящемся ныне в мадридском музее Прадо, – говорится в современных ему письменных источниках достаточно подробно и точно. 1460, Нац. архит.
Что и произошло в 1432 году. Еще дальше виднеется озеро, окаймленное невысокими холмами. Исследователи предполагают, что к 1427 году Рогир был уже вполне сложившимся живописцем, а к Кампену он «фиктивно поступил» лишь ради получения официального статуса мастера.
влияние также на франц., нем. Особенного внимания заслуживает здесь фигура Богоматери. Платок она держит так, словно не только утирает слезы, но и закрывается им. Добавим еще, что Рогир был очень набожен (известно, что оннеодин раз жертвовал монастырям ицерквям крупные суммы, ав1462году даже стал членом братства Святого Креста) ипотому сомневаться вего «паломничестве» вРим унас нет оснований.
Здесь все лепится в холодном, ровном полуденном свете. Кроме того, не следует забывать, что Рогир в зените своей прижизненной славы стоял во главе огромной коммерческой мастерской, поставившей производство работ «под Мастера» на поток. сцены всегда показаны на переднем плане, как на театральной площадке, которая «выгорожена» интерьером или др.
Вот этот избыток, преднамеренное допущение крайности проявления чувства (то, что мы называем теперь экспрессией) было открытием Рогира. Всем им придется взойти на огромные весы, которые держит в руке архангел Михаил. Известно лишь, что в 1426 году Рогир (или, точнее, Роже — именно так следует произносить имя художника, данное ему при рождении, на среднефранцузском, родном языке Мастера) продает дом недавно скончавшегося отца в Турне (нынешняя Бельгия). Даже внутренности церквей (или те готические беседки, в которых он любит помещать драматические эпизоды) полны холодной и равномерной озаренности.
Отметим, что Рогир был первым живописцем изобразившим все семь таинств одновременно. Мария, сидящая у подножия трона, кормит грудью младенца Христа. Р. ван дер В. имел большую мастерскую, под его влиянием сложилось целое поколение нидерл. Во второй половине XV века на севере Европы экспрессивная, отличающаяся интенсивной эмоциональностью манера Рогира преобладала над наследием Кампена и ван Эйка. 1435, Мадрид, Прадо) — центральная часть не сохранившегося полностью триптиха.
Сильный (но в то же время мягкий) свет на самих фигурах является при этом условностью, которой не сумел преодолеть ван Эйк: ведь главные священные фигуры должны были быть видимы с полной отчетливостью и отступление от этого правила сошло бы за род иконографической ереси.
Добавим еще, что Рогир был очень набожен (известно, что он не один раз жертвовал монастырям и церквям крупные суммы, а в 1462 году даже стал членом братства Святого Креста) и потому сомневаться в его паломничестве в Рим у нас нет оснований. Иоанна Крестителя» триптих «Семь таинств». Ему чуждо разнообразие эффектов вечера, ночи, яркого солнца, – именно того, что придает творениям Боутса столько жизненности. Характерна для Роже его вариация на тему Ролленовской Мадонны – картина Святой Лука, пишущий портрет Богоматери, прекрасная копия с которой (или повторение. ) имеется у нас в Эрмитаже. Рогир ван дер Вейден известен и как портретист. В облике одного из персонажей Рогир ван дер Вейден показал самого герцога Бургундского, Карла Смелого. Рогир ван дер Вейден (1399/1400-1464) родился в г. Турне (герцогство Бургундия) в семье резчика по дереву. Джозефа.
Что и произошло в 1432 году. matre-coutelier) по имени Анри. Далее следы живописца теряются – вплоть до 5 марта 1427 года.
Кроме того, один из первых историков «фламандских примитивов» Карел ван Мандер утверждал, что Рогир являлся учеником и подражателем ван Эйка. Рядом сней стоит Миро, последователь Христа (держит вруке сосуд смаслом). 1399, Турне– 18. 6. 1464, Брюссель), нидерл. Самой ранней из известных картин считается «Снятие с креста» (ок. maitre-coutelier) по имени Анри. Одним из любимых сюжетов Священного Писания становится у Рогира в 1450-е годы поклонение младенцу Христу.
Ван дер Вейден имел также большое влияние на немецкого живописца и гравера Мартина Шонгоера, печати которого были распределены на всем протяжении Европы с прошлых десятилетий 15-го века. Он побывал в Венеции, Риме, Ферраре. 1460, Метрополитенмузей, НьюЙорк «Рыцарь ордена Золотого руна», ок. Композицию последней картины, кстати, Рогир в точности «снял» с одной из работ Яна ван Эйка, старшего своего современника. В конце жизни, по словам БСЭ, «отказывается от универсализма художественного мировосприятия ван Эйка и концентрирует всё внимание на внутреннем мире человека». Ученик настолько усвоил кампеновское стремление насытить библейские сцены реалистичными подробностями домашнего быта, что различить их работы начала 1430-х практически невозможно (оба художника не подписывали свои произведения).
На правой створке изображены таинства (слева направо): Рукоположение (обряд возведения в священный сан: дьякона, священника и епископа), Венчание и Последнее помазание. В архивах Брюсселя сохранилась запись о том, что в 1450 году Рогир ван дер Вейден уезжал из города. Рогир должен был написать для городской ратуши четыре панели на тему правосудия.
В конце жизни, по словам БСЭ, «отказывается от универсализма художественного мировосприятия ван Эйка и концентрирует всё внимание на внутреннем мире человека». Многие его наиболее важные работы были разрушены в течение конца 17-го века. Дали имеют в себе резкость ветреного дня и ветер действительно рябит реку лоджия же первого плана не обладает горячим уютным полутоном, как у ван Эйка. Особенностью является, в противоположность Боутсу известный индифферентизм к пейзажу.
Так, к примеру, сохранилось множество портретов бургундского герцога и членов его семьи (Карла Смелого, Антуана Бургундского и других), принадлежащих кисти ван дер Вейдена. В 1449г. Он сначала упомянут в хронологических записях в 1427, когда, относительно поздно в жизни, он изучил живопись под Campin во время 1427–32 и скоро затмил его владельца и, позже, даже влиял на него. 1445, КГ, Берлин), «Портрет Франческо дЭсте» (ок.
Он в алом епископском платье и митре. иск-во не оказало на Р. ван дер В. заметного влияния. Идейный центр композиции— мертвый Христос и Дева Мария, упавшая в обморок. Напротяжении двухсот пятидесяти лет они считались лучшими произведениями мастера. скульптуру.
В 1450 г. Рогир ван дер Вейден посетил Рим и Флоренцию, где по заказу древнейших княжеских семейств дЭсте и Медичи создал несколько картин и в том числе «Портрет Франческо дЭсте» (Francesco dEste, 1460). Таковы близкие по решению портреты из Национальных галерей Лондона и Вашингтона.
Кроме того, не следует забывать, что Рогир в зените своей прижизненной славы стоял во главе огромной коммерческой мастерской, поставившей производство работ «под Мастера» на поток.
Ранние произведения Рогира ван дер Вейдена не сохранились (отдельные исследователи считают ими работы Р. Кампена). Примитив сказывается (кроме фигур) лишь в неточном эффекте восходящего из-за гор слева золотого солнца, в бандеролях с надписями, орнаментально извивающихся среди композиции и, наконец, в условных позах персонажей. Запрестольный образ Мирафлореса был, вероятно, уполномочен королем Хуаном II Кастилии, так как Хуан II пожертвовал его монастырю Мирафлореса в 1445. У креста поникли три скорбные фигуры: слева на коленях Мария Саломея, справа—Мария Алфейская, позади креста—Мария Магдалина.
С общим умиленным (но в то же время и чем-то тревожным) настроением картины гармонирует "заоконный" пейзаж с убегающей вдаль речкой и прозрачным, каким-то "предсумеречным" небом. Если бы ее не поддерживал апостол Иоанн, она не имела бы сил стоять на ногах. 1460, Королевский музей изящных искусств, Брюссель).
1443–1451, Музей Госпиталя, Бон) и в изображении резных порталов в обрамлениях («Алтарь Мирафлорес», ок. Благоговение перед Мастером питал и Альбрехт Дюрер. В том же году Рогир женится на дочери брюссельского сапожника Элизабет Гоффэртс (нидерл. Elisabeth Goffaerts), а в следующем году у пары рождается первенец— Корней (среднефр. Так единственной из сохранившихся к настоящему времени работ Рогира, носящей авторскую подпись, является вашингтонский портрет женщины. Как бы то ни было, в 1432 году Рогир становится членом городской гильдии живописцев Турне.
Колумба» (хранится в Старой Пинакотеке в Мюнхене), триптих изображающий Благовещение, Поклонение волхвов и внесение младенца-Христа во храм и заявил, что половина его литературного наследия не выдерживает никакого сравнения с гениальностью алтарной композиции. 1460). Рогир должен был написать для городской ратуши четыре панели на тему правосудия. Идейный центр композиции — мертвый Христос и Дева Мария, упавшая в обморок.
Причем художник с необычайной чуткостью и точностью распределяет их динамически и ритмически в ком позиции картины. Иоанна Крестителя» триптих «Семь таинств». Творческим успехам сопутствовал успех материальный. Так же уступает Роже в своем потрясающем Снятии с Креста (Эскуриал).
В «Алтаре Бладелена» (Мидделбургский алтарь Берлин, Государственные музеи) коленопреклоненные Мария и Иосиф и заказчик картины Питер Бладелен умиленно взирают на обнаженное тельце Младенца. Учился, вероятно, в Турнеу Р. Кампена, влияние которого испытал. Вот некоторые персонажи картины.
Примерно в это время Брюссель доверяет художнику серьезный заказ. Elisabeth Goffaerts), а в следующем году у пары рождается первенец – Корней (среднефр. триптих семейства Брок, наход. В центральной части алтаря он рисует распятого Христа с предстоящими.
Кроме того, один из первых историков «фламандских примитивов» Карел ван Мандер утверждал, что Рогир являлся учеником и подражателем ван Эйка. В глубине извивается измокшая дорога, засаженная по краям оголенными деревьями. в 1432) и двое младших сыновей – Питер и Ян. Пейзаж этот (около 1440-х годов) стоит особняком больше всего напоминает он меланхолические пейзажи XIX века. по заказу бургундского канцлера Ролена, одного из самых богатых и могущественных людей того времени, Рогир исполняет полиптих «Страшный суд» для капеллы алтаря госпиталя в Боне (Бургундия), основанного самим Роленом. Большинство портретов художника изображает знатных и влиятельных жителей страны («Портрет Франческо дЭсте» (ок.
Он переехал в Брюссель в 1435, где он быстро установил свою репутацию его технического умения и эмоционального использования линии и цвета. В Ролленовской Мадонне все дышит теплым вечерним воздухом. У ворот Небесного Иерусалима их встречает ангел. Колумба» (хранится в Старой Пинакотеке в Мюнхене), триптих изображающий Благовещение, Поклонение волхвов и внесение младенца-Христа во храм и заявил, что половина его литературного наследия не выдерживает никакого сравнения с гениальностью алтарной композиции.
В 27 – 28 лет современные ему художники уже открывали собственные мастерские, а Рогир только-только приступает к учебе. Вполне возможно, что ученичество у Кампена было для художнмка своеобразным «фиктивным браком». К последней половине 15-го века он затмил Яна ван Эика в популярности. На центральной панели триптиха изображен распятый Спаситель. Рыдающие женщины, мертвенно-бледное лицо Богоматери (оно даже бледнее, чем лицо Ее Сына), скорбно-сосредоточенные лица Иосифа Аримафейского и Никодима, тайных ("страха ради иудейска") учеников Иисуса, – все это заставляет вновь и вновь переживать события Великой Пятницы. 1437- после 1514), пошел по стопам отца.
Нообэтой поездке неговорит никто, кроме итальянского гуманиста Бартоломео Фацио (ум. 1457), упомянувшего оней всвоем сочинении «Ознаменитых людях». (К сожалению, эта работа до нас не дошла: она погибла еще в XVII веке. ) Великолепным образцом этого периода творчества художника является триптих «Снятие с креста» (1438), написанный художником для капеллы Гильдии стрелков в Левене. Мария, сидящая уподножия трона, кормит грудью младенца Христа. Колумба Композиция была исполнена для алтаря церкви Св.
Cornelius). Тон неба, далей и города слегка розоватый и сумерки уже окутывают лоджию первого плана. Даже внутренности церквей (или те готические беседки, в которых он любит помещать драматические эпизоды) полны холодной и равномерной озаренности1. Все вырисовывается с полной отчетливостью, все гранено в строгой равномерности выдержанной пластичности.
Палата Este и семьи Медичи уполномочила картины от него. В том же году Рогир женится на дочери брюссельского сапожника Элизабет Гоффэртс (нидерл. Известно, что к 1427 году относится упоминание о Рогире, как о «Мастере Роже де ля Пастюре» (фр. Существует предположение, согласно которому данное противоречие объясняется тем, что Рогир получил ученое звание Мастера (соответственно, в области, отличной от живописи) перед тем, как стать художником. Обстоятельства получения Рогиром художественного образования запутаны.
(Rogier van der Weiden, Roger de la Pasture около 1400—1464)— нидерландский художник. Вот таким образом и глаза их смотрят мимо зрителя. Картины похвалила или описала серия комментаторов до их разрушения, включая Дюрера (1520), Vasari (1568), Molanus (c. 1570–1580) и Baldinucci (1688). Рогир ван дер Вейден (нидерл. Они разнесли его влияние по Франции, Германии и Испании.
Corneille, флам. Колумба» (хранится в Старой Пинакотеке в Мюнхене), триптих изображающий Благовещение, Поклонение волхвов и внесение младенца-Христа во храм и заявил, что половина его литературного наследия не выдерживает никакого сравнения с гениальностью алтарной композиции. Кэтому времени художник уже успел жениться надочери зажиточного сапожника иобзавестись сыном (онем известно, что онстал монахом иумер в1473году). Так, рассказывают, будто в 1815году Иоганн Вольфганг Гете увидел «Алтарь церкви Св. Известные нам обстоятельства получения Рогиром художественного образования запутаны.
илл. Косвенно печати Шонгоера помогли распространить стиль ван дер Вейдена. Они были разрушены во французской Бомбардировке Брюсселя в 1695, но известны из многих выживающих описаний из бесплатной частичной копии в гобелене (Берн, Музей Historisches) и из других бесплатных и частичных копий в рисовании и живописи.
В 16в. Крайняя слева— Мария, жена Клеопы, одного изучеников Иисуса. Но само Ее лицо излучает неземной свет. Заметное влияние на творчество художника оказал нидерландский художник Ян ван Эйк (Jan van Eyck), с работами которого, по мнению искусствоведов, Рогир ван дер Вейден мог подробно ознакомиться в г. Брюгге, где бывал в период между 1432 г. и 1435 г. и г. Турне (1427 г. ) Рогир ван дер Вейден умер 18 июня 1464 г. (Rogier van der Weyden Рожье де ла Патюр, Rogier de la Pasture) (около 1400 – 1464), нидерландскийхудожник.
Как бы то ни было, в 1432 году Рогир становится членом городской гильдии живописцев Турне. Благодаря такой «реконструкции» творческого наследия перед нами предстает художник величайшей утонченности, способный передать самое глубокое чувство имельчайшие нюансы впортретах. В 1450 году художник посетил Италию. Что ипроизошло в1432году.
И, скорее всего, «уважаемый илюбимый мастер» необратил написьмо герцогини большого внимания. Умер Рогир ван дер Вейден в Брюсселе в 1464. мастерскую. Ряд искусствоведов полагает, что некоторое время Рогир ван дер Вейден работал скульптором и именно этим объясняется упоминание о нем, как о Мастере Роже де ля Пастюре» (Maistre Rogier de le Pasture), относящееся к 1427 г. С 1427 г. по 1432 г. Рогир ван дер Вейден обучался в мастерской нидерландского живописца Робера Кампена (Robert Campin).
Рогир ван дер Вейден — художник следующего после Яна ван Эйка поколения. к ст. К этому времени многие работы Мастера приписывались другим художникам, в основном Яну ван Эйку или Дюреру. Группа предстоящих у креста как бы образуе круг.
Cornelius). В 1450совершил путешествие в Италию. Алтарный образ «Снятие сокреста», является признанным шедевром мировой живописи.
он написал для госпиталя в Боне (Beaune) «Страшный суд», в котором особенно интересны, по своей жизненности, фигуры заказчиков этой картины, трехстворный складень с иконами Христа, Богородицы, Иоанна Крестителя, евангелистов и Марии Магдалины (т. Богоматерь бессильно опускается без чувств, ее бросается поддержать Иоанн. Впрочем, на правой створке Алтаря Мероде (Брюссель) он открывает окно комнаты св.
Положение рук Христа и его матери (новых Адама и Евы) направляет взгляд зрителя на череп Адама иллюстрируя тем самым идею и сущность искупительной жертвы, принесенной Господом во имя падшего человечества. Все четыре были закончены до 1450. Флемальскому мастеру (более вероятный кандидат на их авторство— его наставник Робер Кампен). Margaretha, род.
Кроме того известно, что Рогир выполнил заказ на роспись городской ратуши (главного здания любого средневекового города) Брюсселя (соответствующие фрески, живописующие торжественные картины отправления правосудия, однако, к настоящему времени утрачены). Примитив сказывается (кроме фигур) лишь в неточном эффекте восходящего из-за гор слева золотого солнца, в бандеролях с надписями, орнаментально извивающихся среди композиции и, наконец, в условных позах персонажей. Несмотря нато, что онбыл одним изсамых заметных художников вофламандской живописи XVвека, оего жизни мызнаем очень мало. Накартине Рогира ван дер Вейдена действие происходит воткрытой лоджии.
Среди приписываемых ему произведений: «Св. Лука, рисующий Мадонну» (С. -Петербург, Эрмитаж), полиптих «Страшный Суд» (Бон (Бургундия), капелла Госпиталя, 1446-1451), Алтарь Бладелена (Берлин— Далем), Молодая женщина вбелом головном уборе (Берлин— Далем) иФилипп деКруа (Антверпен, Музей изящных искусств). Elisabeth Goffaerts), а в следующем году у пары рождается первенец — Корней (среднефр.
Удивительно, но эта картина кажется больше своих размеров и гораздо монументальнее. Один из основоположников иск-ва Возрождения в Нидерландах. галерея искусства, Вашингтон).
В 1440-е гг. Возможно, что это письмо герцогини— простая дань приличиям. Художник словно отрешается отбогатства мира, его неинтересует предметное окружение человека, более того— онвводит всвои картины традиционный для уже уходящего средневекового искусства абстрактный золотой фон. Существует гипотеза, что именно Рогир в молодости создал произведения, приписываемые т. н.
Все фигуры написаны на ровном "деревянном" фоне. в 1432) и двое младших сыновей— Питер и Ян. Положение рук Христа и его матери (новых Адама и Евы) направляет взгляд зрителя на череп Адама иллюстрируя тем самым идею и сущность искупительной жертвы, принесенной Господом во имя падшего человечества. Период творческого становления Рогира (к которому, видимо, принадлежит луврское «Благовещение») плохо освещён источниками. Но об этой поездке не говорит никто, кроме итальянского гуманиста Бартоломео Фацио (ум.
Напротив Марии коленопреклоненный Лука запечатлевает ееобраз. К этому времени художник уже успел жениться на дочери зажиточного сапожника и обзавестись сыном (о нем известно, что он стал монахом и умер в 1473 году). Более сдержанны в своем горе величественные старцы, поддерживающие Спасителя.
На картине Рогира ван дер Вейдена действие происходит в открытой лоджии. Факт ученичества Рогира у Робера Кампена (ок. Кроме того известно, что Рогир выполнил заказ на роспись городской ратуши (главного здания любого средневекового города) Брюсселя (соответствующие фрески, живописующие торжественные картины отправления правосудия, однако, к настоящему времени утрачены). Последняя деталь может иметь отношение к лувенской Гильдии лучников.
На центральной панели запечатлен момент крещения Иоанном Иисуса Христа. Кроме того, один из первых историков «фламандских примитивов» Карел ван Мандер утверждал, что Рогир являлся учеником и подражателем ван Эйка. Один из крупнейших мастеров раннего нидерландского Возрождения. Именно этим числом датирован документ, свидетельствующий отом, что «некто Роже деляПастюр поступил учеником кмастеру Роберу Кампену». С видимым наслаждением и с равномерным (иногда слишком равномерным) усердием выписывает он детали обстановки: дюбель, посуда, архитектурные части и при этом пренебрегает окутывать все написанное общей светотенью. Они разнесли его влияние по Франции, Германии и Испании.
Достоверные сведения о детстве, юности и образовании будущего мастера отсутствуют. Известны слова, сказанные монархом о художнике: Великий фламандец. Международная репутация Рогира прогрессивно увеличивалась.
Известны слова, сказанные монархом о художнике: «Великий фламандец». Именно с середины 1440-х годов начинает меняться «состав клиентуры» Рогира ван дер Вейдена. Так, к примеру, сохранилось множество портретов бургундского герцога и членов его семьи (Карла Смелого, Антуана Бургундского и других), принадлежащих кисти ван дер Вейдена. На протяжении двухсот пятидесяти лет они считались лучшими произведениями мастера. В конце жизни, по словам БСЭ, «отказывается от универсализма художественного мировосприятия ван Эйка и концентрирует всё внимание на внутреннем мире человека».
Справа – таинства соборования, брака и рукоположения. Но не менее выразительны и его полотна, где Дева Мария изображена с Младенцем. Corneille, флам. Вскоре начал работать по заказам городского совета. В 1450-е гг.
Центральная часть алтаря посвящена теме Страшного суда. Известные нам обстоятельства получения Рогиром художественного образования запутаны. Он учился в Турнэ у Робера Кампена (к сожалению, не сохранилось ни одной картины, которую можно было бы с уверенностью считать работой этого мастера). Весы определят их посмертную судьбу: либо вечное блаженство, либо вечные муки.
Одновременно с этим известно, что, несмотря на титул «Мастера», в период с 1427 по 1432 Рогир обучается в мастерской Робера Кампена известного, как Флемальский мастер. Некоторые исследователи выделяют группу произведений, относящихся к раннему периоду творчества Рогира ван дер Вейдена (Алтарь Мероде из музея Метрополитен и др. ). Он восседает на радуге, как на престоле. Известные нам обстоятельства получения Рогиром художественного образования запутаны. Как отмечает выдающийся знаток «фламандских примитивов» Эрвин Панофский, Рогир представляет собой принципиально новый, неведанный доселе тип буржуазного гения: обласканного властью успешного художника, щедрого бенефактора, честного семьянина и горожанина6.
Здесь все лепится в холодном, ровном полуденном свете. Всем импридется взойти наогромные весы, которые держит вруке архангел Михаил. Первые и третьи группы были подписаны и первый датированный 1439. Влияние ван Эйка ярко проявилось в композиции «Лука, рисующий Мадонну», дошедшей до нас в 4 копиях (Эрмитаж, С. -Петербург Музей изящных искусств, Бостон Музей Грутхусе, Брюгге Старая пинакотека, Мюнхен). Одновременно с этим известно, что, несмотря на титул «Мастера», в период с 1427 по 1432 Рогир обучается в мастерской Робера Кампена известного, как Флемальский мастер. Некоторые искусствоведы склонны считать, что в образе святого Луки Рогир изобразил самого себя.
Таковы, например, Портрет Франческо дЭсте (ок. Возможно, что это письмо герцогини – простая дань приличиям. Так же уступает Роже в своем потрясающем Снятии с Креста (Эскуриал). Учился, вероятно, в Турне у Р. Кампена, влияние которого испытал.
Пейзаж этот (около 1440-х годов) стоит особняком больше всего напоминает он меланхолические пейзажи XIX века. Далее следы живописца теряются— вплоть до5марта 1427года. Впрочем, особенностью Роже можно считать его пленэризм. Одновременно с этим известно, что, несмотря на титул «Мастера», в период с 1427 по 1432 Рогир обучается в мастерской Робера Кампена известного, как Флемальский мастер. На боковых панелях проиллюстрированы прочие таинства известные римско-католической церкви.
После возвращения Бугатто вИталию в1463году, герцогиня Миланская написала письмо «уважаемому илюбимому мастеру Рогиру», вкотором благодарила его задоброе отношение кеепротеже. Центральная часть алтаря посвящена теме Страшного суда. У Рогира и Элизабет, помимо Корнелиуса, ещё было трое детей: дочь Маргарита (флам. евангелист Лука, срисовывающий лик Богоматери». На протяжении двухсот пятидесяти лет они считались лучшими произведениями мастера.
Впоследствии уРогира ван дер Вейдена иего жены родилось еще поменьшей мере трое детей, один изкоторых, Питер (ок. 1437- после 1514), пошел постопам отца. И в работах Рогира он также занимает одно из главных мест. 1458–1459, Старая пинакотека, Мюнхен). За спиной св. Впрочем, эта книга всегда считалась серьезным, заслуживающим доверия источником.
Существует предположение, согласно которому данное противоречие объясняется тем, что Рогир получил ученое звание Мастера (соответственно, в области, отличной от живописи) перед тем, как стать художником. Но об этой поездке не говорит никто, кроме итальянского гуманиста Бартоломео Фацио (ум. Corneille, флам. Они были уполномочены городом Брюсселем за Гульден Camere (Золотая Палата) Брюссельской Ратуши.
Теперь мы можем составить понятие о них только по копиям, сохранившимся в виде гобеленов. Он избегает густых теней, контрастных сопоставлений. Все вырисовывается с полной отчетливостью, все гранено в строгой равномерности выдержанной пластичности. Впрочем, к концу жизни (не под впечатлением ли путешествия в Италию. ) отношение главы брюссельской школы к пейзажу меняется. Еще дальше виднеется озеро, окаймленное невысокими холмами. В 1460 году герцогиня Миланская Бьянка Мария Сфорца (1425 – 1468) послала своего придворного художника Дзенетто Бугатто в Брюссель, учиться у Рогира ван дер Вейдена.
Вокруг этой работы современные искусствоведы сгруппировали несколько сходных по стилю портретов и картин на религиозные сюжеты, которые, по их мнению, тоже могли быть выполнены Рогиром ван дер Вейденом. Его почти скульптурно вылепленная голова резко выделяется на фоне каменной стены. Исследователи предполагают, что к1427году Рогир был уже вполне сложившимся живописцем, акКампену он«фиктивно поступил» лишь ради получения официального статуса мастера. Тело Христа и фигура теряющей сознание Богородицы образуют основной "узел" композиции, что подчеркивается сходством поз (вплоть до расположения рук).
к ст. Как отмечает выдающийся знаток «фламандских примитивов» Эрвин Панофский, Рогир представляет собой принципиально новый, неведанный доселе тип буржуазного гения: обласканного властью успешного художника, щедрого бенефактора, честного семьянина и горожанина4. Его отцом был преуспевающий торговец скобяными изделиями Анри де ля Пастюр («де ля Пастюр» является французским эквивалентом фламандского «ван дер Вейден» и переводится как «Луговой»). Исследователи предполагают, что к 1427 году Рогир был уже вполне сложившимся живописцем, а к Кампену он фиктивно поступил лишь ради получения официального статуса мастера.
Лишившуюся чувств богоматерь поддерживает Иоанн. эмоциональную нагрузку и передают характер образа: «Портрет молодой женщины» (ок.
Сильный (но в то же время мягкий) свет на самих фигурах является при этом условностью, которой не сумел преодолеть ван Эйк: ведь главные священные фигуры должны были быть видимы с полной отчетливостью и отступление от этого правила сошло бы за род иконографической ереси2. Обратите внимание на образ "Мадонна и Младенец" (после 1454), помещенный на следующей странице. По размаху замысла и мастерству исполнения «Страшный Суд» — это свой собственный Гентский алтарь Рогира. Правая часть. Характерно для прохладного, несколько сухого и аскетического искусства Роже то, что он избегает изображения уютных обывательских комнат (к редким исключениям в его творчестве принадлежат intйrieurы на боковых створках Иоанновского алтаря в Берлине). 2 Впервые художники решаются (и раньше всех других венецианцы) ставить в тень Христа, Богоматерь и вообще главных действующих лиц лишь в XVI веке. 3 Существуют две картины (не считая повторений или копий) Мемлинка (в Прадо и в Брюгге), очень близко подходящих к этой картине Роже и особенно к пейзажной ее части. 4 Как звали на самом деле художника, носящего со времени изыскания Г. фон Тчуди имя одного из своих главных произведений (алтаря из Флемаля – ныне во Франкфурте-на-Майне), остается до сих пор не установленным.
Именно этот факт помещает de la Pasture и ван дер Вейдена как один и тот же художник. В1445году Иоанн (Хуан) Иоанн IIКастильский преподносит запрестольный образ, написанный Рогиром, монастырю Мирафлорес. Достоверные сведения о детстве, юности и образовании будущего мастера отсутствуют. Художники не сошлись характерами и очень скоро поссорились. Достоверных сведений о детстве и юности будущего мастера практически не сохранилось.
Будучи придворным художником герцога Бургундского Филиппа Доброго, создавал портреты аристократов, в т. ч. иск-во своего времени. Даже в XVI веке под влиянием Рогира оставались многие художники, от Бернарта Орлея до Квентина Массейса. На ней изображена полуфигура Марии Магдалины, сидящей на первом плане в спокойной позе. Достоверных сведений о детстве и юности будущего мастера практически не сохранилось.
Удивляет одно— в1427году Рогир был уже довольно взрослым человеком. Согласно греческой легенде, евангелист Лука был первым, кто написал портрет Девы Марии. Ясности и чистоте женского облика соответствует тишина и спокойствие природы.
Брюссельский магистрат поднес Вейдену почетный титул городского художника: pourtraiteur de la ville, с чем соединялись некоторые особенные права. В 1450 году предпринял путешествие в Италию. Туда, в ад, горестно следуют, нераскаявшиеся грешники. Существует предположение, согласно которому данное противоречие объясняется тем, что Рогир получил ученое звание Мастера (соответственно, в области, отличной от живописи) перед тем, как стать художником. Этот смелый и необычный ход как бы символизирует идею преданности Богоматери Богочеловеку.
Margaretha, род. Идейный центр композиции – мертвый Христос и Дева Мария, упавшая в обморок. Напротив Марии коленопреклоненный Лука запечатлевает ее образ. Это путешествие оказало на его творчество благотворное действие.
В1460году герцогиня Миланская Бьянка Мария Сфорца (1425-1468) послала своего придворного художника Дзенетто Бугатто вБрюссель, учиться уРогира ван дер Вейдена. Боковые створки триптиха не сохранились. Однако большинство ученых считают, что они принадлежат Мастеру из Флемаля. Рогир создал большое количество алтарных композиций: одиночные алтари, алтарные диптихи, триптихи и полиптихи для монастырей, церквей и соборов как в родных Нидерландах, так и за рубежом. Говоря об этом периоде в творчестве художника, невозможно не упомянуть о его знаменитой работе – «Святом Луке, рисующем Мадонну» (1435 – 40).
Существует гипотеза, что именно Рогир в молодости создал произведения, приписываемые т. н. Флемальскому мастеру (более вероятный кандидат на их авторство — его наставник Робер Кампен). В 1426 поступил в мастерскую Р. Кампена, в 1432 открыл собств. После возвращения Бугатто в Италию в 1463 году, герцогиня Миланская написала письмо «уважаемому и любимому мастеру Рогиру», в котором благодарила его за доброе отношение к ее протеже. Одновременно с этим известно, что, несмотря на титул «Мастера», в период с 1427 по 1432 Рогир обучается в мастерской Робера Кампена известного, как Флемальский мастер. Существует гипотеза, что именно он в молодости создал произведения, приписываемые т. н. Флемальскому мастеру (более вероятный кандидат на их авторство — его наставник Кампен).
Творческим успехам сопутствовал успех материальный. В левой детали мадридских створок внимание приковывает выгнутое круглое зеркальце, подобное тому, что украшает стену комнаты Арнольфини. Луки.
Таким образом, приписывая мастеру туили иную картину искусствоведы вынуждены руководствоваться исключительно косвенными признаками. В знаменитом «Снятии с креста» (ок. Среди приписываемых ему произведений: Св.
Сочетания холодных и теплых локальных пятен цвета образуют у Рогира эмоционально выразительные созвучия, подвластные основному настроению картины. Так, рассказывают, будто в 1815 году Иоганн Вольфганг Гете увидел «Алтарь церкви Св. Ряд искусствоведов полагает, что некоторое время Рогир ван дер Вейден работал скульптором и именно этим объясняется упоминание о нем, как о Мастере Роже де ля Пастюре» (Maistre Rogier de le Pasture), относящееся к 1427 г. С 1427 г. по 1432 г. Рогир ван дер Вейден обучался в мастерской нидерландского живописца Робера Кампена (Robert Campin). В 1435 г. художник поселился в Брюсселе, где ему сопутствовал успех и в 1436 г. он стал официальным художником города. В 1450 г. Рогир ван дер Вейден посетил Рим и Флоренцию, где по заказу древнейших княжеских семейств дЭсте и Медичи создал несколько картин и в том числе «Портрет Франческо дЭсте» (Francesco dEste, 1460). Заметное влияние на творчество художника оказал нидерландский художник Ян ван Эйк (Jan van Eyck), с работами которого, по мнению искусствоведов, Рогир ван дер Вейден мог подробно ознакомиться в г. Брюгге, где бывал в период между 1432 г. и 1435 г. и г. Турне (1427 г. )Рогир ван дер Вейден умер 18 июня 1464 г. Около 1430 года Рогир женился и вскоре перебрался на родину жены, в Брюссель, где довольно быстро занял ведущее положение, получив звание городского живописца. Заключительное упоминание о Rogier de la Pasture в финансовых отчетах Турнея, 21 октября 1435, перечисляет его как demeurrant Brouxielles (39живущий в Брюсселе39). Но если в портретах его старшего современника ван Эйка мы видели главным образом представителей бюргерского общества, то портретные работы Рогира ближе вкусам аристократии и чаще всего запечатлевают людей этого сословия.
Не так в варианте Роже. Луки в Турне. Рогир создает свои лучшие алтарные композиции: триптих «Алтарь Бладелина» триптих «Алтарь Св.
Колумбы в Кёльне. Его отцом был преуспевающий торговец скобяными изделиями Анри деляПастюр («деляПастюр» является французским эквивалентом фламандского «ван дер Вейден» ипереводится как «Луговой»).
Его гамма также преимущественно холодна, светла, его техника жестка и отчетлива. Бургундия того времени представляла собой условную «третью силу» в Западной Европе по отношению к Франции, ведущей изнурительную Столетнюю войну и Священной Римской империи. С 1427 года учился в своем родном городе Турне у Робера Кампена. Именно вот таким образом св. Но нам остались картины мастера, отмеченные несомненной подлинностью чувства. Трон символизирует еебудущую роль Царицы Небесной.
Среди приписываемых ему произведений: Св. Алтарный образ был выполнен по заказу гильдии стрелков г. Лувена. Однако, с ходом времени творчество Рогира ван дер Вейдена постепенно погрузилось в забвение. живописца и сменил имя на Р. ван дер В. В1436 выполнил серию картин для Ратуши в Брюсселе с изображением сцен правосудия Траяна (не сохр. ), которая считалась его лучшим произведением. Рогир ван дер Вейден (Rogier van der Weyden Рожье де ла Патюр, Rogier de la Pasture), нидерландский художник. От 1436—1449г.
В конце жизни, по словам БСЭ, «отказывается от универсализма художественного мировосприятия ван Эйка и концентрирует всё внимание на внутреннем мире человека». РОГИР ВАН ДЕР ВЕЙДЕН (Rogier van der Weyden, Рожье де ла Патюр, Rogier de la Pasture) (ок. До нас дошло шесть работ, написанных мастером для итальянских заказчиков, включая «Мадонну Медичи» (ок.
Редко кто из художников того. И полностью достигает цели. Ван дер Вейден не оставил автопортретов. В 1443 году он приобретает два больших дома в одном из самых фешенебельных районов города.
Вот некоторые персонажи картины. Этот смелый и необычный ход как бы символизирует идею преданности Богоматери Богочеловеку. Rogier van der Weyden, 1399/1400, Турне — 18 июня 1464, Брюссель) — нидерландский художник, наряду с Яном ван Эйком считается одним из основоположников и наиболее влиятельных мастеров ранненидерландской живописи. Значительно меняется живописная манера и эмоциональный тонус произведений мастера после посещения им Италии. Ее фигура полна сложного движения. Впрочем, на правой створке Алтаря Мероде (Брюссель) он открывает окно комнаты св. Именно вот таким образом св. Лука считался покровителем художников.
Созданные приблизительно в одно и то же время, в середине XV века (о чем свидетельствует сходство головных уборов), они являют нам несколько идеализированные облики молодых придворных красавиц. Известно, что к 1427 году относится упоминание о Рогире, как о «Мастере Роже де ля Пастюре» (фр. Maistre Rogier de le Pasture), что позволяет выдвинуть предположение о наличии у него университетского образования. Известно, что к 1427 году относится упоминание о Рогире, как о «Мастере Роже де ля Пастюре» (фр. Рогир ван дер Вейден (нидерл. Rogier van der Weyden, 1399/1400, Турне— 18 июня 1464, Брюссель)— нидерландский художник, наряду с Яном ван Эйком считается одним из основоположников и наиболее влиятельных мастеров2 ранненидерландской живописи. Ученик настолько усвоил кампеновское стремление насытить библейские сцены реалистичными подробностями домашнего быта, что различить их работы начала 1430-х практически невозможно (оба художника не подписывали свои произведения).
Рогир ван дер Вейден (1399/1400, Турне — 18 июня 1464, Брюссель) — нидерландский художник, наряду с Яном ван Эйком считается одним из основоположников и наиболее влиятельных мастеров ранненидерландской живописи. Характерна для Роже его вариация на тему Ролленовской Мадонны – картина Святой Лука, пишущий портрет Богоматери, прекрасная копия с которой (или повторение. ) имеется у нас в Эрмитаже. Лишь онескольких работах Рогира ван дер Вейдена— вчастности, о«Снятии сокреста», хранящемся ныне вмадридском музее Прадо, — говорится всовременных ему письменных источниках достаточно подробно иточно. В Ролленовской Мадонне все дышит теплым вечерним воздухом.
Крайняя слева – Мария, жена Клеопы, одного из учеников Иисуса. Теперь мы можем составить понятие о них только по копиям, сохранившимся в виде гобеленов. 1460, Нью-Йорк, Музей Метрополитен), Портрет рыцаря ордена Золотого руна (ок. Туда, в ад, горестно следуют, нераскаявшиеся грешники.
Рогир ван дер Вейден (1399/1400-1464) родился в г. Турне (герцогство Бургундия) в семье резчика по дереву. С видимым наслаждением и с равномерным (иногда слишком равномерным) усердием выписывает он детали обстановки: дюбель, посуда, архитектурные части и при этом пренебрегает окутывать все написанное общей светотенью. Известно, что к 1427 году относится упоминание о Рогире, как о «Мастере Роже де ля Пастюре» (фр. Maistre Rogier de le Pasture), что позволяет выдвинуть предположение о наличии у него университетского образования. Его репутация медленно восстанавливалась в течение следующих 200 лет сегодня он известен, с Робертом Кэмпином и ван Эиком, как третье (родом дата) трех великих Ранних фламандских художников (39Vlaamse Primitieven39) и широко как самый влиятельный Северный художник 15-го века. У ворот Небесного Иерусалима их встречает ангел.
Лука считался покровителем художников. Глаза ее распухли от рыданий, лицо покраснело. Примером опять может служить образ Марии Алфейской. Согласно греческой легенде, евангелист Лука был первым, кто написал портрет Девы Марии.
Предание гласит, что евангелист Лука нарисовал портрет Девы Марии (именно вот таким образом он и считался всегда покровителем живописцев). Они разнесли его влияние по Франции, Германии и Испании. Алтарный образ «Снятие со креста», является признанным шедевром мировой живописи. Вдвойне счастлив художник, проживший такую жизнь. Его пространство перспективно едино.
На центральной панели художник изображает таинство причащения. Известные нам обстоятельства получения Рогиром художественного образования запутаны. Около 1430 Рогир женился на девушке из Брюсселя и поселился в этом городе. В 1443 году он приобретает два больших дома в одном из самых фешенебельных районов города.
Рогир ван дер Вейден (нидерл. Rogier van der Weyden, 1399/1400, Турне— 18 июня 1464, Брюссель)— нидерландский художник, наряду с Яном ван Эйком считается одним из основоположников и наиболее влиятельных мастеров ранненидерландской живописи. Как яуже упоминал, «Снятие скреста»— единственное произведение, окотором доподлино известно, что оно принадлежит Рогиру ван дер Вейдену. Кроме того, не следует забывать, что Рогир в зените своей прижизненной славы стоял во главе огромной коммерческой мастерской, поставившей производство работ «под Мастера» на поток. Произведениям Рогира ван дер Вейдена, сохраняющимпозднеготические элементы, свойственны уравновешенность композиции, мягкость линейных ритмов, эмоциональная насыщенность и утончённость колорита, некоторая удлинённость пропорций фигур ("Распятие", Музей истории искусств, Вена "Снятие со креста", Прадо "Св.
В 1450 совершил путешествие в Италию. Исследователи творчества Рогира сходятся на том, что это церковь святой Гудулы в Брюсселе (где впоследствии и похоронили Рогира ван дер Вейдена). Впрочем, особенностью Роже можно считать его пленэризм.
Центральная часть этого произведения – «Поклонение волхвов» – являет собой мирную сцену, в которой волхвы в своих нарядных одеждах похожи на нидерландских аристократов, современников художника. Одновременно с этим известно, что, несмотря на титул «Мастера», в период с 1427 по 1432 Рогир обучается в мастерской Робера Кампена известного, как Флемальский мастер. Рогир создает алтарные триптихи «Благовещение» (центральная часть) и «Распятие» (центральная часть).
Margaretha, род. действующих лицах.