Теперь вам известно содержание картины ван Эйка «Портрет четы Арнольфини». Его картины привлекают взор внутренним сиянием, а также тонким мастерством, которым владел великий Ян ван Эйк. «портрет четы Арнольфини» (нидерл. Portret van Giovanni Arnolfini en zijn vrouw)— картина Яна ван Эйка, первый известный в европейской живописи парный портрет2. Смысловым центром картины Яна ван Эйка «Портрет четы Арнольфини» являются соединенные руки персонажей. Долгое время считалось, что на картине изображены Джованни ди Арриджо Арнольфини со своей женой Джованной Ченами, но в1997 годубыло установлено, что они заключили брак в1447 году, на 13 лет позже появления картины и спустя 6 лет после смерти ван Эйка.
Это особенно заметно по одежде. Фигура младенца нарисована в сложном повороте, над которым художник много работал. Одинаковой формы подбородки (несколько заострённые), уши, разрез глаз, веки. Учитывая этот факт, Лорн Кэмпбелл предположил, что на двойном портрете 1434 года изображены Джованни ди Николао и, вероятно, его вторая жена566. Почти половину живописной поверхности портрета занимает красное пятно облачения кардинала.
Георгий, представляя старого каноника, чуть наступает ногой на край его белого стихаря. Почему среди бела дня горит в люстре одна-единственная свеча.
Оно расположено на центральной оси композиции, прямо над соединёнными руками персонажей. Судя по сохранившимся архаическим частям алтаря — «Поклонение агнцу», фигуры Бога Отца, Марии и Иоанна Крестителя, — Губерта можно назвать мастером переходного периода.
С 1425 года становится придворным живописцем герцога Бургундского Филиппа Доброго. Описанное выше содержание картины — это только наиболее распространенная версия, но для некоторых исследователей более притягательна другая: это автопортрет художника. Художник построил интерьер без строгого соблюдения линейной перспективы, комната видна как бы сверху (её пол уходит чересчур круто вверх), отсутствует единая точка схода.
Портрет вставлен в деревянную раму имитирующую порфир. И что означает надпись над зеркалом «Johannes de Eyck fuit hie» («Иоганнес де Эйк был здесь. Латинская надпись на раме утверждает от имени портретируемой. Наоборот.
Некоторые исследователи, обращая внимание на то, что надпись над зеркалом гласит «Ян ван Эйк здесь был», считают, что один из стоящих на пороге комнаты — сам художник (фигура в синем)19. Подражание Мемлинга в картине «Обручение св. Первый же зал имеет иное оформление. Необычайна сложность построения алтаря.
Образ богоматери у ван Эйка наделен идеальными чертами. А женщина. Платье с таким впечатляющим шлейфов невозможно было носить без посторонней помощи. Вероятно, статуэтка святой Маргариты над кроватью— намёк на имя героини, а также на то, что она должна вскоре родить (святая Маргарита считалась покровительницей рожениц)69.
Выделены цветом лишь их алые одежды разного оттенка. В 1427 г. посетил Турне. Днём занавес на ней поднимался и в комнате принимали гостей, сидя на кровати. Пример ещё одного искажения пространства в картинах ван Эйка: «Мадонна в церкви» (Берлин), где голова Девы Марии достигает верхнего ряда окон, освещающих хоры.
Самой известной и самой спорной работой ван Эйка был один из его первых запрестольных образов, Гентский алтарь (1432) – полиптих, состоящий из двадцати панелей в церкви святого Бавона в Генте. И что означает надпись над зеркалом «Johannes de Eyck fuit hie. 1434» («Иоганнес де Эйк был здесь. Он привез ее в Англию, но только в 1842 году подарил Национальной галерее.
Крупнейшее произведение ван Эйка – знаменитый Гентский алтарь, начатый, согласно позднейшей надписи на внешних створках, старшим братом ван Эйка Хубертом (работал в 1420-х годах в Генте, умер около 1426) и законченный Яном в 1432. Ещё в начале 1930-х годов Мирон Жирмунский обращал внимание на то, что последнее слово «hic» может означать не только «здесь», но и «этот». Историк искусства Лорн Кэмпбелл предполагает, что на портрете изображён Джованни ди Николао Арнольфини, старший из двух Джованни Арнольфини (двоюродных братьев), которые жили в Брюгге одновременно с ван Эйком. Большое свободное пространство отделяет священный символ от всего остального.
Герои изображены в праздничной одежде, но в простом интерьере. Тут и те, кто уверовал заранее и возвестил пришествие Христа и язычники, ученые, философы, неверующие, начиная с античных бардов и до гентских бюргеров: густые бороды, курносые лица, надутые губы, абсолютно живые физиономии. Художник выделяет участок вокруг зеркала светом и это не ровно падающий из окна свет (стена явно освещена неравномерно), это своеобразный ореол, окружающий выпуклое стеклоK 218.
Клапиш-Цубер отмечает, что в то время в Тоскане церемония обручения не требовала присутствия невесты, достаточно было мужчин из её семьи, а помолвка и бракосочетание не имели строго установленного протокола59. Он начинает развиваться в Северной Европе лишь с конца XIV века. Взять хотя бы головные уборы. Женщина с картины ван Эйка, судя по очертаниям её фигуры, явно не носит корсета82. Могли ведь дружить зажиточные бюргеры и художник.
Так, Дэвид Сторк (Стэнфордский университет) указывает, что для получения сферического вогнутого зеркала с фокусным расстоянием, например, 55 см (а по теории Хокни — Фалько, такое зеркало для проекции должно иметь значительное фокусное расстояние)3738, необходимо выдуть стеклянную сферу диаметром около 7 футов, что для мастеров той эпохи было невыполнимой задачей38. Если это бракосочетание, то где же тогда священник. Он также передал эффект прямого и рассеянного света, показав падающий из окна и рефлектирующий от различных поверхностей свет.
Эта смесь позволяла также смягчать и нюансировать цвета. Десять медальонов с изображением страданий Христа украшают его раму. Драгоценности сверкают и переливаются на пылающем пурпуре, любимом цвете ван Эйка.
Подобное суждение высказала в 1972 году и советская исследовательница М. Андроникова: «Поглядите внимательнее, разве напоминает итальянца человек на портрете, ведь у него чисто северный тип. Франциска» и «Мадонна в церкви». По существу, он превратил этот вид искусства из побочного в самостоятельный жанр. Ее обаяние заключено в каком-то особом духовном аристократизме.
Фацио подробнейшим образом описал её в De viris illustribus14. Важный смысловой элемент картины — зеркало на стене. Перед зрителем предстают реальные люди в своей бытовой среде. Среди зрелых произведений художника такие шедевры, как «Луккская Мадонна», «Мадонна каноника ван-дер-Пале» (1436), «Мадонна канцлера Ролена», где в образе канцлера, с его монументальной фигурой и суровым лицом, как бы отразилась целая жизнь.
Погрудные, обычно изображающие модель в трехчетвертном повороте портреты ван Эйка (Тимофей, 1432, Портрет мужчины в красном тюрбане, 1433, – оба в Национальной галерее, Лондон портрет жены художника Маргареты, 1439, Муниципальная художественная галерея, Брюгге) отличаются строгой простотой и отточенностью выразительных средств. Ван Эйк был чуть ли не первым, кто подписал свое полотно. При бургундском дворе не только женская, но и мужская мода была экстравагантной. Может быть, что брачный контракт был просто необходим в этом случае, так как очевидно, что речь идёт о «браке левой руки».
Между тем смысловой центр картины, на который направляют взгляд зрителя изображённые в перспективном сокращении окно и кровать — соединённые руки персонажей. До сих пор вопрос остается открытым.
Основное содержательное начало сосредоточивалось теперь на внутренних частях складня. Теорию Хокни поддержал специалист в области оптики Чарлз Фалько (англ. Charles M. Falco) из Аризонского университета. Известно, что работу над знаменитым Гентcким алтарем в церкви Св.
Но сильный дух сурового каноника торжествует над немощью его плоти. То, что этот человек не принадлежит к аристократии, видно по его деревянным башмакам. Именно таким считается полотно «Портрет четы Арнольфини» (1434 год).
Таков, например, один из наиболее ранних в этом ряду Портрет кардинала Альбергати (1431—1432, Вена, Музей истории искусства). В частности, по мнению Хокни и Фалько, при работе над «Портретом четы Арнольфини» ван Эйк использовал вогнутое зеркало, обводя перевёрнутые проекции изображаемых предметов на основе картины или даже нанося по проекции краски. «Супруг мой Ян закончил 17 июня 1439 г. Возраст мой 33 года. А на последнем плане — далекие синие горы. Вероятно, рассказ этот является выдумкой Хея.
Многие написал Ян ван Эйк картины. Пара – представители зажиточного бюргерства, о чем говорит их одежда. Они одеты в нежные цвета: в бледно-голубые, синие, розовые и лиловые. Если же женщина— Маргарита ван Эйк, тогда мужчина рядом с ней— её муж, художник, а надпись «Ян ван Эйк был здесь» (лат. Johannes de eyck fuit hic 1434) свидетельствует о том, что ван Эйк изобразил себя69. Но в 1950 году крупный английский искусствовед Брокуэлл в своем специальном исследовании написал, что «портрета Арнольфини и его жены вообще не существует». Однако это могло быть и другое произведение, так как «картина в картине» ван Хехта не соответствует описанию, данному Бартоломео Фацио, хотя и повторяет некоторые мотивы15.
Какова бы ни была обстановка, брачный союз (или обручение) скреплялся обменом кольцами, надеваемыми на правые руки и последующим пожатием правых рук73. В середине XV века маленькая Голландия славилась своим богатством и благосостоянием, хотя и не была промышленной страной. Выпуклые зеркала были более доступны. Возможно также, что последнее слово в подписи не «hic», а «pic» (то есть «pictor», «художник»). Реализм подкреплен еще и техникой. Выдающийся художник жил и творил в эпоху Раннего северного Возрождения.
Почему среди бела дня горит в люстре одна-единственная свеча. Здесь художник вновь демонстрирует свое блестящее мастерство портретиста. Ван Эйк написал ее портрет.
Надо сказать, что его весьма ценили и без заказов он не сидел. Кажется, что женщина беременна: живот увеличен, она стоит, отклонив корпус назад и положив руку на живот. Его протяженность дает ощущение определенного расстояния до трона, в то время как верхний срез балдахина рамой неожиданно приближает весь трон к зрителю. Все они со временем могут измениться до неузнаваемости. Одной из ранних работ ван Эйка, датированной примерно 1425 годом, стала «Мадонна в церкви».
На оси симметрии картины находится зеркало, которое висит на задней стене комнаты. Кровать доминирует в обстановке, как и обычно в городских покоях.
Видимо, Джеймс Хей, который командовал тогда 16-м драгунским полком и принимал участие в сражении с армией брата Наполеона, присвоил себе несколько конфискованных полотен, в том числе и знаменитую работу кисти ван Эйка. В пользу этого исследователи указывают на портретное сходство изображенной дамы и жены художника, а также на статуэтку святой Маргариты (изображена над кроватью) – она якобы намекает на имя героини. Никакие драгоценности не украшают ее. Из надписи мы узнаем также, что работа была закончена в 1436 году и помещена в одной из двух капелл хора церкви св. По этой причине присутствие свидетелей было необязательно.
Ян ван Эйк, картины которого можно изучать часами, родился в Нидерландах (сейчас городок Маасейк расположен на территории Бельгии) в конце четырнадцатого века. Но тем самым он сконцентрировал на ее лице все свое внимание. Ян ван Эйк Картины и биография Яна ван Эйка Ван Эйк (van Eyck) Ян (около 1390–1441), нидерландский художник. При жизни пользовался уважением среди художников и заказчиков.
В нем христианский символизм причудливо сочетается с предельным натурализмом. Около 1430 года Ян ван Эйк поселился в Брюгге. Последние слова, разумеется, принадлежат самому художнику. По краям коленопреклоненные фигуры — портреты заказчика алтаря и его супруги. В ней нет ничего от тех женственных образов, которыми мы восхищаемся в картинах ван Эйка.
Интерьер алтаря состоит из «Поклонения ягненку» изобличающий великолепный пейзаж, а также расположенных выше картин, показывающих Бога Отца возле Девы, Иоанна Крестителя, ангелов играющих музыку, Адама и Еву. На женщине платье (т. Любой в обещаниях может стать богатым).
Вот таким образом она отличается изумительным эффектом внутреннего свечения. Донациану, но вместе с тем выражает напряженную работу мысли. Георгий. Герасимов пришёл к выводу, что на двойном портрете изображена Маргарита ван Эйк70. Картина сохранилась исключительно хорошо, хотя ей и пришлось пройти очень долгий путь (одна из версий рассказана в начале статьи), прежде чем она оказалась в Лондонской национальной галерее.
А третьим специалистам не дают покоя кажущиеся странности картины. По их мнению, так как латинский глагол «sum» может иметь следующие значения: быть, существовать, пребывать, состоять в браке, быть написанным, а «hic»— не только тут, здесь, но и— присутствующий здесь, надпись может указывать на то, что художник находится в этом доме на правах хозяина86. Приписывается Ван Эйку и авторство некоторых ранних алтарей, как, например, «Распятие». Крупнейшее произведение ван Эйка – знаменитый Гентский алтарь, начатый, согласно позднейшей надписи на внешних створках, старшим братом ван Эйка Хубертом (работал в 1420-х годах в Генте, умер около 1426) и законченный Яном в 1432. Наиболее ранние — «Стигматизация Св. Так, на древнеримской фреске амуры венчают жениха и невесту, пожимающих друг другу правые руки.
Вишня за окном – пожелание плодовитости в браке. Правда, многие предметы наряду с чисто бытовой характерностью имеют «говорящий» символический смысл (так, пара деревянных туфель символизирует неразлучность, а метелка у стены — чистоту невесты, собачка у ног изображенных — аллегория верности и т. д. ). Еще со времен Средневековья удерживалась традиция наделять предметы символическим смыслом. С 1425 он работал живописцем при дворе бургундского герцога Филиппа Доброго. Образ св.
С 1425 г. он – художник и придворный герцога Бургундского Филиппа III Доброго. Облик каждого глубоко индивидуален. Мотив рук, вложенных одна в другую, лежащий на центральной оси (люстра-зеркало-собачка), дополнительно акцентируется световыми пятнами на полу и стене16. Однако, по мнению исследовательницы, маловероятно, что ван Варневейк и ван Мандер видели картину.
Получилось пространство, наполненное символами. Что может быть великолепнее его облачения. Его губы плотно сомкнуты, брови сдвинуты в переносице, взгляд обращен к св.
Обычно это была женщина, происходившая из низшего сословия. Св. О старшем брате Губерте сохранилось мало сведений. Стиль Эйка основывался на неявной силе реализма, послужил важным подходом в позднем средневековом искусстве. А третьим специалистам не дают покоя кажущиеся странности картины. Эти вопросы, на которые сейчас трудно найти ответы, делают картину еще более загадочной. Но именно Ян ван Эйк создал «Портрет четы Арнольфини» — уникальное явление во всей европейской живописи того времени. Так же поступил и ван Эйк.
К сожалению, портреты эти до нас не дошли, но сам факт подобного задания свидетельствует о том, что художник еще в 1420-е годы зарекомендовал себя как искусный портретист. Теперь их можно было бесконечно варьировать по цвету, добиваясь невиданных ранее оттенков.
н. «пелисон»), подбитое мехом с длинным шлейфом, который при ходьбе должен был кто-нибудь нести. Обычно эта надпись интерпретируется так, что именно Хуберт ван Эйк (ум. Вся поверхность центральной стены покрыта обшивкой из балегемского камня, на стене помещена только одна картина Яна ван Эйка «Богоматерь каноника ван дер Пале». «Мадонна в церкви» – одна из ранних работ, она выполнена в технике поочередного нанесения слоев масляных красок на отшлифованную белую гипсовую грунтовку, покрытую лаком. Чрезвычайная тщательность и вместе с тем обобщенность живописи выявляют самоценность и красоту каждого предмета, обретающего в творчестве ван Эйка реальный вес и объем, характерную фактуру поверхности.
Работал в Лилле и Генте, в 1431 г. приобрёл дом в Брюгге и прожил там до самой смерти. Герцог всецело доверял Яну ван Эйку и неоднократно направлял его с секретными миссиями в Испанию и Португалию (1428-1429 г. г. ), результатом которых стал брак Филиппа Бургундского и Изабеллы Португальской в 1430 г. Самым крупным и знаменитым произведением Яна ван Эйка считается Гентский алтарь, работу над которым он начал вместе с братом Хубертом. У обеих «индивидуальная асимметрия», сходное соотношение размеров лба с остальными частями лица, сам лоб и у той и у другой «высокий и широкий». Эти вопросы, на которые сейчас трудно найти ответы, делают картину еще более загадочной. Другие черты подчеркнуты в канонике ван дер Пале. Предположительно, он появился на свет на севере Голландии в конце XIV века.
Это два брата — Иоганн и Губерт ван Эйки и сестра их Маргарита. Около 1430 года Ян ван Эйк поселился в Брюгге.
До сих пор она остается самым достойным украшением музейного собрания. Панофский, по словам Костер, опирался на свидетельства Маркуса ван Варневейка (Spieghel der Nederlandscher audheyt, 1568) и Карела ван Мандера (Schilderboeck, 1604), считавших двойной портрет изображением брачной церемонии. Недаром при бургундском дворе подобные картины хранились в сокровищницах рядом с золотыми шкатулками, часословами со сверкающими миниатюрами и драгоценными реликвиями. Алтарные преграды украшались обычно скульптурой — круглой или рельефной.
Он впервые применил систему рефлексов используя светосилу цвета. Ночью занавес опускался и возникало закрытое пространство, комната в комнате. Человек изображенный на известном полотне художника Яна ван Эйка, – это богатый купец из итальянского города Лукки. Младший брат Иоганн (Ян), кроме картин, писал еще и портреты. О хорошем образовании Яна можно судить по надписям, которые он оставлял на своих работах.
О том, что жёлтый цвет на полотнах Ван Гога тускнеет, эксперты заявили еще три года назад. Вместо классической фразы «полотно написано тем-то» художник написал «Ян ван Эйк был здесь», подкрепляя версию того, что он – один из свидетелей изображенных в отражении зеркала. В 1794 году во время французской оккупации его хотели отобрать и отправить в Лувр, но последний старейшина Корпорации Коппейн заявил, что продает его за долги Корпорации. Вероятно, Веласкесу была известна эта работа ван Эйка: испанский художник повторил мотив отражения в зеркале в своей картине «Менины»7. В начале XVI века «Портрет четы Арнольфини» принадлежал наместнице Нидерландов Маргарите Австрийской.
Вглядитесь в волосы мадонны — что в мире может быть мягче их. Птица в руках Христа, возможно, символизирует человеческую душу. Ян ван Эйк (1385/1390-1441) родился в Нидерландском городе Маасейк. Одним из первых он освоил пластические возможности масляной живописи используя тонкие, просвечивающие слои краски, положенные один поверх другого (фламандская манера многослойного прозрачного письма). Правда и тут не обошлось без загадок.
В начале XVI века «Портрет четы Арнольфини» принадлежал наместнице Нидерландов Маргарите Австрийской. Посмотрите на ее чуть зардевшееся милое лицо.
Живопись наружных створок почти монохромна. Юная невеста с робкой и нежной доверчивостью вкладывает свою руку в руку жениха. Плюс жена ван Эйка родила в тот же год, что было написано полотно.
По его словам, картина висела в комнате, которую он занимал. Писал Ян ван Эйк картины, которые могут показаться странными. Св. Нежнейшая легчайшая моделировка лица при близком рассмотрении кажется прозрачной. Собачка – признак благосостояния, символ верности и преданности.
Как выразительны, как значительны черты коленопреклоненного канцлера Бургундии. Кстати, есть гипотеза, что на картине ван Эйк изобразил себя с супругой Маргаритой. Напротив, Джованни ди Николао жил в Брюгге с 1419 года (возможно даже, что он поселился там раньше) и вполне возможно, что он познакомился с художником задолго до создания двойного портрета известен его портрет работы ван Эйка.
Одним из первых он освоил пластические возможности масляной живописи используя тонкие, просвечивающие слои краски, положенные один поверх другого (фламандская манера многослойного прозрачного письма).
С помощью масла художник достигает в живописном изображении реализма высшей степени34. Некоторые исследователи приписывают ему несколько лучших листов («Отпевание» и «Взятие Христа под стражу», 1415–1417), так называемого Туринско-Миланского часослова исполненных для герцога Беррийского. Он стал приближённым герцога и провёл несколько секретных миссий для него, включая поездку (1428–1429) в Испанию и Португалию в связи с переговорами, которые привели к браку (1430) Филиппа Бургундского и Изабеллы Португальской. Властность и уверенность в себе ясно читается в лице канцлера Бургундии Николаса Ролена.
Ян Ван Эйк начинал вместе с Губертом как миниатюрист, развив достижения братьев Лимбургов. после 1490), дочерью итальянского купца из Парижа Гуильельмо Ченами. На самом деле он применял новые составы, добиваясь особой глубины и светосилы цвета.
Имеют его и яблоки и собачка и четки и горящая в люстре свеча. Это особенно заметно по одежде. Крупнейшее произведение ван Эйка – знаменитый Гентский алтарь, начатый, согласно позднейшей надписи на внешних створках, старшим братом ван Эйка Хубертом (работал в 1420-х годах в Генте, умер около 1426) и законченный Яном в 1432.
И он, этот большой художник и изобретатель, был очень скромен. Стоит иметь в виду, что в то время все женщины отклоняли корпус назад, выставляя вперёд живот— такая осанка получила название «готической кривой»79, однако под платье в этом случае надевался жёсткий корсет, стягивавший талию и грудь8081.
Картина сохранилась исключительно хорошо, хотя ей и пришлось пройти очень долгий путь (одна из версий рассказана в начале статьи), прежде чем она оказалась в Лондонской национальной галерее. В центре — алтарь, покрытый пурпурной тканью на алтаре — Белый агнец. В 1422–1424 годах он работал при дворе Иоганна герцога Баварии, графа Голландии, в Гааге.
Сегодня эта работа хранится в Лондонской национальной галерее. Картина была заказана художнику каноником церкви св. Почему, например, словно в клятве поднял правую руку мужчина. Небольшое полотно изображает Богоматерь с младенцем Иисусом в помещении церкви.
Хею так понравился портрет, что он упросил владельца продать картину9. Молодая пара изображена в рост, в интерьере собственной комнаты. Следующая Мадонна — «Мадонна канцлера Ролена» (1435) — одно из лучших произведений мастера. Так интерпретация ван Мандера основана на предположении, что персонажи соединяют правые руки, как было принято при вступлении в брак, на картине же мужчина подал женщине левую руку6. Один из зачинателей искусства Раннего Возрождения в Нидерландах, Ян ван Эйк в 1422–1424 работал над украшением графского замка в Гааге, в 1425 стал придворным художником бургундского герцога Филиппа Доброго, в 1427 посетил Испанию, в 1428–1429 – Португалию.
Художник безупречно владел кистью (его полотна отличаются ювелирной филигранностью исполнения), при этом отличался исключительной скромностью: его девизом было — «Как могу». На раме была надпись из Овидия (лат. Promittas facito, quid enim promittere laedit. Эта картина стоит несколько в стороне от остальных произведений ван Эйка. Вообще Нидерланды были, наверное, единственной страной, где живопись развивалась самобытно, без влияния греческого искусства. Гипотеза Хокни была подвергнута критике в научном сообществе36.
Таким образом, латинская надпись под зеркалом может быть прочитана также как: «Этот был Ян ван Эйк»8485. Здесь же художник мог раскрыть все свое композиционное и колористическое дарование.
Особое место в портретном творчестве Яна ван Эйка занимает Портрет четы Арнольфини (1434, Лондон, Национальная галерея). Почему, например, словно в клятве поднял правую руку мужчина. Он был захвачен англичанами после поражения войска Жозефа Бонапарта.
Это творение явило собой новое слово в искусстве Северной Европы. morgen – утро). Судя по силуэтам их костюмов, это мужчина и женщина, черты их лиц невозможно разобрать. В этих двадцати фигурах — сжатый очерк духовной жизни до и после Христа.
Сторонники этой версии указывают на сходство женщины изображённой на парном портрете, с Маргаритой66 (такого же мнения придерживался антрополог и скульптор М. Герасимов)67 и её «явную беременность»— известно, что Маргарита ван Эйк родила одного из сыновей именно в 1434 годуK 8. Ван Эйк (van Eyck) Ян (около 1390–1441), нидерландский художник. Мало жестов и мало позы.
В этом случае надпись читается как: «Это был Ян ван Эйк, художник, 1434»8666.
Мученики, по большей части епископы, — в синих облачениях. Свет, падающий из него, отражается от различных поверхностей. Какой момент в жизни супругов отобразил художник. А женщина.
Скорее всего, картина попала в его руки в Испании в 1813 году после битвы при Витории. Обширный луг, весь испещренный весенними цветами.
Документы свидетельствуют, что в 1432–1433 годах ван Эйк купил дом в Брюгге. Но в 1950 году крупный английский искусствовед Брокуэлл в своем специальном исследовании написал, что «портрета Арнольфини и его жены вообще не существует». Пламя горящей свечи означало всевидящего Христа — свидетеля брачного союза. Ему и Гумберту приписывают миниатюры Туринско-Миланского часослова.
В поисках монументальности и значительности образа мастер использует возможности колорита. Часто при этом роспись наружных створок исполнялась гризайлью (монохромно), как бы имитируя скульптуру. Какой момент в жизни супругов отобразил художник.
Ян ван Эйк умер в Брюгге в июле 1441 г. (дата похорон – 9 июля 1441). В зеркале пара главных персонажей отражается со спины, показана также дверь в противоположной стене комнаты и два человека на её пороге — в красном и синем одеяниях. Далее. Искусство ван Эйка проникнуто глубоким пониманием сущего как логического воплощения Божьего промысла, выражением чего стало строгое, продуманное и вместе с тем жизненно естественное построение композиции, полное тонкого ощущения пространственной соразмерности.
Художнику удалось передать волнующий момент «сосредоточенности человеческого переживания»30. А вот сам Ян ван Эйк, который к 1434 году был уже давно женат и героиня его картины, чей облик напоминает жену художника, могли так подать друг другу руки, поскольку речь на картине идет вовсе не о помолвке. В 1431 он купил себе дом, а через несколько лет женился. Яну принадлежат несколько картин на религиозные темы, созданные после завершения алтаря. По всей вероятности, Ян начал свою деятельность с миниатюры. Согласно документам, его похоронили 9 июля 1441 года.
Достоверно известно, однако, что уже в 1426 году Хуберт умер. В Брюгге нет ослепительного солнца, нет здесь и чудесных видов итальянской природы. Возможно, что пропавшая крышка с ню кисти ван Эйка была изображена В. ван Хехтом на картине «Кабинет искусств Корнелиуса ван дер Геста» (1628, Нью-Йорк, собрание Берг).
Его суровое лицо бесстрастно. Л. Д. В 1530 году портрет унаследовала племянница Маргариты и следующий штатгальтер Нидерландов Мария Венгерская, которая в 1556 году переехала в Испанию и перевезла туда произведение ван Эйка. Однако многие исследователи считают, что «Портрет четы Арнольфини» находился в обозе с произведениями искусства, который французы отправили в Париж в качестве трофеев. в составе герцогского посольства Ян ван Эйк отправился в Испанию, затем в Португалию. 11 сентября 1472) со своей женой Джованной Ченами (ум. Донациану, патрону церкви, который, в свою очередь, смотрит на них.
Однако она по-городскому узка. Еще дальше — более темная полоса холмов и затем — Иерусалим изображенный в виде силуэта города или, вернее, колоколен, высоких башен и шпилей. Что и говорить, красота – страшная сила. Да и рука, лежащая на животе, может быть символом женского начала. Жил художник в Лилле, Турне, Генте и главным образом в Брюгге.
Ван Эйк усовершенствовал технику живописи маслом2. По-французски они назывались «колдуньями», поскольку мистическим образом увеличивали угол обзора у наблюдателя. На многих его полотнах стоит надпись: «Так, как я сумел», — словно он горделиво и вместе с тем смиренно объясняет миру, что большего уже сделать не может. Подобный прием — сочетание яркого пятна одежды и выделенного светом лица, характерен и для других погрудных портретов мастера (Портрет Маргареты ван Эйк, жены художника, 1439, Брюгге, Музей Грунинге). Многие художники стремились улучшить старинные рецепты. В 1427 – 1428 гг. «Подсолнухи» из Амстердама входят в серию одноимённых картин, которые можно увидеть в музеях Мюнхена, Токио, Лондона и Филадельфии.
Ван Эйк передаёт эффект прямого и рассеянного света источником которого является окно. В 1599 году Якоб Келвиц из Лейпцига видел портрет во дворце Алькасар в Мадриде. Выполняя дипломатические поручения своего покровителя, ездил в Португалию (1428—29), где вел переговоры о браке своего патрона с португальской принцессой Изабеллой. Фламандская манера многослойного письма позволяла достичь глубины и богатства цвета33.
На его сияющей золотом воинской одежде играет свет от свечей и окон. Как держать кисть в руках и основам художественного ремесла его обучил брат. Историк искусства Кристофер Уилсон (англ. Christopher Wilson) утверждает, что ван Эйк создавал интерьеры на своих картинах используя части интерьеров реальных помещений6. Хокни считает, что люстра в «Портрете четы Арнольфини» (выполненная в «идеальной проекции») могла быть написана с помощью вогнутого зеркала35. Мужчины носили шапероны и большие цилиндрические шляпы с полями, женщины— так называемые «труффо-орфовре»— головные уборы из двух овальных деталей над ушами, силуэтом напоминающих рога, дополненные золотой сеткой. Донациана, основанных каноником ван дер Пале.
Для него художник выполнял работы для дворца в Гааге. Казалось бы, такая незаметная на первый взгляд подробность — св. В конце работы художник выполнил также и надпись. Он привез ее в Англию, но только в 1842 году подарил Национальной галерее.
Но и здесь, в одном из чистеньких мещанских домиков, можно было увидеть несколько расставленных мольбертов, за которыми работают три человека, удивительно похожих друг на друга.
Трон украшен драматическими скульптурными группами «Убийство Каином Авеля» и «Борьба Самсона со львом», а также статуэтками Адама и Евы в маленьких нишах. Новое исследование определило, какие области холста особенно уязвимы. Считается, что в конце жизни Арнольфини постигло банкротство.
Родиной братьев Ван Эйк считается город Маасэйк. Ван Эйк работал маслом, что для его времени было новаторством. Супружеская пара изображённая на полотне ван Эйка, богата. Красочно описал этот шедевр Э. Фромантен: «Прошли века. Действие на картине Рафаэля «Обручение Марии» также происходит вне храма, в присутствии священника и свидетелей, а Иосиф надевает правой рукой на правую же руку невесты кольцо. Одним из первых он освоил пластические возможности масляной живописи используя тонкие, просвечивающие слои краски, положенные один поверх другого (фламандская манера многослойного прозрачного письма).
От них этому сначала научились итальянцы, а потом и весь мир. На лицах людей лежит печать особого спокойствия, достоинства, душевной ясности. Господа, чтобы не испачкаться в уличной грязи, ездили верхом или в носилках.
Христос родился и умер. Их славят музицирующие и поющие ангелы. В ней горит только свеча над мужчиной, а над женщиной свеча погасла. Это — Небесный Иерусалим, да и весь пейзаж — это воплощение представлений о рае.
Искупление свершилось. Это необычайно тонко, точно и живо. Вероятно и композиционный замысел алтаря принадлежал ему. Художник создает первый в истории искусства Европы парный портрет – изображение купца Джованни Арнольфини и его супруги, проникнутый замысловатой символикой, но в то же время – и интимно-лирическими переживаниями. Известные картины Яна ван Эйка: «Портрет четы Арнольфини», «Тимофей», «Мадонна в церкви», диптих «Распятие и Страшный суд», «Мадонна канцлера Ролена». Ян ван Эйк родился в Северных Нидерландах в г. Маасэйк.
В настоящее время этот шедевр хранится в Риме. Подобный прием пространственной игры будет вскоре перенят у ван Эйка многими последователями. Введением новых составов смол или эмульсий усовершенствовал технику масляной живописи. Среди работ ван Эйка, которые сохранились, самой великой является «Гентский алтарь» – в соборе Сент-Бавон в Генте, Бельгия.
Портрет таит в себе немалую интенсивность духовной жизни. Белое подвенечное платье вошло в моду только с середины XIX века. Как видно из названий, в картинах представлены заказчики, обращающиеся к Богоматери. Судьба художника Точная дата рождения Яна ван Эйка неизвестна. Луки, покровителя живописцев, выставлялся для обозрения.
Если это бракосочетание, то где же тогда священник. Прихожане собора могли видеть алтарь в двух состояниях: в будни его основная внутренняя часть была закрыта створками в праздники они раскрывались, приобщая зрителя к самым глубоким тайнам бытия, а также являя глазу наиболее драгоценную часть живописи. 1434». ).
Они усердно трудятся над выполнением церковных заказов. Такую же восторженную оценку дал через полтора века голландский художник и биограф нидерландских художников Карел ван Мандер: «То, что ни грекам, ни римлянам, ни другим народам не дано было осуществить, несмотря на все их старания, удалось знаменитому Яну ван Эйку, родившемуся на берегах прелестной реки Маас, которая может теперь оспаривать пальму первенства у Арно, По и гордого Тибра, так как на ее берегу взошло такое светило, что даже Италия, страна искусств, была поражена его блеском». Его работы многое сближало с традициями поздней готики (отвлеченно-мистическая трактовка темы, условность в передаче пространства, мало выраженный интерес к образу человека). Голову украшает скромная диадема, Строгость, простота, скромность— достоинства Марии, воплощены в зрительном образе, сочетающем чувственную конкретность земной женщины с величавой торжественностью «царицы небесной».
Таким образом, здесь перед зрителем представала жизнь, разворачивающаяся на земле. Пара изображённая на полотне ван Эйка, принадлежит к зажиточному бюргерству. Немало путешествовал, посетил Испанию, Португалию и другие страны. Как умею». Мужчина изображен у открытого окна, что говорит о его связи с внешним миром.
Этот шедевр был создан двумя братьями, Яном и Хубертом и завершен в 1432 году. 1435, Париж, Лувр) и Мадонна каноника ван дер Пале (1436, Брюгге, Музей Грунинге). Изменения пока не заметны невооружённым глазом. Мария оказывается и удаленной и вместе с тем близкой.
На первом плане слева — коленопреклоненные пророки и большая группа стоящих людей. 1434». ). Позы их торжественно неподвижны, лица полны самой глубокой серьезности. Кроме того, в картине существует внутренняя иерархия в степени значимости изображенных персонажей. Бавона в Генте начал именно он. Впереди «Источник жизни».
Из этих произведений наиболее известны Мадонна канцлера Ролена (ок. Обращают на себя внимание хрупкость фигур и мужчины и женщины, скрытых под тяжёлыми объёмными одеждами изящество кистей женских рук, свойственное скорее позднеготическому стилю, в то время как ван Эйк уже создавал портреты с характерными, узнаваемыми руками отсутствие индивидуальных черт в лице героини, возможно, представляющей собой собирательный образ и «погружённость в себя» её спутника. Лингвисты, к которым обращалась за консультацией М. Андроникова, опирались при определении смысла надписи на основные значения слов «fuit» и «hic».
А мог и сам подарить по дружбе. С портрета на нас смотрит женщина с поразительно характерным и умным лицом. Мы не знаем, какой момент из жизни четы запечатлен. В своей книге «Секретное знание: открытие вновь утраченных методов старых мастеров» изданной в 2001 году, художник Дэвид Хокни утверждает, что появление около 1420-х годов произведений западноевропейской живописи, отличающихся почти фотографической точностью в воспроизведении натуры, является результатом не возросшего мастерства художников, а использования ими оптических приборов.
ФонтанK 4 в «Гентском алтаре» и ваза с лилиями, а также сцены из Ветхого Завета на инкрустированном полу в «Благовещении» из Вашингтона не утратили своего символизма, несмотря на то, что появились в самый последний момент51. Плоские зеркала были по карману только высшей аристократии и считались драгоценностью. Тогда музейщики просто приглушили освещение в выставочных залах.
Некоторые исследователи считают, что у картины существовала верхняя крышка с изображением обнажённой женщины (вероятно, сюжетом её было ритуальное омовение новобрачной). Он ведет с ней сосредоточенный внутренний диалог и полностью отрешен от интересов и соблазнов окружающей его действительности.
Его митра украшена драгоценными камнями так же, как и крест в левой руке. Выдающейся заслугой Ван Эйка является усовершенствование технологии масляной живописи, он первым стал использовать лессировку, получившую название «фламандской манеры».
Красивыми струями вода падает в мраморный бассейн. Тогда, значит, картину следует называть не «Портрет четы Арнольфини», а «Помолвка Арнольфини». Погрудные, обычно изображающие модель в трехчетвертном повороте портреты ван Эйка (Тимофей, 1432, Портрет мужчины в красном тюрбане, 1433, – оба в Национальной галерее, Лондон портрет жены художника Маргареты, 1439, Муниципальная художественная галерея, Брюгге) отличаются строгой простотой и отточенностью выразительных средств. Звучные цветовые пятна красочных одеяний, усыпанных драгоценными камнями, сияние золота и парчи, узоры бархата создают ослепительную картину, внезапно замыкающуюся по краям обнаженными фигурами прародителей человечества — Адама и Евы. Ему многим обязаны все крупные нидерландские художники во главе с Рембрандтом.
Богоматерь с младенцем представляет собой центр и смысл всей композиции. На фреске Джотто «Обручение Марии» мужчина и женщина также соединяют правые руки. Художник владел перспективным изображением и, соединяя его с передачей света, создавал пластический эффект, до тех пор недостижимый.
В 1990-х годах историком Жаком Павьо было установлено, что Джованни ди Арриджо Арнольфини и Джованна Ченами заключили брак только в 1447 году, на 13 лет позже появления картины и спустя 6 лет после смерти ван Эйка53546. Ян Ван Эйк искал живописные средства для освобождения образов своих героев от церковно-канонических норм, отказавшись от включения в портрет религиозных символов. Сохранившиеся портреты Яна ван Эйка относятся уже к следующему десятилетию. Р. Биллиндж (научный сотрудник лаборатории инфракрасной рефлектографии Национальной галереи) и Л. Кэмпбелл в связи с этим отмечают, что эти детали не являются, как принято было считать, частью продуманной художником программы и, возможно, картина просто портрет, в котором нет никакого скрытого смысла4950. Так кто же все-таки герой картины.
Это были слова на родном фламандском, французском, греческом, латинском языках иврите. Вершина творчества ван Эйка – монументальные алтарные композиции Мадонна канцлера Ролена (около 1436, Лувр, Париж) и Мадонна каноника ван дер Пале (1436, Муниципальная художественная галерея, Брюгге). В корону, которую ангел держит над ней, — как блещет она в тени.
Вершина творчества ван Эйка – монументальные алтарные композиции Мадонна канцлера Ролена (около 1436, Лувр, Париж) и Мадонна каноника ван дер Пале (1436, Муниципальная художественная галерея, Брюгге). Женщина стоит около постели, что подчервикает ее роль хранительницы очага. На одном из них изображены святой Юлиан и святая Марта, перевозящие Христа через реку. На улицах голландских городов звучала чужеземная речь со всех концов света. Старый каноник стоит на коленях, держа в руках молитвенник и очки. Произведения эти совсем невелики по размерам и исполнены маслом на деревянной доске.
Некоторые исследователи636465 считают, что художник написал автопортрет с женой, Маргаритой ван Эйк. Плюс рукопожатие не характерно для свадебных церемоний. Фрукты (по одной версии, апельсины, по другой, – яблоки) могут говорить как о достатке семьи, так и символизировать чистоту и невинность.
Все эти особенности передачи художником облика героев подчёркивают их «предельную одухотворённость», преобладающую над «телесным началом», — приём, традиционный для средневековых живописцев30. На шлеме заметно отражение богоматери, а на щите за его спиной — мужской фигуры, в которой хотят видеть самого художника.
Жених держит левой рукой руку своей невесты, а не правой, как того требует обычай.