Гентский алтарь ван Эйка. Гентский алтарь ван Эйка. Самое значительное произведение Яна ван Эйка, принесшее ему величайшую славу, — монументальный многочастный полиптих известный под названием Гентский алтарь (именуемый так по месту своего нахождения — собору Святого Бавона в Генте).
Зять оказался доктором искусствоведения Германом Буньесом, а кроме того, штурмфюрером СС и одним из главных экспертов Геринга и Гитлера по французскому искусству. В бессильной злобе он задумал взорвать штольни и хранившиеся в них сокровища.
Мария слева от Бога изображена в синем одеянии, традиционного для нее цвета, однако это не скромные одежды небогатой жительницы Вифлиема: кант усыпан драгоценными камнями, а на голове ее роскошная корона, украшенная лилиями и ландышами (символы Марии) – ван Эйк написал ее в образе Царицы Небесной. В воздухе словно застыли золотые кадила – их держат ангелы. В центре верхнего ряда изображен Бог-Отец, сидящий на престоле (в некоторых источниках пишут Христос). Прошел год и младший брат художника Ламберт (по-видимому, он тоже был художником) попросил герцога позволить перезахоронить прах Ван Эйка внутри церкви, на что и получил высочайшее согласие. Опасное путешествие по дорогам Европы, охваченной войной, продолжалось десять дней. Слева направо шествуют праведные судьи и рыцари (в настоящее время представлена копия доски, оригинал был похищен в 1934 году).
Они просто присутствуют при этом торжестве. Украденная створка «Праведные судьи» с изображением на обороте Иоанна Крестителя была высотой около полутора метров. Этот шедевр Северного Возрождения так и вошел в историю искусства под названием «Гентский алтарь». Выдающийся мастер Северного Возрождения Ян ван Эйк скончался в Брюгге в июне 1441 года. Это святые праведники и праведницы.
В Гентском алтаре сочетается художественный язык станковой картины, рассчитанной в деталях на рассмотрение вблизи, вне связи с архитектурным комплексом и монументальной живописи с характерным для нее обобщением форм, воспринимаемой издали в связи с архитектурной средой. Алтарь увезли в Баварию, в замок Нойшванштайн. Так, в 1781 году в Генте оказался отличавшийся особой религиозностью австрийский император Иосиф II (Фландрия в это время уже входила в империю Габсбургов).
Если на рисунке зритель воспринимает героя как пожилого добродушного мужчину, то на живописном произведении он предстает сдержанным, замкнутым человеком, погруженным в свои мысли. Случайно он обмолвился, что его зять занимался во Франции «сбором бесхозных ценностей» – такое изящное определение он дал грабежу, которому с упоением предавались фашисты на захваченных территориях. Это тоже человек крепкий духом, но он стар и болен, его лицо и изборождено морщинами, на виске склеротические жилки, но в глазах читается упрямство и твердость воли. Свстовоздушная среда смягчает переходы от плана к плану.
В таком виде его держали в будние дни. Справа налево идут отшельники и паломники. Он плутал по Европе, охваченной хаосом войны, целых 10 дней, пока 26 мая не прибыл в замок По на границе Франции и Испании, куда уже были эвакуированы сокровища Лувра.
Землю покрывает роскошный ковер из трав и цветов. Это творение явило собой новое слово в искусстве Северной Европы. В середине августа 10 ящиков с панелями погрузили в военно-транспортный самолет, который вылетел в Бельгию.
Йос был не только донатором, выделившим средства на алтарь, но и ктитором собора святого Иоанна Богослова (сейчас он посвящен святому Бове или Бавону) и имел там семейную часовню (капеллу), т. е. В 1434 году его уважаемая супруга Маргарита родила ему первенца – сына Филиппа, названного так в честь Филиппа Доброго. В небольшом бельгийском городе Генте, в великолепном готическом соборе Святого Бавона, хранится самое великое произведение западноевропейской живописи – знаменитый Гентский алтарь, написанный Яном и Хубертом Ван Эйками в XV веке.
родиной же его традиционно считают город Маасэйк в нидерландской провинции Лимбург. Была утрачена великая умиротворенность, царящая в его произведениях их ясный пантеизм. Немного подраскрасили только донаторов. 1792: французские солдаты Наполеона увозят центральные части в Париж 1815: в связи со свержением Наполеона эти панели возвращаются домой 1816: несколько панелей похищены и проданы королю Пруссии Фридриху 1822: остальные панели удалось спасти от большого пожара 1861: правительство Бельгии выкупило панели Адама и Евы для Королевского музея искусств 1894: шесть боковых створок в Берлине 1914: части алтаря укрывают в окрестностях собора 1920: все панели объединены (Версальский договор) 1934: панели "праведных судей" и "святого Иоанна Крестителя" украдены. "Я – роза Шарона, я – лилия долины. В центральном аэропорту Брюсселя «Поклонение Агнцу» встречали королевский военный почетный караул и правительство. Самое «перспективное место» – огромный орган, выстроенный вскоре после кражи. Правда, многие предметы наряду с чисто бытовой характерностью имеют «говорящий» символический смысл (так, пара деревянных туфель символизирует неразлучность, а метелка у стены — чистоту невесты, собачка у ног изображенных — аллегория верности и т. д. ).
В левой руке он придерживает хрустальный жезл. Полиции не удалось найти на месте преступления никаких следов. Но тут союзникам повезло. Я уже ничего не могу для них сделать.
Губка на шесте, смоченная в уксусе (или в вине) для утоления жажды.
История у алтаря бурная, куда только не таскали эту здоровенную штуковину. Только в 1821 году стали известны их приключения на антикварном рынке. Стоит ещё кое-что сказать про горизонтальную ось нижнего ряда. в шкатулке. Британец, он во время Наполеоновских войн сумел обосноваться в Европе.
Художник достигает филигранной тонкости в воспроизведении деталей: каждая из них — драгоценность. Что это означало, можно было только догадываться – например, Deutchland uber alles. В обмен он попросил американца об отпущении грехов. Предлагаем читателю отрывок из книги «Покушение на искусство», посвященный истории уникального произведения средневекового искусства – Гентского алтаря.
Основная, самая большая по размеру композиция полиптиха расположена в середине нижнего яруса. Суд свершился, греховный опыт человечества не забыт, о чем свидетельствуют надписи под ногами прародителей («Адам низвергает нас в смерть», «Ева падением навредила»), однако благодаря искупительной жертве Христа/Агнца грехи преодолены, Адам и Ева вознесены на небо, страдания избыты, преображенное человечество торжественно шествует к престолу приобщиться божественной мудрости. Дело заключалось в том, что королева Англии предоставила кальвинистам большой заем для борьбы с испанской короной. Но в Берлинском музее эту створку распилили вдоль доски, сделав из одной две панели.
Разнообразие портретных образов создает неповторимость композиционных и колористических решений. Под носом у французов Солли контрабандой переправлял в Англию лес, необходимый для флота. Все безуспешно – «Праведных судей» больше никто никогда не видел. А вскоре пришла новая беда.
Изображение Евхаристии при этом объединено с изображением Троицы. В его облике начинают сквозить тревога, пессимизм. В издательстве «СЛОВО» выходит уникальный документальный арт-детектив, рассказывающий о том, как скромному голландскому художнику, возомнившему себя вторым Вермером, удалось провести самого Геринга, как было организовано одно из крупнейших музейных ограблений ХХ века и как распродавались ценнейшие полотна из российских собраний.
К несчастью, детективы не смогли выйти на похитителей, зато воры предложили объявить всенародный сбор средств на выкуп доски. Только вот доски нигде не было. В 1432 году работы были закончены и алтарь занял подобающее ему место в соборе. Внезапно ему стало плохо.
На самом деле он применял новые составы, добиваясь особой глубины и светосилы цвета. у меня в доме. Теплая колористическая гамма, равномерный ритм, пронизывающий всю композицию, «тихая жизнь вещей» создают атмосферу домашнего уюта, которая обычно отсутствует в картинах итальянцев. Лишь после краха Наполеона в 1815 году похищенные створки вернулись в собор св. Достаточно рассмотреть фигуру Иоанна Крестителя, чтобы убедиться, что книга, которую он держит в руке, прописана настолько детально, что нетрудно разобрать отдельные буквы на её страницах. Ему многим обязаны все крупные нидерландские художники во главе с Рембрандтом. Остановить гауляйтера помог заместитель Гиммлера обергруппенфюрер СС Эрнст Кальтенбруннер.
И небесный и земной миры даны в конкретном чувственном представлении. По сторонам от него фигуры Девы Марии и Иоанна Крестителя. Необычайно интенсивная алая одежда выводит фигуру вперёд. Восхищение современников и потомков художника вполне понятно.
Гитлер хотел превратить свой родной город в центр мировой культуры. Располагая группы в разных отрезках пространства, ван Эйк тем самым стремится обозначить его протяженность, применяя с той же целью глубинную перспективу в центральной створке. По краям, в узких нишах, стоят прародители – Адам и Ева. В большинстве случаев ван Эйк дает погрудное изображение портретируемого, показывая его в спокойном трехчетвертном повороте. Облик каждого глубоко индивидуален.
Письмо было подписано тремя буквами – DUA. В поисках монументальности и значительности образа мастер использует возможности колорита.
В «Мадонне каноника ван дер Пале» (1436, Брюгге, Коммунальный музей) монументальный образ сурового замкнутого каноника-старика с его грузной фигурой и властным умным и надменным лицом приобретает в пространстве апсиды едва ли не равное значение с идеализированными образами святых. Но вот кто его автор, до сих пор точно не известно. алтарь был не единственной "спонсорской" помощью жертвователя. Очередная кража произошла в 1934 году. Таким образом, Ян является главным создателем этого произведения. К счастью, гитлеровцы не смогли осуществить свой дьявольский замысел. Сейчас алтарь представляет собой складной полиптих (в буквальном переводе с греческого означает «состоящий из многих складок или дощечек»), в котором представлено двадцать картин.
Видно им было хорошо вместе все годы их совместной жизни, недаром одной из его последних работ был портрет жены (1439 год), написанный с любовью и нежностью. Ван Эйк разрушает замкнутость интерьера, связывая его через виднеющийся в окне ландшафт с безграничными просторами природы. Здесь вещи обладают весом и цветом, здесь сияет чистотой медный умывальник (фламандцы всегда славились своей любовью к чистоте).
Гентцы всегда любили и почитали свой собор, а потому всячески старались его украсить. Эти черты остро обозначены в проникнутой глубоким пессимизмом живописи страстного обличителя Иеронимуса Босха (ок. По бокам от центральной композиции на четырех досках продолжается изображение процессий: слева направо идут праведные судьи (современная копия доски, похищенной в 1934) и рыцари, справа налево – отшельники и паломники. Здесь дан образ природы, обжитой человеком. Подписано письмо было тремя буквами: D. U. A.
Нагота — частый прием героизации у древних греков и у итальянцев (современников ван Эйка) — не стала здесь художественным средством возвеличения образа. Одним из главных призов в этой гонке был Гентский алтарь. Наружные створки – для закрытого, спокойного состояния алтаря. С 40-х гг. Нажил миллионы и неожиданно для всех вложил их в картины. Известный нидерландский художник и историк искусства Карел ван Мандер (1548-1606), рассуждая о значении открытий Яна ван Эйка, писал: «Произведя ряд точных исследований над различными маслами и другими природными веществами, ван Эйк увидел, что льняное и ореховое масла сохнут скорее всех других. Створки купил некий старьевщик по имени Ньювенхойс.
Известно также, что именно Хуберт преподал своему брату первые уроки мастерства. Реалистическое изображение порождает абсолютно новые эстетические возможности искусства. Ночью, в ураган, связаться с Брюсселем было почти невозможно. Мария слева от Бога изображена в синем одеянии, традиционного для неё цвета, однако это не скромные одежды небогатой жительницы Вифлиема: кант усыпан драгоценными камнями, а на голове её роскошная корона, украшенная лилиями и ландышами (символы Марии) – ван Эйк написал её в образе Царицы Небесной. Автор книги – Григорий Козлов известный историк искусства, член редколлегии Art News в Нью-Йорке, ведущий цикла программ «Тайная история искусства» на Первом канале. Отсюда проистекает у него и двойственная трактовка времени. Их славят музицирующие и поющие ангелы.
Ее задачей было найти украденную створку. Дантист (немец), к которому обратился Посей, всячески старался задобрить клиента и развлекал его во время приема разными историями.
Живопись наружных створок почти монохромна. Вседержитель располагается глубже, ощущению глубины способствует пластика фигуры, пространство пола перед ней, глубина золочёной ниши, синяя (то есть зрительно отдаляющаяся) ткань фона. Плата же ему была определена в 100 ливров во фландрской монете. Самое время подвести итог. Восхищение современников и потомков художника вполне понятно. Это — Небесный Иерусалим, да и весь пейзаж — это воплощение представлений о рае.
По существу, он превратил этот вид искусства из побочного в самостоятельный жанр. К нему на поклон идут пророки, апостолы, мученики. Прошло пять лет и началась новая, еще более страшная мировая война. Они состоят из двух, трех фигур в окружении «множественной» среды, красивых и дорогих предметов, подчиненных гармонии целого. На жертвеннике стоит Грааль — чаша, в которую была собрана кровь Иисуса.
Одновременно Жожар получил телеграмму от министра искусств коллаборационистского правительства Виши о согласии на передачу «гентского чуда» немцам. Сохранившиеся портреты Яна ван Эйка относятся уже к следующему десятилетию. Юная невеста с робкой и нежной доверчивостью вкладывает свою руку в руку жениха. Затем обнаженные Адам и Ева вчеловеческий рост и группы музицирующихи поющих ангелов.
Повсюду слышалось: «Иконы – в огонь. » Протестанты не разбирали, что перед ними – обычная работа бездарных богомазов или произведение искусства. Это было в самом деле везение. В портрете четы Арнольфини (1434, Лондон, Национальная галерея) ван Эйк сюжетно и композиционно расширяет рамки портретного жанра, придав обыденному человеку, окружающей его бытовой среде и конкретному жизненному факту первенствующее значение. Выделены цветом лишь их алые одежды разного оттенка. и одно из наиболее значительных произведений в истории европейской живописи.
Так, например, в 1427 году он выехал с тайной миссией в Тур. Как сто тридцать лет назад Людовик XVIII, союзники начали реституцию с творения Ван Эйков. Существует также интересная точка зрения, что подпись на раме «величайший художник» следует читать как «величайший скульптор», а речь идёт о резном обрамлении алтаря, до нас не дошедшем.
Итальянский гуманизм проникнутпафосом великого в человеке и страстьюк классическим формам, нидерландцыпоэтизируют «среднего человека» иммало дела до классической красоты игармоничных пропорций. Но шли часы, а самолета все не было. Гентцы всегда гордились им. Там сразу после оккупации Бельгии в 1940 году начала работать спецгруппа во главе с оберлейтенантом Генрихом Коэном. Шесть лет он хранился в ратуше и вернулся на свое место в соборе в 1584 году. Их место также заняли копии Кокси. Как и всякое чудо, алтарь окружен тайной.
На нём пурпурное облачение священника и папская тиара. А некоторые ученые приводят доказательства – и вполне убедительные – того, что Губерта и вовсе не существовало. Очевидно, они обладают сильным характером, они не равнодушны. Ян ван Эйк умер в Брюгге в июле 1441 г. (дата похорон 9 июля 1441). В «Благовещении» Мария встречает архангела Гавриила, который сообщает ей Благую Весть. Нужно было возвращать долг.
Одно пространство соотноситсяс тем пространством, в котором находитсязритель картины (т. На раме алтаря есть надпись: «Губерт ван Эйк, величайший скульптор из всех когда-либо живших на земле, начал эту работу, а его брат Ян, второй в искусстве, закончил по заказу Йоса Вейда». Каждый исполнен самоутверждения, но всех их объединяет духовный порыв.
Особое место в портретном творчестве Яна ван Эйка занимает Портрет четы Арнольфини (1434, Лондон, Национальная галерея). С ним было трое немецких офицеров с охраной и грузовиками. Затем несколько створок были похищены и проданы в Германию – и т. д. и т. п. VII, 9 – 10).
У художника и герцога сложились удивительно тесные и теплые отношения. Мы видим не только поклоняющихся алтарю, но также идущих и едущих поклониться. У художника и герцога сложились удивительно тесные и теплые отношения. А пять дней спустя в шахты спустился американский искусствовед капитан Роберт Посей. Здесь художник вновь демонстрирует свое блестящее мастерство портретиста.
Ван Эйк полностью оправдал надежды гентцев. 6ноября 1920 года алтарь впервые за 126 лет снова явлен людям во всем его великолепии. Его образ в искусстве становится все более индивидуально неповторимым, углубленным, в нем раскрываются сокровенные чувства и мысли их сложность. Вокруг жертвенника — святые и апостолы, праведные мужи и девы, в боковых створках — воины Христовы и отшельники, праведные судьи и пилигримы. Надпись, сделанная на алтаре, гласит, что начал работу над ним Губерт ван Эйк, «выше которого нет», а завершил по случаю смерти Губерта его брат Ян, «в искусстве второй».
И сегодня историки спорят, что сделал старший брат, а что – младший. Полиция уже несколько недель ломала голову над загадкой ограбления, когда гентский епископ получил письмо с предложением вернуть «Праведных судей» и «Иоанна Крестителя» в обмен на один миллион франков. Каноника отпустили.
Впервые в истории агрессор был наказан за преступления против культуры. Один из преступников должен был залезть наверх, а второй помогать ему снизу. Затем несколько створок были похищены и проданы в Германию – и т. д. и т. п. 1566: во время протестантских восстаний алтарь скрывают в башне до 1569.
1417: начало работы. Так, воткрытом алтаре оно выражаетсяперспективно (с помощью использованиятой или иной зрительной позиции), взакрытом алтаре – стилистически (спомощью специальных изобразительныхсредств, прежде всего цветовой палитры). пока, наконец, все створки не были собраны воедино и не вернулись в Бельгию в 1945 году.
А охранять алтарь приходилось постоянно. В 1566 году, вовремя борьбы Фландрии против Испанииалтарь перенесли из церкви в башнюСвятого Бавона, а затем в ратушу. Сюда шахтеры перенесли самые ценные картины из коллекции Гитлера после того, как узнали, что гауляйтер Айгрубер решил взорвать «Музейный город». Вид обнаженных Адама и Евы глубоко оскорбил благочестивого императора. Подобный прием — сочетание яркого пятна одежды и выделенного светом лица, характерен и для других погрудных портретов мастера (Портрет Маргареты ван Эйк, жены художника, 1439, Брюгге, Музей Грунинге).
В 1934 году была украдена одна из створок алтаря. Известно, что художник уже после смерти брата в течение шестнадцати лет продолжал дорабатывать и дополнять отдельными фрагментами созданный им Гентский алтарь (1426-1442). Почему Ева вместо яблока держит экзотический лимон. Как человек нового времени Ян ван Эйк сосредоточивается исключительно на втором моменте. Будучи отдаленным подобием своего создателя, он получил от него искру духовного огня. В то время собор нуждался в ремонте. И хотя поездка оказалась непростой, а порой и опасной – на пути гонцам Филиппа пришлось пережить сильнейший шторм и даже высадиться на английский берег, – миссия была выполнена блестяще.
Он убеждал их пожертвовать деньги на спасение «Праведных судей». По существу, он превратил этот вид искусства из побочного в самостоятельный жанр.
Выплата должна была производиться дважды в год: на рождество и в день святого Иоганна. Позже Маргарита родила Яну еще девять детишек. Что это означало, можно было только догадываться – например, Deutchland uber alles. Они нагие. «Я видел картину Яна, это драгоценнейшая и превосходнейшая картина и особенно хороши Ева, Мария и Бог Отец», – написал в дневнике великий художник. Но все же скорее всего Ле Сю- ре был просто этаким кризисным менеджером.
Затем они сообщили властям номер камеры. В одном из документов, сохранившихся в архиве города Лилль (в ту пору город входил во владения герцога Фландрского), сказано:«Иоганн де Эйк, художник и камергер почившего в бозе герцога Иоганна Баварского, был вызван в Брюгге Филиппом Добрым и здесь зачислен на ту же службу при дворе герцога. Месть за «унижения Версаля» превратилась в краеугольный камень пропаганды нацистов. В «сотворенном» пейзаже использованы разнообразные природные мотивы: суровые скалы, холмы с мягкими пологими склонами, пышные лиственные леса, апельсиновые рощи, уютные лесные тропинки, реки. В январе 1425-го художник переезжает во Фландрию.
"Иоанн" выкуплен. Гайзвинклер и шахтеры через местную любовницу Кальтенбруннера уговорили эсэсовца отменить приказ гауляйтера. Его возмутили голые Адам и Ева в храме, эти створки после его замечания демонтировали.
Анализ Гентского алтаря позволяетпродемонстрировать сложное богословскоесодержание этого произведения. Бавона. Ходили слухи, что комиссарами Бонапарта руководили масоны, которых особенно волновала чаша Грааля. Существует немало соответствующих фактов. Операция готовилась в строжайшем секрете и потому по приказу Айгрубера 500-килограммовые бомбы и взрыватель поместили в ящики в надписью «Мрамор». Он помещал в газете объявления на имя таинственного D. U. A.
Ян ван Эйк видит вещи по-новому. С конца 1943 года здесь развернулось строительство целого «музейного города». Шахта была разминирована.
В её верхней центральной части изображена фигура Бога-Отца, восседающего на троне. Вор проник в собор, открыв три дверных замка отмычкой, сигнализации не было. Как следует из надписи, сделана она была на средства донатора Йоса (Йодикуса) Вейдта. Перед смертью Годетьер бормотал, что только ему известно, где находятся «Праведные судии» и упоминал какую-то шкатулку, хранящуюся в его доме.
В XVI веке его прятали от изуверского фанатизма иконоборцев. 247-я статья Версальского мирного договора, где было записано требование вернуть части «гентского чуда» в Бельгию, превратилась для немцев в символ несправедливости стран-победительниц. Йос был не только донатором, выделившим средства на алтарь, но и ктитором собора святого Иоанна Богослова (сейчас он посвящен святому Бове или Бавону) и имел там семейную часовню (капеллу), т. е. Немного подраскрасили только донаторов. Подобный прием — сочетание яркого пятна одежды и выделенного светом лица, характерен и для других погрудных портретов мастера (Портрет Маргареты ван Эйк, жены художника, 1439, Брюгге, Музей Грунинге). Теориям, где она спрятана, несть числа и энтузиасты продолжают поиски до сих пор.
Далее алтарь переправили в замок Нойшванштайн в Баварии. Особое место в портретном творчестве Яна ван Эйка занимает Портрет четы Арнольфини (1434, Лондон, Национальная галерея). Наверхув центре деисус – бог-отец на престолес Марией и Иоанном Крестителем посторонам. Георгия, убивающего дракона, — группа поющих ангелов.
Joos Vijdt) для своей семейнойкапеллыИоанна Богословавгентскомсоборе Святого Бавона. Ответы на эти вопросы он унес с собой в могилу. Когда он ненадолго пришел в себя, то успел прошептать: «Я перед высшим судом. Находится в соборе св. Перед зрителем предстают реальные люди в своей бытовой среде. Они быстро собрали нужную сумму и алтарь остался в городе.
Однако главное сокровище Гентского собора – алтарь, появившийся в храме в 1432 году. Там — небеса, здесь — земля, вернее «рай земной», возвышенно идеальный образ земного мира, каким его себе представлял ван Эйк.
В «Благовещении» Мария встречает архангела Гавриила, который сообщает ей Благую Весть. Срединих необходимо назвать имена ДантеАлигьери (1265-1321), живописца Джотто диБондоне (1266-1337), поэта гуманиста ФранческоПетрарки (1304-1374), поэта, писателя гуманистаДжованни Бокаччо (1313-1375), архитектораФилиппо Брунеллески, скульптора Донателло Донато ди Николло ди Бетто Барди (1386-1466), живописца Мазаччо Томмазо диДжованни ди Симоне Гвиди (1401-1428), гуманистаписателя Лоренцо Валлу (1407-1457), гуманистаписателя Пико делла Мирандолу (1463-1494), философа гуманиста Марсилио Фичино (1433-1499), живописца Сандро Боттичелли (1445-1510), живописца, ученого Леонардо даВинчи (1452-1519), живописца скульптора, архитектора Микеланджело Буонароти (1475-1564),, живописца Джорджоне (1477-1510), живописца Тициано Вечеллио лиКадоре (1477-1566), живописца Рафаэля Санти (1484-1520), живописца Якопо Тинторетто (1518-1594) и многих других. Гентский алтарь – действительно уникальное произведение, значение и совершенство которого понимали и тогда, когда он был создан и многие годы спустя.
В следующем году ему пришлось совершить гораздо более серьезное путешествие – в Португалию. Но не всегда приключения заканчивались столь благополучно. Письмо было подписано тремя буквами – DUA. Что касается реалистичности (это относительно предыдущего ответа) – да, на тот момент, после тёмных веков эта работа была безусловно очень реалистична, но если помнить о том, что до возрождения картинки были только в книжках, то можно заметить, что тут явно присутствует камерный тип подачи.
Но это торжество невозможно сравнить с тем, что творилось в Генте 29 сентября 1920 года. На этой же оси находится фонтан — символ источника вечной жизни христианского вероучения.
Обсудив дело со следователями, епископ направил по указанному адресу 25 тысяч франков. Нет самого суда, взвешивания грехов, наказания. алтарь был не единственной спонсорской помощью жертвователя. На наружных сторонах –благовещение и коленопреклоненныефигуры донаторов (заказчиков): таквыглядел алтарь закрытым, в будничныедни.
Так не правильно говорить. Как видно из названий, в картинах представлены заказчики, обращающиеся к Богоматери. Ответы на эти вопросы он унес с собой в могилу.
Еще в начале войны стало ясно, что немцы способны уничтожить множество произведений искусства и тогда правительства США и Великобритании создали специальную организацию, называвшуюся «Охрана памятников, произведений искусства и архивов». Бог Отец. Дантист (немец), к которому обратился Посей, всячески старался задобрить клиента и развлекал его во время приема разными историями.
Торговец лесом Эдвард Солли сумасшедшим не был. Алтарные преграды украшались обычно скульптурой — круглой или рельефной. Краски ван Эйка. Епископ, с разрешения полиции, вступил в переписку с вором. 1566: во время протестантских восстаний алтарь скрывают в башне до 1569.
Бавона в Генте. Они впервые смело сопоставлены с небожителями. Каноник ван дер Пале предстает перед Мадонной, сидящей на троне в замкнутом тесном пространстве.
Юная невеста с робкой и нежной доверчивостью вкладывает свою руку в руку жениха. Дело происходило в Трире. Просто чудом ему удалось найти два грузовика и организовать небольшую охрану.
Введением новых составов смол или эмульсий усовершенствовал технику масляной живописи. Германия превыше всего.
Их фигуры стилистически выделяются на фоне всех остальных фигур верхней части алтаря. В то время Фландрия вновь принадлежала католической Испании. Врачи диагностировали обширный инфаркт.
8 сентября там оказался и Гентский алтарь. На внутренних панелях изображено «Поклонение Агнцу». Согласия Гента никто уже не спрашивал. Техника масляной живописи известная в Нидерландах и ранее, была необычайно усовершенствована ван Эйком. Он мог «накрыть» тайник с добычей самого дерзкого «вора от искусства» в ХХ веке. 25 декабря 1428 года Ван Эйк вернулся во Фландрию не один – с ним прибыла португальская инфанта.
Сюжет поклоненияАгнцу взят из «Откровения Иоанна», гдесказано, что после конца греховногомира на землю снизойдет град божий, вкотором не будет ночи, а будет вечныйсвет и река жизни «светлая как кристалл» и древо жизни, каждый месяц дающее плоды и город – «чистое золото, как прозрачноестекло». Здесь же художник мог раскрыть все свое композиционное и колористическое дарование. Почему братья Ван Эйк изобразили Рай без Ада. Фигуры связываются ритмическим строем и сложной игрой освещения с пространством интерьера.
Интересно, что их еще раз убрали и заменили опять же по цензурным соображениям уже в 1865 году, «одетыми» в шкуры Адамом и Евой, они сейчас сохранились (автор — Виктор Лагье). В таком виде его держали в будние дни. С 1425 года становится придворным живописцем герцога Бургундского Филиппа Доброго.
Он начинает развиваться в Северной Европе лишь с конца XIV века. Надпись наалтаресообщает, что он был начатХубертом ван Эйком, «величайшим из всех» и закончен его братомЯном, «вторым в искусстве». Пока Гитлер прятал свою добычу, его противники готовились ее искать. После отступления германской армии «Поклонение Агнцу», три панели с «Деисусом» и «Адам» с «Евой» под звон колоколов вернулись в собор. Там его внимание привлекла икона Богоматери, украшенная живыми цветами. В картине все построено на затаенных душевных переживаниях, на контрасте образов.
Исследователи долго спорили по поводу участия двух братьев в создании алтарного комплекса, пока в 1979 не было установлено, что Губерт выполнил резное обрамление алтаря (не сохранилось). 1566: во время протестантских восстаний алтарь скрывают в башне до 1569. В нижней части — монументальные портреты современников— донаторов (дарителей), с точными индивидуальными характеристиками.
1435, Париж, Лувр) и Мадонна каноника ван дер Пале (1436, Брюгге, Музей Грунинге). едва не подарили его английской королеве Елизавете. Именно здесь и обнаружился Гентский алтарь. Теперь можно обратиться к горизонтальной оси. Возникает новый образ человека.
В одном из документов, сохранившихся в архиве города Лилль (в ту пору город входил во владения герцога Фландрского), сказано:«Иоганн де Эйк, художник и камергер почившего в бозе герцога Иоганна Баварского, был вызван в Брюгге Филиппом Добрым и здесь зачислен на ту же службу при дворе герцога. Гентцы всегда гордились им. Одним из главных призов в этой гонке был Гентский алтарь. Тонкие прозрачные красочные слои накладывались на светлый подмалевок, создавая эффект поразительной чистоты и светозарности колористической гаммы.
Почему в сцене Страшного Суда изображен только Рай и нет Ада. Юристы католической церкви огромное значение придавали чистосердечному признанию. Две крайние створки с изображениями Адама и Евы были сняты в 1781 году по приказу императора Иосифа II, которого смутила обнаженность фигур. Возможно начатый совместно с Губертом, алтарь был закончен Яном после смерти брата.
Почему Ева держит в руках экзотический лимон, а не привычное яблоко. Перед смертью Годетьер бормотал, что только ему известно, где находятся «Праведные судии» и упоминал какую-то шкатулку, хранящуюся в его доме. Часто при этом роспись наружных створок исполнялась гризайлью (монохромно), как бы имитируя скульптуру.
Из-за стольких «Почему» алтарь кажется зашифрованным посланием потомкам, которые до сих пор разгадывают старинные ребусы братьев Ван Эйк. Гентский алтарь знаменует начало новой эпохи в истории европейского искусства. Властность и уверенность в себе ясно читается в лице канцлера Бургундии Николаса Ролена. Банкир был самым активным сборщиком пожертвований в Бельгии.
Взамен он просил простить его страшные преступления. Ушёл из жизни Ян ван Эйк, по одним источникам, в 1441 году, а по другим – в 1442-м. Завидев Хуртла, незнакомец уверенно направился к дому епископа, расположенному неподалеку.
На раме алтаря есть надпись: «Губерт ван Эйк, величайший скульптор из всех когда-либо живших на земле, начал эту работу, а его брат Ян, второй в искусстве, закончил по заказу Йоса Вейда». Вот почему мы испытываем неожиданно странное чувство временной близости этого образа.
Лишь позже выяснилось, что во время полета началась гроза, самолет сбился с курса и с трудом приземлился на аэродроме американской военной базы в 100 километрах от бельгийской границы. Но тут союзникам повезло.
На боковых частях следует продолжение процессии. Войска вошли в Гент. Союзники действовали решительно. В боковых створках озаренные солнечным светом поющие и музицирующие ангелы. Внезапно ему стало плохо. " ("Песнь песней" Соломона).
Посей знал, что так нацисты изящно именовали грабеж. Именно здесь и обнаружился Гентский алтарь. Здесь были толпы пророков и патриархов, каждый — законченный и характерный портрет идеально сгруппированные, в движении «святые мученики» во главе с тремя папами великолепные фигуры ангелов, напоминавшие обычных, разве что только разодетых в роскошные одежды людей.
Но и оставшиеся доски могли погибнуть – в 1822 году в Святом Бавоне был страшный пожар и лишь чудо спасло творение Ван Эйка. Происходит постижение художником реального физического строения человека и его сложного духовного мира. Неожиданно Годетьер упал и потерял сознание. 1792: французские солдаты Наполеона увозят центральные части в Париж 1815: в связи со свержением Наполеона эти панели возвращаются домой 1816: несколько панелей похищены и проданы королю Пруссии Фридриху 1822: остальные панели удалось спасти от большого пожара 1861: правительство Бельгии выкупило панели Адама и Евы для Королевского музея искусств 1894: шесть боковых створок в Берлине 1914: части алтаря укрывают в окрестностях собора 1920: все панели объединены (Версальский договор) 1934: панели «праведных судей» и «святого Иоанна Крестителя» украдены. Казалось, под защитой соборных стен складню ничто не угрожало.
ГЕНТСКИЙ АЛТАРЬ – самая знаменитая работа братьев Ван Эйк и одно из наиболее значительных произведений в истории европейской живописи. Но это не просто промежуточное произведение. Создается впечатление, что, не смотря на все злоключения, алтарю суждено было стоять в соборе святого Бове (Бавона) на родине в Генте. Он располагается на одной вертикальной оси с фигурой Саваофа, над ним парит белый голубь, видимый образ бога духа святого и все вместе — Саваоф, голубь, агнец — входят в христианский догмат о триедином божестве — троице. Случайно он обмолвился, что его зять занимался во Франции «сбором бесхозных ценностей» – такое изящное определение он дал грабежу, которому с упоением предавались фашисты на захваченных территориях.
Существует также интересная точка зрения, что подпись на раме «величайший художник» следует читать как «величайший скульптор», а речь идёт о резном обрамлении алтаря, до нас не дошедшем. Врачи диагностировали обширный инфаркт. В 1934 году произошло чудовищное событие — была украдена створка «Праведные судьи», которая так и не была найдена.
В нижнем ярусе складня помещено «Поклонение агнцу». Затем они сообщили властям номер камеры. Маленькие фигурки ангелов с разноцветными крыльями окружают алтарь. Вообще, загадки, связанные с Гентским алтарем, достойны целого детектива Конан Дойла или голливудского блокбастера в духе фильма «Код да Винчи».
Гентский алтарь может служить яркой тому иллюстрацией. Все они устремляются к лугу, символизирующему страну блаженства. Пальмовые ветви в их руках – символ мученичества. Ян ван Эйка эта работа вывела в ряд лучших живописцев своей эпохи.
Но это всего лишь красивая версия. В последней четверти 15 в. активизируется художественная жизнь северных провинций (в частности Голландии).
В ХV в. происходит переосмысление этого понятия. Сам Йос и его жена, Изабелла Борлют изображены на алтаре, створки с их портретами видны, когда алтарь находится в закрытом состоянии. 1792: французские солдаты Наполеона увозят центральные части в Париж 1815: в связи со свержением Наполеона эти панели возвращаются домой 1816: несколько панелей похищены и проданы королю Пруссии Фридриху 1822: остальные панели удалось спасти от большого пожара 1861: правительство Бельгии выкупило панели Адама и Евы для Королевского музея искусств 1894: шесть боковых створок в Берлине 1914: части алтаря укрывают в окрестностях собора 1920: все панели объединены (Версальский договор) 1934: панели праведных судей и святого Иоанна Крестителя украдены. Мария слева от Бога изображена в синем одеянии, традиционного для нее цвета, однако это не скромные одежды небогатой жительницы Вифлиема: кант усыпан драгоценными камнями, а на голове ее роскошная корона, украшенная лилиями и ландышами (символы Марии) – ван Эйк написал ее в образе Царицы Небесной.
Спустя несколько месяцев Герман Буньес застрелил жену и детей, а затем покончил с собой. Его возмутили голые Адам и Ева в храме, эти створки после его замечания демонтировали. Он был похоронен «в ограде» церкви святого Доната, недалеко от своего дома.
В тихом провинциальном городке Линц на берегу Дуная, где прошло его детство, Адольф Гитлер решил собрать художественные сокровища со всей Европы. Зато у входа в южную башню собора стоял веселый бюргер с бочкой пива. Люди, собравшиеся в аэропорту, были в полном отчаянии. Раскрывали алтарь во время праздничных месс и тогда зрителей буквально ослепляло пиршество красок. Вместе с тем человек обнаруживает свое одиночество, трагизм своей жизни, своей судьбы.
6 ноября 1920 года алтарь впервые за 126 лет снова явлен людям во всем его великолепии. Существует также интересная точка зрения, что подпись на раме «величайший художник» следует читать как «величайший скульптор», а речь идёт о резном обрамлении алтаря, до нас не дошедшем. Кроме обычных допросов, применялась, как и в светских судах того времени, пытка подозреваемого. На него покушались и не раз. У великого правителя и его главный музей должен быть великим. 25 ноября 1934 года в городке Дендермонд неподалеку от Гента банкир и благотворитель Арсен Годетьер произносил речь перед членами «Католического Союза». Так, например, в 1427 году он выехал с тайной миссией в Тур.
Справа Столб, к коему был привязан Иисус во время бичевания. При кажущемся единообразии пейзаж, в сущности, строится несколькими способами.
Только вот доски нигде не было. Обсудив дело со следователями, епископ направил по указанному адресу 25 тысяч франков. Так было удобнее ее демонстрировать. Таков, например, один из наиболее ранних в этом ряду Портрет кардинала Альбергати (1431—1432, Вена, Музей истории искусства). Из окон дома Марии виден типичный гентский пейзаж – остроконечные крыши, шпиль колокольни, башни замка Но это – вполне обычная, ничем не выдающаяся картинка жизни, а вот по праздникам, четыре раза в году, прихожан храма святого Иоанна ждало настоящее чудо – створки алтаря раскрывались и словно распахивалось окно в мир, полный красок и света, – перед ними возникало знаменитое «Поклонение Агнцу», картина торжества Господа, святых, праведников после Страшного Суда.
Ниже изображенисточник живой воды – символ христианскойверы. Художник умер, но его главное творение, Гентский алтарь, продолжало радовать и пробуждать высокие помыслы в душах жителей Гента и его гостей. В 1794 году Наполеон захватил Фландрию – она уже называлась тогда Бельгией. К сожалению, эта работа Ван Эйка, как, впрочем и многие другие, не сохранилась. Содержание композиций почерпнуто из Апокалипсиса, Библии и евангельских текстов. К счастью, подлинные панели не уничтожили – монахи надежно спрятали их в подвалах собора.
На несколько лет две створки с ангелами и четыре створки с праведниками исчезли из виду. пока, наконец, все створки не были собраны воедино и не вернулись в Бельгию в 1945 году. Это — Небесный Иерусалим, да и весь пейзаж — это воплощение представлений о рае. Когда алтарь закрыт, на его лицевой стороне в нижней части расположены изображения Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова, выполненные в технике гризайль и имитирующие статуи, а по сторонам от них – фигуры коленопреклоненных заказчиков, Йоса Вейда и его жены. Он застрелил сначала жену и детей, а потом и себя. Подобныекомпозиции встречаются в конце XV векау Иеронима Босха. Агнец – мистический символапофеоза, ожидающего праведников.
Из этих произведений наиболее известны Мадонна канцлера Ролена (ок. Что это значило.
В 1427г. В 1581 году власть в городе вернулась к католикам (Фландрия, как известно, осталась под католическим влиянием в отличии от Северных Нидерландов), алтарь вернули на место. Освящён 6 мая Алтарь состоит из 24 панелей, на которых изображены 258 человеческих фигур. 1417: начало работы.
Мечтательности чистосердечного «Тимофея» (1432, Лондон, Национальная галерея) — возможно гуманиста или ученого, соответствует тонкость моделировки лица, плавность ритма, задумчивый взгляд, робкое движение руки, как бы обращающейся к зрителю. Наполеон тут же принял решение – доставить четыре центральные створки «Алтаря Агнца» в Париж, где в Лувре собирались художественные сокровища Европы – все, что только можно было вывезти из покоренных стран.
Однако средневековые сюжеты как бы переосмыслены и трактованы в конкретных живых образах. Неудивительно, что сегодня здесь хранятся потрясающие ценности, среди них, к примеру, полотно Рубенса «Вступление блаженного Бавона в монастырь». Гентский алтарь – это грандиозный многоярусный складень в 3, 5 метра высотой (в центральной части) и 5 метров в ширину (в раскрытом виде). 25 декабря 1934 года в городке Дендермонде недалеко от Гента на собрании членов «Католического союза» банкир и благотворитель Арсен Годетьер призывал сограждан пожертвовать посильные суммы для спасения «Праведных судий».
Но в 1578 году в Генте вновь вспыхнули религиозные войны. Алый цвет одежд как бы призван выявлять духовное творческое горение его гения. Граница земли и неба отодвинута вдаль и воспринимается как близкая к горизонту. Создается впечатление, что, не смотря на все злоключения, алтарю суждено было стоять в соборе святого Бове (Бавона) на родине в Генте. Линия вершин находится выше горизонта, зритель смотрит на неё несколько снизу. Ян ван Эйк, автопортрет которого представлен в начале статьи, учился живописи у своего старшего брата Хуберта и с ним же работал до его кончины в 1426 году.
Никто не знал, где он их спрятал, даже епископ и бургомистр города. Все уже понимали, что поражение Германии неминуемо. По краям коленопреклоненные фигуры — портреты заказчика алтаря и его супруги. История у алтаря бурная, куда только не таскали эту здоровенную штуковину. Тот же принцип пространственного построения композиции и в «Мадонне канцлера Ролена» (ок.
Конечно же, масляная живопись была известна задолго до XV века. Самый архаичный из них – это ограниченная скалами площадка для фигур («Отшельники», «Святые войны», «Праведные судьи»). Однако указанный тайник оказался пуст. Он застрелил сначала жену и детей, а потом и себя.
На голове бога – папская трёхъярусная тиара, в руке – скипетр, высеченный из горного хрусталя, у ног – царская корона, а по нижнему краю плаща вышита надпись «Царь царей». Герман Буньес не обманул. Однако и тут, дома, алтарь ждали новые испытания. К сожалению, эта работа Ван Эйка, как, впрочем и многие другие, не сохранилась. Исследователи долго спорили по поводу участия двух братьев в создании алтарного комплекса, пока в 1979 не было установлено, что Губерт выполнил резное обрамление алтаря (не сохранилось).
Он впервые применил систему рефлексов используя светосилу цвета. Дело происходило в Трире. Ван Эйк создаёт интересную систему соотношения между фигурами. По-новому раскрывается и взаимодействие героев. Но и о жизни Яна известно очень мало.
По бокам от Агнца мы видим две группы святых – мужскую слева и женскую справа. Он привез ящики со второй половиной алтаря, 99 лет находившейся в Берлинском музее. Таким образом, здесь перед зрителем представала жизнь, разворачивающаяся на земле.
Драматические изломы алого тюрбана, настойчивый сухой взгляд, точно преследующий зрителя, обостряют скрытую энергию острого скептического ума в «Человеке в красном тюрбане» (1433, там же), который считается автопортретом мастера. Другие черты подчеркнуты в канонике ван дер Пале. Чистый случай.
25 декабря 1934 года в городке Дендермонде недалеко от Гента на собрании членов «Католического союза» банкир и благотворитель Арсен Годетьер призывал сограждан пожертвовать посильные суммы для спасения «Праведных судий». Почти половину живописной поверхности портрета занимает красное пятно облачения кардинала. Роскошные одежды и драгоценности художник изображал с легкостью – ведь он был придворным живописцем и имел возможность ежедневно любоваться богатым убранством окружавших его вельмож.
Однако пронырливый брюссельский старьевщик Ньювенхойс заплатил в десять раз больше, но при условии, что вывезет «гнилые доски» немедленно. А. Ф. Лосевблестяще показывает в своей книге«Эстетика Возрождения» причины особойраспространенности этой философскойконцепции в эпоху итальянскогоВозрождения. Все уже понимали, что поражение Германии неминуемо.
Они вознесены в верхний ряд благодаря искупительной жертве Христа-Агнца. Значит, эту трудоемкую операцию необходимо было проделать дважды. Кроме того, его задачей было показать одновременно земную вселенную и небесный космос.
Среди букв надписи находится хронограмма, написанная красной краской, в которой зашифрована дата 1432. Немецкие войска продвигались столь быстро, что доски не успели эвакуировать. Информация эсэсовца-искусствоведа не на шутку встревожила начальников Роберта Посея. Обрадованный Ле Сюре лопнул бы от злости, если бы узнал, что брюсселец тут же перепродал «старье» за 100 000 франков. В 1581 году власть в городе вернулась к католикам (Фландрия, как известно, осталась под католическим влиянием в отличии от Северных Нидерландов), алтарь вернули на место. Однако, прождав несколько часов, встречающие разошлись.
Сюжет картины. Раскрытый алтарь являет глазу дивное великолепие сияющей красоты мира. Иоанн позже выкуплен. От Страшного суда остался масштабный деисус с ангелами и прародителями, а вместо геенны огненной во всю ширь вселенской бесконечности раскинулись благодатные «новые земли» под «новыми небесами». Из окон дома Марии виден типичный гентский пейзаж – остроконечные крыши, шпиль колокольни, башни замка Но это – вполне обычная, ничем не выдающаяся картинка жизни, а вот по праздникам, четыре раза в году, прихожан храма святого Иоанна ждало настоящее чудо – створки алтаря раскрывались и словно распахивалось окно в мир, полный красок и света, – перед ними возникало знаменитое «Поклонение Агнцу», картина торжества Господа, святых, праведников после Страшного Суда. День 6 ноября 1920 года, когда собранный воедино Гентский алтарь впервые за 126 лет предстал во всем своем великолепии, стал в Бельгии днем национального торжества.
У Гентского алтаря есть своя драматическая биография. Ждем ваших предложений». Там он стоит и сейчас. Летом 1945 года началось возвращение награбленного Гитлером.
Полагают, в самом конце XIV века, но не позднее 1395 года. В бессильной злобе он задумал взорвать штольни и хранившиеся в них сокровища. «Торжество Бога утверждается через материальную роскошь, превосходящую возможное на земле, но реальную материальная красота обретает такую эстетическую ценность, что становится несомненной, первостепенной носительницей наивысшей мысли, божественного разума» (Излюбленная в нидерландском искусстве триада красного, зеленого и насыщенного синего организована на основе доминирования красного одеяния Вседержителя, что соответствует идее всевластия Бога, его роли причины и источника жизни во вселенной. Втиснутые в узкое пространство ниш, они кажутся несколько скованными в своем движении.
Молодая пара изображена в рост, в интерьере собственной комнаты. Еще в начале войны стало ясно, что немцы способны уничтожить множество произведений искусства и тогда правительства США и Великобритании создали специальную организацию, называвшуюся «Охрана памятников, произведений искусства и архивов». 20 мая 1934 года епископ поместил в газете «Дерньер ойре» объявление: «D. U. A. На раме алтаря сохранилась надпись: «Хуберт ван Эйк, величайший художник из всех, когда-либо живших на земле, начал эту работу, а его брат Ян, второй в искусстве, закончил по заказу Йоса Вейда».
Агнец стоит на залитом светом лугу. За «Праведных судий» воры по-прежнему требовали миллион франков, четко оговаривая процедуру передачи денег. Его духовные черты в чем-то главном живут по сей день в нас самих. Нижний ряд створок открытого алтаря посвящен теме поклонения символическому изображению Христа в виде белого агнца с кровоточащей раной, стоящего на алтаре. Ван Эйк полностью оправдал надежды гентцев.
Таков, например, один из наиболее ранних в этом ряду Портрет кардинала Альбергати (1431—1432, Вена, Музей истории искусства). Посоветовавшись с полицией, епископ направил по указанному адресу пакет. Северные страны более религиозны и эта разница хорошо отразилась на живописи.
И проделать этот «акробатический этюд» на ощупь, в полной темноте. Среди них присутствуют люди разных времен и разных стран: святые жены, папы, епископы, отшельники и пилигримы, праведные судьи и святые воины, апостолы, дохристианские праведники, евангелисты. Миссия капитана Посея и странствия творения братьев Ван Эйков закончились. Основное содержательное начало сосредоточивалось теперь на внутренних частях складня. Среди тех, кто занимался этим вопросом, был некий доктор Зайбель. Вором оказался почётный гражданин Гента, о чём стало известно только из его завещания, но самой картины в указанном им месте не обнаружили, так что пришлось заказывать копию.
Полиция решила – пусть епископ вступит с ворами в переписку, а там будет видно. Всего за десять лет законные хозяева получили обратно более трех миллионов произведений. Союзникам повезло больше, чем советским трофейным бригадам. А тем временем над сокровищами Альт-Аусзе нависла смертельная угроза. Достоверно известно, однако, что уже в 1426 году Хуберт умер. В неподвижности фигуры и жесте ощущается спокойная, собранная воля. Здесь вещи обладают весом и цветом, здесь сияет чистотой медный умывальник (фламандцы всегда славились своей любовью к чистоте). Юг Европы будетзадет процессами реформации в значительноменьшей степени.
Немец-дантист в городе Трире очень хотел понравиться американскому военному. Композиция решается так, что изображаемое воспринимается как часть целостного мира. Перед зрителем предстают реальные люди в своей бытовой среде.
Обращают внимание особенности построения пространства. Однако, в отличие от привычной деисусной композиции, когда в центре стоит Христос, здесь находится в центре Господь Саваоф, т. е. Конечно же, Ван дер Гейна арестовали.
Слева Деревянный крест с унизительной надписью INRI — аббревиатурой латинской фразы: IESVS NAZARENVS REX IVDAEORVM, то есть «Иисус Назарянин, Царь Иудейский». Здесь же сверху изображён Отец, затем Святой Дух и, наконец, Сын.
Алтарные преграды украшались обычно скульптурой — круглой или рельефной. Сохранившиеся портреты Яна ван Эйка относятся уже к следующему десятилетию. В этом изучении и констатации есть своеобразный пафос утверждения. Искусствоведы не знают даже, когда он родился. Недаром с таким восторгом была встречена и в Италии и во Франции и в других странах «фламандская манера письма», детище ван Эйка.
Известный нидерландский художник и историк искусства Карел ван Мандер (1548-1606), рассуждая о значении открытий Яна ван Эйка, писал: «Произведя ряд точных исследований над различными маслами и другими природными веществами, ван Эйк увидел, что льняное и ореховое масла сохнут скорее всех других. К счастью, гитлеровцы не смогли осуществить свой дьявольский замысел.
Как следует из надписи, сделана она была на средства донатора Йоса (Йодикуса) Вейдта. Верхний ряд олицетворяет небесный мир, нижний – земной. Вот, собственно и все, что мы знаем о его юных годах.
Произведения эти совсем невелики по размерам и исполнены маслом на деревянной доске. Гитлер лично вел учет использования «полезной площади» самого надежного бомбоубежища Третьего рейха.
Самолет с алтарем исчез. Взгляд погружен в себя и свидетельствует о мысли, лишенной рефлексии. Он наливал каждому подошедшему кружку пенящегося напитка и тихонько советовал: «Ищите алтарь в городе. » Никому из ярых иконоборцев и в голову не могло прийти, что алтарь спрятан в соборной башне. Алтарь увезли в замок Нойшванштайн в Баварии.
Тут очень своевременно всплыл документ (конечно, фальшивка, сфабрикованная патриотами Гента), в котором говорилось, что алтарь таки отправлен в Лондон. Изначально «Иоанн Креститель» и «Праведные судьи» были написаны на одной доске. Создан по заказу Йоса Вейдта (нидерл. Портрет служил своеобразным «брачным сертификатом», удостоверявшим факт бракосочетания, так как по католической догме той эпохи свадьба могла совершаться без участия священника и даже без свидетелей. Многие искусствоведы и историки до сих пор спорят о том, почему Бог-Отец больше похож на православного святого и почему он обут в кожаные ботинки. Когда волнения миновали, сторонники принца Вильгельма Оранского (протестанта) предложили отправить алтарь в подарок английской королеве Елизавете Первой за ее помощь в противостоянии с испанцами, однако наследники четы Вейдтов воспротивились этому В 1581 году власть в городе вернулась к католикам (Фландрия, как известно, осталась под католическим влиянием в отличии от Северных Нидерландов), алтарь вернули на место.
Слова надписи, которые обычно понимали как «величайший художник», следует читать «величайший скульптор». Дошли свидетельства, что Адам и Ева воспринимались как трёхмерные фигуры. Его возмутили голые Адам и Ева в храме, эти створки после его замечания демонтировали. Это творение явило собой новое слово в искусстве Северной Европы. А рядом – голубь, Святой Дух излучающий легкий золотой свет. Таким образом, важна для ван Эйка не только материальная красота, но и внутренняя – лица героев выражают решительность и твёрдость.
Я – роза Шарона, я – лилия долины. Застывший величавый жест его утверждает все земное. Тщательно и точно были выписаны мельчайшие предметы и детали. За «Праведных судий» воры по-прежнему требовали миллион франков, четко оговаривая процедуру передачи денег.
Но в августе 1566 года в Генте вспыхнуло восстание протестантов-кальвинистов против испанцев-католиков. Многолюдные процессии, конные и пешие, собираются к месту совершающегося.
Операция готовилась в строжайшем секрете и потому по приказу Айгрубера 500-килограммовые бомбы и взрыватель поместили в ящики в надписью «Мрамор». Полиция решила – пусть епископ вступит с ворами в переписку, а там будет видно. Чаще всего створки алтаря были закрыты и оно было не видно. С помощью цвета переданы характер фактуры, весомость, материальность объемов, заполненное световоздушной средой пространство, сложная игра солнечных лучей.
Наружные створки – для закрытого, "спокойного" состояния алтаря. Изображения на этой стороне выполнены в пастельных тонах, они почти бесцветны, два Иоанна на нижних створках вообще выполнены "гризайлью". «Я видел картину Яна, это драгоценнейшая и превосходнейшая картина и особенно хороши Ева, Мария и Бог Отец», – написал в дневнике великий художник. Согласны. Между ними и алтарём образуется широкий круг свободного пространства.
Для Германии это был день унижения страны. Взамен он просил простить его страшные преступления. Понимал это и гауляйтер Верхней Австрии Айгрубер – люди никогда не забудут имени этого просвещенного варвара. При перечислении лиц Троицы принято называть сначала Отца, потом Сына, а затем уже Святого Духа (именно в таком порядке они перечисляются в молитвах). В нем было всего лишь 25 тысяч франков.
А пять дней спустя в шахты спустился американский искусствовед капитан Роберт Посей. Конечно же, масляная живопись была известна задолго до XV века. Все персонажи — в праздничных одеждах из парчи, бархата, меха, украшенных драгоценностями. (Песнь песней Соломона).
Освящён 6 мая 1432. Он облачен в мантию пламенеющего красного цвета, украшенную по краям сверкающими драгоценными камнями. Считая себя профессионалом в изобразительном искусстве, он решил лично возглавить проект, получивший название «Секретная миссия Линц» или «Музей Фюрера». Слева, за деревянной резной кафедрой с изображением св.
Именно к нему и обратился Йос Вейдт, желая облагодетельствовать свой родной Гент. Пока шла война, знаменитый складень находился в Баварии, в замке Нойшванштайн. 1400—1464), в его композиционных полотнах на религиозные сюжеты («Снятие с креста», Мадрид, Прадо) и замечательных психологических портретах, крупнейшим мастером которых он был.
Один из ангелов (св. Члены семейства Вейдтов-Триестов (боковая ветвь) опекали алтарь до конца XVIII века, особенно много сделал для сохранности творения Ван Эйков гентский епископ Антон Триест. Таким образом, Ян является главным создателем этого произведения. Ничто в его образе не устрашает, несмотря на атрибуты власти. Надпись была сделана в XVI веке, а потому особого доверия не вызывает. Там он стоит и сейчас.
Только мне известно, где «Праведные судьи».
«Гентское чудо» было спрятано буквально под носом у немцев, в одном из соседних со Святым Бавоном домов, в двух шагах от комендатуры оккупантов. За работой он проболтался, что его зять занимался во Франции сбором, как он выразился, «бесхозных культурных ценностей». Интересно, что их ещё раз убрали и заменили опять же по цензурным соображениям уже в 1865 году, одетыми в шкуры Адамом и Евой, они сейчас сохранились (автор – Виктор Лагье). Согласие Жожара и тем более гентцев уже никого не интересовало.
Во главе процессии гордо шли наследники Иодукуса Вейдта. Произведения эти совсем невелики по размерам и исполнены маслом на деревянной доске. И прямо из зубоврачебного кресла Посей направился в дом зятя дантиста.
В 11 утра на площадь перед собором, запруженную толпой народа, въехал грузовик. Богатство представленных видов растительного мира необычайно. Необычайна сложность построения алтаря. Плата же ему была определена в 100 ливров во фландрской монете. Причём изображение Троицы у ван Эйка отклоняется от канонического порядка.
Правда, двигало ими отнюдь не преклонение перед шедевром. До сих пор ее место занимает копия. Интересно, что их еще раз убрали и заменили опять же по цензурным соображениям уже в 1865 году, "одетыми" в шкуры Адамом и Евой, они сейчас сохранились (автор – Виктор Лагье). Почему-то он велел вывезти только центральную часть алтаря.
Их задумчивые лица отражают проникновенное постижение мира звуков. Тот утверждал, что алтарь переправили в Англию и даже обеспокоенно выяснял у взбешенных следователей: «А не присвоят ли жадные британцы «гентское сокровище». » Подтверждением версии каноника было подлинное письмо министра юстиции Бельгии Проспера Булле с фальшивым сообщением о благополучной погрузке Гентского алтаря на английский корабль, которое тот прислал по просьбе епископа накануне прихода немцев. Сопровождал груз капитан Роберт Посей. В открытом виде алтарь поражает небывалым богатством цвета и деталей.
На правых боковых створках изображены шествияотшельникови пилигримов. Бавона. Из этих произведений наиболее известны Мадонна канцлера Ролена (ок. Они спрятаны. » Договорить банкир не успел, он умер от инфаркта.
Все, что касается алтаря. Вновь и вновь обыскивали собор немецкие «любители искусства», но все было безуспешно. В нижнем ярусе представлена композиция «Поклонение Агнцу», на которой Агнец символизирует Иисуса. В осанке и выражении лица каноника нет и признаков покорности и благочестия. Эта натуралистичность поражала зрителей алтаря.
Возможно, первые слова немецкого национального гимна: Deutschland u. ber alles. Правда, существует версия, что художник – уроженец более крупного Маастрихта (сейчас это немецкий город). С немцами же было подписано специальное соглашение, в соответствии с которым алтарь мог быть вывезен из По только с согласия гентских властей, представителя немецкой организации по защите художественных ценностей и директора Национальных музеев Франции Ж. Жожара.
Неужели авария. Прошел почти век и в 1914 году началась Первая мировая война. Однако не случайно Адам оказался у ван Эйка в одном ряду с творцом мироздания. Следить за тем, войдет ли человек со свертком в дом епископа, успокоенный Хуртл не стал.