«портрет четы Арнольфини» (нидерл. Portret van Giovanni Arnolfini en zijn vrouw)— картина Яна ван Эйка, первый известный в европейской живописи парный портрет. Ян ван Эйк создал «Портрет четы Арнольфини» – уникальное явление во всей европейской живописи того времени. Смысловым центром картины Яна ван Эйка «Портрет четы Арнольфини» являются соединенные руки персонажей. Теперь вам известно содержание картины ван Эйка «Портрет четы Арнольфини». Картина Яна ван Эйка «Портрет четы Арнольфини» считается самым обсуждаемым полотном эпохи раннего Возрождения.
«портрет четы Арнольфини» (нидерл. Portret van Giovanni Arnolfini en zijn vrouw)— картина Яна ван Эйка, первый известный в европейской живописи парный портрет2. Картина Яна ван Эйка Портрет четы Арнольфини – одно из самых обсуждаемых полотен его творческого наследия. Если с мужчиной, которого изобразил ван Эйк («Портрет четы Арнольфини»), все ясно, то личность дамы находится под вопросом. Ян ван Эйк изобразил семью Арнольфини в момент бракосочетания, сюжет бытовой.
Наоборот. Сторк совместно с Криминизи показал, что люстра на самом деле выполнена с ошибками в перспективном сокращении и что её можно нарисовать без специальных приспособлений.
Эта картина стоит несколько в стороне от остальных произведений ван Эйка. В начале XVI века Портрет четы Арнольфини принадлежал наместнице Нидерландов Маргарите Австрийской. Они усердно трудятся над выполнением церковных заказов. Как правило, брачный контракт выдавался на следующее утро после свадьбы, отсюда пошло название брака — морганатический от слова морген (нем. morgen – утро).
Ван Эйк был чуть ли не первым, кто подписал свое полотно. Предположительно, он появился на свет на севере Голландии в конце XIV века. Хею так понравился портрет, что он упросил владельца продать картину9. Оно расположено на центральной оси композиции, прямо над соединёнными руками персонажей.
Не случайно рядом с ним открытое окно, за которым видна живая изгородь. Худых — больше, чем толстых. Тогда войска Жозефа Бонапарта отступили, потерпев поражение от соединённых сил британцев испанцев и португальцев под командованием герцога Веллингтона. При бургундском дворе не только женская, но и мужская мода была экстравагантной.
Но именно Ян ван Эйк создал «Портрет четы Арнольфини» — уникальное явление во всей европейской живописи того времени. Господа, чтобы не испачкаться в уличной грязи, ездили верхом или в носилках. Супружеская пара изображённая на полотне ван Эйка, богата. На женщине платье (т. Плоские зеркала были по карману только высшей аристократии и считались драгоценностью.
И он, этот большой художник и изобретатель, был очень скромен. Он привез ее в Англию, но только в 1842 году подарил Национальной галерее. Так, Дэвид Сторк (Стэнфордский университет) указывает, что для получения сферического вогнутого зеркала с фокусным расстоянием, например, 55 см (а по теории Хокни — Фалько, такое зеркало для проекции должно иметь значительное фокусное расстояние)3738, необходимо выдуть стеклянную сферу диаметром около 7 футов, что для мастеров той эпохи было невыполнимой задачей38. В ней горит только свеча над мужчиной, а над женщиной свеча погасла.
Мужчины носили тюрбаны и большие цилиндрические шляпы с полями, женщины— так называемые «труффо-орфовре»— головные уборы из двух овальных деталей над ушами, силуэтом напоминающих рога, дополненные золотой сеткой. Фацио подробнейшим образом описал её в De viris illustribus14. Какова бы ни была обстановка, брачный союз (или обручение) скреплялся обменом кольцами, надеваемыми на правые руки и последующим пожатием правых рук73. Поредение волос и частое облысение, отодвигание назад границы волос на лбу даже вызвало моду, продержавшуюся более двух столетий.
Мотив рук, вложенных одна в другую, лежащий на центральной оси (люстра-зеркало-собачка), дополнительно акцентируется световыми пятнами на полу и стене16. Выпуклые зеркала были более доступны. И что означает надпись над зеркалом «Johannes de Eyck fuit hie. 1434» («Иоганнес де Эйк был здесь. У обеих «индивидуальная асимметрия», сходное соотношение размеров лба с остальными частями лица, сам лоб и у той и у другой «высокий и широкий». Таким образом женщина оправдывала себя в глазах церкви за ночной грех и демонстрировала, что она якобы «вечная мать». Какова бы ни была обстановка, брачный союз (или обручение) скреплялся обменом кольцами, надеваемыми на правые руки и последующим пожатием правых рук.
С помощью масла художник достигает в живописном изображении реализма высшей степени. Он был захвачен англичанами после поражения войска Жозефа Бонапарта. На фреске Джотто «Обручение Марии» мужчина и женщина также соединяют правые руки. Реализм подкреплен еще и техникой. Теорию Хокни поддержал специалист в области оптики Чарлз Фалько (англ. Charles M. Falco) из Аризонского университета.
Хокни считает, что люстра в «Портрете четы Арнольфини» (выполненная в «идеальной проекции») могла быть написана с помощью вогнутого зеркала. Некоторые исследователи, обращая внимание на то, что надпись над зеркалом гласит «Ян ван Эйк здесь был», считают, что один из стоящих на пороге комнаты — сам художник (фигура в синем)19. Сохранившиеся изображения свидетельствуют, что во время этих церемоний жених и невеста соединяли в пожатии правые руки после обмена кольцами.
Почему среди бела дня горит в люстре одна-единственная свеча. На полях добавлено примечание о необходимости прикрепить к картине пару створок «которые Её Высочество уже распорядилась сделать». 1434. ).
Как утверждает Костер исследователи долгое время находились под влиянием непререкаемого авторитета Панофского, по мнению которого на картине изображен момент бракосочетания. Все эти особенности передачи художником облика героев подчёркивают их «предельную одухотворённость», преобладающую над «телесным началом»— приём, традиционный для средневековых живописцев. По этой причине присутствие свидетелей было необязательно. Герасимов пришёл к выводу, что на двойном портрете изображена Маргарита ван Эйк70. Обмен кольцами на миниатюре из французского средневекового календаря происходит не в церкви, однако в присутствии свидетелей— и в этом случае кольца надеваются на правые руки. С одной стороны, она символизирует свечу, которую передает невесте жених во время бракосочетания, с другой — Божественный свет, озаряющий таинство бракосочетания.
Пара изображённая на полотне ван Эйка, принадлежит к зажиточному бюргерству. Панофский, по словам Костер, опирался на свидетельства Маркуса ван Варневейка (Spieghel der Nederlandscher audheyt, 1568) и Карела ван Мандера (Schilderboeck, 1604), считавших двойной портрет изображением брачной церемонии. Может быть, что брачный контракт был просто необходим в этом случае, так как очевидно, что речь идёт о «браке левой руки».
Пример ещё одного искажения пространства в картинах ван Эйка: «Мадонна в церкви» (Берлин), где голова Девы Марии достигает верхнего ряда окон, освещающих хоры. В архивах города не сохранилось никаких свидетельств того, что Джованни ди Арриджо пребывал там до 1435 года. Платье с таким впечатляющим шлейфов невозможно было носить без посторонней помощи. Собачка – признак благосостояния, символ верности и преданности. Это фламандская манера многослойного письма, позволяющая достигнуть глубины и богатства цвета.
От них этому сначала научились итальянцы, а потом и весь мир. Историки моды объясняют, что в XV веке все наряды женщин шились в стиле «а-ля немного беременная». В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». Женщина, тень которой падает на покрытую красным покрывалом кровать, стоящую в глубине комнаты, представляет собой образ идеальной хозяйки и хранительницы домашнего очага. Так, Дэвид Сторк (Стэнфордский университет) указывает, что для получения сферического вогнутого зеркала с фокусным расстоянием, например, 55 см (а по теории Хокни-Фалько, такое зеркало для проекции должно иметь значительное фокусное расстояние) необходимо выдуть стеклянную сферу диаметром около 7 футов, что для мастеров той эпохи было невыполнимой задачей. Мужчина традиционно олицетворял связь семьи с внешним миром. Почему, например, словно в клятве поднял правую руку мужчина.
На раме была надпись из Овидия (лат. Promittas facito, quid enim promittere laedit. Так кто же все-таки герой картины. На это указывает ряд следующих интереснейших деталей.
Это лишь ритуальный жест, по мнению исследователей. 11 сентября 1472) со своей женой Джованной Ченами (ум. Почему среди бела дня горит в люстре одна-единственная свеча. А женщина.
Судя по силуэтам их костюмов, это мужчина и женщина, черты их лиц невозможно разобрать. н. «пелисон»), подбитое мехом с длинным шлейфом, который при ходьбе должен был кто-нибудь нести. Стоит иметь в виду, что в то время все женщины отклоняли корпус назад, выставляя вперёд живот— такая осанка получила название «готической кривой», однако под платье в этом случае надевался жёсткий корсет, стягивавший талию и грудь. В частности, по мнению Хокни и Фалько, при работе над «Портретом четы Арнольфини» ван Эйк использовал вогнутое зеркало, обводя перевёрнутые проекции изображаемых предметов на основе картины или даже нанося по проекции краски.
Некоторые исследователи считают, что у картины существовала верхняя крышка с изображением обнажённой женщины (вероятно, сюжетом её было ритуальное омовение новобрачной). На полотне изображены купец Джованни Арнольфини из итальянского города Лукки, который в Брюгге представлял фирму Портинари и его молодая жена. А мог и сам подарить по дружбе. Господа, чтобы не испачкаться в уличной грязи, ездили верхом или в носилках. В конце работы художник выполнил также и надпись.
Историк искусства Кристофер Уилсон (англ. Christopher Wilson) утверждает, что ван Эйк создавал интерьеры на своих картинах используя части интерьеров реальных помещений6. Почему среди бела дня горит в люстре одна-единственная свеча. Считается, что в конце жизни Арнольфини постигло банкротство.
Однако это могло быть и другое произведение, так как «картина в картине» ван Хехта не соответствует описанию, данному Бартоломео Фацио, хотя и повторяет некоторые мотивы. Женщина с картины ван Эйка, судя по очертаниям её фигуры, явно не носит корсета. Фламандская манера многослойного письма позволяла достичь глубины и богатства цвета33. 11 сентября 1472) со своей женой Джованной Ченами (ум. Возможно, что пропавшая крышка с ню кисти ван Эйка была изображена В. ван Хехтом на картине «Кабинет искусств Корнелиуса ван дер Геста» (1628, Нью-Йорк, собрание Берг). Он клянется свое жене в супружеской верности. На полу лежит восточный ковёр, люстра, зеркало, верхняя часть окна остеклена, на столе под ним лежат дорогие апельсины— вся обстановка комнаты свидетельствует о зажиточности её хозяина. На улицах голландских городов звучала чужеземная речь со всех концов света. В 1599 году Якоб Келвиц из Лейпцига видел портрет во дворце Алькасар в Мадриде.
Обычно это была женщина, происходившая из низшего сословия.
Художник построил интерьер без строгого соблюдения линейной перспективы, комната видна как бы сверху (её пол уходит чересчур круто вверх), отсутствует единая точка схода. Гипотеза Хокни была подвергнута критике в научном сообществе36. Передвигаться в таком платье можно было лишь при соответствующем навыке, который был возможен только в аристократических кругах. Плюс жена ван Эйка родила в тот же год, что было написано полотно.
Блондинок мало. Судьба художника Точная дата рождения Яна ван Эйка неизвестна. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина.
«Портрет четы Арнольфини» считается одним из самых сложных произведений, о чём мы поговорим ниже. Такие союзы заключались между людьми из разных социальных кругов. Некоторые исследователи, обращая внимание на то, что надпись над зеркалом гласит «Ян ван Эйк здесь был», считают, что один из стоящих на пороге комнаты— сам художник (фигура в синем).
Художник выделяет участок вокруг зеркала светом и это не ровно падающий из окна свет (стена явно освещена неравномерно), это своеобразный ореол, окружающий выпуклое стеклоK 218. На оси симметрии картины находится зеркало, которое висит на задней стене комнаты. Это особенно заметно по одежде.
Белое подвенечное платье вошло в моду только с середины XIX века. По-французски они назывались «колдуньями», поскольку мистическим образом увеличивали угол обзора у наблюдателя. Позы их торжественно неподвижны, лица полны самой глубокой серьезности.
Женщина с картины ван Эйка, судя по очертаниям её фигуры, явно не носит корсета82. Если это бракосочетание, то где же тогда священник. Ещё в начале 1930-х годов Мирон Жирмунский обращал внимание на то, что последнее слово «hic» может означать не только «здесь», но и «этот». В 1995 году были опубликованы результаты изучения снимков картины в инфракрасном излучении. Да и рука, лежащая на животе, может быть символом женского начала. Художнику удалось передать волнующий момент «сосредоточенности человеческого переживания»30. 5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела.
Художник построил интерьер без строгого соблюдения линейной перспективы, комната видна как бы сверху (её пол уходит чересчур круто вверх), отсутствует единая точка схода. Женщина стоит около постели, что подчервикает ее роль хранительницы очага. Вместо классической фразы «полотно написано тем-то» художник написал «Ян ван Эйк был здесь», подкрепляя версию того, что он – один из свидетелей изображенных в отражении зеркала.
Форма головных уборов персонажей их свободного покроя одежды, подбитые мехом, длинная верхняя одежда на мужчине, — весь вид их костюмов характерен для моды северной Европы, тогда как в Италии в то время были приняты более лёгкие одежды. С помощью масла художник достигает в живописном изображении реализма высшей степени34. А третьим специалистам не дают покоя кажущиеся странности картины. Но в 1950 году крупный английский искусствовед Брокуэлл в своем специальном исследовании написал, что «портрета Арнольфини и его жены вообще не существует». Но существует и другое мнение. Правда и тут не обошлось без загадок.
На картине изображена супружеская чета – Джованни ди Николао Арнольфини и его жена. Но в 1950 году крупный английский искусствовед Брокуэлл в своем специальном исследовании написал, что «портрета Арнольфини и его жены вообще не существует». Почему среди бела дня горит в люстре одна-единственная свеча. Ван Эйк усовершенствовал технику живописи маслом. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. То, что этот человек не принадлежит к аристократии, видно по его деревянным башмакам.
Ещё в начале 1930-х годов Мирон Жирмунский обращал внимание на то, что последнее слово «hic» может означать не только «здесь», но и «этот». По его словам, картина висела в комнате, которую он занимал. Тогда, значит, картину следует называть не «Портрет четы Арнольфини», а «Помолвка Арнольфини». Скорее всего, картина попала в его руки в Испании в 1813 году после битвы при Витории. Вероятно, Веласкесу была известна эта работа ван Эйка: испанский художник повторил мотив отражения в зеркале в своей картине «Менины».
А вот сам Ян ван Эйк, который к 1434 году был уже давно женат и героиня его картины, чей облик напоминает жену художника, могли так подать друг другу руки, поскольку речь на картине идет вовсе не о помолвке. Далее. По их мнению, так как латинский глагол «sum» может иметь следующие значения: быть, существовать, пребывать, состоять в браке, быть написанным, а «hic»— не только тут, здесь, но и— присутствующий здесь, надпись может указывать на то, что художник находится в этом доме на правах хозяина86. Ночью занавес опускался и возникало закрытое пространство, комната в комнате.
1434». ). Что и говорить, красота – страшная сила. А третьим специалистам не дают покоя кажущиеся странности картины. Это Ян ван Эйк. Пытаюсь взрастить в себе материалиста.
В начале XVI века «Портрет четы Арнольфини» принадлежал наместнице Нидерландов Маргарите Австрийской. Судя по силуэтам их костюмов, это мужчина и женщина, черты их лиц невозможно разобрать. Днём занавес на ней поднимался и в комнате принимали гостей, сидя на кровати. Картина сохранилась исключительно хорошо, хотя ей и пришлось пройти очень долгий путь (одна из версий рассказана в начале статьи), прежде чем она оказалась в Лондонской национальной галерее.
Фацио подробнейшим образом описал её в De viris illustribus. Содержание картины в целом не вызывает разночтений. А как тщательно они оба одеты, хотя дело как будто бы происходит в их же собственной комнате и ничто не заставляет вас подумать, что они собираются куда-то выйти.
Если это так, тогда свадьба была вынужденной и от этого позорной мерой. То, что этот человек не принадлежит к аристократии, видно по его деревянным башмакам. Плюс рукопожатие не характерно для свадебных церемоний.
А третьим специалистам не дают покоя кажущиеся странности картины. Свет, падающий из него, отражается от различных поверхностей. В Брюгге нет ослепительного солнца, нет здесь и чудесных видов итальянской природы. Любой в обещаниях может стать богатым).
А женщина. Сторонники этой версии указывают на сходство женщины изображённой на парном портрете, с Маргаритой66 (такого же мнения придерживался антрополог и скульптор М. Герасимов)67 и её «явную беременность»— известно, что Маргарита ван Эйк родила одного из сыновей именно в 1434 годуK 8. Как уверяет Брокуэлл, никаких документов, подтверждающих, что изображенный человек – Джованни Арнольфини, не существует и загадочная картина – это портрет самого художника и его жены Маргариты. Благодаря им стало известно, что большинство деталей картины, которым придаётся символическое значение, были написаны на завершающем этапе работы— ван Эйк не делал подготовительные рисунки для этих предметов.
Фонтан в «Гентском алтаре» и ваза с лилиями, а также сцены из Ветхого Завета на инкрустированном полу в «Благовещении» из Вашингтона не утратили своего символизма, несмотря на то, что появились в самый последний момент. Вероятно, статуэтка святой Маргариты над кроватью— намёк на имя героини, а также на то, что она должна вскоре родить (святая Маргарита считалась покровительницей рожениц)69.
Жених держит левой рукой руку своей невесты, а не правой, как того требует обычай. При этом Ян ван Эйк использовал ещё более сложную технику, чем другие художники. после 1490), дочерью итальянского купца из Парижа Гуильельмо Ченами.
ФонтанK 4 в «Гентском алтаре» и ваза с лилиями, а также сцены из Ветхого Завета на инкрустированном полу в «Благовещении» из Вашингтона не утратили своего символизма, несмотря на то, что появились в самый последний момент51. И что означает надпись над зеркалом «Johannes de Eyck fuit hie» («Иоганнес де Эйк был здесь. Плоские зеркала были по карману только высшей аристократии и считались драгоценностью.
Этот документ выдавался женщине на утро после свадьбы, отчего такие браки стали называться морганическими или морганатическими (от немецкого «morgen» -«утро»). Вероятно, Веласкесу была известна эта работа ван Эйка: испанский художник повторил мотив отражения в зеркале в своей картине «Менины»7. В то время в Европе господствовала бургундская мода, что граничит с сильным политическим и культурным влиянием Бургундского герцогства. Ван Эйк передаёт эффект прямого и рассеянного света источником которого является окно. Таким образом, латинская надпись под зеркалом может быть прочитана также как: «Этот был Ян ван Эйк»8485.
Второй спор – беременна ли барышня на картине али нет. А третьим специалистам не дают покоя кажущиеся странности картины. Высоких было больше, чем низких.
Вероятно, статуэтка святой Маргариты над кроватью— намёк на имя героини, а также на то, что она должна вскоре родить (святая Маргарита считалась покровительницей рожениц). 20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо. Если это бракосочетание, то где же тогда священник. Какой момент в жизни супругов отобразил художник.
У обеих «индивидуальная асимметрия», сходное соотношение размеров лба с остальными частями лица, сам лоб и у той и у другой «высокий и широкий». В этом случае надпись читается как: «Это был Ян ван Эйк, художник, 1434»8666. Учитывая этот факт, Лорн Кемпбелл предположил, что на двойном портрете 1434 года изображены Джованни ди Николао и, вероятно, его вторая жена. Это два брата — Иоганн и Губерт ван Эйки и сестра их Маргарита. Наоборот.
Картина сохранилась исключительно хорошо, хотя ей и пришлось пройти очень долгий путь (одна из версий рассказана в начале статьи), прежде чем она оказалась в Лондонской национальной галерее. Как держать кисть в руках и основам художественного ремесла его обучил брат. Если же женщина— Маргарита ван Эйк, тогда мужчина рядом с ней— её муж, художник, а надпись «Ян ван Эйк был здесь» (лат. Johannes de eyck fuit hic 1434) свидетельствует о том, что ван Эйк изобразил себя. Почему, например, словно в клятве поднял правую руку мужчина. В своей книге «Секретное знание: открытие вновь утраченных методов старых мастеров» изданной в 2001 году, художник Дэвид Хокни утверждает, что появление около 1420-х годов произведений западноевропейской живописи, отличающихся почти фотографической точностью в воспроизведении натуры, является результатом не возросшего мастерства художников, а использования ими оптических приборов. Это первое задокументированное свидетельство о том, кто изображён на портрете.
Панофский, по словам Костер, опирался на свидетельства Маркуса ван Варневейка (Spieghel der Nederlandscher audheyt, 1568) и Карела ван Мандера (Schilderboeck, 1604), считавших двойной портрет изображением брачной церемонии. Могли ведь дружить зажиточные бюргеры и художник. Однако некоторые исследователи указывают на то обстоятельство, что на других произведениях ван Эйка предметы имеющие безусловно важное значение для богословского толкования, также были написаны художником во время заключительного этапа работы. Вероятно, рассказ этот является выдумкой Хея. Историк искусства Лорн Кэмпбелл предполагает, что на портрете изображён Джованни ди Николао Арнольфини, старший из двух Джованни Арнольфини (двоюродных братьев), которые жили в Брюгге одновременно с ван Эйком.
Четверть — молодежь. Ван Эйк работал маслом, что для его времени было новаторством. Вероятно, рассказ этот является выдумкой Хея. Важный смысловой элемент картины— зеркало на стене. Это особенно заметно по одежде. Возможно также, что последнее слово в подписи не «hic», а «pic» (то есть «pictor», «художник»). Мотив рук, вложенных одна в другую, лежащий на центральной оси (люстра-зеркало-собачка) дополнительно акцентируется световыми пятнами на полу и стене.
По мнению М. Герасимова, сравнивавшего изображения женщин с двойного портрета и портрета жены художника, написанного ван Эйком в 1439 году их лица схожи. Р. Биллиндж (научный сотрудник лаборатории инфракрасной рефлектографии Национальной галереи) и Л. Кемпбелл в связи с этим отмечают, что эти детали не являются, как принято было считать, частью продуманной художником программы и, возможно, картина просто портрет, в котором нет никакого скрытого смысла. Мужчины носили шапероны и большие цилиндрические шляпы с полями, женщины— так называемые «труффо-орфовре»— головные уборы из двух овальных деталей над ушами, силуэтом напоминающих рога, дополненные золотой сеткой. Белое подвенечное платье вошло в моду только с середины XIX века.
Предположительно чета Арнольфини была написана в их доме, который находился в Брюгге. Здесь речь идет о так называемом «браке левой руки». Жених держит левой рукой руку своей невесты, а не правой, как того требует обычай. Мы не знаем, какой момент из жизни четы запечатлен. Пара изображённая на полотне ван Эйка, принадлежит к зажиточному бюргерству.
Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Историк искусства Кристофер Уилсон (англ. Christopher Wilson) утверждает, что ван Эйк создавал интерьеры на своих картинах используя части интерьеров реальных помещений.
По его словам, картина висела в комнате, которую он занимал. Посмотрите на ее чуть зардевшееся милое лицо. Но в 1950 году крупный английский искусствовед Брокуэлл в своем специальном исследовании написал, что «портрета Арнольфини и его жены вообще не существует».
Сторонники этой версии указывают на сходство женщины изображённой на парном портрете, с Маргаритой (такого же мнения придерживался антрополог и скульптор М. Герасимов) и её «явную беременность»— известно, что Маргарита ван Эйк родила одного из сыновей именно в 1434 году. Оно расположено на центральной оси композиции, прямо над соединёнными руками персонажей.
А женщина. И что означает надпись над зеркалом «Johannes de Eyck fuit hie. 1434» («Иоганнес де Эйк был здесь. Герои изображены в праздничной одежде, но в простом интерьере. Пример ещё одного искажения пространства в картинах ван Эйка: «Мадонна в церкви» (Берлин), где голова Девы Марии достигает верхнего ряда окон, освещающих хоры.
Ван Эйк усовершенствовал технику живописи маслом2. Обращают на себя внимание хрупкость фигур и мужчины и женщины, скрытых под тяжёлыми объёмными одеждами изящество кистей женских рук, свойственное скорее позднеготическому стилю, в то время как ван Эйк уже создавал портреты с характерными, узнаваемыми руками отсутствие индивидуальных черт в лице героини, возможно, представляющей собой собирательный образ и «погружённость в себя» её спутника. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Однако она по-городскому узка.
Пламя горящей свечи означало всевидящего Христа— свидетеля брачного союза. Эта картина стоит несколько в стороне от остальных произведений ван Эйка. В частности, по мнению Хокни и Фалько, при работе над «Портретом четы Арнольфини» ван Эйк использовал вогнутое зеркало, обводя перевёрнутые проекции изображаемых предметов на основе картины или даже нанося по проекции краски.
Напротив, Джованни ди Николао жил в Брюгге с 1419 года (возможно даже, что он поселился там раньше) и, вполне возможно, что он познакомился с художником задолго до создания двойного портрета известен его портрет работы ван Эйка. Действие на картине Рафаэля «Обручение Марии» также происходит вне храма, в присутствии священника и свидетелей, а Иосиф надевает правой рукой на правую же руку невесты кольцо. Высказывалась гипотеза, что у картины существовала верхняя крышка с изображением обнажённой женщины (вероятно, сюжетом её было ритуальное омовение новобрачной). Возможно, что пропавшая крышка с ню кисти ван Эйка была изображена В. ван Хехтом на картине «Кабинет искусств Корнелиуса ван дер Геста» (1628, Нью-Йорк, собрание Берг).
Обращают на себя внимание хрупкость фигур и мужчины и женщины, скрытых под тяжёлыми объёмными одеждами изящество кистей женских рук, свойственное скорее позднеготическому стилю, в то время как ван Эйк уже создавал портреты с характерными, узнаваемыми руками отсутствие индивидуальных черт в лице героини, возможно, представляющей собой собирательный образ и «погружённость в себя» её спутника. На спинке кровати вырезана статуэтка святой Маргариты — покровительницы рожениц. Он привез ее в Англию, но только в 1842 году подарил Национальной галерее. В начале XVI века «Портрет четы Арнольфини» принадлежал наместнице Нидерландов Маргарите Австрийской. Эти вопросы, на которые сейчас трудно найти ответы, делают картину еще более загадочной.
Эти вопросы, на которые сейчас трудно найти ответы, делают картину еще более загадочной.
На многих его полотнах стоит надпись: «Так, как я сумел», — словно он горделиво и вместе с тем смиренно объясняет миру, что большего уже сделать не может. При бургундском дворе не только женская, но и мужская мода была экстравагантной. Выпуклые зеркала были более доступны. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Но, есть ещё одна преинтереснейшая особенность. Напротив, Джованни ди Николао жил в Брюгге с 1419 года (возможно даже, что он поселился там раньше) и вполне возможно, что он познакомился с художником задолго до создания двойного портрета известен его портрет работы ван Эйка.
Теорию Хокни поддержал специалист в области оптики Чарлз Фалько (англ. Charles M. Falco) из Аризонского университета. Но не получается» Сегодня на пляж высыпало много людей. Это объяснялось тем, что она вроде как вечная мать и тем самым оправдывает ночной грех и исполняет исключительно свою женскую функцию – рождение детей. Он привез ее в Англию, но только в 1842 году подарил Национальной галерее.
Насколько глубоко непонимание истинно прекрасного, можно видеть в известном стихотворении Дмитрия Кедрина "Красота": "Эти гордые лбы винчианских мадонн я встречал не однажды у русских крестьянок. Важный смысловой элемент картины — зеркало на стене. Однако многие исследователи считают, что «Портрет четы Арнольфини» находился в обозе с произведениями искусства, который французы отправили в Париж в качестве трофеев. По-французски они назывались «колдуньями», поскольку мистическим образом увеличивали угол обзора у наблюдателя. Ее новый владелец – британский полковник Джеймс Хей – рассказывал всем, что купил картину в Брюсселе.
Пара – представители зажиточного бюргерства, о чем говорит их одежда. Кроме того, о материальном достатке семейства свидетельствуют богатые одежды. По этой причине присутствие свидетелей было необязательно.
1434». ). До сих пор вопрос остается открытым. Кровать доминирует в обстановке, как и обычно в городских покоях. «Портрет четы Арнольфини» — одна из наиболее загадочных картин в истории европейской живописи. Получилось пространство, наполненное символами.
Искусствовед Маргарет Костер, например, считает, что портрет был заказан в память об ушедшей при родах жене, чему также сопутствует ряд аргументов. На раме была надпись из Овидия (лат. Promittas facito, quid enim promittere laedit. Взять хотя бы головные уборы. Любой в обещаниях может стать богатым). 1434». ). И интерьер и люди, несмотря на их праздничные одежды изображены ван Эйком без обычной для него внешней эффектности. Кстати, есть гипотеза, что на картине ван Эйк изобразил себя с супругой Маргаритой.
Почему, например, словно в клятве поднял правую руку мужчина. По их мнению, так как латинский глагол «sum» может иметь следующие значения: быть, существовать, пребывать, состоять в браке, быть написанным, а «hic»— не только тут, здесь, но и— присутствующий здесь, надпись может указывать на то, что художник находится в этом доме на правах хозяина. – возможно, более точно об этом знал сам ван Эйк, но увы, он уже не особо разговорчив, так что не ответит. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.
morgen – утро). после 1490), дочерью итальянского купца из Парижа Гуильельмо Ченами. Скорее всего картина попала в его руки в Испании в 1813 году после битвы при Витории. В ней горит только свеча над мужчиной, а над женщиной свеча погасла. Мужчина и женщина стоят на некотором расстоянии друг от друга, он изображён почти анфас, она — в трёхчетвертном повороте влево.
Гипотеза Хокни была подвергнута критике в научном сообществе. И что означает надпись над зеркалом: Johannes de Eyck fuit hie (Иоганнес де Эйк был здесь. Это особенно заметно по одежде. Хокни считает, что люстра в «Портрете четы Арнольфини» (выполненная в «идеальной проекции») могла быть написана с помощью вогнутого зеркала35. Лингвисты, к которым обращалась за консультацией М. Андроникова, опирались при определении смысла надписи на основные значения слов «fuit» и «hic».
У окна лежат апельсины. В этом случае надпись читается как: «Это был Ян ван Эйк, художник, 1434». На фреске Джотто «Обручение Марии» мужчина и женщина также соединяют правые руки. В то же время многие нюансы указывают на то, что пара уже давно жената: волосы женщины собраны и спрятаны под убором (невесты изображались с распущенными локонами), а её поза свидетельствует о возможной беременности. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.
Историк искусства Лорн Кемпбелл предполагает, что на портрете изображён Джованни ди Николао Арнольфини, старший из двух Джованни Арнольфини (двоюродных братьев), которые жили в Брюгге одновременно с ван Эйком. Какой момент в жизни супругов отобразил художник. Р. Биллиндж (научный сотрудник лаборатории инфракрасной рефлектографии Национальной галереи) и Л. Кэмпбелл в связи с этим отмечают, что эти детали не являются, как принято было считать, частью продуманной художником программы и, возможно, картина просто портрет, в котором нет никакого скрытого смысла4950. В своей книге «Секретное знание: открытие вновь утраченных методов старых мастеров» изданной в 2001 году, художник Дэвид Хокни утверждает, что появление около 1420-х годов произведений западноевропейской живописи, отличающихся почти фотографической точностью в воспроизведении натуры, является результатом не возросшего мастерства художников, а использования ими оптических приборов. Свет, падающий из него, отражается от различных поверхностей.
Зеркало в городском интерьере было необычным явлением во времена ван Эйка, обычно вместо него использовался полированный металл. Мужчина изображен у открытого окна, что говорит о его связи с внешним миром. Если же женщина— Маргарита ван Эйк, тогда мужчина рядом с ней— её муж, художник, а надпись «Ян ван Эйк был здесь» (лат. Johannes de eyck fuit hic 1434) свидетельствует о том, что ван Эйк изобразил себя69. Фламандская манера многослойного письма позволяла достигнуть глубины и богатства цвета. Художник выделяет участок вокруг зеркала светом и это не ровно падающий из окна свет (стена явно освещена неравномерно), это своеобразный ореол, окружающий выпуклое стекло.
Обычно это была женщина, происходившая из низшего сословия. Это особенно заметно по одежде.
Надо сказать, что его весьма ценили и без заказов он не сидел. Какой момент в жизни супругов отобразил художник. Стоит иметь в виду, что в то время все женщины отклоняли корпус назад, выставляя вперёд живот— такая осанка получила название «готической кривой»79, однако под платье в этом случае надевался жёсткий корсет, стягивавший талию и грудь8081.
Не исключено, что брачный контракт был необходим в случае Арнольфини, так как очевидно, что речь идёт о «браке левой руки». На оси симметрии картины находится зеркало, которое висит на задней стене комнаты.
В конце работы художник выполнил также и надпись. Скромность бюргерской обстановки и обыкновенные люди изображенные ван Эйком, становятся источником особой поэтичности, предвещая будущие пути развития нидерландского и голландского искусства.
Посмотрите на ее чуть зардевшееся милое лицо. Супружеская пара изображённая на полотне ван Эйка, богата. Hernoult-le-Fin— это французская форма итальянской фамилии Арнольфини.
Все эти особенности передачи художником облика героев подчёркивают их «предельную одухотворённость», преобладающую над «телесным началом», — приём, традиционный для средневековых живописцев30. Почему, например, словно в клятве поднял правую руку мужчина.
Десять медальонов с изображением страданий Христа украшают его раму. Перед концертом нам удалось немного поговорить. В пользу этого исследователи указывают на портретное сходство изображенной дамы и жены художника, а также на статуэтку святой Маргариты (изображена над кроватью) – она якобы намекает на имя героини. Художнику удалось передать волнующий момент «сосредоточенности человеческого переживания». Одинаковой формы подбородки (несколько заострённые), уши, разрез глаз, веки. Впервые художник показал своих современников в обыденной обстановке, раскрывая человеческую индивидуальность без посредников между профанным и сакральным, роль которых в других случаях осуществляют религиозные персонажи.
Сейчас считается, что на картине изображены двоюродный брат Джованни ди Арриджо— Джованни ди Николао Арнольфини со своей женой имя которой неизвестно. Если это бракосочетание, то где же тогда священник. Если это бракосочетание, то где же тогда священник. Хею так понравился портрет, что он упросил владельца продать его. Герасимов пришёл к выводу, что на двойном портрете изображена Маргарита ван Эйк.
Десять медальонов с изображением страданий Христа украшают его раму. Пламя горящей свечи означало всевидящего Христа — свидетеля брачного союза. Однако это могло быть и другое произведение, так как «картина в картине» ван Хехта не соответствует описанию, данному Бартоломео Фацио, хотя и повторяет некоторые мотивы15. Фрукты (по одной версии, апельсины, по другой, – яблоки) могут говорить как о достатке семьи, так и символизировать чистоту и невинность. «О чем я думаю. Между 9 июля 1523 года и 17 апреля 1524 года появляется следующая запись о портрете в инвентаре Маргариты Австрийской: «ещё одна очень изысканная картина, которая закрывается двумя створками, где нарисованы мужчина и женщина, стоящие, держась за руки, выполнена рукой Иоганна, герб и девиз покойного Дона Диего на указанных двух створках имя персонажа Арнольфин» (Arnoult Fin).
Эти вопросы, на которые сейчас трудно найти ответы, делают картину еще более загадочной. Ван Эйк передаёт эффект прямого и рассеянного света источником которого является окно. Между 9 июля 1523 года и 17 апреля 1524 года появляется следующая запись о портрете в инвентаре Маргариты Австрийской: «еще одна очень изысканная картина, которая закрывается двумя створками, где нарисованы мужчина и женщина, стоящие, держась за руки, выполнена рукой Иоганна, герб и девиз покойного Дона Диего на указанных двух створках имя персонажа Арнольфин» (Arnoult Fin).
Хотя, кто знает, после картин Босха, мало что может вообще удивить. Ночью занавес опускался и возникало закрытое пространство, комната в комнате. В 1599 году Якоб Келвиц из Лейпцига видел портрет во дворце Алькасар в Мадриде.
Лингвисты, к которым обращалась за консультацией М. Андроникова, опирались при определении смысла надписи на основные значения слов «fuit» и «hic». Какой момент в жизни супругов отобразил художник. Действие на картине Рафаэля «Обручение Марии» также происходит вне храма, в присутствии священника и свидетелей, а Иосиф надевает правой рукой на правую же руку невесты кольцо. Возможно также, что последнее слово в подписи не «hic», а «pic» (то есть «pictor», «художник»). Вишня за окном – пожелание плодовитости в браке.
Однако она по-городскому узка. Эти вопросы, на которые сейчас трудно найти ответы, делают картину еще более загадочной. Таким образом, латинская надпись под зеркалом может быть прочитана также как: «Этот был Ян ван Эйк». Одинаковой формы подбородки (несколько заострённые), уши, разрез глаз, веки.
Кровать доминирует в обстановке, как и обычно в городских покоях. Младший брат Иоганн (Ян), кроме картин, писал еще и портреты.
начнем с того, что не туберкулезный. Днём занавес на ней поднимался и в комнате принимали гостей, сидя на кровати.