» Портрет четы Арнольфини»является наиболее знаменитой картиной Яна Ван Эйка. В искусстве Нидерландов является работой чрезвычайного характера. В настоящее время, ее можно увидеть в Национальной галерее в Лондоне. Портрет супругов Арнольфини написал нидерландский живописец, профессионал портретной живописи – Ян ван Эйк (точная дата рождения Яна ван Эйка неизвестна, 1385 или 1390 -1441 гг. ) в 1434 году. Если с мужчиной, которого изобразил ван Эйк («Портрет четы Арнольфини»), все ясно, то личность дамы находится под вопросом. Смысловым центром картины Яна ван Эйка «Портрет четы Арнольфини» являются соединенные руки персонажей.
Теперь вам известно содержание картины ван Эйка «Портрет четы Арнольфини». Ян ван Эйк изобразил семью Арнольфини в момент бракосочетания, сюжет бытовой. «портрет четы Арнольфини» (нидерл. Portret van Giovanni Arnolfini en zijn vrouw)— картина Яна ван Эйка, первый известный в европейской живописи парный портрет2.
Долгое время считалось, что на картине изображены Джованни ди Арриджо Арнольфини со своей женой Джованной Ченами, но в1997 годубыло установлено, что они заключили брак в1447 году, на 13 лет позже появления картины и спустя 6 лет после смерти ван Эйка. Купец Арнольфини изображённый ван Эйком на полотне, обладает портретным сходством с президентом РоссииПутиным, что дало пищу для различных шуток на эту тему в прессе. Вот почему последнее время там можно увидеть множество русских туристов, которые хотят убедиться в этом. Долгое время считалось, что на картине изображены Джованни ди Арриджо Арнольфини со своей женой Джованной Ченами, но в 1997 году было установлено, что они заключили брак в 1447 году, на 13 лет позже появления картины и спустя 6 лет после смерти ван Эйка. » Портрет четы Арнольфини » показывает замечательное умение Яна ван Эйка прописывать детали и использовать светотень используя монохромный цвет. Вся работа напоминает другие картины эпохи Возрождения, является симметричной, гармоничной и поддерживает атмосферу спокойствия.
Ещё одно Википедия Ян ван Эйк создал «Портрет четы Арнольфини» – уникальное явление во всей европейской живописи того времени. Ян ван Эйк создал «Портрет четы Арнольфини» – уникальное явление во всей европейской живописи того времени.
Это особенно заметно по одежде. Предположительно чета Арнольфини была написана в их доме, который находился в Брюгге.
Он клянется свое жене в супружеской верности. Итальянский купец, живший в Брюгге, Джованнн Арнольфини держит за руку Иоанну Ченани, свою юную невесту. Возможно, что пропавшая крышка с ню кисти ван Эйка была изображена В. ван Хехтом на картине «Кабинет искусств Корнелиуса ван дер Геста» (1628, Нью-Йорк, собрание Берг).
Она гласит: «Johannes de Eyck fuit hic» («Ян ван Эйк был здесь»). Наоборот. Они возятся со снастями и неуклюжестараются выправить положениенакренившейся лодки. На многих его полотнах стоит надпись: «Так, как я умел», – словно он горделиво и вместе с тем смиренно объясняет миру, что большего уже сделать не может.
Гипотеза Хокни была подвергнута критике в научном сообществе36. Предположительно, он появился на свет на севере Голландии в конце XIV века.
Эти вопросы, на которые сейчас трудно найти ответы, делают картину еще более загадочной. А третьим специалистам не дают покоя кажущиеся странности картины. Одинаковой формы подбородки (несколько заострённые), уши, разрез глаз, веки. Если же женщина— Маргарита ван Эйк, тогда мужчина рядом с ней— её муж, художник, а надпись «Ян ван Эйк был здесь» (лат. Johannes de eyck fuit hic 1434) свидетельствует о том, что ван Эйк изобразил себя69.
До сих пор вопрос остается открытым. То, что этот человек не принадлежит к аристократии, видно по его деревянным башмакам. Надо сказать, что его весьма ценили и без заказов он не сидел.
И что означает надпись над зеркалом: Johannes de Eyck fuit hie (Иоганнес де Эйк был здесь. Этот документ выдавался женщине на утро после свадьбы, отчего такие браки стали называться морганическими или морганатическими (от немецкого «morgen» -«утро»). Обычно это была женщина, происходившая из низшего сословия. Почему среди бела дня горит в люстре одна-единственная свеча. Может быть, что брачный контракт был просто необходим в этом случае, так как очевидно, что речь идёт о «браке левой руки».
Не случайно рядом с ним открытое окно, за которым видна живая изгородь. Реализм подкреплен еще и техникой. Лондон. Свет, падающий из него, отражается от различных поверхностей.
Художнику удалось передать волнующий момент «сосредоточенности человеческого переживания»30. 1434». ). Возможно, картина была заказана художнику, чтобы увековечить этот счастливый союз и, подобно свидетелю на брачной церемонии, он подписался на дальней стене: Johannes de Eyk fuit hic (Ян ван Эйк был здесь).
Он привез ее в Англию, но только в 1842 году подарил Национальной галерее. Считается, что в конце жизни Арнольфини постигло банкротство. С помощью масла художник достигает в живописном изображении реализма высшей степени34. Кстати, есть гипотеза, что на картине ван Эйк изобразил себя с супругой Маргаритой. Тем не менее сторонники гипотезы Брокуэлла указывают на то, что на картине представлена не свадьба или обручение.
А вовлечь зрителя в картину всегда было очень заманчивой мечтой художников. Фрукты на сундуке и на подоконнике – яблоки, напоминающие о грехопадении прародителей. Все эти особенности передачи художником облика героев подчёркивают их «предельную одухотворённость», преобладающую над «телесным началом», — приём, традиционный для средневековых живописцев30. Но в 1950 году крупный английский искусствовед Брокуэлл в своем специальном исследовании написал, что «портрета Арнольфини и его жены вообще не существует».
Почему, например, словно в клятве поднял правую руку мужчина. Стоит иметь в виду, что в то время все женщины отклоняли корпус назад, выставляя вперёд живот— такая осанка получила название «готической кривой»79, однако под платье в этом случае надевался жёсткий корсет, стягивавший талию и грудь8081. Пара – представители зажиточного бюргерства, о чем говорит их одежда. Платье с таким впечатляющим шлейфов невозможно было носить без посторонней помощи.
Ее новый владелец – британский полковник Джеймс Хей – рассказывал всем, что купил картину в Брюсселе. Красный альков справа – символ брачного чертога и классический атрибут сцен Благовещения, Рождества Христова и Рождества Богородицы. Тогда, значит, картину следует называть не «Портрет четы Арнольфини», а «Помолвка Арнольфини».
н. «пелисон»), подбитое мехом с длинным шлейфом, который при ходьбе должен был кто-нибудь нести. Лингвисты, к которым обращалась за консультацией М. Андроникова, опирались при определении смысла надписи на основные значения слов «fuit» и «hic».
На женщине платье (т. Какой момент в жизни супругов отобразил художник.
В ней горит только свеча над мужчиной, а над женщиной свеча погасла. Судя по силуэтам их костюмов, это мужчина и женщина, черты их лиц невозможно разобрать. Эта картина стоит несколько в стороне от остальных произведений ван Эйка.
Но некоторые косвенные свидетельства все-таки можно привести. Почти рефлектирующая, эмалевидная поверхность картины — результат использования художником новой техники — живописи маслом.
По-французски они назывались «колдуньями», поскольку мистическим образом увеличивали угол обзора у наблюдателя.
Белое подвенечное платье вошло в моду только с середины XIX века. Фрукты (по одной версии, апельсины, по другой, – яблоки) могут говорить как о достатке семьи, так и символизировать чистоту и невинность. А мог и сам подарить по дружбе. Он был захвачен англичанами после поражения войска Жозефа Бонапарта. А женщина.
В частности, некоторые западные и отечественные искусствоведы полагают, что это автопортрет Яна ван Эйка с его женой, несмотря на то что молодая женщина изображенная здесь, мало похожа на ту даму, которая представлена на достоверном портрете жены ван Эйка 1435 года. Описанное выше содержание картины – это только наиболее распространенная версия, но для некоторых исследователей более притягательна другая: это автопортрет художника. Днём занавес на ней поднимался и в комнате принимали гостей, сидя на кровати.
Мы не знаем, какой момент из жизни четы запечатлен. Действительно, ранние европейские портреты часто снабжались створками или крышками, подобно складным алтарным образам. В то же время многие нюансы указывают на то, что пара уже давно жената: волосы женщины собраны и спрятаны под убором (невесты изображались с распущенными локонами), а её поза свидетельствует о возможной беременности. Это первый написанный с натурыпейзаж, первый «портрет» уголка природы. Вообще Нидерланды были, наверное, единственной страной, где живопись развивалась самобытно, без влияния греческого искусства. Между 9 июля 1523 года и 17 апреля 1524 года появляется следующая запись о портрете в инвентаре Маргариты Австрийской: «ещё одна очень изысканная картина, которая закрывается двумя створками, где нарисованы мужчина и женщина, стоящие, держась за руки, выполнена рукой Иоганна, герб и девиз покойного Дона Диего на указанных двух створках имя персонажа Арнольфин» (Arnoult Fin).
У ван Эйка и Маргариты по документам было десять детей. Подобное суждение высказала в 1972 году и советская исследовательница М. Андроникова: «Поглядите внимательнее, разве напоминает итальянца человек на портрете, ведь у него чисто северный тип. Напротив, Джованни ди Николао жил в Брюгге с 1419 года (возможно даже, что он поселился там раньше) и вполне возможно, что он познакомился с художником задолго до создания двойного портрета известен его портрет работы ван Эйка. все исследователи без исключения сходятся на том, что в «Портрете четы Арнольфини» запечатлен момент бракосочетания или обручения молодых.
В своей книге «Секретное знание: открытие вновь утраченных методов старых мастеров» изданной в 2001 году, художник Дэвид Хокни утверждает, что появление около 1420-х годов произведений западноевропейской живописи, отличающихся почти фотографической точностью в воспроизведении натуры, является результатом не возросшего мастерства художников, а использования ими оптических приборов. Семья Трента была связана с флорентийскими Медичи: мать Констанцы, Бартоломея, приходилась родной сестрой жене Лоренцо Медичи Старшего. С одной стороны, она символизирует свечу, которую передает невесте жених во время бракосочетания, с другой — Божественный свет, озаряющий таинство бракосочетания.
Ночью занавес опускался и возникало закрытое пространство, комната в комнате. Здесь иная форма. Некоторые исследователи считают, что у картины существовала верхняя крышка с изображением обнажённой женщины (вероятно, сюжетом её было ритуальное омовение новобрачной). Так кто же все-таки герой картины. Мужчина традиционно олицетворял связь семьи с внешним миром.
В начале XVI века «Портрет четы Арнольфини» принадлежал наместнице Нидерландов Маргарите Австрийской. Картина сохранилась исключительно хорошо, хотя ей и пришлось пройти очень долгий путь (одна из версий рассказана в начале статьи), прежде чем она оказалась в Лондонской национальной галерее. У окна лежат апельсины. На улицах голландских городов звучала чужеземная речь со всех концов света.
Насколько глубоко непонимание истинно прекрасного, можно видеть в известном стихотворении Дмитрия Кедрина "Красота": "Эти гордые лбы винчианских мадонн я встречал не однажды у русских крестьянок. 1434» («Иоганнес де Эйк был здесь. Что и говорить, красота – страшная сила. Да и рука, лежащая на животе, может быть символом женского начала. Если это бракосочетание, то где же тогда священник.
Вишня за окном – пожелание плодовитости в браке. Почему, например, словно в клятве поднял правую руку мужчина. Авторская подпись отличается от тех, которые проставлял на своих картинах ван Эйк.
Сторонники этой версии указывают на сходство женщины изображённой на парном портрете, с Маргаритой66 (такого же мнения придерживался антрополог и скульптор М. Герасимов)67 и её «явную беременность»— известно, что Маргарита ван Эйк родила одного из сыновей именно в 1434 годуK 8. Фламандская манера многослойного письма позволяла достичь глубины и богатства цвета33. По-французски они назывались «колдуньями», поскольку мистическим образом увеличивали угол обзора у наблюдателя. Здесь нет двери, от которой мы видим фигуры, а в отражении она присутствует.
Панофский, по словам Костер, опирался на свидетельства Маркуса ван Варневейка (Spieghel der Nederlandscher audheyt, 1568) и Карела ван Мандера (Schilderboeck, 1604), считавших двойной портрет изображением брачной церемонии. На фреске Джотто «Обручение Марии» мужчина и женщина также соединяют правые руки. Будучи текучим и прозрачным, оно сохнет значительно дольше темперы и позволяет наносить тончайшие новые слои краски на ещё не высохшую поверхность.
Но в 1950 году крупный английский искусствовед Брокуэлл в своем специальном исследовании написал, что «портрета Арнольфини и его жены вообще не существует». Ван Эйк работал маслом, что для его времени было новаторством. Герои изображены в праздничной одежде, но в простом интерьере. В Брюгге нет ослепительного солнца, нет здесь и чудесных видов итальянской природы. Его плотнаяфигура напоминает фигуры во фрескеМазаччо.
По этой причине присутствие свидетелей было необязательно. Теорию Хокни поддержал специалист в области оптики Чарлз Фалько (англ. Charles M. Falco) из Аризонского университета. Если это бракосочетание, то где же тогда священник. Вероятно, статуэтка святой Маргариты над кроватью— намёк на имя героини, а также на то, что она должна вскоре родить (святая Маргарита считалась покровительницей рожениц)69. Хею так понравился портрет, что он упросил владельца продать картину9.
То же лицо – неправильное, очень характерное, незабываемое в своей выразительности. Пример ещё одного искажения пространства в картинах ван Эйка: «Мадонна в церкви» (Берлин), где голова Девы Марии достигает верхнего ряда окон, освещающих хоры. И тогда надпись Яна ван Эйка не означает, что художник был одним из юридических свидетелей этого события. 1434». ). И что означает надпись над зеркалом «Johannes de Eyck fuit hie. 1434» («Иоганнес де Эйк был здесь. после 1490), дочерью итальянского купца из Парижа Гуильельмо Ченами.
Мужчина изображен у открытого окна, что говорит о его связи с внешним миром. Возможно также, что последнее слово в подписи не «hic», а «pic» (то есть «pictor», «художник»).
Далее. Герасимов пришёл к выводу, что на двойном портрете изображена Маргарита ван Эйк70. Женщина стоит около постели, что подчервикает ее роль хранительницы очага. В начале XVI века «Портрет четы Арнольфини» принадлежал наместнице Нидерландов Маргарите Австрийской. Собачка – признак благосостояния, символ верности и преданности. Плюс жена ван Эйка родила в тот же год, что было написано полотно.
Вероятно, Веласкесу была известна эта работа ван Эйка: испанский художник повторил мотив отражения в зеркале в своей картине «Менины»7. Но в 1950 году крупный английский искусствовед Брокуэлл в своем специальном исследовании написал, что «портрета Арнольфини и его жены вообще не существует». Это два брата — Иоганн и Губерт ван Эйки и сестра их Маргарита. Важный смысловой элемент картины — зеркало на стене.
Мужчины носили шапероны и большие цилиндрические шляпы с полями, женщины— так называемые «труффо-орфовре»— головные уборы из двух овальных деталей над ушами, силуэтом напоминающих рога, дополненные золотой сеткой. Эти вопросы, на которые сейчас трудно найти ответы, делают картину еще более загадочной. Скорее всего, картина попала в его руки в Испании в 1813 году после битвы при Витории. Если у истоков такого рода произведений стоит «Портрет четы Арнольфини» Яна ван Эйка, то на вершине подобного рода экспериментов оказываются знаменитые «Менины» Веласкеса, где тоже все зеркально обыгрывается.
Почему, например, словно в клятве поднял правую руку мужчина. В XX веке, как и в случае с портретом «Человек в красном тюрбане» иногда делаются попытки уточнить или оспорить эту традиционную атрибуцию. Кровать доминирует в обстановке, как и обычно в городских покоях. Какой момент в жизни супругов отобразил художник. А третьим специалистам не дают покоя кажущиеся странности картины.
Сначала это может даже оттолкнуть зрителя, но стоит ему повнимательней приглядеться к внешним подробностям и тогда его сильно поразят простая правда, с какой художник изобразил эти две личности и та серьезность, с какой он отнесся к этим характерам. Какой момент в жизни супругов отобразил художник. На улицах голландских городов звучала чужеземная речь со всех концов света.
Пламя горящей свечи означало всевидящего Христа — свидетеля брачного союза. А женщина. 82 x 59, 5 см. В частности, по мнению Хокни и Фалько, при работе над «Портретом четы Арнольфини» ван Эйк использовал вогнутое зеркало, обводя перевёрнутые проекции изображаемых предметов на основе картины или даже нанося по проекции краски. 11 сентября 1472) со своей женой Джованной Ченами (ум.
1434». ). Эти вопросы, на которые сейчас трудно найти ответы, делают картину еще более загадочной. Ван Эйк был чуть ли не первым, кто подписал свое полотно. Наоборот.
И эта подпись трактуется иногда в очень широком смысловом диапазоне.
Снаступлением утра на берегу явилсяИисус, однако ученики не узнали его. От них этому сначала научились итальянцы, а потом и весь мир.
По его словам, картина висела в комнате, которую он занимал. Таким образом, латинская надпись под зеркалом может быть прочитана также как: «Этот был Ян ван Эйк»8485. По-видимому, Ян ван Эйк был как-то связан с этим человеком и парный портрет не единичный заказ, возможно их связывало личное знакомство или даже дружба. Однако многие исследователи считают, что «Портрет четы Арнольфини» находился в обозе с произведениями искусства, который французы отправили в Париж в качестве трофеев. Любой в обещаниях может стать богатым). Поясной портрет, срез фигуры ниже, чем на других портретах ван Эйка, — слегка ниже пояса.
Если это бракосочетание, то где же тогда священник. начнем с того, что не туберкулезный. Содержание картины в целом не вызывает разночтений. Пара изображённая на полотне ван Эйка, принадлежит к зажиточному бюргерству. Это особенно заметно по одежде.
Некоторые исследователи, обращая внимание на то, что надпись над зеркалом гласит «Ян ван Эйк здесь был», считают, что один из стоящих на пороге комнаты — сам художник (фигура в синем)19. Женщина с картины ван Эйка, судя по очертаниям её фигуры, явно не носит корсета82. Хокни считает, что люстра в «Портрете четы Арнольфини» (выполненная в «идеальной проекции») могла быть написана с помощью вогнутого зеркала35. Неспроста здесь изображено зеркало.
Обращают на себя внимание хрупкость фигур и мужчины и женщины, скрытых под тяжёлыми объёмными одеждами изящество кистей женских рук, свойственное скорее позднеготическому стилю, в то время как ван Эйк уже создавал портреты с характерными, узнаваемыми руками отсутствие индивидуальных черт в лице героини, возможно, представляющей собой собирательный образ и «погружённость в себя» её спутника. Однако он продолжал пользоваться авторитетом среди негоциантов и богатых ремесленников города Брюгге и даже часто приглашался в качестве третейского судьи для разрешения экономических споров. Господа, чтобы не испачкаться в уличной грязи, ездили верхом или в носилках. В этом случае надпись читается как: «Это был Ян ван Эйк, художник, 1434»8666.
1434. ). Кроме того, о материальном достатке семейства свидетельствуют богатые одежды.
На оси симметрии картины находится зеркало, которое висит на задней стене комнаты. Это тайна и гордость братьев Эйков, это их открытие, которое теперь стало столь обыденным, что о нем даже и не вспоминают. Возрождение.
Тогда войска Жозефа Бонапарта отступили, потерпев поражение от соединённых сил британцев испанцев и португальцев под командованием герцога Веллингтона. Р. Биллиндж (научный сотрудник лаборатории инфракрасной рефлектографии Национальной галереи) и Л. Кэмпбелл в связи с этим отмечают, что эти детали не являются, как принято было считать, частью продуманной художником программы и, возможно, картина просто портрет, в котором нет никакого скрытого смысла4950. Но именно Ян ван Эйк создал «Портрет четы Арнольфини» — уникальное явление во всей европейской живописи того времени.
Он привез ее в Англию, но только в 1842 году подарил Национальной галерее. На многих его полотнах стоит надпись: «Так, как я сумел», — словно он горделиво и вместе с тем смиренно объясняет миру, что большего уже сделать не может. Как держать кисть в руках и основам художественного ремесла его обучил брат. Что же может означать фраза «Ян ван Эйк был здесь». Почему среди бела дня горит в люстре одна-единственная свеча. Получилось пространство, наполненное символами. Ван Эйк усовершенствовал технику живописи маслом2.
В пользу этого исследователи указывают на портретное сходство изображенной дамы и жены художника, а также на статуэтку святой Маргариты (изображена над кроватью) – она якобы намекает на имя героини. Однако это могло быть и другое произведение, так как «картина в картине» ван Хехта не соответствует описанию, данному Бартоломео Фацио, хотя и повторяет некоторые мотивы15. Затем картина была покрыта лаком.
«Портрет четы Арнольфини» — одна из наиболее загадочных картин в истории европейской живописи. Какова бы ни была обстановка, брачный союз (или обручение) скреплялся обменом кольцами, надеваемыми на правые руки и последующим пожатием правых рук73.
Правда и тут не обошлось без загадок. По их мнению, так как латинский глагол «sum» может иметь следующие значения: быть, существовать, пребывать, состоять в браке, быть написанным, а «hic»— не только тут, здесь, но и— присутствующий здесь, надпись может указывать на то, что художник находится в этом доме на правах хозяина86. Эти вопросы, на которые сейчас трудно найти ответы, делают картину еще более загадочной. И он, этот большой художник и изобретатель, был очень скромен. Ещё один вариант символики: в средневековье во время брачных процессий впереди неслась одна большая горящая свеча, либо свеча торжественно предавалась женихом невесте.
Эти вопросы, на которые сейчас трудно найти ответы, делают картину еще более загадочной. На спинке кровати вырезана статуэтка святой Маргариты — покровительницы рожениц. В конце работы художник выполнил также и надпись.
Скромность бюргерской обстановки и обыкновенные люди изображенные ван Эйком, становятся источником особой по этичности, предвещая будущие пути развития нидерландского и голландского искусства. При бургундском дворе не только женская, но и мужская мода была экстравагантной. Вероятно, рассказ этот является выдумкой Хея.
Вместо классической фразы «полотно написано тем-то» художник написал «Ян ван Эйк был здесь», подкрепляя версию того, что он – один из свидетелей изображенных в отражении зеркала. Судьба художника Точная дата рождения Яна ван Эйка неизвестна. Так, Дэвид Сторк (Стэнфордский университет) указывает, что для получения сферического вогнутого зеркала с фокусным расстоянием, например, 55 см (а по теории Хокни — Фалько, такое зеркало для проекции должно иметь значительное фокусное расстояние)3738, необходимо выдуть стеклянную сферу диаметром около 7 футов, что для мастеров той эпохи было невыполнимой задачей38. Почему среди бела дня горит в люстре одна-единственная свеча. Плоские зеркала были по карману только высшей аристократии и считались драгоценностью.
Сначала это может даже оттолкнуть зрителя, но стоит ему повнимательней приглядеться к внешним подробностям и тогда его сильно поразят простая правда, с какой художник изобразил эти две личности и та серьезность, с какой он отнесся к этим характерам. Однако положение руки женщины на полотне допускает возможность ее беременности, хотя можно предположить, что этим жестом она всего лишь приподняла подол своего платья. Ещё в начале 1930-х годов Мирон Жирмунский обращал внимание на то, что последнее слово «hic» может означать не только «здесь», но и «этот».
Однако она по-городскому узка. Если это бракосочетание, то где же тогда священник. В 1599 году Якоб Келвиц из Лейпцига видел портрет во дворце Алькасар в Мадриде. Супружеская пара изображённая на полотне ван Эйка, богата.
Какой момент в жизни супругов отобразил художник. И что означает надпись над зеркалом «Johannes de Eyck fuit hie. А третьим специалистам не дают покоя кажущиеся странности картины. Картина сохранилась исключительно хорошо, хотя ей и пришлось пройти очень долгий путь (одна из версий рассказана в начале статьи), прежде чем она оказалась в Лондонской национальной галерее. Взять хотя бы головные уборы. Посмотрите на ее чуть зардевшееся милое лицо.
На картине изображена супружеская чета – Джованни ди Николао Арнольфини и его жена. Национальная галерея. Мотив рук, вложенных одна в другую, лежащий на центральной оси (люстра-зеркало-собачка), дополнительно акцентируется световыми пятнами на полу и стене16. «Портрет четы Арнольфини» считается одним из самых сложных произведений, о чём мы поговорим ниже. У обеих «индивидуальная асимметрия», сходное соотношение размеров лба с остальными частями лица, сам лоб и у той и у другой «высокий и широкий».
На раме была надпись из Овидия (лат. Promittas facito, quid enim promittere laedit. При этом Ян ван Эйк использовал ещё более сложную технику, чем другие художники. А третьим специалистам не дают покоя кажущиеся странности картины. И интерьер и люди, несмотря на их праздничные одежды изображены ван Эйком без обычной для него внешней эффектности. Правда, сейчас исследователи установили, что еще во II—IV веках древнеримские художники вводили в восковые краски льняные или ореховые масла.
Такие союзы заключались между людьми из разных социальных кругов. Плюс рукопожатие не характерно для свадебных церемоний. Как считает Кэмпбелл, кровать — ещё один предмет, который указывает на богатство хозяина дома276.
Историк искусства Кристофер Уилсон (англ. Christopher Wilson) утверждает, что ван Эйк создавал интерьеры на своих картинах используя части интерьеров реальных помещений6. Стиль Ван Эйков часто имитировали, но никогда не могли превзойти.
И он, этот большой художник и изобретатель, был очень скромен. А женщина. Почему среди бела дня горит в люстре одна-единственная свеча. Он привез ее в Англию, но только в 1842 году подарил Национальной галерее. Художник выделяет участок вокруг зеркала светом и это не ровно падающий из окна свет (стена явно освещена неравномерно), это своеобразный ореол, окружающий выпуклое стеклоK 218. Ван Эйк передаёт эффект прямого и рассеянного света источником которого является окно. Доказать обратное трудно, практически невозможно.
Дерево, масло. Историк искусства Лорн Кэмпбелл предполагает, что на портрете изображён Джованни ди Николао Арнольфини, старший из двух Джованни Арнольфини (двоюродных братьев), которые жили в Брюгге одновременно с ван Эйком. Здесь речь идет о так называемом «браке левой руки». morgen – утро).
Обыкновенно Ян ван Эйк писал «fecit» («сделал») или «picsit» («написал»). Очень хочется представить себе, что это свидители бракосочетания. Но в 1950 году крупный английский искусствовед Брокуэлл в своем специальном исследовании написал, что «портрета Арнольфини и его жены вообще не существует». Почему, например, словно в клятве поднял правую руку мужчина.
Фацио подробнейшим образом описал её в De viris illustribus14. Нидерланды (Фландрия). И что означает надпись над зеркалом «Johannes de Eyck fuit hie. 1434» («Иоганнес де Эйк был здесь. Художник построил интерьер без строгого соблюдения линейной перспективы, комната видна как бы сверху (её пол уходит чересчур круто вверх), отсутствует единая точка схода.
А вот сам Ян ван Эйк, который к 1434 году был уже давно женат и героиня его картины, чей облик напоминает жену художника, могли так подать друг другу руки, поскольку речь на картине идет вовсе не о помолвке. Тогда, значит, картину следует называть не «Портрет четы Арнольфини», а «Помолвка Арнольфини». Посмотрите на ее чуть зардевшееся милое лицо. Оно расположено на центральной оси композиции, прямо над соединёнными руками персонажей. Позы их торжественно неподвижны, лица полны самой глубокой серьезности.
Младший брат Иоганн (Ян), кроме картин, писал еще и портреты. ФонтанK 4 в «Гентском алтаре» и ваза с лилиями, а также сцены из Ветхого Завета на инкрустированном полу в «Благовещении» из Вашингтона не утратили своего символизма, несмотря на то, что появились в самый последний момент51. Жених держит левой рукой руку своей невесты, а не правой, как того требует обычай.
1434». ). Выпуклые зеркала были более доступны. И что означает надпись над зеркалом «Johannes de Eyck fuit hie» («Иоганнес де Эйк был здесь.
Они усердно трудятся над выполнением церковных заказов. Действие на картине Рафаэля «Обручение Марии» также происходит вне храма, в присутствии священника и свидетелей, а Иосиф надевает правой рукой на правую же руку невесты кольцо. Десять медальонов с изображением страданий Христа украшают его раму. Кровать – это и реальный предмет спальни и символ брачных утех. Могли ведь дружить зажиточные бюргеры и художник.
Но в 1950 году крупный английский искусствовед Брокуэлл в своем специальном исследовании написал, что «портрета Арнольфини и его жены вообще не существует». Это лишь ритуальный жест, по мнению исследователей.