Ян ван Эйк родился в Маасейкев нидерландской провинции Лимбургмежду 1390 и 1400 годами. «мадонна каноника ван дер Пале»— картина Яна ван Эйка, написанная около 1434—1436 годов. Ян ван Эйк (нидерл. Jan van Eyck, ок.
Ян ван Эйк (нидерл. Jan van Eyck, ок. Мадонны мастеров Северного Возрождения Яна ван Эйка и Рогира ван дер Вейдена останавливают взгляд каждого зрителя своим своеобразием, далеким от идеальной античной красоты итальянского кватроченто. Надпись на стене «Ян ван Эйк был здесь» позволяет думать, что художник-присутствовал при этом старом нидерландском обычае обручения в домашней обстановке. Не пропустите уникальную лекцию Мадонны Северного Возрождения: религиозные картины Яна ван Эйка и Рогира ван дер Вейдена. Правдивые изображения различных явлений действительности встречались в нидерландской миниатюре и до ван Эйка, но раньше ни один художник не умел с таким искусством объединять отдельные элементы в целостный образ.
В «Мадонне каноника ван дер Пале» ван Эйк изображает Марию с младенцем на троне в церкви романской архитектуры в окружении святых Донациана и Георгия, представляющего старого каноника. Творчество Яна и Хуберта ван Эйков многим обязано искусству иллюстраторов братьев Лимбургов и алтарного мастера Мельхиора Брудерлама, которые работали при бургундском дворе в начале XV века в стиле сионской живописи XIV века. Ян ван Эйк был одним из величайших гениев, чье творчество исполненное огромной духовной силы и глубины идей, стало источником для развития искусства Нидерландов и других стран Европы.
Фантазия Босха творит существа из соединения разных животных форм или живых форм и предметов неорганического мира и при всем этом сохраняется острое чувство реальности, пронизанное трагическим мироощущением художника, предчувствием каких-то вселенских катастроф. Небо непорочно чистое, как и подобает в такой момент, бледно.
В левой руке он держит украшенный драгоценностями процессионный крест13, в правой— колесо с пятью зажжёнными свечами, являющееся его обычным атрибутом, напоминающим об инциденте, когда он чуть не утонул, будучи брошенным в Тибр, а папа Дионисий спас его, бросив колесо от своей повозки, которое тот смог использовать, как спасательный круг15. В 1430 г. обосновался в Брюгге. Яблоки рассыпаны на окне и на ларе подле окна, хрустальные четки висят на гвоздике, отбрасывая словно нанизанные одна на другую искорки солнечных бликов, а символ верности – собачка таращит пуговичные глаза. Здесь все лепится в холодном, ровном полуденном свете. Позднее искусствовед Панофский утверждал, что зритель видит не бракосочетание, а помолвку и отмечал, что при таком толковании картины надпись становится уместной – так художник подчеркнул свое свидетельство на церемонии. Luci conparata invenitur prior (Она прекраснее солнца и превосходнее сонма звезд в сравнении со светом она выше ибо свет сменяется ночью, а премудрости не превозмогает злоба).
пронизаны воздухом и светом, объединены в единое гармонич. Вглядитесь в волосы мадонны – что в мире может быть мягче их.
Екатерины» композиции ван Эйка бросается в глаза с первого же взгляда, так же как и то, что подражание это имеет достаточно внешний характер. Ян ван Эйк много и успешно занимался портретом, всегда оставаясь достоверно точным, создавая глубоко индивидуальный образ, но не теряя за деталями общую характеристику человека как части мироздания («Человек с гвоздикой» «Человек в тюрбане», 1433 портрет жены художника Маргариты ван Эйк, 1439). Религиозный сюжет приобретает двойное значение и становится еще трагичнее. Старый каноник стоит на коленях, держа в руках молитвенник и очки. По мнению искусствоведа Макса Фридлендера святой выглядит неуверенным и нерешительным в такой торжественной обстановке его молодое простоватое лицо с пустой улыбкой «создаёт странный контраст с престарелым тяжёлым каноником», а ноги, единственные видимые на картине, кажутся неустойчивыми11. Этой же иллюзии ван Эйк достигает, окутывая ее фигуру большим плащом, который падает на ступени и расстилается, как бы увеличиваясь на глазах.
Старый каноник стоит на коленях, держа в руках молитвенник и очки. Птица в руках Христа, возможно, символизирует человеческую душу. Одним из первых он освоил пластические возможности масляной живописи используя тонкие, просвечивающие слои краски, положенные один поверх другого (фламандская манера многослойного прозрачного письма). Так же поступил и ван Эйк. Бавона в Генте начал именно он. Бавона в Генте ок. Составленный из многих отдельных створок с изображением различных сцен и персонажей из Ветхого и Нового Завета, портретами донаторов (Йодокуса Вейда и его супруги), величественный алтарь представляет зрителю целостную картину мироздания несмотря на наличие в ряде сцен архаических черт, восходящих к искусству готики, сложная религиозная символика претворена в нём в конкретные, жизненные образы.
Рисунок жесткий, фигуры представлены в резких ракурсах. Ее обаяние заключено в каком-то особом духовном аристократизме. Из многочисленных мадонн Яна ван Эйка наиболее известна «Мадонна канцлера Роллена» (около 1435), названная так потому, что перед мадонной изображен поклоняющийся ей донатор 151 канцлер Роллен. Мощное воздействие искусства Вай Эйка испытали не только нидерландские, но и итальянские мастера Возрождения (Антонелло да Мессина и др. ).
голландский художник. Родился в Северных Нидерландах в г. Маасейке. Выполняя дипломатические поручения своего покровителя, ездил в Португалию (1428—29), где вел переговоры о браке своего патрона с португальской принцессой Изабеллой. Введением новых составов смол или эмульсий усовершенствовал технику масляной живописи.
Чрезвычайная тщательность и вместе с тем обобщённость живописи выявляют самоценность и красоту каждой детали (архитектурные элементы, предметы обстановки, цветущие растения, роскошные ткани, украшенные драгоценными камнями) исполненный света и воздуха панорамный пейзаж в «Мадонне канцлера Никола Ролена» воспринимается как собирательный образ Вселенной. По размаху замысла и мастерству исполнения «Страшный Суд» — это свой собственный Гентский алтарь Рогира. черт, восходящих к иск-ву готики, сложная религ. Религиозный сюжет приобретает двойное значение и становится еще трагичнее. В последних десятилетиях XVI в. в ней не было уже ни одного художника, хоть сколько-нибудь равного этому мастеру. Иск-во В. Э. С исключительной реалистической смелостью и выразительностью изображены на внешних створках алтаря обнажённые фигуры Адама и Евы фигуры поющих и музицирующих ангелов на боковых створках искусно вписанные в узкие рамки композиции, отличаются убедительной пластической осязаемостью тонкой поэтичностью, мастерством передачи пространства и световоздушной среды выделяются пейзажные фоны в центральной сцене «Поклонение мистическому Агнцу».
В верхней части рамы содержится цитата из Книги Премудрости Соломона, сравнивающая Деву Марию с «незапятнанным зеркалом»29. Композиция построена по диагонали. Сильный (но в то же время мягкий) свет на самих фигурах является при этом условностью, которой не сумел преодолеть ван Эйк: ведь главные священные фигуры должны были быть видимы с полной отчетливостью и отступление от этого правила сошло бы за род иконографической ереси. Начал свою деятельность в Гааге при дворе нидерландских графов, впервые упомянут между 1422 и 1426 годами как «мастер Ян» в ранге камер-юнкера у графа Иоганна III. приобрёл дом в Брюгге и прожил там до самой смерти.
сцен и персонажей из Ветхого и Нового Завета, портретами донаторов (Йодокуса Вейда и его супруги), величественный алтарь представляет зрителю целостную картину мироздания несмотря на наличие в ряде сцен архаич. Среди лучших работ этого жанра т. н. «Тимофей» (1432), «Человек в красном головном уборе» (1433 оба – в Национальной галерее, Лондон), а также портрет жены художника Маргареты Ван Эйк (1439, Муниципальная художественная галерея, Брюгге). собрание, Дрезден) «Тимофей» (1432) и «Человек в красном головном уборе» (1432 ранее считался автопортретом В. Э. На его нагруднике виднеется имя Бога ADONAI. Реализация этих новых тенденций произошла около 1436 года.
Донациану, но вместе с тем выражает напряженную работу мысли. Но Ян ван Эйк пошел еще дальше. Погрудные, обычно изображающие модель в трехчетвертном повороте портреты ван Эйка (Тимофей, 1432, Портрет мужчины в красном тюрбане, 1433, – оба в Национальной галерее, Лондон портрет жены художника Маргареты, 1439, Муниципальная художественная галерея, Брюгге) отличаются строгой простотой и отточенностью выразительных средств. Погрудные, обычно изображающие модель в трёхчетвертном повороте, портреты В. Э. Его эволюция художника-пейзажиста (как в живописи, так и в графике) прослеживается от пейзажа-панорамы, фиксирующего мелочные подробности в стремлении показать бесконечность и грандиозность мира, к пейзажу более обобщенному, лаконичному, философскому по осмыслению.
За спиной св. Из многочисленных мадонн Яна ван Эйка наиболее известна «Мадонна канцлера Роллена» (около 1435), названная так потому, что перед мадонной изображен поклоняющийся ей донатор — канцлер Роллен. Самыми ранними сохранившимися работами В. Э. В Ролленовской Мадонне все дышит теплым вечерним воздухом.
Его суровое лицо бесстрастно. Решение вставших перед В. Э. Это необычайно тонко, точно и живо. Голову украшает скромная диадема, Строгость, простота, скромность— достоинства Марии, воплощены в зрительном образе, сочетающем чувственную конкретность земной женщины с величавой торжественностью «царицы небесной».
В произведениях позднего Босха («Св. творч. Екатерина» (1437, Картинная галерея, Дрезден).
С портрета на нас смотрит женщина с поразительно характерным и умным лицом. Образ богоматери у ван Эйка наделен идеальными чертами. Сохранив спиритуализм предшествующей традиции, ван дер Вейден наполнил старые изобразительные схемы ренессансной концепцией активной человеческой личности, дополнил их глубоким психологизмом и эмоциональной интенсивностью. С 1425г. С городом Брюгге неразрывно связано творчество Ганса Мемлинга (1433—1494), прославившего себя лирическими образами мадонн. Взор каноника, которого представляет Марии св.
Его прозвали "ангел мира". Мария оказывается и удаленной и вместе с тем близкой. Они уже не боятся заслонить пейзаж или замкнуть собой перспективу. Формы укрупняются, утяжеляются, усиливается статичность.
Но сильный дух сурового каноника торжествует над немощью его плоти. Голову украшает скромная диадема. XO MILITAVIT. средств: кардинал Альбергати (. ) (1431–32, Худож. -историч.
Еще со времен Средневековья удерживалась традиция наделять предметы символическим смыслом. Картина "Leal souvenir" (фр. Как доверенное лицо герцога ездил в 1427 г. в Испанию для переговоров о женитьбе Филиппа на инфанте Изабелле вторая аналогичная поездка (в 1428-1429 гг., теперь уже касательно бракосочетания герцога с другой инфантой, Изабеллой Испанской) оказалась более удачной.
в составе герцогского посольства Ян ван Эйк отправился в Испанию, затем в Португалию. Такая же беспощадность, доходящая иногда до гротесковой заостренности, характерна для портретов Рогира ван дер Вейдена. Вероятно, встречался с Робером Кампеном, либо видел его работы.
Но человеческая душа раскрывается глубже во всех ее тайнах. Художник чаще обращается к лирическим мотивам Евангелия. Картина была заказана художнику каноником церкви св. Родиной братьев Ван Эйк считается город Маасэйк.
серыми оттенками. Мария Австрийская пожелала приобрести «Мадонну» для своей коллекции в 1547 году, но получила вежливый отказ церкви, мотивировавшей его нежеланием «стонов, жалоб, протестов и волнений» народа. «Прошли века. относятся также алтарные композиции «Благовещение» (ок. Серо-стальной тон живописи с сиреневыми оттенками усиливает состояние безысходности.
В ней нет ничего от тех женственных образов, которыми мы восхищаемся в картинах ван Эйка. Тот же, сняв очки и заложив пальцем нужные страницы молитвенника, поднял угрюмый, тяжелый размышляющий взор.
Ян Ван Эйк начинал вместе с Губертом как миниатюрист, развив достижения братьев Лимбургов. Подражание Мемлинга в картине «Обручение св. А за главными фигурами и за тонкой колоннадой – уходящая в изгибе река и средневековый город, где в каждой подробности сверкает ванэйковская изумительная живопись».
Одним из последних произведений Брейгеля была картина «Слепые» (1568). Безбородые, жирные, бледные, спокойные, они все преклоняются в полном блаженстве, даже не глядя на агнца, уверенные в чуде. Бавона в Генте (до сих пор хранится там же). Демонология уживается у Босха со здоровым народным юмором, тонкое чувство природы — с холодным анализом человеческих пороков и с беспощадной гротескностью в изображении людей («Корабль дураков»). На вторую половину XV в. приходится творчество мастера исключительного дарования Гуго ван дер Гуса (около 1435—1482), жизнь которого в основном прошла в Генте. Цвет и здесь поднимает изображение на некую высшую ступень.
Примерно в 1628 году её перенесли в ризницу, а в 1647 году— в новый боковой алтарь40. Решение вставших перед Вай Эйком творческих проблем требовало разработки новых средств художественной выразительности. Картина также снабжена девизом «Как умею», а внизу надпись: «Иоханн де Эйк меня сделал в лето Господне 1433, 21 октября». Дал ли я вам о нем представление. Он пользовался особым доверием папы Мартина V и часто выполнял дипломатические поручения. Последние слова, разумеется, принадлежат самому художнику. В жанровой живописи Брейгель проходит ту же эволюцию, что и в пейзажной.
«Слепые», несомненно имеют символическое значение. На вторую половину XV в. приходится творчество мастера исключительного дарования Гуго ван дер Гуса (около 14351511482), жизнь которого в основном прошла в Генте. Особую славу у потомков заслужил «Зимний пейзаж» из цикла «Времена года» (другое название 151 «Охотники на снегу», 1565). Кардинал был весьма известным человеком.
Брюссель). Ян ван Эйк в картине «Мадонна каноника ван дер Пале» сумел создать явное господство духа невозмутимой и статической уравновешенности. При всей своей значительности канцлер Ролен (в вышеупомянутом алтаре) не является основным героем. 1460, Музей Метрополитен), «Рыцарь ордена Золотого руна» (ок.
Михаил с донатором» и «Св. 1430–32 или 1423–32). Это сказывается и в портретах художника. В 1427г. Его гамма также преимущественно холодна, светла, его техника жестка и отчетлива.
сцене «Поклонение мистическому Агнцу». По словам искусствоведа Брета Ротштайна, он преднамеренно изображён «отключённым» от осязаемого мира, полностью погрузившись в мир духовный, что подкрепляется очками в его руках, символизирующими не только образование, богатство и мудрость, но и подверженность земных человеческих чувств ошибочному восприятию реальности16. В глубине извивается измокшая дорога, засаженная по краям оголенными деревьями.
отличаются строгой простотой и отточенностью выразит. Его митра украшена драгоценными камнями так же, как и крест в левой руке. голубые, синие, розовые и лиловые. С 1425 он работал живописцем при дворе бургундского герцога Филиппа Доброго. «Супруг мой Ян закончил 17 июня 1439 г. Возраст мой 33 года.
Власов), подражательность нидерландских романистов смог побороть лишь гений Рубенса — уже в XVII в. Крупнейшее произведение ван Эйка – знаменитый Гентский алтарь, начатый, согласно позднейшей надписи на внешних створках, старшим братом ван Эйка Хубертом (работал в 1420-х годах в Генте, умер около 1426) и законченный Яном в 1432. Самыми ранними сохранившимися работами Вай Эйка считаются приписываемые ему 7 миниатюр «Турино-Миланского часослова» исполненные в традициях интернациональной готики. Ритмы и формы здесь укрупнились, стали тяжелее и размереннее. Он обращался к религиозным сюжетам, раскрывая в них злободневные события. Развивая и обогащая достижения своих предшественников (Робера Кампена и др. ), В. Э.
Но эти земные черты еще более подчеркивают его состояние самоуглубленности, внутренней непоколебимости, душевной твердости. Около 1431 года ван Эйк пишет "Портрет кардинала Никколо Альбергати". Звучные интенсивные, чистые тона красок в картинах В. Э. оба– в Нац. За этой хижиной стелется далекий вид самого незатейливого характера – один из тех видов, что тянется, серые, пронизанные мелким неугомонным дождем, вдоль дороги, пролегающей по средней Бельгии. Красивыми струями вода падает в мраморный бассейн.
Работал в Лилле и Генте, в 1431г. в значит. ВАН ЭЙК (van Eyck) Ян, нидерландский художник и миниатюрист, один из зачинателей искусства Возрождения в Нидерландах. Возвышенное уживается с повседневным. Мужчина на портрете изображен с одно- или двухдневной щетиной, выписанной очень тщательно.
В этих двадцати фигурах – сжатый очерк духовной жизни до и после Христа. Живописные открытия Ван Эйка сыграли важную роль в истории мировой живописи. В 1427—1428гг. Характерна хотя бы следующая несообразность: на правой створке св. Арнольфини и его жены Дж.
В одном из самых грандиозных произведений — «Сад наслаждений» — Босх создает изобразительный образ греховной жизни людей. В двойном портрете супругов Арнольфини (1434)151Джованни Арнольфини, купца из Лукки яблоки у окна на ларе, горящая в люстре свеча, собачка у ног 151 символ супружеской верности. Тон неба, далей и города слегка розоватый и сумерки уже окутывают лоджию первого плана.
Нисколько. Одним из первых он освоил пластич. В двойном портрете супругов Арнольфини (1434)—Джованни Арнольфини, купца из Лукки, представителя интересов дома Медичи в Брюгге и его жены — предметы комнаты, на фоне которой изображены модели, по средневековой традиции наделены символическим смыслом (яблоки у окна на ларе, горящая в люстре свеча, собачка у ног — символ супружеской верности). Одежды то бессильно повисают, то закручены вихрем. Солдаты даже изображены в испанской одежде. Художники этого направления следовали (по возможности) традициям римской школы и прежде всего Рафаэлю.
И Христос и святые, окружающие его, восседают на огненных облаках, под которыми лежит выжженная земля. Эта небольшая картина (22, 5 см х 16, 6 см с рамой) была создана около 1430 года. Но сильный дух сурового каноника торжествует над немощью его плоти. галерея, Вашингтон) «Мадонна канцлера Никола Ролена» (ок. «Снятие с креста» — типичное произведение Вейдена.
Формы укрупняются, утяжеляются, усиливается статичность. В раннем творчестве Брейгеля заметно влияние Босха («Кухня тощих», «Кухня тучных» 151в их едкой иронии, острой наблюдательности и недвусмысленности приговора). Может быть, более, чем в каком-либо другом своем произведении, ван Эйк находит для образа богоматери черты подлинно национальной фламандской красоты.
Он впервые применил систему рефлексов используя светосилу цвета.
Сидение, схожее с троном, символизирует ее будущую роль Царицы Небесной. В произведениях позднего Босха («Св.
Никакие драгоценности не украшают ее. Связь со скульптурной традицией видна в частом появлении в его алтарных образах исполнённых гризайлью мотивов имитирующих резьбу. Наиболее ранняя из известных картин-«Снятие со креста» (1437-38, Прадо). Действие здесь развертывается подобно барельефу в неглубоком пространстве первого плана, ограниченного золотым фоном.
Мария, сидящая у подножия трона, кормит грудью младенца Христа. Мало жестов и мало позы.
Впереди «Источник жизни». До сих пор она остается самым достойным украшением музейного собрания. «Снятие с креста» 151 типичное произведение Вейдена. MVNDI FVGES OTIA.
превращает традиц. Его работы высоко ценил Дюрер. Ян ван Эйк – один из первых в Европе мастеров портрета, выделившегося в его творчестве в самостоятельный жанр. Донациану, патрону церкви, который, в свою очередь, смотрит на них.
С 1431 художник поселился в Брюгге. В глубине комнаты висит круглое зеркало, отражающее фигуры еще двух людей, присутствующих в комнате, а над ними на стене читается надпись, намеренно выделенная: «Ян ван Эйк здесь был».
В небе – перламутровая белизна, утренняя прозрачность и поэтический символ прекрасной зари. В конце 40-х годов Рогир ван дер Вейден совершил поездку в Италию. Положение рук Христа и его матери (новых Адама и Евы) направляет взгляд зрителя на череп Адама иллюстрируя тем самым идею и сущность искупительной жертвы, принесенной Господом во имя падшего человечества.
Но он сумел сконцентрировать в своем искусстве достижения нидерландской живописи предшествующей поры. Только один из них обращен к зрителю лицом: на нас смотрят пустые глазницы, страшный оскал рта. Пейзаж играет здесь важную роль в передаче сущности персонажей. Ему многим обязаны все крупные нидерландские художники во главе с Рембрандтом.
В этих условиях родилось сложное искусство Иеронима Босха (1450—1516), создателя мрачных мистических видений, в которых он обращается и к средневековому аллегоризму и к живой конкретной действительности. Вершина творчества ван Эйка – монументальные алтарные композиции Мадонна канцлера Ролена (около 1436, Лувр, Париж) и Мадонна каноника ван дер Пале (1436, Муниципальная художественная галерея, Брюгге).
1435–36, Нац. Работал придворным живописцем великого герцога Иоанна Баварского в Гааге (1422-1425), а с 1425 г. – в Лилле и Брюгге при дворе герцога Бургундского Филиппа III Доброго. В корону, которую ангел держит над ней, – как блещет она в тени. Бархатное облачение святого Домициана обретает невероятную цветовую звучность. Драгоценности сверкают и переливаются на пылающем пурпуре, любимом цвете ван Эйка.
Луки, покровителя живописцев, выставлялся для обозрения. Некоторые искусствоведы предполагают, что одна из фигур в зеркале – сам Ян ван Эйк. Вокруг гирлянда маленьких крылатых ангелов, которые почти все в белом, с немногими бледно. Но его активность и одновременно плотность — особые.
Чрезвычайная тщательность и вместе с тем обобщённость живописи выявляют самоценность и красоту каждой детали (архит. Символы используемые Босхом, происходят из самых разных, порой далеких друг от друга источников – от мистических трактатов до практической магии, от ритуальных представлений до фольклора: сова и пустой кувшин – это душа и тело человека, забывшего Бога сова, ничего не видящая днем (как принято было считать), символизирует душу человека, пребывающего в грехе плоды винограда, граната, клубники прозрачные сферы. А на последнем плане – далекие синие горы. В центре – алтарь, покрытый пурпурной тканью на алтаре – Белый агнец. Сохранившиеся церковные записи свидетельствуют, что с начала 1430-х годов ван дер Пале всё чаще стал освобождаться от утренних обязанностей, а к 1434 году прекратил посещение церкви окончательно. Но тем самым он сконцентрировал на ее лице все свое внимание.
Известно, что работу над знаменитым Гентcким алтарем в церкви Св. Живопись Гуго ван дер Гуса оказала определенное влияние на флорентийское Кватроченто. считаются приписываемые ему 7миниатюр «Турино-Миланского часослова» исполненные в традициях интернациональной готики.
Когда Роже пишет в фоне пейзажи, то они всегда полны невозмутимого спокойствия им именно назначено играть лишь роль фонов, в действии же они не принимают участия. В этой связи показательно изображение интерьера. 1438—1440)10.
Как умею». Крупнейшее произведение В. Э. – знаменитый алтарный образ (полиптих) «Поклонение мистическому Агнцу» известный как «Гентский алтарь» (в соборе Св. Богоматерь с младенцем представляет собой центр и смысл всей композиции. построение композиции, полное тонкого ощущения пространственной соразмерности. К 1600 году «Мадонна каноника ван дер Пале» стала главной алтарной картиной собора. галерея, Лондон).
Доска изготовлена из шести горизонтальных соединённых встык досок, армированных цилиндрическим стержнем и склеенными с растительными волокнами шкантами. Мощное воздействие иск-ва В. Э. Брейгель умер рано. живописи двойной портрет– проникнутое сложной символикой и, одновременно интимно-лирич.
Поездка в Италию и полученные там впечатления смягчили манеру Рогира. Нежнейшая легчайшая моделировка лица при близком рассмотрении кажется прозрачной.
Ван Эйк написал ее портрет. Картина ван Эйка имеет огромную силу образного воздействия не только благодаря продуманности целого, но и отдельной мельчайшей детали, осознанности роли каждого штриха. мастера Возрождения (Антонелло да Мессина и др. ). «Мадонна каноника ван дер Пале» насыщена богатой, органично связанной иконографией30. Обширный луг, весь испещренный весенними цветами.
—1464). В «Мадонне каноника ван дер Пале» (1436) все приобретает большую массивность. REMIS CONSTITVITVR. Вершиной нидерландского Ренессанса было, несомненно, творчество Питера Брейгеля Старшего, прозванного Мужицким (1525/30—1569).
В нидерландском Возрождении было и итальянизирующее течение, так называемый романизм. В алтарном образе он может дать толкование нидерландской пословице, сравнивающей мир со стогом сена из которого каждый урывает, сколько может схватить. Георгий, представляя старого каноника, чуть наступает ногой на край его белого стихаря. Фигуры четырех участников сцены (Мадонна, святой Домициан, святой Георгий и донатор Пале) приобрели повышенную материальную массивность.
Пейзаж этот (около 1440-х годов) стоит особняком больше всего напоминает он меланхолические пейзажи XIX века. Они одеты в нежные цвета: в бледно.
Не так в варианте Роже. Сова – вестница дьявола и одновременно ересь или символ мудрости. Художник создал первый в европ. У ворот Небесного Иерусалима их встречает ангел. В. Э. – один из первых в Европе (наряду с Р. Кампеном) мастеров портретной живописи, выделившейся в его творчестве в самостоят.
Одним из последних произведений Брейгеля была картина «Слепые» (1568). Написана ок. 1435-1440, действие происходит в открытой лоджии. Жил художник в Лилле, Турне, Генте и главным образом в Брюгге. Донациана, основанных каноником ван дер Пале. На первом плане слева – коленопреклоненные пророки и большая группа стоящих людей.
Трон украшен драматическими скульптурными группами «Убийство Каином Авеля» и «Борьба Самсона со львом», а также статуэтками Адама и Евы в маленьких нишах. Вероятно и композиционный замысел алтаря принадлежал ему. Даже внутренности церквей (или те готические беседки, в которых он любит помещать драматические эпизоды) полны холодной и равномерной озаренности.
Георгий. Портрет таит в себе немалую интенсивность духовной жизни. ВАН ЭЙК (van Eyck) Ян, нидерл. Он обращался к религиозным сюжетам, раскрывая в них злободневные события. Звучные интенсивные, чистые тона красок в картинах Ван Эйка как бы пронизаны воздухом и светом и объединены в единое гармоничное красочное целое. CESU TRIVMPHAVIT. В противоположную сторону направляются спасшиеся. рисунок– Графич.
Вечные религиозные образы художник вплетал в интересные сюжеты и вел кропотливую работу над каждой деталью, стремясь к максимальной реалистичности изображения. Мария оказывается и удаленной и вместе с тем близкой. Развивая и обогащая достижения своих предшественников (Робера Кампена и др. ), Вай Эйк превращает традиционную сцену поклонения Богоматери, держащей младенца, в величественное и красочное изображение зримого, реального мира исполненное спокойной созерцательности. Поздние работы Гуса все более приобретают черты дисгармонии смятения, душевного надлома, трагизма, разобщенности с миром, являясь отражением болезненного состояния самого художника («Смерть Марии»).
Наиболее ранние — «Стигматизация Св. Судя по сохранившимся архаическим частям алтаря — «Поклонение агнцу», фигуры Бога Отца, Марии и Иоанна Крестителя, — Губерта можно назвать мастером переходного периода. 1436, Лувр, Париж) и «Мадонна каноника Георга ван дер Пале» (1436, Грунинге-мюсеум, Брюгге), названные по именам заказчиков (донаторов) триптих «Богоматерь с младенцем», «Св.
Вай Эйк – один из первых в Европе (наряду с Р. Кампеном) мастеров портретной живописи, выделившейся в его творчестве в самостоятельный жанр. Ченами (1434, Национальная галерея, Лондон). Строгость, простота, скромность— достоинства Марии, воплощены в зрительном образе, сочетающем чувственную конкретность земной женщины с величавой торжественностью «царицы небесной». Антоний) усиливается тема одиночества. посетил Турне, где был принят с почётом местной гильдией художников. И сочетаясь с красным — одеяния Марии — и белым — каноника, — они образуют мощный сияющий аккорд. К лучшим произведениям В. Э.
Брейгель ездил в Италию. Одна из наиболее характерных работ Мемлинга — ковчежец св.
В соответствии с традициями поздней средневековой живописи ван дер Пале не смотрит прямо ни на кого из святых— он направил свой взор в пространство, соблюдая тем самым светское и духовное приличие17. Надпись под святым Донатьеном гласит: «SOLO PTV NON FRM. Так же уступает Роже в своем потрясающем Снятии с Креста (Эскуриал). Что может быть великолепнее его облачения. галерее, Лондон) портрет жены художника Маргариты (1439, Грунинге-мюсеум, Брюгге).
Композиция построена по диагонали. Ван Эйк одним из первых освоил пластические и выразительные возможности масляной живописи используя тонкие прозрачные слои краски, положенные один поверх другого (так называемая фламандская манера многослойного прозрачного письма). Он избегает густых теней, контрастных сопоставлений. MERS REDIT. На его сияющей золотом воинской одежде играет свет от свечей и окон. Крупнейшее произведение Вай Эйка – знаменитый алтарный образ (полиптих) «Поклонение мистическому Агнцу» известный как «Гентский алтарь» (в соборе Святого Бавона в Генте около 1430-32 или 1423-32 годов).
Среди зрелых произведений художника такие шедевры, как «Луккская Мадонна», «Мадонна каноника ван-дер-Пале» (1436), «Мадонна канцлера Ролена», где в образе канцлера, с его монументальной фигурой и суровым лицом, как бы отразилась целая жизнь. На центральной панели — Христос во Славе, прямо под его изображением — архангел Михаил, взвешивающий на своих весах души умерших. С 1431 года художник поселился в Брюгге.
Около 1434 года картина была закончена. целое. Художник создал первый в европейской живописи двойной портрет – проникнутое сложной символикой и, одновременно интимно-лирическим чувством изображение купца Дж.
Образ богоматери у ван Эйка наделен идеальными чертами. Живопись Гуго ван дер Гуса оказала определенное влияние на флорентийское Кватроченто. Искупление свершилось. Примитив сказывается (кроме фигур) лишь в неточном эффекте восходящего из-за гор слева золотого солнца, в бандеролях с надписями, орнаментально извивающихся среди композиции и, наконец, в условных позах персонажей.
Его работы многое сближало с традициями поздней готики (отвлеченно-мистическая трактовка темы, условность в передаче пространства, мало выраженный интерес к образу человека). Так, «Вифлеемское избиение младенцев» (1566) 151 это картина резни, устроенной испанцами в нидерландской деревне. элементы, предметы обстановки, цветущие растения, роскошные ткани, украшенные драгоценными камнями) исполненный света и воздуха панорамный пейзаж в «Мадонне канцлера Никола Ролена» воспринимается как собирательный образ Вселенной. С 1425 придворный художник бургундского герцога Филиппа Доброго (в 1425–28 работал вЛилле) по его поручению в 1428–29 посетил Испанию и Португалию, где, по-видимому исполнял портреты (не сохранились).
Свинцовые небеса озарены сполохами адского пламени. На двухступенчатом возвышении, строго по центру картины стоит трон под балдахином из зеленой ткани, расшитой цветами. Георгий, суров, даже угрюм.
флам. На всем лежит печать холодного аналитического наблюдения, почти безжалостной констатации. (внутренняя) часть алтаря была закрыта створками с почти монохромной живописью в праздники они раскрывались, создавая эффект «явленного чуда». RENAT ARCHO PRM. Ян ван Эйк много и успешно занимался портретом, всегда оставаясь достоверно точным, создавая глубоко индивидуальный образ, но не теряя за деталями общую характеристику человека как части мироздания («Человек с гвоздикой» «Человек в тюрбане», 1433 портрет жены художника Маргариты ван Эйк, 1439).
1511464). С видимым наслаждением и с равномерным (иногда слишком равномерным) усердием выписывает он детали обстановки: дюбель, посуда, архитектурные части и при этом пренебрегает окутывать все написанное общей светотенью. Так, «Вифлеемское избиение младенцев» (1566) — это картина резни, устроенной испанцами в нидерландской деревне. бытовой средой.
Смысл сочетания букета из красных, синих и белых цветов в руках Марии с попугаем иногда считающимся символом Девы, остаётся спорным21. Около зубцов стены стоят, вероятно, Иоаким и Анна, родители Девы Марии. достигать исключит.
С исключительной реалистич. художник и миниатюрист, один из зачинателей иск-ва Возрождения в Нидерландах. Теперь наслаждается сиянием Божиим), под святым Георгием— «NATUS CAPADOCIA.
В этих условиях родилось сложное искусство Иеронима Босха (14501511516), создателя мрачных мистических видений, в которых он обращается и к средневековому аллегоризму и к живой конкретной действительности. В конце 40-х годов Рогир ван дер Вейден совершил поездку в Италию. Как и на «Портрете четы Арнольфини», художник изобразил себя в красном тюрбане, соответствующем его предполагаемому автопортрету 1433 года. Образ сада земных наслаждений перекликается с утверждением итальянских гуманистов XV века: «Рай – вокруг нас». Его губы плотно сомкнуты, брови сдвинуты в переносице, взгляд обращен к св. Такого рода прием экспонирования картины должен напомнить зрителю о том, что она не служила запрестольным образом, а была создана как надгробие. Как верно сказано (В.
выразительности. На память) написана в 1432 году. Лица искажены горем. чувством изображение купца Дж. Солдаты даже изображены в испанской одежде.
По-видимому, ван Эйк чувствовал некоторую пластическую скованность фигуры и стремился сделать ее движение более естественным. голубыми и розовато. В 1431 он купил себе дом, а через несколько лет женился. Вершиной нидерландского Ренессанса было, несомненно, творчество Питера Брейгеля Старшего, прозванного Мужицким (1525/301511569). Портрет вставлен в деревянную раму имитирующую порфир. Фигура младенца нарисована в сложном повороте, над которым художник много работал. Св.
манерамногослойного прозрачного письма) этот живописный метод позволил В. Э. Помимо того, что некоторые из них непосредственно изображают представителей высшей знати: «Портрет Франческо дЭсте» (ок. Творчеством Босха кончается первый этап великого искусства Нидерландов — XV век, «пора исканий, прозрений, разочарований и блестящих находок».
Погрудные, обычно изображающие модель в трёхчетвертном повороте, портреты Вай Эйка отличаются строгой простотой и отточенностью выразительных средств: кардинал Альбергати (. ) (1431-32, Художественно-исторический музей, Вена подготовительный рисунок – Графическое собрание, Дрезден) «Тимофей» (1432) и «Человек в красном головном уборе» (1432 ранее считался автопортретом Вай Эйка оба – в Национальной галерее, Лондон) портрет жены художника Маргариты (1439, Грунинге-мюсеум, Брюгге). Учился у старшего брата Губерта, с которым работал до 1426г. Особенностью является, в противоположность Боутсу известный индифферентизм к пейзажу. Картина «Мадонна каноника ван дер Пале» написана по заказу каноника Георга ван дер Пале. Арочные пролеты не открывают ни далеких просторов, ни сложных архитектурных аспектов. Осенью 1431 года кардинал был проездом в Генте. В «Мадонне каноника ван дер Пале» (1436) все приобретает большую массивность.
Св. Лицевая сторона изначально была окрашена однородным коричневым цветом обратная сторона не окрашена, так как картину предполагалось закрепить на стене25. В конце жизни, «отказывается от универсализма художественного мировосприятия ван Эйка и концентрирует всё внимание на внутреннем мире человека».
Поздние работы Гуса все более приобретают черты дисгармонии смятения, душевного надлома, трагизма, разобщенности с миром, являясь отражением болезненного состояния самого художника («Смерть Марии»). Еще дальше виднеется озеро, окаймленное невысокими холмами. Идейный центр композиции — мертвый Христос и Дева Мария, упавшая в обморок. Арнольфини с женой в уютном интерьере небольшой, наполненной мягким светом бюргерской комнаты (1434, Национальная галерея, Лондон). Большое свободное пространство отделяет священный символ от всего остального.
Первый же зал имеет иное оформление. Донациану, но вместе с тем выражает напряженную работу мысли. В будни осн. Донациана, основанных каноником ван дер Пале.
Неясно имя ли это или прозвище персонажа (Тимофей) или девиз (Чтущий Бога). Автор произведений «Мадонна канцлера Ролена» (Лувр, Париж), «Мадонна каноника ван дер Пале» (Муниципальная художественная галерея, Брюгге) обе – около 1436 г. Явился одним из первых в Европе мастеров портрета, выделив его в самостоятельный жанр. HIC DRACONEM STRAVIT» (Родился в Каппадокии, был воином Христовым. В этом сказались принципы нидерландской миниатюры. Художник – мастер религиозного сюжета. Творчество В. Э.
Впрочем, на правой створке Алтаря Мероде (Брюссель) он открывает окно комнаты св. голубое, слегка подцвечено ультрамарином в зените. Рисунок жесткий, фигуры представлены в резких ракурсах.
символика претворена в нём в конкретные, жизненные образы. Образ св. Картина содержит характерные примеры того, что искусствовед Крейг Харбисон называет «преображённым взглядом на видимую реальность», заключающемся в размещении мелких ненавязчивых деталей иллюстрирующих не земное существование, а Божественную Истину, легко различимую и понятную средневековому зрителю31. испытали не только нидерл., но и итал. Пейзаж за окном аналогичен картине «Мадонна канцлера Роллена»: небольшой садик и город (возм.
Точная дата рождения Яна ван Эйка неизвестна. «здесь мастер как бы сосредоточивает свой взгляд на более конкретных жизненных явлениях. Спасаясь от праздности земной, победил смерть и сокрушил дракона)28.
Природа вечна, как вечен мир, а путь слепых 151 это жизненный путь всех людей. Туда, в ад, горестно следуют, нераскаявшиеся грешники. Для него художник выполнял работы для дворца в Гааге.
В раннем творчестве Брейгеля заметно влияние Босха («Кухня тощих», «Кухня тучных» —в их едкой иронии, острой наблюдательности и недвусмыленности приговора). Брейгель умер рано. музей, Вена подготовит. Коленопреклоненный ван дер Пале господствует в картине.
глубины, богатства и светосилы цвета, тонкости светотеневых и красочных переходов. Композиции Мемлинга ясны и размеренны, образы поэтичны и мягки. Вся поверхность центральной стены покрыта обшивкой из балегемского камня, на стене помещена только одна картина Яна ван Эйка «Богоматерь каноника ван дер Пале». Экспрессивность, спиритуализм Вейдена иногда сохранение золотых фонов в его алтарных образах позволяет некоторым исследователям говорить о нем как о мастере позднего средневековья.
На лицах людей лежит печать особого спокойствия, достоинства, душевной ясности. Христос родился и умер. Он основал в ней капелланство (фонд на содержание священнослужителя), а затем заказал у ван Эйка алтарную картину. Урсулы (около 1489 г. ), в живописных образах которого как раз и уживаются созерцательность ван-эйковского толка с интересом к жизненно-естественному, что свидетельствует об усилении бюргерских тенденций в нидерландском искусстве. Его губы плотно сомкнуты, брови сдвинуты в переносице, взгляд обращен к св.
Латинская надпись на раме утверждает от имени портретируемой. Одним из первых он освоил пластические возможности масляной живописи используя тонкие, просвечивающие слои краски, положенные один поверх другого на светлый подмалёвок (так называемая фламандская манера многослойного прозрачного письма) этот живописный метод позволил Вай Эйку достигать исключительной глубины, богатства и светосилы цвета, тонкости светотеневых и красочных переходов. проблем требовало разработки новых средств худож.
Его освещенные солнцем складки синее, чем это возможно для реального цвета. Перед нами яркая индивидуальность, рассматриваемая художником с тех же позиций, с которых он оценивает мужские характеры, С удивительной почтительностью констатирует он человеческое достоинство госпожи Маргарет. С необычайной тщательностью и любовью передан узор одежд, сложный рисунок пола и витражей.
Он не созерцает, а размышляет. Франциска» и «Мадонна в церкви». Если мастера Нидерландов предшествующего периода-Р.
Демонология уживается у Босха со здоровым народным юмором, тонкое чувство природы 151 с холодным анализом человеческих пороков и с беспощадной гротескностью в изображении людей («Корабль дураков»). В «Битве Карнавала и Поста» (1559) необъятность мира он выражает через множественность людей. Мастер Флемаля в самых значительных своих картинах (Флемальский алтарь во Франкфурте), оставил золотой и узорчатый фон примитивов. Природа вечна, как вечен мир, а путь слепых — это жизненный путь всех людей.
Рождение бытового крестьянского жанра («Крестьянский танец», 1565). С 1425 года придворный художник бургундского герцога Филиппа Доброго (в 1425-28 годах работал в Лилле) по его поручению в 1428-29 годах посетил Испанию и Португалию, где, по-видимому исполнял портреты (не сохранились). Казалось бы, такая незаметная на первый взгляд подробность — св. На ней представлена Мария с младенцем и известный деятель, добившийся высокого поста.
Особую славу у потомков заслужил «Зимний пейзаж» из цикла «Времена года» (другое название — «Охотники на снегу», 1565): тонким проникновением в природу, лиризмом и щемящей грустью веет от этих темно-коричневых силуэтов деревьев, фигур охотников и собак на фоне белых снегов и уходящих вдаль холмов, крохотных фигурок людей на льду и от летящей птицы, кажущейся зловещей в этой напряженной, почти ощутимо звенящей тишине. Впечатление этюда с натуры производит жалкий низкий хлев, на пороге которого стоит одетая в белое (с голубыми тенями) Богоматерь, погруженная в молитву перед раскинувшимся на земле только что родившимся Христом. На его сине-золотой парче вышиты изображения святых Петра и Павла14. Рогир ван дер Вейден (Роже де ля Пастюр) – фигура знаменитая и загадочная. Один из ранних сохранившихся портретов работы ван Эйка – "Портрет мужчины в голубом шапероне".
Его эволюция художника-пейзажиста (как в живописи, так и в графике) прослеживается от пейзажа-панорамы, фиксирующего мелочные подробности в стремлении показать бесконечность и грандиозность мира, к пейзажу более обобщенному, лаконичному, философскому по осмыслению. Учился, возможно, у старшего брата Губерта (последнему принято было приписывать часть художественного наследия Яна эта проблема – и даже степень их родства – до сих пор остается нерешенной). Но это неверно ибо постижение им духовной сути человека было следующим шагом после искусства ван Эйков. Составленный из мн.
В равной мере художника интересуют и человек во всей его неповторимой индивидуальности и окружающая его среда: портретные образы, пейзаж интерьер, натюрморт в его композициях образуют гармоничное единство. Имеют его и яблоки и собачка и четки и горящая в люстре свеча. Замкнулась перспектива «Мадонны канцлера Ролена», закрылось окно дрезденского триптиха. Как выразительны, как значительны черты коленопреклоненного канцлера Бургундии.
Неизвестно ни кто изображен на этом портрете, ни каков его статус. В одном из самых грандиозных произведений 151 «Сад наслаждений» 151 Босх создает изобразительный образ греховной жизни людей. Верить в это суждение заставляет тот факт, что чета Арнофилини не имела детей, но изображенная дама явно находится в положении. Такая же беспощадность, доходящая иногда до гротесковой заостренности, характерна для портретов Рогира ван дер Вейдена. Впрочем, особенностью Роже можно считать его пленэризм.
Характерна для Роже его вариация на тему Ролленовской Мадонны – картина Святой Лука, пишущий портрет Богоматери, прекрасная копия с которой (или повторение. ) имеется у нас в Эрмитаже. Известно, что ван Эйк вставлял доску в ранее заготовленную раму, укреплял их, грунтовал их вместе и расписывал. Из надписи мы узнаем также, что работа была закончена в 1436 году и помещена в одной из двух капелл хора церкви св.
особенностей его характера и отражает глубокое осознание достоинства и ценности личности. Один из основоположников искусства Северного Возрождения. Идеализированный тип лица Марии имеет заметное сходство с Девой из «Благовещения»8 ван Эйка. Эту же цитату ван Эйк использовал в своей «Мадонне в церкви» (ок. Он мыслится не столько частью вселенной, сколько реальной, жизненно.
В творчестве таких мастеров, как Я. Госсарт, П. Кук ван Алст, Я. Скорелль, Ф. Флорис и др. Антоний) усиливается тема одиночества. В будни основная (внутренняя) часть алтаря была закрыта створками с почти монохромной живописью в праздники они раскрывались, создавая эффект «явленного чуда». жанр. О старшем брате Губерте сохранилось мало сведений.
Их отличает от портретов ван Эйка вневременность, выключение из среды. Мученики, по большей части епископы, – в синих облачениях.
Их отличает от портретов ван Эйка вневременность, выключение из среды. Художник часто изображал героев картин среди бытовой обстановки, все детали которой носят яркую символичность и в «Портрете» присутствуют предметы-символы, ясно передающие смысл сцены: апельсины намекают на райское блаженство, хрустальные четки, лежащие на столе, воплощают благочестие туфли — на преданность супругов их союз щетка – знак чистоплотности, собака обозначает верность, зажженная свеча в люстре, возможно – мистическое присутствие божества, освящающего таинство венчания. Этот смелый и необычный ход как бы символизирует идею преданности Богоматери Богочеловеку. Одной из ранних работ ван Эйка, датированной примерно 1425 годом, стала «Мадонна в церкви». В «Мадонне ван дер Пале» художник превратил донатора в едва ли не главное лицо композиции.
В триптихе известном под названием «Алтарь Колумбы» (ок. На всем лежит печать холодного аналитического наблюдения, почти безжалостной констатации. К лучшим произведениям Вай Эйка относятся также алтарные композиции «Благовещение» (около 1435-36, Национальная галерея, Вашингтон) «Мадонна канцлера Никола Ролена» (около 1436, Лувр, Париж) и «Мадонна каноника Георга ван дер Пале» (1436, Грунинге-мюсеум, Брюгге), названные по именам заказчиков (донаторов) триптих «Богоматерь с младенцем», «Святой Михаил с донатором» и «Святая Екатерина» (1437, Картинная галерея, Дрезден). Яну принадлежат несколько картин на религиозные темы, созданные после завершения алтаря.
Ему и Гумберту приписывают миниатюры Туринско-Миланского часослова. Картина переполнена прозрачными фигурками, фантастическими сооружениями, чудовищами, обретшими плоть галлюцинациями, адскими карикатурами реальности. На 26 панелях он воплотил современные ему представления о мире земном и небесном. «Слепые», несомненно имеют символическое значение. Мнение, однако, не подтвердилось. Во всяком случае, в 1436 году мастер создал алтарную композицию, во многом отличную от его прежних работ, — «Мадонну каноника ван дер Пале» (Брюгге, Музей). Картина была заказана художнику каноником церкви св.
Мемлинг был учеником Рогира ван дер Вейдена, но в его творчестве абсолютно отсутствуют жесткость письма учителя и беспощадность его характеристик. отдельных створок с изображением разл. Их позы торжественно неподвижны, лица серьезны.