Его работа, опубликованная в «Карикатюр» 9 февраля 1832 г., «Просители мест» высмеивает прислужников Луи Филиппа. Некоторый недостаток художественного воображения он искупал горячей приверженностью натуре.
Вместе с тем в отдельных листах у Домье появляется монументализированный образ рабочего. чистый цвет. Все больше внимания художник уделяет светоцветовому и тональному единству изображения. Но каждый раз – безуспешно. Его пустое «Ночное кафе» (1888) поистине навевает ужас.
Будущий мастер появился на свет в семье добропорядочных буржуа. К сожалению, талант Коро-портретиста в полной мере был осознан только после его смерти. Художник опускает все детали пейзажа обобщенными широкими планами лишь намечается изображение города на той стороне реки. остается за теми художниками, в творчестве которых звучит тема социального обличения. «Пейзажи господина Коро, возможно и не такие, какими мы их видим, – писал критик и журналист Максим Дюкан, – но точно такие, о каких мечтаем». В начале 1850-х годов в творчестве Коро происходит перелом.
Постоянное изучение природы, вечные поиски, умение обобщить увиденное посредством общего тона приводят к созданию знаменитой серебристо-жемчужной гаммы, которая отличает поздние пейзажи Коро. Художник достигал его, объединяя изображение общим тоном.
Ван Гог выражает на языке своего искусства те неразрешимые противоречия и трагические коллизии, от которых невозможно было никуда уйти и которые преследовали его, как и некоторых других наиболее чутких художников XIX и начала ХХ столетия, всю жизнь. Потом сын изобразит мадам Коро, её кружевной чепец с лиловыми лентами и темно-синее платье с модными рукавами «жиго» (от франц. Тематический и сюжетный диапазон их творчества был достаточно широк. Творчество Камиля Коро (1796—1875)дало толчок развитию реалистического пейзажа.
Домье бросает мастерскую и поступает к Рамоле учиться литографии. Такие противоречивые тенденции были характерны для той эпохи. Однако на картине только пара курильщиков да женщина с прялкой (немного странное занятие для городской площади, безусловно, оно «сфотографировано» художником с натуры, вряд ли можно было такое придумать). На основании этюдов, написанных в Ландах, уже позднее художник пишет картину «Болото в Ландах» (1852 Лувр) и другие. Именно вот таким образом в музеях и частных собраниях хранится немало «контрафактного Коро» и бытует шутка: «Художник создал 3 тысячи картин из которых 5 тысяч находятся в Соединенных Штатах». Стремление посредством света создать определенное настроение видно и в пейзаже «Вечер. Хотя Сарданапал изображен спокойно возлежащим на царском ложе и как бы безучастно созерцающим происходящее (у Байрона он — на троне, охваченном пламенем), зритель содрогается от ужаса при мысли о том, что все так и могло быть.
Художник утверждал: «Писать – это не значит рабски копировать объект, это значит уловить гармонию между многочисленными отношениями, это значит перевести их в свою собственную гамму». Даже после нескольких десятков сеансов в этюдах Коро сохраняется ощущение свежести и непосредственности впечатления – недаром его также называют предшественником импрессионистов. Но в ранних работах («Гравер», 1830—1834, бывш. Самое последовательное, но и далеко идущее выражение импрессионизм получил в творчестве Клода Моне (1840-1926). Поль Сезанн (1839-1906) стремился «сделать из импрессионизма нечто весомое» интересуясь в первую очередь передачей пространственной структуры предметов. Он располагался на берегу Сены, прямо напротив Лувра. Черные мантии адвокатов темным силуэтом выделяются на золотистом фоне.
Это «Спуск коров с высокогорных пастбищ Юры» (1835 Гаага, Музей Месдаг) с его величавой поэзией и «Аллея каштанов» (1837 Лувр) — пейзаж большого эмоционального напряжения. Революционным пафосом наполнены картины «Семья на баррикаде» (1848—1849 Прага, Национальная галлерея) и «Восстание» (1848 (. ) бывшее собрание Руар). И ему нужно все принести в жертву. Среди них был Ш. Бодлер и молодой Э. Золя, заявивший, что «господину Мане предназначено место в Лувре». Художник окончательно отказывается от ренессансной изобразительной традиции и переходит, в значительной мере под воздействием негритянской пластики, от искусства «воспроизводящего» к искусству «создающему» (Н. А. Дмитриева).
Большую роль в формировании социально заостренного искусства сыграли иллюстрации художников к очерковой литературе. А. Лясковская). Его все больше хвалили критики, а за картинами охотились новые клиенты. Художник дает целый ряд антимилитаристских сатир, как, например, «Мир проглатывает шпагу». Зимой он пишет для Салона большие мифологические пейзажи, лето проводит в путешествиях.
Радостный трепет жизни ощутим и в поэтическом Этюде «Воз сена» (ГМИИ). Такие же силы действуют в полотнах Винсента Ван Гога (1853-1890). Его ирония беспощадна.
Кюре» (1850—1855) Толидо (США), Музей искусств). Его пустое "Ночное кафе" (1888) поистине навевает ужас. Туда, где ландшафт лучше всего соответствовал его душевному настрою. Начинается период кубизма, сначала строгого и мощного – «аналитического», затем так называемого «синтетического», вплотную приближающегося к абстракционизму. Так, например, ему потребовалось 20 сеансов, чтобы написать картину размером0, 47x0, 39—«Башняратуши в Дуэ» (1871 Лувр).
Благодаря отцу (человеку скептическому, но щедрому) Коро мог ехать писать природу туда, где ярче рассветы или выше деревья. Ранние его работы, например «Жницу с серпом» (1838, Париж, частное собрание), отличает пластичность, материальность, однако фигура воспринимается несколько изолированно от окружающей среды. И именно потому зарисовки и этюды Коро ценятся иногда даже выше его законченных картин. Могучие дубы возвышаются над равниной их пышные кроны царят над всем окружающим. Однако решающее слово в искусстве 30—40-х гг.
Коро дает пейзаж как место, где живет и действует простой человек. Стремясь добиться максимальной выразительности в пейзаже, он зачастую упорно разрабатывает один и тот же мотив, возвращаясь к нему по многу раз (например, «Порыв ветра»). Здесь обыденность утверждается как нечто значительное.
Но порой Домье прибегает к другому эффекту: полутьма заднего плана как бы рассеивается к переднему и интенсивно начинают звучать белые, голубые, желтые цвета («Выход из школы», ок.
Его живопись становится ощутимо материальной, плотной, подчас тяжелой. Он мог бы сказать, перефразируя слова своего современника Сильв. Семья его переезжает в Париж, когда молодому Домье исполняется семь лет. Это – «Прогулка заключенных» (1890), одна из самых безысходных и исполненных глухого отчаяния картин художника. Однако у него «действие космических сил.
Стремление к бескомпромиссному анализу и отсутствие каких бы то ни было иллюзий заставляли его выбирать сюжеты и темы, позволяющие показать реальные отношения людей в буржуазном обществе, ту изнанку жизни, которая до сих пор оставалась за пределами искусства. В Салоне 1833 г. он выставляет большую картину «Вид в окрестностях Гранвиля» (Эрмитаж), которую можно считать программным произведением пейзажистов 30-х гг. В его поздних работах, будь они написаны на пленэре или в интерьере, достигнуто свето-цветовое единство, связывающее фигуру с окружающим ее пространством («Семья жнеца» ок. 1852 Глазго, Галлерея искусств), «Любопытствующие у витрины» (ок. Но главное, что подарил нам всем этот честный и скромный «человек без биографии», – это возвышенный и лирический образ мира на его картинах. Руссо не поехал в Италию, как это сделал Коро, он заявляет, что хочет быть «художником своей страны».
Все больше внимания художник уделяет свето-цветовому и тональному единству изображения. Стремясь добиться максимальной выразительности в пейзаже, он зачастую упорно разрабатывает один и тот же мотив, возвращаясь к нему по многу раз (например, Порыв ветра). Это было началом перелома, прорывом в неведомое. Коро получил свои первые уроки живописи у пейзажиста Мишалона (1796—1822), а после его смерти обучался у Бертена (1775—1842).
Важную роль играет в картинах Милле пейзаж. Обычно жюри находилось под контролем одного наиболее влиятельного члена жюри. Известны случаи, когда, встретив понравившуюся ему подделку «под Коро», художник в знак одобрения мастерства фальсификатора подписывал её своим именем. Он говорил: «Можно назвать великое слово, которому все должно повиноваться, это свет». Но когда Коро увидел залитую весенним солнцем Италию (куда он уехал в 1825 г. ), он стал искать более непосредственного подхода к действительности, что сказалось уже на его ранних этюдах: «Вид на Форум» (1826 Лувр) и «Вид Колизея» (1826 Лувр).
Сохраняя непосредственные наблюдения (у Домье была феноменальная память, на натуре он никогда не работал), он всеми живописными средствами старается создать экспрессивный, подчас трагедийный образ. Из других художников барбизонской школы следует назвать Нарсиса Виржиля Диаза де ла Пенья (1807—1876). Так, например, ему потребовалось 20 сеансов, чтобы написать картину размером 0, 47x0, 39—«Башня ратуши в Дуэ» (1871 Лувр). Иногда слова уносит ветром и дети ловят их сачками.
Этой точки зрения придерживалось большинство пейзажистов того времени. В картинах, предназначенных для Салона («Агарь в пустыне», Салон 1835, Нью-Йорк, Метрополитен-музей «Гомер и пастушки» Салон 1845 Сен-Ло, Музей), Коро часто обращается к античным сюжетам и сохраняет композицию классического пейзажа, но даже в этих работах мы обычно узнаем конкретный облик местности. Но в целом его искусство очень самобытно. Непосредственным предшественником барбизонцев был Камиль Коро (1796-1875).
gigot – баранья нога) на известном портрете 1835 года. Однажды Фелиасу повезло и он поймал целых три слова:вишня, пыль, стул. Всего Коро написал более 3000 картин, помимо этого создал десятки офортов. Особенно его привлекают Рембрандт и Рубенс. Цвет сам по себе загадочен в ощущениях, которые он нам доставляет. Эти небольшие по размерам работы Коро, написанные на природе, перерастают значение этюда, они всегда построены композиционно («Мост в Манте», 1868—1870, Лувр, ).
Не меньшей удачей стали портреты. Он обладал даром передавать бесконечное богатство красок и живую трепетность предметного мира, что особенно отчетливо проявилось в натюрморте – «никто из современников Мане не мог написать натюрморт лучше, чем он» (О. Начиная с двух своих программных произведений – «Завтрака на траве» и «Олимпии» (обе 1863), – Э. Мане подвергается остракизму.
И все же Лотрек не стал ни певцом безобразия, ни создателем «антикрасоты». Руссо работает в различных местах Франции: в лесу ЛИль-Адам, у Дюпре в Берри, увековеченном в романах Жорж Санд, в лесу Фонтенбло. А. В. Щусева, Научно-исследовательскому музею Академии художеств СССР и персонально — Э- Н. Ацаркиной, Е. Б. Георгиевской, А. Л. Кагановичу, B. И. Касияну, И. Коталику (Чехословакия), С. Козакевичу (Польша), У. Кухирту (ГДР), И. М. Левиной, К. М. Малицкой, Г. Опреску (Румынии), Г. Погань (Венгрия), Ф. С. Рогинской.
Его колорит заметно просветляется. Уже в этой работе видны особенности будущих живописных произведений художника: единичное событие доводится до обобщенного образа, а монументальная выразительная композиция сочетается с ее якобы «случайностью», создающей впечатление выхваченного из жизни эпизода. Стремясь добиться максимальной выразительности в пейзаже, он зачастую упорно разрабатывает один и тот же мотив, возвращаясь к нему по многу раз (например, Порыв ветра). На основании этюдов, написанных в Ландах, уже позднее художник пишет картину «Болото в Ландах» (1852 Лувр) и другие. Вместе с тем его фигурные композиции окрашиваются определенным психологическим настроением («Прерванное чтение» Салон 1866 г., Чикаго, Институт искусств).
1853—1855, собрание Дабер один из вариантов «Вагона третьего класса», ок. Постепенно к концу 19 — началу 20 в. критика капитализма начинает вестись в искусстве (особенно в русском) уже не только и не столько с позиций буржуазной или крестьянской демократии, как это было раньше, а с позиций зарождающегося и крепнущего мировоззрения революционного пролетариата. Справа вырисовывается голова мертвого старика.
Здесь обыденность утверждается как нечто значительное. Но важно подчеркнуть и другое: пейзаж у Коро — это всегда отражение Эмоций художника. Jean-Baptiste Camille Corot, 17 июля 1796, Париж – 22 февраля 1875, Париж) – выдающийся французский художник, еще при жизни признанный критиками и зрителями «королём пейзажа». Все чаще простой народ, рабочий класс становятся в центре внимания писателей и художников. Зритель может и дальше фантазировать (ведь на это и рассчитывает художник).
Силой своего искусства он преодолевал нравственное падение и распад общества того времени и вот таким образом права Н. И. Воркунова, когда она пишет, что «в творчестве Лотрека не утрачивается, а лишь приобретает новую окраску европейская гуманистическая традиция». К концу 20-х гг. Не случайно Сезанн, пусть несколько полемически заостряя свою позицию, утверждал позднее, что искусство Моне – это «только глаз». Просто они увидели окружающий их мир несколько по-иному, чем видели его официальные представители Салона и попытались закрепить это видение чисто живописными средствами. Он путешествует по Франции, едет в Овернь, живет в Нормандии.
В 1847 г. Руссо навсегда поселяется в деревне Барбизон. Работы Коро в этом жанре исполненные в 60—70-х гг., как, например, «Эмма Добиньи в греческом костюме» (1868—1870 Нью-Йорк, Метрополитен-музей), во многом уже созвучны исканиям нового поколения молодых художников (Э.
Несколько лет не знал, как рассказать близким о мечте стать художником. Учителя Коро (Мишалон и Виктор Бертен) считали, что высоким искусством может быть только пейзаж «исторический» с сюжетом, взятым из античной истории или мифологии. Среди его последних работ мы видим и такие правдивые пейзажи, как, например, «Осень в Фонтенбло» (1872 ГМИИ), в котором просто и непосредственно передано впечатление осеннего дня. приобретает обнаженный и максимально приблизившийся к нам, как бы вторгшийся в человеческую повседневность характер» (В. Н. Прокофьев).
Но эта работа его не интересует, он предпочитает делать зарисовки на улице. Наиболее сильные стороны таланта художника – исключительная непосредственность видения, оптимизм, чувство радостного приятия жизни – проявились не столько в портретах, мастерски написанных, хотя иногда довольно поверхностных, но главным образом в своеобразных народных жанрах и особенно в изображениях обнаженного женского тела и сцен купания исполненных преклонения перед красотой и полнокровностью натуры во всех ее проявлениях.
Правда, первый президент Франции Наполеон III однажды пошутил об утренних пейзажах Коро: «Чтобы понять картины этого художника, нужно слишком рано вставать», а Илья Репин, предубеждённый ко всему французскому, называл Камиля Коро «скучным». К 50—60-м гг. Его творчеством восторгались Шарль Бодлер и Теофиль Готье. Мир Сезанна отличается внешней незыблемостью и постоянством. Новые правила отбора (они были установлены после того, как жюри случайно отклонило работы, выполненные самими членами жюри) гласили, что правом входить в состав жюри пользуются все члены Академии и все получившие медали на предыдущих выставках.
Из ранних литографий Домье наиболее известна «Гаргантюа» (15 декабря 1831 г. ), в ней художник изобразил толстого Луи Филиппа, поглощающего золото, которое чиновники отбирают у изнуренного народа. Излюбленные мотивы его пейзажей – равнины, группы дубов, глухие деревенские улочки. В Италии Коро впервые почувствовал вкус к резким линиям, светотени, геометрии, о чем свидетельствует, например, картина «Колизей, вид сквозь аркаду Базилики Константина» (1825) с ажурными контурами арок.
Коро исполнилось 26 лет, когда отец всё-таки смирился, что коммерсантом сыну не быть. Художника считают создателем «пейзажа настроения» и прямым предшественником импрессионистов, чьё творчество Коро, тем не менее, не принял. Пейзажи Коро, действительно, почти всегда безмятежны. Это решение не подлежит изменению и не позволяет мне связывать себя узами брака».
Попытка подавить его провалилась и правитель решил покончить с собой. В области живописи, а также акварели Домье начал работать уже в 30-х гг. Сумрачный холодный пейзаж усиливает ощущение драматизма и беспокойства. Путь мальчика казался предначертан — его видели продолжателем фамильных традиций.
1857, «Мастерская художника» 1865—1870, Лувр). 1862, Нью-Йорк, Метрополитен-музей). В начале 1850-х годов в творчестве Коро происходит перелом. Основная тема его искусства – жизнь французской деревни.
Настоящую нежность не спутаешь Ни с чем и она тиха. В это время его обычно привлекают переходные или реже – бурные состояния природы. Важную роль играет в картинах Милле пейзаж. Импрессионизм в поэзии — это тонкие наблюдения и описания с применением чисто живописных средств, но в нежных пастельных тонах, свойственных неоклассицизму (модерну), а также приемы тонкой ассоциативной звукописи, свойственной, прежде всего, Верлену — иногда и его последователям. Было подано свыше 5000 работ от 1430 художников, среди них Мане, Уистлера и Ионгкинда. Художников поражает нищета жителей Ланд и они хотят запечатлеть это на своих картинах. Берег Па-де-Кале» (ГМИИ) сперва поражают переливы и вариации серых, голубых и лиловых оттенков.
«Это, несомненно, было великой победой искусства Нового времени, – пишет В. Н. Прокофьев и добавляет: – Но и финальной его победой». Те 6 или 7 лет, когда Коро торговал тканями, его география ограничивалась Парижем. В середине 40-х гг.
В таких картинах, как Похороны в Орнане (1849) и Дробильщики камня (1849-1850), звучит протест против социальной несправедливости. Необычным нарядом молодая женщина напоминает моделей Рафаэля. В литографии «Это убило то» он показывает, что избрание Наполеона III было началом всех бедствий. Именно так была создана литография Домье «Законодательное чрево» (1834). Ранние работы Курбе проникнуты романтическими настроениями. Ствол дерева изменит свой локальный серо-синий цвет на чисто синий.
В этой картине тонкие нюансы цвета сочетаются с четкой пластичностью городского пейзажа. А тот удивился: «Как. Радостный трепет жизни ощутим и в поэтическом Этюде «Воз сена» (ГМИИ). Одна из самых знаменитых картин, «Женщина с жемчужиной» (1868–1870), отсылает к «Джоконде» Леонардо да Винчи: тот же нежный овал лица, простая прическа, аккуратно сложенные руки с длинными пальцами. Эта манера более соответствовала графическим циклам, в которых вводился рассказ и действие развертывалось в интерьере или пейзаже (заметим, что эффекты дождя или снега Домье передает так убедительно, что во многом опережает в этом современных ему пейзажистов).
Как справедливо заметил один критик, в лесах Милле не отдыхают, а трудятся. Их заказывало французское правительство для галерей и музеев. О том, насколько органично сливались в искусстве импрессионистов традиции и новаторство, свидетельствует, прежде всего, творчество выдающегося живописца XIX века Эдуара Мане (1832-1883). В противоположность Коро, в творчестве которого сохранялись в какой-то мере отзвуки классического пейзажа, Теодор Руссо (1812—1867) решительно и смело порывает с традиционным историческим пейзажем и, продолжая путь Мишеля, утверждает национальный реалистический пейзаж. Добиньи больше, чем другие барбизонцы, работал на пленэре. Тень от обеих фигур сливается в одно причудливое пятно.
Расцвет его творчества падает на 1870-е годы. Эмоциональная зависимость от родителей продолжалась до самой их смерти. С первых дней правления Луи Филиппа Домье своими острыми карикатурами становится в ряды политических борцов его рисунки привлекают внимание художника Шарля Филиппона — издателя еженедельной сатирической газеты «Карикатюр» и тот приглашает Домье сотрудничать в газете. Его картины стали популярны.
Не следует, однако, полагать, что живописи их было свойственно только «пейзажное» восприятие действительности, в чем их нередко упрекали. «Я достиг пределов импрессионизма, – вспоминал позднее художник, – и пришел к сознанию, что не умею ни писать, ни рисовать. Диаз переходит к созданию пейзажей. Тем не менее, когда Камилю стукнуло 26, разговор с отцом все-таки состоялся. Образ Дон Кихота выражает непреклонную гордость, целеустремленность.
Это можно видеть в картине «Ноша» (существует несколько вариантов). В этом смысле импрессионизм, с одной стороны, завершает развитие всего после ренессансного искусства, ведущим принципом которого было отражение окружающего мира в зрительно достоверных формах самой действительности, а с другой – является началом крупнейшего после Ренессанса переворота в истории изобразительного искусства, заложившего основы качественно нового его этапа – искусства ХХ века. И первое, что он рисовал.
Меняется манера рисунка. Как справедливо заметил один критик, «в лесах Милле не отдыхают, а трудятся». Стремясь добиться максимальной выразительности в пейзаже, он зачастую упорно разрабатывает один и тот же мотив, возвращаясь к нему по многу раз (например, "Порыв ветра"). В то же время природа пронизана у него концентрированной энергией.
Однако решающее слово в искусстве 30—40-хгг. И он кидал кисти в потолок. В это время его обычно привлекают переходные или реже – бурные состояния природы. В30—40-хгг. Жан-Батист Камиль Коро (фр.
Некоторые полагают, что она же помешала Коро создать собственную семью. Он писал: «. В глазах благонамеренной буржуазной публики и критиков его искусство становится синонимом безобразного, а самого художника называют «сумасшедшим, который пишет картину, трясясь в белой горячке» (М.
В каждом лице с беспощадной точностью передано портретное сходство. Живописи Руссо свойственна большая материальность и конкретность. Штрих становится выразительней. Более лирическим складом отмечено дарование Шарля Франсуа Добиньи (1817-1878).
Коро и Курбе называли его королем неба. Отец долго не верил в талант Коро. Таков, например, лист «Все же очень лестно видеть свой портрет на выставке» (из серии «Салон 1857 года»). Он мыслит его как место труда человека. Это «Спуск коров с высокогорных пастбищ Юры» (1835 Гаага, Музей Месдаг) с его величавой поэзией и «Аллея каштанов» (1837 Лувр) — пейзаж большого эмоционального напряжения.
Постепенно диапазон творчества Курбе расширяется. Даже изображая своих персонажей на открытом воздухе, он не пользуется рассеянным светом. 70-х гг.
На первом памятнике надпись: «Погибшие на бульваре Монмартра 2 декабря 1851 г», на последнем—«Погибшие у Седана 1870 г», то есть Домье утверждает, что империя Наполеона III с начала до конца приносила французам смерть. То же со всеми цветами.
Известные картины Камиля Коро: «Мост в Нарни», «Орфей, ведущий Эвридику из преисподней», «Порыв ветра», «Ателье художника», «Дама в голубом». Пейзажи были смычком игравшим на моей душе». Между тем, творчество Цорна значительнее и глубже, его нельзя свести к виртуозной живописной манере. Потомок древнего аристократического рода Южной Франции Анри де Тулуз-Лотрек (1864-1901) был тонким мастером психологической характеристики, писал прекрасные интимно-грустные портреты близких ему людей, был великолепным графиком, создателем островыразительных афиш.
«Слава Богу, мне хватает на тарелку супа и новые подмётки», – таким было его кредо почти всю жизнь, пока в старости, благодаря наследству и своей поздней славе, он не сделался богатым. Коро писал не только пейзажи: замечательны также его портреты (например, «Дама в голубом» и «Прерванное чтение «). Однако очень скоро он переходит к изображению непосредственной реальности. Вот таким образом постимпрессионист Ван Гог считается и отцом экспрессионизма. Добиньи больше, чем другие барбизонцы, работал на пленэре.
Эту сцену, которую художник столько раз наблюдал, он передает не в жанровом плане, а дает обобщенный образ, отчего произведение приобретает монументальный характер. Большое значение для творчества Коро имело путешествие в Италию 1825—1828 годов. Берег Па-де-Кале» (ГМИИ) сперва поражают переливы и вариации серых, голубых и лиловых оттенков. Для большей выразительности каждый персонаж дан в резком освещении (бюсты, служившие ему моделью, Домье ставил под сильный свет лампы).
Вслед за ней стали появляться одна за другой сатиры, бичующие короля. Основная тема его искусства – жизнь французской деревни. Однако очень скоро он переходит к изображению непосредственной реальности.
предельно объемны, пластичны. Оноре Домье (1808—1879) был одновременно графиком и живописцем и в этих двух видах искусства он раскрыл различные стороны критического реализма. Сдержанного Коро покорил солнечный Апеннинский полуостров.
20 апреля выставку посетил Наполеон III, в сопровождении своего адъютанта генерала Лебёфа. Революционный порыв несущейся толпы ощутим в картине «Восстание», движение передано здесь не только жестом поднятой руки и устремленными вперед фигурами, но и резкой полосой света, как бы взвивающейся вверх по диагонали.
Все его сокровища должны были быть уничтожены. Ветер дует им в лицо, а потому еще труднее идти и тяжелее кажется ноша. В картине «Семья на баррикаде» изображение людей подвинуто совсем близко к раме, видна лишь часть фигур и внимание сосредоточивается на лицах, ярко вылепленных светом. Этюды Коро с их утверждением материального мира были важным этапом в развитии реалистического пейзажа и это был путь, по которому пошли художники барбизонской школы. Недаром Коро долго и упорно работал над ними. Коро был кумиром для импрессионистов Камиля Писсарро и Берты Моризо. Цветовая гамма используемая Коро, часто строится на тончайших градациях одного цвета (любимая фраза художника – «валёры прежде всего»). «Мы с торговлей не сошлись характерами, – якобы, произнёс в тот судьбоносный вечер Камиль, – и вот таким образом я развожусь».
Позднее палитра Мане становится заметно светлее. Тонко нюансированные лессировки сменяются густыми, плотнозернистыми кусками живописи, причем очень часто эти приемы соседствуют в одной картине.
Он породил эксплуатируемый класс нового типа, формально «свободный», а на деле — полностью «освобожденный» от какой-либо собственности на орудия труда — пролетариат. Создавая свой идеал свободного, «естественного» человека, Ж. -Ж. Руссо уже не мыслит его существования вне природы. Популярными становятся учения Сен-Симона, Фурье.
Этот жанровый мотив, однако, перевоплощен почти в героический. 1860 США, частное собрание). Поиски в области пленэра приводят к новому расцвету пейзажа. Наряду с некоторой идеализацией патриархальных сторон сельской жизни он создает произведения, проникнутые отчетливо выраженным пафосом социального протеста («Человек с мотыгой», 1863), а от простого изображения деревенских сцен переходит к созданию обобщенных монументальных образов («Собирательницы колосьев», 1857).
Он начинает брать уроки рисования у Ленуара (администратора Королевского музея). А Эрих Мария Ремарк дарил картины Камиля Коро своей возлюбленной – Марлен Дитрих. Чаще всего он изображает освещенные лесные поляны, передавая пробивающийся сквозь листву деревьев яркий, сконцентрированный луч солнечного света, который все превращает в цветовую феерию («Лесное болото» ГМИИ). Тонкость цветовых нюансов в них поистине удивительна: в пределах суженной гаммы он добивается необычайного богатства оттенков.
Его пейзажи то лиричны («Колокольня в Аржантее), то драматичны, как, например, в этюде «Порыв ветра» (ГМИИ) отсюда и утверждение Коро: «Реальность — это часть искусства, чувство его дополняет. ». Руссо не поехал в Италию, как это сделал Коро, он заявляет, что хочет быть «художником своей страны». Литография «Улица Транснонен» (1834) — отклик на восстание рабочих. Даже после нескольких десятков сеансов в этюдах Коро сохраняется ощущение свежести и непосредственности впечатления – недаром его также называют предшественником импрессионистов. Но художник считал иначе: «У меня есть единственная цель, которой я намерен следовать всю жизнь, – писать пейзажи.
Во второй половине жизни Коро настигло признание. В противоположность Коро, в творчестве которого сохранялись в какой-томере отзвуки классического пейзажа, Теодор Руссо (1812—1867)решительно и смело порывает с традиционным историческим пейзажем и, продолжая путь Мишеля, утверждает национальный реалистический пейзаж. Все больше внимания художник уделяет светоцветовому и тональному единству изображения. Он родился 16 июля 1796 года в Париже, в семье, далёкой от искусства. В них соединяется свежесть живописи на пленэре с передачей материальности пейзажа.
Это ее ведущее качество не противоречило передаче настроения в пейзаже. Недаром Коро долго и упорно работал над ними. Он продолжал работать до глубокой старости, привязывая кисти к сведенным подагрой пальцам. Пейзажи Коро подтолкнули французскую живопись обратиться от «исторического» сюжетного пейзажа, написанного по академическим правилам, к пейзажу более реалистичному, основанному на непосредственном живом наблюдении за природой.
Таковы, например, Агарь в пустыне (1835), Гомер и пастухи (1845). он посвящает ряд картин образу Дон Кихота.
В других литографиях Домье разоблачает продажность суда («Деятели правосудия», 1845—1849), буржуазную благотворительность («Современная филантропия», 1844— 1846). Он мыслит его как место труда человека. Однако сам он к новому направлению отнёсся настороженно, а Моризо и Писсарро и вовсе отговаривал участвовать в выставках «этой банды». Он оказал влияние на импрессионистов, с некоторыми из которых был знаком лично. Во второй половине жизни Коро также писал портреты, преимущественно женские. Как рассказывают современники (Теодор де Банвиль), Домье никогда не употреблял отточенные новые карандаши, он предпочитал рисовать обломками, чтобы линия была разнообразней и живей.
Министр Гизо выбрасывает лозунг «Обогащайтесь. » В связи с этим Домье создает образ Робера Макэра — афериста, проходимца, спекулянта, умирающего и вновь воскресающего (серия «Карикатюрана», 1836—1838). Работая на пленэре, Коро создал целые альбомы этюдов. Руссо не поехал в Италию, как это сделал Коро, он заявляет, что хочет быть «художником своей страны». В работу над картиной Руссо вкладывал огромный труд, по многу раз переписывая один и тот же холст и стремясь каждый раз добиться максимального совершенства.
Гораздо большее влияние оказала поездка в Италию, состоявшаяся в 1825–1828 годах. Он любил повторять: Валеры прежде всего. От этого фигуры на его листах 30-х гг. На К. Моне, посетившего в 1871 г. Лондон, сильное впечатление произвели работы У. Тёрнера.
В это время его обычно привлекают переходные или реже – бурные состояния природы. Щедрина, – Рим заказал мне написать о себе портрет. Их объединяло резкое неприятие окружающей действительности.
Позднее Домье выполняет серию «Адвокаты». Словом, я оказался в тупике». «Импрессионизм – это в первую очередь достигшее невиданной утонченности искусство наблюдения реальной действительности» (В. Более лирическим складом отмечено дарование Шарля Франсуа Добиньи (1817-1878). В этом плане Домье создал и другие серии: «День холостяка» (1839), «Супружеские нравы» (1839—1842), «Пасторали» (1845—1846), «Лучшие дни жизни» (1843—1846).
В пейзаже «Дубы» Руссо передал величие и спокойствие природы. Дон Кихот в произведениях Домье представлен среди мрачных ущелий или пустынных долин. Камиль Коро превратил изображение природы в высокую поэзию. Домье разоблачает виновников бедствий Франции.
Признанным главой барбизонской школы был Теодор Руссо (1812-1867). Сколько своих полотен он разрезал, растоптал ногами, выкинул sa окно, сколько своих «мотивов» побросал он по кустам и канавам. В Салоне 1833 г. он выставляет большую картину «Вид в окрестностях Гранвиля» (Эрмитаж), которую можно считать программным произведением пейзажистов 30-х гг. Поводом послужило название пейзажа К. Моне «Впечатление.
Очаровывают такие тонкие по ощущению природы произведения, как «Колокольня в Аржантее» (ГМИИ). собрание Руар автопортрет, 1830—1831, Авиньон, Музей) еще трудно узнать руку будущего Домье. Очаровывают такие тонкие по ощущению природы произведения, как «Колокольня в Аржантее» (ГМИИ). Кажущаяся «бессюжетность» его картин обманчива. Отдельные бытовые детали вписываются в грандиозную величественную панораму.
остается за теми художниками, в творчестве которых звучит тема социального обличения. Достаточно ли будет их чтобы выразить все. В начале 1850-х годов в творчестве Коро происходит перелом. В ранний период творчества Коро много путешествовал по Франции и Италии.
Хотя различные жанры сближаются в его творчестве, эти черты особенно ясно проступают в натюрморте и пейзаже, в устойчивых предметах и явлениях, которые предстают в картинах Сезанна как «великие временные длительности» (В. Н. Прокофьев). в США, расстрела парижских коммунаров, придав им особую политическую направленность. Уроженец Нормандии, он с юных лет впитал любовь к морю, влажному воздуху, высокому небу. И так будет всю его жизнь: Коро никогда не создаст собственной семьи, но мать с отцом и старшая сестра (младшая умрёт, когда Камилю будет чуть за 20) будут занимать в его жизни огромное место.
В «Дубах» Руссо передал яркое, почти полуденное солнце, лучи которого проходят через листву и освещают все вокруг. Под рисунком подпись: «Бедная Франция, ствол сломлен, но корни еще крепки». Художник прожил вполне заурядную жизнь без ярких событий и бурных страстей, отчего его иногда называют «человеком без биографии». Его работы приобретают графический характер исчезает пластичность. Художник достигал его, объединяя изображение общим тоном. Он мог бы сказать, перефразируя слова своего современника Сильв.
В общем, разразился скандал. В этих произведениях он как бы переводит на язык живописи свои графические работы. И хотя он обладает своими специфическими художественно-идейными границами и исторически обусловленной эстетической ограниченностью, он являет более развитую и более программно-последовательную фазу утверждения этого метода.
Он любил повторять: «Валеры прежде всего». Он достигает этого неожиданной ассиметрией и необычностью точек зрения (часто сверху или сбоку, под углом), «вздыбленностью» пространства, как бы подсмотренного в зеркале, выразительной кадрировкой и смелыми срезами рамы. Самым важным для пейзажиста Буден считал работу на открытом воздухе. Однако «поворот Пикассо к кубизму объективно не был изменой «человеческому», он был рожден потребностью дать плоть «человеческому» – переживанию мира человеком. Учителя Коро (Мишалон и Виктор Бертен) считали, что высоким искусством может быть только пейзаж «исторический» с сюжетом, взятым из античной истории или мифологии. Женщина представляется отрешенной от всего обыденного. Ранние работы Курбе проникнуты романтическими настроениями. Творя его, художник работает упорно и истово, «размышляя с кистью в руках» (А. Воллар).
Это ее ведущее качество не противоречило передаче настроения в пейзаже. В противовес академистам" импрессионисты отказались от тематической заданности (философской, нравственной, религиозной, социально-политической и т. п. ) искусства, от продуманных, заранее осмысленных и четко прорисованных сюжетных композиций, т. е. В литографии «Империя — это мир» изображено поле с крестами и надгробными памятниками. Свою трудовую жизнь он начал клерком, затем работал продавцом в книжном магазине. В противоположность Коро, в творчестве которого сохранялись в какой-то мере отзвуки классического пейзажа, Теодор Руссо (1812—1867) решительно" и смело порывает с традиционным историческим пейзажем и, продолжая путь Мишеля, утверждает национальный реалистический пейзаж. Тенистые уголки и живописные сельские улицы – первое, что помнил маленький Коро.
Наряду с некоторой идеализацией патриархальных сторон сельской жизни он создает произведения, проникнутые отчетливо выраженным пафосом социального протеста (Человек с мотыгой, 1863), а от простого изображения деревенских сцен переходит к созданию обобщенных монументальных образов (Собирательницы колосьев, 1857). «Индустриальный» пейзаж вдохновил также Равеля на создание «Болеро».
Термин этот родился случайно. В пейзаже «Бурная погода. Его живопись становится ощутимо материальной, плотной, подчас тяжелой. Долгое время картины Курбе воспринимались как открытый вызов буржуазному обществу.
относятся первые работы Домье в области иллюстрации. Он любил повторять: Валеры прежде всего. Однако после краткого периода поисков пластически ясной формы именуемого «классическим» или «энгровским», он возвращается к прежней манере. Наряду с тематическими полотнами он пишет портреты, пейзажи и натюрморты. Листы Домье трагично выразительны.
Расцвет пейзажа был подготовлен всем развитием французской культуры и искусства. Пейзажи этого периода утверждают реальный мир во всем его многообразии. Этот лист, выставленный в витрине фирмы Обер, собрал толпу.
В 30—40-х гг. Обыденные бытовые сцены, благодаря тому что внимание сосредоточено на эмоциональном раскрытии образа человека и выявлении его характера (а не на окружающей обстановке), приобретают глубокую образную значительность. Излюбленные мотивы его пейзажей – равнины, группы дубов, глухие деревенские улочки.
Коро дает пейзаж как место, где живет и действует простой человек. В полной мере это реализовали постимпрессионисты (Сезанн, Гоген, Ван Гог, Дега, Тулуз-Лотрек). Здесь обыденность утверждается как нечто значительное. «Форма не следует за идеей», кричал он.
Коро умер в феврале 1875 года от рака желудка. Эдуард Мане еще в 60-х – нач. Его колорит заметно просветляется.
Его пейзажи то лиричны («Колокольня в Аржантее), то драматичны, как, например, в этюде «Порыв ветра» (ГМИИ) отсюда и утверждение Коро: «Реальность — это часть искусства, чувство его дополняет. ». Коро ездил в Бельгию и Нидерланды, Англию, регулярно посещал Швейцарию. Восход солнца» (от французского impression – впечатление), появившегося на выставке импрессионистов в 1874 году. Здесь он выполняет наиболее прославленные свои произведения, в которых вложено большое чувство и дан синтетический образ природы: «Выход из леса Фонтенбло со стороны Броль, заходящее солнце» (1848—1850 Лувр), «Дубы» (1852 Лувр). Будто прожектором, он освещает головы, чтобы лучше показать лица, то тупые, безучастные, то ехидные, лицемерные, презрительные, ханжеские. И плакал» (А. Тихомиров).
Они символичны, но символ идейно насыщен и убедителен. Одним из первых он начал писать на чисто-белом грунте, то «нагружая» его сочными мазками ярких солнечных красок, то покрывая тончайшими полутонами благородных розоватых и серо-сизых оттенков. Он путешествует по Франции, едет в Овернь, живет в Нормандии. Это первое публичное выступление группы художников, объединившихся вокруг Э. Мане (в него входили К. Моне, Э. Дега, О. Ренуар, А. Сислей, К. Писсарро и другие), было встречено официальной буржуазной критикой грубыми насмешками и травлей. «.
Позже он возвращался туда ещё два раза: в 1834 и в 1843 годах. Его называли «королём пейзажа», «поэтом деревьев» и «певцом рассвета». После подавления революции 1848 г., когда республике грозит опасность со стороны бонапартизма, он изображает «Ратапуаля», бонапартистского агента, хитрого наглеца, предателя. Эти небольшие по размерам работы Коро, написанные на природе, перерастают значение этюда, они всегда построены композиционно («Мост в Манте», 1868—1870, Лувр, ).
Дальнейшее развитие европейской живописи граничит с импрессионизмом. Признанным главой барбизонской школы был Теодор Руссо (1812-1867). К барбизонцам тесно примыкает Жан Франсуа Милле (1814-1875), подолгу живший в окрестностях Барбизона и писавший этюды вместе с Руссо. Второй важный принцип Коро «Валёры прежде всего. » касался живописной техники. За ними гонялись коллекционеры.
Коро создавал образы чистых юных дев — тургеневских барышень на живописный манер. Реализм становится осознанной программой его творчества. Однако наибольшей славы Коро добился в портрете и, особенно, в пейзаже. относится большинство живописных произведений Домье. Он видит такие сложные и многообразные отношения между людьми и предметами и между самими вещами, что Альфред Барр мог не без основания утверждать, что «в натюрмортах Матисса происходят настоящие драмы».
Творчество Камиля Коро (1796—1875) дало толчок развитию реалистического пейзажа. Родившийся в крестьянской семье, Цорн с детства начал заниматься резьбой по дереву и на всю жизнь сохранил увлечение скульптурой. Многие считают основателем течения именно Эдуарда Мане, который хотя и не участвовал в выставках импрессионистов, сознательно противопоставил новое мировоззрение классическому, уходящему корнями в итальянское католическое представление о гармонии мира, не зависящей от человека (и о человеке как части этого мира). Отдельные бытовые детали вписываются в грандиозную величественную панораму.
Руссо работает в различных местах Франции: в лесу ЛИль-Адам, у Дюпре в Берри, увековеченном в романах Жорж Санд, в лесу Фонтенбло. Это – "Прогулка заключенных" (1890), одна из самых безысходных и исполненных глухого отчаяния картин художника. портрет Персиля, Берлин, Немецкая Академия искусств) затем эти бюсты служили Домье как бы натурой при его работе над литографией. Вспоминая эти годы, Теофиль Готье писал: «Мы хотели жизни, света, движения, смелых порывов замысла и исполнения, возвращения к прекрасным эпохам Возрождения и подлинной античности». Шарле известный главным образом своими работами, связанными с походами Наполеона иллюстрируя очерк Леона Гозлана «Человек из народа» (1841, в сборнике «Французы о самих себе»), теперь рисует пролетария.
В начале 1850-х годов в творчестве Коро происходит перелом. В картинах Курбе перед нами проходит галерея обитателей французской провинции. Может быть именно здесь впервые обретает зримый смысл знаменитое высказывание Пикассо: «Я пишу не то, что вижу, а то, что знаю». Только увидя такие литографии, Бальзак (который сам сотрудничал в газете «Карикатюр», правда, несколько ранее, в 1830—1832 гг. ) мог, говоря о «могучей силе искусства», сопоставить карикатуру с фреской и скульптурой.
Поэт, актер и художник А. Монье (1805—1877), прославленный автор сатиры на буржуа («Жозеф Пртодом»), создает образ рабочего-печатника (иллюстрация к очерку Ж. Ладимира «Наборщик»). В это время его обычно привлекают переходные или реже – бурные состояния природы. Впрочем, вернувшись во Францию и путешествуя по северным территориям, Камиль все больше проникался серебристо-серыми переливами красок, тончайшими полутонами, что заставило его однажды воскликнуть: «Валёры прежде всего. » Иными словами, мастера увлекла игра многообразными оттенками в пределах одного цвета, для чего он активно применял лессировки. Но когда Коро увидел залитую весенним солнцем Италию (куда он уехал в 1825 г. ), он стал искать более непосредственного подхода к действительности, что сказалось уже на его ранних этюдах: «Вид на Форум» (1826 Лувр) и «Вид Колизея» (1826 Лувр).
Современникам Коро запомнился исключительно скромным, добрым и щедрым человеком. О том, насколько органично сливались в искусстве импрессионистов традиции и новаторство, свидетельствует, прежде всего, творчество выдающегося живописца XIX века Эдуара Мане (1832-1883). После школы отец настоял, чтобы Камиль стал помощником торговца тканями Деладена, чья лавка «У багдадского калифа» располагалась на улице Сант-Оноре в Париже.
Здесь следует упомянуть имя Эжена Будена (1824-1898), первого учителя К. Моне. Художник выбрал наиболее трагический момент события. Более полно представлено у нас творчество другого значительного художника этого направления Гюстава Курбе (1819-1877). Этой объединенности Руссо достигает светом. Мастер был неприхотлив в быту, одевался непритязательно (несмотря на модистку-мать), помогал немощным — в частности, купил дом престарелому карикатуристу Оноре Домье. Это помогало создать особые дрожащие изображения: недаром художника прозвали «поэтом пейзажа». В ранний период творчества Коро много путешествовал по Франции и Италии. В тот год жюри Салона установило срок подачи работ на конкурс с 20 марта по 1 апреля.
1834, ГМИИ) переданы утренний свет, прозрачность воздуха, синева неба. Все больше внимания художник уделяет свето-цветовому и тональному единству изображения. Литография доказывает, что художник верил в силу Франции, в ее мужественный народ. Чувство ответственности перед миром не угасало» (Н. А. Дмитриева). Отдельные бытовые детали вписываются в грандиозную величественную панораму. В пейзаже «Бурная погода.
В Салоне 1833 г. он выставляет большую картину «Вид в окрестностях Гранвиля» (Эрмитаж), которую можно считать программным произведением пейзажистов30-хгг. Одновременно юный художник посещает Лувр изучает античную скульптуру и старых мастеров. Живописи Руссо свойственна большая материальность и конкретность. Теперь же перед ним был открыт весь мир.
Сначала это главным образом городские виды, архитектурные памятники много раз Коро пишет, например, Шартрский собор или города Италии, куда он опять едет в 1834 г. В пейзаже «Утро в Венеции» (ок. За кражу картины был осужден Томас Дойл. Домье часто пользуется крупным планом, лишь намечая интерьер, в котором происходит действие изображая только самые главные, необходимые предметы. Они даже не стремились к особой революции в искусстве. Но и в них важнее всего – не персона, а настроение.
начали борьбу с засилием литературщины" в живописи, сосредоточив главное внимание на специфических живописных средствах – на цвете и свете они вышли из мастерских на пленэр, где стремились за один сеанс начать и кончить работу над конкретным произведением они отказались от темных цветов и сложных тонов (земляных, асфальтовых цветов), характерных для искусства Нового времени, перейдя на чистые яркие цвета (палитра их ограничивалась 7 – 8 красками), положенные на холст часто раздельными мазками, сознательно рассчитывая на их оптическое смешение уже в психике зрителя, чем достигался эффект особой свежести и непосредственности вслед за Делакруа освоили и абсолютизировали цветную тень игру цветовых рефлексов на различных поверхностях дематериализовали предмет видимого мира, растворив его в свето-воздушной среде, которая составила главный предмет их внимания как истинных живописцев. Фабрика Длинные тени указывают, что рабочий день подходит к концу, а в прошедший обеденный перерыв площадь, скорее всего, заполнялась работницами и среди них могла быть Кармен (как это и было описано чуть позже, в 1845, П. Мериме). К барбизонцам тесно примыкает Жан Франсуа Милле (1814-1875), подолгу живший в окрестностях Барбизона и писавший этюды вместе с Руссо. Но важно подчеркнуть и другое: пейзаж у Коро — это всегда отражение Эмоций художника.
Иногда он обращался к романтическим мотивам — непогоде, буре, как на полотне «Порыв ветра» (середина 1860-х — начало 1870-х). Популярными становятся ученияСен-Симона, Фурье. У него осталась лишь одна ветка, которая сопротивляется буре. Новые веяния особенно чувствуются в летних этюдах Коро.
Непосредственным предшественником барбизонцев был Камиль Коро (1796-1875). Самое последовательное, но и далеко идущее выражение импрессионизм получил в творчестве Клода Моне (1840-1926). Мане, К. Моне, Ренуара). Художник показывает адвокатов, театрально жестикулирующих, проливающих крокодиловы слезы во время выступлений (акварель «Защитник», 40-е гг., Вашингтон, галлерея Коркорана) и самодовольных за кулисами, когда они встречаются вместе, обсуждая свои очередные грязные дела («Три адвоката», Вашингтон, галлерея Филлипс).
В «сфероидном пространстве» его картин, которое то сжимается, то отступает в глубину, раскрываются скрытые от глаз, но неожиданно зримые космические силы. Начиная с двух своих программных произведений – "Завтрака на траве" и "Олимпии" (обе 1863), – Э. Мане подвергается остракизму. Его композиционное мастерство проявляется в умении найти неожиданную точку зрения, наиболее выразительный ракурс, жест, ограничиться лишь самым необходимым, так что все лишнее остается за пределами «кадра».
Она поднимается до уровня гротеска и сатиры, когда показывает всю грязь, всю растлевающую человека изнанку «сладкой» жизни веселой столицы мира. В 1907 году Пикассо пишет картину «Авиньонские девицы». де Монтифо). Вот новый повод для аллюзий и ассоциаций, «озвученный» Ж. Бизе. Этой точки зрения придерживалось большинство пейзажистов того времени.
Импрессионисты абсолютизировали ряд живописных приемов этих очень разных художников и создали на этой основе целостную стилевую систему. Реализм становится осознанной программой его творчества. Особенно интересны его работы, выполненные в Венеции. Так, в конце 60-х гг. Расцвет пейзажа был подготовлен всем развитием французской культуры и искусства. Он штудирует его и как художник, с карандашом в руке, за кулисами и на ипподроме и как ученый изучая по книгам его биологические механизмы у людей и животных и интересуясь опытами художественной фотографии Радара (Дега сам был умелым фотографом).
В этом аллегорическом изображении запечатлена только что пережитая трагедия Франции. Щедрина, – «Рим заказал мне написать о себе портрет». Таковы, например, картины «Перед купанием» (ок. Он путешествует по Франции, едет в Овернь, живет в Нормандии. Н. Прокофьев). Он показывает психологию зрителей возбужденных представлением («Мелодрама», 1856—1860 Мюнхен, Новая пинакотека) или актеров с ярко выраженной мимикой («Криспен и Скапен», 1858—1860, Лувр).
Интенсивность цвета на полотне выразит сущность каждого цвета в природе. «Лотреку, как его приятелю – знаменитому монмартрскому шансонье Аристиду Брюану, кажется, доставляло удовольствие осыпать ругательствами буржуазного зрителя, ткнуть ему прямо в нос его же собственное скотство» (В. Н. Прокофьев).
Художников поражает нищета жителей Ланд и они хотят запечатлеть это на своих картинах. Той же силы воздействия достигают листы, в которых Домье раскрывает классовую борьбу, показывая роль рабочего класса: «Он нам больше не опасен», «Не вмешивайтесь», «Улица Транснонен 15 апреля 1834 года». Это «Спуск коров с высокогорных пастбищ Юры» (1835 Гаага, Музей Месдаг) с его величавой поэзией и «Аллея каштанов» (1837 Лувр) — пейзаж большого эмоционального напряжения. В ряде литографий 1870—1872 гг.
В таких картинах, как «Похороны в Орнане» (1849) и «Дробильщики камня» (1849-1850), звучит протест против социальной несправедливости. Родители владели ателье: мать была модисткой, шившей шляпки. Много путешествовал и по Франции: Нормандия, Бургундия, Прованс, Иль-де-Франс. Констебля, не говоря уже о У. Тёрнере. Но Коро был не только пейзажистом, его кисти принадлежит целый ряд поэтических, полных очарования фигурных композиций. Его любимый эффект — это контражур, когда первый план затемнен, а фон светлый. Пейзажи были смычком игравшим на моей душе.
Он любил повторять: "Валеры прежде всего". В картинах Курбе перед нами проходит галерея обитателей французской провинции. Искусство Сезанна, его взгляд на мир можно, вот таким образом определить, по выражению одного критика, как «гармонию, данную нам в ощущении» или, еще точнее, как вечные и порой мучительные поиски этой гармонии.
Его картины проникнуты тем же сарказмом, в них он также прибегает к гротеску. Новаторство Дега в передаче движения неразрывно граничит с его композиционным мастерством.