В прекрасном стихотворении Ницше Жалоба Ариадны она свою боль и свои муки доводит до того, что она готова открыться чувственной любви, вот тогда и появляется Дионис и берет ее в супруги. В картине «Смерть Актеона» художник драматург значительно отходит от текста Овидия. Овидий в произведении «Фасты» описывает, как Бахус сам покинул Ариадну, чтобы совершить путешествие на Восток.
Свита Бахуса может отправлять свои обряды: один сатир демонстрирует, как его обвивают змеи, другой размахивает телячьей ногой, в то время как сатир-малыш тащит за собой голову теленка (ср. Произведение Тициана перекликается с «Пиром богов» и можно только сожалеть, что теперь эти полотна оказались в разных музеях.
Это лишь ранний этап тициановских поэзий. Тициан изображает момент первой встречи героев. В «Метаморфозах» сказано, что разгневанная Диана «почерпнула воды, что была под рукою и мужское ею лицо обдала» и в результате охотник начал превращаться в оленя. «Никто еще не воспел море во всем его величии, ни один поэт, ни один оратор, — писал греческий поэт II века Элий Аристид. — Но Гомер воспевал «море черноводное и виноцветное». Во время одного из приездов он увидел прекрасную девушку, лежавшую на песчаном берегу.
Столь кощунственное отношение к памятнику может иметь остроумное объяснение.
Здесь ей на помощь пришел Бахус. Как и в «Вакхе и Ариадне», художник выбирает наиболее драматичные моменты В то время, как Диана и ее служанки спокойно наслаждаются жизнью, Актеон выбегает, продолжая гнаться за диким зверем. Тициан, хорошо зная труды Везалия, мог бы проиллюстрировать это высказывание сатирическим рисунком. 4. У Тициана все не так. Но наиболее значительные произведения были им выполнены лишь во второй половине 50-х — начале 60-х годов, когда обилие заказов со стороны испанского короля Филиппа II позволило создать множество интересных полотен на сюжеты из «Метаморфоз» Овидия.
Выдающийся итальянский медик XVI века Андрей Везалий критиковал древнеримского врача Галена за то, что он «описывает устройство не человека, а обезьяны, несмотря на массу различий между ними». Он спускается на землю или поднимает Ариадну вверх в колесницу.
Это абсолютно отчетливо видно на одной известной фреске в римской галерее. Это согласуется с присутствием леопардов, которые часто везут его колесницу. Символично, что три ранние поэзии — «Праздник Венеры», «Вакханалия», «Вакх и Ариадна»— первоначально оказались рядом с «Пиром богов» последней работой Беллини, законченной Тицианом после смерти его престарелого учителя. Внимательный зритель найдет здесь немало цитат из античных памятников. Бахус и Ариадна. Ариадне выделено место поодаль и в стороне, так что не сразу ее и заметишь. Она протягивает Дионису чашу, которую Дионис наполняет вином.
Подобно тому, как небо украшено звездами, так Эгейское море украшено островами». Ариадна (так звали девушку) была брошена здесь своим любовником, Тесеем, который уплыл, пока она спала. Лишь однажды искусство сумеет еще раз подняться до столь замечательного эффекта остановленного момента в знаменитой скульптурной группе Бернини «Аполлон и Дафна», также иллюстрирующей «Метаморфозы».
Все здесь основано на контрасте поз, взглядов, жестов. Но согласно Овидию, она в этот момент сидела слезно молящей и художники Ренессанса и более позднего времени обычно изображают ее бодрствующей. Она спит, но она не покинута. Освобождение Ариадны приходит с Дионисом, который берет ее себе в жены. Ариадна – дочь критского царя Миноса и Пазифаи. Совершив геройский подвиг, Тезей бежал с А. на остр. В самом деле, поза Вакха перекликается с фигурой Ореста на древнеримском саркофаге, жрец, душащий змей (его изображение следует тексту Катулла, писавшего, что жрецы имели обычай опоясываться змеями), скопирован с Лаокоона: найденная в Риме в начале XVI века эта группа произвела сильнейшее впечатление на современников.
Катулл, Кармина, 64) (Тициан, Национальная галерея, Лондон). Каменная маска оленя, спрятанная в ветвях кустарника, указывает на развязку сюжета. В Дионисе Ариадна вновь находит своего брата, находит утраченную связь с родом. Все действие разворачивается на берегу моря, у врат царства самого Посейдона. Ариадну, покинутую Тесеем на острове Наксос, явился утешить Вакх.
Несколько слов о «Вакханалии». Наиболее эффектные картины написаны на сюжеты «Дианы и Актеона» и «Дианы и Каллисто». После ее смерти Дионисий сделался бессмертным богом и поместил ее корону среди созвездий. Рассказ об Тициане и античности будет неполным, если не упомянуть «Похищение Европы». «Диана, застигнутая Актеоном» и «Диана, обнаруживающая беременность Каллисто», по-видимому, должны были размещаться на разных сторонах стены в одном помещении и потому композиция в обоих случаях строится по диагональному принципу, основанному на встречном движении: в первом случае слева направо, во втором — справа налево.
Во многих произведениях искусства изображен момент отчаяния А., покинутой Тезеем на остр.
Всеми своими мыслями еще обращенная к прошлому, она уже открыта навстречу будущему. В этой композиционно сложной сцене все персонажи и их действия объясняются античными текстами. Правда, отношение Тициана к античности кажется иной раз слишком вольным. Неподвижен только вконец опьяневший речной бог, который упоминается древнегреческим автором Филостратом и обнаженная женская фигура, продолжая традицию «Венеры» Джорджоне, она открывает новый ряд «Венер» и «Данай» самого Тициана.
Он легко утешил ее и вскоре они поженились. Бахус снимает корону с ее головы или же она уже на небе (светящийся круг из звезд). Такова античная легенда, в которой боги обуреваемы людскими страстями, а звезды космоса напоминают о любовной драме и жестокости Дианы, Юпитера и Юноны.
В отличие от героя Овидия Актеон Тициана не успевает окончательно превратиться в животное. Богиня принимает приближающегося к ней бога с сопровождающей, сидя на скале. Известное произведение Даннекера во Франкфурте на М. изображает А. на пантере.
Так она стала созвездием. Позднее художник создаст немало картин на античные сюжеты: он несколько раз повторит сюжет «Данаи», в которой ощутимо влияние не дошедшей до нас микеланджеловской «Леды», создаст многочисленных «Венер» — «Венера Урбинская», «Венера перед зеркалом», «Венера с органистом». В отчаянии она стала бить себя в грудь, а по лицу ее заструились слезы. Но вдруг летний ветерок донес до нее отдаленные звуки музыки и она перестала стенать.