Триумф Вакха (греческое название – ) является живописью 1628 года Диего Веласкесом, теперь в музее Прадо, в Мадриде. «триумф Вакха» — картина Диего Веласкеса известная также под названием «Пьяницы». Шедевры Диего Веласкеса – Вакх, Триумф Вакха, Кузница Вулкана, Сдача Бреды, Менины, Пряхи, Венера с зеркалом, Старая кухарка, Завтрак, Завтрак двух юношей, Служанка-мулатка, Музыканты, Водонос.
Античных бог, который является их покровителем, здесь изображён, как помощник и податель.
К этому же времени относится создание Веласкесом своей самой, пожалуй, необычной картины «Венера перед зеркалом». Позади Вакха представлена ещё одна мифологическая фигура – помощник Сатир. Художник очень жалеет юных принцесс, которые часто лишены детства.
Но за кажущимся внешним бесстрастием В. таится глубоко человечное отношение к окружающему. В картине Менины (Фрейлины, 1657, Прадо, Мадрид) частный эпизод придворного быта (на первом плане – инфанта Маргарита в окружении фрейлин и карликов, рядом – сам художник за исполнением портрета испанской королевской четы, отраженной в зеркале в глубине зала) изображенный в смелом пространственном развороте, предстает как один из моментов общего течения жизни во всей сложности ее взаимосвязанных и изменчивых проявлений. 1657, обе — Мадрид, Прадо), великолепные придворные портреты. Найденные для каждого портрета неповторимые сочетания оттенков серебристо-серого, оливкового, серо-коричневого цветов при общей сдержанности гаммы создают индивидуальный строй образов (портреты: Хуана Матеоса, около 1632, Картинная галерея, Дрезден графа-герцога Оливареса, около 1638, Эрмитаж, Санкт-Петербург Дама с веером, около 1648, собрание Уоллес, Лондон серия портретов инфант, Лувр, Прадо). В последние годы жизни Диего Веласкес написал две самые знаменитые свои картины.
все — 1631—48, Прадо). Он скуп в выборе изобразительных средств, предельно сдержан в выражении эмоций. За группой переднего плана — фигуры придворной дамы и кавалера. В последние годы жизни В. написал две самые знаменитые свои картины: "Лас Менинас" ("Фрейлины", 1656) и "Пряхи" (первоначальное название — "Миф об Арахне", 1657) — обе в Прадо. Филипп IV повторил ему обещание Александра Македонского, адресованное Апеллесу: «Никто, кроме тебя, писать меня больше не будет».
В возрасте двадцати одного года Диего Веласкес открыл собственную мастерскую. Каждый образ на редкость красноречив. Уже в этих ранних произведениях В., обратившись к кругу явлений, новых для испанской живописи, создал меткие характеристики народных типов. Изображена внутренность мастерской шпалер. Первые года обучения он провел в местной монастырской школе, как и все мальчики его возраста.
Тем более, что такая трактовка перешла и в религиозные полотна Веласкеса, такие, как «Поклонение волхвов» (1619) и «Христос в доме Марфы» (ок. Через год он работал уже в мастерской другого художника, Франсиско Пачеко, у которого оставался до 1617 года, когда получил звание мастера. Только вино и весёлые посиделки могут на время отвлечь их от суровых будней. Школа живописи Пачеко, носящая название «Academia Sevillana», отражала академический, официальный взгляд на изложение религиозных сюжетов и образов.
Произведения эти не имеют себе равных в мировой живописи. Вместе с тем и взгляд Веласкес Диего на мир становился всё более проницательным. В раннем творчестве художника заметен интерес к представителям простого народа. Необычным в ней было всё — от темы (до Веласкеса никто подобных полотен в испанской живописи не создавал) до её воплощения и даже смысла. Не меньше споров вызывают и «Пряхи».
Изображенная на фоне горного пейзажа компания испанских бродяг пирует вместе с античным богом Вакхом и сопровождающим его фавном. В этих полотнах обычно отсутствуют аксессуары, жесты, движение. Частный эпизод придворного быта предстаёт здесь как один из моментов общего течения жизни со всей сложностью её взаимосвязанных и изменчивых проявлений. Там же (или вскоре по возвращении в Испанию) В. исполнил "Венеру с зеркалом" (1651, Национальная галерея, Лондон). Всё пронизано трепетным движением серебристого воздуха.
Известно, что он написал несколько портретов короля, его жены и графа-герцога. В Амстердаме был крупнейший в Европе невольничий рынок. В мадридский период мастерство художника совершенствуется. Учился в родном городе у живописцев Франсиско де Эрреры Старшего и Франсиско Пачеко (1610–1616), в 1617 получил звание мастера.
Но здоровье Веласкеса было подорвано. В этих полотнах обычно отсутствуют аксессуары, жесты, движение. В семнадцать лет Веласкес получил звание мастера.
Образ жизни Веласкеса, однако, не изменился. Автор изобразил момент получения Вулканом (богом огня) от Апполона вести об измене жены (Венеры). Достаточно посмотреть работы Рембрандта последнего периода его жизни (особенно офорты), когда он жил в бедности на окраине Амстердама. У её босых ног лежит кошка.
Портрет исключительно хорош в живописном отношении. До 1623 работал в Севилье, писал "бодегонес" (испанский bodegn — харчевня) — сцены из народного быта ("Завтрак", около 1617, Эрмитаж, Ленинград "Водонос", около 1620, Музей Уэллингтона, Лондон). Учился в Севилье у Ф. де Эрреры Старшего и у Ф. Пачеко (1610—16). В наивысшей степени это удалось ему в серии портретов придворных шутов (Los truhanes), которых, по некоторым сведениям, при дворе Филиппа IV имелось более сотни.
А сдав успешно экзамен – получил звание мастера. Следуя традиции, он исполнял заказанные ему портреты шутов, карликов, уродцев. Тонко и точно разработанная гамма красных и розовых оттенков – эмоциональный ключ к пониманию жестко-правдивого образа папы Иннокентия Х (1650, Галерея Дориа-Памфили, Рим), портрет которого Веласкес написал во время второй поездки в Италию в конце 1648 – середине 1651 годов.
Возможно, великий фламандец был в той или иной мере связан с созданием картины Веласкеса «Триумф Вакха» (1628—1629, Мадрид, Прадо популярное название Пьяницы принадлежит началу XIX века). В течение трёх первых лет брака у молодой четы родилось две дочери. В 1623 годуВеласкеспереехал в Мадрид и стал королевским живописцем. Как описывает художник Хусепе Мартинес, это привело в 1627 году к конкурсному соревнованию между Веласкесом и ещё тремя художниками: Кардуччо, Кахесом и Анхело Нарди (исп. )русск.
Несмотря на отсутствие в них жестов и движений, они необычайно реалистичны и естественны. Необычайно тонко и точно разработанная цветовая гамма красных и розовых оттенков в портрете папы Иннокентия Х (1650, Галерея Дориа-Памфили, Рим) — эмоциональный ключ образа, жестокой правдивости которого устрашился сам папа. Художник изобразил свою мастерскую в королевском дворце и себя, слева, с кистью в руке. Полуобнаженный, как и его спутник сатир, бог сидит на бочке с вином скрестив ноги. Она горит в глазах, озаряет все лицо, делает неподвижным его черты.
К этому же периоду относятся Венера перед зеркалом (около 1650, Национальная галерея, Лондон), в которой необычный композиционный прием (лицо Венеры видно только в зеркале) придает особую свежесть и остроту изображению гибкого, стройного, полного жизненного обаяния обнаженного женского тела, а также два пейзажа Вилла Медичи (1650–1651, Прадо, Мадрид по другому мнению – около 1630), в необычайно для своего времени широкой живописной манере воссоздающие целостные образы природы. Художественный талант Веласкеса открылся в раннем возрасте. Бог вина и веселья здесь изображен как друг и помощник бедняков.
Флот перевозивший рабов насчитывал 10000 судов. Только в одной заказной картине, написанной, вероятно, в то же время, в прелестной «Венере с зеркалом», мастер запечатлел еще раз обаятельный тип испанской национальной красоты, так убедительно переданный в «Пряхах». Ключ от неё имел у себя и сам монарх, каждый день любивший наблюдать за работой творца.
Победителю предоставлялось право нарисовать картину в Большом главном зале Королевского дворца в Мадриде на тему изгнания мавров из Испании. Рядом с ним любимица Маргариты – карлица с одутлватым лицом. В настоящее время находится в Мадриде, в музее Прадо. Веласкес, собственно Родригес де Сильва Веласкес (Rodrguez de Silva Velsquez) Диего (4 или 5. 6. 1599, Севилья, — 6. 8. 1660, Мадрид) испанский художник. В последние годы жизни Веласкес Диего написал две самые знаменитые свои картины: «Лас Менинас» («Фрейлины», 1656) и «Пряхи» (первоначальное название — «Миф об Арахне», 1657) — обе в Прадо. Красота народа, его созидательная сила — лейтмотив картины.
Учился в Севилье у Ф. де Эрреры Старшего и у Ф. Пачеко (1610—16). Посетив галерею Дориа-Памфили, В. И. В то же время он искал пути к созданию полотен широкого обобщающего смысла. Потребовались доказательства его аристократического происхождения и многочисленные свидетельства того, что он занимался живописью только «ради своего удовольствия и по повелению короля», картин своих не продавал, а жалование получал лишь по занимаемым придворным должностям. С присущим ему безупречным вкусом сам он пополнял художественные коллекции Алькасара. «Кузница Вулкана» (1630, Прадо) полна ощущения реальной жизни благодаря колориту, близкому к натуре и естественности поведения её несколько простодушных героев.
Сын небогатого дворянина. Переход (слева направо) от античности к реальности. За работой этой пряхи наблюдает другая женщина.
Существует большое количество копий и имитаций оригинальных полотен мастера. Веласкес Диего смело раздвинул пространство композиции: король и королева воспринимаются как бы находящимися перед картиной, в среде её зрителей, которые становятся, в свою очередь, участниками изображенной сцены. Британский художник Марк Уоллингер считает, что «Триумф Вакха» предвосхитил «Менины», благодаря оригинальному использованию прямого взгляда персонажей на зрителя, делающего того соучастником происходящего действа. Такая поездка значительно расширила кругозор Диего и способствовала совершенствованию мастерства. Молодой художник приобрёл в Севилье уже достаточно хорошую репутацию.
Знаменита картина «Пряхи» (1657) — апофеоз реалистической живописи Веласкеса. Диего Веласкес родился 6 июня 1599 года (в некоторых источниках эта дата указывается как дата крещения) в Севилье (Испания) в семье местных уроженцев Хуана Родригеса де Сильва и Иеронимы Веласкес, чьи предки переехали в Испанию из Португалии.
В последние годы жизни Диего Веласкес написал две самые знаменитые свои картины. Особенно часто изображалась инфанта Маргарита, королевская дочь.
Веласкес скончался, достигнув вершины своего искусства. С неё было сразу же сделано несколько копий. На переднем плане группа ткачих за работой. Подлинную творческую свободу Веласкесу удалось проявить в портретах шутов. Но всадник далек от реальной войны, да и думает ли он о ней. Произведения Веласкеса того периода, особенно его натюрморты, оказали большое влияние на современных ему севильских художников.
Увидев портрет, римский Папа, как известно, воскликнул: «Слишком правдиво. », — но принял его благосклонно и художника наградил золотой цепью. Так, до сих пор идут споры о сюжете и смысле «Менин». Картиной "Сдача Бреды" (1634, Прадо) В. закладывает основы всей европейской исторической живописи на тему современной действительности. О высоком творческом подъеме Веласкеса свидетельствует его картина «Сдача Бреды» (Копья 1634—1635, Мадрид, Прадо), запечатлевшая падение в 1625 году голландской крепости Бреда — одну из немногих крупных побед испанского оружия в неудачной для абсолютистской Испании войне с демократическими Нидерландами. Веласкес обнаруживает мир внутренних переживаний в степенном, одиноко печальном умном карлике Эль Примо, в растерянном, забившемся в угол дурачке (Эль Бобо) из Кории, в уродце Себастьяно Морра, устремившем на зрителя взгляд, полный укора и мрачного отчаяния (все — Мадрид, Прадо).
Приор Франсиско де лос Сантос писал в 1681 году, что испанский королевский дворец, который по собранию картин является «выдающимся среди других дворцов монархов мира», обязан этим «заботам Веласкеса». Знаменитая картина Веласкеса «Сдача Бреды» или «Копья» была закончена им в 1636 году. При этом портреты Веласкеса эмоционально очень сдержанны. Его учитель Пачеко, а также друзья и земляки старались помочь его карьере. «После пяти лет обучения и образования, — писал Пачеко, — я отдал за него замуж свою дочь, побуждаемый его добродетелью, чистотой и другими качествами, а также в надежде на его природный и высокий гений». Впоследствии оно только увеличивалось. Но и там было не все так радужно.
все — 1631—48, Прадо). К числу самых известных картин раннего Веласкеса относятся «Двое юношей у стола» (около 1618 года, Музей Веллингтона, Лондон), «Старая кухарка» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Завтрак» (около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой художник демонстрирует своё мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры, «Водонос» («Продавец воды из Севильи») (около 1622 года, Музей Веллингтона, Лондон), знаменитое своими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды.
В 1618 году он женился на дочери Пачеко Хуане Миранде. Особенно раскрывается этот дар Веласкеса в небольшом погрудном портрете Олювареса (ок.
Вместе с тем и взгляд В. на мир становился всё более проницательным. С этой точки зрения «Венера перед зеркалом» — очень чувственный эротический портрет возлюбленной, аналога которому на тот момент в живописи ещё не было, созданный Веласкесом себе на память. Она изображала сцену придворного быта. До 1623 работал в Севилье, писал «бодегонес» (испанский bodegn — харчевня) — сцены из народного быта («Завтрак», около 1617, Эрмитаж, Ленинград «Водонос», около 1620, Музей Уэллингтона, Лондон). Сам король и его дети многократно были написаны в творениях художника.
Как и многие другие художники его времени, он выбрал мифологическую тему. В последнее десятилетие своей жизни Веласкес создал свои знаменитые картины «Венера перед зеркалом» (ок. Написанный же в 1650 году портрет римского Папы Иннокентия X (Рим, галерея Дориа-Памфили), невиданный по откровенности образа, буквально покорил итальянцев. Его родители, заметив у своего ребенка наклонности к искусству, отвели его в мастерскую к известному художнику Ф. Эрреры. Между образами огрубленных жизнью бродяг и античного божества нет непреодолимой дистанции.
Согласно установочному принципу учителя «все искусство живописца в рисунке», Диего много рисует. «Кузница Вулкана» была написана им в столице Италии. Примером этому может послужить полотно «Христос в доме Марии и Марфы» (около 1620 г., Национальная галерея, Лондон), представляющее собой «картину в картине» и наполненное более глубоким смыслом, чем прочие работы этого периода. Он почти не пишет аксессуаров, редко изображает жесты, движение. 1638 г. ).
Последнее предоставляло большую свободу в выборе темы и вообще в творчестве, которой не обладали художники, привязанные к заказам и спросу на рынке. На «одном дыхании» написана и другая прославленная картина «Пряхи», столь же сложная и многоплановая по своему замыслу. В 1617 получил звание мастера. Ни до, ни после он не создавал ничего подобного. Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. Гостеприимный дом Пачеко современники называли «академией образованных людей не только Севильи, но и всей Испании». В композиции картины находятся две самостоятельные сцены.
Радостным событием в жизни Веласкеса был приезд Рубенса в 1628 году и общение с ним.
Картина изображает обряд посвящения в братство этого бога. Согласно установочному принципу учителя «все искусство живописца в рисунке», Диего много рисует. Мудрая непредвзятость и человечность Веласкеса воплотились в его портретах королевских шутов и карликов (Эль Бобо из Кории, Эль Примо, так называемого Хуана Австрийского, Себастьяна Мора и других, все – 1631–1648, Прадо, Мадрид).
Между образами огрубленных жизнью бродяг и античного божества нет непреодолимой дистанции. Лица обеих групп реальны. Портрет главы римской церкви стал самым знаменитым созданием Веласкеса вне Испании. Веласкес сдал экзамен на звание мастера 14 марта 1617 года и по поручительству Пачеко был принят в гильдию живописцев Севильи, где получил лицензию для работы в качестве художника-живописца и право «практиковать своё искусство в королевстве иметь мастерскую и нанимать подмастерьев».
1620). Недоброжелательность местной аристократии, возможно, слегка и задевала художника, но не более того, поскольку главную цель своего путешествия он заранее определил как «совершенствование профессионального мастерства» и желание поработать с пейзажами. В середине 1623 В. переехал в Мадрид и в том же году стал королевским живописцем.
Первые работы юноши были выполнены в жанре бодегонес (bodegn — трактир (исп. ) и представляли собой бытовые сценки из народной жизни, в изображении которых Диего показал себя великолепным наблюдателем. Справа находится другая пряха, она сматывает в тугой клубок сделанную из шерсти нитку. Сын небогатого дворянина. Пленительная красота и живописное многообразие реальности воплотились в серо-жемчужном колорите картины с нанесенными свободными ударами кисти голубыми, розовыми, темно-серыми, коричневатыми прозрачными мазками. Наиболее значительной из этой серии является картина «Сдача Бреды» (1634—1635, Прадо, Мадрид), в которой художник не только запечатлел историческое событие (сдачу осаждённого голландского города испанской армии 2 июня 1625 года), но и с помощью многочисленных красноречивых деталей выразил своё отношение к этому событию и его участникам.
Красота народа, его созидательная сила — лейтмотив картины. Трактовка мифологического сюжета здесь весьма оригинальна. Условный пейзажный фон, не связанный с фигурами первого плана.
Приехав в Мадрид, он вскоре почувствовал приступ возвратной лихорадки. Их объединяют общая атмосфера приподнятости, близость к силам природы. е. среди зрителей) и смутно отражаясь в зеркале на противоположной стороне зала.
Необычный композиционный приём (лицо Венеры видно только в зеркале) придаёт особую свежесть и остроту изображению обнажённого женского тела — гибкого, стройного, полного прелести и жизненного обаяния. 1620), «Старая кухарка» (ок. Ранние работы Велаокеса представляли собой жанровые сцены из народного быта.
В сумрачной дворцовой мастерской Веласкес, стоящий у холста, натянутого на высокий подрамник, пишет портрет королевской четы — король и королева как бы подразумеваются, присутствуя перед полотном (т. Солнечный свет заливает весь второй план картины. К этому же периоду относятся и два пейзажа Веласкес Диего (оба — «Вилла Медичи», 1650—51, Прадо), в которых художник при необычных для того времени свежести и кажущейся этюдности письма создал целостные образы природы. Это также одна из последних картин, написанная Веласкесом.
"Кузница Вулкана" (1630, Прадо) полна ощущения реальной жизни благодаря колориту, близкому к натуре и естественности поведения её несколько простодушных героев. Существует несколько версий, противоречащих друг другу. В поздних произведениях Веласкеса с наибольшей полнотой сказались особенности его творческого метода: глубокое постижение жизни во всем богатстве и противоречивости ее проявлений, целостность ее образно-пластического воплощения, единство всех элементов художественной формы. 1617), «Продавец воды» (ок. В то же время он искал пути к созданию полотен широкого обобщающего смысла. Найденные для каждого портрета неповторимые сочетания оттенков серебристо-серого, оливкового, серо-коричневого цветов при общей сдержанности гаммы создают индивидуальный строй образов (портреты: Хуана Матеоса графа-герцога Оливареса Дама с веером серия портретов инфант). Как все его сюжетные картины, полотно необычно по замыслу.
Вместе с тем картина наполнена движением пространственных планов, воздуха, света. По обычаю, широко распространённому в Андалусии, Диего и его брат Хуан, также ставший художником, взяли себе фамилию матери, но сохранились образцы подписей художника, где он использовал и вторую фамилию «Сильва Веласкес». Валерий, Голландия XVII века, была самым богатым государством мира – с этим не поспоришь. Этот портрет был написан В. во время его второй поездки в Италию (конец 1648 — середина 1651).
К тому времени изображение Гонгоры уже увидел и сам король Филипп IV. Этот портрет был написан Веласкес Диего во время его второй поездки в Италию (конец 1648 — середина 1651). Придворные дамы прелестны, но, в сущности, безлики.
В 1626 году Веласкес начинает писать картину «Вакх» или «Пьяницы». Даже дремлющему крупному псу отведена отнюдь не второстепенная роль. Полотно оригинально во всех своих качествах. В картине "Вакх" (до 1630, Прадо, Мадрид) В. изобразил на фоне пейзажа бродяг, пирующих в обществе Вакха и фавнов. и о наличии вакансии на это место. Картина украшала Эскориал до пожара, случившегося в сочельник 1734 года.
Веласкес родился 6 июня 1599 года в городе Севилья в Испании, в семье португальских евреев, принявших христианство. Там же (или вскоре по возвращении в Испанию) Веласкес Диего исполнил «Венеру с зеркалом» (1651, Национальная галерея, Лондон). Король и королева не показаны совсем их отражения только видны в зеркале.
В 1617 получил звание мастера. Однако уже тогда Веласкес не ограничивался простым изображением жанровых сцен на близкие севильским гражданам темы. По третьей, «Пряхи» — это своеобразный, наполненный глубоким смыслом, эмоциями и переживаниями портрет (по образцу «Менин») двух любимых художником женщин в образе античных богинь: Хуаны Миранды в виде пожилой пряхи и Фламинии Тривио в виде молодой изображённой спиной к зрителю. По второй версии, картина представляет собой вариацию на темы сразу трёх античных мифов — о мойрах (богинях судьбы в древнегреческой мифологии), об Арахне и о похищении Европы — в оригинальной авторской трактовке. Одновременно с картинами В. написал много портретов, составивших необычайно разнообразную галерею представителей испанского общества: конные парадные портреты (герцога Оливареса инфанта Бальтасара Карлоса оба — 1634—35, Прадо), поясные или погрудные изображения придворных, друзей, учеников (Хуана Матеоса, около 1632, Картинная галерея, Дрезден герцога Оливареса, около 1638, Эрмитаж дамы с веером, около 1648, собрание Уоллес, Лондон Хуана Парехи, 1650, собрание Раднор, Солсбери), серия портретов инфант (Художественно-исторический музей, Вена Прадо Лувр, Париж). На первом плане зритель видит огромную собаку и одутловатое лицо карлицы.
Впав в уныние от неудачи в Мадриде, в 1623году Веласкес вернулся в Севилью. Но даже хмель не может прогнать из их сознания мысль о тяжелых трудах и заботах. Необычный композиционный приём (лицо Венеры видно только в зеркале) придаёт особую свежесть и остроту изображению обнажённого женского тела — гибкого, стройного, полного прелести и жизненного обаяния. Совершенствованию мастерства Веласкес Диего во многом содействовали знакомство с королевскими собраниями, богатыми итальянской живописью (в частности, картинами Тициана), а также встречи с прибывшим в Испанию П. П. Рубенсом (конец 1628 — начало 1629) и поездка по Италии (конец 1629 — начало 1631).
Диего Родригес де Сильва Веласкес — таково его полное имя — родился в небогатой дворянской семье в Севилье. Кардинал-инфант пришёл в восторг и сразу заказал Веласкесу свой портрет. Сложный характер портретируемого раскрыт художником прямо и глубоко. До 1623 Веласкес работал в Севилье. Естественно, Веласкесу пришлось писать и заказные парадные портреты.
Картину невозможно смотреть вблизи. Потребовались доказательства его аристократического происхождения и многочисленные свидетельства того, что он занимался живописью только «ради своего удовольствия и по повелению короля», картин своих не продавал, а жалование получал лишь по занимаемым придворным должностям. Веласкес, собственно Родригес де Сильва Веласкес (Rodrguez de Silva Velsquez) Диего (4 или 5. 6. 1599, Севилья, — 6. 8. 1660, Мадрид) испанский художник. Придворные дамы в глубине ярко освещенной комнаты любуются ковром изображающим миф об Арахне — ткачихе, превзошедшей в мастерстве богиню Афину. Быстрая карьера Веласкеса вызвала негодование и зависть среди соперников— художников Винсенсо Кардуччи и Эухенио Кахеса (исп. )русск., которые обвиняли Веласкеса в том, что тот способен правильно нарисовать только голову. с известием о смерти придворного живописца Родриго де Вильяндрандо (исп. )русск.
Их позы и жесты живые, естественные. В 1623 году Веласкес переехал в Мадрид и стал королевским живописцем. В левой части картины побежденные голландцы, они представлены с тем же чувством достоинства, что и победители – испанцы, более плотной массой сгруппированные в правой части композиции, на фоне рядов копий (отчего картина имеет второе название Копья). Порой В. вводит в бытовую сцену религиозный сюжет как самостоятельный мотив ("Христос в доме Марфы и Марии", около 1622, Национальная галерея, Лондон). Обстоятельства обучения не были задокументированы, но известно, что в октябре 1611 года Хуан Родригес подписал «договор на обучение» своего сына Диего с художником Франсиско Пачеко, на шесть лет, начиная с декабря 1611. Творчество Веласкес Диего — вершина испанской живописи 17 в. и одно из ярчайших явлений мирового реалистического искусства.
Он обращается к редким для испанской живописи античным сюжетам, стремясь трактовать их по-своему, без оглядки на предшествующие традиции («Триумф Вакха», 1628—1629 «Кузница Вулкана», 1630), а также историческим— «Сдача Бреды» (1634). В картине Менины (Фрейлины, 1657) частный эпизод придворного быта (на первом плане – инфанта Маргарита в окружении фрейлин и карликов, рядом – сам художник за исполнением портрета испанской королевской четы, отраженной в зеркале в глубине зала) изображенный в смелом пространственном развороте, предстает как один из моментов общего течения жизни во всей сложности ее взаимосвязанных и изменчивых проявлений. С 1622 года он возглавил правительство. Веласкес скромно изобразил себя в полутени, погруженным в работу. Одновременно с картинами Веласкес Диего написал много портретов, составивших необычайно разнообразную галерею представителей испанского общества: конные парадные портреты (герцога Оливареса инфанта Бальтасара Карлоса оба — 1634—35, Прадо), поясные или погрудные изображения придворных, друзей, учеников (Хуана Матеоса, около 1632, Картинная галерея, Дрезден герцога Оливареса, около 1638, Эрмитаж дамы с веером, около 1648, собрание Уоллес, Лондон Хуана Парехи, 1650, собрание Раднор, Солсбери), серия портретов инфант (Художественно-исторический музей, Вена Прадо Лувр, Париж).
Порой Веласкес Диего вводит в бытовую сцену религиозный сюжет как самостоятельный мотив («Христос в доме Марфы и Марии», около 1622, Национальная галерея, Лондон). В центре картины – инфанта (принцесса) Маргарита, окруженная придворными. Зато издали она совершенна, что позволило И. Н. Крамскому сказать о Веласкесе: «Этот человек работал не кистями, а нервами». 1650, Лондон, Национальная галерея), «Лас Менинас» (1656), «Пряхи» (ок. В этот период очень плодотворно трудится Диего Веласкес. 25 мая 1651 года художник покинул Италию. Суриков писал: «Для меня все галереи Рима — этот Веласкеса портрет.
Его улыбка передана необычно живо и естественно. Необычайно тонко и точно разработанная цветовая гамма красных и розовых оттенков в портрете папы Иннокентия Х (1650, Галерея Дориа-Памфили, Рим) — эмоциональный ключ образа, жестокой правдивости которого устрашился сам папа. Он изображал его в разных видах и позах то плачущим, то смеющимся, не останавливаясь ни перед какими трудностями».
Полотно пронизано светом и воздухом, оно написано жидкими красками. Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. Нейтральный фон благодаря тонкому соотношению валёров обладает глубиной и воздушностью темные тона одеяний направляют внимание зрителя на ровно освещенные лица. Один из участников пирушки подносит к губам волынку, чтобы ознаменовать музыкой этот шутливо-торжественный момент. Основной статьей дохода страны была работорговля, в этом бизнесе она обошла все страны.
Окутанные золотистой пылью фигуры прях воспринимаются по контрасту со светлым фоном особенно рельефно, в частности — фигура молодой пряхи справа, полная живой подвижности и энергии. Веласкес скончался, достигнув вершины своего искусства. Картиной «Сдача Бреды» (1634, Прадо) Веласкес Диего закладывает основы всей европейской исторической живописи на тему современной действительности. На заднем плане с оружием и знаменами проходит гарнизон павшей крепости.
При наличии внешней мифологической атрибутики в лице услужливого купидончика божественного в картине чрезвычайно мало, вся она пронизана теплотой, человечностью искренним восхищением земной, а отнюдь не небесной красотой, поскольку изображённая модель не так идеальна, как того требовали бы каноны подобной живописи. Образ жизни Веласкеса, однако, не изменился. Глубоким психологизмом отмечен самый поздний портрет стареющего Филиппа IV (1655—1660, Мадрид, Прадо), в котором привычная величавая невозмутимость испанского монарха не может скрыть того, что он не только обрюзг и устал, но и душевно подавлен, одинок в его обычно вялом и холодном взгляде угадывается что-то скорбное.
Собственно, Диего Родригес де Сильва Веласкес (Diego Rodriguez de Silva Velazquez). Совершенствованию мастерства В. во многом содействовали знакомство с королевскими собраниями, богатыми итальянской живописью (в частности, картинами Тициана), а также встречи с прибывшим в Испанию П. П. Рубенсом (конец 1628 — начало 1629) и поездка по Италии (конец 1629 — начало 1631). По словам историка Хулиана Гальего (исп. )русск., молодой художник понимал ограниченность возможностей художественных школ Севильи и изучение королевской коллекции, особенно Тициана, оказало решающее воздействие на стилистическую эволюцию Веласкеса, который переместил акцент со строгого натурализма его севильской эпохи и от суровых землистых спектров до яркости серебристо-серого и прозрачности синего цветов к зрелому возрасту. Такие дела. Их обручение должно было состояться на острове Фазанов на испанской границе.
Знакомство с королевским собранием картин, встречи с Петером Паулем Рубенсом, посетившим Испанию в конце 1628 – начале 1629 и поездка в Италию (конец 1629 – начало 1631) содействовали совершенствованию его мастерства. Но само обращение к демократическому типажу было многозначительным. Но в целом художник с уважением относится к оптимизму и жизнестойкости своего народа. Он почти не пишет аксессуаров, редко изображает жесты, движение.
Главными же на картине являются люди из обычных крестьянских сёл и деревень. Так Веласкес наконец получил возможность показать себя. В «Лас Менинас» художник изобразил на первом плане инфанту Маргариту в сопровождении фрейлин и карликов, а рядом — себя за мольбертом в момент исполнения им портрета королевской четы, отражение которой видно в зеркале в глубине зала. К этому же периоду относятся и два пейзажа В. (оба — "Вилла Медичи", 1650—51, Прадо), в которых художник при необычных для того времени свежести и кажущейся этюдности письма создал целостные образы природы.
В картине «Вакх» (до 1630, Прадо, Мадрид) Веласкес Диего изобразил на фоне пейзажа бродяг, пирующих в обществе Вакха и фавнов. Он скуп в выборе изобразительных средств, предельно сдержан в выражении эмоций. Группа горделивых испанцев стоит под лесом стройных копий. Размеры: 165 x 225 см (холст, масло). Как все его сюжетные картины, полотно необычно по замыслу. Вот они- то и являются главными персонажами полотна.
Сам же папа, увидев портрет, воскликнул «Слишком правдиво. » и наградил художника золотой цепью и папской медалью. На картине первый министр испанского короля Филиппа IV, герцога Оливареса. Известно, что маленький Диего воспитывался в духе христианского благочестия, посещал латинскую школу и, рано обнаружив склонность к искусству, был отдан отцом в обучение к известному живописцу Франсиско Эррере Старшему, которого вскоре покинул ради мастерской Франсиско Пачеко, теоретика искусства, заурядного художника, но опытного педагога.
На картине представлены обычные испанские крестьяне, которые любят выпить и повеселиться. Молодой монарх, который был на шесть лет моложе Веласкеса и сам брал уроки рисования у фра Хуана Баутисты Майно (исп. )русск., сразу понял и оценил степень художественного дарования Диего. Но не успел он пробыть дома и двух месяцев, как его догнало письмо от Хуана де Фонсеки (исп. )русск. Веласкес Диего, великий испанский художник.
Герцог приказал изобразить себя полководцем на коне, на фоне сражения, хотя первый министр никогда не учавствовал ни в одной битве, а войнами руководил из своего кабинета, причем неудачно. Картины «Завтрак» (ок. Художник проницательнее вглядывался в мир, порывал с присущими искусству его времени условностями искал пути к созданию полотен широкого обобщающего смысла. «Слишком правдиво» — воскликнул папа, увидав свой портрет, но это не помешало ему наградить Веласкеса золотой цепью.
Всё пронизано трепетным движением серебристого воздуха. Знакомство с королевским собранием картин, встречи с Петером Паулем Рубенсом, посетившим Испанию в конце 1628 – начале 1629 и поездка в Италию (конец 1629 – начало 1631) содействовали совершенствованию его мастерства. В картинах Вакх (Пьяницы, до 1630) и Кузница Вулкана (1630 обе картины в музее Прадо, Мадрид) художник объединил мифологические образы богов с грубоватыми, нарочито приземленными образами людей, наделил их реальными психологическими характерами. Портрет на долгие годы становится его основным жанром. Картина «Триумф Вакха» была написана в 1629 году. Он не сразу преодолел каноны этого жанра. Слева в беспорядке толпятся голландцы. Родители будущего художника поженились в севильской Церкви святого Петра (исп. )русск.
Здесь наблюдается уже более смелый выбор типажей и реалистичные характеристики деклассированных представителей общества того времени. Здесь Веласкес овладел навыками и представлениями о шедеврах живописи в мировом масштабе. Справа мальчик-карлик пытается ногой растолкать огромную собаку, растянувшуюся на полу. Веласкес Диего, картины которого необычны для отечественных традиций, к тридцатилетнему возрасту завершает работу над таким шедевром на античный сюжет, как «Пьяницы» или «Вакх».
«Лас Менинас» — так называлась одна из (последних картин Веласкеса, созданная им уже в 1656 году. Вместе с тем мастер с уважением и симпатией изображает побежденных голландцев. В 1649 году, будучи в Италии, Веласкес создает один из своих шедевров «Портрет папы Иннокентия X».
В картинах Вакх (Пьяницы, до 1630) и Кузница Вулкана (1630) художник объединил мифологические образы богов с грубоватыми, нарочито приземленными образами людей, наделил их реальными психологическими характерами. Картина, над которой художник проработал три месяца, в результате ошеломила весь Рим. Эта работа знаменита тем, что является первой сюжетной картиной Веласкеса. Их объединяют общая атмосфера приподнятости, близость к силам природы. Ему понравилось настолько, что он приказал брату уступить очередь позирования.
Кроме уже привычных портретов членов королевской семьи, в этот период были созданы две картины, считающиеся вершиной творчества великого художника— «Менины» (1656, Прадо, Мадрид) и «Пряхи» («Миф об Арахне») (около 1657г., Прадо, Мадрид).