В картинах «Кружевница» (1823 г. ), «Золотошвейка», «Гитарист», этюде «Старик-нищий» Тропинин создал выразительные, привлекающие душевной красотой образы людей из народа. Во второй половине 1830-х — 1840-е годы Тропинин создает несколько групповых портретов. В 1807 г. иконостас был закончен, церковь достроена и освящена, а сам Тропинин обвенчан в ней с кукавской девушкой Анной Ивановной Катиной. Здесь Тропинин выполнял обязанности лакея и кондитера, но, кроме того имел многочисленные заказы на художественные работы, благодаря которым приобретал мастерство и все большую известность как портретист.
Василий Андреевич Тропинин прожил долгую творческую жизнь. Жена кондитера приводила Тропинина с уроков живописи за уши и давала указания высечь ученика. В 1840-ом г. о Тропинине знала вся Москва. Тропинин официально не числился преподавателем, но принимал самое живое и непосредственное участие в воспитании молодых художников — постоянно посещал классы, давал советы ученикам. Василий Андреевич Тропинин (19 (30 марта) 1776, с. Корпово Новгородской губернии— 3 (15) мая 1857, Москва)— русский живописец, мастер романтического и реалистического портретов.
С этой же целью Тропинин пытался не показывать явную социальную принадлежность людей. Увидев картины Тропинина, он сумел убедить кузена отправить начинающего кондитера учиться в Академию художеств. Левой рукой Тропинин крепко сжимает палитру и кисти – столь «властный» жест кажется даже не совсем органичным для человека, о доброте которого ходили легенды. Произвол нового владельца Тропинина не знал границ. Вскоре Тропинин приобрел славу лучшего портретиста Москвы.
Здесь Василий Андреевич провел шесть лет (1798-1804), однако обучение Тропинин не закончил. В "Кружевнице" Тропинин отразил миг бытия, драматургию сложных и порою тяжких будней, проза жизни – за холстом. Тропинин Василий Андреевич своим творчеством оказал огромное влияние на формирование московской школы живописи, способствовал развитию реалистических тенденций в русском художественном искусстве. Тропинин активно занимался общественной деятельностью. Еще со школьных лет мы учимся улавливать разницу между тем, как изобразили А. С. Пушкина художники Кипренский и Тропинин.
К этому времени слава о Тропинине-портретисте разнеслась по всем окрестностям. Добрый и отзывчивый, Тропинин первый из русских художников создал так много детских портретов. Тропинин в портретах стремился к живой непринужденной трактовке человеческого образа и бытовой достоверности деталей.
В мужских же портретах-типах в 1840-1850-е годы Тропинин вплотную подходит к критическому осмыслению действительности через правдивый показ обездоленного человека. Василия Андреевича Тропинина похоронили на Ваганьковском кладбище. Отклонив просьбы отца Тропинина обучать мальчика живописи, граф Морков отправляет юношу учиться в Петербург на кондитера в 1793 году. В 1790-х годах Тропинина передали новому хозяину – графу И. Моркову, который женился на дочери Миниха, Наталье Антоновне. Будучи учеником Академии, Тропинин оказался в центре художественной жизни Петербурга.
Биография Василия Тропинина, подчиняясь законам романтической эпохи, складывается в стройную историю – историю таланта, который благодаря упорству и трудолюбию пробивается сквозь самые неблагоприятные обстоятельства. Всего Тропинин создал более трёх тысяч портретов. Всего Тропинин создал более трёх тысяч портретов. При поддержке Щукина и издателя Свиньина, неоднократно помогавшего художнику, Тропинин в сентябре 1823 года представил свои работы Совету петербургской Академии художеств и вскоре был удостоен звания назначенного в академики за картины Кружевница, Нищий старик и Портрет гравера Е. О.
Всего Тропинин оставил более 3 тыс. Тем самым Тропинин старается подчеркнуть естественность образа. Последние годы Тропинин провел в небольшом домике в Замоскворечье. Способности к рисованию у Тропинина проявились еще в детстве, но Морков не обратил на это внимание и отдал мальчика учеником кондитера в дом графа Завадовского в Петербурге. Я всем обязан природе, — говорил Тропинин.
Не случайно в 1971 году в Москве был открыт музей Василия Андреевича Тропинина и других московских художников его времени. Василий Андреевич Тропинин (1930марта1776, с. Корпово, Новгородская губерния— 315мая1857, Москва)— русский живописец, мастер романтического и реалистического портретов. Не смотря на это, позднее, граф сделал Тропинина своим доверенным лицом и оценил его творчество. С 1833 Тропинин на общественных началах занимается с учениками открывшегося в Москве публичного художественного класса (впоследствии Московское училище живописи, ваяния и зодчества).
Тропинин переезжает в свой домик в Замоскворечье. После приезда, Тропинин написал семейный портрет старших Морковых, в котором читается гостеприимность хозяев, показывает семью, вновь собравшуюся после тяжелых испытаний и разлуки В картине сочетаются отзвуки войны и традиционный уют дворянского дома. Тропинина – характерный пример созданного художником жанрового портрета.
Но есть у Тропинина произведение, в котором идея свободной воли и свободного образа мыслей воплощена наиболее убедительно и сильно. Тропинин активно занимался общественной деятельностью. В 1807 году под руководством Василия Андреевича Тропинина было закончено строительство Кукавской церкви. Василий Андреевич Тропинин (19 марта 1776, с. Карпово, Новгородская губерния — 3 мая 1857, Москва) — русский живописец, мастер романтического и реалистического портретов. Тропинин прекрасно усвоил наследие русских портретистов XVIII в., но при этом сумел выработать неповторимую живописную манеру.
В 1804 г. Тропинин представил на конкурс свою первую картину «Мальчик с умершей птичкой». Тропинин Василий Андреевич – выдающийся русский художник золотого века, мастер портретной живописи. Тропинин Василий Андреевич (1776 г. – 1857 г. ) – выдающийся русский художник золотого века, мастер портретной живописи. Всего Тропинин создал более трёх тысяч портретов.
Примечательна картина Тропинина «Голова мальчика» («Портрет Арсения Васильевича Тропинина»). Всего Тропинин создал более трёх тысяч портретов. В 1821 году Тропинин перебирается в Москву.
«вольную» Тропинин получил лишь в 1823 году, причем только личную, помещик оставил крепостным его сына. Василий Тропинин получил вольную в 1823 году, когда ему было 47 лет, а его сын – через пять лет в возрасте 20 лет. Василий Тропинин родился 19 (30) марта 1776 года в селе Корпово Новгородской губернии (ныне деревня Корпово, Чудовский район, Новгородская область) в семье крепостного, Андрея Ивановича, принадлежавшего графу Антону Сергеевичу Миниху. Ранние произведения Тропинина сдержанны по цветовой гамме и классицистически статичны по композиции.
Тропинин писал портреты московских дворян, купцов, деятелей культуры, представителей простонародья. По ее освящении Тропинин был обвенчан с Анной Ивановной Катиной, свободной поселянкой, которая не побоялась выйти замуж: за крепостного художника. После приезда, Василий Тропинин написал семейный портрет старших Морковых, в котором показывает семью, собравшуюся после тяжелых испытаний и разлуки. Эти ранние произведения Тропинина, продолжающие линию украинского периода, прочно связаны с традициями русского академического искусства XVIII века. С этой же целью Тропинин пытался не показывать явную социальную принадлежность людей.
Имя Василия Андреевича Тропинина известно всем, кто знаком с историей русской культуры первой половины XIX века. В то же время Тропинин рисовал и простых французских эмигрантов и оставшихся в России военнопленных. Василий Андреевич Тропинин (19марта1776, с. Корпово, Новгородская губерния— 3мая1857, Москва)— русский живописец, мастер романтического и реалистического портретов. Селивановской (1852), Левицкой-Волконской (. ) (1852) Тропинину удалось достичь редкой гармонии трезвой объективности с повествованием о бытовом окружении моделей. С 1833 года Тропинин на общественных началах занимается с учениками открывшегося в Москве публичного художественного класса (впоследствии Московское училище живописи, ваяния и зодчества).
За время учебы в Академии Тропинин приобрел дружественное расположение и уважение лучших учеников: Кипренского, Варнека, Скотникова. Тропинин оставил людям след своего гуманного и, может быть несколько простодушного взгляда на мир. В Кукавке Тропинин рисовал и окружавшую его сельскую природу. Тропинин принадлежит всей России, но, может быть, наибольшее право считать его своим живописцем имеет Москва.
Тропинин изображал конкретного человека, а через него старался показать все типичное для данного круга людей. Среди русских живописцев XIX века Василий Андреевич Тропинин (1776-1857) особенно дорог соотечественникам за то узнаваемое сердцем чувство национального, что пронизывает все его работы: превосходные в художественном отношении портреты современников, типические образы русской жизни и бытовые сцены.
На тот момент Тропинину было уже 44 года. Это был тяжелый удар для художника, который только начал приобщаться к большому искусству.
и звучат почти открыто под скользящим прикосновением кисти, выявляющей детали. Портрет Д. П. Кружевница" написана в 1823, когда Василий Андреевич покинул имение графа Моркова.
Здесь он занимался у С. С. Щукина. Голубой цвет халата, серебристо-серый мех обшивки, кресло красного дерева, зеленый переплет книги придают портрету утонченную нарядность. По одной из них, Щукин всегда (и впоследствии тоже) помогал Тропинину по другой — именно он каким-то образом оказался замешан в том, что в 1804 году молодого художника срочно вытребовал к себе граф Морков. 1833 К. П. Брюллов, 1836 оба портрета в Третьяковской галерее и др. ). Минимальными средствами художник создает образ сильной, уверенной в себе женщины. Таковы портреты Булахова (1823, Третьяковская галерея), К. Г.
нет, в Москву, – говорил он. Карзинкиной (после 1839) решен как парадный.
Последующие выезды с графом в Москву были для Тропинина как глоток свежего воздуха. Здесь, в своей мастерской, он и написал знаменитый портрет А. С. Его знали не только в столице: к нему приезжали «писаться» и из провинции. отозвал Тропинина из Академии.
Пространство интерьера не включено в образную структуру произведений. Юноша делал быстрые успехи. Образ человека раскрывается через предметную среду, вещи, которые его окружают. Таковы изображение «Пожилого украинского крестьянина», «Парубок» (оба в Третьяковской галерее), «Портрет пожилого человека» (Киевский музей украинского искусства). В 1804 году граф Морков отзывает Тропинина из Петербурга на Украину, в село Кукавка Подольской губернии, дав отказ на ходатайства освободить Тропинина (о чём просил даже президент Академии).
относятся к «портрету-типу». Ее улыбка и лукавая и чуть-чуть печальная сочетается с открытым умным взором. Самарина – в костюме охотника, на фоне пейзажа с грозовым небом и клубящимися тучами (1846). Азы художественного ремесла он постигал в мастерской известного портретиста С. Щукина. Среди тропининских автопортретов (1810-е, 1824, 1830-е) наиболее символичен Автопортрет с кистями и палитрой на фоне окна с видом на Кремль (1844).
Как и у Щукина, это придает естественную теплоту колориту тропининских работ. У Тропинина и его друзей появилась надежда, что теперь-то он несомненно получит «вольную». Романтизм был чужд Тропинину, художнику более трезвому, стремившемуся к жизненно бытовому истолкованию человеческого образа. Воейкова с дочерью и гувернанткой мисс Сорок представляют собой жанровую сцену. Моркова. Ее лицо, выхваченное прямым светом, вылеплено очень энергично. Недостаточность академического образования Тропинин преодолевал долгие годы. Щукин.
Он пишет портреты героев Отечественной войны – генералов И. И. Творчество портретиста В. А. Щукин сообщил графу Моркову об успехе его крепостного и тот. Чуткая и чистая душа Василия Андреевича мирилась со многим. В имении своих хозяев Кукавка Тропинин прожил почти двадцать лет. Художник внимательно вглядывается в лицо своего попечителя, коллекционера и друга, выписывает мельчайшие черточки лица, пытаясь за внешней оболочкой увидеть его сложный духовный мир.
Отказавшись от профессорства, русский художник возвращается в Москву. Идеализированный образ «кружевницы» связывают с образом «Бедной Лизы» Карамзина, появившейся в 1792 году. В 1821 году Тропинин вместе с Морковыми переселился в Москву. Изысканный колорит построен на сочетании золотисто-коричневатых тонов.
Тропинин хоть и старался как можно ближе следовать выбранному им оригиналу, он сохранил почти точный его размер (34, 727, 5), пытался буквально воспроизвести позу и одежду грёзовской девочки с яблоком (видимо это и явилось причиной неестественности и надуманности позы в картине Тропинина), однако голову, лицо ребёнка автор писал с натуры. Зубова). В 20-х годах Тропинин продолжает разрабатывать свои полужанровые картины типа «Кружевницы» имевшей большой успех на академической выставке.
Как часто бывало в те времена, будучи собственностью графа отец Тропинина за заслуги по службе получил свободу от рабства а его крепостная семья в составе с молодым художником Тропининым была передана в собственность породнившегося с Минихом графу Моркову И. И. как часть приданного с дочерью Миниха Натальей. Сколько в облике этого ребенка изящества и благородства, внутренней красоты.
Пушкина в Ленинграде (1937 год), её передали в музей. Строганову и императрице. В 1825 году Тропинин делает аналогичное изображение «Золотошвейки» (Республиканский художественный музей республики Коми, Сыктывкар), также повторенное в 1826 году. в домашнем его халате, растрепанного». Тропинин получил азы художественного мастерства у известного портретиста С. Щукина. Произведение получило много лесных отзывов у современников.
Возвращение в Москву было для него радостным. По коротко остриженным ногтям можно определить принадлежность девушки к профессии.
Жанровый портрет отличается своеобразной сюжетной линией, благодаря которой удаётся ярче выразить человеческий тип. 1830-е годы написаны многие значительные его работы – портреты Булахова, Равича, жанровые портреты крестьян (например, Крестьянин, обстругивающий костыль, 1834, ГТГ) и др. В начале 1827 года Пушкин заказал Тропинину портрет для подарка своему другу Соболевскому. Портрет Е. И.
Пейзаж, как это часто бывает в романтической поэзии, поясняет внутреннее состояние героя. то одному, то другому. Постепенно круг заказчиков Тропинина расширяется. более чем через 20 лет (Третьяковская галерея).
Пусть они видят его и помнят в счастливую эпоху жизни, – говорил он. Пушкина), заказанный другом поэта С. А. На правой руке поэта, лежащей на бумагах, видны два перстня. Он не был борцом.
Пушкин всегда относился к этому перстню как к талисману. Пушкин написан совсем по домашнему, образ его наделён теплотой. Соболевским, которому хотелось сохранить для себя образ Пушкина «как он есть, .
Только на секунду кружевница взглянула на живописца, но руки ее продолжают свое дело. Эти слова Василия Андреевича Тропинина вспоминаются, когда мы смотрим на портрет его сына. Протасьева и Левицкая-Волконская изображены на фоне Кремля. Портретному мастерству Тропинин обучался у С. С. Щепкина, П. С.
Во второй половине 1830-х-1840-е годы Тропинин пишет ряд групповых портретов. Тропинин изобразил Пушкина другом каждого из нас, прикоснулся к чему-то личному. Спустя год, за картину «Портрет медальера К. А. Однако просимое звание он получил через год за Портрет медальера Леберехта.
В 1798 году Тропинин тайком стал посещать бесплатные занятия в Академии художеств. Портрет П. Н. Тучков – генерал, герой 1812 года и коллекционер, П. П.
Высокого достоинства кисть Тропинина не оставляет в небрежении последнего аспекта поля. В этом же году за картины «Кружевница», «Портрет художника О. Скотникова» и «Нищий старик» был утверждён в звании «назначенного» академика (то есть кандидата в академики). Самые цветовые оттенки обретают большую определенность. Мелкие, плотно положенные мазки делают картины похожими на миниатюры в технике эмали. Большая часть детских портретов имеет жанровую завязку.
Булахов одет по-домашнему, в халате. В доме Морковых художник занял место повара-кондитера одновременно личного лакея графа. Этот шедевр был тепло встречен публикойна выставке в Академии художеств. Раннее творчество Тропинина весьма неровно. Брюллова (Третьяковская галерея).
Во время эпохи синтементализма люди научились любить душу человека. Отсюда – определенное сходство палитр художников. Поверхность холста сохраняет трепетные движения кисти. Работы он переслал в столицу. Тропинин действительно написал Пушкина за письменным столом, в небрежно запахнутом халате и с непринужденно повязанным шейным платком, но «домашнего» впечатления портрет не производит.
В этой манере выполнены многие наброски портретов, хорошо передающие свободную непринужденность образов, например рисунок изображающий немолодую женщину в чепце (Государственный Исторический музей). В ряде своих рисунков Тропинин продолжает пользоваться и живописными приемами, пятнами растушевки. С этим интересно сопоставить выводы Л. Н. Целищевой исследовавшей живопись Щукина. Тропинин считал свое пребывание на Украине заменой пенсионерства в Италии. Леберехта», Тропинин получил звание академика.
Картина «Портрет Булахова» написана в 1823 году, хранится она в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Тропинин часто бывал в Москве. Оболенский, которого Тропинин писал, когда тот был еще ребенком.
Угрюмов. Начнем с самых истоков творчества Тропинина.
Француз Ж. -Б. При сравнении этого портрета с появившимся в том же 1827 году портретом Пушкина кисти Кипренского обычно отмечается несколько бытовой, но зато и более реалистический, национальный характер тропининского образа рядом с блестящим, романтическим обликом поэта на полотне Кипренского.
Одна рука держит коклюшку, другая вкалывает булавку. Двух лет не дожила она до их золотой свадьбы. Василий Тропинин одновременно занимался в живописном и рисовальном классах, но обучение продолжалось лишь до 1804 г. Это было граничит с тем, что в 1804 году, появившаяся на выставке картин а Тропинина, еще академического ученика, «Мальчик, тоскующий об умершей своей птичке», дала повод говорить о способностях Тропинина очень влиятельным лицам, вхожим в высшие круги Петербурга. К этому времени слава о Тропинине-портретисте разнеслась по всем окрестностям.
Сопровождая в качестве слуги Моркова в поездках, Василий Андреевич возил с собой хозяйственную книгу «разной провизии и припасов», записи расходов в которой были лишь на первой страничке. Тропинин подал просьбу об избрании его в «назначенные» и в 1823 году прислал в Академию портрет гравера Е. О. Искусство в России всегда было делом государственным.
С этой работой в творчестве Тропинина появляются романтические нотки. В портрете Тропинина А. С. К этому времени о его таланте уже заговорили в московском обществе. 1818, там же), утверждается чисто романтическое чувство подвижной стихии жизни (Булаков, 1823 К. Г. Равич, 1823 оба портрета в Третьяковской галерее).
1818). Однако ни одно из этих повторений не может сравниться с первоначальной «Кружевницей», все дальнейшие изображения кружевниц и золотошвеек уже более манерны: они несут на себе печать невзыскательных вкусов публики. Голицына (после 1828) – последнего московского вельможи, попечителя московского учебного округа, председателя опекунского совета. Постепенно известность Тропинина становится очень широкой.
В духе элегической поэзии Жуковского написан Мальчик со свирелью Портрет Ираклия Моркова (1810-е). После пожара в Москве сгорел и дом Моркова. В портрете Карзинкиной художник выразил свойственное ему чувственное восприятие мира. Идеология такова, что каждый ребёнок – это «чистый лист бумаги», неиспорченный цивилизацией и неправильным воспитанием. Ранние работы Тропинина написаны в соответствии с «доромантической» стилистикой. Он был гол, как сокол, зато наконец-то свободен. Леберехта Тропинин был признан академиком портретной живописи.
В собрании московского коллекционера Ю. В. Произошло это в 1793 году. Тропинину было тогда сорок семь лет. Ученики академии копировали также с картин, находившихся в Императорском Эрмитаже. Многие уговаривали Моркова отпустить художника на волю, но хозяин был упрям и не хотел расставаться со «своим» живописцем.
Её подлинность была подтверждена Тропининым. У этого портрета была странная судьба.
Тропинин сначала сделал ряд портретных набросков с Брюллова карандашом это, пожалуй, наиболее точные изображения (Исторический музей). Многократно варьирует он и свои автопортреты. Однако вольную выдал лишь ему одному, оставив его сына крепостным.
Кружевница выполнена в изысканной гамме голубовато-сероватых тонов, в Золотошвейке (1826) цветовое решение более активно. Более точно и подробно очерчены ноздри и губы ребёнка. На 1830-1840-е годы приходится наибольшее количество портретов, написанных Тропининым. Появление его в Москве после европейских триумфов, конечно, поразило Тропинина и внушило ему почти обожание прославленного художника, ему хотелось отразить сказочную славу автора «Гибели Помпеи».
Художник сумел выразить некоторые специфические черты умонастроения московского общества, противопоставлявшего свободный стиль общения официальной регламентированности петербургской жизни. Позднее вошло в традицию противопоставлять «домашнюю» поэтику полотен Тропинина – как особую черту московской романтической школы в целом – «чопорности» Петербурга. «Я мало учился в Академии, но научился в Малороссии: я там без отдыха писал с натуры и эти мои работы, кажется, лучшие из всех до сих пор мною написанных», – вспоминал он позднее.
Многократно варьирует он и свои автопортреты. Туда же направлен взгляд широко открытых, сосредоточенных глаз. Невзорова сохраняется ученическая работа Василия Андреевича. Там художника назначили на должность кондитера и лакея. Так как по-другому жить не умели (даже если и хотели).
Зубовой (1834, Третьяковская галерея), создающий поистине типический образ. Ему шел сорок восьмой год.
В Академию он пришел двадцати двух лет от роду. Но холодный чиновничий Петербург и перспектива официальной службы не привлекали художника. Однако образы Пушкина, созданные обоими знаменитыми художниками имеют много общего. Живописная фактура приобретает плотность. На академической выставке 1804, наряду с работами Кипренского, Акимова, Боровиковского, А. Иванова, Угрюмова, Щедрина, выставлялась и работа Тропинина «Мальчик, тоскующий об умершей птичке», сюжет которой был взят у особо популярного тогда Грёза. Здесь до 1812 года он женился у него появился сын — Арсений. Среди русских живописцев XIX века Василий Андреевич Тропинин (1776-1857) особенно дорог соотечественникам за то узнаваемое сердцем чувство национального, что пронизывает все его работы: превосходные в художественном отношении портреты современников, типические образы русской жизни и бытовые сцены.
Воейкову. Слава принесла ему множество заказов, которые он продолжал выполнять за минимальную плату. Из произведений этого периода сохранились групповой портрет семьи Морковых (1813), этюды с украинских парубков и пожилых крестьян изображение сельской свадьбы, картины «Украинская девушка с Подолья» (1800-е), «Мальчик с жалейкой» (1810-е), «Украинец с палкой», «Пряха» (обе 1820-е). Каратыгина. Жена и сын оставались в крепостной зависимости еще пять лет. Вместо этого юношу отправили в Петербург учиться на кондитера.
В 1909 году картина была куплена Третьяковской галереей. Его председателем стал московский генерал-губернатор князь Д. В. Значительную часть заказчиков художника составляли московские купцы, которым был близок тропининский трезвый и вдумчивый взгляд на модель, умение подчеркнуть достоинство личности. В созданных одновременно с картиной этюдах Портрет графини Натальи Ираклиевны Морковой (1813) и Портрет Николая Ирклиевича и Ираклия Ираклиевича Морковых (1810-е) художник не ставил перед собой сложных композиционных задач. В нем нет и следа приниженности искательства, подобострастия.
На портрете, традиционно датируемом 1813 годом изображены граф Ираклий Иванович Морков, его сыновья Ираклий и Николай, дочери Наталья и Вера и учительница музыки Боцигетти-младшая. Действительно, «света» в нем было мало, крепостная зависимость не украшала Россию, но, между тем, в самом «сообществе» крепостных не было никакой однородности — там существовала своя социальная иерархия. Особенно интересна была «Кружевница» (1823, Третьяковская галерея) родоначальница целого ряда аналогичных картин Тропинина.
1820-30-е годы – время творческого расцвета Тропинина. Красоту национального малороссийского типа запечатлел он, несколько идеализированно, в картинах Украинская девушка с Подолья (1800-е), Мальчик с жалейкой (1810-е), Украинец с палкой, Пряха (обе 1820-е) и др. Художник Василий Андреевич Тропинин биография.
Дмитриев. Тропинин прекрасно передает на полотне возрастные особенности модели. Под впечатлением от живописи Брюллова написан также портрет известного славянофила Ю. Ф. В этом портрете нет статичности, характерной работам Тропинина. Небольшая картина Тропинина изображает свадебную процессию, двигающуюся из церкви по деревенской улице мимо садов и строений морковского поместья Кукавки. В популярной Женщине в окне (по мотивам поэмы М. Ю. Лермонтова Казначейша, 1841, там же) эта непринужденная задушевность обретает эротический привкус.
Тропинин очень любил «жанровый портрет». Законченные групповые портреты семьи Морковых (1813 и 1815, оба в Третьяковской галерее) исполненные в натуральную величину, значительно слабее этюдов.
Только в 1823 году Морков, наконец, решился дать ему «вольную» в это время Тропинину было уже 47 лет. В течение своей долгой жизни Тропинин писал себя самого, по-видимому, всего два раза (не считая повторений своих портретов). Отличали его и профессора — за время учебы Тропинин получил две медали за свои работы. В 1821 году он с семейством графа снова в Москве. Он первым исполнил алябьевского «соловья». Общее негативное отношение историков к русскому крепостному рабству выразилось в формировании ряда стереотипов, рисующих мир крепостных как нечто сплошь «беспросветное».
Колорит картины соответствует этому скромному и даже застенчивому образу. Тучков – генерал, герой 1812 года и коллекционер, П. П. Свиньин, Н. А.
Таков и незримо-зримо погруженный в творческую стихию, как бы внимающий музе А. С. Пушкин в знаменитом портрете 1823 (Всероссийский музей Пушкина, Пушкин). Все-то я был под началом, да опять придется подчиняться, то Оленину, то тому, то другому. Талызина, П. И.
Венчались они еще на Украине, в поместье графа Моркова, в новопостроенной церкви. Так, незаметно, за работой и проходила жизнь художника Тропинина. В 1840-е годы Тропинин все чаще размышляет о закате жизни. В его семье Тропинин и поселился. Когда Морков узнал об этом, то после многочисленных просьб, согласился официально определить юношу в Академию «посторонним», вольноприходящим, учеником, что не возбранялось и крепостным.
Сходство налицо. С этой же целью Тропинин пытался не показывать явную социальную принадлежность людей. Двадцатые годы представляют лучшую пору в творчестве Тропинина. Да и вряд ли был бы таким легким и даже беззаботным ее взгляд. С переселением в Москву начинается новый период творчества Василия Тропинина и самую поэтическую группу картин составляют изображения молодых женщин за рукоделием («Золотошвейка», «За прошивками»).
Автопортрет Тропинина написан художником в поздние годы жизни. Урусова, Ф. И. Пушкина.
Здесь он много рисовал людей из народа, а также крепостных – товарищей по несчастью. Ему благоволили профессора Академии. Столь неожиданным результатом закончились все ходатайства об освобождении Тропинина из крепостной зависимости (а об этом просил, в частности и президент академии художеств граф А. Строганов). 1818, там же), утверждается чисто романтическое чувство подвижной стихии жизни. Этот дом и пришлось восстанавливать Тропинину.
Голицын. Дальнейшее развитие оно получило в русле реалистического искусства XIX века.
Это направление развилось во второй половине XIX века в творчестве передвижников. Особенно привлекательны подготовительные этюды с членов семьи Морковых, созданные для семейного портрета 1813 года (Третьяковская галерея), они написаны очень свободно, с использованием полутонов, образы подкупают своей интимной простотой. Брюллов высоко оценил искусство и человеческое обаяние первого московского портретиста. Этот этюд, шедевр Тропинина, стоит особняком в его творчестве. «Все я был под началом, да опять придется подчиняться.
В 1823 году граф Морков дал своему крепостному художнику вольную. Снискав в Москве уважение и популярность, художник, тем не менее, оставался крепостным. В том, что Тропинин выбрал Москву, сыграло свою роль несколько немаловажных факторов. Василий Андреевич Тропинин родился (30) марта 1776 год в селе Карпово Новгородской губернии в семье крепостного, Андрея Ивановича, принадлежавшего графу Антону Сергеевичу Миниху. У него не раз повторяется одна и та же схема композиции, становится беднее палитра. Здесь многие знали о таланте живописца и уговаривали графа дать ему вольную. Портрет неизвестного с трубкой (1840-1850) – одно из лучших поздних произведений художника. Внизу веден фрагмент тонких кружев. Художник свободно владеет в это время разнообразными приемами рисования.
Василий Андреевич Тропинин родился в 1776 году в Новгородской губернии. Тогда же свой портрет Тропинину заказывает самый известный в Москве поэт И. И.
Майков. Тщательно и с любовью написан натюрморт – кружева, коклюшки, ящик для рукоделия. Но Морков был человеком своего времени и это многое объясняет.
В масле жанровых этюдов сравнительно немного – эскиз под названием «Гадалка», беглые наброски сцен: «Покупка яблок», «Сбитенщик» (оба наброска сделаны, вероятно, непосредственно из окна квартиры Тропинина). Художник всегда доброжелательно относился к своим моделям. Привязанность Тропинина к Москве была глубоко оправданна. В 30-х годах он начинает широко пользоваться стандартными привычными приемами.
Обучаясь у С. С. Щукина, Тропинин своими успехами вскоре обратил на себя внимание. Впрочем, дело не только в колорите. Позднее творчество В. А.
Сын Тропинина -подневольный человек, он не получил вольную, в отличие от отца. В 1804 году на ученической выставке его «Мальчик, тоскующий об умершей своей птичке» понравился многим, в том числе президенту Академии А. С. Благодаря этой картине и ещё двум работам Тропинин попал в Академию художеств.
В середине 1810-х годов ему позировал издатель П. П. Кушникова (1828) – бывшего военного губернатора Москвы, члена совета Московского воспитательного дома и Портрет С. М. Тропинин считал себя коренным москвичом и потому Кремль был для него символом Москвы, символом родины.
Кружевница (1823) – одно из самых популярных произведений Тропинина. В Москве прошла вся дальнейшая жизнь мастера. При этом тропининской манере неизменно присущ специфически интимный, домашний колорит. относятся к «портрету-типу». В расписанной им церкви, в 1807 году Тропинина обвенчали с Анной Ивановной Катиной.
Развитием этого образа является картина «За прошивками» (после 1835 года, Новгородский музей), новый вариант которой относится к 1840 годам (Владимирский областной краеведческий музей). В 1840-1850-е годы Тропинин чаще, чем ранее изображает и повторяет изображения старых женщин – Старуха, стригущая ногти (1850), За починкой белья (1852), Старуха с курицей (1856). Эти этюды напоминают некоторые образы из произведений Гоголя. Эти наброски показывают растущий интерес Тропинина к бытовому жанру. Самым интересным портретом этого периода считается изображение головы девушки-подолянки. Его сын смог получить начальное образование — в новгородской «народной школе», куда его отдал Миних и где он учился четыре года.
Конечно, последние не были единообразны: Тропинин умел находить в своих моделях индивидуальные черты, но все же есть в его изображениях нечто общее, что роднит почти все его персонажи. Интересы художника тесно связаны с именем Жана Батиста Грёза. Перед нами пожилой мастер, спокойно глядящий перед собой.
Девушка «забыла» о том, что она позирует для портрета: она работает. Хорошо найденное быстрое движение придает портрету большую жизненность. Он пользовался определенной известностью.
В Москву он прибыл уже после страшного пожара, в котором сгорел и дом Моркова. И чисто личный – в Москве жила семья его бывшего владельца графа И. Моркова, крепостными которого оставались жена и сын художника и явно ощущаемое Тропининым чувство свободы, которое дарила ему московская жизнь, а также новое для художественной жизни России стремление художника обеспечить себе независимое профессиональное положение. Зимний пейзаж воспринимается как аллегория заката жизни. Как бы то ни было, в Петербурге художественная страсть молодого Тропинина разгорелась пуще прежнего.
Но уже здесь видна, как и в остальных «детских» работах, стилистика эпохи Просвещения. Написанный в теплых, золотистых тонах, портрет, создает лирический запоминающийся образ. Обращаясь к жанровому, «безымянному» образу (Гитарист, 1823, там же и многие другие), он обычно, закрепляя успех, повторяет композицию в нескольких вариантах. Среди работ этого периода сохранился групповой портрет семьи Морковых (1813), этюды с украинских парубков и пожилых крестьян изображение сельской свадьбы. В 1798 году он тайком начал посещать бесплатные рисовальные классы при Академии художеств, а уже с 1799 года — с разрешения графа Моркова — приступил к занятиям в качестве «постороннего ученика».
И это чувствуется и в ее внешности и в сочетании тончайших переходов розовато-сиреневых и серых тонов. В 1799 году становится «посторонним учеником» Академии. У него сложился широкий и разнообразный круг заказчиков. Жена и сын Тропинина Арсений оставались в крепостной зависимости еще пять лет.
Портрет Моркова (первая половина 1820-х гг. ). «Кружевница» сохраняет живую человечность. До 1812 года Тропинин выполнял обязанности лакея, кондитера и крепостного живописца. Равича (1825, Третьяковская галерея). Обычно портреты Тропинина поясные или поколенные, художник в эти годы редко писал целые фигуры, которые более подходили для парадных композиций, а их Тропинин не любил и создавал не часто. Тропинину отстоять своё право заниматься любимым делом и стать одним из крупнейших портретистов первой половины XIX столетия. Крепостной графа Миниха. Сохранился первоначальный рисунок Тропинина к этой картине (Третьяковская галерея), в котором уже зафиксированы поза, жест рук, наклон головы намечены и все детали, относящиеся к плетению кружев. О Тропинине заговорили как о русском Грёзе.
Начало ряду одноименных работ положил Гитарист в косоворотке. Портрет выполнен с предельной простотой. Пушкин заказал этот портрет для своего друга С. Соболевского. Здесь он занимался у С. С. Щукина. Тропининский Пушкин вовсе не приземлен – он так царственно величав, что кажется невозможным потревожить его раздумья.
Ему предписывалось ехать на Украину, в Подолье – в новое имение Морковых. Со временем в его полотнах, начиная с трепетно-задушевного Портрета сына (ок. Тропининский цикл непосредственно предшествует венециановскому. Колорит выполнен в сближенных тонах. Тропинин продолжает и линию типажного портрета, в частности в знаменитой Кружевнице (1823, там же), подкупающей своим сентиментально-поэтичным обликом.
Эстетические вкусы эпохи в данном случае счастливо совпали с особенностями дарования художника, поэтически воспринимающего жизнь. Напряженная игра света и тени придает портрету ощущение таинственности и романтичности. Морковский обоз с имуществом, который возглавляет Тропинин, отправляется вслед за ним. В 1830-1840-е годы русский народный костюм был в большой моде.
Русскому зрителю импонировала сентиментальная чувственность его произведений. По цвету оба групповых портрета много суше и жестче, чем этюды. Переезд означал и возвращение в прежнее подневольное положение. Таким образом, Тропинин мог досконально изучать манеру чтимого им художника.
В свое время она пошла за крепостного, будучи свободной. Такие же отношения покровительства и почтительной дружбы связывали художника с А. А.
Купчиха изображена в стилизованном русском костюме и кокошнике. Чувствуется, что это неглупый человек, но из категории тех, кто живет в свое удовольствие и главную цель существования видит в чувственном наслаждении всеми проявлениями жизни — от эмоционального переживания сентиментального романа до вкусного обеда. Тропинин прожил на Украине до начала Отечественной войны 1812 года.
Современники стали наперебой говорить о поразительном сходстве портрета с оригиналом. Картина была замечена самой императрицей. В творчестве Тропинина портрет ребенка — редкий эпизод. В портрете самого Брюллова (1836) артистическую незаурядность художника Тропинин подчеркивает пышным фоном античными развалинами, увитыми виноградными лозами, дымящимся Везувием.
Просветители считали ум ребенка tabula raza (чистой доской), объясняя многие пороки общества отсутствием разумной системы воспитания. Лучшим примером может служить Автопортрет с кистями и палитрой 1846 (там же), где художник представил себя на фоне окна с эффектным видом на Кремль.
Князь Голицын любил Тропинина и покровительствовал ему. Из прогулок по Москве Тропинин никогда не возвращался без новых впечатлений. Линии намечают основные формы фигуры, тени прокладываются легкой штриховкой. По замыслу художника одежда должна приближать героя портрета к зрителю. Его «золотистый» тенор восхищал слушателей.
С годами роль духовной атмосферы, «ауры» образа – выраженной фоном, значимыми деталями, – лишь возрастает. Изредка он встречался со старыми товарищами, в частности, с Орестом Кипренским. Не один раз случалось, что, приглашенный на роскошный обед аристократа, Брюллов изменял данному слову и приходил разделить за столом Василия Андреевича простые щи и кашу. А вместе с домом — и практически все ранние работы художника.
Ранние произведения Тропинина сдержанны по цветовой гамме и классицистически статичны по композиции (семейные портреты Морковых, 1813 и 1815 обе работы – в Третьяковской галерее, Москва). Второй автопортрет был написан только в 1846 году, т. е.
Портреты 1820-х годов – Н. А. Зубова (конец 1830-х) композицией почти в точности повторяет Портрет А. Перовского, написанный Брюлловым в 1836 году в Москве. Тучкова (1843). Тропинин много писал с натуры украинских крестьян, девушек, а также жанровые сцены (например, Свадьба в Кукавке). В первое время занятия живописью носили характер нелегальный (с 1798 года Тропинин посещал бесплатные классы рисования в Академии художеств) и лишь в 1799году помещик определил его в Академию художеств «посторонним учеником» (в качестве штатных учеников крепостных в Академию не принимали).
На академической выставке 1804 года была представлена его картина «Мальчик, тоскующий об умершей своей птичке», которая была отмечена императрицей. Картина написана в 1823 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Это произошло только в 1823 году. По поводу отношений учителя и ученика высказываются разные версии. Вскоре после начала занятий он стал получать за свои рисунки премии и медали. Образ Тропинина – по существу, портрет.
Алексеева, А. П. Более того, впоследствии он сделал его своим доверенным лицом и со временем высоко оценил его творчество. В лице поэта отражена глубокая мысль. Такие работы художника, как «Кружевница», «Гитарист» и др. Особенно хлопотали за Тропинина А. А. К 1830-м годам Тропинин был уже знаменитым портретистом. Такая «социальная» трактовка вряд ли корректна.
Среди его мужских изображений особой любовью современников пользовался истинно национальный тип гитариста. Изображения крестьян, бытовых народных сцен известны и в XVIII веке. Всё на мгновение застыло, когда девушка взглянула на вошедшего, даже булавка в её руке.
В 1824 году за Портрет медальера К. А. Лучшие жанровые эскизы художника — «Жницы» и «У мирового судьи». Официально преподавателем училища Тропинин не являлся, однако он часто посещал рисовальные классы, помогал начинающим художникам своими советами и пользовался среди них огромным авторитетом. Родился в селе Карповка (Новгородская губерния) 19 (30) марта 1776 в семье крепостных графа А. С. Миниха позднее был отправлен в распоряжение графа И. И. Моркова в качестве приданого за дочерью Миниха. В 1821 году Тропинин навсегда распрощался с Кукавкой. Он изображает детей с животными, птицами игрушками, музыкальными инструментами. Когда в 1836 году Москву посетил К. Брюллов, он отказывался писать здесь портреты, говоря: «У вас, в Москве, есть свой превосходный художник». Непосредственным преемником Тропинина стал здесь В. Г. Перов.
Тучковым. Автопортрет был написан по заказу Общества. Нет, в Москву», – часто говаривал художник и навсегда обосновался в давно любимом городе. Мазуриной (1844), решенный просто, без каких-либо аксессуаров на нейтральном фоне. Первый автопортрет относится к 1824 году.
Он был крепостным графа Миниха, но затем в качестве «приданого» за дочерью последнего перешел во владение графа И. И.
Первые работы художника относят к романтизму. Портрет принадлежит к серии «детских» портретов русского художника. Про художника говорили, что он переписал буквально всю Москву.
Картина сильно пострадала. Переезд в Петербург имел для Тропинина огромное значение. Картина «Портрет Арсения Тропинина, сына художника» написан около 1818 года, его можно увидеть в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Несомненно, художник стремился создать возвышенный образ поэта.
Художник переходит к простому, сдержанному реализму. Дочь графа вышла замуж за выдающегося военачальника И. М. Моркова и село Тропинина и он сам стали собственностью Моркова. Блестящим мастером группового портрета был Карл Брюллов. Портрет Д. П.
Здесь он занимался у С. С. Щукина. Тропинин создает яркий образ человека незаурядного ума и мощного темперамента. Сам и только сам теперь он вынужден был обеспечивать себя и свою семью средствами к существованию.
Сила социального внушения эпохи всегда велика, а ее инерция почти неодолима. Прежде всего это разнообразие живописной фактуры. И в этой иерархии отец Тропинина занимал довольно высокое место. Этого живописца Тропинин копировал и цитировал всю жизнь.
В этих портретах Тропинин особенно внимателен к предметному миру. Выдающимся созданием Тропинина стал портрет А. С. На Украине Тропинин прожил с 1804 по 1821 год. Мочалова, актера петербургской Александринки В. А.
С этими образами связаны размышления Тропинина о старости, быстротекущей жизни. Взгляд Пушкина вдохновленно устремлён вдаль. В это время Тропинин больше не прислуживает, а всё больше занимается живописью. В портрете главенствует настроение меланхолического раздумья.
Скотникова (1821), «Старика-нищего» (Русский музей) и знаменитую впоследствии «Кружевницу». Воронцовой. Профессора также отметили успехи ученика – Тропинин получил две медали. К 1820-м годам относится большое количество рисунков Тропинина. Щукина заинтересовался учеником и Г. И. Среди них можно выделить Портрет С. С.
Художник-художник, портретист, представитель московской школы. Как правило, моделью для этих картин служила жена художника Анна Ивановна. В 1836 году Тропинину довелось написать портрет своего знаменитого современника – К. П. На портрете мальчику около десяти лет. Щукиным.
Гармония, достигнутая Тропининым в его поздних портретах, не осталась не замеченной современниками. 20 сентября 1823 года за картины «Кружевница», «Портрет художника Е. Скотникова» и «Старик-нищий» Тропинин получил звание «назначенного академика», а 6 октября 1824 года был единодушно избран академиком за картину «Портрет медальера К. Леберехта». Тропинин, возглавив обоз с морковским имуществом, двинулся вслед за ним. Граф Морков не позволил своему крепостному продолжать образование в академии. В начале 1790-х годов у юного Тропинина сменился хозяин.
Блестящим мастером группового портрета был Карл Брюллов. Часто он пользуется одними линиями, но уже не в плане академизма. За спиной художника открывается вид на Кремль.
Написанные легко, свободно и вдохновенно, этюды, однако, больше, чем законченные произведения, дают представление о творчестве Тропинина тех лет Портрет Натальи Морковой – одно из самых вдохновенных произведений художника. Лицу молодой графини с неправильными чертами лица присуща необычайная прелесть Одухотворенность модели передается всем строем произведения. Свиньин, Н. А. Первой мыслью, овладевшей им после освобождения, было «приютить себя к какому-либо классу людей». Сквозь красочный слой и лессировки просвечивает розоватая тональность грунта и подмалевка. Пушкина (1827, Всероссийский музей А. С.
В 1856 году умирает горячо любимая жена, Анна Ивановна. В этот период мастер создает также выразительные местные, малороссийские образы-типажи (Украинец, 1810-е годы, Русский музей, Петербург). Годы с 1813 по 1818-й были очень плодотворными для художника. Кроме того Василий Андреевич создал галерею семейных портретов Морковых. Здесь он занимался у С. С. Щукина. Подобно знаменитому генералу Раевскому взяв с собой обоих сыновей (младшему было лишь 14 лет), граф выехал на войну.
Багратиона. Ощущение покоя и уюта, созданное Тропининым, убеждает в ценности каждого мгновения повседневного человеческого бытия. Тропининский Портрет Ф. С.
На этот раз Тропинин изобразил себя поколенно, с палитрой и кистями в левой руке правой он опирается на муштабель. С этой же целью Тропинин пытался не показывать явную социальную принадлежность людей.
Воейкова с дочерью и гувернанткой мисс Сорок (1842) представляют собой жанровые сцены из трех фигур изображенных в условно переданном интерьере с окном Общее решение портретов восходит к репрезентативному портрету XVIII века. В руке девушка держит коклюши. В том же году Академия художеств выдвинула его за портрет Булахова в «назначенные» (то есть кандидатом на получение звания академика), а в следующем году утвердила его в звании академика за портрет Булахова и жанровую картину «Кружевница». Здесь в 1820.
В портрете Кипренского Пушкин изображён в светском обличии, с символическим контекстом, указывающим на ремесло героя портрета. Это одна из лучших работ художника. ТРОПИНИН, ВАСИЛИЙ АНДРЕЕВИЧ (1776–1857), русский художник, представитель романтизма в русском изобразительном искусстве, мастер портретной живописи. Интерес к народным типам влечет художника и к созданию произведений бытового жанра. Аналогичных картин Тропинин написал много.
Когда же был организован музей А. С. Также типичен Портрет Е. В. Она усилена особым приемом: художник погрузил в тень правую сторону лица, светится только блик на затененном глазу, да слегка играет на щеке отсвет от окна за спиной мальчика исчезает ощущение, что мальчик позирует отцу. Принятый в Академию в качестве «стороннего ученика», Тропинин усердно занимается под руководством известного в то время художника-портретиста С. Щукина. Вот и поэтизированный образ «кружевницы» очищенный от повседневных трудностей, тягот и забот вызывает симпатию.
«Коклюшка – точёная палочка, с утолщением к одному концу и шейкой с пуговкой на другом, для намотки ниток и плетенья поясков и кружев». Замечательно выполнен натюрморт, уточняющий производственный фон портрета. Такие работы художника, как «Кружевница», «Гитарист» и др.
Василий Андреевич изобразил себя в рабочем халате, с кистями и палитрой. С этой целью в 1798 году Тропинин приехал в Петербург, но, по академическому уставу тех лет, крепостные в Академию не принимались лишь в отдельных случаях особо одаренным позволяли посещать академические классы на правах «стороннего ученика». В свободное время художник продолжал свое образование и много рисовал, писал с натуры. Сильный характер, терпение и безграничная любовь к искусству помогли В. А.
Он написал также портреты знаменитых актеров Малого театра М. С. Жизнь на Украине Тропинин тоже считал своеобразной академией. В 1821 Василий Андреевич навсегда покинул Кукавку и вместе с семейством Морковых переселяется в московское имение Моркова.
Перовой-Чаковой первой среди известных живописных работ художника, отчётливо проявились многие характерные черты будущего творчества Тропинина. Обращаясь к жанровому, «безымянному» образу (Гитарист, 1823, там же и многие другие), он обычно, закрепляя успех, повторяет композицию в нескольких вариантах. Художник создал здесь одно из самых вдохновенных своих произведений. Щукин сообщил графу Моркову об успехе его крепостного.
Академия художеств обладала значительным собранием картин западноевропейских мастеров. Грёз был тогда в России очень популярен. На рисунке образ женщины сильно отличается от того, каким он станет в картине здесь это немолодая грузная женщина, лишенная обаяния и поэтической прелести «Кружевницы». Этим отличается Портрет А. А. Тропинин стремился к правдивым полотнам, лишенным официальной парадности, картина «Кружевница» особенно ему удалась. Тропинин отверг предложение остаться в Петербурге.
Граф же считал, что раз учился – то должен уметь всё. И Тропинин был в восторге от своего знаменитого собрата по ремеслу. Аналогичных картин Тропинин написал много.
Бекетов, задумавший серию гравированных портретов известных русских деятелей. Особенно хлопотали за Тропинина А. А. Таковы, к примеру, «халатные портреты», с моделями, подчеркнуто облаченными, подобно Равичу, в непарадное платье. Его уважали лучшие ученики: Кипренский, Варнек, Скотников.
Художник любуется мастерицей. Его еще молодое лицо полно ясного спокойствия. Этим и ограничилось «систематическое» образование Тропинина. Слабость композиции понятна у художника, не завершившего академическое образование.
Один из которых – подарок Е. К. Вместе с тем повышенная активность розового цвета усиливает эмоциональное звучание образа. Известный оперный певец Пётр Александрович Булахов был хорошим другом Тропинина. (В то же время Портрет А. А.
Его взгляд прикован к чему-то, очень его заинтересовавшему. Со временем в его полотнах, начиная с трепетно-задушевного Портрета сына (ок. Считается, что при создании таких картин Тропинин шёл по стопам двух художников – француза Жана Батиста Грёза (1725-1805), прославившийся своими жанровыми композициями из жизни третьего сословия и женскими «головками» и итальянца Петро Ротари (1707-1762). При дворе Николая I устраивались балы в русском стиле. Голова мальчика. (Портрет Арсения Васильевича Тропинина)1818г, «Портрет человека пишется для памяти близких ему людей, людей его любящих».
Автор, в отличие от романтических портретистов, старался подчеркнуть типичность героев. Детские образы были для него особенно привлекательны. Таковы, например Девочка с яблоком (единственная сохранившаяся работа Тропинина академического периода) и Мальчик, тоскующий об умершей своей птичке, показанной на академической выставке 1804 года и принесший первое признание автору. В Академии молодой художник, по свидетельству его первого биографа Н. Рамазанова, «скоро приобрел себе дружественное расположение и уважение бывших в то время на виду лучших учеников: Кипренского, Варнека, Скотникова». Колорит этих работ мягкий, приглушенный – преобладают сероватые, охристые, зеленые тона. Родился в селе Карповке Новгородской губернии. Забегая вперед, скажем, что «Салтычихой в штанах» граф никогда не был и всегда относился к Тропинину с большой симпатией.
К 1800 – 1810-м годам относятся написанные на Украине портеты А. Тропининой – жены художника, сына (1818 г), членов семьи Морковых (1810-е гг. ). После окончания школы юношу взяли в господский дом для выполнения мелких поручений — «на побегушки». Этого живописца Тропинин копировал всю жизнь, цитировал и даже откровенно заимствовал композиции его отдельных работ. Охристо-желтая, оранжево-розовая или золотисто-коричневая тональность грунта и подмалевка живо ощущается под широким энергичным мазком, . Майков.
Здесь он занимался у С. С. Щукина. Таков и незримо-зримо погруженный в творческую стихию, как бы внимающий музе А. С. Пушкин в знаменитом портрете 1823 (Всероссийский музей Пушкина, Пушкин). Кто же любит в жизни смотреть на сердитые, пасмурные лица. Он писал людей в добром расположении духа, в лучшие минуты их жизни. Майкова, П. А.
После 1821 года чета графа Моркова переезжает в Москву вместе со своими поданными. Портрет полно передает и внешность и духовную сущность поэта. Мосолова со служащими конного завода (конец 1830-х) и Портрет Д. П. Автор, в отличие от романтических портретистов, старался подчеркнуть типичность героев. Это самый удачный образ из серии картин Тропинина «трудовых девушек». Он повторил «Кружевницу» уже в 1824 году (Горьковский художественный музей) и затем еще раз несколько позже (Саратовский художественный музей). Около 1818 года возникло одно из самых значительных и обаятельных произведений Тропинина погрудный портрет сына (Третьяковская галерея).
Колорит картины соответствует ее содержанию. Тропинин продолжает и линию типажного портрета, в частности в знаменитой Кружевнице (1823, там же), подкупающей своим сентиментально-поэтичным обликом. Его детали – картина, фигурка лошади на подоконнике в портрете Воейкова (владелец конного завода) – поясняют интересы изображенных лиц. Пространство интерьера не включено в образную структуру произведений.
Но это оказалось для юноши роковым: опасаясь потерять «своего человека», Морков отозвал Тропинина из Академии. Иногда за искусство ему приходилось и претерпевать наказания — жена кондитера, узнававшая, что их ученик снова «бьет баклуши» у живописца, приводила его буквально за уши «на место» и приказывала высечь. В Москве Тропинин поселился в доме Писаревой на Ленивке, близ Большого Каменного моста. Ожидавший большего художник не унывает и снова находясь в поисках новых живописных решений и обладая уже набравшимся опытом и смекалкой художника пишет портрет Леберехта Карла Александровича. Маковский же и привел Брюллова в мастерскую Тропинина.
Определенная идеализация этих образов объясняется не только эстетическими вкусами эпохи, но и особенностью дарования художника, воспринимавшего жизнь не критически, а поэтически, не обличавшего, а утверждавшего.