Агни (огонь) — жертвенный огонь древнеиндийского ритуала и бог огня, домашнего очага и жертвенного костра в ведийской (и индуистской) мифологии.
Облик бога огня не ясен. Основная его функция — посредничество между людьми и богами. Вайшванара — «принадлежащий всем людям», Нарашанса — «хвала людям». Многочисленны имена А., хотя высшее из них хранится в тайне (X 45, 2): он — асура, пожиратель жертвы, первый Ангирас, Митра, Рудра, Матаришван, Бхарата и т. п. из его эпитетов особенно известны: Джатаведас — «знаток всех существ», Танунапат — «сын самого себя». Они как бы разделяются па три группы в связи с общим представлением ведийских индийцев о тройственном делении мира: небо, земля, антарикша (пространство между землей и небом).
религиозный закон. Связи А. с богами очень многообразны. Постепенно в тримурти особую роль стали играть Вишну – бог-охранитель и Шива – бог-разрушитель, что привело к появлению двух основных направлений в индуизме – вишнуизма и шиваизма. Она же питала младенцев. Впрочем, само имя А. обнаруживает надежные индоевропейские параллели, ср.
Изворотливость и хитрость Локи выражается в его способности менять свое обличье. Внутри этой системы выделяются различные верования. Агни – бог огня и защитник домашнего очага.
Отсюда следует, что каждое божество характеризуется несколькими признаками, которые то актуализируются, то нейтрализуются и что вся совокупность персонажей объединяется относительно ограниченным набором основных признаков. В ряде случаев антропоморфный персонаж трансформируется в териоморфный (ср. Ведийская мифология передавалась устно и «божественному» характеру текстов соответствовала особая роль речи и памяти, противостоящих забвению и нечленораздельному хаосу.
Из этого золотого яйца, Брахма был рождён как Хираньягарбха. Домашние божества были обоготворенными родоначальниками, предками, родителями. У Агни множество ипостасей: огонь на небе (солнце, молния), огонь в водах, огонь жертвенного костра он и старый и молодой (I 144, 4 II 4, 5 X 4, 5). К числу таких актов можно отнести создание опоры, установление опоры, осуществление посредничества (создание пространства), наполнение пространства, охватывание всего сущего (реализация свойства быть единым), выход за пределы вселенной и т. п. Эти акты в своей совокупности описывают становление вселенной и одновременно характеризуют её параметры, т. е. вскрывают основные черты ведийской модели мира. Своей неземной красотой Тапати восхищала всех.
Обычно эти телесные элементы уподобляются огню по форме, цвету (золотой, сияющий и т. п. ) и т. д. — ср. Он был повелителем диких зверей. В одной из своих рук он держит скипетр в форме черпака или большой ложки, что ассоциируется с пролитием гхи (топленое масло) на священный огонь ведических жертвоприношений и символизирует то, что Брахма является повелителем яджн1. Вон там на склоне могильного холма ее нора вход в царство духов и призраков. Эти сюжеты и мотивы недостаточно чётки.
Локапалы), ему отдаётся во власть юго-запад иногда и восток. Наконец Брахма убедил красавицу стать его супругой. У А. множество ипостасей: огонь на небе (солнце, молния), огонь в водах, огонь жертвенного костра он и старый и молодой (I 144, 4 II 4, 5 X 4, 5). Разное положение на шкале «абстрактное — конкретное» в известной степени граничит с различным уровнем антропоморфности персонажей высшего уровня — от предельной до значительно ослабленной (Дьяус, Притхиви, Агни, Сома, Сурья и др. ), причём эти же элементы могут выступать и без каких-либо признаков антропоморфности.
Жертвенный костер рассматривался как источник бессмертия богов. Выделение этой группы явилось результатом дальнейшего развития идеи пантеизма, засвидетельствованной еще в «Ригведе», но получившей наибольшее значение в поздневедийской и эпической мифологии. на кресте.
«огонь»), в ведийской и индуистской мифологии бог огня, домашнего очага, жертвенного костра., ты, Агни, – царь Варуна, ты, Агни, – Анша, ты, Агни, – Тваштар. Позднее на основе этого оформилось учение о переселении душ. Главным богом считался Индра – бог грозы, могущественный воитель. Варуна – хранитель мирового порядка и справедливости.
Лишь только то, что не берут боги из приносимых жертв, может получить бог Рудра. В «Ригведе» можно найти определенное стремление к классификации богов.
Согласно мифам, он един (бог) и множествен, поскольку родился в трех местах — на небе, среди людей и в водах, у него три жилища, у него троякий свет, три жизни, три головы, три силы, три языка. слав. Сати – дочь Дакши и жена Шивы, описываемая в пуранической литературе индуизма. волосы, лицо, глаза, рот, зубы, язык, борода, тело, спина, руки, пальцы, ноги (но он же и безногий, IV 1, 11) и даже одежды. Напротив, он создает мир исключительно руками.
Особенности системы Ведийской мифологии, в частности её открытость и незавершённость, определили дальнейшие черты в её развитии в направлении создания больших спекулятивно-религиозных, теологических (включая и тяготеющие к монотеистическим решениям) и натурфилософских концепций. Некоторые тексты отражают версию, согласно которой земля и солнце (огонь) возникли из лотоса, плававшего в водах (также при участии Праджапати). огнь, литов. Именно для Агни характерны длинные ряды отождествлений типа «Ты, Агни, — Индра., ты, Агни, — царь Варуна, ты Анша, ты, Агни, — Тваштар, ты, Агни, — Рудра» (II 1 V 3 и др. ). Неслучайно он называется в «Ригведе» хранителем дома.
Почетом и уважением пропитано имя этого духа. III) повинуясь Брихаспати, А. оборачивается женщиной и отправляется на поиски испуганного Индры (сказание о Нахуше, Мбх. Позднее родилась в семье Химавата (олицетворение гималайского горного массива) под именем Парвати (букв. Впрочем, само имя Агни обнаруживает надёжные индоевропейские параллели, ср.
«Тогда не было ни сущего, ни не сущего. 1925 Hauschild R., Das Selbstlob (Atmastuti) des somaberauschten Gottes Agni, в сб. : Asiatica. В них Агни обычно выступает как зависимый персонаж (посланец, посредник, сопровождающее лицо). Конечно же, в индуизм вошли многие идеи ведизма.
Безукоризненным было сочетание членов ее тела и несравненна добродетель. В пламени люди воплощали свое понимание добра и зла. Забот ей хватало.
Именно для А. характерны длинные ряды отождествлений типа «Ты, Агни, — Индра.
Заметное место в ведийском пантеоне занимали Агни и Сома. Но та имеющая завидный титул «Богиня любви и красоты», была ответственна еще и за плодородие, весну и в целом за жизнь. Тексты смрити – «запоминаемое» (восходящее к авторитетам) включают сутры, в которых речь идет о жертвоприношениях, домашних обрядах, мифологизированном законодательстве и т. п. Не было ни воздушного пространства, ни неба над ним Тогда не было ни смерти, ни бессмертия, не было разницы между днём и ночью Всё это неразличимо текуче» (Ригведа Х 129) вместе с тем подчёркивается монистический принцип («Без дуновения дышало Единое и ничего кроме него не было»). К тому же одни и те же явления природы связывались с разными богами.
Сыновья Шивы и Парвати – бог войны Сканда и бог мудрости Ганеша. Сто пятьдесят поколений этого благородного рода безупречно правили царством, озаряемые с небес сияньем своего предка Сурьи. Вот таким образом назван он устами богов и их кормильцем. Хронологически ведийская мифология относится к эпохе между серединой 2-го и сер. О, там кипят порой жестокие страсти. ignis и др.
Нечто сходное наблюдается и в других случаях — мифологизация и деификация (обожествление) названий рек (особенно ср. Брахма имеет четыре головы, четыре лика и четыре руки. Связи Агни с богами очень многообразны. Это – абсолютно необходимая категория мысли и жизни. В этом смысле учение о rt предвосхитило более поздние концепции кармы и дхармы. Затем следуют Брахманы — толкования ритуальных текстов самхит, Арапьякй (лесные книги) — тексты для отшельников и Упанишады — религиозно-философские трактаты.
«Авесту»). Также многочисленны версии происхождения Агни: он рождён в водах, возник на небе, родился от самого себя, произошёл от трения двух кусков древесины, понимаемого как акт зачатия, его родители — небо и земля (III 1 и др. ). Это есть сама жизнь. ИИСУС ХРИСТОС, в христианской религиозно-мифологической системе богочеловек, вмещающий в единстве своей личности всю полноту божественной природы — как бог-сын (второе лицо троицы), «не имеющий начала дней» и всю конкретность конечной человеческой природы — как иудей, выступивший с проповедью в Галилее и распятый около 30 года н. э.
V) мудрец Бхригу проклинает А. за то, что он выдал демону Пуломану имя его жены Пуломы (I) А. исцеляет Индру (V) А. посылается Индрой к царю Марутте (XIV) А. как предводитель васу (напр., в войне с Раваной, «Рамаяна») при создании богини Кали А. дает ей глаза, копье («Маркандейя-пурана») А. – сын Ангираса (пураны), но Ангирас – приемный сын А. (Мбх. «Авесту»). Это поклонение не «всевышнему единому богу», а одному богу в каждый конкретный момент получило название генотеизма (термин впервые был введен Максом Мюллером). Недаром Агни назван вестником, послом.
Ядро ведийской мифологии образуют космогонические мифы, представленные рядом вариантов. В поздних гимнах «Ригведы» обсуждаются вопросы о соотношении небесного огня с бесчисленными земными огнями. Средством передвижения или ваханой Брахмы, является божественный лебедь. В центре ведийской мифологии – мифы о «втором творении», точнее говоря, основной миф о борьбе Индры с его противником, воплощающим силы хаоса, неопределённости, деструкции и создании новой вселенной, организованной на иных началах. Оставшиеся компоненты этого золотого яйца расширились и превратились во Вселенную.
После этого другой Брахма-творец заново начинает процесс творения. Считалось, что у идола Сварогу, обитого медью или железом, должен всегда гореть огонь. Вайшванара — «принадлежащий всем людям», Нарашанса — «хвала людям». При слабой антропоморфизации Агни (часто очень сложно определить идёт ли речь о божественном персонаже или о самом огне) характерно обилие упоминаний о частях его тела, при этом описания нередко противоречат друг другу (у Агни три головы и ни одной головы). По своему желанию Семаргл мог обращаться в крылатого пса. в ведийской и индуистской мифологии бог огня, домашнего очага, жертвенного костра. ugnis, лат.
Эти сюжеты и мотивы недостаточно четки. То же можно сказать и об отдельных мотивах, в которых А. действует вместе с человеческими персонажами (ср. : А. освобождает Атри, Х 80, 3 А. должен доставить Аулану на небо, Х 98, 11 А. и Пуруравас, А. и Ушидж, А. и Ману, А. и Аю, А. и Дадхьянч и др. ). В эпический период А. сохраняет свои прежние функции. То же можно сказать и об отдельных мотивах, в которых Агни действует вместе с человеческими персонажами (ср. : Агни освобождает Атри, X 80, 3 Агни должен доставить Аулану на небо«X 98, 11 Агни и Пуруравас, Агни и Ушидж, Агни и Ману, Агни и Аю, Агни и Дадхьянч и др. ). Она носила имя Тапати – Теплота. корову как мать марутов).
В день посвященный ему (14 ноября) к капищу следовало приносить сырники или другое блюдо из творога. «Авесту»). III) Агни — муж Свахи, персонифицированного ритуального возглашения и др.
Festschrift F. Weller, Lpz., 1954, S. 247-88 Harle J. C., Two Images of Agni and Yajnapurusa in South India, «Journal of the Royal Asiatic Society», 1962, 1, p. 1-17 и др. В гимне, ему посвященном, поется: «Да подаст он здоровье коням и быкам, баранам и овцам, мужчинам и женщинам. » Бог смерти Яма в отличие от других богов был смертен. В качестве противника Индры выступают прежде всего демоны — чудовища Вритра, Вала, реже Шушна, Пани и др., скрывающие скот (в скале, в пещере), солнце, утреннюю зарю или сковывающие воды.
Тексты смрити – «запоминаемое» (восходящее к авторитетам) включают сутры, в которых речь идёт о жертвоприношениях, домашних обрядах, мифологизированном законодательстве и т. п. Некоторые сведения о ведийской мифологии могут быть извлечены из более поздних индуистских текстов, генетически связанных с ведийской традицией и даже из буддийских текстов. После того, как Дакша оскорбил Шиву, отказавшись пригласить его на великое жертвоприношение (йаджну), она отреклась от отца испепелив свое тело йогическим пламенем (по другой версии мифа, взошла на жертвенный огонь яджны Дакши). ведийский мотив исчезновения А. и его укрывания в водах А. прячется в водах и проклинает рыбу, лягушек (Тайтт. -самх., Мбх. )- А. соблазняет жен мудрецов и рождает бога войны Сканду (Мбх., ср. Основная функция Агни — посредничество между людьми и богами (Агни — божественный жрец): жертвенный огонь возносит жертву языками пламени на небо. В любом мифе можно выделить семантическое (смысловое) ядро, которое будет впоследствии востребовано. V) мудрец Бхригу проклинает Агни за то, что он выдал демону Пуломану имя его жены Пуломы (I) Агни исцеляет Индру (V) Агни посылается Индрой к царю Марутте (XIV) Агни как предводитель васу (напр., в войне с Раваной, «Рамаяна») при создании богини Кали Агни даёт ей глаза, копьё («Маркандейя-пурана») Агни — сын Ангираса (пураны), но Ангирас — приёмный сын Агни (Мбх. Таким образом, миф, по Лосеву, особая форма выражения сознания и чувств древнего человека. Источники ведийской мифологии: четыре древнейших собрания вед брахманы к соответствующим ведам (сведения о ритуале интерпретации его сокровенного смысла и символики, ряд мифов и мифологизированных преданий) араньяки (тексты, связанные с брахманами) упанишады.
Древнейшим сочинением является «Ригведа», которая была оформлена в конце второго — начале первого тысячелетия до н. у. Этот сборник состоит, Танунапат – «сын самого себя». Следы Агни, возможно, сохранились в имени божества Akni во 2-м тыс. Он тем самым как бы связывал богов и людей.
bh. Согласно одному из мифов, Брахма создал из своего тела богиню Сатарупу. Festschrift F. Weller, Lpz., 1954, S. 247-88 Harle J. C., Two Images of Agni and Yajnapurusa in South India, «Journal of the Royal Asiatic Society», 1962, 1, p. 1-17 и др. Эти сюжеты и мотивы недостаточно чётки. Мат. -пур. ) А. превращается в голубя, а Индра в сокола (в сказании о царе Ушинаре, Мбх.
Не исключено, что речь идёт о заимствованиях. 200 гимнов). ugnis, лат. Добровольно приняв страдания и смерть, Иисус Христос как бы выкупил собою людей из плена и рабства у сил зла, которым они предали себя в акте «грехопадения».
Основная его функция – посредничество между людьми и богами. По числу упоминаний в «Ригведе» занимает второе место после Индры (ок. 1-го тыс. V) мудрец Бхригу проклинает А. за то, что он выдал демону Пуломану имя его жены Пуломы (I) А. исцеляет Индру (V) А. посылается Индрой к царю Марутте (XIV) А. как предводитель васу (напр., в войне с Раваной, «Рамаяна») при создании богини Кали А. дает ей глаза, копье («Маркандейя-пурана») А. — сын Ангираса (пураны), но Ангирас — приемный сын А. (Мбх. Из отдельных сюжетов и мотивов с участием Агни можно отметить несколько: скрывается в водах, расчленяется и распределяется (»Брахаддевата«), ср. Согласно мифам, он един (бог) и множествен, поскольку родился в трех местах — на небе, среди людей и в водах, у него три жилища, у него троякий свет, три жизни, три головы, три силы, три языка. Трехчленная модель мира не была единственной моделью в общей мифологической системе «Ригведы», но она, хотя и очень условно, дает возможность установить определенную классификацию ведийской мифологии.
Как славянский бог огня был известен и сын Сварога, Семаргл (Огнебог). Каждой из отих трех сфер соответствовали свои божества. Семь языков Агни – это и семь лучей Сурьи и семь его алых коней, это свет и жизнь. Agnн, букв. ведийский мотив исчезновения А. и его укрывания в водах А. прячется в водах и проклинает рыбу, лягушек (Тайтт. -самх., Мбх. )- А. соблазняет жен мудрецов и рождает бога войны Сканду (Мбх., ср.
каливарджья — «то, что должно быть избегаемо в век Кали». Особую роль стали играть культы богов Брахмы, Вишну и Шивы. Индуистская мифология берёт начало (с I тыс. Обычно его изображали в облике красивого мужчины с несколькими головами и руками.
Например, образ мирового дерева в виде ашваттхи, многоголовые или многоликие боги, Великая богиня, композиция из птиц и змей, Рудра-Шива, отчасти Вишну, некоторые символы (свастика, линга, йони и др. ), отдельные представления о пространстве и времени, находят аналогии не только в данных цивилизации долины Инда, но и в других традициях этого ареала. Также многочисленны версии происхождения А. : он рожден в водах, возник на небе, родился от самого себя, произошел от трения двух кусков древесины, понимаемого как акт зачатия, его родители — небо и земля (III 1 и др. ). Главным богом считался Индра – бог грозы, могущественный воитель. ugnis, лат. По мощи своей он равен Индре и он также теплоносен, как Сурья. Агни (др. -инд.
Агни (огонь), в ведийской и индуистской мифологии бог огня домашнего очага и жертвенного костра. Она была так прекрасна, что он не мог оторвать от нее глаз. 200 гимнов). По этой же причине Агни постоянно сравнивается с разными богами, людьми, животными, птицами, отдельными предметами. Не думайте, что на Олимпе – тишь да благодать. Агни был основой культа, только с его помощью люди посылали богам свои дары.
Кроме того, бог огня в римской мифологии вошел в историю благодаря одноименному празднику Вулканалию (23 августа), во время которого он восхвалялся как защитник от возможных пожаров, покровитель ремесленников и ювелиров. ignis и др. Агни, в ведийской и индуистской мифологии бог огня домашнего очага и жертвенного костра.
Описывается, что цвет кожи Брахмы красноватый и одет он в красные одежды. Кому хочет – тому и пошлет любовь, как счастье или страдание. Вслед за древней традицией в ней принято выделять несколько групп текстов.
Локи, ко всему прочему, остер на язык и привык говорить то, что думает, в присущих ему язвительных выражениях, за что получает наказание от других бессмертных. ведийский мотив исчезновения Агни и его укрывания в водах Агни прячется в водах и проклинает рыбу, лягушек (Тайтт. -самх., Мбх. ) Агни соблазняет жён мудрецов и рождает бога войны Сканду (Мбх., ср. Ведийская мифология, как она отражена в древнейших текстах, предполагает свободную композицию мифов на основе всей совокупности мифопоэтических знаний (veda) каждый сюжет, мотив, атрибут мифологичен в принципе и не требует для своего объяснения специального мифа в установившейся, законченной форме. Мат. -пур. ) Агни превращается в голубя, а Индра в сокола (в сказании о царе Ушинаре, Мбх. С одной стороны, речь идёт о постоянных (иногда весьма длинных) рядах отождествлений типа «Ты Агни — Индра, ты — Вишну, ты — брахман, ты, Агни, — царь Варуна, ты бываешь Митрой, ты — Арьяман» и т. д. (РВ II, 1).
Человек должен избрать благие мысли, слова и дела (их воплощает триада Ахура Мазда, Ама Вахишта, ВОХУ МАНА) и тем самым усилить лагерь добра в его противоборстве с силами зла, возглавляемыми АНХРО-МАНЬЮ. С другой стороны, миф, как проклетка, содержит ростки развившихся в будущем форм. Сурья насыщается его теплом и дарит ему свой свет.
Индиец эпохи вед обожествлял силы природы, одушевлял растения, горы и реки. Напротив, считается что он был сотворён Богом (в его личностном аспекте Бхагавана или в безличном аспекте Брахмана). В. Н. Топоров. В своей четвёртой руке Брахма как правило держит книги Вед, но иногда – цветок лотоса. 1925 Hauschild R., Das Selbstlob (Atmastuti) des somaberauschten Gottes Agni, в сб. : Asiatica., расчленению чудовища на части, воссозданию космоса, в частности в том его аспекте, который связан с плодородием, богатством, потомством, с переходом от экстенсивного использования природы к интенсивному, то есть к ведийскому социальному космосу., ты, Агни, — Тваштар.
По числу упоминаний в Ригведе Агни занимает второе место после Индры. Эти источники относятся к классу шрути, то есть «откровение». Агни — сын Дакши, Дакшины, Илы (Иды), Пришни, жреца, жертвователя, утренних лучей, растений и т. п. Он един (бог) и множествам (жертвенные костры) говорится о тройственной природе Агни он родился в трёх местах: на небе, среди людей и в водах у него три жилища, у него троякий свет, три жизни, три головы, три силы, три языка (X 45). Впрочем, само имя А. обнаруживает надежные индоевропейские параллели, ср. АХУРА МАЗДА, ОРМАЗД, в иранской мифологии верховное божество. н. э) в индо-арийской ведической культуре через брахманизм испытавший влияние буддизма. Так как Брахма был рождён в воде, его также называют Канджа («рождённый в воде»).
При слабой антропоморфизации А. (часто не ясно идет ли речь о божественном персонаже или о самом огне) характерно обилие упоминаний о частях его тела, при этом описания нередко противоречат друг другу (у А. три головы, РВ I 146, 1 и ни одной головы, IV 1, 11 VI 59, 6). Прежде всего это сборники гимнов — самхиты: «Ригведа» (собрание гимнов), «Самаведа» собрание песнопений), «Яджурведа» (собрание жертвенных формул) и «Атхарваведа» (собрание магических заклинаний и формул). От названия главной водной артерии этих земель – реки Синдху-Хинд-Инд и произошли слова Индия и хинду (индуизм).
Из других особенностей ведийского пантеона следует указать на значительное количество абстрактных божеств разного типа: боги, чьи имена связаны с обозначением неких элементарных космологических актов и снабжены суффиксом деятеля (Савитар, s- — «рождать» Тваштар, t/v/aks — «придавать форму», «создавать», Дхатар, dh- — «устанавливать», ср. Обычно эти телесные элементы уподобляются огню по форме или цвету (золотой, сияющий). rata, Strassburg, 1878 Hertel J., Die arische Feuerlehre, Bd 1, Lpz. ignis и др. Он упоминается в около 200 гимнов. ЛОКАПАЛЫ) ему отдается во власть юго-запад иногда и восток. Из отдельных сюжетов и мотивов с участием А. можно отметить несколько: скрывается в водах, расчленяется и распределяется («Брахаддевата»), ср. Гефест с рождения был хромым и слабым., ты, Агни, — Рудра. » (II 1 V 3 и др. ).
Индийская мифология Ведийская мифология – совокупность мифологических представлений ведийских ариев обычно под ведийской мифологией понимают мифологические представления ариев периода создания вед, а иногда и периода создания брахман, прозаических комментариев к ведам и упанишад, тайных учений философско-религиозного характера, генетически связанных с ведами, но отражающих, по сути дела, уже иную культурную традицию. В. Н. Топоров. Хлопотала о любви и заключении браков, деторождении.
Хромота на обе ноги была дарована Вулкану не от природы, а в результате ярости отца, Юпитера, который в бурном всплеске эмоций скинул нерадивого сына с небес. слав. Его представляли в виде дикого охотника, одетого в шкуры. Из отдельных сюжетов и мотивов с участием Агни можно отметить несколько – Агни прячется в водах и проклинает рыбу, лягушек Агни соблазняет жён мудрецов и рождает бога войны Сканду Агни превращается в голубя, а Индра в сокола повинуясь Брихаспати, Агни оборачивается женщиной и отправляется на поиски испуганного Индры мудрец Бхригу проклинает Агни за то, что он выдал демону Пуломану имя его жены Пуломы Агни исцеляет Индру Агни посылается Индрой к царю Марутте Агни как предводитель васу при создании богини Кали Агни даёт ей глаза и копьё Агни – сын Ангираса (пураны), но Ангирас – приёмный сын Агни (Махабхарата) Агни – муж Свахи, персонифицированного ритуального возглашения и др. Сотворил все бытие, облек предшествующие духовные формы плотью, заранее предначертал все мысли, слова и деяния. В этом отношении персонажи Ведической мифологии образуют имманентную систему с большим количеством информации (в теоретико-информационном смысле) её элементов, чем, например, боги древнегреческого пантеона, весьма полно описывающиеся через миф.
огнь, литов. Из-за этой испорченности в век Кали (в настоящее время) не следует исполнять некоторые из обычаев, принятых в древности, в период «золотого века». Нередок мотив поглощения пищи и возрастания в величине Агни (-огня). Многочисленны имена Агни, хотя высшее из них хранится в тайне (X 45, 2): он — асура, пожиратель жертвы, первый Ангирас, Митра, Рудра, Матаришван, Бхарата и т. п. из его эпитетов особенно известны: Джатаведас — «знаток всех существ», Танунапат — «сын самого себя». Ill) A. — муж Свахи, персонифицированного ритуального возглашения и др. В славянской мифологии существовало несколько богов огня.
Рудра обитал вдали от всех богов на вершине Гималаев. Историко-культурное значение ведийской мифологии исключительно велико. Функция Агни как космической силы вводится в рамки учения о четырёх мировых периодах (см., ты, Агни, – Рудра. Наряду с антропоморфностью божеств Б «Ригведе» встречается и териоморфизм, когда божество выступает в форме бога-животпого, сохраняя при этом основную связь с явлениями природы (бог Индра рисуется иногда как бык, а бог Агни — как конь). Вот таким образом другое имя Иисуса — Спаситель.
Так, универсальный принцип, определяющий статус ведийской вселенной, равно приложимый к богам и людям, физическому и духовному, — рита (rt), противопоставленный анрита (anrt), беспорядку, хаотичности, отсутствию истины. Есть мнение, что весь класс адитьев состоит из богов, чьи имена обозначают абстрактные понятия: Варуна — «Истинная Речь», Митра — «Договор», Арьяман — «Гостеприимство», «Товарищ», Анша — «Доля», Бхага — «Доля», «Часть», «Наделитель», Дакша — «Ловкость», «Способность». В качестве противника Индры выступают прежде всего демоны – чудовища Вритра, Вала, реже Шушна, Пани и другие, скрывающие скот (в скале, в пещере), солнце, утреннюю зарю или сковывающие воды. Творит мир усилием или посредством мысли. Именно для Агни характерны длинные ряды отождествлений типа Ты, Агни, – Индра. «горянка», «дочь гор») и великими аскезами снова завоевала любовь Шивы. Этот цикл продолжается бесконечно.
Одной из характерных черт ведийской религии является политеизм – поклонение многим богам, которых обычно наделяют свойствами человека. Концепция рита приводит к понятию истины (satya) и в морально-оценочном плане, а также к понятию соответствующего поведения (vrata), а позднее и долга (включая учение о четырёх стадиях жизни). Следы А., возможно, сохранились в имени божества Akni во 2-м тыс. И немыслима жизнь без жаркой силы Агни.
В ведийских гимнах Амбика – сестра Рудры (Шивы), но впоследствии произошло ее отождествление с Парвати, супругой Шивы. За это носит он и имя Кравьяд – Кровеядущий. до н. э. в Малой Азии. Обычно эти телесные элементы уподобляются огню по форме, цвету (золотой, сияющий и т. п. ) и т. д. — ср.
Согласно «Брахма-пуране» и другим Пуранам, в индуистской космологии Брахма рассматривается как творец Вселенной, но не как Бог. В них А. обычно выступает как зависимый персонаж (посланец, посредник, сопровождающее лицо).
А ее власти подчинялись все – и вечные боги и простые смертные. В поздневедиискую эпоху оформилась группа «абстрактных» божеств. слав. Но ведийскую религию или ведизм, можно условно рассматривать как определенную систему, цельный комплекс религиозно-философских представлений и соответствующих им культовых действий. Многоформенность и абстрактность Агни способствовали философским спекуляциям об Агни как о всеобъемлющем начале, пронизывающем мироздание (X 88 и др., особенно — упанишады и некоторые поздние концепции) или как о свете, присутствующем среди людей и внутри человека (VI 9). Особое место в ведической мифологии принадлежало Рудре — богу разрушительных сил. Бог огня у славян тесно связан с ролью хранителя посевов, небесных светил (луны и солнца), мира на земле и чувств, в особенности любви между мужчиной и женщиной.
Вайшванара – «принадлежащий всем людям», Нарашанса – «хвала людям»., ты, Агни, — царь Варуна. Индра бык, Агни конь, Пушан козёл и т. п. ср. В ритуале «Ригведы» Рудре отведено второстепенное место. То же можно сказать и об отдельных мотивах, в которых А. действует вместе с человеческими персонажами (ср. : А. освобождает Атри, Х 80, 3 А. должен доставить Аулану на небо, Х 98, 11 А. и Пуруравас, А. и Ушидж, А. и Ману, А. и Аю, А. и Дадхьянч и др. ). В эпический период А. сохраняет свои прежние функции. И украсилась она горами и реками, травами и лесами.
Он стал в жизни своей превосходным воителем и непобедимым храбрецом. Эти сюжеты и мотивы недостаточно четки. Также известны и другие поздние варианты мифа о творении. Он и старый и молодой. Жители Поднебесной зовут свою лису-фею, лису-демона Ху Ли Цзин, в соседней Корее именуют Девятихвостой Лисой Кумихо, а в таинственной и поэтичной Стране Восходящего Солнца Японии почитают божественной вестницей богини Инари и знают под именем Кицунэ.
В поздних гимнах «Ригведы» обсуждаются вопросы о соотношении небесного огня с бесчисленными земными огнями. По этой причине, Брахма также известен под именем Набхиджа – «рождённый из пупа». Их младшие братья — дэвы, благие в древнеиндийской мифологии и злые в иранской. Почитался также как олицетворение небесной звездной (ночной) тверди. В гимнах подчеркивается, что благодаря Агни боги достигли бессмертия.
— божественный жрец): жертвенный огонь возносит жертву языками пламени на небо. Нередок мотив поглощения пищи и возрастания в величине А. (-огня). Ill) A. – муж Свахи, персонифицированного ритуального возглашения и др. Среди земных богов самыми почитаемыми были бог огня Агни и бог опьяняющего напитка Сома. Божествами антарикши считались бот грозы Рудра, бог ветра Вайю и могущественный бог Индра. Говорится, что каждая из его четырёх голов непрерывно декламирует одну из четырёх Вед.
У Агни много ипостасей: огонь на небе (солнце, молния), огонь в водах, огонь жертвенного костра. Существует и другой (неипостасный) способ описания Ведийской мифологии. Речь идёт прежде всего о создании вселенной из членов тела первочеловека Пуруши (Ригведа Х 90 Аюрведа Х 2) – как природной, так и социальной организации («Когда разделили Пурушу, брахманом стали его уста, руки – кшатрией, бёдра его – вайшьей из ног возник шудра. Посредством доктрины каливарджья индийские теологи могли согласовывать принцип безусловного следования примеру древности с историческими изменениями в религии и обществе. огнь, литов., ты Анша.
При слабой антропоморфизации Агни (часто не ясно идёт ли речь о божественном персонаже или о самом огне) характерно обилие упоминаний о частях его тела, при этом описания нередко противоречат друг другу (у Агни три головы, РВ I 146, 1 и ни одной головы, IV 1, 11 VI 59, 6). Как особое божество Агни отходит на второй план, становясь одним из четырёх или восьми хранителей мира (см. Функция А. как космической силы вводится в рамки учения о четырех мировых периодах (см. А. — сын Дакши, Дакшины, Илы (Иды), Пришни, жреца, жертвователя, утренних лучей, растений и т. п. Он един (бог) и множествен (жертвенные костры) говорится о тройственной природе А. : он родился в трех местах: на небе, среди людей и в водах у него три жилища, у него троякий свет, три жизни, три головы, три силы, три языка (X 45). Многоформенность и абстрактность А. способствовали философским спекуляциям об А. как о всеобъемлющем начале, пронизывающем мироздание (X 88 и др., особенно — упанишады и некоторые поздние концепции) или как о свете, присутствующем среди людей и внутри человека (VI 9). Описывается, что продолжительность жизни Брахмы составляет 100 «лет Брахмы», которые равны 311 040 000 000 000 земных лет.
Включение в индуистскую религиозную систему различных культов их соотнесение с образом Вишну осуществлялось благодаря концепции аватар – учении о том, что бог нисходит в мир, перевоплощаясь каждый раз в новый образ. Мат. -пур. ) А. превращается в голубя, а Индра в сокола (в сказании о царе Ушинаре, Мбх. Гангу (сестру Парвати) также иногда называют супругой Шивы. Миф – не идеальное понятие и также не идея и не понятие. Связи А. с богами очень многообразны. В текстах А. выступает совместно с адитьями, Индрой, марутами, Ямой, Сомой и др., но эти связи, как правило, не образуют сюжета.
В них А. обычно выступает как зависимый персонаж (посланец, посредник, сопровождающее лицо). Счастливый в браке Сурья породил дочь. Он – это и рождение и смерть.
ЛОКАПАЛЫ) ему отдается во власть юго-запад иногда и восток. Из отдельных сюжетов и мотивов с участием А. можно отметить несколько: скрывается в водах, расчленяется и распределяется («Брахаддевата»), ср. В эпический период Агни сохраняет свои прежние функции. Обилие версий одного и того же мифа (например, космогонического) или наличие единой схемы мифа, заполняющейся разными персонажами, создаёт принципиальную множественность мифологического описания и соответственно его интерпретаций, что увеличивает открытость системы Ведийской мифологии. Ахуры в «Авесте» АХУРА МАЗДА, МИТРА. также Дхартар — «Поддерживатель», Тратар — «Защитник» и др. ) боги-создатели (Вишвакарман — «Вседелатель» Праджапати — «Господин потомства») боги и богини, персонифицирующие абстракции Адити как персонификация абстракции в чистом виде — «Несвязанность», «Безграничность» (она же мать Варуны и Митры) в противопоставлении Дити (матери дайтьев).
Функция А. как космической силы вводится в рамки учения о четырех мировых периодах (см. Брахму часто изображают с белой бородой (в особенности в Северной Индии), что символизирует практически вечную природу его существования. В индийских Ведах асуры в германо-скандинавской мифологии — асы. Некоторые абстрактные деифицированные элементы принципиально неантропоморфны. Так складывается триада (тримурти) этих главных божеств, воспринимаемая как проявление единого высшего божества.
Ведийская мифология передавалась устно и «божественному» характеру текстов соответствовала особая роль речи и памяти, противостоящих забвению и нечленораздельному хаосу. По числу упоминаний в «Ригведе» занимает второе место после Индры (ок. Включает в себя множество учений, отражающих монотеистические, пантеистические, политеистические и другие религиозные представления. Буквальное значение — «господь мудрый».
Также есть несколько упоминаний в упа-пуранах о дочери Шивы – Манаси. волосы, лицо, глаза, рот, зубы, язык, борода, тело, спина, руки, пальцы, ноги (но он же и безногий, IV 1, 11) и даже одежды. Славяне почитали Сварога еще и как бога домашнего очага, семьи и кузнечного ремесла. Видимым его проявлением, «телом», назван огонь, небесные воды именуются его женами. Брахма считался создателем и управителем мира, ему принадлежало и установление на земле социальных законов (дхарма), деление на варны.
Следы А., возможно, сохранились в имени божества Akni во 2-м тыс. В центре Ведической мифологии — мифы о «втором творении», точнее говоря, основной миф о борьбе Индры с его противником, воплощающим силы хаоса, неопределённости, деструкции и создании новой вселенной, организованной на иных началах.