В поздние годы старый художник написал ряд лучших своих портретов (Автопортрет, 1913, Третьяковская галерея и др. ). Церковь раскололась. Приготовления к казни закончены.
К таким картинам относятся «Степан Разин», «Переход Суворова через Альпы». Г. Н. Смирнов также имел белую лошадь, которую Суриков изобразил на картине под Суворовым. Пленный перс тоскует напротив атамана. Картины Василия Сурикова этого периода тоже относятся к исторической тематике.
Картина Степан Разин раскрывает поклонение простых ратников своему командиру. Правда исторической панорамы становится откровением. Суриков изобразил в картине момент перед казнью. В трагизме воскрешенной эпохи раскрывается загадочная, трагичная глубина народной души». Остальные стрельцы ожидают своей очереди.
Следующая картина была написана только в 1891 году, это была Взятие снежного городка. Лица за спиной Морозовой слегка отодвинуты в глубину, чтобы чуть приглушить толпу, а образ боярыни был ярче. Самые яркие образы из толпы находятся справа, у края картины. В последнем случае мастер всецело примыкает к стилю модерн в его религиозном варианте. Сидят они в яме, цепями прикованные. В виде смеющегося купца слева на картине «Боярыня Морозова» изображён бывший дьяк Сухобузимской Троицкой церкви Варсанофий Семёнович Закоурцев. После смерти Бориса Годунова ни о каких союзах речи не шло.
Например, картина Покорение Ермаком Сибири написана в лучших батальных традициях, с множеством орудий, ярких вспышек выстрелов, предполагающих смерть и разрушение. Он так и не смог исцелиться и умер в Москве в марте 1916 года. Дым выстрелов разграничивает толпу сражающихся на два лагеря.
В 1876–1877 создал эскизы на тему четырех вселенских соборов для украшения храма Христа Спасителя (ныне – в Русском музее). Работа над этой картиной растянулась на несколько лет.
Захватив в ходе переворота власть, он совершал набеги на соседние русские княжества. Василий Суриков (1848-1916) – русский художник известный своими выдающимися картинами исторического жанра. Летом 1897 года Суриков посещает Швейцарию, где пишет этюды.
Она оказалась так велика, что работать дома, как прежде, было уже невозможно. Так совпало, что именно в эти дни отмечалось 300-летие покорения Сибири. Затем были работы – Покорение Сибири Ермаком, Степан Разин. Иногда персонаж находился случайно.
Сюжеты, связанные с именем Петра I, Суриков писал со студенческих времен. Первые уроки рисования получил у школьного учителя Н. В. Гребнева. Однако поступить в Академию Суриков не смог. В 1914-15 годах художник начал болеть и переехал на лечение в Крым.
В дождливые дни он находился с семьей у станции Люблино. И абсолютно случайно приехала с Урала начетчица Анастасия Михайловна. Но его преследовали сердечные расстройства. Но и этому браку не суждено было осуществиться: принц внезапно скончался. Принц Густав Шведский предпочел ей свою любовницу и не захотел менять веру. Правда исторической панорамы становится откровением.
Вот боярыня и просит его:Миленький. Гармонирует картина с пейзажем, светом и архитектурными деталями. Корабли преодолели по суше целых 160 верст (около 170 км).
Но консервативным преподавателям она не понравилась и золотой медали Суриков не получил. Переезд молодого художника в Москву, впечатления от старинной архитектуры «первопрестольной» сыграли важную роль в формировании его первого шедевра Утро стрелецкой казни, завершенного в 1881 (Третьяковская галерея, Москва). Этот статус он сохранял за собой до конца жизни.
Некоторые получились сразу, а некоторых художник искал долго, переписывал и снова искал. Мать с сыном и остальными детьми возвращается в Красноярск. Именно в тот тяжелый для художника период появилось полотно «Взятие снежного городка». Пришел ответ, что его могут зачислить без выплаты стипендии.
Действие разворачивается на фоне сурового сибирского пейзажа. В 1891 году он написал новую большую картину, на этот раз не на исторический, а на современный сюжет — «Взятие снежного городка». А струг величаво плывет по широкой Волге, «добрыми молодцами изусаженный». Страж-то корку-то бросить боится – царь не велел их кормить. А возле ямы страж ходит.
Всерьез озабочен атаман и его настроение тоже сумел передать художник. Прототипом Морозовой стала тётка Сурикова— Авдотья Васильевна Торгошина. Московский период жизни сделался поворотным в жизни живописца. Работа над картиной «Переход Суворова через Альпы» завершилась в 1899 году— в 100-летие итальянского похода Суворова.
Защитники, с трещотками, хворостинами, метлами в руках, отгоняли, пугали лошадей. Разбита на Каспии флотилия персидского шаха. Но никак не удавался главный образ – самой боярыни.
При Екатерине I он фактически правил Россией и едва не породнился с царской семьей. Переезд в одну из башен Исторического музея оказался как нельзя кстати. 1899г» Рисунок хранится в Третьяковской галерее. На первом из них имеется авторская надпись: «Многоуважаемому Федору Федоровичу Пелецкому.
Однако они продолжали превозносить своего атамана. Услышав название картины, в воображении предстает картина казни стрельцов, но на полотне мы видим не казнь, а только подготовку к ней показывает художник. Сумятица, царящая в их рядах, не мешает им с ожесточенным упорством сражаться с казаками.
пенятся холодные воды Иртыша, приняв в себя месиво человеческих тел. Но над Годуновой словно довлел какой-то рок: всякий раз матримониальные планы срывались. Казалось, Меншиков достиг вершин могущества. Они будто составляют единое целое: ощерились ружья казаков, кипит Иртыш, ханские воины напуганы. Его предки пришли в Сибирь вместе с ее первым покорителем, Ермаком. Однако противникам его удалось взять верх.
В 1874 году Суриков написал первую историческую картину — «Княжий суд», а год спустя дипломное полотно «Апостол Павел объясняет догмат веры в присутствии царя Агриппы и сестры его Береники», выдержанные в академических канонах. Умирает его жена. В последующие годы художник написал еще несколько масштабных полотен — «Покорение Сибири Ермаком» (1895), написанное с убедительностью очевидца, озорной и дерзкий «Переход Суворова через Альпы» (1899), былинный и напевный «Степан Разин» (1910). Биография Сурикова и будет представлена ниже. – так рассказывала Сурикову в детстве его тетка Ольга Матвеевна. «Я исчезаю. » – таковы были последние слова, сказанные умирающим Василием Суриковым.
Свой собственный стиль Суриков обрел лишь после переезда в Москву в 1876 году. Ермак на полотне изображен в самой гуще битвы, плечом к плечу со своими соратниками. Полотно «Утро Стрелецкой казни» было показано на выставке передвижников весной 1881 года и тотчас же куплено Павлом Третьяковым. Нашел тип для Ермака», — писал Василий Суриков в одном из писем.
Но неясны пути крестьянской революции. В мглистом сумраке предрассветного часа вырисовываются громада Василия Блаженного, белокаменные стены Кремля, толпа народа, запрудившая Красную площадь. Там Василий оканчивает приходскую школу и поступает в уездное училище. В 1880–1890-е годы посетил Францию, Италию и ряд других стран Европы. К петровским временам художник Василий Суриков обращается и в 1881 году.
Вся семья сгрудилась вокруг стола в трагической безысходности.
В 1887 году художника постигло большое личное горе — он потерял жену. А в 1869 году вновь попробовал стать студентом Академии. Через год после этого он женился на Елизавете Шаре, внучке декабриста Свистунова.
Биография Сурикова как художника решилась в этот момент. Дознание шло девять лет. К Петру подходит с докладом офицер Преображенского полка, ожидая распоряжения начать казнь. Стремясь добиться максимальной убедительности образного действа, в поздних вещах Суриков уменьшает число фигур, параллельно усиливая выразительность красочной фактуры (Посещение царевной женского монастыря, 1912, Третьяковская галерея Благовещение, 1914, Художественная галерея, Красноярск). Како крестишься и како молитву творишь. Он знаменит также своими портретами.
Лучшие люди крестьянской России идут за Разиным бить бояр, дворян и приказных, «учинив так, чтобы всяк всякому был равен», уже песни о Разине поют. Екатерина I, жена Петра, царствовала всего лишь полтора года. И вся эта лавина людей неудержимо летит вниз по обрыву.
Даже пестрые купола храма Василия Блаженного контрастируют с лаконичными белокаменными башнями Кремля. Восторженной улыбкой встречает его слова молодой солдат. Все это виртуозно сочетается с красочной выразительностью деталей.
Не раз за долгую историю под знаменем Спаса ходили в бой русские полки (в частности, в битве на Куликовом поле). Но именно так навсегда вошел в историю искусства этот художник. Перед смертью она подписала продиктованный Меншиковым указ о престолонаследии – российским императором объявлялся 12-летний сын казненного Петром царевича Алексея Петр II с предписанием ему по достижении абсолютнолетия жениться на одной из дочерей Меншикова – Марии или Александре.
Раскольников стали преследовать. Среди первых картин художника были и портреты его благодетелей. Из-за масштаба полотна нельзя было даже оценить колористическое решение. А. Жукова пишет: «Хмурый на головном струге сидит Разин.
Рядом столбы с плитами, на них выбивали текст приговора с указанием преступления. В 1910 году художник путешествует по Испании. Знамя это – подлинно историческое оно писалось Суриковым с экспоната Оружейной палаты. Закоурцев позировал Сурикову для этюда «Смеющийся священник» в Красноярске ещё в 1873 году. Кидаешься ты на врагов, как лев». При этом правда найденных в натуре деталей и типажей (каждый такой типаж – вроде стрельца с молитвенной свечой в руке – становился для художника предметом истовых поисков) лишь укрепляет «древний дух» образа (подмеченный И. Н. Крамским в письме к В. В. Стасову, 1884). И движение струга, как движение самой русской истории, завораживает зрителя».
Места эти царь Иван Грозный пожаловал крупным промышленникам – купцам Строгановым. В трагизме воскрешенной эпохи раскрывается загадочная, трагичная глубина народной души. Тут и остяки и вогулы и сами татары. Трещали трещотки, кричали люди иногда стреляли из ружей холостыми зарядами.
Суриков избрал для изображения не момент самой казни, а минуты, предшествовавшие ей, построив композицию так, что главными героями стали группы стрельцов, выдвинутые на первый план, а не русский царь, отодвинутый в глубь полотна. Однако «Мир искусства» увидел в этих так называемых пороках именно достоинства суриковской живописи. Красочная выразительность деталей сочетается с виртуозностью общей режиссуры.
Боярыня Федосья Прокопьевна Морозова была ярой последовательницей протопопа Аввакума. О широте его взглядов свидетельствует и дружба с поэтом-символистом М. А. Волошиным, создавшим яркий очерк о творчестве мастера (впервые опубликован в журнале «Аполлон» в 1916). По возвращении на родину Суриков приступил к созданию нового исторического полотна «Боярыня Морозова», посвященного трагическому эпизоду русской истории — расколу русской Церкви в середине XVII века. Картина выставлялась в Санкт-Петербурге, Москве и была приобретена императором. Разбежалось Кучумово войско, а Кучум скрылся в Барабинской степи.
Чтобы завоевать крепость, нужно было застать шведов врасплох. По ледяным скатам, подобно лавине, низвергаются в пропасть суворовские чудо-богатыри. Хмурое небо нависает над Красной площадью. Стрельцы погружены в себя, будто окаменели. Царь Алексей Михайлович знал о ее взглядах и пытался переубедить боярыню, однако та оставалась крепка в своей вере. Семья живет очень бедно, денег им постоянно не хватает и они вынуждены сдавать часть деревянного дома квартирантам. На этот раз его попытка завершилась успешно.
Дело Петра он пытался продолжать и после его смерти. Он перестал писать. Их предавали анафеме – церковному проклятию, ссылали, сжигали на кострах. Благодаря незаурядности своей натуры поднялся до высот управления государством. В. Суриков.
У Петра всплывают детские воспоминания. Его похоронили рядом с женой на Ваганьковском кладбище. От деревни Нюхчи до села Повенец на Онежском озере фрегаты «Святой Дух» и «Курьер» тащили по Государевой дороге, которую прокладывали через леса и болота. Постоянно наезжал в Сибирь, бывал на Дону, Волге, в Крыму.
Он давал ему копировать работы старых мастеров. Работа продолжалась около двух лет. Свой дар выдающегося живописца-историка Суриков подтвердил в полотнах Меншиков в Березове (1883) и Боярыня Морозова (1887 обе картины – там же), тоже своего рода сложных и в то же время впечатляюще-целостных визуальных романах – о сибирской ссылке некогда могущественного петровского царедворца и об увозе в острог старообрядческой подвижницы.
В те годы Нотебург служил воротами из Ладожского озера в Неву и Балтийское море. Она умерла так внезапно, что эта смерть стала для живописца страшным ударом. Биография Сурикова говорит нам о том, что его учителями были как не слишком одаренные художники (зато неплохие педагоги), как Павел Чистяков, так и известные мастера, как Врубель и Серов. В академических кругах Сурикова долгое время критиковали за скученность композиций, за «кашу» из лиц персонажей, презрительно называли его полотна «парчовыми коврами». Все это обливалось водой. Как и в прошлых картинах, все образы здесь написаны с натуры.
Биография Сурикова неотъемлема от истории России. Однако живопись – это вид искусства, который требует многократного преувеличения. Его интерес к этой теме был не случаен. На картине Суриков изобразил не казнь, а ее ожидание: на лицах стрельцов — ужас, отчаяние, гнев, смирение. К таинственной затворнической жизни аристократок высшего сословия художник обращается в «Посещении царевной женского монастыря».
Спокойно лежит на барабане рука барабанщика. Это случилось после смерти любимой жены. Еще одно большое историческое полотно. Но обстоятельства оказались сильнее его. Суриков был похоронен рядом с женой на Ваганьковском кладбище.
О Сурикове хочется сказать: он вдохновенно-косноязычен. Городок – старинная народная игра. Вместо пышных театрализованных сцен на зрителя взирала беспощадная реальность прошлого. Суриков чувствует себя здесь очень уютно, восхищается архитектурой города. Окрыленный успехом, художник немедленно приступил к работе над новой картиной — «Меншиков в Березове» (1883). 6 марта 1916 года великого русского художника не стало. Потом ещё были работы, которые прославили имя художника. Страж, глядючи на нее, сам-то плачет да и отвечает:Не приказано, боярыня-матушка.
Он рисует такую сильную личность, как Емельян Пугачев, перед казнью, в клетке. Он «поспевал всюду, не давая покоя никому», — так говорили о Петре I. Свою первую историческую картину Василий Суриков посвятил событиям 1698 года, когда стрелецкие полки подняли восстание, желая посадить на престол вместо Петра I его старшую сестру, царевну Софью. Еще только раннее утро, стоит туман.
И такой прием тоже приносит свои результаты. В 1881 году Суриков сделал первый эскиз «Боярыни Морозовой», в 1884 году начал работать над картиной. Меншиков сидит у стола. Эта ненависть и привела их к бунту и до сих пор они находятся во власти этих чувств. В 1899—1900 годах исполнил два графических портрета Ф. Ф. Пелецкого. Около Суворова немолодой солдат – в походе он всегда рядом со своим полководцем.
Суриков подхватил эту мысль. Судорожно порывается стащить с головы шапку при виде несчастной страдалицы истовый старик. Другой предок Сурикова служил сотником в Туруханске. Ни лишения, ни пытки не заставили Морозову переменить взгляды. Он подумал о сильном человеке, взлетевшем на вершину власти и все утратившем.
А вот горестно задумалась старуха в узорном платке. Результатом стало полотно «Утро стрелецкой казни». Обеими руками он схватился за шапку и не выпускает из рук ружья.
Играющие делились на две партии: нападающие на крепость и защитники. Уже в студенческие годы проявил себя как мастер историко-ассоциативных образов (романтичный пейзаж Вид памятника Петру I в Петербурге, 1870, Русский музей, Петербург). После смерти жены Суриков уезжает с дочерьми в свой родной город, где создает картину «Взятие снежного городка».
С детства Федосья Прокопьевна была набожна и придерживалась старой веры. В 1895 году «Взятие Сибири» представляли на выставке передвижников. Картина «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем» стала результатом поездок Сурикова в Сибирь.
Глава направления А. Н. Бенуа хвалил Сурикова за всё что есть в его живописи не западного, сугубо национального, за то, что «он рядом с Васнецовым внял заветам древнерусских художников, разгадал их прелесть, сумел снова найти их изумительную, странную и чарующую гамму, не имеющую ничего похожего в западной живописи»3. В честь двоюродного деда живописца был назван Атаманский остров на Енисее. За ним солдат закрыл лицо плащом, не решается смотреть в пропасть и все-таки спускается вниз. Именно в это время Василий Иванович Суриков создает одну из своих самых значительных картин – «Утро стрелецкой казни». Но буквально через год отец художника скоропостижно умирает от туберкулеза.
Для работы над «густонаселенной» картиной пригодились все этюды, сделанные художником во время поездок по Сибири и по Дону. «Боярыня Морозова», «Утро стрелецкой казни», «Меньшиков в Березове», «Покорение Сибири Ермаком», «Переход Суворова через Альпы», «Исцеление слепорожденного Иисусом» – каждая из этих картин становилось целой эпохой в развитии русской живописи. Поборники старой церкви – раскольники, старообрядцы, как их называли, считали величайшим грехом креститься по-новому – тремя перстами – и признавали только двуеперстный крест. В 1888 году великий русский художник испытал одно из своих самых тяжёлых потрясений. Исход битвы предрешен. Низкая бревенчатая изба.
Тяжкую думу думает атаман. Осуществляя коренную ломку старых порядков, тормозивших дальнейшее развитие страны, Петр действовал насильственными, варварскими методами, не считаясь ни с какими жертвами. Главная героиня полотна — боярыня Федосия Морозова.
Мы смотрим на них, подчиняясь внушениям художника и бред его кажется вещим. Своими белыми рубахами и огоньками свечей они резко выделяются из всей массы народа. После смерти отца мальчик подрабатывал писарем в канцелярии, но рисовал в часы досуга. Он часто покупал картины мастера. Кафтаны стрельцов — и новенькие европейские наряды приближенных Петра.
Они убегали на окраины России, скрывались в глухих лесах, в болотах. Ее сослали в Боровский острог, где она скончалась. Немало добрых казаков полегло у Ермака в пути и в битвах. Всем этим трем «хоровым картинам» (как называл такого рода многофигурные сцены Стасов) не уступает и Взятие снежного городка (1891, Русский музей), посвященное уже целиком современной народной жизни – масленичной игре, представленной как веселая и в то же время сокрушительно-грозная стихия. Прототипами героев полотна послужили родственники Сурикова и другие жители Красноярска. Мы смотрим на них, подчиняясь внушениям художника и бред его кажется вещим.
Вот нищенка, соболезнующая страданиям Морозовой, преклонила перед ней колени. Около двух тысяч стрельцов расстались с жизнью, тела хоронили у дорог, ведущих из Москвы. Но Смута добралась и туда. Проникнутая атмосферой праздника, эта картина стала исключением в творчестве Сурикова. Ф. Ф. Спиридонов составлял родословную для Сурикова.
Это вызвало ряд стрелецких бунтов, жестоко подавленных Петром. Художник оставил занятия живописью и отправился на родину, в Сибирь, где прожил целый год. Там он внезапно задумался о ссылке князя Меньшикова. Мы видим много разных людей, тех, кого мы видим, Суриков писал с натуры, например, длиннобородого человека с красным кафтаном он писал со своего дяди, а рыжебородого стрельца он писал с гробовщика, которого когда-то видел на кладбище.
В углу иконы, зажженные лампады. Его работы видели сотрудники. Это был его родной дед. Поднятые весла за его спиной – как крылья. Василий Иванович Суриков не относился к людям, которые привыкли отступать. Здесь он выступает предтечей новых течений в искусстве.
Однако в результате интриг князя обвинили в измене и хищении средств из казны и вместе с семьей отправили в ссылку. «Полудержавный властелин» был выброшен из придворной жизни и оказался в крохотной избе со слюдяным окном. В этом городе родился будущий художник. Долгое время Суриков не мог найти типажа для боярыни. Писал этюды, зарисовывал одежду, вооружение, кольчуги. Это известная с семнадцатого века семья.
Когда об этом стало известно царю, ог приказал послать к ней увещателей. Направо, на переднем плане, стремительно летит вниз солдат. В октябре 1895 года, будучи в Красноярске, Суриков задумал картину «Переход Суворова через Альпы». Слюдяное заиндевелое оконце. Скупо пробивается свет.
Лжедмитрий удерживал Ксению Годунову около полугода, а после сослал в монастырь. Сюжет картины относится к эпохе царя Алексея Михайловича. Все получалось не то, не так. Многих такой подход шокировал. Увы, эта история так и не стала картиной, оставшись лишь в эскизах.
Тогда все сбивалось в кучу. Однако «Мир искусства» увидел в этих так называемых пороках именно достоинства суриковской живописи. дай хоть корочку, не мне – сестре, видишь – помирает. У ворот ставили снеговые пушки, позади ворот – угощение из снега.
Родился в Красноярске 12 (24) января 1848 в семье канцелярского служащего, выходца из старинного казачьего рода. Его могучая, но теперь вся как-то обмякшая фигура, его заплетающиеся ноги и так очень красноречиво передают его душевное состояние. Написал порядочное количество. – допрашивали ее увещатели. Боярышня со скрещенными руками потрясена чувством жалости к раскольнице. Другая боярышня в голубой шубке с печальным и строгим лицом низко кланяется Морозовой.
С падением Меншикова иностранцы захватили при дворе небывалую власть. Избрав темой трагический итог первого стрелецкого бунта 1698 – казнь мятежников на Красной площади под личным присмотром Петра I, Суриков по сути показал великий конфликт русского Средневековья и русского Нового времени из которого ни одна из сторон не выходит победительницей.
Народная толпа шумит, волнуется, громко выражая свои чувства, свое глубокое горе. Её муж, Степан Фёдорович изображён на картине «Утро стрелецкой казни»— стрелец с чёрной бородой. На эту идею его натолкнула тесная крестьянская изба. И уже двое преображенцев, подхватив под руки, повели к виселице первого стрельца.
В то время Спиридонову было 82 года. В картине Суриков добился исключительной экспрессии и значительности лица Морозовой. Перепелкина. Пелецкий Федор Федорович (1853—1916)— известный московский гитарист, выступал вместе со своим братом Пелецким Дмитрием Федоровичем.
В 1670 году Морозова тайно постриглась в монахини. Они также попались на глаза губернатору края – Замятину. Воспитатель Остерман сумел восстановить молодого императора против Меншикова. Еле уговорил позировать, сидя на снегу. Страсти разгорались.
Король Германии Рудольф II не пожелал жить в России. Завязалась битва великая и в этой битве атаман Ермак победил хана Кучума. Много раз бросались татары в бой с казаками и много раз терпели поражение. Он пошел учиться в Художественную школу, которую окончил за три месяца. Чиновник подал прошение в Императорскую Академию художеств о принятии юноши.
Таково было его желание правды, а не виртуозной фантастики. Обреченными выглядят в этой избушке дети Меншикова. Первое большое историческое полотно Сурикова. Безнадежно больная, хрупкая, сломленная горем несостоявшаяся невеста царя Мария доверчиво прильнула к отцу, словно ища у него защиты. Дочь Бориса Годунова, внучку Малюты Скуратова, шесть раз пытались выдать замуж.
Известно, что художник происходил из казачьего рода. Одновременно с «Меньшиковым в Березове» художник начал делать эскизы «Боярыни Морозовой». Перед нами Красная площадь, куда привезли приговоренных на казнь. Последующие «хоровые» полотна (Покорение Сибири Ермаком, 1895 Переход Суворова через Альпы, 1899 Степан Разин, 1903–1907 все в Русском музее) уже представляют определенного рода спад. И все это происходит на фоне могучего и зловещего пейзажа Москвы. Суриков глянул на нее и понял, что сейчас все получится.
Несколько позднее были созданы картины «Меньшиков в Берёзове», «Боярыня Морозова». А спустя два года поехал на Дон, чтобы познакомиться с местными казаками. Исследователи биография Сурикова пишут о том, что он в 1877 году переехал жить в Москву. Она тоже была родом из казачьей станицы.
На деле же там были построены два корабля, на которых царь отправился к Онежскому заливу. Патриарх Никон тогда провел церковные реформы, которые привели к расколу в церкви. Суриков писал ее кусками, выискивая натурщиков и нужные предметы. Глава направления А. Н. Бенуа хвалил Сурикова за всё что есть в его живописи не западного, сугубо национального, за то, что «он рядом с Васнецовым внял заветам древнерусских художников, разгадал их прелесть, сумел снова найти их изумительную, странную и чарующую гамму, не имеющую ничего похожего в западной живописи».
В холоде, в голоде, в язвах и паразитах, рубищами прикрытые. В академических кругах Сурикова долгое время критиковали за скученность композиций, за «кашу» из лиц персонажей, презрительно называли его полотна «парчовыми коврами». Жизнь в Москве стала особенным периодом жизни художника. Цветовое оформление по-прежнему остается важнейшей составляющей мастерства Сурикова. Как-то брат посоветовал ему написать картину Взятие снежного городка.
«Пишу татар. «Я написал много этюдов все лица характерные. На картине «Покорение Сибири» запечатлен драматический момент сражения ермаковцев с воинством хана Кучума. Выделяются они и своим душевным состоянием.
Он для них непререкаемый авторитет, главный военноначальник. Поверженного орла напоминает атаман – художник словно предсказывает его мрачную судьбу и думает вместе с ним: каким же путем идти России. Солдатам, кажется, нет конца. Восстание было подавлено, заговорщиков ссылали или казнили.
И получилось именно то, что он хотел. Трагическая история Ксении Годуновой — словно готовый сюжет для исторического блокбастера. В его творчестве – повелительная убежденность галлюцината. Без всякого заказа и чьей-либо материальной помощи Суриков приступил к созданию большого исторического полотна «Утро стрелецкой казни» (1881), ставшего первым в ряду картин, прославивших его имя и определившим основное направление его дальнейшего творчества: изображение русского народа в драматические минуты его истории. Работа была завершена в 1881 году.
Прекрасно и подробно расписана разномастная толпа зрителей. — Илья Ефимович Репин о художнике:«С Суриковым мне всегда было интересно и весело. Оттаяло хотя бы для того, чтобы начать писать. Первым таким опытом стало создание серии рисунков для Политехнической выставки, приуроченной к 100-летию императора. «Покорение Сибири» стало первой картиной, которую Суриков писал в мастерской, расположенной в Историческом музее.