В отчаянии скрестила руки на груди девушка в вышитой шапке. Он поместил её в центр картины и, как он сам записал в своём дневнике, «как вставил ее в картину – она всех победила».
В дело вмешался патриарх, который вначале держался примирительно и даже уговаривал царя простить сестер: «Женское их дело, много они смыслят. » Тогда царь предложил патриарху самому испытать характер «сумасбродной и лютой» Морозовой. (3)Образ боярыни тесно связан с деревянными сундучками- укладками, где у мамы хранились старинные шугаи, сарафаны, шуршащие шелком повойники, шитые изумительным рисунком с тусклой позолотой. Боярыня Морозова не лежала в санях как здесь, она сидела. «Денег у вас, князь, нехватит», — смело и решительно ответил художник.
«Он угадывал русскую историю не сквозь исторические книги и сухие летописи, не сквозь мертвую археологическую бутафорию, а через живые лики живых людей, через внутреннее чувство вещей, предметов и форм жизни», – писал о художнике М. Волошин. И как вставил ее в картину- она всех победила. Лошадь тянет сани по рыхлому снегу, полозья саней оставляют глубокий след. В толпе терялось. В толпе терялось. Согласно одной из трактовок, под воздействием примера боярыни «совершается душевное преобразование этих людей закаляется в них воля восстают неведомые душевные силы».
Каждый новый этюд был шагом к рождению нужного художнику образа. Здесь поЯрославскому шоссе "столетиями шли целый год, особенно летом, беспрерывныевереницы богомольцев, направлявшиеся в ТроицеСергиеву лавру. Остро дан характер попа – пьяницы и циника. Ведь сколько времени я его искал.
Молилась она «по древним обрядам», а её московский дом служил пристанищем для гонимых властью староверов. Сурикова. Юродивый срисован с московского бедняка, который торговал огурцами, сидя на снегу. По центру полотна изображена боярыня Морозова. Боярыня Морозова слегка откинулась назад и подняла руку вверх. Зритель невольно для себя так же оказывается втянутым в обстановку картины, от которой бегут мурашки по коже. Люди потянулись к ней взорами. Всего сохранилось более сотни подготовительных этюдов к картине, в основном портретных.
На другой же день обеих раскольниц снова заковали и отправили в заточение. Но у него получалось обратное: толпа затмевала боярыню. Мать моя, помню, все возмущалась: все унее странники да богомолки.
Контурная линия неоднозначна. Боярыня была арестована и отправлена в Чудов монастырь на допрос. Плачущая женщина идет рядом с санями, нищая старуха склоняется в земном поклоне. А потом их на Преображенское кладбищевыселили. Первый эскиз изображает Морозову в темном одеянии, сидящую в дровнях на высоком сиденье (очевидно, том самом «стуле», о котором упоминают исторические источники).
В ссылке, умирая голодной смертью, Морозова умоляла караульного стрельца дать ей хлебца или хоть огуречик. И даже жест Морозовой перекликается с его жестом. Однако Морозова была не рядовая ослушница.
В первой главе работы рассматривается история русского раскола и судьба Федосьи Прокопьевны Морозовой ставшей знаменем и символом старообрядцев. Вторая глава посвящена исследованию истории создания картины В. И. Сурикова «Боярыня Морозова». Главными источниками исследования являются работы И. Е Забелина «Домашний быт русских цариц», книга воспоминаний внучки В. И Сурикова Натальи Кончаловский «Дар бесценный», а так же работа Максимилиана Волошина «В. И. Суриков», которая представляет собой записанные Волошиным воспоминания самого В. И. Сурикова по работе над картиной. В работе используется статьи Красноярских искусствоведов В. И. Толпа стоит лишь в глубине сцены. Казалось бы, одинаковый символический знак, но на самом деле он имеет разное значение. «Боярыня Морозова» представляет собою новый этап в развитии суриковского колорита.
Она не хотела изменять старой вере. Рукой она изображает два перста. Там где розвальни прошли, картина толпы меняется органически. Это целый тип у менясоздан. Образы его одновременно статичны и находятся в движении.
Если сожгут ее на костре, говорила она, это будет для нее преславно и дивно. я на картинесначала толпу писал, а ее после. Долго искал Суриков Морозову: «В типе боярыни Морозовой — тут тетка одна моя, Авдотья Васильевна, что была за дядей Степан Федоровичем, стрельцомто с чернойбородой. Этот удивительный образ запал в его художественную память и душу.
Чуть меньше расстояние — сани стоят. Прасковья Фёдоровна часто возила маленького Васю к своим родственникам в село Торгашено. Пусть нос курносый, пусть скулы, – а все сгармонировано. Огромную композиционную работу над «Боярыней Морозовой» сам Суриков определял словом «утрясание».
Морозова, подняв руку, что-то крикнула людям на ходу. Очертания церкви на картине туманны: художник не хотел, чтобы она была узнаваема. По всему видно, что пришел он издалека, его сильная, коренастая фигураперепоясана широким ремнем, стянутые на груди веревки поддерживают большуюкотомку, в руках у него высокий посох с затейливой ручкой неотъемлемый спутникего странствий. Этот бродячий философ полон глубокого сочувствия к закованной в цепи боярынеФ. П. Композиция всегда была одной из основных проблем художественного творчества Сурикова. Когда в 1645 г. 17-ти летний Алексей венчался на престол, Борис Морозов стал его ближайшим советником.
Теперь ее усадили на дровни и решили повезти в заточение. Суриков сначала написал толпу, а затем стал искать подходящий типаж для главной героини. Купил он себе зеленый штоф и там уже клюкнул. И вот приехала к нам начетчица с Урала – Анастасия Михайловна. Все эти детали подчеркивают мотив насмешки над упорствующей раскольницей. В истории искусства бытует предание, что первоначально Суриков начал писать «Боярыню Морозову» на холсте меньшего размера, но почувствовав, что не в состоянии вместить на него всех задуманных персонажей, сделал снизу надшивку, где изобразил расстояние от края картины до розвальней и только после этого сани визуально «поехали», то есть стало ясно, «как тяжело этим саням пробиваться, пробираться сквозь толпу».
Все лицо мелко было. В левом углу эскиза изображена женская фигура, благоговейно распростершаяся на снегу. Критики было много. Композиция суриковских картин становится вот таким образом естественной — «такой, как в жизни», но вместе с тем она глубоко продумана: в суриковской композиции нет места случайности.
Первую Тарабукин назвал «диагональ победы» (преодоление препятствии, напряжение завоеваний)Вторую «диагональ поражения» Третья- «диагональ вступления, входа» Четвертая – «демонстрационная диагональ». Умозаключение Николая Михайловича Тарабукина с успехом могут быть применены к Боярыне Морозовой. И пусть боярыня будоражит своими яростным призывами толпу, пусть ее речи находят отклик в душах людей. А потом проверять надо: поделить глазами всю картину по диагонали». Всего сохранилось более 30 эскизов, где он искал верную композицию. Интересно, что Суриков, хорошо знакомый с историей казни Морозовой, очень сильно отклонился от исторических фактов. Светом пропитаны и одежды толпы и пейзаж и лица изображенных Суриковым людей.
Картина отразила только один эпизод в жизни опальной боярыни, а по сути, целую эпоху не только в истории церкви, но и всего русского общества. В народе говорили, что Морозова пострадала за веру. Это то, где черты лица сгармонированы. А мне Толстой с женою, когда «Морозову» смотрели, говорят: «внизу надо срезать, низ не нужен». Четырнадцать слуг боярыни, поддерживающих старообрядчество, были сожжены в срубе.
Жадно изучая натуру, Суриков никогда не становился ее рабом. (5)Таким образом, яркие впечатления детства и судьба неистовой Боярыни заставили Сурикова обратиться к ее трагической истории и в свою очередь, представить ее перед нами в обобщенном художественном образе. Практически одновременно арестовывают и ее сестру. Досталось и художнику за эту картину.
В противовес группе друзей боярыни (изображенных на первом плане справа) Суриков показывает здесь ее врагов. Сохранилась суриковская запись, перечисляющая литературные источники «Боярыни Морозовой»: статья Н. С. Тихонравова в «Русском вестнике» 1865 года, немногие страницы в книге И. Е. Забелина «Домашний быт русских цариц» и «Житие» протопопа Аввакума. Учитывая все это — удачное замужество Морозовой, роскошную жизнь, личную дружбу с царской семьей, — можно понять протопопа Аввакума, который видел нечто совершенно исключительное в том, что Феодосия Прокопьевна отреклась от «земной славы».
Мы не знаем, охотно несет он свою недобрую службу или просто выполняет приказ. Нравилось им, что я казак и не курю. На картине мы видим толпу людей, которая в большинстве своем сочувствует боярыне Морозовой. Но боярыня отказалась. Каменный храм построили в 1703 году.
Правая часть полотна занята «темными силами», границей которых является желтый платок женской фигуры. Морозова была ближайшей его последовательницей. Отопьет из штофа и насвет посмотрит. В этот жест несёт главный смысл в картине.
В морозовском имении Зюзино был разбит огромный сад, где гуляли павлины. Она сидит в розвальнях, на соломе. Тарабукина.
Сурикова. Но вскоре скончался её сын Иван. Мятежная боярыня намерена держать ответ только перед небом. Это и отразил художник на картине. стоят. Все на картине будто напряглось.
Морозовой. Но став монахиней в конце 1670 года, Морозова начала отказываться от участия в подобных «светских» мероприятиях. Но смеялись немногие.
(8). «В садике, за два часа», по словам Сурикова, он написал с нее этюд: «И как вставил ее в картину — она всех победила». Но Морозова твердила под пытками, что рада пострадать за истинную веру.
Ее глаза полны слез. В виде смеющегося купца слева на картине «Боярыня Морозова» изображён бывший дьяк Сухобузимской Троицкой церкви Варсанофий Семёнович Закоурцев. Перед смертью она попросила его выстирать ей сорочку.
Поиски продолжались, пока однажды к старообрядцам не приехала с Урала некая Анастасия Михайловна. Поиски композиции завершились лишь на самом холсте картины. Суриков ставит ту же тему на историческом материале. Она занималась благотворительностью, принимала у себя в доме странников, нищих июродивых. Тем временем Морозоав приняла постриг и стала именоваться инокиней Феодорой, что, конечно, усилило ее фанатизм и «стояние за веру».
Это была знатная боярыня – Феодосья Прокопьевна Морозова. И вот приехалак ним начетчица с Урала — Анастасия Михайловна. Въезжаем в селоПогорелое. Лицо ее представлено в виде строгого профиля. До принятия пострига Феодосия Прокопьевна даже присутствовала в «новообрядной церкви» на богослужении.
Ноги у нее скованы цепью. Чаще всего она состоит из ряда опорных точек, не позволяющих зрителю сбиться с намеченного пути. (7)Движения глаз зрителя начинаются с фигуры юродивого (вернее с его голой ступни). -потом подол нищенки и кромка платья княгини Урусовой переходят на услужливо подстеленной художником соломе. Свет неяркого, мглистого, морозного зимнего дня объединяет и связывает между собой все части композиции «Боярыни Морозовой». В отличие от «Утра стрелецкой казни», где композиция замкнута архитектурой, улица в «Боярыне Морозовой» неприметно уходит в голубоватую мглу неяркого зимнего дня. Одета боярыня в черный бархатный кафтан, отороченный мехом.
Это было абсолютно новой изобразительной проблемой, никем до Сурикова не решенной. Художник делал для своей картины много эскизов и набросков. Это математика. Знаете, что значит симпатичное лицо.
Описание картины словами не может передать ее истинную красоту и неповторимость. И мы становимся тоже невольными не просто соучастниками, свидетелями того, что видим, а мы входим в эту внутреннюю атмосферу картины. Рядом с юродивым странник — характерный тип русского «искателя правды». Картина была написана в колоритных, ярких и звучных тонах. Но ее лицо терялось на фоне многоцветной толпы.
По окончанию выставки ее приобрели для Третьяковской галереи за гигантскую сумму и больше «Боярыня Морозова» не покидала никогда галерею, где находится и в настоящее в Старообрядческие обычаи были знакомы Сурикову с малолетства. Я с нее написал этюд в садике, вдва часа. Под красочным слоем «Боярыни Морозовой» скрыта сложная, долгие месяцы длившаяся работа художника, который вначале нанес углем на холст всю композицию и потом тщательно проверял изменял и перерабатывал размещение основных масс, соотношение отдельных частей, позы и движения каждой фигуры. Там в Преображенском все меня знали.
Как мы уже видели, колорит имеет огромное эмоциональное значение в «Утре стрелецкой казни» и «Меньшикове в Березове». «Если только сам дух, времени соблюден, в деталях можно какие угодно ошибки делать. Прототипом Морозовой стала тётка Сурикова— Авдотья Васильевна Торгошина.
Этим жестом она показывает, что ее не сломили и она готова принять кару за веру. Ате, что кланяются, — все старообрядочки с Преображенского», — рассказывалСуриков. Однако.
(11) Это подтверждается исследованием профессора антрополога М. М. Герасимова, который пришёл к выводу, что на обоих этюдах фигурирует одно и то же лицо. Она действительно крестилась, крестилась двуперстно и ее цепи очень громко звенели. А мне Толстой с женой, когда «Морозову» смотрели, говорят: «Внизу надосрезать, низ не нужен, мешает». Это событие не забудется завтра, оно оставит в душах неизгладимый след.
И вот однажды В. И. Реставраторами и музейными сотрудниками легенда о надшивке холста не подтверждается. До этого художник долго не мог найти подходящее лицо— бескровное, фанатичное1, соответствующее знаменитому описанию Аввакума: «Персты рук твоих тонкостны, очи твои молниеносны и кидаешься ты на врагов аки лев»4. Даже старушки мне себя рисовать позволяли и девушки-начетчицы. Пробовал писать и лицо жены, а потом кактоувидел он начетчицу с Урала.
Это настоящая математика. Долгое время Суриков не мог найти типажа для боярыни. Образ боярыни срисован со старообрядки, которую художник встретил у Рогожского кладбища. Она к старой вере стала склонятся. "И как вставил в картину она всех победила".
Боярыня в действительности стала ярой противницей церковных реформ. Как и фигура Морозовой – это черный треугольник, противопоставленный с окружающей толпой. Но государь, не жестокий по своей природе, в этот раз оказался непреклонен.
А в изгибах полозьев, как они колышутся и блестят, какие извивы у них. (12) Колорит картины. Сам дух истории живет в его картинах. Вглядываясь в эскизы Сурикова и сравнивая их с окончательным вариантом, вошедшим в картину, можно заметить, что Суриков постоянно подчеркивает в разных этюдах определённые им заранее «виденные» черты.
Врагом Никона был протопоп Аввакум. Портретный этюд был написан всего за два часа. Присущее емуглубокое реалистическое чувство неизменно руководило им при отборе и обобщениивпечатлений действительности. Среди суриковских образов, быть может, один только рыжебородый стрелец из «Утра стрелецкой казни» по силе и выразительности выдерживает сравнение с боярыней Морозовой. Надо было найти расстояния от рамы до саней, чтобы пустить их в ход. Она почти не смотрит на боярыню. Суриков понемногу прибавлял внизу холста колею. Он всегда придавал большое значение лицу, видя в нём выражение человеческой сущности.
Мне кажется, что он поразительно похож на самого В. И Сурикова. Автор описывает в книге, как Морозову подвозили к воротам монастыря. Вот пять женщин в правой части картины.
И как ни напишу еелицо — толпа бьет. Этот момент был моментом подлинного вдохновения. Они в Медвежьем переулкежили — у них молитвенный дом там был.
Художнику легко далось изображение толпы, хотя в ней каждое лицо – индивидуальность. В дровнях на соломе лежала женщина, закованная в цепи. Главное же – точно вычислить расстояние от саней до нижнего края картины. Наконец прибавил последний кусок — и лошадь пошла», — рассказывал художник. Красота женских – это красота пробужденного чувства и сознания. Третьяковской галереи Татьяна Юденкова. Это был раскол из-за убеждений и веры.
А вот отдельные детали и лица он писал долго, мучительно всматриваясь в образы староверов и не находя именно тот образ, который сложился у него с детства, после услышанного рассказа о боярыне Морозовой. «Не идет у меня лошадь, да и только. События происходят в 17 веке. Ничего дурного не видел художник в их веселом любопытстве и равнодушии.
В центре эпизода – боярыня Морозова собственной персоной. На ее лице глубокая скорбь. Приглядел для работы соседний переулок.
(Закоурцев позировал Сурикову для этюда «Смеющийся священник» в Красноярске ещё в 1873 году). Благодаря картине «Боярыня Морозова» зритель раскрывает для себя всю силу загадочной русской души, полной страдания и трагизма. Суриков понял, что санную колею надо написать очень точно. Ее увозили в ссылку. Московские жители выходили на улицу, чтобы увидеть опальную боярыню. Еще на протяжении двух лет Алексей Михайлович опасался трогать непокорную боярыню. Сама того не замечая, она протянула руку, словно пытается задержать бег саней. очи твои молниеносны», — говорил о Морозовой ее духовный наставник протопоп Аввакум. Очень трудно ее лицо было найти.
Вслед за великим революционным мыслителем к той же тематике обратились русские художники-реалисты — В. Г. Перов, В. В. Пукирев (1832–1890) и многие другие. Суриков сначала написал толпу, а затем стал искать подходящий типаж для главной героини.
Но к основному черно-белому созвучию присоединяется удивительное богатство глубоких, напряженных фиолетовых, темнолиловых, огненно-красных, розовых, коричневых, желтоватых и яркосиних тонов в одеждах толпы и внимательно разработанных рефлексов и переходов цвета на снегу, в небе, на стенах домов и на лицах. Образ боярыни срисован со старообрядки, которую художник встретил у Рогожского кладбища. Согласно одной из трактовок, под воздействием примера боярыни «совершается душевное преобразование этих людей закаляется в них воля восстают неведомые душевные силы»6. В 17 лет вышла замуж заГлеба Ивановича Морозова, родственника правящей семьиРомановых, владельца усадьбыЗюзиноподМосквой.
Чудов монастырь, куда ее везли, находился в Кремле. Среди последних, как известно, было даже немало священников. Женщина, погибшая там от голода, теперь почитается российскими старообрядцами, как святая. Их окружают люди, глубоко сочувствующие героической женщине.
Без интереса отнесся Суриков и к трагическому изуверству раскольников, привлекшему внимание Мясоедова. (14)Благодаря уникальному колориту Сурикова, несмотря на всю его яркость, его герои никогда не выглядят «ряженными», а его композиции не кажутся театральными постановками. Имущество было конфисковано, а двое братьев сосланы.
Очертания церкви на картине туманны: художник не хотел, чтобы она была узнаваема. В Третьяковке этот этюд, что я с нее написал». Если приглядеться внимательно – в героине на самом деле есть что-то черное, птичье. В конце –концов, он уговорил свою тетю позировать для картины.
Ей пришлось пожертвовать сыном и добровольно сравнится с «простецами». «Персты твои тонкостны. Ее сестра умерла от истощения двумя месяцами раньше. (1) Феодосия Морозова. На нее поверх толпы смотрит Феодосия Морозова.
Триста лет назад по заваленным сугробами московским улицам ехали простые дровни. Контрастом черному пятну одежды Морозовой является белые рубище юродивого. Портретный этюд был написан всего за два часа. Всё их имущество было конфисковано в царскую казну.
Правда художественная не всегда соответствует правде фотографической, протокольной. На главной диагонали расположен и центр всей картины — фигура Морозовой. Прибавишь или убавишь лишний вершок холста – сани не поедут.
И мы. Цепями были скованы не руки Морозовой, она сама была прикована к этим цепям. Сюжет картины прост: дело происходило при царе Алексее Михайловиче. Эти слова заслуживают самого пристального внимания.
Эта работа, завершавшая настойчивые искания, долгое время хранилась в собраниисемьи художника и принадлежала к числу «заветных», не подлежащих продаже. Очень трудно ее лицо было найти.
Так родилась идея образа боярыни Морозовой, чей эскиз был нарисован с женщины-старообрядки. Боярыня Морозова стала основным символом раскола Русской православной церкви. На величественном полотне Василия Сурикова «Боярыня Морозова» Феодосия Прокофьевна Морозова изображена в тот момент, когда ее везут на допрос в Чудов монастырь. Таким был странник на картинеВ. Для полотна свойственны яркие пестрые цвета, насыщенные оттенки. Не смею, - отвечал стрелец.
И вместе с тем неоспоримо общечеловеческое, мировое значение «Боярыни Морозовой». За что ругали художника – телеканалу «МИР» пояснила заведующая отделом живописи второй половины XIX – начала XX вв. Этюд, принадлежащий Г. Т. Г., написан в технике «А ля прима» с натуры. Считается, что женский лик, сам образ боярыни, Сурикову навеяла ворона, вскинувшая крылья. Тогда царь приказал посадить ее в тюрьму и пытать, пока не раскается. Боярыня одета в дорогую шубу, а ее руки перевязаны цепями.
Полотно «Боярыня Морозова» раскрывает полную трагизма и загадочную душу русского человека. Черты его лица напоминают облик самого Сурикова. Морозову подвергли пытке. Это цветовая симфония подлинное открытие Сурикова.
По справедливому замечанию советского искусствоведа Н. Г. Машковцева, «в «Боярыне Морозовой» колорит возвышен до значения, равного значению пространственной формы. Я с нее написал этюд в садике в два часа. Ее сюжет переносит нас в середину 17 века. На их глазах совершается событие, равного которому они в своей жизни не переживали.
Неизвестно, смотрел ли царь Алексей Михайлович с дворцовых переходов, как провожал народ свою любимицу, как возглашала она анафему «нечестивцам», но в том, что мысль о Морозовой преследовала его, не давала ему покоя, сомневаться не приходится. Выросший в крае старообрядчества – Сибири, Суриков не раз читал «жития» мучеников, среди которых было и издание «Повести о боярыне Морозовой». В своих картинах он пытался отобразить историю «движимую и творимую самим народом». Морозова перекрестилась, поцеловала огорлие цепи и сказала: «Слава тебе, господи, яко сподобил мя еси Павловы узы возложити на себя». И чувствуешь здесь всю бедность красок».
Писать не Исус, а Иисус – с двумя и. Когда царь Алексей Михайлович задумал жениться, он назначил боярыню Морозову исправлять на свадьбе почетную должность. Например, креститься было велено не двумя перстами, как прежде, а тремя.
Их Суриков писал с большой любовью, так же как и последователей Морозовой. Позже Морозову канонизировали, сегодня она почитается у старообрядцев как святая. Была у меня одна знакомаястарушка — Степанида Варфоломеевна из старообрядок.
переулки все искал, смотрел и крыши где высокие. В девичестве она была Соковнина. До этого художник долго не мог найти подходящее лицо— бескровное, фанатичное, соответствующее знаменитому описанию Аввакума: «Персты рук твоих тонкостны, очи твои молниеносны и кидаешься ты на врагов аки лев».
А там ничего убавить нельзя — сани не поедут». Но справа от саней изображена толпа москвичей, пришедших проститься с опальной боярыней. Люди кланяются ее и смотрят ей вслед с благословением. Дородный московский купец и рядом с ним священник в лисьей шубе, злобно ощеривший свой беззубый рот, смеются над увозимой на допрос «еретичкой». Одни бегут за санями, другие стоят и скалят зубы. Вместе с тем экономнее и строже даются бытовые детали в частности исчезает изображение «стула», на котором в первых эскизах была помещена фигура Морозовой. Феодосия Морозова имела чин верховой боярыни, была приближённой царяАлексея Михайловича.
Одетая в строгое чёрное платье она вскинула вверх правую руку, ее пальцы сложены в двуперстие (знамение старообрядчества). Впереди на коленях старая нищенка. Это вот и есть то, что греки дали, - сущность красоты.
«Персты твои тонкостны очи твои молниеносны», — говорил о Морозовой ее духовный наставник протопоп Аввакум. Греческую красоту можно и в остяке найти». Художественная концепция Сурикова в полной мерепроявилась в «Боярыне Морозовой», произведении периода его творческой зрелости, наивысшего расцвета творческих сил. Дьяк повелел посадить ее на дровни Ее повезли через Кремль.
Впроцессе внутренней работы над картиной, в процессе собирания материала и вживания и изображаемо событие для художника наступал решиющий момент, когда был найден, увиден в натуре живописный образ как живописный синтез будущей картины, определивший основные цветовые отношения. Юродивый срисован с московского бедняка, который торговал огурцами, сидя на снегу. Лицо у боярыни бледное, под глазами темные тени, брови сдвинуты. На передвижной выставке 1885 года появилась (не дошедшая до нас) картина А. Д. Литовченко «Боярыня Морозова», вызвавшая, впрочем, единодушное осуждение со стороны художественной критики. Именно боярин выбрал для государя жену Марию Ильиничну Милославскую и на свадьбе играл первую роль — был у государя «на отцово место».
Прощаясь с толпой, боярыня уже не прикована к высокому стулу, а сидит на соломе. Может быть, потому, что над русской душой имеет непобедимую власть мученичество. Она, должно быть, вспоминает многие бедствия, которые ей суждено было пережить.
— В дровняхто красота какая: вкопылках, в вязах, в санеотводах. С наибольшей четкостью эти темы были развиты в знаменитом романе Чернышевского «Что делать. ». Но ее лицо терялось на фоне многоцветной толпы. Последней каплей для царя стал ее отказ от участия в его свадьбе с Натальей Нарышкиной.
За его широким поясом висит такая же старообрядческая "лестовка" (кожаные четки), как и та, что свисает с руки боярыни. Суриков неоднократно удлинял холст. Художник изобразил себя в толпе – в роли старого странника с длинным посохом, глядящего с большим сочувствием в сторону увозимой боярыне Морозовой. Каменный храм построили в 1703 году.
Многие вопросы и не могли быть решены в маленьких по размеру акварельных и карандашных эскизах. Эта толпа вся соучаствует в этом событии. Картина ожила.
Боярыню Морозову окружало не просто богатство, но роскошь. Стрелец стирал в реке сорочку, лицо свое слезами омывая. Интерес к судьбе русской женщины возник у Сурикова закономерно. Суриков иногда сознательно отходил от натуралистического изображения. Этот образ и вошел в картину. Одеяние женщины показано в резком контрасте с бледностью лица.
Одновременно Василий Иванович пишет ее предельно бледной. В истории искусства бытует предание, что первоначально Суриков начал писать «Боярыню Морозову» на холсте меньшего размера, но почувствовав, что не в состоянии вместить на него всех задуманных персонажей, сделал снизу надшивку, где изобразил расстояние от края картины до розвальней и только после этого сани визуально «поехали», то есть стало ясно, «как тяжело этим саням пробиваться, пробираться сквозь толпу»1. Ведь сколько времени я егоискал.
Урусова изображена без оков, она пешком идет за санями, сжав руки в молитвенном жесте. В русской живописи именно в эти годы появился ряд картин на темы истории старообрядчества: «Никита Пустосвят» В. Г. Перова (1880), «Самосжигатели» Г. Г. Мясоедова (1882), «Черный собор» С. Д. Милорадовича (1885). Прогрессивный историк Щапов первым разглядел скрытую за догматическими спорами о «двоеперстии» и «троеперстии» социальную сторону движения и привлек внимание науки к «церковно-гражданскому демократизму» и «народным гражданским бунтам под знаменем раскола».
На шапку накинут платок. До стрельца вы видите светлые тона одежд. Восхитительный и уникальный шедевр, который создал Василий Суриков, – Боярыня Морозова. Это мне преславно ибо этой чести никогда еще не испытала». Там, в Преображенском, все меня знали. Но фактически наследством малолетнего Ивана распоряжалась Феодосия Морозова. «Сидящие в санях фигуры держат их на месте.
Одним из существенных моментов в построении картины была передача движения. Она мне по типу Настасью Филипповну из Достоевскогонапоминала. Женщина одета богато, при этом руки ее закованы в цепи. Именно такую сцену художник выбрал и изобразил на своем холсте.
Нравилось им, что я казак и не курю. На голове у нее черная шапка, надвинутая на глаза. И как вставил ее в картину — она всех победила». Но и этот этюд не завершил работы. (1) Феодосия Морозова. Оставшись в 30 лет вдовой, «усмиряла плоть», носявласяницу (длинную грубуюрубашкуиз волос или козьей шерстиаскетыносили её на голом теле для умерщвления плоти). Морозову окружает атмосфера народной любви.
Реставраторами и музейными сотрудниками легенда о надшивке холста не подтверждается1. Но враги и насмешники одиноки в толпе. Даже старушки мне себя рисоватьпозволяли и девушкиначетчицы.
Боярыня Морозова отказалась присутствовать на ней, это вызвало гнев царя. Все в рефлексах, лиловых и розовых. Щеки запали, рот полуоткрыт, она что – то говорит людям, которые ее провожают.
Мать моя, помню все возмущалась: что это у нее все странники да богомолки. «В садике, за два часа», по словам Сурикова, он написал с нее этюд: «И как вставил ее в картину — она всех победила». Здесь и ребятишки, здесь и просто любопытствующие, здесь горячо сочувствующие ей.
А там ничего убавить нельзя — сани не поедут». С особым упорством «искал» художник образы своих героев. «Картина Сурикова удивительно ярко представляет эту замечательную женщину (боярыню Морозову. — Авторы). Здесь главный мотив — сострадание к мученице. В худощавой фигуре Ф. П.
Сюжет картины «Боярыня Морозова» Суриков взял из книги, в которой рассказывалось о том, как двух сестер, проповедовавших старообрядчество — Феодосию Морозову и Евдокию Урусову, за неповиновение официальной вере арестовали и сослали в Чудов монастырь. С верой, любовью и жалостью глядит она вслед боярыне. «На снегу писать – все иное получается.
Ее вскинутые пальцы рук не являются жестом отчаяния. Онасклоняется перед ним и именно в "обаятельной силе чужих мук" (по тонкомузамечанию писателя В. Никольского) одна из причин притягательности "БоярыниМорозовой", перед которой до сих пор склоняется суриковская толпа. Это сама героиня и юродивый.
А потом начнешь колею писать. «Боярыня Морозова» глубоко и ярконациональна и по содержанию и по созданным художником образам и по раскрытымздесь характерам и по своему живописному решению, по самой «музыке» цвета. Боярыню Морозову уже три дня держали под стражей «в людских хоромах» в своем московском доме. А когда все точка в точку – противно даже», – говорил Суриков. (6)Согласно данным современной психологии восприятия основную информацию об объекте несет контур. По приказу царя Алексея Михайловича за свою приверженность к старой вере была арестована. Еще очень много неизведанного и интересного в данном сюжете, который написал Суриков.
Среди персонажей картины особенно выразителен юродивый, благословляющий боярыню двуперстным знамением креста. В ту пору в русской церкви произошел раскол. Впрочем, чего гадать. Подперев рукой щеку, задумалась старуха в расшитом платке. Она к старой вере стала склоняться.
В русской общественной мысли шестидесятых-семидесятых годов, в литературе, в передовой публицистике и в искусстве значительное место занимает круг тем, объединенных так называемым «женским вопросом». Одни люди всецело подчинились новым правилам в полном соответствии с Флорентийской унией (договором, заключенным между католической и греко-православной церковью на Ферраро-Флорентийском соборе), среди других было немало сочувствующих. Ее лишили имущества и вместе с сестрой Евдокией Урусовой и слугами заточили в земляную тюрьму Боровского городского острога (ныне Калужская область). Так же опрашиваемые были уверены, что художник сочувствует своей героине. На заданный вопрос: «На чьей стороне Суриков. », - мне отвечали: «На стороне Морозовой. » Однако, мало кто объяснил причину такого своего мнения. В основном, в ответах было то, что среди сторонников боярыни больше привлекательных людей, что сторонников вообще больше, что готовность идти на смерть за свои убеждения вызывает уважение. В исследовательской литературе, в частности у Натальи Кончаловской и утверждается, что Суриков написал профиль странника с посохом с себя. Основную роль и здесь сыграли пропорции. (8) Церковь.
Еще писатель В. Гаршин, увидав 100 лет назад на выставке полотно художника, предсказывал, что потомки будут не в состоянии «представить себе Феодосию Прокопьевну иначе, как она изображена на картине». Вдруг лошадь дернула, розвальни качнулись на ухабе, накренились и – пошли. (16) Икона «Богоматерь Умиление». О мятежной боярыне Суриков впервые услышал в детстве от крестной матери Ольги Дурандиной. С нее инаписал этюд, подписанный 1886 годом и носящий название «Голова боярыниМорозовой».
(Её муж, Степан Фёдорович изображён на картине «Утро стрелецкой казни»— стрелец с чёрной бородой). Образ Морозовой является, бесспорно, наиболее сильным и впечатляющим в картине. Вон пишут на снегу силуэтами А на снегу все пропитано светом. Это по большей части подростки. В какой – то момент терпение царя лопается и боярыню Морозову арестовывают. Оба брата Морозовы, Борис и Глеб имели огромное состояние и после их смерти оно досталось сыну Глеба и Феодосии Морозовых – Ивану Глебовичу.
Женщины в картине все обращены к Морозовой и лица их словно расцветают невиданной красотой, которая не потухнет и не исчезнет даже тогда, когда событие кончится и начнутся будни. Его ничтожество особенно убедительно в соседстве с остальными персонажами. В Чудовом монастыре состоялся — еще один допрос, опять ни к чему не приведший. Всё это возникало в памяти Василия Ивановича зримо и ощутимо и было связанно с женщиной – яркой, пугающей своим фанатизмом и восхищающей своей духовной красотой. (4) «Боярыня Морозова» была задумана еще раньше «Меньшикова», сейчас же после «Стрельцов». Его лица не видно.
Судя по первым эскизам, Суриков поначалу собирался, в соответствии с источниками изобразить на заднем плане здания Кремля, но потом решил перенести место действия на обобщенную московскую улицу XVII века и сосредоточиться на разнородной толпе горожан. Боярыня Морозова была противницейреформ патриарха Никона, тесно общалась спротопопом Аввакумом, который был апологетом (защитником) старообрядчества. 1669 год — царица скончалась. Только я на картине сперва толпу написал, а ее после. Суриков увидел одну приехавшую с Урала раскольницу и понял: это она.
У него тут косички подвязаны. Все лицо мелко было. Ее образ централен по смыслу, по той роли, которую играет в картине. После пыток на дыбе, мучимая голодом, она скончалась. (2) «В типе Боярыни Морозовой тут тетка одна моя – Авдотья Васильевна, что была за дядей Степаном Федоровичем Торгашеным.
В 1671 г. состоялась свадьба царя Алексея Михайловича и Натальи Нарышкиной. В движении есть живые точки, а есть мертвые. За этот отход от исторической правды Сурикова тоже критиковали. Сейчас «Голова боярыниМорозовой» находится в Третьяковской галерее. Смертельно бледное изможденное, с горящими глазами, трепещущими ноздрями инервными губами, лицо боярыни полно такой страстной убежденности, воли и огня, чтоот него трудно оторваться.
В образе княгини Евдокии Урусовой художник обобщил всех старообрядцев, добровольно принявших мученическую смерть во имя своей веры. Глаза ярко выражены и горят внутренним светом. Сложная живопись неба, снега и особенно человеческих лиц, так чувствительных к световым рефлексам, создает ощущение необыкновенной жизненности сцены, представленной в картине. Художник сумел показать фанатичную преданность идее, безусловную веру в собственные идеалы. Крестным ходом шествовать не по солнцу, а против солнца. Облик боярыни Морозовой в национальной памяти соединен с любимой народом картиной В. Сурикова.
(8) Церковь. Онабыла особенно дорога художнику. В последствии всего этого она тайно приняла постриг у старообрядцев, где ее нарекли именем Феодора, тем самым удалилась от посещения светских и церковных мероприятий. Вот таким образом, по его словам, «.
Важно найти замок, чтобы все части соединить. Всего сохранилось более сотни подготовительных этюдов к картине, в основном портретных.