Написана картина в не свойственной ранее Перову манере. Уже в ранних картинах Перова появились столь характерные для него острые темы и сатиры, художественная критика увидела в нём прямого наследника Федотова. Поэтическая картина, которую как-то подглядел Перов, гуляя по лесу. Василий Григорьевич Перов – живописец, один из родоначальников жанровой картины. В двадцатых числах января 1866 года Василий Перов написал картину «Тройка.
Основной целью поездки Василий Перов считал совершенствование техники, но осознавал, что не может «исполнить ни одной картины, которая, на его взгляд, была бы удовлетворительна». Птицелов картина где Василий Перов показал душевный трепет заядлых птицеловов, с азартом ожидающих попадание птиц в западню, за это произведение художник получает долгожданное звание профессора. Еще не закончив писать картину Проводы покойника, Перов задумал другую – показать только детей, детей мастеровых, детей московской улицы. Персонажи Перова, — в том числе крестьянин «Фомушка-сыч» (1868) или купец И. С. Позднее Василий Перов сгущает общий психологический тон своих картин, в сюжетах, посвященных самой беззащитной части народа явственно звучат обвинительные или трагические ноты.
За картины «Тройка» (ГТГ) и «Приезд гувернантки в купеческий дом» (ГТГ) в 1866 Перов был удостоен звания академика. Василий Григорьевич Перов, картины которого представляют собой «энциклопедию» русских типажей, понятен, прозрачен и народен. Картины Перова постоянно сопровождают детей, встречаясь в репродукциях учебников, на выставках, в средствах массовой информации. Картина Василия Перова – насыщенный и увлекательный рассказ о коротком мгновении, вобравшем в себя очень многое. Часы, проведенные на рыбалке, в срок жизни не входят – разве не об этом написал свою картину Василий Перов.
«зритель отходит от картин Перова, получив своеобразное наслаждение, похожее на то, которое получается от прочтения меткого и точного психологического анализа». В 1861 году на выпускной конкурс Перов выставил картину Проповедь в селе (1861). Самая знаменитая картина Перова.
В картине Перов ярко раскрывает зрителю характеры трех охотников отдыхающих на привале после интересной охоты. Перовские картины знакомы всем с детства и кажется, что все творчество художника не вызывает вопросов. Рыболов картина – здесь Перов душевно с некоторой иронией характеризует обычного рыбака на берегу реки, страстно следящего за поплавком в ожидании затянувшегося поклева.
Вокруг этой картины Василия Перова с момента ее появления горели нешуточные страсти: В. Стасов сравнивал полотно с лучшими охотничьими рассказами И. Тургенева, а М. Салтыков-Щедрин обвинял художника в излишней театрализации и неестественности персонажей. Однако Перов не просто продолжил начатый П. Федотовым жанр социальной сатиры, он внёс в бытовую картину новое содержание. Существенное влияние на формирование творческой личности Перова оказали картины Федотова.
Картины Василия Перова и его необычное творчество имели огромное влияние для общества того времени, побуждающее к новому осмыслению и пониманию мира, где присутствует справедливость, добро и понимание. Перовская картина «Приезд станового на следствие» получила большую серебряную медаль в 1857 году. В картине «Тройка» Перов выступает против социальной несправедливости, обрекающей детей на нищенское, голодное существование. На смену обличительным работам Перов пишет картины в которых художник изображает простые сценки, любимых занятий и страстных увлечений простого народа.
Оба покинули училище в 1882 г. Многие картины Перова П. М. Еще большей силы эмоционального воздействия и художественного лаконизма достиг Перов в одной из наиболее значительных своих картин «Последний кабак у заставы».
Столпившиеся за его спиной домочадцы каждый по-своему смотрит и оценивает приезжую. Вдокументах ончислился как Васильев— пофамилии крестного. В 1870-х гг. Портреты Перова отличаются удивительной простотой искренностью и правдивостью.
Таков «Фомушка-сыч» (1868, ГТГ). Некоторое время он был записан на фамилию «Васильев», полученную от имени крёстного отца. В 1861 году за дипломную картину «Проповедь на селе» Перов получил Большую Золотую медаль и право на заграничное пенсионерство. В 1871 г. состоялась первая выставка художников-передвижников.
В1870-е годы остросоциальных работ уВасилия Перова стало меньше. За «Птицелова» (1870) он получил звание профессора, а также место преподавателя в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Он сумел воплотить в художественных образах подлинно народные типы. Художник, комментируя картину, указывал на «бессовестное любопытство» этого отвратительного персонажа. В 1865 году из-под его кисти одна за другой вышли картины «Тройка» и особенно популярная работа «Охотники на привале». Одним изсамых известных портретов стало полотно сФедором Достоевским.
Еще до «Тройки» Перов написал картины «Дети-сироты» (1864), «Мальчик-мастеровой» (1864), «Очередная у бассейна» (1865) и «Проводы покойника» (1865). Справа – недоверчивый слушатель, один из Охотники на привале. Картина, переполненная эмоций и кричащая о бедственном положении детей, вынужденных заниматься тяжелым физическим трудом, пребывая в голоде и в холоде, сразу же оказалась востребованной в обществе, уже прочитавшем и вовсю обсуждавшем «Униженных и оскорбленных».
В особенности ему удалась серия картин, героями которых были дети. Но именно «Тройка» вызвала особый резонанс в московских интеллигентских кругах, быстро получив известность и в Санкт-Петербурге. Скончался Василий Григорьевич Перов 29 мая (10 июня) 1882 года в селе Кузьминки (ныне Москва). С удивительной тонкостью и особой проникновенностью написаны художником портреты видных деятелей: доктора В. В. Бессонова (1869, ГТГ), поэта А. Н. Майкова (1872, ГТГ), писателей И. С. Тургенева (1872, ГТГ) и В. И. Даля (1872, ГТГ). По засыпанной снегом ухабистой дороге трое подростков везут обледеневшую бочку с водой.
У отца была собака и вот таким образом собирались у нас: Дмитрий Павлович, Николай Михайлович и доктор Бессонов В. В. Они изображены Перовым («Охотники на привале»). Василий, так был назван при крещении ребенок, не мог носить фамилию отца. ВойтиПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиМузеиПерсоныХудожникПерсонаВасилий Перов Годы жизни: 02 января 1833 — 29 мая 1882Страна рождения: РоссияСфера деятельности: ХудожникВасилия Перова один изего учеников называл «подлинным певцом скорби». Работа продолжалась с 1873 по 1879.
За «Тройку» и «Приезд гувернантки» Перов получил звание академика по живописи народных сцен. Однако художника мнение критиков несмущало ив1862 году оннаписал следующее социальное полотно «Чаепитие вМытищах». Островского и Е. П. Картина была написана. Спор о вере» (1880-1881), так и остались незаконченными. Ученики-мастеровые везут воду» (1866), «Последний кабак у заставы» (1866), «Приезд гувернантки в купеческий дом» (1866) «Утопленница» (1867) и др.
Фрагмент. В январе 1862 года Перов на средства Академии художеств был отправлен за границу. Хозяин дома надменно рассматривает девушку. Колорит Перова обрел новую, более острую, тональную выразительность в таких картинах, как «Проводы покойника» (1865) и «Тройка.
Ее антиклерикальная сущность абсолютно очевидна. Различные по характеру и происхождению люди населяют картины Перова. Поиски новых средств видны и в колорите. В этом сообществе художник состоял шесть лет и покинул его в 1877. Картина «Тройка» написана в 1866 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве.
Художник был поражен, насколько мальчик подходил по своему типу для его картины. Охотники на привале, 1877 г. По окончании училища Перов написал картины «Сельский крестный ход на Пасхе», «Проповедь в селе» и «Чаепитие в Мытищах», которые вызвали большой интерес в обществе, так как каждая воспринималась как контрольный «выстрел» в человеческое малодушие и лицемерие. Там, как и на родине, его интересует прежде всего жизнь бедноты. Создав целый ряд превосходных изображений деятелей русской культуры, в том числе А. Н. Островского (1871), В. И. Даля (1872), Ф. М. Достоевского (1872) и других. Ступина, по окончании которой поступил в Московское училище живописи и ваяния.
Тимашевой. Это полотно художник представил на выставку Общества Поощрения Художеств вместе с другой своей картиной, написанной на отвергнутый училищем сюжет, — «Сельский крестный ход на Пасху» (1861), принесшей Перову шумный успех и снятой с выставки властями за оскорбление духовенства. Их заочное знакомство состоялось в начале 1860-х годов, когда Ф. М. Достоевский выделил в своем отчете об академической выставке картину «Проповедь в селе». Продолжая развивать эту же тему, он завершает картину «Сельский крестный ход на Пасхе» (1861, ГТГ) – одно из наиболее обличительных и смелых полотен в русской живописи.
Они не потребовали возмещения даже стоимости железнодорожных билетов. Осенью 1862 года Перов женился. При этом дети одеты явно не по погоде, но это единственная их одежда. Картина явилась характернейшим произведением искусства нового направления. Звание академика живописи ИАХ.
Однако замысле не был осуществлен. Он едва не бросил Училище и не уехал из Москвы, но счастливый случай спас художника. После этого художник специально написал портрет Васеньки (по другим сведениям – дописал сделанный с натуры эскиз) и подарил его крестьянке. Впоследствии местный дьяк, обучавший парня грамоте, заметил усердие ученика во время занятия каллиграфией и прозвал его «Перовым», что затем преобразовалось в фамилию и было закреплено на официальном уровне. Прянишниковыми И. И. Он был внебрачным сыном прокурора Г. К.
Впереди важно стоит с тупым выражением лица хозяин дома и нагло рассматривает товар. Среди зимнего поля лошадка понуро тянет дровни с дощатым гробом, прикрытым рогожей. Как известно, Перов запечатлел этого мальчика на своей картине (в середине) и через некоторое время мальчик умер. Эти увлечения разные.
Ее в упор рассматривают купеческая семья. Начинается тихое раннее утро. В. Г. Фрагмент с дичью. С 12 лет он учился в Арзамасской художественной школе, а в 1853 году поступил в МУЖВЗ.
Они часто ездили на охоту по птице. Втомже году Перов написал еще одну картину сосхожим сюжетом— «Сельский крестный ход наПасхе». От конкретных жизненных наблюдений Перов сумел подняться до глубокого обобщения горькой доли русского крестьянина. В первоначальном эскизе (1875, ГТГ) художник намеревался показать вооруженных пугачевцев, приближающихся к помещичьей усадьбе.
Но самой яркой и узнаваемой в этом цикле безусловно стала картина «Охотники на привале». Тема города еще сильнее прозвучала в картине «Утопленница». Они свидетельствуют о возросшем профессиональном мастерстве. Суровые краски зимнего пейзажа усиливают безотрадное впечатление от картины.
Василий Перов сам был страстным охотником и тема охоты ему была хорошо знакома. По некоторым версиям, картину однажды облучили рентгеном, чтобы разгадать ее тайны. А вот Ф. Достоевский не соглашался с критическими отзывами: «Что за прелесть.
В. Перов. В 1870-е Перов задумал трилогию, посвященную пугачевскому бунту. Любопытна история, которую подтверждают несколько источников, включая самого Третьякова. Лица их бледны измождены. Однако не каждый мог себе это позволить, а кто мог – предпочитал заниматься живописью. Ученики мастеровые везут воду" (показана безотрадная жизнь подростков-мастеровых. Созерцая простых обывателей с их отнюдь не героической, но все же «человечкиной» душой, Перов здесь —если говорить о литературных параллелях — приближается к Н. С. Лескову.
Своим живописным мастерством Перов подчеркивает непреходящее значение этих понятий. Его работы получались простыми иреалистичными, сострогой композицией исдержанным колоритом. Настоящих высот Перов добился в эти годы в жанре портрета. Возложенные обязанности исполнялись им со всей добросовестностью, до самой его кончины. Через некоторое время полотно сняли свыставки идаже запретили демонстрировать вРоссии.
Среди художников-передвижников, отдавших свой талант служению «музе гнева и печали», особое место занимает Василий Григорьевич Перов (1833-1882). По своей коллизии и сатирической направленности близка искусству П. А. Федотова. Герои картин о «тихих страстях» вызывают чаще всего улыбку, полную юмора или доброй иронии.
Отец – внимательно, а Бессонов – с недоверием». Мягкой юмористической разрядкой на этом фоне кажутся жанровые композиции 1870-х годов («Птицелов», 1870 «Охотники на привале», 1871 «Рыболов», 1871 все — Третьяковская галерея). Искусство Франции. Ссутулившись иобхватив руками колено, писатель отрешенно смотрит вугол комнаты. Художник повествует о нелёгком труде детей из бедных семей.
Среди учеников Перова (когда он преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества в 1871-1882 годах) были Н. А. Касаткин, С. А. Коровин, М. В. Нестеров, А. П. Дело происходит на морозе и Перову удалось показать это изобразив на бочке сосульки, в которые превращается выплескивающаяся за края вода.
Справа – центральный персонаж Охотников на привале. Портрет является вершиной портретной живописи Перова, биографическим портретом писателя. Знаменательным становится 1870 год: Академия художеств удостаивает званием профессора (работы «Странник», «Птицелов») вступает в Товарищество передвижных художественных выставок.
Камынин (1872 оба — там же), полны особой внутренней значительности вне зависимости от своего социального и культурного статуса яркая индивидуальность порой сочетается в них с беспрецедентной (для русской портретной традиции тех лет) напряженностью духовной жизни иногда на грани мучительного трагизма (как в портрете Ф. М. Достоевского). Премии ОПХ и МОЛХ. Портрет В. Бессонова, 1869. История зарубежного искусства. Особенной популярностью пользуется картина «Тройка» (1866 г. ) В. Г. Перова, рассказывающая о беспросветной жизни ребят, отданных в город обучаться ремеслу Холодный зимний пасмурный день.
Колорит стал одним из активнейших средств раскрытия содержания произведения. Причины, побуждающие просить меня обэтом, япостараюсь здесь представить: живя заграницей почти два года и несмотря навсе мое желание, янемог исполнить ниодной картины, которая былбы удовлетворительна, — незнание характера инравственной жизни народа делает невозможным довести доконца ниодной измоих работ». Узнав о бедственном положении юноши, преподаватель Училища Е. Я.
Перов выступил здесь подлинным «поэтом скорби», как назвал его художник М. В. В русской живописи она одна из самых драматичных. 1866 – ""Тройка". В первоначальном карандашном эскизе (ГТГ), а также эскизе маслом (ГРМ) страдание детей было показано более резко. Нестеров.
В последние годы жизни художник обратился к исторической картине. В 1871 году в Петербурге открылась Первая передвижная выставка, на которой были две его картины – «Охотники на привале», «Рыболов» – и портреты А. Н. Перов будучи казначеем московского отделения допустил копеечную неточность в отчете.
Однажды у Тверской заставы он увидел усталых пешеходов – старушку с мальчиком. Образ Достоевского удался благодаря мировоззренческой близости писателя и художника. Репина. Фанни под 30» и других, в которых художник повествует об истории создания многих своих картин.
В Париже Перов пробыл недолго и в 1864 году вернулся в Москву. В роли «враля», увлеченно рассказывающего небылицы, выступил врач Дмитрий Кувшинников, большой любитель ружейной охоты – тот самый, который послужил и прототипом доктора Дымова в «Попрыгунье» Чехова.
Предполагалось, что сопровождающими будут поочередно члены Товарищества. В. Перов. Дети испытывали в те времена голод и холод.
Однако законченные исторические картины Перова («Суд Пугачева», 1875, Исторический музей, Москва, вариант — 1879, Русский музей «Никита Пустосвят. Студент уступает совету и предлагает сюжет «Проповеди в селе», за который получает желаемую награду, дающую право на пенсионерскую поездку. Одна за другой появляются картины «Проводы покойника» (1865), «Тройка. Художественная правда должна говорить сама за себя, а не с помощью толкований».
Почти год её бескорыстно сопровождали Василий Перов и Григорий Мясоедов. Однако два больших полотна, начатых им, «Суд Пугачева» (1875) и «Никита Пустосвят. Автопортрет, 1870. Но подлинной вершиной портретного творчества является портрет Федора Михайловича Достоевского (1872, ГТГ).
Парижские художники, скульпторы, архитекторы, мастера гравюры. Утро чиновника, получившего первый крестик". Петербургское отделение в обход московского наняло сопровождающего. Большое значение в этой работе имеют жесты персонажей, с помощью которых художник создает психологические портреты своих героев: растопыренные руки рассказчика иллюстрируют его «страшную» историю, ухмыляющийся простолюдин недоверчиво почесывает голову, левая рука молодого слушателя напряженно сжата, правая рука с папиросой замерла, что выдает увлеченность и простодушный ужас, с которым он слушает небылицы. Эти работы были популярны у публики, но ни одна из них не стала значительным явлением. У входа в кабак Расставание понуро стоят две лошади, запряженные в крестьянские дровни.
В. Г. Это подтверждает в своих воспоминаниях и А. Володичева – дочь Нагорнова. К тому времени его произведения значительно возросли в плане живописного мастерства.
Слева – В. Перов. Птицелов, 1870. Слева от него стоит сын. Одиноко стоит в центре комнаты сама молодая девушка. Кувшинников рассказывает, отец и Бессонов слушают.
Купчик под стать своему отцу: всей позой выказывает неуважение к гостье. За исповедование передовых идей его освобождают от казенной службы. Критик В. Стасов восхищался работой.
После долгих уговоров она согласилась. Они естественны по композиции, строги и скупы по колориту. С весны 1863 жил и работал в Париже. «Портрет этот не только лучший портрет Перова, но один из лучших портретов русской школы вообще», – писал Крамской. После этих работ юность художника закончилась, а над его головой нависли неприятности.
Перов предложил женщине и ее сыну пригласить их в Москву, когда картина будет готова. Были и другие обиды и разногласия. Это усиливает впечатление неприглядности жизни старой русской деревни. Первое её название – «Ученики мастеровые везут воду». Василий Григорьевич Перов краткая биография.
Одна из главных вещей, которые написал на эту тему Василий Перов – «Рыболов» (1871), который был представлен в том числе и на Всемирной выставке в Вене в 1873 году. Крамского и И. Е. Сила символико-психологического обобщения — и соответственно параллели с прозой Достоевского, — еще более значительны в «Утопленнице» и в особенности в картине «Последний кабак у заставы» (обе — 1868, там же). Во многих семьях дети трудились наравне со взрослыми. он создал так называемую «охотничью серию»: картины «Птицелов», «Рыболов», «Ботаник», «Голубятник», «Рыбная ловля». Это прежде всего крестьянские портреты. В 1861 году, уже сложившимся мастером бытовой живописи, Перов заканчивает Училище и получает Большую золотую медаль за картину «Проповедь в селе» (ГТГ), принесшую ему известность.
От эпохи романского стиля и готики средневековья до современности. И буквально в те же дни, когда Перов написал это полотно, Достоевский начал печатать в журнале «Преступление и наказание». Пейзажный фон пронизан тоскливым настроением. Когда же в 1868 году срок закончился, его продлили еще на два года. Василий Перов родился в1834 году всибирском городе Тобольске. Прототипами охотников стали реальные люди, знакомые Василия Перова.
Вдоль стены, по улице вверх трое детей везут на салазках огромную обледенелую бочку с водой. Перов исполнял обязанности казначея опять же бескорыстно. Отцу дают место управляющего в крупном помещичьем уезде. Он побывал во многих музеях Берлина, Дрездена, Парижа изучал полотна старых мастеров. Картины Василия Перова и его необычное творчество имели огромное влияние для общества того времени, побуждающее к новому осмыслению и пониманию мира, где присутствует справедливость, добро и понимание. Вэтот период онписал полотна сосценками изжизни русской провинции— «Птицелов», «Охотники напривале», «Ботаник»— ипортреты.
Любовь к искусству проявилась у мальчика очень рано. На момент создания портрета писатель прошел гражданскую казнь, каторгу, написал великие произведения о трагическом мире «униженных и оскорбленных». Любовь к анекдоту сохраняется у Перова и позже (картина «Приезд гувернантки в купеческий дом», 1866, Третьяковская галерея, Москва). Начальное обучение мальчик получает от матери и нанятого дьячка. Василий Перов (1834-1882).
Эскиз программы на большую серебряную медаль был отвергнут академическим советом за "непристойность" в изображении духовных лиц. В простой домашней обстановке изображен А. Н. Островский (1871, ГТГ). Сзади бочку толкает взрослый мужчина-мастеровой и даже ему приходится напрягать все силы.
В эти годы были написаны такие картины, как «Музыканты и зеваки», «Нищий на бульваре», «Шарманщик», «Савояр», «Продавец статуэток» и другие. Для участия в конкурсе на Большую золотую медаль Перов задумывает взять сюжет «Сельского крестного хода», но академический совет за «непристойность изображения духовных лиц» отвергает его замысел. Удачей было для крестьянской семьи отдать ребёнка в город в подмастерье к ремесленнику. Рассматривают гувернантку и любопытные слуги, но отношение к ней уже другое, не хозяйское. Общение Перова с учениками, съехавшимися отовсюду, большая и искренняя дружба с И. М. Перов с трудом уговорил старушку-мать позволить написать сына, та все боялась, что это великий грех.
За пристрастие к каллиграфии дьячок дает мальчику прозвище «Перов», которое впоследствии станет его полноценной фамилией. Перова привлекают люди с яркой индивидуальностью, богатым внутренним миром. Запокупку «бездуховного» полотна ему грозило неодобрение Священного Синода, аПерову— ссылкой вСоловецкий монастырь.
Худенькие, полные крайнего напряжения детские фигурки одеты в лохмотья. В последний путь провожает семья родного человека – мужа, отца, кормильца. Произведения Перова носят остросатирический обличительный характер. Перов сам был свидетелем изображенной трагедии. Дует сильный ветер. В. В. Стасов считал Перова прямым наследником и продолжателем Федотова.
Картина «Проводы покойника» пользовалась и пользуется большой популярностью. На темном фоне рельефно выделяется бледное лицо Достоевского. Не менее ценно и другое объединяющее эти полотна чувство – ощущение единения с природой. Появились лишь эскизы и вариант картины "Суд Пугачева" (1875).
В. Перов. Охотников на привале 1871. Перов тяготился заграничной жизнью истрастно желал вернуться домой. Слева – Д. Кувшинников.
Разразился скандал. В картине же 1879 года (ГРМ) и более раннем варианте 1875 года (ГИМ) он изобразил сцену расправы с помещиками. Начало 1870-х годов ознаменовалось переменой в творчестве: остросоциальные полотна уступили место жанровым зарисовкам провинциальных типов, написанных психологически достоверно, с массой интересных деталей: «Птицеловы», «Охотники на привале», «Рыболов», «Голубятник». 1861 – "Сельский крестный ход на Пасхе". В. Перов. Ее строгий, скромный костюм контрастирует с безвкусной обстановкой комнаты.
Тяжело придется бедной девушке в этой сытой, но бездушной семье. Жизнь на чужбине тяготила Перова, его тянуло на родину. Еще глубже по психологической характеристике портрет «Странника» (1870, ГТГ). Однако Павел Третьяков приобрел картину для своей галереи.
«Холод, пустыри, засыпанная снегом глушь, забвение и навеки безвестность, словно которая-то из миллионов птичек замерзла на дороге и никто о ней не знает, никому ни жизнь, ни смерть ее не были интересны – вот содержание этой картины», – писал В. В. Стасов. Васильев устроил его к себе на квартиру. Все сюжеты для своих произведений Перов брал из жизни, наблюдая ее со всех сторон.
Перов родился в Тобольске 23 декабря 1833 года. Ученики мастеровые везут воду» (1866 обе — там же) крестьянские похороны в первом случае и эпизод из жизни обездоленных детей-подмастерьев во втором предстают уже не просто социальной сатирой, но драмой об «униженных и оскорбленных», по смыслу своему общечеловеческой. 1860 – малая золотая медаль ИАХ за картину "Первый чин" ("Сын дьячка, произведенный в коллежские регистраторы").
На следующий год, В. Г. Перова назначают преподавателем училища живописи и ваяния. Чтобы оправдаться, он за свой счет нанял бухгалтера. Это проявлялось в том, что ученики сами выбирали темы для «программных» картин. Жена Кувшинникова Софья Петровна была хозяйкой литературно-художественного салона, в котором часто бывали В. Перов, И. Левитан, И. Репин, А. Чехов и другие знаменитые художники и писатели. Рябушкин и другие художники. В нем точно переданы индивидуальные черты и «следы» прожитых дней героя.
Ему принадлежит ряд рассказов, таких, как «Тетушка Марья», «Под крестом», «На натуре. Лица у детей изможденные, тяжесть им явно не по силам.