Это как соседние кадры на киноленте или в комиксе. В дореволюционном искусствоведении прочно установился взгляд, согласно которому творчество Сурикова, достигнув своей вершины в «Боярыне Морозовой», в дальнейшем неуклонно шло на спад. Движение играет главную роль на полотне. Наконец в 1897 году он приступил непосредственно к самой картине.
Русские «чудо-богатыри» изображены в полном обмундировании, с достойным оружием – штыками, пушками, кинжалами. Взгляд зрителя скользит вслед за спускающимися с гор солдатами. Дополнительные кадры – еще несколько солдатских портретов, прорисованных хуже или расположенных дальше, но идущих по тому же пути. Седой ветеран с Георгиевским крестом на груди с ужасом смотрит в пропасть. Все опасности, все трудности были преодолены и при таковой борьбе со всеми стихиями неприятель, гнездившийся в ущельях и в неприступных, выгоднейших местоположениях, не мог противостоять храбрости воинов, явившихся неожиданно на этом новом театре: он всюду прогнан. Снег у него под ногами превращался в кучки и дух захватывало.
Оно начинается где-то далеко, в ущелье. Картина выставлялась в Санкт-Петербурге, Москве и была приобретена императором. Эпические черты присущи уже ранним картинам художника, а трагическое звучание свойственно всем суриковским темам, кроме, быть может, только «Взятия снежного городка». В1797 г. Суворов был уволен в отставку без права ношения мундира.
После написания Суриковым картины «Переход Суворова через Альпы», на нее обратил внимание известный художник-баталист Василий Верещагин и в пух и прах раскритиковал ее, указывая на неправдоподобность деталей и манер солдат, офицеров и самого Суворова, на что Василий Суриков ответил, что эта работа создавалась не ради изображения исторической достоверности, а для того, чтобы еще раз подчеркнуть героический подвиг и мужество российских солдат под предводительством великого полководца Александра Суворова. Только пятном света выделен сам Суворов. В принципе, перед нами поход из жизни в смерть.
Н. при этом выругался) все равно». Иногда приходится утрировать, чтобы добиться нужного эффекта». Он преодолевается верой в командующего и волей, которая закалилась в боях. В судьбе большого художника личное неотделимо от общественного. Она построена по принципу движения сверху вниз.
Работа над картиной «Переход Суворова через Альпы» завершилась в 1899 году— в столетие итальянского похода Суворова. За эти непримкнутые по уставу штыки он впоследствии услышал много критики Но автор лишь хотел подчеркнуть, что у Суворова многое было «не по уставу» и при этом он оставался великим полководцем. На Двадцать седьмой выставке передвижников новая работа Сурикова, как обычно, оказалась в центре внимания. Что, согласитесь, с точки зрения учителя очень ценно. Великий русский художник работал над картиной с 1895 по 1899 год.
Живописцу было приятно, что его слава вышла за пределы горячо любимой родины: «Наконец-то, помаленьку узнают, что я такое. » Но, будучи патриотом, он хотел видеть свои полотна только в русских музеях. «Суворов в фельдмаршальском мундире» лишен, той стремительной энергии и оживленной веселости, которая так характерна для его облика. Должно выйти что-нибудь и интересное. Произведение В. И. Сурикова «Переход Суворова через Альпы» стало своеобразным гимном подвигу русских воинов.
Вероятно, с шуткой-прибауткой он посылает своих чудо-богатырей в бездну. А также – другое темное пятно в левом нижнем углу имеющее не такие четкие границы. На лице командующего написаны сложные чувства. А. В. Суворов на белом коне – как памятник самому себе.
В соответствии с этой системой он и стал реформировать русскую армию. Она занимает 2/3 холста. В «Суворове» глубины почти нет. Художник долго и тщательно работал над передачей стремления войска. Но всражении в Мутенской долинеСуворов нанёс поражение французской армии и вывел русскую армию из окружения, после чего она совершила переход через заснеженный труднодоступный перевалРингенкопф (Паникс), откуда направилась в сторонуРоссии.
В первом цикле преобладают черты трагедии, во втором — эпоса. Правда, художник добился сходства и сумел одушевить дыханием жизни этот «компилятивный» образ, но не смог выразить в нем содержание, соответствующее замыслу картины. Стенька по этому замыслу является единственной волей и характером картины (как и Суворов). Сперва тихо едешь, под ногами снег кучами сгребается. Суворов удерживает коня на выступе скалы и указывает своей треуголкой вниз. В то время Спиридонову было 82 года. Указанные мотивы хотя и различны по форме, но имеют закономерную связь, говорящую о наличии композиционного развития (движения) между этими структурными элементами композиции.
Такую гору должна преодолеть армия Суворова. По горе слева скатывается в пропасть вся русская армия. Где окажешься через несколько мгновений одному Богу ведомо. Но армия не сдалась. Живопись по самой своей природе вынуждена сконцентрировать все.
Разумеется, решение и здесь пришло не сразу. В картине нет драматической органичности, свойственной другим произведениям Сурикова., считаю для себя как художника свободу выше всего». Главное – не потерять ружье. Только с первого взгляда можно подумать, что спуск превращает солдатский строй в хаос. Рядом другие солдаты и их портреты – изображение одного процесса. Командир не смотрит на них.
Он любил солдат, разделял с ними все тяготы походов, был рядом в боях. Картина «Переход Суворова через Альпы» была приобретена императором за двадцать пять тысяч рублей. В 1901 году Василию Ивановичу Сурикову был пожалован орден Святого Владимира 4-й степени за картины «Покорение Сибири Ермаком» и «Переход Суворова через Альпы». На рисунке 5 четко видно светлое пятно, расположенное в правом верхнем углу картины. Он подбадривает своих воинов, указывая как лучше переходить. Самое главное в картине – это ощущение движения.
Вокруг – военный восторг тысячи жизней, ему повинующихся. Моментов утрирования в картине несколько. Ученики учатся придумывать, учатся рассказывать, выражать свои чувства. Его портрет тоже прорисован очень четко.
Тонкий психологизм – в передаче отдельных существенных деталей, таких как бледность лиц и вытаращенные от испуга глаза, глядящие в бездну впереди или рука, прижатая ко лбу, начинающая крестное знамение. Только перекреститься и положиться на милость Божью. Именно в этот год отмечалось столетие итальянского похода Суворова.
1799 год. Это полководец, о котором и песню сложили и сказку сказали. Материал литературы развертывается во времени и допускает такое количество деталей, которое немыслимо в изобразительном искусстве. Считается неправдоподобным такой спуск – солдаты могли поранить штыками друг друга.
Полководец еле удерживает коня на краю пропасти. Вскоре пришло письмо из Франции: Люксембургский музей желал приобрести одну из исторических картин, «отличающихся большим патриотизмом». Большинство критиков резко протестовало против этой картины и даже видело в ней «несомненный признак упадка замечательного дарования», а защитники обнаружились в том лагере, где Суриков менее всего желал бы их найти.
Подвиг под шутку полководца— так Суриков охарактеризовал свою картину. Он еще чувствует землю под ногами, он еще на что-то надеется. Несмотря на необъяснимую опалу, которой подвергся Суворов, работы по сооружению памятника не были остановлены и 5 мая 1801, уже после смерти императора памятник был установлен на Марсовом поле (в царствование императора Александра I памятник был перенесён на площадь между Мраморным дворцом и домом графа Салтыкова (ныне Суворовская площадь).
Ф. Ф. Спиридонов составлял родословную для Сурикова. Суриков долго работал над композицией Суворова. Потом вдруг слышно, как из пушки выпалит, это значит, какая-нибудь глыба рассыпалась. Хотя один из них на всякий случай закрыл лицо плащом. Всякое изложение недостаточно к изображению сей картины во всем ее ужасе».
Крутой каменистый обрыв покрыт снегом и вечным льдом. Это еще больше усиливает ощущение стремительного движения. В конце 1795 года Россия заключила союз с Англией против революционной Франции. В той же позе Суворов представлен и в карандашном наброске композиции.
Толстому было чуждо былиннопесенное, эпическое начало, пронизывающее суриковскую картину. Лицо Суворова обращено к лавине скатывающихся вниз людей, что создает впечатление его тесной связи с солдатами. Она затемнена и по ней медленно ползут серые облака. Вскоре ситуация изменилась.
Он подчёркивает героизм русских войск, действовавших в смертельно опасных условиях природы, представлявшей собою, по словам Суворова, «разверстые и поглотить готовые гробы смерти». Надо было придумать, как изобразить солдат в движении, а не просто сидящих на снегу. Непроизвольным жестом он осеняет себя крестным знамением.
Через динамику раскрывается и психология каждого солдата. Сам художник косвенным образом дал ответ на этот вопрос, указав, что он перешел «от драм к большой жизнерадостности» и почувствовал «необычайную силу духа» после того, как непосредственно прикоснулся к жизни народа в период пребывания в Сибири на рубеже девяностых годов. Вот таким образом Суриков и ответил на упреки Толстого: «так красивее». Этот солдат тщательно прорисован.
Суворову почти 70 лет, он на покое. Но, в основном, все до мелочей продумывал сам Суриков. Он говорил: «Русские прусских всегда бивали, что ж тут перенять. », «Пудра не порох, букля не пушка, коса не тесак и я не немец, а природный русак». Беспрецедентный случай в истории военных действий – поход в горы в зимних условиях – остался без смысла: кампания потерпела неудачу по вине австрийцев, обещавших оказать военную помощь.
3. Тебе скажу под строжайшим секретом: «Переход Суворова через Альпы» (Приложение 9. ). Суворов на белом коне остановился на самом краешке обрыва.
С таким мастерством передает Суриков переход Суворова через Альпы. Различие между этапами сводится лишь к перестановке акцентов. От знающего человека я узнал, что такой встречи в московской тюрьме произойти не могло. Именно на части со льдом автор показал армию скользящую вниз.
Первая группа воинов просто лавинообразно спускается вниз. Суриков осуществил то, о чем Иванов мог только мечтать. Суриков по своему обычаю «допрашивает вещи» и с удовлетворением отмечает в одном из писем, что достал в Петербурге подлинные мундиры павловских солдат. Именно им сейчас более всего нужна поддержка. Чтобы это узнать, в 1897 году Суриков поехал в Швейцарию и скатывался с горы.
«Переход Суворова через Альпы» был сложен передачей движения человеческой массы: у художника не было натуры. Первоначально Павел отказался от какого-либо активного участия в делах антифранцузской коалиции. Того, кто уже понял: ничего не изменишь. Два молодых солдата, которые отвечают на шутку Суворова жизнерадостными улыбками, формируют «оптический» центр картины. «Главное в картине— движение.
Выражения лиц, особенно лица Суворова, замечательно проработаны. Дело здесь не только в том, что убеждения двух великих художников были различны: Толстой не верил в возможность управлять массами и прославил Кутузова за его стремление подчиниться стихийным силам, а у Сурикова солдаты, «покорные слову полководца идут». В нижней части картины на первом плане изображён солдат, мчащийся вниз по склону. Славный полководец – на светлом коне. Но другого пути для русской армии нет. Устрашающее воздействие глубины художник передал через два среза.
Срезая верхний и нижний края картины, художник создает впечатление лавиноподобного движения, стремительного скольжения русского войска вниз, в бездну. Картину приобрел император за двадцать пять тысяч рублей, что позволило Сурикову в 1899 году свозить дочерей на Кавказ, а в следующем, 1900 году, – в Италию. Лошадь над обрывом горячится, тогда как этого не бывает: лошадь в таких случаях идет очень осторожно. Две недели длился этот героический переход, многие солдаты погибли. Были введены новая форма одежды, новый воинский устав.
Но этой перестановки акцентов оказалось достаточно, чтобы создать новое качество. Описывая в донесении Павлу I переход через Альпы, Суворов сообщал: «На каждом шаге в сем царстве ужаса зияющие пропасти представляют отверстые и поглотить готовы гробы смерти, дремучие мрачные ночи, непрерывно ударяющие громы, льющиеся дожи и густой туман облаков при шумных водопадах с камнями с вершин низвергавшихся, умножает сей трепет». В картине много необычного, прежде всего – обращение к крайне редко используемому в реалистической многофигурной композиции вертикальному формату. На картине «Переход Суворова через Альпы» изображены Альпийские высоты. Главное внимание уделялосьмуштревойск, смотрам и парадам.
Слева на коне – сам Суворов, с вдохновенным лицом и улыбкой, указывающий рукой дорогу. Таков, по-видимому, был первый замысел. Солдатская масса разнородна. Например, расчехлённые штыки солдат до сих пор остаются предметом критики.
Ни одна из картин Сурикова не вызвала таких противоречивых суждений, как «Переход Суворова через Альпы». Работа над картиной «Переход Суворова через Альпы» завершилась в 1899 году -- в 100-летие итальянского похода Суворова. Упреки Толстого имеют важное принципиальное значение. Сотрудникам этих газет было непонятно, что, показав Суворова как народного героя, Суриков разрушал слащавую и лживую легенду о Суворове как «царском слуге» и сусальном «отце-командире». Это подчёркнуто концентрацией вокруг них светлых красок.
На первом плане картины с отчаянной решимостью бросается в пропасть смуглый гренадер. Сбоку, возле самого края ущелья, на коне сидит Александр Суворов. Иногда приходится утрировать, чтобы добиться нужного эффекта». Его новаторство не было оценено современниками. В такой момент шутить. Старый солдат без треуголки правее и выше крестится.
Их лица суровы и решительны. Важнейшим событием этого года было возникновение основанного Лениным «Союза борьбы за освобождение рабочего класса», соединившего марксизм с рабочим движением. Его солдаты знали только одно слово: вперед. Тема народа объединяет оба цикла. На это Суриков ответил, что «так красивее». Переход через Альпы – это падение в бездну, крушение, содрогание земли и неба.
Их разговор имел важные последствия для романа. Первыми спускаются те, кто прошел с не один поход с Суворовым и доверяет ему. Суворов стоит здесь не случайно, так как понимает, что каждый из его отважных солдат посмотрит на него пред спуском, перекрестится, скажет: «С Богом. » и пойдет вниз. Ведь в народном эпосе правда и красота едины. Осенью 1895 года Суриков сообщал брату: Я задумал новую картину писать.
Так же отлична и композиция «Перехода Суворова через Альпы». Он все свое внимание обратил на «зеленую молодежь», которая находится позади старых вояк. Второй срез еще более впечатляет: на нем не видно, где кончается пропасть.
Главной ее удачей было, по мнении критиков, «сродство духовного начала» создателя картины и гениального полководца. «Толстой очень против был», — иронически рассказывал он впоследствии. Сперва тихо едешь, под ногами снег кучами сгребается. Холст, масло. Но на всех лицах имеется понятный страх.
Рядом с ними виден серьезный немолодой барабанщик. То, что казалось художнику самым значительным в период создания «Утра стрелецкой казни» и «Боярыни Морозовой», заняло второстепенное место в его поздних вещах, а эпические черты, возникшие еще в его раннем творчестве, развились в законченную систему в «Покорении Сибири Ермаком» и «Переходе Суворова через Альпы». Но этот уже начал падение и понял, что надежды на выживание у него почти нет.
Всего секунда отделяет его от того солдата, что изображен в центре картины. «Переход Суворова через Альпы» менее совершенен по живописи, чем предыдущие произведения Сурикова. Гора уступами написана замечательно. На картине изображено русское войско, которое скатывается с ледяной кручи. Это кажется неправдоподобным.
Швейцарские этюды также помогли художнику воссоздать передвижение персонажей. Он писал Александру: Льды, брат, страшной высоты. Впереди – бывалые, закаленные в сражениях воины.
Композиция картины очень динамична. Смирнов также имел белую лошадь, которую Суриков изобразил на картине под Суворовым. Передние воины сосредоточились на спуске с горы.
Г. Н. Смирнов также имел белую лошадь, которую Суриков изобразил на картине под Суворовым. Марксизм нанес окончательный удар народнической идеологии, которая уже с восьмидесятых годов вырождалась в «пошлый мещанский радикализм». Удивительно, но факт: этот поход не достиг своей цели (разгрома французских войск в Швейцарии), но героическийШвейцарский поход Суворова1799 г. стал великой страницей русской истории. Ведь с ними был великий полководец Суворов.
Словно дает подсказку: начинать следует отсюда. А вот тем, уже начали скользить вниз по склону им уже не до улыбок. Но и Суриков опередил свою эпоху.
Движущую силу истории он видел не в одиноких «критически мыслящих личностях», а в народе проповедь «малых дел», приведшая в сфере искусства к снижению идейного уровня произведений, появлявшихся на передвижных выставках, не повлияла на Сурикова. Я очень много думал над этой картиной. На шутку Суворова откликнулись двое солдат. Идущие за ними повернули головы в сторону полководца и пытаются услышать, что он говорит. Если бы Суриков исправил «ошибки», указанные ему Толстым, то картина стала бы изображением единичного эпизода, не смогла бы выразить то содержание, которое вложил в нее художник.
Русские солдаты, не раздумывая, шли за Суворовым, выполняли самые трудные задачи. Интересна фигура барабанщика, еще недавно задававшего темп движения армии. За мелкими «неправдами» Сурикова Толстой не заметил общей большой правды. 1899. Пользуясь этим случайным совпадением, реакционные правительственные газеты пытались приписать Сурикову «верноподданнические» намерения.
Она кажется беспредельно бесконечной зрителю и солдатам, вызывая ужас. В «Боярыне Морозовой» наряду с основной композиционной диагональю настойчиво выступают и другие разнообразные пространственные мотивы, уводящие взор зрителя в глубину картины. Общий тон слишком глуховат, в картине не достигнуто колористическое совершенство в изображении зимнего пейзажа, какое было присуще «Боярыне Морозовой» и «Взятию снежного городка». «Утро стрелецкой казни»Эта многофигурная композиция имеет и непростую конструкцию, очевидность которой может проясниться при простенькой компьютерной обработке репродукции – переводе ее в черно-белый режим (рис 5). Летом 1897 года Суриков посещает Швейцарию, где пишет этюды.
Далее, в глубине картины, выражения лиц спрятаны в тенях, падающих от горы. Суворов находится в левой верхней четверти картины. Он столь же торжественен и сейчас. Потом– прямо летишь, дух перехватывает».
В его небольшой фигуре столько мощи, силы, энергии. А чем ближе к переднему плану, тем оно становится интенсивнее. Трудно признать суриковскую реконструкцию удачной. Его голова обнажена как дань уважения подвигу солдат, а синий плащ развевается по ветру. Фигуры этих пятен (мотивов) намечены на рисунке 6 и обозначены на конструктивной схеме (рис. 7) как F и F1 соответственно.
Красота в сверкании. В нижней части картины на первом плане изображён солдат, мчащийся вниз по склону. Несмотря ни на что, его барабан в отличном состоянии, а в руке он сжимает палочки. 495 x 373 смКартина «Переход Суворова через Альпы» посвящена походу русской армии, преодолевшей в 1799, во время одной из первых войн с Наполеоном, неприступный альпийский перевал Сен-Готард.
Глубокое знание жизни и гениальное историческое чутье предохранили Сурикова от заблуждений поздней, зараженной народничеством, передвижнической эстетики. Но все вместе взятое не дало живописцу полноценного портрета. В 1898 году появился этюд, в котором современники видели прототипом Суворова, преподавателя пения Красноярской мужской гимназии Григория Николаевича Смирнова.
В октябре 1895 года, будучи в Красноярске, Суриков задумал картину «Переход Суворова через Альпы». Нельзя русскому солдату без штыка». Яркое полотно в духе демократического реализма. Начинаясь еще с ущелья и силой нарастания, переходит к переднему.
Потом— прямо летишь, дух перехватывает»— рассказывал Суриков. Летом 1897 года Суриков посещает Швейцарию, где пишет этюды. действие в одном-единственном мгновении и обобщает подробности извлекая из них самое важное, существенное и типичное. Пейзаж играет огромное значение в картине. Вот таким образом он поднят над толпой солдат и не теряется в этой толпе.
Около Суворова поставлено несколько солдат в красных мундирах. То есть, мозги шевелятся, а вслед за ними шевелятся и языки. И отвечал себе: ушла, осталась только тихая печаль. За ним последовали многочисленные натурные этюды.
Чудо-богатыри сумели преодолеть все препятствия. Альпы ему остались так же чужды, как тем суворовским солдатам, что переходили через них.
Эхо бесконечное. И он был счастлив, глядя на веселых и оживленных дочерей. Это было уже далеко не первое предложение подобного рода, которое он отклонил. Новый император Павел Петрович стал вводить в русской армии прусские порядки. И снова художник случайно попал к официальной дате.
Мастер обрезал вершину горы и нам неясно, как высоко она уходит вверх. Главным героем здесь выступает народ, а не его предводитель.