Если регулярный сад был местом торжественных церемоний и пышных празднеств, то пейзажный парк предназначался для мечтательных прогулок, во время которых, созерцая «красоту натуры», люди предаются размышлениям о природе, морали, чувствах. Зернение — процесс длительный и весьма трудоёмкий. С ними же после окончания обучения в 1773 он был отправлен за границу.
Печатание производится обычным путем. Он посещает Французскую академию, много работает.
Его «Тритон» – это сказочный водяной с заросшим бородой лицом русского мужика, а у «Наяды» – морской нимфы – тонкое девичье лицо. Предварительно полированная поверхность металлической доски подвергается зернению — покрывается с помощью «качалки» (гранильника) множеством мельчайших углублений, приобретая характерную шероховатость. После чего отправляется в Италию, в Рим, где изучает классиков в музеях. Еще более усилилось влияние Щедрин С. Ф.
Каждый штрих имеет тонкое начало и завершение (за исключением коротких штрихов, выполненных стиплем). Брюса. Федоров-Давыдов. Этот прием, применяемый преимущественно как вспомогательный, называется лависом. испытательное – страшно ж (выдержу или не выдержу, делая то, что наверно, нельзя).
Естественно вот таким образом, что часто в таком парке для большего эффекта устанавливались живописные декорации изображавшие прекрасные аллеи с непогрешимо правильными линиями, фантастические гроты, «пещеры драконов» и т. п. Композиция строится в соответствии с правилами академического классицизма: кулисы-деревья – на первом плане (в коричневатых тонах) архитектура среди природы – на втором, центральном (в зеленых тонах) дали, обычно неглубокие, – на третьем (в голубых тонах). В 1768 г. Щедрин С. Ф. С. Ф. И функция эта, если одним словом испытательная. К приему мягкого лака возможно допустить применение акватинты. Но в них мы не найдем реальной природы. В 1776 в Париже Щедрин вылепил небольшую статуэтку «Марсий», в 1779 – композицию «Спящий Эндимион».
Мягкий лак. Это особенно ясно видно в больших панно для Михайловского замка. Оба начала – декоративное и видовое – выступают здесь в неразрывном гармоническом целом. Так, например, мы видим сочетание темных пятен деревьев со звучным белым цветом воды в «Большом каскаде в Павловске» или в красивых маленьких картинках изображающих фонтаны петергофского Монплезира и Нижнего парка. Известно, что им были написаны фрески с пейзажами в загородном доме графа Я. А. Кульминационным моментом его карьеры были 1790-е годы.
Ческих, И. Д. Галактионова по живописным полотнам Сем. Большая часть картин Щедрина С. Ф. В обнаженных местах во время травления кислота будет активно действовать. Толстой (иллюстрации к поэме И. Ф. Любопытно, что современники Щедрина С. Ф. Эффекты, достигаемые меццо-тинто, невозможно получить другими «тоновыми» манерами.
29 октября 1799 года во времена императора Павла I при Кабинете Е. И. В. Акватинта — прием используемый для получения мягких «акварельных» переходов в травленной гравюре. Но оно предполагается. Гравюры А. Г. На всех них ясны следы влияния его учителя, Казановы. Также этот вид гравюры называется классической. Киоск (тур.
и К. В. Панно в «Стольном» заполняют простенки и связаны с их форматом. можно указать на его Пейзаж со стадом и пастухом, Гатчинский вид, Вид Аполлонова каскада, Вид Монплезира в Петергофе, Вид дворца в Павловске, Вид Строгановой дачи, Пейзаж с животными, Полдень, три Вида Каменного острова (один очень удачный), наконец, ряд видов загородных дворцовых садов при Александровском царскосельском дворце лучшей картиной считается Вид Монплезира. Этот способ был нами описан со слов П. А. Шиллинговского. В зависимости от профиля заточенного конца каждый резец имеет свое назначение и название. Меццо-тинто, «чёрная манера» (итал.
Стадо подразделялось на внушаемых и внушателей. Тем самым панно приобретало содержательность и идейность.
Однако ограниченность художественных возможностей резцовой гравюры (например, в передаче световоздушной среды, живого многообразия природы) и её исключительная трудоёмкость привели в 17 в. к торжеству в гравюре техники офорта и его разновидностей. На фоне зелени эффектно звучат у него зачастую белые пятна пенящейся воды каскадов и фонтанов, освещенных солнцем (фонтан «Ева» в Петергофе). Расцвет его творчества приходился на 1790-е гг. В России (после кратковременных опытов в книжной орнаментике в 16 в. ) техника резцовой гравюры развивалась благодаря украинским гравёрам (И. Но они не дошли до нас.
Таких, внушаемых, самок внушатели заставляли в худые времена отдавать детей на съедение стаду. – Прикладное ли было оно.
В игловом приеме красочные переходы получить труднее. В результате на доске получится изображение, напоминающее карандашный рисунок. В отличие от внутреннего убранства середины XVIII века, в котором золоченая резьба или лепка на стенах сливалась вместе с живописью (чему способствовала прихотливая, криволинейная форма панно) и вся декорация как бы растекалась по стене, вилась по ней как фантастические золотые вьющиеся растения, ее окутывала и оплетала, прорываясь то окном, то зеркалом с его перспективным отражением, убранство классицизма основано на ясном расчленении и на подчеркивании плоскости стены.
Первым выдающимся русским видописцем был А. Ф. Как в картинах Щедрина сильно декоративное начало, так и в его панно начало картинное. Резцовая гравюра (по-немецки stich, по-французски gravure au burin, по-английски engraving). Но то, что им было сделано в первую половину его деятельности, под свежим впечатлением сильной и правдивой венецианской школы, так хорошо, что вполне можно согласиться с прозвищем русского Каналетто, данным ему современниками. Щедрин был сыном солдата лейб-гвардии Преображенского полка.
XVIII века. В XVIII веке в России высокого расцвета достигло строительство парковых ансамблей. Все это придает панно Михайловского замка особую свежесть и живую трепетность. Сохранилось лишь одно изображение в гравюре – «Русский флот на якоре в Буюк-Дере». – По степени неразвитости сознания зачем делается ожерелье, можно думать, что это было синкретичное явление: и прикладное и неприкладное, т. е.
И по содержанию и по манере исполнения это абсолютно различные работы. Это особенно ясно видно в росписи гостиной в Жерновке. Граверы могут, конечно, решать всю свою творческую задачу иглой и без травления. Ныне в здании – Дом бракосочетания. Автор статьи: А. А.
Вытравленные указанными нами способами доски можно отпечатать в одну или несколько красок. Это делало его творчество самостоятельным и по сюжетам и по внутреннему содержанию. Тот сам впадал в ступор и от него можно было с ребёнком убежать. На всех них ясны следы влияния его учителя, Казановы. Методом резцовой гравюры, вплоть до девятнадцатого века выполняется изображение городских окрестностей (ведут), научных репродукций и иллюстраций (в листах большого размера), географических карт, живописных, скульптурных и архитектурных произведений для альбомных изданий (т.
Но вместе с тем он уже намечает построение глубины планами. Русский классицизм наиболее полно и глубоко воплотился в творчестве Феодосия Федоровича Щедрина (1751-1825).
Лавис обычно применяется как дополнение в игловом офорте (например, в обработке неба, прокладки мягких теней и пр. ). Но в живописи это чувство природы долгое время выражалось условно и даже символически. Расцвет резцовой гравюры в Нидерландах произошёл в 16 в. (Лука Лейденский), а во Франции – в 17 в. (Р. Гравюры меццо-тинто отличаются глубиной и бархатностью тона, богатством светотеневых оттенков. Натев избег понятия подсознательное.
В 1799 г. по представлению и плану Щедрин С. Ф. Бурно взлетает вверх вода фонтанов (панно «Итальянский фонтан в Петергофе»). Скромная прелесть Петербурга не удовлетворяла Воробьева. В приеме акватинты вполне уместно присутствие иглы. Богдановича «Душенька» по собственным композициям, 1820-1833 г. ).
М., 1982. Много внимания молодые мастера уделяли передаче эмоционального восприятия природы, как естественного окружения человека, хотя в самом построении художественного образа «простого» пейзажа они придерживались четкой классицистической схемы, сказывавшейся в кулисности композиции и продуманной декоративности рисунка. была приобретена особами Императорского Дома. В этом случае обычный покрывной лак заменяется более жирным и мягким по составу лаком. Панно Щедрина вот таким образом являются и декорацией и картиной.
Блестящими по исполнению являются маски «Тритон» и «Наяда». Чернильная манера — прием, редко применяемый, но дающий особый эффект. Потемкину-Таврическому Екатериной II. Чацкий в «Горе от ума» упоминает о помещике, у которого «дом зеленью расписан в виде рощи». Печатание производится обычным путем.
Одним из основных участников работ стал профессор академии Ф. Ф. Щедрин, создавший для Большого каскада аллегорическую фигуру Невы (1804), статую «Персей» (1800) и две группы «Сирены» (1805). по чертежам И. Неелова. Например исполнив всю доску в игловом приеме, в тенях он использует акватинту и достигает этим своеобразного сочетания и четкости изображения. В панно «Каменный мост в Гатчине у площади Конетабля» (Третьяковская галерея) мы видим столь же выразительную и импозантную трактовку архитектурного мотива.
Русский пропагандист пейзажных парков А. Болотов писал: «Садовое место можно почесть полотном, на котором устроитель сада малюет свою картину». Прекрасный небольшой «Пейзаж с животными» (1796, Третьяковская галерея) показывает, что он мастерски умел их изображать. Хотя бы словом сокровенное. Зубов (1682 – 1744) гравер петровского времени, автор знаменитой «Панорамы Петербурга» (1719). Кроны деревьев изображаются в условно-декоративной манере. Вместе с тем стенопись становилась более иллюзорной. Композиция всех его работ одинакова и соответствует правилам академического классицизма.
С. Ф. Это особенно ощущается в видах Петергофа (например, «Вид Марли от Средней аллеи», дошедший до нас в гравюре).
Собственно, с МЫ связывались даже не внушатели, а этот звук. 3 марта 1774 года Академия разрешает переезд в Париж. Столь широко понимал классицизм молодой русский скульптор. При декоративности панно в целом в нем сохранен видовой характер изображения.
Самки знали, что вследствие присущей всем приматам имитативности они тоже могли б произнести такие, парализующие, звуки, но нельзя: это привилегия внушателей, воплощающих МЫ, стадо. Об Этом говорят народные песни, былины и сказки. Их можно воспринимать и как часть убранства и как самостоятельное изображение. В начале ХVIII века здесь была Баболовская мыза, подаренная князю Г. А. Щедрина для совершенствования мастерства живописи в Париж.
От былого величия флорентийского искусства не осталось и следа. С. 141). Постепенно положение будет меняться, но уже в творчестве его учеников и преемников. При травлении кислота будет проникать в места соединения чернил с доской, которые являются более рыхлыми и менее устойчивыми частями лакового грунта. Напротив, фигура Эндимиона дышит идиллическим спокойствием и безмятежностью. Интересны маски к замковым камням окон.
Очерки по истории русского литературного языка XVII – XIX веков. пишет Сумароков. Как на более выдающиеся из многочисленных произведений Щедрин С. Ф. Эта работа как бы подводила итог многолетним творческим поискам Щедрина, которому удалось создать сильный оригинальный художественный образ.
В этих целях натура перестраивалась и в реальный вид вносились черты сочиненности как в виде всякого рода добавлений (деревьев, камней, ручьев), так и изменений соотношения между предметами их действительного расположения в натуре. Но если для него благородным может и должен быть только дворянин, то Карамзин открывает человека уже и в простолюдине: «и крестьянки любить умеют», – доказывалось в его «Бедной Лизе». Полученная доска с изображением представляет собой форму глубокой печати. «Он дал ей возможность развития», – сказали бы мы о Щедрине, перефразируя оценку Белинским исторической роли Жуковского для русской поэзии. Махаева (1716 – 1770) внесшего в свои петербургские виды уже некоторые черты пейзажности. Светлые пятна воды эффектно контрастируют с темными массами зелени.
Радищев в отличие от ограничивавшегося морализированием Карамзина, став на защиту интересов крепостного крестьянства, призывает к открытой борьбе с самодержавием. В наиболее завершенном и ясном виде композиция, сочетающая воедино декоративное и видовое начала, выступает в картине «Вид на Каменоостровский дворец» (1800, Русский музей).
Для печатания в несколько красок пользуются приемом набивания краски различными тампонами. В следующем году создается под его «распоряжением» граверный пейзажный класс для исполнения в гравюре видов дворцовых парков. В средние века распространился приём заполнения врезанных в металл линий цветным составом, главным образом чернью. В результате получается изображение, напоминающее работу водяными красками в оДин тон.
Композиция строится в соответствии с правилами академического классицизма: "кулисы"-деревья – на первом плане (в коричневатых тонах) архитектура среди природы – на втором, центральном (в зеленых тонах) дали, обычно неглубокие, – на третьем (в голубых тонах). Начиная с 70-х годов XVIII века интерес к регулярным садам сменяется увлечением так называемыми «пейзажными парками». Как на более выдающиеся из многочисленных произведений Щедрина можно указать на его Пейзаж со стадом и пастухом, Гатчинский вид, Вид Аполлонова каскада, Вид Монплезира в Петергофе, Вид дворца в Павловске, Вид Строгановой дачи, Пейзаж с животными, Полдень, три Вида Каменного острова (один очень удачный), наконец, ряд видов загородных дворцовых садов при Александровском царскосельском дворце лучшей картиной считается Вид Монплезира. За долгие годы преподавания в Академии Щедрин воспитал немало пейзажистов.
Щедрин уделяет много внимания изображению света и его игры на воде. К примеру, в деле Ф. И.
Феодосий отправляется во Флоренцию, но там он испытал глубокое разочарование. Он так и не смог побороть это влияние.
Два года спустя Щедрин С. Ф. Такова композиция гатчинских пейзажей, например «Вид на Гатчинский дворец с Длинного острова» (1796, Третьяковская галерея). Печатанье производится обычным способом. Флаксмена) в России особого мастерства в данной разновидности резцовой гравюры достиг Ф. П.
Существуют и другие, в том числе за счёт травления, способы зернения доски. кёшк) в Турции – это садовый павильон с фонтаном в центре и диванами, предназначенный для послеобеденного отдыха и приема приближенных. Наиболее известные его работы этого периода это виды парков и дворцов в Павловске, Гатчине и Петергофа: The Mill and the Peel Tower at Pavlovsk (1792), «Вид Гатчинского Дворца с Серебряного Озера» (1798), «Вид Гатчинского Дворца с Длинного острова» (1798), «Каменный мост в Гатчине» (1799—1801), «Вид Каменноостровского Дворца через Большую Невку со стороны Строгоновсого берега» (1803). Если они к нему и прибегали, то всегда заканчивали доску все же в приемах резца. Реальность укладывалась в отвлеченную формальную схему.
н. увражей).
Это уже был побег человека. Фигуры, связанные единым силуэтом в очень собранную группу, бережно несущие земную сферу, символизировали силу человеческого разума, его власть над природой. При помощи искусства. Меццо-тинто служит и для цветной печати.
По окончании рисунка бумага снимается с доски. Фигура Марсия исполнена с большим драматизмом. В Париже Щедрин трудится под руководством скульптора Габриэля Аллегреня.
Это были главным образом замечательные парки Павловска, Гатчины, Петергофа. Одним из интереснейших по богатству и разнообразию насаждений, по планировке парка, обилию скульптурных шедевров стал Петродворец (Петергоф). получили свое специальное образование многие хорошие художники. В 1785 дом был перестроен в каменный дворец, по проекту И. Неелова. Но они являются, несомненно, основными и ведущими. mezzo — средний, tinto — окрашенный) — вид гравюры на металле (гравюры глубокой печати).
Телегина и С. Ф. "Трудно сказать, жили ли традиции Венецианова после его смерти. на дела Академии при императоре Павле, который относился к нему весьма благосклонно.
Об увлечении такими росписями свидетельствуют стихи Державина и многочисленные воспоминания, например знаменитые «Рассказы бабушки» Д. Благово. Колорит масляных картин Щедрина чаще всего холодный и светлый. Такова, например, гуашь «Мельница в Павловске» (1792, Третьяковская галерея) с ее сочетанием красно-рыжих, яркозеленых и бирюзовых тонов. Отличительной особенностью оттисков с гравированной таким образом формы является «мягкость» штриха: используемые гравером иглы оставляют на металле углубленные борозды с поднятыми заусенцами — барбами.
Отсюда вышел ряд превосходных граверов и литографов: Галактионов, братья Ческие, Ухтомский и др. Древнейшая разновидность металлической (преимущественно медной) гравюры. Таким образом, художник рисует на бумаге привычным способом.
Здесь он находился четыре года. Отсюда происходит само название «пейзажный парк». Поэтическое чувство природы было всегда свойственно русским людям.
Теперь стремятся уже к «кажущемуся беспорядку природы». Ухтомского, И. В. В нем всякий элемент, составная часть декорации (пилястры, тяги, карнизы, панно и т. д. ) имеет ясные границы и самостоятельное значение.
сумел оттянуть решение этого дела на целых пять лет. Стасовым в 1824-1825 годах. В творческой наследии Щедрина важное место занимают его монументально-декоративные работы.
Большая часть картин Щедрина была приобретена особами Императорского Дома. В 1787 году Щедрин становится инспектором живописных классов, а в 1798 году – адъюнкт-ректором. Так человек получился тогда, когда – может, от мутации – внушаемые решили совершить нечто экстраординарное (и потому парализующее), но не в звуке (что было нельзя), а в чём-то другом. Участок земли под застройку был выделен в 1780-1790 годах.
Зритель словно чувствует их шум. Щедрин любил помещать в свои пейзажи животных, которые должны были усилить впечатление «сельской простоты». Щедрин, Семен Федорович (1745-1804) – художник-пейзажист один из родоначальников русского пейзажного жанра. Академия приняла самое деятельное участие в этих работах. В передаче пространства главную роль играют световоздушные средства.
В более поздних гуашах с видами Гатчины (1798, Русский музей) тона несколько сближаются, но переливчатость остается. До нас дошли стенные росписи дачи Доннауэрова на Охте в Петербурге (конец 1790-х годов), в имении «Стольное», Черниговской области (1801 – 1803) и большие панно, писанные между 1799 – 1801 годами по заказу императора Павла для только что построенного Михайловского замка. Огромный интерес представлял Турецкий киоск, возведенный в 1777-81 гг. В практике работы граверов в прошлом и настоящем встречаются примеры совмещения углубленной печати (офорт) с выпуклой печатью (гравюра на дереве или линолеуме) и даже с плоской (литография и монотипия). В местах, соответствующих светлым частям рисунка, доску выскабливают и выглаживают, достигая постепенных переходов от тени к свету.
Не без помощи тоже достаточно необычных звуков. Подобное изображение можно было оттискивать на бумаге. Наиболее старые образцы резцовой гравюры – выполненные в примитивном стиле игральные карты, листы с изображением евангельских святых, религиозных сцен, Богоматери и пр., которые распространялись вдоль реки Рейн (главной торговой артерии Западной Европы), в областях Швейцарии и Германии, в Нидерландах и Эльзасе. Они напоминают образы русского эпоса.
С 1927 года хозяином дома стал выдающийся певец И. В. Ершов, передавший его в 1934 году Союзу композиторов. Парк должен походить на естественный красивый ландшафт. Достигается это путем запыливания всей поверхности доски порошком канифоли, которая на легком огне сплавляется в сплошную сетку.
Щедриным выполнены группы «Морские нимфы, несущие земную сферу», замковые камни над окнами, фигуры воинов по краям аттика, аллегорические фигуры осенних и зимних месяцев. При печати такая доска («заготовка») даёт сплошной чёрный тон. Материальном как бы. Надо думать, что нет, если мы взглянем на непосредственно после него явившихся жанристов (Штернберг, Чернышев, Тимм, Иван Соколов и даже Сверчков, Петр Соколов, Зичи ничего общего с Венециановым не имели) и еще менее, если взглянем на тех, которые взялись за бытовую живопись впоследствии.
Нантёй и другие). Щедрин был не только их изобразителем, но и их поэтом. Именно по той же причине, по которой с таким усердием выписывались иностранные портретисты (что и повело к расцвету собственной школы портретистов), выписывались с не меньшим усердием иностранные портретисты местностей — перспективисты и видописцы, под влиянием которых и среди доморощенного малерства стали проявляться вскоре первые проблески пейзажной живописи, но относящиеся сюда произведения сперва представляют собою не что иное, как просто архитектурные и топографические съемки, а затем только они, по мере того как иностранные наставления глубже прививались, приобретают все большее техническое совершенство и все более художественный характер. Если тремя – испытание сокровенного мироотношения. В Риме русский художник подпадает под влияние нарождающегося классицизма (поправки реальности элементами античности). Размножение этих оттисков имевших первоначально значение образцов для оружейников, «золотых и серебряных дел» мастеров и привело (очевидно, в 1-й половине 15 в. ) к появлению собственно резцовой гравюры. Он был назначен рисовать виды дворцов и парков Екатерины Великой, которые привели к возникновению таких работ как «Вид острова Большого пруда в Царскосельских садах» (1777), «Сельский двор в Царском Селе» (1777). Дальнейшее развитие изображение видов получило в гравюрах М. И.
Таковы его лучшие из павловских пейзажей: «Долина Славянки у Большого каскада» и «Каскад Аполлона и дворец» (1791 – 1792). В декорациях спектаклей и особенно в декоративных панно, украшавших стены залов с мифологическими или «галантными» (любовными) сюжетами встречались и пейзажи.
Вершиной же творчества Ф. Ф. Щедрина считают скульптурную группу «Морские нимфы, несущие земную сферу». Педагогическая деятельность Щедрина была длительна и плодотворна. Желание получить еще более совершенные цветовые решения в офорте заставляет гравера прибегать к печати с двух или более досок. Резцовая гравюра возникла на основе украшения резьбой различных металлических изделий.
После того, как чернила высохнут, всю доску покрывают лаком, пользуясь валиком. Пятно является всегда основным композиционным средством Щедрина, которым он достигает больших художественных эффектов. Они красивы и эффектны. Штрихи также имеют тонкое начало и окончание, поскольку процарапаны острой иглой.
Выше шла речь о цветной печати только с офортных досок. Щедрин пишет в Петербургскую академию: «что в сем городе художников и академий нет. В этом подчинении частного условности целого сказывалась идеалистическая рациональность классицизма (Там же). Скончался он 1 сентября 1804 г. и похоронен на Смоленском кладбище в Петербурге.
Они представляли собой систему расположенных по строго вычерченному плану прямых, часто расходящихся веером аллей, образованных зелеными стенами искусно подстриженных деревьев и кустарников большую роль здесь играли газоны (называвшиеся «зелеными коврами»), водоемы, красочные, как бы инкрустированные цветники. Мы кратко повторим здесь его описание. Вторым рождением сооружения стала его перестройка, осуществленная В. П. В этом сказывалась исторически и классово ограниченная сторона классицизма.
Но тогда оно было, наверно, почти прикладным. Появилось идеальное, общее для всего стада. Русская художественная культура подарила миру подлинные шедевры паркового строительства.
Для граверов ландшафтного класса (включая Н. Уткина) технический прием офорт не был основным. По следствию из неё искусство произошло при происхождении человека. Скончался он 1 сентября 1804 г. и похоронен на Смоленском кладбище в Петербурге. Изобретателем данной техники является работавший в Касселе (Германия) голландский художник-самоучка Людвиг фон Зиген, который выполнил в 1642 году свою первую гравюру в этой технике.
Насыщенность и количество повторений штрихов отражает светотеневые градации, а чёткость их очертаний точно обрисовывает и моделирует объемность формы. Шубина, которого Потемкин прочил в старшие профессора скульптуры, Щедрин С. Ф. Щирскому и другим) в конце семнадцатого века и применялась при оформлении печатных изданий (работы А. Трухменского и Л. Бунина). Кроны деревьев изображаются в условно-декоративной манере. При печатании необходимо соблюдать порядок и точность наложения печатаемых досок. В старой резцовой гравюре оригинальные творческие произведения встречались редко.
По их типу трактовал он и природу сельских местностей. В начале девятнадцатого столетия специфической разновидностью подобной гравюры была контурно-линейная, «очерковая» резцовая гравюра, распространявшаяся в виде иллюстраций (преимущественно к произведениям античных авторов) и создавалась по рисункам художников классицизма (например, резцовая гравюра итальянского мастера Т. Пироли по рисункам англичанина Дж. В 1768 году Академия направляет С. Ф.
же имел в виду предоставить эту должность своему младшему брату, Феодосию Федоровичу. Террасы и газоны (партеры) Заменяют естественными лужайками по скатам невысоких холмов, стены подстриженной зелени – красиво расположенными группами деревьев с живописно раскинувшимися кронами.
"Мартынов, который в своих ребячески нарисованных, но очень хорошо раскрашенных литографиях и чрезвычайно тонких акварелях является, пожалуй, еще более сердечным и непосредственным художником, нежели Галактионов. В этом случае игла употребляется на травленной уже поверхности доски и носит наименование «сухой иглы». Этим путем можно достигнуть особенного эффекта в гравюре. Пунктирная манера.
Мастерство создания резцовой гравюры развивалось в 15 веке в работах анонимных мастеров орнамента, применявшегося в «серебряном деле» и достигло особого совершенства в работах итальянских гравёров А. Мантеньи, М. Раймонди, А. Поллайоло, в Германии – в творчестве А. Дюрера, в произведениях М. Шонгауэра.