В Северной Европе его обозначают термином «новое искусство». Среди калейдоскопа злобных физиономий выделяются лица Христа, Вероники и нерукотворный лик Спасителя на ее плате. Прежде считалось, что «чертовщина» на картинах Босха призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты. Это время может ощущаться как всеми, всей общиной (ритуал, церковный праздник), так и индивидуально, как независимое от календаря со-бытие.
Очень популярны в эпоху Средневековья были назидательные картинки, карикатурно изображавшие простые человеческие пороки и указывавшие путь к их исправлению. В архивных документах не раз упомянуто имя Босха: ему, как живописцу, давались разнообразные заказы — от оформления праздничных шествий и обрядовых таинств Братства (что не могло пройти бесследно для его творческого сознания) до написания створок алтаря капеллы Братства в Сент-Янскатедрал (1489, картина утеряна) или даже модели канделябра. Некоторые исследователи считают, что это автопортрет Иеронима Босха. Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании. Исследователи по-разному объясняли появление этого изображения.
Св. Особой известностью пользуются полотна Рафаэля Санти (1483–1520): Святое семейство с агнцем (1507), Мадонна с рыбой (ок. Ему можно придать эротический смысл, уподобив красной вишне, но можно увидеть в нем и карбункул «камень красный».
Босх не использовал метод работы с натуры, не интересовался проблемами точного изображения человеческого тела (анатомии, пропорций, ракурсов), а также построением математически выверенной перспективы. Босх предельно индивидуализирует образы мучителей Христа, но за их портретностью просматриваются признаки семи смертных грехов: лицо человека, выглядывающего из-за спины палача, почти точно повторяет черты образа Зависти в его картине «Семь смертных грехах». 1626–1627), Филипп IV на коне (ок. Среди лиц искаженных пороком, обращает на себя внимание благообразное лицо немолодого человека в парчовом халате (только что встал с дивана. ) в глубине композиции, слева от Христа. Строительство велось по проекту архитектора Хуана де Вильянуэва (1785–1808). В 1871 его фонды перешли к Музею Прадо.
1618–1620), Медный змий (ок. Такой орел – часть герба Габсбургов (владевших тогда Нидерландами), но он также может быть связан с Древним Римом, где он был символом воинской мощи (после раскола Римской империи на Восточную и Западную этот знак перешел к Византии). Четыре круглых изображения по углам (тондо), называемые «четыре последние вещи», дополняют картину: они изображают смерть, Страшный суд, Рай и Ад. Сын Божий, «кроткий агнец» испытывает не только физические страдания, но и муки душевные – от лицезрения человеческого несовершенства.
В своей книге «О подражании Христу» Фома Кемпийский говорит о том, что есть много любителей идти за Иисусом вплоть до Тайной вечери и очень мало – «до Креста». Высказывались мнения, что мачта в виде дерева соотносится с так называемым майским деревом, вокруг которого происходят народные празднества в честь прихода весны – времени года, когда и миряне и духовенство склонны преступать моральные запреты. Героями его карикатурных рисунков был доверчивый простак, которому врачи-шарлатаны, естественно не бесплатно, обещают удалить из головы «камни глупости» (картина так и называется «Удаление камней глупости»).
Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и делами милосердия. Символами этих похотливых помыслов являются огромные гниющие плоды, напоминающие растительный мир «Сада земных наслаждений».
Это трагический, по сути, сюжет. 1628) и Франсиско де Гойя (1746–1828) (135 картин, гравюр, рисунков): Святое семейство (ок. В картине «Христос, несущий крест» Христос как бы не в силах смотреть на эту беснующуюся вакханалию зла, он изображен с закрытыми глазами. Лубберт – имя нарицательное, обозначающее слабоумного. Вскоре свершится то, что было предопределено.
Существует предположение, что верхняя часть сильно срезана. Искусство Босха всегда обладало громадной притягательной силой, но прежде считалось, что его «чертовщина» призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты. Этим объяснялась холодность Иисуса к шумным проявлениям народного восторга.
Выставленные в загородном дворце Эль Пардо произведения светского искусства могла посещать только знать. В 1828 коллекция была классифицирована и экспонирована согласно научным критериям. 1636–1637), Оплакивание Христа (1650–1660).
Из музея Прадо в Эмитаж привезена лишь одна из картин Босха «Извлечение камня глупости» («Операция глупости»). 1625), Св. Если ты его отпустишь, ты не друг кесаря». В картине немало закодированных философских символов.
Картина Несение креста (Вена, Художественно-исторический музей) обнажает другую черту живописи Босха – его преднамеренный архаизм. 1621), Поклонение Церере (1620–1625), Купающиеся богини (ок. На картине Босха исход этой битвы ещё далеко не предрешён. Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного». Рохом (ок. Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ, в частности, триптиха «Воз сена», который существует в двух версиях (в собраниях Прадо и Эскориала).
1796–1798), Семья Карла IV (1800), Семья герцога Осуны (1790), Франсиско де Байеу (1795), Гаспар Мельхиор де Ховельянос (1797–1798), Фердинанд VII в лагере (ок. Очень уместно было поместить пеликана на оборотной створке панно, посвящённого любимому ученику Христа Иоанну, который, по словам Данте, «покоил главу на груди самого Божественного Пеликана». 1639), Сотворение Млечного пути (ок.
Христос ждал от каждого духовного и нравственного подвига. В Назарет путь Ему был также закрыт. Распни Его. », «Отпусти нам Ва-равву. ». И все же лучше судить о Босхе по его работам.
Большим успехом пользовались в те времена гравюры и другого мастера острой сатиры – немецкого живописца Лукаса Кранаха-старшего (1472–1553). Этот мир, населенный грешниками, отвратительными монстрами, демонами, предстает перед нами как «Царство Антихриста», «Новый Вавилон», заслуживающий разрушения и гибели. Кольцо быстро сжималось. Босх – был личностью весьма интересной. Его уже не допускали, как прежде, свободно проповедовать в синагогах. Многие детали, как и в лондонском «Увенчании», остаются неразгаданными, например, монограмма на рожке или трубе (справа вверху) или золотой знак на груди человека справа изображающий двуглавого орла. В 1488 году такой банкет возглавил Босх, а в 1498–1499 он подарил лебедя для трапезы.
1656), Сдача Бреды (ок. Но не таковы должны быть дети Его Царства. Пейзаж на заднем плане проникнут умиротворённостью, кажется, ничто в нём не свидетельствует о присутствии сил зла, однако болотистая пещера, в которой святой устроил свою келью, носит следы упадка и разложения. В отношении человека, ухватившегося за крест обеими руками, также существуют разные версии: кто-то считает его Симоном Киринеянином, которого солдаты заставили помогать Христу нести крест, кто-то – солдатом, специально повисшим на Кресте, чтобы утяжелить ношу.
Следовать за Иисусом – значит быть готовым идти за ним вплоть до Креста. Он был другом Мартина Лютера и проиллюстрировал своими гравюрами его книгу «Страсти Христа и Антихриста». 1639), Суд Париса (ок. Эта картина представляет фольклорную линию в творчестве художника. 1631), Эзоп (1639–1642), Пряхи (ок.
Сюжет удаления «камня глупости» прослеживается в голландских гравюрах, живописи и литературе вплоть до XVII в. Орнаментальная надпись вверху и внизу гласит: «Мастер, удали камень. В своей книге «О подражании Христу» Фома Кемпийский говорит о том, что есть много любителей идти за Иисусом вплоть до Тайной вечери и очень мало – «до Креста». Над его рабочим столом висит копия Ада Босха.
Большая часть работ Босха вскоре после их создания была перевезена в Испанию и испанские авторы эпохи Контрреформации также обращали внимание на демонический характер его «странных образов». Творчество предтечи сюрреализма и экспрессионизма, «почетного профессора кошмаров», как назвали Босха, при ближайшем рассмотрении оказывается весьма неоднозначным. С 1395 года его дед уже был там художником, а также и его отец Антоний и два его дяди. А вот и нераскаявшийся разбойник в нижнем левом углу картины. Картина хранится в Художественной галерее Йельского университета и воспринимается как фрагмент большого тематического ансамбля, возможно, триптиха.
Головы и торсы выступают из мрака и во мраке же исчезают. 1657), Гермес и Аргус (ок. То, что Питер Брейгель Старший (ок. Зло представляется Босху естественным звеном в некоем предусмотренном порядке вещей. Мучительство Христа приобретает космический масштаб благодаря тому, что вокруг самой картины в технике гризайли представлена вечная битва ангелов и демонов — нескончаемая борьба добра и зла.
Предполагаемый платок хранится, как святая реликвия, в соборе Св. Большую роль в укрупнении коллекции сыграл король Филипп IV (1606–1665): он предписывал скупать ценные предметы искусства. Глубинную внутреннюю взаимосвязь чревоугодия и любострастия, существовавшую в средневековой системе морали, Босх выявляет ещё в одной своей картине, которая, впрочем, напрямую не обращена к изображению монастырского быта. 1636–1638), Персей и Андромеда (ок. Но штанина не выглядит разорванной.
Когда сюрреализм заявил о главенстве подсознания в искусстве, фантазии Босха были заново оценены. 1820–1822), Дуэль на палках (ок. 1636), Изабелла Бурбон на коне (ок. В 1868 Прадо из королевского музея становится музеем города Мадрид. 1814), Колосс (ок. Великий испанский писатель Лопе де Вега называл Босха «великолепнейшим и неподражаемым художником», а его работы — «основами морализирующей философии». Они пьют вино.
На протяжении нескольких столетий испанские короли собирали произведения искусства. 1634–1635), Распятие Христа (ок. Лютня изображенная на полотне в виде белого инструмента с круглым отверстием посередине, символизирует вагину, а игра на ней обозначает разврат (на языке символов мужским эквивалентом лютне считалась волынка).
У палача в шляпе, проткнутой стрелой, неестественно длинная в верхней части нога (фильм Кавказская пленница – там была такая чародейская рука) – как будто для того, чтобы показать зрителю, что колено оголено. Меня зовут Лубберт Дас». 1820–1823). 1627–1632), Портрет музыканта (ок.
«Слепец» и «хромец» – сова и пустой кувшин – это душа и тело человека, забывшего Бога. Так что «Хиеронимус-художник» (так он впервые упомянут в документе 1480 г. ) взял псевдоним, видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода — подобные случаи в Нидерландах были нередки. 1632–1636), Принц Бальтасар Карлос в охотничьем костюме (ок. Осужденный был передан в руки солдат. Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Аахена, была издавна связана с живописным ремеслом: художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония, который незадолго до кончины передал мастерскую своему сыну Госсену. 1519), Портрет кардинала (ок. От венского «Несения креста» к гентскому образы врагов Христа радикально меняются: из людей из плоти и крови, наделенных портретными чертами, они превращаются в разнузданную демоническую силу, оскалившуюся клыками множества не просто лиц, а морд, наводящих ужас.
Босх производит впечатление мастера «неподражаемого», однако его манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин. Голландское выражение «иметь камень в голове» означало «быть глупым, безумным, с головой не на месте». Они лишены новаций, какие Босх охотно вводил в ранние свои работы. Это символ Сатурна и человека, пребывающего под влиянием этой планеты, – «сатурнианцы» хмуры, склонны к меланхолии, бродяжничеству, но также и к наукам. «Я не отрицаю, что он писал странные изображения вещей, но это делалось с единственной целью — дать трактовку Ада И то, что Иероним Босх сделал с благоразумием и достоинством, другие делали и делают без всякой сдержанности и рассудительности».
Среди символических «ключей» существовали «обычные», простые в употреблении ибо они принадлежали языку, доступному почти всем или по крайней мере тем, кто понимал значение традиционных образов. 1796–1798), Маха обнаженная (ок. Есть предположение, что здесь за основу взят образ одного из величайших апостольских мужей Христианской церкви Игнатия Антиохийского (Богоносца). Прекрасно представлено творчество Питера Пауля Рубенса (1577–1640): Конный портрет герцога Лермы (1603), Портрет Марии Медичи (ок.
Пилат понял, что речь идет о его собственном благополучии. 1513), Несение креста (ок. 12:1). Подобные же жанровые сценки иллюстрируют гнев (двое мужчин дерутся у дверей таверны), алчность (судья берет взятку), зависть (проигравший истец злобно взирает на своего удачливого соперника).
1518), Святое семейство с маленьким Иоанном Крестителем и св. И это во времена самой свирепой инквизиции, когда в Голландии начиная с 1468 г. еретиков безжалостно сжигали на кострах, а в 1487 г. был, с благословения папы издан получивший зловещую известность «Молот ведьм». Часто демоны изображаются с музыкальными инструментами, в основном духовыми, которые порой становятся частью их анатомии, превращаясь в нос-флейту или нос-трубу.
Это была эпоха, памятно описанная де Костерем в «Легенде о Тиле Уленшпигеле». 1509–1510), Положение во гроб (1566). Одновременно он стал членом Братства Богоматери — религиозного общества, возникшего в Хертогенбосе в 1318 г. и включавшего в себя как монахов, так и мирян.
Его кроткий взор устремлён к представшему ему видению: «жена, облечёная в солнце под ногами её луна» (Откр. По своим художественным качествам гентское «Несение креста» противоречит всем живописным канонам. Елизаветой (ок. Существовал словарь общеизвестных символов, которые широко применяет и Босх.
Босх изобразил сцену, пространство которой утратило всякую связь с реальностью. Босх жил и работал преимущественно в родном Хертогенбосе. Св. Режиссер Гильермо дель Торо (фильмы Лабиринт фавна, Тихоокеанский рубеж, Багровый пик) приводит Босха в качестве вдохновителя для своей знаменитой сюрреалистической образности.
1629–1631), Автопортрет с Эндимионом Портером (ок. Тем не менее на полотнах Босха он поразительно далек от церковной догматики. Его уродливое лицо искажено радостной злобой. Одним из шедевров этого мастера является картина «Слепые».
Антонием и св. В этом маленьком «руководстве» описываются искушения, которыми одолевает умирающего легион бесов, собирающийся у смертного одра и то, как его ангел-хранитель всякий раз дарует ему утешение и силы противостоять им. 1510) Джорджоне (1477/78– 1510): Мадонна с младенцем, св. Осенью Иисус идет в Иерусалим на праздник Кущей, но не явно, а как бы тайно. Следовать за Иисусом – значит быть готовым идти за ним вплоть до Креста. 1518), Встреча Марии и Елизаветы (ок.
В последние годы жизни художник обращается исключительно к сюжетам о Христе («Поклонение волхвов», «Увенчание терновым венцом», «Несение креста»). Подобно алхимикам своего времени, Босх ищет такую форму художественного произведения, при контакте с которой грешник очищался бы душой, пусть даже процесс этот и проходит болезненно. «Per crucem ad lucem» («Через крест к свету»), – говорили в Средние века. При археологических работах в храме выяснилось, что захоронение пустует. Лубберт — имя нарицательное, обозначающее слабоумного. Босх выполнил великолепные «Гротесковые наброски», которые служили пособием для многих последующих поколений художников, пробовавших себя в жанре карикатуры.
Ослепительно белые лучи особенно заметны на фоне охватившего мир мрака. В год вступления Босха братство насчитывало 353 члена, что свидетельствует о его величине. Но что бы ни создавал Босх, он никогда не бывает ни тривиальным, ни грубым. 1775–1780), Распятие (1780), Маха одетая (ок.
1560), Соломея с головой Иоанна Крестителя (ок. 1630), Три грации (ок. Для первого публичного музея, посвященного естествознанию, в 1785 отвели место в большом парке Прадо (отсюда название будущего музея). 1525–1531), Автопортрет (ок. 1627–1628), Кузница Вулкана (ок. Ван Леннеп цитирует отрывок из «Романа о Розе», где описан «Фонтан Юности», на верху которого сверкает восхитительный рубин, «прогоняющий ночь и делающий день вечным» это описание, кажется, создано для Алхимического сада. ИНФОРМАЦИЯ«Босх.
Жил Босх с женой в Хертогенбосе на улице Красного Креста. Центральная часть триптиха представляет собой панораму фантастического «сада любви», населенного множеством обнаженных фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» – алхимию, астрологию, чёрную магию. Некоторые его произведения («Воз сена», «Сад земных наслаждений», «Семь смертных грехов», «Искушение Св. 1510) и Тициана Вечеллио (1488/90–1576): Обращение маркиза Альфонсо де Авалоса к войску (1540–1541), Конный портрет Карла V (1548), Карл V с собакой (1532–1533), Император Карл V в сражении при Мюльберге (1548), Императрица Изабелла Португальская (1548), Филипп II (1551), Федерико Гонзага, герцог Мантуанский (ок. 1517), Мадонна с розой (ок. Это монстры, кровожадные и греховные.
Но Брейгель не был бы собой, если бы не «зарядил» своё творение дополнительными смыслами для глубокого осмысления. Обе интерпретации не противоречат друг другу. 1639–1640) и его учеников: Антониса ван Дейка (1599–1641): Коронование терновым венцом (ок. Воин справа внизу уже тянется к хитону Христа и разрывает его.
На картине Босха Христос-человек несет свой Крест на Голгофу. 1635–1636), Граф-герцог Оливарес (ок. Эта картина представляет фольклорную линию в творчестве художника. Надпись вверху и внизу гласит: «Мастер, удали камень.
Корабль традиционно символизировал Церковь, ведущую души верующих к небесной пристани. Его лик чудесным образом запечатлелся на платке. Это, по-видимому, фрагмент большой композиции, центральная часть которого изображала «Распятие Христа», а правая – либо «Снятие с креста», либо «Оплакивание», либо, что еще более вероятно, «Положение во гроб». Но значение многих из этих плодов могло быть и совсем иным. Кто-то считал, что это изображение Христа в детстве, кто-то – что это символ детства в целом. 1620), Свадьба Пелея и Фетиды (ок.
Композиция построена в два яруса, что приводит к уплотнению и сжатию живописного пространства. Уточняю ряд символов: шар, стрела, жезл, орел. Розалия (ок.
При том, что никакого внешнего воздействия на него не производилось. Ещё один известный мастер морализаторского рисунка Иероним Босх (1450–1516 гг. ) часто высмеивал в своих работах людскую глупость и жадность. Композиция картины служит своеобразной иллюстрацией к популярной в XV в. богословской книге «Ars moriendi» («Искусство умирать»), многократно переиздававшейся в Нидерландах и Германии.
Желая показать, что он действует не по закону, а в угоду просьбам, прокуратор велел принести воды и, как требовал восточный обычай, демонстративно умыл руки: «Не виновен я в крови Праведника». «Несение креста» – Иисус Христос в окружении толпы мучителей склонился под своей тяжкой ношей, человек рядом, возможно, Симон Киринеянин, не помогает ему, а лишь едва касается рукой креста. 1620), Портрет художника Мартена Риккарта (ок. Изъятые из позднеготического контекста, в котором они возникли, его чудовищные фигуры получили новую жизнь и знаменательно, что Макс Эрнст (1891—1976) и Сальвадор Дали (1904—1989) объявили себя его наследниками.
По сравнению с более ранним «Несением креста» из Гента здесь налицо изменение манеры и композиционных приёмов мастера.
Х. де Сигенса, будучи в начале XVII в. библиотекарем Эскориала, хорошо знал картины Босха. 1610–1612), Непорочное зачатие (1628–1629), Отдых на пути в Египет со святыми (ок.
Его картины очень многогранны и неоднозначны их можно понимать по-разному. Она знак тьмы, ереси, злых сил, а также человеческой слепоты, глупости. Легко узнать сексуальные символы: мужские — это все заострённые предметы: рог, стрела, волынка, часто намекающая на противоестественный грех женские — всё, что вбирает в себя: круг, пузырь, раковина моллюска, кувшин (обозначающий также дьявола, который выпрыгивает из него во время шабаша), полумесяц (намекающий ещё и на ислам, а значит, с точки зрения Босха, на ересь). На сегодняшний день, фильмы про апокалипсис входят в списки самых кассовых фильмов. Более того, сам факт покупки картин Босха мог служить доказательством правоверности.
Все эти картины по контрасту дополняют друг друга — с изощрённой изобретательностью в них раскрыта тема человеческой греховности, позволяя «реконструировать» сюжет некогда объединявшего их триптиха как «Семь смертных грехов». Крест уже лежит у его ног, а он ищет глазами место своей казни на Голгофе. В любом случае, теперь Босх – муза для некоторых из самых важных создателей. 1640), Мелеагр и Аталанта (ок.
Ниже справа – благочестивый разбойник, он исступленно исповедуется в грехах. Благодаря этому браку Босх получил доступ в замкнутый круг местной аристократии.
1820–1823), Сатурн, пожирающий своих детей (ок. Истинно истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин 8:34). В Евангелиях имеется даже несколько указаний на то, что люди хотели сделать Его царем.
На первый взгляд, здесь изображена обычная, правда, опасная операция, которую хирург почему-то проводит под открытым небом, водрузив себе на голову воронку (здесь она, скорее всего, служит символом обмана). Что это – указание на разбойника. Босх тут философ и ученый, предмет изучения которого – человеческая душа. Картины его стоили очень дорого и великие мира сего очень ими интересовались. Он принадлежал к братству прихода церкви св.
1630), Крестьянский танец (ок. 1622), Кардинал-инфант на коне (1636), Св. Согласно преданию, он был тем ребенком, которого призвал Христос, поставил его посреди своих учеников и сказал: «Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф., 18:3). «Несение креста» одно из самых великих и новаторских творений не только в наследии Иеронима Босха, но и в контексте всего европейского искусства. Время, в котором соединяются прошлое, настоящее и будущее.
Что касается разного рода нечисти, то тут фантазия Босха не знает границ. Без сомнения, как уверены специалисты, двусторонняя доска, на лицевой стороне которой изображен ребенок с ходунками, а на оборотной – «Несение креста», была левой створкой несохранившегося триптиха.
Меня зовут Лубберт Дас». Рукой в железной рукавице краснолицый ощеренный латник разрывает одеяние Христа другой воин, опершись одной ногой о постамент, на котором сидит Христос, собирается ещё глубже надвинуть терновый венец на его чело, этот воин имеет на своей одежде опознавательную бляху с изображением чёрного двуглавого орла на жёлтом фоне-символ Священной Римской Империи либо властвовавшего тогда над Нидерландами и нелюбимого в народе императора Максимилиана, что позволяет говорить о политическом наполнении картины и резко негативном отношении Босха к современной ему светской власти третий же, выглядывая из-за спины второго, наблюдает за действиями палачей, явно поощряя их и этот живой и злорадный интерес контрастирует с холодным безразличием двух мужчин слева. Оно усиливается видом огромной красной ягоды, принесенной в клюве одной из птиц. 1632), Поклонение волхвов (1619), Инфант дон Карлос (ок.
Было ясно, что чья-то рука направляет против Него людей. У одного из стражников на щите изображена жаба, символ сатанинского воинства. На другом холсте изображён скряга, даже на смертном одре продолжающий цепляться за свои деньги («Смерть скряги»). В правом нижнем углу изображен нераскаявшийся разбойник, в правом верхнем – раскаявшийся, его исповедует монах (доминиканец или францисканец, тут мнения исследователей расходятся). Христос сидит на переднем плане, глядя на зрителя, его сдвинутые брови свидетельствуют о том, что он испытывает страдания. 1618), Взятие Христа под стражу (ок.
1659), шедевр мирового искусства Менины (ок. В 1826–1827 были переданы картины, хранящиеся в Академии Сан Фернандо, в том числе из коллекций Карла V, Филиппа II (1527–1598), Филиппа IV. Но чаще всего сова, ничего не видящая днем (как принято было считать), символизирует душу человека, пребывающего в грехе. 1566), Венера с органистом и Амуром (1547), Вакханалия (1520), Даная (1553–1554), Венера и Адонис (1553–1554), Поклонение Святой Троице (1553–1554), Поклонение волхвов (1561), Моление о чаше (1559–1562), Св.
1627) Якоба Йорданса (1593–1678): Семья Йорданса в саду (ок. Мирское зло исходит из самой порочности человеческой природы.
С 1836 в Испании производилось закрытие монастырей, церковных учебных заведений. По сравнению с более ранним «Несением креста» из Гента здесь налицо изменение манеры и композиционных приёмов мастера. 1639–1640), Охота на калидонского вепря (ок. 1632), Хендрик Либерти (ок.
По размеру она совпадает с составленными вместе «Кораблём дураков» и «Аллегорией чревоугодия и любострастия», так что вполне могла быть наружной стороной другой, парной к ним створки. Третий круг изображает лучи, похожие на солнечные, а четвёртый, в сегментах, — семь смертных грехов. 1615), Поклонение волхвов (1608 и 1628–1629), серия полотен Двенадцать апостолов (ок.
1636–1638), Сатиры и нимфы (ок. 1635), картоны к гобеленам Триумф евхаристии (1628), Сад любви (ок. Обвинители Иисуса выдвинули новый, самый веский аргумент: «Он называл Себя Мессией — Царем. Екатерины (ок. 1620), Пьета (ок. 1620), Св.
Маргарита (ок. Для Нидерландов в конце XV и начале XVI века наступали тяжелые, грозные времена. (Ин 8:31—32).
Справа в шатре сидят любовники. «Sine Cerere et Libero friget Venus» («Без даров Цереры и Вакха зябнет Венера») — этот стих Теренция был хорошо известен в эпоху Средневековья проповедники и авторы моральных поучений неустанно внушали своей пастве, что «чревобесие и пьянство — мать блуда». Из всех грехов у похоти, пожалуй, больше всего символических обозначений, начиная с вишни и других «сладострастных» плодов: винограда, граната, клубники, яблока. К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира. 1638), Кардинал-инфант Фердинанд в охотничьем костюме (ок. Другие часто встречающиеся символы: это лестница, обозначающая путь к познанию в алхимии или символизирующая половой акт перевёрнутая воронка — атрибут мошенничества или ложной мудрости ключ (познание или половой орган), часто по форме не предназначенный для открывания отрезанная нога, традиционно ассоциирующаяся с увечьями или пытками, а у Босха связанная ещё и с ересью и магией.
1562), Адам и Ева (ок. В 1478 умирает его отец и Босх наследует его художественную мастерскую.
Так, на своей картине «Меланхолия» (1532 г. ) уже знакомый нам Лукас Кранах-старший в довольно жутковатом и отталкивающем виде изобразил кавалькаду ведьм, скачущих на шабаш верхом на домашних животных под предводительством самого сатаны. Иероним (ок. 1550), Мадонна с младенцем и святыми Антонием и Рохом (ок. Иисус был вынужден навсегда покинуть Капернаум.
Но он также пользуется и живой диаболической и тератологической фантазией своего времени. Главное богатство музея – картины Диего Веласкеса (1599–1660): Триумф Вакха (ок. 1810), Восстание 2 мая 1808 г. в Мадриде (1814), Расстрел 3 мая 1808 года (1814), Молочница из Бордо (1827–1828) серия картонов для шпалерной мастерской: Майский праздник в долине Сан-Исидро (1788), Зеленый зонтик (1777), Цветочницы (1786), Метель (1786), Жмурки (1786) фрески «Дома глухого», переведенные на холст: Шабаш ведьм (ок. По сравнению с более ранним «Несением крест» из Гента здесь налицо изменение манеры и композиционных приёмов мастера.
О жизни художника нам известно мало. Он изображен в драной одежде, с одним открытым коленом и в одном башмаке. Кто готов к этому. Великолепная по живописи картина напоминает яркий ковер, сотканный из сияющих и нежных красок.
Первым монархом, который пожелал сохранить художественные ценности во владении испанской короны, был Карл V (1500–1558). Под изображением каждого из семи смертных грехов дано его латинское название. По сравнению с более ранним «Несением креста» из Гента здесь налицо изменение манеры и композиционных приёмов мастера. Их глаза закрыты, они ушли мыслями к Богу. Cв. Вероника, согласно легенде, вышла из толпы и взяла свою вуаль (или льняной платок) и вытерла пот с лица Христа, когда он нес свой крест на Голгофу. Босх, быть может, под влиянием своих предшественников, обращавшихся к этому сюжету, на сей раз отказался от столь излюбленного им изображения шабаша бесов и даже изображённые слева внизу горящие корабли и маленький монстр справа, навеянные образами Апокалипсиса, не могут сколько-нибудь серьёзно нарушить ту идиллическую обстановку, в которой Иоанн радуется явлению Девы Марии «во славе».
Георгий с драконом (1606–1607), Смерть Сенеки (ок. 1636), Диана и Калисто (ок. Мучительство Христа приобретает космический масштаб благодаря тому, что вокруг самой картины в технике гризайли представлена вечная битва ангелов и демонов — нескончаемая борьба добра и зла.
В 1814 король Фердинанд VII (1784–1833) издал указ об учреждении публичного музея, но лишь в 1818 вновь вернулись к проекту создания Музея науки и искусства, который получил окончательное название – Музей Прадо. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» — алхимию, астрологию, чёрную магию. В городском архиве сохранились сведения о жизни мастера. Земляника – знак праведности и трудолюбия. 1620–1621), Мистическое обручение св.
Вероятно, здесь высмеивается персонаж ярмарочного фарса — простачок или муж-рогоносец (книга, положенная на голову женщине, понималась как «руководство» для жуликов и обманщиков). Это было последнее произведение Босха. 1635–1636), Портрет Филиппа IV (ок.
Другой бес с едва обозначенными крыльями облокотился на барьер с переброшенной через него красной мантией и прислонённым к нему рыцарским мечом — то и другое должно указывать на власть и высокое положение, которые также теряет человек, уходя в мир иной. На многих картинах Босха («Сады земных наслаждений», «Eссе Homo», «Поклонение волхвов» (Мадрид, Прадо) и др. ) важную роль играет красный шар, значение которого до сих пор оставалось неясным. Кто готов к этому. В изображении «сладострастных» плодов – винограда, граната, клубники, ежевики, яблока – исследователи видели аллегорию распутства, плотских наслаждений, преходящих радостей. Вернее, что мучители – это преступники. – вовсе не фамилия, а название его родного города: Хертогенбос (по-голландски: Герцогский лес), сокращенно Босх (Лес).
Во втором круге видна латинская надпись Cave, cave, Deus vivit — «Бойся, бойся ибо Господь всё видит».