А позже добавил в коллекцию еще две работы мастера на историческую тематику – «Боярыня Морозова» и «Меншиков в Березове». Центральное место здесь занимает Петр I, лицо которого обращено к рыжебородому стрельцу. Взгляд его гневен и беспощаден. Эти стены сделались любимым местом моих прогулок именно в сумерки. За ним в молчаливой скорби заломила руки и склонила голову жена его.
Художник прибег к интересному приему в построении композиции. Кровью кругом пахнет.
Художник прибег к интересному приему в построении композиции. В стране едва не произошел переворот — сестра Петра I Софья, заручившись поддержкой стрелецкого войска, захотела сместить Петра с трона и забрать всю власть в стране в свои руки. Боярин Шакловитый был убит, а царевна Софья – заключена в Новодевичий монастырь. Его убили на глазах напуганного до смерти Петра, которого бояре заставили наблюдать за казнями родственников. Стрельцы прощаются с народом, во взглядах читается ужас и безумие.
Кончил картину, которую писал несколько лет. Но одна из служанок в доме, увидев их, упала в обморок. Вот таким образом Суриков отказался от идеи шокировать зрителя. Это чувство сильнее, чем лицезрение кровавых сцен. Как затравленный зверь, озирается вокруг чернобородый стрелец.
Кровью кругом пахнет. И он не покорился приговору Петра. Для картины Утро стрелецкой казни Суриков использовал богатую палитру. Интересно, то что «Утро стрелецкой казни» стала первой исторической картиной Сурикова и была мгновенно куплена Третьяковым. Как только начинало темнеть, я отправлялся бродить, по Москве и все больше к кремлевским стенам. «Все он мне кровавым казался», -- говорил Суриков. Художник картины «Утро стрелецкой казни» отошел от исторических фактов, но передал ужас смерти и противостояния двух миров.
Солдат выхватывает свечу из его разжатой бессильной руки. Вероятно, сказалось пребывание в древней Москве, куда он переехал после окончания Петербургской Академии художеств. В воображении юноши ярко обрисовались жестокие публичные телесные наказания и казни, которые происходили на ней. Посмотришь на картину: Слава Богу, никакого ужаса в ней нет. Проснешься и обрадуешься.
Там на кобыле наказывали плетьми. Также видно семь глав собора Василия Блаженного. Их соединяет условная диагональ, символизируя антагонизм.
По именам их знали: какой Мишка, какой Сашка. 17 век стал периодом расправы над сторонниками Нарышкиных из которых происходила мать Петра и будущий царь ребенком видел все казни, совершаемые стрельцами. Несколько бояр из клана Нарышкиных были прямо в церкви изрублены на куски (в числе погибших были Долгоруков, Матвеев, Ромодановский, Языков, то есть родственники и отцы будущих сподвижников Петра Великого). Говорят, что поначалу художник хотел изобразить на холсте и нескольких повешенных. Второй мыслью, которая его натолкнула на написание картины «Утро стрелецкой казни», была свеча. Тогда было повешено и обезглавлено около двух тысяч стрельцов.
Важное значение имеет и архитектурный фон картины. Он сидит на коне. И ужаса никакого не было.
Опыта у них не было, они только мучили своих жертв не одним взмахом топора, а рубили по нескольку раз. В них он на физическом уровне чувствовал запах крови. Еще не везде растворился утренний туман. Проснешься и обрадуешься.
В июне бунт был подавлен, а самые злостные зачинщики повешены. Попытаемся разобраться в этом. От них добыли признание, что они собирались посадить Софью на царство. И медведей полно. Или я маленьким был, что они такими громадными казались А Бузимово было к северу.
Так что же хочет поведать зрителю картина «Утро стрелецкой казни», которая находится в экспозиции Государственной Третьяковской галереи в Москве. Что изображено здесь. Он не раскачивался, не примеривался и как гром грянул этим произведением». Боялся я ночей.
Его воля повернет Россию на новый путь, который откроет ей широкие горизонты. Репин выискал натуру для Сурикова. В феврале пригревало солнышко, а в марте снова грянули холода. Возвратившись, царь Петр приказал допрашивать их под страшными пытками. Сразу и не разберешь где простой народ, где солдаты, где элита. Подобный творческий метод у Сурикова мы наблюдаем и далее, вплоть до «Степана Разина».
Из Красноярска целый день лошадьми ехать. Именно в этом году был сделан карандашный набросок, на котором рукою самого В. Сурикова сделана надпись: «Первый набросок «Стрельцов» в 1878 году». Этот приём помог ему добиться эффекта большой толпы. Здесь он впервые увидел Красную площадь, Кремль, древние соборы.
Примечательно, что критики считают его символом обезглавленной Руси. Посмотришь на картину: Слава Богу, никакого ужаса в ней нет. Железо колесных ободьев сквозь налипшую на них грязь сверкает, как серебро. Солдаты волокут к виселице ещё одного обессилевшего стрельца.
Вдали стоят любопытные и равнодушные зрители. Тяжело опустилась на землю старуха. Мы на палачей, как на героев, смотрели. Так, в действительности на Красной площади не казнили через повешение (как это изображено на картине В. Сурикова), на Красной площади стрельцам рубили головы и было это уже в феврале 1699 года. Это большой холст (379 х 218 сантиметров), выполненный маслом.
Он, расправив плечи, сидит справа на коне и возвышается над всеми. Весна 1881 года была запоздалой. Картина выполнена в темных, даже тяжелых красках. В душе царя разгоралась ярость. Единственное исключение – сам лидер «Народной воли» Андрей Желябов, выходец из семьи зажиточных крепостных крестьян, занимавшихся торговлей.
Ещё одна женщина от страха перед неизбежностью закрыла лицо руками. – Страна была неведомая. Причём, как писал князь Куракин, эти советы были весьма дельными: «Правление царевны Софьи Алексеевны началось со всякою прилежностью и правосудием всем и ко удовольствию народному, так что никогда такого мудрого правления в Российском государстве не было». В картине «Утро стрелецкой казни» художник заложил определенный код, понятный не каждому.
У меня с тех пор прямо культ предков остался. Спокойно величав боярин в длинной шубе с собольей опушкой. Хотя даже на лицах некоторых иностранных послов видно сострадание. На самом деле массовые репрессии начались, когда Петр Первый вернулся в Россию (25 августа 1698 г. ). Истекают последние минуты их жизни.
Это символизирует высоко взметнувшееся пламя свечи, которую тот сжимает в ладони. Солдаты, вытянувшиеся в четкую линию, стоят подобно стене Кремля. Идея полотна «Утро стрелецкой казни» возникла из свечи, которая горела днем и казалась трагичной и одинокой. Хотя руки его связаны, а ноги забиты в кандалы, видно, что его дух не сломлен. Ради забавы он на бумаге в канцелярии изобразил муху.
Рядом с ней кричит охваченная страхом маленькая девочка в красном платочке. Соловьев. Мы видим, как Василий Суриков на картине «Утро стрелецкой казни» написал шестерых еще живых персонажей. Боялся я ночей. Правительство направило против двух тысяч восставших четыре полка и дворянскую конницу. Он не миловал никого, не взирал ни на пол, ни на возраст.
Боткина вспоминала о Сурикове: «никто не начинал так. Брат до сих пор поминовение обо всех умерших подаёт. Именно там, в 1878 году он начал работу над картиной про казнь бедных стрельцов.
У стен храма совершается движение истории. Но одна из служанок в доме, увидев их, упала в обморок. По Москве начались казни. Картина вызывает сочувствие и жалость к осужденным. Первого приговоренного солдаты уже поволокли к виселице.
И тогда они решили всё «переиграть», то есть царя Петра убить, а на престол вернуть Софью Алексеевну, которая уж точно не пожалеет для своих верных слуг денег и хлебных должностей. Склонившаяся голова стоящего на телеге стрельца предвещает его будущую участь. Символичны все архитектурные постройки. Увидев ее, губернатор попытался смахнуть насекомое. И преступники так относились: сделал – значит, расплачиваться надо.
Всю Красную площадь занимает толпа скорбящего народа. Во время бунта 1689 года они перешли на сторону Петра, сыграв заметную роль в пленении царевны Софьи, но потом Циклер и Соковнин решили, что размеры царской благодарности никак не соответствуют их заслугам. Они прибыли в Москву с челобитной в марте 1698 года. История создания картины «Утро стрелецкой казни» начинается с того момента, когда проездом в Петербург (в 1869 году) В. Суриков на один день остановился в Москве. Картину, выстраданную сердцем, продуманную до мелочей.
Правительство направило против двух тысяч восставших четыре полка и дворянскую конницу. Скорее восторг. Архитектурный фон картины неразрывно связан с ее содержанием. С любовью и вниманием относится Суриков на полотне к мельчайшим деталям, характеризующим историческую эпоху. Картина «Утро стрелецкой ткани» решена Суриковым как народная драма. Автор вспомнил события эпохи правления Петра.
Интересно и месторасположение двух центральных сюжетов. Однако столь выразительное и яркое повествование И. Г. Торжественность последних минут мне хотелось передать, а совсем не казнь». На полотне В. Суриков показывает нам минуты перед самой казнью. А ведь это укрепляло. Картина «Утро стрелецкой казни» понравилась коллекционеру Третьякову.
Но ни в одном из них нет и тени раскаяния или колебания. Левой рукой он сжимает конские поводья — так же властно и гневно, как стрелец свою свечу. Также видно семь глав собора Василия Блаженного.
Одна из главных фигур произведения – страстный, неукротимый рыжебородый стрелец, который через всю картину устремляет яростный взгляд на Петра. Он полон сознания своей правоты. Еще один закован в кандалы. Он навсегда раздавит эту замшелую, упорствующую в своей косности Русь.
Картина «Утро стрелецкой казни» кисти Василия Сурикова ставит неподготовленного зрителя в тупик. Художник еле-еле уговорил его позировать.
Это первое большое полотно Василия Сурикова, которое он выставил на суд зрителей. Штука ли. «Стены я допрашивал, а не книги», -- говорил Суриков. Лица у стрельцов печальные.
Здесь некоторые подробности приобретают особую значительность. Третьякова А. П. Братья же, Иван и Пётр, остались полноправными соправителями.
Рядом с ней кричит охваченная страхом маленькая девочка в красном платочке. Именно столько стрельцов изображено на полотне (одного из них уже увели казнить – осталась лишь его горящая свеча – как символ его вечной души). Это символизирует высоко взметнувшееся пламя свечи, которую тот сжимает в ладони. Именно события эпохи автора «окна в Европу» поразили художника, а потом и зрителей. На ее призыв откликнулись 175 военных из четырех полков.
Взгляд злой, с ненавистью. Его ноги в колодках, руки связаны у локтей, но зритель сразу видит, что он не покорен. Еще только раннее утро, стоит туман. Попытаемся разобраться в этом. Это первое большое полотно Василия Сурикова, которое он выставил на суд зрителей. Он тут же приобрел ее.
Репрессии продолжались вплоть до весны 1699 года. Петр Первый ведет «дуэль взглядом» с одним из стрельцов, который не сломался под гнетом репрессий. Воспользовавшись отсутствием брата, она заявила, что Петра подменили.
В прощёное воскресенье мы приходили у матери прощенье на коленах просить. Тяжело опустилась на землю старуха. Солдаты волокут к виселице ещё одного обессилевшего стрельца. Не менее эмоционально показаны и другие персонажи картины.
Он даже нарисовал эскизы. В своей знаменитой картине «Утро стрелецкой казни» автор впервые обратился к жанру русской истории. Он даже нарисовал эскизы.
Проснувшись, он решал изображать не казнь, а те минуты, которые ей предшествовали. Белые рубахи и серый фон, этот гризайль смягчают яркие одежды жителей тех времен. Царь Петр неумолим и грозен, сурово и гневно смотрит он на стрельцов.
После бунта Милославские провозгласили на царствие обоих братьев – и Ивана и Петра, а регентом неабсолютнолетнего Петра – царевну Софью, ставшую фактически полновластной правительницей. Также видно семь глав собора Василия Блаженного. Картина «Утро стрелецкой казни» понравилась коллекционеру Третьякову.
Тогда, по летописям, было повешено пятьдесят шесть человек. Группы, состоящие из стрельцов и их семей, занимают первый план картины. Было там ещё за двадцать вёрст Свищово. Столь же эмоционально показаны и другие стрельцы. Но трагизм предчувствия казни держит нас в постоянном напряжении. В начале апреля их удалось выбить из Москвы, но они вернулись в свои полки и подняли бунт.
Они не проходили на Красной площади, как это изображает картина Сурикова «Утро стрелецкой казни». Тонко прочувствованы пропорции кремлевских башен. Также на картине можно увидеть – и узнать – царя Петра Первого. Описывая утро стрелецкой казни, Суриков берет за основу официальную версию.
Российскому зрителю, вероятно известен эпизод из отечественной истории, когда московские стрелецкие полки, пользуясь пребыванием государя за границей, восстали. Эти герои легко читаются, так как являются двумя противоположными центрами. Важно, что фигура царя расположена на втором плане. Это воистину монументальные характеры по своей несокрушимой цельности.
Мастером масштабных полотен в русской живописи считается Суриков Василий Иванович. Об этом и повествует картина Василия Сурикова.
Они перед толпой по эшафоту похаживали, плечи расправляли. У меня в картине крови не изображено и казнь еще не начиналась. Солдат выхватывает свечу из его разжатой бессильной руки.
– Эшафот недалеко от училища был. Торгошино было под горой. В центре двое солдат ведут стрельца на казнь. Его целью было возвести на трон Софью, а если та откажется от царства – сосланного В. В. Голицына. Восставших взяли в плен.
В руках он сжимает свечу с взметнувшимся языком пламени. То есть акт правосудия, свершившийся 22 или 28 июня 1698 года. Весна 1881 года была запоздалой. Этот неистовый человек представляет собой эмоциональный центр композиции.
Понятно, что народная трагедия: всеобщий накал страстей не дает повода в этом сомневаться. Восстание продолжалось несколько дней. P. s. Мятежники закрепились под Новым Иерусалимом. Трудился он над ним в течение трех лет – с 1878 по 1881 г. Почему художник обратился к теме русской истории. Яркий пятном, притягивающим взгляды зрителей, выступает стрелец с рыжими волосами.
Там, после переговоров о мире, с ними быстро расправилось четыре полка. Однако перед самым отъездом в Москве чуть было вновь не вспыхнул стрелецкий бунт. На переднем плане большое скопление народа. Двух служанок своих сестер он приказал живыми закопать в землю.
Палачей дети любили. Говорят, что поначалу художник хотел изобразить на холсте и нескольких повешенных. Картина Утро стрелецкой казни понравилась коллекционеру Третьякову. Какие рыбы были. В ходе короткого следствия были повешены 56 «заводчиков» бунта, ещё две сотни – биты кнутом и сосланы. Стрелец связан, его ноги закованы в колодки, но он не смирился со своей участью.
Один стрелец выделяется из толпы. Однако художник отодвинул царя в глубину картины. Но трагизм предчувствия казни держит нас в постоянном напряжении.
Левой рукой он сжимает конские поводья – так же властно и гневно, как стрелец свою свечу. Гневно, с лютой злобой смотрит он на Петра. В их лицах нет ни злобы, ни ожесточения, но скорее скрытое сочувствие стрельцам. Вся картина пропитана скорбью и печалью, на картине преобладают темные и мрачные тона. Он тут же приобрел ее. Все действия происходят на знаменитой Красной площади в Москве.
Они прибыли в Москву с челобитной в марте 1698 года. Повешенных целых пять месяцев не снимали. Народ стал главным действующим лицом. Сам он потом говорил: «Я, когда «Стрельцов» писал, ужаснейшие сны видел: каждую ночь во сне казни видел.
На дальнем плане картины мы видим храм Василия Блаженного. Он даже нарисовал эскизы. Именно столько стрельцов изображено на полотне (одного из них уже увели казнить – осталась лишь его горящая свеча – как символ его вечной души). Это чувство сильнее, чем лицезрение кровавых сцен.
Особенно выделятся не сдавшийся духом царю Петру рыжий стрелец. Он тут же приобрел ее. Одеты они все в белые рубахи, в руках держат свечи, как символ их догорающей жизни.
Об этом подробно рассказывает историк С. М. – В Бузимове мне вольно было жить, – вспоминал Суриков. Важное значение имеет и архитектурный фон картины. А за Свищовым пятьсот вёрст лесу до самой китайской границы.
Женщина в центре обращается с мольбами к царю, но взгляд его не приклонен. Этим приемом усилено впечатление его монументальности. Это большой холст (379 х 218 сантиметров), выполненный маслом. Он сократил расстояние между объектами на Красной площади. Именно столько стрельцов изображено на полотне (одного из них уже увели казнить – осталась лишь его горящая свеча – как символ его вечной души). На рождестве христославцы приходили.
И сила какая бывала у людей: сто плетей выдерживали, не крикнув. Он стоит на пороге смерти, но сила жизни неукротимо горит в нем и в эти последние минуты. Да так это ясно, что даже остановишься и ждешь: а вдруг и в самом деле выйдут». Чтобы самодержца было видно, художник изобразил его верхом на коне. Но что толкнуло их к этому бунту.
Москва ошеломила Сурикова. И он не покорился приговору Петра. Картину, выстраданную сердцем, продуманную до мелочей. Для картины «Утро стрелецкой казни» Суриков использовал богатую палитру. Художник сознательно изменил время казни стрельцов. Рубахи у них красные, порты широкие.
За фигурой Петра виднеются виселицы. Он сократил расстояние между объектами на Красной площади. Помимо душераздирающего зрелища, картина интересна и своими композиционными решениями. Стрельцов привезли на казнь в телегах. Но трагизм предчувствия казни держит нас в постоянном напряжении.
У Петра всплывают детские воспоминания. В начале апреля их удалось выбить из Москвы, но они вернулись в свои полки и подняли бунт. Стоящий на телеге стрелец, которого уже торопит солдат, резко отвернулся от Петра и в низком поклоне склонился перед народом, прощаясь и у него прося прощения. В картине «Утро стрелецкой казни» Суриков применил композиционный приём сближения планов, сократив расстояние между Лобным местом, храмом Василия Блаженного и Кремлёвской стеной.
Описывая утро стрелецкой казни, Суриков берет за основу официальную версию. За ним в молчаливой скорби заломила руки и склонила голову жена его. За спиной рыжебородого стрельца -- «злого, непокорного», в котором «пышет пламя бунта» (слова Н. М. Щекотова), -- стоит сокрушенная скорбью мать, оплакивающая обреченного на казнь сына.
Это чувство сильнее, чем лицезрение кровавых сцен. Замечательно изображен собор Василия Блаженного, купола которого срезаны верхним краем картины. И масленичные гулянья и христославцы.
Геройство было в размахе Вот теперь скажут – воспитание. Кончил картину, которую писал несколько лет. Иконы льняным маслом натирали, а ризы серебряные мелом. Но если присмотреться, то по одеянию можно понять, что на коне царь Петр.
Но Василий Иванович Суриков ходил в приподнятом настроении. Так что же хочет поведать зрителю картина «Утро стрелецкой казни», которая находится в экспозиции Государственной Третьяковской галереи в Москве. На ее призыв откликнулись 175 военных из четырех полков. Во-первых, это число «7». Во-первых, это число «7».
Физическое уничтожение началась почти сразу. Сурикову начали сниться сны, причем, по его воспоминаниям, чувствовался запах крови. Но что толкнуло их к этому бунту. Он впервые увидел Кремль с его соборами и Красную площадь.
События тех лет были столь драматичны, что молодому художнику снились кровавые сны. Он даже плохо спал по ночам, вскрикивал во сне, мучаясь видениями казни. Его руки связаны, ноги забиты в колодки, но он не смирился со своей участью. На полотне художник в темных тонах написал седое туманное утро после ночного дождя.
Это был кладбищенский могильщик. На картине представлено два главных героя. На землю брошены уже ненужные кафтан и колпак, чуть тлеет фитилёк свечи, выпавшей из рук.
Потом последовали беспощадные казни, после которых стрелецкое войско мало-помалу было уничтожено. Архитектурный фон полотна также несет в себе скрытый смысл. Его руки связаны, ноги забиты в колодки, но он не смирился со своей участью. «Я все народ себе представлял, как он волнуется.
Петр, в свою очередь, окруженный боярами и иностранцами, уверен в своих силах. Неумолимый ход событий превратил их в главных действующих лиц исторической драмы. И что хотел сказать художник своей картиной. В результате получился образ человека с несгибаемой волей. Справа изображен государь и его приближенные, на их лицах надменность, осуждение. От седьмого, уже повешенного, у его матери в руках осталась только свеча.
Он родился в Красноярске, в казачьей семье. Понятно, что народная трагедия: всеобщий накал страстей не дает повода в этом сомневаться. Задумчиво смотрит на казнь иностранец в черном кафтане (предположительно, австрийский посол Христофер Гвириент де Валль). Центральное место здесь занимает Петр I, лицо которого обращено к рыжебородому стрельцу. В картине «Утро стрелецкой казни» художник заложил определенный код, понятный не каждому.
Чтобы самодержца было видно, художник изобразил его верхом на коне. Над этим волнующимся морем фигуры самих стрельцов возвышаются, как непоколебимые утесы. Стрелец, стоящий на телеге, склонился, прощаясь с народом. В них Суриков видел выражение народности. Хотя даже на лицах некоторых иностранных послов видно сострадание. А самое главное – он сместил акцент с самой казни на последние минуты перед казнью. Царь Петр и его приближенные противопоставлены всей стрелецкой массе.
Подобно шуму вод многих», -- говорил впоследствии Суриков. Корба послужило Василию Сурикову лишь канвой для воплощения задуманного им замысла. Важно, что фигура царя расположена на втором плане.
Взгляд его обращен в сторону царя. Не у всех первая казнь сломила мятежный дух. Вот таким образом Суриков отказался от идеи шокировать зрителя. Что изображено здесь. То есть акт правосудия, свершившийся 22 или 28 июня 1698 года. Ответ с приглашением в столицу пришел довольно скоро.
Перед нами Красная площадь, куда привезли приговоренных на казнь. Нервы всё выдерживали. Его ноги в колодках, руки связаны у локтей, но зритель сразу видит, что он не покорен. Яркий пятном, притягивающим взгляды зрителей, выступает стрелец с рыжими волосами. Картина «Утро стрелецкой казни» была первым большим полотном Сурикова на тему русской истории. Архитектурный фон полотна также несет в себе скрытый смысл.
Архитектурный фон полотна также несет в себе скрытый смысл. В картине «Утро стрелецкой казни» Суриков применил композиционный приём сближения планов, сократив расстояние между Лобным местом, храмом Василия Блаженного и Кремлёвской стеной. Столь же эмоционально показаны и другие стрельцы. Спокойно величав боярин в длинной шубе с собольей опушкой.
А что за горой – никто не знал. Он даже плохо спал по ночам, вскрикивал во сне, мучаясь видениями казни. В феврале пригревало солнышко, а в марте снова грянули холода. Это первое большое полотно Василия Сурикова, которое он выставил на суд зрителей. Дочь П. М.
У меня в картине крови не изображено и казнь еще не начиналась. «Потешные» – всегда были приверженцами царя, а стрельцы считали себя войсками Софьи. В Свищове у меня родственники были.
В картине Утро стрелецкой казни художник заложил определенный код, понятный не каждому. На землю брошены уже ненужные кафтан и колпак, чуть тлеет фитилёк свечи, выпавшей из рук. Пятерым из них царь лично отрубил голову. Торжественность последних минут мне хотелось передать, а совсем не казнь. Также на картине можно увидеть – и узнать – царя Петра Первого.
Стрельцы были окружены и расстреляны из пушек, выживших же взяли в плен и заточили в монастырских подвалах. Царь Петр неумолим и грозен, сурово и гневно смотрит он на стрельцов. Помню – их привезут, так в дверях прямо, как солдаты, стоят. Они прошли через ужасы пыток. Громада Василия Блаженного, Лобное место, башни и стены Кремля замыкают пространство. Художник начал работу над ним в 1878 году. Во-первых, это число 7.
Штука ли. Пётр глядит на стрельцов не менее гневным и непримиримым взглядом. В руках он сжимает свечу с взметнувшимся языком пламени. Простой народ сидит на полу, плачет, печалится.
И что хотел сказать художник своей картиной. Однако муха продолжала сидеть. Свечи горят не ярко на фоне дня. Непосредственный убийца государя императора – студент Игнатий Гриневицкий – был родовым дворянином из Минской губернии, другой же участник цареубийства – Николай Рысаков, бросивший первую бомбу в царский экипаж, – был отпрыском управляющего государственным лесопильным заводом в Новгородской губернии.
Картина Василия Сурикова «Утро стрелецкой казни» признана одним из лучших произведений этого замечательного русского художника. Царь уверен в себе и спокоен. Им нисколько не жалко этих людей. Глубокий трагизм момента подчёркивает и тёмный колорит картины. Он находится в центре полотна. Солдаты Петра выбили их из столицы. Снова и снова сильный контраст безнадежной думы и непосредственного чувства.
Горе уничтожило их мысли, раздавило волю. Но Василий Иванович Суриков ходил в приподнятом настроении. Взгляд седого стрельца безумен – ужас того, что сейчас произойдет, помутило его сознание. Окошки там ещё слюдяные, песни, что в городе не услышишь. Мучительной казни был предан и родной дядя Петра – Иван Кириллович Нарышкин, брат Натальи. Этот неистовый человек представляет собой эмоциональный центр композиции. Задумчиво смотрит на казнь иностранец в черном кафтане (предположительно, австрийский посол Христофер Гвириент де Валль). Ведь в Красноярске никто до железной дороги не знал, что там за горами. Говорят, что поначалу художник хотел изобразить на холсте и нескольких повешенных.
Тогда, по летописям, было повешено пятьдесят шесть человек. С него начались первые эскизы к картине. Воспользовавшись отсутствием брата, она заявила, что Петра подменили. Он полон сознания своей правоты.
Картина «Утро стрелецкой казни» выдержана в темном колорите, что еще больше подчеркивает трагизм и мрачность момента. Хотя руки его связаны, а ноги забиты в кандалы, видно, что его дух не сломлен. К этому времени, к августу 1698 года, в Россию срочно вернулся Петр Алексеевич. Белые рубахи и серый фон, этот гризайль смягчают яркие одежды жителей тех времен. Осетры да стерляди в сажень.
Пётр глядит на стрельцов не менее гневным и непримиримым взглядом. Обращался он с ним вольно, часто отступал даже от фактической стороны. Они сидят, так как ноги у них закованы в колодки. Он рассержен и полон уверенности в правоте своего решения. А позже добавил в коллекцию еще две работы мастера на историческую тематику – «Боярыня Морозова» и «Меншиков в Березове». Суриков на своей картине «Утро стрелецкой казни» решил изображать время, которое ей предшествовало, психологический настрой всех персонажей.
Но одна из служанок в доме, увидев их, упала в обморок. Тогда царевна Софья, которая боролась с Петром за власть, возглавила Стрелецкий бунт. Склонившаяся голова стоящего на телеге стрельца предвещает его будущую участь.
Художник начал работу над ним в 1878 году. Картина «Утро стрелецкой казни» была первым большим полотном Сурикова на тему русской истории. Вот таким образом Суриков отказался от идеи шокировать зрителя. Во всей архитектурной обстановке есть непреложная историческая достоверность.
Царь инициировал и возглавил повторное следствие. Там и сям мелькают синие мундиры преображенцев. Иногда он отступал от буквы исторического источника, если это нужно было для выражения его замысла. Он смотрит в сторону Петра I озлобленным взглядом. Каждый из них держал в руке зажженную свечу. В июне бунт был подавлен, а «самые злостные зачинщики» повешены.