Для нее Микеланджело сделал скульптуры «Моисей», «Умирающий раб», «Связанный раб» и «Лия». Вчисле самых ценных экспонатов Лувра две скульптуры Микеланджело: знаменитые «Восставший раб» и«Умирающий раб».
Однако судьба Италии в целом была столь горестной, что лучшие ее умы не могли не думать с тревогой о том, что творилось в стране и что ожидало ее в будущем. Лучшего друга, который когда-либо у него был, несмотря на постоянные ссоры. 3, 4. Ни одна из работ не была закончена и обе потеряны, когда зал заседаний восстановили. Живописный язык Микеланджело достигает полной зрелости.
Все это, вместе взятое, приводит к тому, что архитектура воспринимается как живой организм, наделенный волей и полный движения. 7, 8.
38. Музеи Ватикана в Риме (в комплекс включены 10 музеев) являются не только хранилищем самых знаменитых работ Микеланджело, но и уникальным собранием образцов античного, современного, религиозного и языческого искусства.
Поначалу борьба со строптивым отцом. Гибель сына она воспринимает как осуществление предначертанного судьбой. Все это придает его архитектуре величественный характер. Мощная фигура Марии доминирует в композиции. Ему нравились хрупкие изящные формы, сложные мотивы движения, утонченная линейная стилизация.
К его проекту восходит лишь верх сфероидального купола и фонарь. Эти распалубки, вместе с четырьмя угловыми парными распалубками, выполняют конструктивную роль, облегчая сочетание зеркального свода со стенами. Все эти вещи не принадлежат к числу лучших творений мастера. Гигантская фигура Саваофа дана борящейся с хаосом. Так работа над гробницей превратилась для Микеланджело в подлинную трагедию. В них хотели усматривать отражение и представлений о вселенной (Варки) и мыслей о всепожирающем времени (Кондиви) и скорби по случаю утраты Флоренцией свободы (Гийом и Оливье) и ненависти к тирании Медичи (Никколини) и гимнов Амвросия (Брокхауз) и карнавальных песен XV в. (Штейнман) и платоновского Федона (Ури) и философских концепций новоплатоников (Борински, Тольнаи, Панофски).
Микеланджело стал ее осуществлять не по проекту Браманте, а согласно своему собственному замыслу. Илл. Илл.
Изваянный Микеланджело бюст Брута находится под несомненным влиянием римских портретов Каракаллы. Илл. Но, прожив 89 лет, Микеланджело намного пережил своих современников. 39. Эта статуя украшает алтарь церкви Нотр Дам в Брюгге.
Микеланджело какое-то время работал над скульптурой Бертольдо ди Джованни. Илл. Данный момент и запечатлел в своем картоне Микеланджело. За этим договором последовало еще три контракта (1525-1526, 1532, 1542), до неузнаваемости исказивших замысел 1505 года. Он членит стены по вертикали канеллированными коринфскими пилястрами, он отделяет с помощью карнизов одну зону от другой, он прибегает к излюбленному Брунеллески сопоставлению белой стены с темно-серыми членениями (pietra serena).
Фигура Адама, погруженного в глубокий сон, выражает полнейшее бессилие и инертность. Ему было 13 лет, когда он стал учеником художника Гирландайо. Поначалу предполагалось воздвигнуть в центре капеллы свободно стоящую гробницу. Как всегда, Микеланджело разрабатывал проект собора св.
Вот таким образом искусство Микеланджело является, одновременно и трагическим эпилогом Возрождения. Через плечо бога смотрит ангел изумленный красотой человека. Оно учило отличать ложный пафос от подлинного героизма. Но плата за обеспеченность художника была дорогой. Колорит фресок построен на неярких красках, преобладает общий серебристый тон. Здесь все полно бьющей через край энергии и бурного движения.
Художник увидел в нем претворенный в кровь и плоть свой собственный идеал прекрасного. Например, деревянная модель собора св.
ислучайно найденной в январе 1506 года в земле на месте Золотого дома императора Нерона. Этим же периодом датируется великолепная статуя Аполлона, хранящаяся в Барджелло. Вот к этой истине молодые художники и могли приобщиться изучая картон Микеланджело. Спаренные колонны едва умещаются в отведенных им нишах, где им явно слишком тесно.
По окончании росписи мастер вновь принялся за работу над статуями для гробницы Юлия II. Илл. Самовольный отъезд из Рима, без папского разрешения, был неслыханной для того времени дерзостью.
80. Он даже не дотрагивается до нее. После смерти Юлия 21 февраля 1513 года к власти пришел Лев X (из дома Медичи).
Постоянно соприкасаясь с видными зодчими своего времени (Браманте, Джулиано да Сангалло Антонио да Сангалло и др. ), мастер постепенно освоил новую и грудную для него профессию, связанную с целым рядом проблем специфически технического порядка. Вазари прямо пишет:. Фигуры Лоренцо и Джулиано, несомненно, задуманы по контрасту. Роспись потолка Сикстинской капеллы – одна из вершин всего ренессансного искусства. Под пропорцией они понимают точное соответствие формы идее. Если он считал это нужным, то полировал мрамор не с меньшей тщательностью, чем Бернини.
Однако папа на это не согласился и 8 июля издал приказ (breve), в котором категорически требовал немедленного приезда художника в Рим. Так он работал еще за шесть дней до своей смерти над скульптурной группой Оплакивание Христа (Пьета Ронданини). Креститель протягивает щегленка сидящему на коленях Марии Христу, который резко отпрянул в сторону. Этому его научила скульптура. По-видимому, Микеланджело приступил к работе над статуями более из страха перед папой, чем из любви к Медичи.
Против этого варианта и выступил со всей присущей ему страстностью Микеланджело. С иврита слово можно перевести, в том числе и как «рога» и как «лучи».
169. Но как раз этого не произошло. Вазари кратко сформулировал современное мнение: «Безусловное чудо, что бесформенный кусок камня превратился в совершенство, которое природа вряд ли способен воссоздать во плоти». Для гробницы Юлия выполнил Микеланджело в 30-е годы и четыре фигуры рабов, оставшиеся незаконченными (раньше они хранились в гроте Сада Боболи, теперь находятся в флорентинской Академии изящных искусств). В этих условиях Микеланджело решил временно покинуть свой родной город.
Илл. Тем самым ей отводится центральное место. Илл. Диаметр: 69 см.
2. Статуя рассчитана на рассмотрение ее спереди и под углом, но не с боков. Змий и ангел, грех и расплата за него являются как бы ветвями одного древа. 131, 132. Даже тяжелый вздох, вырывающийся из полуоткрытых уст, мгновенно гаснет.
К основному цветовому сочетанию (синий фон – серовато-коричневые тела) присоединяются неяркие бледно-синие, оливково-зеленые, оранжевые и ржаво-красные тона, ни один из которых не вырывается из общей сумрачной гаммы. Их начальник, капитан Галеотто Малатеста, еще не оправившийся от лихорадки, крепко спал. Он покинул безопасный двор Медичи и вернулся в дом своего отца.
В тот период, у него была самая большая мастерская во Флоренции. Илл. Друга его уровня» 145. Как обычно, Микеланджело не дает портретных изображений.
С 1528 года он принимал деятельное участие в укреплении города, в 1529 году его назначают governatore generate всех фортификаций. Поверх окон образуются полукружия (люнеты), отделенные друг от друга пятами сферических треугольников (распалубок). Кроме Микеланджело. Он побежден.
Очень красив и тот вид, который эта скульптурная группа являет зрителю, если он смещается несколько влево. Илл. Сам Микеланджело не придавал большого значения точному смыслу аллегорий. Фигура как бы стремится высвободиться из камня, камень же держит ее в своих жестоких объятиях. В Восставшем рабе с необычайным искусством выражено страстное томление по свободе.
Вскоре её стали рассматривать как один из великих шедевров скульптуры в мире, «раскрытие всех возможностей и силы искусства скульптуры». Слева мы видим райский сад. Когда в 1534 году во Флоренции утвердилась единоличная власть свирепого герцога Алессандро Медичи, опиравшегося на императора Карла V и папу Климента VII, Микеланджело решил покинуть свой родной город, чтобы никогда более в него не вернуться. Влияние Микеланджело на искусство и, особенно, на живопись огромное, но не однозначное. «Умирающий раб» выражает тему сломленного сопротивления, полного покоя, забытья. В зодчестве его более всего привлекала анатомия (иначе говоря, костяк и мышцы, выраженные с помощью членений), а не число и геометрия, единство нервной и мускульной системы, а не простой внешний облик здания. Петра, с чем папа был полностью согласен.
99, 101, 102. В той или иной мере в него оказались вовлеченными все художники, кроме одного. Скульптором запечатлен момент, когда снятое с креста тело собираются положить во гроб.
Работая над фреской Страшный суд, Микеланджело хотел показать тщету всего земного, тленность плоти, беспомощность человека перед слепым велением судьбы. Статуя осталась незаконченной. На рубеже XV и XVI веков этот процесс только начинался. Более 500 рисунков Микеланджело хранятся во многих ведущих музеях мира.
В первое издание 1550 года книги Вазари «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих», которая считается одним из самых обстоятельных трудов в истории искусства, была включена единственная «современная» биография – Микеланджело, которому в то время было 75 лет. 110, 112. Надгробную речь произнёс прославленный эрудит Бенедетто Варки. Более всего он ценил в ней массу, беспокойную, динамичную, пронизанную движением.
Он все решительнее порывает с традициями кваттроченто. Это, конечно, не так. Диаметр 120 см.
Здесь явно дают о себе знать отголоски титанических образов Сикстинской капеллы. На самом же деле между ними лежала бездна. это сам Микеланджело и символ всей его жизни. Свидание состоялось 29 ноября 1506 года в Палаццо деи Седичи.
Недаром Себастьяно дель Пьомбо писал ему в 1520 году: Вы всякому внушаете страх, даже папе. Сегодня Микеланджело думал обо всем этом с улыбкой: Юлий II был великим папой и великим человеком, ему можно было простить все. Перед нами народный трибун, умный, решительный, волевой. 182, 187, 188, 189.
Среди предшественников Микеланджело лишь Поллайоло и Синьорелли решались изображать обнаженные фигуры в сильном движении. Одновременно он отказался от сильного наклона обеих голов. В пафосе познания природы вещей была сила восторга, пьянящая радость открытия.
Это тяготение к rilievo есть искони флорентийская традиция. Под патронатом папы римского, Микеланджело столкнулся с постоянными перерывами в его работе над гробницей, чтобы выполнить другие многочисленные задачи. Но у него, как и у всех флорентинцев, было одно огромное преимущество.
И этой же цели служит цвет. Илл.
150. Они называли Микеланджело divino (божественным). Проведенные твердой рукой линии не ограничивают плоскость, а выявляют объем и без того достаточно сильно выявленный светотеневой моделировкой.
Он стал уже высекать статую св. Обмороки чаще всего случались именно под статуей обнажённого Давида. В сцене Опьянение Ноя художник изобразил надругательство Хама над своим отцом.
130. К своим вершинам искусство Возрождения поднималось на поэтических крыльях. Теперь она находится в базилике святого Петра. Мать Микеланджело — Франческа ди Нери дель Миниато ди Сиена.
При такой обработке карниза последний воспринимается как набухающая масса самой стены. Тень от тяжелого шлема падает на лицо, как бы подчеркивая тяжесть мыслей.
Илл. Флоренция. Особенно резок был Микеланджело по отношению к подлизам, хвастунам и нахалам. Действие, происходящее на земле, развернуто по контрасту, в трехмерном пространстве, на фоне пустынного, безмолвного пейзажа.
Нетрудно привести ряд других аналогичных фактов. И это приводит к трагической разобщенности образов.
И они отрицают раз и навсегда установленную систему пропорций. Отсюда огромная жизнеутверждающая сила созданных им образов. Последняя была предназначена для хора старого собора св. Не так легко было ему расстаться со своими ренессансными героями.
Центрально-купольная партия была связана со светскими, чисто ренессансными течениями. Впервые это сделал португальский художник Франциско де Холанда в 1538 году (на 63-м году жизни Микеланджело), в своей книге «Диалоги с Микеланджело» познакомивший со взглядами мастера на живопись и скульптуру. Фигура Лоренцо отмечена печатью удивительного благородства.
С этой целью сакристия получила надстройку (еще до того, как Микеланджело приступил к работе). Уже современники называли статую «Скованного раба» «Восставшим рабом» -- настолько явно воспринимается здесь титанический порыв к свободе. В результате они предстают зрителю трагически одинокими. Но Микеланджело, до конца жизни оставаясь верным своим республиканским убеждениям, всё время отклонял эти предложения. Сопровождая свои слова спокойным жестом, он говорит ей: встань. Сам Микеланджело не придавал большого значения точному смыслу аллегорий.
Для художника фигуры рабов были прежде всего элементами архитектурной композиции. Но этим роль античного наследия не была исчерпана. Илл. Вероятно, около 1485 года Микеланджело переехал во Флоренцию.
Это совпало с флорентийским периодом жизни Микеланджело. Скульптор Лоренцо Гиберти трудился пятьдесят лет для создания бронзовых дверей Баптистерия, которые Микеланджело описал как «Врата рая». Особенно выразительна правая фигура. Не родился еще такой человек, который, подобно мне, был бы столь склонен любить людей. Свои ранние детские годы Микеланджело провел в Сеттиньяно, где его отец имел небольшое имение. Тем самым выпуклая композиция нейтрализует вогнутость распалубки.
Таковы, в частности, фрески Капеллы Паолина в Ватикане.
По своему облику Мария близка к Богоматери из римского Оплакивания Христа. Позже написать «Битву при Кашине» доверили Микеланджело. Но в сознании потомков эти три вершины образуют единую горную цепь, олицетворяя главные ценности итальянского Возрождения – Интеллект, Гармонию, Мощь.
Один за другим умирали его близкие, его друзья, его сверстники, а он продолжал жить. Дети не радуют родителей, а, скорее, вселяют в их души тревогу за будущее. 114, 115.
Он стал выпрямлять тело Христа и сближать его с фигурой Марии. Со стороны фасада стены оставлены почти гладкими, они расчленены лишь тонкими пилястрами. Отправляясь от евангельского текста (Евангелие от Матфея, XXIV, 30-31), Микеланджело изображает не сцену суда, в которой царь славы уже разделил всех воскресших на грешников и праведников, а тот момент, который ему непосредственно предшествует (adventus Domini): появление Христа на облаках когда восплачутся все племена земные и увидят сына человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою. Работа над статуей была для Микеланджело трудной и тягостной.
Ряд исследователей склонны объяснять повышенную религиозность позднего Микеланджело его старостью. 109, 111. Их окружают дети иногда рядом изображены и их мужья. Совсем по-иному задуман и трактован образ Вечера. А называется роман «Муки и радости».
Три года напряженнейшей работы пропали даром. Профессор Маджерини, которая изучала воздействие самых знаменитых произведений искусства на эмоциональное состояние посетителей гелереи, утверждает, что у определённого типа посетителей возникает так называемым «синдром Давида». Илл. Она закинула ногу на ногу и очень сильно отвела правое плечо назад. Так как после смерти Антонио да Сангалло осталось недостроенным восходящее к его проекту палаццо Фарнезе, то папа Павел III поручил Микеланджело завершить этот дворец. А воля художника была поистине безмерна.
Гробница расположена в церкви Сан-Пьетро-ин-Винколи в Риме и является самой известной из-за центральной фигуры Моисея, завершённой в 1516 году. Илл. Микеланджело не пошел ни по первому, ни по второму пути.
Этому миру естественных чувств Микеланджело противопоставляет тот высший свет, где повержена Правда и где царят Измена, Коварство, Навет и Лесть. Окруженные фигурками гениев, сивиллы и пророки листают тяжелые фолианты, развертывают свитки, думают о прочитанном, записывают свои мысли, прислушиваются к божественному голосу. В последующие месяцы он вырезал полихромное деревянное «Распятие» (1493), в качестве подарка настоятелю флорентийской церкви Санто-Спирито, который позволил ему некоторое время исследовать анатомию на трупах в больнице церкви.
Три года скульптор работал над статуей. Если никто из ученых не сомневается в ренессансном характере микеланджеловского искусства примерно до 1530 года, то средний и поздний период его творчества многие исследователи (как, например, Гурлитт, Вёльфлин, Шмарзов, Дворжак, Д. Фрей) склонны целиком связывать со стилем барокко. Первый членился по вертикали колоннами, второй – пилястрами коринфского ордера. Это были Луиджи дель Риччо, Донато Джаннотти, Роберто Строцци, кардинал Ридольфи.
Копируя отдельные фигуры из их фресок, Микеланджело наделяет воспроизводимые им образы чертами еще большей мужественности, почти граничащей с суровостью. Возможно, единственного друга. Известно, что Микеланджело относился крайне отрицательно к портрету как таковому. Мрамор. С годами мысль становится все более весомой, а вместе с тем и более трудной для понимания, настойчиво звучат мотивы, почерпнутые из философии флорентийских новоплатоников, усложняется сама поэтическая ткань (обилие усеченных слов, сложные инверсии и т. д. ). При этом характерно, что даже в стихах чисто религиозного содержания всегда чувствуется, что их писал человек Возрождения.
Два из наиболее известных своих творений «Пьета» и «Давид», Микеланджело создал, прежде чем ему исполнилось тридцать. Петра. Зеркальный свод Сикстинской капеллы Микеланджело расчленил на три пояса. Это человек действия (vir activus).
Высота: 410 см. В том же году, Медичи изгнали из Флоренции в результате восстания Савонаролы. Илл. Статуя Лоренцо Медичи не имеет в себе ничего портретного.
По началу художник не имел собственной мастерской и был сильно ограничен в средствах. Ему не удается объединить фигуры в неразрывные живописные группы.
Высота: 277 см. Сюжет боя Геркулеса с кентаврами Микеланджело позаимствовал из «Метаморфоз» Овидия. По его собственным словам, он собирался сделать фасад Сан Лоренцо так, чтобы и по архитектуре и по скульптуре он стал зерцалом всей Италии (lo specchio di tutta Italia). Последние двадцать лет своей жизни Микеланджело мало занимался скульптурой и живописью. Гораздо более творчески подошли к его наследию мастера барочной эпохи. Их он терпеть не мог и не щадил.
48-55. Советская наука занимает в этом вопросе твердую и ясную позицию. 161. Обоих Лоренцо и Микеланджело обманул посредник с реальной стоимостью работы.
Мария кормит грудью сидящего верхом на ее коленях младенца. Илл. Матфея, но тут началась тяжба с Юлием, потребовавшим его возвращения в Рим. Его искусство учило многому.
Все время приходилось ему преодолевать препятствия. В письмах своим родным он постоянно сетует на возникшие перед ним трудности (granfatica, grandissimafatica). Вместо этого в1508г. В 1538 году Микеланджело посоветовал установить посередине площади античную конную статую Марка Аврелия и около этого же времени приступил к работе над проектом оформления всего ансамбля. При папском дворе подвизалась целая группа лиц, настаивавшая на реформе римской церкви.
Ряд фигур остался незавершенным (особенно День), что никак не вредит общему впечатлению, поскольку незаконченное у Микеланджело всегда обладает своей, совсем особой выразительностью. Илл.
Отец его был подеста в Капрезе и в Кьюзи, а позднее – управляющим флорентинской таможней. Было бы наивно усматривать в росписи Сикстинского потолка прямое отражение этих событий. Рубенс прожил в Италии 8 лет, которые и определили его будущее.
Мальчик же, ничего не ведающий, дан в беспечной, мечтательной позе. Люди Возрождения воспринимали образ Давида как образ большого гражданственного пафоса. Растет и ширится волна религиозной нетерпимости. После заключения в 1542 году нового контракта на гробницу Юлия II работы пошли быстрым темпом и к 1545 году гробница была завершена.
Илл. И он решил бежать из Рима, где ему была нанесена жгучая обида.
Но у него, как и у всех флорентинцев, было одно огромное преимущество. Так, церемониймейстер папского двора Бьяджо да Чезена, при посещении Сикстинской капеллы в декабре 1540 года вместе с Павлом III, открыто порицал художника за обилие обнаженных фигур, а четыре года спустя бессовестный и циничный Пьетро Аретино упрекал Микеланджело в неверии и распущенности, утверждая в одном из писем, что его фреска более подходит украшать баню, нежели папскую капеллу. Продвигаясь от низшего к высшему, художник был призван обобщать свой опыт.
135, 139.
В мыслях о смерти он хочет обрести точку внутренней опоры. 171.
1516 г. и Лоренцо, герцога Урбинского – ум. Микеланджело вернулся во Флоренцию в 1499 году. Илл. Его рука сгибается к плечу. Но подобно Данте, Микеланджело отобразил в своей росписи не только героическое начало жизни, но и ее трагические стороны. Гробницы Медичи были для 20 – начала 30-х годов главным произведением Микеланджело.
36. И весьма показательно, что Микеланджело не примкнул к данному направлению. В конце 1494 года политическая ситуация во Флоренции стала спокойнее.
Илл. Колористическая гамма отличается нарочитой скупостью и аскетизмом.
136. Он трудился как каторжный. Р. Во Флоренции в Каза Буонарроти находится замечательная коллекция работ Микеланджело, включающая 3 ранние скульптуры, большое количество рисунков художника и деревянную модель фасада церкви Сан-Лоренцо.
Они утратили волю. При достройке внутреннего двора палаццо Фарнезе Микеланджело был связан тем, что второй этаж уже близился к своему завершению и он мог внести в него лишь незначительные изменения (замена чередующихся полукруглых и треугольных фронтонов над окнами только треугольными и незначительное занижение вписанных между полуколоннами глухих арок).
Эпоха Возрождения безвозвратно ушла в прошлое. Илл. По настоянию отца он поступил в латинскую школу Франческо да Урбино. Выделявшиеся из цеха, а затем и порывавшие с ним художники еще не успели стать придворными мастерами.
Горы книг и статей были написаны об идейном замысле гробниц Медичи. Отсюда рождается совсем особый трагизм образа, подчеркнутый незаконченностью статуи. Академия изящных искусств, Флоренция. Микеланджело Буонаротти.
Правитель Флоренции и очередной её тиран Козимо I Медичи, вполне успешно ликвидировавший все завоевания эпохи Ренессанса, при посредничестве Вазари неоднократно пытался уговорить Микеланджело вернуться на родину во Флоренцию. 79, 142. Без достаточных оснований ее связывали с гробницами Медичи, Первоначально (1525-1526) статуя была задумана как фигура Давида, но затем (около 1530) переделана в фигуру Аполлона (закинутая за плечо праща превратилась в колчан). И сразу разгорелась борьба между Римом и Флоренцией за право греться в лучах славы «божественного» Микеланджело. Илл.
И здесь невольно напрашивается сравнение с его живописью, в которой пространство существует лишь как вместилище для пластических тел. Илл. 32. Кверча был художником, близким по духу Микеланджело.
Подобно тому как в своих статуях рабов Микеланджело использовал принцип цикличности, дополняя одну статую другой и таким путем преодолевая вневременность пластического образа, так и в архитектуре он попытался дать своеобразный временной поток, в котором вестибюль немыслим без завершающего его читального зала и читальный зал без предваряющего его вестибюля. Илл. Художник охотно принял это предложение. И этому оно учит и нас. Необычна для Микеланджело и многоаспектность фигуры.
И, наконец, в распалубках и люнетах изображены многочисленные предки Христа. И всюду Микеланджело выходил победителем. Илл. Это помогало ему сохранять чувство целого.
Он собирается встать, чтобы обратиться с речью к войску. 56-71). Следующий этап жизненного пути Микеланджело связан с работой над гробницами Медичи (1520-1533). В ней есть какая-то особая интимность и не совсем обычная для Микеланджело мечтательность.
По словам Кондиви, он собирался написать специальный трактат по анатомии, поставив главный акцент на moti (то есть движениях) и apparenza (внешняя структура).
Представленные в напряженно-драматических позах «Рабы» как бы и сами пытаются вырваться из сковывающей их каменной массы. Статуи Микеланджело – это титаны, которых твердый горный камень одарил своими свойствами. 162. С весны 1501 до марта 1505 года Микеланджело живет во Флоренции. Полон подлинного трагизма также образ Иосифа Аримафейского – идеальный автопортрет художника.
По словам Кондиви, художник собирался высечь из одной большой скалы колосса, которого моряки могли бы видеть издалека на море. Раб, рвущий путы изображен в резком повороте, подобно Евангелисту Матфею. Первый раз в 1518 году, когда он сжег наброски, этюды и картоны, служившие ему подспорьем при выполнении росписи потолка Сикстинской капеллы, второй раз – за несколько дней до своей смерти, когда он приказал уничтожить все находившиеся в доме рисунки. 1501-1504.
Илл. Статуя Мадонны стоит на высоком постаменте, около входной стены. Тема второго рельефа (Битва кентавров) была навеяна молодому скульптору Анджело Полициано. Молодой герой попирает коленом прижатого к земле побежденного, который склонился в три погибели. С папским двором Микеланджело в этот первый свой приезд в Рим не имел никаких отношений.
При вести о римской катастрофе Флоренция восстала и вновь прогнала Медичи. Илл. По собственным его словам, все его несчастия проистекали per non mi esser saputo governare (от неумения владеть самим собою). Но все усилия напрасны.
С замечательным искусством обыгрывал он контраст между нейтральной стеной и активным членением, причем при выполнении последнего всегда отдавал предпочтение камню (травертину) перед стукком и кирпичом. Карниз, поперечные сечения в виде спаренных арок и седалища ignudi центрального пояса, пилястры, троны сивилл и пророков и обрамления распалубков боковых поясов – все это выдержано в благородном беловато-сером тоне. Микеланджело трактует Марию как провидицу своей трагической судьбы. В сцене Сотворение Евы бог впервые выступает как главное действующее лицо.
Интересна и такая деталь – зрачок намечен лишь в правом глазу. Более вероятно, что Микеланджело собирался увенчать собор св.
Разорванный фронтон над дверью перерезает своими углами фланкирующие дверь колонны. При этом движение лишено всякой скованности. Он создал гениальные, произведения. Этот образ полон трагизма, в нем герой обречен на гибель.
(Сегодня, Капрезе известна как Капрезе-Микеланджело) На протяжении нескольких поколений его семьи были мелкими банкирами. Тогда особенно явственно выступает многопланность композиции. Давид.
122-125. Тотчас же позвали Даниэле да Волтерра. ок.
174. В годы своей дружбы с Витторией Колонна (1536/38-1547) Микеланджело подарил ей ряд рисунков, выполненных в очень тщательной манере. Быстро нараставшей феодальной реакции сопутствовала не отделимая от нее контрреформация. 158, 159.
Вот человек поистине одержимый гением. И здесь движение пронизывает всю фигуру, не оставляя инертной ни одну ее часть. Фигура дана не в движении, как у Бернини, а в состоянии покоя. С этой целью Микеланджело поехал в Каррару, где он провел восемь месяцев (с апреля до декабря 1505 года).
Это должно было быть свободно стоящее (а не прислоненное к стене) сооружение, украшенное сорока статуями более чем в человеческий рост и множеством рельефов. В борьбу включился и Микеланджело. Второй крупной архитектурной работой, над которой Микеланджело трудился в Риме, было оформление Капитолийского холма. В этом плане образ Давида является самым характерным творением молодого Микеланджело. Чтобы составить верное представление об архитектурном замысле Микеланджело, лучше всего смотреть на собор св.
Однако в эту каркасную систему Микеланджело вносит ряд существенных изменений. К его двору стекаются со всех концов Италии лучшие из ее художников, гуманистов, ученых. Лучше всего фигура Марии и особенно ее лицо воспринимаются с фронтальной точки зрения. Эта совсем необычной формы лестница подобна потоку лавы, вытекающему из узкого дверного проема.
Тело бессильно сползает вниз и все попытки удержать его кажутся безнадежными. Фигура коренастая, сильная, мужественна. 151. Атлант. 159.
Он откинулся назад он более не хочет победы, он ее презирает. Поначалу Микеланджело начал обрабатывать глыбу для композиции иного типа, зафиксированной на одном рисунке в Оксфорде. Любая деталь здесь столь необычна, что ей трудно подыскать сколько-нибудь близкую аналогию в античной и ренессансной архитектуре. Но лишь в Риме он по-настоящему почувствовал живое дыхание античности.
Пейзажные элементы сведены почти на нет, пространство строится на основе одних пластических объемов. Илл.
Варфоломей, с которого, по преданию, была живьем содрана кожа (vivus decoriatus). Илл. Последняя основана на теме предложенной Полицианом и заказана Лоренцо де Медичи. Локальные рамки Флоренции становились ему слишком тесными.
Мрамор. Он происходил из обедневшего знатного флорентийского рода. Петра со стороны апсид. Илл.
177, 178. Почти все фигуры изображены обнаженными, святые лишены нимбов, у ангелов нет крыльев. 179-181. Уже само название романа говорит о трудной судьбе гения на тропе искусства ваяния. Он полностью отказывается от какой-либо характеристики конкретной среды.
Оторвавшись от цеха, в чьих строгих рамках протекала вся художественная жизнь XV века, Микеланджело, как и Леонардо, принужден был искать себе сильных покровителей и богатых заказчиков иначе его творческой деятельности угрожал паралич. 86-91. В общей композиции Микеланджело несомненно отправлялся от позднеантичных саркофагов, но он дал уже чуждое античности живописное понимание группы. Среди самых знаменитых фресок на потолке – «Сотворение Адама», «Грехопадение и изгнание Адама и Евы», «Потоп», «Пророк Иеремия» и «Кумская сивилла».
Рядом со столь необычным обрамлением проема ворот отступает на второй план как сама стена, так и украшающие ее окна.
92, 93, 94. В невероятно трудных условиях, лежа на спине, художник сам, без помощников изобразил на потолке капеллы библейскую легенду от сотворения мира и до потопа. Ее прекрасное лицо дышит скорбью, но в нем нет и тени отчаяния.
Первая из них изображает Победу (возможно, что она была предназначена для постановки в нижней левой нише). Илл. Чтобы вызвать у зрителя впечатление богатства и пышности райского сада, художник изображает лишь несколько покрытых листьями веток и намечает волнистой линией землю. В двух незаконченных скульптурных группах (Положение во гроб и Оплакивание Христа) Микеланджело дал совсем новое понимание традиционной темы, в которой аскетизм замысла обрел, наконец, адекватные себе формы выражения.
Это был символ страданий художника, символ его гражданских горестей и разочарований. Илл. Но именно к этим маленьким людям к этим не оперившимся еще garzoni он проявлял и величайшую доброту, щедро их одаривая своими произведениями и золотыми дукатами. Трудность своего характера осознавал и сам художник. Илл. Прославлять человека, ранившего его в самое сердце, не так-то было легко. Юсти рассматривает ее как символ порабощения свободы Флоренции герцогом Алессандро Медичи, Бринкман – как аллегорию эроса, перед которым бессилен взятый им в плен старик.
Галерея Уффици. Характер Брута прекрасно выражен через смелый взгляд, крепко сжатые губы, подчеркнутые скулы, сильно выработанный рельеф лица. По углам меньших по размерам композиций художник расположил фигуры обнаженных юношей (ignudi), представленных в самых разнообразных позах. 174.
Это утверждение остаётся недоказанным, однако, сам Микеланджело верил в него. Группа повернута теперь к зрителю тем углом постамента, где находится правая рука Христа.
В угловых распалубках, поверхность которых имеет вогнутую форму, мастер разместил еще четыре библейские сцены изображающие чудесное спасение избранного народа от гибели. Регистр его фактурных приемов был необычайно широк. Ромен Роллан говорит: Пусть тот, кто отрицает гений, кто не знает, что это такое, вспомнит Микеланджело. Здесь он стал жертвой своих заказчиков и тут не могла помочь даже микеланджеловская воля.
В этом плане античное наследие обладало для Микеланджело большой притягательной силой. Как известно, мастер предпочитал, чтобы его статуя рассматривалась при движении по дуге. В его порывистом движении удачно выражена шаловливость не знающего удержа ребенка. Микеланджело собирался их разместить перед пилястрами (статую Умирающего раба скульптор хотел поставить перед центральным левым пилястром).
Так между психическим и физическим движением устанавливалась теснейшая причинная связь. Он неизменно наделял ее глубоким внутренним смыслом. Между маем 1513 года и июлем 1516 года Микеланджело закончил скульптуры «Восставший раб» и «Умирающий раб», показывающие разные состояния человека, оказавшегося перед лицом смерти. На самом же деле мастер ничего не иллюстрировал, а воплощал в пластических образах мир своих чувств и мыслей, навеянных тем, что его окружало в конкретной действительности и что он не мог как всякий великий художник не отразить в своем творчестве.
Некоторые художники нового поколения, в особенности флорентийские маньеристы, так и не смогли выбраться из-под его стиля, не сумев создать свою манеру, просто тиражируя набор сложных поз и ракурсов источником которых были живописные работы Микеланджело. Матфей дан в совсем необычной для апостола позе. Микеланджело как бы наделяет его своей собственной творческой страстью. Вот таким образом изображение этой битвы в Зале Совета имело свой глубокий политический смысл. К архитектуре Микеланджело подошел как скульптор. Возрождение. В конце концов Микеланджело удалось сломить волю своего строптивого родителя.
И как человек Возрождения Микеланджело пошел по второму пути. Такой подход к искусству исключал плоский натурализм. Аналогичным образом трактует Микеланджело и обрамление центрального окна второго этажа, которое, к сожалению, не было выполнено по его проекту, зафиксированному в гравюре все тем же Дюпераком.
Левая рука победителя и фигура побежденного остались незаконченными. Илл. Настойчиво прибегая к постоянным коррективам и улучшениям, Микеланджело избегал давать окончательное решение даже в модели. Синьория (городской совет), торговые гильдии, богатые покровители, такие как Медичи и их банковские партнеры оказывали поддержку искусству. Он терял свою свободу и превращался в придворного мастера, полностью зависевшего от прихоти тех, кому он служил. Столь же слепо идет навстречу безжалостной судьбе Адам.
В это время Микеланджело учился трудным рельефам, которые высекал Якопо делла Кверча вокруг главного входа Базилики Сан-Петронио, включая фреску «Сотворение Евы», композиция возродившуюся на потолке Сикстинской капеллы. Этого никогда не хотели и не могли понять недоброжелатели и завистники художника. ок. В академии как мировоззрение Микеланджело, так и его искусство подверглись влиянию многих самых известных философов и писателей того времени, включая Марсилио Фичино, Пико делла Мирандола и Полициано.
Достоверность повествования требует поездки на родину живописца. Продав свой дом в Калифорнии, Ирвинг Стоун переезжает в Италию. Ему не удалось объединить фигуры воинов в единую живописную группу. 175, 176.
Илл. 33, 34. Петра со свойственной ему методичностью и целеустремленностью. Несмотря на такой разнобой масштабов, Микеланджело достигает удивительной цельности тектонической системы. 160.
Вряд ли в мастерской Гирландайо, где Микеланджело пробыл лишь год, могла архитектура занять сколько-нибудь видное место в системе его обучения. В Болонье Микеланджело тщательно изучал творения Данте, Петрарки и Боккаччо.
Илл. Этот проект существовал в нескольких вариантах. 164. В немалой степени именно они определяют ту внутреннюю динамику, которая присуща как архитектурному облику всей капеллы, так и украшающим ее статуям. Пилястры и карниз нижней зоны служат рамкой для гробниц. Илл. Илл.
Петра, возведенный по проекту Бернардо Роселлино. В одном из своих писем (к Бартоломео Ферратини. ) он писал: кто отступил от плана Браманте, как это сделал Сангалло, отступил и от истины. Этот образ героического Сомнения, эта Победа со сломанными крыльями.
Невольно кажется, что фигуры ведут безнадежную борьбу. Мрамор. Местом для постановки мавзолея Микеланджело избрал хор собора св.
Схватившись левой рукой за ветвь, он жадно тянется правой к плоду. Несмотря на то, что Микеланджело пользуется низким рельефом (rilievo schiacciato), он достигает такой пластической насыщенности формы, равную которой можно найти лишь в античной скульптуре. Внизу, по той же оси, размещена ниша с водоемом, фланкированным фигурами речных божеств. Вершинами скульптурного творчества Микеланджело наряду с «Моисеем» можно рассматривать его «Рабов», вносивших яркую героическую ноту в первоначальное решение надгробия. Ева послушно следует слову творца.
Иисус кажется несколько испуганным, а его мать с легкой улыбкой наблюдает за детьми. Республика изменялась после падения антиренессансного священника и правителя Флоренции Джироламо Савонаролы (казнён в 1498 г. ) и восхождения гонфалоньера Пьеро Содерини. Но роспись обладает и другим аспектом. В действительности оно так и получилось. Но школярская учеба не привлекала мальчика. Илл.
К моменту завершения скульптуры Микеланджело было 24 года. Это был понедельник масленичной недели. Илл. Она буквально потрясает своим величием и своей мощью. И в ней мастер смело порывает с традицией.
97, 98. Илл. Первый камень был заложен 18 апреля 1506 года, на другой день после бегства Микеланджело. В его представлении план был организмом, способным к движению, а архитектурные членения (полуколонны, пилястры, обрамления окон и дверей, антаблементы и т. д. ) – элементами, драматизирующими взаимодействие несущих и несомых частей.
Второе издание, увидевшее свет в 1568 году, Вазари дополнил уже несколькими такими биографиями, в том числе (без ложной скромности) и своей собственной. В самом начале XVI века (но не позднее 1506 г. ) выполнил Микеланджело статую Мадонны, приобретенную фламандским купцом Мускрон. Микеланджело выполнил цикл знаменитых скульптур, хранящихся в различных музеях Европы. В многофигурной сцене Всемирный потоп встречается множество изумительных по своей пластической выразительности фигур (например, мать с ребенком мужчина, несущий на спине молодую женщину, в чьих глазах написан ужас старик с умирающим юношей на руках и др. ), но здесь Микеланджело не удалось, как и в картоне для Битвы при Кашина, создать целостную живописную композицию.
В обработке мрамора Микеланджело использовал полировку (торс, ноги, волосы) и более свободную фактуру (лицо), где применена троянка. Очень своеобразно трактует Микеланджело пейзаж. 25, 26. Все эти интерпретации несомненно снижают глубину замысла Микеланджело.
Создавая статую, Микеланджело отправлялся от античных изображений Геркулеса и средневековых аллегорий Силы (Fortitudo). Ее глаза закрыты, в последний раз прощается она со своим сыном.
75-78. Здесь ангелов не отличить от святых, грешников от праведников, мужчин от женщин. 41.
Творческая личность Микеланджело настолько многогранна и богата, что это, естественно, порождало бесконечные споры об историческом месте его искусства. Обаяние микеланджеловского таланта было столь неотразимо, что герцог надеялся извлечь для себя из этого пользу, окружив свой трон ореолом славы великого художника, который должен был находиться при его дворе. Высота: 174 см. Уже в глубокой старости Микеланджело выполнил еще два архитектурных проекта.
Планам и разрезам, тщательно вычерченным при помощи циркуля и линейки, с точным обозначением числовых соотношений, он предпочитал свободные наброски пером с размывкой либо итальянским карандашом и сангиной, а также модели, вылепленные от руки из глины. В их трактовке Микеланджело достигает невиданной дотоле рельефности и динамики. Такой трактовкой Микеланджело достигает соподчиненности боковых дворцов главному. 89-91.
Для Микеланджело архитектура была средством выражения больших героических идей. Он писал их на клочках бумаги, на конвертах, на рисунках. В письме от 1557 года он пишет: денно и нощно я стремлюсь подружиться со смертью, дабы она не обращалась бы со мною хуже, чем с другими стариками. Это потребовало от него огромного напряжения всех духовных и физических сил. Поэзия зрелого Микеланджело порою трудна для понимания и особенно трудна для перевода. Работал он над ней медленно и с большими перерывами.
170. В 1513 году был заключен новый договор, предоставлявший Микеланджело возможность расширения первого варианта. Он заменяет их характерами, которым присуща поистине шекспировская сила обобщения. Внезапно раздался крик: мы пропали.
У них были слишком разные художественные и человеческие индивидуальности. Эту постыдную работу продолжали и позднее. Выражение ее молодого лица серьезно и сосредоточенно. Поистине трагическим финалом первого периода творчества является незаконченная статуя апостола Матфея, предвосхищающая зрелый и поздний стиль мастера.
К тому же начали сгущаться тучи на политическом горизонте Флоренции. Как архитектор, он положил начало маньеризма в Библиотеке Лауренциана. В. Лазарев:Микеланджело был ваятель, архитектор, художник и поэт.
Здесь все построено на контрастах. Карниз среднего пояса, непосредственно покоящийся на этих пилястрах, получил раскреповку, что позволило поставить на нем кубической формы седалища для фигур юношей. Над его останками Вазари и его помощники изваяли прекрасное мраморное надгробие.
В исполненных им фресках Микеланджело дал историю человечества ante legem (сотворение мира, сцены из жизни Ноя, сивиллы, пророки и предки Христа). 10, 11, 12. В Болонье Микеланджело создал и несколько скульптурных произведений. Флоренция отдала последние почести великому Микеланджело с большим уважением. Абсолютно несомненно, что многие произведения мастера дошли до нас незаконченными (как, например, статуя апостола Матфея или статуи рабов в флорентийской Академии).
Создавая их, он больше интересовался пластическими эффектами, нежели пространственными. Его слуги, его ученики и помощники души в нем не чаяли, хотя порою он был с ними резок и даже несправедлив.
Илл. Мы вплотную сталкиваемся здесь с проблемой незаконченного (nоn finito), вокруг которой уже издавна идут споры среди исследователей творчества Микеланджело. Это два составных звена единой архитектурной концепции. В своих наиболее ранних из дошедших до нас скульптурных работах – в двух рельефах в Каза Буонарроти во Флоренции – Микеланджело выступает незаурядным мастером, с ярко выраженными индивидуальными чертами. Илл.
Для него гуманизм был не голой словесной программой, а сущностью всего его образа мыслей. В Сикстинской капелле бывали и бурные сцены, крики, проклятия, удары палкой. Илл. Стихи Микеланджело писал не по заказу, а для себя, что называется для души. Удалось убедить Микеланджело зайти в дом и усадить в кресло у огня.
В марте 1549 года, когда в флорентийской церкви Сан Спирито была выставлена копия с римской Пьета Микеланджело, неизвестное лицо, охваченное негодованием, поспешило уведомить своего друга: Говорят, что эта скульптура восходит к изобретателю всяческих свинств, больше заботившегося об искусстве, чем о набожности, к Микеланджело Буонаррото. Илл. Илл.
Микеланджело родился 6 марта 1475 года в Капрезе возле провинции Ареццо, регионе Тоскана. Илл.
Но художник никогда не ограничивался декоративной ролью статуи. Мария, держащая на коленях мертвого Христа изображена здесь не по летам молодой. Последняя архитектурная работа Микеланджело – Порта Пиа (1561). Зато изумительны по своей высочайшей одухотворенности поздние рисунки Микеланджело (наброски для Благовещения в Лондоне и Оксфорде, для Распятия в Париже, Лондоне, Виндзоре и Оксфорде, для стоящей Мадонны в Лондоне). Рубенс написал копию работы Леонардо, а Бастиано да Сангалло – работы Микеланджело.
Республику отныне возглавлял гонфалоньер, которым был избран пожизненно Пьетро Содерини, доброжелатель и поклонник Микеланджело. «Умирающий раб» побежден, он словно пытается подняться последнем скорбно-патетическом душевном взлете, но в бессилии замирает, склонив голову под заломленной назад рукой.
Илл. В распалубках расположены фигуры тех предков Христа, которые еще вели кочевой образ жизни. Договор согласовали в августе следующего года. 185, 186.
Илл. Илл. «Умирающий раб» с его едва видимыми мускулами, казавшийся еще тоньше из-за элегантности своей позы, выглядел уже отдавшимся на волю Леты, реки забвения из подземного царства Аида. Для Капеллы Медичи Микеланджело изваял еще две статуи – Мадонны и опустившегося на корточки мальчика (Эрмитаж). И результаты были самыми плачевными. Фигура пытается приподняться, опираясь на левую ногу, но движение тотчас же замирает.
Обычно это любовная лирика, полная скрытой страсти и преклонения перед земной красотой. В Риме на него произвели сильное впечатление античные памятники, с которыми он впервые соприкоснулся так близко. В сцене Обращение Савла художник резко разграничивает небесную и земную зоны. В начале 1504 года Леонардо да Винчи поручили изобразить «Битва при Ангиари» между силами Флоренции и Милане в 1434 году в зале заседаний совета в Палаццо Веккьо. Прежде всего он ставит себе задачей вытянуть по вертикали всю архитектурную композицию интерьера, чтобы он казался более стройным и высоким.
В каждой люнете художник размещает сцену из оседлого образа жизни. Он предлагал выполнить статуи для гробницы во Флоренции. Вот таким образом он обычно изображается со своим атрибутом мученичества – с кожей в руках. По мнению Виктора Лазарева, в этом тондо прослеживается влияние Леонардо да Винчи – его сфумато (смягчение очертаний фигур в живописи). К этому же его приглашают и стены, грозно наступающие со всех сторон.
Окончательный вариант гробницы не включал статуи рабов. Созданный Микеланджело цикл состоит из следующих скульптур: «Восставший (скованный) раб», «Умирающий раб», «Юный раб», «Бородатый раб», «Атлас», «Пробуждающийся раб». Илл. Капелла Медичи представляет собой сравнительно небольшое (11, 011, 0 м) помещение квадратной формы. Илл.
Центральной фигурой является ребёнок, а не Мадонна. Эти переливающиеся краски как бы чеканят форму, обладающую крепостью и весом камня. 1498-1499. Влюбленный в дикий и твердый (alpestra e dura) камень, символизировавший в его глазах мировую материю, Микеланджело не хотел его насиловать и отнимать у него его каменную душу.
Мы видим здесь тех, кто предсказал явление Христа в мир. Повален на землю еще один кентавр справа внизу, но он еще пытается продолжить борьбу. Барельеф «Битва кентавров» свидетельствует о таланте молодого скульптора и о его внутренней зрелости – он ещё не участвовал в военных действиях, но сумел показать ужас, связанный с уничтожением людей. Ни одна человеческая страсть, писал сам Микеланджело, не осталась мне чуждой.
Микеланджело пронизывала нежность при воспоминании о вечерах, когда папа приходил к нему, окруженному мраморами, попросту усаживался на табурет и смотрел, как тот работал. Илл. Илл. И это понимает только один человек – апостол Петр.
В усталом старческом лице есть какая-то отрешенность от всего земного. А его друг Берни сказал о нем проще, но намного выразительнее: он говорит вещи, вы же говорите слова (egli dice cose, e voi dite parole). В угловых распалубках даны еще четыре библейские сцены (Юдифь и Олоферн, Давид и Голиаф, Аман, Поклонение медному змию).
Первым возвестил опасность Манно Донати, увидевший приближавшееся пизанское войско. Здесь было, где проявиться героическому складу дарования Микеланджело.
Илл. С ним были связаны многие исторические события и легенды древнего Рима, напоминавшие о великом прошлом Италии и его нередко называли caput mundi (главой мира). 13, 14, 15.
С годами эти трагические ноты зазвучат все настойчивее в творчестве художника. Членения стены не накладываются на нее в виде декоративной ордерной сетки. Картину часто называют Тондо Дони, поскольку, во-первых, она принадлежала семейству Дони во Флоренции, а во-вторых имеет круглую форму (tondo). Для раннего периода это самая драматическая по замыслу вещь. Увенчанный небольшим фронтоном фасад должен был быть разделен с помощью раскрепованного карниза и мощного аттика на два этажа.
И он изобразил ее, но отнюдь не в жанровом плане. Мастер умело использует контрапост, призванный усилить активность тела. Бесконечно прекрасен момент, когда она, удивленно привстав, готова упасть на колени.
Еще в 1546 году он выполнил глиняную модель. Из других статуй, предназначенных для гробницы, две известны как «Умирающий раб» и «Скованный раб», находятся сейчас в Лувре. С 1534 года Алессандро Медичи стал править с титулом наследственного герцога. В сцене изгнания Ева имеет жалкий вид украдкой оглядываясь, сжавшись вся от холода, стыда и страха, она покидает райский сад, в котором некогда царила. При этом Греко сказал: хороший человек был Микеланджело, но он не умел писать.
По этому поводу сам Микеланджело как-то скептически заметил: «Скольких моё искусство сделает дураками». все члены изменяются по ширине и длине во время движения.
Когда это отвечало его творческому замыслу, то Микеланджело тщательно полировал камень (как в статуях Утра и Ночи). Некоторые варианты стихов лежали десятилетиями нетронутыми и мастер затем вновь к ним возвращался, чтобы подвергнуть их коренной переработке.
Переходы от света к тени стали мягче, более деликатной сделалась и колористическая гамма, в которой наблюдается возврат к колористическим принципам росписи распалубок и люнет Сикстинского потолка. Ему жалко расставаться с плотскими благами (295), земные утехи продолжают казаться ему милыми, хотя он уже глубокий старик и всем своим существом ощущает приближение смерти (300). И в Страшном суде дает о себе знать своеобразие пластического мышления Микеланджело.
Последняя осталась незаконченной (кроме фигуры Христа, которая, однако, лишена полировки).
37. Все подобного рода объяснения страдают от одного и того же недостатка. За полгода во Флоренции, Микеланджело работал над двумя статуями, «Молодого Иоанна Крестителя» и «Спящего Амура». Семья Буанарроти утверждала, что происходят от графини Матильды ди Каносса. С конца 1495 по июнь 1496 года Микеланджело вновь во Флоренции, где он выполнил две небольших статуэтки (юного Крестителя и спящего Купидона), до нас не дошедшие.
Доминика статуи Ангела, Петрония и Прокла. Илл. Но на этой коже, содранной с живого человека, он написал свой портрет.
Фигура Адама погружена в тень, фигура Евы ярко освещена. В ноябре 1497 года французский посол Святого Престола кардинал Жан Билэр де Лагрола поручил ему высечь «Пьету», скульптура показывает Деву Марию, оплакивающую тело Иисуса. Как прирожденный скульптор, он мыслил пластическими, замкнутыми в себе образами. В Утре передано мучительное пробуждение от тяжелого сна, сковавшего тело свинцом. Совсем необычен иконографический тип Мадонны.
С 1490 года по 8 апреля 1492 года Микеланджело проживал в палаццо Медичи. 140, 141.
В статуях появилась совсем чуждая Микеланджело академическая приглаженность – результат работы бездарных учеников. В иконографическом плане роспись потолка и люнет является логическим дополнением к более ранней росписи стен иллюстрировавшей библейскую историю искупления человечества sub lege (сцены из жизни Моисея на левой стене) и sub gratia (сцены из жизни Христа на правой). Хотели верить, что маленькая Флоренция может победить, как некогда юный мирный пастух Давид победил великана Голиафа. Работа над росписью настолько поглощает Микеланджело, что он мало с кем встречается и предпочитает вести одинокий образ жизни. 46.
Илл. На нем воинские доспехи, в его руках командорский жезл и монеты – символ власти. Иначе говоря, он переносил из пластики в живопись статуарные мотивы.
163. Центром идущего по кругу движения Микеланджело делает фигуру Христа.
7 мая 1527 года испанские войска взяли Рим и подвергли город страшному разграблению. Эти сведения, сообщаемые Вазари и Кондиви, вполне правдоподобны. На языке друга и ближайшего последователя Микеланджело скульптора Винченцо Данти это означает подражание не самой природе, а ее намерениям (intenzioni). После длительной переписки, в которую вмешался гонфальоньер флорентийской республики Пьетро Содерини, художник, наконец, решился встретиться с папой в Болонье.
Микеланджело полностью подчиняет его форме. Перед Микеланджело такая проблема никогда не вставала, поскольку он умел замечательно точно и экономно вписывать фигуру в форму каменного блока. В 1488 году, в возрасте тринадцати лет, Микеланджело отдали на обучение Гирландайо. Рассчитывая на точку зрения sotto in su (снизу вверх), скульптор несколько удлинил торс чтобы нейтрализовать перспективное сокращение. Высокое мастерство Микеланджело было эталоном для многих поколений живописцев.
Сам он работал в той тонкой манере, которая восходила к навыкам золотых дел мастеров. С замечательным искусством воплощена в нем идея жертвенности. 107, 108.
149. Папа Лев X захотел создать для более молодых членов семьи фамильный склеп. Предельно напряжены все мускулы, еще одно усилие и оковы будут разорваны. И действительно, Лев X утверждал, что Микеланджело e terribile, no si pol pratichar con lui (страшен, с ним нельзя иметь дело).
Все пропорции приземистые, купол – мощный и тяжелый. Мне плохо и нигде я не нахожу ни малейшего покоя». Можно было бы без труда продолжить перечисление этих контрастов. Вернувшись через Флоренцию в Рим, художник снимает квартиру с мастерской неподалеку от площади св. Его мировоззрение приобретает трагический характер. Незабываемое впечатление оставляет распятая на дереве фигура Амана (илл. Последняя сделалась в его руках могучим орудием для выражения глубоко личных эмоций. е. уважением классической традиции).
21, 22. 30), довольно точно передающая ее общий вид. Илл. В этом плане эрмитажная статуя может сравниться лишь с произведениями египетской пластики.
166, 167. 1521-1534.
Он избегает детализированной характеристики места. Капелла перекрыта зеркальным сводом, отстоящим от пола на 20, 73 м. На продольных боковых стенах расположено по шесть окон, два окна находятся и на входной стене. Её должны были разместить снаружи Кафедрального собора Флоренции. Эта же идея положена в основу и крайнего левого наброска на том же оксфордском рисунке. При этом он закончил фигуру Магдалины, незавершенные же самим мастером части оставил нетронутыми.
Папа обещал художнику не порывать договор на гробницу. Бой настолько ожесточённый, что живые не замечают ни раненых, ни мертвых. 1530. Стены длинного зала (46, 2 м) расчленены пилястрами большого ордера, обрамления окон простые и строгие, заполнения много легче обрамления, благодаря чему полностью отсутствует конфликтная борьба сил.
Недаром его любимым материалом была бронза. Это предназначенные для украшения гробницы Св. Следовательно, всю фразу можно перевести как «так как излучала кожа его лица». Огромная духовная сила ветхозаветного героя выражена пластическим языком, который по мощи и богатству принадлежит к высшим достижениям изобразительного искусства. Здесь она была призвана символизировать свободу республики. Враги Микеланджело, объединившиеся вокруг Витрувианской Академии в Риме (1542), характеризовали его архитектурные формы как ублюдки античных ордеров, а его восприятие архитектуры в целом как чисто варварское.
Пропорции этой фигуры более стройные. И здесь его постигает страшный удар. Илл. Небольшой вестибюль (9, 510, 5 м) заполнен расширяющейся книзу лестницей с тремя маршами. Зато лирика и архитектура все больше привлекают к себе внимание художника. Но какой ценой.
И все же он работал со свойственной ему энергией и напором. В окружающих Христа фигурах художник передал разные оттенки отчаяния и скорби. Зато вид группы справа мало удачен.
134. Фигура погружается в сон. Роллан:В 26 лет художник берется за невероятно трудную работу – статую Давида. Между фигурами нет внутренней связи, они разобщены и каждая из них как бы обречена на тяжелое одиночество.
Петра. Отныне изобразительное искусство (скульптура и живопись) утрачивает для него свою привлекательность, поскольку их чувственный язык вступает в противоречие с его новым пониманием одухотворенности. Особенно выразительны складки вокруг правой ноги, образующие своеобразную нишу. Таким образом, мы имеем здесь четыре пространственные зоны.
16. В 1489 году Микеланджело переходит в художественную школу, основанную Лоренцо Великолепным в саду Казино Медичео. После этого тело Микеланджело было погребено в правом нефе церкви Санта Кроче. 106, 113.
Он действует только словом. Фоном служат большие чаны, а слева, на втором плане, зритель видит фигуру Ноя, обреченного обрабатывать бесплодную землю (эта фигура была написана без предварительного картона). Илл. Петра. Лица сделались безличными и застылыми, движения – вялыми и стереотипными.
Он вернулся к работе у Медичи. Арсенал его технических приемов был безмерно богат. В них Микеланджело отдал дань своему увлечению работами известного сиенского скульптора Якопо делла Кверча (1374-1438), декорировавшего великолепными рельефами портал церкви Сан Петрониов Болонье.
Последняя распадается на отдельные звенья (две больших группы переднего плана, ладья и ковчег), слабо друг с другом связанные. После капитуляции Микеланджело принужден был скрываться, справедливо опасаясь мести Климента VII. Он не рвет свои узы: закинув за голову руки и склоня голову к плечу, он погружается в состояние, одинаково похожее и на смерть и на сон – благодетельное освобождение от мук. 17, 18, 19, 20.
Все эти тенденции еще явственнее выступают во фресках, украшающих люнеты. Это нередко приводило к необходимости надставки отдельных кусков камня. Замечательный роман написал о Микеланджело Ирвинг Стоун. 23, 24.
Первое из них – знаменитая Мадонна Дони в Уффици. В 1547 году была сделана новая деревянная модель, к которой, возможно, восходит гравюра Дюперака (этот французский гравер был страстным поклонником архитектурного творчества Микеланджело, чьи проекты он тщательно воспроизводил в своих гравюрах). 146-148.
По контрасту с фасадом стены интерьера обладают богатой системой членений (фланкирующие ниши полуколонны первой зоны, обрамляющие ниши-табернакли, полуколонны второго пояса, сложные по ритму кассеты купола), которая подчеркивает устремление основных линий к венчающему купол фонарю. 167.
116-119. Таков, несомненно, был его основной замысел. Между 1493 и 1494 годами Микеланджело купил кусок мрамора и вырезал большую, чем в натуральную величину, статую Геркулеса, которую отправили во Францию, а затем она исчезла приблизительно в 18-ом веке.
Подобно грозовым тучам проносятся они над нами, поражая своим величием и монументальностью. Кверху рельеф гробниц убывает, облегчая переход ко второй зоне, где нет никаких пластических украшений и тяжелых членений и где по замыслу Микеланджело люнеты должны были быть расписаны (мастер собирался изобразить здесь воскресение Христа и две сцены из истории о медном змии).
Он стоит спокойно, уверенный в своей правоте и в грядущей победе. Возможно, что данный шаг Юлия был продиктован слухами о том, что Микеленджело собирается уехать в Турцию (мастер действительно вел такие переговоры с проживавшим при дворе турецкого султана Томмазо ди Тольфо, которого он встретил в доме Джаноццо Сальвиати во Флоренции). Глаза закрыты, голова закинута назад, левая рука пытается ее поддержать, правая прикасается к груди, в которой сердце уже перестает биться, ноги подкашиваются, еще несколько мгновений и фигура бессильно сползет вниз, погруженная в небытие. Она напоминает мощную лавину.
Первыми использовали его маньеристы, но использовали не на пользу, а во вред искусству. Илл. 81-84.
Подобно телу, она также готова погрузиться обратно в состояние полного покоя. Они свободно перекочевывали из города в город в поисках работы и покровителей. Наоборот, в лагере маньеристов, архитектурные работы Микеланджело вызывали бурю восторгов.
Ими были семь пророков Израиля и пять сивилл, прорицательниц античного мира. У ног Христа, справа, восседает на облаке св. Победили фанатики и чиновники, потребовавшие беспрекословного и слепого подчинения церковным авторитетам. Обычно изменение какой-либо одной части неизбежно влекло за собой изменение другой.
Петра (Музео Петриано). Другие (как, например, В. Фридлендер, Пиндер, Певзнер) идут еще дальше и рассматривают зрелые и поздние произведения мастера как относящиеся к маньеристическому направлению.
Илл. Здесь мальчика вынянчила дочь каменотеса. 184. Очень свободно трактованы также все лица и одеяния, лишенные полировки. Все эти изменения оставили свой след на поверхности камня: голова Христа изваяна из правого плеча Марии, рука Христа – из правой части фигуры Богоматери и ее бедра первоначальное левое плечо Христа и левый край его торса были использованы как материал для его же новой левой руки и для левой руки Марии наконец, голове Марии придано более прямое положение, почти параллельное наклону новой головы Христа. Он изваял из единой мраморной глыбы прекрасного в своем сдержанном гневе молодого гиганта.
183. 109-112, 116-119. Одновременно ликвидируются все демократические завоевания ренессансной эпохи: с начала 40-х годов начинается систематическое преследование наиболее прогрессивно мысливших гуманистов (Окино, Верджерио, кардинала Мороне и др. ), в 1542 году основывается в Риме конгрегация святой инквизиции, в 1543 году вводится цензура. Темой для заказанной ему фрески Микеланджело избрал один из эпизодов военной истории Флоренции, подробно описанный в хронике Филиппо Виллани (XX, 8). Возвращаясь к художественной деятельности Микеланджело в 30-х годах, следует прежде всего упомянуть одну его скульптурную работу, явившуюся откликом на убийство Лоренцино де Медичи герцога Алессандро.
Недаром они украшали пилястры. Мадонна с младенцем (Мадонна Медичи). С флорентийским периодом связаны и самые ранние из дошедших до нас живописных произведений Микеланджело. Его любимой стихотворной формой был сонет, но он писал также мадригалы, эпиграммы, восьмистишия (стансы).
Он умер восьмидесяти девяти лет, прожив почти столь же долгую жизнь, как и Тициан. Согласно Кондиви, Лоренцо ди Пьерфранческо де Медичи, для которого Микеланджело работал над скульптурой святого Иоанна Крестителя, попросил Микеланджело «исправить её таким образом, чтобы выглядело, будто она была погребена» следовательно, он сможет «отправить её в Рим. Из-за незавершенности всех четырех статуй усиливается впечатление трагической обреченности скованных камнем пленников. В своих стихотворениях (особенно поздних) он выражал глубокие мысли и высокие чувства, стремясь к максимальной сжатости и энергичной целенаправленности стиха.
В то время, Флоренция была крупнейшим центром искусства и учения в Италии. Лицо Джулиано повернуто в сторону, левая нога отставлена назад. Капелла Медичи находится в так называемой новой сакристии церкви Сан Лоренцо во Флоренции. И здесь бог изображен в активном действии. Все фигуры полны бьющей через край жизненной энергии, полны необычайной активности, возрастающей по мере приближения к алтарной стене. Италия.
Илл. 173. Первоначально оно было предназначено для украшения контрфорса флорентийского собора. Но в это время он работал и над другими вещами: над статуей Христа для римской церкви Санта Мария Сопра Минерва (1519-1520), являющейся одной из наименее удачных работ скульптора, к тому же испорченной его учениками над не дошедшими до нас картонами для трех картин (Леда, 1529-1530 Не тронь меня, 1531 Венера и Купидон, 1532-1533) над моделями неосуществленной скульптурной группы (Геркулес и Как либо Самсон и филистимляне), предназначенной для постановки на Пьяцца делла Синьория (1528, около 1530 сохранились одни подготовительные наброски и глиняная модель в Каза Буонарроти) над эскизами на тему Воскресения Христа (1525-1533). 47. И здесь она выступает провидицей трагической судьбы своего сына. Но для достижения нужных ему пластических эффектов он не считал полировку обязательной.
Не успел еще змий-искуситель вручить Еве плод, как ангел уже изгоняет прародителей из рая. 73), символизирующая, как и в Божественной комедии Данте, гордыню (superbia). Нередко он ими ограничивался и затем прямо переходил к рубке камня.
Этот жест символизирует молчание. Илл. Но эти великаны уже не в силах противоборствовать судьбе. Художник не хотел, чтоб грядущие поколения ощутили бы пот его работы.
Для Виттории Колонна художник сделал еще два рисунка, до нас, к сожалению, недошедших (Христос и самаритянка и Моление о чаше). В эти же флорентийские годы возникли и два мраморных тондо. Эпоха контрреформации наложила на нее свою тяжелую нивелирующую печать. Массивный, более грубый в изготовлении «Восставший раб» не мог не вызывать в памяти отчаянное сопротивление Лаокоона, персонажа скульптурной группы, выполненной из мрамора в I веке до н. э.
Статуи и рельефы Бертольдо во многом перекликаются с тем, что мы находим в картинах и фресках братьев Поллайоло, Боттичелли, Филиппино Липпи. Вытянутая по пропорциям, она отличается особой хрупкостью.
С завершением Давида пришёл другой заказ. Здесь антропоцентризм Ренессанса получил свое наиболее яркое и последовательное выражение.
Указательный палец левой руки, опирающейся о шкатулку с драгоценностями, поднесен к губам. Илл. По непонятным причинам многие туристы падают без сознания прямо у ног статуи Давида.
В его представлении не было никакой разницы между скульптором и каменотесом. Таким представил его и Микеланджело. Петра. Вот почему человек и человеческая фигура являлись главной и основной темой микеланджеловского искусства. Как пишет Надин Сотель, «он воплощал одновременно волю, гений и власть Господь доверил ему передать смертным Скрижали Завета с Десятью заповедями, ставшие основой Моисеева законодательства, – «Моисей» Микеланджело аккуратно держит Скрижали в руках.
Высота: 226 см. В этих ранних рисунках, выполненных пером, уже чувствуется прирожденная рука скульптора. Кто хочет найти себя и насладиться собою, тот не должен искать развлечений и удовольствий. Однако и здесь царит дух отчужденности. Илл.
И как раз в таком положении оказался Микеланджело, когда он попал в Рим. Так завершает свой творческий путь один из величайших художников Возрождения.
Он полон героизма, полон духовной и физической мощи. Взгляд, которым Аврора встречает наступающий день, полон предчувствий новых страданий. Картина с ее интригующе сложным построением, холодным резким колоритом и монументальными фигурами справедливо признана одним из шедевров западноевропейскою искусства.
Кавальери художник подарил также ряд своих рисунков на античные темы (Падение Фаэтона, Титий, Ганимед, Вакханалия детей). Роспись люнет была выполнена последней (с октября 1511 по октябрь 1512 г. ), когда быстро развертывавшиеся политические и военные события приближались к своему трагическому финалу. Главный акцент он ставит на обрамлении проема ворот с его сильно выработанным рельефом. И горе ее столь безмерно и велико, что оно перерастает из личного горя в горе всего человечества.
29 июля 1364 года флорентийская армия, воевавшая с пизанцами, разбила лагерь в предместье Кашина, на берегу реки Арно, неподалеку от Пизы. В фресках Капеллы Паолина Микеланджело избегает резких светотеневых контрастов. Это был необратимый процесс, обусловленный наступлением феодальной реакции. Далее длительная борьба с его наследниками за осуществление гробницы.
Благодаря великолепной светотеневой моделировке и обилию уводящих вглубь линий (ноги и левая рука Марии, левое плечо Иосифа и правая рука Христа), группа кажется как бы высеченной из камня кубической формы. Тем же, кого он уважал и любил, он был предан до конца жизни. И хотя в этом замысле все построено на контрастах, единство не нарушается, поскольку мы имеем здесь единство противоположностей. Фигура Умирающего раба задумана и трактована по контрасту с фигурой Восставшего раба. По-видимому, это была статуя Вакха.
Особенно выразительна Мария, прижавшаяся щекой к бессильно поникшей голове Христа. «Моисей», размера еще большего, чем «Давид», скорее всего был задуман и сделан под впечатлением от «Святого Иоанна Евангелиста» Донателло и проникнут божественным вдохновением величайшего из пророков. Статуя Умирающего раба – одно из совершеннейших творений Микеланджело. Попадая на площадь Капитолия испытываешь совсем особое чувство.
Убежденный республиканец, он не хотел жертвовать демократическими идеалами своих молодых лет. Моисей восседает в торжественной позе.
Его гений искал более широкого поля деятельности. Их пути часто перекрещивались, они выступали как соперники, относились друг к другу неприязненно, почти враждебно. Голова лишена сил, чтобы выпрямиться. Дерево, масло.
155. Мы теперь знаем, почему Юлий отказался от осуществления проекта гробницы. С необычайной остротой ощущает он разлад между жизнерадостным ренессансным сенсуализмом и новыми аскетическими религиозными идеалами, сложившимися не без воздействия контрреформационного католицизма. Илл. Например, для Гиберти одни лишь пропорции составляют красоту.
Это были тяжелые годы. Недаром эта статуя пользовалась такой широкой популярностью среди маньеристов.
Направление ее движения подчеркивает сук виднеющегося слева дерева. Пьета. Это полное отсутствие сервилизма, высоко развитое чувство собственного достоинства и прирожденный демократизм, восходящий к лучшим пополанским традициям Флоренции. И в ней поверхность камня доведена до высшей степени завершенности. Вернувшись к идее центрально-купольного сооружения.
Обеими фресками восхищаются и сохранены их копии. На Капитолийский холм ведет широкая лестница. Порта Пиа не похожа ни на римские триумфальные арки, ни на средневековые ворота. В 1532 году Микеланджело познакомился с Томмазо Кавальери. В 1517 году были сделаны глиняная и деревянная модели, а четыре года спустя контракт был разорван и проект остался неосуществленным. Причем пропорции он трактует как простое сочетание различных по измерению величин.
Несмотря на невысокое мнения о живописи, Микеланджело также написал две наиболее влиятельных работы в стиле «фреска» в истории западного искусства: сцену из Генезиса на потолке и Страшный суд на стене алтаря в Сикстинской капелле в Риме. В двух дошедших до нас планах, выполненных мастером в 1559-1560 гг., четко намечены основные оси: две оси перекрещиваются под прямым углом (), две – под косым (). Его крепкая, мужественная фигура полна энергии. 155, 156.
В это время Микеланджело высекал рельефы «Мадонны у лестницы» (1490—1492) и «Битву кентавров» (1491—1492). Мария не держит младенца на руках, он стоит, обхватив левой рукой ее колено. И тогда полностью раскрываются ее красоты. Затем борьба с не менее строптивым Юлием II. Антики он знал уже во Флоренции, где видел их в собраниях Медичи и местных коллекционеров.
Открытие статуи состоялось 18 марта 1508 года. Входящий в капеллу прежде всего видит над своей головой пьяного Ноя (низшая ступень) и, двигаясь затем по направлению к алтарной стене, постепенно приближается к изображению первых дней творения мира (высшая ступень). Он победил.
Совсем иные настроения и психологические оттенки воплощены в тех фресках, которые украшают распалубки и люнеты и на которых изображены предки Христа. 5, 6. Работа была тем более тяжелой, что в основном мастер осуществил ее собственноручно.
Илл. В нем не было ни тени барственности, ни малейшего намека на сибаритство. Сикстинская капелла представляет собой нерасчлененное пространство прямоугольной вытянутой формы (40, 2313, 41 м).
Илл. Если я поработаю день, пишет он в июле 1523 года, то я должен отдыхать четыре. Но в этой незаконченности есть свое большое очарование. Сидящая на низком постаменте Мария прижимает к себе младенца Христа, как бы оберегая его от врагов.
Пейзаж пустынен и гол. Внизу фигура уже убитого могучего кентавра, которого неистово топчут. Наоборот, они вырастают из стены, образуя вместе с ней единую, неделимую массу. Луврские статуи рабов должны были украшать первый этаж гробницы.
86-88. Современников поражали его скромность и непритязательность в быту.
Илл. Первое из них, ныне хранящееся в Барджелло, было выполнено для Бартоломео Питти. Это решение, по-видимому, показалось заказчику слишком необычным и его заменили довольно ординарным обрамлением, в котором ничего не осталось от столь ценимого мастером рельефа. Илл.
Зато в третьем этаже, целиком восходящем к его проекту, он дал волю своей фантазии. Как прирожденный скульптор, Микеланджело замечательно чувствует материал. И не случайно у его ног изображена обезьяна, символизирующая зло. Этот необычайный мотив движения сообщает фигуре огромную внутреннюю динамику.
Жизнь Микеланджело была трудной. Большинство украшающих гробницу статуй (Рахиль, Лия, Мадонна, Пророк, Сивилла, портрет Юлия II) завершено либо полностью выполнено не самим мастером, а его учениками (Рафаэлло да Монтелупо, Томмазо ди Пьетро Босколи и др. ), архитектурная же композиция гробницы выглядит холодной и пустой. Но на этом движении лежит печать мучительной скованности. Он должен думать о смерти.
Ему помогали приглашенные из Флоренции garzoni (подмастерья), которых он допускал только к писанию фонов, обрамлений и деталей архитектурных членений, все же фигурные композиции он выполнил сам. Чем старее становился Микеланджело, тем чаще навещали его мысли о смерти.
119, 111. Что смерть, что время здесьне побеждает.
На стороне одного была безмерная власть, на стороне другого гений. По бокам от Моисея стоят фигуры Лии и Рахили, выполненные учениками мастера. «Моисей» – фрагмент грандиозного замысла гробницы Юлия II, который не осуществился из-за финансовых трудностей наследников понтифика. Пророк изображён человеком скрытой мощи, динамической силы и с рожками – это было следствие неверного перевода нескольких строчек библейской книги «Исход». Илл.
126. Искусно скомпонованная фигура Христа приглашает зрителя к обходу вокруг статуи. Илл. Только в двух случаях ему не удалось осуществить то, что он задумал (фасад Сан Лоренцо и гробница Юлия), но это уже не зависело от него. В карнизе он постепенно усиливает рельеф (начиная от фриза через пояс сухариков и шнур перлов к консолям), завершая всю композицию симой. Сидящая на земле Мария принимает от Иосифа в свои мощные мускулистые руки младенца Христа.
Тут столкнулись два сильных характера. Распятого головой вниз апостола окружают палачи, солдаты и ближайшие его ученики и последователи. В последние десятилетия своей жизни Микеланджело больше всего занимался архитектурой. Только тогда пластика заговорит своим языком, трагическим и сильным. И вновь Микеланджело побоялся возвращаться в Рим.
И здесь ясно выступают новые художественные принципы Микеланджело. Для Микеланджело первое пятилетие XVI века было временем большого творческого подъема. выдать как античную работу и. продать гораздо дороже».
Лучший образ этой росписи – первый человек Адам. Саркофаг гробницы Джулиано Микеланджело украсил фигурами Дня и Ночи. Восхищение итальянской культурой было таким сильным, что он в совершенстве выучил итальянский язык (он не только писал письма по-итальянски, но иногда и подписывал их на итальянский лад: «Пьетро Паоло Рубене»), но и стал авторитетным специалистом в области античного искусства.
Микеланджело ди Лодовико Буонарроти Симони (6 марта 1475–18 февраля 1564), широко известен как Микеланджело – итальянский скульптор, художник, архитектор, поэт и инженер эпохи Высокого Возрождения, который оказал беспрецедентное влияние на развитие западного искусства. Действительность не оправдала их надежд. На крышках саркофага гробницы Лоренцо Микеланджело разместил фигуры Утра (aurora) и вечера (crepuscolo). Здесь им не хватало южного солнца и здесь нейтральное палладианство имело несоизмеримо больше шансов на успех.
Фигуры на саркофагах композиционно объединены с фигурами герцогов по принципу треугольника, но характерно, что вершины этих треугольников (головы герцогов) отнесены в глубь ниши. Недаром он утверждал, что архитектурные члены зависят от членов тела. В этой пластической выразительности слова – секрет особого очарования микеланджеловской лирики.
Недаром уже в XVI веке острые на язык флорентинцы называли статую il Pensieroso (задумчивый). Понимая ее неизбежность, он всячески стремился подготовить себя к ее мудрому приятию. Вазари прямо пишет: Микеланджело создал Давида в знак того, что он защитил свой народ и справедливо им правил, – так и правители города должны мужественно его защищать и справедливо им управлять.
Охваченный страхом, художник бежал 21 сентября из Флоренции по направлению к Венеции. Мрамор.
Старые источники свидетельствуют, что на восточном фасаде собора и на палаццо Фарнезе были установлены временные деревянные карнизы в размер будущих каменных, дабы позволить Микеланджело внести необходимые исправления. Он сам отбирал в каменоломнях Каррары нужные ему сорта мрамора. Саваоф выступает здесь в состоянии творческого экстаза, никем и ничем не ограниченного. 145.
Мы видим усталых матерей, сидящих прямо на земле. Это выражается не только в подчеркнуто пластическом характере всех архитектурных деталей гробниц (саркофагов, сдвоенных пилястр, раскрепованных карнизов и аттиков, тяжелых, едва умещающихся на отведенном им месте полукруглых фронтонов над боковыми нишами), но и в том, что мастер не боится перерезать линии обрамления выступающими за их границы частями статуй и архитектуры (ноги Вечера и Ночи, полукруглые фронтоны). Скала отождествлялась в его сознании с гигантской глыбой, нуждавшейся в резце скульптора.
Со смертью Лоренцо Медичи (8 апреля 1492) Микеланджело лишился сильного покровителя. Фигура победителя дана в настолько сложном контрапосте, что у зрителя невольно создается впечатление известной нарочитости и искусственности запечатленного здесь мотива движения. Затем он лепил из глины либо из воска небольшие модели (bozzetti). Илл.
Илл. В этом отношении особенно примечательны его стансы, датируемые до 1534 года (67). Переливающиеся краски, которые использует здесь Микеланджело, необычны для других живописных произведений этого художника, но в них есть сходство с ярким колоритом его росписей Сикстинской капеллы (что показывает недавно произведенная расчистка этих фресок). Часть из этих рисунков дошла до нас в подлинниках, часть в старых копиях.
Илл. И все-таки, как прирожденный скульптор, он не мог от него полностью отказаться.