Ночью послышалась пальба со стороны улицы Транснонен, где была одна из самых больших, построенных повстанцами баррикад. Он постоянно возвращался мыслями к мрачному дому на улице Транснонен. И вот, как прежде, новая литография Домье «Улица Транснонен 15 апреля 1834 года» останавливает людей.
Поглядите, как нарисована фигура убитого на улице Транснонен — так снимал Роман Кармен, так снимал Ромм говорить правду трудно — но нужно. Той же силы воздействия достигают листы, в которых Домье раскрывает классовую борьбу, показывая роль рабочего класса: «Он нам больше не опасен», «Не вмешивайтесь», «Улица Транснонен 15 апреля 1834 года». На улице Транснонен собиралась толпа, больше всего народа было перед домом 12. Ранним утром 15 апреля, когда Оноре стоял перед домом на улице Транснонен, что-то изменилось в его душе.
Готовился суд над участниками апрельского восстания и правительство боялось излишних напоминаний о событиях на улице Транснонен. В 1834 была создана работа «Улица Транснонен». —адвокат Ледрю-Роллен будет писать брошюру о резне на улице Транснонен.
В других литографиях Домье разоблачает продажность суда («Деятели правосудия», 1845–1849), буржуазную благотворительность («Современная филантропия», 1844–1846). Яркий свет безжалостно вырывает из темноты голову убитой старухи. Постепенно к концу 19 — началу 20 в. критика капитализма начинает вестись в искусстве (особенно в русском) уже не только и не столько с позиций буржуазной или крестьянской демократии, как это было раньше, а с позиций зарождающегося и крепнущего мировоззрения революционного пролетариата.
Он сполз с кровати и придавил собой малыша. Только увидя такие литографии, Бальзак (который сам сотрудничал в газете «Карикатюр», правда, несколько ранее, в 1830—1832 гг. ) мог, говоря о «могучей силе искусства», сопоставить карикатуру с фреской и скульптурой. Домье не довольствуется первыми достижениями. Первые откровенно политические карикатуры 1830-1831 гг. 1834, ГМИИ) переданы утренний свет, прозрачность воздуха, синева неба. Из вереницы этих первых послереволюционных сатирических изображений не выделяется также и та, сделавшая имя Домье широко известным, - карикатура Гаргантюа (декабрь 1831 г. ), за которую в августе следующего года Домье был посажен в тюрьму Сент-Пелажи. Я не вижу необходимости связывать эти работы (за исключением превосходного Портрета мятежника) непременно с 1848 годом.
Прео хвалил скульптурные работы Домье, хотя и находил, что они сделаны без всяких правил. В тот день, 14 апреля, армия (даже не полиция. ) Луи-Филиппа свирепо расправилась с обитателями рабочих кварталов Парижа, где находился центр восстания, не щадя ни стариков, ни детей в домах по улице Транснонен не осталось ни одной живой души. Серебристо-розовая фигура девушки почти растворяется в воздухе. В этом плане Домье создал и другие серии: «День холостяка» (1839), «Супружеские нравы» (1839–1842), «Пасторали» (1845–1846), «Лучшие дни жизни» (1843–1846).
относится большинство живописных произведений Домье. И всякий раз говорили о Свободе с большой буквы, о народе и долге, били себя в грудь. Друзья пытались помочь, направляя к нему некоторых покупателей. В 60-е Милле обращается к жанру пейзажа, часто показывает «мгновение» в природе: порыв ветра, движение волн, смену поз людей изображенных на картине., приветствуя пышный смотр в Булонском лесу приверженцев будущего Наполеона III.
Знать, чтобы мочь, — так я рассуждал. Случилось это одновременно с изменением политического устройства мира. Такой отвлеченно рационалистической метафизикой он явно никогда в жизни не увлекался. Полотно лишено театральности, свойственной этой эпохе, все до предела просто, трагично и печально. Семья его переезжает в Париж, когда молодому Домье исполняется семь лет.
Он говорил: «Можно назвать великое слово, которому все должно повиноваться, это свет». он постепенно приобретает более значимую роль, утверждается как самостоятельный жанр. Но как и тогда, скульптура стала для него источником целого ряда первоклассных литографий. Бестолковые, нередко уродливые и грубые взаимоотношения родителей и детей вызывают у Домье не один лишь гнев, но и горечь и с абсолютно открытым сочувствием (хотя и без всякой сентиментальности) изображена им плачущая и вытирающая слезы публика галерки в литографии Пятый акт в Ла-Гэтэ или сидящая на парковой скамейке старушка, застывшая в ужасе при виде того, как какой-то оборванец подымает за хвост ее пуделя (в литографии Это Ваша собака. ).
Его картины проникнуты тем же сарказмом, в них он также прибегает к гротеску. На полотне зрители видят зверски убитую семью.
Он путешествует по Франции, едет в Овернь, живет в Нормандии. Дома объеденены в общую плоскость, нет членения на окна и отдельные дома. К концу 20-х гг. Но важно подчеркнуть и другое: пейзаж у Коро — это всегда отражение Эмоций художника.
В этих произведениях он как бы переводит на язык живописи свои графические работы. Никакой материальной обеспеченности у родителей Домье не было и ему пришлось с 12 лет зарабатывать на хлеб, служа рассыльным у судебного исполнителя (что дало ему богатый, хотя и весьма мало приятный жизненный опыт), а затем, уже с 14 или 15 лет, работая продавцом в книжной лавке у Делоне или рисовальщиком и шлифовальщиком камней для предпринимателей-литографов Беллиара и Рикура. «Ноша» Трансформация формы для яркого выявления образа.
В схематических и наивно догматических книгах об искусстве XIX в. (например, у Мутера) эта серия была абсолютно фантастически расценена как прямой выпад против классицизма Давида и его школы: такой классицизм ко времени создания серии Древняя история представлял собою в полном смысле слова плюсквамперфектум и воевать с ним не было никакой надобности. Напечатанная в «Карикатюр» литография стала знаком живописи послереволюционных лет. Но порой Домье прибегает к другому эффекту: полутьма заднего плана как бы рассеивается к переднему и интенсивно начинают звучать белые, голубые, желтые цвета («Выход из школы», ок. Сохраняя непосредственные наблюдения (у Домье была феноменальная память, на натуре он никогда не работал), он всеми живописными средствами старается создать экспрессивный, подчас трагедийный образ. Действительно, только Домье и было заботы, как веселить царствующего монарха Франции.
Коро дает пейзаж как место, где живет и действует простой человек. Яворская. – Его любимый эффект – это контражур, когда первый план затемнен, а фон светлый. Домье показал тип буржуа — уродливый продукт, выведенный демократическими переменами. От случайных французских типов, повадок, костюмов (как аннонсировал эти литографии Шаривари в конце 1835 г. ) Домье перешел теперь к длинной серии похождений одного и того же героя – жулика и проходимца Робера Макэра, давно известного парижанам по театральной пьесе, ему посвященной и по блистательному исполнению этой роли знаменитым Леметром. Здесь обыденность утверждается как нечто значительное.
Художник объективен, он ничего не утрирует, а изображает события. Всю свою ненависть и презрение, всю силу своего сарказма он вложил в изображения подымающих голову монархистов и трусливых либералов, Тьера, вновь вернувшегося к власти и принца Луи-Наполеона с его головорезами. Могучие дубы возвышаются над равниной их пышные кроны царят над всем окружающим.
Таков, например, лист «Все же очень лестно видеть свой портрет на выставке» (из серии «Салон 1857 года»). Собственно, сознание существования двух культур в едином, казалось бы, общественном строе тогдашней Франции было открытием не только ученых-социологов и участников революционных организаций. В тени распласталась женщина. Можно спорить, помогла ли или помешала ему та неумеренно гротескная мимика, которая предназначена была смешить, да и смешила кого-то в его литографиях 1839-1843 г. Во всяком случае, если он чему-нибудь тогда и научился, то спрятал это очень глубоко, так как теперь все выразительные приемы оказались у него иными – обдуманно сдержанными, выверенными и осторожными.
«Адвокат, читающий дело» Работает на мощном контрасте света и тени. «Прачка» Домье продолжал рисовать Париж и его жителей, оставаясь насмешливым певцом города. После июньского восстания 1848 года этой романтике пришел конец. При чем здесь карикатура. Этот лист, выставленный в витрине фирмы Обер, собрал толпу. Студенты, рабочие, политические эмигранты из разных стран бились плечом к плечу.
Домье описал мир подробно и показал всех: теперь уж не забудем его время. «литое» — «камень» и «графо» — «пишу», «рисую»). Это «Спуск коров с высокогорных пастбищ Юры» (1835 Гаага, Музей Месдаг) с его величавой поэзией и «Аллея каштанов» (1837 Лувр) — пейзаж большого эмоционального напряжения.
Революционный порыв несущейся толпы ощутим в картине «Восстание», движение передано здесь не только жестом поднятой руки и устремленными вперед фигурами, но и резкой полосой света, как бы взвивающейся вверх по диагонали. Несмотря на естественное преобладание в графике Домье 1848-1851 гг. Такой тональный подход к литографии приводит к тому, что в его листах словно бы соединяется скульптурное решение (результат сильной моделировки) с живописным решением, происходящим от богатства валеров, от тонкой разработки полутеней использования густого зернистого тона, заливки плотной тушью, мерцания процарапанных фонов. Даже изображая своих персонажей на открытом воздухе, он не пользуется рассеянным светом.
Впрочем, особенного ухода от современных событий тут не было: с речи Камилла Демулена перед народом во дворе Пале-Ройяля накануне взятия Бастилии началась Великая французская революция 1789 года. Героев — сопоставимых с героями, которых создал он, — не появилось. Известно ведь, что уже в эти годы им была написана одна (неизвестно которая) из его картин на сюжет, взятый из Дон Кихота. Рынок в Нормандии (1932, Санкт-Петербург, Эрмитаж), Гроза, равнина Монмартра (ок. В литографии «Это убило то» он показывает, что избрание Наполеона III было началом всех бедствий.
Из жизни Домье навсегда ушло одиночество, приносившее ему немало горьких минут. Немало гаврошей полегло под пулями.
В этой гравюре дарование Домье проявилось наиболее полно. В его поздних работах, будь они написаны на пленэре или в интерьере, достигнуто свето-цветовое единство, связывающее фигуру с окружающим ее пространством («Семья жнеца» ок. Изгнав из своих литографий условные маски и населив их живыми людьми, во всем великом разнообразии возрастов, темпераментов, профессий, настроений и главное – разных общественных положений и жизненных устремлений, Домье все свое внимание посвятил выяснению того, что это за люди и почему они такие, какими они стали при ненавистной ему Июльской монархии. Литография доказывает, что художник верил в силу Франции, в ее мужественный народ.
Его родите ли вскоре переехали в Париж. Яркий свет безжалостно вырывает из темноты голову убитой старухи. Завершается альбом листом «Потрясенная наследством» — изображена женщина, символ Франции. Здесь он выполняет наиболее прославленные свои произведения, в которых вложено большое чувство и дан синтетический образ природы: «Выход из леса Фонтенбло со стороны Броль, заходящее солнце» (1848—1850 Лувр), «Дубы» (1852 Лувр).
В своих произведениях он обличал ханжество, алчность и духовную пустоту правительства («Законодательное чрево» 1834 г. ). На первом памятнике надпись: «Погибшие на бульваре Монмартра 2 декабря 1851 года», на последнем – «Погибшие у Седана 1870 года», то есть Домье утверждает, что империя Наполеона III с начала до конца приносила французам смерть.
Чаще всего он изображает освещенные лесные поляны, передавая пробивающийся сквозь листву деревьев яркий, сконцентрированный луч солнечного света, который все превращает в цветовую феерию («Лесное болото» ГМИИ). В Германии в конце XVIII в. был изобретён новый вид графики — литография (от греч. выставка этого года — лучшая из всех, которые устраивала ваша группа». В его работах появилась новая техника, которую назвали «трикотаж Писсарро»: художник накладывал серии плотных, прямых, параллельных мазков иногда перекрещивая их, чтобы образовался сетчатый рисунок. Домье современникам был известен как карикатурист, сотрудник газеты «Шаривари», автор шаржей на буржуев вообразите, что кто-то, глядя на иконы Рублева, скажет «это как Кукрыниксы. ».
Скорее всего, Домье не занимался в 1852-1855 гг. Интерес к эффектам освещения, усиливающим драматизм действия, заставляет Домье обращаться к изображению театра Он показывает психологию зрителей, возбужденных представлением (Мелодрама, 1856–1860) или актеров с ярко выраженной мимикой (Криспен и Скапен, 1858–1860).
Литография«Улица Транснонен» (1834 г. ) изображает трагический финал рабочих восстаний в 1 834 г. На улице Транснонен солдаты королевской армии ворвались в один из домов и перебили всех жильцов, включая женщин и детей. Женщина представляется отрешенной от всего обыденного. Но образы карикатур Домье 1833-1835 гг. Была ли Республика Домье его первой живописной работой. Он более не опасен.
Первым листом, в котором все эти новые качества развернулись (и причем вдруг, сразу. ) с удивительным блеском, был не входящий ни в какую серию лист 1844 г. Между одиннадцатью часами и полночью. Пушкина). Впрочем, его живопись шла своими и очень сложными путями.
Так, в конце 60-х гг. Пушкина), Весна в Барбизоне (1874, Париж, Лувр), Церковь в Гревиле (1871–1874, Париж, Лувр), Парусное судно на море (1871, Бостон), Собирательницы колосьев (1857, Париж, Музей Орсе). Кюре» (1850—1855) Толидо (США), Музей искусств).
Никогда до этого литография не обладала такой мощью, такой драматической выразительностью. Утро в Венеции (1834, Москва, ГМИИ им. Последние его холсты изображают Дон Кихота, одинокого всадника на пустой дороге. Для Домье так же не могло быть никаких колебаний и сомнений. На лице его сохранилось выражение муки и гнева. Через пять лет несколько работ Курбе не приняли на Всемирную выставку.
Литографии замечательны своей действенностью и выразительностью. Каждый день Оноре старался урвать хоть полчаса на серьезную живопись. Внедрение новых, машинных методов производства приводило к тяжелым последствиям.
Для большей выразительности каждый персонаж дан в резком освещении (бюсты, служившие ему моделью, Домье ставил под сильный свет лампы). В глубине комнаты — едва различимый в полумраке труп женщины. Цвет используется для передачи тонкостей состояний натуры. Таковы, например, картины «Перед купанием» (ок.
В 1863 г. в «Салоне Отверженных» вместе с Эдуардом Мане выставлялся Писсарро. Домье не позабыл свое сатирическое оружие, когда дважды, в последний раз изобразил с величайшим презрением свергнутого короля Луи-Филиппа (Луи-Филипп, последний король Франции и Все потеряно, кроме кассы) или когда ему пришлось весной и летом 1848 г. представлять в полных шутливой иронии рисунках (очень малокарикатурных) растерянных национальных гвардейцев или напуганных буржуа-обывателей, шипящих на новые порядки. Энергично и лапидарно очерчиваются ее контуры, моделируются объемы – факт зафиксирован.
Постель разобрана, на полу такие же пятна, что и на рубашке человека у кровати. Всю жизнь художник терпел лишения. В пейзаже «Дубы» Руссо передал величие и спокойствие природы. И вершина этого творческого периода – большие литографии 1834 года.
Огюст Ренуар среди прочих выставил картину «Ложа» (1874 г. ), напоминающую работы Эдуарда Мане. Но мысли упорно возвращались к минувшей ночи. Холсты «Восстание» и «Семья на баррикадах» 1849 года, холст «Дон Кихот» 1868 года — из наиболее значительных в мировой живописи. Однако решающее слово в искусстве 30—40-х гг. Летописцев у демократии хватало.
Едва ли не впервые в истории живописи Гойя изобразил толпу как единый дышащий сотней ртов организм, как странное многоголовое существо, которое корчится и орет от боли. Бойня на улице Транснонен останется несмываемым пятном на её виновниках».
Он то выступает в роли лицемера-врача, радостно констатирующего смерть раненого рабочего («Он нам больше не опасен», 1834 г. ), то, обнявшись со своими соратниками, воровато вынимает из чужого кармана часы («Мы все честные люди, обнимемся», 1834 г. ). На революционные годы или, точнее, на годы Второй республики (1848-1851) приходится один из высших подъемов творчества Домье. После 1848 заметно влияние Руссо на его творчество. С первых дней правления Луи Филиппа Домье своими острыми карикатурами становится в ряды политических борцов его рисунки привлекают внимание художника Шарля Филиппона — издателя еженедельной сатирической газеты «Карикатюр» и тот приглашает Домье сотрудничать в газете. Это надо было сделать разом, как Микеланджело — Сикстинскую капеллу, которую он расписал за четыре года.
Появлялись такие организации, как «Общество друзей народа», «Общество прав человека», «Общество четырех времен года». Недаром Коро долго и упорно работал над ними. Работы Добиньи полны лирики, поэзии, но одновременно объективны. Разгром июньского восстания резко переломил настроение Домье.
Самые сильные листы конца 1834 и начала 1835 г. посвящены французским революционерам. Домье может выдержать такие сравнения. Таким путем необычайно обогатились отношения и взаимосвязи человеческих образов со средой их окружающей.
Большая фигура рабочего-печатника, стоящего на защите свободы печати (что прямо указано надписью у него под ногами), всем своим непринужденно естественным обликом и в то же время крепкой, убежденной силой ведет свое происхождение от Кузнецов Гойи или от героев картин Жерико. Капиталистический способ производства утвердился в Европе после промышленного переворота в Англии и французской буржуазной революции 1789 г. В течение 19 в. капитализм стал господствующей силой не только в Европе, но и на всем земном шаре. Мысль взаимоотношения человека и города. 9 сентября 1835 г. политическая сатира была во Франции запрещена, полностью и без всяких изъятий.
Он смотрит вдаль, погружённый в какие-то прекрасные мечты. Лицо его застыло и заострилось, редкие седые волосы рассыпались по полу. Недавно он написал автопортрет, благо модель была терпелива и не стойла ни сантима.
А в скульптуре не может быть невыразительных и «глухих» мест, там все должно быть строго и определенно. Обывателю Франции было от чего сойти с ума: на протяжении восьмидесяти лет идеология сменилась пять раз (вам это ничего не напоминает. ), патриоты посылали народ на убой, либералы говорили народу о свободе и крали последнее, — словом, происходило то же, что и всегда. Вероятно, он чувствовал себя, как лев, которому вырвали все зубы и остригли когти. Его адвокаты и судьи (чей облик он изображает с особенным блеском и эффектностью благодаря их длинным черным мантиям) – это самые нормальные деловые люди, в которых нет ничего демонического и такие же стяжатели, как и разные другие представители среднего класса (по выражению Голсуорси), другие добрые буржуа, по определению самого Домье.
Июльская монархия полностью и откровенно раскрыла свою хищную, корыстную и подлую природу и для чисто интеллигентской фронды ни поводов, ни оправданий больше не было. Он превосходно передавал цвет, ставя его на первое место. Напротив, Шарль Бодлер сражался на июньских баррикадах на стороне рабочих.
относятся первые работы Домье в области иллюстрации. Домье нарисовал много отвратительных рож — но еще больше прекрасных лиц. В литографии «Империя — это мир» изображено поле с крестами и надгробными памятниками.
Домье, как прилежный газетчик, рассмотрел все, о чем надо написать. Оноре Домье (1808—1879) был одновременно графиком и живописцем и в этих двух видах искусства он раскрыл различные стороны критического реализма. Из-за сложностей в международных отношениях нарушались внешние торговые связи. От этого фигуры на его листах 30-х гг.
Основной принцип его живописи: подчинение деталей главному идеи композиции, показывая деталь материально, объемно. он впервые обратился к ним не как робкий ученик, а как равный им большой мастер. Так, например, ему потребовалось 20 сеансов, чтобы написать картину размером 0, 47x0, 39—«Башня ратуши в Дуэ» (1871 Лувр). В каждом лице с беспощадной точностью передано портретное сходство.
Даже разговаривая, он не поднимал от стола свою темноволосую растрепанную голову. В середине 40-х гг. Какой может быть канон красоты сегодня, если красоту легко разрушить приказом об увольнении со службы или объявлением войны. к однообразной и поверхностной развлекательности.
У него осталась лишь одна ветка, которая сопротивляется буре. Нарсис Вержиль Диаз де ла Пенья испанец по происхождению, родился в Бордо. На основании этюдов, написанных в Ландах, уже позднее художник пишет картину «Болото в Ландах» (1852 Лувр) и другие. Художников поражает нищета жителей Ланд и они хотят запечатлеть это на своих картинах.
Ла Порт о Ваш в снегу (1853, Филадельфия, Музей искусств), Собирательницы хвороста (1850-е, Москва, ГМИИ им. Его работа, опубликованная в «Карикатюр» 9 февраля 1832 г., «Просители мест» высмеивает прислужников Луи Филиппа. Воздев к небу скрюченный подлокотник, свалилось набок старое кресло.
В ряде литографий 1870—1872 гг. Из других художников барбизонской школы следует назвать Нарсиса Виржиля Диаза де ла Пенья (1807—1876).
Нужно, однако, сказать, что эти три работы, написанные на отрешенные от времени литературные сюжеты, всем своим строем контрастировали с быстро вступавшим тогда в свои господствующие права официальным салонным искусством. В своих произведениях он обличал ханжество, алчность и духовную пустоту правительства («Законодательное чрево» 1834 г. ). он посвящает ряд картин образу Дон Кихота. Яркий свет безжалостно вырывает из темноты голову убитой старухи.
Тень от обеих фигур сливается в одно причудливое пятно. Это не романтическая Марианна с нагой грудью во фригийском колпаке — здесь нет ни экстатической позы, ни привлекательной внешности. Ранние его работы, например «Жницу с серпом» (1838, Париж, частное собрание), отличает пластичность, материальность, однако фигура воспринимается несколько изолированно от окружающей среды. Те же процессы происходили и в других промышленных городах.
В пейзаже «Бурная погода. В том же 1876 г. критик Эдмон Дюранти (1833—1880), тесно общавшийся с художниками, описал в статье «Новая живопись» научные основы их живописного метода: «В работе над цветом они сделали настоящее открытие, которое. в Париже насчитывалось уже около миллиона жителей. Домье не примкнул, да и не мог примкнуть, к реалистической битве, развернутой такими писателями, как Шанфлери, такими художниками, как Курбе: ему были очень далеки основополагающие принципы провозглашенного Шанфлери реализма, бесстрастно и точно, вне всяких политических, социальных, моральных пристрастий и оценок фиксирующего то, что есть в действительности, - по понятиям XX в. это была программа последовательного натурализма.
Он то вы ступает в роли лицемера врача, радостно констатирующего смерть раненого рабочего («Он нам больше не опасен», 1834 г. ), то, обнявшись со своими соратниками, воровато вынимает из чужого кармана часы («Мы все честные люди, обнимемся», 1834 г. ). предельно объемны, пластичны. Это лист 1852 г. изображающий известного рисовальщика Моннье в роли им самим изобретенного персонажа – м-сье Прюдомма. В Салоне 1833 г. он выставляет большую картину «Вид в окрестностях Гранвиля» (Эрмитаж), которую можно считать программным произведением пейзажистов 30-х гг.
Это приносит успех – фигуры на его листах тридцатых годов предельно объемны, пластичны. За период от первого года революции (1789) до проигранной позорной Франко-Прусской войны и расстрелянной Парижской коммуны (1871) — французское общество прошло все характерные этапы демократии. Так же использован смело и свободно построенный в глубоком пространстве пейзаж, неразрывно связанный с фигурами первого плана, с такой же живописной свободой решены уверенные динамические контрасты света и тени. Одной из вершин творчества Домье (да и всего искусства XIX в. ) стала большая литография Улица Транснонен 14 апреля 1834 г., также изданная Ежемесячной литографической ассоциацией.
А. В. Щусева, Научно-исследовательскому музею Академии художеств СССР и персонально — Э- Н. Ацаркиной, Е. Б. Георгиевской, А. Л. Кагановичу, B. И. Касияну, И. Коталику (Чехословакия), С. Козакевичу (Польша), У. Кухирту (ГДР), И. М. Левиной, К. М. Малицкой, Г. Опреску (Румынии), Г. Погань (Венгрия), Ф. С. Рогинской. Сосредоточивая свое внимание на изучении все более сложных нюансов природы, Руссо достигает большой тонкости при передаче света и воздуха. Домье оставил нам в назидание альбом литографий «Осада Парижа», единственный фактический документ — фотографий тогда не было и желающих работать хронистами тоже не было.
Литографии 1852-1855 гг. Как рассказывают современники (Теодор де Банвиль), Домье никогда не употреблял отточенные новые карандаши, он предпочитал рисовать обломками, чтобы линия была разнообразней и живей. Дон Кихот в произведениях Домье представлен среди мрачных ущелий или пустынных долин. Реакционная, враждебная реализму линия в искусстве до победы буржуазной революции была связана с идеологией старого, феодально-крепостнического строя. Пейзаж (1864, Санкт-Петербург, Эрмитаж), Дождливый день (1872, Москва, ГМИИ им.
Характерно, что белое в этих литографиях понимается художником не столько как свет, сколько как активная масса, обладающая особой пластичностью, усиливающей как бы «движение» из глубины на зрителя. Пушкина). Художник показывает адвокатов, театрально жестикулирующих, проливающих крокодиловы слезы во время выступлений (акварель «Защитник», 40-е гг., Вашингтон, галлерея Коркорана) и самодовольных за кулисами, когда они встречаются вместе, обсуждая свои очередные грязные дела («Три адвоката», Вашингтон, галлерея Филлипс).
Он виртуозно использовал многочисленные серые оттенки и резкие контрасты чёрного и белого. Параллели эти при знании того, что следующую работу на эту тему Домье назвал «Законодательное чрево», можно связать с фигурой непомерно толстого клоуна, раздутого именно в области «чрева», плоть его доминирует. Рабочие окраины, разрастаясь, превращались в трущобы со всеми подобающими им атрибутами: безработицей, алкоголизмом, преступностью, проституцией, беспризорностью, антисанитарией (в 1832 г. много жизней унесла эпидемия холеры). стоит серия Древняя история (1842), отличающаяся от других прежде всего своим откровенно пародийным характером. Всё тихо и неподвижно. В 30—40-х гг.
собрание Руар автопортрет, 1830—1831, Авиньон, Музей) еще трудно узнать руку будущего Домье. Жестокость Тридцатилетней войны и ужас чумы оставили трагические поэмы Агриппы д, Обиньи и многочисленные «Пляски смерти» — принятый в христианском искусстве символ но реального зримого образа беды мы не знаем. Его любимый эффект — это контражур, когда первый план затемнен, а фон светлый. Оттиски выполнялись переносом краски под давлением с плоской поверхности камня на бумагу.
Он стремился показать в пейзаже жизнь человека в обыденных аспектах. Как следствие – разорялись предприятия, многие оставались без работы.
Пушкина), Лес в Фонтенбло (1872, Москва, ГМИИ им. Брат Эдуарда Мане выразил общее мнение: «. В правой руке у данного персонажа находится дирижерская палочка: он дирижер этого представления и зал – в определенном смысле оркестровая яма. Литографии Домье наполняются отныне неистовой ожесточенностью.
Но эта вынужденная депрессия отразилась, по-видимому, лишь на его журнальной графике. Теперь у него был свой дом, согретый присутствием веселой и ласковой Александрии. Не случайно похождения Робера Макэра изображенные Домье, так понравились совсем тогда еще молодому Теккерею, который и сам делал в то время нечто похожее: ему было еще далеко добираться до собственного Пенденниса или Ярмарки тщеславия и, например, его ранние Записки Барри Линдона (или, вернее, Счастье Барри Линдона) при всей их благородной обличительной резкости читать, по правде сказать, так же противно, как и смотреть на листы Карикатураны. Фигуры, помещенные в пейзажи, неразрывно связаны с окружающей средой.
Их мертвые тела в беспорядке лежат на полу. Он абсолютно точно и недвусмысленно адресует свои обвинения не господу богу, а тем самым банкирам и лавочникам, которые составляли прочную основу и фундамент Июльской монархии. заключается в том, что освещение в природе изменяет краски, что солнце стремится вернуть их в световой комплекс, сливающий семь призматических лучей в один неокрашенный поток, который и есть дневной свет. Никогда не старался выслужиться, встать на ступеньку выше, нежели карикатурист в газете.
Сислей, напротив, писал тонкими наклонными чёрточками, похожими на запятые («Луэн близ Море», 1881 г. ). Мастерство рисунка достигло у него в эти годы такого совершенства, что это побудило Бодлера уже в 1845 г., к ужасу консервативных умов, поставить имя Домье рядом с именем самого прославленного и признанного тогда художника Франции XIX в. - Энгра. Товарищи почти никогда не видели, чтобы он сердился.
К 50—60-м гг. Конфликты в промышленности стали представлять большую социальную опасность. Я постараюсь показать дальше, в чем здесь дело. Только счастливчики, подобно Жану Вальжану, смогли выбраться из оцепления. Город стал постоянным мотивом произведений Мане.
Фигура закрыта черным плащом, на лицо опущен капюшон. Это можно видеть в картине «Ноша» (существует несколько вариантов). 1853—1855, собрание Дабер один из вариантов «Вагона третьего класса», ок. Домье наблюдал, как революцию последовательно продавали и предавали — сперва ради власти над соседней революционной фракцией, потом ради величия Империи Бонапарта, затем ради покоя Бурбонов затем в упоении от либеральных реформ Июльской монархии — душили народ так, как ни снилось ни одной диктатуре. Вокруг лежат трупы восстания.
Георга Гросса, Дикса, Гуттузо и т. д. ), он первым нарисовал беженцев, как основную тему истории европейского социума — тема, ставшая главной у Ремарка, Чаплина, Хемингуэя. Домье в этом рисунке достиг небывалой высоты.
Своей задачей он считал передать гармонию природы. Великими скульпторами были Пикассо, Дега и Матисс. Это альбом, сопоставимый по значению с «Бедствиями войны» Гойи. Листы Домье трагично выразительны.
Художники обращались к показу сельской природы Франции (деревни, поля, реки, леса) и своими произведениями утверждали новые пути реалистического пейзажа, насыщали его глубоким чувством. Сумрачный холодный пейзаж усиливает ощущение драматизма и беспокойства. Она изображает комнату в доме на улице Транснонен, в которой жила семья рабочего. Цензура не обратила своего внимания на это весьма сомнительное, с точки зрения общественных верхов Второй империи изображение, обманутая безобидным названием серии, в которую был включен этот лист (Современные художники), так же как и явным портретным сходством с Моннье. Не знаю. Над ними витают спокойствие и полумрак.
В нежной зелени кустов, свежей траве на дорожке, влажности воздуха тонко передано весеннее состояние природы. Штрих становится выразительней. Художник даст целый ряд антимилитаристских сатир, как, например, «Мир проглатывает шпагу». Основываясь только на сюжете, относят к 1848 г. несколько композиций Домье изображающих восстание или группы и отдельные фигуры парижских рабочих (Восстание из б. коллекции Герстенберг, так называемая Семья на баррикадах в Пражском музее и др. ). 1860 США, частное собрание). В зеркале лицо упрямо приобретало унылое, натянутое выражение. Сначала это главным образом городские виды, архитектурные памятники много раз Коро пишет, например, Шартрский собор или города Италии, куда он опять едет в 1834 г. В пейзаже «Утро в Венеции» (ок.
Несмотря на ряд драматичных событий детства (он рано осиротел, в результате болезни ему ампутировали ногу), его общение с природой пробудило в нем огромную любовь к ней. В этом отношении характерен самый, может быть, знаменитый лист Оноре Домье «Законодательное чрево» (1834), где световой ритм образует почти декоративную по своей равномерности ритмическую игру белых пятен, создающих движения не в плоскости листа, но лишь перпендикулярно ему. республиканцы устроили еще несколько вооруженных выступлений в Париже и Лионе.
«Улица Транснонен» (место ожесточенных боев времен революции 1830 г. ). В 1847 г. Руссо навсегда поселяется в деревне Барбизон. Стремление посредством света создать определенное настроение видно и в пейзаже «Вечер. Прачка и ребенок с трудом идут по пустынной набережной навстречу ветру.
Вот когда увидим, что бедняк несет ношу с грацией бога, гармония вернется в мир. Нет никакой надобности читать длинную, как было обычным в Шаривари, написанную каким-то литературным сотрудником журнала подпись под этой литографией излагающую два внутренних монолога двух молчащих героев сцены, чтобы и без всяких пояснений понять смысл происходящего и ту заповедь человек человеку волк, которой осчастливила род человеческий буржуазная цивилизация. Вспыхнувшее в июне 1848 г. мощное рабочее восстание было жестоко разгромлено войсками республиканского правительства под командованием генерала Кавеньяка (этого человека не нужно путать с умершим к тому времени благородным революционером, с которым Домье сидел вместе в свое время в тюрьме Сент-Пелажи).
1840, Шантийи, Музей Конде), Большой дуб (1844-1855, Париж, Лувр), Вечер (1840-е, Москва, ГМИИ им. Вскоре он получает известность как мастер хлесткой сатирической графики. Писсарро представил несколько жанровых сцен в пейзаже.
Если бы можно было хоть на минуту поверить в хронологические схемы, предлагавшиеся в крайне разнообразной, обычно взаимоисключающей форме разными учеными, то Домье мог бы быть сочтен каким-то полоумным художником, бессмысленно бросающимся в самые разные стороны без малейших признаков ясного и последовательного художественного развития, что всегда можно обнаружить даже в творчестве малооригинальных второстепенных художников. Изображение буржуа, оставленное Домье — является наиболее убедительной критикой демократии — за сотни лет ничего иного из победившей демократии так и не научились производить. Вместе с тем в отдельных листах у Домье появляется монументализированный образ рабочего. После жестокой резни все члены семьи погибли. Домье видел и знал не меньше и умел с величайшей прозорливостью видеть очень далеко. остается за теми художниками, в творчестве которых звучит тема социального обличения.
Выявляя и подчеркивая физическое уродство и моральное убожество этих людей, художник создает портреты-типы заостренная индивидуальная характеристика перерастает в них в социальное обобщение, в беспощадное обличение злобной тупости сил реакции. Берег Па-де-Кале» (ГМИИ) сперва поражают переливы и вариации серых, голубых и лиловых оттенков. Особенно памятным было парижское восстание, поводом к которому стали похороны популярного генерала Ламарка – эти события описываются в «Отверженных» Гюго.
40-х), создание офортов. Это литографии Действительно, стоило труда убивать нас. Июльской революции., лишенный обычной для литографий Домье тех лет безудержно преувеличенной и грубо натуралистической карикатурности.
Несколько возвышенный образ. Зато она стала ему верным товарищем, умела не падать духом в трудные минуты. Может быть, отчетливее всего это видно в «Улице Транснонен». В этих литографиях, полных сдержанной, точной, безотказной экспрессии, понятной каждому без всяких подписей и объяснений и где карикатура смело совмещена с суровой и строгой жизненной правдой, Домье окончательно сформулировал и отчеканил тот язык высокой и благородной сатиры, которому следовали потом и великие художники, обращавшиеся к критике буржуазного общества, - Манэ или Дега, Тулуз-Лотрек или Руо, - и выдающиеся рисовальщики разных стран, до американских художников Клуба Джона Рида (таких, как Роберт Майнор или Фил Бард) включительно.
Его первые работы произвели сильное впечатление на современников. В этом аллегорическом изображении запечатлена только что пережитая трагедия Франции. Разговор о гармонии ничего не стоит, пока бедняк выглядит жалко, а горе — уродливо.
Строго выверенный, гармонически ясный и в то же время почти откровенно декоративно-орнаментальный силуэт, строящий композицию этих трех работ, своей чеканной законченностью перекликается даже не с приемами позднего Делакруа, а с живописью Шассерио, зенит творчества которого приходится как раз на конец 40-х и начало 50-х годов. Революция 1830 г. и последующие рабочие восстания показали силу народа и дали новый толчок развитию прогрессивной общественной мысли.
Из ранних литографий Домье наиболее известна «Гаргантюа» (15 декабря 1831 г. ), в ней художник изобразил толстого Луи Филиппа, поглощающего золото, которое чиновники отбирают у изнуренного народа. В 1833 г. политическая ситуация во Франции стала быстро и резко меняться. В Пасторалях есть лист, где изображена смешная пожилая буржуазная чета, сидящая во ржи и плетущая венки из васильков, явно не подозревая, что представляет собой комическую пародию на пастушескую идиллию, - и все же Домье недвусмысленно заставляет ощутить жалость и сочувствие к этим нелепым горожанам, столь неуклюже (и вероятно, вполне чистосердечно. ) старающимся вернуться к природе и найти какое-то с ней согласие. 1857, «Мастерская художника» 1865—1870, Лувр).
Профессор Жан Адемар, напечатавший в 1954 г. большую книгу о Домье и являющийся одним из признанных знатоков его искусства, считает высшими точками всего долгого развития литографского творчества Домье работы, сделанные вокруг 1840 и около 1855 г., т. е. как раз те два периода графики Домье, которые я считаю самыми низшими, - такими, когда можно говорить о настоящем и очень серьезном обмелении творчества Домье, о потере им верного направления и верных критериев качественного уровня своей работы. 1870, Москва, ГМИИ им. Парижская толпа, улицы, мастерские художников, кафе и театры — везде и во всём он видел жизнь, достойную воплощения на полотне. Лишь на рубеже 18–19 вв.
В 1832-1834 гг. В 1850 г. Домье дал на выставку картину Нимфы, преследуемые сатирами (Художественный музей в Монреале) и красивый большой подцвеченный гуашью рисунок Шествие Силена (ныне находящийся в музее в Калэ). В этом аллегорическом изображении запечатлена только что пережитая трагедия Франции.
Рука смерти прошлась там, где еще недавно царила жизнь. Пусть этот образ, где слились воедино холодная неподвижность смерти и застывшее движение борьбы, станет главным в рисунке. Обыденные бытовые сцены, благодаря тому что внимание сосредоточено на эмоциональном раскрытии образа человека и выявлении его характера (а не на окружающей обстановке), приобретают глубокую образную значительность. 1852 Глазго, Галлерея искусств), «Любопытствующие у витрины» (ок. Справа вырисовывается голова мертвого старика.
Дега показал картину «Абсент» (около 1875—1876 гг. ) — сцену повседневной жизни бедного парижского кафе, а Писсарро выставил пейзаж «Красные крыши. Каждый месяц Домье выпускал около ста литографий.
Разумеется, его колоссальное творчество не могло быть одинаково высоким по художественному уровню все эти годы: бывали периоды, когда в ту или иную серию он не вкладывает ничего, кроме своего умения, бывали моменты усталости, когда гравер неожиданно возвращался к ранним временам карикатуры и делал так называемые «большие головы» (серия «Представленные представители», 1849), но каждого художника следует оценивать по его достижениям, по периодам его творческого подъема. Радостный трепет жизни ощутим и в поэтическом Этюде «Воз сена» (ГМИИ). На пол свисают простыни с развороченной постели. В противоположность Коро, в творчестве которого сохранялись в какой-то мере отзвуки классического пейзажа, Теодор Руссо (1812—1867) решительно" и смело порывает с традиционным историческим пейзажем и, продолжая путь Мишеля, утверждает национальный реалистический пейзаж. Путешествуя по рекам на лодке, он писал рассветы, вечера на берегах рек, показывая лирическое состояние природы. Подлинная пропасть отделяет его работы 1832-1835 гг.
Однако разорился и закрылся банк Лаффита. Он показывает психологию зрителей возбужденных представлением («Мелодрама», 1856—1860 Мюнхен, Новая пинакотека) или актеров с ярко выраженной мимикой («Криспен и Скапен», 1858—1860, Лувр). Есть одна картина Гойи, которую можно сопоставить с «Эмигрантами» Домье — это «Чудо Святого Исидора», фреска из Дома Глухого.
Пока третье сословие не было силой — оно и языка своего не имело. Ранние литографии Домье, сделанные до Революции 1830 года, не имеют сколько-нибудь серьезного художественного значения: его портреты или нехитрые жанровые сцены тех лет, как и более интересные с точки зрения своего сюжетного содержания, но довольно-таки внешние отклики на разные исторические и политические события времени, во всем еще следуют распространенным и совсем уже выродившимся штампам развлекательной графики идущей от Дебюкура и Буальи и очень мало обновленной более молодыми художниками вроде Шарле., 1840) или где большую роль играет реально и тонко переданный пейзаж (Зрение, 1839 или Снег идет того же года). в подавляющем большинстве не представляют интереса ни с какой точки зрения. Литографии 1844-1847 гг.
Такова литография «Законодательное чрево» (1834), где перед зрителем на скамьях, расположенных амфитеатром, можно видеть министров и членов парламента Июльской монархии. 1862, Нью-Йорк, Метрополитен-музей). Этот жанровый мотив, однако, перевоплощен почти в героический. Когда Домье было 8 лет, отец переселился в Париж, надеясь на литературный успех. Домье чутко и эмоционально отозвался на террор, наступивший после Июльской революции.
Шарль-Франсуа Добиньи родился в семье художника. Можно также увидеть аналогию в изображении зала полукругами и полукругов, образуемых на одеянии клоуна. или, еще более, Вам предоставляется слово, объяснитесь.
В 1841–1843 годах он создает серию «Древняя история», в которой смело пародирует сюжеты и образы античной мифологии, ставя в положение древних героев и богов современных буржуа. Вслед за ней стали появляться одна за другой сатиры, бичующие короля. Таков, например, лист «Все же очень лестно видеть свой портрет на выставке» (из серии «Салон 1857 года»). Именно так была создана литография Домье «Законодательное чрево» (1834). На «Портрете Эмиля Золя» (1868 г. ) писатель, занятый проблемами современного искусства, предстаёт перед зрителем окружённый многочисленными предметами — японскими гравюрами, репродукциями с картин, бумагами и книгами.
«Выставка на открытом воздухе» Проблема выявлеия мгновенного движения. Вы свободны. Художник не умел смотреть открытыми глазами в лицо беде.
какой-либо жанровой живописью, тем более со спокойной лирической настроенностью. Короткому сидению Домье в этой тюрьме незачем придавать патетический и драматический оттенок. Но одновременно с работами Маркса, Прудона и Бальзака, к 1848 революционному году — пресловутое «новое видение» появилось.
Скульптуры Домье можно рассматривать как подготовительную работу к графике. Подпись под этим рисунком, гласящая: Никогда моя дочь не будет женой какого-то писаки. Руссо поражала красота природы, что и повлияло на его желание стать пейзажистом.
В других литографиях Домье разоблачает продажность суда («Деятели правосудия», 1845—1849), буржуазную благотворительность («Современная филантропия», 1844— 1846). Его работы приобретают графический характер исчезает пластичность. В 19-м веке явился такой мастер. Художник дает целый ряд антимилитаристских сатир, как, например, «Мир проглатывает шпагу». В картине «Семья на баррикаде» изображение людей подвинуто совсем близко к раме, видна лишь часть фигур и внимание сосредоточивается на лицах, ярко вылепленных светом.
При взгляде на нее испытываешь скорее чувство тревоги, беспокойства. Пушкина), Колокольня в Аржантее (1858-1860, Москва, ГМИИ им. Свою трудовую жизнь он начал клерком, затем работал продавцом в книжном магазине.
Он пристально всматривался в природу, стремился запечатлеть ее различное состояние. Леруа много работал — целые дни просиживал он за столом, согнувшись над доской. Общий итог этого периода художественной биографии Домье не становится от этого меньше. Читающий герой Домье — читает, чтобы знать и понимать: он собирается изменить мир. Литография «Улица Транснонен» (1834) — отклик на восстание рабочих.
В рисунке можно допустить неопределенность штриха, расплывчатость пятна. Современники назвали этих художников «бунтовщиками», а жюри Салона постоянно отвергало их произведения. Коро был очень высоко оценен художниками последующих поколений. В каждом лице с беспощадной точностью передано портретное сходство. Отдельные бытовые детали вписываются в грандиозную величественную панораму. Министр Гизо выбрасывает лозунг «Обогащайтесь. » На это Домье откликается, создавая образ Робера Макэра – афериста, проходимца, спекулянта, умирающего и вновь воскресающего (серия «Карикатюрана», 1836–1838).
Но я не думаю, чтобы даже Адемар сумел рассказать, что же именно веселое мог отыскать король Луи-Филипп в литографиях Домье, где король был выведен в виде китайского болванчика, в виде клоуна, задергивающего занавес над закончившейся комедией Палаты депутатов, в виде грабителя, хладнокровно отрезающего головы целому индюшатнику, в виде тюремного лекаря, констатирующего смерть политического заключенного, в виде груши (что стало широко распространенным прозвищем Луи-Филиппа в революционной печати), облаченной в королевскую мантию и прикрывающей ею целую толпу преступников, в виде отвратительного разбухшего толстяка, дрыхнущего на королевском троне из-под которого во все стороны торчат пушечные дула (литография Покой Франции, 1834) и т. д. Нет такого острейшего и грубейшего издевательства, которое Домье не позволил бы себе по адресу ненавистного всему французскому народу (за исключением банкиров и лавочников – по определению Маркса) и в полной мере заслужившего эту ненависть короля-буржуа Луи-Филиппа. В 1833-1835 гг. Предательство этого болота не было для него неожиданностью.
Они символичны, но символ идейно насыщен и убедителен. «Бульвар Капуцинок» (1873 г. ) — случайный взгляд, брошенный художником сверху из окна на шумящую толпу, заполнившую бульвар. Но и не все друзья Домье вели себя одинаково в этот час испытания.
Изобразительным искусством стал увлекаться с раннего детства. Он сполз с кровати и придавил собой малыша.
В этой картине тонкие нюансы цвета сочетаются с четкой пластичностью городского пейзажа. В эти годы он еще дважды выставлял свои работы в Салоне: в 1849 г. там появилась большая картина Мельник, мальчик и осел, написанная на сюжет басни Лафонтена (ныне в Музее Глазго), представляющая трех, крупно данных на первом плане, смеющихся крестьянских девушек, а вдали – мелкие фигуры героев этой басни, смущенных насмешками. У стены в левой части картины лежит полная женщина. Он давно остался один — и до сих пор он один.
Николая в Париже (ок. Сухой, однообразный рисунок литографий 1836-1843 гг. Он сполз с кровати и придавил собой малыша. Полотно «Балкон» (1868 г. ) изображает родных и друзей мастера сидящая женщина в белом — его ученица, художница Берта Моризо.
Именно бойца Оноре поместил в центре рисунка и именно на него направил лучи света. Но в ранних работах («Гравер», 1830—1834, бывш. очень обостренных политических тем, никогда, быть может, не проникало в его журнальные литографии такого количества некарикатурных, спокойно реалистических изображений людей из народа – парижских рабочих и интеллигентов или крестьян окружающих Париж деревень. Буржуа обиделись и стали пренебрежительно называть мастера карикатуристом.
Поэт, актер и художник А. Монье (1805—1877), прославленный автор сатиры на буржуа («Жозеф Пртодом»), создает образ рабочего-печатника (иллюстрация к очерку Ж. Ладимира «Наборщик»). Домье еще долго смотрел на затихший, безжизненный дом, потом повернулся и зашагал прочь.
Глава министерства Казимир Перье определил свой курс как политику «золотой середины», в соответствии с которой административный аппарат должен в первую очередь обеспечивать спокойную торгово-промышленную деятельность. Сходство рисунка на одежде и линий рядов зала с законодателями еще больше подчеркивается за счет клетчатой ткани и эти одинаковые клетки за счет объемности тела формируют полукружия. Домье бросает мастерскую и поступает к Рамоле учиться литографии. Есть определенное сходство у персонажа клоуна и частного персонажа карикатур Домье – Луи-Филиппа (например: «Гаргантюа»), Это подчеркнуто не только сходством черт и толстой фигурой, но и тем, что этот персонаж здесь представлен своего рода хозяином этого шоу, управляющим, смеющимся злорадно, выявляя суть происходящего, как бы издеваясь над теми, кто искренне верит в справедливость власти и тех законов, которые она производит. Но порой Домье прибегает к другому эффекту: полутьма заднего плана как бы рассеивается к переднему и интенсивно начинают звучать белые, голубые, желтые цвета (Выход из школы, около 1853–1855 один из вариантов Вагона третьего класса, около 1862).
Никакой тюремной идиллии 1832 г. не осталось и в помине. Все чаще простой народ, рабочий класс становятся в центре внимания писателей и художников. Под рисунком подпись: «Бедная Франция, ствол сломлен, но корни еще крепки».
приобрели необычайную живописную свободу и колористическую тонкость. Н. Н. Литографии 1844-1847 гг. Домье знал Капричос и Бедствия войны Гойи, а может быть и его картины.
Руссо не поехал в Италию, как это сделал Коро, он заявляет, что хочет быть «художником своей страны». Его пейзажи то лиричны («Колокольня в Аржантее), то драматичны, как, например, в этюде «Порыв ветра» (ГМИИ) отсюда и утверждение Коро: «Реальность — это часть искусства, чувство его дополняет. ». Если пасторальная кисть Луи Ленена или Венецианова живописует нам просветленных селянок, мы догадываемся, что мастер слукавил, снабдил образ селянки чужой красотой — Золушку нарядили принцессой. Добиньи рекомендовал Домье одному богатому американцу, скупавшему в Европе картины. Выдающийся мастер литографии (разновидность графики, печатной формой для которой является поверхность камня) французский художник Оноре Домье (1808 — 1879), будучи человеком, ненавидящим всяческое угнетение и насилие, всегда откликался на злободневные вопросы своего времени, давая им собственную оценку. Он никогда не рисовал с натуры, ему не нужно было делать и никаких живописных этюдов, - их и нет в его живописном наследстве.
Рука Домье овладела поистине виртуозной стремительной точностью и экономностью выражения. Он породил эксплуатируемый класс нового типа, формально «свободный», а на деле — полностью «освобожденный» от какой-либо собственности на орудия труда — пролетариат. Словно в противоположность геометрии и статике Законодательного чрева изданный той же Ассоциацией в марте 1834 г, большой лист, названный Не суйтесь (Ne vous у frottez pas. ), оказался пронизанным вольной и свободной динамикой. Популярными становятся учения Сен-Симона, Фурье. Легче и непосредственнее выглядело полотно «Танцовщица» (1874 г. ) того же автора.
Ведь даже о кузнецах Гойи можно было еще думать как о художественном воплощении деревенской жизни, - не говоря уж о шлюзовщиках или возчиках щебня Джона Констебля, а в первом городском (в полном смысле слова) пейзаже – в Печи для обжигания извести Жерико – не было людей. Над Оноре он часто подсмеивался и говорил, что «молчание — добродетель слабых». По этой причине в 1832 году за карикатуру на короля «Гаргантюа» Домье был арестован и полгода просидел в тюрьме. Образ Дон Кихота выражает непреклонную гордость, целеустремленность. Мане, К. Моне, Ренуара). В конце 60-х он каждое лето ездил в Кайё-сюр-Мер и писал марины, морские пейзажи.
Известная литография «Улица Транснонен» (1834) была воспринята современниками как протест против террора и кровопролития, наступивших после Июльской революции. Данные клетки на уровне зала соответствуют единообразным фигурам заседателей. После подавления революции 1848 г., когда республике грозит опасность со стороны бонапартизма, он изображает «Ратапуаля», бонапартистского агента, хитрого наглеца, предателя. Тёмные зловещие пятна высыхают на полу. Но Домье не хотел изображать мучеников. С этими сериями она очень близка и по своим композиционным приемам и общему световоздушному и пространственному решению.
В этой гравюре дарование Домье проявилось наиболее полно. Гойя работал за тридцать лет до Оноре Домье и Домье никак не мог видеть «Чудо Святого Исидора», остававшееся на стене далекой испанской хижины. Той же силы воздействия достигают листы, в которых Домье раскрывает классовую борьбу, показывая роль рабочего класса: «Он нам больше не опасен», «Не вмешивайтесь», «Улица Транснонен 15 апреля 1834 года». Вместе с тем его фигурные композиции окрашиваются определенным психологическим настроением («Прерванное чтение» Салон 1866 г., Чикаго, Институт искусств). Они дали Домье материал для нескольких самых совершенных сатирических творений.
Нужно сказать также, что постоянное присутствие в литографиях 1844-1847 гг. Создал порядка 4000 литографий и ещё порядка 900 иллюстраций карандашом. Домье отлично знал себе цену — и для последних холстов выбрал героя по себе. Оноре Домье родился 26 февраля 1808 года в Марселе. В области живописи, а также акварели Домье начал работать уже в 30-х гг. Его родители вскоре переехали в Париж.
В тени распласталась женщина. Он, как говорится, поднялся с низов. Он пришел к какому-то внутреннему решению, вероятно, не внезапно и, во всяком случае, продолжал в прежнем духе тянувшиеся годами серии литографий вплоть до этого 1844 г. Лишь очень немногие и абсолютно разрозненные вещи 1839-1843 гг. В холодном свете наступающего дня видна фигура упавшего навзничь человека. Литография «Улица Транснонен» изображает трагический финал рабочих восстаний в 1834 г. На улице Транснонен солдаты королевской армии ворвались в один из домов и перебили всех жильцов, включая женщин и детей.
Многих расстреляли на месте, задержанных ждали суровый суд, тюрьма и ссылка. Страшно было поверить, что это произошло здесь, рядом, в двух шагах от «Бюро кормилиц», в самом сердце веселого города Парижа. Жан-Батист-Камиль Коро относился к поколению более старшему, чем художники-барбизонцы. Среди его последних работ мы видим и такие правдивые пейзажи, как, например, «Осень в Фонтенбло» (1872 ГМИИ), в котором просто и непосредственно передано впечатление осеннего дня. Здесь же была выставлена первая серия картин Клода Моне (восемь полотен), названных им «Вокзал Сен-Лазар» (1877 г. ).
Литография «Улица Транснонен» (1834 г. ) изображает трагический финал рабочих восстаний в 1834 г. На улице Транснонен солдаты королевской армии ворвались в один из домов и перебили всех жильцов, включая женщин и детей. Резкий ракурс выводит на нас основную фигуру композиции. Так было написано в рабочей газете.
– журнал Карикатюр, сентябрь 1834 г. ), - одно из самых мощных созданий Домье-сатирика, нарисованное верной и точной рукой, вылепленное тяжелыми, плотными, компактными, смело обобщенными массами, наделенными почти что шарденовской осязательной материальностью. Картина Ренуара «Девушка с веером» (1881 г. ) покорила всех прелестью и непосредственностью модели. В его полотнах деревья, земля, тени принимают необычный, причудливый и поэтичный вид. В его картинах чувствуется эмоциональное отношение к действительности.
В правом нижнем углу картины виднеется голова мертвого старика. Домье долго с ним бился. Пушкина), Пейзаж с коровами (1850, Санкт-Петербург, Эрмитаж), Морской отлив в Нормандии (ок. Попав в Париж, он копировал произведения старых мастеров в Лувре. Литография доказывает, что художник верил в силу Франции, в ее мужественный народ.
Домье разоблачает виновников бедствий Франции. Оноре написал своего приятеля, гравера-офортиста Луи Леруа. Листы, выполненные в 1834 году, «Улица Транснонен», «Этого можно отпустить, он нам больше не опасен», «Опустите занавес, фарс окончен», «Современный Галилей», «Все мы честные люди, обнимемся», «Свобода печати», «Похороны Лафайета» словно бы не нарисованы, а вылеплены: гравер строит их по принципу барельефа, помещая, чаще всего, сцену в интерьер с неглубоким пространством, резко подчеркивая главную фигуру, энергичными штрихами жирного литографского карандаша очерчивая формы, сильно моделируя объем.
Он много писал в живописных уголках леса Фонтебло, особенно осенью.
Он сделал картину, которая, будучи лишь чёрно-белым рисунком на листе бумаги, не стала от этого ни менее значительной, ни менее долговечной. Он сделал главным действующим лицом своей полной движения сцены не Демулена, обращающегося с речью к народу, а именно этот самый народ, охваченный единым порывом воодушевления и действия. Эта манера более соответствовала графическим циклам, в которых вводился рассказ и действие развертывалось в интерьере или пейзаже (заметим, что эффекты дождя или снега Домье передает так убедительно, что во многом опережает в этом современных ему пейзажистов). Ничего принципиально нового, стало быть, сказать не смогли. Пристань св.
Домье еще никак не выглядит в этих литографиях особенно и необычно одаренным художником. Прежде искусство беды боялось. В литографии «Это убило то» он показывает, что избрание Наполеона III было началом всех бедствий. Но так как гротескные маски министров изображенные здесь, «лепятся», собственно из этого белого, то они тем более настойчиво, почти навязчиво двигаются на нас, чем и создается удивительная действенность этой литографии. Этой объединенности Руссо достигает светом.
Пейзажи этого периода утверждают реальный мир во всем его многообразии.
Но эта работа его не интересует, он предпочитает делать зарисовки на улице. Монументальная сила и благородная тонкость Республики Домье поражают воображение сейчас несомненно глубже и больше, чем они могли это делать тогда, в 1848 г. И хотя в бурных событиях того времени из конкурса ничего не вышло, картина Домье осталась не только свидетельством гениального дара Домье и прекрасным памятником революционной эпохе, но и одной из самых лучших и сильных картин (и не только французского искусства) из тех, что ныне Хранятся в Лувре. В природе Диаз стремился увидеть нечто праздничное. Эти небольшие по размерам работы Коро, написанные на природе, перерастают значение этюда, они всегда построены композиционно («Мост в Манте», 1868—1870, Лувр, ). К середине 40-х гг. Критиковать позволялось некоторые (не все, конечно) иностранные государства и правительства.
Позднее Домье выполняет серию «Адвокаты». Будущий художник родился в Марселе в семье стекольщика. Домье умел быть, когда нужно и тем и другим. Перед нами также прачка с ребенком, но в ее облике меньше спокойной уверенности, величия.
По сравнению с мрачным и пессимистическим историческим фатализмом Битвы при Тайбуре или Крестоносцев Делакруа (возникших на рубеже 1830-х и 1840-х годов) Камилл Демулен, призывающий народ к восстанию явился новым и очень важным шагом в развитии исторической живописи XIX в. Но сам Домье не воспользовался непосредственно и прямо этим своим собственным открытием. В этих сериях, печатавшихся в Шаривари нередко одновременно (т. Человек мёртв. Чтобы эта классификация не выглядела излишне педантической или попросту ненужной, я приведу только один пример совсем иной оценки хода развития искусства Домье, естественно и основанной на абсолютно иных взглядах на этого художника.
Диаз переходит к созданию пейзажей. Вместе с тем капиталистический способ производства вызвал к жизни неразрешимые в его рамках противоречия между общественным характером массового индустриального производства и частной формой присвоения его плодов, обнажил до предела все пороки и уродства, присущие Этой стадии общественного развития человечества.
На первой выставке импрессионистов в 1874 г. Клод Моне показал не только знаменитый «Восход солнца», но и другие полотна. Первым стал писать пейзажи при полуденном свете. В этой гравюре дарование Домье проявилось наиболее полно. Черные мантии адвокатов темным силуэтом выделяются на золотистом фоне. Уже в этой работе видны особенности будущих живописных произведений художника: единичное событие доводится до обобщенного образа, а монументальная выразительная композиция сочетается с ее якобы «случайностью», создающей впечатление выхваченного из жизни эпизода.
В композиции «Завтрак в мастерской» (1868 г. ) представлены три персонажа: женщина с серебряным кофейником, мужчина, сидящий за столом и юноша на переднем плане. О. Домье «Улица Транснонен» Домье чутко и эмоционально отозвался на террор, наступивший после Июльской революции.
Они бесстрастно освещают картину чудовищного разгрома. Он придавал большое значение свету: его краски нежные, светлые, спокойные.
Трактовка образа женщины не только противоречит классическим канонам, но и изображению человеческой красоты у романтиков согбенная под тяжелой ношей, фигура женщины предельно Экспрессивна и глубоко реалистична. В ряде литографий 1870–1872 годов Домье разоблачает виновников бедствий Франции. Новые веяния особенно чувствуются в летних этюдах Коро. В этом плане Домье создал и другие серии: «День холостяка» (1839), «Супружеские нравы» (1839—1842), «Пасторали» (1845—1846), «Лучшие дни жизни» (1843—1846).
В тени распласталась женщина. Он начинает брать уроки рисования у Ленуара (администратора Королевского музея).
Листы Домье трагично выразительны. Мятая, рваная, угловатая экспрессия этой зловещей фигуры (отлитой Домье из гипса, а в XX в. переведенной в бронзу) не сравнима буквально ни с чем в мировой скульптуре: только Паоло Трубецкой в своем Александре III использовал по-своему некоторые приемы уникальной в своем роде скульптурной карикатуры. Рядом на полу видна голова мёртвого старика. Особняком по своему сюжетному содержанию среди литографий 1839-1843 гг. Это муза страстная, но молчаливая и скрытная».
Министр Гизо выбрасывает лозунг «Обогащайтесь. » В связи с этим Домье создает образ Робера Макэра — афериста, проходимца, спекулянта, умирающего и вновь воскресающего (серия «Карикатюрана», 1836—1838). «К циклу Прачек относится и картина известная под названием Ноша, – пишет Н. Н. В литографии «Империя – это мир» изображено поле с крестами и надгробными памятниками. Упавший на пол у своей постели человек был бойцом.
Ветер дует им в лицо, а потому еще труднее идти и тяжелее кажется ноша. Работы Коро в этом жанре исполненные в 60—70-х гг., как, например, «Эмма Добиньи в греческом костюме» (1868—1870 Нью-Йорк, Метрополитен-музей), во многом уже созвучны исканиям нового поколения молодых художников (Э. Время остановилось. Жюль Дюпре родился в Нанте в семье фабриканта.
Под рисунком подпись: «Бедная Франция, ствол сломлен, но корни еще крепки». Следом за тем, с 1832 г., Домье стал работать и во втором журнале Филипона – Шаривари. После знакомства с творчеством Констебля пейзажи Руссо становятся более яркими, свежими.
Он виртуозно использовал многочисленные серые оттенки и резкие контрасты чёрного и белого. Однако в большинстве случаев Домье не удавалось осуществить продажу. Позже он переходит к показу сельской местности. Ведь это в первую очередь они обеспечили успех Июльской революции.
Домье научил нас смотреть в лицо унижению и беде. Подрабатывая в журналах, Оноре с 1830 года начинает сотрудничать в сатирическом издании Шарля Филипона «Карикатюр», где работали лучшие рисовальщики той поры: Монье, Гранвиль, Травье, Шарле, Декам.
Тогда обиженный художник возвёл на собственные деньги павильон, назвав его «Павильоном реализма» и выставил в нём сорок произведений, главным среди которых было полотно «Мастерская художника» (1855 г. ). Пьер-Этьен-Теодор Руссо был общепризнанным главой барбизонцев. Я думаю, что на создание такой иронической и злой серии литографий, показывающих в самом глупом и смешном виде античных богов и героев, Домье был вдохновлен не Давидом (чьим достойным потомком был он сам), а только что законченным (в 1841 году. ) Полукружием Делароша в Школе изящных искусств с его нелепыми и чудовищно вульгарными фигурами голых девиц, олицетворяющих, пo замыслу художника изящные искусства и великих древнегреческих мастеров, с бесхитростным натурализмом списанных с безобразных, тупых и безнадежно прозаических натурщиков. Меняется манера рисунка. Клод Оскар Моне (1840—1926), Камиль Писсарро (1830—1903), Пьер Огюст Ренуар (1841 — 1919), Альфред Сислей (1839—1899), Эдгар Дега (1834—1917) и некоторые другие художники были хорошо известны парижской публике: уже около пятнадцати лет они демонстрировали своё искусство.
Художник работал в литографии без перерыва более сорока лет. На первом памятнике надпись: «Погибшие на бульваре Монмартра 2 декабря 1851 г», на последнем—«Погибшие у Седана 1870 г», то есть Домье утверждает, что империя Наполеона III с начала до конца приносила французам смерть. Офорты Ласточки (1843), Гроза (1842), Ливень (1850–1851), Восход солнца (18550–1851), картины Весна (1857, Париж, Лувр), Сбор винограда (1863, Париж, Лувр), Деревня на берегу Уазы (1868, Москва, ГМИИ им. и Свободы, ведущей народ Делакруа и даже Умирающего Марата Давида. Франсуа Миллебыл постоянным жителем Барбизона. Отныне Домье навсегда связал свою судьбу с политической прессой, подписываясь псевдонимом, затем «H. D» и, наконец, полным именем и фамилией.
Их скульптуры столь же значительны, как их холсты. В «Дубах» Руссо передал яркое, почти полуденное солнце, лучи которого проходят через листву и освещают все вокруг.
Да и не хотели. Нелепый, неестественный мир, в котором живут действующие лица литографий серии Добрые буржуа (да, впрочем и других, близких к ней по своему существу, серий – как Прекрасные дни жизни, Пасторали и др. ), во всем противоречит естественной природе человека и не только той идеальной природе, о которой думали и мечтали Жан-Жак Руссо или утопические социалисты, но и гораздо более конкретной и реальной, какую Домье видел и в Бланки и его Обществе времен года и в обитателях небуржуазных кварталов Парижа от Монмартра до Сент-Антуанского предместья и в самом себе и своих друзьях писателях и художниках. Изображая предметы, фигуры, он окутывает их воздушной дымкой, светом моделирует форму. Пушкина), Берега Виллервиля (1875, Санкт-Петербург, Эрмитаж). 1835, Париж, Лувр), Болото в Ландах (1844–1853, Париж, Лувр), Аллея в лесу ЛИль-Адам (1846–1849, Париж, Лувр), Дубы (1852, Париж, Лувр), Вечер в Кюре (1850–1855, США, Толидо, Музей искусств).
Таковы, например, картины Перед купанием (около 1852), Любопытствующие у витрины (около 1860). Напротив, этот нелепый ночной наряд подчеркнул мускулистое тело, размах плеч. В юности едет в Италию и изучает памятники искусства. Он виртуозно использовал многочисленные серые оттенки и резкие контрасты черного и белого. Леруа был высок, худ, носил маленькую мохнатую бородку.
А. С. Пушкина в Москве и изображающую Камилла Демулена, призывающего народ к восстанию. У него осталась лишь одна ветка, которая сопротивляется буре. Бельгийский мастер Пермеке лепил свои модели прежде, чем их написать. У него была большая семья и очень мало денег.
Пушкина), Монах (1840, Париж, Лувр), Воз сена (1860-е, Москва, ГМИИ им. Они символичны, но символ идейно насыщен и убедителен. Всеми способами он издевается над Тьером, вплоть до представления его в виде кокетливого голого амура, поворачивающего свой зад к зрителям или над доктором Вероном, редактором и издателем реакционной газеты Constitutionel – его увенчанная ночным колпаком грузная, жирная туша обыгрывается Домье в самых смехотворных ситуациях особенно противен он и особенно хорош (с точки зрения мастерства карикатуры) в роли святого Себастьяна, проткнутого стрелами Шаривари. Нет. Он одним из первых обратился к мотиву весны в пейзаже, показывая ее свежесть и блеск.
Особенно его привлекают Рембрандт и Рубенс. Все свои силы он собрал теперь для борьбы против взявшей верх реакции. Большую роль в формировании социально заостренного искусства сыграли иллюстрации художников к очерковой литературе.
Художник выбрал наиболее трагический момент события. Свою волнующую силу она сохранила навсегда. Пушкина). Почему условный античный канон существует для нас как непреложный критерий гармонии.
Американца вполне удовлетворила требуемая сумма и он пожелал посмотреть другие работы. Пикассо, Белля и т. д. ), написал адвокатов и судей как символ продажности демократического общества (см. Целенаправленность, активность и сила искусства Домье не перестают поражать до сих пор. Будущий художник родился в Мар селе в семье стекольщика.
Очаровывают такие тонкие по ощущению природы произведения, как «Колокольня в Аржантее» (ГМИИ). Я просто хотел обрести в полном знании традиции осмысленное и независимое чувство моей собственной индивидуальности. Революционным пафосом наполнены картины «Семья на баррикаде» (1848—1849 Прага, Национальная галлерея) и «Восстание» (1848 (. ) бывшее собрание Руар).
Оноре привык наблюдать жизнь, но не писать с натуры. Прачка, которая несет белье. Шарле известный главным образом своими работами, связанными с походами Наполеона иллюстрируя очерк Леона Гозлана «Человек из народа» (1841, в сборнике «Французы о самих себе»), теперь рисует пролетария.
Рабочие прониклись уже сознанием своей высокой общественной значимости. На ночной рубахе пятна засохшей крови. Для Домье наступила одна из самых мрачных полос в его жизни.
Деревенский уголок зимой» (1877 г. ). Перед нами сжатый сюжет всей европейской истории последующих эпох.
Одновременно юный художник посещает Лувр изучает античную скульптуру и старых мастеров. Все тело женщины полно огромного напряжения – с усилием несет она тяжелую корзину». Через десять лет на второй выставке «Отверженных» были представлены работы Ренуара, а полотна Моне, Писсарро и Сислея показывал в том же году торговец картинами Поль Дюран-Рюэль.