В апреле Гойя написал портрет супруги Годоя, графиню де Чинчон, дочь дона Луиса. Для монархов же выход «Капричос» остался незамеченным. В это время заказчиками на портреты стала зарождающаяся в Испании крупная буржуазия: Порсель, Фелис де Асара (натуралист), Тереса Суреда (жена управляющего фарфоровой мануфактуры Буэн-Ретиро), Сабаса Гарсия, Педро Мокарте и другие.
Анны он выполнил за короткий срок 3 полотна для алтарей монастыря Санта-Ана де Вальядолид (исп. )русск. 1797) и Маха одетая (ок. Паломничество к св. 1813, Академия Сан-Фернандо). Её содержание направлено против роялистов и духовенства, получивших значительную власть после поражения испанскойреволюции.
Уже при жизни Гойя был признан выдающимся испанским художником. за «тонкий изящный колорит», тогда как Гойю упрекают за «резкие тона», зато признаётся «грандиозный характер выписанной им фигуры Ганнибала». В 1878 году, когда дом купил немецкий банкир Эмиль Эрлангер, картины перевели на холст. В них и интеллект и испанский характер и индивидуальность личности. Всего Хосефа родила пять (по разным данным и больше) детей из которых выжил лишь один мальчик по имени Хавьер— Франсиско Хавьер Педро (1784—1854)— который стал художником. Его болезнь прогрессировала и заставляла думать о смерти.
Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес – великий испанский художник, представитель романтизма. Оно разрушает традицию парадных официальных изображений. Он удостаивается второй премии Пармской Академии художеств, получив 6 голосов. В 90-х годах Гойя исполняет ряд блестящих по технике и тонких по характеристике портретов, свидетельствующих о расцвете его живописного мастерства (портрет Ф. Байе). Гойя раскрывает реальный мир во всем его бесконечном многообразии. Драгоценности выполнены в технике импасто и сверкают при пламени свечей.
Гойе удалось познакомиться с герцогиней. Франсиско обладал вспыльчивым характером, его настроение часто менялось. Тогда же Гойя приступил к серии офортов «Капричос». Гойю разбил паралич, но точно диагностировать болезнь художника сейчас не удаётся. Лишь 2 картины выделяются из этого ряда в изображении войны: «Литьё пуль» и «Изготовление пороха в горах Сьерра де Тардиента».
Молодая женщина, в ужасе прикрывающая лицо, вырывает зуб у повешенного (На охоте за зубами). В 1783 и 1784годах он бывает в Аренас-де-Сан-Педро, выполняя заказы и изображая младшего брата короля инфанта дона Луиса (англ. )русск., его молодой жены Марии Тересы Вальябрига и их архитектора Вентуры Родригеса. По возвращении в Бордо Гойя создал последние свои шедевры: портрет бывшего алькальда Мадрида Пио де Молина и эскиз «Молочница из Бордо». В том же году умирает его мать (отец скончался в 1781 году). В начале 1799 года в Академии продемонстрирована, а затем установлена в ризнице Толедского собора «Взятие Христа под стражу», где отмечено абсолютное изображение ночного освещения. Пьяная, горланящая песни толпа простолюдинов явно не охвачена религиозным чувством. В 1785 году Гойя знакомится с семьёй маркиза де Пеньяфель (исп. )русск., которые будут его постоянными заказчиками в течение 30 лет.
Гойя принадлежит к самым выдающимся испанским художникам. В Бордо, в добровольном изгнании, Г. продолжал занятия творчеством («Молочница из Бордо», 1826, Прадо многочисленные литографии, в т. ч. серия «Бордосские быки», портреты соотечественников). Произведения долгое время находились в будуаре герцогини Альбы. Вскоре Г. выполнил ряд композиций на религ. «Черным картинам» — так принято их называть — грозило полное исчезновение ибо «Кинта дель Сордо» была снесена в 1910 году. Сюжеты для конкурсных работ связаны с великодушием короля Альфонсо X Мудрого и подвигами национальных героев-воинов XVI века.
В том же 1803 году умер Сапатер, с которым Гойя не переписывался с 1799 года. Заключенная в его творчестве сила драматизма достигла высшего накала. Франсиско, ухаживающий за умирающим», в последней Гойя впервые изобразил дьявола.
В июне 1800 года Гойя купил за 234000 реалов дом на углу улиц Вальверде и Десэнганьо. В 1798 году Карл IV поручил Гойе расписать купол своей загородной церкви Сан Антонио де ла Флорида (исп. )русск. От него, подобно темной реке, вдоль холмов движется к месту казни толпа жертв. Картина «Зонтик» была написана среди серии жизнерадостных гобеленов. Фантастический образ истолковывался по-разному.
Франсиско Гойя создал поразительную серию офортов «Капричос» (1793-1797), состоящую из 83 произведений, максимально передающих дух свободы и реальности, который он описал кратко и точно: «Мир – это маскарад, в котором все обманывают, хотят казаться не тем, кто они есть на самом деле. В начале 1828 года Гойя готовился к приезду своего сына с женой, направляющихся в Париж. В то же самое время он писал прелестные портреты детей и красивых женщин. Чтобы этого не случилось, бог пожирал их. и лейтенант-генерала Феликса Колона де Ларреатега, а также родственника Ховельяноса, Рамона Посадо-и-Сото. короля) занимался копированием офортов и эстампов.
Каждый безумствует по-своему. В сентябре 1799 года королева заказала Гойе портрет изображающий её в мантилье. В мае 1801 года Гойя написал также портрет Годоя в вальяжной позе, на тот момент — сомнительного триумфатора «Апельсиновой войны». Останки Гойи французы возвратят испанцам лишь в 1919 году. После мессы в присутствии короля Гойя принял поздравления.
На новой должности Гойя продолжает создавать картоны для шпалер и летом 1786 года ему поступает заказ на новую серию для королевской столовой во дворце Пардо. К празднику св.
Но уже в октябре Гойя написал в Сарагосе портрет своего друга Мартина Сапатера (исп. )русск., одинокого и богатого негоцианта, с которым Франсиско состоял в регулярной переписке с 1775 по 1801 год. В декабре того же года он закончил 7 панно для шпалер, ставшие последними его картонами. Также в 1794 году он написал портрет знакомой актрисы Марии Росарио дель Фернандес, по прозвищу «Ла Тирана». В сложившейся обстановке диктатуры и гонений большое количество шедевров Гойи упрятано в Академии Сан-Фернандо. Ему предложено выполнить эскизы для плафона капеллы архитектора Вентуры Родригеса (исп. )русск. (от Э. Делакруа импрессионистов и экспрессионистов до совр.
Летом того же года он был в Париже, где создал «Корриду» и портреты своих друзей: Хоакина Феррера и его жены. После мессы в присутствии короля Гойя принял поздравления. Неумолимости надвигающейся гибели резко противопоставлена сила человеческих чувств.
В июле 1803 года Гойя предложил королю для его гравировальной мастерской медные доски «Капричос» и непроданные офорты. В том же году он написал знаменитую панораму Мадрида при закате майского солнца в полотне «Луг у Сан-Исидро». Ему одинаково хорошо удавались лица напыщенных вельмож и заманчивые черты женских тел. Они сидят, стоят, лежат, сжавшись в комок под нависшим каменным сводом.
По возвращении в Бордо Гойя взялся за новую для него технику литографии: «Портрет гравёра Голона» и 4 листа под названием «Бордосские быки». Лошадь, отбивающаяся от стаи псов – это Испания среди врагов. В 1763 г. расписал деревянный реликварий (не сохр. ) для церкви Фуэндетодоса. Также Гойя написал портреты графини Альтамиры, её дочери, её сыновей графа де Трастамаре и трёхлетнего Мануэля Осорио, кроме того создал «Портрет семейства герцога и герцогини Осуна» в реалистической манере.
В них торжествует светлое жизнеутверждающее начало. Он пишет «Проповедь св. XIX в. Совр.
Ночные кошмары росписей Гойи в «Доме глухого» и полные ужасов офорты Диспаратес оказали воздействие на немецких экспрессионистов. Одна из самых больших коллекций Франсиско Гойи хранилась у герцогини Каэтаны Альба. В том же году Гойя написал портреты французского посла Фердинанда Гиймарде и его возлюбленной маркизы де Санта-Крус, урождённой Марианны Вальдштейн.
Молодой человек закрывает от яркого солнца свою прелестную даму китайским зонтиком. В столице свои работы Гойя отправляет на конкурсы, которые организует Академия искусств. Бернард Клервоский и св. повлияло не только на судьбу искусства XIX-XX вв. В 1791 Гойя познакомился с герцогиней Альба, которая стала его возлюбленной и покровительницей.
Зато монументальный «Портрет герцога де Сан-Карлоса» использует все преимущества полихромии. Современники Гойи утверждали, что художник был прямолинейным и искренним. Ему в это время — 27 лет, а Хосефе — 26.
Франсиско безуспешно попросил Мануэля Годоя обратиться с ходатайством к королю о месте первого придворного живописца, зато он избран директором отделения живописи в Академии Сан-Фернандо с жалованием в 4000 реалов. Как крупный художник Гойя сложился сравнительно поздно. Сюжетом подкупольной росписи послужило описание свящ. Его отец— Хосе Гойя.
Штрихи его иглы острые, царапающие. Благодаря Мануэлю Байеу, Франсиско приглашается в картезианский монастырь Аула Деи, вблизи Сарагосы, где он в течение двух лет (1772—1774 годах) создаёт 11 больших композиций на темы из жизни Св. В 1824 году, опасаясь гонений со стороны нового правительства (король Испании Фердинанд, только что вошедший на престол, прямо заявил Гойе: «Вы достойны петли. »), художник испрашивает разрешения уехать «лечиться» во Францию. Вторая картина пользуется мировой известностью.
Свою жену Франсиско называет «Пепой»9. Гойя Франсиско Хосе де, Гойя-и-Лусьентес (Goya у Lucientes) испанский художник, гравёр, рисовальщик.
В том же году он написал портреты актрисы «Ла Тираны» и поэта Леандро де Моратина. Франсиско де Гойя снова начал работать и создавать шедевры, которые впоследствии будут называться «Черные Картины». А уже через месяц она позировала и для конного портрета. У нее некрасивое лицо, но оно незаурядно, оно притягивает, запоминается.
Позднее же в «Капричос» Гойя весьма едкими рисунками изобразил герцогиню. В руках малыша шнурок, привязанный к лапке сороки, которая, оправдывая свою славу «воровки», держит в клюве визитную карточку художника, который таким оригинальным приемом помещает свою подпись на работе. Здесь и инфанта Мария-Луиза с ребенком на руках, приветливая, славная, но не очень видная. Герцогиня изображена абсолютно обнаженной и на сотнях рисунков, сделанных художником. Пока обратим взгляд на биографию Франсиско Гойя. Среди этих картин был автопортрет Байеу. Как художник, Гойя тонко владел светотенью Рембрандта и светом Веласкеса.
С 1803 до 1808 года Гойя создавал почти исключительно только портреты: молодого графа де Фернана Нуньеса (сына близкого друга Карла III), маркиза де Сан Адриана (типичного испанского гранда и мачо, друга Кабарруса), маркизы де Вильяфранка (член семьи Альба), дамы Исабель де Лобо-и-Порсель и портрет дочери герцога Осуна. Например, «Портрет королевской семьи» (1800) изображает Карла IV с его близкими, чопорные и высокомерные лица которых художник даже не пытался приукрасить. Им также заинтересовался сам Карл III, который сделал его придворным художником. Ему в это время— 27 лет, а Хосефе— 26.
Женщина в маске, подающая руку уродливому жениху, кругом шумит толпа людей тоже в масках (Она подает руку первому встречному). Среди его друзей — писатели, поэты, политики, актеры. Навсегда остаются в памяти большие полотна в Прадо, которые составляют исторический диптих и изображают Восстание на Пуэрта дель Соль 2 мая 1808 года и Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая. В конхе изображен в виде треугольника символ Св.
1814, Мадрид, Прадо). Родился 1746 в Фуэндетодос, что близ Сарагосы.
Он также украсил фресками ее загородный дворец. Начались годы странствий. Пытаясь справиться с внутренним хаосом и тоской, Гойя на стенах комнат своего дома пишет масляными красками пятнадцать картин, которые впоследствии назвали «чёрными» за тревожное настроение и преобладание в палитре тёмных тонов. Художник чуть не умер и остался полуглухим на всю жизнь. Темы он брал как мифологические, так и религиозные. Над Мадридом и окружающими его голыми холмами стоит глухая и словно вечная ночь.
В этом портрете Гойя изобразил герцогиню на фоне природы. На арках и сводах церкви изображены ангелы. Паломничество к св. Франсиско, ухаживающий за умирающим», в последней Гойя впервые изобразил дьявола. В июне 1800 года Гойя купил за 234000 реалов дом на углу улиц Вальверде и Десэнганьо. Его вклад в формирование искусства 19–20 вв. 6 и 19 февраля 1799 года сообщили о выходе «Капричос» их можно было приобрести в парфюмерной лавке на улице Десэнганьо, 1.
В 1815 году изобразил себя в «Погрудном портрете», где он не выглядит на свои почти уже 70 лет. Сын Хавьер женится и начинает жить отдельно.
значение, а впосл. Для монархов же выход «Капричос» остался незамеченным. Пожилой и страдающий от заболевания художник удалился от королевского двора (а на тот момент он являлся придворным художником Фердинанда VII) и поселился в небольшом загородном домике в окрестностях Мадрида. Испанская аристократия была не прочь поиграть в игры с переодеваниями.
К июню 1801 года Гойя закончил знаменитый «Портрет семьи Карла IV» (где изобразил с психологической достоверностью всех членов семьи короля), портреты короля и королевы в полный рост и «Конный портрет Карла IV», менее удачный, нежели портрет Марии Луисы. сюжеты: «Святое Семейство» (1785), «Смерть св. Испанской патриот, он глубоко страдал и негодовал. Франциска Великого в Мадриде. И тогда Гойя предложил дописать его. Росписи церкви — грандиозное завоевание Гойи как мастера монументальной живописи. Целый ряд листов посвящен современным нравам.
В 1806 году произошёл арест бандита Марагато, вызвавший в народе резонанс. По возвращении в Бордо Гойя создал последние свои шедевры: портрет бывшего алькальда Мадрида Пио де Молина и эскиз «Молочница из Бордо». Карла Гойя написал реалистичные портреты графа Альтамира и короля Карла III. В 1815 году изобразил себя в «Погрудном портрете», где он не выглядит на свои почти уже 70 лет. Позднее же в «Капричос» Гойя весьма едкими рисунками изобразил герцогиню.
До сих пор продолжают ходить слухи об их бурном романе, продолжавшемся семь лет. Гойя ненавидит слепки, он признается в этом намного позже. Гойя болел тяжелой болезнью, природа которой до конца так и не была выяснена.
XVIII в. (Г. По возвращении в Бордо Гойя создал последние свои шедевры: портрет бывшего алькальда Мадрида Пио де Молина и эскиз «Молочница из Бордо». В октябре 1784 года он получает от инфанта 30000 реалов за 2 картины: «Конный портрет доньи Вальябрига» и «Семейство дона Луиса». Также в 1794 году он написал портрет знакомой актрисы Марии Росарио дель Фернандес (исп. )русск., по прозвищу «Ла Тирана».
Ее усиливают руки молодых людей: направление руки юной дамы с веером и локтя юноши, а также складки желтой юбки кокетливой особы. Первый значительный успех ему принесли две серии (1776—1791) многочисленных панно (картонов для ковров) для Королевской мануфактуры Санта Барбара в Мадриде, на которых изображены прогулки, пикники, танцы, пиры городской молодежи, сцены на рынках, прачки на берегу Мансанареса, бедняки у колодца, слепой гитарист, деревенская свадьба. Дон Луис приглашает Гойю написать портрет его семьи. В июле 1803 года Гойя предложил королю для его гравировальной мастерской медные доски «Капричос» и непроданные офорты. В сентябре 1799 года королева заказала Гойе портрет изображающий её в мантилье. 6 и 19 февраля 1799года сообщили о выходе «Капричос» их можно было приобрести в парфюмерной лавке на улице Десэнганьо, 1.
Сзади за королем брат короля инфант дон Антонио Паскуаль, до смешного похожий на него. Опасаясь преследований со стороны нового правительства Испании, в 1824 году Гойя вместе с Леокадией и маленькой Росаритой выехал во Францию, где теперь царствовал Людовик XVIII (а с 16 сентября 1824 года— Карл Х). Ему в это время— 27 лет, а Хосефе— 26. А уже через месяц она позировала и для конного портрета.
Гойе стали заказывать портреты дети его прежних покровителей: «Дон Франсиско де Борха Тельес Хирон», портрет 10-го герцога Осуна или её сестры герцогини Абрантес. В 1792–1793 Гойя перенес тяжелую болезнь, в результате которой потерял слух. Иосифа Каласанского» для церкви Эскуэлас Пиас в Мадриде. Девы Марии. В июне Гойя овдовел, скончалась Хосефа.
Картины «Маха обнаженная» и «Маха одетая» составляют парный портрет. Было бы крайним упрощением видеть в нем карикатуру ибо здесь все — самая жестокая правда. Но настал день и Гойя затосковал.
Он относится к их портретам с особым бережным вниманием (портреты художника Ф. Байеу, доктора Пераля, общественного деятеля Ховельяноса, поэта Л. Моратина). В течение двух лет (1778—1780) Гойя создаёт 7 картонов для шпалер в опочивальню принца и его жены и 13 — в их гостиные. Эти сюжеты не вдохновляют Гойю. В 1801—1803 годах Франсиско написал 4 тондо и для собственного дома.
Историю о взаимной страсти Гойи и герцогини Альбы прямо не подтверждает ни один из дошедших до нас документов. В июле 1781 года Гойя наряду с Франсиско Байеу и Маэллой (англ. )русск. В 1789, после смерти Карла III, он стал придворным художником нового короля Карла IV. В это время заказчиками на портреты стала зарождающаяся в Испании крупная буржуазия20: Порсель, Фелис де Асара (натуралист), Тереса Суреда (жена управляющего фарфоровой мануфактуры Буэн-Ретиро), Сабаса Гарсия, Педро Мокарте и другие.
В том числе мода на такую тематику способствует дебюту Гойе при дворе: в начале 1779 года он не без успеха представляет королю 4 свои картины. Через некоторое время Гойя уже просит место придворного художника, но ему отказывают. Эти сюжеты не вдохновляют Гойю. Ему предложено выполнить эскизы для плафона капеллы архитектора Вентуры Родригеса на тему «Поклонение имени Бога».
Всего Хосефа родила пять (по разным данным и больше) детей из которых выжил лишь один мальчик по имени Хавьер — Франсиско Хавьер Педро (1784—1854) — который стал художником. Он не видит в окружающем мире ничего радостного и светлого. Бернардина Сиенского в присутствии Арагонского короля». В любом случае, неизлечимая глухота Гойи стала следствием перенесённого недуга. В том же 1803 году умер Сапатер, с которым Гойя не переписывался с 1799 года. В 1802 году появилась и «Маха одетая», на которой изображена всё та же модель и в той же позе, что и в «Махе обнажённой».
Кстати, махи часто появлялись на картинах Гойи, например, полотно «Махи на балконе» было написано в 1805-1812 годах. Он писал пейзажи и натюрморты. В портретах Каэтаны Альбы можно найти намёки на существование связи16. Картины с описанием будут представлены ниже. Картины Франсиско Гойя – это громкая сатира на общество с его изъянами и слабостями. Франсиско де Борха со своим семейством» и «Св.
Некоторые из них посвящены библейским или мифологическим сюжетам, но в основном «Чёрные картины» это мрачные порождения фантазии художника. По возвращении в Мадрид Гойя столкнулся с интригами придворного живописца Маэльи, лишь вмешательство Байеу помогло положению Франсиско при дворе. С удивительной быстротой он написал короля и его супругу, королеву Марию Луизу. В состоянии душевного смятения и мрачного отчаяния поселился в новом доме известном как «Кинта дель Сордо» («Дом глухого»).
Но в творчестве Гойи есть одна особенность, которую не встретишь у других художников. В любом случае, неизлечимая глухота Гойи стала следствием перенесённого недуга. В конце 1769 года Гойя отправляется в Италию – посещает Рим, Неаполь и Парму. С 1803 до 1808 года Гойя создавал почти исключительно только портреты: молодого графа де Фернана Нуньеса (сына близкого друга Карла III), маркиза де Сан Адриана (типичного испанского гранда и мачо, друга Кабарруса), маркизы де Вильяфранка (член семьи Альба), дамы Исабель де Лобо-и-Порсель и портрет дочери герцога Осуна.
Свадьба состоялась в Мадриде. После назначения он написал ряд невыразительных портретов короля и его супруги. Но продали всего 27 комплектов из-за вмешательства инквизиции. Гойя исполнил ряд рисунков молодожёнов и подарил им свой дом на улице де лос Рейес.
Выходец из семьи мастера-позолотчика. Он пишет «Проповедь св. Согласно статье русского искусствоведа А. И. Сомова, в Италии художник «занимался не столько живописными работами и копированием итальянских мастеров, сколько наглядным изучением их средств и манеры»7. Никто и никогда не изображал так убедительно и достоверно жестокость, суеверия и безумие. Гойе поручили увековечить это событие в «Филиппианском совете», где тот мастерски изобразил пространство и световые эффекты.
Эта невидимая составляющая хорошо заметна в сравнении с работами его современников — холодными и точеными образцами классицизма. Картина «Похороны сардинки», написанная между 1812 и 1819 годами, также наполнена политическим подтекстом. Стены своего жилища он расписывает изнутри мрачными фресками, так называемыми «Черными полотнами», представляющими, по сути, видения и галлюцинации одинокого, уставшего от жизни человека. Свадьба состоялась в Мадриде. Маха из простонародья – женщина с чувством самоуважения, которая может постоять за себя.
Ночью при свете фонаря у холма на окраине города солдаты расстреливают повстанцев. Их лица реалистично и с большой виртуозностью выписаны. Надо сказать, что эта фреска имеет ещё один, политический подтекст. В 1795 году Гойя создал портрет герцога Альбы, а затем и его жены— в полный рост. В это время заказчиками на портреты стала зарождающаяся в Испании крупная буржуазия: Порсель, Фелис де Асара (натуралист), Тереса Суреда (жена управляющего фарфоровой мануфактуры Буэн-Ретиро), Сабаса Гарсия, Педро Мокарте и другие.
Из-за войны с Францией Гойя получил заказ на портреты видных командиров испанской армии: Антонио Рикардоса (англ. )русск. Карла Гойя написал реалистичные портреты графа Альтамира и короля Карла III. У Гойи начинается депрессия.
Академия Сан Фернандо, Мадрид Гойя представляет народный карнавал демоническим праздником. С этого времени заказы на Гойю посыпались со всех сторон. по заказу герцога Осуна: «Прощание св. на тему «Поклонение имени Бога».
Он удостаивается второй премии Пармской Академии художеств, получив 6 голосов. Свадьба состоялась в Мадриде. В портретах Каэтаны Альбы можно найти намёки на существование связи. В 1785 году Гойя знакомится с семьёй маркиза де Пеньяфель, которые будут его постоянными заказчиками в течение 30 лет.
С этого времени в его творчестве появляются ужасные внутренние демоны человека. В отличие от царившего в испанской живописи духа парадной торжественности и рассудочности, картоны Гойи были проникнуты любовью к жизни и естественной красотой. В это же время Гойя начал серию из 87 офортов Бедствия войны. Когда мастеру было 46, он внезапно заболел. в несвойственной ему неоклассической манере (сюжеты смерти святых Иосифа, Бернарда и Лутгарды). После беспорядков в стране появится сатирическая серия «Капричос».
Это не мог пропустить Франсиско Хосе де Гойя. Под давлением инквизиции художник был вынужден изменить первоначальный вариант картины и заменить надпись на хоругви mortus (умер) на гримасу маски. Гойя родился в 1746 г. в деревушке близ Сарагосы, в крестьянской семье. Ей никогда не выбраться. Художник широко использует контрасты света и тени.
Ведьмы присутствовали в качестве главных персонажей на его знаменитых гравюрах «Капричос». В 1812 году умирает жена художника, Хосефа. Сюжеты этой серии, пронизанные ненавистью к ужасам войны и состраданием к невинным жертвам «наглой воли» Наполеона I22, отображены и в полотнах того периода у Гойи. Все невзгоды и огорчения, которые ложились на его плечи, находили отражение на холсте.
Иосифа», «Молитва св. Его отец — Хосе Гойя. Сатурн узнал о том, что его свергнет один из сыновей. В это время Гойя присоединяет к своей фамилии дворянскую приставку «де». В любом случае, неизлечимая глухота Гойи стала следствием перенесённого недуга.
В мае 1801 года Гойя написал также портрет Годоя в вальяжной позе, на тот момент— сомнительного триумфатора «Апельсиновой войны». Уродство ее моральных, духовных и политических основ Гойя раскрывает в гротескно-трагической форме, питающейся фольклорными истоками, в большой серии офортов Капричос (80 листов с комментариями художника, 1797–1798) смелая новизна художественного языка, острая выразительность линий и штрихов, контрастов света и тени, соединение гротеска и реальности, аллегории и фантастики, социальной сатиры и трезвого анализа реальности открывали новые пути развития европейской гравюры. Бернардина Сиенского в присутствии Арагонского короля». Гойя исполнил ряд рисунков молодожёнов и подарил им свой дом на улице де лос Рейес. Для банка св. В октябре 1784 года он получает от инфанта 30000 реалов за 2 картины: «Конный портрет доньи Вальябрига» и «Семейство дона Луиса». Этот дом старый 74-летний художник назвал «Дом глухого».
Одновременно в творчестве Гойи нарастают черты трагизма, неприязнь к феодально-клерикальной Испании старого порядка. Это очень известные картины живописца. В 1806 году произошёл арест бандита Марагато, вызвавший в народе резонанс. В мае 1791 года он закончил эскиз к самому большому картону для шпалеры в кабинет короля в Эскориале, к «Деревенской свадьбе».
Верхняя светло-жёлтая часть занимает основное пространство изображения, вот таким образом зрители обычно воспринимают её, как золотистое небо, раскинувшееся над коричневым зыбучим песком из которого пытается выбраться собака. В июле 1803 года Гойя предложил королю для его гравировальной мастерской медные доски «Капричос» и непроданные офорты. 27 июня единственная премия присвоена Паоло Борони (фр. )русск. Впрочем, каждому свое», – и как в воду глядела. 1 июля 1772 года Гойя заканчивает роспись, его работа вызывает у капитула восхищение ещё на стадии представления эскиза. Летом того же года Гойя последний раз был в Мадриде, где запечатлел на полотне своего 21-летнего внука Мариано Гойю.
В центре он поставил королеву с детьми. В августе он закончил «Последнее Причастие св. А после того, как летом 1795 года она посетила его мастерскую, художник, который несколькими месяцами ранее был избран почетным директором Академии Сан Фернандо, потрясенно признался одному из друзей: «Теперь, наконец, я знаю, что значит жить. » Их бурный роман продолжался около семи лет. В начале 1799 года в Академии продемонстрирована, а затем установлена в ризнице Толедского собора «Взятие Христа под стражу», где отмечено абсолютное изображение ночного освещения. Лишь 2 картины выделяются из этого ряда в изображении войны: «Литьё пуль» и «Изготовление пороха в горах Сьерра де Тардиента».
запрашивает 25000 реалов за ту же работу. В 1827 году в Бордо Гойя написал портрет банкира Сантьяго Галоса, управляющего его финансами, а также портрет испанского торговца Хуана Баутисту Мугиро, родственника своей невестки. В результате одного из столкновений ему приходится бежать в Мадрид в 1766 году. Франциска Великого в Мадриде. Заказчикам, вознесенным на вершину власти, не было дано понять его разоблачительную силу. В 1798 году Карл IV поручил Гойе расписать купол своей загородной церкви Сан Антонио де ла Флорида (исп. )русск. Хотя Гойя оставался с ней в браке вплоть до её смерти в 1812 году. Всего Хосефа родила пять (по разным данным и больше) детей из которых выжил лишь один мальчик по имени Хавьер— Франсиско Хавьер Педро (1784—1854)— который стал художником.
19 февраля 1819 года Гойя приобрёл за 60000 реалов сельский дом под названием «Дом глухого», располагавшийся за мостом, ведущем в Сеговию со стороны луга Сан-Исидро. Ныне оба портрета висят друг против друга в Лувре. В них он нанес удар академической школе. В этой стране Гойя провёл свои последние четыре года жизни. Согласно статье русского искусствоведа А. И. Сомова, в Италии художник «занимался не столько живописными работами и копированием итальянских мастеров, сколько наглядным изучением их средств и манеры».
Гойя (Goya), Франсиско, собственно Хосе де Гойя-и-Лусьентес – испанский художник. В том же году он написал знаменитую панораму Мадрида при закате майского солнца в полотне «Луг у Сан-Исидро». Вспыхивает бурный роман, в результате которого Леокадия разводится со своим мужем.
В 1785 году Гойя знакомится с семьёй маркиза де Пеньяфель (исп. )русск., которые будут его постоянными заказчиками в течение 30 лет. Этот дом был сплошным царством ужаса и мрака. Самого же Гойю в июле 1790 году отправляют в Валенсию «подышать морским воздухом». Возлюбленная позволила Гойе сохранить их, но на одном написала: «Хранить такое – просто безумие. В 1797-1798 годах Гойе продолжали поступать заказы на портреты: Бернардо де Ириарте (исп. )русск.
В результате Гойя приглашен расписать ораторий дворца Собрадиэль, ему также стал покровительствовать знатный арагонец Рамон Пиньятелли (исп. )русск., чей портрет он напишет в 1791 году. Первые 2 эскиза Г. были отклонены решением капитула из-за их композиционной смелости, что было воспринято художником как оскорбление и принудило его оставить фрески (1780-1781) незаконченными. Но под впечатлением от происходящего в стране хаоса Гойя вновь взялся за резец и создал цикл офортов «Бедствия войны». Мать — Грасиа Лусьентес — дочь бедного арагонского идальго.
Хотя Гойя оставался с ней в браке вплоть до её смерти в 1812году. Следовательно, авторство Гойи нельзя считать бесспорным. Особенно его обвиняли в том, что образы махи чересчур чувственны. Он жил на широкую ногу, особо не задумываясь о тратах.
Гойя ненавидит слепки, он признается в этом намного позже. Лиц солдат не видно, композиционный центр произведения — осужденный молодой крестьянин в белой рубахе, широко раскинувший руки. В 1788 году Гойя создал 2 картины для поминальной капеллы в Кафедральном соборе Валенсии (англ. )русск. В 1801—1803 годах Франсиско написал 4 тондо и для собственного дома. После назначения он написал ряд невыразительных портретов короля и его супруги14.
Роберт Молезмский» (все – 1783) – для церкви мон-ря Санта-Ана в Вальядолиде и др. Две фигуры, мужская и женская, застыли в воздухе. Он считал, что художник сотрудничал с оккупантами и начал все хуже относиться к Гойе. Также в 1794 году он написал портрет знакомой актрисы Марии Росарио дель Фернандес (исп. )русск., по прозвищу «Ла Тирана».
Из писем Гойи известно, что в начале 1793 года он был тяжело болен. Рядом с королем – она, стареющая, некрасивая, разряженная королева Мария-Луиза. работает по украшению церкви св. Среди произведений Г. этих лет, сатирически или иносказательно касающихся человеческой греховности, несчастий, страхов перед неведомым, соблазнов зла и безумств жизни, - серия фантасмагорий «Капричос» (80 офортов с комментариями, 1799), к работе над к-рой он приступил после монументальной росписи ц. Санта-Куэва в Кадисе (1791-1797).
Девы Марии. 1808 год стал годом потрясений для всей Испании., чей портрет он создал. Обычно двойные картины называют «Маха одетая» и «Маха обнаженная» (обе — ок. Во время выздоровления в 1792 Гойя начал работать над серией офортов Капричос (закончена к 1799), сатирой на политические, социальные и религиозные порядки. Веселые идеализированные сцены испанской сельской жизни принесли Гойе известность.
В ней нет аллегоричности, все предельно понятно и в высшей степени выразительно. Два года престарелый мастер прожил во Франции. Видна лишь поднятая голова с тоской в глазах. Полицейские ведут проституток (Бедняжки). Свежи и сильны полные озлобления и фантазии гравюры Гойи. В 1798 году он написал картину, которая носила такое же название, что и фреска в «Доме глухого». Из которых сохранились только семь и те испорчены реставрационными работами.
К «черным картинам» мы еще вернемся. В 1816 году он создал новую серию офортов «Тавромахию». Рядом с ней ее муж, долговязый мужчина, наследный принц герцогского королевства Пармского. Однако с уверенностью можно сказать, что в «Чёрных картинах» Гойя, возможно спонтанно и непреднамеренно, в виде пугающих загадочных образов выразил то, что его мучило и беспокоило: гражданскую войну, крах испанской революции, отношения с Леокадией Вайс, собственное неизбежное старение и приближающуюся смерть. По возвращении в Бордо Гойя взялся за новую для него технику литографии: «Портрет гравёра Голона» и 4 листа под названием «Бордосские быки».
Через несколько месяцев после рождения Франсиско семья переехала в деревеньку Фуендетодос, находившуюся в 40км к югу от Сарагосы, где они и прожили до 1749 года (по другим сведениям— до 1760-го), покуда ремонтировался их городской дом. В те годы Гойя не интересуется политикой и с радостью принимает официальные должности: его избирают членом Академии Сан Фернандо (Академии художеств), он становится главным художником шпалерной мануфактуры, затем получает звание придворного художника. Он продолжал делать офорты для серии Бедствия войны и начал другую серию офортов изображающих историю боя быков в Испании, Тавромахия. Несмотря на высочайшую технику собственно рисования, портрет королевской семьи выглядел весьма нелестно — один из современников Гойи, художественный критик, назвал людей изображенных на полотне «семейством булочника, выигравшего в лотерею». Лутгарды», «Св.
19 февраля 1819 года Гойя приобрёл за 60000 реалов сельский дом под названием «Дом глухого», располагавшийся за мостом, ведущем в Сеговию со стороны луга Сан-Исидро. Тем более, что новичок Гойя согласен на сумму 15000 реалов, в то время как более опытный Антонио Гонсалес Веласкес (исп. )русск. В 1775 году он женится на Хосефе Байе и уезжает в Мадрид.
Гойя по этому поводу создал 6 полотен. В прославленном портрете Исабель Кобос де Порсель (1806, Лондон, Национальная галерея) облик молодой цветущей женщины с огненным взором и в черных испанских кружевах, отмечен острой национальной характерностью.
Он удостаивается второй премии Пармской Академии художеств, получив 6 голосов. Тогда же Гойя приступил к серии офортов «Капричос». Загадки, связанные с «чёрными картинами», не ограничиваются их таинственным содержанием. В Сарагосе юный Франсиско был отдан в мастерскую художника Лусана-и-Мартинеса.
Карла Гойя написал реалистичные портреты графа Альтамира и короля Карла III. Сюжеты этой серии, пронизанные ненавистью к ужасам войны и состраданием к невинным жертвам «наглой воли» Наполеона I, отображены и в полотнах того периода у Гойи. Гойя любил писать по ночам, при тревожном колеблющемся пламени свечей. С самого начала Гойя решил написать портрет-картину.
В том же году он написал портреты актрисы «Ла Тираны» и поэта Леандро де Моратина. После 1794 Гойя создает ряд портретов с натуры. В мае 1791года он закончил эскиз к самому большому картону для шпалеры в кабинет короля в Эскориале, к «Деревенской свадьбе».
Для банка св. Факты умалчивают, но множество деталей намекают на страсть, которая вспыхнула между художником и герцогиней. Слуга тащит мужчину на помочах, в детском платье (Старый избалованный ребенок). Оно не принадлежит строго к портретному жанру. Из этой серии выделяются «Весна» (или «Цветочницы»), «Лето» (или «Жатва») и «Зима» (или «Снежная буря»).
Гойю разбил паралич, но точно диагностировать болезнь художника сейчас не удаётся. С 1760 учился в Сарагосе у Х. Лусана-и-Мартинеса. С начала 1780-х годов Гойя получил известность и как автор выполненных в тонкой цветовой гамме портретов, фигуры и предметы в которых как бы растворяются в тонкой дымке (Семья герцога Осуна, 1787, Прадо, Мадрид портрет маркизы А. Понтехос, около 1787, Национальная галерея искусства, Вашингтон). В Сарагосе юный Франсиско был отдан в мастерскую художника Лусана-и-Мартинеса. В 1790-х – начале 1800-х годов исключительного расцвета достигло портретное творчество Гойи, в котором звучат тревожное чувство одиночества (портрет сеньоры Бермудес, Музей изобразительных искусств, Будапешт), мужественное противостояние и вызов окружающему (портрет Ф. Гиймарде, 1798, Лувр, Париж), аромат тайны и скрытой чувственности (Маха одетая и Маха обнаженная, обе – Прадо, Мадрид).
В 1798 году Карл IV поручил Гойе расписать купол своей загородной церкви Сан Антонио де ла Флорида. В 1819 году художник покупает себе дом в пригороде Мадрида. И пусть Мастеру казалось, что это лишь ничего не значащие художественные капризы – время показало: он создал настоящий исторический портрет своей родины». В том же году он написал портреты актрисы «Ла Тираны» и поэта Леандро де Моратина.
Из писем Гойи известно, что в начале 1793 года он был тяжело болен. В том же году умирает его мать (отец скончался в 1781 году). В 1783 и 1784годах он бывает в Аренас-де-Сан-Педро, выполняя заказы и изображая младшего брата короля инфанта дона Луиса (англ. )русск., его молодой жены Марии Тересы Вальябрига и их архитектора Вентуры Родригеса. Художник работал быстро используя широкие мазки, мастихин, губки. Работа Г. для двора началась с подготовки картонов (1776-1792, в наст. предместье Мадрида. В июне 1800 года Гойя купил за 234000 реалов дом на углу улиц Вальверде и Десэнганьо.
В том же году умирает его мать (отец скончался в 1781 году). В июне 1798 года Гойя вручил герцогу Осуне 6 небольших картин, сюжеты которых предвосхитили «Капричос», среди них выделяется «Большой козёл». В 1770-1771 гг. Гойя и прежде обращался к теме колдовства и сатанизма.
Здесь представлен портрет придворного живописца и шурина Гойи Франсиско Байе (1734–1795) незадолго до смерти. Например, королеву Марию-Луизу Пармскую или герцогиню Альбу. В этой стране Гойя провёл свои последние четыре года жизни. Слева, у мольберта, художник рисует свой автопортрет.
В Сарагосе юный Франсиско был отдан в мастерскую художника Лусана-и-Мартинеса. Новое видение действительности художником и его критический подход к ней прослеживаются в более поздних работах мастера. Он был первым мастером, который обратился в своем творчестве к актуальным событиям.
В 1774 году Гойа создаёт целую серию работ с зарисовками эпизодов жизни простых людей. В 1798 году Гойя создал фрески для мадридской церкви Сан Антонио де ла Флорида. Женщина смотрит в противоположную сторону. Гойя написал только один её портрет.
Гойя написал только один её портрет. 6 и 19 февраля 1799года сообщили о выходе «Капричос» их можно было приобрести в парфюмерной лавке на улице Десэнганьо, 1. Гойя по этому поводу создал 6 полотен. графики), но и на события вне сферы художественной культуры (напр., в 1987 в Испании учреждена кинематографическая премия «Г», ставшая самой престижной в стране).
Позднее же в «Капричос» Гойя весьма едкими рисунками изобразил герцогиню. работает по украшению церкви св. Легенда о любви художника и аристократки осталась и не опровергнутой и не подтвержденной. Мастерство этого творения (вершины раннего Гойи) кристально чисто, атмосфера еще безоблачна, равно как и юные годы талантливого испанца.
Гойе стали заказывать портреты дети его прежних покровителей: «Дон Франсиско де Борха Тельес Хирон», портрет 10-го герцога Осуна или её сестры герцогини Абрантес. Он пишет «Проповедь св. В 1764 и 1766 гг. Для банка св. 1820 и «Диспаратес», 22 листа, 1815, опубл.
Среди этих работ выделяются «Прачки», «Продавец посуды», «Врач» или «Мяч». «Мучение формы», живописная скоропись и та мера незаконченности, к-рая достигается обнажением технического приема, способны передать мир становлений и разрушений («Пожар», «Кораблекрушение», 1808-1809) и определяют манеру Г. 10-х гг. Тем было освещено великое множество. Гойя ненавидит слепки, он признается в этом намного позже. И то и другое приглянулось испанскому обществу и Гойя стал знаменит уже при жизни. Между июлем 1766 года и апрелем 1771 года жизнь Франсиско в Риме остается загадкой.
Гойе периодически продлевали отпуск во Франции. Гойя вновь заболел и оказался в Кадисе, где возможно в это время создавал 3 больших полотна для оратория Санта-Куэва (исп. )русск., новаторские в изображении жизни Христа. Эта серия – вершина реалистической графики Гойи. В октябре 1784 года он получает от инфанта 30000 реалов за 2 картины: «Конный портрет доньи Вальябрига» и «Семейство дона Луиса».
Так он вызвал ненависть Жозефа. В то время Гойя приобрёл широкую известность как очень умелый портретист. В июне Гойя овдовел, скончалась Хосефа. И вот болезнь приковала Байеу к смертному одру.
Свою жену Франсиско называет «Пепой». В начале 1828 года Гойя готовился к приезду своего сына с женой, направляющихся в Париж. Это полотно пленяет своим сочным жизнерадостным колоритом.
Текучая и плавная живопись пластична и безупречна. Изображение двух загадочных мах у Франсиско Гойя – самые известные картины, не считая, конечно, «черных». Возможно, она символизирует Испанию, пожирающую своих детей. Но продали всего 27 комплектов из-за вмешательства инквизиции. Мать— Грасиа Лусьентес— дочь бедного арагонского идальго.
Кроме того, «Дом глухого», в то время, когда в нём жил Гойя имел только один этаж, а второй был построен после его отъезда во Францию. Все во власти господствующей напряженности и взаимной неприязни. Из этой серии выделяются «Весна» (или «Цветочницы»), «Лето» (или «Жатва») и «Зима» (или «Снежная буря»). Между июлем 1766 года и апрелем 1771 года жизнь Франсиско в Риме остается загадкой. Гойе периодически продлевали отпуск во Франции.
1808 год стал годом потрясений для всей Испании. По протекции Байеу Гойя получил заказ от Королевской мануфактуры Санта – Барбара на картоны для шпалер с изображением сцен из испанской жизни. Тема испанской народной жизни считается абсолютно новой и импонирует заказчикам. Жить ей осталось недолго.
Его обвиняли, что неверно написана грудь, что маха слишком коротконога и пр. После ее смерти в 1802 году они перешли к всесильному министру Мануэлю Годою, а сейчас экспонируются в Прадо. Девы Марии.
Гойя стал модным портретистом, заваленным заказами. Также Гойя написал портреты графини Альтамиры, её дочери, её сыновей графа де Трастамаре и трёхлетнего Мануэля Осорио, кроме того создал «Портрет семейства герцога и герцогини Осуна» в реалистической манере. В начале 1799 года в Академии продемонстрирована, а затем установлена в ризнице Толедского собора «Взятие Христа под стражу», где отмечено абсолютное изображение ночного освещения17. Под черным небом затаился порабощенный и растоптанный Мадрид.
В 1806 году произошёл арест бандита Марагато, вызвавший в народе резонанс. В 1771 году художник получает вторую премию Академии в Парме за картину о Ганнибале. Опасаясь преследований со стороны нового правительства Испании, в 1824 году Гойя вместе с Леокадией и маленькой Росаритой выехал во Францию, где теперь царствовал Людовик XVIII (а с 16 сентября 1824 года— Карл Х). Гойю разбил паралич, но точно диагностировать болезнь художника сейчас не удаётся.
Гойе поручили увековечить это событие в «Филиппианском совете», где тот мастерски изобразил пространство и световые эффекты24. Картина «Похороны сардинки», написанная между 1812 и 1819 годами, также наполнена политическим подтекстом. В этот период в живописи Г., особенно в его графических сериях, звучность и утонченность светлых оттенков сменились сумрачностью, поглощающей фигуры, к-рые проступают сквозь тьму изредка озаряемую вспышками света («Бедствия войны», 82 листа, 1810-1813 изд. Его графика в виде 80-ти сатирических офортов была создана в 1799 году. В 1801—1803 годах Франсиско написал 4 тондо и для собственного дома.
Позднее творчество Гойи совпадает с годами жестокой реакции после разгрома двух испанских буржуазных революций. В 1802 году появилась и «Маха одетая», на которой изображена всё та же модель и в той же позе, что и в «Махе обнажённой». «Шабаш ведьм», несмотря на своё гнетущее и тревожное настроение, произведение, скорее всего, сатирическое, в котором Гойя высмеивает человеческую глупость, необразованность и отсутствие рационального мышления. В мастерской юный Гойя занимался копированием Веласкеса, Рембрандта. Самым известным произведением этого цикла является «Сон разума порождает чудовищ». Гойя много принимает заказов от представителей высших слоев общества Мадрида.
За эту работу Гойя получил 16000 реалов из которых 6 800 вернул из уважения к герою картины приору и подарил ещё свою маленькую картину «Моление о чаше»25. художнику события получили оценку в картинах «Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде» и «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года» (обе – 1814, Прадо). Гойя остается совсем один. Сам же Гойя к тому времени создал себе капитал в 100000 реалов. В апреле Гойя написал портрет супруги Годоя, графиню де Чинчон, дочь дона Луиса. В начале 1828 года Гойя готовился к приезду своего сына с женой, направляющихся в Париж. Гойя-и-Лусьентес (Fransisko Goya y Lucientes) Франсиско Хосе де испанский художник, гравер, рисовальщик.
В начале своей художественной карьеры (1780) был избран в Академию художеств в Мадриде, а в 1786 был назначен придворным художником и оказался первым живописцем короля. Из которых сохранились только семь и те испорчены реставрационными работами. Еще сложнее система мрачных гротескных образов в серии офортов Диспаратес (22 листа, 1820–1823). Графической параллелью росписям Кинты стала серия Диспаратес (Пословицы, 1820—1823) с еще более сложными зашифрованными образами. Он писал ее портреты много раз два самых знаменитых из них – Маха обнаженная (ок. Картины «Махи на балконе» (Метрополитен-музей, 1816 год) и портрет донны Исабель Порсель он написал под этим впечатлением и в память о герцогине Альбе.
В 1796 году умер престарелый муж герцогини и она уехала в свое поместье в Андалузию «оплакивать потерю». Еще при жизни Г. его творчество обрело общеевроп., чей портрет он создал. Из писем Гойи известно, что в начале 1793 года он был тяжело болен. Франциска Великого в Мадриде.
Именно этот домик и станет впоследствии известным на весь мир «Домом Глухого». В августе он закончил «Последнее Причастие св. Для монархов же выход «Капричос» остался незамеченным. огромен.
В мае 1801 года Гойя написал также портрет Годоя в вальяжной позе, на тот момент— сомнительного триумфатора «Апельсиновой войны». запрашивает 25000 реалов за ту же работу8. Но в картине очень много воздуха и света. Так Гойя и Леокадия оказываются в Бордо. Из этой серии выделяются «Весна» (или «Цветочницы»), «Лето» (или «Жатва») и «Зима» (или «Снежная буря»). 1802). побывал в Италии, участвовал в конкурсе пармской Академии художеств, выставив картину на заданную тему – «Ганнибал с высоты Альп взирает на покоренные им земли Италии» (не сохр. ), вернувшись в Сарагосу, выполнил заказы на росписи гр.
купол церкви, поместив там композицию «Богоматерь – Царица мучеников». Их лица искажены страхом, жесты выражают тревогу. Гойя всё чаще писал портреты, так в январе 1783 года ему заказывают портрет графа Флоридабланки. После недолгого пребывания в доме своего друга Хосе Дуасо, где Г. скрывался от политических репрессий, он, дождавшись амнистии (май 1824), покинул Испанию Фердинанда VII.
художник при дворе испан. Из которых сохранились только семь и те испорчены реставрационными работами. Но тем не менее совершенно ясна острота социальной сатиры идейной устремленности. Тем более, что новичок Гойя согласен на сумму 15000 реалов, в то время как более опытный Антонио Гонсалес Веласкес (исп. )русск. Опасаясь преследований со стороны нового правительства Испании, в 1824 году Гойя вместе с Леокадией и маленькой Росаритой выехал во Францию, где теперь царствовал Людовик XVIII (а с 16 сентября 1824 года — Карл Х). Хотя Гойя оставался с ней в браке вплоть до её смерти в 1812году.
Иакову Зеведееву). Фантазия сонных грез приносит человеку непереносимые ужасы. Это не помешало ему написать в 1812 году портрет Веллингтона. Если бы мы его не отпустили, то он сел бы на мула и пустился бы в путь один».
Картина представляет собой внутренность сумасшедшего дома. Но продали всего 27 комплектов из-за вмешательства инквизиции. Расположение «чёрных картин» на стенах «Дома глухого» художник подчинил определённому плану, объединив своё творение в единый комплекс, который можно разделить на две части: нижнюю и верхнюю. Свою жену Франсиско называет «Пепой».
Г. «разрушает лица» и деформирует тела, перенаселяющие безразличный мир гримасы, маски, от к-рых порой неотличим реальный облик, погружают лица в пространство абсурда – театр жестокости (офорт «По дороге в ад» «Дом умалишенных», «Трибунал инквизиции», «Процессия флагелантов», 1812-1813 «Похороны сардинки», ок. 27 июня единственная премия присвоена Паоло Борони за «тонкий изящный колорит», тогда как Гойю упрекают за «резкие тона», зато признаётся «грандиозный характер выписанной им фигуры Ганнибала». Его любили женщины и он имел постоянную любовницу. В это время появился Санлукарский альбом Гойи с его первыми этюдами, выполненными непосредственно на природе. В 1802 году появилась и «Маха одетая», на которой изображена всё та же модель и в той же позе, что и в «Махе обнажённой». Дьявол в образе летучей мыши записывает в книгу постановления против общего блага.
Благодаря Мануэлю Байеу, Франсиско приглашается в картезианский монастырь Аула Деи, вблизи Сарагосы, где он в течение двух лет (1772—1774годах) создаёт 11 больших композиций на темы из жизни Св.
Ныне оба портрета висят друг против друга в Лувре. Осталось последнее мгновение перед залпом. Через несколько месяцев после рождения Франсиско семья переехала в деревеньку Фуендетодос, находившуюся в 40км к югу от Сарагосы, где они и прожили до 1749 года (по другим сведениям— до 1760-го), покуда ремонтировался их городской дом. Чрезвычайно трудные для него годы, совпавшие с периодом жестокой реакции, он провел в своем загородном доме Кинто дель Сордо (Дом глухого), стены которого расписал маслом. Сюжеты для конкурсных работ связаны с великодушием короля Альфонсо X Мудрого и подвигами национальных героев-воинов XVI века.
на тему «Поклонение имени Бога». В 1808 Испания была оккупирована Наполеоном. живописи («Христос в Гефсиманском саду», 1819, Прадо «Моление о чаше», 1819, духовное уч-ще Сан-Антонио и др. ). Франсиско де Борха со своим семейством» и «Св. Авторы этой теории исходят из того, что современники Гойи не знали о существовании «тёмных картин» и никогда их не видели, а первое упоминание о фресках появилось в печати спустя 40 лет после смерти художника. Самого же Гойю в июле 1790 году отправляют в Валенсию «подышать морским воздухом».
Бернардина Сиенского в присутствии Арагонского короля». В 1797 году Гойя написал «Герцогиня Альба в мантилье», где изобразил её в наряде махи (чёрная мантилья и юбка) с надписью на песке «Solo Goya» (Только Гойя). А уже через месяц она позировала и для конного портрета. В июне 1798 года Гойя вручил герцогу Осуне 6 небольших картин, сюжеты которых предвосхитили «Капричос», среди них выделяется «Большой козёл». Приняв участие в схватке с одним из религиозных братств, Гойя должен был бежать и в 1765 г. попал в Мадрид.
Свободных и гордых горожанок любил изображать художник Франсиско Гойя. В 1795 году Гойя создал портрет герцога Альбы, а затем и его жены — в полный рост. Следующий король, Карл IV, оставляет Гойе его должность и даже прибавляет ему жалование. Весной 1771 года он участвует в конкурсе Пармской академии на картину по античной теме, называя себя римлянином и учеником Байеу. 1800, Мадрид, Прадо), однако само слово «маха» — «городская щеголиха» — применительно к ним появилось только в 1831 года, а в старых описях речь шла о Цыганке, Венере.
Исидору мрачная карикатура Гойи на быт и нравы Испании начала 19 века. Эти фигуры написаны почти силуэтно, они сливаются с окружающим их сумраком и воспринимаются как тени, стерегущие прелестную молодость. Не случайно, в письме к другу Гойи директор Королевской академии истории просит воздействовать на художника, чтобы он написал его портрет так «как он может, когда хочет». Ожидаемой премии картины Франсиско Гойя не получают. В мае 1791года он закончил эскиз к самому большому картону для шпалеры в кабинет короля в Эскориале, к «Деревенской свадьбе».
За эту работу Гойя получил 16000 реалов из которых 6 800 вернул из уважения к герою картины приору и подарил ещё свою маленькую картину «Моление о чаше». Родственники и друзья решали, что делать с незаконченными картинами художника. ок. Никто себя не знает». Тематика гравюр необычна, зачастую понятна только самому художнику.
Это стало началом известности и процветания Гойи. В стране бушевала кровопролитная война против тех, кого Гойя и его «офранцуженные» друзья еще так недавно считали носителями долгожданной свободы. Зато монументальный «Портрет герцога де Сан-Карлоса» использует все преимущества полихромии. В портретах Гойи во всей широте представлено общество того времени. Вот таким образом, чтобы «прочитать» росписи Кинта дель Сордо, понять их скрытый смысл надо исходить не только из того, что изображено на фресках, но и принять во внимание их пространственные отношения друг с другом. Портрет переливается волшебным сиянием красок, он кажется сложенным из драгоценных камней.
Работает Гойя быстро и под руководством Байеу. И все же судьба улыбается Мастеру в последний раз: он знакомится с Леокадией Вейс. В том же 1803 году умер Сапатер, с которым Гойя не переписывался с 1799 года. Но и в самых мрачных видениях Гойи жестокая тьма не может подавить присущее художнику ощущение вечного движения, вечного обновления жизни, ставшее лейтмотивом в картине Похороны сардинки (около 1814, Прадо, Мадрид), в серии офортов Тавромахия (1815).
Под ее одеждой скрыт нож. В течение военных лет Гойя однако сумел создать ряд своих выдающихся жанровых картин: «Махи на балконе», «Девушки или Письмо», «Старухи или Que tal. », «Кузница» и «Ласарильо де Тормес». По левую от нее руку, на самом переднем плане, поместил дородного дона Карлоса. В 1819 г. Г. поселился в загородном доме на берегу р. Мансанарес, к-рый получил название «Дом глухого» («Кинта-дель-Сордо», снесен в 1910) и расписал маслом его стены (1820-1823 живопись перенесена на холст, с 1878 в Прадо). Дон Луис поручает художнику исполнить портреты членов своей семьи.
В 1797 году Гойя написал «Герцогиня Альба в мантилье», где изобразил её в наряде махи (чёрная мантилья и юбка) с надписью на песке «Solo Goya» (Только Гойя). Гойе периодически продлевали отпуск во Франции. Стоит отметить, что заказ на эту серию работ Франсиско получил от самого короля Карла III. В декабре того же года он закончил 7 панно для шпалер, ставшие последними его картонами. Портрет понравился и был благосклонно принят.
С Гойи же сняли все подозрения в сотрудничестве с французскими захватчиками (он даже не получал жалованья во время оккупации) и позволили спокойно работать, хотя Фердинанд VII и относился к Гойе враждебно. Знаменитое произведение Гойи не имеет аналогий в мировой живописи. После этого к Гойе приходит слава портретиста среди приближенных короля.
С 1803 до 1808 года Гойя создавал почти исключительно только портреты: молодого графа де Фернана Нуньеса (сына близкого друга Карла III), маркиза де Сан Адриана (типичного испанского гранда и мачо, друга Кабарруса), маркизы де Вильяфранка (член семьи Альба), дамы Исабель де Лобо-и-Порсель и портрет дочери герцога Осуна. После назначения он написал ряд невыразительных портретов короля и его супруги. Не прерывая работу над «Капричос», в 1798 г. за 3 месяца Г. выполнил росписи придворной ц. Сан-Антонио де ла Флорида, расположенной в зап. Сначала их показали в Париже, а затем подарили музею Прадо. По другим мнениям, Сатурн – это французская кровавая революция или даже Наполеон.
В небольшой картине «Колосс» (1810—1812, Мадрид, Прадо) возникает зрелище всеобщего хаоса, порожденного неожиданным появлением колоссальной фигуры обнаженного гиганта, которая жутко вырастает за очертаниями гор и касается облаков. По требованию короля картина была социально нейтральной в отличие от ранее написанного «Паяца». В июле 1781 года Гойя наряду с Франсиско Байеу и Маэллой работает по украшению церкви св. С Гойи же сняли все подозрения в сотрудничестве с французскими захватчиками (он даже не получал жалованья во время оккупации) и позволили спокойно работать, хотя Фердинанд VII и относился к Гойе враждебно. Антония, благословляющего больного. за «тонкий изящный колорит», тогда как Гойю упрекают за «резкие тона», зато признаётся «грандиозный характер выписанной им фигуры Ганнибала»8.
В июне 1800 года Гойя приступил к Портрету семьи короля Карла IV (Мадрид, Прадо), объединившему четырнадцать фигур. В этой стране Гойя провёл свои последние четыре года жизни. Это 14 картин. По возвращении в Мадрид Гойя столкнулся с интригами придворного живописца Маэльи, лишь вмешательство Байеу помогло положению Франсиско при дворе. К счастью, живопись Гойи была перенесена на холст, отреставрирована и находится в Прадо. В 1819 году он отходит от дел, уезжает из Мадрида и уединяется в своем загородном доме «Кинта дель Сордо», что означает «Дом Глухого». К июню 1801 года Гойя закончил знаменитый «Портрет семьи Карла IV» (где изобразил с психологической достоверностью всех членов семьи короля), портреты короля и королевы в полный рост и «Конный портрет Карла IV», менее удачный, нежели портрет Марии Луисы19.
В 1780 Гойя был избран в мадридскую Академию художеств (с 1785 вице-директор, с 1795 – директор ее живописного отделения), в 1799 – первый художник короля. время все – Прадо, Мадрид) для гобеленов королевской мануфактуры Санта-Барбара эти картины на темы из народного быта исполнены радости жизни (напр., «Продавец посуды», 1779, парные «Майский праздник в долине Сан-Исидоро» и «Капелла Сан-Исидоро», 1778, все – Прадо) интенсивны по цвету и тонко нюансированы.
Обширное помещение, напоминающее погреб, голые каменные стены со сводами. Он тоже был художником, у которого начинал учиться молодой Гойя и который всю жизнь убеждал его писать по классическим канонам живописи, которым следовал сам. Согласно статье русского искусствоведа А. И. Сомова, в Италии художник «занимался не столько живописными работами и копированием итальянских мастеров, сколько наглядным изучением их средств и манеры». По возвращении в Бордо Гойя взялся за новую для него технику литографии: «Портрет гравёра Голона» и 4 листа под названием «Бордосские быки».
Не сдерживая бушующих чувств, хранящий тайну Франсиско выплескивал эмоции на холст: помимо официальных портретов, черты Каэтаны отчетливо проскальзывают в лицах ведьм из жутковатых офортов «Капричос» и в лицах обеих «Мах». Злые искаженные и измученные лица пугают своей откровенностью. Благодаря Мануэлю Байеу, Франсиско приглашается в картезианский монастырь Аула Деи, вблизи Сарагосы, где он в течение двух лет (1772—1774годах) создаёт 11 больших композиций на темы из жизни Св. У Гойи не было любимого жанра. Г. было предложено расписать малый сев. -зап. Ему предложено выполнить эскизы для плафона капеллы архитектора Вентуры Родригеса (исп. )русск.
В декабре того же года он закончил 7 панно для шпалер, ставшие последними его картонами. Его хитростью завлекли во Францию. Живописная насыщенность ранних работ Г. перекликается с интересом художника к напряженной монохромности и использованию в композиции и фактуре контрастных сопоставлений это проявилось в 1-й серии рисунков и офортов Г. (по произведениям Веласкеса, 1778), где он применил акватинту, позволявшую достичь тончайших живописных эффектов. Капитул церкви дель-Пилар обращает внимание на молодого художника, возможно из-за его пребывания в Риме и Гойя возвращается в Сарагосу. Эта картина, еще напоенная светом, уже предвещает полное трагизма позднее творчество Гойи. По требованию короля картина была социально нейтральной в отличие от ранее написанного «Паяца».
Как сильно «Зонтик» отличается от более позднего Франсиско де Гойя, картины которого созданы под влиянием герцогини Альбы. Но протокол допроса не сохранился. 27 июня единственная премия присвоена Паоло Борони (фр. )русск. В портретах Каэтаны Альбы можно найти намёки на существование связи. В результате Гойя приглашен расписать ораторий дворца Собрадиэль, ему также стал покровительствовать знатный арагонец Рамон Пиньятелли (исп. )русск., чей портрет он напишет в 1791 году.
Произведение «Зонтик» – пример раннего творчества художника – привлекает взор игрой красок, каждым мазком, гибкой грацией женщины, сочными и смелыми переливами цветовой палитры, сказочным освещением и какой-то почти музыкальной слаженностью композиции. В начале 1790-х годов тяжелая болезнь привела художника к глухоте. В 1766 году Гойя попадает в Мадрид и здесь его ждёт новый провал на конкурсе в Академии Сан-Фернандо. Летом того же года он был в Париже, где создал «Корриду» и портреты своих друзей: Хоакина Феррера и его жены. Он любил светский успех, его приглашали на все великосветские мероприятия.
Летом того же года он был в Париже, где создал «Корриду» и портреты своих друзей: Хоакина Феррера и его жены. Два года спустя он получает вторую премию Пармской академии художеств за картину «Ганнибал с высоты Альп взирает на покоренные им земли Италии» (как это часто бывает в истории имя обладателя первой премии кануло в Лету). Мужчина протянул руку к огромной скале, на которой расположен город с крепостными стенами.
Гойя исполнил ряд рисунков молодожёнов и подарил им свой дом на улице де лос Рейес. Гойя сумел показать самые крайние и отталкивающие свойства человеческой натуры с максимальным реализмом и честностью. Наиболее яркоэта особенность его художественной натуры проявилась в, так называемых, Чёрных картинах, – комплексе фресок, которыми Гойя покрыл стены своего дома, расположенного в предместье Мадрида. Кинта дель Сордо (Дом Глухого)В 1819 году Гойя переезжает из Мадрида в загородный дом с поместьем известный как Кинта дель Сордо (Дом Глухого). В сентябре 1799 года королева заказала Гойе портрет изображающий её в мантилье. В 1795 году Гойя создал портрет герцога Альбы, а затем и его жены— в полный рост.
Тогда же он возвращается в Сарагосу и начинается его профессиональный творческий путь. Между июлем 1766 года и апрелем 1771 года жизнь Франсиско в Риме остается загадкой. Франсиско Байеу был шурином Гойи.
Он оттеняет молодую ничем незамутненную радость, которой проникнуто это безоблачное счастье. Свет падает в проемы между сводами и в окно с решеткой. В апреле Гойя написал портрет супруги Годоя, графиню де Чинчон, дочь дона Луиса. Основными героями этих картин стали «махи» — красивые и легкомысленные девушки из народа и «махо» — молодые люди-кавалеры.
Иосифа Каласанского» для церкви Эскуэлас Пиас в Мадриде. К празднику св. В 1816 году он создал новую серию офортов «Тавромахию». В июле 1781 года Гойя наряду с Франсиско Байеу и Маэллой (англ. )русск.
К июню 1801 года Гойя закончил знаменитый «Портрет семьи Карла IV» (где изобразил с психологической достоверностью всех членов семьи короля), портреты короля и королевы в полный рост и «Конный портрет Карла IV», менее удачный, нежели портрет Марии Луисы. Близость Гойи к передовым людям Испании наполняла его искусство новым ощущением жизни. Около 1769 Гойя отправился в Италию, в 1771 вернулся в Сарагосу, где писал фрески в духе итальянского барокко (росписи бокового нефа церкви Нуэстра Сеньора дель Пилар, 1771–1772).
Анны он выполнил за короткий срок 3 полотна для алтарей монастыря Санта-Ана де Вальядолид в несвойственной ему неоклассической манере (сюжеты смерти святых Иосифа, Бернарда и Лутгарды). Самого же Гойю в июле 1790 году отправляют в Валенсию «подышать морским воздухом». Собрадиель (дворец, капелла в картезианском мон-ре Аула Деи) и семейства Рамолинос (приходская церковь). в 1863). Некоторые искусствоведы рассматривают это произведение как аллегорию.
Гойя написал только один её портрет. Но уже в октябре Гойя написал в Сарагосе портрет своего друга Мартина Сапатера (исп. )русск., одинокого и богатого негоцианта, с которым Франсиско состоял в регулярной переписке с 1775 по 1801 год. Его руки впились в нежное тельце и проткнули его до крови.
Из-за войны с Францией Гойя получил заказ на портреты видных командиров испанской армии: Антонио Рикардоса (англ. )русск. В ноябре того же года в апартаментах дворца Годоя замечена «Маха обнажённая». Портреты Г. 90-х гг. Особый размах композиции сообщает «растворенность» сцены в пейзаже, что делает ее эмоциональным центром модели мира, преображенного благодаря чуду и лишающего смерть ее самодовлеющего характера. Членов королевской семьи он расставил не в ряд, а вперемежку.
По требованию короля картина была социально нейтральной в отличие от ранее написанного «Паяца». Исидора, которую он написал за сорок пять лет до создания «чёрных картин». Через несколько месяцев после рождения Франсиско семья переехала в деревеньку Фуендетодос, находившуюся в 40 км к югу от Сарагосы, где они и прожили до 1749 года (по другим сведениям — до 1760-го), покуда ремонтировался их городской дом. Композиция первой картины завязана в один упругий узел. В ноябре того же года в апартаментах дворца Годоя замечена «Маха обнажённая». Картины Гойя рисовал для себя. Первые картины Франсиско Гойя в этом жанре были парадными («Карл III на охоте»), с течением времени они приобрели легкость и ощутимую иронию по отношению к моделям («Маркиза Анна Понтехос», «Семья герцога Осуна»). В течение военных лет Гойя однако сумел создать ряд своих выдающихся жанровых картин: «Махи на балконе», «Девушки или Письмо», «Старухи или Que tal. », «Кузница» и «Ласарильо де Тормес».
Гойя по этому поводу создал 6 полотен. Но под впечатлением от происходящего в стране хаоса Гойя вновь взялся за резец и создал цикл офортов «Бедствия войны». Петра и по карнизу обошел гробницу Цецилии Метеллы.
В ноябре того же года в апартаментах дворца Годоя замечена «Маха обнажённая». С этого времени, до 1808 года, Гойя перестал получать заказы от двора, но сохранял жалованье. После мессы в присутствии короля Гойя принял поздравления.
Круассе в «Христианских анналах» (перевод о. Хосе Франсиско де Ислы) чуда, абсолютного в Лиссабоне св. Серия завершается образами беспредельного пессимизма. Ныне оба портрета висят друг против друга в Лувре. Несмотря на пугающее и чрезвычайно тревожное настроение картина невероятно красива, благодаря наполняющему её золотистому фону, с синими и серебряными вкраплениями, на котором расположены два, не связанных между собой, ярко-красных объекта. Действительно, эта живопись вызвала крайнее раздражение Сант-Оффицио (святой инквизиции). В июне 1798 года Гойя вручил герцогу Осуне 6 небольших картин, сюжеты которых предвосхитили «Капричос», среди них выделяется «Большой козёл».
Соперником лучших мастеров венецианского Возрождения выступает Гойя в своих знаменитых Махах – портретах Каэтаны Альба. Эти сюжеты не вдохновляют Гойю. и Гаспара Ховельяноса. В ней нет ни одной светлой картины, только мрак и трагедия.