Оно проявилось в ряде картин художника («Золотая ширма», «Принцесса фарфорового царства», «Балкон») и в его росписи «Комнаты Павлинов» («Павлиньей гостиной») в особняке миллионера Фредерика Лейланда. Первая картина Уистлера, показанная на Лондонской академической выставке, «У рояля» была принята на удивление хорошо, ее даже купили за 30 фунтов. Девушка в белом» вышла, что называется, комом и вызвала у зрителей только смех. Тончайшие сочетания палевых, серых, серовато-зеленых, серовато-розовых оттенков великолепно передают и легкость одежд и теплоту просвечивающего сквозь материю тела и мягкость волос.
Он верил на слово своим друзьям, пока они не доказывали на деле, что были его врагами» (Пеннель). Но судебный процесс, хотя и выигранный художником, привел к его полному разорению. Девушка в белом», решенная в необычайной для тех лет осветленной гамме. В эти месяцы Уистлер жил в Венеции, работая над офортами и пастелями.
Он досконально разрабатывал экспозиционный план каждой своей выставки картины и офорты развешивал на специально окрашенных фонах и каждую экспозицию решал в определенной тональной гамме. При оформлении выставок художник ввел принцип разреженного развешивания картин. Джеймс поступил в студию Шарля Глейра, начал копировать картины старых мастеров в Лувре. Уистлер – крупный мастер офорта.
В мае 1879 года Уистлер был объявлен банкротом и все его имущество ушло с молотка. Полотно У рояля 1859 года получило одобрение Курбе. Девушка в белом, 1862, Национальная галерея искусства, Вашингтон). Умение воплотить его на холсте он считал высшим мастерством.
Вместе с такими художниками, как Курбе, Мане, Фантен-Латур, Писсарро, он выставляет свою «Белую девушку» в знаменитом парижском «Салоне отверженных» имевшем огромный и скандальный успех. В Париже Уистлер создал свои ранние гравюры «Двенадцать офортов с натуры» (1858) и первое крупное полотно «За роялем» (1859). Картина художника «Ноктюрн в черном и золотом», «Падающая ракета» 1875 года вызвала нападки известного критика Д. Рескина, обвинившего автора в том, что он бросил в лицо публике горшок с краской. Но, постепенно, пришли признание и успех, появились почитатели и заказчики. Повторы горизонтальных линий пола, корпуса рояля, рам на стене создают второй, слабее намеченный ритм.
В Англии сердце живописца сразу же покорила могучая и загадочная Темза. Старый мост в Баттерси, 1872-75, Галерея Тейт, Лондон). Картина «Аранжировка в сером и чёрном. О язвительном красноречии, остроумии и чудачествах этого человека слагали легенды.
«Портрет матери» приобрело французское правительство, «Портрет Т. Карлейля» занял почетное место в Художественной галерее в Глазго. А сначала жизнь его текла спокойно и без всяких тайн. В то же время Уистлер по многим вопросам расходился с импрессионистами.
Это самый очаровательный и самый изящный портрет художника. Художник стремился увидеть и отразить поэзию труда. В начале 60-х гг. Картина написана в сдержанной цветовой гамме.
Впрочем, судьба была к нему благосклонной. Но обстановка постепенно менялась. Вот таким образом, на вопрос, у кого ей учиться искусству гравюры, он лишь сказал: «Я не могу научить вас искусству, его постигают наедине или не постигают совсем». Жил он небогато, непризнание официальных кругов сужало круг покупателей за эти годы были написаны многие его лучшие картины – и уже упоминавшийся "Портрет матери" и портрет историка Карлейля и "Принцесса фарфорового царства" и множество "городских" альбомов, а также гравюр. работы Уистлера успешно участвовали в выставках во Франции, Германии, Бельгии и США.
Принципы современной музейной и выставочной экспозиции надо также возводить к Уистлеру. Зеленые краски отсутствовали. Обычно, он рисовал непосредственно с натуры на небольших медных досках, работая в технике сухой иглы, позволявшей достигать особой насыщенности и изящества красочных линий. Он брал уроки живописи у Шарля Глейра, копировал полотна старых мастеров в Лувре.
Но в 1849 году умер отец и семья Уистлер вернулась в Америку. Суд все же постановил, что Рескин в клевете виновен. Но, в апреле 1849 года скоропостижно умирает отец. Но он сражался, только будучи вынужден к этому. во французском «Салоне отверженных» рядом с картиной Эдуарда Мане «Завтрак на траве» красовалась его «Белая девушка» (1861).
А сначала жизнь его текла спокойно и без всяких тайн. Он верил на слово своим друзьям, пока они не доказывали на деле, что были его врагами» (Пеннель). Созданная в 1875 году художником картина Ноктюрн в черном и золотом.
Национальной галереей Лондона с насмешливой репликой «И это называется искусством. », заняло свое место в престижном музее Глазго. Он стал искать перекличек своей живописи с музыкой, называл свои работы аранжировками, ноктюрнами и симфониями, настаивал на своей позиции: «Прежде всего мы должны помнить, что аранжировка красок и тонов в искусстве аналогична композиции в музыке и абсолютно независима от изображения фактов». Неприученная к подобному восприятию критика продолжала усматривать в произведениях Уистлера скрытую символику.
По его словам, он старался изобразить действительность в тот таинственный час, «когда вечерний туман окутает речные берега поэзией, как вуалью и убогие строения теряются в сумеречном небе, высокие трубы претворяются в колокольни, а склады – в дворцы когда весь город плывет меж небом и землею, перед нами открывается волшебная страна, а природа на этот раз поет, не фальшивя, поет свою удивительную песню только для одного художника» Под звуки этой песни Джеймс Уистлер создавал свои произведения в одном цветовом и музыкальном ключе. Уистлер успешно участвует в выставках во Франции, Германии, Бельгии и США. И, на удивление, выиграл процесс, отстояв свое профессиональное достоинство. Но, постепенно, пришли признание и успех, появились почитатели и заказчики. Полотно У рояля 1859 года получило одобрение Курбе. К тому же судебные издержки вовсе опустошили его карман. Вслед за «Портретом матери» последовали не менее восхитительные «Портрет Карлейля» (1872) и «Портрет мисс Александер» (1873).
Создавая образ девушки, Уистлер, несомненно, шел от инфант Веласкеса. Ревалд писал по этому поводу: «Уистлер не понял, что природа тоже требовала упорной «тренировки» от тех, кто стремился приблизиться к ней. Через год он был отмечен как один из лучших учеников: в списке "по заслугам" за 1847 год он стоял 28-м (из трехсот). В 1845 году Джеймс благодаря полученной подготовке был принят сразу во второй класс академии и приступил к рисункам с гипсов. Коллекционеры бросились к Уистлеру с предложениями, а "Падающие огни", предмет судебного разбирательства, были проданы в Америку за сумму в четыре раза большую, чем за них было прошено на злополучной Гросвенорской выставке (Уистлер очень хотел, чтобы об этом сообщили Рескину). Уистлер Джеймс Эббот Мак-Нейл Творчество, картины и биография Девушка в белом Джоан Хифернан 1864, Галерея Тейт, Лондон Зелено-розовый ноктюрн, 1861 Галерея искусства Фрир, Вашингтон Леди Мокс.
В январе 1899 года художница А. Остроумова, ученица Репина по Академии художеств, пришла в живописную мастерскую Уистлера в Париже. В Париже он учился в художнических классах, копировал картины в Лувре, подружился со своими французскими собратьями (наиболее близким ему стал Гюстав Курбе, рисовавший крестьян, "как крестьян", а не как розовощеких пастушков). Вот таким образом, на вопрос, у кого ей учиться искусству гравюры, он лишь сказал: «Я не могу научить вас искусству, его постигают наедине или не постигают совсем». Полученные смеси он хранил в баночках, заливая сверху водой. Он верил на слово своим друзьям, пока они не доказывали на деле, что были его врагами (Пеннель). Вокруг этой картины был построен сюжет фильма «Мистер Бин».
Мать с детьми и гробом мужа возвращается на родину, в Америку. Девушка в белом» (1862) была отвергнута жюри Салона и перешла в экспозицию Салона отверженных 1863 года, где наряду с «Завтраком на траве» Мане обрела скандальную известность. Ведя в Париже богемную жизнь изображая из себя аристократа, эпатируя публику экстравагантными нарядами, Уистлер познакомился с литераторами и художественными критиками Шарлем Бодлером и Теофилем Готье. Повторы горизонтальных линий пола, корпуса рояля, рам на стене создают второй, слабее намеченный ритм.
Критики и публика начинают понемногу понимать и ценить новое направление – импрессионизм. Ее колорит решен в серых и черных тонах. Ученик Академии художеств Корицкий «подтянул» своего подопечного так, что Джеймс миновал первый класс престижного учебного заведения и поступил сразу во второй. Когда у художника спрашивали, каков сюжет «Ноктюрна в синем и серебряном», он отвечал: «Впечатление от лунного света на реке близ старого моста Бэттерси».
Хотя выставки венецианских работ, которым была присуща особая воздушность и мягкость, прошла в Лондоне с большим успехом, агрессивное отношение со стороны критики не прекращалось. Эта работа потребовала от художника огромного труда, ей предшествовало 70 сеансов. Падающая ракета» тот высказался: «. Единственное, что интересовало не очень прилежного и нетерпеливого ребенка, — рисование.
А в 1863г. поспешил в Париж, который уже давно манил его к себе. Публике же работы Уистлера казались эскизными и незаконченными. открыл в Уистлере прекрасного портретиста.
Известный критик Д. Рескин обвинил Уистлера в том, «что он швырнул в лицо публике горшок с краской». А. Дж.
Девочка в белом». Достоверность этих фактов и сегодня не получила достаточных подтверждений. Полученные смеси он хранил в баночках, заливая сверху водой. Первым среди европейских художников Уистлер испытал увлечение искусством Японии и Китая.
Его увлеченность китайским и японским искусством проявилась в полной мере в оформлении интерьера «Павлиньей комнаты» (получившей название по украшавшим ее панно с павлинами), располагавшейся в доме Фредерика Лэйленда. В качестве исключения он был зачислен в «головной» класс петербургской Академии художеств, где был самым младшим. С этого момента наступает новый период в его художественном развитии. Созданная в 1875 году художником картина «Ноктюрн в черном и золотом.
Отчасти поправив материальное положение и утвердив свою репутацию, он стал в 1886 президентом Общества английских художников, но постоянное стремление к полемике и новациям привело к тому, что он был вынужден уйти с этого поста. Нo на суде Уистлера ожидал удар: свидетель противоположной стороны, человек, которого он считал своим другом, художник Бери-Джонс, сказал, что считает поведение Уистлера саморекламой и что эта его картина – "просто набросок" а другой свидетель, художник Фриш, вообще сравнил ее с рисунком на обоях. Марка в Венеции»), серию офортов – так называемый «Венецианский цикл» («Нищие», «Площадь Св. В четырнадцать лет он твердо избирает путь художника.
При этих словах в зале раздались аплодисменты. В мотиве золотых птиц, раскинувших пышные хвосты с сотнями «глазков», в насыщенном синем цвете фона можно увидеть переосмысленные в сказочном ключе темы фейерверков в ночном небе над Темзой, которые Уистлер так любил воспроизводить в своих пейзажах-ноктюрнах». Его собственные картины были конфискованы. Сейчас уже трудно поверить, что эта работа, выставленная вместе с «Завтраком на траве» Э. Мане в Салоне отверженных, вызывала смех у зрителей, приученных к поверхностно – литературному восприятию живописи. О нем писали как о поэте Лондона, знаменитых лондонских туманов.
Спустя год к нему присоединилась семья. Уистлера привезли туда девятилетним мальчиком. А писатель Ж. Дюморье в своей книге «Трильби» описал раскованное и впечатляющее поведение юного франта, в котором еще не было и намека на будущего серьезного живописца. Позднее он посвятил Изящное искусство создавать себе врагов тем редким людям, которые уже смолоду отказались от дружбы многих Некоторые считали, что он не мог жить без ссор, что это составляло для него всю прелесть жизни. Казалось бы, пришел успех, но Уистлер так и не мог забыть об обиде, нанесенной Рескиным. В мотиве золотых птиц, раскинувших пышные хвосты с сотнями глазков, в насыщенном синем цвете фона можно увидеть переосмысленные в сказочном ключе темы фейерверков в ночном небе над Темзой, которые Уистлер так любил воспроизводить в своих пейзажах-ноктюрнах.
Девушка в белом», решенная в необычайной для тех лет осветленной гамме. Развитие американского искусства, в первую очередь живописи, совершилось стремительно и концентрированно на небольшом отрезке времени. В ПарижеУистлер посещал мастерскую Ш. Глейра, сторонника академизма. Творчество декоратора Д. Уистлер ценил не меньше своих картин. Во Франции стали понемногу понимать и ценить новое направление – импрессионизм.
Казалось бы, пришел успех, но Уистлер так и не мог забыть об обиде, нанесенной Рескиным. Отец Уисглера инженер-путеец, строил знаменитую железную дорогу Петербург—Москва. Уистлер не думал о сюжетах и потому сразу же отказался от жанровой живописи. Уистлер прекрасно знал цену этой популярности.
Сейчас эта работа хранится в Национальной галерее в Вашингтоне. художник брызнул краской из горшка в лицо публике. ») Уистлер подал на него в суд. Художник постепенно вырабатывал тип светского портрета, который развивал в дальнейшем. В эти месяцы Уистлер жил в Венеции, работая над офортами и пастелями. Уистлер родился в маленьком американском городке Лоуэлл, однако своей родиной считал Петербург. Уистлер прекрасно знал цену этой популярности. Эта «Гармония в голубом и золоте» (другое название интерьера) привела заказчика в ярость, однако она стала наиболее рафинированным выражением «японизма» в британской культуре и настоящим шедевром интерьерного и декоративного искусства, предвосхитив искания стиля модерн. Новаторство Уистлера вызывало раздражение не только у состоятельных невежд, но и у весьма почтенных художественных критиков. Позднее Уистлер напишет «Портрет матери» — самый известный из его портретов.
Его выставку 1883 года вспоминает в своем письме Писсарро. Она заслужила похвалу окружающих, а ее автор получил премию Бодлера. художник покинул Францию и поселился в Лондоне, где жила его старшая сестра. Марка в Венеции») и около ста пастелей («Нищие.
С 1844 по 1849 год вся семья жила в Петербурге. Его знаменитая картина «Симфония в белом 1. Он с увлечением и энтузиазмом пишет окружающую его жизнь. К этому времени технические приемы мастера уже сложились. Посчитав, что антикварные кожаные обои, привезенные в Англию еще Екатериной Арагонской и обошедшиеся Лэйленду в немалую сумму, плохо сочетаются с его собственной картиной «Принцесса из Фарфоровой страны», созданной специально для этой комнаты, Уистлер их попросту перекрасил. Художническая его жизнь начиналась, как ни странно, в России. Дюморье, занимавшийся вместе с Джеймсом, позднее описал его в своем романе «Трильби», как ленивого «короля бродяг». Иногда ему удавалось выставляться в парижском Салоне, но вот его "Девушка в белом" подверглась такой же ожесточенной критике, как и висевший неподалеку "Завтрак на траве" Эдуарда Мане.
Современники считали Уистлера одним из лучших офортистов Европы. Он совершил несколько путешествий за границу, а также преподавал в академии Кармен в Париже. В 1864 году Уистлер послал на выставку в Королевскую Академию два полотна «Уоппинг» и «Длинные Лизен» или «Шесть марок фарфора».
Целостность восприятия достигалась тонко прочувствованной градацией света и тени, гармонией чуть приглушенных контрастов, одновременно тональных и цветовых (черного и белого, темно-красного и светло-зеленого). Холсты грунтовались смесью белил и слоновой кости. При жизни Джеймса Уистлера большинство критиков называли его творчество «только претензией на искусство».
Музыкальная комната» (1861), «Аранжировка в сером и черном 1. Роспись «Павлиньей комнаты» предвещает панно стиля модерн конца XIX – начала XX века. Тему домашнего музыкального концерта, часто встречающуюся в голландской живописи, художник решил по-своему, совместив ее с темой материнства. Мисс Сесили Александер» (1872-1874) Уистлер работал в продолжение 70 сеансов. Уистлер прекрасно знал цену этой популярности. Такие пейзажи, как «Темза у Бэттерси», получились не только красивыми по колориту, но и очень откровенными, смелыми, поскольку передавали не просто природу, а впечатления художника.
На нем изображены близкие Уистлеру люди сестра Дебора и ее дочь Анни. Впервые картина была представлена на 104-й выставке Королевской академии искусств в Лондоне (1872), но была отклонена Академией. В цветных японских гравюрах на дереве его привлекала неожиданность и острота композиционного решения, выразительность ракурсов, при сдержанности колорита.
Но вот в 1877 году на лондонскую Гросвенорскую выставку, где были представлены картины Милле, прерафаэлиты Росетти, Бери-Джонса и других, приняли десять работ Уистлера, среди которых был "Ноктюрн: Падающие огни". Известный критик Д. Рескин обвинил Уистлера в том, что он швырнул в лицо публике горшок с краской. Там должна была висеть картина Уистлера «Принцесса страны фарфора» и он, работая почти без эскизов, с двумя помощниками исполнил роспись, желая создать нечто «абсолютно новое, очень пышное, хотя и изысканное». Как когда-то в юности, на склоне лет в жизнь Уистлера еще раз вошла Россия. Художник не раз упоминал, что «развивающийся конец драпировки, волна, облако – все это длится одно мгновение и исчезает навсегда». Над полотном «Гармония в сером и зеленом. Художник изобразил не японскую искусительницу, а рыжеволосую ирландку Джо Хайфермен.
В 1899 году работы Уистлера, вместе с работами Сезанна, Мане, Тулуз-Лотрека выставлялись в картинных галереях Лондона, который 25 лет тому назад отказывал им всем в признании. непревзойденный «Портрет матери» приобрел Лувр, а сумма, предложенная за «Падающие огни», в четыре раза превзошла ту, которую художник запросил на злосчастной выставке. Дом, где жили Уистлеры, находился близ величественных архитектурных ансамблей города.
В 1899 году работы Уистлера, вместе с работами Сезанна, Мане, Тулуз-Лотрека выставлялись в картинных галереях Лондона, который 25 лет тому назад отказывал им всем в признании. Уистлер привлек критика к суду за диффамацию и оскорбление. Дом, где жили Уистлеры, находился близ величественных архитектурных ансамблей города. В цветных японских гравюрах на дереве его привлекала неожиданность и острота композиционного решения, выразительность ракурсов, радостные краски. Уистлера вдохновляет традиционная для живописи Востока фрагментарная композиция. Так, например, «Девушку в белом» она посчитала аллегорией непорочности, тогда как действительным содержанием картины были тонкие тональные отношения. При оформлении выставок Уистлер вводит принцип разреженного развешивания картин.
Еще одно замечательное произведение живописца – «Портрет Карлейля», отвергнутое в 1882г. Написанная Уистлером в импрессионистской манере рыжеволосая ирландка в белоснежном платье абсолютно не соответствовала требованиям академизма: в ней не было «гладкописи», тщательного выписывания деталей и должного морализаторства.
Но он сражался, только будучи вынужден к этому. К 14 годам Уистлер убедился в правильности своего выбора и намеревался идти по намеченному пути. А после смерти художника коллекционеры не жалели золотых, чтобы приобрести его картины.
А сначала жизнь его текла спокойно и без всяких тайн. Созвучия тонов, по его мнению, должны соответствовать ритмам линий. 1870г. К сожалению из оформленных им интерьеров, прежде всего его собственного «Белого дома», а также домов некоторых его друзей — Оскара Уайльда, Сарасате и др., сохранилась только наименее удачная «Павлинья столовая» из дома богача Лейланд а. Будущий художник родился в семье инженера-конструктора Джорджа Вашингтона Уистлера и Анны Матильды Макнейл. Свою постоянную натурщицу Уистлер окружил экзотическими вещами – веером, китайской вазой и ветками азалии.
В Санкт-Петербурге Джеймс посещал уроки рисования в Императорской Академии художеств. Собор Св. Художественные, разумеется.
Передавая в своих картинах собственные чувства и впечатления, он создавал своеобразные музыкальные произведения в живописи. Но он сражался, только будучи вынужден к этому. Целостность восприятия достигалась тонко прочувствованной градацией света и тени, гармонией чуть приглушенных контрастов, одновременно тональных и цветовых (черного и белого, темно-красного и светло-зеленого).
Зима», «Ступеньки»). В 14 лет он твердо избирает путь художника. Как когда-то в юности, на склоне лет в жизнь Уистлера еще раз вошла Россия.
Уроки мальчику начал давать А. Корицкий, вольноприходящий ученик Академии художеств. Случилось так, что его отец, окончивший американскую военную академию Вест-Пойнт и специализировавшийся как инженер по строительству железных дорог, в 1842 году поехал в Россию, приняв предложение представителя администрации царя Николая I участвовать в проектировании и постройке железной дороги Санкт-Петербург – Москва.
Никто не трудился над своими холстами больше него, он «замучивал» модели бесконечными сеансами и тем не менее его произведения оставляют впечатление артистичности и непринужденности исполнения. Пребывание в России во многом сказалось на формировании его таланта. На следующий год он выставляет «Девочку в белом» – свое самое своеобразное, законченное и абсолютное произведение, которое многие художники считают одним из лучших произведений века. В то же время Уистлер по многим вопросам расходился с импрессионистами. В фильме мистер Бин, куратор «Лондонской Национальной галереи», был послан в Америку, чтобы проконтролировать передачу картины «Мать художника» в художественную галерею Лос-Анджелеса за 50 млн (USD).
Самая же неистовая ругань досталась на долю «Завтрака на траве» Мане и «Девушки в белом» («Симфония в белом 2», 1864) Уистлера. Уистлер привлек критика к суду за диффамацию и оскорбление. Систематические занятия искусством приходится прекратить.
В 1879 году удалился в Венецию, где в течение 14 месяцев занимался акварельными зарисовками и выполнил полсотни офортов, по возвращении в Лондон был избран президентом Общества английских художников. «Я бы хотел скорее поправиться, чтобы показать эти гравюры моему учителю рисования.
Падающая ракета стала неожиданно причиной громкого суда. Офорты Уистлера отличают непогрешимое чувство композиции, точность рисунка и чисто уистлеровский своеобразный подход к природе. Великолепие этой реки Уистлер воспел в целой серии офортов, которую так и назвал «Темза». После смерти отца Уистлер некоторое время жил на родине.
Прием «усечения» висящих на заднем плане картин делает построение полотна абсолютно оригинальным, в отличие от композиций реалистов, которые с той же целью — максимально расширить картинное пространство — использовали только перспективу и игру света. Он постоянно требовал от нее полного соответствия своему душевному состоянию. В картине «У рояля» можно заметить также влияние голландской живописина творчество Уистлера. Постепенно, в художнике произошел душевный надлом. Для картины позировала мать художника Анна Макнейл Уистлер (Anna McNeill Whistler), жившая в Лондоне с сыном. Однако, художник, к тому времени уже не брал учеников.
Песня «Mother» Джона Леннона посвящена матери Уистлера. Между тем обстановка постепенно меняется. Разделяя бодлеровское учение о синестезии, Уистлер по аналогии с музыкой называл свои портреты «симфониями» и «импровизациями». Аранжировка в черном 1881, Академия искусства, Гонолулу Джордж Вандербильт, 1897-1903 Национальная галерея, Вашингтон Уистлер Джеймс Эббот Мак-Нейл (Whistler James Abbot McNeill) (1834—1903), американский художник, выдающийся мастер живописного портрета в полный рост, литографии и офорта. Необычайно композиционное построение портрета на холсте удлиненного но горизонтали формата.
Здесь он подружился с Легро, Бодлером, Малларме. От полного разорения Уистлера спасла поездка в Венецию (1879 – 80 гг. ), где он написал несколько работ маслом («Ноктюрн в синем и золотом. Портрет матери» (1871), а также пейзажи исполненные после поездки в Чили («Ноктюрн в синем и зеленом», 1871 «Ноктюрн в голубом и золотом: Старый мост Баттерси», 1872). Как и многие продвинутые художники того времени, Уистлер интересовался культурой Востока. Особенно характерны для него пейзажи с изображением лондонских мостов («Старый Баттерсейский мост», «Старый Вестминстерский мост»).
В это время он создал самое выдающееся свое произведение «Портрет матери» (1871) или, как он его еще называл, «Аранжировка в серых и черных тонах»: худая, чопорно одетая старушка сидит в профиль к зрителю, ее уставшие ноги спокойно отдыхают на скамеечке, а строгое лицо говорит о глубокой задумчивости. Но уже следующее выступление Уистлера сопровождается скандалом. В 1884 г. художника приглашают стать членом «Общества английских художников», а через два года избирают его президентом. И именно эту жизнь отразил Уистлер в 16-ти листах гравюр.
Академию тех лет принято называть брюлловской. Коллекционеры бросились к Уистлеру с предложениями, а картина "Ноктюрн: Падающие огни", предмет судебного разбирательства, была продана в Америку за сумму в четыре раза большую, чем за нее было прошено на злополучной Гросвенорской выставке (Уистлер очень хотел, чтобы об этом сообщили Рескину). Берега были обрамлены деревянными постройками, часто заброшенными. Есть данные, что юный Уистлер посещал классы Петербургской Академии художеств.
При нарушении правильного соотношения тонов в своих «симфониях» и «аранжировках» он не довольствовался частичными исправлениями, а уничтожал все написанное иногда не один раз. В традициях прогрессивного американского искусства исполнен «Портрет матери» (1871, Париж, Лувр), выдержанный в благородной гамме серебристо-серых и черных оттенков. Постепенно, в художнике произошел душевный надлом. Он не одобрял культ пленэра и говаривал, что «писать с натуры лучше всего дома». В 1877 году британский магнат пригласил Уистлера доработать и «добавить штрихи» к незавершенной столовой, где располагалась коллекция китайского фарфора.
Картина «Ноктюрн в черном и золотом», «Падающая ракета» 1875 года вызвала нападки известного критика Д. Рескина, обвинившего автора в том, что он бросил в лицо публике горшок с краской. Единственным сохранившимся интерьером стала знаменитая «Павлинья комната» – столовая в доме Лейландов. Однако, художник, к тому времени уже не брал учеников.
Заполучив долгожданную свободу и кое-какие сбережения покойного отца, юноша в 1855г. Одна из первых представленных публике работ художника («У рояля», 1859) была воспринята неоднозначно: Салон отверг картину, зато представленная в Королевской академии в Лондоне, она снискала похвалу критиков. В поздних произведениях, особенно «ноктюрнах» с видами Лондона, Уистлер использует крайне разведённые, по-акварельному прозрачные краски, которые передают ощущение зыбкой подвижности атмосферной среды. Завершающий штрих этого портрета – подпись самого художника, напоминающая бабочку, окруженную овалом. Его произведения вызвали одобрение Курбе и Бодлера, но самый крупный художественный авторитет викторианской Англии, Джон Рёскин, продолжал вышучивать их в печати. На нем изображены близкие Уистлеру люди сестра Дебора и ее дочь Анни.
Уистлер Джеймс Эббот Мак-Нил (Whistler) (1834-1903), американский художник и график. Первым среди европейских художников Уистлер испытал увлечение искусством Японии и Китая. Художнику приходилось в Италии очень туго и иногда он попадал в тягостное положение из-за отсутствия денег, но художник хранил все созданное, собираясь сделать хорошую выставку по возвращении в Лондон. В 1858 году Уистлер создает свою первую «Французскую сюиту офортов», куда входят разнообразные парижские сценки и, зарисовки его путешествия по северной Франции.
Впечатление же от них являлось для Уистлера длительным процессом. Сейчас уже трудно поверить, что эта работа, выставленная вместе с «Завтраком на траве» Э. Мане в Салоне отверженных, вызывала смех у зрителей, приученных к поверхностно — литературному восприятию живописи. Первым среди европейских художников Уистлер испытал увлечение искусством Японии и Китая. Картина художника написана в сдержанной цветовой гамме. Сам же Уистлер всегда был убежден в собственной гениальности.
Корицкий, у которого Уистлер продолжал заниматься, был одним из близких учеников Брюллова. Особенно удачен офорт Пристань Черного Льва. Уистлера особенно привлекали произведения Рембрандта и Веласкеса: его первый автопортрет («Портрет Уистлера в шляпе», 1858) своим темным колоритом во многом обязан работам голландского мастера. Во Франции Уистлер учился в мастерской художника-акмеиста Глейра. У него есть целая серия видов этого города, где он лрожил многие годы. В фильме «Голый пистолет 2» у одного из героев родимое пятно в форме Матери Уистлера.
В конце XIXв. Джеймс Уистлер много и успешно занимался пейзажем. Трудное материальное положение художника усугубилось рождением дочери. Однако художник по-прежнему не мог похвастаться большими деньгами. В 1855 году Уистлер навсегда уехал из Америки, сначала в Париж, затем в Лондон. Художник стремился увидеть и отразить поэзию труда.
Однако работа вызвала ожесточенную критику. Известный английский теоретик искусства (в дальнейшем прославившийся своими работами по истории и философии) Джон Рескин выступил со статьей – анализом выставки. «Портрет матери» приобрело французское правительство, «Портрет Т. Карлейля» занял почетное место в Художественной галерее в Глазго. При оформлении выставок художник ввел принцип разреженного развешивания картин. От канонов классицизма Джеймс Уистлер отошел, когда писал две свои симфонии.
В Париже Уистлер посещал мастерскую Ш. Глейра, сторонника академизма. Зато огромный талант художника теперь ни у кого не вызывает сомнений. «Симфония в белом 1. Дега именно эту картину имел в виду, когда вспоминал начало своего творческого пути: «Фонтен, Уистлер и я шли одной дорогой — голландской». Мать художника, 1871» широко используется в современной поп-культуре.
Жил в Петербурге (1843-49 посещал АХ), в Париже (1855-59 учился в мастерской Ш. Глейра) и Лондоне (1859-84, 1896-1903). Такое стремление к изяществу послужило поводом к тому, что творчество Джеймса Уистлера называли «декоративным импрессионизмом». Джеймс Уистлер родился 10 июля 1834 года в Лоуэлле, промышленном городе США. Уистлер попал во Францию в период становления новой европейской реалистической живописи. Но судебный процесс, хотя и выигранный художником, привел к его полному разорению. Падающая ракета» стала неожиданно причиной громкого суда.
Картина появляется в нескольких эпизодах Симпсонов: «Rosebud», «Проблемы с Триллионами», «Бёрнс и пчёлы». Особенно удачен офорт Пристань Черного Льва. Именно его он показал в блестящей серии офортов «Темза». Он писал большими кистями на длинных рукоятях и наносил мазки сильными быстрыми ударами. В этом тесном кругу друзей Уистлера запечатлел Фантен-Латур в картине «Апофеоз Делакруа».
В мюзикле Anything Goes Кола Портера. В Петербург Уистлер приехал подростком осенью 1843 года, когда его отец инженер-путеец, был, в числе других, приглашен Российским правительством для строительства железной дороги, которая должна была соединить две столицы.