Однако, остается признать, что именно такой неординарный прием творческого самовыражения как нельзя эффективно подходит Уильяму Блейку для того, чтобы выразить свои пророческие идеи, выразить свой просвещенный взгляд на чистоту духовности. Земной путь Уильяма Блейка завершился в 1827 году. Стихотворенияуильяма Блейка оказали значительное влияние на модернистов, сюрреалистов, а также поэтов-битников и субкультуру второй половины ХХ века.
Д. с. уильямс (1899—1983) сказал, что Блейк был романтиком с критическим взглядом на мир, он также утверждает, что «Песни Невинности» были созданы как видение идеала, дух утопии же присутствует в «Песнях Опыта». Он особенный и даже после Уильяма Блейка мало кто был способен на такое творческое подвижничество (в частности, Халиля Джебрана называют последователем приемов Уильяма Блейка). Ирландский поэт Уильям Батлер Йейтс занимался изданием собрания сочинений Блейка в 1893 году и написал о нем несколько исследовательских работ. Уильям Блейк был вторым ребенком в многодетной семье торговца трикотажем.
Все поменялось благодаря Александру Гилкристу, который первым во второй половине XIX века приступил к изучению и описанию биографии Уильяма Блейка. В XX веке, Уильям Блейк получил полное и безоговорочное признание. В 1784 году Уильям Блейк открывает собственную граверную.
Блейк использовал такой способ оттиска для иллюстрации большинства своих известных произведений включая «Песни невинности и опыта», «Книгу Тэль», «Бракосочетание рая и ада», «Иерусалим». Его ранние работы показывают знакомство с творчеством Бена Джонсона и Эдмунда Спенсера. Вместе с тем она содержит детальное объяснение других картин Блейка. Согласно истории, рассказанной викторианским биографом Блейка Гилкристом, он вернулся домой и записал своё видение, не получив от отца трёпку за враньё только благодаря вмешательству матери. Великолепие проделанной им работы будет оценено лишь спустя года.
В фильме «Мертвец» Джима Джармуша индеец Никто принимает главного героя— тёзку Уильяма Блейка за давно умершего английского поэта и художника. Несмотря на это обстоятельство Уильям Блейк не поддался искушению бросить писать. Магнус Анкарсъё отмечает, что в то время как героиня «Видения Дочерей Альбиона» является активным сторонником свободной любви, в конце стихотворения она стала более осмотрительной, так как к ней пришло осознание темной стороны сексуальности и она плачет «Неужели то, что способно выпить другого до дна, подобно губке, поглощающей воду и есть любовь. » Анкарсъё также отмечает, что Уолстоункрафт, бывшая основным источником вдохновения Блейка, аналогично стала выражать более осторожные взгляды на сексуальную свободу в конце жизни. В 1800 году Блейк переезжает в небольшой дом в Фелфаме (англ. ), в Сассексе (теперь это Западный Сассекс), получив заказ на иллюстрацию работ молодого поэта Уильяма Хейли.
Хотя все факты говорят о том, что родители Блейка очень поддерживали сына, особенно мать. По мнению Эдварда Ларисси, «Блейк— писатель-романтист, оказавший самое сильное влияние на двадцатый век». Блейк не был членом какой-либо политической партии. В 1822 году Блейк создает цикл акварельных работ иллюстрирующих поэму «Потерянный рай» Джона Мильтона.
Некоторые биографы утверждали, что Блейк пытался пригласить на брачное ложе любовницу согласно принципам Сведенборгийского общества, однако учёные решили отказаться от этой теории, так как она была просто догадкой. В 1789 Блейк завершает работу над циклом стихотворений «Песни Невинности», в котором отразилось тяготение к божественной теме. Книга Блейка по праву занимает своё место в классической антологии критики на Чосера. Его ранние работы показывают знакомство с творчеством Бена Джонсона и Эдмунда Спенсера.
Все его солдаты рабы». Большинство главных идей фантазийной трилогии Филипа Пулмана «Тёмные начала» позаимствовано из «Бракосочетания Рая и Ада». Его поэзия однозначно выражает бунтарское отношение к злоупотреблению властью правящим классов, как описано в большом исследовании Дэвида Эрдмана «Блейк: Пророк Против Империи». Прежде чем страницы, на которых был сделан оттиск такими пластинами, превращались в книжный том их раскрашивали вручную акварельными красками, а затем прошивали.
Разочарование Блейка своим патроном Хейли так повлияло на первого, что в поэме «Мильтон» он написал, что «Друзья в материальном мире— духовные враги». Они разделяли антипатию Блейка к современным направлениям и его веру в духовное и художественное возрождение. Выставка была задумана так, чтобы вместе с другими работами продать и свою версию иллюстраций к «Кентерберийским рассказам» (под общим названием «Кентерберийские паломники»). Посмотрев на неё, он воскликнул: «О, Кейт, прошу, оставайся недвижима, я сейчас нарисую твой портрет ибо ты всегда была ангелом для меня». Чичестерская выездная сессия суда присяжных признаёт Блейка невиновным.
Его поэзия однозначно выражает бунтарское отношение к злоупотреблению властью правящим классов, как описано в большом исследовании Дэвида Эрдмана «Блейк: Пророк Против Империи». В 1784году Блейк также сочинил, но оставил неоконченной свою рукопись «Остров на луне» (англ. An Island in the Moon). Долгие вечера Блейк проводил за зарисовками аббатства. На протяжении всей его жизни она будет оставаться для него главным источником вдохновения.
В день своей смерти Блейк неустанно работал над иллюстрациями к Данте. Не имеется никаких сведений о серьёзных размолвках или конфликте между ними, однако биограф Блейка Питер Акройд отмечает, что позже Блейк внесёт имя Бэсайера в список своих соперников в искусстве, но вскоре вычеркнет его. Позже, кроме обучения Кэтрин чтению и письму, Блейк обучил её ещё и искусству гравюры.
Возможно, Блейк не разделял и восхищения Данте поэзией древних греков, а также той несомненной радости, с которой он назначал и раздавал обвинения и наказания в Аду (о чём свидетельствует мрачный юмор некоторых песен поэмы). Британский марксистский историк Эдвард Палмер Томпсон в своем произведении «Свидетель против Зверя: Уильям Блейк и моральный закон», показывает, насколько сильно диссидентские религиозные идеи влияли на противников английской монархии. В это время он лихорадочно корпел над Адом Данте. А именно: они бросают вызов тексту, который сопровождают, оспаривая мнение автора: например, о сцене, где Гомер шествует с мечом и своими соратниками, Блейк пишет: «Всё в Божественной комедии говорит о том, что из-за своих тиранических идей Данте сделал Этот Мир из Сотворения и Богини Природы, но без участия Святого Духа».
Пройдя его, он уже не отступится от религиозной догматики и верований в Бога. Блейк оказал большое влияние на поэтов-битников 1950-х годов и на субкультуру 1960-х. В фильме «Мертвец» Джима Джармуша индеец Никто принимает главного героя— тёзку Уильяма Блейка за давно умершего английского поэта и художника. Брак Блейка и Кэтрин был крепким и счастливым до самой смерти художника. Однажды его прервали ребята из Вестминстерской школы (англ. ), один из которых так замучил Блейка, что Джеймс с силой столкнул его со строительных лесов на землю, куда он с ужасным грохотом повалился. Он подробно излагает эту печальную историю Кэтрин и её родителям, после чего спрашивает девушку: «Вам меня жаль. ».
Считается что он потратил один из последних шиллингов на карандаш, чтобы продолжить рисовать эскизы. В 6 часов вечера того же дня, пообещав жене, что будет с ней вечно, Блейк скончался. Именно в этом доме Блейк некогда работал над книгой «Мильтон»: Стихотворение (оформление предисловия к книге датировано 1804 годом, но Блейк продолжал работу вплоть до 1808 года). На протяжении всей своей жизни Блейк будет видеть видения. Возможно, о ней Блейк пишет в Книге Тель.
Магнус Анкарсъё отмечает, что в то время как героиня «Видения Дочерей Альбиона» является активным сторонником свободной любви, в конце стихотворения она стала более осмотрительной, так как к ней пришло осознание темной стороны сексуальности и она плачет «Неужели то, что способно выпить другого до дна, подобно губке, поглощающей воду и есть любовь. »19 Анкарсъё также отмечает, что Уолстоункрафт, бывшая основным источником вдохновения Блейка, аналогично стала выражать более осторожные взгляды на сексуальную свободу в конце жизни. 4 августа 1772 года Блейк поступил на 7-летнее обучение искусству гравировки к гравёру Джеймсу Бесайеру с Грейт Куин cтрит (англ. ). Она продолжала распродавать его иллюстрации и картины, но не бралась за ведение его дел без того, чтобы сперва «обсудить это с мистером Блейком». Несколько позже появляются «Песни опыта». Постепенно это занятие переросло в увлечение живописью. Позже в иллюстрации к «Иерусалиму» Скофилд станет символом «ограниченности разума, заключаемого в оковы рабства».
Книга начинается со строк: «На этот горный склон крутой Ступала ль ангела нога. », увековеченных позже в гимне «Иерусалим». Пророческий анархист» (William Blake: Visionary Anarchist) Питер Маршалл, называет Блейка и его современника Уильяма Годвина предшественниками современного анархизма. 14 Британский марксистский историк Эдвард Палмер Томпсон в своем произведении «Свидетель против Зверя: Уильям Блейк и моральный закон», показывает, насколько сильно диссидентские религиозные идеи влияли на противников английской монархии. В своем исследовании «Уильям Блейк.
Этот способ был применим как для иллюстрации книг, так и для книг иллюстраций с отпечатанными изображениями и не содержавших текста. Блейк учил Кэтрин письму, а она помогала ему раскрашивать печатаные книги его стихов. Прошло время и Блейк возненавидел отношение Рейнольдса к искусству вообще и в особенности к его поиску «единой истины» и «классического понимания красоты». Через 5 дней после смерти— в канун 45-й годовщины их с Кэтрин свадьбы, Блейк был предан земле на кладбище для диссентеров (англ. Dissenters burial ground) в местечке Банхилл Филдс (англ. Bunhill Fields), где были похоронены и его родители. Вскоре Блейк вознегодовал на своего нового покровителя, поняв, что Хейли вовсе не интересует занятие искусством, он больше занят «тяжёлой работой по бизнесу».
Будучи неграмотной, Кэтрин вместо росписи поставила в свидетельстве о браке крестик «Х». В возрасте 65 лет Блейк занялся иллюстрациями к «Книге Иова». Хотя родители были протестантами— диссентерами из Моравской церкви, они крестили Уильяма в англиканской церкви Святого Иакова (англ. ) на Пикадилли. Он был третьим из семи детей, двое из которых умерли ещё в младенчестве. Последние годы Блейк прожил на Фаунтан Коурт недалеко от Стрэнда (дом, где он жил, был разрушен при постройке гостиницы «Савой» (англ. ).
Публикацию первого сборника стихотворений Блейка, «Поэтические Наброски» (англ. Poetical Sketches), относят к 1783 году. Когда Блейк узнал, что его обманули, он прекратил все отношения со Стотердом. После смерти мужа Кэтрин переехала в дом Тейтэма, где жила и работала в качестве экономки.
Модным в то время работам маслом кисти Рейнольдса Блейк предпочитал классическую аккуратность и чёткость, оказавших влияние на его раннее творчество, работ Микеланджело и Рафаэля. Он по-прежнему следовал своей тропой в искусстве. На основе последней Блейк создал одну из наиболее известных своих картин «Призрак Блохи». Это было сложной и трудоёмкой работой для того чтобы перенести изображения на пластины, нужна была уйма времени, месяцы и даже годы, но, как заметил современник Блейка Джон Бойделл, такой способ гравировки делал её продукт «слабым звеном для коммерции», позволяя художникам более приблизиться к народу и сделав её важным видом искусства к концу XVIII века.
Религиозный замысел— центральный в его творчестве. Позже память поэта была увековечена стелой с надписью «Вблизи этого самого места покоятся останки поэта и художника Уильяма Блейка (1757—1827) и его супруги Кэтрин Софии (1762—1831)». Суинберн также прослеживает эхо этих мотивов в «Бракосочетании Рая и Ада», где порицается лицемерие «религиозного разврата» защитников традиций. В день собственной смерти, в октябре 1831 года, она была такой же спокойной, такой же радостной, как её муж и звала его так, «словно он находился в соседней комнате, чтобы сказать, что она уже идёт к нему и очень скоро они будут вместе».
Пророческий анархист» (William Blake: Visionary Anarchist) Питер Маршалл, называет Блейка и его современника Уильяма Годвина предшественниками современного анархизма. Некоторые исследователи считают что представление поэта о свободной любви претерпевало изменения.
Блейк вернулся в Лондон в 1804 году и начал работу над написанием и иллюстрацией Иерусалима (1804—1820), его самой амбициозной работы. Завершив портрет (ныне утерянный и до нас не дошедший), Блейк отложил все свои кисти и принадлежности и стал петь гимны и стихи. Гилкрист говорил, что женщина, которая жила в этом же доме и присутствовала при смерти Блейка, сказала: «Я видела смерть не человека, но блаженного ангела». Когда Кэтрин отвечает утвердительно, он признаётся: «Тогда я люблю Вас». По свидетельствам очевидцев, Блейк находился в первых рядах толпы во время атаки.
А в 1793 в свет выходят сразу пять книг Блейка: «Видения дщерей Альбиона», «Америка», «Европа», «Врата Рая» и «Книга Уризена». Кэтрин заплатила за похороны мужа деньгами, одолженными у Линнелла. Он обратил внимание на подобные мотивы в стихах поэта, где тот воспевает «святую естественную любви», свободную от оков ревности, которую Блейк называт «ползущим скелетом». Гилкрист же рассказывает о «бурном времени» первых лет брака.
Этот творческий период Уильяма Блейка часто называют «бунтарским». Эрдман утверждает, что Блейк был ими разочарован, считая, что они просто заменили монархию безответственным меркантилизмом и отмечает, что Блейк был абсолютным противником рабства и полагает, что некоторые из его стихов которые обычно считаются воспевающими «свободную любовь» на самом деле были направлены против рабства. И Блейк это понимал. Рай здесь открывается со всех сторон Голден Гейтс.
Уильям посещал школу только до десяти лет, научившись там лишь писать и читать и получил образование на дому— его учила мать Кэтрин Блейк (в девичестве Райт (англ. Wright). Таков уровень мировоспрития Уильяма Блейка. Здесь он бунтует против того, что называет «незавершённым стилем модных художников», таких как Рубенс, столь любимый первым президентом школы Джошуа Рейнольдсом.
Скофилд заявил, что Блейк восклицал: «Будь проклят король. Акройд отмечает, что «самые сильные впечатления создавались за счёт чередования ярких красок, то появляющихся, то словно исчезающих». В это время, как она утверждала, её часто посещал призрак мужа. Всю жизнь сильное влияние на мировоззрение Блейка оказывала Библия. Рельефный офорт изобретённый Блейком, позже стал важным коммерческим методом печати.
Бергер убежден в изменении отношения Блейка к «свободной любви» в поздний период творчества. Стихи Блейка также были положены на музыку многих популярных композиторов, а гравюры Блейка произвели большое влияние на современный графический роман. По мнению Эдварда Ларисси, «Блейк— писатель-романтист, оказавший самое сильное влияние на двадцатый век»22. Блейк утверждал, что с ранних лет он видел видения.
Правда, в период этих занятий Блейк изучал только то, что было интересно ему. На третьем году обучения Бэсайер направил Блейка в Лондон срисовывать живописные фрески готических церквей (вполне возможно, что это задание было дано Блейку для того, чтобы обострить конфликт между ним и Джеймсом Паркером, другим учеником Бэсайера). Сассекская городская газета сообщает: «Сфабрикованность произошедшего была настолько очевидна, что обвиняемый был незамедлительно оправдан». Отныне он занимается иллюстрированием всех своих произведений. Моцарт завещал: «Музыка даже в самых ужасных драматических положениях должна оставаться музыкой»Блейк ни разу не отступил от этой заповеди Художника в своем, пусть не столь близком к музыке, творчестве. В возрасте 8—10 лет в Пекхем Рай, в Лондоне, Блейк, как он сам утверждал, видел «дерево, буквально облепленное ангелами, яркие ангельские крылья осыпали ветви дерева, словно звёзды». Годом позже из под его пера появляется книга «Бракосочетание Неба и Ада».
Результатом явилась серия «Головы призраков», состоящая из более сотни карандашных портретов, включающих образы исторических и мифологических личностей, таких как Давид, Соломон, Вирсавия, Навуходоносор, а также Дьявол, Сатана, «Рак», «Человек, который построил пирамиды» и многие другие. Другой его современник, также сторонник свободной любви, Эдвард Карпентер (1844—1929) тоже был вдохновлён тем особенным вниманием, которое Блейк в своём творчестве уделял жизненной энергии, свободной от предрассудков внешнего мира. Правда, в период этих занятий Блейк изучал только то, что было интересно ему. Споры с всевышним останутся только на страницах его ранних произведений. С 1804 года Блейк работает над гравированием своих поэм. На похоронах присутствовали Кэтрин, Эдвард Калверт, Джордж Ричмонд, Фредерик Тейтэм и Джон Линнелл.
Блейк не был членом какой-либо политической партии. Блейк оказал большое влияние на поэтов-битников 1950-х годов и на субкультуру 1960-х. Они также спровоцировали появление большого количества законов от правительства Георга III, а также создание полиции. Эрдман утверждает, что Блейк был ими разочарован, считая, что они просто заменили монархию безответственным меркантилизмом и отмечает, что Блейк был абсолютным противником рабства и полагает, что некоторые из его стихов которые обычно считаются воспевающими «свободную любовь» на самом деле были направлены против рабства. 13 В своем исследовании «Уильям Блейк. Так как проекту не было суждено завершиться, замысел Блейка остался не совсем ясным.
Рейнольдс писал в своих Рассуждениях, что «склонность к абстрактному видению того или иного предмета, а также к обобщению и классификации— это триумф человеческого разума» Блейк же, в заметках на полях отмечал, что «всё обобщать, подгонять под одну гребёнку, значит быть идиотом заострение внимания— вот чего заслуживает каждая особенность». Некоторые из ранних картин Блейка украшали стены её комнаты. Он также напишет «Описательный каталог» (1809), в котором будет представлено то, что Энтони Блант назовёт «выдающимся анализом» работы Чосера. Первое из них случилось в самом детстве, когда ему было 4 и, согласно истории, молодой художник «видел Бога», когда Тот просунул голову в окно, заставив Блейка завопить от ужаса. Позже это восстание, будучи реакцией на парламентский Акт о папистах (англ. ), отменявший санкции против Римского католицизма, получило название Гордонских мятежей. Большинство главных идей фантазийной трилогии Филипа Пулмана «Тёмные начала» позаимствовано из «Бракосочетания Рая и Ада».
Про себя он частенько поговаривал: «Я более известен своими произведениями на Небесах, чем на земле».