Образцом для Учелло послужили, возможно, несохранившиеся фрески Пизанелло в зале Большого совета Палаццо дожей изображавшие битву римских войск с армией Барбароссы у ворот св. Творчество Паоло Учелло – это переход от к готики к ренессансу: живописец активно использует революционное открытие законов перспективы, но в его работах все ещё встречается сказочность и изысканная декоративность готики. 21 Дочь Паоло Учелло Антония (1456—1491) умерла монахиней-кармелиткой и была занесена в реестр умерших во Флоренции, как «художница». Паоло Учелло (тал.
Похоронен Паоло Учелло не в Санта Мариа Новелла, а в Санто Спирито. Паоло Учелло (итал. Первой датированной 1436 годом художественной работой Учелло считают фреску – конный монумент кондотьера Джона Хоквуда, англичанину на итальянском службе.
Роль трагического лица все же отведена природе Паоло Учелло в его фреске «Потоп» (об этом будет речь в дальнейшем изложении). Серия картин ценна тем, что демонстрирует экспериментальную работу живописца надперспективой, что выделяет Паоло Учелло среди мастеров-современников. Першою датованою 1436 роком художньою роботою Учелло вважають фреску – кнний монумент кондотьру Джону Хоквуду, англйцю на талйськй служб. 14 Речь идет о наиболее характерных для творчества Паоло Учелло четырех «Битвах», находящихся теперь в Париже, Флоренции, Лондоне и Оксфорде.
«битва при Сан-Романо» (итал. Battaglia di San Romano)— серия из трёх картин итальянского художника Раннего Возрождения Паоло Учелло. Першою датованою 1436 роком художньою роботою Учелло вважають фреску— кнний монумент кондотьру Джону Хоквуду, англйцю на талйськй служб. Произведение является центральной частью триптиха написанного Паоло Учелло около 1438. Паоло Учелло (тал.
Ц фрески залюбки розглядав молодий палкий Мкеланджело. Охота как таковая (и тем более – ночная охота) никогда не становилась до Уччелло самостоятельным сюжетом картины. 1397-1475), флорентийский художник эпохи раннего Возрождения его настоящее имя Паоло ди Доно (Paolo di Dono), родился во Флоренции. Святой Георгий изображен закованным в доспехи рыцарем на вздыбленном белом коне.
А розово – терракотовое фон воспринимается вполне допустимой условностью. Он расписал опять-таки зеленой землей лоджию, выходящую на запад и расположенную над садом монастыря дельи Анджели (12), а именно под каждой аркой он изобразил по одной истории из деяний св. И потому скульптор Донателло, закадычный его друг, говаривал ему частенько, когда Паоло показывал ему обручи (мадзокки) с остриями и в клетку изображенные перспективно с разных точек зрения, шары с семьюдесятью двумя алмазными гранями и с жезлами, обвитыми стружками, на каждой грани и другие причуды, в которых он проводил и на которые тратил время: «Эх, Паоло из-за этой твоей перспективы ты верное меняешь на неверное эти штуки надобны только тем, кто занимается интарсиями, – это они заполняют фризы жгутами, круглыми и гранеными витками и тому подобными вещами».
Настоятель некоего монастыря, в котором Учелло работал из экономии кормил живописца одним хлебом с творогом (художникам — помимо заработка — полагались тогда харчи от заказчика). С 1425 по 1430 г. выполнял мозаики для собора Сан Марко в Венеции. Три картины с эпизодами Битвы при Сан Романо, заказанные Козимо Медичи (ок. В ряде монументальных фигур мастера, снятых со стен виллы Пандольфини в Леньайе (ныне же выставленных в музее Кастаньо или Санта Аполлония во Флоренции) иллюзионизм достигает той смелости, которую мы увидим потом у Мантеньи.
Козьмы и Дамиана. Первая дошедшая до нас датированная работа Уччелло — фреска с изображением английского кондотьера Джона Хоквуда во флорентийском соборе (1436). Искусствоведы считают, что Уччелло создал все три панели в 1450-е годы, хотя иные историки искусства оспаривают эту дату, как и утверждение, что «Битва при Сан-Романо» изначально предназначалась для дворца Медичи. Но даже на первом плане обломки копий рисуют четкую схему перспективного построения.
История этой работы (как, впрочем и многих других работ Паоло Уччелло) весьма загадочна. Посреди тесного пролива между двумя изображениями ковчега (эта несообразность явилась следствием стремления поместить два эпизода истории Ноя в одно отделение, под один свод) мы видим почти затопленный розоватый островок, на котором растет одинокое дерево. Их интересует только главное.
Кто знает, быть может, оба эти художника повлияли на своего юного собрата. Ствол его опален молнией, листву рвет бешеный вихрь и пучки ее летят к первому плану. Почва усеяна довольно схематическим узором травы и цветов, контрастирующим с совершенным реализмом остального. Троица представлена в виде Бога-Отца, держащего крест с Распятием. Луки. Вместе с Уччелло там работал художник Мазолино, а также будущий скульптор Донателло.
XV в. работал над циклом фресок в церкви Санта Мария Новелла на сюжеты из Ветхого Завета. Их искусство носит рассеянный характер. На ранних иконах победа Святого Георгия над драконом изображалась в виде процессии: Георгий Победоносец (пешком или на коне, чаще на коне), а за ним — девица с драконом на поводке. Достоверных работ мало: фрески в Кьостро Верде («Зеленом дворе») церкви Санта Мариа Новелла (перед поездкой в Венецию или после нее) конная фигура Джованни Акуто (1436) — фреска во Флорентинском соборе четыре головы пророков (1443) — там же «Рождество» и «Воскресение» (витражи, выполнены тогда же по картону Паоло Учелло) три «Битвы при Сан Романо» (1456—1457, теперь в Лувре, Уффици и в лондонской Национальной галерее) пределла алтарного образа («Чудо с причастием») в галерее Урбино (1468).
Дело в том, что оба художника были лучшими перспективистами своего времени. Точку зрения Вазари разделяли многие историки искусства последующих поколений. Франциска, а именно как он приемлет стигматы, как он поддерживает церковь, неся ее на плечах и как лобызается со святым Домиником (3). Поражает еще в «Баталиях» отсутствие определенного освещения — черта, вызванная, быть может, желанием придать картинам характер барельефов. Всё остальноесделала история: падение Константинополя — приток беженцев-византийцев в Италию — влияние византийского искусства на живопись раннего итальянского Возрождения (включая экспорт сюжетов).
Паоло ди Доно, прозванный Учелло («Птичкой»), однажды (где-то около 1470 года) нарисовал нечто странное. Где Святой Георгий ставит ультиматум: или город принимает христианство или он (Георгий Победоносец) науськивает дракона на языческое гнездо ибо не жалко.
Акуто, фреска в соборе во Флоренции, 1436). а также в изумительном воображаемом пейзаже на дальнем плане.
Кроме того, Учелло здесь старается передать глубину посредством довольно наивных приемов: всевозможного оружия, разложенного по земле (имеющей вид абсолютно гладкой плоскости), а также в ракурсных поворотах убитых. Уступка условности сделана лишь в самих статуях, которые поставлены не посреди крышек саркофагов, а на ближайших к зрителям гранях их (сделано это для того, чтобы ноги лошадей были видны полностью, до копыт). А так как он хамелеонов никогда не видел, то изобразил верблюда, который разевает пасть и заглатывает воздух, наполняя им себе живот, с простодушием поистине безграничным ибо из-за созвучия слова «верблюд» он перепутал животное, похожее на ящерицу, с нескладной и огромной скотиной (Camaleonte – хамелеон и Camello – верблюд). Кастаньо, впрочем, не решился провести с абсолютной последовательностью разрешение задачи, подобно тому, как это сделал в таком же случае (в фигуре лежащего Христа в Брере) Мантенья, бывший лет на сорок моложе его. Кастаньо также искал счастья в Венеции (будучи во Флоренции в 1430 году, он горько жаловался на нужду).
Козьмы и Дамиана. В 1425—1430 гг. Адже у монументального твору сво закони побудови. Ведь оба были уроженцами Флоренции.
В 1436 году Паоло получает от Совета заказ по строительству церкви Санта Мария дель Фьоре. Кроме того, Учелло здесь старается передать глубину посредством довольно наивных приемов: всевозможного оружия, «разложенного» по земле (имеющей вид абсолютно гладкой плоскости), а также в ракурсных поворотах убитых. Например, передний и задний планы мало соотносятся между собой. Вместе с Мазаччио они являются антиподами братьям ван Эйк, Витцу, северным миниатюристам.
В настоящее время фрески, о которых идет речь, повреждены настолько сильно, что слова Вазари трудно отнести к ним, однако сходное использование цвета мы встречаем, например, в Битве при Сан-Романо, где земля написана неожиданным бледно-розовым цветом (или, быть может, поле брани порозовело от крови. ). Свою критику Вазари основывал на всем понятном представлении о назначении живописи – максимально приближать написанное на доске, холсте или стене собора к тому, что написала природа вокруг нас. Если была возможность создать последовательность изображений, своеобразный «комикс» иллюстрирующий историю (например в «клеймах» — маленьких картинках, окружающих основное изображение на иконе) — проблем не возникало: предпоследняя картинка изображала знакомую нам процессию, а последняя — убийство реликтового животного. За Паоло Учелло остаются, во всяком случае, кроме Гоквуда, несколько батальных картин 1430-х годов (иллюстрирующих разные эпизоды одной битвы и находящихся ныне в Уффици, в Лувре и в Лондонской национальной галерее) и фрески в «Зеленом дворике» монастыря при церкви Санта Мария Новелла. Совершенство, с каким нарисованы здесь в разнообразных поворотах лошади, напоминает совершенство писанного бронзового коня под Гоквудом и то же абсолютное знание одушевленной природы сказывается в походке, беге и в прыжках прекрасных, тонконогих борзых собак, сопутствующих компании жестикулирующих и кричащих охотников. Художник написал их в 1456—1460гг. Кто знает, быть может, оба эти художника повлияли на своего юного собрата.
Сюжет картины необычен и непривычен. Это произведение почиталось раньше, да и теперь остается великолепнейшим образцом живописи такого рода и если бы Паоло не изобразил лошадь поднимающей обе ноги с одной стороны, чего, естественно, лошадь не делает ибо иначе она упала бы (быть может, он сделал это потому, что у него не было опыта в верховой езде и он не знал лошадей так, как знал других животных), то творение это было бы совершенным во всех отношениях ибо перспектива этой огромнейшей лошади превосходна на цоколе же стоят следующие слова: Pauli Uccelli opus (10). Создание купола было завершено к 1431 году. Основное внимание художник уделяет ракурсу.
Вот почему, когда им достаются экспрессивные задачи, у них появляется трагедия, нечто могучее и мировое (завершающееся в Страшном суде Микель Анджело). Вот почему у Кастаньо мы можем отметить и полное отсутствие пейзажа. Обычно историки искусства считают эти два направления антагонистическими, называя одно из них устаревшим (применительно к XV столетию), а другое – прогрессивным. Затем ему было заказано несколько историй для монастырского двора в Санта Мариа Новелла (7), первые из которых находятся при выходе из церкви во двор, а именно сотворение животных, где он изобразил бесчисленное множество их — водяных, наземных и пернатых. Жил во Флоренции. Он написал также во дворе Сан Миньято под Флоренцией зеленой землей и отчасти красками жития святых отцов (5), где он не очень следил за единством колорита, которое необходимо соблюдать в одноцветных историях, так как он фоны написал голубым, города красным цветом, а здания по-разному, как бог на душу положит и в этом сплоховал ибо предметы изображаемые каменными, не могут и не должны быть разноцветными.
Сам луч молнии окрашен в розовый тон (уже одно это указывает, насколько внимательно Учелло наблюдал явления природы), толпящиеся громады туч – в синий, ковчег слева – в коричнево-желтый с бурыми тенями. С 1424 года Уччелло вступает в новую организацию — Цех художников Святого Луки. После этого он написал в церкви Кармине в капелле св. Уроки старого Учелло згодилися в нову добу. Эти фрески удовольствием рассматривал молодой и пылкий Микеланджело. В доме Перуцци Паоло расписал свод фреской с треугольниками изображенными в перспективе, по углам же в квадратах изобразил четыре стихии с соответствующим для каждой животным: для земли крота, для воды рыбу, для огня саламандру и для воздуха хамелеона, который им питается и принимает от него любой цвет (17).
Мастер не создает в картинах единого пространства. В настоящее время они находятся в Уффици, Лувре и Национальной галерее в Лондоне. В них уже присутствует образ ренессансного героя, одним из первых создателей которого стал Уччелло. И потому скульптор Донателло, закадычный его друг, говаривал ему частенько, когда Паоло показывал ему обручи (мадзокки) с остриями и в клетку изображенные перспективно с разных точек зрения, шары с семьюдесятью двумя алмазными гранями и с жезлами, обвитыми стружками, на каждой грани и другие причуды, в которых он проводил и на которые тратил время: «Эх, Паоло из-за зтой твоей перспективы ты верное меняешь на неверное эти штуки надобны только тем, кто занимается интарсиями, — это они заполняют фризы жгутами, круглыми и гранеными витками и тому подобными вещами».
Он пожелал изобразить эффект сверкнувшей среди ужаса всемирного потопа молнии. Найвдалшими були фрески в церкв Санта Маря Новелла у Флоренц, виконан у 1430-т роки. Уччелло создал три варианта монументальной исторической композиции Битва при Сан-Романо (середина 1450-х годов, Уффици, Лувр, Париж и Национальная галерея, Лондон), ставшей одним из истоков европейского батального жанра. Бенедикта, где монахи его погребают и оплакивают, великолепны фигуры некоторых больных и убогих.
Его больше интересовала перспектива. А рожево – теракотове тло сприйматься цлком припустимою умовнстю. Однако талант Учелло проявился и в изобилии деталей и странных форм. Рисунки в Уффици.
Первая дошедшая до нас датированная работа Уччелло — фреска с изображением английского кондотьера Джона Хоквуда во флорентийском соборе (1436). О возможности «трагического» пейзажа стали догадываться лишь сто лет спустя.
Эта фреска, на которой изображен памятник сэру Джону Хоквуду, английскому рыцарю, сражавшемуся в XIV столетии в рядах флорентийской армии – первая из дошедших до нас точно документированных работ Уччелло. Георгия с драконом» (в собраниях Жакмар Андре в Париже и Ланцкоронского в Вене) и открытые под забелкой фрагменты фресок в Сан Миньято аль Монте во Флоренции.
Художник должен отражать реальность – эти слова звучали и пятьсот и шестьсот лет спустя. В позднем творчестве Уччелло парадоксальным образом обнаруживаются черты поздней готики. Во всех этих картинах мы, правда, уже не встречаем того прелестного пейзажиста, с которым мы только что познакомились, особенно по оксфордской картине, но для истории пейзажа и они представляют важный материал. С болыпой достоверностью приписываются: четвертая «Ночная битва» (в Ашмолеанском музее в Оксфорде), два «Св.
Испытал влияние Донателло, Ф. Брунеллески, Мазаччо и Л. Гиберти (в мастерской которого обучался). Первыми живописными работами Паоло были фрески в больнице Лельмо, а именно св. Паоло ответил: «Вы довели меня до того, что я не только от вас бегаю, но и не могу ни работать, ни проходить там, где есть плотники, а всему причиной неумеренность вашего аббата, который своими пирогами и супами, всегда начиненными сыром, столько напихал в меня творогу, что я боюсь, что превращусь в сыр и меня пустят в оборот вместо замазки и если бы так продолжалось и дальше, вероятно, я был бы уже не Паоло, а сыром». Оно датируется примерно 1460 годом.
В начале следующего года мастер предложил флорентийским властям свои услуги по оформлению кафедрального собора. так, как если бы мы видели крест парящим над нами.
Рациональное объяснение имело и его затворничество: он был увлеченнаукой перспективы и очень много работал — как изучая оптику, геометрию и математику, так и разрабатывая приемы изображения перспективы в рисунке и живописи. Однако можно ли к двум последним мастерам прилагать слово последователь.
Когда же как-то Донато встретил его идущего в полном одиночестве и спросил: «Что это за работа, что ты ее так закрываешь. », — Паоло ответил: «Сам увидишь, вот и все». Они, как и те рисунки, что лежали в сундуках самого мастера, бесследно исчезли.
Несмотря на принятую более ранними художниками систему росписи этих стен дворика — в монохромной гамме, основанной на серо-зеленом тоне (отсюда и прозвище), — систему, которой в общих чертах подчинился и Учелло, мастер здесь не мог утерпеть, чтобы не ввести и другие краски в палитру. В то время она была абсолютно новым, еще плохо изученным оружием в руках живописцев.
«Неосвещенность» этих картин тем более странна, что задачи освещения как раз в эти же 1430-е годы выступили на очередь и ими занимались Липпо Липпи, Доменико Венецеано, фра Беато и, наконец, сам Учелло. Последнее, однако изображено не стоящим, а в плафонном ракурсе, т. е. Под этой историей он написал также опьянение Ноя и издевательство Хама, его сына, в котором он изобразил своего друга Делло (8), флорентинского живописца и скульптора, а также Сима и Иафета, других его сыновей, прикрывающих его наготу. Сам луч молнии окрашен в розовый тон (уже одно это указывает, насколько внимательно Учелло наблюдал явления природы), толпящиеся громады туч — в синий, ковчег слева — в коричнево-желтый с бурыми тенями. Тем же целям служит перспектива и в других работах Уччелло.
Луки. Он пожелал изобразить эффект сверкнувшей среди ужаса всемирного потопа молнии. по заказу Козимо Медичи. А рожево— теракотове тло сприйматься цлком припустимою умовнстю. Адже у монументального твору сво закони побудови. После этого он написал в церкви Кармине в капелле св. С 1425 по 1430 г. выполнял мозаики для собора Сан Марко в Венеции. Некоторые историки искусства предполагают, что эта работа мастера иллюстрирует некое (возможно, утраченное) литературное произведение того времени.
Сходные качества обнаруживаются в цикле фресок История Ноя в церкви Санта Мария Новелла во Флоренции. х зараз лчать грзайлями майстра. Умер Уччелло во Флоренции в 1475. Талант живописца проявился у Паоло еще в детстве.
Очень хороша также и фигура св. Ведь в монументального произведения свои законы построения.
птица). У картины«Святой Георгий с драконом» (увы психоаналитикам от искусствоведения) тоже, как ни странно есть рациональное объяснение. Иеронима Апулийского лицевую сторону алтаря св.
Незграбний, нехоробрий Учелло наче забував про сво недолки художника, коли малював фрески. Луки. Однако можно ли к двум последним мастерам прилагать слово «последователь».
Там же в перспективе он изобразил большой саркофаг, в котором будто бы находится тело и на который он и поставил изображение покойного в капитанских доспехах верхом на коне (9). И так дожив до глубокой старости и испытав напоследок мало радости, он скончался на восемьдесят третьем году жизни, в 1432 году и был погребен в Санта Мариа Новелла (20). Однако в странных, но и поразительно сильных фресках «Киостро Верде» Учелло взялся за такую задачу, которой не преодолеть было живописи и сто лет спустя.
Третий пример перспективных увлечений Кастаньо – это недавно открытая (и снова заставленная посредственной картиной) фреска в церкви Аннунциаты изображающая Троицу и трех святых. Это серия из трех больших панелей, где изображена битва при Сан-Романо (в этой битве, произошедшей в 1432 году, Флоренция одержала победу над соседней Сиеной). Уччелло Паоло (Uccello собственно ди Доно, di Dono) (1397-1475) итальянский художник эпохи Раннего Возрождения. Последнее, правда имело вполне рациональное объяснение.
После чего спасенная девица (в сопровождении спасителя) снимает пояс, делает из него нечто вроде поводка и ведет на нем дракона к стенам родного города. Когда Донато работал в Падуе, он вызвал туда Паоло. В 1456 г. по приглашению Козимо Медичи приступил к украшению дворца, построенного Микелоццо, — сделал три картины «Битва при Сан Романо», в которых изобразил эпизоды битвы при Сан-Романо (1432), где флорентийцы одержали победу над войсками Сиены.
И византийские иконописцы (а вслед за ними болгарские, сербские, древнерусские и проч. ) начали размещать все ключевые события в одной картине. Вместе с Мазаччио они являются антиподами братьям ван Эйк, Витцу, северным миниатюристам. Примером может служить его рисунок Перспектива чаши. В 1456 г. по приглашению Козимо Медичи приступил к украшению дворца, построенного Микелоццо, — сделал три картины «Битва при Сан Романо», в которых изобразил эпизоды битвы при Сан Романо (1432), где флорентийцы одержали победу над войсками Сиены.
Он оставил после себя дочь, которая умела рисовать (21) и жену, которая часто рассказывала, что Паоло по целым ночам просиживал в своей мастерской в поисках законов перспективы и что, когда она звала его спать, он отвечал ей: «О, какая приятная вещь эта перспектива. » И поистине, если она была приятна ему самому, то благодаря трудам его она не была ни менее ценной и ни менее полезной для тех, кто подвизался в ней после него. За Паоло Учелло остаются, во всяком случае, кроме Гоквуда, несколько батальных картин 1430-х годов (иллюстрирующих разные эпизоды одной битвы и находящихся ныне в Уффици, в Лувре и в Лондонской национальной галерее) и фрески в Зеленом дворике монастыря при церкви Санта Мария Новелла. Уроки старого Учелло согласились в новую эпоху.
На выступ ковчега стараются взобраться последние обитатели земли и каждая фигура бросает резко очерченную тень на стену этого бесконечно уходящего в глубину «сарая». Когда Донато работал в Падуе, он вызвал туда Паоло. Сын цирюльника и хирурга Доно ди Паоло. Монохомн, з використанням небагатьох фарб, вони справляли водночас враження фресок невисоких рельфв.
Их и сейчас считают гризайли мастера. Это раннехристианская легенда о Святом Георгии. Совершенство, с каким нарисованы здесь в разнообразных поворотах лошади, напоминает совершенство писанного «бронзового коня» под Гоквудом и то же абсолютное знание «одушевленной природы» сказывается в походке, беге и в прыжках прекрасных, тонконогих борзых собак, сопутствующих компании жестикулирующих и кричащих охотников.
Его первым крупным произведением был выполненный в технике фрески конный портрет английского кондотьера сэра Джона Хоквуда (Джованни Акуто), написанный в 1436 в соборе Санта Мария дель Фьоре во Флоренции. И, кроме того, вокруг Ноя изображено бесчисленное множество разных прекраснейших животных. Дело в том, что оба художника были лучшими перспективистами своего времени. Но — вот беда. Его интересовало абсолютно другое. Монахи ушли от него и с превеликим смехом рассказали обо всем аббату, который, уговорив его вернуться на работу, отныне заказывал для него уже не творог, а другие кушанья.
Троица представлена в виде Бога-Отца, держащего крест с Распятием. Кастаньо, впрочем, не решился провести с абсолютной последовательностью разрешение задачи, подобно тому, как это сделал в таком же случае (в фигуре лежащего Христа в Брере) Мантенья, бывший лет на сорок моложе его. Они подготовили полноразмерные картоны, послужившие образцами для мастеров-стекольщиков. Он исполнил также в церкви Санта Мариа Маджоре, в капелле возле боковых дверей, ведущих к Сан Джованни, там, гдё образ и пределла Мазаччо, фреску Благовещения (4), где написал изображение некоего здания, достойное всяческого внимания и для тех времен новое и трудное ибо оно было первым, показанным художникам в прекрасной манере.
Созданные Уччелло три варианта монументальной исторической композиции Битва при Сан-Романо (середина 50-х гг., Уффици, Национальная галерея, Лондон и другие собрания) явились одним из истоков европейского батального жанра нового времени. Вдсутнсть синьо фарби на неб не бентежить, забуваться, так захоплю сюжет. Через два года он попадет в плен и погибнет, как подозревают, от яда. Несмотря на принятую более ранними художниками систему росписи этих стен дворика – в монохромной гамме, основанной на серо-зеленом тоне (отсюда и прозвище), – систему, которой в общих чертах подчинился и Учелло, мастер здесь не мог утерпеть, чтобы не ввести и другие краски в палитру. Первыми живописными работами Паоло были фрески в больнице Лельмо, а именно св. Посреди тесного пролива между двумя изображениями ковчега (эта несообразность явилась следствием стремления поместить два эпизода истории Ноя в одно отделение, под один свод) мы видим почти затопленный розоватый островок, на котором растет одинокое дерево.
Современник Мазаччо, работы которого оказали на него большое влияние. 1 В первом издании «Жизнеописаний» биография Паоло Учелло начиналась следующим образом: «Редко бывает, чтобы подлинный талант не обнаруживал в своих вымыслах необычных странностей или причуд и редко бывает, чтобы природа, создав человека с душой, обуреваемой рассудком, не даровала ему и неукротимый нрав в качестве противовеса. Хотя Паоло и был чудаком, он уважал доблесть художников своего времени и, дабы оставить о них память потомкам изобразил собственноручно на одной доске пять знаменитых людей и держал ее дома на память о них (18) первым был Джотто, художник, как светоч и начало искусства, вторым, для архитектуры, Филиппо ди сер Брунеллеско, Донателло для скульптуры, он сам для перспективы и животных и для математики Джованни Манетти, его друг, с которым он много беседовал и рассуждал о творениях Эвклида. Между 1425 и 1432 Уччелло жил на севере Италии и работал над мозаикой для собора Сан Марко в Венеции. Третий пример перспективных увлечений Кастаньо — это недавно открытая (и снова заставленная посредственной картиной) фреска в церкви Аннунциаты изображающая Троицу и трех святых.
Фомы на Меркато Веккио этого самого святого, прикасающегося к ране Христа (19), он вложил в эту работу все присущее ему усердие, говоря, что хочет показать в ней все, что может и что знает и велел выстроить забор из досок, чтобы никто не мог видеть его работу, пока он ее не кончит. Их интересует только главное. стр. ). Вдсутнсть синьо фарби на неб не бентежить, забуваться, так захоплю сюжет. Картина«Святой Георгий с драконом» вдохновила множество интерпретаторов, которые объяснили её с точки зрения всех популярных направлений в психологии и психоанализе.
Трагичной оказалась судьба и героя сражения при Сан-Романо – Никколо да Толентино. В мае 1443 года Уччелло получил деньги за картон Вознесение, однако впоследствии власти Флоренции отдали предпочтение рисунку Тиберти, выполненному на тот же сюжет. Незграбний, нехоробрий Учелло наче забував про сво недолки художника, коли малював фрески.
XV в. работал над циклом фресок в церкви Санта Мария Новелла на сюжеты из Ветхого Завета. Донато, внимательно разглядев работу, сказал: «Эх, Паоло, теперь как раз время было бы ее закрыть, а ты ее раскрываешь». Представитель флорентийской школы. После того, как Учелло был помощником Гиберти в изготовлении «райских ворот» флорентийской Крещальни (вспомним тут же обилие пейзажных и перспективных мотивов в этой знаменитой скульптуре), он отправился Венецию, где работал над мозаиками фасада Сан Марко (приблизительно в 1425-1432 годах).
Учился в мастерской Гиберти (вероятно, с 1407 по 1414 г. ) В 1415 г. был принят в цех врачей и аптекарей, а в 1424 г. — братство Св. Адам Учелло Мкеланджело майже дентичн. Всего было принято три картона Уччелло.
В названном же доме он среди других историй с животными изобразил нескольких дерущихся друг с другом львов, в своих движениях и ярости столь ужасных, что они казались живыми. 1397–1475), флорентийский художник эпохи раннего Возрождения его настоящее имя Паоло ди Доно (Paolo di Dono), родился во Флоренции. Очень хороша также фигура св. К тому же он сокращал и фигуры при помощи перспективных линий и бесспорно великолепнейшим образом изобразил в этой фреске обручи (мадзокки), а также многое другое. В то же время и в той же церкви над главными дверями он написал фреской и в цвете сферу часов с четырьмя головами по углам (11).
В настоящее время они находятся в Уффици, Лувре и Национальной галерее в Лондоне. Эта теория выглядит правдоподобной, но подтвердить ее пока ничем не удалось. Ни один из подготовительных картонов Уччелло не сохранился.
Одним из самых пылких почитателей его таланта был известный искусствовед Кеннет Кларк, опубликовавший в 1983 году эссе, посвященное творчеству художника. Однако уже и то хорошо, что Паоло, пользуясь правилами перспективы, стал изображать их уходящими вдаль и писать их именно так, как он это сделал, передавая все, что видел, как-то: поля, пашни, рвы и другие мелочи природы, – в этой своей сухой и резкой манере. Но такая возможность была не всегда — часто требовалось показать всю историю лишь в одном изображении. Их искусство носит «рассеянный» характер. В позднем творчестве Уччелло парадоксальным образом обнаруживаются черты поздней готики. Франциска, а именно как он приемлет стигматы, как он поддерживает церковь, неся ее на плечах и как лобызается со святым Домиником.
Первоначально они висели в большом зале Палаццо Медичи во Флоренции. Паоло ответил: «Вы довели меня до того, что я не только от вас бегаю, но и не могу ни работать, ни проходить там, где есть плотники, а всему причиной неумеренность вашего аббата, который своими пирогами и супами, всегда начиненными сыром, столько напихал в меня творогу, что я боюсь, что превращусь в сыр и меня пустят в оборот вместо замазки и если бы так продолжалось и дальше, вероятно, я был бы уже не Паоло, а сыром». Три картины с эпизодами Битвы при Сан Романо, заказанные Козимо Медичи (ок.
використа композицю трохи призабутого Учелло. Эта работа имеет головокружительный успех. Здесь, в базилике Св. До нас дошло лишь считанное число работ художника в этом жанре. Он сразу лишался мелких деталей и робости. Вот два подлинных флорентийца.
Такова крайне упрошенная декорация фрески «Тайная вечеря» Кастаньо в SantApollonia во Флоренции. х зараз лчать грзайлями майстра. Именно в этот период Уччелло обратился в своем творчестве к открытой незадолго до того системе линейной перспективы.
Адже обидва були уродженцями Флоренц.
Начинается она с привычного нам принесения в жертву дракону невинной девицы (с тем отличием, что в данном случае язычники приносят в жертву девицу-христианку) и появлении благородного рыцаря-спасителя. Уступка условности сделана лишь в самих статуях, которые поставлены не посреди крышек саркофагов, а на ближайших к зрителям гранях их (сделано это для того, чтобы ноги лошадей были видны полностью, до копыт). И вот оба создали вещи, которые, помимо грандиозной силы в линиях и массах, поражают своим иллюзионистским характером даже теперь, когда они потускнели, стерлись, запылились и утратили, несомненно, бывшую в них яркость светотени. Ступени, на которых стоит каждая из фигур, видны лишь передней вертикальной своей гранью и в них твердо уперлись ноги этих «монументов», воздвигнутых кондотьеру Пипо Спано, Боккаччио, Фаринато дельи Уберти, Николло Акчиауоли и Данте.
И тот написал там при входе в дом Витали зеленой землей несколько гигантов, которые, как я прочел в латинском письме, написанном Джироламо Кампаньолой мессеру Леонико Томео, философу (16), настолько, мол, хороши, что Андреа Мантенья ставил их весьма высоко. Отсутствие синей краски на небе не смущает, забывается, так захватывает сюжет.
Однако самое замечательное в этой длинной фризообразной картине — это лес, черно-зеленая масса листвы, поддерживаемая теряющейся в глубине колоннадой стройных стволов из-за которых справа виден просвет на реку. В ряде монументальных фигур мастера, снятых со стен виллы Пандольфини в Леньайе (ныне же выставленных в музее Кастаньо или Санта Аполлония во Флоренции) иллюзионизм достигает той смелости, которую мы увидим потом у Мантеньи. Иеронима Апулийского лицевую сторону алтаря св. так, как если бы мы видели крест парящим над нами.
Оба были старше Мазаччио, оба обнаружили себя мощными, цельными и вполне самобытными художниками. Не прервись преждевременно жизнь Мазаччио, весьма возможно, что он заслонил бы своим величием всех остальных мастеров Флоренции, — так, как это произошло впоследствии с Микель Анджело. Приблизительно с середины 30-х до середины 40-х гг. Приблизительно с середины 30-х до середины 40-х гг. Вн одразу позбавлявся дрбязкових деталей несмливост.
Рассказывают, что, когда ему поручено было написать над воротами св. Напротив того искусство флорентийцев отличается строгой цельностью, строгой простотой. В этом же году он работает над фресками в монастыре Санта Мария Новелла во Флоренции. В доме Медичи он написал темперой на холсте несколько историй с животными (6), которых он всегда очень любил и прилагал величайшие старания к тому, чтобы хорошо их изображать мало того, он всегда держал у себя дома написанные им изображения птиц, кошек, собак, а также всякого рода странных животных, каких он только мог зарисовать, будучи слишком бедным, чтобы содержать живых, а так как больше всего он любил птиц, его и прозвали Паоло Учелло (т. е.
Вн одразу позбавлявся дрбязкових деталей несмливост. Впрочем, не менее примечателен испуг другого монаха, который убегает и одежда, обвившаяся вокруг обнаженного тела, развевается с необыкновенной легкостью, чем Паоло настолько подзадорил других художников, что они затем постоянно подражали этой манере. Его первым крупным произведением был выполненный в технике фрески конный портрет английского кондотьера сэра Джона Хоквуда (Джованни Акуто), написанный в 1436 в соборе Санта Мария дель Фьоре во Флоренции.
Донато, внимательно разглядев работу, сказал: «Эх, Паоло, теперь как раз время было бы ее закрыть, а ты ее раскрываешь». — зрителям не давал покоя вопрос что же стало с драконом. Мкеланджело тльки розвернув композицю в другий бк, а Бога-Творця зробив у повтр. Однако все же в «Баталиях» позади сражающихся развертываются по холмам пашни и поля и лишь традиционное темное (пострадавшее от времени. ) небо мешает иллюзии пейзажной стороны.
Однако все же в Баталиях позади сражающихся развертываются по холмам пашни и поля и лишь традиционное темное (пострадавшее от времени. ) небо мешает иллюзии пейзажной стороны. Рассказывают, что когда ему поручено было написать над воротами св. УЧЧЕЛЛО, ПАОЛО (Uccello, Paolo) (ок.
Учелло был страстно увлечен передачей пространства и перспективного сокращения. Уччелло выполнил также героические портреты современников (Кондотьер Дж.
Это уже разгар сражения – на земле видны обломки копий, сбитые шлемы, поверженный воин. Его отличительный знак — изображенный на знамени узел царя Соломона. Последнее, однако изображено не стоящим, а в «плафонном ракурсе», т. е.
В целом ряде других произведений обоих «атлетов» живописи всюду сказывается их пластический темперамент и намерение передать чрезвычайную выпуклость. Напротив того искусство флорентийцев отличается строгой цельностью, строгой простотой. Вот почему у Кастаньо мы можем отметить и полное отсутствие пейзажа.
Гиберти создает большую мастерскую, в которой работают, в основном молодые мастера. Здесь уместно вспомнить фреску Всемирный потоп с его водоворотообразной перспективой или же Ночную охоту, где удаляющиеся и теряющиеся во мраке деревья навевают мысли о таинственности и необозримости мира, в котором человек так легко может потеряться и никогда не найтись. Джордже Вазари соболезновал не только о чрезмерной увлеченности Уччелло перспективой, приведшей его к меланхолии, но и о его пристрастии к неестественно-яркому колориту. Однако настоящего признания предстояло ждать еще несколько лет. Это произведение почиталось раньше, да и теперь остается великолепнейшим образцом живописи такого рода и если бы Паоло не изобразил лошадь поднимающей обе ноги с одной стороны, чего, естественно, лошадь не делает ибо иначе она упала бы (быть может, он сделал это потому, что у него не было опыта в верховой езде и он не знал лошадей так, как знал других животных), то творение это было бы совершенным во всех отношениях ибо перспектива этой огромнейшей лошади превосходна на цоколе же стоят следующие слова: Pauli Uccelli opus (Работа Паоло Учелло).
Кастаньо решается здесь устранить почву под ногами фигур. И стал (на всякий случай) старательно избегать совершенно всех монахов. В январе 1431 года Уччелло возвращается во Флоренцию. И перспектива служила ему вовсе не для написания правдоподобной сцены. Здесь показан флорентийский полководец Никколо да Толентино, сидящий на белом коне. Что сталось с рисунками, набивавшими сундуки мастера, мы не знаем.
Монохомн, з використанням небагатьох фарб, вони справляли водночас враження фресок невисоких рельфв. Во многих домах Флоренции имеется большое количество маленьких перспективных картин, выполненных его же рукой на филенках кроватей (13) и в частности в Гвальфонде, в саду, принадлежавшем Бартолини, на террасе его рукой выполнены на дереве четыре военные сцены с лошадьми и людьми в великолепнейших доспехах того времени и в числе людей там изображены Паоло Орсино, Оттобуоно из Пармы, Лука из Канале и Карло Малатеста, властитель Римини, все главные капитаны того времени (14). Большинство их находится ныне в галерее Уффици во Флоренции. К тому же он сокращал и фигуры при помощи перспективных линий и бесспорно великолепнейшим образом изобразил в этой фреске обручи (мадзокки), а также многое другое. И, кроме того, вокруг Ноя изображено бесчисленное множество разных прекраснейших животных. Когда же как-то Донато встретил его идущего в полном одиночестве и спросил: «Что это за работа, что ты ее так закрываешь. » – Паоло ответил: «Сам увидишь, вот и все». Удачными были фрески в церкви Санта Мария Новелла во Флоренции, выполненные в 1430-е годы.
А так как он хамелеонов никогда не видел, то изобразил верблюда, который разевает пасть и заглатывает воздух, наполняя им себе живот, с простодушием поистине безграничным ибо из-за созвучия слова «верблюд» (Camaleonte – хамелеон и Camello – верблюд) он перепутал животное, похожее на ящерицу, с нескладной и огромной скотиной. Он оставил после себя дочь, которая умела рисовать и жену, которая часто рассказывала, что Паоло по целым ночам просиживал в своей мастерской в поисках законов перспективы и что, когда она звала его спать, он отвечал ей: «О какая приятная вещь эта перспектива. » И поистине, если она была приятна ему самому, то благодаря трудам его она не была ни менее ценной и ни менее полезной для тех, кто подвизался в ней после него. Вот почему, когда им достаются экспрессивные задачи, у них появляется трагедия, нечто могучее и мировое (завершающееся в «Страшном суде» Микель Анджело). Весь строгий убор ее — шашки на полу, кессоны в потолке, розетки и панели по стенам — изображены с навязчивой отчетливостью для того, чтобы достичь полного впечатления глубины (мы бы сказали «стереоскопичности»).
Ему казалось (и, как показала история дальнейшего развития искусства, абсолютно правильно казалось), что перспектива способна дать художнику поистине безграничные возможности. К тому же стремился и Уччелло, с головой ушедший в науку о перспективе. Найвдалшими були фрески в церкв Санта Маря Новелла у Флоренц, виконан у 1430-т роки.
В 1425 году Уччелло переезжает в Венецию, где будет работать на протяжении пяти лет. УЧЧЕЛЛО, ПАОЛО (Uccello, Paolo) (ок. А вот дальше события развиваются для нас несколько непривычно (и привычно для современников Учелло): Святой Георгий дракона не убивает, а покоряет (способ покорения и обуздания дракона разнится от версии к версии — это может быть молитва, прикосновение освященным предметом, посохом святого, произнесение имениГосподнего). Кастаньо решается здесь устранить почву под ногами фигур.
Антоний, аббат, в прямоугольной нише изображенной в перспективе между святыми Козьмой и Дамианом (2). Уччелло будто нарочно усложняет изобразительные задачи – достижение эффекта глубинности еще не стало привычным приемом. В конце концов возмущенный Учелло просто перестал ходить на работу. Ствол его опален молнией, листву рвет бешеный вихрь и пучки ее летят к первому плану.
О возможности трагического пейзажа стали догадываться лишь сто лет спустя. В 1415 году Уччелло вступает в ряды Цеха флорентийских докторов, аптекарей и живописцев. И более того, можно сказать: одиночество и неохота служить своим творчеством и доставлять удовольствие другим доводят людей подобного рода часто до того, что бедность пригибает их и уже не дает более выпрямиться, как бы они этого ни желали и начинает им тогда казаться, что истинный путь и настоящая доблесть заключаются в том, чтобы трудиться беэ отдыха и целыми ночами просиживать за столом, рисуя и не понимают они того, что подлинное дарование требует работы лишь тогда, когда воля исполненная любовью и жаждущая творческой деятельности, создает нечто божественное, а не тогда, когда, усталая и переутомленная, рождает она вещи самые бесплодные и сухие, доставляя величайшие страдания и тоску тому, кто к этому ее побуждает». На нем изящно и соразмерно был показан способ, как сделать, чтобы линии убегали и чтобы пространство, занимающее на плоскости ничтожное и небольшое место, увеличилось бы настолько, что кажется очень большим и очень далеким, а те, кто с толком умеет изящно добавлять к этому свет и тени, написанные красками и распределенные по своим местам, те, несомненно, достигают того, что глаз обманывается и живопись становится живой и выпуклой.