Одними из основателей стиля пауэр-поп (зародившегося ещё в 60-е годы) стали The Knack с песней «My Sharona». (группы экс-вокалиста Sex Pistols Джона Лайдона). Группе The Doors удалось стать не только музыкальным явлением, но и культурным феноменом.
В 1965 году The Beatles также пошли по пути совершенствования своего раннего звучания. Непривычный даже для рокеров, характерный тяжелый звук гитары открыл совершенно новые возвожности и пути развития, что и было доказано первым хард-рок альбомом, выпущенным в 1968 году группой Led Zeppelin. В середине 1990-х годов под влиянием альтернативного метала, грув-метала, трэш-метала, гранжа и рэпа появляется поджанр ню-метал., Guru Guru, Faust. Менее удачным вышел психоделический эксперимент The Rolling Stones. Стали появляться и другие экспериментальные нойз-рок-группы: Swans скрещивали гитарный нойз с медленным и тягучим ритмом Big Black играли более агрессивную, механистичную музыку.
Этот стиль отличает исключительная медлительность композиций. Крупный вклад в развитие прото-панка внесли глэм-рокеры New York Dolls, а также группы The Dictators, Rocket From The Tombs, Richard Hell The Voidoids, Johnny Thunders The Heartbreakers и Патти Смит, в 1975 году выпустившая один из главных альбомов прото-панка, «Horses». Одна из наиболее влиятельных групп первой половины 70-х, Kraftwerk, вышедшие из краут-рока, заложили основы всей последующей электронной музыки своими работами, начиная с диска 1974 года «Autobahn». Элементы идей The Kinks использовали многие группы британского вторжения.
Появившись в 70-е годы, в 80-х вступила в новую фазу— экспериментов как в музыке, так и в области «живых» выступлений— экспериментальная, с влиянием прог-рока группа The Residents, реальные участники которой до сих пор сохраняют инкогнито. В частности, с исполнения ритм-энд-блюза начинали The Yardbirds. Хард-рок возник в конце 60-х и окончательно сформировался в 70-х годах XX века.
Одной из самых агрессивных панк-групп Британии 70-х стали Crass. В начале 90-х годов рок музыка в Канаде совершила решительный поворот. В конце 70-х— начале 80-х появились такие жанры рок-музыки, как постпанк, новая волна, альтернативный рок (но в конце 60-х появились ранние представители этого направления), хардкор (крупный поджанр панк-рока), а позже и экстремальные поджанры метала— дэт-метал, блэк-метал. От Кенни они узнают, что музыку можно бесплатно скачать из интернета.
Изредка отдельные песни гаражных групп становились хитами: так случилось с «Psychotic Reaction» Count Five, «96 Tears» Question Mark the Mysterians, «Dirty Water» The Standells. Среди других значительных групп— Amon Dl II, Neu.
Стиль Radiohead оказал серьёзное влияние на развитие британской инди-сцены 90-х. начали изживать себя. Термин впервые был применён по отношению к фолковой группе Holy Modal Rounders одной из первых гаражных психоделических групп (и первой использовавшей слово «psychedelic» в названии альбома) стали The 13th Floor Elevators. Риффы стали отличительной особенностью хард-рока и, позднее, хэви-метала. Большинству новых жанров не был чужд творческий поиск, экспериментальность. Музыка Iron Maiden была быстрой, громкой, что сочеталось с сильным и мелодичным вокалом.
Достаточно сказать, что в хард-роке достаточно часто используется шаффл-ритмнеизвестный термин, который является отличительной чертой так называемой «чёрной» музыки— джаза и блюза (так, один из наиболее ярких примеров использования шаффл-ритма в хард-роке— композиция Deep Purple «Into the fire» c альбома «Deep Purple in Rock»). В противоположность «мейнстримовому» постпанку, ряд групп пытался проводить эксперименты со звучанием. The Yellow Tape, выпущенный в 1991 году, стал первым инди-релизом среди всех групп, который достиг платинового статуса (100 000 копий) в Канаде. Другими общеизвестными примерами хард-рока 1960-х могут послужить песни «Битлз» Автор дешевых романов (Paperback Writer, 1966) и, конечно же, Беспорядок (Helter Skelter, 1968). Польская группа неплохо пугает всех своих новых слушателей.
Именно с этого момента инди-музыке стало отводиться время в американском теле- и радиоэфире, а лидер Nirvana Курт Кобейн был объявлен «голосом поколения». На основе звука вокальных фолк-групп и фолк-исполнителей 30-50-х годов (не без влияния блюза) создавали свою музыку фолк-исполнители начала 60-х, влиятельнейшим из которых являлся Боб Дилан. The Beatles выпустили концептуальный альбом «Sgt. Так же как и в психоделии, главенствующим инструментом хард-рока является электрогитара, но наряду с ней часто используются и клавишные (в особенности орган Хаммонда).
Поворотным моментом в музыке 90-х стал неожиданный громкий успех альбома «Nevermind» гранж-группы Nirvana. Sorrow». Считается, что этот музыкальный стиль имеет корни в экспериментах с перегрузками гитарного усилителя, в результате которых гитарный звук стал более агрессивным, что вынуждало также басиста и барабанщика играть в подобном ключе.
Джазовые гармонии пытался использовать Фрэнк Заппа, симфонические элементы использовали британские психоделические группы Procol Harum (в том числе в знаменитом сингле «A Whiter Shade Of Pale») и Moody Blues (а также The Beatles). После скачивания их арестовывает ФБР. Одни группы опирались на звучание биг-бендов, другие— на фри-джаз. Певец Beck начал исполнять ироничные постмодернистские поп- и инди-песни с элементами самых разных стилей— фолк-рока, электроники, психоделии, хип-хопа. Этому способствовали, во-первых, новые альбомы постпанк-групп «первой волны», во-вторых, более коммерчески ориентированные новые исполнители жанра (Билли Айдол, Element Of Crime).
При малых составах (гитара, бас и ударные) исполнение риффов прерывается обычно только для исполнения соло электрогитары. Интересные пластинки в жанре поп-рока создают The Move. Другим источником развития альтернативной сцены стал хардкор. Следует помнить, что термин хард-рок, который в России в связи со сложившейся практикой используется для обозначения хэви-металлической музыки 70-х годов, является в мировой практике менее употребительным синонимом термина «метал», охватывающим также энергичную гитарную музыку 60-х годов (например, ритм-энд-блюз британского вторжения), что не вполне совпадает с общепринятыми рамками метала. Некоторые работы групп хард-рока можно отнести и к прогрессивному року, так как «тяжесть» звучания иногда сопровождалась сложными музыкальными партиями, длительными виртуозными соло и импровизациями (особенно на концертах).
«Barenaked Ladies» привлекли внимание канадского инди-рынка, когда продажи их альбомов начали расти благодаря живым выступлениям и крайне положительной реакции публики. Выпущенный мизерным тиражом дебютный альбом группы с тягучими, мрачными песнями и текстами, посвящённым нелицеприятным и «крамольным» для того времени темам, фактически положил начало всему направлению альтернативного рока. Вплоть до 1991 года гранж развивался как андерграундное явление сиэтльской сцены. Один из составов музыкантов The Sisters Of Mercy (в которых единственным постоянным участником является Эндрю Элдрич) организовал ещё одну известную группу жанра— The Mission. Крупнейшей, помимо американской, сценой трэш-метала стала немецкая, представители которого (Kreator, Sodom, Destruction) ещё больше ужесточили, брутализировали звук Metallica и Slayer.
Хард-рок (англ. Всё трое лид-гитаристов, прошедших через Yardbirds, стали первым поколением «гитарных героев»— вышедших на передний план гитаристов, которые привлекали всё большее внимание и имели собственных поклонников. По сути дела, вся история рока состоит из схожих циклов, в начале каждого из которых— бунт, протест, рождение новых стилей и новых ценностей, возникновение групп и исполнителей-основоположников стиля (1955, 1967, 1977, ), а затем— постепенный процесс «приручения», коммерциализации, порой— упрощения, возникновения вторичных рок-групп. Необычный, построенный на бас-гитаре саунд использовали Primus, для определения стиля которых было придумано название «фанк-метал».
По словам фанатов, благодаря этому риффу композиция стала «гимном» тяжёлой рок-музыки. Альбом Stunt стал их самым большим успехом, поддержанным «One Week», который по совпадению провел одну неделю на первом месте на легендарном Billboard Hot 100. Так началась волна вливания панк-рока в мейнстрим. Каждый из жанров развивался в значительной степени независимо от других.
Во многом этой тенденции способствовало и появление особого типа рок-альбома— рок-оперы. Главная группа направления— The Jam. Вконцертных выступлениях некоторых групп встречаются длительные (более 10минут) инструментальные фрагменты собилием соло иимпровизаций (например, наконцертном альбоме Deep Purple 1972года «Made inJapan»).
Краут-рок в целом (и, в частности, Can и Faust) оказал немалое влияние на развитие альтернативного рока и построка. Важнейшая роль в формировании готик-саунда принадлежала Bauhaus. Они были введены в «Канадский Зал Славы Музыки», «Аллею Славы Канады», Королевскую Консерваторию, выиграли более дюжины Juno Award в более чем тридцати номинациях. Влияние The Smiths заметно не только у множества групп-последователей в 80-х (The Housemartins, The Wedding Present), но и в брит-попе 1990-х. Одной из влиятельнейших групп постпанка вообще стали The Cure.
На основе тягучего гитарного саунда Sonic Youth, мелодики Hsker D и психоделического инди-рока Meat Puppets в Сиэтле формируется особый поджанр гранж (первые представители— Mother Love Bone, Green River, Mudhoney). Ряд групп, которые пытались на основе блюз-рока создать «тяжёлый» гитарный саунд, уже во второй половине 1960-х заложили основы стиля, получившего название хард-рок.
Экзистенциальная музыка и тягучие гармонии сочетались со своеобразным «готическим» имиджем. В начале 90-х стал развиваться ещё один поджанр метала— стоунер-рок (стоунер-метал), который обращался к идеям психоделического рока и раннего метала (Джимми Хендрикс, Black Sabbath), пытаясь передать музыкальными средствами метала ощущения от LSD-трипа или курения марихуаны. Довольно известная группа Metallica, например играет в стиле трэш-метал.
Охватившая практически весь мир популярность The Beatles (её началом можно примерно считать выступление на шоу Эда Салливана в 1964 году) положила начало небывалому для того времени явлению— «битломании». Со второй половины 1970-х хард-рок начал постепенно растворяться в новых стилях. Лидер The Police Стинг после распада группы стал популярным исполнителем поп-рока.
Жанр мат-рок, произошедший от нойз-рока, характеризуется усложнённой ритмической структурой и резкими, часто негармоничными риффами (Battles, Don Caballero, Faraquet). Риффы стали отличительной особенностью хард-рока и, позднее, хэви-метала. В дальнейшем группа стала записывать более мягкую музыку, однако успех и признание пришли к ней уже значительно позже. В конце 1965—1966 годах в Америке стал формироваться новый музыкальный жанр— психоделический рок. В дальнейшем хард-рок перестал быть отчетливым стилем, превратившись, с одной стороны, либо в весьма общее понятие (так, по большому счету, к хард-року могут быть отнесены даже такие принципиально далекие работы, как альбом Красный (Red) группы «Кинг Кримзон» (King Crimson) и альбом Аппетит к разрушению (Appetite for Destruction) группы «Ганз-н-Роузис» (GunsnRoses), либо в один из элементов других разновидностей рока: панк-рока, гранджа и др. В европейском метале конца 90-х большое распространение получило использование элементов классической музыки— таких, как живые оркестры (или замена их аналогичными синтезаторными эффектами) и богатый, почти оперный женский вокал. Хотя чёткого разделения музыки 1960-х годов на несколько пластов не существует именно период с 1966 по 1969 годы принято считать временем наибольшего расцвета так называемого «классического рока»— этот условный термин включает в себя все основные направления музыки 60-х, начиная с «британского вторжения» (в широком смысле он включает в себя также хэви-метал и арт-рок 70-х).
Немалое влияние на рок-музыку второй половины 1990-х оказали Pavement. Такое понятие, как гаражный рок, в 70-е годы уже не существовало, однако крупнейшие группы «детройтской школы» продолжали существовать. Общее увеличение значения ритм-секции становится характерной чертой жанра. В наиболее чистом виде оформилось в начале 1970-х. Возможно, самые драматичные изменения произошли в образе жизни девушек. Как пример можно привести чрезвычайно знаменитый и узнаваемый рифф из композиции «Smoke On The Water» группы Deep Purple.
В этом же году выпустили первый хард-рок альбом. В частности, элементы жесткого звучания перенял панк-рок (punk rock), который был особенно популярен в Британии. Ряд нойз-рокеров использовали элементы японского экстремального индастриала (т. н.
В 1971 году правила (25 канадского контента на радио, увеличились на 30 в 80-х) наконец, вступили в полную силу и к концу десятилетия радиостанции должны были играть 35 канадского контента. Одной из наиболее оригинальных групп того времени были «Блэк Кроуз» (Black Crows), возрождавшие стилистику конца 1960-х. Первопроходцы нойз-рока Butthole Surfers (которых называют «Pink Floyd от панк-рока») создавали полуиздевательские нойзовые пластинки на стыке панк-рока и джаз-авангарда в духе Фрэнка Заппы. Это звучание достигалось либо перегрузкой лампового гитарного усилителя, либо при помощи «примочки» (гитарной приставки) «фузз-бокс» (fuzz-box). Они знамениты уникальными «живыми» выступлениями, которые превращались в длинные гипнотические джемы.
Многие другие британские группы также выпустили интересные психоделические (нередко концептуальные) работы— среди них The Who, Yardbirds, Hollies. джапанойз): в первую очередь это Boredoms и KK Null. С одной стороны, это вызвало недовольство радикально настроенных фанатов. Однако в андерграунде продолжали работать Hsker D, R. E. M., Meat Puppets.
Одной из немногих хард-рок-групп имевших в тот период мировую популярность, были «Скорпионз», прославившиеся, в первую очередь, своими лирическими балладами: Всегда где-то (Always Somewhere), Все еще люблю тебя (Still Loving You) и др. Слаженная работа ударника и бас-гитариста стала играть намного большую роль, так как теперь они наравне с соло-гитаристом и клавишником участвовали в процессе импровизации и должны были поддерживать плотное, «драйвовое» звучание. Led Zeppelin стали оформителем направления в единое целое. Этот жанр формировался в тесном соприкосновении с панк-роком, хотя несколько отличался от него по выразительным средствам: если даже для прото-панков было характерно жёсткое, бескомпромиссное звучание, агрессивное и примитивное, то первые музыканты «новой волны» были больше ориентированы на поп-музыку, при этом сохраняя самобытность и склонность к экспериментам. Начинает отходить от хардкора к фолк-ориентированному инди группа Lemonheads. Overdrive). Также очень примечательна Avril Lavigne, которая является одной из самых продаваемых исполнителей, выпускающих альбомы в Соединенных Штатах, с более чем 10, 25 миллионами экземпляров, сертифицированными «Ассоциацией Звукозаписывающей Индустрии Америки». Первым альбомом жанра считается дебютная пластинка Public Image Ltd.
Их отводят к сержанту Ейтцу, который рассказывает им, почему нельзя скачивать музыку из интернета бесплатно— в этом случае знаменитости будут вынуждены вести «полуроскошную жизнь», то есть покупать устаревшие личные реактивные самолёты и не дарить маленьким сыновьям острова в Северной Полинезии. Группа является одной из местных героев Канады. Экспериментальная музыка раннего индастриала была неразрывно связана со своеобразной антисоциальной идеологией, которая находила выражение либо в крайне авангардной электронной музыке (Throbbing Gristle, Skinny Puppy), либо в чистом нойзе (Бойд Райс), либо в смешении электронного авангарда с другими жанрами (Coil).
Они сделали то, чего многие канадские рок-группы не смогли сделать за это время. Дэт-металл по праву считается самым тяжелым видом хэви-металла.
Упор был сделан на гипнотические органные партии и (в меньшей степени) оригинальные гитарные партии. Эта двойная природа и обусловливает противоречия, «пилообразность» развития жанра. Серьёзный и спокойный панк-рок играли Fugazi.
На некоторое время грайндкор сумел завоевать сердца меломанов, но вскоре на его место пришли новые музыкальные стили, не отличавшиеся классической грайндкорной «долбежкой» — Heresy, Brutal Truth, Lock Up и т. д. Еще одно металлическое направление представлено стилем дум-металл. К началу 90-х как традиционный панк, так и хардкор и oi. Все остальные «новички» возможно даже не записав ни одного альбома, канули в небытие.
В 90-х получили широкое развитие жанры гранж (появился в середине 80-х), брит-поп (появился в середине 60-х), альтернативный метал (появился в конце 80-х). В дэт-металле много гроулинга и басовых гитарных рифов. Альтернативные группы, как правило издавались на некрупных «независимых» лейблах. При малых составах (гитара, бас иударные) исполнение риффов прерывается обычно только для исполнения соло электрогитары.
В концертных выступлениях некоторых групп встречаются длительные (более 10 минут) инструментальные фрагменты с обилием соло и импровизаций (например, на концертном альбоме Deep Purple 1972 года «Made in Japan»). Скрещивали психоделический поп с рок-саундом Camper Van Beethoven, They Might Be Giants. Рок-музыка (англ. Rock music)— обобщающее название ряда направлений популярной музыки. Несмотря на узость жанра, находились артисты, сумевшие приоткрыть в хардкоре новые грани.
К постпанку в тот же период перешла панк-группа Wire, которая была непопулярна в период активной творческой деятельности, однако задним числом существенно повлияла на постпанк (а также брит-поп и нойз-рок)— в частности, тем, что впервые применила в постпанке электронику. Их хит-сингл «How You Remind Me» достиг вершины в Canadian Singles Chart и Billboard Hot 100, сделав их второй группой, достигнувшей этого положения, после The Guess Who с American Woman в 1970. Одним из главных (а то и самым главным) мастеров, достигших наибольших успехов в подобном экспериментаторстве, был Джими Хендрикс, чья виртуозная гитарная техника послужила образцом для целых поколений рок-музыкантов.
Лидер Big Black Стив Альбини также известен как один из значительнейших инди-продюсеров. 1968 год стал рождением нового музыкального стиля. N. Y., 1975. К 1967 году жанр окончательно сформировался и так или иначе с ним соприкасались все (за редкими исключениями) главные рок-группы того времени.
В 1976 году группа Throbbing Gristle создала лейбл «Industrial Records», положив начало экстремальному музыкальному стилю на основе рока и электроники— индастриалу. Что касается ритмики хард-рока, она тоже сформировалась под влиянием блюза. Они утвердили себя как одна из самых влиятельных групп в Канаде. Некоторые из них тяготели к пограничным жанрам (например Heep и Rooster заигрывали с прогрессивом, Free одной ногой стояли в блюз-роке, а Quo и Foghat наяривали буги), но в целом все они исполняли хард-рок. Термином «британское вторжение» (англ. British Invasion) принято называть проникновение популярной британской музыкальной культуры на территорию США. В некоторой степени получил развитие нойз-рок, представленный bIG fLAME, A Witness.
В концертных выступлениях некоторых групп встречаются длительные (более 10 минут) инструментальные фрагменты с обилием соло и импровизаций (например, на концертном альбоме Deep Purple 1972 года «Made in Japan»). Шотландский исполнитель Донован исполнял мягкий психоделический рок с влиянием фолка. Основатели и самые знаменитые представители стиля— Metallica. Peppers Lonely Hearts Club Band», ставший одним из влиятельнейших в рок-музыке вообще.
В знак протеста против нелегального распространения музыки участники группы «Муп» устраивают забастовку. Вэтом отношении показателен пример британской группы Wishbone Ash, чьи продолжительные, многочастные композиции находятся настилистической грани между прогрессивным итяжелым роком, аих«фирменная» гитарная техника «двойного солирования» вдохновила множество других групп хард-рока, авдальнейшем ихэви-метала. Тексты Bauhaus впервые в жанре стали посвящены мрачным, загробным, вампирским темам, а эпатажная идущая от глэма манера сценического перформанса повлияла на многие готик-группы (Specimen, Alien Sex Fiend). В этом отношении показателен пример британской группы Wishbone Ash, чьи продолжительные, многочастные композиции находятся на стилистической грани между прогрессивным и тяжёлым роком, а их «фирменная» гитарная техника «двойного солирования» вдохновила множество других групп хард-рока, а в дальнейшем и хеви-метала. Электронный мэдчестер стал важной частью рейв-субкультуры. Альтернативный метал— разнородный и эклектичный жанр метала, в котором присутствовали элементы многих других жанров (от инди-рока и гранжа до хип-хопа и фанка), стал популярным и распространённым вскоре после завоевания популярности гранжем.
Некоторые работы групп хард-рока можно отнести и к прогрессивному року, так как «тяжесть» звучания иногда сопровождалась сложными музыкальными партиями, длительными виртуозными соло и импровизациями (особенно на концертах). Рок— это, с одной стороны, рупор молодёжи, музыкальное воплощение раздирающих её противоречивых настроений, конфликта с общепринятыми нормами.
Основываясь на усложнённом психоделическом роке, краут-рок взял намного меньше элементов из классической музыки, но подвергся значительному влиянию немецкого музыкального авангарда середины XX века (в том числе Карлхайнц Штокхаузен). В этот список традиционно попадают «You Really Got Me» группы The Kinks, « (I Cant Get No) Satisfaction» из репертуара The Rolling Stones, а также битловская «Helter Skelter». Как правило, это песни середины 60-х, когда гитаристы еще не использовали «овердрайв», но уже сочиняли так называемые риффы, ставшие основой этого направления музыки несколькими годами позже. Трэш – это начало всех начал в экстремально тяжелой музыке.
Представители других жанров метала, таких как пауэр-метал (Rhapsody of Fire, Kamelot), блэк-метал (Dimmu Borgir, Cradle of Filth) или готик-метал (Lacrimosa) также привнесли элементы симфоник-метала в свою музыку. В США же позиции хард-рока оставились прочными гораздо более продолжительное время. В середине 1960-х появилось еще одно направление в рок-музыке, получившее название «гаражный рок», так как местом репетиций групп были именно гаражи. В 1964 году Боб Дилан также перешёл от акустического к фолк-роковому звучанию, став знаковой фигурой рок-музыки и записав одну из знаменитейших рок-песен «Like A Rolling Stone».
Новый стиль получил название готик-дум-дэт. Помимо этого, творчество Смит послужило основой альтернативной музыки с женским вокалом. Их альбом Silver Side Up был продан в размере более шести миллионов копий (6 раз платиновый) в США и 800 000 копий (8 раз Платиновый) в Канаде.
Несмотря на то, что для инди-группы сложно прорваться в Канаде, поскольку нет общенациональной рок-станции (радио). Так, появляется ряд известных групп, чья музыка основала на блюзе: Free (образована при участии ведущего британского ритм-энд-блюз-исполнителя Алексиса Корнера), Fleetwood Mac, основу которой составляли музыканты, работавшие с другой «иконой» ритм-энд-блюза— Джоном Мейоллом. В этом отношении показателен пример британской группы Wishbone Ash, чьи продолжительные, многочастные композиции находятся на стилистической грани между прогрессивным и тяжелым роком, а их «фирменная» гитарная техника «двойного солирования» вдохновила множество других групп хард-рока, а в дальнейшем и хэви-метала. После того как «музыканты» долго сидели и ничего не делали, к забастовке группы «Муп» присоединяется множество известных исполнителей, включая Бритни Спирс, Оззи Осборна, Мисси Эллиотт, Master P, Blink-182, Metallica, Аланис Мориссетт, Мита Лоуфа, Rancid и группу Скайлера («Властители преисподней») из эпизодов «Кошачья оргия» и «Тимми 2000».
После появления Напалм Дэс на металлической сцене появились продолжатели стиля «грайндкор». hard rock – дословно «жесткий рок», на русский язык обычно переводят как «тяжелый рок») – направление в рок-музыке, характеризующееся специфическими гитарными рифами, тяжелой ритм-секцией и, естественно, громкостью подачи материала во время живых выступлений. Совпадают с понятием «альтернативный рок» наименования колледж-рок и инди-рок первое происходит от популярности альт-рок групп в 80-е годы на небольших радиостанциях при колледжах, второе подчёркивает привязанность к независимым лейблам. Эти работы стали одним из эталонов поп-рок-музыки.
овердрайв (англ. overdrive). Экспериментировали с джаз-роковым звучанием и джаз-музыканты (в частности, Майлз Дэвис). Продолжают развиваться музыкальные направления, зародившиеся ещё в первой половине 60-х. К 1980 г уже отошли от панк-рока либо отодвинулись на задний план многие британские группы, активные в 1977—1979 годах. Звучание R. E. M. Мрачный, тяжёлый и агрессивный постпанк играли The Birthday Party, чей стиль послужил одной из основ поджанра «deathrock» (Christian Death, Theatre Of Ice). Вплоть до настоящего времени Джон Зорн— один из лидеров рок-авангарда.
Последний альбом перед долгим затишьем у The Stooges вышел в 1973 году (в 2000-х годах они воссоединились и выпустили новый альбом), у MC5— в 1971 (хотя музыка последних стала куда мягче, чем в 1969 году). Характерными для жанра стали «мистические» саунд и тексты песен и, нередко, философия хиппи (в частности идеалы любви и пацифизм). В то время музыканты, трудившиеся на ниве психоделии искали новые формы звука и в их арсенале появились такие приемы как овердрайв (перегруз) и дисторшн (искажение). Одним из самых тяжелых направлений считается грайндкор. (иногда индустриальные музыканты сами использовали элементы постпанка) и породил поджанры, получившие распространение в 80-90-х гг. — индастриал-рок и индастриал-метал (Nine Inch Nails, Ministry, KMFDM, Rammstein). Его появление обычно связывают с экспериментами группы Therion в середине 90-х. Наиболее коммерчески успешным стал гибрид ню-метала и рэпкора (тяжёлый саунд и речитатив), представленный Linkin Park и Limp Bizkit.
Вероятно, самой успешной канадской группой десятилетия является Nickelback. Также определённое влияние на рок оказала мартиал-индастриал-группа Laibach. К середине 80-х эта группа эволюционировала от хаотичного хардкора к песням, в которых грязное, тяжёлое гитарное звучание сплеталось с красивыми мелодиями (Гранта Харта и Боба Моулда называют одними из сильнейших композиторов в роке) и нетипичными для панка темами.
Влияние на формирование принципов жанра оказало появление в 1967—1968гг. По сравнению с предшественниками, музыка Nirvana, стала куда более мелодичной (влияние Hsker D и The Pixies). The Beatles уже в ранние годы представляли собой принципиально новое явление в мировой музыке и в рок-музыке в частности— в них соединялись необычайная музыкальная плодотворность и принципиально новый имидж (не просто автор-исполнитель с группой, а четверо ярких личностей, группа, где каждый поёт и каждый способен сочинить хит). Они совершали попытки совместить энергетику панк-рока, музыкальные основы постпанка, фолк-роковые гармонии и гитарные приёмы. Первые ростки стиля, названного «новая волна» (нью-вейв), начали появляться в конце 1974-начале 1975 годов.
При всех различиях в музыке для глэм-рока была характерна единственная общая черта (которая и дала название направлению)— яркий, вычурный грим, театрализованность сценического действа, эффектное, красочное шоу, сопровождающее музыку, андрогинный имидж. рэпкор), Incubus— с фанком, Tool— с арт-роком. Другие наиболее знаменитые и характерные хард-рок-риффы— «Heartbreaker» Led Zeppelin, «Iron Man» Black Sabbath, «Tie Your Mother Down» Queen. В целом хард-рок в начале 1980-х был отодвинут на задний план другой разновидностью жесткой музыки, выросшей на его основе – «хэви метал» (heavy metal).
Хотя в дальнейшем Black Flag эволюционировали в сторону более мрачной, тягучей панк-музыки их первые записи оказали огромное влияние на весь последующий панк-рок. Постиндустриальное поколение музыкантов создало своеобразные стили неофолк и дарк-фолк (известнейшая группа— Current 93). Их музыка и идеология 1966—1967-х годов была откровенно противоположна идеалам хиппи. Такие группы как The Headstones, The Tea Party, Matthew Good Band, Moist, Sloan, The Gandharvas, Change of Heart, Skydiggers, Erics Trip, Limblifter, Salmonblaster, supergarage, Shyne Factory, Doughboys, Crash Test Dummies, The Lowest of the Low, 13 Engines, Odds, I Mother Earth, Big Sugar, Glueleg, Age of Electric, Rymes with Orange, Strapping Young Lad, Bif Naked, Rheostatics, The Watchmen, Moxy Frvous, Rusty, Our Lady Peace, The Philosopher Kings, Junkhouse, Wide Mouth Mason, Pure, Thrush Hermit, cub, The Killjoys, Sandbox, Treble Charger, Big Wreck, The Weakerthans, Propagandhiи The Planet Smashers.
Вслед за ним стали появляться другие видные представители жанра— Sleep (делавшая уклон к дум-металу), Fu Manchu, (из которой позже образовалась Nebula), Monster Magnet (отличительной чертой которых являются наработки спейс-рока), Queens Of The Stone Age (созданная бывшими участниками группы Kyuss). Иногда американские группы становились более популярны за рубежом, чем у себя на родине. По звучанию это направление отличалось крайней тоскливостью и густым «басистым» вокалом. Конец десятилетия отличался удивительным количеством амбициозных инди-рок-альбомов.
Риффы стали отличительной особенностью хард-рока и, позднее, хеви-метала. Знаменитый рифф песни «Роллинг Стоунз» Я не могу получить удовлетворения (I Cant Get No Satisfaction, 1965) также исполнялся на гитаре с искаженным жестким звуком. В середине 1960-х годов, в ходе бесконечных экспериментов со звучанием, появился новый метод усиления гитары, при котором усилительное оборудование перегружалось, что давало в результате мощный рычащий звук— т. н. Особняком среди гаражного рока находятся Monks— группа, чьё оригинальное звучание (хаотическая гитара, фидбэк, безумные тексты, странные аранжировки) не имеет близких аналогов среди рока 60-х. Слаженная работа ударника и бас-гитариста стала играть намного большую роль, так как теперь они наравне с соло-гитаристом и клавишником участвовали в процессе импровизации и должны были поддерживать плотное, «драйвовое» звучание.
В 1967 г начинается карьера знаменитого певца Леонарда Коэна. Параллельно с развитием прог-рока развивался близкий стиль— джаз-рок (джаз-фьюжн). Однако теперь можно заметить начало большого соревнования под названием «Кто тяжелее. » Многие скажут, что Металлика – это вовсе не тяжелый рок и входящие вместе с этой командой в Большую Четверку трэш-метала группы Anthrax, Slayer, Megadeth – тоже. Начинавший сольную карьеру ещё в 60-х певец Скотт Уокер в 90-х и 2000-х записал крайне своеобразные работы, в которых сочетаются поп-музыка, нойз, классическая музыка, электроника. Однако в 1994 году произошло неожиданное событие— два альбома групп Green Day и Offspring добились крупного коммерческого успеха.
Расцвет гаражного рока приходится на середину десятилетия. Идеи рок-оперы были заложены The Pretty Things и The Who. По этой причине принадлежность некоторых стилей музыки к року оспаривается. Использовались элементы джаза (Can), этнической музыки (Popol Vuh). За основу звучания они взяли раннее творчество Black Sabbath.
Новая волна британского панк-рока (UK82) опиралась на наиболее радикальный панк 70-х (Crass и ранний Oi. ). Так, Killing Joke играли на основе постпанковой ритмики более жёсткую, тяжёлую и эклектичную по сравнению с традиционным постпанком музыку, сильно повлиявшую на развитие как альтернативного рока, так и ню-метала 90-х (в особенности их эксперименты на стыке с индастриалом). Вскоре параллельно с хард-роком и хэви-металом начали развиваться более тяжелые стили. У истоков жанра стояла и группа Siouxsie And The Banshees.
Примерно тогда же начинала влиятельная группа The Fall, чьи таинственные вокальные партии и монотонная, тягучая музыка стали основой для последующего развития постпанка. На основе джаза и авангардного блюза (в том числе работ Captain Beefheart) создаёт экспериментальные блюз-рок-альбомы с влиянием кабаре и альтернативного рока Том Уэйтс, обладающий своеобразным тембром голоса. Основателем этого стиля принято считать группу Korn. Для британской музыки того же времени были характерны инновации в области поп-рока. The Beatles, с успеха синглов которых и начался новый этап рок-истории, закрепили успех «высадкой» на американский берег в феврале 1964 года. Вместе с Korn появляются и другие группы «первой волны» ню-метала, которые играли разные стилевые варианты жанра и нередко добивались успеха: Deftones и SlipKnot использовали сочетание брутального саунда и фанка, System Of A Down представила самое необычное сочетание различных музыкальных направлений— хэви-метала, ню-метала, металкора, панк-рока.
Как пример можно привести чрезвычайно знаменитый и узнаваемый и, в следствие этого, заезженный рифф из композиции «Smoke On The Water» группы Deep Purple. Ряд групп, отталкиваясь от идей, заложенных Killing Joke и Wire играли постпанк с использованием электронных инструментов: либо лёгкий, приближенный к электропопу (Depeche Mode), либо тяжёлый, на стыке с индастралом (Fad Gadget, Chrome, Clock DVA из немецкой сцены— D. A. F. ). В конце 1980-х хард-рок в коммерчески ориентированном виде присутствовал в музыке таких групп, как «Ганз-н-Роузис», «Мотли Крю» (Motley Crue), «Бон Джови» (Bon Jovi) и др.
По словам фанатов, благодаря этому риффу композиция стала «гимном» тяжелой рок-музыки. При малых составах (гитара, бас и ударные) исполнение риффов прерывается обычно только для исполнения соло электрогитары. Другие наиболее знаменитые ихарактерные хард-рок-риффы— «Heartbreaker» Led Zeppelin, «Iron Man» Black Sabbath. Наибольшего успеха достигли построк-группы Tortoise, Sigur Ros, Mogwai. Одной из наиболее значительных и влиятельных групп 60-х стали Velvet Underground. Ряд групп «британского вторжения» в большей степени, чем остальные, подверглись влиянию ритм-энд-блюза.
Это привело к взрывному росту канадских групп в эфирах канадских радиостанций. Первыми исполнителями дум-металла стали группы Candlemass, Trouble и Saint Vitus. Быстрые, с необычайной энергетикой Motorhead, которые «присоединились» к NWOBHM, стали основателями ускоренного поджанра спид-метал. Другие наиболее знаменитые и характерные хард-рок-риффы— «Led Zeppelin, «Iron Man» Black Sabbath. Некоторые работы групп хард-рока можно отнести икпрогрессивному року, так как «тяжесть» звучания иногда сопровождалась сложными музыкальными партиями, длительными виртуозными соло иимпровизациями (особенно наконцертах).
В конце 70-х-начале 80-х произошло возрождение и вторая волна популярности музыки рокабилли. Так же как и в психоделии, главенствующим инструментом хард-рока является электрогитара, но наряду с ней часто используются и клавишные (в особенности орган Хаммонда). Как пример можно привести чрезвычайно знаменитый иузнаваемый и, вследствие этого, заезженный рифф изкомпозиции «Smoke OnThe Water» группы Deep Purple. стало основой для стиля джэнгл-поп.
Именно The Beatles со своим синглом «I Want To Hold Your Hand» смогли впервые потеснить в американских чартах американских же исполнителей, положив начало так называемому «британскому вторжению» (англ. British Invasion). В конце 1990-х годов рок-жанры развились до самостоятельных направлений. Характерным для фолк-рока был также социальный подтекст песен. К началу 90-х гг. Иногда в готик-дум-дэт композиции включался женский вокал и даже звуки классических инструментов (например, скрипки).
Первыми наиболее «громкими» коллективами, стоявшими у истоков харда, были Cream, Jimi Hendrix Experience и The Who в Британии, а также Iron Butterfly, MC5, Blue Cheer и Vanilla Fudge в США. Апогеем американской психоделии конца 1960-х стал легендарный фестиваль в Вудстоке, начавшийся 15 августа 1969 и получивший название «Три дня мира и музыки». Вслед за The Beatles обрёл популярность и ряд других британских групп.
Сами идеи «космического рока» использования симфонической музыки, монументальность метала, вычурность тяжёлого глэма предполагали монументальность и в выступлениях. Кроме того, огромную роль в становлении хард-рока (как и всей рок-музыки в целом) сыграл блюз.
Немалый вклад в развитие жанра внесли Нил Янг, Simon Garfunkel, Джони Митчелл. Группой, совмещавшей в своей музыке «грязь» гаражного рока и пафос хард-рока, была английская группа «Стэк Уэдди» (Stack Waddy). Сержант Ейтц вызывает родителей Стэна, Кайла и Кенни и взимает с них 400 долларов штрафа. Стали массоо выпускаться футболки с логотипами известных рокерских банд. Первые группы альтернативного рока появляются в США в начале 80-х гг.
Одним ихосновных мелодических приёмов становится техника риффов— короткие повторяющиеся музыкальные партии гитары. Тем временем Deep Purple успели пережить кризис и благополучно распасться, но их распад породил две не менее мощные банды: детище Ричи Блэкмора Rainbow (откуда впоследствии возник Dio) и проект Дэвида Ковердэйла Whitesnake. Общее увеличение значения ритм-секции становится характерной чертой жанра. Однако была и другая тенденция— новые стили отличались большей по сравнению с музыкой 1960-х патетичностью, масштабностью.
Такие коллективы, как «Зомбиз» (The Zombies) или «Соникс» (The Sonics) увлекались жестким и грязным звуком, предвосхитив этим многие достижения хард- и панк-рока. Одной из первых альт-рок групп были также The Feelies.
Хотя минусы в этом, действительно, были, был и существенный плюс— все, казалось бы, противоположные альтернативные субкультуры (инди, панк, метал, техно) стали сотрудничать и искать новые пути, стремясь противостоять откровенному мейнстриму. Ряд ведущих психоделических артистов ориентировался на «чёрную» музыку— ритм-энд-блюз, соул, блюз-рок. «Телеги» Напалм Дэс отличаются коротким временем звучания (в среднем — менее трех минут) и уникальной злобностью и тяжестью.
Использовать усложнённые музыкальные формы пытались многие психоделические музыканты (The Doors, ранние Pink Floyd). Однако в 1990-х случился прорыв— альтернативная музыка вошла в мейнстрим. овердрайв (англ. Столпами хард-рока считаются такие группы, как «Лед Зеппелин», «Дип Пепл», «Блэк Саббат», «Юрайя Хип» (Uriah Heep), «Бэд Компани» (Bad Company), хотя творчество вышеперечисленных коллективов слишком многогранно для однозначной формулировки.
Однако крупнейшим явлением на альтернативной сцене Британии второй половины 1980-х стала группа The Smiths, популярность которых считается окончанием эры новой волны в Англии.
Среди ключевых групп направления— The Sonics, записывавшие безумные рок-н-роллы с предельно утяжелённой гитарой и саксофоном, The Seeds игравшие более мягкую музыку с использованием органа, а также The Standells, Kenny and the Kasuals, The Music Machine, The Knickerbockers. Тем не менее эти две сцены были крайне близки и само отделение понятия «новая волна» было произведено прежде всего, что станции, которые не хотели ставить агрессивный панк, при этом могли бы крутить более мелодичную музыку вроде Blondie. Слово rock (в переводе с английского «качать», «укачивать», «качаться») в данном случае указывает на характерные для этих направлений ритмические ощущения, связанные с определённой формой движения, по аналогии с roll, twist, swing, shake Такие признаки рок-музыки, как использование электромузыкальных инструментов, творческая самодостаточность (для рок-музыкантов характерно исполнение композиций собственного сочинения), являются вторичными и часто вводят в заблуждение. Соул оказал сильное влияние на Дженис Джоплин, обладательницу уникального «блюзового» голоса, записавшую ряд альбомов с разными составами (в том числе Big Brother the Holding Company).
Другая линия развития мэдчестера— эксперименты с электронными жанрами хаус и техно— привели к появлению группы Happy Mondays, чьи записи на стыке психоделического инди и электронной танцевальной музыки многими считаются «началом 90-х в музыке».
Это были дочери женщин, которые боролись за эмансипацию и равенство в 1960-х годах. В своей сольной карьере во множестве проектов (самые известные— Mr. За время существования рок-музыки её пытались соединить практически со всеми возможными жанрами музыки— с академической музыкой (арт-рок, появился в конце 60-х и более поздний симфо-метал), джазом (джаз-рок, появился в конце 60-х— начале 70-х), латинской музыкой (латино-рок, появился в конце 60-х) индийской музыкой (рага-рок, появился в середине 60-х). Основами роста психоделической культуры стали развитие субкультуры хиппи и наркотики (прежде всего психоделики)— в частности, ЛСД, мескалин и даже марихуана. Они не смогли достичь широкого успеха в Соединенных Штатах, но это не имело значения, так как их канадской фан-базы было достаточно для поддержания долгой и здоровой карьеры, даже спустя 25 лет они дают концерты на больших стадионах. Их классические альбомы 1980-х гг. Наиболее заметным является Arcade Fire, которая получила множество наград, в том числе «Grammy 2011» за альбом года, премию Juno Award 2011 года в номинации «Альбом Года» и премию Brit Brit за лучший международный альбом (третий студийный альбом The Suburbs). Brody E., Brook C. The Music Guide To Great Britain.
В 1981 г. начинает сольная карьера Джона Зорна— выдающегося авангардного музыканта, чья музыка развивала джазовые идеи Фрэнка Заппы, при этом опираясь на достижения классического фри-джаза (Орнетт Коулман, Джон Колтрейн) и используя элементы самых разных стилей— от электроники до хардкора. ХАРД РОК (Hard Rock) (буквально «жесткий рок»), направление в рок-музыке. В истории, правда, сохранились только достойные.
Под определение «хард-рок» в свое время попадала группа «Дорз», чему в немалой степени способствовал весьма брутальный имидж лидера группы, Джима Моррисона (Jim Morrison). Он наглядно продемонстрировал своему поколению, что в популярной музыке можно говорить не только о любви мужчины и женщины, но затронуть и множество других тем, в том числе философских и социальных. Он отличается жестким звучанием и ведет свое начало от команды под названием Possessed.
Пословам фанатов, благодаря этому риффу композиция стала «гимном» тяжелой рок-музыки. В 1970 году записывается знаменитая рок-опера «Иисус Христос— суперзвезда». Отправной точкой прогрессивного рока (синонимом этого термина является арт-рок) принято считать выпуск дебютного альбома King Crimson «In the Court of the Crimson King» кроме него, часто выдвигаются в качестве вариантов «The Aerosol Grey Machine» Van Der Graaf Generator, «Days of Future Passed» The Moody Blues. Первый хит группы «Кинкс» (The Kinks) – Ты по-настоящему завладела мной (You Really Got Me, 1964) – уже практически настоящий хард-рок.