Единство фигур подчеркивается жесткой моделировкой драпировок с гладкими поверхностями. В те годы произошли угрожающие благополучию республики исторические события: Рим был разграблен испанскими войсками, после чего новый папа Климент VII (в миру Джулио Медичи) был вынужден заключить союз с Карлом V против Флоренции. Прибыв в Рим, он провел там много месяцев, прежде чем его заставили за что-либо взяться. – Да, ты лишил его бороды.
Спустя несколько дней вода спала, мрамор, покрытый песком и илом, перевезли на площадь Св. На папский престол вступил кардинал делла Ровере под именем папы Юлия II. Предполагалось, что его украсят 40 статуй высотой больше человеческого роста.
Но из-за сложностей с финансированием проект был остановлен. Это позволяет выбирать несколько точек для обозрения.
Часто спал одетый, «так как измучившись от работы, не хотел снимать, а потом опять надевать платье». Каскадом ниспадают складки ее длинной одежды.
Встречаясь с Микеланджело, папа напоминал ему часто: «Не сделать ли капеллу красками и золотом побогаче, ведь она бедновата». Данный образ широко использовался как художниками, так и скульпторами XV века. За три столетия они совершили больше, чем иные цивилизации – за тысячелетие. Опущенная левая рука придерживает шкуру и в виноградные гроздья.
«Что же можно сказать о четырех историях по углам в распалубках этого свода. Это был один из самых благоприятных периодов в жизни художника. Вскоре, во Флоренции разгораются массовые мятежи против тирании Медичи. Микеланджело предстал тонким колористом: он сумел усилить скульптурное восприятие натуры при помощи цвета и учел большую высоту потолка (18 м), который в XVI в. не мог быть освещен столь же ярко, как это возможно сейчас.
Вакх представлен скульптором в виде обнаженного юноши с чашей вина в руке. В результате были сняты отложения копоти и тусклые цвета уступили место ярко-розовому, лимонно-желтому и зеленому более четко проявились контуры и соотношение фигур и архитектуры. В 1496-1501 годах Микеланджело создал «Вакха». И все же морально-этическая сторона, демократизм проповедей его привлекали.
После длительных переговоров, в Болонье состоялось их примирение. К этому же периоду относится его картина «Мучения святого Антония» (копия гравюры Мартина Шонгауэра).
Статуи Микеланджело хранят свою каменную природу. Кроме того, Микеланджело был горячим поклонником Данте. Сидит он спокойно, опустив голову, скрестив могучие ноги и опершись рукой о колено.
В античном мире человек – лишь игрушка рока. Ее размер (2, 5 м в высоту), сама масштабность, значительность образа властно привлекают внимание зрителя. Тяжесть второго, более высокого этажа умеряется могучими коринфскими пилястрами большого ордера (один из первых примеров применения этого приема в гражданской архитектуре Италии), объединяющего оба этажа. Другие — отодвинуты на второй план, рельеф их ниже и подчеркивает общую пространственность решения.
Слушал его и Микеланджело. Ромен Роллан. Форма той части головы, которая видна в фас, круглая, так что над ушами она превышает полукруг на одну шестую. Светло-карие глаза, постоянно менявшие цвет испещренные желтыми и голубыми точками, широкий прямой нос с горбинкой, глубокие складки от ноздрей к уголкам рта, тонко очерченный рот, слегка оттопыренная нижняя губа. Петра вокруг церкви Санта Катарина, между церковью и проходом к замку. Но (как это случается со многими выдающимися людьми) любовь к мастерству и постоянное упражнение в нем заставляли его искать одиночества, а наслаждался и удовлетворялся этим мастерством он настолько, что компании не только его не радовали, но доставляли ему неудовольствие, нарушая ход его размышлений».
Первое из них – статуя Вакха в человеческий рост, предназначенная для кругового обзора. Изображение Давида перед боем можно считать новаторским, так как многие художники и скульпторы предпочитали изображать его уже после победы над врагом.
Юлий II по совету Браманте, соперника Микеланджело, решил заново построить собор Св. Обычно живописное тондо «Святое семейство» связывают по теме и по времени исполнения с рельефными тондо Микеланджело «Тондо Тадеи» и «Тондо Питти». Павла и св. Ему приходилось заботиться о престарелом отце и непутевых братьях. Более монументальное произведение – мраморная Пьета (Ватикан, собор св. Во Флоренции Микеланджело создал бессмертный образец Высокого Возрождения— статую «Давид» (1501—1504), ставшую на многие века эталоном изображения человеческого тела, в Риме— скульптурную композицию «Пьета» (1498—1499), одно из первых воплощений фигуры мёртвого человека в пластике. Эта статуя была гораздо сдержанней, спокойней, в ней ощущалась одухотворенная задумчивость продольные складки мантии святого выразительно оттенял тяжелый шарф, наброшенный поперек груди и плеч» (Стоун Ирвинг «Муки радости»).
по проекту Я. Сансовино. И статуя герцогов Джулиано и Лоренцо Медичи и помещенные на саркофагах аллегорические фигуры «Утро», «День», «Вечер», «Ночь» имеют одно общее: при всей физической мощи они лишены активного действия. Постепенно этот недуг прошел. Статуи Микеланджело хранят свою каменную природу.
Его длинная борода струится между могучих пальцев. — «Бедненький, — сказал ему тогда Микеланджело, — я помогу твоей нужде» и сразу подарил ему две тысячи скуди, что впору цезарям или великим попам». За несколько дней до смертихудожник уничтожил наброски, рисунки и незавершенные поэмы. Гибель сына она воспринимает как осуществление предначертанного судьбой.
Статуя эта была поставлена в нишу над дверьми Сан Петронио. Дед и прадед Микеланджело считались преуспевающими банкирами, но родители жили бедно. «. Здесь он познакомился с философами Платоновской академии (Марсилио Фичино, Анджело Полициано, Пико делла Мирандола и другие).
Он создал гениальные, титанические произведения и о еще более титанических мечтал. Это должно было быть самостоятельное сооружение в три яруса, которое можно обойти кругом. Во время военного похода воинственного Юлия никто не дерзал ему перечить. Статус мэра не приносил отцу больших денег, но другую работу (физическую) он считал унизительной. Статуи Микеланджело – это титаны, которых твердый горный камень одарил своими свойствами.
В это же время начал он мраморную статую св. После смерти Медичи в 1492 году Микеланджело возвращается домой. Он являет собой образ человека-борца.
Мускулистый патриарх с тревожным взглядом сидит в неглубокой нише. — Он и должен быть старым. Невероятная по напряжению работа сильно подорвала его здоровье.
И семья переехала в родовое поместье, находящееся во Флоренции. Как и «Битва кентавров» «Вакх» тематически непосредственно связывает Микеланджело с античной мифологией, с ее жизнеутверждающими ясными образами. В 1516 году памятник был еще более упрощен. В результате в архитектуре утвердился именно стиль Микеланджело.
В это же время Микеланджело проектирует библиотеку Лауренциана, также во Флоренции. «Слишком долго было бы разъяснять все многочисленные прекрасные и разнообразные выдумки там, где показана вся родословная праотцов, начиная с сыновей Ноя, для доказательства происхождения Иисуса Христа в этих фигурах не перечислить всего разнообразия таких вещей, как одежды, выражения лиц и бесчисленное множество необыкновенных и новых выдумок, прекраснейшим образом обдуманных и нет там ничего, что не было бы выполнено с вдохновением и все имеющиеся там фигуры изображены в прекраснейших и искуснейших сокращениях и все, что там восхищает, достойно величайших похвал и божественно» Вазари. Он становится легендарным Микеланджело, тем самым героем Сикстины, чей титанический образ навсегда останется запечатленным в памяти человечества», — писал об этом периоде жизни и творчества Микеланджело Ромен Роллан. Это не был удобный момент для дружеской встречи. «Мрачные годы.
Его «Давиду», по выражению современников, «удивлялись даже невежды». Теперь биография Микеланджело пополнилась знакомством с молодыми Медичи, которые потом стали римскими папами. В 1505 году Микеланджело был вызван новоизбранным римским папой Юлием II в Рим.
Он скончался 18 февраля 1564 года в Риме в возрасте 89 лет. По характеру своего дарования он был прежде всего скульптор. Они заложили в Микеланджело основы гуманистического мировоззрения и познакомили с флорентийским неоплатонизмом (учением о высоком достоинстве и призвании человека), что повлияло на все его творчество. И вот ввиду огромности работы Микеланджело был вынужден решиться на то, чтобы обратиться за чужой помощью и, вызвав из Флоренции людей, он решил доказать этим произведением, что писавшие до него должны будут волей-неволей оказаться у него в плену и показать, кроме того, современным ему художникам, как следует рисовать и писать красками. Ведь я мало смыслю в науках. ».
Впоследствии он раскаивался в таком тщеславном порыве и свои произведения оставлял анонимными. Здесь перед нами идеальные образы зрелого Возрождения, построенные как на изучении античности, так и на традициях Донателло и его последователей. У последних он фактически отнял власть над Флоренцией и присвоил ее себе. Выражая всеобщий восторг, Вазари писал, что гигантская статуя Давида исполненная Микеланджело, «отняла славу у всех статуй, современных и античных, греческих и римских». Используя для своего замысла архитектуру плафона, Микеланджело создал своей живописью новую — «изображенную» — архитектуру, разделив среднюю часть плафона соответственно оконным плафонам и образовавшиеся прямоугольные поля заполнив сюжетными композициями. Прекрасное, мужественное лицо отмечено печатью необычайного благородства, могучий торс и великолепно моделированные руки и ноги не только выражают физическую мощь, но и подчеркивают силу духа.
Это, однако, не помешало росписям Сикстинской капеллы стать всемирно известными – именно в них Микеланджело впервые проявил неординарное архитектоническое мышление. В своих проповедях, собиравших массу слушателей, Савонаролла яростно обличал пороки клира и тирании, призывая огонь небесный на папу и его приспешников. Он изобразил Марию молодой, но при этом она бесконечно далека от условной красоты и эмоциональной неподвижности готических мадонн этого типа. Он оставляет мраморного блока почти не обработанными, как бы не законченными. Не добившись аудиенции папы и не получив никакой платы за последние месяцы, мастер в 1506 году в бешенстве покинул Рим и вернулся во Флоренцию – без разрешения понтифика, что было невероятной дерзостью.
Однако Пьер Содерини уговорил его явиться к папе (хотя ему этого не хотелось) в качестве должностного лица, обезопасив его титулом флорентийского посла и в конце концов направил его к своему брату кардиналу Содерини, дабы тот представил его папе и отослал его в Болонью, куда уже прибыл тогда из Рима Его Святейшество. Микеланджело в 1488 стал учеником художников братьев Доменико и Давида Гирландайо. Единство исходных факторов творческого метода Микеланджело оборачивается редким многообразием конечных художественных результатов, которым свойственно необыкновенно органичная изначальная внутренняя взаимосвязь, которая в микеланджеловских художественных ансамблях в Сикстинской капелле, в Капелле Медичи спаивает элементы архитектуры и живописи (либо архитектуры и скульптуры) в такую форму синтетической целостности, которая не была достигнута ни одним другим ренессансным мастером. Хотя картина «Мадонна Дони» — это не совсем тондо, в высоту оно чуть больше, чем в ширину.
Одно из них, крепко связанное с идеологией воинствующей католической церкви, вскоре привело к барочному искусству другое, пытавшееся сохранить верность архитектурным идеалам Возрождения и примирить их с новыми общественными требованиями, в свою очередь разделилось на два русла: маньеризм, связанный с аристократической верхушкой (он развивался преимущественно вне Рима) и академизм виньоловского толка, подготовивший появление в Европе стиля «классицизм». В это время Микеланджело получил ответственный заказ от флорентийской синьории (республиканского самоуправления) и возможность создать идеальный образ Давида — юного победителя Голиафа (1501-1504, Флоренция, художественная академия). Одновременно с работой над статуей Давида Микеланджело получил возможность доказать свой талант живописца — еще до установки «Давида» гонфалоньер республики Пьеро Содерини поручил Микеланджело и Леонардо да Винчи две огромные фрески зала Большого Совета в палаццо Веккьо на тему исторических побед флорентийцев при Ангиари и при Кашине. Наверху должны были помещаться два ангела, несущие Юлия II в рай.
Медичи распознает талант Микеланджело и покровительствует ему. Этих людей надо написать так, чтобы каждый из них был подобен Давиду: общий портрет человечества изгнанного из своего, дарованного ему на мгновение Райского Сада. На что Микеланджело отвечал попросту: «Святой отец, в те времена люди золота на себе не носили, а те, что там изображены, слишком богатыми никогда не были, но были святыми людьми, так как презирали богатство». Доминика, работа над которой была прервана из-за смерти начавшего ее скульптора.
Вазари, будучи зависимым от Козимо, вынужден был замаскировать конфликт в своей книге «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» и объяснить уклончивость художника тяжелым климатом республики. Правой рукой он опирается на колено. Склонив голову, Богородица смотрела на своего сына. Вскоре последовал вызов от Юлия II в Рим. В. Лазарев.
Его терзал страх провала, он никогда не был удовлетворен своей работой. Микеланджело принимает участие в этом конфликте и выступает в качестве военного инженера.
Зато симметрично поставленные по сторонам верха лестницы античные группы Диоскуров (вопринимаемые словно авангард всей армии античных скульптур имеющих такое важное значение в общем замысле ансамбля) ясно отмечают воздушную границу площади и окружающего ее пространства. «Он был бодр, -- пишет Вазари, -- и нуждался в недолгом сне, очень часто вставал ночью, страдая бессонницей и брался за резец, сделав себе картонный шлем, в макушку которого вставлялась зажженная свеча». Этим художникам выпала особая судьба.
В «Вакхе» неустойчивость воспринимается по-иному, чем в пластике античного ваятеля. Иоанн» — не сохранились.
Посещение Рима, соприкосновение с античной культурой, памятниками которой Микеланджело восхищался в коллекции Медичи во Флоренции, открытие знаменитейшего памятника античности — статуи Аполлона (позже получившего название Бельведерского, по месту, где статуя экспонировалась впервые), которое совпало с его приездом в Рим — все это помогло Микеланджело проникновеннее и глубже оценить античную пластику. Город принял вызов. Фигура Мадонны создает монументальность произведения, несмотря на его небольшие размеры.
В столь простой деревенской среде прошли его детские годы. На смену вернувшемуся «средневековью Савонаролы» пришла светская республика. Скульптор же подходит к форме изнутри и, взяв ее, пропускает всю ее плоть и материальность через свое существо-принцип учения Бертольдо. Такое вмешательство в работу не могло не тормозить ее, не нервировать художника.
18—22). Самые мрачные и самые величественные в жизни Микеланджело. После смерти Лоренцо Медичина престол взошел его сын Пьеро, который политической недальновидностью разрушил республиканский строй Флоренции. Рассказывают, что незадолго до его рождения, мать упала с лошади.
И если «Битва кентавров» по характеру исполнения ближе рельефам древнеримских саркофагов, то в постановке фигуры «Вакха» использован принцип, найденный древнегреческими ваятелями, в частности Лисиппом, которого интересовала проблема передачи неустойчивого движения. Увиденное потрясло воображение многих людей. Завершенная до мельчайших деталей в отделке мрамора и его полировке, статуя «Моисей» заключает в себе мощный эмоциональный заряд и громадное внутреннее наполнение. И вот почему она прикрывала сына краем своего плаща.
По первому из шести проектов надгробие представляется свободно стоящим сооружением (напоминающим античные квадрифроны), обработанным ордером, арками и нишами для размещения сорока больших (в рост человека) скульптур. Они перекрыты горизонтальным архитравом, покоящимся на ионических колоннах. Наверху находилась бы фигура спящего папы Юлия II.
Петра в Риме, чтобы, как об этом рассказано в другом месте, поместить в нее и гробницу. Он считал, что нет никакой разницы между работой каменотеса и скульптора, а занятие artes mechanicae («механическими искусствами», в это понятие входила архитектура, скульптура, торговля и т. д. ) казалось ему недостойным рода Буонарроти. Но папа смог его уговорить – и этот шедевр обессмертил имя гения. Образ Давида был традиционен во Флоренции. Увы, его вновь ждало разочарование.
К сожалению, город не смог отстоять свои права и в конечном итоге пал. В начале работ он предложил им написать что-нибудь в качестве образца.
Будущий гений эпохи Возрождения происходил из не очень богатой семьи: его отец – Лодовико Буонарроти (1444-1534) был обедневшим дворянином. «Мадонна Дони» Микеланджело и «Св. Это не минутная передышка после напряженного движения, но длительное состояние, вызванное опьянением, когда безвольно расслаблены мышцы. В благодарность он подарил церковнослужителю распятие с лицом Христа. Таким образом, получив основательную подготовку в области рисунка и живописи от первого учителя, Микеланджело наследует мастерство скульптора — от второго.
Затем, нагнувшись к гонфалоньеру, который следил за ним, он сказал: «А ну-ка, посмотрите на него теперь». Можно ли назвать скупцом того, кто, как он, приходил на помощь беднякам и, не разглагольствуя об этом, давал приданое девушкам, обогащал помощников своих по работе и служителей, например, сделал богатейшим человеком слугу своего Урбино. 27), капеллу Сфорца в церкви Санта Мария Маджоре в Риме и много укреплений.
— Скорее меч. Микеланджело подходил к старым канонам вольно и фантазийно, смело нарушая их. Он занимался там в течение одного года. В начале молитвы св.
Посему решил и Микеланджело сделать модель, высказав желание, чтобы только он и никто другой, был главным руководителем архитектурных работ. Согласно мифу, лапифы победили, однако в интерпретации Микеланджело исход битвы неясен. А этот образ нелегко освободить. Работа поглощала все душевные и физические силы творца. В 1501 году Микеланджело возвратился во Флоренцию, где за несколько лет создал ряд скульптурных произведений, в том числе грандиозную по размерам и значению статую «Давид», ставшую символом эпохи Высокого Возрождения.
Внешний облик собора приведен в соответствие с разработкой интерьера: и там и здесь применены пилястры колоссального коринфского ордера (чуть более высокие снаружи), расположенные парами в родственном ритме. Флоренция стала ареной громкого турнира имевшего огромное значение в сфере искусства.
Три фигуры расположены на фоне грубо обработанного мрамора, еще более крупнозернистом, чем у «Мадонны Питти», будто Микеланджело стремился передать ощущение пустыни. Внизу у лестницы сидит мадонна с младенцем на руках (отсюда название рельефа). Лоренцо Великолепный попросил Гирландайо отдать двух своих лучших учеников в эту школу. Давид изображен перед битвой с Голиафом. – Но почему ты оставил у него в целости зубы – все до единого.
Любопытна внутренняя обработка купола перемежающимися кругами и прямоугольниками, а также окна в барабане, остроумно связывающие внешний облик церкви с ее интерьером. Вся эта история послужила в укор кардиналу св.
Среди самых известных его скульптурных работ— «Давид», «Бахус», «Пьета», статуи Моисея, Лии и Рахили для гробницы папы Юлия II. Петра в Риме, была заказана скульптору благодаря поручительству банкира Якопо Галли, который приобрел для своей коллекции статую «Вакх» и некоторые другие произведения Микеланджело. Гуманисты славили земную красоту, возрождая идеалы античного мира. Он смотрит вдаль, как бы общаясь с Богом.
Исполненные мужественной силы, фигуры обнаженных, обрамляющие сцены, свидетельствуют об особенностях вкуса Микеланджело и его реакции на классическое искусство: взятые вместе, они представляют собой энциклопедию положений обнаженного человеческого тела, как это было и в «Битве кентавров» и в «Битве при Кашине». В том, что он нередко проявлял щедрость, по-видимому, не приходится сомневаться. Кроме того, Микеланджело сделал набросок лестницы в нише брамантевского Бельведера (1550 г. ), рисунки для церкви Сан Джованни деи Фьорентини (с 1550 г. ), модель дворца для Павла III (1551 г., не сохранилась), перестроил Порта Пиа (с 1561 г., не окончена) и создал в руинах терм Диоклетиана церковь Санта Мария дельи Анджели (1563—1564 гг. ).
В 1490 он поселился в палаццо Медичи и оставался там до смерти Лоренцо в 1492. Это тондо — одно из редких для Микеланджело лирических жанровых решений. Сам Микеланджело не придавал большого значения точному смыслу аллегорий. Гуманисты славили земную красоту, возрождая идеалы античного мира.
Микеланджело был среднего роста, широкий в плечах, мускулистый. Весь ансамбль проникнут ощущением неуверенности и беспокойства.
Образ ее связан с традицией древнеримского искусства. Но как и в «Битве кентавров», Микеланджело дал здесь свое претворение темы. Он идет вглубь него от передней плоскости блока.
Самое важное то, что художник рисует, как видит, фиксирует на бумаге внешнее впечатление. В отличие от них Микеланджело изобразил момент, предшествующий схватке. Вазари пишет, что Микеланджело долго сопротивлялся встрече и не отвечал на неоднократные вызовы папы в Рим, но в итоге, соблюдая приличия, даже просил у него прощения.
Счастливый Микеланджело — в мастерской своего учителя. Георгия за двести дукатов. Мария сидит в профиль на скамье, направо от лестницы: широкая каменная балюстрада словно бы обрывалась где-то за правым бедром Марии, у ног ее ребенка. Что касается Микеланджело, то он, хоть и гнушался портрета, вылепил статую Юлия II из глины для отливки из бронзы (в три натуры). Лоренцо Медичи окружил себя наиболее выдающимися людьми своего времени.
Пьяного бога вина сопровождает маленький сатир, который лакомится виноградной гроздью. В это же время на Италию нападает французская армия под предводительством Карла VIII. В этой горе он уже различал титанический образ, который молот и резец извлекут из ее громады. Шаг сделан. На ней изображен Давид перед схваткой с Голиафом.
Важнее колорита и красок для него мощная пластика фигур. Выполнена она по его личному архитектурному проекту.
Давид стоит с переброшенной через плечо пращой, сжимая в левой руке камень. На следующий день он опять пошел поговорить с папой, но, когда его не впустили, так как привратник заявил, что ему следует запастись терпением ибо ему приказано не впускать его, один епископ сказал привратнику: «Да ты разве не знаешь этого человека. » — «Слишком хорошо его знаю, — ответил привратник, — но я здесь для того, чтобы исполнять приказания начальства и папы». Микеланджело, -- пишет Кондиви, -- имеет хорошее телосложение, скорее жилистое и костистое.
«Ныне же пусть поражается всякий, сумевший разглядеть в нем мастерство в фигурах, совершенство ракурсов, поразительнейшую округлость контуров, обладающих грацией и стройностью и проведенных с той прекрасной соразмерностью, какую мы видим в прекрасных обнаженных телах, которые, дабы показать крайние возможности и совершенство искусства, он писал в разных возрастах, различными по выражению и по формам как лиц, так и очертаний тел и членам которых он придавал и особую стройность и особую полноту, как это заметно в их разнообразных красивейших позах, причем одни сидят, другие повернулись, третьи же поддерживают гирлянды из дубовых листьев и желудей, входящих в герб и в эмблему папы Юлия и напоминающих о том, что время его правления было золотым веком ибо тогда еще не ввергнута была Италия в несчастия и беды, терзавшие ее позднее» Вазари. «Микеланджело принялся за работу восторженно и поначалу отправился в Каррару с двумя подмастерьями, чтобы раздобыть там весь потребный мрамор, в счет чего он получил во Флоренции от Аламанно Сальвиати тысячу скудо.
Микеланджело изобразил Богоматерь молодой, словно это не Мать и Сын, а сестра, оплакивающая безвременную смерть брата. Для папы Павла III он закончил Палаццо Фарнезе (третий этаж дворового фасада и карниз) и спроектировал для него новое убранство Капитолия, материальное воплощение которого продолжалось, однако, достаточно долго. Приглашает он и Микеланджело. – Твой Фавн слишком стар. Этой огромной теме посвящены тома исследований. «Он был бодр, — пишет Вазари, — и нуждался в недолгом сне, очень часто вставал ночью, страдая бессонницей и брался за резец, сделав себе картонный шлем, в макушку которого вставлялась зажженная свеча».
Обстоятельства заставили его отдать сына на воспитание супружеской паре Тополино, которая жила в той же деревне. В этом высоком рельефе нет ничего от графичности трехпланового построения. Мастерская была тогда просто лавкою, а не парадным салоном, как теперь.
Размеры самих сцен неодинаковы, меняются и масштабы фигур в зависимости от пояса. Мрамор для статуи пожертвовал стесненному в средствах скульптору сам кардинал. Микеланджело родился 6 марта 1475 года в городке Капрезе, недалеко от Флоренции.
Они всегда отличаются монолитностью объема: Микеланджело говорил, что хороша та скульптура, которую можно скатить с горы и у нее не отколется ни одна часть. Исчезли и тонкие масштабные градации внутренних пространств. Микеланджело Буонарроти родился 6 марта 1475 в семье флорентийцев в Капрезе. Выразителен вопрошающий жест ее левой руки.
В этот период созданы рельефы «Мадонна около лестницы» и «Битва кентавров». «Мадонна у лестницы» выполнена в традиционной для итальянских скульпторов ХV века технике низкого, тонко нюансированного рельефа, напоминающей рельефы Донателло, с которыми его роднит и присутствие младенцев (путти) изображенных на верхних ступенях лестницы. Он ни разу не упоминал ее в его обширной переписке с родственниками. — «Теперь мне нравится больше, — сказал гонфалоньер, — вы его оживили». Усыпальница Юлия II так и не была построена в той форме, как ее задумал Микеланджело и эта «трагедия» преследовала его почти 40 лет.
Мы погибли. Микеланджело приписывал такое решение «завистливым козням» Браманте и Рафаэля и свои отношения с папой считал расторгнутыми навсегда. В. Лазарев.
1504–1506, Флоренция, Уффици). Но эпоха Возрождения этим не ограничивается. Одним из самых монументальных произведений художника являются фрески потолка Сикстинской капеллы, о которых Гёте писал, что: «Не увидев Сикстинской капеллы, трудно составить себе наглядное представление о том, что может сделать один человек»56. Единственному сопернику да Винчи — Микеланджело не было в это время и 26 лет.
Точно нередан контраст между безжизненным телом Христа и полной жизни мадонной. Это был новый рубеж в его творчестве, зрелое, монументальное произведение 33-летнего мастера, в котором воплотилась его теологическая программа и соединились все три вида искусства: живопись, скульптура и архитектура. От Бертольдо же идет глубокий интерес молодого Микеланджело к античности.
Микеланджело работал над заказом правительства — картоном к фреске «Битва при Кашине». 16 августа 1501 года был заключен договор.
Группа «Оплакивание Христа», предназначавшаяся для капеллы девы Марии в соборе Св. Микеланджело снова получил покровительство влиятельной семьи. Но разве не кажется вам, что, когда он подымет глаза, ему откроется все, что есть в мире и потому мудрость его отмечена горечью а когда встанет он, выпрямится и пойдет, все придет в движение от его поступи.
— несохранившаяся бронзовая статуя Давида. После того как политические страсти во Флоренции немного поутихли, он вернулся в родной город, где вскоре получил заказ на скульптуры «Святой Йоханнес» и «Спящий Купидон». Петра (рис.
«Некоторые обвиняют его в скупости. Она словно отказывается верить в непоправимую утрату. От Бертольдо же идет глубокий интерес молодого Микеланджело к античности. Над ними находились портреты пап, а свод оставался пустым.
Когда они предстали перед папой, Микеланджело пал на колени. Эта капелла должна была стать монументальным мавзолеем семьи Медичи. Пожалуй, ни одна другая страна на протяжении отдельно взятой эпохи не дала миру такого числа выдающихся мастеров, как ренессансная Италия. Там не хватало двух фигур высотой около локтя: ангела, несущего подсвечник и св. Петра.
Закончена к 1588 г. по проекту Дж. Его правление вызывает нарастающее недовольство широких ремесленных кругов. Его тело наполнено смелостью и отвагой.
Три ночи работал Микеланджело. Среди тесной застройки, окружавшей Капитолийский холм (ныне эта застройка значительно разрежена в связи с возведением в конце XIX в. огромного памятника Виктору Эммануилу), Микеланджело безошибочно выбрал основные оси композиции.
У мальчика, чувствующего настроение матери, тоже таилась в глазах печаль. Обе статуи – «Куридон» и «Св. С «Мадоны Дони» начинается интерес Микеланджело к живописи.
Семья Медичи была богатейшей во Флоренции. И ритм этих складок подчеркивает изгиб неподвижного тела Христа. Ее эсхатологический смысл поражает воображение.
Микеланджело считал себя обязанным приемным родителям за то, что лепить из глины и владеть резцом он научился раньше, чем читать и писать (по сведениям, кормилица была дочерью каменотеса и мальчик, вероятно, помогал их семье в работе). Микеланджело стремился показать готовность граждан встать на защиту республики. Как-то Альдовранди пошел с ним посмотреть на раку св. Бернарда в последней канцоне Божественной комедии говорится: «Vergine Madre, figlia del tuo figlio» – «Богоматерь, дочь своего Сына».
Спроектированный два года спустя вестибюль библиотеки приближается в плане к квадрату. Он ушел в себя, погрузившись в глубокую думу. Но у него, как и у всех флорентинцев, было одно огромное преимущество.
Сооружение гробницы отходило вследствие этого на второй план. Однако окончательная доработка их несколько отличается от первоначального замысла. Но мы знаем со слов Кондиви, что правой рукой папа благословлял, а о левой Микеланджело спрашивал егo, не угодно ли ему держать в ней книгу. И Микеланджело сделал для него картон изображавший св.
Сюжет близок к бытовому жанру. Ее основал флорентийский правитель Лоренцо Медичи.
Совершенная пластика передает напряжение каждого мускула и вздувшихся вен. «После Оплакивания Христа, флорентийского гиганта и картона слава Микеланджело стала такова, что в 1503 году, когда после смерти папы Александра VI был избран Юлий II (а Микеланджело тогда было около двадцати девяти лет), он с большим почтением был приглашен Юлием II для работы над его гробницей, причем подорожных через папских казначеев ему было выплачено сто скудо. Ему предстояло изменить убранство помещения и одновременно само это помещение. На барельефе изображена женщина, сидящая у лестницы и играющие вокруг нее дети. Посему, воодушевленный этим, папа Юлий решил заново перестроить церковь св. Но (как это случается со многими выдающимися людьми) любовь к мастерству и постоянное упражнение в нем заставляли его искать одиночества, а наслаждался и удовлетворялся этим мастерством он настолько, что компании не только его не радовали, но доставляли ему неудовольствие, нарушая ход его размышлений». В этом, пожалуй, основное величие переворота, свершившегося в сознании людей в эту пору.
Франциска, принимающего стигматы, а цирюльник выполнил его весьма старательно красками на доске небольших размеров и живописная работа эта находится ныне в первой капелле церкви Сан Пьетро а Монторио, по левую руку от входа. — Нет. Все это находит отражение в его творчестве. — ответил Юлий II. Таким образом, при жизни собрание его стихов не печатались, а первый сборник был опубликован только в 1623 году его племянником Микеланджело Буонарроти (младшим) под названием «Стихи Микеланджело, собранные его племянником» во флорентийском издательстве «Джунтине» (итал. Giuntine)34. Обман, как и имя настоящего автора скульптуры, вскоре открылся. Петра вокруг церкви Санта Катарина, между церковью и проходом к замку» Вазари.
Эта ось определяет направление ведущей на холм великолепной широкоступенчатой лестницы, начатой еще самим Микеланджело (Разделенная на наклонные ступени с уменьшенными до предела подступенками, эта лестница стала прообразом многочисленных лестниц такого рода в парках итальянских вилл во второй половине XVIв. ). Тем временем подходит 50- летний рубеж, сил не становится больше и Микеланджело все чаще чувствует усталость: «Если я поработаю день, – пишет он в июле 1523 года, – то я должен отдыхать четыре». Он стоит спокойно, уверенный в своей правоте и в грядущей победе. Он подчеркивал, что «архитектурные члены зависят от членов тела.
А личная жизнь. Считалось, что языческая философия и христианские догматы могут быть примирены (это отражено в названии одной из книг Фичино – «Платоновская теология о бессмертии души») что все знания, если они правильно поняты, являются ключом к божественной истине. Сюжет был подсказан Анджело Полициано его смысл – победа цивилизации над варварством. Пятый проект (договор 1532 г. ) еще скромнее и рассчитан на установку надгробия в церкви Сан Пьетро ин Винколи, где оно было завершено в 1545 г. на основании последнего проекта, разработанного шестидесятилетним художником после 1542 г. К тому времени из композиции надгробия уже исчезли последние отголоски темы античных триумфов.
В отличие от Леонардо Микеланджело собирался изобразить на стене дворца Синьории не сцену боя, а купающихся солдат. Как и у Рафаэля, главенствующее место в композиции Микеланджело занимает мадонна. Деятельность его связана в основном с двумя итальянскими городами— Флоренцией и Римом.
Однажды на вопрос Микеланджело: «Что будешь делать, если я умру. » — Урбино ответил: «Пойду служить еще кому-нибудь». Этим художникам выпала особая судьба. Самое важное то, что художник рисует, как видит, фиксирует на бумаге внешнее впечатление. Во время этой поездки на Микеланджело произвели сильное впечатление античные памятники, с которыми он, конечно, уже соприкасался во Флоренции, но не так близко и не так часто, как в Риме, где можно было почувствовать живое дыхание Античности. Каждая из этих фигур индивидуальна и чрезвычайно значительна.
Его правление вызывает нарастающее недовольство широких ремесленных кругов. Подобные образы были включены и в грандиозный проект гробницы Юлия (рис. Парапет, завершающий подпорные стенки площади Капитолия и хорошо видимый при подходе к ней, выполнен также по рисункам Микеланджело. Младенец занимает центральное место, Мария же задвинута в глубину вогнутого тондо.
Уже после установки в соборе Св. Статуи Микеланджело – это титаны, которых твердый горный камень одарил своими свойствами. 25) (начата в 1530г. В этой динамике есть свой смысл и свой исторический пафос.
Измученный и больной Микеланджело вернулся четвертый раз во Флоренцию. Есть в «Мадонне у лестницы» и еще одна черта, которая будет характеризовать многие из произведений художника в будущем — огромная внутренняя наполненность, сосредоточенность, биение жизни при внешнем спокойствии. Пусть никогда и в голову не приходит любому скульптору, будь он художником редкостным, мысль о том, что и он смог бы что-нибудь добавить к такому рисунку и к такой грации и трудами своими мог когда-нибудь достичь такой тонкости и чистоты и подрезать мрамор с таким искусством, какое в этой вещи проявил Микеланджело ибо в ней обнаруживается вся сила и все возможности, заложенные в искусстве. Контрасты в масштабах и расстановка в пространстве отдельных сцен и фигур глубоко продуманны в согласии с единым архитектурно-живописным планом и в результате «пропорции картин ко всей массе потолка выдержаны бесподобно» (Суриков).
Таким образом, виски несколько больше выдаются, чем уши, а уши больше, чем щеки. Однако стоит приглядеться к деталям. Ученик должен создавать нечто новое исходя из старого.
Из этой копии в увеличенном масштабе Микеланджело сделал картину, расписав ее красками. Новым папой – Львом X – стал Джованни Медичи.
К сожалению, папа Юлий оказался непостоянным. Микеланджело завершил свой земной путь в Риме 18 февраля 1564. Тяжелые переживания Микеланджело отразились и в работе над архитектурно-скульптурным ансамблем для капеллы Медичи при церкви Сан-Лоренцо во Флоренции (1520—1534). С поездкой в в Рим и работой там открывается новый этап творчества Микеланджело.
Его отец был высокопоставленным членом городской администрации. В 1542 году, наконец, были устранены рабы и статуи победы. На второй, более высокой платформе, два ангела, один улыбающийся (счастливый присоединить душу папы к числу избранных), другой плачущий (удрученный потерей, понесенной миром), несут гроб с изображением сидящего на нем папы.
Микеланджело в своей группе решительно отходит от привычных установок. Тот же на это ответил, что подумает об этом после, по-другому же сделать нельзя. Одиночество, как у Леонардо, который ведь тоже горел одним желанием. Издание Энзо Ноэ Джирард (Бари, 1960) итал. Enzo Noe Girardi) состояло из трех частей и было значительно совершеннее издания Фрея в точности воспроизведения текста и отличалось лучшей хронологией расположения стихов, хотя и не вполне бесспорной35.
И хотя Микеланджело говорил, что «живопись не его дело», он создал монументальный ансамбль, ставший шедевром итальянской монументальной живописи. Их стихотворная корреспонденция вызывала внимание современников едва ли не самым знаменитым был сонет 60, ставший предметом специального толкования»54. Моисея. Его первый рельеф «Мадонна у лестницы» (1489-1492, Флоренция, Музей Буонарроти), высеченный им в мраморе, когда ему было едва шестнадцать лет, отличается от произведений предшественников пластической мощью образов, подчеркнутой серьезностью трактовки сотни раз использованной темы. И жаждала освободителя. Это была жизнь, посвященная одной великой цели.
Но эпоха Возрождения этим не ограничивается. Анна» Леонард да Винчи Параллель очевидна. Словом, тут крылась возможность создать нечто захватывающее.
Как воплощение скорби человечества воспринимается его фигура. Следы резца и неровные края напоминают нам о камне из которого являются фигуры. У них были слишком разные художественные и человеческие индивидуальности. Тонкая градация лепки форм этого трехпланового рельефа придает ему живописный характер, словно подчеркивая связь этого вида скульптуры с живописью.
Первоначальный проект (1505) предполагал свободно построенное сооружение, символически разбитое на этажи, расшифрованные Панофским: на нижнем этаже проходит последовательность фигур победы (символизирующая человеческую душу в состоянии свободы) и скованных рабов (представляющих душу – «узницу материи»). В этом он предвосхищает последующие столетия» М. Алпатов. Микеланджело изобразил Давида не в виде хрупкого подростка, попирающего отрубленную голову Голиафа, как это делали мастера XV в., а как прекрасного, атлетически сложенного гиганта в момент перед сражением, полного уверенности и грозной силы (современники называли ее terribilita — устрашающая).
Уже в ранних произведениях виден необычайно яркий талант Микеланджело-скульптора, умеющего чувствовать материал, ведь мрамор по-гречески означает «сияющий камень». Микеланджело мыслит, как скульптор, даже выполняя живописные работы.
Семья вскоре перебралась во Флоренцию ее материальное положение было скромным. Это высшая точка творчества молодого Микеланджело. Идеализацию подобного рода использовал Леонардо да Винчи и другие художники. Микеланджеловсий Вакх очень убедительный. Микеланджело в 1488 стал учеником художников братьев Доменико и Давида Гирландайо. А вскоре он получил заказ на «Римскую Пьету», которая быстро стала знаменитой (сейчас находится в соборе Святого Петра).
Папа Юлий остался чрезвычайно доволен росписями Микеланджело. Одних современников это раздражало: Витрувианская академия в Риме называла искусство Микеланджело «варварским». В стране вспыхивает революция. Мы знаем, что к концу жизни Микеланджело был богатейшим человеком. Будто злой рок преследовал мастера и его грандиозный проект. Счастливый Микеланджело – в мастерской своего учителя. Мастер пытался отказаться, заявляя, что он скульптор, а не художник.
Апостола Матфея, вырубленная для Флорентийского собора (1503-1506), — мраморная статуя Мадонны с Младенцем «Мадонна Брюгге» (1504), — два рельефных тондо изображающие также Богородицу — «Мадонна Таддеи», «Мадонна Питти» (1504-1506, Лондон и Флоренция), в которых различная степень законченности используется для создания выразительности образа, — картина «Св. Данная композиция напоминает живопись, но в то же время отличается от нее. В центральная фигура композиции – Мария, сидящая на камне – выполнена наиболее выпуклой.
Состояние города было тревожно. На это указывает желание мастера выполнить ее из дерева (Амманати сделал ее каменной), примененного в отделке зала в таком изобилии. Работая в Садах Сан Марко, молодой скульптор получил разрешение от Нико Бичелини (настоятеля церкви) на изучение человеческих трупов.
Это, без сомнения, значительно органичнее связало бы античную скульптуру с современным итальянским искусством, которое должно было быть представлено лежащими фигурами «Нила» и «Тибра» работы самого Микеланджело (обе предназначались в свое время для гробницы Медичи). 13 сентября в понедельник, рано утром Микеланджело начал работу. Мастер показал зрелое и уверенное владение средствами живописи. «Какую книгу. Флорентийский период Микеланджело был наполнен лихорадочной активностью. Лоренцо Великолепный попросил Гирландайо отдать двух своих лучших учеников в эту школу.
Микеланджело мало занимает момент повествовательности, рассказа, столь обстоятельного у римских мастеров. Там в горах он прожил семь месяцев без каких-либо других денег или пособий и в каменоломнях, вдохновляемый этой массой камня, он замышлял создать много больших статуй, дабы оставить о себе память, как это раньше делали древние. Четкое разграничение и вместе с тем связь архитектурно организованного пространства площади (или системы площадей) с природой (или с окружающим городом) искусный показ сооружений в живописной смене аспектов и с разных уровней, чередование манящих перспектив и полных покоя архитектурных мизансцен — все эти свойства, лежащие в основе непревзойденного обаяния старых итальянских городов и их ансамблей, реализованы в Капитолии более сознательно, чем прежде, с новой динамикой и драматизмом. Одухотворенное лицо юноши погружено в сон, переходящий в сон вечный, — одно из самых прекрасных в творчестве Микеланджело. Главным сооружением ансамбля, расположенным по оси площади и замыкающим ее заднюю сторону, является трехэтажное палаццо Сенаторов, украшенное парадной двусторонней лестницей и увенчанное башней (фасад выполнен Джироламо Ринальди (1592 г. ), башня — М. Лунги Старшим (1579 г. ). Тогда сквозь разрывы по сторонам палаццо Сенаторов он видит уходящие в стороны лестницы, одна из которых ведет к боковому фасаду церкви Санта Мария дельи Арачели, другая к портику на так называемой Тарпейской скале (лестницы и замыкающие их арочные портики построены Виньолой).
Композиция с Богоматерью и мертвым Христом, лежащим на ее коленях, воплощает знаменитые строки Данте: «Дочь своего Сына».
Микеланджело посвятил архитектуре лишь долю своих поистине титанических творческих сил, но достаточно было бы лишь купола собора св. Пьяного бога вина сопровождает маленький сатир, который лакомится виноградной гроздью. Через 4 месяца после начала напряженной работы над «Давидом» наступила тосканская зима, ветер, снег и дождь затрудняли работу Микеланджело, приходилось выковывать быстро притупляющиеся от интенсивной работы инструменты. — кричали они. До 1492 года ее возглавлял Лоренцо, который лично покровительствовал Микеланджело, рано распознав в нем талант с безошибочной проницательностью человека, повидавшего уже не одного гения Возрождения.
Рассказывают, что Микеланджело и отделал его так, что он выглядел древним, чему дивиться нечего ибо таланта у него хватило бы сделать и такое и лучшее. Приблизительно с 1490 до 1492 года Микеланджело находится при дворе Медичи. Обстановка накаляется с выступлениями неистового фанатика, доминиканского монаха Савонароллы.
Флоренция, раздираемая междоусобными фракционными войнами, не выдерживает военного натиска и сдается. 13). Планировалось также сооружение трех гробниц (но были построены только две: для Джулиано, погибшего во время «заговора Пацци» и для его брата Лоренцо Медичи). Он был полон сил и отваги, скоро он соскочит с материнских колен и покинет это надежное убежище, но вот теперь, в эту минуту, он вцепился в руку матери одной своей рукой, а другую прижал к ее бедру.
В искусстве предыдущего века самостоятельность отдельных частей мешала единству целого и кватроченто часто забывало о нем. Микеланджело добился большей простоты и слитности наружной композиции, отказавшись от ордерных галерей и угловых кампанил (во внешнем облике собора это выявило равносторонний крест, лежавший в основе его плана) и объединив основные помещения в общем объеме, завершенном центральным куполом (купол возведен Джакомо делла Порта после смерти Микеланджело, в основном по его модели, но с одним важным отступлением: стрела подъема была несколько повышена). Роспись Сикстинской капеллы – одна из вершин всего ренессансного искусства. Небо же, казалось, улыбалось потому, что душа папы вознеслась к небесной славе.
Так, глядя на гору, целиком сложенную из мрамора, он мечтал, по словам Кондиви, вырубить из нее колоссальную статую, которая была бы видна издалека мореплавателям и служила им маяком. – Ах, это Фавн из моего кабинета. Молодая мать задумчиво улыбаясь, смотрит на игру детей. Рафаэль написал портрет этого воинственного папы. Принцип гуманизма одухотворяет всю культуру и искусство Возрождения.
«Мадонна Питти» перекликается с одной из мадонн Рафаэля зрелого римского периода — «Мадонной в кресле». В действительности в изменениях проекта сказались прежде всего феодально-католическая реакция и порожденный ею у художника глубокий пессимизм.
В античном мире человек — лишь игрушка рока. Вершинами скульптурного творчества Микеланджело наряду с «Моисеем» можно рассматривать его «Рабов», вносивших яркую героическую ноту в первоначальное решение надгробия. В 1897 году вышло издание немецкого искусствоведа Карла Фрея (нем. Karl Frey) «Стихи Микеланджело, собраны и прокомментированы доктором Карлом Фреем» (Берлин)36.
Это была жизнь, посвященная одной великой цели. Не исключено, что некоторые из его самых поразительных по силе воздействия произведений, которые кажутся «неоконченными», могли быть намеренно оставлены такими, так как именно на этой стадии «освобождения» форма наиболее адекватно воплощала замысел художника. -- Урбино ответил: Пойду служить еще кому-нибудь.
В руках его, прижаты к телу — скрижали с Десятью Заповедями. Точное название скульптурной группы — «Битва кентавров с лапифами». Всю левую часть барельефа занимают тяжелые лестничные ступени.
Даже копии этой статуи не дошли до нас. Анной». В 1513 году умер Юлий II. Три дня потребовалось, чтобы доставить «мраморного гиганта» к месту назначения.
К сожалению, была выполнена лишь его подробная модель.
Джорджо Вазари, первый официальный биограф Микеланджело, писал, что «Давид» «отнял славу у всех статуй, современных и античных, греческих и римских»4. Микеланджело ответил, что он увещевает болонский народ вести себя благоразумно. После смерти Антонио да Сангалло Младшего Микеланджело в 1546 г. получил сразу три архитектурных поручения: окончание собора св. Поза его неустойчива.
Но у него, как и у всех флорентинцев, было одно огромное преимущество. А личная жизнь. Его отец был градоправителем или по-другому подеста. Петра скульптурной группы «Пьета», стало очевидно превосходство Микеланджело над остальными современными ему скульпторами. – Оттуда же, откуда берется все искусство.
Едва ли можно представить более напряженные, сконцентрированные и выразительные образы исполненные трагизма и эсхатологических предчувствий, что отражало общее состояние тревоги, царившее в республике. Увидев снизу написанное, Микеланджело обратил внимание на недостаточность масштаба и перегруженность деталями первых композиций — «Потопа» и «Истории Ноя». После смерти Лоренцо Медичи к власти во Флоренции приходит его сын Пьеро, который не считал нужным сохранять даже видимость республиканского строя, столь дорогого жителям Флоренции. Но Микеланджело не мог себе позволить отдых, зачастую даже спал по ночам на рабочем месте. Недаром, когда Доменико возвратился и увидел рисунок Микеланджело, он заявил: «Ну, этот знает больше моего» — так он был поражен новой манерой и новым способом воспроизведения натуры, которым по приговору неба был одарен этот юноша в возрасте столь нежном, да и в самом деле рисунок был таков, что большего нельзя было бы и пожелать от умения художника, работавшего уже много лет.
Возможно, в это время были созданы «Мадонна у лестницы» и «Битва кентавров». В барельефе «Мадонна у лестницы» узнается влияние Донателло, прослеживаются элементы зрелого Микеланджело. Еще более противоречивое впечатление производят стены вестибюля трехчетвертные колонны заглублены в стену и так же неоправданы, как и консоли под ними контрастное применение темно-серого и белого цветов не способствует (в отличие от интерьеров Брунеллеско) ясности композиционного замысла и производит резкое, почти суровое и в то же время беспокойное впечатление. В числе любимых литературных произведений гения была «Божественная комедия» Данте, которую он почти всю знал наизусть. Франциск (1496-1497), — статую «Купидон» (1496-1497).
Раб, рвущий путы изображен в резком повороте, подобно Евангелисту Матфею. Петра). И если в тематике «Битва кентавров» существует связь искусства Микеланджело с одним из его истоков — античной пластикой и, в частности, с рельефами древнеримских саркофагов, то в трактовке темы ярко выражены новые устремления.
« Вещи эти возбудили желание у кардинала Св. делла Порта). Взгляд Марии не настолько печален, насколько торжественен.
Кроме того, Микеланджело был горячим поклонником Данте. «Если вы не видели этой статуи, — писал Стендаль, — вы не имеете понятия о возможностях скульптуры». Один из самых патетических образов капеллы — пророк Иезекииль. Папа оставил в банке мессера Антонмариа да Линьяно тысячу скудо на завершение статуи и по прошествии шестнадцати месяцев, которые Микеланджело над ней промучился, она была помещена во фронтоне переднего фасада церкви Сан Петронио, как об этом уже говорилось. В этом, пожалуй, основное величие переворота, свершившегося в сознании людей в эту пору. На отдельные богословские воззрения из нее мастер опирался в своих творениях.
Некоторые исследователи видят в этом переход художника от «языческого» культа красоты и платонизма к «строгой», т. е. церковной религиозности.
Они ошибаются. Он весь сосредоточенность и ожидание. Мадонна склонилась вправо, чтобы взять Младенца, сидящего на колене Иосифа. Также он дружил с Джованни (второй сын Лоренцо, будущий папа Лев Х) и Джулио Медичи (внебрачный сын Джулиано Медичи, будущий папа Климент VII20).
По утверждению Кондиви, Микеланджело испытывал к проповеднику самое глубокое уважение. Пропорции этой фигуры более стройные. Ведь еще ничего не произошло.
Часто спал одетый, «так как измучившись от работы, не хотел снимать, а потом опять надевать платье». – А ученик. Микеланджело — гениальный скульптор, художник и архитектор — был одним из последних «универсальных людей» Возрождения, со всей страстностью своего темперамента преданным передовым идеалам итальянского гуманизма — не только эстетическим, но и общественным. Потребовалось 70 повозок для его погрузки.
«Микеланджело посвятил себя смолоду не только скульптуре и живописи, но и тем областям, которые либо причастны этим искусствам, либо с ними связаны и делал он это с таким рвением, что одно время чуть ли не вовсе отошел от всякого общения с людьми. Его голова повернута влево, как и у Давида. Идеализацию подобного рода использовал Леонардо да Винчи и другие художники.
— воскликнул Лоренцо. В идеале он стремился к синтезу всех трех искусств. Благодаря архитектонические членения композиции плафона достигается прекрасная обозримость каждой фигуры и сцены в отдельности, а также единство всей гигантской росписи в целом фрески воспринимаются как величественный гимн духовной и физической красоте человека, как утверждение его необозримых творческих возможностей. Количество осуществленных произведений сильно уступает задуманным им.
В ансамбле Капитолия (как и в замысле завершения палаццо Фарнезе) Микеланджело проявил себя замечательным градостроителем.
«Не родился еще человек, который, подобно мне, был бы столь склонен любить людей», – писал о себе великий итальянский скульптор, художник, архитектор и поэт Микеланджело. В Риме, где он обосновался, художник становится эмигрантомреспубликанцем, предпочитавшим общество таких же изгнанников, как и он сам. И лишь понемногу он опять привык читать, глядя перед собой вниз». По обеим сторонам площади, сужающейся к ее открытой (это расположение обусловлено античными руинами, включенными в палаццо Консерваторов, но отвечает композиционным принципам, заложенным Росселино в центральном ансамбле Пиенцы), обращенной к подходу стороне, симметрично поставлены двухэтажные здания с одинаковыми фасадами.
Расчистка и реставрация росписи начались в 1980. В люнетах можно видеть фигуры, не связанные с библейскими текстами.
Он создал гениальные, титанические произведения и о еще более титанических мечтал. Представленные в напряженно-драматических позах «Рабы» как бы и сами пытаются вырваться из сковывающей их каменной массы. 31 октября 1512 г. Сикстинская капелла была открыта для обозрения. Это издание было неполным и содержало определённые неточности31.
Ей словно тесно в отведенном пространстве, голова ее выступает за пределы круга. Павла. Он знакомится с великолепной коллекцией античных памятников, собранной Лоренцо.
«Но если присмотреться к следующему за ней пророку Исайе, увидишь, что все черты его поистине взяты из самой природы, подлинной матери искусства и увидишь фигуру, которая, будучи вся отлично проработана, может одна научить всем приемам хорошего живописца: пророк, сильно углубившись в свои мысли, скрестил ноги и одну руку заложил в книгу, отмечая то место, где остановил свое чтение, локоть другой поставил на книгу, подперев рукой щеку, а так как его окликнул один из путтов, что сзади него, он повернул к нему только голову, ничем не нарушая всего остального». Он занимал должность городского советника (подеста) в Капрезе, а затем и в Кьюзи, позднее стал управляющим флорентийской таможни. Однажды на вопрос Микеланджело: Что будешь делать, если я умру. На следующий день Тибр вышел из берегов, белоснежные мраморные блоки были затоплены водой. Бернарда в последней канцоне Божественной комедии говорится: «Vergine Madre, figlia del tuo figlio» – «Богоматерь, дочь своего Сына». Петра. Обстановка накаляется с выступлениями неистового фанатика, доминиканского монаха Савонароллы.
Могучий старец сидит, скрестив ноги. Через год Микеланджело поступает в художественную школу «Сады», находящуюся при монастыре в Сан Марко. Лишь одно из них — палаццо Консерваторов — частично получило новый внешний облик при жизни мастера, другое — Капитолийский музей (сокровищница античной скульптуры, на плане слева) — было закончено в XVII в. По всей длине боковых зданий на высоте первого этажа устроены глубокие портики.
Лоренцо Медичи окружил себя наиболее выдающимися людьми своего времени. Тогда Микеланджело, боявшийся гнева папы, да и было чего бояться, тотчас же, не мешкая, доделал чего не хватало и, убрав оставшиеся подмостья, раскрыл все утром в день Всех Святых так, что папа отправился в капеллу, чтобы на месте же отслужить мессу, к удовлетворению всего города.
«Мадонна Бартоломео Питти» выполнена в виде тондо, вогнутого блюдца, в отличие от нежной и лиричной «Мадонны Таддео Таддеи» заключает образ исполненный величия и монументальности. Некоторые критики находят тондо «Мадонна Дони» слижком резкой по цвету.
Все считают, что фавны наполовину козлы. – А разве не должен копиист копировать. При всей своей универсальности Микеланджело наиболее знаменит в качестве скульптора. Лагерь маньеристов, напротив, восхищался его работами. Для оплаты транспортировки первой части мрамора Микеланждело пришлось занимать деньги.
В противоположность, другое тондо, «Мадонна Таддеи» излучает жизнерадостность. Считалось, что языческая философия и христианские догматы могут быть примирены (это отражено в названии одной из книг Фичино – «Платоновская теология о бессмертии души») что все знания, если они правильно поняты, являются ключом к божественной истине.
В Венеции он живет до 1494 года, а потом в снова переезжает в Болонью. Уже современники называли статую «Скованного раба» «Восставшим рабом» — настолько явно воспринимается здесь титанический порыв к свободе.
Напоследок он произнес лаконичную фразу, свойственную для него: «Я отдаю душу Богу, тело – земле имущество – родным». Гениальным чутьем великий мастер глубоко сознавал разницу в направлении античного искусства и современного ему. Слушал его и Микеланджело.
В начале своего творческого пути Микеланджело выступает, прежде всего, как скульптор. Доминика, работа над которой была прервана из-за смерти начавшего ее скульптора.
«Не родился еще человек, который, подобно мне, был бы столь склонен любить людей», — писал о себе великий итальянский скульптор, художник, архитектор и поэт Микеланджело. Папа Юлий во что бы то ни стало стремился вернуть скульптора. Вход и выход был устроен с торцов прямоугольной гробницы через ниши, внутри же было нечто вроде храма овальной формы, в середине которого стоял саркофаг, предназначенный для тела папы. Статуя опьяневшего Вакха в человеческий рост предназначена для кругового обзора. Так, если в ансамблях кватроченто зритель обычно уже «с порога» видит между зданиями перспективу улицы или ясные дали, то на Капитолии он может удовлетворить свое любопытство, лишь миновав центр площади, когда перед ним раскроются новые объекты интереса, а с ними и новые качества ансамбля. Петра в капеллу Девы Марии, целительницы лихорадки, там, где раньше был храм Марса. Все это как будто правдоподобно и, однако, не исчерпывает содержания знаменитой росписи.
Сохранился только один вполне достоверный образец станковой живописи Микеланджело: знаменитое тондо (круглая картина) «Мадонна Дони» (ок. В ней он занимался общим проектированием помещения, во многом в стилистике Брунеллески. Скульптор выговорил два года, считая от 1 сентября.
В начале молитвы Св. Там он из нескольких кусков целиком выполнил одну сторону гробницы» Вазари. Значение этих композиций он подчеркнул написанным, дающим иллюзию сильно выступающего, карнизом, под которым в нишеобразных тронах, между распалубками, разместил чередующиеся гигантские фигуры ветхозаветных пророков и языческих сивилл (пророчиц), восседающих на тронах. Ему больше были по душе Джотто и Мазаччо, то есть те художники, в работах которых было ярко выражено монументальное и скульптурное начало (сохранились учебные копии Микеланджело с их работ).
Лоренцо Медичи окружил себя наиболее выдающимися людьми своего времени. Здесь же Микеланджело исполнил три небольшие статуи для гробницы Св. А у козлов выпадают зубы. Главное место в рельефе принадлежит Мадонне, величавой и серьезной.
«Некоторые обвиняют его в скупости. В 1488 году отец смирился с наклонностями сына и поместил его учеником в мастерскую к художнику Доменико Гирландайо18. Можно сказать, что именно с этих работ начинается формирование батального жанра. Разве он не копиист.
История создания этой скульптуры такова: юный Микеланджело был приглашен во дворец Медичи для того, чтобы посмотреть на доставленного туда накануне из Малой Азии Фавна. В этом, несомненно, сказался передовой характер скульптуры Микеланджело. Одиночество, как у Леонардо, который ведь тоже горел одним желанием. При дворе Медичи Микеланджело становится своим человеком и попадает в круг просвещенных поэтов и гуманистов. Народ требовал соблюдения своих прав и получения свободы от диктата.
Из души художника. Оторвавшись от чтения, она смотрит в сторону, погруженная в свой внутренний мир. Иеремия — глубоко задумавшийся скорбный старец. В первое же мгновение перед этой картиной испытываешь беспредельное восхищение.
Вазари сообщает такой факт: когда Микеланджело узнал, что авторство «Пьеты» приписали другому мастеру, он выбил свое имя на поясе Богоматери. Страстный коллекционер, большой любитель искусства, Лоренцо не мог не оценить способностей молодого скульптора. Однако снятие лесов имело и свои положительные результаты. Только в 1531 году Микеланджело возобновил свой проект капеллы.
Пирамидальный верх мавзолея увенчивался саркофагом со скульптурными изображениями папы. Оригинальную рамку разработал, вероятно, сам Микеланджело. В это время Микеланджело создает свое бессмертное произведение — капеллу Медичи.
Сам он говорил, что не является архитектором, как, впрочем и живописцем. «Умирающий раб» побежден, он словно пытается подняться последнем скорбно-патетическом душевном взлете, но в бессилии замирает, склонив голову под заломленной назад рукой.
Эта тема была популярна в эпоху Ренессанса, но здесь она трактуется достаточно сдержанно. Как сказал один исследователь: «Микеланджело опередил свой век даже в своих ошибках».
И все же морально-этическая сторона, демократизм проповедей его привлекали. Шаг сделан. — Мне показалось, что без бороды будет лучше. У них были слишком разные художественные и человеческие индивидуальности. – Я этого не видал. Мастерская была тогда просто лавкою, а не парадным салоном, как теперь.
Семейство» известная под названием «Мадонна Дони» (в галл. Единство исходных факторов творческого метода Микеланджело оборачивается редким многообразием конечных художественных результатов, которым свойственно необыкновенно органичная изначальная внутренняя взаимосвязь, которая в микеланджеловских художественных ансамблях в Сикстинской капелле, в Капелле Медичи спаивает элементы архитектуры и живописи (либо архитектуры и скульптуры) в такую форму синтетической целостности, которая не была достигнута ни одним другим ренессансным мастером.
Петра (руководство работами — с января 1547 г., окончание главного барабана и изготовление терракотовой модели купола в 1557 г., деревянной модели в 1558—1561 гг. ) окончание строительства палаццо Фарнезеи реконструкция площади и дворцов на Капитолии, которые были завершены после смерти мастера (новый цоколь для статуи Марка Аврелия — 1538 г. начало строительства дворцов — 1560 г. ). Уффици) (1503-1505). Обнаженное тело Христа контрастирует с пышными, богатыми светотенью одеждами Богоматери.
В этой динамике есть свой смысл и свой исторический пафос. Известно, что в это время Пьетро Торриджано, который тоже был учеником Бертольдо, поссорившись с Микеланджело, ударом в лицо сломал нос парню21. Микеланджело приступил к работе с огромным энтузиазмом. — Скульптор не копиист. Петра и ансамбля Капитолия, чтобы поставить его в ряд крупнейших зодчих эпохи.
Работа над огромным потолком капеллы (40, 23 х 13, 41 метра) длилась четыре долгих года – с мая 1508-го по октябрь 1512 года. В них ясно проявляется характерная для него особенность работы с мрамором. Об этом сообщают оба биографа – Вазари и Кондиви, – и сведения выглядят правдоподобно. Он зарабатывал в 50 раз больше обычного рабочего. «Умирающий раб» выражает тему сломленного сопротивления, полного покоя, забытья.
Его сопровождал один из епископов кардинала Содерини ибо сам кардинал был болен и пойти туда не мог. По своей отточенности и тонкости она соперничает с лучшими произведениями Бернини. Принцип гуманизма одухотворяет всю культуру и искусство Возрождения.
Начиная с 1530-х годов в архитектуре Рима все яснее намечаются два течения. Вдруг на берег выбежали часовые.
Печальная женщина избранная и обрченная, она предвидит крестные муки сына. Он знакомится с великолепной коллекцией античных памятников, собранной Лоренцо.
Вслед за ярким возвышением Савонаролы последовало столь же ошеломительное падение. «Оплакивание Христа» и ныне неотразимо воздействует совершенством и глубиной художественного решения. Главным мастером в ней был скульптор Бертольдо ди Джованни. Его тело было тайно вывезено во Флоренцию и погребено в церкви Санта-Кроче.
Было решено поставить ее перед палаццо Веккио на том месте, где стояла статуя «Юдифь» Донателло. Скульптор считал, что все его работы недостойны Господа Бога. Глаза его опущены. Преимуществом этой школы было то, что ученики ее, свободные от цеховой обстановки и необходимости помогать учителю в исполнении заказов, получали возможность, осваивая мастерство, развивать свою индивидуальность. Вступив в мятежную Пизу с войсками, Юлий II посеял страх в Флорентийской Синьории.
Самое раннее детство будущий художник провел в Сеттиньяно, где у отца было небольшое имение. — На нас напали пизанцы. Семья вкладывала большую часть его доходов в недвижимость. Глыба имела девять футов высоты. Отчасти это произошло из-за накалившейся политической обстановки, требовавшей участия Рима в междоусобной войне, но отчасти и из-за интриг, которые развязали против Микеланджело его враги (по слухам, среди них был и Браманте).
— желая сказать этим, что Болонья ближе к Флоренции, чем Рим. Однако обстоятельства не благоприятствовали его осуществлению и после завершения трех статуй для гробницы двух «Рабов» и «Моисея» труд мастера был прерван.
Увидев Фавна, юноша был потрясен и принялся рисовать его. Фон для статуй образует многочастная архитектурная композиция из филенок и ниш в несколько ярусов вокруг главной арочной ниши алтаря (архитектор Андреа Бреньо). Вазари написал о значении фигуры Давида для Флорентийской республики: Микеланджело «создал Давида в знак того, что он защитил свой народ и справедливо им правил, – так и правители города должны мужественно его защищать и справедливо им управлять».
Первое пребывание Буанаротти в Риме продолжалось пять лет и в конце 1490-х годов создал два крупных произведения: — статую «Вакх» (1496-1497, Национальный музей, Флоренция), отдавая своеобразную дань увлечению античными памятниками, — группу «Оплакивание Христа» или «Пьета» (1498-1501, собор св. И Микеланджело Буонарроти (Микеланджело ди Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони, 6 марта 1475 года, Капрезе – 18 февраля 1564 года, Рим) был одним из наиболее выдающихся среди них. В 1503-1506 гг. В нем и отчаяние и вопрос. Главное для скульптора — возможность показать героику человека, раскрывающего в битве свою духовную мощь и физическую силу.
Время подтвердило слова Галли, оказавшегося дальновидным и тонким ценителем искусства. Мадонна у Микеланджело не изображена хрупкой или слабой, ее душа не наполнена болью. — Лоренцо рассмеялся. За «Давидом» следовали: — теперь утраченный картон «Битва при Кашине» или «Нападение пизанских воинов на купающихся флорентийцев» (1503-1506), долго служивший для художников школой рисунка человеческого тела, — незаконченная статуя св. Микеланджело добыл мрамор, количество которого изумило весь Рим.
Из 40 задуманных фигур из мрамора были высечены скульптуры «Моисея», «Связанного раба», «Умирающего раба», «Лии». Вернувшись же в свою мастерскую, он в два часа ночи сел на почтовых, приказав двум своим слугам распродать все домашние вещи евреям и затем следовать за ним во Флоренцию, куда он уезжает. Именно этим рельефом юный скульптор во всю силу заявил о новаторстве своего метода. Он имел постоянно перед глазами образцы первоклассной архитектуры, которые приучали человека с юношеских лет понимать и ценить красоту пропорций и совсем особый строй архитектурного языка».
Уже на пятнадцатый день мастер закончил глиняную модель. Картину «Мадонна Дони» он создает в полном согласии со своими более ранними рельефами. Микеланджело поспешил в город, который почитал как свою родину.
Среди его архитектурных свершений— проект купола Собора Святого Петра, лестницы библиотеки Лауренциана, площадь Кампидольо и другие. Главная его работа 1530-х годов – огромная фреска «Страшный суд» на алтарной стене Сикстинской капеллы, над которой мастер трудился около шести лет (1535-1541). Леонардо было в это время за 50 лет, он уже создал «Тайную вечерю» и «Мону Лизу» и уступал первенство в скульптуре Микеланджело. Для него скульптура была искусством «вычленения» или освобождения фигуры, заключенной в каменном блоке.
– А откуда берется новое.
Обнаженное тело Христа контрастирует с пышными, богатыми светотенью одеждами Богоматери. «Он был гражданином Флоренции — Флоренции мрачных дворцов и стройных, как копья башен, за которыми идет волнистая и четкая гряда холмов, тончайшим узором врезанная в густую лазурь небес, с черными веретенами низкорослых кипарисов и струисто-серебряной перенязью трепещущих от ветра маслиновых рощ Флоренции изощренного изящества, где бледный, саркастичный Лоренцо Медичи и большеротый лукавый Макиавелли любовались воочию Весной и бескровными златовласыми Венерами Ботичелли горяченой, спесивой, беспокойной Флоренции, легко становящейся добычей любого фанатизма, то и дело сотрясаемой религиозной и социальной лихорадкой, гле каждый был свободен и каждый был тиран, где так хорошо было жить и где жизнь была адом уроженцем города, сыны которого умны, нетерпимы, умеют и восторгаться и ненавидеть, остры на язык. » Ромен Роллан. Над церковью в прошлом уже работал Филиппо Брунеллески: он не только возглавил общую перестройку, но и возвел усыпальницу для отдельных членов семьи Медичи (Старую сакристию). Статуя выполнена из мрамора и впервые была показана широкой публике во Флоренции 8 сентября 1504 года. Мраморный рельеф Битва кентавров (Флоренция, Каса Буонарроти) имеет вид римского саркофага и изображает сцену из греческого мифа о битве людей лапифов с полуживотными кентаврами, напавшими на них во время свадебного пиршества. Достаточно вспомнить, что в 1527 году произошел практически полный разгром Рима германскими войсками.
Художник отрешился от всего, ни с кем не встречался и погрузился исключительно в роспись: «Я не забочусь ни о здоровье, ни о земных почестях, живу в величайших трудах и с тысячью подозрений». Для гробницы этой Микеланджело при жизни Юлия и после его смерти закончил четыре статуи и восемь оставил незаконченными, о чем будет рассказано на своем месте. По утверждению Кондиви, Микеланджело испытывал к проповеднику самое глубокое уважение. Во время последнего пребывания в Риме Микеланджело выполнил свою вторую грандиозную живописную работу в Сикстинской капелле — фреску «Страшный суд» на алтарной стене (начата в 1533 г., картон был готов в 1535 г., окончена в 1541 г. ).
С надеждой устремился скульптор туда.